Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение практики подготовки специалистов для гостиничного сервиса показало, что процесс профессиональной подготовки квалифицированных специалистов для гостиничного бизнеса, а также работников туристических фирм во многих регионах находится на начальной стадии. Большинство работников гостиничного бизнеса в течение 10−15 лет не проходили соответствующую переподготовку. Образовательный процесс… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Требования к специалистам среднего звена для гостиничного сервиса
  • 1. 2. Модель подготовки специалиста для гостиничного сервиса, основанная на модели деятельности, с учетом современных требований отрасли, ГОС СПО и регионального рынка труда
  • 1. 3. Научно — теоретические основы разработки комплексного учебнометодического обеспечения подготовки специалистов в ССУЗ
  • Выводы по главе
  • Глава II. Экспериментальная проверка эффективности комплексного учебно-методического обеспечения подготовки специалистов среднего звена для гостиничного сервиса
    • 2. 1. Содержание и структура комплексного учебно-методического обеспечения подготовки специалистов для специальности
  • Гостиничный сервис"
    • 2. 2. Содержание и структура комплексного учебно-методического обеспечения специальных дисциплин
    • 2. 3. Экспериментальная проверка комплексного учебно-методического обеспечения подготовки специалистов среднего звена для гостиничного сервиса
  • Выводы по главе
  • Комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Наметившиеся новые тенденции в инфраструктуре экономики России сопровождаются изменениями профессионально-квалификационной структуры профессий, потребляемых рынком труда. Неуклонно растет спрос на специалистов сферы сервиса. Особо важное место в современной экономике страны начинает занимать туризм: развивается его инфраструктура, главным компонентом которой является гостиничная индустрия.

    Индустрия туризма и гостеприимства является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтеперерабатывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского рынка. При этом по темпам роста число занятых рабочих в сфере туристского обслуживания опережает другие отрасли экономики.

    Сфера образования, откликаясь на общественные проблемы, обязана и способна оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживая и находя возможности для решения назревающих социальных проблем. Значительное внимание в этом процессе уделено среднему профессиональному образованию, а именно его опережающему развитию.

    Изучение практики подготовки специалистов для гостиничного сервиса показало, что процесс профессиональной подготовки квалифицированных специалистов для гостиничного бизнеса, а также работников туристических фирм во многих регионах находится на начальной стадии. Большинство работников гостиничного бизнеса в течение 10−15 лет не проходили соответствующую переподготовку. Образовательный процесс в области гостинично-туристского бизнеса осуществляется в различных учебных заведениях (частных, негосударственных коммерческих и т. д.), многие из которых самостоятельно определяют содержание образования в определенной его части: выбирают формы и методы обучения, методы и критерии контроля и т. д. Все это способствует разобщенности образовательных учреждений, отсутствию единых учебно-методических комплексов и требований к качеству профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, что не в полной мере соответствует потребностям современного быстроменяющегося рынка сферы гостинично-туристских услуг.

    Между тем, гостиничный бизнес особо нуждается в качественно подготовленных специалистах именно среднего звена, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, владеющих многофункциональными практикоориентированными умениями, знаниями иностранных языков и способных осуществлять обслуживание современных компьютерных программ.

    Современные представления о целях, общей структуре и содержании комплексного учебно-методического обеспечения профессионального образования в значительной мере опираются на предшествующие работы отечественных и зарубежных авторов в области дидактики, психологии и смежных наук. Известные ученые рассматривали вопросы о построении учебных планов и программ, их структуры и содержания, выбора методов обучения (Ю.К. Бабанский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, B.C. Леднев, В. А. Ермоленко, П. Н. Осипов, М. Н. Скаткин и др.) — о построении содержания профессионального образования (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, B.C. Леднев, И. Д. Клочков и др.) — об интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов ССУЗ (А.П. Беляева, Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова и др.) — о проблемах социально-профессионального становления будущих специалистов в ССУЗ (Б.С. Алишев, Э. Ф. Зеер, В. Ш. Масленникова, П. Н. Осипов, М. И. Рожков и др.) — об общенаучных принципах системного и деятельностного подходов (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Р. Х. Шакуров и др.) — качества профессионального образования (П.Ф. Анисимов, Г. И. Ибрагимов, А. Н. Майоров, Г. В. Мухаметзянова, Т. В. Лопухова, А. И. Субетто, Н. А. Селезнева и др.).

    Вместе с тем, следует отметить, что вопросы комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в названных работах не нашли достаточного отражения.

    Проблемы в системе подготовки кадров для данной отрасли порождают противоречие между объективной необходимостью определения и обновления содержания комплексного учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов среднего звена для гостиничного сервиса и недостаточной разработанностью дидактических основ проектирования содержания и структуры комплексного учебно-методического обеспечения данной подготовки.

    Отсюда вытекает проблема исследования: каковы содержание и структура комплексного учебно-методического обеспечения, позволяющего обеспечить эффективную подготовку специалиста среднего звена для гостиничного сервиса, удовлетворяющего потребностям и запросам всех субъектов образовательного процесса и в особенности современного рынка труда.

    Цель исследования: разработать и обосновать содержание и структуру комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, способствующего формированию конкурентоспособных специалистов для гостиничного сервиса.

    Объект исследования: процесс профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ (на примере гостиничного сервиса).

    Предмет исследования: содержание и структура комплексного учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса.

    Гипотеза исследования: комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ будет эффективным, если:

    1) педагогическое проектирование содержания комплексного учебно-методического обеспечения осуществляется на основе целостного представления о деятельности специалиста отрасли, перспективах ее развития, функциях, характере и содержании решаемых профессиональных задач;

    2) структура комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса состоит из трех блоков: учебно-методического комплекса специальности (УМКС), учебно-методического комплекса специальных дисциплин (УМКД) учебного плана и комплекса дидактико-методических средств реализации содержания учебных дисциплин (организационные формы обучения, методические средства в виде комплекса учебно-методических и наглядных пособий, средства контроля);

    3) для оценки эффективности разработанного комплексного учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов используется система поэтапного контроля качества, учитывающая в единстве требования к сформированности профессиональных компетенций и личностных характеристик выпускника.

    Задачи исследования:

    1) разработать модель профессиональной подготовки специалистов среднего звена для гостиничного бизнеса, опирающуюся на анализ профессиональной деятельности работников отрасли, а также современные требования к их подготовке;

    2) разработать содержание и структуру комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса для профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса;

    3) разработать систему поэтапного контроля качества профессиональной подготовки специалистов, учитывающую в единстве требования к сформированности профессиональной компетенции и личностных характеристик выпускника;

    4) экспериментально проверить эффективность комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса подготовки специалистов для гостиничного сервиса и внедрить полученные результаты в педагогическую практику.

    Методологической основой исследования являются: современные философские, социологические, социально-педагогические, психологические концепции образования и воспитания, опирающиеся на принципы научности, объективности, раскрывающие природу целостности личности, осмысление ценностей современного общества и личности с учетом их динамики, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, политических, правовых, педагогических факторов развития образования и воспитания.

    Методы исследования: для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследованиясистемный анализ социально-педагогической, психологической научно-методической литературы и учебно-программной документациимоделирование и дидактическое проектированиеизучение и обобщение инновационно-педагогического и управленческого опыта и документациианкетирование, тестирование, научные конференции, беседы, интервьюирование, наблюдение, самонаблюдение, педагогический эксперимент. Для обработки результатов эксперимента применялись методы математической статистики.

    Экспериментальной базой исследования явились: Казанский речной техникум имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева, курсы повышения квалификации в системе объединения «Татарстанкурорт» РТ и гостиничного комплекса ОАО «Гостиница «Волга», курсы дополнительного образования в Казанском филиале Российской международной академии туризма и Института экономики, управления и права (г. Казань).

    Этапы исследования.

    Первый этап (1998;2001 гг.) — изучалась сложившаяся практика подготовки специалистов в ССУЗ для гостиничного сервиса. Определено фактическое состояние организационно-педагогических условий и обеспеченность учебно-методическим материалом ССУЗ для подготовки специалистов отрасли. Проводился теоретический анализ исследуемой проблемы. Были выявлены общие подходы к решению проблемы.

    Второй этап (2001;2003 гг.) — разработка теоретической, методологической и методической базы исследования. Создание комплексного учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса (учебно-методические пособия, рабочие программы дисциплин, производственных практик, междисциплинарного экзамена и т. д.).

    Третий этап (2003;2005 гг.) — углубленный анализ проблемы. Проводились локальные исследования, была проведена экспертная проверка эффективности комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса для профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ, обобщались итоги исследования.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    1. Разработаны подуровневые требования к подготовке специалистов для гостиничного сервиса, включающие:

    • перспективы развития отрасли: быстроменяющийся рынок и его выход на международный уровень требуют специалистов, осуществляющих техническое и программное обслуживание вычислительной техники, владение методами, средствами рациональной обработки информации и умение обслуживать современные компьютерные сети, а также специалистов, владеющих иностранными языками;

    • региональные особенности и объективные требования местного рынка труда: изобилие туристских рекреационных ресурсов Республики Татарстан, развитие малых гостиниц частного сектора требуют подготовки менеджеров именно среднего звена для гостиничного сервиса;

    • соответствие подготовки специалистов необходимым требованиям ГОС СПО и квалификационным требованиям и характеристикам для должностей работников гостиничного хозяйства.

    2. Обоснована блочная структура учебно-методического комплекса, включающего:

    • учебно-методический комплекс специальности (УМКС): квалификационная характеристика специалистамодель деятельности и модель подготовки работника гостиничного сервисакомплекс требований работников производственной сферы (на основе анкетирования) — учебный план и рабочие программы дисциплинметодические указания по г выполнению курсовых проектовметодический комплекс производственной и преддипломной практикиметодический комплекс по проведению итогового междисциплинарного экзамена и т. д.- учебно-методический комплекс специальных дисциплин (УМКД) учебного плана;

    • комплекс дидактико-методических средств реализации содержания учебных дисциплин (организационные формы обучения, методические средства в виде комплекса учебно-методических и наглядных пособий, средства контроля). ч, 3. Разработаны, обоснованы и экспериментально проверены критерии эффективности комплексного учебно-методического обеспечения на основе пятиблочной системы контроля знаний: выявление уровней профессиональной обученности по итогам текущей успеваемостиопределение личностных характеристик студентов на основе четырехуровневой оценочной шкалы по итогам производственной практикианализ результатов двухступенчатого итогового междисциплинарного.

    Ш экзаменаколичество студентов, окончивших учебный процесс с отличием, и количество трудоустроившихся по профилю специальности выпускников.

    4. Внесен определенный вклад в расширение теоретического представления о роли комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса как одного из главных факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в ССУЗ.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен определенный вклад в расширение теоретического представления о роли комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса как одного из главных факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в ССУЗ. Выводы исследования о содержании комплексного учебно-методического обеспечения специальных дисциплин (УМКД) и специальности в целом (УМКС) могут быть использованы для профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ с учетом современных требований, предъявляемых к специалистам отрасли.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате экспериментальной работы были обоснованы и проверены критерии эффективности комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса для профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ. Апробировано комплексное учебно-методическое обеспечение производственной практики на основе компьютерной программы «Дежурный администратор «ОАО гостиница Волга», преобразованной нами в учебную программу, положительный эффект применения которой подтвердили результаты эксперимента.

    Разработанное автором комплексное учебно-методическое обеспечение используется в системе дополнительного образования (ускоренного заочного и второго высшего), а также для повышения квалификации персонала гостиничного бизнеса.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены тщательным анализом теоретических исследований и опыта работы по проблеме исследованияадекватностью методов исследования его целей и задачведением научного поиска в единстве с практической деятельностьютщательной многолетней проверкой гипотезы исследования.

    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Казанского речного техникума имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева, на курсах повышения квалификации персонала в системе объединения «Татарстанкурорт» РТ и гостиничного комплекса «ОАО Гостиница «Волга», на курсах дополнительного образования в Казанском филиале Российской международной академии туризма и Института экономики, управления и права (г. Казань).

    Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня: на Всероссийском семинаре «Развитие инновационных процессов в системе среднего профессионального образования» (Казань, 2−3 декабря 2003 г.) — на IV межрегиональной конференции «Развитие туризма в Поволжье» -«Проблемы рационального туристского использования культурного и природного наследия» (секция «Проблемы подготовки кадров в сфере туриндустрии в связи с 1000-летием Казани» г. Казань, 16−17 апреля 2004 г.) — на научно-практической конференции «Инновации в преподавании информационных технологий в профессиональной школе: информационные коммуникационные технологии обучения в ССУЗ РТ» (г. Казань, 9 июня 2005 г.) — на республиканской августовской конференции работников образования «Образование в новом тысячелетии» (секция «Современные подходы в подготовке рабочих и специалистов по приоритетным направлениям развития экономики» г. Казань, 2005 г.) — на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории методологии и теории профессионального образования Института педагогики и психологии РАО.

    На защиту выносятся:

    1. Содержание и структура комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса для профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса, удовлетворяющего требованиям перспектив развития отрасли, индивидуальным потребностям обучающегося, потребностям местного рынка труда, а также обеспечивающее подготовку конкурентоспособных специалистов для отрасли.

    2. Критерии эффективности комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса для подготовки специалистов в ССУЗ, представленные в виде пятиблочной системы контроля качества подготовки специалистов для гостиничного сервиса: выявление уровней профессиональной обученности студентов по итогам текущего контроля, четырехуровневая оценочная шкала для диагностики сформированное&tradeличностных параметров обучающихся по итогам производственной практики, двухступенчатый итоговый междисциплинарный экзамен выпускников, количество выпускников, окончивших учебный курс с отличием, и количество трудоустроившихся по профилю специальности выпускников.

    Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованных источников (167 наименований), 10 приложений, содержит 11 рисунков и 6 таблиц.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Качество — ключевой момент соответствия системы образования новым конкурентным требованиям нашей действительности. Уровень качества специалиста, как известно, определяется в сфере его функционирования, в практической деятельности, которое зависит от развития производительных сил отрасли, их соответствия достижениям научно-технической революции.

    Важнейшей составляющей всей системы качества образования в ССУЗ является качество выпускников (в широком смысле этого слова). При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители информации, (которую они получают в ССУЗ), с другой — как поставщики собственных знаний и умений работодателю.

    Современному рынку индустрии гостеприимства нужны специалисты из числа молодых людей — энергичных, инициативных, экономически подготовленных, настроенных на творческий поиск, владеющих навыками эффективного управления производственными и технологическими процессами, налаживания коммуникативных связей в коллективе. Конкурентность гостиничных услуг на мировых рынках практически всегда базируется на «ноу-хау», компетентности, широком кругозоре, гибкости, уровне личной квалификации, т. е. на тех индивидуальных качествах, развитию которых способствует целостное и системное образование для подготовки специалистов гостиничного сервиса в ССУЗ.

    Дело подготовки специалистов для отрасли в новых социальных условиях приобретает еще большую значимость, предъявляя свои требования к знаниям, профессиональным и деловым качествам. Создание единой системы подготовки кадров, с едиными требованиями к качеству подготовки специалистов в стране — важнейшая задача.

    В контексте личностного образования эффективность организации учебно-воспитательного процесса должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием процесса обучения в самом субъекте обучения, то есть в опыте каждого конкретного студента. В качестве критериев можно предложить показатели сформированное&tradeзнаний, умений и навыков и те качественные изменения, которые произошли в личности студента.

    Таким образом, целью ССУЗ на современном этапе развития общества, является воспитание личности каждого студента. Формирование таких качеств личности, как высокая нравственность поведения, общая культура, творческая инициатива, предприимчивость и социальная зрелость, а процесс обучения должен способствовать этому, обеспечивая высокий уровень образованности человека.

    Функции преподавателя: разработка индивидуальных стратегий обучения разных студентов, педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование.

    Результаты нашего теоретического и экспериментального исследования позволяют сформулировать основные выводы:

    1) разработано и внедрено в образовательный процесс комплексное учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов среднего звена для гостиничного сервиса на основе логической цепочки:

    • модель деятельности;

    • модель подготовки специалиста;

    • модель комплексного учебно-методического обеспечения. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, дифференцированное по уровню усвоения — учитывает индивидуальные потребности обучающегося, и обеспечивающее эффективность качества обучения. Оно отобрано и систематизировано на трех уровнях требований к подготовке специалистов для гостиничного сервиса. В качестве оснований для систематизации выступили ГОС СПО, отрасль и местный рынок труда.

    2) разработана модель комплексного учебно-методического обеспечения на основе традиционной теории блочно-модульного подхода к проектированию содержания профессионального образования, которая характеризируется системным изменением всего процесса обучения:

    • затрагивает содержание образования, методы преподавания и методы учения;

    • ориентирован прежде всего на активную деятельность студента;

    • способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у студентов всех «само-» -самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т. д.

    3) определено содержание и структура комплексного учебно-методического обеспечения в виде трех блоков:

    • учебно-методический комплекс специальности (УМКС);

    • учебно-методический комплекс дисциплин учебного плана (УМКД);

    • организационные формы обучения, в том числе, документы, регламентирующие права и обязанности взаимодействия в педагогическом процессе учащегося и преподавателя, методические средства и средства контроля.

    4) обоснованы и проверены критерии эффективности комплексного учебно-методического обеспечения подготовки специалистов для гостиничного сервиса представляющие собой пятиблочную систему контроля качества подготовки специалистов, в состав которой входят четырехуровневая оценочная шкала сформированности личностных параметров и двухступенчатый междисциплинарный экзамен.

    Критерии, позволяющие комплексно диагностировать знания на различных этапах образовательного процесса и делать значимые выводы, оперативно вносить изменения в преподавании. Они ориентированы, в первую очередь, на определение сформированности личностных свойств обучающихся и выпускников, которые обозначены в общих требованиях к образованности выпускника и в квалификационных характеристиках для специалистов отрасли.

    Создание единой системы, с едиными требованиями к качеству подготовки специалистов в ССУЗ для конкретной специальности, на основе комплексного учебно-методического обеспечения — основная цель нашего исследования. Результаты эксперимента позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, а цели задачи исследования считать достигнутыми.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. B.C. Математические модели педагогического измерения. -М.: Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов. 1994. — 26 с.
    2. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. -М.:МГГА, 1995.-95 с.
    3. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. JI.: Из-во Ленинградского университета. — Вып. 2, 1969. — 200 с.
    4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236 с.
    5. В.И. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов. Казань: Издательство «Центр инновационных технологий», 2003. 238с.
    6. С.А. Культура труда современного рабочего. М.: Профиздат, 1985.-80 с.
    7. П.Ф., Сосонко В. Е., Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001. — 256 с.
    8. О.А. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Казань, 1999.-С. 8−9.
    9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М: Педагогика, 1982. 192 с.
    10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе М.: Просвещение, 1985 — 208 с.
    11. М.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды // Сост. М.Ю. Ба-банский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
    12. А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М., 2002.
    13. С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт, поиски, пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 343 с.
    14. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Монография. Новгород: НовГУ, 1999. — 440 с.
    15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989.-191 с.
    16. В.П. Педагогика и прогрессивная технология обучения. -М.: Изд-во ИРПО, 1995. 336 с.
    17. В.П. Персонифицированное образование. // Педагогика -1998.-№ 2.-С. 12−17.
    18. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
    19. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
    20. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1994. — Т. 2. — 553 с.
    21. К.Т. Совершенствование методов контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся на основе примененияматематико-статистических методов: Автореф. дис.. канд .пед. наук. Алма-Ата, 1991. — 24 с.
    22. Н.В. Модульные технологии в профессиональном образовании: Профессиональная педагогика / Под общей редакцией С. Я. Батышева 2-е изд., пераб. и доп. -М.: АПО, 1999. — 367 с.
    23. Н.В., Эрганова Н. Ф. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие. Екатеринбург: УГППУ, 1994. — С. 35−36.
    24. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — 112−121 с.
    25. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному. М.: Домодедово, 1999. 174 с.
    26. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков Е. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4 — С. 66−72.
    27. Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов: Автореф. дис.. канд .пед .наук. Ижевск, 1998.- 151 с.
    28. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
    29. Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1999.-56 с.
    30. Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования // Магистр. 1997. — СВ. — С. 43−44.
    31. Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.-112 с.
    32. .С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методологическая практика. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 235−245.
    33. .С. Методологические проблемы прогнозирования содержания профессионального обучения (на материале среднего специального образования): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: НИИСМО АПН СССР. — 1980. — С. 3, 5, 26.
    34. В.К., Масалева Н. А., Саблина М. Н. Комплексный междисциплинарный экзамен // Специалист. 2001. — № 5. — С. 18−19.
    35. JI. Тестирование: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С.157−158.
    36. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2302 «Гостиничный сервис». М.: 2002.
    37. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С. 33—37.
    38. О.С. Педагогика индивидуальности. Калиниздат, 1998. -112 с.
    39. H.JI. Мониторинг реализации государственных образовательных стандартов // Среднее профессиональное образование. 2001. -№ 12. -С. 19−23.
    40. В. Толковый словарь в 4-х томах. -М., 1991.-512 с.
    41. Е.Г. Тестовая оценка качества подготовки специалистов среднего звена (при получении рабочей профессии): Методические рекомендации. М.: НМЦ Минообраз. РФ, 1992. — 31 с.
    42. В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ для учреждений профессионального образования. М.: ИПП МО РФСР, 1991.-С. 9.
    43. Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 327 с.
    44. Ибрагимов Г. И, Лопухова Т. В. Проблемы качества образовательных стандартов среднего профессионального образования: Пособие дляработников системы СПО // Под редакцией Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2001.-48 с.
    45. Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 1.-С. 10−15.
    46. Г. И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. -Казань: ИССО РАО, 1997. 56 с.
    47. А.Д. Учебно-методическое обеспечение образовательной области «Общество». Челябинск: ЧИПКРО, 1997. — 20 с.
    48. А. Как аттестовать творчество? // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С. 47−55.
    49. Интеграция гуманитарной профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы / Авторский коллектив: JI.A. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 56 с.
    50. Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник. Мн.: Новое знание, 2002. — 368 с.
    51. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989.
    52. В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 672 с.
    53. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: КГТУ, 2000. — 229 с.
    54. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2 — С. 16.
    55. Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1985. 158 с.
    56. В.Г. Организационно-педагогическое усвоение реализации технологии концентрированного обучения в педагогическом колледже: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 179 с.
    57. Кон В. Л. Услуги и их социально-экономическая роль: Пер. с польского.- М.: Прогресс. 112 с.
    58. Комментарии к Закону РФ «Об образовании // Отв. ред. В. И. Шкатула.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2001. — 778 с.
    59. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 175б-р.
    60. Г. Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход // Магистр. 1997. — № 6 — С. 14−15.
    61. Е.А. Нормативная область профессиональной педагогики. Казань: КГТУ, 2001.-302 с.
    62. Е.А. Практикоориентированная технология обучения как основа подготовки компетентного специалиста // Научные основы подготовки компетентного специалиста в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2005. — 248 с.
    63. Корчагин Е. А. Содержание профессиональной подготовки техника: направления, обновления // Проф. обр.: Каз. пед. журнал. № 2 — С. 79−84.
    64. Е.А., Петухова З. А., Томилина И. А. Подготовка студентов ССУЗ к самостоятельной профессиональной деятельности // Под ред. академика РАО д-ра пед. наук Г. В. Мухаметзяновой. 2004. — 89с.
    65. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 72−78.
    66. Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. -М.: Юнити, 1996.-92 с.
    67. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. -Новосибирск, 1992. -185 с.
    68. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юнита-Дана, 2002. — С. 150 — 152.
    69. С. Оценка качества обучающихся программных продуктов // Высшее образование в России. 1998. -№ 2. — 98 с.
    70. С. Качество начинается с человека // Высшее образование в России. 1998.-№ 1.-С. 156−15.
    71. B.C. Содержание образования. М., 1989. — 450 с.
    72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 270 с.
    73. А.Л., Смирнова М. Н. Практические аспекты работы в гостиницах // Сборник деловых ситуаций для студентов и слушателей. -М.: 2002.-69 с.
    74. И.Я. Болевые точки процесса обучения // Сов. педагогика. -1991.-№ 5.-С. 24−29.
    75. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
    76. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М.: РОУ, 1995.-С. 9−12.
    77. И.Я. Базовое содержание общего среднего образования // Сов. пед-ка. 1991.-№ 11.-С. 15−20.
    78. В. Комплексная выпускная работа // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 79−82.
    79. И.И. Философия образования и педагогика // Педагогика. -1997-№ 3.-С. 105−110.
    80. Т.В. Диагноз качества подготовки специалиста // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 28−34.
    81. В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний учащихся на основе решения системы задач: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1988. — С. 18−20.
    82. А.Н., Абрамова С. Г., Рыкрва Е. А., Максимченко Т. В. и др. Методика проектирования учебного процесса при подготовке безработных в учреждениях начального профессионального образования.-М.: ИРПО, 1997.- 175с.
    83. А.Н. Теория и практика создания тестов. М.: Нар. образование, 2000. — 351 с.
    84. Д.Р. Педагогические условия эффективного контроля процесса подготовки специалиста в системе автоматизированного обучения: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999.-230 с.
    85. М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1985. — 160 с.
    86. В. Рекомендации по организации и проведению самообследования // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 134 146.
    87. А.А. Технология определения требований к минимальному уровню подготовки выпускника колледжа // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 10. — С. 28−30.
    88. Модернизация содержания профессионального образования как фактор повышения качества подготовки специалистов // Материалы научно-практической конференции (Казань, 18 апреля 2004 г.). С. 89.
    89. Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998.-128 с.
    90. Г. В. Региональный аспект реформирования системы образования // Материалы научно практической конференции. Образование на пороге XXI века. -Казань, 1996. С. 11−12,
    91. Г. В. Профессиональная педагогика. Казань, 2001.
    92. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АЛО, 1996. — 130 с.
    93. A.M. Профессиональное образование России. М.: АПО, 1997.-254 с.
    94. О.Ю. Государственное регулирование и безработица в Республике Татарстан (1991−2002 гг.): Автореф. дис.. канд. социал. наук. -Казань, 2003. С. 15−16.
    95. Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. М., 1998. — 58с.
    96. Уокер.Дж. Введение в гостеприимство: Пер. с англ. М.: Юнити, 1999.- 168 с.
    97. ИЗ. Олейникова О. Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань: ИСПО РАО, 2003.
    98. П.Н. Новому обществу новую личность // Профобразование: Каз. пед. журнал. — 1996. — № 1. — С. 19−20.
    99. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: Монография. Казань: Карпол, 1997. — 218 с.
    100. С.И. Словарь русского языка. С. 746.
    101. Н.С. Вопросы разработки методики подготовки специалиста//Сов. педагогика. 1977.-№ 5.-С. 100−108.
    102. Палтиевич P. J1. Комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 7. — С. 24−25.
    103. В.П. Комплексная оценка личности в условиях профессионального образования // Среднее профессиональное образование. -2000.-№ 12.
    104. И.Б. Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань. — 1998. — С. 1214.
    105. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: ЛОГОС, 1998. — 280 с.
    106. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М., 1999. — 46 с.
    107. А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. М.: Высшее образование. — 2002. — С. 6−7.
    108. М.О. РФ по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. М., 1998.
    109. Э., Траут Д. Позиционирование: Битва за узнаваемость. -СПб.- М.- Харьков- Минск, 2002. 67 с.
    110. В.В. Психология управления. М.: «Бизнесс-Школа», «Интел-Синтез», 1997. С. 97−109.
    111. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М.- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. -180 с.
    112. А., Ефремова Н. Современные измерители знаний (опыт тестирования) // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 1520.
    113. П.И., Сергеев А. В. Тест как инструмент измерения уровня знаний // Специалист. 1994. — № 5−6. — С. 20−23.
    114. Сборник нормативных и методических документов по разработке государственных образовательных стандартов СПО нового поколения: В2ч.-Ч. 1.-М, 2000.- 127 с.
    115. Семенов А. К, Маслова E.JI. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.-200 с.
    116. Л.Г. Теоретические основы формирования и содержания профессионального образования и обучения в ССУЗ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М, 1991.
    117. Семушина Л. Г, Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учр. ср.-проф. обр. М.: Министерство, 2001. — 272 с.
    118. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция. М.: ИЦ ПК ПС, 2001. — 79 с.
    119. В.Е. Формы и методы контроля учебной деятельности студентов средне специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. -159 с.
    120. М.Н., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
    121. С.С. Квалификационные требования характеристики должностей нормативы труда работников гостиничного хозяйства и общественного питания. М.: Экономист, 2004. — 39 с.
    122. Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие (изд. 2-е, перераб. и доп.). М.: Педагогическое общество России, 2003. — 96 с.
    123. А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб- М., 1999. — 67 с.
    124. B.C., Осипов П. Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста: Пособие для руководителей и педагогов учебных заведений профессионального образования. Казань: ИСПО РАО, 2000.-100 с.
    125. С.С. Практическая психология для менеджеров. М.: «Филин», 1996 -368 с.
    126. С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: Учебно-практическое пособие. М.: Юристь, 2001. — 224 с.
    127. Н.М. Комплексное изучение учащихся профтехучилищ. -Казань, 1981.-33 с.
    128. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 176 с.
    129. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. -345 с.
    130. Теоретические основы процесса обучения в советской школе // НИИОП АПН СССР / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. К. Журавлева и др. М.: Педагогика, 1989.
    131. А., Дудкина Н., Асеев Н. Оценка мастерства преподавателя // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 41−46.
    132. Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге: Пер. с англ. СПб., 2001. — 118 с.
    133. А.В. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателя со студентом: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — С. 20−21.
    134. И.Ф. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. Минск: БГУ, 1997. — 101с.
    135. Е.В. Из опыта проведения итогового междисциплинарного экзамена // Среднее профессиональное образование. 2000. -№ 1.-С. 21−25.
    136. Г. О. О построении шкалы оценок в системах тестирования//Высшее образование в России. 1996.-№ 1.-С. 122−125.
    137. В. Структурно-содержательные реформы и качество образования.// Высшее образование в России. 1996. -№ 1. — 65−73 с.
    138. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -320 с.
    139. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.-М.: Магистр, 1994.-№ 13.-С. 45−68.
    140. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М.: Педагогика, 1982.
    141. А., Тихомирова Н., Ершиков С, Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга // Высшее образование в России. 1995. -№ 3. — С. 100−102.
    142. П.Б. Метод экспертных оценок. М.: Наука, 1987. -340 с.
    143. А.Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцов А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: НМЦ СПО, 2003.-52 с.
    144. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1963.- 128 с.
    145. А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2001.-400 с.
    146. П.А. Принципы модульного обучения // Сов. педагогика. 1990. — № 1.- С. 55−60.
    147. Н.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 93 с.
    148. В.А. Педагогические условия подготовки старшеклассников к обоснованному выбору профессии сферы обслуживания: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. 149 с.
    Заполнить форму текущей работой