Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Когнитивные стили в учебной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеризуя понятие «стиль», М. А. Холодная пишет: «Стиль — это свидетельство некоторой уникальности, выделенности человека из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации. Действительно, найти свой стиль… Читать ещё >

Когнитивные стили в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когнитивно-стилевой подход в современной психологии

Изучение индивидуальных различий в когнитивной сфере традиционно является одной из острейших проблем психологии. Когнитивно-стилевой подход интересен тем, что он внес собственный существенный вклад в разработку данной проблематики.

Проблема индивидуальных различий в когнитивной сфере активно исследовалась и исследуется в рамках уровневого подхода, например, в теориях интеллекта на первом плане находится задача определения уровня или степени интеллектуальной успешности индивида. Когнитивно-стилевой подход стал серьезной и очень привлекательной альтернативой уровневому подходу, потому что предложил другие формы анализа интеллектуальных возможностей человека. Данным подходом впервые была заявлена возможность перехода в оценке индивидуальных умственных различий от однополярных психологических измерений к биполярным, от уровневых критериев (низкие/высокие) к типологическим.

Кто-то решает больше тестовых задач и делает это быстрее, а кому-то решить удается меньше и делает он это медленнее, но главное в индивидуальных различиях, по утверждению сторонников когнитивно-стилевого подхода, не это, а то, каким образом достигается решение. Кто-то решает быстро, но может быть делает это не очень качественно, а кто-то медленно, но добивается большей глубины. Кто-то импульсивен, а кто-то напротив — рефлексивен. Кто-то мыслит преимущественно конкретно, а кто-то более абстрактно. Потому не всегда правомерно говорить — «кто лучше, кто хуже», но можно сказать, что в определенных условиях у того или иного индивида будут преимущества. Каждая из этих типологических (стилевых) особенностей в разных жизненных ситуациях будет либо создавать преимущества, либо помехи. Как отмечает известный специалист в области теории когнитивно-стилевого подхода М. А. Холодная: «…пафос когнитивно-стилевого подхода заключался в попытке ввести безоценочный взгляд на интеллектуальные возможности человека»[1].

Когнитивные стили изначально предлагались в качестве формально динамических характеристик интеллектуальной деятельности, не связанной с содержательными и результативными аспектами работы интеллекта. Они рассматривались как характерные специфические, устойчивые познавательные предпочтения, проявляющиеся в преимущественном использовании индивидом определенных способов переработки информации. Способов, которые в наибольшей мере соответствуют психологическим склонностям и способностям данного человека.

Характеризуя понятие «стиль», М. А. Холодная пишет: «Стиль — это свидетельство некоторой уникальности, выделенности человека из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации. Действительно, найти свой стиль и уметь его поддерживать — это свидетельство таланта и личного мужества, эго всегда знак индивидуальности»[2].

Объясняя причины широкого распространения когнитивно-стилевого подхода, М. А. Холодная отмечает, что его становление явилось свидетельством трансформации предмета психологии познания. Если раньше психология познания выступала как наука об общих закономерностях познавательной деятельности, то теперь она стала трансформироваться в науку о механизмах индивидуальных различий между людьми в способах познания окружающего мира.

Важно и то, что механизм интеллектуальных различий с позиции когнитивно-стилевого подхода видится принципиально иначе, чем с точки зрения «уровневого подхода». К характеристике когнитивных стилей принципиально не применимы оценочные суждения. Если в рамках уровневой, например, тестологической парадигмы, интеллектуальные возможности человека оценивались по определенной шкале и те, кто получал низкие оценки, рассматривались как интеллектуально несостоятельные, то в рамках когнитивно-стилевого подхода утверждается, что любой показатель степени проявления любого когнитивного стиля — это хороший результат. Представители каждого когнитивного стиля имеют определенные преимущества в ситуациях, где их индивидуальные познавательные особенности способствуют эффективной адаптации.

Подчеркивая направленность когнитивно-стилевого подхода на проблематику индивидуальных различий в когнитивной сфере, специалисты отмечают важное обстоятельство: если стили — это всегда индивидуальные различия, то индивидуальные различия далеко не всегда являются стилями (М. А. Холодная). Это красивое утверждение не бесспорно, но оно как минимум дает пищу для серьезных размышлений.

  • [1] Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002. С. 19.
  • [2] Холодная М. А. Указ. соч. С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой