Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности организационно-хозяйственного механизма взаимодействия региональной экономики и естественных монополий: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всех отраслях естественных монополий необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования, исключение из тарифов (цен) на продукцию естественных монополий инфляционных ожиданий и потерь от неплатежей. Необходимо разработать и ввести в действие тарифов на электроэнергию и газ, дифференцированных по времени суток, дням недели, сезонам года и объему потребляемых энергоресурсов… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические основы и основные проблемы перехода к рыночным отношениям
    • 1. 1. Концептуальные основы формирования и функционирования экономики региона
    • 1. 2. Понятие процесса управления региональным рынком
    • 1. 3. Роль естественных монополий в экономической системе региона
  • II. Структурный анализ развития естественных монополий
    • 2. 1. Анализ формирования межотраслевых связей естественных монополий и реализация ценового паритета
    • 2. 2. Анализ инвестиций в естественных монополиях
    • 2. 3. Анализ системы ценообразования в естественных монополиях
    • 2. 4. Анализ влияния естественных монополий на сельское хозяйство республики
  • III. Разработка механизма управления естественными * монополиями на региональном уровне (на примере Кабардино
  • Балкарской Республики)
    • 3. 1. Структурное реформирование республиканских субъектов естественно-монопольных отраслей
    • 3. 2. Перспективы энергетической политики Кабардино-Балкарской республики
    • 3. 3. Формирование организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в республике
    • 3. 4. Прогнозирование воздействия тарифной политики в естественных монополиях на развитие сельского хозяйства Кабардино-Балкарии

Особенности организационно-хозяйственного механизма взаимодействия региональной экономики и естественных монополий: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Особенности государственной организации хозяйства, а также значительный вес в российской экономике сырьевых отраслей обусловили совершенно уникальную роль естественных монополий в экономике страны. Неэластичность потребления товаров и услуг топливно-сырьевых, энергетических, железнодорожных компаний, в меньшей степени, связи (изменение цены незначительно сказывается на объеме спроса), зависимость от их продукции прочих секторов экономики обеспечивают естественным монополиям исключительное положение.

В силу определенных обстоятельств (невозможность форсированного разгосударствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, усиления сырьевой направленности российской экономики) значимость естественных монополий в российской экономике на данном этапе возрастает.

С точки зрения государственных интересов их следует рассматривать как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики. Кроме того, несмотря на последствия кризиса, они играют стабилизирующую роль в экономике. Используя преимущества своего монопольного положения на рынке, прежде всего, достаточно высокую устойчивость, они могут вырабатывать стратегическую линию поведения на среднеи долгосрочную перспективу.

Заключение

долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.

В Кабардино-Балкарии, в условиях низкой энергетической эффективности экономики, неразвитости собственной генерирующей электроэнергетики (не использующей гидроэнергетический потенциал горных рек, равный 12,5 млрд. кВт. ч.), собственной газодобычи (разведанные сырьевые ресурсы которой оцениваются в 32,2 млн. тонн), актуальность выбранной для исследования в диссертации проблемы состоит, с одной стороны, в том, что, предприятия-естественные монополии — это хозяйственные структуры, которые при разумном к ним отношении могут вытянуть нашу экономику из сегодняшнего кризиса. Они представляют собой наиболее передовые в техническом и организационном отношении мощные вертикально-интегрированные производственно-технические комплексы. Именно данная характеристика придает им значительный запас устойчивости и обуславливает их особую роль в экономике республики.

С другой стороны, — экономическую деятельность предприятий-естественных монополий необходимо рассматривать в контексте экономической политики республики, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на внутрирегиональном рынке.

Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема является мало изученной. Длительный период существование естественных монополий как самостоятельных хозяйствующих субъектов отрицалось. Только в 1995 г. была начата работа по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий принятием Закона «О естественных монополиях». Именно поэтому, теоретической базой изучения данной проблемы, в основном, стала практика зарубежных стран.

В разработку проблем, связанных с раскрытием сущности естественной монополии — как хозяйствующего субъекта, значительный вклад внесли такие экономисты, как: Байков Н., Никитин С., Робертсон Д. Структурный анализ развития, вопросы ценообразования в естественных монополиях нашли отражение в трудах Вильсона Дж, Демзеца Г., Чедвига Э. В работах Студенцова В., Цапелика В. и других описан механизм функционирования естественной монополии на различных уровнях, в том числе региональном.

Необходимо при этом отметить, что единства в оценке роли естественных монополий в экономике нет. Продолжаются дискуссии о степени государственного регулирования естественных монополий. Объясняется это тем, что последние находятся на стадии формирования как хозяйствующие субъекты, а также тем, что их изучение в отечественной экономической науке находится на этапе своего становления и развития.

Цель и задачи исследования

Цель работы — выявить особенности влияния естественных монополий на развитие экономики Кабардино-Балкарской республики и разработать систему мероприятий, направленную на совершенствование межотраслевых взаимоотношений естественных монополий с секторами экономики республики.

Исходя из общей цели, в работе поставлены и решены следующие задачи: -провести анализ организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, выявив основные закономерности и принципы развития;

— изучить зарубежный опыт государственного регулирования деятельности естественных монополий и сформулировать механизм адаптации отдельных моделей к отечественной практике;

— определить роль естественных монополий в экономической системе региона и концептуальные основы государственной политики по отношению к естественным монополиям;

— изучить формирование экономических взаимоотношений между энергоснабжающими организациями и сельскохозяйственными предприятиями- -исследовать систему ценообразования в естественных монополиях- -проанализировать процесс инвестиционной деятельности в естественных монополиях;

— определить механизм управления естественными монополиями- -изучить региональные особенности и перспективы деятельности субъектов естественно-монопольных отраслей.

Объектом исследования в диссертации выступили экономика Кабардино-Балкарской республики и предприятия, относящиеся к естественным монополиям.

Предметом исследования явились факторы, условия и процессы функционирования естественных монополий, определяющие особенности и перспективы организационно-хозяйственного механизма формирования экономики региона.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой диссертационной работы явились работы отечественных и зарубежных ученых, основные законодательные и нормативные документы по вопросам регулирования деятельности субъектов естественно-монопольных отраслей, инструктивные и методические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии России, Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской республики, Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской республики, статистические данные Госкомстата России и Кабардино-Балкарии, а также рекомендации региональных и российских научно-практических конференций.

Методология диссертационного исследования базируется на общих принципах экономической теории, системном подходе к оценке и интерпретации явлений, экспертном и статистическом анализе процессов формирования и развития субъектов естественно-монопольных отраслей.

Научная новизна исследования состоит в обосновании особенностей влияния естественных монополий на развитие экономики региона (на примере Кабардино-Балкарской республики).

В работе рассмотрены концептуальные основы формирования и функционирования экономики региона, дано понятие процесса управления региональным рынком.

Впервые делается попытка оценить роль естественных монополий в экономической системе региона. Для этого анализируются межотраслевые связи естественных монополий, реализация ценового паритета, инвестиции, а также система ценообразования в естественных монополиях, влияние естественных монополий на сельское хозяйство республики.

В работе рассмотрены вопросы структурного реформирования республиканских субъектов естественно-монопольных отраслей, энергетической политики республики, направленной на энергосбережение и использование нетрадиционных источников энергии, организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в республике.

Математически описана взаимосвязь тарифной политики в естественных монополиях и перспективного развития сельского хозяйства Кабардино-Балкарии.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные автором результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике работы территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, а также Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской республики. Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность региональной экономической политики по отношению к предприятиям — естественным монополиям, а также усовершенствовать межотраслевые отношения и реализовать ценовой паритет конечных продуктов деятельности различных отраслей экономики республики. Теоретические разработки могут быть использованы при разработке механизма управления естественными монополиями в республике.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические результаты и выводы исследования излагались на республиканских и региональных научно-практических конференциях.

По результатам диссертационной работы опубликовано 5 статей, объемом 6 п.л.

Логика, структура и объем работы. Логика и структура работы определены последовательностью и взаимосвязью задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы (содержащего 224 отечественных и зарубежных источников). Содержит 29 таблиц, 11 рисунков и схем. Общий объем диссертации — 155 страниц компьютерного текста.

Заключение

.

Особенности государственной организации хозяйства, а также значительный вес в российской экономике сырьевых отраслей обусловили совершенно уникальную роль естественных монополий. В силу определенных обстоятельств: невозможность форсированного разгосударствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, усиления сырьевой направленности российской экономики, значимость этого вида монополий в российской экономике на данном этапе возрастает.

В процессе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: на фоне хаотической экономической регионализации, подталкиваемой введением местными администрациями тех или иных местных режимов ценообразования, распределения и т. п., необходимо признать особую роль региональных субъектов естественно-монопольных отраслей в экономике республики.

Наиболее существенные научные результаты, полученные в процессе проведенного исследования заключаются в следующих предложениях:

— необходимо дальнейшее формирование правовой базы взаимодействия федеральных и региональных органов управления по реализации совместных полномочий, связанных с обеспечением потребностей экономики и населения республики продукцией (услугами) предприятий естественно-монопольных отраслей. Необходимо также усилить роль республиканской комиссии, регулирующей деятельность естественных монополий: через государственных представителей в естественных монополиях нужно добиваться установления прозрачных дифференцированных цен на продукты естественных монополий с включением в себестоимость продукции только действительно необходимых затрат. Нужно активно изучать отечественную и международную практику в этих вопросах, имеющийся опыт отдельных региональных органов регулирования и совершенствовать нормативную, правовую и методическую базу государственного регулирования естественных монополий в республике;

— необходимо на базе зарубежного опыта разработать концепцию взаимодействия республики с естественными монополиями. Однако, экономические отношения, материально-вещественная и организационная структуры производства современной российской экономики характеризуются весьма специфическими «переходными» чертами, поэтому необходимы соответствующие «специфические» решения, так как применение в подобной ситуации стандартных мер, адаптированных к другой, качественно иной социально-экономической системе, часто не достигает задуманного эффекта или дает обратный результат;

— однозначно признать необходимость создания условий для финансовой устойчивости естественных монополий, так как предприятия естественно-монопольных отраслей, функционирующие на республиканском рынке являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для большого числа жителей республики, они имеют и значительную по масштабам социальную инфраструктуру;

— вследствие специфичности производимой продукции (услуг) предприятиями естественно-монопольных отраслей экономические взаимоотношения данных предприятий с другими отраслями необходимо взять под государственный контроль. Для уменьшения зависимости конечных результатов производства предприятий различных отраслей, в том числе сельского хозяйства, от естественно-монопольной продукции (услуг) необходим поэтапный перевод экономики республики на энергосберегающий путь развития, обеспечивающий снижение удельной энергоемкости экономики и создающий тем самым решающие условия для динамичного развития производства, совершенствования производственных и коммунально-бытовых технологий, торможения инфляционных процессов, повышение рыночной конкурентоспособности товаропроизводителей, увеличения экспортного потенциала и, как следствие, роста внутреннего регионального продукта и повышения уровня жизни жителей Кабардино-Балкарии;

— во всех отраслях естественных монополий необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования, исключение из тарифов (цен) на продукцию естественных монополий инфляционных ожиданий и потерь от неплатежей. Необходимо разработать и ввести в действие тарифов на электроэнергию и газ, дифференцированных по времени суток, дням недели, сезонам года и объему потребляемых энергоресурсов. Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет производственных предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны предоставляться из федерального, республиканского или местного бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов или услуг, следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоиспользуемых и малоэффективных производств;

— инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала. В ближайшие годы в республиканской энергетике приоритет должен быть отдан созданию и завершению строительства современных ГЭС, развитию малой и нетрадиционной энергетики;

— должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающих в сфере естественных монополий. В настоящее время правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятием без учета интересов собственника. В рыночной экономике держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе принятия решений через определение разрешенного уровня цен (или нормы прибыли на вложенный капитал). Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий. Усиление государственного регулирования деятельности естественных монополий следует рассматривать как составную часть экономической политики, направленной на сохранение сложившихся производственно-технологических систем и создание альтернативных систем и условий для привлечения в эти сферы внешних инвестиций;

— региональной особенностью предприятий естественно-монопольных отраслей республики является их деятельность в условиях низкой энергетической эффективности экономики, неразвитости собственной генерирующей электроэнергетики и газодобычи. На наш взгляд, из многообразия возможных вариантов регулирования деятельности естественных монополий необходимо выбрать модель «мягкого» реформирования, предусматривающую совершенствование тарифного и иных форм регулирования в сочетании с максимальной «прозрачностью» финансовой отчетности, регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях республики. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т. д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурсных принципах. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки должны быть открытыми и недискриминационными;

Ясно, что не все из выше предложенных мероприятий могут быть реализованы в ближайшем будущем. Вместе с тем, движение в данном направлении позволит осуществлять эффективное государственное регулирование в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям — в виде низких ценнерегулируемым предприятиям — в форме большей либерализации рынкарегулируемым предприятиям — через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

В заключение нужно отметить, что, несмотря на значительный временной срок деятельности органов государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию (услуги) естественных монополий в республике мы находимся в стадии становления, как самих органов, так и методологии государственного регулирования естественных монополий, осуществляемого в интересах всего общества. Осознавая особое место естественных монополий в экономике республики, необходимо активно изучать отечественную и международную практику в этих вопросах, имеющийся опыт отдельных региональных органов регулирования и совместно совершенствовать нормативную, правовую и методическую базу государственного регулирования естественных монополий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и правовые акты
  2. Федеральный закон от 7.02.92 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.96 г. № 2-ФЗ, от 17.12.99 г. № 212-ФЗ).
  3. Федеральный Закон от 16.02.95 г. № 15-ФЗ «О связи».
  4. Федеральный Закон от 14.04.95 г. (ред. от 11.02.99 г.) № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  6. Федеральный Закон от 3.04.96 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
  7. Федеральный Закон от 6.05.98 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  8. Федеральный Закон от 24.05.99 г. № Ю1-ФЗ «О внесении дополнения в статью 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах».
  9. Федеральный Закон от 24.06.99 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».
  10. Федеральный Закон от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  11. Указ Президента РФ от 8.12.92 г. № 1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации».
  12. Указ Президента РФ от 28.02.95 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации».
  13. Указ Президента РФ от 7.05.95 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года».
  14. Указ Президента РФ от 6.12.95 г. № 1217 «О единой системе федеральных органов исполнительной власти в области связи в Российской Федерации».
  15. Указ Президента РФ от 17.10.96 г. № 1451 «О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности».
  16. Указ Президента РФ от 28.04.97 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».
  17. Указ Президента РФ от 11.06.98 г. № 697 «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ».
  18. Указ Президента РФ от 25.07.98 г. № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».
  19. Указ Президента РФ от 26.03.97 г. № 37 «О председателе региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской республики».
  20. Постановление Правительства РФ от 6.12.93 г. № 1265 «О федеральной целевой программе «Топливо и энергия».
  21. Постановление Правительства РФ от 28.02.95 г. № 208 «О государственном регулировании цен на природный газ».
  22. Постановление Правительства РФ от 7.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
  23. Постановление Правительства РФ от 26.09.95 г. № 965 «Об утверждении положения о лицензировании в энергетике».
  24. Постановление Правительства РФ от 13.10.95 г. № 997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий».
  25. Постановление Правительства РФ от 12.02.96 г. № 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий».
  26. Постановление Правительства РФ от 13.08.96 г. № 950 «О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи».
  27. Постановление Правительства РФ от 4.02.97 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».
  28. Постановление Правительства РФ от 7.03.97 г. № 265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях».
  29. Постановление Правительства РФ от 3.04.97 г. № 389 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий».
  30. Постановление Правительства РФ от 3.04.97 г. № 390 «О мерах по совершенствованию порядка формирования инвестиционных ресурсов в электроэнергетике и государственному контролю за их использованием».
  31. Постановление Правительства РФ от 7.08.97 г. № 987 «Об утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий».
  32. Постановление Правительства РФ от 27.12.97 г. № 1629 «О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию».
  33. Постановление Правительства РФ от 5.02.98 г. № 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации».
  34. Постановление ФЭК России от 20.03.98 г. № 13/3 «Об утверждении положения «О реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование».
  35. Постановление Правительства РФ от 15.06.98 г. № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».
  36. Постановление Правительства РФ от 17.06.98 г. № 601 «О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов».
  37. Постановление Правительства РФ от 24.06.98 г. № 630 «О социальной защите населения при пересмотре цен на природный газ».
  38. Постановление Правительства РФ от 6.07.98 г. № 700 «О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике».
  39. Постановление Правительства РФ от 24.11.98 г. № 1370 «Об утверждении положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям».
  40. Постановление Правительства РФ от 7.12.98 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».
  41. Постановление Правительства РФ от 28.12.98 г. № 1559 «О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи».
  42. Постановление Правительства РФ от 30.12.99 г. № 1435 «Об утверждении типового положения о региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации».
  43. Инструкция от 30.11.93 г. Комитета Российской Федерации по политике цен № 01−17/1443−11, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации № ВК-7539 «О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию».
  44. Методика расчета коэффициентов индексации тарифов на услуги электросвязи, регулируемых на уровне субъектов Российской Федерации, утверждена ФСЕМС России от 11.04.97 года.
  45. Приказ Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации от 22.12.97 г. № 99 «О введении в действие положения о порядке предоставления служебной электросвязи на сети электросвязи общего пользования в Российской Федерации».
  46. Закон КБР от 28.05.99 г. № 17-РЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Кабардино-Балкарской республике».
  47. Закон КБР от 7.08.98 г. № 15-РЗ «Об энергосбережении».
  48. Закон КБР от 13.11.98 г. № 23-P3 «О государственном регулировании цен и тарифов и контроле за их соблюдением в Кабардино-Балкарской республике».
  49. Указ Президента КБР от 16.02.98 г. № 10 «О порядке принятия программы инвестиционной деятельности Правительства Кабардино-Балкарской республики».
  50. Распоряжение Правительства КБР от 1.07.97 г. № 218−1 «О тарифах на электроэнергию».
  51. Распоряжение Правительства КБР от 4.07.97 г. № 327-р «О тарифах на пригородные железнодорожные перевозки».
  52. Распоряжение Правительства КБР от 8.07.97 г. № 335-р «О установлении и вводе в действие с 10 августа 1997 года новых нормативов и тарифов на сетевой газ, отпускаемый населению».
  53. Распоряжение Правительства КБР от 3.11.97 г. № 578-р «О стимулировании деловой активности и привлечении инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской республики».
  54. Постановление Правительства КБР от 3.05.97 г. № 141 «О межведомственной коллегии экспертов при региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской республики».
  55. Постановление Правительства КБР от 10.05.97 г. № 148 «О региональной энергетической комиссии».
  56. Постановление Правительства КБР от 31.05.97 г. № 183 «Об обеспечении природным газом и твердым топливом Кабардино-Балкарской республики в осенне-зимний период 1997—1998 гг.».
  57. Постановление Правительства КБР от 31.05.97 г. № 186 «О ходе выполнения программы создания наложенной цифровой телефонной сети в КБР на 1995−2005 годы».
  58. Постановление Правительства КБР от 16.08.97 г. № 290 «О мерах по погашению задолженности КБР за потребленный газ».
  59. Постановление Правительства КБР от 14.02.98 г. № 49 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов».
  60. Постановление Правительства КБР от 7.03.98 г. № 80 «О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств республиканского (КБР) и местного бюджетов».
  61. Постановление Правительства КБР от 25.04.98 г. № 171 «о тарифах на электроэнергию» (в ред. Постановления Правительства КБР от 08.05.99 г. № 222).
  62. Постановление Правительства КБР от 19.09.98 г. № 464 «О реформировании системы электроснабжения в КБР».
  63. Постановление Правительства КБР от 21.11.98 г. № 590 «О мерах по реализации «Соглашения о сотрудничестве между правительством Кабардино-Балкарской республики и компанией «Межрегионгаз» от 24.04.1998 г. № 6−695».
  64. Постановление Правительства КБР от 24.11.98 г. № 42-п-п «О ходе реализации в 1996—1998 гг. Программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской республики».
  65. Постановление Правительства КБР от 26.12.98 г. № 668 «О тарифах на электроэнергию для населения».
  66. Постановление Правительства КБР от 3.06.99 г. № 113-п-п «О республиканской целевой программе «Энергосбережение Кабардино-Балкарии».
  67. Постановление Правительства КБР от 13.11.99 г. № 504 «О привлечении кредитных ресурсов для реализации Программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской республики».
  68. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. М.: Изд-во «Магистр», 1998.
  69. Г., Клейн Н., Павлова О., Цуканова Н. Естественные монополии в России / Право и экономика, 15 декабря 1994., № 36.
  70. В.Г. Централизованное управление экономикой в условиях новых форм хозяйствования. М.: Система, 1991.
  71. В. Мировая энергетика и энергетика России. // Экономист, 2001, № 2, С. 12−15.
  72. Р.Д., Оганезов B.J1. Перспективы применения дифференцированных тарифов в электроэнергетике Грузии. // Электрические станции, 1994, № 1, С. 20−22.
  73. Н. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии. // Российский экономический журнал, 1998, № 4, С. 11−14.
  74. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998, С. 512.
  75. А.В., Сухотин Ю. В. и др. Монополизм и антимонопольная политика. РАН, Институт экономики. М.: Наука, 1993.
  76. В. Основные проблемы развития экономической реформы в регионах РФ. // Экономист, 1996, № 4, С. 7−16.
  77. Ю.Бохмат И. С. Работа по повышению уровня оплаты электрической и тепловой энергии в денежной форме. // Экономика и финансы электроэнергетики, 1999, № 4, С. 14−15.
  78. П.Боциева Г. Н. Принципы формирования инвестиционной политики в электроэнергетике. // Вестник ФЭК России, 1999, № 1, С.7−10.
  79. В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций: Учебное пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1996.
  80. З.Бочаров В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  81. Брю С.Л., Макконелл К. Р. Экономикс. М.: Республика, 1992. T.l. — С.365.
  82. В. В., Колибаба В. И. Создание региональных энергетических компаний как способ повышения эффективности функционирования электроэнергетики. // Экономика и финансы электроэнергетики, 1999, № 7, С. 171.
  83. А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона. // Экономист, 1998, № 6, С. 59−63.
  84. Дж., Цапелик В. Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. // Вопросы экономики, 1995, № 11, С.4−6.
  85. В., Кузовкин А. Цены на энергоресурсы в России и зарубежных странах. // Экономист, 2000, № 11, С. 17−21.
  86. А. С. За энергию надо платить столько, сколько она стоит. // ИнфоТЭК, 2001, № 1, С.2−6.
  87. М. X., Гужновский JI. П., Орлов Р. В. Основные положения концепции развития России в 2000 2015 гг. в условиях интенсификации энергосберегающей политики // Вестник ФЭК, 2000, № 4, С.6−8.
  88. Где начинается монополия. Материалы сервера http//www. i nterne w s. ru/sreda/8/2 5 .htm/.
  89. B.H., Голуб А. А. Методология экономической оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1998.
  90. Ю.М. Достижения и провалы в процессе рыночных реформ в России. -М.- Наука, 1999.
  91. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий. // Вопросы экономики, 2000, № 1, С. 11−14.
  92. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике.// Вопросы экономики, 1995, № 11, С.2−3.
  93. Л. К новому этапу трансформации. // Вопросы экономики, 1999, № 10, С. 7−11.
  94. О.В., Нещадин А. А. Альтернативные подходы к экономической реформе в регионах. // Общество и экономика, 1996, № 6, С. 120−136.
  95. Т. Монополистическая деятельность: понятие, виды, ответственность. // Закон, 1996, № 3, С. 114−118.
  96. В.И. Задачи совершенствования тарифов при переходе к рыночным отношениям. // Электрические станции, 1994, № 4, С. 4−7.
  97. И. Проблемы взаимодействия естественных монополий с регионами. // Экономист, 1999, № 10, С. 10−12.31 .Дорогов Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона. // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 3, С.36−42.
  98. О. А. США: антитрестовское законодательство на службе монополий. М., 1976.
  99. В. И., Никитин В. И., Петров А. А. Концепция повышения эффективности реализации газа потребителям России. // Вестник ФЭК, 2000, № 6, С. 7−11.
  100. О.Ф., Кутовой Г. П., Петров А. А. Проблемы ценового регулирования в газовой отрасли и обеспечение устойчивого снабжения газом промышленных потребителей и населения. Вестник ФЭК, 2000, № 6, С.1−3.
  101. Д.Н. Конспект лекций по курсу «Микроэкономика». Учебное пособие. М., 1996.
  102. В.Г. Ценовая дискриминация главный фактор распространения неплатежей в экономике России.// Общество и экономика, 1996, № 7, С. 1013.
  103. П.А. Собственность, ее истоки в настоящем и будущем. // Экономист, 1999, № 11, С. 50−53.
  104. М.Д., Шарома В. В., Проблемы государственного регулирования переходной экономики. М.: Изд-во МГУК, 1995, Гл. 1, § 2, 3.
  105. А. Экономическая безопасность и национальные интересы / Известия от 22 января 1997.
  106. А., Шандиров О. Формирование концепции развития регионального рынка недвижимости. Сб. науч. трудов «Перспектива». -Нальчик, 2000.
  107. Р. И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
  108. КБР в цифрах. Статистический сборник. Нальчик, 2000.
  109. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гемос АРВ, 1999.
  110. И. Реструктуризация угольной промышленности. // Вопросы экономики, 2000, № 1, С. 11−13.
  111. Кодзоева 3. Роль инвестиционных вложений в развитие нефтедобывающего комплекса. Сб. науч. трудов «Перспектива» Нальчик, 2000.
  112. В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998.
  113. Е.И., Марголин A.M., Самютин П. А. Структуры рынков энергоснабжения и проблемы их государственного регулирования. // Вестник ФЭК, 2000, № 6, С. 33−34.
  114. В.М. Дорогами реформ. Экономика и власть в условиях рыночных преобразований. М. «Славянский диалог», 1998.
  115. . Управление финансовой деятельностью предприятия. / Пер. стабилизационной политики франц. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  116. А. и др. Энергетическая политика России в XXI веке. // Вестник ФЭК, 2000, № 1, С. 20−23.
  117. А., Коржубаев А., Лившиц В. Сколько топлива нужно XXI веку? И Нефть России, 1999, № 11, С. 11−14.
  118. В.И. Монополистические формы хозяйственных отношений (на материалах ФРГ).- М., 1981.
  119. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
  120. Ю., Кузовкин А. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители. // Экономист, 1997, № 6, С. 23−24.
  121. А. Потенциал энергоснабжения. // Экономист, 2000, № 7, С. 23−25.
  122. А. Сбережение, производство и экспорт энергоресурсов. // Экономист, 1999, № 1, С. 32−36.5 7. Кузовкин А., Голубченко В. Топливно-энергетический комплекс: финансовое положение и ценообразование. // Экономист, 1998, № 6, С. 32−36.
  123. Г. П. Оптимизация топливообеспечения электростанций и вопросы ценообразования на топливно-энергетические ресурсы как фактор научно-технического прогресса в электроэнергетике. // Вестник ФЭК, 2000, № 4, С. 21−23.
  124. О.И., Ямпольский М. М., Савинский Ю. П. и др. Деньги, кредит, банки. М.: Финансы и статистика. 2000.
  125. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал, 1995, № 3, С. 3235.
  126. В. В., Силич В. А., Косяков С. А., Яворский М. И. Опыт создания нормативно-правовой базы по энергосбережению на региональном и муниципальном уровне. // Вестник ФЭК, 2000, № 4, С. 43−45.
  127. Г. Энергосбережение: механизмы и методы управления. // Экономист, 2000, № 8, С. 22−24.
  128. И.И., Романовский М. В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  129. В. Лоббисты естественных монополий во властных структурах обеспечивают предоставление им незаконных преимуществ. / Начнем с понедельника, 16 июня 1999.
  130. Е.В. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий: Экономический журнал Высшей школы экономики. Т.2., 1998, № 3.
  131. A.M., Синютин П. А. Задачи и функции государственного регулирования при формировании конкурентного потребительского рынка энергоснабжения, // Вестник ФЭК России, 1999, № 9, С. 33−35.
  132. А. Принципы экономической науки. М.: 1993. Т.1.
  133. А. М. Формирование долгосрочной энергетической политики Российской Федерации. // Экономика и финансы электроэнергетики, 1999, № 4, С. 142−144.
  134. Д. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономический журнал, 1995, № 7, С. 56−59.
  135. Ю. Новый монополизм в российской экономике. // Общество и экономика, 1996, № 11−12, С.13−17.
  136. Ю. Стратегия преодоления структурного монополизма. // Общество и экономика, 1995, № 10−11, С. 7−34.
  137. B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.
  138. Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996.
  139. Монополии и экономическая политика царизма в конце ХЕХ начале XX в.: Сб. ст. / АН СССР, Институт истории СССР, Ленингр. Отд.- Л.: Наука, 1987.
  140. Монополистическое ценообразование: проблемы и закономерности / С. М. Никитин Е. С. Глазова и др. М.: Наука, 1980.
  141. С.М., Глазова Е. С., Степанова М. А. Государство и проблемы монополии. // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 7, С. 91−101.
  142. С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. СПб. Изд-во СПбУЭФ., 1996.
  143. Н., Махотеева М. Выбор стратегии регионального экономического развития. // Экономист, 2000, № 3, С. 54−58.
  144. Об основных итогах деятельности Федеральной энергетической комиссии России в 1999 г. и задачах на 2000 г. // Информационный бюллетень ФЭК РФ, 2000, № 3, С.37−39.80.0йкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.
  145. Е. Исследование динамики электропотребления и энергоэкономических связей в промышленно развитых капиталистических странах. М.: ВНИИСИ, 1987.
  146. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. / Российская газета, 1996 11 июня.
  147. Л.Н. Финансы предприятий: Учебник. М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998.
  148. В.А. Государство и экономика: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. — С.64.
  149. А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985.
  150. Повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе Дании. / Под ред. Мастепанова А. М., Когана Ю. М. М., 1997.
  151. М. Международная конкуренция. М.: 1994.
  152. В.К. Социальная инфраструктура регионов: нормативный подход к преобразованию. СПб.: ИСЭН РАН, 1996. — С.160.
  153. В.К., Балкизов М. Х. Социальное партнерство в экономической системе рыночного типа. Нальчик: Эльбрус, 1993.
  154. Проблемы государственного регулирования ценообразования в естественных монополиях. Материалы сервера http//www. yandex. ru/monopol/1235. htm/.
  155. С.Jl. Экономика, организация и планирование энергетического производства. М.: Энергия, 1976.
  156. Н., Сергиенко Я., Френкель А. Исследование неплатежей. // Экономист, 2000, № 6, С. 44−46.
  157. .М. Экономика перманентной рентабельности (Опыт хозяйственной деятельности наших дней). Нальчик, КБГСХА, 1998.
  158. Региональные исследования за рубежом. М., Наука, 1973. — С.290.
  159. Регионы России в переходный период. М.: Экспертный Институт РСПП, 1993.
  160. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции, М., 1986.
  161. И. Кабинет Министров хочет удержать цены на продукцию естественных монополий. / Финансовая неделя, 16 (263) 7- 13 июня 1999.
  162. И. Естественные монополии: их боится государство / Известия, 6 ноября 1997.
  163. А. Страна казну кормить устала. // Экономика и жизнь, 1999, № 3, С. 1−4.
  164. Г., Богданов А. Экономические преобразования в российском регионе. // Российский экономический журнал, 1996, № 8, С. 48−62.
  165. .М. Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. -С.-Петербург: Лики России, 2000, № 4, С. 237−239.
  166. Х.Х. Процессы регулирования регионального агропромышленного комплекса. -Нальчик, 1995, С. 232.
  167. JI. Равновесие и экономический рост. М.: Статистика, 1974, — С. 89.
  168. Дж.Ю. Экономика государственного сектора.-М.: ИНФРАМД997.- С. 570.
  169. Стратегия развития электроэнергетики России в рамках среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации в 1996—2005 гг. Доклад. М.: 1997 г. Бюллетень иностранной и коммерческой информации. № 8, 21.01.97.
  170. В. Государство и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9, С. 42−53.
  171. И.М. Планомерность. План: Теоретические очерки / Научн. ред. Е. З. Маймикас М. Экономика, 1986. — С.24.
  172. А.И., Мастепанов A.M., Куклин А. А. Финансово-экономическая политика государства и энергетическая безопасность регионов. // Экономика и финансы электроэнергетики, 1999, № 9, С. 169−171.
  173. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / под. ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. М., 1997. — С.316−320.
  174. Теория фирмы: Сборник статей. / Пер. с англ., Спб., 1995.
  175. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Спб.: Экономическая школа, 1996, С.22−93.
  176. О. Экономические институты капитализма, Спб., Лениздат, 1996.
  177. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. / под. ред. Ю. Б. Осипова, Е. М. Львовой М.: Лит. агенство «Варяг»», 1996.
  178. Я. Перспективы российской электроэнергетики. // Вопросы экономики, 2000, № 4, С. 61−64.
  179. Финансовое планирование и контроль. / Пер. стабилизационной политики англ. Под ред. М. А. Поукок, А. Х. Тейлора. М.: Инфра-М, 1996.
  180. Финансовые пути России. М.: Гильдия финансистов, 1998.
  181. Финансовый менеджмент: Учебник. / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1998.
  182. Финансы. Учебник. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Издательство «Перспектива», Издательство «Юрайт», 2000 г.
  183. А. Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. М.: Финансы и статистика, 2000.
  184. Ф.А. Дорога к рабству. // Новый мир, 1991, № 3, С. 44−51.
  185. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1993.
  186. Дж.Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии. / В сб. Теория фирмы. Спб., 1995. С.329−353.
  187. Дж.Р. Стоимость и капитал / Пер. стабилизационной политики англ. -М.: Прогресс, 1993.
  188. Л.Д. Об опыте антимонопольного регулирования деятельности электроэнергетических компаний в США и Англии. // Электрические станции, 1994, № 4, С. 33−37.
  189. В.Е. Регулирование естественных монополий.// Общество и экономика, 1996, № 8, С. 11−16.
  190. А.Д., Сайфулин P C. Финансы предприятий: Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 1997.
  191. Ф.М. и Д.Росс Структура отраслевых рынков. М., 1997. С. 403−439.Шефтель А. М. К вопросу об организации аукционной продажи электроэнергии. // Экономика и финансы электроэнергетики, 1998, № 5, С. 174−176.
  192. Экономика общественного сектора: Учебное пособие / Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж.-Д.Лафея. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.
  193. Энергетический сектор в среднесрочной программе развития экономики России. М., 1997.
  194. Энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1988.-С.1388.
  195. К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. В сб. THESIS. Т.1. Вып.2. 1994.С.53−69.
  196. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Аспект пресс, 1996.
  197. Е.В. Особенности регулирования тарифов на энергию в условиях акционерной формы собственности. // Электрические станции, 1994, № 4, С. 36−41.
  198. Alchian A.A. and H.Demsetz. Production, Information Costs and Economic organizations, American Economic Review. 1972, vol.62, pp.777−795.
  199. A Plan of Action for Sustainable Development. Danish Ministry of Energy, 1990.
  200. Auquier A. And Caves R E. Monopolistic Export Industries, Trade Taxes and Optimal Competition Policy // Economic Journal. 1979, vol.89, pp. 559−581.
  201. Baumol W.J. Business Behavior, Value and Growth. N.-Y., Macmillan, 1959.
  202. Bergson A. On Monopoly Welfare Losses // American Economic Review, 1973, vol. 63, pp.853−870.
  203. Blair R. and D.Kazerman. Law and Economics of Vertical Integration and Control. N.-Y., 1983.
  204. Carter J. Collusion, Efficiency and Antitrust // Journal of Law and Economics. 1978, vol. 21, pp. 279−289.
  205. Comanor W. And R.Smiley. Monopoly and the Distribution of Wealth // Quarterly Journal of Economics. 1979, vol. 89, pp. 177−194.
  206. Corden W.M. Monopoly, Tariffs and Subsidies // Economica. 1967, vol.34, pp. 59−68.
  207. Cowling L. And O.Mueller. The Social Cost of Monopoly Power // Economic Journal, 1978, vol. 88, pp. 727−748.
  208. George K.D., Joll C. and E.L.Lynk. Industrial organization: competition, growth and structural ch4 anges. L., 1992, pp.27−60.
  209. Posner R. The Social Cost of Monopoly and Regulation // Journal of Political Economy. 1975, vol. 83, pp. 807−827.
  210. Spengler J. Vertical Integration and Anti-Trust Policy // Journal of Political Economy. 1950, vol. 58, pp. 347−352.
  211. Spulber D.F. Regulation and Markets. Cambridge, Mass., MIT Press, 1989.
  212. Statistical Abstract of the U.S.A., 1986, Wash,
  213. Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. N.-Y., Cornell Univ., Press, 1975.
Заполнить форму текущей работой