Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие рынка кредитных услуг населению в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неразвитость российского рынка кредитных услуг населению в значительной мере определяется высокой территориальной концентрацией кредитных организаций — более 50% кредитных организаций сосредоточено в Центральном федеральном округе, что делает труднодоступными кредитные услуги населению других регионов страны. Российский рынок кредитования населения характеризуется высоким уровнем концентрации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА КРЕДИТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
    • 1. 1. Понятие рынка кредитных услуг населению
    • 1. 2. Виды кредитных услуг населению и их особенности в России
    • 1. 3. Стадии формирования и тенденции развития рынка кредитных услуг населению в России
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
    • 2. 1. Совершенствование видов кредитных услуг населению
    • 2. 2. Модель ценообразования на рынке кредитных услуг населению и особенности ее применения при формировании цены на отдельные виды услуг
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА КРЕДИТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
    • 3. 1. Правовое регулирование рынка кредитных услуг
    • 3. 2. Совершенствование системы управления рисками коммерческого банка на рынке кредитных услуг населению

Развитие рынка кредитных услуг населению в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рынка кредитных услуг населению является одним из направлений социально-экономического развития России. Комплексное развитие рынка кредитных услуг населению будет способствовать повышению роли банковской системы России в удовлетворении возрастающих потребностей населения в товарах и услугах за счет кредита, повышению рентабельности данного направления деятельности банков.

Правительством Российской Федерации и Банком России была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года». Основным содержанием нового этапа развития банковского сектора должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости банковского бизнеса.

Стратегия ориентирует на активное использование информационных технологий, дальнейшее повышение уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе, долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение бизнеса, развитие эффективных систем управления, включая управление рисками.

Современный российский рынок кредитных услуг населению значительно отстает по развитию от аналогичного рынка зарубежных стран: в России в 3 и 4 раза меньше кредитных организаций на 10 ООО населения, чем в США и Германии соответственносредний объем кредитования на одного жителя России составил в 2010 году немногим более 900 долларов, что ниже уровня не только Великобритании и Франции, но и таких стран Восточной Европы, как Польша и Чехия. Объемы кредитования населения в России в 3 раза меньше объемов кредитования юридических лиц.

Неразвитость российского рынка кредитных услуг населению в значительной мере определяется высокой территориальной концентрацией кредитных организаций — более 50% кредитных организаций сосредоточено в Центральном федеральном округе, что делает труднодоступными кредитные услуги населению других регионов страны. Российский рынок кредитования населения характеризуется высоким уровнем концентрации банковских активов — почти половина всех активов принадлежит первым 5 крупнейшим банкам, что свидетельствует о низкой степени развития конкурентной среды на этом рынке. Несмотря на общую тенденцию роста денежных доходов и уровня занятости населения, снижения безработицы, уровень среднемесячной заработной платы остается достаточно низким (менее 20 тыс. руб.), что ограничивает возможность вхождения населения в рынок кредитных услуг в силу высоких требований банков к кредитоспособности заемщиков.

Неразвитость рынка кредитных услуг населению в России определяет следующие направления его развития: повышение степени развития конкурентной среды за счет увеличения числа кредиторов и заемщиков, улучшение качества предоставляемых населению кредитных услуг, увеличение объемов кредитов населению, совершенствование регулирования этого рынка, совершенствование системы управления рисками банков.

Российский рынок кредитных услуг населению имеет хороший потенциал развития. Однако следует учитывать причины последнего кризиса, подтвердившие отрицательные последствия неограниченной кредитной экспансии. В связи с этим особое внимание в работе уделено экономическим границам развития рынка кредитных услуг населению.

Ни направления, ни границы развития рынка кредитных услуг населению не являлись предметом комплексного научного исследования, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальные положения теории кредита представлены в научных трудах отечественных и зарубежных авторов: Л. Г. Батраковой, В. И. Букато, Н. И. Валенцевой, А. Ю. Викулина, А. Н. Иванова, О. И. Лаврушина, Г. Ю. Мещерякова, Г. С. Пановой, А. И. Полищук, Н. Э. Соколинской, В. М. Усоскина, Г. Армстронга, Ж. Бауэра, Э.Дж. Долана, Р. Каплана, Р. Классенса, П. Котлера, Д. Нортона, М. Райта, Э. Рида, П. Роуза, Д. Синки, А. Смита, А. Спенсера, Т. Уоткинса, Н. Шамро, С. Эннью.

В трудах отечественных авторов исследованы отдельные элементы кредитного рынка. Виды кредитных услуг населению, соотношение понятий «кредитная услуга» и «кредитный продукт», способы применения современных технологий и инноваций при разработке кредитных услуг изучены в работах Иванова А. Н., Даниленко С. А., Курмановой Л. Р., Полищук А. И., Рыковой И. Н., Тихомировой Е. В. Анализ трудов этих авторов показал, что при достаточно глубокой проработанности общих вопросов имеет место неоднозначность подходов к определению содержания понятия «кредитная услуга», а также критериев классификации кредитов населению.

Вопросам ценообразования на банковские продукты посвящены труды Андреевой A.B., Батраковой Л. Г., Максутова Ю. Г. В своих работах эти ученые уделяют внимание общим подходам к определению себестоимости и прибыльности банковских продуктов. Менее разработана специфика методик расчета себестоимости и прибыльности отдельных видов кредитных услуг. Существует необходимость совершенствования методик определения себестоимости кредитных услуг в банковской практике, что позволит повысить точность результатов расчета.

Исследованию видов рисков коммерческих банков и способов их минимизации посвящены работы Бадалова Л. А., Валенцевой Н. И., Ковальчука Д. А., Лаврушина О. И., Соколинской Н. Э. В трудах этих ученых уделяется внимание общим подходам к регулированию рисков банков, связанных с заемщиками, предлагаются различные модели оценки кредитного риска в целом. Риски банка, связанные с потребительскими кредитами, являлись предметом исследования в диссертации М.Н.

Гололобовой. Однако система управления кредитным риском требует развития с учетом современных особенностей заемщиков и банковского продукта.

Изучение сегмента кредитного рынка, связанного с предоставлением кредитов населению, не являлось объектом значимых научных исследований.

Все это дает основание заявить о недостаточной степени разработанности данной темы.

Цель и задачи исследования

Цель работы заключается в разработке комплекса теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по развитию рынка кредитных услуг населению в России.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

— углубить теоретические представления о кредитном рынке: раскрыть понятие рынка кредитных услуг населению, проанализировать и систематизировать стадии его формирования;

— выявить тенденции и определить границы развития рынка кредитных услуг населению;

— обосновать критерии классификации кредитных услуг населению, на основании которых выделить виды кредитов, определить их особенности и систематизировать направления развития этих услуг в России;

— выделить и обосновать инструменты, способствующие повышению эффективности функционирования рынка кредитных услуг населению.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает рынок кредитных услуг населению. Предметом исследования является система экономических отношений, складывающихся между участниками рынка кредитных услуг населению.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили классические и современные фундаментальные труды, результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, диссертационные исследования в области теории и практики кредитования.

В процессе диссертационного исследования были использованы следующие методы: абстракции, системного и сравнительного анализа, синтеза, дедукции, классификаций, группировок, экспертных оценок. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность, обоснованность теоретических выводов и практических решений.

Информационно-статистической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по финансовым рынкам, Министерства промышленности и торговли, Центрального банка Российской Федерации, данные Ассоциации российских банков, материалы международных организаций, данные информационных и рейтинговых агентств, Интернет-ресурсы. При подготовке диссертации проанализированы федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы Центрального банка Российской Федерации и другие законодательные документы, регулирующие систему кредитных отношений.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности.

Работа выполнена в рамках специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (по экономическим наукам).

Научная новизна исследования заключается в определении тенденций и границ развития рынка кредитных услуг населению в России, разработке инструментов совершенствования его функционирования.

Расширены теоретические представления о рынке кредитных услуг населению:

— на основе сравнительного анализа элементов финансового рынка и его сегментов предложена авторская трактовка понятия «рынок кредитных услуг населению», который имеет общие черты с финансовым и кредитным рынком, но отличается спецификой предлагаемых кредитных продуктов населению, которая влияет на факторы спроса и предложения, формирование цены, особенности инфраструктуры рынка;

— определены стадии формирования и тенденции развития рынка кредитных услуг населению и обоснован тип этого рынка на современном этапе развития как «двусторонняя олигополия», характеризующаяся ограниченным числом продавцов и покупателей, что отличает его от «идеального рынка», которому свойственны свобода вхождения, прозрачность, атомистичность и однородность предлагаемых продуктов;

— обоснованы экономические границы развития потребительского кредитования исходя из темпов роста объема товарооборота и денежных доходов населения, соблюдения требований закона возвратности средств;

— разработана классификация кредитных услуг населению на основе нескольких критериев (объект кредитования, инструмент выдачи кредита, обеспечение), которая отличается от действующей практики и способствует обоснованной оценке качества кредитных портфелей физических лиц;

— разработаны и научно обоснованы предложения по развитию кредитования населения в России в аспекте внедрения новых кредитных продуктов, инновационных способов их реализации и обслуживания долга, обоснованности методов ценообразования в целях повышения эффективности функционирования соответствующего сегмента кредитного рынка.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии теории кредитного рынка, углублении представления о видах кредита, выделении стадий формирования рынка кредитных услуг населению, определении типа этого рынка на современной стадии, выявлении границ и тенденций развития российского рынка кредитных услуг населению.

Практическая значимость заключается в том, что основные положения, выводы, рекомендации, предложения ориентированы на широкое использование в практической деятельности коммерческими банками при решении задачи повышения конкурентоспособности российского рынка кредитных услуг населению. В частности, практическую значимость содержат следующие положения диссертации:

— разработана программа развития кредитных услуг населению, включающая анализ и сегментацию рынка, разработку кредитных продуктов для каждого сегмента рынка, организацию сбыта кредитных услуг населению, совершенствование технологии обслуживания заемщиков, в том числе за счет применения современных информационных технологий;

— даны методические рекомендации по определению себестоимости кредитной услуги с использованием элементов традиционного метода и метода функционально-стоимостного анализа, позволяющие существенно повысить точность расчета себестоимости и получить информацию для проведения работы по оптимизации организационной структуры банка и сокращению затрат на конкретные операции;

— предложена скоринговая модель оценки кредитоспособности физического лица, которая учитывает особенности современного заемщика и факторы риска, связанные с кредитным продуктом, и способствует более эффективному регулированию кредитного риска коммерческих банков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научное исследование выполнено в рамках комплексной темы Финансового университета «Пути развития финансово-экономического сектора России» по кафедральной подтеме «Модели банковских продуктов и услуг в современной экономике».

Материалы проведенного исследования использованы в рамках научно-исследовательской работы кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета, проводимой в соответствии с комплексной темой «Риски потребительского кредитования: возможности регулирования и повышения эффективности банковской системы Российской Федерации».

Результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности Управления кредитования физических лиц.

Мерседес-Бенц Банк Рус" ООО при создании рабочих методик и регламентов, что способствуют повышению качества активных операций, проводимых Банком.

Результаты научных исследований используются страховой компанией ОСАО «ИНГОССТРАХ» при разработке пакетных предложений услуг страхования имущества, ответственности, жизни и здоровья клиентов с целью повышения качества обслуживания клиентов компании.

Материалы диссертации используются кафедрой «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета в преподавании учебной дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка».

Использование результатов подтверждено соответствующими справками.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 3 публикациях общим объемом 2,1 п.л. (в т.ч. авторский объем 1,5 п.л.), все публикации в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определенный ВАК.

Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Основной текст диссертации изложен на 183 страницах, содержит 44 таблицы, 22 рисунка, 2 схемы и 19 графиков, а также 5 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рынок кредитных услуг населению является сегментом финансового и кредитного рынка, который имеет общие черты с ними, но отличается системой взаимодействия между кредиторами и заемщиками, спецификой предлагаемых кредитных продуктов, влияющих на факторы спроса и предложения, формирование цены, особенности инфраструктуры рынка.

Кредитные услуги населению являются разновидностью кредитных услуг и представляют собой продукты деятельности коммерческих банков, направленные на удовлетворение потребностей населения в привлечении дополнительных денежных средств. Виды кредитных услуг населению можно определить на основе совокупности критериев: объект кредитования, инструмент выдачи кредита, характер обеспечения. В соответствии с перечисленными критериями можно выделить такие виды кредитных услуг населению как ипотечные кредиты, автокредиты, потребительские кредиты, кредитные карты.

На основе анализа практики кредитования населения можно выделить основные тенденции развития этого сегмента рынка:

1. Рост объемов кредитов населению, который пока не позволил достигнуть объемы кредитования населения в развитых странах. Доля кредитов населению в объеме ВВП и денежных доходах населения выросла с 1999 по 2008 гг. соответственно с 0,76% до 9,7% и с 1,13% до 15,92%. За 2010 год наблюдался рост доли кредитов населению в его денежных доходах на 0,4% при незначительном снижении доли кредитов населению в объеме ВВП — на 0,03%. При этом рост кредитов населению за 2010 год превысил докризисный уровень. Однако следует отметить относительно низкий уровень указанных показателей по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой.

2. Приоритетность развития наиболее доступных видов кредитных услуг, для которых характерна повышенная степень риска. Доля этих кредитов в общем объеме кредитов населению составляет 45,47%.

3. Рост степени конкуренции между кредиторами, что ведет не только к падению процентных ставок (за последние 13 лет уровень средневзвешенных процентных ставок по кредитам в рублях снизился в 2 раза с 42% до 19%), но и упрощению условий выдачи кредитов, снижению требований к заемщикам. В итоге кредиты становятся более доступными населению, но и более рисковыми для кредиторов.

4. Рост государственной поддержки кредитования населения, способствующей развитию льготного кредитования приоритетных объектов. Так, например, в 2009 г. выдано 71,5 тыс. льготных автокредитов, в 2010 -165 тыс. автокредитов, а в 2011 году планируется выдача 200 тыс. льготных автокредитов.

5. Формирование инфраструктуры рынка кредитных услуг населению, способствующее снижению рисков его участников. В настоящее время функционируют 31 бюро кредитных историй, сформировались первые самостоятельные организации, специализирующиеся на сборе проблемной задолженности.

На основе экономической литературы, отечественной и зарубежной практики определены следующие направления развития рынка кредитных услуг населению:

1. Развитие и совершенствование видов кредитных услуг населению:

— качественное и количественное развитие кредитных продуктов банка;

— развитие услуг некредитного характера, связанных с выдачей кредита клиенту — физическому лицу и обслуживанием долга;

— совершенствование технологии предоставления кредитов;

— совершенствование организации сбыта кредитных услуг;

— расширение способов погашения кредита;

— повышение квалификации и профессионального уровня персонала банка;

— расширение филиальной сети и создание комфортной для клиентов обстановки внутри отделения банка.

2. Формирование экономически обоснованной цены на кредитные услуги. Особенности предложенной в работе модели цены:

— определение себестоимости кредитной услуги на основе технологии услуги, бюджета подразделений, затрат времени и т. д.;

— формирование маржи прибыли, которая должна включать маржу налога, маржу рентабельности и маржу риска;

— мониторинг соответствия соотношения себестоимости услуги, тарифов на эти услуги данного банка и на рынке кредитных услуг.

Предложенная в работе модель апробирована на услуге автокредитования. Расчеты показали, что рентабельность этой услуги в одном московском банке составляет 68,4%.

3. Совершенствование системы управления комплексным риском по кредитованию физических лиц. Элементами системы являются:

— идентификация риска;

— оценка риска;

— мониторинг риска;

— контроль и минимизация риска.

В работе предложена модель оценки кредитного риска, особенностью которой является то, что в отличие от существующей практики оценка осуществляется с учетом не только риска заемщика, но и риска продукта. Предложенная модель апробирована на 5 кредитных заявках клиентов, имеющих различные социальные характеристики, материальное положение и т. д. Это доказывает, что модель применима на практике.

4. Совершенствование правового регулирования:

— принятие закона о потребительском кредитовании;

— принятие закона о банкротстве физических лиц;

— принятие закона о коллекторской деятельности;

— развитие форм и методов раскрытия информации заемщику о полной стоимости кредита.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395−1 (в ред. ФЗ от 28.02.2009 № 28-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002.
  3. Федеральный закон «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.2004.
  4. Федеральный закон от 06.04.201 1 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи».
  5. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-Ф3 от 10.12.2003.
  6. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 от 26.07.2006.
  7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.
  8. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001.
  9. Федеральный закон «О рекламе» № 38-Ф3 от 13.03.2006.
  10. Положение Центрального банка РФ «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 262-П 19.08.2004.
  11. Положение Центрального банка РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П от 31.08.1998 (ред. 27.07.2001).
  12. Положение Центрального банка РФ «О порядке формирования • кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» № 254-П 26.03.2004 (ред. от 12.12.2006).
  13. Инструкции Центрального банка РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) № 28-И от 14.09.2006.
  14. Инструкция Центрального банка «Об обязательных нормативах банков» № 110-И от 16.01.2004.
  15. Законопроект «О потребительском кредитовании».
  16. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  17. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред.
  18. A.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1975.
  19. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999.
  20. В.А. Толковый словарь по рыночной экономике. М.: Экономистъ, 2007.
  21. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.
  22. B.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
  23. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
  24. Современный финансово-кредитный словарь/ Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999.
  25. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ колл. авторов- под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.
  26. Дж. Вулфел Энциклопедия Банковского дела и финансов (перевод с английского)/ под рук. Красавиной Л. Н. М.: Федоров, 2000.
  27. Диссертации и авторефераты
  28. Е.С. Математические и инструментальные методы оценки рисков в розничном кредитовании на основе композиции статистического и экспертного подходов.: Автореф. к.эк.н./ Пермь, 2010.
  29. И.Н. Управление потребительским кредитованием в коммерческом банке.: Автореф. к.эк.н./ Санкт-Петербург, 2006.
  30. С.Б. Региональный рынок розничных банковских услуг: тенденции и факторы развития.: Автореф. к.эк.н./ Спб. гос. ун-т экономики и финансов. -Спб., 2007.
  31. М.Н. Риски коммерческих банков при кредитовании физических лиц и способы их минимизации.: Автореф. к.эк.н./ Москва, 2008.
  32. И.И. Социальная компонента рынка банковских услуг.: Автореф. к.эк.н./ МГУ им. Ломоносова. М., 2006.
  33. И.П. Институциональные аспекты инновационного процесса. На примере банковской сферы.: Автореф. к.эк.н./ ИМЭМО РАН, М., 2006.
  34. A.B. Управление инновационным поведением индивидуальных потребителей нематериальных услуг: на примере розничных банковских услуг. Автореф. к.эк.н./ Инт экон. права и гум. спец. Краснодар, 2006.
  35. C.B. Внедрение банковских продуктов как элемент коммуникационной политики банка.: Дисс. к.эк.н./ Астрахань, 2004.
  36. Е.И. Трансформация стандартов кредитования физических лиц российскими коммерческими банками в условиях финансовой глобализации.: Автореф. к.эк.н./ Ростов-на-Дону, 2010.
  37. М.В. Развитие системы розничного кредитования в современных условиях.: Автореф. к.эк.н./ Саранск, 2010.
  38. Е.О. Приоритеты и инструменты розничного кредитования в России.: Автореф. к.эк.н./ Волгоград, 2008.
  39. Г. И. Формирование и развитие конкуренции на региональном рынке банковских услуг.: Автореф. к.эк.н./ 2011.
  40. .В. Формирование портфеля кредитов физическим лицам в коммерческом банке.: Автореф. к.эк.н./ Тула, 2003.
  41. A.B. Моделирование и анализ кредитоспособности физических лиц на основе аппарата нечеткой логики.: Автореф. к.эк.н./ Воронеж, 2009.
  42. В.Л. Роль образовательного кредитования вповышении уровня доступности образовательных услуг170высшего профессионального образования.: Автореф. к.эк.н./ Санкт-Петербург, 2009.
  43. В.В. Современный рынок кредитования населения в РФ.: Автореф. к.эк.н./ Москва, 2008.
  44. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. -М.: Экономика, 1968.
  45. И.В., Воронин Б. Б., Гусев А. И. и др. Розничные банковские продукты: проектирование, продажа, риск-менеджмент. М.: Издательская группа «БДЦ-ПРЕСС». 2006. Книга 2.
  46. Банки и банковское дело / Под редакцией д.э.н., профессора И. Т. Балабанова. Спб: Питер, 2007.
  47. Банковская система России. Настольная книга банкира. / Ред. кол. А. Грязнова, А. Молчанов, А. Тавасиев и др. М.: 2005. Книга 1,2,3.
  48. Банковский менеджмент. Учебник./ Колл. авторов- под ред. д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Кнорус, 2010.
  49. Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка. Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
  50. Н.И., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Банковский процент. М.: Финансы, 1967.
  51. Вику лин А. Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг. Бек, 2001.
  52. С.Б. Позиционирование коммерческих банков на региональном рынке банковских продуктов и услуг./ Белгород, гос. ун-т. Белгород: Константа, 2008. — 135с.
  53. Р.В. Банковский маркетинг. М.: Финансы и статистика. 2008.
  54. Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  55. А.Н. Банковские услуги. Зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика. 2002.
  56. М.И., Королев Д. М. Информационные системы в банковском деле: Учебное пособие. Белгород: Издательство БелГУ, 2004.
  57. О.И., Афанасьева О. Н., Корниенко С. Л. Банковское дело. Современная система кредитования: Учебник. М.: Кнорус, 2007.
  58. О.И., Валенцева Н. И. Банковские риски. М.: Кнорус, 2009.
  59. О.И., Мамонова И. Д., Валенцева Н. И. Банковское дело: Учебник. М.: Кнорус, 2006.
  60. Ю.И., Головин Ю. В., Букато В. И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  61. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник /Под ред. K.P. Тагирбекова. М.: Весь Мир, 2004.
  62. О.С. Банковские электронные услуги. Уч. пособие. М.: Вуз.учеб., 2009.
  63. Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях». М.: Спец-Адрес, 2006.
  64. Basel Committee on Banking Supervision. Operational risk -supervisory guidelines for the advanced measurement approaches. Basel, Switzerland. June 2011. www.bis.org.
  65. Basel Committee on Banking Supervision. Risk management principles for electronic banking. Basel, Switzerland. July 2003. www.bis.org.
  66. Basel Committee on Banking Supervision. Basel Committee: Risks in computer and telecommunication systems. Basel, Switzerland. July 1989. www.bis.org.
  67. Caselli Stefano. Banking for Family Business: A New Challenge for Wealth Management./ Springer, 2011
  68. Global Private Banking and Wealth Management: The New Realities (The Wiley Finance Series). Ed. By Daniel Fireside, 2008.
  69. Jay Diamond, Gerald Pintel. Principles of Marketing, Prentice-Hall./ 1986.
  70. Omarini Anna. Private Banking and Wealth Management: Customer Segmentation a Way for Selecting, Getting and Keeping Customers./ VDM Verlag Dr. Muller, 2011.
  71. А.В. Клиентоцентричный маркетинг на рынке банковских услуг // Банковские услуги. М., 2010. — № 9
  72. JI.А. Становление рынка потребительского кредитования в России и его современное состояние // Банковские услуги. М., 2010. — № 2.
  73. Л.А. Управление риском потребительского кредитования в кредитных организациях // Банковские услуги. М., 2010. — № 6.
  74. И.В. Технология управления взаимоотношениями с клиентами в сфере розничных банковских услуг /'/' Банковские услуги. М., 2009. — № 3.
  75. С.А., Петрова A.A. Обслуживание банками состоятельных частных лиц: этапы развития и основные признаки // Финансы и кредит. М., 2011. — № 24.
  76. Д.В. Особенности рынка банковской рекламы в России и подходы к оценке ее эффективности // Банковские услуги. М., 2010. — № 5.
  77. Н.Е. Закономерности кредитного рынка // Банковские услуги. М., 2011. — № 8.
  78. A.C., Васильев П. А. Особенности потребительского кредитования в России в современных условиях // Финансы и кредит. М., 2011. — № 38.
  79. A.A., Хасин Ф. К., Алилова А. К. Конкуренция на рынке банковских услуг // Банковские услуги. М., 2009. -№ 5.
  80. З.Л. Инфраструктура банковского потребительского кредитования // Финансы и кредит. М., 2007. — № 42.
  81. А.М. Законодательные нормы в потребительском кредитовании // Банковское дело. М., 2011. — № 2.
  82. С.А. Перспективные виды потребительского кредитования // Банковское дело. М., 2010. — № 6.174
  83. Д.Ю. Особенности развития бюро кредитных историй в России // Банковские услуги. М., 2010. — № 7.
  84. М. Институт банкротства физических лиц -социально-экономические последствия // Банковское дело. М., 2010. — № 8.
  85. М.В. Существенные условия договора потребительского кредита // Банковское дело. М., 2010.1. КГо 1и 1 .
  86. Л.Р. Вопросы развития рынка банковских услуг // Финансы и кредит. М., 2004. — № 12.
  87. Л.Р. Клиентоориентированное развитие банковских инноваций // Экономика и управление. М., 2009. — № 1.
  88. О.В. Особенности организации и роль контроля в обеспечении качества банковских продуктов и услуг // Банковские услуги. М., 2010. — № 5.
  89. Г. И. Проблемы качества регионального рынка кредитных услуг // Региональная экономика. М., 2008. -№ 9.
  90. Г. И. Развитие конкуренции на рынке кредитных услуг // Государственная служба. М., 2008. -№ 1.
  91. Г. Ю. Интеграция банковских и почтовых услуг как фактор развития розничного банковского бизнеса // Финансы и бизнес. М., 2010. — № 3.
  92. Г. Ю. Концепция создания почтового банка // Экономические науки. М., 2010. -№ 7.
  93. Г. Ю. Подходы к созданию почтового банка // Банковское дело. М., 2010. — № 3.
  94. Г. Ю. Почтовый банк как крупнейший оператор российской платежной системы // Банковское дело. М., 2010. — № 9.
  95. Г. Ю. Сотрудничество банков и почты на рынке розничных банковских услуг //Экономика и управление. М., 2009. — № 1.
  96. A.B. Вопросы совершенствования банковского потребительского кредитования в РФ /'/' Банковские услуги. М., 2008. — № 1.
  97. Т.П. Современная система кредитования физических лиц // Финансы и кредит. М., 2007. — № 29.
  98. По л и щук А. И. Коммерческие банки: новые услуги и инновационные технологии коммуникации // Бизнес и банки. М., 2010. — № 6.
  99. А.И. Точная модель потребительского кредита // Финансы и кредит. М., 2009. — № 5.
  100. Д.Э. Новые тенденции на рынке банковских услуг: взаимодействие банков и торговых компаний // Банковские услуги. М., 2010. — № 5.
  101. Д.А. Тенденции развития рынка банковских услуг в регионе // Финансы и кредит. М., 2011. — № 40.
  102. И.Н. Рынок новых кредитных продуктов: проблемы и перспективы в России // Финансы и кредит. -М., 2007. № 32.
  103. Н.Э. Модели оценки кредитоспособности и прогнозирования рисков розничных портфелей // Банковские услуги. М., 2011. — № 2.
  104. Е.В. Кредитные продукты современных российских банков // Финансы и кредит. М., 2011. — № 29.
  105. Е.Г., Шелепов В. Г. Анализ факторов потребительского поведения при формировании маркетинговой стратегии развития коммерческих банков // Банковские услуги. М., 2010. — № 12.
  106. Чумак Н.В. Private banking & Wealth management сегодня. // Банковский ритейл. M., 2010.- № 3.1. Интернет-ресурсы
  107. Официальный сайт Центрального банка РФ www.cbr.ru.
  108. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
  109. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ www.minpromtorg.gov.ru.
  110. Неофициальный сайт Ассоциации российских банков www.arb.ru.
  111. Официальный сайт информационного рейтингового агентства «РосБизнесКонсалтинг» www.rating.rbc.ru.
  112. Официальный сайт информационного рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
  113. Официальный сайт компании Profi Online Research www.profiresearch.ru.
  114. Официальный сайт Сбербанка РФ www.sbrf.ru.
  115. Официальный сайт Русфинанс Банка www.rusfinancebank.ru.
  116. Официальный сайт ВТБ24 www. vtb24.ru.
  117. Официальный сайт Росбанка www.rosbank.ru.
  118. Официальный сайт Юникредит Банка www. uni-creditbank.ru.
  119. Официальный сайт автомобильной статистики www.autostat.ru.
Заполнить форму текущей работой