Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновации высшей школы в парадигме устойчивого экономического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие парадигмы устойчивого инновационного развития в целях решения насущных задач подъема российской экономики и преодоления последствий экономического кризиса следует истолковывать как исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, методов исследований в условиях глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей. С учетом вышеизложенного, автором предложенная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПАРАДИГМА УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Концепция устойчивого инновационного развития социоэкономических систем: противоречия и проблемы
    • 1. 2. Высшая школа в инновационном развитии российской экономики
    • 1. 3. Роль и место инноваций высшей школы в контексте устойчивого экономического развития
  • ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ
    • 2. 1. Механизм влияния высшего образования на экономический рост
    • 2. 2. Методологические аспекты устойчивого инновационного развития экономики и высшей школы
    • 2. 3. Пути повышения инновационного потенциала и эффективности высшей школы
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • 3. 1. Методическое обеспечение устойчивого инновационного развития субъектов высшей школы
    • 3. 2. Определение факторов конкурентоспособности образовательного учреждения
    • 3. 3. Использование внутренних факторов устойчивого развития учебного заведения

Инновации высшей школы в парадигме устойчивого экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические кризисы 90-х годов прошлого столетия, резкое ослабление государственного управления, регулирования и финансирования, обострение многих социально-экономических проблем в российском обществе особенно негативно сказались на тех отраслях народного хозяйства страны, которые по своим технологическим особенностям не поддаются быстрой и эффективной рыночной коммерциализации, ориентированы на выполнение не текущих, а перспективных общегосударственных функций, результативность которых можно оценить далеко не сразу. К числу таких отраслей относится образование, прежде всего, высшая школа, испытавшие за годы реформ резкий спад в развитии, сменившийся в последние годы неоднозначно оцениваемым количественным и качественным подъемом.

Необходимость исследования роли и места инноваций высшей школы в парадигме устойчивого развития экономических систем обусловливается многими факторами. В первую очередь тем, что в информационной (постиндустриальной) экономике ведущих стран быстро расширяется сектор высоких технологий, создающий необходимые предпосылки для их интенсивного развития. В этих условиях наша страна, с ее мощным природно-экономическим потенциалом и созидательными историческими традициями, может претендовать на достойное место в мире лишь за счет устойчивого экономического роста, также достигаемого ускорением использования самых передовых инноваций, аккумулирующих в себе последние достижения науки и техники. Одной из важнейших движущих сил такого роста выступает повышение человеческого интеллектуального (профессионального) капитала, на основе дальнейшего развития отечественной системы образования, особенно высшего. По мнению автора, именно этот путь предопределяет возможности любой страны для эффективного создания, распространения и освоения высокотехнологичных инноваций.

Теоретическая значимость избранной темы исследования обусловлива- • ется также тем, что широко используемый в литературе термин «устойчивое развитие» отражает многокритериальную и многофакторную категорию, нередко достаточно вольно трактуемую в экономической науке и практике. Это требует её уточнения, в том числе с позиций возрастающего влияния инноваций образовательной сферы на устойчивое развитие экономических систем в условиях нестабильности внешней среды, усиления меж — и внутристрановой конкуренции, глобализации экономики.

В настоящее время проблемы устойчивого развития являются предметом рассмотрения ряда международных конференций и саммитов на высшем уровне, находятся в центре внимания правительств многих стран, авторитетных международных организаций, прежде всего ООН. Прямо либо косвенно они активно исследуются в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Здесь можно назвать труды В. Автономова [16], А. Ананьева [21], И. Ансоффа [23], С. Арженовского [25], К. Багриновского [29], М. Блауга [35], А. Вебера [39], А. Выварца и С. Набойченко [20, 57], М. Гохберга [48], М. Дерябиной [55, 56], Э. Де Сото [52], П. Дойля [58], Е. Жильцова [62], В. Жукова [63], Н. Кельчевской [66, 67], Г. Клейнера [70], В. Левашова [82], И. Майбурова [85], Г. Макбурни [84], Р. Нуреева [97], К. Папенова [100], М. Портера [104], О. Сагиновой [113], Т. Татар-швили и Ю. Сазоновой [121], В. Филиппова [124], Г. Хауга [125], Й. Шумпетера [134, 135], Е. Щетининой [136] и многих других авторов.

Вместе с тем проработку рассматриваемой проблемы пока нельзя считать достаточно глубокой. Это связано с её новизной, диктующей необходимость продолжения активных исследований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методологических основ определения влияния инноваций высшей школы на развитие экономических систем (в контексте парадигмы устойчивого развития), повышения эффективности продуцирования инноваций высшей школой и ее образовательными учреждениями, выявления тенденций и перспектив совершенствования функционирования данной отрасли.

Для достижения сформулированной цели определена необходимость решения следующих основных задач:

— рассмотреть проблемы и противоречия трансформации концепции устойчивого инновационного развития социоэкономических систем и уточнить понятие данной экономической категории;

— 5- выявить роль и место человеческого капитала в устойчивом экономическом развитии и влияние инноваций высшей школы на его повышение;

— разработать основные элементы механизма влияния инноваций высшего образования на экономический рост;

— определить методологические аспекты устойчивого развития национальной и региональной экономики и высшей школы, пути повышения инновационного потенциала;

— разработать методическое обеспечение влияния инноваций высшей школы на устойчивое развитие рыночных экономических элементов и социальных субъектов народного хозяйства России;

— определить факторы обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений, как продуцента инноваций, в рыночной средепоказать возможность использования внутренних факторов для устойчивого развития учебных заведений.

Объектом исследования являются система высшего образования и образовательные учреждения высшей школы Российской Федерации, взаимодействующие в качестве производителей инновационных продуктов с конечным множеством рыночных экономических элементов и социальных субъектов.

Предметом исследования является развитие научно-методических проблем анализа, оценки и моделирования роли и места инноваций высшей школы в парадигме устойчивого развития экономических систем, совершенствования развития инновационной деятельности системы высшего образования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, менеджмента, маркетинга, финансов, инноваций и инвестиций, образования, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и её регионов по экономической и инновационной политике, развитию высшей школы. В ходе исследования применялись методы системного подхода, экспертных оценок, экономического, статистического, логического анализа и др.

Информационную базу составили официальные статистические материалы, публикации научных изданий и средств массовой информации, сети.

Мегпе^ а также первичные данные вузов, НИИ и других экономических субъектов, собранные и обработанные непосредственно диссертантом, в т. ч. по нефтегазовой и нефтехимической отрасли, компаниям и предприятиям.

Научная новизна и значимость диссертационной работы заключается в развитии и углублении теоретических и методологических основ, методических подходов к концепции устойчивого инновационного развития социоэкономиче-ских систем, определению роли и места инноваций высшей школы в обеспечении ускоренного роста и устойчивого функционирования национальной экономики и системы высшего образования.

Конкретные элементы научной новизны исследования заключаются в следующем:

1. Уточнено понятие парадигмы устойчивого инновационного развития, как исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, необходимых для дальнейшего подъема народного хозяйства страны в условиях глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связейразработана модель устойчивости социоэкономических систем (фирм) в рыночной среде, отражающая определенное взаимодействие ее элементов, среди которых важное место занимают инвестиции в человеческие ресурсы и инновации сферы образования.

2. Установлено, что для ускорения темпов экономического роста и обеспечения устойчивого развития отечественной экономики все более важное значение приобретает увеличение производительности человеческого капитала, базирующееся на инновациях (прежде всего, организационных и управленческих), во взаимосвязи с энергичными действиями общества и государства по решению демографических проблем и повышению образовательного уровня населения, его инновационной активности.

3. Разработан механизм прямого и косвенного влияния инноваций высшей школы на экономический рост государства и предложены основные направления его использования.

4. Предложены методологические подходы к обеспечению устойчивого развития высшей школы, определены современные проблемы и перспективы ее развития, как производителя инновационных продуктов.

5. Разработано методическое обеспечение устойчивого инновационного развития субъектов высшей школы, определены факторы и инструментарий управления их конкурентоспособностью в современных условиях.

Практическая значимость. Основные выводы и предложения диссертации могут использоваться законодательными и исполнительными органами власти на федеральном и региональном уровне, менеджментом высшей школы и иных экономических субъектов для принятия научно обоснованных решений по усилению влияния инноваций высшей школы на эффективное и устойчивое экономическое развитие страны, ее предприятий, отраслей и комплексов, на устойчивое функционирование образовательных учреждений.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и получили одобрение на 2 — 6-ой Международных научно-практических конференциях «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». МГАПИ, 1999;2003; на Межрегиональной научной конференции «Современные проблемы: экономика и управление». Владимир, 2000; на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления». М.: ГУУ, 2001; на Всероссийской межвузовской конференции «Наука, образование 2001. Санкт-Петербург 2001" — «Форум молодых ученых», «Экономические знания по реформированию Российского общества. Москва 2002 г.».

Результаты исследования использованы в учебном процессе ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)», а также в учебном процессе и в управлении вузом (при анализе и оценке положения на рынке образовательных услуг и при разработке программ повышения эффективности функционирования) в ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет».

Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими документами.

По теме диссертации автором опубликовано 15 работ объемом 7,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,.

Выводы и предложения.

Проведенные в диссертации исследования роли и места инноваций высшей школы в парадигме устойчивого экономического развития экономических систем позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Понятие парадигмы устойчивого инновационного развития в целях решения насущных задач подъема российской экономики и преодоления последствий экономического кризиса следует истолковывать как исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, методов исследований в условиях глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей. С учетом вышеизложенного, автором предложенная модель устойчивости социоэкономических систем (фирм) в виде определенного взаимодействия ее элементов и отношений в условиях рынках, в которой важное место занимают инновации, инвестиции в человеческий капитал и образование, может найти практическое применение в научно-педагогической деятельности.

Установлено, что в структуре типов и значимости инноваций наибольший вес имеют управленческие и организационные нововведения, в то время как в своей технологической политике государство уделяет больше внимания реализации проектов НТП. Данное противоречие умаляет значимость высшей школы в устойчивом инновационном развитии экономических систем и негативно сказывается на становлении развитых факторов экономики, определяющих ее устойчивый подъем.

2. Для обеспечения ускорения темпов экономического роста и устойчивого инновационного развития экономики Российской Федерации исключительно важное значение имеет повышение производительности человеческого капитала страны.

3. Предложенный механизм прямого и косвенного влияния высшей школы на экономической рост государства позволяет определить основные пути и методы воздействия образования на различные производственные и социокультурные сферы жизнедеятельности российского общества с целью обеспечения его эффективного функционирования и устойчивого инновационного развития и может быть использован в практической деятельности органов управления на федеральном и региональном уровне.

4. Анализ современных проблем развития высшего образования показал, что в результате практически полного самоустранения государства от его регулирования возникли следующие тенденции:

— Органы управления образованием существенно сократили свое финансовое и управленческое участие в жизни высшей школы, результатом чего стал процесс децентрализации и повышения автономии высшей школы. Данный процесс обусловил разбалансировку между региональными потребностями трансформирующейся экономики и предложением высшей школы, а также утрату способности федеральных органов управления качественно и количественно определять направление развития высшей школы в рамках Федерации именно как системы, а в рамках регионов — как подсистемы или комплекса.

— Общество, а именно студенты и их семьи, резко увеличили свое участие в финансировании высшей школы, результатом чего стал процесс коммерциализации сферы высшего образования. Данный процесс обусловил не только адаптивность высшей школы к новым рыночным условиям, но и весь ресурс развития высшей школы в пореформенный период.

5. Главным приоритетом современной образовательной политики федерального центра, на наш взгляд, должна стать концепция модернизации российского образования, направленная прежде всего на сокращение существующих различий в уровне развития образовательных комплексов регионов, а не создание предпосылок для ускоренного развития элитарной (столичной) высшей школы в ущерб массовой (периферийной).

6. Следует пересмотреть роль государства в создании более эффективного взаимодействия высшей школы и экономики регионов. Уже более десяти лет роль государства в кадровом обеспечении госсектора экономики сводится к разграничению функций государства как заказчика специалистов и государства как потребителя подготовленных высшей школой специалистов с надеждой на то, что эти две функции гармонично скоординирует рыночный механизмформирующийся рынок труда. В настоящий момент не вызывает сомнения тот факт, что данный рыночный механизм крайне плохо обеспечивает координацию этих двух функций государства, поэтому логичным, будет восстановление распределительной функции государства, т. е.

введение

обязательного распределения выпускников вузов, обучавшихся за счет бюджета.

7. Для повышения эффективности взаимодействия высшей школы и экономики регионов на уровень субъектов Федерации следует передать возможность формирования и распределения между вузами госзаказа на подготовку специалистов за счет бюджета в пределах квот, определяемых центром. Данные квоты должны иметь жесткую привязку не к количеству вузов на территории, а быть в прямой зависимости от численности населения региона и в обратной зависимости от уровня их доходов, т. е. чем больше численность населения и ниже их доходы, тем больше квота. Приоритет регионального формирования и распределения госзаказа не подразумевает для высшей школы появления в лице областных департаментов образования дополнительного руководящего и контролирующего органа. Финансовый поток должен следовать от центра к вузу, минуя посредников, но регулятивная функция регионов неизбежно заставит высшую школу повышать степень своего взаимодействия с экономикой территорий, координировать вектор своего развития с потребностями экономического развития регионов.

8. Разработанные в диссертационной работе методическое обеспечение устойчивого инновационного развития высшей школы, инструментарий управления их конкурентоспособностью и использования внутренних факторов устойчивого экономического развития высших учебных заведений могут найти применение, по мнению автора, для анализа и оценки их положения на рынке образовательных услуг и разработки конкретных программ по повышению эффективности функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации М: Герда — 1998.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М-Норма, 1996. 320 с.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I. М: «Ось-89» — 1998.
  5. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 год // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
  6. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 года // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
  7. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 «Об акционерных обществах» (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 101-ФЗ от 24 мая 1999) //Российская газета, № 101. 28.05.1999.
  8. Федеральный закон «О безопасности» //Экономика и жизнь, № 12. 1994.
  9. Указ Президента Российской Федерации № 1392 от 16 ноября 1992 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (с изменениями на 16 апреля 1998 года) / Редакция юридического бюро «Кодекс».
  10. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Наука Урала, № 8. 2002.
  11. Постановление правительства РФ № 505 от 05.07.2001 «Правила оказания образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» // Советник бухгалтера в сфере образования и науки, № 4. 2001. — С. 68−70.
  12. Агабекова 3. Точная заточка // Эксперт Северо-Запад, № 5. 2003. — С. 12−16.
  13. С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр. 1998.
  14. А. Реструктуризация предприятий: механизмы и организационные меры // Экономист, № 3, 2000, С. 26−32.
  15. Г. Молодой средний класс // Эксперт Северо-Запад, № 38. 2003. -С. 11−13.
  16. Анализ и диагностика состояния высшей школы и научно-технологической безопасности на территориях УрФО / С. С. Набойченко, А. Д. Выварец, A.A. Куклин и др. -Екатеринбург: ГОУ УГТУ, 2002. 258 с.
  17. А. Торгово-экономическая политика России как фактор устойчивого развития // Вопросы экономики, № 1, 1997.
  18. С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом, № 2. 2000. -С. 21−27.
  19. И. Новая корпоративная стратегия СПб.: Питер — 1999.
  20. Антикризисное управление. Учебник. Под ред. Э. М. Короткова. -М.: ИНФРА-М. 2000. 432 с.
  21. С. Индикаторный анализ развития системы высшего образования в России. № 2. 2000. — С. 16−22.
  22. Н. Западный дрейф // Эксперт, № 39. 2003. — С. 70−74.
  23. O.A., Смирнов Л. Н. Ценообразование во внебюджетной деятельности // Советник бухгалтера в сфере образования и науки, № 4. 2000. — С. 40−45.
  24. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг, № 5.- 1999.-С. 68−75.
  25. К. А., Бендиков М. А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием // Менеджмент в России и за рубежом, № 1. 2001.- С. 3−19.
  26. Дж., Кристенсен К. Прорывные технологии: быть на волне вестник молодых ученых//Серия: экономические науки — 1999 -№ 1 (4).
  27. К.В. Методические принципы оценки конкурентоспособности вузов // Маркетинг в России и за рубежом, № 1. 2000. — С. 10.
  28. И. Лишние миллиарды // Эксперт № 41. 2002. — С. 52−55.
  29. Бессудно в А. То ли еще будет// Эксперт Северо-Запад, № 29−30. 2002. — С. 8−14.
  30. П. Кузница мастеров // Эксперт Северо-Запад, № 22. 2003. — С. 16−18.
  31. М. Экономическая мысль в перспективе. -М.: Инфра-М, 1994. 428 с.
  32. E.H., Горбачева Е. И., Губина Н. К. Прогнозирование конкурентных позиций: вызов на рынке // Маркетинг в России и за рубежом, № 2. 2001. — С. 51−53.
  33. Н.Ю. Некоторые теоретические аспекты финансовой устойчивости // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, № 17(47).- 2001. -С.26−35.
  34. C.B. Управление инновационным бизнесом. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-343 с.
  35. А. Возможно ли устойчивое экономическое развитие? // Свободная мысль. № 5. 1998. — с. 42−55.
  36. Владимирова Акинфиева Н. Современное образование: политика выживания или развития // ВВШ «Alma Mater», № 3. 2001. — С. 8−9.
  37. М.М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг, № 2. 2001. — С. 122−143.
  38. Ю. Бизнес-школы // Эксперт Северо-Запад, № 28. 2002. — С. 2022.
  39. Высшее образование в Российской Федерации / под. Ред. В. М. Филиппова. -М.: НИИВО, 2000.
  40. Я., Кокшаров А., Рубченко М. Барышня-крестьянка // Эксперт, № 39.-2003.-С. 18−21.
  41. В., Попов С. Паутина влияния // Эксперт, № 42. 2001. — С. 54−64.
  42. A.A. Финансовая устойчивость социально-экономической системы. -СПб.: Питер, 2000. 589 с.
  43. Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. Сост. и ред. А. И. Муравьев. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. — 152 с.
  44. М.Я. Финансирование науки в странах с переходной экономикой: сопоставительный анализ. -М.: ЦИСН, 1998.
  45. С., Сонин К. Богатство и рост // Эксперт, № 24. 2003. — С. 40−47.
  46. Т., Привалов А., Фадеев В. Территория обитания // Эксперт, № 21. -2003. С. 50−55.
  47. Т. Функционал Президента // Эксперт, № 19. 2003. — С. 17−22.
  48. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире М.: 1995, с. 320.
  49. А. Мы определенно нуждаемся в элите // Эксперт, № 34. 2003. -С. 82−86.
  50. Д. Интеллектуальная тусовка // Эксперт, № 27−28. 2003. — С. 20−24.
  51. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики, 2001, № 2 с. 108−124.
  52. М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля // Вопросы экономики 2001 — № 10-е. 55−69.
  53. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов / под. Ред. С. С. Набойченко, А. Д. Выварца. -Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2003. 448 с.
  54. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер — 1999.
  55. . Русский мастер // Эксперт Северо-Запад, № 34. 2003. — С. 24−26.
  56. Л., Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики 2001 — № 10 — с. 24−39.
  57. В.И. Финансово-Экономические отношения в образовании // Педагогика, № 3. 1999. — С. 54−61.
  58. E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. -M.: Инфра-М, 1995. 346 с.
  59. В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. 625 с.
  60. А. Предпринимательство: институционально-эволюционный подход Алматы: Раритет, 2000. — с.85.
  61. М. Глобализация и высшее образование // Высшее образование в Европе, № 1.-2001.
  62. Н.Р. Экономическая устойчивость Высшего учебного заведения. -Екатеринбург: ГОУ УГТУ У ПИ, 2002. 77 с.
  63. Н.Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. — 77 с.
  64. П. Все еще большие и пока очень бедные // Эксперт, № 27. 2002. -С. 34−38.
  65. Г. Б. Современная экономика России как «экономика физических лиц»//Вопросы экономики. 1996, № 4, с.81−95.
  66. Г. Б., Тамбовцев В. JI., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  67. JI. Технический университет как форма университетского образования // ВВШ «Alma Mater», № 2. 2002. — С. 16−18.
  68. А., Эрмансон С. Уолл-стрит погубила жадность // Эксперт, № 19. 2002. — с. 42−45.
  69. А. Европа на игле миграции // Эксперт, № 37. 2002. — С. 56−60.
  70. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М: Экономика 1989.
  71. Ф. Основы маркетинга. -М.: Прогресс, 1990. 736 с.
  72. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
  73. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб: Питер — 1999.
  74. М. Храбрый О. Зона вливания // Эксперт, № 20. 2003. — С. 68−74.
  75. С. Хватит финансировать стены // Эксперт Северо-Запад, № 45. -2002. С. 37−40.
  76. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики, № 6. 2001. — с. 36−49.
  77. Г. О., Волков Н. Российская экономика в 2001 году. -М.: Минэкономразвития, 2002.
  78. В.О. О социальной сущности концепции устойчивого развития // Социологические исследования, № 4. 1997. — с. 3−14.
  79. В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики 2001 — № 11 — с. 4−16.
  80. Г. Глобализация: Новая парадигма политики высшего образования // Высшее образование в Европе, № 1. 2001.
  81. И.А. Мировые тенденции развития высшей школы. -Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. 283 с.
  82. Маркетинг. -М.: ЮНИТИ, 1996. 560 с.
  83. Г., Марульская О. Предпринимательский климат в крупных городах России // Эксперт, № 19. 2003. — С.88−93.
  84. May В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики, № 1. 2002. — с. 4−22.
  85. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: «Дело» 1994.
  86. П., Роберте Д. Экономика, организация, менеджмент, (в двух томах). -СПб.: «Экономическая школа». Том 1, 1999.
  87. .З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2001. 478 с.
  88. Л.С. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом, № 5. 2000. — С. 34−41.
  89. Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетнги и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) // Маркетинг, № 5. 1999. — С. 77−92.
  90. Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Материалы международной конференции. -Екатеринбург: 1999.
  91. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. -М.: Финстатинформ, 2000. 46 с.
  92. Новая экономика // Эксперт, № 40. 2000.
  93. Р. Теории развития: институциональные концепции становлениярыночной экономики // Вопросы экономики, № 6. 2000.
  94. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях // Экономика высшей школы. Вып. 3. -М.: НИИ проблем высшей школы, 1990. С. 62.
  95. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д.Сондерс. -СПб.: Изд. Дом «Вильяме», 1998. 1056 с.
  96. К.В. Устойчивое развитие: теоретический аспект// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 5.- 1995. С. 3−18.
  97. Ф.С., Бертран Й. К., Эрнандес Т. С. Университетское планирование и развитие // Высшее образование сегодня, № 4. 2002. — С. 35−42.
  98. Е.В. Маркетинг услуг. -СПб.: Питер, 2000. 155 с.
  99. Ю. Реформа корпоративных институтов и создание социального рыночного пространства // Российский экономический журнал, № 4. 2000. -С. 58−77.
  100. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. 1993.
  101. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 20 012 002 годы // Эксперт, № 45. 2002. — С. 89−114.
  102. С. Спасение мира, эпизод II. Йоханнесбург // Эксперт, № 32. -2002.-е. 15−16.
  103. JI.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом, № 1. 2000. — С. 63−77.
  104. H. М. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики, № 1. 2002. — С. 50−67.
  105. Россия в цифрах. -М.: Госкомстат РФ, 2001. 397 с.
  106. А.Б. Институциональная среда, которая формирует фирмы // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. д.э.н. P.M. Нуреева. М.: МОНФ, 2001.- С. 262−285.
  107. Л.П. Интеграционные процессы в области образования в Содружестве Независимых Государств. -М.: НИИВО, 2000. С.6−8.
  108. Саги, но lia О. В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, тенденциии перспективы // Маркетинг в России и за рубежом, № 6. 2000. — С. 12−20.
  109. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом, № 2.-2001.-С. 11−18.
  110. П.А., Нодхауз В. Д. Экономика. М.: Бином — 1997.
  111. Семь нот менеджмента. М.: ЗАО «Журнал Эксперт» — 2000.
  112. Словарь современной экономической теории. -М.: Инфра-М, 1997. 608 с.
  113. П. Глобализация и университет// ВВШ «Alma Mater», № 4. 2002. — С. 3−8.
  114. О. Законодательное регулирование экономики образования как идеологическая проблема // ВВШ «Alma Mater», № 2. 2002. — С. 3−9.
  115. Дж. Куда ведут реформы (к десятилетию начала переходных процессов) // Вопросы экономики, № 7. 1999. — С. 4−30.
  116. A.B. Взаимодействие российской и американской образовательных систем в области подготовки кадров для рыночной экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, № 3(33). 2001. — С. 32−41.
  117. Т.А., Сазонова Ю. Б. Проблемы финансирования высшего образования и схемы оказания финансовой помощи студентам в западноевропейских странах. -М.:НИИВО, 1999. 43 с.
  118. А., Романович А. Перспективы образования и проблема безопасности // ВВШ «Alma Mater», № 8. 2002. — С. 10−17.
  119. В. Образование для новой России // Высшее образование в России, № 1.-2000.-С. 7−13.
  120. Г. Европа будущего: Болонья и далее. // ВВШ «Alma Mater», № 10.2000.-С. 15−19.
  121. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб: Питер2001.-512 с.
  122. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: «Экономическая школа, 1996.
  123. Шансы российской экономики.- М.: ТЕИС 1997.
  124. А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС,
  125. Экономический факультет МГУ, 1998.
  126. Д.В. В зоне максимальной отдачи // Эксперт, № 46. 2002. — С. 34−40.
  127. А.Л., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. -М.: Инфра-М, 2001. 208 с.
  128. Ф. М, Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997. 698 с.
  129. А., Полунин Ю. Репутация российских компаний // Эксперт, № 7. 2002. — С. 65−77.
  130. Й. Капитализм, социализм и демократия М.: Наука, 1995. — 151 с.
  131. Й. Теория экономического развития -М.: Прогресс, 1982. С. 167−214.
  132. Е.Д. Макроэкономические условия повышения устойчивости социоприродных систем // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. M.: 1998- Экономика: Учебник для вузов, М.: «Политиздат» 2001.
  133. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // ВВШ «Alma Mater», № 10.-2000.-С. 20−23.
  134. Экономическая теория. СПб.: СПбГУЭФ — 1997.
  135. Экономическая трансформация: цели, направления, динамика / под общей ред. В. И. Кушлина М.: Изд-во ЭК 35 РАГС 1999 — 349 с.
  136. Эксперт-200: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт, № 37.-2002.-С. 107−186.
  137. А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики, № 11.- 2000.
  138. А. А. Структурные ограничения либеральных реформ в российской экономике // Экономический журнал ВШЭ, Том 5, № 1. 2001.
Заполнить форму текущей работой