Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Малые и средние предприятия до 50-х годов XX века практически не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса можно найти упоминания о некоторых особенностях малого… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Понятия малого и среднего бизнеса в системе экономических 11 отношений
    • 1. 2. Методология формирования системы малого и среднего бизнеса
    • 1. 3. Стратегическое управление предприятиями малого и среднего 35 бизнеса
  • 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Малый и средний бизнес на региональном уровне
    • 2. 2. Ключевые компетенции организаций малого и среднего бизнеса
    • 2. 3. Организации малого и среднего бизнеса и методика оценки 115 потенциала
  • 3. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Бизнес на корпоративном уровне
    • 3. 2. Концептуальные стратегии бизнеса
    • 3. 3. Эффективность стратегий развития малого и среднего бизнеса
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК

Особенности развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие системы малого и среднего бизнеса является одним из условий завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый и средний бизнес выполняет важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Развитие сектора малых и средних предприятий рассматривается как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. Однако, если в других странах доля данного сектора экономики в производстве валового внутреннего продукта приближается к 80% (в США — 70%, Японии — 78%, Италии — 73%), то в России значение этого показателя составляет около 50%.

Вместе с тем развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качественному уровню управления, характеру решаемых при этом задач, особенно на региональном уровне. Необходима новая концепция управления, которая направлена на предложение долгосрочных сценариев развития. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся внешней среды предприятиям приходится не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения.

Интерес российских организаций к теме стратегического управления в последние годы заметно усилился, так как в стратегическом менеджменте возникла объективная необходимость. У большинства организаций, где оперативное управление уже было налажено, появились частные собственники. Однако задача повышения эффективности деятельности данных организаций оказалось не решаема на оперативном уровне.

Стратегические планы и задачи подкрепляются текущей деятельностью организации, так как именно от ее результатов зависит эффективность стратегического управления. Внедрение элементов стратегического управления в организациях малого и среднего бизнеса сопровождается отсутствием соответствующих исследований, недостаточностью опыта применения критериев эффективности и сложностями ее оценки.

К другим причинам, препятствующим внедрению системы стратегического управления в организациях малого и среднего бизнеса относятся трудности оценки отдачи от этой деятельности и времени ее наступления. Между тем, стратегическое управление является чрезвычайно важным для компаний, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых направлений развития.

В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся внешней среды организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию развития, которая позволит успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Приведенные данные предопределяют актуальность темы исследования, её научную и практическую значимость, так как на сегодняшний день невозможно добиться конкурентных преимуществ на рынке без четко построенной системы стратегического управления. В свою очередь, стратегические планы и задачи должны подкрепляться текущей деятельностью. Иными словами, стратегическое управление включает систему мероприятий, которые связывают текущую деятельность со стратегическими целями организации.

Степень научной разработанности проблемы. Малые и средние предприятия до 50-х годов XX века практически не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса можно найти упоминания о некоторых особенностях малого и среднего предпринимательства, но не отдельно посвященные ему исследования. Активизация научных разработок в рассматриваемой области произошла в послевоенный период, когда появились специальные государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Привлекались специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, Н. Сирополис, П. Уилсон, JI. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер, и др.

Несмотря на значительный объем исследований и анализ стратегий для крупных корпораций, применительно к малому и среднему бизнесу стратегический менеджмент почти не разрабатывался. Традиционные исследователи стратегического менеджмента сталкивались с необходимостью определить эту концепцию с точки зрения формирования планов, так как основной задачей была разработка оптимальной стратегии для заданных параметров крупной организации.

Отечественная наука до начала рыночных преобразований, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Незначительное внимание привлекала к себе потребительская кооперация. В 90-х годах XX века малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов-практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, B.C. Кабакова, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. П. Попкова, В. Ф. Богачева, A.A. Крупанина, В. Радаева, С. Савельева, Н. Черникой, А. Шулуса и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых и средних предприятий.

Наряду с этим, за рамками научных исследований оказались многие вопросы хозяйствования данных организаций. Между тем система малого и среднего бизнеса может быть активным участником разрешения целого комплекса экономических и социальных проблем, она способна активизировать структурную перестройку экономики, формировать конкурентную среду, содействовать развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения. Актуальность и недостаточная исследованность проблемы, а также ее практическая значимость, требуют продолжения теоретических исследований и методического обоснования процесса разработки и реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства.

Целью настоящего исследования является разработка и реализация стратегии развития предпринимательских структур малого и среднего бизнеса.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— обосновать место и роль малого и среднего бизнеса в системе экономических отношений;

— исследовать методологию формирования системы малого и среднего бизнеса;

— определить основные направления развития стратегического управления в секторе предпринимательства;

— разработать методический инструментарий стратегий развития малых и средних организаций;

— оценить стратегический потенциал организаций малого и среднего бизнеса Вологодской областиобосновать научно-практические рекомендации процесса стратегического управления организациями малого и среднего бизнеса Вологодской области.

Объектом исследования выступает стратегическое управление развитием предприятий малого и среднего бизнеса.

Предметом исследования являются механизмы разработки и реализации стратегии развития предприятиями малого и среднего бизнеса на региональном уровне.

Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления, наиболее значимые положения современной экономической теории, обобщенный отечественный и зарубежный опыт деятельности малых и средних предприятий.

В качестве методов исследования использованы: обобщение и научный анализ теоретических, методологических и прикладных разработок в сфере стратегического управления малыми и средними организациямисистемный, процессный и ситуационный подходы, факторный, корреляционно-регрессивный, графический и другие методы анализа цифровой информацииметоды стратегического анализа (анализ финансовых показателей, 8″ ЮТ-анализ, матрица экрана бизнеса МсКтзеу, матрица БКГ).

Информационную базу исследования составили федеральные и региональные нормативно-правовые актыофициальные данные Федеральной службы государственной статистики, органов исполнительной власти РФзаконодательные и нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФотечественные и зарубежные публикации по рассматриваемой проблемематериалы научно-практических конференцийматериалы Национального института системных исследований проблем предпринимательстваматериалы Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России" — информация, опубликованная в периодической печати, сети Интернет, специальной научной литературесобственные исследования и расчеты автора.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования его результатов в процессе стратегического управления организациями малого и среднего бизнеса, что позволит:

— повысить, эффективность деятельности организаций малого и среднего бизнеса;

— снизить степень неопределенности будущего развития событий и вероятность банкротства этих организаций;

— выработать стратегический план развития, адаптированный к условиями функционирования малого и среднего бизнесаповысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность данного сектора экономики.

Имеется справка Департамента экономики Правительства Вологодской области о научной новизне и практической значимости результатов диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций диссертационного исследования определяются корректным применением теории стратегического управления, методов финансового и экономического анализа. Выводы и предложения исследования не противоречат и в некоторой степени дополняют известные теоретические и практические результаты, содержащиеся в трудахотечественных и зарубежных ученых по вопросам стратегического управления.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Решения, принимаемые на оперативном уровне в условиях неопределенной внешней среды и интенсивной конкуренции не способны обеспечить конкурентоспособность организаций малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе.

2. В условиях рыночной экономики элементы стратегического управления становятся актуальными не только для крупных предприятий, но также для организаций малого и среднего бизнеса, так как постоянные изменения условий функционирования требуют готовых решений, способных к нейтрализации негативных перемен. Методология стратегического управления, применяемая преимущественно в организациях крупного бизнеса может быть использована также для сферы малого и среднего бизнеса. Особенностью процесса стратегического управления в малых и средних организациях является упрощение процедуры применения ее элементов и необходимость более оперативно реагировать на происходящие изменения.

3. Концепция стратегического управления может стать наиболее действенным способом решения проблем повышения эффективности функционирования организаций малого и среднего бизнеса, так как в условиях повышения требовательности поставщиков и покупателей, а также развития информационных технологии, проблемы оперативного характера могут сказаться на долгосрочной привлекательности бизнеса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— адаптированы существующие методы стратегического управления крупными предприятиями для сферы малого и среднего бизнеса, что проявляется в значительном упрощении процедуры проведения стратегического анализа и обосновании нецелесообразности осуществления отдельных ее этапов;

— разработаны критерии выявления стратегического потенциала организаций сферы малого и среднего бизнеса, что позволяет структурировать процесс определения степени готовности конкретной организации к стратегическим действиям в процессе разработки стратегии развития;

— предложена методика разработки и внедрения стратегии развития организаций малого и среднего бизнеса, позволяющая повышать устойчивость и конкурентоспособность организаций в долгосрочной перспективе и способствующая оптимизации затрат на осуществление мероприятий стратегического характера;

— сформирована методика оценки эффективности стратегии развития малого и среднего бизнеса, определяющая практический результат внедрения научно-обоснованных методов стратегического управления в деятельность организаций малого и среднего бизнеса.

Значения полученных результатов для теории и практики. Разработанная методика комплексного стратегического анализа, предложенный механизм разработки и внедрения стратегии развития организаций вносят вклад в развитие теории и практики стратегического управления малым и средним бизнесом: появилась возможность выявления стратегического потенциала, повышается устойчивость организаций и их конкурентоспособность.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, также как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной компании уникален, так как он зависит от позиции компании на рынке, динамики её развития, потенциала, состояния экономики и многих факторов. Значение стратегического управления возрастает в связи с ускорением изменений в окружающей среде, появлением новых запросов потребителей, возрастанием конкуренции за ресурсы, появлением новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитием информационных технологий, делающих возможным быстрое распространение и получение информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, происходящие в сфере малого и среднего бизнеса в России за последние годы, вызвали необходимость принимать продуманные решения, ориентированные на перспективу. Нестабильность внешней окружающей среды, интенсивная конкуренция в сочетании с прочной позицией потребителей стали рассматриваться как реально действующие силы, препятствующие достижению целей организации. В этой ситуации подходить к решению задач со старыми методами становится невозможно. Поэтому требуется осуществить поиск новых методов управления, которые будут отвечать требованиям окружающей среды. Одним из таких методов для российской экономики является концепция стратегического управления.

Усиление интереса российских организаций сферы малого и среднего бизнеса к теме стратегического управления выражено объективными обстоятельствами, имеющими место в современной экономике. Условия функционирования организаций, характер решаемых ими задач, возросший уровень конкуренции, а также требовательность поставщиков и покупателей являются основными предпосылками внедрения элементов стратегического управления на предприятиях. Примечательным фактом является то обстоятельство, что указанные изменения в большей степени затрагивают не крупные организации, на которых уже налажено стратегическое управление, а средние и малые организации, для которых стратегическое управление не является привычной деятельностью.

Проблема стратегического управления организациями малого и среднего бизнеса существовала всегда, однако до недавних пор не было объективных причин серьезно относиться к ней, так как уровень развития предпринимательских отношений позволял обходиться без действующей стратегии развития. С развитием экономики, увеличением количества малых и средних организаций, а также изменением характера отношений данные организации все чаще начинают сталкиваться с трудностями в принятии оперативных решений. Поэтому внедрение элементов стратегического управления в деятельность малых и средних организации является неотъемлемой частью их эффективного функционирования.

В научной литературе теория стратегического управления представлена достаточно широко. Теме стратегического управления посвящены исследования и научные труды известных зарубежных и отечественных специалистов, однако основное внимание в данных работах уделяется процессу управления крупными предприятиями и практически невозможно найти работы, объектом исследования которых являются организации малого и среднего бизнеса. Именно поэтому в рамках данного диссертационного исследования предложена методология разработки и реализации стратегии развития для организаций малого и среднего бизнеса.

Цель данного исследования состояла в разработке и реализации стратегии развития предпринимательских структур малого и среднего бизнеса.

Для достижения данной цели был поставлен и выполнен ряд задач исследования:

— обосновано место и роль малого и среднего бизнеса в системе экономических отношений;

— исследована методология формирования системы малого и среднего бизнеса, определены основные направления развития стратегического управления в секторе предпринимательства;

— разработан методический инструментарий стратегий развития малых и средних организаций;

— проведена оценка стратегического потенциала организаций малого и среднего бизнеса Вологодской области, обоснованы научно-практические рекомендации процесса стратегического управления организациями малого и среднего бизнеса Вологодской области.

Анализ методологии стратегического управления потребовал подробно изучить существующие методологические подходы стратегического управления. Разработка методического инструментария стратегий развития малых и средних организаций осуществлена на основе анализа, существующей для крупных организаций, методологии стратегического управления, предложен инструментарий стратегического управления организациями малого и среднего предпринимательства.

Оценка стратегического потенциала и определение стратегических альтернатив проведена на основе адаптации существующих методов стратегического анализа для сферы малого и среднего бизнеса. На основе предложенной методологии разработки и реализации стратегии развития проведен анализ функционирования исследуемых организаций, определены стратегические альтернативы для каждой из них.

При разработке стратегий развития организаций малого и среднего бизнеса использованы результаты анализа, определившего уровень стратегического потенциала для каждой организации, предложена модель стратегического развития. Оценка эффективности стратегии предпринимательских структур осуществлена путем анализа будущей привлекательности каждой отрасли и оценки уровня будущей конкурентоспособности каждой группы продукции на рынке.

Для исследования отобрано шесть организаций сферы малого и среднего бизнеса Вологодской области. Выбор этих организаций осуществлялся таким образом, чтобы учитывалась представительность каждой сферы хозяйствования. Необходимость проведения стратегических действий по отношению к каждой организации определялась комплексным анализом внутреннего и внешнего состояния. В результате указанных мероприятий был выявлен стратегический потенциал организаций и определена степень готовности каждой из них к стратегическим изменениям.

Методология анализа включала такие аналитические и стратегические методы, как анализ финансовых показателей, 8УОТ-анализ, матрица МсКлпБеу, матрица БКГ. Результаты показали, что по большинству исследуемых организаций стратегический потенциал находится на среднем уровне, что говорит о наличии возможностей для принятия, решений, ориентированных на перспективу. После комплексного анализа состояния и перспектив развития исследуемых организаций был осуществлен процесс разработки стратегии развития на всех уровнях с учетом стратегического потенциала каждой организации.

Наиболее востребованными стратегиями развития на корпоративном уровне оказались стратегии концентрированного и диверсифицированного роста. Для таких отраслей как производство промышленного оборудования, мебели, а также розничная торговля оптимальной стала стратегия концентрированного роста. Для сельского хозяйства, переработки леса и производства алкогольной продукции предложена стратегия диверсифицированного роста.

Конкурентная стратегия развития разрабатывалась в отношении каждой товарной группы организаций и основывалась на анализе внешней среды. Для подавляющего большинства исследуемых отраслей наиболее подходящей стала стратегия «абсолютного лидерства в издержках», которая предполагает получение конкурентных преимуществ по издержкам. Стратегия «диверсификации» стала приемлемой для некоторых товарных групп таких отраслей как производство промышленного оборудования, а также розничная торговля. Стратегия «фокусирования» привлекательна для. некоторых групп производства алкогольной продукции, мебели и одной группы продукции отрасли по переработке леса.

По мнению автора, в условиях высокой конкуренции среди множества функциональных стратегий наиболее важной является стратегия ценообразования. Для большинства рассматриваемых отраслей наиболее приемлемым вариантом стало ценообразование «на основе текущего уровня цен». Данная стратегия подходит для отраслей по переработке леса, производству промышленного оборудования, а также мебели и связана с привлекательностью текущего уровня рыночных цен. Ценообразование на основе метода «издержки плюс надбавки» была выбрана для сельского хозяйства и производства алкогольной продукции и основывается на принципе установления цен на продукцию исходя из реально сложившегося уровня издержек. Для организаций розничной торговли подходящей стала стратегия ценообразования «на основе выгодной цены товара», при котором установление относительно низких цен ведет к увеличению рыночной доли.

Для объективной оценки эффективности стратегии возникла необходимость составления прогноза объемов реализации под влиянием новой стратегии. Для этого были проанализированы объемы продаж по отдельным товарным группам за прошлые годы и экстраполированы имеющиеся данные на будущее с учетом влияния предложенной стратегии развития для каждой организации. Оценка эффективности предложенных стратегий показала, что для большинства исследуемых отраслей направления стратегического развития определены правильно. Уровень конкурентоспособности конкретной группы продукции напрямую зависит от степени долгосрочной привлекательности отрасли, в которой функционирует организация. Поэтому наиболее эффективными оказались стратегии, которые принимались в более предсказуемых условиях внешней среды.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы и сформулировать научно-практические рекомендации:

1. Существующие методы управления организациями малого и среднего бизнеса в России не удовлетворяют возросшим требованиям рыночной среды, в которой наблюдается интенсивная конкуренция, высокая требовательность поставщиков и покупателей, а также непредсказуемость внешней среды. Требуется принятие решений, ориентированных на перспективу и снижающих степень неопределенности внешней среды, то есть применение элементов стратегического управления.

2. Установлено, что научные исследования в области стратегического менеджмента практически не затрагивают систему малого и среднего бизнеса и в основном посвящены управлению крупными организациями. Кроме того, по данным исследования! системы малого и среднего бизнеса, элементы стратегического управления отсутствуют во всех рассматриваемых организациях. Данное обстоятельство в основном объясняется представителями этих организаций нецелесообразностью осуществления1 затрат, выгода от которых будет в долгосрочной перспективе.

3. В' процессе исследования методология стратегического управленияуспешно применяемая на крупных предприятиях, адаптирована для/ примененияна малых и средних организациях. Принципиальной особенностью предложенной' методики является* применение упрощенной процедуры анализа, а также отказ от этапов, не представляющих интерес для системы малого и среднего бизнеса.

4. В результате анализа деятельности системы малого и среднего бизнеса установлено, что в последние годы этот сектор экономики в России развивается стабильно. В Северо-Западном федеральном округе наиболее динамично эти процессы протекают в Вологодской области (без Санкт-Петербурга). В ходе исследования организаций малого и среднего бизнеса Вологодской области выявлено, что стратегический потенциал рассматриваемых организаций находится на приемлемом уровне, что характеризует готовность этих организаций к принятию и реализации решений, ориентированных на долгосрочную перспективу.

5. На корпоративном уровне наиболее востребованными стратегиями являются стратегии концентрированного и диверсифицированного ростана конкурентном уровне — стратегия абсолютного лидерства в издержкахна функциональном уровне — стратегия ценообразования на основе текущего уровня цен. По предложенным стратегиям составлен прогноз объемов реализации продукции под влиянием новой стратегии, что подтверждает объективный характер направлений стратегического развития большинства исследуемых организаций.

Таким образом, основным результатом проведенного исследования является обоснование необходимости, целесообразности разработки и внедрения стратегии развития для предпринимательских структур малого и среднего бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.А. Стратегическое рыночное управление / Д. А. Аакер. СПб.: Питер, 2002. — 354 с.
  2. , Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений / Дэвид А. Аакер. М.: Эксмо, 2007. -464 с.
  3. , А. Стратегическая матрица компании: управляя рисками / А. Агеев // Экономические стратегии, 2008. № 8. — с. 62 — 75.
  4. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. 263 с.
  5. , А.И. Стратегия развития АПК главное условие реализации национальной агропродовольственной политики / А. И. Алтухов // Экономика региона, 2008. — № 3. — с. 187 — 206.
  6. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 452 с.
  7. , В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. -М.: ИНФРА-М, 2006. 285 с.
  8. Р. Политическая экономия: пер. с англ. М.: Международные отношения, 1994.
  9. , H.A., Банников, С.А. Разработка предпринимательской стратегии в малом бизнесе / H.A. Беззубенкова, С. А. Банников // Экономические науки, 2006. № 12 (25). — с. 184 — 187.
  10. , В.Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. — 448 с.
  11. , A.A. История российского предпринимательства: учеб. пособие / A.A. Бессолицын. М.: Маркет ДС, 2008. — 224 с.
  12. A.B. Предпринимательство: Учебник. М.: Дело, 1999. — 640 с.
  13. , М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие / М. И. Бухалков. М.: ИНФРА-М, 2005. — 342 с.
  14. , А. Организационные структуры управления / А. Быкова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. — 204 с.
  15. Большой экономический словарь / Под. Ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Ин-т новой экономики, 1997. — 861 с.
  16. , К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. — 284 с.
  17. , А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия / Бородин А. // Проблемы теории и практики управления, 2003. -№ 2. с. 95- 102.
  18. , H.A. Трудовое право: учеб. / H.A. Бриллиантова, И .Я. Киселев. М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. — 528 с.
  19. , О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. М.: Гардарика, 1998.-289 с.
  20. , И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / И. Н. Герчикова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 511 с.
  21. , С. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года / С. Глазьев // Экономические стратегии, 2008.-№ 3.-с. 34−39.
  22. , С. О стратегии и. концепции социально-экономического развития России до 2020 года / С. Глазьев // Экономические стратегии, 2008.-№ 34-с. 38−42.
  23. , P.M. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  24. Гражданский кодекс Российской" Федерации. Части первая, вторая' и третья. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 462 с.
  25. , И. Инвестиционная привлекательность регионов России / И. Гришина // Инвестиции в России, 2008. № 4. — с. 3 — 13.
  26. , А.Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2004. IV, 457 с.
  27. . А.Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2. М.: ИНФРА-М, 2004. IV, 454 с.
  28. , А.Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3. М.: ИНФРА-М, 2004. IV, 455 с.
  29. , И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2004. — 351 с.
  30. , И. Модель стратегического контроллинга / И. Гусева // Проблемы теории и практики управления, 2008. № 3. — с. 100 — 108.
  31. , P.JI. Менеджмент / P.JI. Дафт СПб: Питер, 2003. — 832 с.
  32. , И., Поташева, Г. Оценка эффективности организационных структур управления / И. Дежкина, F. Поташева // Проблемы, теории и практики управления, 2008. № 5. — с. 80 — 91.
  33. , В., Лосева, О. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия / В. Дресвянников, О. Лосева // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 8. — с. 93−101.
  34. , Д. Процессы управления стратегическими изменениями: Хрестоматия «Управление изменением» / Д. Джонсон. М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. — 243 с.
  35. , Д. Корпоративная стратегия: теория и практика / Д. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон, 7-е издание: пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. — 800 с.
  36. , П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. М.: Издательско-торговый «ГРАНД», 1998.-301 с.
  37. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.: Интерн, 1992.
  38. , B.C. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / B.C. Ефремов, А. И. Ханыков «// Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 2 — с. 33 — 41.
  39. , И.А., Виноградова, A.B. Факторы конкурентоспособности и их оценка субъектами малого предпринимательства / И. А. Жужгина, A.B. Виноградова // ЭКО, 2007. № 7. — с. 93 — 104.
  40. , Л.Г. Стратегический менеджмент / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколов -М.: Экономистъ, 2004. 324 с.
  41. Закон Вологодской области № 1916−03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Вологодской области» от 5 декабря 2008 г.
  42. Закон Вологодской области № 1960−03 «Об установлении налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2009 г.» от 27 февраля 2009 г.
  43. Закон Вологодской области № 118 «О долгосрочной целевой Программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009−2012 г.» от 27 января 2009 г.
  44. Закон Вологодской области № 1454 (с изменениями от 16 декабря 2008 г. № 2408) «Об Основных направлениях реализации приоритетного регионального проекта «Создание благоприятного предпринимательского климата» от 30 октября 2007 г.
  45. Закон Вологодской области № 868 «Об осуществлении порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства на территории Вологодской области» от 29 апреля 2008 г.
  46. , Н., Ларин, А. Экономическая стратегия России в условиях глобализации / Н. Зиядуллаев, А. Ларин // Проблемы теории и практики управления, 2008. № 6. — с. 40 — 50.
  47. , И.Н. Менеджмент корпорации: Учебник / И. Н. Иванов. М.: ИНФРА-М, 2004.-368 с.
  48. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Анынина, A.A. Дагаева. М.: Дело, 2003. — 528 с.
  49. Информационно-аналитический бюллетень Банка России за 2008 год
  50. Информационно-аналитический бюллетень Банка России за 2009 год
  51. , Л.Г., Гусаков, М.А. Индустриальные парки как инструмент реализации стратегии регионального развития / Л. Г. Иогман, М. А. Гусаков // Экономика региона, 2007. № 4 — с. 85 — 94.
  52. Исследование потенциальной возможности предпринимателя по использованию внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности (под рук. К.ф.н., доцента О.А.Урбан) / http://www.nisse.ru
  53. B.C., Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Предпринимательство и менеджмент в малой сфере. СПб.: СПбГИЭА, 1998.
  54. Н.П. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере: монография / Н.П. казаков, И. В. Ли, В. П. Попков. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. — 192 с.
  55. , А.К. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002. -544 с.
  56. , Е. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес / Е. Калмыкова // Проблемы теории и практики управления, 2007. № 1. — с. 100 — 108.
  57. , А.Е. Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса. М.: «Результат и качество», 2005. — 512 с.
  58. , А. Стратегия компании: от разработки до реализации / А. Карпов // Консультант директора, 2003. № 19. — с. 2 — 7.
  59. , А. Стратегия компании: от разработки до реализации / А. Карпов // Консультант директора, 2003. № 20. — с. 10−16.
  60. , А. Стратегия компании: от разработки до реализации / А. Карпов // Консультант директора, 2004. № 12. — с. 14 — 30.
  61. , А. Стратегия компании: от разработки до реализации / А. Карпов // Консультант директора, 2005. № 11. — с. 21 — 29.
  62. , А. Реализация стратегии / А. Карпов // Консультант директор, 2005.-№ 2.-с. 20−29.
  63. , В.Е. Особенности правового регулирования налогообложения малых предприятий / В. Е. Кирилина // Закон, 2008. № 9. -с. 150- 156.
  64. , М. Стратегический разрыв: новейшие технологии для победных стратегий / М. Ковени, Д. Гэнстер // Top-Manager, 2004. № 9. — с. 60−64.
  65. , Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Н. П. Кондраков. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 640 с.
  66. , Г. Н. Стратегический менеджмент / Г. Н. Константинов. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 364 с.
  67. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации / http://www.regadm.ru
  68. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: ИМА-Кросс, Плюс, 2005.-582 с.
  69. , Ф. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. / Ф. Котлер, K. J1. Келлер. -СПб.: 2006.-816 с.
  70. , О.П. Стратегическое поведение от разработки до реализации / О. П. Коробейников, В. Ю. Колесов, A.A. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 3 — с. 33 — 39.
  71. , Д.А. Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятиях / Д. А. Корнилов, С. Н. Яшин // Экономический анализ: теория и практика, 2005. № 16. — с. 2 — 8.
  72. Крупанин А. А. Основы предпринимательства: Учебно-практическое пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 1992.
  73. , Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Б. Т. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 623 с.
  74. , B.C. О стратегической альтернативности / B.C. Кузнецов // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 7 — с. 46 — 53.
  75. , Б. Инновационное развитие России: сценарный подход / Б. Кузык // Экономические стратегии, 2009. № 1. — с. 56 — 67.
  76. Р. Макконнелл, Стэнли JI. Брю. Экономикс. М. 1996
  77. , Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации / Т. В. Лаева // Менеджмент в России и за рубежом, 2006. № 2. — с. 41 — 18.
  78. , М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.-685 с.
  79. , Г. Р. Теория организации: Учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. СПб.: Питер, 2004. — 395 с.
  80. , Е. Стратегическая матрица развития России в условиях глобальной конкуренции / Б. Логинов // Экономические стратегии, 2008. -№ 2.-с. 32−35.
  81. , М.В., Владимирова, C.B. Малое предпринимательство как основа социально ориентированной рыночной экономики / М. В. Лоскутова, C.B. Владимирова // Экономические науки, 2008. № 4 (41). — с. 115−118.
  82. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.- 164 с.
  83. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 151 с.
  84. , В.И. Стратегическое планирование компании и роль маркетинговых исследований / В. И. Мамонов, Е. В. Мамонова // Менеджмент в России и за рубежом, 2005. № 6 — с. 11−17.
  85. , В. О стратегическом управлении персоналом / В. О. Маслов // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5. — с. 99 — 106.
  86. Материалы официального сайта Правительства Российской Федерации / www.govemment.ru
  87. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики / www.gks.ru
  88. Материалы официального сайта Правительства Вологодской области / www. vologda-oblast.ru
  89. Материалы официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации / www.economy.gov.ru
  90. Материалы официального сайта Торгово-промышленной палаты Российской Федерации / www.tpprf.ru
  91. Материалы официального сайта Национального института системных исследований проблем предпринимательства / www.nisse.ru
  92. Материалы официального сайта Информационного портала^ малого и среднего*предпринимательства"Опора России» / www.opora.ru
  93. Материалы официального сайта Ресурсного центра малого предпринимательства / www.rcsme.ru
  94. Мишин, В: М. Исследование систем управления: Учебник для вузов / B'.Mi Мишин. 2-изд. Стереотип: — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 527 с.
  95. , Г. Школы стратегий' / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел. СПб: Питер, 2005. — 531 с.
  96. Михеева, Н. Н: Региональные пропорции' экономического®- роста в» России / H.H. Михеева // Регион: экономика и социология, 2007. № 2. — с. 225−243.
  97. Молодцов, М. В Трудовое право России: Учебник для вузов / М. В. Молодцов, С. Ю. Головина М.: Норма, 2004. — 640 с.
  98. , Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности: Учебное пособие для вузов / Ю. Г. Одегов, JI.B. Карташова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 256 с.
  99. Основы бизнеса: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. Б. Рубина. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Маркет ДС, 2003. — 784 с.
  100. , В.П. Алгоритм принятия стратегических решений, ориентированных на рост ценности компании / В. П. Паламарчук // Экономические стратегии, 2008. № 8. — с. 126 —131.
  101. , А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / А. И. Панов, И. О. Коробейников, В. А. Панов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
  102. , В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, JI.C. Максименко, C.B. Панасенко. 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. -496 с.
  103. , Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: учебник. М.: Эксмо, 2007. — 656 с.
  104. , Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации / Н. Пласкова // Проблемы теории и практики управления, 2008. № 1. — с. 86 — 97.
  105. , В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева СПб.: Питер, 2007. — 352 с.
  106. В.П., Кабаков B.C., Панова E.H. Конкурентоспособность функционирования и развития торговых предпринимательских сетей в условиях глобальной информатизации / Попков В. П., Кабаков B.C., Панова E.H. СПб.: Астерион, 2009. — 128 с.
  107. , В.П. Оценка бизнеса. Схема и таблицы / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева СПб.: Питер, 2007. — 237 с.
  108. , В.П. Организация и финансирование инвестиций / В. П. Попков, В. П. Семенов СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  109. , В.Б. Основы компьютерных технологий / В. Б. Попов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 704 с.
  110. , М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -454 с.
  111. , А.Г. Управление организацией: Учебник / А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 669 с.
  112. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. 3-е изд. перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-581 с.
  113. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 февраля 2010 г. № 123 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле»
  114. , С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. пособие для вузов / С. М. Пястолов. М.: Академический Проект, 2003.-573 с.
  115. , Б. Стратегический учет для руководителя / Б. Райан. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. — 304 с.
  116. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2005. — 686 с.
  117. , З.П. Менеджмент организации / З. П. Румянцева, H.A. Саломатин, Р. З. Акбердин. М.: ИНФРА-М, 1995. — 732 с.
  118. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г. В. Савицкая. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. -330 с.
  119. , А. Оценка денежных потоков компании / А. Самылин // Экономические стратегии, 2008. № 8. — с. 120 — 125.
  120. В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. -184 с.
  121. А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.
  122. , H.H. Стратегический менеджмент / H.H. Смирнов. СПб.: Питер, 2002. — 278 с.
  123. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. СПб.: Питер, 2006.-496 с.
  124. , И. Системный аудит как средство выбора корпоративной стратегии (бизнес-кейс) / И. Типугин // Консультант директора, 2006 № 13. — с 28 — 36.
  125. , И. Системный аудит как средство выбора корпоративной стратегии (бизнес-кейс) / И. Типугин // Консультант директора, 2006 № 14. -с 20−32.
  126. , Е.В. Стратегический контроллинг в системе управления предприятием / Е. В. Толкачева // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. -№ 4. с.-109−116.
  127. , A.A. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / A.A. Томпсон, А. Дж. Стрикленд 12-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. — 928 с.
  128. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2002. -208 с.
  129. , Е. Повышение конкурентоспособности предприятия: роль организационных преобразований / Е. Туркова // Проблемы теории и практики управления, 2007. № 4. — с. 115 — 120.
  130. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.-669 с.
  131. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А .Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с.
  132. , Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России / Н. Устик // Проблемы теории и практики управления, 2008. № 3. — с. 52 — 59.
  133. , Э.А. Управление фирмой / Э. А. Уткин. М.: Акалис, 2006. -452с.
  134. , Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4, с. 58 — 64.
  135. , P.A. Стратегический менеджмент: учебник. 9-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 448 с.
  136. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.
  137. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003−2005 гг.
  138. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации».
  139. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 150.-Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
  140. Федеральный, закон от 26 декабря* 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  141. , FT. Региональная экономиками управление: Учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2007. — 416 с.
  142. К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства’конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.
  143. , A.C. Инновационное бизнес-планирование- развития приоритетной отрасли: Автореф. дисс. к-та экон. наук / A.C. Шамильнова.-Казань, 2000.-301 с.
  144. , Л.С. О некоторых понятиях, стратегического управления / Л. С. Шеховцева // Маркетинг, в России-и за рубежом. 2004. — № 6. — с. 2935.
  145. И. Теория экономического развития. М., 1982. с 199.
  146. , К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России: М!: Издательство «Дело и Сервис». — 2003. — 320 с.
  147. Р., Питере М. Предпринимательство- или Как завести собственное дело и добиться успеха: Выпуск 1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 20
  148. , В. Реализация:.стратегии в условиях неопределенности / В. Черкасова // Проблемы теории и практики управления, 2009. № 2. — с. 75 -82.
  149. , Д., Щербаков, А. Кризис образца 2008 года / Д. Чернавский, Д. Щербаков // Экономические стратегии, 2009. № 1. — с. 28 -37.
  150. , С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. — 239 с.
  151. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 601 с.
  152. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. М.: Высшее образование, 2005. — 509 с.
  153. , А. Обоснование стратегии развития строительного предприятия в конкурентной среде / А. Эсетова // Экономические стратегии, 2008. -№ 3.- с. 118−123.
  154. , Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 437 с.
Заполнить форму текущей работой