Методика формирования и оценка эффективности налоговой политики нефтегазовых организаций
Показана взаимосвязь этапов формирования налоговой политики с выбором ее модели и методов. В исследовании рассмотрены методические особенности формирования налоговой политики организации. Установлено, что основными методами являются налоговый учет (система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления налоговых… Читать ещё >
Содержание
- 1. Развитие понятия «налоговая политика», «ее сущность и содержание
- 1. 1. Трансформация категории «налоговая политика» и ее экономическое содержание
- 1. 2. Этапы и принципы формирования налоговой политики организации
- 2. Методические особенности формирования налоговой политики в нефтегазовых организациях
- 2. 1. Модели и методы налоговой политики организации
- 2. 2. Внутренние и внешние факторы, определяющие налоговую политику нефтегазовых организаций
- 2. 3. Налоговая политика государства в области налогообложения нефтегазовой отрасли и направления ее совершенствования
- 3. Формирование и оценка эффективности налоговой политики нефтегазовых организаций
- 3. 1. Формирование налоговой политики нефтегазовой организации
- 3. 2. Оценка эффективности налоговой политики нефтегазовой организации
- 3. 3. Налоговые риски реализации налоговой политики нефтегазовой организации
Методика формирования и оценка эффективности налоговой политики нефтегазовых организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Развитие рыночных отношений в России потребовало коренного изменения финансово-бюджетной системы страны. Место административного изъятия финансовых ресурсов всех предприятий и организаций государством с целью их перераспределения через бюджет заняла принятая во всем мировом сообществе система налогов и сборов. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в сфере налоговых отношений вызвало необходимость учета налоговой составляющей в общей экономической политике организаций. В связи с этим у организаций возникла необходимость формирования собственной налоговой политики, что в свою очередь породило множество проблем.
При рассмотрении практических вопросов формирования налоговой политики становится ясным, что их природа имеет глубокие методологические корни. В частности, отсутствует ясность в применении терминологии. Наличие множества различных трактовок понятия «налоговая политика», походов к определению целей ее формирования и круга решаемых задач, свидетельствует о теоретической непроработанности вопросов формирования налоговой политики. Следует отметить, что поднятая проблема не является новой для мировой и русской налоговой науки. Ёще в работах по налогообложению конца 19 веканачала 20 века В. А. Лебедева, М. И. Боголепова, И. Х. Озерова, И. И. Янжула и других русских налоговедов можно встретить термин «политика налогов». Первое осознанное употребление данного термина соотносится с формированием в период революционных преобразований новой экономической политики, финансовой и налоговой политик1. В дальнейшем, рассмотрение проблем формирования налоговой политики происходило в рамках ее разработки на государственном уровне. Всплеск.
1 Сокольников Г .Я. Финансовая политика революции: В 2 т. М.: Общество купцов и промышленников России, 2006. интереса к проблемам формирования налоговой политики организации обозначился в период налоговых реформ конца 90-х годов прошлого столетия. В отдельных работах стало появляться понятие «налоговая политика организации». Ее содержание в основном сводилось либо к оптимизации налогообложения, либо к элементам учетной политики для целей налогообложения.
Основная причина этого видится в том, что законодательством Российской Федерации определяется только учетная политика для целей налогообложения, как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
Однако такая характеристика налоговой политики организации не отражает в полной мере комплекс мероприятий, который определяет понятие «политика», используемое для обозначения концепции и программы действий. Остаются нерешенными вопросы, касающиеся отраслевых аспектов налоговой политики организации, а также возможности ее использования в качестве инструмента управления налоговыми рисками.
Экономическая важность вопросов формирования налоговой политики организации с учетом ее отраслевых особенностей и практическая необходимость в разработке методического обеспечения оценки ее эффективности обусловили выбор темы диссертационной работы.
Степень изученности проблемы. Большой вклад в исследование общих принципов налоговой политики внесли основоположники финансовой науки У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, Ж. Ж. Руссо, Ж. Сисмонди, Дж. Миль, А. Вагнер, а также русские ученые — налоговеды А. А. Соколов,.
A.А.Исаев, И. Х. Озеров, Н. И. Тургенев, И. И. Янжул, С. Ю. Витте, Л. П. Павлова,.
B.А.Кашин.
Вопросы формирования и реализации государственной и корпоративной налоговой политики находят отражение в работах отечественных ученых, таких как: Н. А. Адамов, А. В. Аронов, С. В. Барулин, В. В. Бочаров, О. Б. Веретенникова, Е. С. Вылкова, И. В. Горский, А. З. Дадашев, Н. В. Карп, В. А. Кашин, Е. А. Кирова, Т. А. Козенкова, М. Й. Литвина, И. А. Майбуров, Д. Ю. Мельник, В. Г. Пансков, Н. В. Селезнева, Г. И. Хотинская, Д. Г. Черник, Т. Ф. Юткина и др.
Вопросы совершенствования налоговой политики в целях повышения эффективности налогового администрирования рассматриваются в работах.
A.В.Брызгалина, Л. И. Гончаренко, М. Н. Карасева, А. Н. Медведева, О. А. Мироновой, Ф. Ф. Ханафеева и др.
Проблемы формирования учетной политики для целей налогообложения раскрыты в работах А. С. Бакаева, В. В. Ковалева, Е. В. Никифоровой,.
B.Ф.Палия, В. И. Петровой, Я. В. Соколова, А. Е. Суглобова, В. И. Ткача, Л. З. Шнейдмана и др.
Однако, несмотря на большой интерес к исследованию проблем формирования налоговой политики организации, ее содержание как инструмента корпоративного управления в настоящее время еще мало изучено. Остаются нерешенными проблемы оценки эффективности налоговой политики организации с учетом отраслевой специфики и налоговых рисков. Актуальность и недостаточная изученность проблемы определили цель и задачи исследования.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования налоговой политики нефтегазовой организации и разработке методического инструментария оценки ее эффективности.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
— раскрыть экономическое содержание налоговой политики организации на основе исследования трансформации категории «налоговая политика» ;
— определить этапы и принципы формирования налоговой политики организации и обосновать их содержание;
— представить характеристику моделей и определить соответствующие им методы формирования налоговой политики организации;
— выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования налоговой политики нефтегазовой организации;
— выявить тенденции и дать оценку государственной налоговой политики в отношении нефтегазовой отрасли и определить обусловленность от нее налоговой политики нефтегазовой организации;
— разработать налоговую политику нефтегазовой организации;
— предложить методику оценки эффективности налоговой политики нефтегазовой организации;
— разработать методику оценки налоговых рисков реализации, налоговой политики нефтегазовой организации.
Область исследований. Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки) ВАК 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» .
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы формирования налоговой политики нефтегазовой организации, как элемента общей экономической и финансовой политики организации. Объектом исследования выступает налоговая политика нефтегазовых организаций и инструментарий по оценке ее эффективности в системе корпоративного управления. Под нефтегазовыми организациями понимаются организации, основным видом, деятельности, которых является нефтегазодобыча — интегрированный комплекс производственных процессов поиска месторождений нефти и газа, разведки, обустройства и разработки открытых месторождений и реализации добытой продукции.
Теоретической и методической основой исследования выступили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные экономической теории, теориям налогов, корпоративного управления, финансам, налогообложению, финансовому анализу, учету и контролю.
В работе использованы материалы периодических изданий, ресурсы Интернет, законодательные и нормативные акты, данные учета и отчетности нефтегазовых организаций — крупнейших налогоплательщиков, статистическая отчетность Росстата РФ, отчетность Федеральной налоговой службы РФ.
В процессе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анализ и синтез, методы системного и экономического анализа, диалектический, сравнительный и функциональный методы, что позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, предложенных в диссертации.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса теоретических и организационно-методических вопросов формирования и оценки эффективности налоговой политики нефтегазовых организаций:
— представлена трансформация категории «налоговая политика» и на ее основе обосновано экономическое содержание налоговой политики организации;
— выделены этапы формирования налоговой политики организации, и определено их содержание в рамках налоговой стратегии и тактики, и в процессе оценки эффективности;
— сформулированы юридические, экономические и организационные принципы формирования налоговой политики организации, и раскрыто их содержание;
— показана взаимосвязь этапов формирования налоговой политики с выбором ее модели и методов, обоснован выбор модели налоговой политики для нефтегазовой организации в зависимости от реализуемой стратегии;
— выделены и обоснованы внутренние и внешние факторы, определяющие налоговую политику нефтегазовой организации;
— обосновано определяющее влияние государственной налоговой политики на формирование налоговой политики нефтегазовой организации, выявлены тенденции и дана оценка эффективности ее реализации на федеральном и региональном уровнях;
— разработана налоговая политика нефтегазовой организации, представленная в виде локального нормативного документа;
— разработана методика оценки эффективностиналоговой политики нефтегазовой организации на основе выделения общих и частных показателей налоговой нагрузки и показателей, характеризующих эффективность использования налоговых льгот;
— предложена методика качественной оценки налоговых рисков реализации налоговой политики нефтегазовой организации на основе выделения критериев для оценки высокого, среднего и низкого риска.
Теоретическое значение полученных результатов состоит в развитии теоретических основ формирования налоговой политики организации, как инструмента реализации финансовой идеологии нефтегазовой организации.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке методических рекомендаций, которые могут быть применены хозяйствующими субъектами (прежде всего нефтегазовыми организациями) для рационализации своих решений в сфере налогообложения, а также оценки эффективности сформированной налоговой политики.
Апробация работы. Основные результаты исследования по теме диссертации были доложены на региональных и межвузовских научно-практических конференциях. Наиболее существенные положения и результаты исследования автора нашли отражение в 10 публикациях авторским объемом 3,7 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК (1,4 п.л.).
Содержащиеся в исследовании методики, рекомендации и практические разработки по формированию налоговой политики организации и оценке ее эффективности нашли применение в деятельности ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Киришинефтеоргсинтез», ООО «Катконефть» .
Научные разработки и методики используются в учебном процессе Сургутского государственного университета для методического обеспечения занятий по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Налоговый менеджмент», читаемым студентам специальности «Финансы и кредит» .
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, иллюстрирована таблицами, рисунками и приложениями.
Заключение
.
Исследование проблем формирования и оценки эффективности* налоговой политики нефтегазовой организации позволило сделать следующие выводы:
1. Показана трансформация категории «налоговая политика» и обосновано ее экономическое содержание. Учитывая, что в настоящее время налоговая составляющая занимает существенную долю в финансовых потоках организации, сфера налоговых платежей требует определенного управляющего воздействия, основанного на четкой политики организации в данном, направлении и подкрепленного соответствующими теоретическими изысканиями. На основе анализа существующих в современной^экономической литературе подходов к пониманию ¦ содержания налоговой политики организации и через рассмотрение общих категорий «налог», «политика», «стратегия», «тактика», «идеология», показана трансформация, категории." налоговая политика" иобосновано ее содержание на уровне хозяйствующего субъекта, а также определено ее место всистеме категорий с финансового менеджмента. Сделано заключение, что, налоговая политика организации являетсясоставной частью ее финансовой политики и основой для осуществления налогового менеджмента. Налоговая политика организации определена как форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами: действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности организации.
Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задачналоговая политика организации классифицирована на налоговую стратегию и налоговую тактику.. Налоговаял стратегиям— это г долговременныйкурс налоговойполитики, рассчитанный нашерспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации. Налоговая тактика — это совокупность действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на реализацию целей налоговой политики.
2. Выделены этапы формирования налоговой политики организации и определено их содержание. Налоговая стратегия и тактика организации реализуются посредством нескольких взаимосвязанных этапов. Формирование налоговой политики организации условно разделено в работе на 4 этапа:
— организационно-подготовительный (формируется аппарат, который должен организовывать всю работу по составлению налоговой политики и подготовить условия для ее выполнения);
— исследовательский (проводятся основные исследования: изучается налоговое законодательство, осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются системы показателей);
— планово-разработочный (составляется план формирования основных элементов налоговой политики на основе налогового поля, внешних и внутренних факторов, определяющих элементы налоговой политики);
— основной (осуществляется расчет, анализ и управление налоговыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакамустановление и фиксация связей между налоговыми базами и группами налоговформирование налоговых календарейсоставление многовариантных налоговых моделей и определение критериев выбора оптимального вариантаоценка эффективности налоговой политики).
Выделены этапы функционирования организации. Показано, что элементы налоговой стратегии необходимо применять на любом этапе существования организации.
3. Сформулированы принципы формирования налоговой политики организации и раскрыто их содержание. Принимая управленческие решения при формировании эффективной налоговой политики организации, необходимо придерживаться определенных принципов, которые условно разделены на юридические (законности, обоснованности, правильного документального оформления, добросовестности), экономические (разумности, адекватности затрат, комплексной налоговой экономии), организационные (оперативности, конфиденциальности, индивидуальности).
Кроме того, поскольку методики управления налогами в группе компаний и в одной организации несколько различаются в силу юридических, экономических и структурных аспектов, для построения эффективной налоговой политики группы компаний необходимо дополнительно придерживаться принципов приоритетности стратегических целей бизнеса, целостности, иерархии, интегрированности с общей системой управления группой компаний, структурности, согласованности и развития.
4. Показана взаимосвязь этапов формирования налоговой политики с выбором ее модели и методов. В исследовании рассмотрены методические особенности формирования налоговой политики организации. Установлено, что основными методами являются налоговый учет (система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления налоговых обязательств) и налоговое планирование (совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы). Налоговое планирование реализуется, в свою очередь, набором широко применяемых методов, которые могут носить ситуационный и вариационный характер.
Применение тех или иных методов во многом зависит от выбранной модели формируемой налоговой политики организации. Определены три модели налоговой политики: консервативная, умеренная, активная и соответствующие им методы. Показано, что выбор модели зависит от размера, системы налогообложения, стадии жизненного цикла организации. Он также.
148 — осуществляется на основании произведенных расчетов налоговой нагрузки и экономической эффективности применения отдельных методов, экспертизы их соответствия требованиям действующего законодательства, контролирующих органов и< арбитражной практики.
На примере выбора метода амортизации показана процедура обоснования элементов налоговой политики организации. При рассмотрении активной налоговой политики обобщены методы налогового планирования. Отмечено, что налоговое планирование ошибочно отождествляется с налоговой оптимизацией. Установлено разграничение между оптимизацией налогообложения (законным уменьшением налогов) и уклонением от уплаты налогов (незаконным уменьшением налогов). В работе обобщены методы оптимизации налоговых платежей. В их структуре выделены внутренние (реализуемые в рамках одного предприятия) и внешние (требующие создания или привлечения других юридических лиц) методы.
5. Выделены и обоснованы внутренние и внешние факторы, определяющие налоговую политику нефтегазовой организации. Внутренние факторы определены как условия, которые в наибольшей степени зависят от самой организации и обусловленные ее внутренними характеристиками. Отмечено, что не все внутренние факторы полностью контролируются руководством организации. Они могут существовать как данность, с которой налоговые менеджеры вынуждены считаться при формировании налоговой политики.
В числе внутренних факторов формирования налоговой политики нефтегазовой организации раскрыты следующие факторы:
— отраслевая спегифика организации (определяет структуру налоговых платежей и отношение налоговых органов к отрасли в целом);
— масштаб деятельности организации (взаимоотношения налоговых органов с нефтегазовыми компаниями охарактеризованы как взаимоотношениям крупнейшими налогоплательщиками);
— форма собственности хозяйствующего субъекта и источники его финансирования (для исследуемых организаций этот фактор признан косвенным. В процессе исследования этого вопроса была установлена закономерность: нефтегазовая компания с большей долей государственного участия реализует менее консервативную налоговую политику, чем частная нефтяная компания);
— общая стратегия развития нефтегазовой организации (особенность стратегии нефтегазовых компаний — вертикальная интеграциявыделены три основные стратегии, реализация которых приводит к увеличению налога на прибыль, НДПИ и акцизов по нефтепродуктам).
Внешние факторы подразделены на факторы прямого и косвенного воздействия. В работе подробно рассмотрены факторы прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, акционеры и собственники, профсоюзы. Сделан вывод, что все перечисленные внешние факторы оказывают существенное влияние на элементы налоговой политики организации. Проявляется это влияние практически на всех налоговых базах. Однако, все они уступают по значимости такому внешнему фактору как государственная налоговая политика.
6. Доказано, что основным внешним фактором, определяющим формирование налоговой политики нефтегазовой организации, является государственная налоговая политика. В работе представлен подробный анализ налоговой политики государства в отношении нефтегазовой отрасли, а также дана оценка основным направлениям ее совершенствования, заложенным в государственной налоговой стратегии. В частности, доказано, что концепция НДД требует существенной доработки по следующим основным вопросам:
— определение «нового месторождения» ;
— определение доходов, относящихся к «новому месторождению» ;
— определение расходов, относящихся к «новому месторождению» ;
— меры контроля за правильностью расчета базы по НДД.
В подтверждении выводов в работе дана оценка влияния введения инновационного налогового режима для новых месторождений на эффективность проекта разработки нефтяного месторождения в Восточной Сибири. Результаты расчетов показали, что применение нового налогового режима даст положительный эффект для нефтегазовых организаций, ведущих разработку новых месторождений.
В работе также рассмотрены тенденции и дана оценка региональной налоговой политики в отношении нефтегазовых организаций на примере ХМАО-Югры, Краснодарского и Красноярского краев, Республики Саха (Якутия). Установлено, что предоставление региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для нефтяных компаний связывается, в первую очередь, с развитием основной для них деятельности либо увеличением налогооблагаемой базы.
7. Предложен алгоритм формирования и разработана налоговая политика нефтегазовой организации, формализованная в виде локального нормативного документа. В исследовании даны рекомендации по формированию эффективной налоговой политики нефтегазовой организации по конкретным налогам (НДПИ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций), исходя из структуры налоговых платежей. При этом, в первую очередь, учитывалось, что налог имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных элементов, как обязательных, так факультативных и вспомогательных. При формировании налоговой политики нефтегазовой организации проанализировано, каким образом возможно воздействовать на указанные элементы.
Дополнительно рассмотрены юридические, экономические, структурные аспекты формирования эффективной политики в ВИНК. Важную роль в налоговом управлении интегрированной группы играет налоговая экспертиза, которая должна проводиться по следующим направлениям:
— экспертиза структуры группы- ;
— экспертиза крупных сделок;
— экспертиза учетных политик.
Главной целью налогового управления интегрированной группы должно быть использование всех ее преимуществ для снижения налоговой нагрузки.
8. Предложена методика оценки эффективности налоговой политики нефтегазовой организации и раскрыты ее возможности на примере исследуемой организации. Выделены элементы оценки эффективности налоговой политики нефтегазовой организации, как заключающего этапа: ее формирования:
— сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклоненийвыявление и анализ изпричинустановление максимально допустимых размеров отклонений;
— разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налоговой^ политики, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налоговой политики);
— корректировка действующей налоговой политики, принятие решений об отказе от нерезультативных методов и разработке новых.
Выявлены, причины отклонений налоговых показателей от заданного уровня. Они классифицированы на внешние и внутренние. Даны рекомендации по анализу причин установленных отклонений.
Предложены абсолютные и относительные показатели оценки эффективности налоговой политики нефтегазовой организации в зависимости от выбранной модели и методов ее формированияВ качестве основного показателя выбран показатель налоговой нагрузки. Рассмотрен порядок расчета общих показателей налоговой нагрузки (общее налоговое бремя, налогоем-кость реализуемой продукции, коэффициент денежного изъятия при уплате налогов, коэффициент тяжестиналогового бременикоэффициент эффективности налогообложенияпоказатель рациональности налоговой политики)-: частных показателей налоговой! нагрузки (коэффициент налогообложения цены, коэффициент налогообложения затрат, коэффициент налогообложения прибыли) — показателей, характеризующих эффективность использования налоговых льгот (коэффициент льготного налогообложения, коэффициент эффективности льготирования, коэффициент льготного инвестирования, коэффициент налоговой эффективности региона, коэффициент реальной доходности).
Предложенная методика была опробована на материалах исследуемых нефтегазовых организаций. Результаты апробации показали, что методика позволяет определять эффективность налоговой политики и выявлять рациональность действий по ее дальнейшему совершенствованию.
9. Дана оценка налоговых рисков реализации налоговой политики нефтегазовой организации по критериям, установленным ФНС России, а также предложена методика качественной оценки налоговых рисков. Установлено, что для нефтегазовых организаций, являющихся в основном крупнейшими налогоплательщиками, набор критериев, рекомендованных ФНС России, для оценки вероятности оказаться в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок не подлежит использованию, т.к. не является определяющим, а служит скорее для оценки общего уровня налогового риска. Предложенная методика качественной оценки налоговых рисков, по мнению автора, позволяет не только ранжировать риски по уровню их существенности, но и создает условия профилактики их-возникновения.
Список литературы
- Абанин М. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования // Хозяйство и право. — 2005. — № 10. — С. 78.
- Абдуллина A.B. Переход на «упрощенку» как один из способов оптимизации налогообложения // Налоги и платежи. 2007. — № 8. — С. 13−24.
- Абрамова Э.В. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения // Налоговое планирование. 2006. — № 4.
- Абрамова Э.В. Создание резервов как способ оптимизации налогообложения // Налоги. 2006. — № 28. — С. 3−9.
- Адамов H.A., Козенкова Т. А. Методы налогового планирования // Налоговое планирование. 2007. — № 4.
- Адамов H.A., Козенкова Т. А. Направления-, этапы и элементы оптимизации системы налогообложения // Все о налогах. — 2007. — № 12.
- Адамов H.A., Козенкова Т. А. Оценка эффективности налогового планирования в интегрированных структурах // Современный бухучет. -2008.-№ 2.
- Адамов H.A., Козенкова Т. А. Планирование и контроль налоговых баз // Все о налогах. 2007. -№ 7. — С. 9−14.
- Адамов H.A., Козенкова Т. А. Сущность финансового менеджмента в группе компаний // Финансовая газета. 2008. — № 5. — С. 16.
- Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. 2004. — № 10.
- Альтергот В., Новоселов Д. Стратегия защиты налоговых интересов компании // Финансовый директор. — 2006. — № 5. URL: http ://www.fd.ru/archiveart/21 075.html.
- Анохина Г. И. Роль и значение налогового планирования на микроуровне // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 1. URL: http ://www.m-economy .ru/art.php3 ?artid=22 093.s 154
- Ардашев В. Налогоплательщик! Оцени самостоятельно свой налоговый риск. URL: http://www.ardashev.ru/index.php/article/archive71686/.
- Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. М., 1993.
- Балакирев H.H., Литвиненко А. Н. Налоговое планирование на предприятии: учеб. пособие / H.H. Балакирев, А. Н- Литвиненко. СПб.: ИВСЭП, Знание, 2008. — 59 с.
- Барулин C.B. Налоговый менеджмент: учеб. пособие / C.B. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко. М: Омега-Л, 2008- - 269 с.
- Барулин C.B. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. — Мл Экономиста", 2006.
- Басалаева Е. В- Методика управления налогами на предприятий // Финансы. 2003. — № 4.
- Басалаева Е В. Об управлении налогами в организации // Финансы. -2002.-№ 10.
- Батрин Ю.Д., Фомин П. А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. — М.: Высшая школа, 2001.
- Бикбаева В. На налогах экономят в холдинге.// Консультант. 2006. -№ 11.-С. 27−30.л
- Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Первый курс. Киев: «Ника-I. центр», «Эльга», 2000.
- Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2006.
- Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. — М.: Книжный мир, 2008.
- Борисов Д. Оптимизация налогов через амортизационную премию // Консультант. 2006. — № 1. — С. 34−36.
- Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2001.
- Брызгалин A.B., Берник В. Р., Головкин А. Н. Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации / Под ред. A.B. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2001.-176 с.
- Буланцева В.А. Головоломки налоговых формул нелинейного метода амортизации // Главная книга. 2009. — № 6. — С. 14−16.
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от3005.2006 «О бюджетной политике в 2007 году» // Пенсия. 2006. — № 6.
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от0903.2007 «О бюджетной политике в 2008—2010 годах» // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. -№ 7.
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от2306.2008 г. «О бюджетной политике в 2009—2011 годах» // Пенсия. -Июль.-2008.-№ 7.
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от2505.2009 г. «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» // Парламентская газета. 29.05.2009. — № 28.
- Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.1998. -№ 3. — ст. 3823.
- Варнавский A.B. Органическая концепция налогового планирования // Налоги и налогообложение. 2007. — № 12.38