Организационно-функциональный механизм корпоративного управления в фармацевтической промышленности
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических и практических рекомендаций по развитию организационно-функциональных механизмов управления фармацевтической корпорацией с формированием корпоративного центра. Основные результаты, определяющие новизну проведенного исследования, состоят в следующем: — обоснована особая роль корпораций… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМИ КОРПОРАЦИЯМИ
- 1. 1. Корпорация как форма интеграционного процесса в управлении фармацевтическими предприятиями: сущность, задачи и факторы
- 1. 2. Теория и методология формирования механизма корпоративного управления
- 1. 3. Методические основы оценки эффективности корпоративного управления 45 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. Анализ уровня организационно-экономического развития фармацевтической промышленности
- 2. 2. Исследование механизмов и инструментов управления фармацевтическими предприятиями
- 2. 3. Оценка уровня организации управления фармацевтическим предприятием и направления его совершенствования
- 3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 3. 1. Функции, формирование и организационная структура корпоративного центра
- 3. 2. Разработка организационно-функционального механизма внутрикорпоративного управления
- 3. 3. Совершенствование механизма внутрикорпоративного планирования и стимулирования
Организационно-функциональный механизм корпоративного управления в фармацевтической промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Одним из ключевых элементов национальной экономики выступает фармацевтическая промышленность как часть химического комплекса, выполняющая важные экономические функции и играющая значительную социальную роль в обществе. Однако до сих пор системные проблемы российской химико-фармацевтической промышленности не решены, в связи с чем основную долю на отечественном рынке занимают импортные лекарственные препараты. По состоянию на 2011 г. 76% лекарственных средств (в денежном выражении) было произведено за рубежом. При этом внутренние производители занимают сегменты рынка с низкой добавленной стоимостью, что также ограничивает развитие предприятий, проведение мероприятий по их модернизации и осуществление инновационных разработок.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 — 2020 годы" (утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 205 7-р) главной целью является создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. К 2020 году отрасль должна качественно измениться. По прогнозам, доля продукции российских фармацевтических компаний на рынке должна возрасти до 50%. Производительность труда в отрасли должна вырасти в 4,5 раза и объем экспорта продукции в 7 раз.
В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблем фармацевтической промышленности необходимо развивать новые механизмы управления отраслями, кластерами и предприятиями.
На современном этапе фармацевтический рынок является глобализированным и высококонкурентным. На 20 крупнейших корпораций приходится 61% мирового рынка фармацевтической продукции. В этих условиях важнейшим направлением повышения конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности является развитие эффективных корпораций и со3 вершенствование механизмов корпоративного управления в контексте глобальных тенденций. Осуществление технологической модернизации предприятий без развития организационных форм хозяйствования и механизмов управления не позволит получить необходимый синергетический эффект.
В российской фармацевтической промышленности ведущая роль принадлежит корпорациям, сформировавшимся в результате интеграционных процессов ранее приватизированных фармацевтических предприятий, несопоставимых по своим возможностям с зарубежными конкурентами.
К настоящему времени отечественная фармацевтическая промышленность включает в себя около 350 промышленных предприятий, обладающих лицензиями на фармацевтическую деятельность. Общий объем производства лекарственных средств в стране в 2011 г. превысил 140 млрд руб. Свыше 90% объема производства пришлось на долю 93 крупнейших фармацевтических предприятий, 78 из которых являются корпорациями и лишь 15 — государственными или муниципальными предприятиями. При этом из 25 крупнейших российских фармпроизводителей 22 являются корпорациями, входящими в состав интегрированных корпораций (в том числе международных).
В современных условиях в России очевидна необходимость дальнейшего развития фармацевтических корпораций, механизмов корпоративного управления, в том числе в контексте присоединения России к ВТО. Отмеченные обстоятельства предопределили актуальность темы диссертационного исследования.
Состояние разработанности темы исследования. Фундаментальными исследованиями в области организации управления в промышленности, в т. ч. в фармацевтике занимались такие ученые, как С. Б. Авдашева, В. Беренс, С. Д. Бодрунов, О. В. Брагинский, Р. С. Голов, М. А. Гусаков, Н. С. Далинчук, И. Ан-софф, A.C. Джайнагеш, Дж. П. Дисмукес, П. Друкер, В. А. Дикарев, А. А. Дын-кин, А. Е. Карлик, Р. Каплан, С. В. Куприянов, В. И. Кушлин, Д. С. Львов, В. Е. Рохчин, П. П. Табурчак, В. М. Тумин, А. Н. Петров, Е. П. Фомин и др.
Исследованию проблем экономики и управления в фармацевтической 4 промышленности посвящены труды А. М. Афанасьева, В. Л. Багировой, А. И. Балашова, М. К. Беккера, А. Вакруха, М. А. Гетьмана, М. Н. Денисовой, Н. Б. Дремовой, А. И. Иванова, А. А. Ишмухаметодова, П. Кенига, И. М. Кокберна, М. Лиллемарка, А. А. Лина, М. МакГрейва, Е. А. Максимкиной, Д. В. Мелик-Гусейнова и др.
Целая группа исследователей занималась более узкой темой, ставшей объектом изучения в настоящей диссертационной работе, а именно формированием системы корпоративного управления, взаимодействием корпоративного центра и бизнес-единиц. Здесь можно выделить труды Орехова С. А., Селезнева В. А., И. И. Мазура, В. Д. Шапиро, С. П. Кукуры, Т. Коупленда, Д. Лейкина, И. Ивашковской, Р. Гильфердинга, В. Китена, Ю. Козыря, А. Грязновой и других исследователей. Вопросы функций корпоративного центра, его модели и роли, интеграции и степени взаимодействия интегрированной структуры, эффективности работы корпоративного центра частично отражены в работах Н. Фут, Д. Хэнсли, М. Лэндсберга, Р. Моррисона, А. Жданова, Дж. Уайли, С. Авдашевой, Ю. Вине лава и др.
Вопросы управления бизнес-единицами со стороны корпоративного центра в части определения формы контроля, оценки руководителей, организационной структуры интегрированной группы, реализации и вхождения изменений рассмотрены в трудах С. Д. Могилевского, И. А. Самойлова, С. Ю Полонского, И. Гудкова, Ч. Хэнди, В. Кондратьева, А. Лившица, Г. Клейнера, Т. Келлера, Е. Демидова, П. Моросини, Г. Попова, А. Наумова, В. Маршева, О. Виханского и ДР.
Необходимо признать, что к настоящему времени корпоративный сектор фармацевтической промышленности России недостаточно изучен. Данный фактор вызывает серьезные опасения с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли. В публикациях ученых отмечается, что на многих отечественных предприятиях отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью фармацевтического предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать. 5.
При этом очевидно, что развитая и эффективная корпоративная структура — основа для формирования конкурентоспособного предприятия.
В России лучше разработаны вопросы, связанные с историей фармацевтики и отдельных предприятий отрасли. Однако исследования, освещающие структурный состав и процессы интеграции в отрасли, формирование системы корпоративного управления и развитие соответствующих механизмов мало представлены в научной литературе.
Необходимость научного осмысления обозначенных проблем, разработки методических и практических рекомендаций по их решению определила выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических подходов к формированию системы корпоративного управления в фармацевтической промышленности и разработка методических и практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач: рассмотреть сущность, задачи и факторы формирования корпорации в качестве формы интеграционного процесса в управлении фармацевтическими предприятиямираскрыть и систематизировать теоретические подходы и методологические основы формирования механизма корпоративного управленияусовершенствовать методические основы оценки эффективности корпоративного управленияпровести анализ уровня организационно-технического развития фармацевтической промышленностиисследовать механизмы и инструменты управления фармацевтическим предприятием на примере ЗАО «Фарм-Центр" — оценить уровень организации управления в ЗАО «Фарм-Центр» и направления его совершенствованиясформировать механизм взаимодействия в системе управления фармацевтической корпорацииразработать предложения по формированию и организации деятельности корпоративного центра фармацевтической корпорацииусовершенствовать систему планирования, мотивации и стимулирования в управлении корпорацией.
Объектом исследования являются фармацевтическая промышленность России и корпоративные отношения в отрасли.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические подходы к формированию организационно-функциональных механизмов корпоративного управления в фармацевтической промышленности.
Область исследования. Работа выполнена в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (Область исследований: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки). Содержание работы соответствует пунктам 1.1.3. Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации мировой экономики- 1.1.4. Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах- 1.1.8. Совершенствование организационно-правовых форм хозяйствования в корпоративных образованиях- 1.1.13. Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов- 1.1.14. Диверсификация вертикальнои горизонтально-интегрированных хозяйственных структур.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации периодической печати, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам формирования и функционирования системы корпоративного управления в фармацевтической промышленности.
Методологическую основу диссертационного исследования составили такие общенаучные методы познания, как научная абстракция, сочетание исторического и логического, анализ и синтез, метод сравнения и сопоставления, а также экономико-статистические методы. Разработанные в результате исследования подходы основываются на методах экономико-математического и алгоритмического моделирования.
Информационной базой диссертационной работы послужили законодательные и нормативные акты в виде федеральных законовинформация Федеральной службы государственной статистикиофициальные данные и отчетные материалы государственных органов властипубликации, бюллетени и периодические изданияэмпирические данные, полученные в процессе исследования, аналитические наработки и авторские расчеты.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических и практических рекомендаций по развитию организационно-функциональных механизмов управления фармацевтической корпорацией с формированием корпоративного центра. Основные результаты, определяющие новизну проведенного исследования, состоят в следующем: — обоснована особая роль корпораций в развитии мировой фармацевтической промышленностидоказано, что важнейшим фактором формирования корпоративной формы хозяйствования в фармацевтике явились интеграционные процессы с целью достижения эффекта группового давления на результат (bandwagon effect), что также приводит к расширению масштаба деятельности корпорации в контексте обеспечения конкурентоспособностиопределены факторы, способствующие формированию корпораций в фармацевтической промышленности и преимущества корпораций перед другими формами и видами осуществления хозяйственной деятельности в фармацевтической промышленности;
— усовершенствована методика оценки эффективности корпоративного управления на основе метода анализа иерархий (МАИ). Разработанная методи8 ка содержит три группы показателей: 1) экономические и конкурентные (доля корпорации на рынке препаратов, экономическая рентабельность, коэффициент собственности, коэффициент покрытия долгов, коэффициент достаточности капитала) — 2) управленческие (выполнение стратегического плана развития корпорации, выполнение годового плана производства, объем прибыли на 1 управленца, наличие системы управления рисками, наличие Кодекса корпоративного поведения, составление и представление отчетности в формате МСФО) — 3) отраслевые (уровень результативности системы вМР, удельный вес новых препаратов в продуктовом портфеле);
— определены по результатам анализа развития современной фармацевтической отрасли Российской Федерации организационно-экономические проблемы, препятствующие эффективному развитию отрасли и формированию эффективных корпораций: зависимость от импортанедиверсифицированность портфеля выпускаемой продукциинедостаточное развитие кластерной структуры фармацевтической отрасли РФпониженная инновационная и инвестиционная активностьсложности с переходом на стандарт вМРнизкий уровень финансового потенциала фармацевтических предприятийдефицит квалифицированных кадровнедостаточно благоприятные макроэкономические факторывысокий уровень конкуренции глобального характера и др.;
— предложена модель формирования организационно-функционального механизма управления корпорацией на базе корпоративного центрасформулированы принципы формирования и развития системы управления фармацевтической корпорации, классифицированные на три группы: 1) общие принципы- 2) принципы развития корпорации и 3) принципы в области обеспечения соответствия нормативно-правовым требованиям и правилам деловой практики;
— сформировано декомпозиционное представление организационнофункционального механизма корпоративного управления на примере одной из крупных российских корпораций ЗАО «Фарм-Центр», разработаны предложения по развитию организационно-функционального механизма корпоративного управления по следующим блокам: формирование организационной структуры 9 корпорацииалгоритм трансформации экономического потенциала в конкурентные преимущества и конкурентоспособность корпорацииформирование стратегии, совершенствование функций и их декомпозиция по уровням управленияпостроение мотивационной карты для топ-менеджмента управляющей компании и системы стимулирования управленческого персонала по ключевым показателям эффективности деятельности корпорации (КР1).
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическую значимость диссертационного исследования составляют обоснованный автором подход к исследованию системы корпоративного управления фармацевтической корпорации в контексте обеспечения конкурентоспособности, идентифицированные факторы формирования фармацевтических корпораций, усовершенствованная методика оценки эффективности корпоративного управления, модель организационно-функционального механизма управления фармацевтической корпорацией, сформулированные и обоснованные принципы взаимодействия в системе управления фармацевтической корпорации, алгоритм механизма трансформации экономического потенциала в конкурентные преимущества и конкурентоспособность корпорации.
Практическую значимость в проведенном исследовании имеют: разработанная модель организационной структуры фармацевтической корпорацииобоснованные функции, реализуемые на уровне корпоративного центра и методы управления бизнес-единицами и стейкхолдерамидекомпозиционное представление системы корпоративного управления ЗАО «Фарм-Центр».
Полученные результаты и выводы диссертационного исследования доведены до уровня конкретных предложений, которые могут использоваться органами регулирования и развития фармацевтической промышленности, фармацевтическими корпорациями в целях формирования и совершенствования системы управления. Полученные результаты могут послужить предпосылкой для дальнейших исследований по вопросам развития корпоративного управления фармацевтических компаний.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теорети.
10 ческие и практические положения диссертационного исследования опубликованы в открытой печати в виде статейдокладывались автором и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Современная медицина и фармацевтика: анализ и перспективы развития», Москва, 2012 г.- Международный форум «Региональные проблемы преобразования экономики: международное сотрудничество и межрегиональная интеграция», Москва, 2012 г.
Практические положения диссертационного исследования внедрены в хозяйственную практику фармацевтических корпораций — ЗАО «ФАРМ-ЦЕНТР», ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко», ОАО «Центрмедстекло».
Публикации. Положения и выводы диссертационной работы изложены в 13 публикациях общим объемом 6,47 п.л. (из них 6,05 п.л. лично автора), в том числе 4 статьи в научных изданиях и журналах, определенных ВАК РФ.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 123 наименования. Работа изложена на 180 страницах текста, содержит 30 таблиц, 25 рисунков, 15 приложений.
Результаты исследования в номинации «Локальные фармпроизводители» представлены в таблице 2.14.
Заключение
.
Таким образом, проведенное исследование позволило получить следующие научно-практические результаты:
1. Основными участниками современной экономики являются корпорации. Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности широко распространена в мировой экономике, в первую очередь в про-мышленно развитых странах.
Основными задачами корпорации на современном этапе выступают:
— повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;
— перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;
— повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на него;
— проведение технического перевооружения на инновационной основе;
— вхождение в интернациональный бизнес и на международные рынки;
— получение определённых преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;
— получение разнообразной маркетинговой, консалтинговой и другой помощи.
2. Особое значение корпорации играют в фармацевтической промышленности. Современный фармацевтический рынок представляет собой сложное экономическое явление. Наряду с общими для всех рынков характеристиками он имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных, прежде всего, спецификой лекарственных средств. Данная отрасль выполняет огромную социальную функцию. Благодаря успехам фармацевтики, в течение XX века продолжительность жизни в экономически развитых странах увеличилась более чем на 20 лет. В значительной степени это результат деятельности фармацевтических корпораций в области разработки эффективных лекарственных препаратов, их сотрудничества и интеграции с различными институтами рыночной экономики.
3. На начало 2010 года в фармацевтической отрасли России насчитывалось около 600 предприятий, имеющих лицензию на производство лекарственных средств. При этом на долю 10 наиболее крупных заводов приходилось более 30% всех выпускаемых в России лекарств в денежном выражении.
Преимущества корпораций перед другими формами и видами осуществления хозяйственной деятельности в фармацевтической промышленности можно свести к следующим:
— корпоративная структура позволяет осуществить диверсификацию операций, то есть перегруппировать ресурсы корпорации и выделить наиболее перспективные направления;
— корпоративная структура позволяет обособить различные лицензионные виды деятельности;
— корпоративная структура позволяет оптимизировать структуру управления фармацевтическим предприятием;
— корпоративная структура позволяет осуществлять грамотное налоговое и финансовое планирование, т. е. возможно создание большой группы корпоративных схем, направленных на снижение финансовых и налоговых потерь;
— корпоративная структура повышает устойчивость ведения бизнеса и управления рисками;
— корпоративная структура обеспечивает конфиденциальность контроля за оперативной финансово-хозяйственной деятельностью;
— корпоративная структура позволяет эффективно использовать франчайзинг (производство дженериков) и лицензионное производство, развивать внешнеэкономическую деятельность и улучшать свой рекламный «имидж»;
— корпоративная структура позволяет объединить производство и науку в единый научно-производственный комплекс.
Корпорации, включающие организации, различающиеся по отраслевой и территориальной принадлежности, формируют инфраструктуру экономики, задают динамику ее социально-экономического развития, и стабильность отрасли.
Среди факторов, способствующих формированию корпораций в фармацевтической промышленности можно выделить следующие: международного характера, экономические и конкурентные, управленческие, социальные и технологические.
4. Практика корпоративного управления развивается уже в течение нескольких веков, в то время как теория и методология корпоративного управления стала формироваться в целостную систему лишь в 80-е гг. XX в.
Мы поддерживаем мнение, согласно которому с точки зрения системного анализа эволюции экономического развития в XIX в. ключевым фактором было предпринимательство, в XX в. — менеджмент, а в XXI в. — корпоративное управление.
Под корпоративным менеджментом подразумевается деятельность профессиональных специалистов, которая сосредоточена на механизмах ведения бизнеса.
Корпоративное управление — понятие более широкое по содержанию, нежели первое. Оно включает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к различным аспектам функционирования корпорации.
Применительно к российским условиям и деловой практике понятие «корпоративное управление» является наиболее приемлемым, поскольку включает в себя не только систему «правильных» взаимоотношений между владельцами, управляющим и акционерами, но и комплекс структурных, финансовых, производственно-хозяйственных, правовых элементов и тем самым полностью отвечает сути реальных управленческих проблем, стоящих перед отечественными корпорациями.
5. Важным условием совершенствования фармацевтической корпорации является объективная оценка результативности и эффективности корпоративного управления вследствие ее значительного влияния на инвестиционную привлекательность компании и на уровень ее капитализации.
С целью повышения эффективности корпоративного управления на основе объективной оценки нами разработана методика анализа иерархий.
6. В последние десятилетия мировая фармацевтическая промышленность развивается достаточно высокими темпами. Темп роста объемов производства фармацевтической продукции во всем мире на протяжении последних 15 лет устойчиво превышает соответствующий показатель в целом по промышленному производству в 4−5 раз. В 1985;2010 гг. продажи ЛС в мире возросли со 100 до 856 млрд. дол., т. е. в 8,6 раза.
Проведенный анализ показывает, что, во-первых, лидерами российского рынка являются преимущественно (и с большим отрывом) зарубежные компании, и во-вторых, показатели прироста продаж значительные, что свидетельствует о том, что данные компании находятся на весьма динамичном этапе своего развития в масштабах России. Кроме того, показатель концентрации продаж на российском рынке отличается от общемировых данных (десять глобальных фармацевтических корпораций 44% всех мировых продаж, в то время как Топ-10 лидеров российских продаж — около 37%). Это, в определенной степени, характеризует российский рынок положительно, как рынок с более высоким уровнем конкуренции. Хотя тенденции роста степени монополизации российского фармрынка, консолидация рынка и его основных игроков становятся очевидными.
Вместе с тем, в отрасли накопились многолетние проблемы, связанные с низкой инвестиционной активностью, изношенностью производственного оборудования, слабым уровнем исследований, оттоком квалифицированных кадров и т. д. Проведенный в работе анализ состояния фармацевтической промышленности России позволил следующие организационно-экономические и организационно-технические проблемы, препятствующие эффективному развитию отрасли.
7. Проведенный анализ мировой фармацевтической индустрии указывает, что в практике промышленно развитых стран, корпорация — наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. В России преобладает характерная совмещением функций владения и управления «инсайдерская» модель корпоративного контроля, связанная с целью удержания собственности. При этом в отечественной практике управления фармацевтическим производством отмечено доминирование холдинговых структур.
Исследование механизмов и инструментов управления в фармацевтической группе компаний «Фарм-Центр», которая была создана в сентябре 2003 г., в состав которого сегодня входят 3 фармпроизводителя: ЗАО «Биоком» (г. Ставрополь), ОАО «Биохимик» (г. Саранск) и ОАО «Синтез» (г. Курган) позволило сделать следующие выводы.
В ходе исследования системы корпоративного управления проблемы классифицированы на 2 группы:
1. «Проблемные зоны» в функционировании и развитии управляющей компании: длительная процедура выработки и принятий управленческих решений, несоответствие системы целеполагания критериям SMART, неадекватность организационной структуры стратегическим целям и факторам внешней среды, отсутствие контроллинга и систематического мониторинга социально-экономического потенциала бизнес-единиц корпорации, недостаточная степень автоматизации бизнес-процессов, трудности в оценке и выборе оптимальных активов для приобретения.
2. «Проблемные зоны» во взаимодействии управляющей компании и бизнес-единиц корпорации: слабая декомпозиция функций по уровням управления и дублирование работ, низкий уровень взаимодействия между структурными подразделениями, трудности в оценке потенциала бизнес-единиц и разработке эффективной системы ключевых показателей деятельности, недостаточная эффективность контроля за деятельностью бизнес-единиц со стороны корпоративного центра, несоответствие компетенций персонала и уровня его мотивированности на раскрытие своих способностей, недостаточная методическая поддержка бизнес-единиц.
В рамках исследования нами сформулированы принципы формирования и развития системы корпоративного управления ЗАО «Фарм-Центр». Важнейшими из них являются следующие: общие принципы: принципы развития корпорациипринципы в области обеспечения соответствия нормативно-правовым требованиям и правилам деловой практики.
8. Для повышения конкурентоспособности корпорации ЗАО «Фарм-Центр» необходимо создать структурное подразделение — «Департамент перспективного развития», деятельность которого будет направлена на систематическую и комплексную оценку потенциала бизнес-единиц и подготовку решений по его эффективному использованию с целью трансформации в конкурентные преимущества корпорации.
Для создания четко работающего механизма внедрения и реализации стратегии в ЗАО «Фарм-Центр» нами были разработаны следующие рекомендации: построено дерево целей корпорации в соответствии с философией и миссией его развитияпроизведено распределение задач уровня компании и задач уровня бизнес-единицпроведен ресурсный анализ по задачам корпорацииопределены контрольные точки по реализации стратегии (элементы КР1) — построена мотивационная карта для топ-менеджмента управляющей компании ЗАО «Фарм-Центр» и предложена система стимулирования управленческого персонала по ключевым показателям эффективности деятельности корпорации (КР1).
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51 -ФЗ (ред. от 06.12.2011).
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 30.11.2011).
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ред. от 06.12.2011).
- Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) // Российская газета от 14.04.2010 г. № 78.
- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу“ от 01.10.2010 г. № 1660-р.
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ „Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года“ от 23.10.2009 г. № 965.
- Альгин В.А. Оценка финансовой стратегии корпораций: методология, методика, инструменты // Финансовый бизнес. 2010. № 2. С. 71−73.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб, 1999.
- Антошкина E.JI. Региональная и производственная интеграция как условие повышения инновационной активности высокотехнологичного сектора экономики / E.JI. Антошкина, В. Г. Пыхтеев // Инновации. 2008. № 2. С. 90−93.
- Аронов A.M. Стратегическое управление корпорациями / A.M. Аронов, Ю. П. Тютиков. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
- Архангельский В.Н. Экономика корпораций: учебное пособие /
- B.Н. Архангельский, А. С. Смирнов, В. П. Чичканов. М.: Изд-во РАГС, 2009.
- Афонцев С. А. Фармацевтическая отрасль российско-европейская перспектива // Фармацевтическая промышленность. 2011. № 4.1. C. 56−58.
- Балашов А.И. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста: Монография / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. СПб.: СПбГПУ, 2010.
- Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли. Автореферат на соискание ученой степени доктора экон. наук. СПб, 2012.
- Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология: Монография / А. И. Балашов. СПб.: СПбГУЭФ, 2012.
- Барашьян В.Ю. Развитие методического инструментария корпоративного финансового планирования / В. Ю. Барашьян, О. С. Кулик // Финансовые исследования. 2010. № 4. С. 87−95.
- Бородина C.B. Корпоративное управление и эффективность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2011. № 1.С. 32−33.
- Бородина C.B. Корпоративное управление и эффективность бизнеса / С. В Бородина // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2011. № 1. С. 32−33.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер с англ. / гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Винслав Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями // Российский экономический журнал. 2001. № 10. С. 3−26.
- Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие. 2-е изд. перераб. М.: Издательство „Дело“ АНХ, 2008.
- Гуров В.А. Интеграция науки и производства двигатель фармацевтической отрасли // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 5661.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер с англ. под общ. ред. Н. И. Иноземцева. М., Прогресс, 1969.
- Дементьева А.Г. Инсайдерская модель корпоративного управления: современные тенденции и особенности развития // Менеджмент сегодня. 2010. № 6. С. 354−369.
- Дементьева А.Г. Модели корпоративного управления в условиях глобализации: монография. М.: МГИМО-Университет, 2011.
- Дементьева А.Г. Рейтинги корпоративного управления ориентир для принятия инвестиционных решений // Инициативы XXI века. 2009. № 3. С. 45−48.
- Дорофеев В.И. Фармацевтическая промышленность России в условиях переходного периода. М.: Медицина, 1995.
- Дынкин A.A. Инновационная экономика / Под ред. A.A. Дынкина / A.A. Дынкин, Н. И. Иванова. М.: Наука, 2004.
- Зайцев Б.Ф. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. М.: Экзамен, 2001.
- Захарова С.Г. Корпоративное управление / С. Г. Захарова, H.H. Шебелова, М. А. Смирнова. Н. Новгород: НИМБ, 2010.
- Иванов А. Управление акционерными обществами (корпоративное управление), а также субъектами малого и среднего предпринимательства, участвующими в создании строительной продукции // Инвестиции в России. 2010. № 7. С. 20−27.
- Иванова Е.А. Концептуальный анализ подходов к сущности корпоративного управления // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2010. № 2. С. 72−78.
- Иванова Е.А. О взаимосвязи интегральных показателей качества корпоративного управления и деятельности корпораций // Детерминанты мо-дернизационного развития региона: теоретико-прикладной аспект. М.: Республика, 2011.
- Иванова Е.А. Теория и практика корпоративного управления / Рост. гос. эконом, ун-т „РИНХ“. Ростов н/Д, 2008. С. 59−60.
- Ильин A.B. Исследование моделей корпоративного управления / A.B. Ильин, E.H. Никифорова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. Ч. 2, № 4.
- Клейнер В. Корпоративное управление и эффективность деятельности компаний // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 32−48.
- Ключко В.Н. Англо-американская модель корпоративного управления: особенности и перспективы // Вопросы экономики. № 6. 2009. С. 122— 136
- Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003.
- Корпоративное право / под ред. И. С. Шиткиной. М.: Волтерс Клувер, 2009.
- Корпоративное право: учебный курс: учебник / отв. ред. И. С. Шиткина. М.: КНОРУС, 2011.
- Корпоративное управление в государственных и частных компаниях в эпоху перемен / Под ред. А. Ландиа и A.A. Филатова. М.: Либрайт, 2009.
- Корпоративное управление в современной промышленности России: состояние и факторы совершенствования. М.: ООО „Недра коммюникейшнс ЛТД“, 2008.
- Корпоративное управление и работа совета директоров в российских компаниях / под ред. A.A. Филатова, К. А. Кравченко // сб. ст. АНД. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
- Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса / отв. ред. И. В. Ивашковская. М.: Изд-во „Европа“, 2008.
- Корпоративный менеджмент / под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство „Омега-Л“, 2008.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: „Дело Лтд“, 1993.
- Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Корпорации: американская модель. СПб.: Питер, 2005.
- Краснова В. Самокритичные головы // Эксперт. 2008. № 18(607).
- Кузнецов В.П. Организационно-экономический механизма корпоративного управления в отрасли машиностроения / В. П. Кузнецов, Д. Н. Лапаев. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010.
- Кукура С.П. Теория корпоративного управления. М. Экономика, 2004.
- Леонтьева Е.Л. Японские корпорации и корпоративные группы. Эволюция институтов. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
- Лисиненок И.В. Торгово-промышленные группы: механизм формирования и функционирования. М.: Экономика, 1999.
- Лозовая И.С. Корпоративное управление: понятие и основные подходы к его определению // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2010. № 1. С. 84−88.
- Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: Общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. Изд-во „Статус“. 2008.
- Луценко С.И. Оценка корпоративного управления компанией // Финансовый менеджмент. 2010. № 6. С. 55−63.
- Масютин С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы: монография. М.: Финстатинформ», 2003.
- Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003.
- Митягин A.B. Некоторые усовершенствования метода анализа иерархий / A.B. Митягин, М. А. Плаксин //Математика программных систем: Межвуз. сб. научн. трудов / Перм. ун-т. Пермь, 2001. С.56−66.
- Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): учеб.-практ. пособие. М.: КноРус, 2010.
- Мишурова И.В. Корпоративный менеджмент / И. В. Мишурова, Е. А. Панфилова. М.: Дашков и К: Академ-Центр, 2009.
- Могилевский С.Д. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности / С. Д. Могилевский, H.A. Самойлов. М.: Дело, 2006.
- Молотников А.Е. Особенности корпоративного управления компанией после ее поглощения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008. № 2.
- Молохович М.В. Методологические основы формирования корпоративных структур в условиях рыночных отношений // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2010. № 2. С. 41−47.
- Новокшонова Л. Межгосударственная интеграция: региональные институциональные структуры / Л. Новокшонова, Н. Шмелева // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 2. С. 8−18.
- Новоселов A.B. Социоэкономический подход к анализу моделей корпоративного управления // Экономические науки. 2010. № 1. С. 96−99.
- Орехов С.А. Основы корпоративного управления / С. А. Орехов, В. А. Селезнев. М.: Маркет ДС, 2010.
- Пахомова H.H. Социальное значение корпораций // Законодательство. 2004. № 11. С. 71−75.
- Петухов В.Н. Некоторые вопросы административно-финансового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. № 4. С. 1−8.
- Полонский С.Ю. Институциональный подход к теории современной корпорации // Проблемы современной экономики. 2007. № 2(22). С. 3438.
- Приходько В.И. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 3−10.
- Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Рай-зберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Романова С. Рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий фармпромышленности // Ремедиум. 2011. № 3. С. 62−66.
- Росс С. Основы корпоративных финансов / С. Росс, Р. Вестер-филд, Б. Джордан: пер. с англ. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
- Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития / под ред. Т. Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, A.A. Яковлева. М.: Изд. Дом. ГУ-ВШЭ, 2007.
- Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К. Керне. М.: «Радио и связь», 1991.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: «Радио и связь», 1993.
- Савельев С.В. Современные вопросы корпоративного управления / С. В. Савельев // Актуальные вопросы современной экономической науки и практики: матер. Первой всерос. науч. конф. Тверь, 2011. С. 87−89.
- Самосудов М.В. Вектор поведения как характеристика субъекта в корпоративной системе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 6. С. 36−39.
- Селезнев В.А. Особенности корпоративного управления и государственного регулирования деятельности зарубежных корпораций // Проблемы современных экономических трансформаций. Материалы Международного научно-практического семинара. М.: ИНИОН РАН, 2004.
- Семенова И.И. История менеджмента. М.: Юнити-Дана, 2007.
- Степанов П.В. Корпорации в российском гражданском праве // Законность. № 4. 1999.
- Томсон A.A. Стратегический менеджмент: Учебник / A.A. Том-сон, А.Дж. Стрикленд. Пер. с англ. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.
- Фомина О.Н. Понятие и признаки предпринимательской корпорации в США и акционерного общества в Российской Федерации // Законодательство. 2010. № 5. С. 45 49.
- Функ Я.И. Акционерное общество: История и теория: (Диалектика свободы). Минск, 1999.
- Широкова И. Институты, меняющие бизнес-среду: ассоциации фармацевтических производителей // Ремедиум. 2011. № 12. С. 18−24.
- Coase R.H. The nature of the firm. Economica. N.S. 1937. Vol.4.1. Nov.
- Hansmann H. et al. The anatomy of corporate law: a comparative and functional approach. Oxford university press, 2004. P. 5.
- IMS Health Midas, December 2010
- Karwal, Vijay (2006) «The Changing Competitive Landscape in the Global Generics Market: Threat or Opportunity?» Journal of Generic Medicines. 2006. № 3(4), PP. 269−279.
- Kensuke Kubo. Explaining Vertical Integration in the Generic Pharmaceutical Industry. Indian Statistical Institute, Delhi. 2011.
- Lafontaine, Francine and Margaret Slade. Vertical Integration and Firm Boundaries: The Evidence // Journal of Economic Literature. № 45(3). P. 629−685.
- Официальные сайты и ресурсы Интернет
- Бигфарма сегодня: сайт., иг!: // http://pharmexpert.ru
- Вклад международной фармацевтической индустрии в развитие российского здравоохранения: сайт., url: //http://aipm.org
- Кондратьев В.Б. Глобальная фармацевтическая промышленность : сайт. url: // http:// perspek-tivy.info/rus/ekob/globalnajafarmacevticheskajapromyshlennost2011 -07−18.htm
- Корпоративное управление: история и практика: сайт., url: // http://fcsm.ru/
- Методика рейтингов фармацевтических дистрибьюторов: сайт., url: // http://pharmexpert.ru
- Пресс-рейтинг фармкомпаний: сайт. url: // http://wps.ru/ru/pp/pharmrating.html
- Российская фармацевтика. Эффективность, безопасность, качество: сайт., url: // http://pharmapractice.ru/43 052.
- Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000: сайт., url: // http:// www.urbaneconomics.ru
- Фармацевтический рынок России сайт., url: // http://dsm.com.
- Фармацевтический рынок России. 2010 г.: сайт., url: // http://dsm.ru/content/file/farmrinokroccii.itogi2010.pdf
- Фармацевтический рынок России. 2012 г.: сайт., url: //http://dsm.ru/content/file/cpravkaanvar2012new.pdf
- Эксперты: в России мировые стандарты качества фармпроизвод-ства не гарантируют 100%-ое качество лекарств сайт., url: // pharm-medexpert.ru
- Annual Report (Form 20-F) (Financial statement) сайт., url: // tevapharm.com
- Business Enterprises Comparative Laws: сайт., url: // http:// сатс1. ог?/8иЬЛга1п1п§ та1ег (а18/Ьи8}пе58еп1ефП8есатраг1аш8.Ь1т1.
- Classes and kinds of corporations // http://www.calfirstholdings.com/Part2.html-
- EvaluatePharma. 2010. «Pharma industry cutting its R&D cloth to more sustainable levels» in World Preview 2016: сайт., url: // http://evaluatepharma.com
- Future Pharma. Five Strategies to Accelerate the Transformation of the Pharmaceutical Industry by 2020: сайт., url: //http://kpmg.com
- Gilbert Law Summaries. Corporations. Harcourt Brace Jovanovich Legal and Professional Publications, Inc., 1989, pg. I.- The Basics to Incorporating in Maine // http://www.mame.gov/sos/cec/coф/incoфorating.html
- Global opportunities: сайт. url: // http://pfizer.com/investors/financialreports/annualreports/2010/global-opportunities.jsp
- Nadine Roijakkers, John Hagedoorn, Hans van Kranenburg. Dual market structures and the likelihood of repeated ties evidence from pharmaceutical biotechnology: сайт., url: // http://arno.unimaas.nl
- Sarah Holland, Bernardo Batiz-Lazo. The global pharmaceutical industry: сайт., url: //http://129.3.20.41/eps/get/papers/0405/405 002.pdf
- Teva Pharmaceutical Industries (2008) Annual Report (Form 20-F) (Financial statement). (2009) Annual Report (Form 20-F) (Financial statement) //: сайт., url: // http://tevapharm.com
- The Pharmaceutical Industry and Global Health: Facts and Figures. 2011: сайт., url: // http://ifpma.org
- Types of Софогайопз in Canada and Софога1е Tax сайт., url: // http://sbinfocanada.about.com/od/coфoratetax/a/coфorationtype.htm-
- Types of adorations throughout the world сайт., url: // http://slovotolk.com/legal/int/types%20of%20coфorations.html
- Types of Business Entities & Софогайоп in the USA: сайт., url: // http ://madaan. com/u зсоф. htm
- The world health report: health systems financing: the path to universal coverage. WHO.: сайт., url: // http://who.int.
- Основные виды корпораций в отдельных странах мира 107.1. США
- Корпорация как совокупность лиц (Aggregate) и единоличная корпорация (Sole)
- Публичная (Public), частная (Private) и квазигосударственная (Quasi-public)
- Коммерческая (Profit) и бесприбыльная (Non-profit)
- Акционерная (Stock) и неакционерная (Nonstick)
- Головная (Parent), дочерняя (Subsidiaries), холдинговая компания (Holding company) и личная холдинговая компания (Personal holding company)
- Открытая (General) и закрытая (Closed)
- Временно действующая (collapsible corporation) и корпорация на особом положении (Collapsible Corporation «Special situation»)
- Внутренняя или местная (domestic), внешняя (foreign) и зарубежная (alien corporation)
- S корпорация (S Corporation), С корпорация (С Corporation)1. Канада
- Частная корпорация, контролируемая резидентами Канады (Canadian-Controlled Private Corporation) и прочие виды частных корпораций (Other Private Corporation)
- Публичная или открытая корпорация (Public corporation), дочерняя компания публичной корпорации (Corporation controlled by a Public Corporation) и любая иная корпорация (Other Corporation).1. Великобритания
- Частная акционерная компания с ограниченной ответственностью (Private Limited Company)
- Частная акционерная компания с неограниченной ответственностью (Private Unlimited Company)
- Компания с ответственностью участников в гарантированных ими пределах (Company Limited by Guarantee)
- Открытая компания с ограниченной ответственностью (Public Limited Company)1. Германия
- Акционерная корпорация (Aktiengesellschaft)
- Компания с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung)
- Акционерное коммандитное товарищество (смешанная форма коммандитного товарищества и акционерного общества) (Kommanditgesellschaft auf Aktien)1. Япония
- Акционерное общество (каЬи5Ык^ка15Ьа ог каЬи5Ык^а1511а)
- Компания с ограниченной ответственностью (yugen-kaisha ог yugen-gaisha)
- Объединенная компания (godo-kaisha)
- Товарищество на вере ^озЫ-ка1з11а)