Государственная инвестиционная политика и инвестиционный процесс в трансформируемой экономике России
Укрепление финансового положения предприятий также привело к росту заработной платы населения (расширение доходной части бюджета позволяет сказать тоже самое и о государственных служащих), а, следовательно, увеличило их сбережения, хотя слабое доверие к финансовым институтам в силу их недостаточной капитализации и подверженности кризисам не позволяет в достаточном объеме сформировать… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюция теории капиталообразования. И
- 1. 1. Трактовка капитала и его накопления в трудах основных классиков. И
- 1. 2. Кейнсианская теория сбережений и инвестиций
- 1. 3. Современные теории капиталообразования и экономического роста
- 1. 4. Выводы и заключения
- Глава 2. Инвестиционная политика в Российской Федерации
- 2. 1. Понятия инвестиционного процесса и инвестиционной политики
- 2. 1. 1. Инвестиционный процесс с воспроизводственной, институциональной и функциональной точки зрения
- 2. 1. 2. Сущность и элементы инвестиционной политики
- 2. 2. Инвестиционный кризис и формирование инвестиционной политики России при переходе к рынку
- 2. 3. Государственное регулирование инвестиционного процесса в России
- 2. 3. 1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
- 2. 3. 2. Экономическое регулирование инвестиционного процесса в РФ
- 2. 4. Основные направления инвестиционной политики на рубеже XXI в
- 2. 5. Выводы и заключения
- 2. 1. Понятия инвестиционного процесса и инвестиционной политики
- Глава 3. Инвестиционный процесс в условиях трансформируемой экономики России
- 3. 1. Процесс сбережения в России и за рубежом
- 3. 2. Использование сбережений для инвестирования
- 3. 3. Направления инвестиционного процесса в России
- 3. 4. Привлечение иностранных инвестиций. Оценка инвестиционного климата
- 3. 5. Инвестиционный процесс в омском регионе
- 3. 6. Выводы и заключения
Государственная инвестиционная политика и инвестиционный процесс в трансформируемой экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
В последнее время в экономической теории усилилось внимание к проблемам инвестиционного процесса в связи с необходимостью модернизации экономики и ее структурных преобразований. Однако в силу быстрых перемен в институциональной сфере и хозяйственном механизме России возникает необходимость нового, более глубокого анализа инвестирования и регулятивных действий государства в трансформируемой экономике.
Современный этап развития экономики России связан с формированием рыночных отношений в стране. Как показала история мировой экономики, рыночный способ хозяйствования наиболее эффективен и способствует повышению темпов экономического роста. Однако экономический рост невозможен без привлечения дополнительных ресурсов, в частностикапитала.
Накопление и инвестирование капитала являются одними из базовых процессов, формирующих экономический рост. В этой связи значительно повышается роль рынка сбережений в экономике России, главной задачей которого является привлечение в экономику страны средств различных заинтересованных групп, прежде всего населения, что должно способствовать финансовой стабилизации российской экономики.
В международной практике сбережения активно вовлекаются в экономику и выступают в качестве инвестиций, устойчивых к конъюнктурным колебаниям. Население и фирмы как основные участники сберегательного процесса формируют потребности, развитие которых приводит к возникновению сбережений. На основе этих потребностей финансово-кредитная система страны должна формировать набор услуг для сберегателей по трансформации этих сбережений в инвестиции.
Вместе с тем на российском рынке капитала сложилась уникальная ситуация, когда, с одной стороны, имеется значительное количество свободных сбережений, а с другой — острая потребность в этих средствах у производственного сектора экономики. При этом каждая из сторон остается при своих нереализованных интересах, поскольку отсутствует эффективная система трансформации сбережений в инвестиции.
В связи с этим одной из принципиальных задач является развитие в России рынка капитала как системы социально-экономических механизмов по мобилизации денежных накоплений субъектов экономики и трансформации их в инвестиции для реального сектора экономики. Но для решения этой задачи необходим определенный уровень развития инвестиционной среды, обеспечивающий постоянное предложение инструментов для инвестирования, а также система инвестиционных институтов, способных работать со средствами сберегателей.
Однако инвестиционный процесс в России имеет существенные затруднения и препятствия, возникшие в результате слабостей рыночных и государственных механизмов регулирования трансформируемой экономики. В условиях экономического роста возникает необходимость значительно усилить организационные функции государства. Отсюда вытекает настоятельная потребность экономической науки в глубоком анализе инвестиционной политики государства, ее влиянии на объективный инвестиционный процесс, в выявлении причин рассогласования в стадиях и элементах процесса инвестирования и выработке новых методов государственного регулирования инвестиционной сферы и инвестиционного климата в стране. Осмысление допущенных недостатков и ошибок в экономической политике должно снизить возможность появления новых сбоев в регулирующих функциях государства и усилении отставания России от экономически развитых стран мира.
Степень научной разработанности.
Теоретические аспекты анализа теории капиталообразования рассмотрены в трудах классиков и неоклассиков экономической науки А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Б. Кларка, И. Фишера и К. Викселя. Отдельное внимание при теоретическом анализе трансформации сбережений в инвестиции было уделено направлению, разработанному Дж. М. Кейнсом и его последователями: Р. Харродом и Е. Домаром, Дж. Хиксом. Вопросам сбережений, инвестиций и экономического роста посвящены исследования зарубежных ученых Р. Солоу, Й. Шумпетера, Дж. Д. Сакса, П. Самуэльсона и других.
Среди отечественных ученых, разрабатывающих теории трансформации сбережений в инвестиции и экономического роста можно выделить работы М. Матовникова, Е. Т. Гайдара, Е. Г. Ясина, Д. Стребкова, Ю. В. Мелехина, Л. Д. Лакуниной, Е. Ф. Жукова и ряда других.
Несмотря на наличие большого числа работ по указанной тематике, новые условия экономического роста требуют дополнительного рассмотрения следующих вопросов: выявления способов повышения эффективности трансформации сбережений в инвестицииклассификации методов государственного воздействия на инвестиционный процессвзаимодействия государства и бизнесавлияния транзакционных издержек на процесс трансформации сбережений в инвестиции.
Тема диссертации связана с изучением методов государственного регулирования инвестиционного процесса. Акцент при этом делается на специфические условия российского рынка капитала, особенности поведения на нем фирм, населения, государства и иностранных субъектов.
Цель исследования — исследование характера современной инвестиционной политики и инвестиционного процесса в России и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
— проанализировать эволюцию сложившихся концептуальных подходов к пониманию процессов сбережения, инвестирования и экономического роста в экономической науке;
— рассмотреть существующие представления об инвестиционном процессе и уточнить понятие инвестиционного процесса;
— изучить закономерности процесса сбережения и факторы, влияющие на сберегательные стратегии субъектов инвестиционного процесса в постсоветской экономике;
— сформулировать особенности инвестиционной политики в переходной экономике России;
— рассмотреть основные направления инвестиционного процесса в национальной экономике.
Объект исследования — инвестиционный процесс как фактор экономического роста в России.
Предмет исследования — инвестиционная политика государства в переходной экономике России и ее воздействие на инвестиционный процесс.
Поставленные задачи определили логику и структуру диссертационного исследования (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-логическая схема исследования.
Теоретическая и методологическая база исследования:
В основе диссертационного исследования лежит диалектический и исторический подходы к анализу процессов капиталообразования и трансформации сбережений в инвестиции, использованы комплексный, системный, логический подходы к изучению структуры и состояния инвестиционной политики, сбережений и инвестиций в трансформируемой экономике.
Поисковые исследования осуществлены на основе анализа и синтеза существующих концепций теорий капиталообразования и инвестиционного процесса, разработки основных направлений инвестиционного процесса с построением графологических структур.
Основой информационной базы исследования были материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, в периодических изданиях, в Российском статистическом ежегоднике, Омском областном статистическом ежегоднике и других статистических сборниках, а также в информационной сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов состоит в том, что автором:
1) дополнен комплексный методологический подход к анализу инвестиционной политики и инвестиционного процесса в трансформируемой экономике, синтезирующий кейнсианскую и институциональную теории. Деятельность экономических субъектов должна регулироваться институтами рыночного и нерыночного типа с целью обеспечения устойчивого экономического роста;
2) уточнены основные понятия инвестиционной сферы: такие, как «инвестиции», «инвестиционный процесс», «инвестиционный цикл», «сбережения», «капиталообразование», «субъекты и объекты инвестирования», «институты инвестиционной сферы», «функции инвесторов» и другие;
3) дополнен анализ инвестиционного процесса в России с воспроизводственной, функциональной и институциональной точек зрения новыми факторами. Установлена необходимость комплексного взгляда на инвестиционный процесс и инвестиционную политику, который бы учитывал выработанную обществом и государством стратегию развития экономики;
4) переклассифицированы типы и способы реализации российской инвестиционной политики с учетом влияния ее на структуру производства и экономический рост;
5) добавлены причины и экономические последствия низкой эффективности государственного регулирования инвестиционного процесса в России, вскрыта сущность инвестиционного кризиса, выявлены тенденции капиталообразования в России.
Практическая значимость исследования.
Данный комплекс научных знаний может быть использован в качестве информационно-аналитического источника при подготовке рекомендаций по проведению инвестиционной политики, выработке концепций экономической роли государства в инвестиционном процессе, а также научно-методического материала при разработке курсов по стратегии развития страны, финансовой политике государства, макроэкономике.
Апробация работы.
Основные положения и результаты исследований докладывались и опубликовывались на региональной научно-практической конференции «Омская область — пути и перспективы развития» (Омск, 2002), международной научно-практической конференции «Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ» (Омск, 2001) (в соавторстве), «Рыночные механизмы — в действие» (Омск, 2001), «Банковский бизнес в регионе» (Омск, 2003), «Повышение качества жизни — основа устойчивого развития региона» (Омск, 2003), «Вестник Омского университета. Серия «Экономика» (Омск, 2003) (в соавторстве), «Социально-экономические проблемы развития региона» (Омск, 2004). Теоретические положения и выводы диссертации были внедрены в учебный процесс при чтении лекций по курсу «Международные банковские операции» в Омском государственном университете путей сообщения. Некоторые практические положения были внедрены в производственный процесс на ОАО «Сибзавод Центр».
Публикации. По теме исследования опубликовано 8 научных работ, общим объемом 2,8 печатных листа.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 168 источников. Работа содержит 187 страниц, 10 схем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Существующие теоретические концепции инвестиционного процесса дифференцируются не только по предмету, но и по общей теоретической направленности. Классическая школа рассматривает процесс образования капитала, его накопление и инвестирование в условиях рынка чистой конкуренции, а потому не соответствует несовершенной конкуренции современного российского рынка.
Вместе с тем, начиная с теории, разработанной Дж. М. Кейнсом, автором выделено ряд общих моментов, касающихся инвестиционного процесса:
— наличие в экономической системе инвестиционных ресурсов (сбережений);
— необходимость существования системы инвестиционных институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции;
— необходимость регулирования и направления инвестиционного процесса с целью повышения темпов экономического роста.
Инвестиционные ресурсы формируются у всех субъектов экономической жизни — домашних хозяйств, фирм и государства. Однако сберегательные стратегии у них различаются. Автором в исследовании отмечено, что домашние хозяйства в настоящее время реализуют стратегию предпочтения ликвидности, храня сбережения либо в наличной форме, либо на счетах в банках с коротким сроком возврата. Хотя с 2000 года средний срок вклада в коммерческом банке увеличивается, он все еще не достаточен для осуществления долгосрочных инвестиционных проектов. Иная ситуация у фирм. Предприниматели заметно увеличили инвестиционную активность в 2000;2003 годы. Ключевая проблема в том, что, не обладая уверенностью в отношении сохранения за собой собственности на принадлежащие им в настоящий момент активы, предприниматели накапливают средства и осуществляют инвестиции с максимальным сроком окупаемости, не превышающем 3 года. Государство же в настоящий момент направляет свои сбережения на обслуживание внешнего долга, а не на развитие экономики и социальной сферы.
При анализе реализации указанных стратегий автором были сформулированы особенности механизма сбережения для субъектов инвестиционного процесса в разные периоды времени развития экономики России. Так, предприятия реального сектора экономики в течение последних 10 лет (с 1995 года) увеличивали объем сбережений в связи со стабилизацией собственного финансового положения, увеличением прибыли и рентабельности деятельности. Улучшение финансового положения предприятий, борьба с криминальной экономикой и налоговая реформа, расширили доходную часть бюджета, что позволяет формировать его с профицитом. Однако этот профицит, в силу значительного объема внешнего долга и наличия определенной зависимости российской экономики от цен на полезные ископаемые, направляется на формирование финансовых резервов (стабилизационный фонд), и на обслуживание внешнего долга.
Укрепление финансового положения предприятий также привело к росту заработной платы населения (расширение доходной части бюджета позволяет сказать тоже самое и о государственных служащих), а, следовательно, увеличило их сбережения, хотя слабое доверие к финансовым институтам в силу их недостаточной капитализации и подверженности кризисам не позволяет в достаточном объеме сформировать организованные сбережения. Однако стабилизация общей экономической ситуации (снижение темпов инфляции, рост золотовалютных резервов, предсказуемая ситуация на валютном и фондовом рынках) позволяет населению постепенно наращивать объем организованных сбережений.
Вместе с тем, сохраняется проблема несоответствия величины сбережений инвестициям. Причины этого лежат в неэффективной инвестиционной политике, не формирующей и не реализующей всего комплекса мер государственного регулирования экономики по формированию благоприятного инвестиционного климата и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Основной целью инвестиционной политики в настоящее время является стимулирование инвестиций, причем как внешних, так и внутренних. Автор полагает, что исходя из этого, государство должно формировать финансовую инфраструктуру, которая будет способствовать привлечению сбережений на финансовый рынок и трансформацию их в инвестиции.
Средства, полученные фирмами на финансовом рынке, должны быть эффективно использованы внутри страны. Рост производства и экономики в целом невозможен без роста рыночной инфраструктуры (мощностей по генерации теплои электроэнергии, коммуникаций, дорог и так далее), поэтому государство как самостоятельный субъект инвестиционного процесса должно решать задачи развития инфраструктуры в рамках инвестиционной политики как за счет собственных средств, так и за счет привлечения средств на финансовом рынке (в частности, с помощью выпуска ценных бумаг, предоставления гарантии по займам).
Для повышения эффективности трансформации уже созданы необходимые финансовые институты (банки, фондовый рынок, инвестиционные, лизинговые компании и так далее). Однако прежде чем сберегатели направят на финансовый рынок свои ресурсы, необходимо, чтобы они (сберегатели) доверяли инвестиционным институтам, для чего государству необходимо усовершенствовать соответствующую законодательную базу. Например, ввести не только гарантии по вкладам в банках, но и урегулировать взаимоотношения вкладчиков и паевых инвестиционных фондов, снизить риски по операциям на фондовом рынке за счет увеличения его ликвидности и прозрачности.
Учитывая технологическое отставание нашей страны и ее не конкурентоспособность на глобальном рынке продуктов с высокой долей добавленной стоимости, автор полагает, что становится необходимым использование внешних источников для финансирования проектов в сфере машиностроения и подобных отраслей. Ведь иностранные инвестиции помимо денежных средств несут с собой технологии, интеллектуальный капитал и так далее. Однако для привлечения инвесторов необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, систему гарантий прав собственности. Все эти задачи являются приоритетными в инвестиционной политике нашей страны на настоящем этапе.
Основываясь на необходимости стимулирования экономического роста с помощью инвестиционной политики, автор классифицирует методы реализации инвестиционной политики следующим образом:
1. Стимулирующие внутреннюю инвестиционную активность:
— амортизационная и налоговая политика — управление налоговыми ставками и способами амортизации позволяет увеличивать инвестиционную активность за счет сохранения у фирм свободных средств, за счет которых они могут профинансировать собственные проекты;
— государственное субсидирование и программирование — прямое финансирование приоритетных государственных инвестиционных проектов увеличит темпы экономического роста. Необходимо также отметить, что государство должно отдавать приоритет в финансировании резидентам в целях поддержания экономического роста.
2. Симулирующие инвестиционную активность иностранных инвесторов:
— таможенная политика — управление таможенными пошлинами и тарифами позволяет сделать эффективным размещение в стране иностранных производств, что приведет к росту занятости и экономики в целом;
— управление рисками — формирование положительного инвестиционного имиджа страны, привлекательного инвестиционного климата позволит не только привлечь иностранных инвесторов в страну и за счет этого увеличить темпы экономического роста, но и удержать их внутри страны на длительный срок.
3. Денежно-кредитные инструменты:
— управление инфляцией и процентной ставкой напрямую влияет на уровень сбережений и величину инвестиций, а, следовательно, на экономический рост;
— манипулирование валютным курсом может управлять валютой сбережений и инвестиций. Следовательно, появляется возможность повышения конкурентоспособности страны на мировом финансовом рынке и укрепление позиций национальной валюты на внутреннем рынке, что позволит в нужные моменты развивать эффект импортозамещения, или повышать эффективность импорта товаров в целях улучшения технологического оснащения производства;
— развитие новых инструментов — регламентация операций различных инвестиционных фондов, лизинговых компаний позволит повысить срок инвестиций, расширит спектр инвестиционных инструментов, и, как следствие, повысит объем инвестиций и темпы экономического роста.
4. Работа на фондовом рынке:
— снижение транзакционных издержек на фондовом рынке и привлечение новых участников на рынок делает его механизмом трансформации сбережений в инвестиции, а также инструментом перераспределения ресурсов от неэффективных отраслей в более эффективные, что повысит конкурентоспособность экономики в мировой системе хозяйствования, а, следовательно, и темпы экономического роста;
— выпуск государственных ценных бумаг позволяет государству увеличить финансирование приоритетных инвестиционных проектов, а, следовательно, укрепить позиции экономики страны в долгосрочной перспективе, что приведет к экономическому росту.
Анализируя основные направления инвестиционного процесса, автором отмечено, что основная масса средств вкладывается в обновление основных фондов, а не в инновационные проекты, которые в настоящее время обеспечивают конкурентоспособность страны на мировом рынке. Рассмотрение направлений инвестиционного процесса в разрезе отраслей, позволяет сделать вывод о том, что основной объем инвестиций осуществляется в сырьевых отраслях (поскольку они обладают высокой кредитоспособностью, фондовый рынок работает с их ценными бумагами, у них значительные объем собственных средств, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов).
Вместе с тем, сравнение основных направлений инвестиционного процесса стран с высокими темпами экономического роста с российскими данными, показала, что в развитых странах значительный объем средств направляется в инфраструктурные отрасли (образование, наука, здравоохранение, связь, коммуникации). Это отрасли, в которых инвестиции осуществляются не столько в физический капитал, сколько в человеческий. Отчасти такие вложения обеспечивают их конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, развивая социальную сферу.
Таким образом, для активизации экономического роста автор предлагает, чтобы инвестиционная политика отражала следующие направления:
— усиление роли государства в инвестиционном процессе в форме предоставления гарантий, указания приоритетов с помощью инструментов государственного программирования, налоговой, таможенной и иных политик, а также прямого бюджетного финансирования проектов, направленных на развитие инфраструктуры;
— управление рисками (используя методы правового и экономического регулирования экономики) в сфере инвестиционного процесса, что через создание благоприятного инвестиционного климата позволит привлечь на финансовый рынок средства населения и иностранных инвесторов;
— активизировать инвестиции в человека и инфраструктуру (наука, образование, здравоохранение), развивая на основе полученного эффекта инновационные проекты, что обеспечит конкурентоспособность страны в мировом хозяйстве.
Список литературы
- Altman Edward. Corporate financial distress and bankruptcy: a complete guide to predicting and avoiding distress and profiting from bankruptcy. New York: John Wiley & Sons, Inc., 1993.
- Banks and monetary shocks in emerging markets: how far can we go with the «credit view»? Washington. IMF, 2000.
- Blasi J. «Ownership, Governance and Restructing», manuscript, New Jersey: Rutgers University School of Management and Labour Relations, 1994.
- Branch В., Ray H. Bankruptcy Investing: how to profit from distress companies. Dearborn: Financial Publishing, Inc., 1992.
- Buzzel Robert D., Gale Bradley T. The PIMS Principles. Linking Strategy to Performance. New York-London: THE FREE PRESS, A Division of Macmillan, Inc., 1987.
- Deposit insurance. Washington, IMF, 1999.
- Economic policy in theory and practice. New York: St. Martin’s press, 1987.
- Explaining economic growth with imperfect credit markets. Washington, IMF, 2000.
- Financial innovation and monetary policy: Asia and the West. Tokyo: Univ. of Tokyo press, 1986.
- Hasko, Harry. Keynes' theory of investment: The separation of management a ownership a instability of finance. Helsinki, 1986.13