Оценка стоимости нематериальных активов
Факторы, влияющие на стоимость НМА и ИС При определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности следует учитывать следующие факторы: — нематериальный, уникальный характер объекта оценки;- текущее использование объекта интеллектуальной собственности;- возможные отрасли использования, наиболее вероятные емкость и долю рынка, издержки на производство и реализацию продукции, выпускаемую… Читать ещё >
Оценка стоимости нематериальных активов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Понятия стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Факторы, влияющие на величину стоимости нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности Интеллектуальной собственностью (далее ИС), в соответствии со статьей 138 ГК РФ, «…признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)» .
Нематериальными активами (далее НМА), являются активы:
· либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности;
· способные приносить доход;
· приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).
Основные определения Оценка НМА и ИСэто процесс определения стоимости объема прав на конкретные результаты интеллектуальной деятельности и прочие НМА, владение которыми обеспечивает их владельцу определенную выгоду. Объектом оценки являются: — права на объекты интеллектуальной собственности, причем эти права имеют как территориальный, так и временный характер и должны быть действительны, т. е. владелец прав может их реализовать, не нарушая права третьих лиц;- экономический и иной положительны (отрицательный эффект), который НМА и ИС могут дать их обладателю. Предметом оценки являются непосредственные результаты интеллектуальной деятельности человека. Их особенность состоит в следующем: — в отличие от объектов вещных прав они имеют идеальную природу (важен не столько материальный носитель, материальное воплощение, сколько сама идея); указанные категории и образы обозначаются буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, но от этого не перестают быть идеальными объектами. Как и всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, НМА и ИС не подвержены износу, они могут устаревать лишь морально;- право не может воздействовать на процессы, протекающие в голове человека, процессы мыслительной и творческой деятельности остаются за пределами действия правовых норм. Однако право может воздействовать на создание НМА и ИС путем выработки правовых форм организации научно-технической творческой деятельности и охраны ее результатов. Цель оценки — формулировка конкретного случая в задании на оценку. От цели зависит: вид стоимости (согласно постановлению правительства РФ № 519), методы и процедуры, которыми лучше воспользоваться при оценке.
Цели оценки НМА и ИС:
— внесение НМА и ИС в уставный капитал и определение имущественных долей учредителей, приходящихся на них;
— проведение залоговых операций;
— страхование имущества;
— определение доли НМА и ИС в намеченных к реализации инвестиционных проектах;
— определение экономического эффекта от использования НМА и ИС;
— определение вознаграждения авторам НМА и ИС;
— определение цены лицензионного договора, предметом которого является НМА и ИС;
— постановка НМА и ИС на баланс организации;- определение размера ущерба, нанесенного нарушением исключительных прав обладателя объекта ИС;- покупка, продажа, реструктуризация всего предприятия и др.
Согласно Налоговому кодексу РФ и иным нормативно-правовым актам, (в области налогообложения и бухгалтерской отчетности) оценка стоимости НМА и ИС и включение их в состав активов предприятия, позволяет: 1) увеличить рыночную стоимость предприятия; 2) уменьшить налог на прибыль; 3) регулировать объем амортизационных отчислений и создавать фонды на приобретение новых объектов интеллектуальной собственности (т.е. деньги остаются на предприятии); 4) определить размер доли при вкладе в уставный капитал в форме объектов интеллектуальной собственности; 5) обеспечить учет всех активов предприятия; 6) оптимизировать соотношение активов; 7) определить стоимость объектов интеллектуальной собственности при их купле-продаже; 8) определить размер ущерба или размер компенсации по поводу незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих предприятию; 9) учесть стоимость объектов интеллектуальной собственности при реорганизации, ликвидации или банкротстве предприятия.
Виды стоимости НМА и ИСВ соответствии с Постановлением Правительства РФ № 519 <�Об утверждении стандартов оценки>, в процессе проведения оценки используются следующие виды стоимости.
1. Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки располагают всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
2. Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком — стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.
3. Стоимость замещения объекта оценки — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, аналогичного объекту оценки, с учетом износа объекта оценки.
4. Стоимость воспроизводства объекта оценки — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
5. Стоимость объекта оценки при существующем использовании — стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;
6. Инвестиционная стоимость — стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.
7. Стоимость объекта оценки для целей налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость).
8. Ликвидационная стоимость — стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.
9. Утилизационная стоимость — стоимость объекта оценки, равная рыночной цене материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.
10. Специальная стоимость — стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости.
Однако, при определении стоимости НМА необходимо учитывать их специфические характеристики, а также сложившуюся экономическую ситуацию. Поэтому не все виды стоимости, указанные в Постановлении Правительства № 519, можно использовать без существенных дополнений. Стандарты Российского общества оценщиков Определения видов стоимости, учитывающих особенности НМА, даны в стандартах Российского общества оценщиков (СТО РОО 26.02.98). Нематериальные активы почти всегда оцениваются в контексте понятия стоимости использования, а не стоимости обмена (рыночной стоимости). Стоимость обмена базируется на рыночных отношениях, а нематериальные активы редко продаются на рынке отдельно от других активов предприятия.
1.Стоимость нематериальных активов — разница между стоимостью действующего предприятия и стоимостью его материальных активов. Стоимость нематериальных активов состоит из двух частей: — стоимости объектов имущественных прав, в том числе на интеллектуальную собственность, оформленных (идентифицированных) в виде конкретных объектов бухгалтерского учета;- стоимость прочих нематериальных активов — разница между рыночной стоимостью предприятия в целом и стоимостью материальных и идентифицированных нематериальных активов.
2.Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, выраженная в денежном эквиваленте, по которой в день оценки собственность могла бы перейти из рук добровольного продавца в руки добровольного покупателя в результате коммерческой сделки на открытом конкурентном рынке при условии, что обе стороны действуют компетентно, расчетливо и без принуждения. Применительно к конкретному НМА это определение делает акцент на стоимость, которой данный актив обладает сам по себе, принимая во внимание его наиболее эффективное использование и денежную сумму, которая может быть выручена от его продажи.
3.Инвестиционная стоимость — стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов, имеющих определенные представления об отдаче планируемых капитальных вложений. Эта стоимость рассчитывается, как правило, исходя из данных, предоставляемых заказчиком, без проверки их соответствия представлениям рынка о параметрах и возможных объемах реализации оцениваемой собственности. Это субъективное понятие соотносит конкретный объект собственности с конкретным инвестором или группой инвесторов, имеющих определенные цели и/или критерии инвестирования.
4.Рыночная стоимость при существующем использовании. В тех редких случаях, когда нематериальные активы продаются на рынке, это обычно происходит при условиях, подходящих для применения понятия рыночной стоимости при существующем использовании.
5.Стоимость действующего предприятия. Стоимость нематериальных активов, которые обычно оцениваются как часть конкретной функционирующей фирмы, может рассматриваться в качестве части стоимости действующего предприятия для этой фирмы.
2. Факторы, влияющие на стоимость НМА и ИС При определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности следует учитывать следующие факторы: — нематериальный, уникальный характер объекта оценки;- текущее использование объекта интеллектуальной собственности;- возможные отрасли использования, наиболее вероятные емкость и долю рынка, издержки на производство и реализацию продукции, выпускаемую с использованием объекта интеллектуальной собственности, объем и временную структуру инвестиций, требуемых для освоения и использования объекта интеллектуальной собственности в той или иной отрасли;- риски освоения и использования объекта интеллектуальной собственности в различных отраслях, в том числе риски недостижения технических, экономических, эксплуатационных и экологических характеристик, риски недобросовестной конкуренции и другие;- стадии разработки и промышленного освоения объекта интеллектуальной собственности;- возможность и степень правовой защиты;- объем передаваемых прав и других условий договоров о создании и использовании объекта интеллектуальной собственности;- способ выплаты вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности;- срок полезного использования объекта;- другие факторы.
3. Расчет рыночной стоимости бренда интеллектуальный нематериальный стоимость Проблема определения стоимости брендов всегда находится в центре внимания специалистов и заинтересованной общественности. Проведение независимой оценки может осуществляться в интересах инвесторов, с целью представления отчетности в государственные структуры, руководству компании и акционерам. Чаще всего необходимость проведения оценки стоимости брендов связана с покупкой или продажей компании или ее отдельных брендов.
В мировой практике применяются различные концепции и запатентованные методики оценки стоимости брендов. Однако единой системы измерения стоимости марочного капитала не существует. Это обусловлено многими причинами. Основной причиной отсутствия общепринятых методов оценки марочного капитала является сложная природа нематериальных активов и различное толкование сущности бренда. В разных странах применяются различные финансовые подходы к исчислению активов фирмы. И в конечном итоге выбор метода для оценки стоимости бренда зависит от того, в чьих интересах производится оценка (продавца или покупателя), включается ли данная величина в баланс предприятия и является ли исчисляемая стоимость бренда фактором принятия стратегических решений. Существуют и другие специфические факторы, влияющие на выбор методики расчета стоимости брендов.
В целом большинство методик по оценке стоимости брендов основывается на вычислении разницы между материальной и нематериальной составляющими в рыночной капитализации фирмы. Необходимо отметить, что такой подход используется преимущественно монобрендовыми компаниями. Если же фирма обладает большим портфелем брендов, то этот подход дает представление об общей стоимости портфеля и не позволяет оценить вклад каждого бренда соответственно его стоимости. Кроме того, вычисление разницы между материальной и нематериальной составляющими в рыночной капитализации фирмы весьма затруднительно в отношении компаний высокотехнологичных отраслей, в которых большая часть нематериальных активов обеспечивается патентами, лицензиями и ноу-хау.
Учитывая данные особенности, компании используют множество различных методик и отдельных методов для расчета стоимости брендов, выбор которых обусловливается спецификой компании и ее брендов, а главное — целью, в соответствии с которой предполагается оценка стоимости бренда.
Сравнительный метод (рыночный метод) основывается на выявлении ценовой премии, т. е. разницы в цене реализации брендированного продукта и аналогичного типового продукта. Согласно разработанной методике определяется степень известности бренда и количество покупателей, готовых отдать ему предпочтение, а также лояльность к бренду с учетом ценовой эластичности. Формула расчета выглядит так:
К =(РP)xQ xn,.
где Кт — стоимость бренда;
Рт — цена марочного товара;
Р — цена стандартного товара;
Qm — объем продаж марочного товара;
п — период жизненного цикла бренда.
Таким образом, из цены, которую готовы заплатить лояльные потребители, вычитается стандартная цена типового товара данной категории, а разность умножается на прогнозируемый объем продаж и средний период жизненного цикла бренда на рынке. В действительности в отдельных сегментах бренды продаются по тем же ценам, что и другие товары данной категории. В этом случае стоимость бренда будет определяться как разница в объемах продаж, обеспечиваемая лояльностью к конкретному бренду. Сравнительный метод фиксирует избыточную прибыль, которую получает продавец от марочного товара по сравнению с аналогичным не марочным.
Основная сложность применения этого метода связана с необходимостью подбора аналогичного стандартного товара «без марки». В ряде случаев с этой целью проводят «слепое тестирование» в фокус-группах (без указания наименований тестируемых товаров), в результате которого потребители отмечают цены, которые они готовы заплатить за конкретные товары. При открытом тестировании, когда указывается фирменное наименование или бренд, потребители, как правило, оценивают те же товары значительно выше, связывая ценовую маржу с влиянием брендовой составляющей. Соответственно, стоимость бренда определяется как предпочтение товара по сравнению с типовым продуктом.
Стоимость бренда оценивается по условиям сделок купли-продажи, где главным регулятором отношений выступает соотношение спроса и предложения. Это один из наиболее простых способов оценки стоимости брендов. Практика осуществления договоров купли-продажи на мировом рынке свидетельствует, что в большинстве случаев нематериальная часть стоимости компании значительно превышает стоимость всех прочих активов вместе взятых. В то же время рыночный метод оценки стоимости бренда не всегда отражает действительное соотношений активов и часто не учитывает ценности бренда для отдельных потребительских сегментов.
1. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Ларченко А. П. Оценка бизнеса. Подходы и методы. — СПб.: «PRTeam», 2008.
3. Муравьева Т. А. «Понятие нематериальных активов» — «Главный Бухгалтер» № 1, 2006 г.
4. Оценка бизнеса: Учебник/Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Симионова Н. Е., Симионов Р. Ю. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — Москва: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2004.
6. Сипов В., Маховикова Г., Телехова В. Оценка бизнеса. — Спб: Питер, 2001.
7. Сычева Г. И., Колбачев Е. Б., Сычев В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Серия «Высшее образование». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
8. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. 135-ФЗ.