Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на ООО «Ромашка»
Использование двух разных программ — 1С: Бухгалтерия и Excel, — не связанных автоматическим обменом данными, имеет положительный аспект, поскольку позволяет осуществлять контроль за вероятными ошибками при ведении отделами материальных отчетов. Работники подразделений предприятия, участвующие в выполнении учетных операций, все же не должны участвовать в пользовании бухгалтерской программой, так… Читать ещё >
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на ООО «Ромашка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на ООО «Ромашка»
Введение
Вопросы проверки правильности исчисления и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды являются одними из наиболее актуальных для руководства и собственников организаций. Проверка налоговой отчетности является фактором повышения достоверности всей финансовой отчетности организации. Проведение аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей позволяет оценить правильность исчисления и уплаты налогов, минимизировать налоговые риски и возможные санкции за нарушение налогового законодательства и получить необходимую информацию для оптимизации налогообложения организации-клиента. В ходе аудита проверяются соответствие налогового учета экономического субъекта требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в РФ, соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета. Также оцениваются последствия искажений, обнаруженных в учете, и предлагаются пути их устранения, обсуждается необходимость внесения изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения, применяемую в организации.
Актуальность аудиторской проверки расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой негативные последствия для экономического субъекта. Частые изменения налогового и бухгалтерского законодательства в процессе аудиторских проверок способствуют возникновению ошибок при осуществлении бухгалтерского учета и исчислении сумм налогов.
Цель курсовой работы — исследовать проведение аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей;
2. Провести аудиторскую проверку в ООО «Ромашка» ;
3. Оформить результаты аудита.
Объект исследования — ООО «Ромашка»
Предметом исследования выступают расчеты предприятия с бюджетом Целью настоящей дипломной работы, является изучение учета аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— Изучить теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей;
— рассмотреть методику аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— Провести аудиторскую проверку в ОАО;
— Оформить результаты аудита.
— изучить план, программу и методику аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— проанализировать аудит расчетов с бюджетом и внебюджетным фондам на ООО «Ромашка»;
— предложить варианты совершенствования бухгалтерского учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Ромашка» на принципах автоматизации и с учетом интересов налогового и управленческого учета.
Предметом исследования выступают различные подходы к организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Объектом исследования является существующая система бухгалтерского учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Ромашка», отраженная в соответствующей бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия. Информационная база исследования представлена кодифицированными актами Российской Федерации в области бухгалтерского и налогового, федеральными законами, нормативно- 5 правовыми актами Федеральной налоговой службы, соответствующими изданиями, информационными поисковыми системами.
1. Теоретические аспекты аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и бюджетных платежей
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и бюджетных платежей Цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под финансовой отчетностью в соответствии с федеральным законом № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» понимается: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложений к ним, пояснительная записка.
Под достоверностью финансовой отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принимать базирующиеся на них обоснованные экономические решения.
Пользователями финансовой отчетности являются лица, заинтересованные в информации об экономическом субъекте.
Задачи аудита:
1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;
2. Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;
3. На основе изучения и анализа прошлых фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты;
4. Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.
Цели и задачи аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и бюджетных платежей Учитывая большое количество налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, нестабильность и несовершенство налоговой системы, вопросы начисления и уплаты налогов являются наиболее трудоемкими в аудиторской проверке.
Контроль за правильностью исчисления налогов и платежей и своевременностью их перечисления возложен на налоговые органы. Данные органы имеют право применять к предприятиям штрафные санкции в виде взысканий сокрытых сумм, штрафов и пеней.
В связи с этим, аудитор должен помочь предприятиям избежать убытков, связанных со штрафными санкциями налоговых органов.
Аудитор, прежде всего, должен установить, какие налоги и платежи уплачивает предприятие. По каждому налогу необходимо определить правильность:
— исчисления налогооблагаемой базы;
— применения ставок налогов и платежей;
— расчетов сумм налогов;
— применения льгот при расчете и уплате налогов;
— полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
— составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
— составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
— ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.
Для проверки аудитору необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (Налоговый кодекс, инструкции, положения и другие) или в компьютере (информационно-справочные системы типа «Гарант», «Консультант-плюс» и другие), или в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе, отчете о финансовых результатах. Так, в балансе изучается дебиторская и кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом. В отчете о прибылях и убытках проверяется, как отражен налог на прибыль.
При аудите расчетов по налогам и сборам аудитор должен обратить внимание на базу налогообложения, источники выплаты налогов, налоговые ставки и налоговые льготы. Все эти вопросы регламентированы налоговым кодексом РФ.
Так, по источникам уплаты налоги делятся на следующие группы:
— налоги, включаемые в себестоимость (налог с владельцев автотранспортных средств, налоги за пользование природными ресурсами и др.). Данные налоги при начислении отражаются проводкой Д 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К 68 «Расчеты по налогам и сборам;
— налоги, начисляемые на реализацию (акцизы, налог на добавленную стоимость). Перечисленные налоги начисляются проводкой Д 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» К 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— налоги, начисляемые на валовую прибыль до налогообложения (налог на имущество и другие). Составляется проводка Д 91 «Прочие доходы и расходы» К 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— налоги на валовую прибыль (налог на прибыль). При начислении налога на прибыль составляется проводка Д 99 «Прибыли и убытки» К 68 «расчеты по налогам и сборам».
Отдельным этапом аудитор проверяет правильность исчисления единого социального налога. Для этих целей аудитор проверяет, как организован учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Расчеты ведутся на следующих субсчетах: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию».
Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды определяется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и частично федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При проверке аудитор, прежде всего, должен обратить внимание на такие моменты:
— правильно ли определена налогооблагаемая база для начисления соответствующих взносов;
— своевременно ли перечислялся налог;
— как отражены в бухгалтерском учете данные по начислению единого социального налога и его перечислению в фонды;
— соответствие данных аналитического и синтетического учета по счету 69 записям в расчетах, главной книге и балансе.
1.2 Нормативное регулирование аудита расчетов с бюджетом по видам налогов и бюджетных платежей В настоящее время регулирование аудиторской деятельностью осуществляется ФЗ № 119 от 7.08.2001 года «Об аудиторской деятельности» и ФЗ № 307 от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности».
Система нормативного регулирования аудиторской деятельностью в России включает определённые виды документов:
— ФЗ № 119 от 7.08.2001 года «Об аудиторской деятельности» и ФЗ № 307 от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности», основные законодательные акты, определяющие место аудита в финансово-хозяйственной деятельности, как её необходимого равноправного элемента.
— Федеральные правила (стандарты)аудиторской деятельностиэто единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг.
— Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, а также нормативные акты Министерств и ведомств, устанавливающих правила проведения аудита, применительно к конкретным отраслям.
— Внутренние стандарты аудиторских фирм, которые конкретизируют действия аудитора от начальной до конечной стадии аудита. Они устанавливают порядок взаимоотношений с клиентами, ведение рабочей и отчётной документации. Разрабатываются каждой организацией самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к проверке в данной аудиторской организации. (таблица 1)
Таблица 1 — Основные счета расчетов с бюджетом
Счет | Характеристика | |
Счет 68 | Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т. д.). | |
Счет 69 | Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» .Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета: 69−1 «Расчеты по социальному страхованию», 69−2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69−3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». На субсчете 69−1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации. На субсчете 69−2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации. На субсчете 69−3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации. При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета. Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, — в части отчислений, производимых за счет организации; Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей. | |
Ведение бухгалтерского учета в организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц и т. п. (табл. 2)
Таблица 2 — Нормативные акты регулирующие учет расчетов с бюджетом
№ | Название документа | Примечание | |
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая | Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования | ||
Гражданский кодекс Российской Федерации | Устанавливает порядок перехода права собственности на товары | ||
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» | Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам | ||
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ | Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам | ||
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 | Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете | ||
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению | Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам | ||
Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций» | Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению | ||
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения | Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет | ||
Порядок налогообложения в Российской Федерации регламентируется следующей нормативно-правовой базой:
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
1.3 Методика аудита расчета с бюджетом по видам налогов и внебюджетным платежам Метод аудита — это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.
Используемые приемы можно определить в три группы:
— определение состояния объектов в натуральном виде;
— сопоставление;
— оценка.
Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом и внебюджетными фондами путем определения уровня существенности оборотов.
Данный метод лучше всего применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основные этапы применения метода:
1. Определение уровня существенности ошибки.
2. Анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени.
Данный метод лучше всего применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основные этапы:
— определение уровня существенности ошибки;
— анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом по НДС с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени;
— анализ оборотов проводится по тем месяцам, в которых сумма начисленного и уплаченного налога набольшая;
— для подтверждения правильности определения суммы начисленного налога за данный месяц необходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств;
— для подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анализируемого налога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактически осуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методы документальной проверки;
— в случае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую базу за отчетный период по соответствующим журналам-ордерам или ведомостям, рассчитать налог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученные данные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период;
— проанализировать информацию о правильности формирования налогооблагаемой базы и своевременности уплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе.
Метод анализа налоговых деклараций Данный метод используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом в соответствующих статьях баланса, т. е. непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.
Данный метод используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом в соответствующих статьях баланса, т. е. непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.
Основные этапы:
— провести построчный анализ налоговых деклараций с использованием аудиторских таблиц;
— проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического учета;
— проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом;
— выявить расхождение между данными, рассчитанными аудитором на основании аналитического учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях;
— выяснить причины расхождения;
— отразить всю полученную информацию в отчете о проделанной работе с приложением всех аудиторских таблиц;
— дать квалифицированное аудиторское заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных аудитором.
аудит бюджет контроль
2. Планирование аудиторской проверки в ООО «Ромашка»
2.1 Понимание деятельности в ООО «Ромашка»
Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» был создан в 31 мая 2010 года в городе Москва. Предприятие было открыто для производства и реализации хлеба булочных изделий в Москве, и в первое время своего существования выпускала несколько видов продукции. На сегодняшний день у предприятия широкий ассортимент хлеба — булочных изделий, на фирме работает около 100 человек. Имеется один цех, где изготавливается, полуфабрикаты в дальнейшем замораживаются, а потом развозятся и реализуются в 20 киосках по городу Москве.
Основными целями общества является наиболее полное удовлетворение материальных и иных потребностей его членов в товарах и услугах. Основными видами деятельности общества является производство, торговля, хлебобулочных изделий. Уставный капитал потребительского общества формулируется из средств, полученных от взносов пайщиков, являющихся одним из источников формирования имущества.
На ООО «Ромашка» применяется повременная и сдельная оплата труда, по способу начисления применяется месячная. Оплата труда производится, как правило, на основе должностных окладов.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
— производство и реализацию продовольственных товаров;
— производство продукции производственно-технического назначения;
— торговую, торгово-посредническую, закупочную, бытовую;
— осуществление оптовой, розничной и фирменной торговли;
Деятельность Общества не ограничивается оговоренной в уставе. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (таблица 3)
Таблица 3 — Основные экономические показатели организации ООО «Ромашка» за 2013;2014гг.
Показатели | Отклонение | Темп роста, % | |||
Выручка тыс.руб. | 87 341 | 98 972 | 13,32 | ||
Себестоимость тыс. руб | 72 014 | 71 165 | — 849 | 1,18 | |
Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб | 8 121 | 11 006 | 35,53 | ||
Чистая прибыль убыток тыс. руб | 14 780 | 52,01 | |||
Основные экономические показатели деятельности в таблице 3, из которой видно, что объем реализации услуг с каждым годом стабильно увеличивается. Самое большое увеличение произошло в 2014 году по причине увеличения спроса на услуги фирмы в связи с финансовым улучшением. Чистая прибыль организации увеличилась в 2014 году по сравнению 2013 годом почти в 2 раза. В данной ситуации положительным является лишь тот факт, что за три года предприятие ни разу не сработало убыточно.
Структурно-динамический анализ показывает, что имеют место отрицательно складывающиеся в отчетном году по сравнению с предыдущим тенденции, выразившиеся в ухудшении финансовых результатов почти по всем позициям: увеличился удельный вес затрат и коммерческих расходов соответственно на 0,22 и 1,09 пункта, уменьшился удельный вес прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и прибыли от обычной деятельности.(таблица 4)
Таблица 4 — Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов ООО «Ромашка»
Показатель структуры элементов чистой прибыли в выручке от продаж | % Изменение структуры, в пунктах | |||
Выручка от продаж | 100,0 | 100,0 | ||
Себестоимость проданных товаров | 88,15 | 87,92 | 0,22 | |
Валовая прибыль | 11,85 | 12,08 | — 0,22 | |
Коммерческие расходы | 1,67 | 0,58 | 1,09 | |
Управленческие расходы | 1,26 | 0,91 | 0,35 | |
Прибыль от продаж | 8,92 | 10,59 | — 1,67 | |
Прочие операционные расходы | 0,12 | 0,12 | 0,00 | |
Прибыль до налогообложения | 8,80 | 10,46 | — 1,66 | |
Налог на прибыль | 2,64 | 3,14 | — 0,50 | |
Прибыль от обычной деятельности | 6,16 | 7,33 | — 1,16 | |
Исходя из таблицы — 4 можно увидеть, что организация должна изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых средств и повышения эффективности их использования.
2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска в ООО «Ромашка»
При установлении внутрихозяйственного риска ООО «Ромашка» было определено следующее: организация не имеет рискованных видов деятельности и общепринятых операций, в основном не занимается внешнеэкономической деятельностью, не имеет дочерних и зависимых предприятий. Исходя из этого и разбирая особенность функционирования и проходящего экономического положения отрасли, самого предприятия ООО «Ромашка», опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск имеется возможным оценивать как низкий и принять его к расчету 50 процентов. Акцентируя внимание на оценке системы учета и внутреннего контроля, можно оценить систему внутреннего контроля как низкую, риск устанавливается в размере 80 процентов. Риск аудита принимается равным 5 процентам, поскольку именно эта величина представляет собой наиболее часто применяемую при аудите многочисленных налогов. Риск не обнаружения соответственно равен:
5% / (50% * 80%) = 12,5%. И оценивается как низкий.
Расчет уровня существенности, применяемого в ходе аудиторской проверки, показан в таблице, на основании данных «Отчет о прибылях и убытках». Расчет уровня существенности производится в соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». (таблица 5)
Таблица 5 — Расчет уровня существенности Среднее арифметическое показателей графы 4= (21 833,7+536 447,6+87 316,08+52 264,3+12 483,78)/5=142 069,10 Наибольшее значение отличается от среднего на: (536 447,6−142 069,1)/142 069,1*100%= 277,60% Поскольку отклонение наибольшего показателя от среднего является значительным, принимаем решение отбросить значения 536 447,6 тыс. р. и не использовать его при дальнейшем усреднении. Находим новую среднюю величину: (87 316,08+52 264,3+12 483,78)/3= 50 688,05 тыс. р.
Полученную величину допустимо округлить до 51 000 тыс. р. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие до и после округления составляет: (51 000−50 688,05) /50 688,05*100%=0,62%, что находится в пределах 38% На основе проведенного анализа учетной политики и воздействие на прибыль разногласий в налоговом и бухгалтерском учете были обнаружены следующие несовместимости между бухгалтерским и налоговым учетом: рекламные расходы и расходы на командировку сверх норм, амортизация по основным средствам, введенным до 1 января 2014 года.
2.3 Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ООО «Ромашка»
Осуществление проверки производится в соответствии с программой аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
ООО «Ромашка» осуществляет свою деятельность на основании Устава общества, руководствуясь при этом нормативно — правовыми актами Российской Федерации, включая Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Положения по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ООО «Ромашка» осуществляется бухгалтерией, состоящей из двух специалистов: главного бухгалтера и бухгалтера. В приказе директора о приеме на работу главного бухгалтера перечислен перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Помимо этого, к обязанностям главного бухгалтера отнесена организация и контроль работы бухгалтерии общества в целом. Значит, главный бухгалтер отвечает за установление объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, используемых ставок, порядок начисления и оплаты налога в бюджет.
В ходе осуществления аудиторской проверки также изучалась учетная политика предприятия ООО «Ромашка». В учетной политике для целей налогового учета по вопросу налога на имущество организации есть только два пункта, в которых говориться, что начислять амортизацию основных средств следует линейным способом. Не оговорены способы и форма ведения налогового учета, срок полезного применения основных средств, не установлен налоговый период, порядок и сроки уплаты налога на имущество в бюджет, а также имеются ли льготы по этому налогу и вероятность отсрочки платежа в бюджет. Недостаток в учетной политике по множеству пунктов, которые раскрывают налог на имущество, затрудняет проведение аудиторской проверки и установление верности расчетов с бюджетом по данному налогу.
В период проверки было определено, что налоговый учет ведется автоматизировано, с применением программы 1С: Бухгалтерия 7.7 — многопользовательской версии. Помимо этого, в целях осуществления управленческого и налогового учета используется программа Ехсеl. Можно сказать, что на предприятии применяется параллельное ведение двух разных баз данных посредством двух разных программ, в отношении которых не обеспечивается адекватный обмен информацией. К функциональным обязанностям бухгалтера относится каждодневная обработка документов с внесением информации в специально разработанную на предприятии базу данных в программе Excel.
Затем обработка первичных документов производится в программе 1С: Бухгалтерия, в которой осуществляется учет операций по счетам:
— 50 «Касса» (в рублях);
— 62 «Расчеты с покупателями»; ·
— 70 «Расчеты по оплате труда»;
— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
— 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Каждодневно либо по наступлении необходимости, главным бухгалтером выполняется формирование первичной документации на счете 51 «Расчетный счет» — платежные поручения, а также производится обработка и внесение в программу 1С выписок банка и платежных поручений, предоставленных покупателями.
Кроме того, главным бухгалтером по окончании каждого месяца осуществляется расчет налогов и сведение в программе 1С данных по счетам:
— 02 «Амортизация основных средств»;
— 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
— 68 «Расчеты с бюджетом»;
— 69 «Расчеты с внебюджетными фондами»;
— 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». Каждый квартал и по результатам года главный бухгалтер закрывает счет
99 «Прибыли и убытки», а по итогам года — счет 94 «Нераспределенная прибыль» и формирует налоговую и управленческую отчетность, а также отчеты в службу статистики. По результатам года главным бухгалтером с использованием специализированных программ формируется отчетность в ИФНС (по рассчитанному и выплаченному НДФЛ) и ПФР — по платежам за работников в Пенсионный фонд. Из анализа структуры бухгалтерии и функциональных обязанностей специалистов следует вывод об эффективности работы немногочисленных специалистов бухгалтерии и оптимальном распределении обязанностей между ними: рассчитываются и начисляются налоговые платежи непосредственно главным бухгалтером, а подготовка учетных данных по затратам, включая начисление по оплате труда и движение материальных средств, обеспечивается бухгалтером.
Налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Заполнение налоговых регистров выполняется на основе первичной документации налогового учета. В организации применяется рекомендованные типовые формы учетных регистров, разработанных самостоятельно форм нет. Объектом налогообложения на предприятии ООО «Ромашка» представляются основные средства.
При проверке была изучена следующая первичная документация:
— акты приемки-передачи основных средств;
— акты о приемке оборудования;
— акты о приемке оборудования в монтаж;
— инвентарные карточки.
Проверка состояния учета основных средств представляет собой установление правильности на предприятии аналитического учета; правильности осуществления проверки последней инвентаризации, каковы её результаты и отображены ли они в учете; контроль достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств. Тем не менее, в организации ООО «Ромашка» с момента начала его функционирования инвентаризация не производилась.
Аналитический учет основных средств осуществляется в инвентарных карточках, что уменьшает трудоёмкость учётной работы, даёт вероятность группировать основные средства, разрешает автоматизировать учётный процесс, а также существенно расширять информацию о некоторых объектах основных средств. По причине того, что в организации не проводилась инвентаризация, исследование инвентарных карточек было существенным моментом в установлении наличия основных средств.
Данные инвентарных карточек совпадают с аналитическими данными карточки счета 01 «Основные средства».
2.4 Состав общего плана и программы аудита учетной политики организации
В ходе контроля определяется, все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисления амортизации; применяется ли при этом их движение; верно ли используются нормы амортизации. Амортизационные отчисления по основным средствам отображаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисление независимо от итогов деятельности организации в отчетном периоде.
Для установления верности операций по начислению амортизации основных средств, было определено, что амортизация начисляется линейным способом первого числа каждого месяца на все объекты основных средств и учитывается проводкой Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 02 «Амортизация основных средств».
Сроки полезного использования и нормы амортизации определены, верно. Установим балансовую стоимость основных средств: сальдо на конец периода по счету 01 «Основные средства» за минусом сальдо на конец периода по счету 02 «Амортизация основных средств». Данные соответствуют данным по строке 120 бухгалтерского баланса.
Налогооблагаемой базой по налогу на имущество предприятия представляется среднегодовая стоимость имущества.
Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество зачисляют отображаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:
— 01 «Основные средства» — за минусом суммы амортизации учитываемой на счете
— 02 «Амортизация основных средств» — Стоимость ООО «Ромашка», которая представляется налогооблагаемой базой, составила 27 679,5 руб. Налогооблагаемая база рассчитана верно, данные сходятся с данными налоговой декларации.(таблица 6)
Таблица 6 — Проверка начисления налога на имущество При проведении проверки уплаты налога на прибыль в ООО «Ромашка» рассмотрим первичную документацию и аналитические регистры предприятия по налоговому учету, отчетность, приложения к налоговой декларации, установим достоверность бухгалтерской прибыли и налогооблагаемой базы, обоснованность используемых ставок и льгот, корректность определения бухгалтерской прибыли в целях налогообложения. Перечень источников для установления отчетной информации по налогу на прибыль. (таблица 7)
Таблица 7 — Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль
Показатель отчетности | Форма отчетности | Регистры бухгалтерского учета | |
Прибыль (расчет выполнен по нормам налогового законодательства) | Декларация по налогу на прибыль | Регистры налогового учета | |
Текущий расход по налогу на прибыль | Отчет о финансовых результатах. | Регистры бухгалтерского и налогового учета | |
Текущее обязательство или актив по налогу на прибыль | Отчет о финансовых результатах | Регистры бухгалтерского учета | |
Отложенное налоговое обязательство или актив | Отчет о финансовых результатах | Регистры бухгалтерского учета | |
При проведении проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль установим систему внутреннего контроля в ООО «Ромашка», для этого используем ряд вопросов. Последовательно выполняя программу аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль в ООО «Ромашка», проверяем:
— правильность закрепления в бухгалтерском учете и отчетности действительной прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
— достоверность учетных данных по затратам на производство и продажу продукции, полноту и правильность закрепления в учете реальных затрат на ее производство и продажи и выполнения порядка учета затрат на производство готовой продукции;
— достоверность и законность закрепления в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов;
— правильность исчисления налога на прибыль.
В процессе проверки установлено, что организация платит в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, которые определяются исходя из полагаемой суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Оплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна совершаться не позднее 15-го числа каждого месяца одинаковыми долями в размере 1/3 квартальной суммы показанного налога. Суммы, которые причитаются дополнительно в бюджет по квартальным расчетам, вносятся организацией в пятидневный срок со дня, определённого для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, введенного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
В период осуществления проверки исполнялись следующие процедуры:
— сравнение остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги;
— подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;
— проведение анализа расчета налога на прибыль, осуществленного клиентом, и всех существенных расхождений среди фактической и расчетной суммы налога на прибыль;
— просчитывание и проверка верности подсчетов;
— сличение авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога. Анализ квартальных авансовых платежей, которые подготовлены на расчетах за отчетный период, создается на выверке квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчетам налога и анализе своевременности авансовых платежей в ходе избежание последующих штрафов и пеней.
Контроль фактической задолженности налога на прибыль на основе итогов операций включает:
— сличение прибыли до уплаты налогов по счету прибылей и убытков;
— просчитывание и проверку верности задолженности налога на прибыль за год с указанием точности использования ставки налога и применения льгот, соответствия сроков уплаты налогов. ООО «Ромашка»
применяет действующие ставки налога на прибыль. Расходы для определения базы по налогу на прибыль в налоговом учете соответствуют расходам в бухгалтерском учете .(таблица 8)
Таблица 8 — Проверка начисления налога на прибыль Проведем проверку расчетов по налогу на добавленную стоимость (НДС), который является одним из наиболее трудных для расчёта налогов. Целью аудита расчетов с бюджетом по НДС в ООО «Ромашка» выступает проверка достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия в части учета задолженности перед бюджетом по НДС, а также фиксации в пояснительной записке всех значимых обстоятельств, имеющих отношение к неурегулированным вопросами в области налогообложения.
Содержание данного направления аудита расчетов с бюджетом сводится к следующему:
1) контролю правильности установления налогооблагаемой базы;
2) проверке обоснованности использования налоговых ставок;
3)проверке законности пользования налоговыми льготами при исчислении и уплате НДС;
4) контролю верности расчетов, полноты и своевременности уплаты налога;
5) проверке правильности формирования налоговой отчетности.
В ходе осуществления проверки правильности расчета налога на добавленную стоимость в ООО «Ромашка» были проанализированы следующие документы:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— Главная книга;
— учетная политика предприятия;
— регистры бухгалтерского и налогового учета в части счета 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»;
— налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость;
— книги покупок, книги продаж и иные документов, свидетельствующие о верности расчета НДС на предприятии.
В процессе осуществления аудиторской проверки расчетов по НДС в ООО «Ромашка» были осуществлены следующие процедуры:
— анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, обнаружение вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение назначений по данным вопросам;
— соотнесение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предшествующие периоды и анализ высоких или неестественных отклонений;
— соотнесение фактических ставок за текущий период и анализ высоких или неестественных отклонений;
— анализ оплаты платежей в бюджет за отчетный период. При аудиторской проверке НДС, оплаченного при покупке товаров, работ и услуг, проведен анализ расчетов НДС при покупке оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета. При анализе НДС по покупке оборотных средств проводится сверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов. Суммы налога, которые уплачены при покупке основных средств, в полном объеме отнимаются из сумм налога, которые подлежат взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств. При анализе уплаченного НДС, который покрывается из бюджета, аудиторы провели:
— выверение по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по НДС»;
— выверку данных о расчетах по налогу, которые предоставляются в налоговый орган;
— составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для сверки верности учета уплаченного НДС по полученным запасам, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам Данная процедура рассчитывает точное разделение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС. При проверке точности учета полученного НДС, который включается в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы проверили:
— остатки по Главной книге;
— составили сводную ведомость и проанализировали данные счета расчетов по НДС;
— данные по расчетам налога, переданные в налоговую инспекцию;
— разобрали верность использования ставок налога в зависимости от характера бизнеса;
— произвели пересчет задолженности по НДС за отчетный период;
— провели анализ точность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
— установили периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;
— провели выборочную проверку верности составления документации и расчетов по налогу путем сопоставления с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.
3. Выводы и предложения по результатам проверки
3.1 Аудиторское заключение Аудиторской фирмы участникам в ООО «Ромашка» по бюджетным и внебюджетным фондам за 9 месяцев 2012 г.
Аудитор Наименование: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ромашка»
Место нахождения: 241 902, Пензенская область, г. Пенза, ул. Пролетарская, д. 1А
Государственная регистрация: № 1 117 406 003 054 от 28.05.1996 года. 1. Мной проведен аудит финансовой отчетности ООО «Ромашка» за 9 месяцев 2012 года.
Ответственный за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, предоставления вовремя полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер ООО «Ромашка» Петрова О.В.
Обязанностью аудитора на основе проведенного аудита является высказывание мнения о том, насколько достоверна информация в предоставленных отчетностях отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета, согласно законодательству Российской Федерации. Аудит проводился в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ (действующая редакция) «Об аудиторской деятельности», федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (действующая редакция), иными нормативными актами, которые регулируют аудиторскую деятельность.
При проверке точности учета полученного НДС, который включается в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом осуществлялась следующая проверка:
— остатки по Главной книге;
— составили сводную ведомость и проанализировали данные счета расчетов по НДС1;
— данные по расчетам налога, которые передаются в налоговую инспекцию;
— разобрали верность использования ставок налога в зависимости от характера бизнеса;
— произвели пересчет задолженности по НДС за отчетный период;
— провели анализ точность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
— установили периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;
— провели выборочную проверку верности составления документации и расчетов по налогу путем сопоставления с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов. Проводилась проверка по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, единого социального налога выборочным методом по участкам учета.
Заключение
: В период проверки было определено, что налоговый учет в ООО «Ромашка» осуществляется с применением программы 1С: Бухгалтерия 7.7. Проведение аудиторской проверки по расчетам с бюджетом, налогу на имущество, по налогу на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога показало, что значительных искажений в ведении бухгалтерского учета не обнаружено, данные финансовой отчетности и налоговых деклараций можно признать достоверными.
При проведении аудита было обнаружено, что ООО «Ромашка» не использует положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02, что не противоречит функционирующему законодательству РФ. Для полноты и правильности раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой (бухгалтерской отчетности), рекомендовано осуществлять учет отложенных налоговых активов и налоговых обязательств.
3.2 Рекомендации по совершенствованию учетной политики организации
По результатам аудиторской проверки, установившей использование в ООО «Ромашка» автоматизированной схемы учета расчетов с внебюджетными фондами, можно сделать вывод о том, что, в общем, на предприятии правильно и рационально осуществлено распределение обязанностей по обеспечению нужными данными для расчета отчислений и осуществления необходимых бухгалтерских записей по начислениям и платежам.
Соответствующая система распределения обязанностей не требует принципиальных улучшений. Соответствующая схема автоматизации расчетной и учетной информации построена на использовании труда двух специалистов: главного бухгалтера и бухгалтера. Обмен информацией производится между специалистами с применением единой информационной базы данных 1С: Бухгалтерия. Используемая на предприятии схема работы является в известной мере простой и стабильной. В расчете отчислений в социальные фонды не используется значительное число переменных, что характерно для упрощенной системы налогообложения при расчете единого налога, соответственно, он достаточно простой. В целях совершенствования применяемой на предприятии схемы работы можно рекомендовать провести работу по ликвидации технических ошибок в базе данных программы и рационализации рабочего процесса в целом.
Практически каждое предприятие нуждается в устранении сальдовых ошибок за прошедшие отчетные периоды, поскольку практически нередко происходят ситуации, выявляющие неправильное отражение остатков на счетах бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами Рационализировать систему бухгалтерского учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Ромашка» возможно посредством перераспределения обязанностей между специалистами бухгалтерии: главным бухгалтером и бухгалтером.
На предприятии применяется достаточно несложный и надежный механизм формирования начислений в бюджет и во внебюджетные фонды. Так, например, все расчетные данные формируются бухгалтером и включают в себя начисления по заработной плате, информацию о начисленной заработной плате по каждому работнику и персональные данные в целях расчета взносов на страховую и накопительную части пенсии по возрасту. Соответственно, в целях оптимизации работы бухгалтерии уместна рекомендация по возложению функции по начислению и осуществлению отчислений во внебюджетные фонды на бухгалтера предприятия.
В целях автоматизации соответствующего процесса рекомендуется осуществить настройку типовых бухгалтерских проводок по начислению платежей во внебюджетные фонды, а также при помощи средств конфигурирования программы 1С выполнить настройки надлежащего расчета отчислений по каждому из работников.
Используемая на момент аудита на предприятии ООО «Ромашка» стандартная версия 1С: Бухгалтерия, не дает возможности проводить автоматический расчет отчислений с начисленной заработной платы, несмотря на потенциальное наличие таких возможностей.
Современная практика показала, что стандартная версия программы 1С не оправдала ожиданий и оказалась не совершенной в плане проведения автоматических расчетов по оплате труда. Соответственно, чтобы усовершенствовать автоматизированный учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, необходимо внедрить на предприятии специальное приложение «1С: Зарплата, кадры» или же прибегнуть к услугам специалистов по конфигурированию в 1С в целях настройки стандартной версии.
После решения данной проблемы рекомендуется возложить на бухгалтера предприятия функциональные обязанности по начислению взносов во внебюджетные фонды и, тем самым, осуществить оптимизацию деятельности главного бухгалтера по осуществлению возложенных на него задач. В процессе анализа используемой на предприятии системы автоматизированного учета расчетов с бюджетом по разнообразным налогам, можно сделать вывод о целесообразности совершенствования системы автоматизации бухгалтерского учета для постановки учета расчетов по платежам в бюджет.
В качестве возможного недостатка автоматизированного бухгалтерского учета можно назвать отсутствие автоматизации данных, необходимых для выполнения расчетов по налогам и ведения регистра налогового учета. Данная ситуация делает невозможным совершенствование ведения бухгалтерского учета, поскольку введение ручным способом в систему 1С бухгалтерских записей по начисления налогов и осуществлению платежей по налогам, хотя и не является трудным для главного бухгалтера, в то же время никак не отвечает в полной мере критериям автоматизированного бухгалтерского учета.
В процессе анализа информационных ресурсов ООО «Ромашка», можно прийти к таким выводам:
1) В общем, система автоматизации с использованием многопользовательской программы 1С: Бухгалтерия и средств программы Excel отличается достаточной эффективностью в обеспечении целей учета: предоставления своевременных данных для ведения бухгалтерского учета по всем направлениям хозяйствования и формирования отчетности и обеспечения решения управленческих задач.
2) Использование двух разных программ — 1С: Бухгалтерия и Excel, — не связанных автоматическим обменом данными, имеет положительный аспект, поскольку позволяет осуществлять контроль за вероятными ошибками при ведении отделами материальных отчетов. Работники подразделений предприятия, участвующие в выполнении учетных операций, все же не должны участвовать в пользовании бухгалтерской программой, так как такая возможность влечет необходимость повышения квалификации небухгалтерского персонала в сфере учета и может привести к постоянным производственным конфликтам интересов с работниками бухгалтерской службы. Если используется единая бухгалтерско-управленческая программа, или функционируют разные программы, которые автоматически обмениваются данными, то это влечет не только необходимость повышения квалификации персонала, но и использование услуг специалиста по программированию для контроля за процессом обмена данными, обслуживанием программ обмена и проч. Все это влечет усложнение и удорожание процесса учета.
3) В то же время, использование разных программ, которые обмениваются между собой данными совершенно целесообразно при рациональном разделении областей обмена информацией. Итак, переход к автоматически обменивающемуся информацией механизму работы программ 1С: Бухгалтерия и Excel нецелесообразен в силу следующих причин:
— по соображениям безопасности информации в 1С;
— в силу технических проблем в обеспечении обмена данными: доработка и настройка 1С, возможные конфликты с предоставлением обновления 1С, привлечение специалиста в области программирования и др.;
— увеличение временных затрат по учету простых операций на время обмена данными. Однако процесс учета возможно усовершенствовать путем автоматизации обмена данными между начальниками отделов, бухгалтером, главным бухгалтером и директором, вне связи с программой 1С: Бухгалтерия, для чего необходимо осуществление следующих мероприятий
Заключение
Цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под финансовой отчетностью в соответствии с федеральным законом № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» понимается: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложений к ним, пояснительная записка.
При проверке аудитор, прежде всего, должен обратить внимание на такие моменты:
— правильно ли определена налогооблагаемая база для начисления соответствующих взносов;
— своевременно ли перечислялся налог;
— как отражены в бухгалтерском учете данные по начислению единого социального налога и его перечислению в фонды;
— соответствие данных аналитического и синтетического учета по счету 69 записям в расчетах, главной книге и балансе.
В настоящее время регулирование аудиторской деятельностью осуществляется ФЗ № 119 от 7.08.2001 года «Об аудиторской деятельности» и ФЗ № 307 от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности».
Метод аудита — это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.
Используемые приемы можно определить в три группы:
— определение состояния объектов в натуральном виде;
— сопоставление;
— оценка.
Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом и внебюджетными фондами путем определения уровня существенности оборотов.
Основные экономические показатели деятельности, из которой видно, что объем реализации услуг с каждым годом стабильно увеличивается. Самое большое увеличение произошло в 2014 году по причине увеличения спроса на услуги фирмы в связи с финансовым улучшением. Чистая прибыль организации увеличилась в 2014 году по сравнению 2013 годом почти в 2 раза. В данной ситуации положительным является лишь тот факт, что за три года предприятие ни разу не сработало убыточно.
ООО «Ромашка» осуществляет свою деятельность на основании Устава общества, руководствуясь при этом нормативно — правовыми актами Российской Федерации, включая Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Положения по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ООО «Ромашка» осуществляется бухгалтерией, состоящей из двух специалистов: главного бухгалтера и бухгалтера. В приказе директора о приеме на работу главного бухгалтера перечислен перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Помимо этого, к обязанностям главного бухгалтера отнесена организация и контроль работы бухгалтерии общества в целом. Значит, главный бухгалтер отвечает за установление объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, используемых ставок, порядок начисления и оплаты налога в бюджет.
В ходе осуществления проверки правильности расчета налога на добавленную стоимость в ООО «Ромашка» были проанализированы следующие документы:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— Главная книга;
— учетная политика предприятия;
— регистры бухгалтерского и налогового учета в части счета 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»;
— налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость;
— книги покупок, книги продаж и иные документов, свидетельствующие о верности расчета НДС на предприятии.
В процессе анализа информационных ресурсов ООО «Ромашка», можно прийти к таким выводам:
1) Система автоматизации с использованием многопользовательской программы 1С: Бухгалтерия и средств программы Excel отличается достаточной эффективностью в обеспечении целей учета: предоставления своевременных данных для ведения бухгалтерского учета по всем направлениям хозяйствования и формирования отчетности и обеспечения решения управленческих задач.
2) Использование двух разных программ — 1С: Бухгалтерия и Excel, — не связанных автоматическим обменом данными, имеет положительный аспект, поскольку позволяет осуществлять контроль за вероятными ошибками при ведении отделами материальных отчетов. Работники подразделений предприятия, участвующие в выполнении учетных операций, все же не должны участвовать в пользовании бухгалтерской программой, так как такая возможность влечет необходимость повышения квалификации небухгалтерского персонала в сфере учета и может привести к постоянным производственным конфликтам интересов с работниками бухгалтерской службы. Если используется единая бухгалтерско-управленческая программа, или функционируют разные программы, которые автоматически обмениваются данными, то это влечет не только необходимость повышения квалификации персонала, но и использование услуг специалиста по программированию для контроля за процессом обмена данными, обслуживанием программ обмена и проч. Все это влечет усложнение и удорожание процесса учета.
3) В то же время, использование разных программ, которые обмениваются между собой данными совершенно целесообразно при рациональном разделении областей обмена информацией. Итак, переход к автоматически обменивающемуся информацией механизму работы программ 1С: Бухгалтерия и Excel нецелесообразен в силу следующих причин:
— по соображениям безопасности информации в 1С;
— в силу технических проблем в обеспечении обмена данными: доработка и настройка 1С, возможные конфликты с предоставлением обновления 1С, привлечение специалиста в области программирования и др.;
— увеличение временных затрат по учету простых операций на время обмена данными. Однако процесс учета возможно усовершенствовать путем автоматизации обмена данными между начальниками отделов, бухгалтером, главным бухгалтером и директором, вне связи с программой 1С: Бухгалтерия, для чего необходимо осуществление следующих мероприятий