Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие потребительского спроса в условиях постиндустриальной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическое значение работы состоит в творческом углублении фундаментального направления экономической науки — теории потребительского спроса — применительно к постиндустриальной экономике как новому фазису развития. Значимость исследования выражается в обосновании ключевых трендов развития потребительского спроса: софтизации и сервизации, глобализации потребительского спроса, появления новых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования потребительского спроса в условиях постиндустриализации
    • 1. 1. Потребительский спрос как объект исследования в различных экономических теориях
    • 1. 2. Постиндустриальная экономика как новый фазис формирования и развития потребительского спроса
  • Глава 2. Основные направления развития потребительского спроса в постиндустриальной экономике
    • 2. 1. Появление новых носителей потребительского спроса в постиндустриальной экономике
    • 2. 2. Софтизация и сервизация потребительского спроса
    • 2. 3. Глобальный потребительский спрос: содержание, специфика, проявления
    • 2. 4. Матрица потребительского спроса россиян

Развитие потребительского спроса в условиях постиндустриальной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Категория «потребительский спрос» относится к числу фундаментальных в экономической науке, отражающих многообразные и сложные экономические явления и процессы сферы потребления как одной из фаз воспроизводства. В условиях перехода к постиндустриальному обществу осуществляются многомерные качественные трансформации экономики на всех уровнях хозяйствования: возникают современные технологии, формирующие новую реальность и изменяющие привычный социально-экономический облик мира, становится масштабным консьюмеристский бум, распространяется «вирус» демонстративного потребительства, появляются такие не существовавшие ранее экономические объекты в виде нематериальных благ, как информация, ноу-хау, знаниевые активы, сетевые, цифровые блага, интернет-услуги и др., формируются новые группы потребителей. Эти процессы объективно вызывают изменение потребительского спроса. Потребительский спрос и факторы, определяющие его в условиях постиндустриальной экономики, становятся в количественном и качественном отношении все более сложными, разнообразными, появляются новые потребности субъектов, углубляется дифференциация потребительских предпочтений и способов их удовлетворения. Однако до сих пор эта область исследования в совокупности остается мало изученной современной экономической наукой, которая лишь фрагментарно рассматривает отдельные аспекты данной проблемы.

Кроме того, некоторые вопросы исследования потребительского спроса рассматриваются в более узких рамках прикладных дисциплин, таких как маркетинг, теория потребительского поведения. Отсутствие фундаментальных разработок в рамках теории потребительского спроса применительно к условиям постиндустриальной экономики затрудняет исследование динамики потребительского спроса и его трендов в долгосрочном периоде, тенденций потребительского поведения индивидов, домохозяйства как основного субъекта потребительских отношений, механизмов управления потребительским спросом в изменившейся среде. Современный анализ потребительского спроса в условиях постиндустриализации в качестве объекта экономической теории позволяет преодолеть ограниченность подходов, используемых в прикладных дисциплинах, и более полно в познавательном и практическом аспектах раскрыть основные тренды спроса на новой фазе развития экономики и общества в целом.

С указанных позиций необходимость исследования обозначенной проблемы представляется актуальной и востребованной теорией и практикой.

Степень изученности проблемы. Теория потребительского спроса имеет длительный генезис и своими корнями уходит к трудам А. Смита, Д. Рикардо, в которых раскрыты базовые категории «цена», «доходы („заработная плата“, „прибыль“)». Различные классификации потребностей, детерминирующих потребительский спрос, дали в своих известных работах К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, А. Маслоу, X. Муррей. Теория потребления и потребительского выбора, поведения субъектов на потребительском рынке разработана такими учеными, как Г. Беккер, И. Бентам, М. Вебер, Т. Веблен, Ф. Визер, Дж.К. Гэлбрейт, Дж. Дюзенберри, Дж. Катон, Дж.М. Кейнс, К. Ланкастер, X. Лейбенстайн, Т. Мальтус, К. Маркс, А. Маршалл, К. Менгер, Ф. Модильяни, А. Пигу, Д. Пилдич, Т. Скитовски, И. Фридмен, Д. Хикс, Ф. Эджуорт. Со второй половины XX в. теория потребительского спроса агрегировалась с теорией потребительского поведения и стала активно исследоваться представителями прикладных наук (в частности, маркетинга), делающих акцент на конкретные мотивации и предпочтения потребителей. Трансформация потребительского спроса в современных условиях рассматривается такими учеными, как Г. Бребах, У. Деминг, Д. Забин. ^.

Теория постиндустриального общества сформировалась в 80-е гг. XX в. в работах Д. Белла. Его труд «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) дал начало таким исследованиям. В дальнейшем они получили развитие в публикациях представителей данного направления экономической науки, среди них У. Бек, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, Ф. Махлуп, Т. Сакайя, Э. Тоффлер, Д. Ходжсон, Г. Шиллер.

Из российских экономистов, занимающихся проблемами постиндустриализации, выделим таких, как О. Антипина, М. Делягин, М. Долгов, С. Дятлов, В. Иноземцев, В. Макаров, И. Стрелец, Ю. Яковец и др. Особо следует отметить большой вклад лауреатов Нобелевской премии 2000 г. Дж. Хекмана и Д. Мак-Фаддена, изучавших поведение потребителей (индивидуумов и семейных хозяйств) в современной экономике, а также лауреатов Нобелевской премии 2010 г. П. Даймонда, Д. Мортенсена, К. Писсаридеса за исследования рынков с моделями ценового поиска.

В российской экономической науке различным аспектам потребительского спроса посвящены работы И. Алешиной, Г. Васильева, Д. Володиной, О. Гопкало, И. Ильина, В. Логунова, Г. Российской, В. Шуванова и других исследователей.

Однако теория постиндустриальной экономики и теория потребительского спроса развиваются как самостоятельные направления современной экономической науки. При этом достигнутый уровень разработки каждой из указанных теорий не исключает возможности исследования конкретных проблем во взаимосвязи данных направлений, а именно, как изменяется, в каких направлениях развивается потребительский спрос в условиях постиндустриальной экономики, что и послужило ключевым аргументом в выборе темы диссертационного исследования, в определении его цели и задач.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ исследования содержания и направлений развития потребительского спроса в постиндустриальной экономике. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— рассмотреть потребительский спрос как объект исследования в различных экономических теориях;

— раскрыть характеристики постиндустриальной экономики, которые обусловливают соответствующее развитие потребительского спроса;

— выявить основные направления развития потребительского спроса в постиндустриальной экономике;

— дать характеристику новым функциональным субъектам — просьюмерам, пропотребителям как носителям потребительского спроса в постиндустриальной экономике;

— изучить процессы сервизации и софтизации потребительского спроса;

— выявить содержание и особенности глобального потребительского спроса;

— определить меры, позволяющие оптимизировать удовлетворение потребительского спроса в постиндустриальной экономике.

Область исследования. Исследование проведено по специальности 08.00.01 «Экономическая теория» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) в рамках разд. 1 «Общая экономическая теория», п. 1.2 «Микроэкономическая теория: теория потребительского спроса» .

Объектом исследования выступает потребительский спрос субъектов в условиях постиндустриализации.

Предмет исследования составляют социально-экономические отношения субъектов, складывающиеся в процессе развития потребительского спроса в постиндустриальной экономике.

Теоретико-методологические основы исследования определили фундаментальные концепции, сложившиеся в рамках теории потребительского спроса и теории постиндустриальной экономики, изложенные в работах основателей данных теорий, известных отечественных и зарубежных ученых современности, а также в различных научных публикациях, в том числе в материалах научных конференций международного уровня. Обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений обеспечивалась использованием общенаучных методов познания: системного, диалектического, логического, исторического, структурно-функционального, сравнительного анализа, анализа и синтеза, научной абстракции, теоретического моделирования, экономико-статистического анализа.

Информационную базу диссертационного исследования составляют законодательные и нормативные акты Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, материалы экономических разработок отечественных и зарубежных специалистов в данной научной области — монографии, публикации в периодической печати, электронные ресурсы, статистическая информация, самостоятельные исследования автора.

В качестве рабочей гипотезы диссертационного исследования выдвинуто предположение о том, что основными трендами развития потребительского спроса в постиндустриальной экономике являются: сервизация потребительского спроса, формирование глобального потребительского спроса и появление новых функциональных субъектов (носителей потребительского спроса в постиндустриальной экономике)^ просьюмеров, пропотребителей.

Основные положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем.

1. Постиндустриальной экономике имманентны новые черты, оказывающие непосредственное воздействие на потребительский спрос: превращение невещественных ресурсов, информатизации в важный фактор экономического развития, доминирование сферы услугвозникновение качественно новых мотивов действий производителей и поведения потребителей, новых ценностных ориентиров при принятии решений. Это ведет к софтизации потребительского спроса: к увеличению роли и места в потреблении нематериальных благ, информатизации, которая изменяет форму предоставления товаров и услуг (электронная торговля, виртуализация услуг) — а также к сервизации потребительского спроса — к преобладанию услуг в производстве и потреблении, причем большая часть данных услуг нематериальна и связана с наукой, образованием, со знаниевыми активами, с информационным обеспечением, что требует высокого уровня образования на всех его ступенях, нового отношения субъектов к своему труду, повышения творческой, креативной составляющей деятельности, ее самостоятельности и саморегулированияк глобализации различных рынков и форм хозяйствования, к формированию глобального потребительского спроса, кастомизации и индивидуализации производства.

2. Потребительский спрос в условиях постиндустриальной экономики изменяется количественно (динамично возрастает как индивидуальный, так и рыночный спрос) и качественно (появляются новые объекты потребительского спроса, в частности цифровые блага, и новые субъекты потребительского спроса — пропотребители, просьюмеры, глобальные потребителиСтруктура спроса изменяется в сторону приоритета нематериальных благ, в потребительском спросе складываются устойчивые, структурированные, определенным образом соотносимые друг с другом, постоянно воспроизводимые предпочтения потребителей (иногда лишенные всякой рациональности), называемые матрицей потребительского спроса, формируется его новый уровень — глобальный потребительский спрос).

3. Потребитель XXI в. — эпохи постиндустриальной экономики — имеет сложные системы потребностей, ранжированные по определенным признакам (например, потребители-глобалисты и традиционные потребители), он многочислен и многолик, соответственно эти характеристики присущи и его потребительскому спросу, что обусловливает новые, более высокие требования для компаний сектора потребительских товаров. Компании удовлетворяют быстро меняющиеся в краткосрочном периоде все более искушенные запросы потребителей и поэтому должны ориентироваться на перманентный выпуск множества инновационных продуктов и услуг, активно использовать цифровые технологии, социальные сети для налаживания прямых взаимоотношений с потребителем, быстро осваивать потребительские рынки развивающихся стран, трансформировать национальный бизнес в транснациональный, способный адекватно удовлетворять глобальный потребительский спрос.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке ряда положений теоретико-методологического характера, раскрывающих новые черты постиндустриальной экономики, и в определении основных направлений развития потребительского спроса в условиях постиндустриализации.

К основным теоретико-методологическим, методическим и практическим результатам, полученным соискателем и определяющим научную новизну проведенного диссертационного исследования, можно отнести следующие:

— обоснована необходимость анализа потребительского спроса в рамках дальнейшего развития неоклассического анализа и альтернативного подхода (институциональный подход, теория спиральной динамики, нейроэкономический подход);

— доказано, что постиндустриальная экономика воздействует на потребительский спрос: расширяются витальные потребности индивидов, усложняется структура их совокупных потребностей, происходит полиморфное изменение потребительских предпочтений, появляются новые объекты потребительского спроса — сетевые и электронные (цифровые) блага;

— выявлены основные направления развития потребительского спроса в постиндустриальной экономике: его софтизация и сервизация, формирование глобального потребительского спроса и появление новых функциональных субъектов — просьюмеров, пропотребителей;

— дана характеристика новым функциональным субъектам — просьюмерам, протребителям и пропотребителям. Пропотребитель — это продвинутый во многих отношениях потребитель, знающий различные качественные характеристики имеющихся на потребительском рынке товаров и услуг. Но он не обязательно должен быть одновременно и непосредственным производителем потребляемых им благ. Протребитель — это экономический симбиоз производителя и потребителя в лице одного субъекта, дающий определенный синергетический эффект (задает вектор формирования потребительского спроса для других потребителей). Всех протребителей^в совокупности можно назвать просьюмерами;

— раскрыты процессы софтизации и сервизации потребительского спроса. Софтизация потребительского спроса как процесс увеличения значимости и места в потреблении нематериальных благ, и в первую очередь — деловых услуг и систем (реклама, консалтинг, инжиниринг, маркетинг), представляет более широкое понятие и включает в себя в качестве важнейшего компонента сервизацию и информатизацию спроса. Сервизация заключается в расширении и преобладании спроса на разнообразные услуги, в появлении спроса на новые услуги, в том числе сетевые и цифровые блага;

— установлено, что в условиях постиндустриальной экономики формируется глобальный потребительский спрос, который рассматривается в следующих аспектах: как агрегированный в масштабе глобальной экономики спрос на различные потребительские товары и услугикак потребительский спрос, персонифицированный особой группой — глобальными потребителямикак потребительский спрос, предъявляемый на глобальные бренды («Кока-Кола», продукция «Макдональдс» и т. д.). Глобальным потребителям присущи: возрастающий спрос на нематериальные блага, значительная часть которого удовлетворяется за счет глобальной сети Интернетустойчивый спрос на глобальные потребительские бренды — продукты питания, одежду, косметику, предметы длительного пользования (автомобили, мебель и т. д.) — увеличивающийся спрос на недвижимость в других странахвозможность непосредственного удовлетворения потребительского спроса в зарубежных странах и глобальных розничных сетях;

— расширена категориальная база исследования потребительского спроса за счет введения понятия «матрица потребительского спроса» — это сложившиеся устойчивые, структурированные (определенным образом соотносимые друг с другом), постоянно воспроизводимые предпочтения потребителей (иногда лишенные всякой рациональности). В качестве конституирующих элементов матрицы потребительского спроса автором выделены: предпочтение импортных товаров отечественной продукции;

• выбор благ, ассоциируемых с нормой «быть не хуже других» (эффект толпы);

• демонстративность в потреблении, которая может наслаиваться на эффект толпынакопление запасов потребительских благ при наличии их в продажепривязанность к брендам и квазибрендамнелинейность взаимоотношений потребителя и рекламыстремление расширить границы потребительских возможностей за счет привлечения дополнительных источников доходов — от кредитов до теневых доходов;

— определены меры, позволяющие оптимизировать удовлетворение потребительского спроса в постиндустриальной экономике: интенсивное развитие рынка сетевых благ, информационно-коммуникационных услуг, знаниевых и креативных услугсамообразование потребителя (индивидуальное и (или) в рамках сетевых потребительских сообществ), потребительское образование в специализированных структурахналаживание прямых взаимосвязей потребителей и производителей в отношении не только потребления имеющихся товаров и услуг, но и разработки новых благ.

Теоретическое значение работы состоит в творческом углублении фундаментального направления экономической науки — теории потребительского спроса — применительно к постиндустриальной экономике как новому фазису развития. Значимость исследования выражается в обосновании ключевых трендов развития потребительского спроса: софтизации и сервизации, глобализации потребительского спроса, появления новых потребителей — просьюмеров, пропотребителей. Полученные в ходе диссертационного исследования теоретические положения целесообразно использовать при разработке конкретных программ регулирования и развития потребительского спроса соответственно условиям постиндустриализации. Предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы на государственном уровне при разработке основных направлений экономической политики на потребительском рынкена микроэкономическом уровне хозяйствующих субъектов, фирм-производителей — при определении мер развития производства в условиях глобализации и сервизации потребительского спроса в направлении удовлетворения потребительского спроса новых групп потребителей — пропотребителей, просьюмеровна наноэкономическом уровне для конкретного потребителя — при выборе оптимальных для него способов удовлетворения своих потребностей, предпочтений, составляющих основу потребительского спроса.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит:

— в разработке мер государственного регулирования и в обосновании механизмов саморегуляции потребительского спроса на рынках различных видов в условиях постиндустриализации;

— разработке федеральных и региональных программ социально-экономической политики, в том числе роста благосостояния, на основе развития потребительского рынка;

— формировании институциональных, в том числе законодательных, основ защиты прав потребителей.

Положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов «Экономическая теория», «Теория потребительского поведения», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Теория постиндустриальной экономики», «Институты и организации» .

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на различных международных научно-практических конференциях в 2009;2011 гг. В их числе: 8-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2009) — III Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития мировой торговли в XXI веке» (Пермь,.

2009) — Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы модернизации российской экономики в условиях глобализации» (Саратов, 2010) — Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века» (Самара,.

2010) — Международная научно-практическая конференция «Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка» (Самара, 2011).

Рекомендации по стимулированию потребительского спроса на розничном рынке хозяйственных товаров и мебели применяются в практической деятельности компании «Стройторгсервис», г. Орск, Оренбургская обл. Результаты, полученные в ходе данного исследования, используются в учебном процессе при проведении занятий в рамках дисциплин «Экономика», «Макроэкономика», «Микроэкономика» со студентами Самарского государственного экономического университета.

Публикации. Основные положения и выводы исследования опубликованы в 12 научных работах общим объемом 8,9 печ. л., написанных диссертантом лично и в соавторстве, в том числе 4 публикации — в изданиях, определенных ВАК (авторский вклад — 8,4 печ. л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет обобщить следующие выводы и представить рекомендации.

В экономической науке до сих пор доминирует неоклассический анализ потребительского спроса и факторов, определяющих его величину и структуру. Вместе с тем достаточно результативно развиваются взаимодополняемые неоклассический анализ подходы и альтернативные ему подходы к анализу потребительского спроса. К числу последних следует отнести подход, основанный на ценовой толерантности потребителя, социологический, многопотребностный, парадокса выбора потребителя, институциональный, в том числе демонстративного поведения, ограниченной рациональности потребителя, нейроэкономический, теория поиска цены П. Даймонда и т. п.

Анализ современных источников по данному направлению диссертационного исследования в контексте постиндустриальной экономики как нового фазиса формирования и развития потребительского спроса позволяет обобщить присущие ей важнейшие черты.

В постиндустриальной экономике:

— появляются новые виды услуг, прежде всего, в гуманитарной области, главным образом в здравоохранении (телемедицина), образовании (дистанционное образование), социальном обслуживании, а также услуги профессионалов и технических специалистов (например, консалтинг, программирование, в том числе оффшорное, системное администрирование) — сюда же относится и сетевая торговля, индустрия туризма и развлечений, страхование и т. п.;

— происходит рост уровня образования, прежде всего, за счет дошкольного (это отражено в проекте закона РФ «Об образовании»), послешкольного образования, формирование и реализация системы непрерывного образования;

— формируется новое отношение к трудовой деятельности, основанное на приоритете творческой составляющей и человеческих отношениях, что приобретает особую значимость даже по сравнению с материальными стимулами.

В постиндустриальном обществе центральным пунктом становится характер новых отношений, проявляющихся во взаимодействии или общении, в диалоге личностей. Высокий уровень сферы услуг и значительный рост этого сектора свидетельствует, помимо прочего, о том, что потребности и интересы человека в постиндустриальном обществе выдвигаются на первый планов общей системе интересов профессиональных групп;

— возникает повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего, через переход к устойчивому развитию.

Постиндустриальному обществу свойственен экономический рост, в основе которого лежит использование не только природных ресурсов, но и нематериальных ресурсов — информации и знаний. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений;

Общество становится все более насыщенным знаниями и тягой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество.

В условиях постиндустриализации более жизнеспособными становятся малые предприятия, причем, не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы — знания и труд, а не земля и капитал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям среднего размера. Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях.

Постиндустриальная экономика предполагает создание открытых национальных хозяйств с включением их в единый процесс глобализации.

Все это имеет отношение к потребительскому спросу.

Постиндустриальная экономика как новый фазис развития общества непосредственно воздействует на потребительский спрос: способствует формированию качественно новых составляющих потребительского спроса за счет расширения витальных потребностей индивидов, усложнения структуры их совокупных потребностей, лежащих в основе потребительского спроса^ полиморфному изменению потребительских предпочтений, появлению новых объектов потребительского спроса — сетевых благ (телефонные и интернет-услуги, программное обеспечение, банковские, страховые операции, воздушные перевозки и т. д.) и электронных (цифровых) благ.

Эти новые процессы, свойственные постиндустриальной экономике, объективно воздействуют на потребительский спрос в разных направлениях. В ходе диссертационного исследования обосновано предположение (гипотеза) о том, что основными трендами развития потребительского спроса в условиях постиндустриализации являются: софтизация и сервизация потребительского спроса, формирование глобального потребительского спроса и появление новых функциональных субъектов (носителей потребительского спроса в постиндустриальной экономике) — просьюмеров, пропотребителей.

В диссертации дана характеристика новым функциональным субъектампросьюмерам, пропотребителям как носителям потребительского спроса в постиндустриальной экономике. Автор разделяет понятия пропотребител?" и протребитель и считает, что они при явном (весьма неудачном) семантическом и терминологическом сходстве имеют свое собственное содержание. Пропотребитель — это продвинутый во многих отношениях потребитель, знающий гипотетически и (или) практически различные качественные характеристики имеющихся на потребительском рынке товаров и услуг. Но он не обязательно должен быть одновременно и непосредственным производителем потребляемых им благ.

Протребитель — это экономический симбиоз производителя и потребителя в лице одного субъекта, дающий определенный синергетический эффект.

Последний заключается в четком представлении того, какие индивидуализированные потребности можно удовлетворить наиболее полно и за счет каких ресурсов, как осуществить выбор наиболее эффективной комбинации этих ресурсов. Протребитель задает вектор формирования потребительского спроса для других потребителей, ориентируя их на конкретные товары и услуги, к производству которых он имеет прямое отношение. Протребитель разрабатывает и моделирует, создает блага, которые выступают объектом потребительского спроса для последующих за ним как за «законодателем моды» других субъектов. Всех протребителей в совокупности можно назвать просьюмерами.

В диссертации раскрыты процессы софтизации и сервизации потребительского спроса как одного из направлений развития потребительского спроса в условиях постиндустриализации. Софтизация потребительского спроса — увеличение роли и места в потреблении нематериальных благ, информатизации, которая трансформирует форму предоставления товаров и услуг (электронная торговля, виртуализация услугу. Сервизация потребительского спроса заключается в расширении и преобладании спроса на разнообразные услуги, появлении спроса на новые услуги, в том числе сетевые и цифровые блага.

Выявлено, что в условиях постиндустриальной экономики формируется глобальный потребительский спроса на определенные товары, марки, бренды. Данная категория, по мнению автора, многоаспектна и ее можно рассматривать в нескольких вариантах.

Как агрегированный в масштабе глобальной экономики спрос на различные потребительские товары и услуги.

Как потребительский спрос, персонифицированный особой группойглобальными потребителями.

Как потребительский спрос, предъявляемый на глобальные бренды («Кока-Кола», продукция «Макдональдс» и т. д.).

Глобальным потребителям как носителям глобального потребительского спроса присущи возрастающий спрос на такие нематериальные блага, как информация и знания, значительная часть которого удовлетворяется за счет глобальной сети Интернетустойчивый спрос на глобальные потребительские бренды — продукты питания, одежду, косметику, предметы длительного пользования (авто, мебель и т. д.), возрастающий спрос на недвижимость в других странахвозможность непосредственного удовлетворения потребительского спроса в зарубежных странах и глобальных розничных сетях.

Автор считает, что возникновение новых типов потребителейпропотребителей, просьюмеров, глобальных потребителей выступает закономерностью постиндустриальной экономики.

Исследование потребительского спроса, факторов его определяющих, и, прежде всего, потребительского спроса россиян выявило ограниченность применяемого категориального аппарата и позволило ввести в научный оборот новую категорию — матрица потребительского спроса. Данная категория понимается как сложившиеся устойчивые, структурированные (определенным образом соотносимые друг с другом) постоянно воспроизводимые предпочтения потребителей (иногда лишенные всякой рациональности).

Под воздействием данной матрицы потребительский спрос институционализируется, элементы этой матрицы, сама матрица в целом постепенно, кумулятивно становятся нормой, установкой, на которые ориентируются различные потребители. В начальной стадии матрица формируется в рамах определенных потребительских групп, но впоследствии распространяется фактически на каждого из них в той или иной степени.

Анализ матрицы потребительского спроса россиян показал, что она может включать различные элементы. В качестве конституирующих элементов матрицы потребительского спроса автором выделены:

— приоритет импортных товаров по сравнению с отечественной продукцией;

— предпочтение благ, с которыми ассоциируется норма «быть не хуже других» — эффект толпы;

— демонстративность в потреблении, которая может наслаиваться с эффектом толпы;

— накапливание запасов потребительских благ даже при наличии их в продаже- ^.

— привязанность к брендам и квазибрендам;

— нелинейность взаимоотношений потребителя и рекламы;

— стремление расширить границы потребительских возможностей за счет привлечения дополнительных источников доходов — от кредитов до теневых доходов.

Знание матрицы потребительского спроса позволяет более полно выявлять алгоритмы его удовлетворения, более четко представить текущие и перспективные тренды его развития.

В диссертации определены меры, позволяющие оптимизировать удовлетворение потребительского спроса в постиндустриальной экономикеинтенсивное развитие рынка сетевых благ, информационно-коммуникационных, креативных услугсамообразование потребителя индивидуальное и/или в рамках сетевых потребительских сообществ, образование в специализированных структурахналаживание прямых взаимосвязей потребителей и производителей в отношении не только потребления имеющихся товаров и услуг, но и разработки новых благ.

Ш? ?? К.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) Электронный ресурс.: от 18 дек. 2006 г. № 2Э0-ФЗ: в ред. от 4 окт. 2010 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4. — Загл. с экрана.
  2. О защите прав потребителей Электронный ресурс.: закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300−1: в ред. от 18 июля 2011 г. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=l 15 639. -Загл. с экрана.
  3. Об информации, информатизации и защите информации Электронный ресурс.: федер. закон от 20 февр. 1995 г. № 24-ФЗ: в ред. от 10 янв. 2003 г. Режим доступа: http://base.consultant.ш/cons/cgi/online.cgi?req= doc-base=LAW-n=40 541. — Загл. с экрана.
  4. О свободе торговли Электронный ресурс.: указ Президента РФ от 29 янв. 1992 г. № 65: в ред. от 16 мая 1997 г. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=14 500. Загл. с экрана.
  5. Концепция движения Москвы в Информационное общество Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iis.ru/moscow/iJSrofosoc/ chapter04l.ru.html. — Загл. с экрана.
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. Загл. с экрана.
  7. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html. — Загл. с экрана.
  8. Концепция формирования информационного общества в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iis.ru/library/riss/ riss.ru.html. — Загл. с экрана.
  9. , Н.В. Поведение потребителей Текст. / Н. В. Алешина. М.: Фаир-Пресс, 1999. — 376 с.
  10. , Н.В. Проблемы эволюции потребительского спроса в переходной экономике региона (Бурятия) Текст. / Н. В. Антохонова // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 2. — С. 111 -117.
  11. , И.В. Статистическое моделирование сберегательного поведения: региональный аспект Текст. / И. В. Антохонова // Вопр. статистики. 2006. — № 11. — С. 83−85.
  12. , Г. Стратегия России в постиндустриальном мире и элитное образование Текст. / Г. Ашин // Власть. 2008. — № 1. — С. 3−11.
  13. , Н. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов Текст. / Н. Байков // Мировая экономика и междунар, отношения. 2003. — № 5. — С. 44−52.
  14. , О.Н. Управление организациями сферы услуг Текст. / О. Н. Бадаева, М. Д. Предводителева. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.- 155 с.
  15. , Е. Экономика брендов как глобальное явление Электронный ресурс. / Е. Балацкий. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/ article/143 219. — Загл. с экрана.
  16. , Е. Экономическая наука: новые вызовы Текст. / Е. Балацкий // Мировая экономика и междунар. отношения. 2006. — № 1. — С. 61−67. «««
  17. , C.B. Модель «экономики потребления» и финансовые механизмы ее реализации Текст. / C.B. Барулин, Е. В. Барулина // Финансы и кредит. 2005. — № 20. — С. 8−27.
  18. Беем-Баверк, Е. Основы теории ценности хозяйственных благ Текст.: пер. с нем. / Е. Беем-Баверк. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1903. — 217 с.
  19. Бек, Д. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями Текст. / Д. Бек, К. Кован. M.: BestBusinessBooks, 2010. -424 с.
  20. , Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории Текст. / Г. Беккер. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. -672 с.
  21. , Д. Грядущее постиндустриальное общество Текст. / Д. Белл. М.: Академия, 2004. — 578 с.
  22. , И.К. Пропорции потребительского рынка: статистический и маркетинговый анализ Текст. / И. К. Белявский, М. В. Маркова // Вопр. статистики. 2006. — № 11. — С. 3−13.
  23. , И.К. Региональный анализ потребительского рынка (опыт и методы статистического исследования) Текст. / И. К. Белявский // Вопр. статистики. 2005. — № 9. — С. 16−25.
  24. , М.И. Мировая экономика Текст. / М. И. Беляев. М.: Проспект, 2009. — 307 с.
  25. , А. Дэниел Канеман и Верной Смит: экономический анализ человеческого поведения Текст. / А. Белянин // Вопр. экономики. 2003. -№ 1.-С. 4−23. ^
  26. , Р. Поведение потребителей Текст. / Р. Блэкуэл, П. Миниард, Дж. Энджел. СПб.: Питер, 2007. — 944 с.
  27. , Н.В. Анализ новых тенденций в развитой рыночной торговле Текст. / Н. В. Бобров // Маркетинг. 2004. — № 2. — С. 83−87.
  28. , Н.В. Точечный (распределительный) формат розничной торговли прорыв XXI в. Текст. / Н. В. Бобров // Инновации. — 2003. — № 10. — С. 6264.
  29. , С.П. Основы новой теории спроса Текст. / С. П. Богачев. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001. — 160 с.
  30. , С.П. Построение теории спроса на основе систем потребностей Текст.: дис. д-ра экон. наук / С. П. Богачев. Кострома, 2007. — 257 с.
  31. , С.П. Соотношение категорий «ценность» и «спрос» Текст. / С. П. Богачев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6 «Экономика». 2003. — № 6. — С. 3−22.
  32. , С.П. Ценность основа систематизации потребностей Текст. / С. П. Богачев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6 «Экономика». — 2003. — № 1. -С. 3−23.
  33. , А. Модель воздействия рекламы на поведение потребителей Текст. / А. Богданов, И. Никитина // Маркетинг. 2005. — № 4. — С. 84−91.
  34. , Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция: Республика, 2006. — 269 с.
  35. , Ж. Система вещей Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1999. — 222 с.
  36. , В.Н. Сетевая экономика Текст.: учеб. пособие / В. Н. Бугорский. М.: Финансы и статистика, 2007. — 256 с.
  37. , И. Менеджмент ключевых клиентов Текст. / И. Бьерн // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 3. — С. 109−114.
  38. , Г. А. Поведение потребителей Текст. / Г. А. Васильев. М.: ВЗФЭИ, 2006. — 240 с.
  39. , Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества Текст. / Ю. А. Васильчук // Полис. — 1994. — № 5. — С. 6.
  40. , Т. Теория праздного класса Текст. / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. — 363 с. ^
  41. , Э.Д. «Люди знания» новая рабочая сила позднекапиталистических обществ и ее место в цивилизационных процессах Текст. / Э. Д. Вильховченко. — М.: ИМЭМО РАН, 2010.- 139 с.
  42. , Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики / Теория потребительского поведения и спроса Текст. / Дж. Винер. СПб.: Экон. шк., 2003. — 98 с.
  43. , Д. Модель потребителя будущего в теориях постиндустриального общества Текст. / Д. Володина // Общество и экономика. 2010. — № 9. — С. 120−131.
  44. , И. Мотивы экономического поведения Текст. / И. Галочкин // Вопр. экономики. 2004. — № 6. — С. 123−129.
  45. , Б. Типы потребителей: введение в психографику Текст. / Б. Гантер, А. Фернхам. СПб.: Питер, 2001. — 300 с.
  46. , Н.Р. Теоретико-методологические основы исследования инвестиционного потенциала финансовых ресурсов домашних хозяйств в методологии системы национальных счетов Текст. / Н. Р. Геронина // Финансы и кредит. 2005. — № 8. — С. 74−80. ^
  47. , Б. Трудовые стратегии «советских специалистов» в конце 1990-х годов: проблема ускоренности экономического поведения Текст. / Б. Гладарев // Вопр. экономики. 2004. — № 12. — С. 141−151.
  48. , Д. Деньги, закон спроса и закон Вальраса Текст. / Д. Гогохия // Мировая экономика и междунар. отношения. 2006. — № 1. — С. 68−75.
  49. , М.К. Богатство и бедность в представлении россиян Текст. / М. К. Горшков // Социс. 2004. — № 3. — С. 16−21.
  50. , А.Б. Мода и люди. Новые теории модного поведения Текст. / А. Б. Гофман. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
  51. , Г. М. Экономическая теория: проблемы новой экономики Текст. / Г. М. Гукасьян. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 191 с.
  52. , Т. Новости национального потребления Текст. / Т. Гурова, Д. Медовников, А. Новиков // Эксперт. 2000. — № 5. — С. 17−22.
  53. , Дж. Новое индустриальное общество Текст. / Дж. Гэлбрейт. -М.: ACT, 2004. 225 с. ^
  54. , А.И. Информационная теория экономики. Макромодель Текст. / А. И. Демин. 2-е изд., стереотип. — М.: КомКнига, 2007. — 352 с.
  55. , У.Э. Новая экономика Текст. / У. Э. Деминг. М.: Эксмо, 2006. -208 с.
  56. , В. Страна богатеет, население нищает Текст. / В. Добросоцкий // РФ сегодня. 2004. — № 19. — С. 14.
  57. , Ю. Организация производственного производства Текст. / Ю. Дрешер. М.: Фаир-Пресс, 2005. — 256 с.
  58. , А. Взгляд психолога на активность человека Текст. / А. Ершов. -М.: Луч, 2001.-604 с. ^
  59. , Д. Как мыслят потребители Текст. / Д. Залтман. М.: Прайм-Еврознак, 2006. — 384 с.
  60. , И.В. Постиндустриальная экономика что значит это понятие в современном мире? Текст. / И. В. Заходякин // Креативная экономика. -2008. -№ 1.-С. 97−100.
  61. , А.Г. Интерес Текст. / А. Г. Здравомыслов // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл, 1964. — С. 213−214.
  62. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  63. , А.Г. Проблема интереса в социологической теории Текст. / А. Г. Здравомыслов. Л.: ЛГУ, 1964. — 74 с.
  64. , A.B. Потребительские запасы сущность и подходы к анализу Текст. / A.B. Зырянов // Вопр. статистики. — 2004. — № 8. — С. 84−86.
  65. , В.Н. Неравенство и бедность населения: опыт и решение проблемы в России и за рубежом Текст. / В. Н. Иванов // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 3. — С. 132−148.
  66. , Ю. О показателях экономического благосостояния Текст. / Ю. Иванов // Вопр. экономики. 2003. — № 2. — С. 93−102.
  67. , Т.Н. Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров Орловской области Текст. / Т. Н. Иванова, В. И. Уварова // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 6. — С. 15−24.
  68. , О.И. Тенденции и факторы изменения конечного спроеа Текст. / О. И. Изряднова // ЭКО. 2006. — № 6. — С. 2−16.
  69. , В.И. Поведение потребителей Текст. / В. И. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
  70. , В.И. Социальное неравенство Текст. / В. И. Ильин. М.: Ин-т социологии, 2000. — 280 с.
  71. , B.JI. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире Текст. / B.JI. Иноземцев. М.: Academia-Наука, 1998. — 640 с.
  72. , B.JI. Модели постиндустриализма: сходство и различия Текст. / B.JI. Иноземцев // Общество и экономика. 2003. — № 4/5. — С. 5196.
  73. , B.JI. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности. Текст. / B.JI. Иноземцев // Рос. хим. журн. Т. XLIII. -1999.-№ 6.-С. 13−32.
  74. , B.JI. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) Текст.»»? B.JI. Иноземцев // Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. -№ 3.- С. 3−11.
  75. , B.JI. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции Текст. / B.JI. Иноземцев. М.: Academia: Наука, 1999. — 724 с.
  76. , B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Текст. / B.JI. Иноземцев. М.: Логос, 200Q.-~-304 с.
  77. , H.JI. Нерегистрируемый импорт потребительских товаров: оценка масштабов Текст. / H.JI. Капралова, JI.A. Карасева // Вопр. статистики. 2006. — № 3. — С. 78−83.
  78. , P.A. Потребительский кредит и перспективы его развития Текст. / P.A. Карпова // Проблемы теории и практики банковского дела: сб. науч. ст. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2000. — С. 137−141.
  79. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 608 с.
  80. , К. Новые правила для новой экономики Текст. / К. Келли // Знание сила. — 1998. — № 4. — С. 20−29.
  81. , П. Вступая в двадцать первый век Текст. / П. Кеннеди. М.: Весь Мир, 1997. — 480 с.
  82. , И.В. Особенности индивидуальных потребительских ожиданий корпоративных клиентов Текст. / И. В. Киреев // Маркетинг в России и1за рубежом. 2005. — № 6. — С. 32−41.
  83. , Д.А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах Текст. / Д. А. Ковалев // Проблемы совр. экономики. -2004.-№ 4(12).-С. 59−61.
  84. , A.A. Мотивация потребителей Текст. / A.A. Козырев. СПб.: Изд-во Михайлова A.A., 2003. — 384 с.
  85. , И.Н. Социально-экономические предпосылки эффективного внедрения информационных технологий на региональном уровне Текст. / И. Н. Корабейников, А. Н. Гирина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2009. — 196 с.
  86. , И.Н. Теоретическое обоснование некоторых особенностей постиндустриального развития экономики Текст. / И. Н. Корабейников, O.A. Корабейникова // Журн. экон. теории. 2009. — № 3. — С. 222−225.
  87. , Б.В. Информационная экономика Текст. / Б. В. Корнейчук. -СПб.: Питер, 2006. 400 с.
  88. , М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России Текст. / М. Д. Красильникова // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 2. — С. 124−134.
  89. , Ю.Д. Феноменология экономического поведения Текст. / Ю. Д. Красовский // Социс. 2004. — № 1. — С. 124−131.
  90. , Е. Кого ждет розничная торговля Текст. / Е. Крюкова // Служба кадров и персонал. 2006. — № 4. — С. 9−12.
  91. , В.А. Новая экономика и постиндустриальное общество: сопоставление понятий Текст. / В. А. Кузнецов // Вестн. Челябин. гос. унта. Экономика. Вып. 18. Челябинск, 2009. — № 2 (140). — С. 22−27.
  92. , Б.Н. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва Текст. / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — 2-е изд., доп. — М.: Экономика, 2005. — 624 с.
  93. , К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия Текст.: пер. с англ. / К. Лавлок. М.: Вильяме, 2005. — 1008 с.
  94. , И.А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития Текст. / И. А. Лазарев, Г. С. Хижа, К. И. Лазарев. М.: Дашковой К0, 2006. — 240 с.
  95. , М.Г. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики Текст.: монография / М. Г. Лапаева, И. Н. Корабейников, E.H. Макеева. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 268 с.
  96. , Д. Магазин с доставкой на дом Текст. / Д. Лапин // Эксперт. -2009. № 46 (683).
  97. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
  98. ЮО.Липский, Б. И. Идеал рациональности современная наука Текст. / Б. И. Липский // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. — СПб., 2000. — № 3. — С. 23−28.
  99. , В.Н. Потребительский выбор: теория, методология, моделирование Текст.: автореф. дис.. д-ра экон. наук / В. Н. Логунов. -Воронеж, 2000. 341 с.
  100. Ю2.Лутц, P.A. 7 законов «Крайслер» Текст. / P.A. Лутц. М.: Альпина паблишер, 2003. — 284 с.
  101. , С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке Текст. / С. Любимцева // Экономист. 2002. — № 5. — С. 33−50.
  102. , В. Контуры экономики знаний Текст. / В. Макаров // Экономист. 2003. — № 3. — С. 3−15.
  103. , В. Экономическое развитие России и проблемы микроэкономики знаний Текст. / В. Макаров, Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 2. — С. 8−22.
  104. , Т.Н. Поведение потребителей Текст. / Т. Н. Макарова, НЛ£ Лыгина. М.: Инфра-М, 2005. — 208 с.
  105. , K.P. Экономикс Текст. / K.P. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: Изд-во «Республика», 1993, т.1 — 399 с.
  106. , В.Д. Маркетинг услуг Текст. / В. Д. Маркова. М.: Дашков и К0, 2008. — 268 с.
  107. , В.И. Экономика человека Текст. / В. И. Марцинкевич, И. В. Соболева. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 364 с.
  108. ПО.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  109. , Ф. Производство и распределение знаний в США Текст.: пер. с англ. / Ф. Махлуп. М.: Прогресс, 1966. — 462 с.
  110. , В.А. Перед вызовами постиндустриализма: взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России Текст. / В. А. Медведев // Вопр. экономики. 2004. — № 4. — С. 156−157.
  111. ПЗ.Милинчук, Е. С. Институциональная структура рынка нематериальных услуг в постиндустриальной экономике Текст. / Е. С. Милинчук. Саратов: Науч. кн., 2006.-211 с.
  112. , Е. Ключевые маркетинговые факторы успеха в сфере розничной торговли Текст. / Е. Михайлова // Маркетинг. 2005. — № 5. -С. 117−125.
  113. , Д. Потребности и потребители в постсоциалистической экономике Текст. / Д. Михеев // Общество и экономика. 2004. — № 4. -С. 100−115.
  114. , Н.В. Потребительские инновации в рыночной экономике Текст. / Н. В. Моисеева // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 1. -С. 25−28.
  115. , Н.К. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг Текст. / Н. К. Моисеева, Г. Д. Костина. 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2010.- 176 с.
  116. , В. К вопросу о сущности и типологии международных общественных благ Текст. / В. Мортиков // Вопр. экономики. 2005. -№ 3.-С. 131−141.
  117. , Л. Их дверь, они в окно Текст. / Л. Москаленко // Эксперт. — 2009. — № 40. — С. 18−21.
  118. , Л. Маркетинг на цыпочках Текст. / Л. Москаленко // Эксперт. 2009. — № 39. — С. 28−30.
  119. , Э.Е. Новые формы потребительского кредита Текст. / Э. Е. Муслимова // Социально-экономическое развитие России: сб. науч. тр. -Саратов, 2001.-70 с. ^
  120. , Л. Инновации западного типа в российской торговле Текст. / Л. Мясникова // Риск: ресурсы, информация снабжения и конкуренция. -2004. № 4. — С. 63−66.
  121. , Г. Каналы сбыта в системе товародвижения Текст. / Л. Мясникова // Маркетинг. 2005. — № 5. — С. 72−73.
  122. , М.Ю. Розничный рынок России на пороге перемен Текст. / М. Ю. Натовников // Банк. дело. 2005. — № 8. — С. 13−17.
  123. Новая Россия в мире перемен Текст. / под ред. Г. П. Журавлевой. М.: РЭУ им В. Г. Плеханова, 2010.-491 с.
  124. Новая экономика Текст. / под ред. Е. Ф. Авдокушина. М.: Магистр, 2009. -543 с.
  125. , А.И. Статистические методы в российской социологии (19 742 004 гг.) Текст. / А. И. Орлов // Социология. 2005. — № 20. — С. 32−53. 131.0сипова, М. Новости компаний [Текст] / М. Осипова // Карьера. — 2005. -№ 71.-С.4 -11.
  126. , А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1985.-312 с.
  127. , И.В. Адаптационные основы экономического поведения тружеников Текст. / И. В. Поляков. Саратов: Изд-во СГУ, 2004. — 79 с.
  128. , И.В. Экономическое поведение человека Текст. / И. В. Поляков. -Саратов: Приволж. кн. изд., 1999. 168 с.
  129. , Н.В. Поведение как экономическая категория Текст. / Н. В. Полякова. СПб.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. — 235 с.
  130. Постиндустриальный мир и Россия Текст. М.: Едиториал УРСС, 2001. -614 с.
  131. , П. Новая эра маркетинга Текст. / П. Постма. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  132. , A.A. Развитие рынка потребительского кредитования в России, региональные аспекты Текст. / A.A. Пристула, К. А. Ситро, П. А. Чернявский // ЭКО. 2006. — № 11. — С. 124−127.
  133. Прогнозирование будущего: новая парадигма Текст. / под ред. Г. Г. Фетисова, В. М. Бондаренко. М.: Экономика, 2008. — 283 с.
  134. , В.В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей) Текст. / В. В. Радаев // Вопр. экономики.2003.-№ 7.-С. 57−77.
  135. , B.B. Социология потребления: основные подходы Текст. / ВЛЗ. Радаев // Социс. 2005. — № 1. — С. 5−18.
  136. , Н. Статистическое исследование спросовых условий в отраслях российской промышленности Текст. / Н. Райская // Вопр. экономики. -2005.-№ 9.с. 87−104.
  137. , H.H. Анализ основных факторов динамики платежеспособного спроса в отраслях промышленности Текст. / H.H. Райская, Я. В. Сергиенко // Вопр. статистики. 2004. — № 4. — С. 3−9.
  138. , H.H. Платежеспособный спрос и перспективы модернизации российской экономики Текст. / H.H. Райская // Вопр. статистики. 2004. -№ 8. — С. 3−7.
  139. , H.H. Платежеспособный спрос и структурные изменения в промышленности Текст. / H.H. Райская, Я. В. Сергиенко // Экономист. -2004.-№ 2.-С. 16−20.
  140. Иб.Рекхэм, Н. PR-Одакси. Новое мышление Текст. / Н. Рекхэм, Д. де Винсентис. М.: Претекст, 2007. — 336 с.
  141. , Е. Экономическое поведение потребителей в условиях транзитивной экономики России Текст.: автореф. дис.. канд. экон. наук / Е. Рибокене. Саратов, 2001. — 172 с.
  142. , А.Ф. Развитие региональных потребительских рынков в эпоху глобализации Текст. / А. Ф. Рогачев // Финансы и кредит. 2004. — № 23. -С. 64−67.
  143. , В.Н. Соц. оценка богатства и ее связь с концепцией соц. действия Текст. / В. Н. Розин // ОНС. 2004. — № 3. — С. 123−131.
  144. Российский статистический ежегодник, 2008 Текст. М.: Росстат, 2008. 847 с.
  145. Российский статистический ежегодник, 2009 Текст. М.: Росстат, 2009. 795 с.
  146. Россия на пути к новой экономике Текст.: К 100-летию Рос. экон. акад. им. В. Г. Плеханова — к 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова / подред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: РЭА им. В. Г. Плеханова, 2006.-717 с.
  147. , Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего Текст. / Т. Сакайя // Новая постиндустриальная волна на Западен антология. М.: Academia, 1999. — 287 с.
  148. , Г. Как измерять и контролировать коррупцию Текст. / Г. Сатаров // Вопр. экономики. 2007. — № 1. — С. 4−10.
  149. , Р.Г. Прогнозирование развития предпринимательства в сфере сервиса в российских условиях на основе прогнозирования спроса на услуги Текст. / Р. Г. Семеновская // Проблемы совр. экономики.2007. № 4 (24).
  150. , A.M. Поведение потребителей (полный курс MB А) Текст. / A.M. Сергеев, Е. А. Бойченко. М.: Эксмо, 2006. — 320 с.
  151. , М.Р. Поведение потребителей: искусство и наука побеждать на рынке Текст. / М. Р. Соломон. М.: ДиаСофтЮП, 2003. — 784 с.
  152. , A.B. Загадка кривой спроса Текст. / A.B. Сорокин // Вестн. Моск. ун-та. Серия «Экономика». 2004. — № 6. — С. 28−58.
  153. , Л.Д. Психология потребителя Текст. / Л. Д. Статт. СПб.: Питер, 2003. — 446 с. ^
  154. , Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях Текст. / Т. Е. Степанова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. -334 с.
  155. , Т.Е. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика) Текст. / Т. Е. Степанова, Н. В. Манохина. М.: Гардарики, 2008. — 234 с.
  156. , М.А. История теории потребления и спроса Текст. / М. А. Сторчева // Социс. 2004. — № 3.
  157. , Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики Текст. / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 343−355.
  158. , Д.О. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России Текст. / Д. О. Стребков // Вопр. экономики. 2004. — № 2. — С. 109−128.
  159. , Д.О. Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг Текст. / Д. О. Стребков // Социс. 2004. — № 2. — С. 51−59.
  160. , И.А. Новая экономика и информационные технологии Текст. / И. А. Стрелец. М.: Экзамен, 2003. — 256 с.
  161. , И.А. Сетевая экономика Текст.: учебник / И. А. Стрелец. М.: Эксмо, 2006. — 208 с.
  162. , В. Типы экономических действий Текст. / В. Тамбовцев // Обществ, науки и современность. 2011. — № 1. — С. 126−138.
  163. , Д. Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все Текст. / Д. Тапскотг, Э. Д. Уильяме. СПб.: BestBusinessBooks, 2009. — 392 с.
  164. , Э. Революционное богатство Текст. / Э. Тоффлер, X. ТоффлерГ1 М.: ACT, 2008. 569 с.
  165. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2004. — 781 с.
  166. , Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2002. — 557 с.
  167. Услуги в современной экономике Текст. / отв. ред. JI.C. Демидова, В .Б. Кондратьев. М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 342 с.
  168. , Н.Г. Поведение потребителей Текст. / Н. Г. Федько, В. П. Федько. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. 3 52 с.
  169. , С. Экономика Текст.: пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Юрид. центр «Пресс», 2004. — 483 с.
  170. , Г. И. Розничная торговля России: состояние и перспективы Текст. / Г. И. Ханин // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 6. — С. 84−102.
  171. , Г. И. Цена торговли Текст. / Г. И. Ханин // ЭКО. 2005. — № 6. -С. 19−44.
  172. , В.И. Показатели потребления алкоголя в России в сравнении с другими странами Текст. / В. И. Харченко, Е. А. Кошкина // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 1. — С. 147−157.
  173. , JI. Иностранный рнтейл в России Текст. / Л. Хасис // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 6. — С. 87−97.
  174. , А. Детерминанты толерантного отношения потребителя к цене Текст. / А. Херрманн, Ф. Хубер, М. Врике // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. — С. 96−102.
  175. , Дж. Пересмотр теории ценности Текст. / Дж. Хикс, Р.Г. Д. Аллен // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 1999. — Т. 1. — 294 с.
  176. , Дж.Р. Стоимость и капитал Текст. / Дж.Р. Хикс. М.: Прогресс, 1988.-488 с.
  177. , A.A. Управление каналами распределения в оптовой торговле Текст. / A.A. Хованов // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. -С. 52−60.
  178. , В.А. Инновационная экономика как форма постиндустриального развития Текст. / В. А. Цветков, Е. В. Моргунов, Н. В. Илларионов // Промышл. политика Рос. Федерации. 2008. — № 1. — С. 24−42.
  179. , В.В. Преемник: механизмы эволюции России Текст. / В. В. Цыганов, В. А. Бородин, Г. Б. Шишкин. М.: Акад. проект, 2007. — 396 с.
  180. , О. Интеграция предприятий как направление глобализации процессов в торговле Текст. / О. Чкалова // Маркетинг. 2002. — № 5. — С. 75−89.
  181. , О. Пути оптимизации размещения торговли в мегаполисах Текст. / О. Чкалова // Экономист. 2003. — № 6. — С. 19−32.
  182. , А.Е. Модели человека в экономической теории Текст. / А. Е. Шаститко. М.: Инфра-М, 2006. — 142 с. ^
  183. , Б. Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше» Текст. / Б. Шварц. М.: Добрая кн., 2005. — 288 с.
  184. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969.- 178 с.
  185. , Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество Текст. / Д. Шоул. М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 338 с.
  186. , Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора Текст. / Ю. А. Шрейдер. М.: Эдиториал-УРСС, 1999.-206 с.
  187. , Т. Экономическое поведение и институты Текст. / Т. Эггертссон. М.: Дело, 2001. — 408 с.
  188. Экономическая психология Текст. / под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000.-511 с.
  189. , Д. Поведение потребителей Текст. / Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард. СПб.: Питер Ком, 1999. — 768 с.
  190. , A.C. Как закрепить колеблющихся клиентов? Текст. / A.C. Явдаченко // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 6. — С. 133−137.
  191. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  192. , Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций Текст. / Ю. В. Яковец. 2-е изд. — М.: Экономика, 2003. — 411 с.
  193. , Ю.В. Глобальные экономические трансформации XXI века Текст. / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2011. — 381 с.
  194. , Ю.В. История цивилизаций Текст. / Ю. В. Яковец. М.: Владос, 1997.-350 с. ^
  195. , Ю.В. Экономические кризисы: теории, тенденции, перспективы Текст. / Ю. В. Яковец. М.: МФК, 2003. — 58 с.
  196. Ban, N. Pension Reform: A Short Guide Text. / N. Ban, P. Diamond. Oxford: Oxford Univ. Press, 2009.
  197. Ban, N. Reforming Pensions: Principles and Policy Choices Text. / N. Ban, P. Diamond. Oxford: Oxford Univ. Press, 2008.
  198. Camerer, C. Neuroeconomics: How Neuroscience Can Inform Economics Electronic resource. / C. Camerer, G. Loewenstein, D. Prelec. 2004. — Access mode: http://sds.hss.cmu.edu/faculty/Loewenstein/neurojelfinal.pdf.
  199. Diamond, P. Stationary Utility and Time Perspective Text. / P. Diamond, T.C. Koopmans, R.E. Williamson // Econometrica. 1964. — № 32 (½). — P. 82−100.
  200. Digital Planet 2009, Executive Summary Electronic resource. Access mode: http://www.centerforsocialmedia.org/future-public-media/documents/whte-papers/public-media-20-dynamic-engaged-publics.
  201. Grant, R.M. Toward a knowledge-based theory of the firm Text. / R.M. Grant // Strategic Management J. 1996. — № 17.
  202. Kahneman, D. Prospect theory: An analysis of decision under risk Text. / D. Kahneman, A. Tversky // Econometrica. 1979.
  203. Kelly, K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World Text. / K. Kelly. N.Y., 1998.
  204. Mortensen, D.T. Search, Matching, Wage Dispersion and Unemployment Text. / D.T. Mortensen, C.A. Pissarides. Oxford: Oxford Univ. press, 2010.
  205. Organizational Knowledge Creation Theory: A First Comprehensive Test Text. /1. Nonaka [et al.] // International Business Review. 1994. — № ¾.
  206. Peccei, A. The Human Quality Text. / M. Polanyi. Oxford — N.Y.: Pergamon Press, 1977.
  207. Polanyi, M. The tacit dimension Text. / M. Polanyi. N.Y.: Doubleday&Co., Garden City, 1966.
  208. Porat, M.U. The information economy Text. / M.U. Porat. Palo Alto: Stanford Center for Interdiscipl., 1976.
  209. Shiller, H. Information Inequality: The Deopening Social crisis in America Text. / H. Shiller. N.Y.: Rontledge, 1996.
  210. Simon, H. Bounded rationality and organizational learning Text. / H. Simon // Organization Science. 1991. — № 2.
  211. Singelmann, J. From Agricultural to Service: The transformation of Industrial Employment Text. / J. Singelmann. Beverly Hills, 1978.
  212. Wolfl, A. The Service Economy in OECD Countries Text. / A. Wolfl. Paris, 2005.
Заполнить форму текущей работой