Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Глобальные аспекты экономических связей переходной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня, общепринятой аксиомой является положение о том, что экономическое сотрудничество с другими странами' выступает в качестве дополнительной' производительной, силы и носит синергический характер. Однако в Центральноазиатском: регионе после распада Советского Союза центростремительные силы превратились в центробежные и способствовали • развитию изоляционистской политики среди руководящей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы интеграции национального хозяйства в экономических связях региона
    • 1. 1. Содержание региональных хозяйственных связей и их роль в малой открытой экономике
    • 1. 2. Региональные торговые связи Республики Таджикистан: необходимость развития и структура их
    • 1. 3. Приоритеты развития региональных экономических связей Таджикистана
  • Глава 2. Общая оценка экономических связей стран Центральной Азии
    • 2. 1. Состояние и уровень экономических связей в регионе
    • 2. 2. Модели экономического роста в регионе: сущность и основные черты
    • 2. 3. Региональные факторы, сдерживающие экономические связи
  • Глава 3. Глобальный характер внешних экономических связей национальной экономики (на примере связей с Евросоюзом)
    • 3. 1. Анализ состояния экономических связей малой открытой экономики с Евросоюзом (ЕС)
    • 3. 2. Основные направления сотрудничества Таджикистана с Евросоюзом
    • 3. 3. Техническое содействие Евросоюза национальной экономике

Глобальные аспекты экономических связей переходной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Распад Советского Союза и разрыв хозяйственных связей с регионами бывшего союзного государства привели к глубокому экономическому кризису постсоветских государств. Этот кризис глубже всего проявил себя в Таджикистане, который пережил также братоубийственную гражданскую войну. Стало ясно, что восстановление экономики, повышение уровня жизни населения не представляется возможным без налаживания: эффективно действующего механизма экономического сотрудничества с внешним миром, и, в особенности, со странами, близко расположенными к Таджикистану в географическом отношении:

Сегодня, общепринятой аксиомой является положение о том, что экономическое сотрудничество с другими странами' выступает в качестве дополнительной' производительной, силы и носит синергический характер. Однако в Центральноазиатском: регионе после распада Советского Союза центростремительные силы превратились в центробежные и способствовали • развитию изоляционистской политики среди руководящей элиты отдельных стран. Широко развернулись дезинтеграционные процессы. Почти все, страны: Центральной Азии стали торговать сдальними странами интенсивнее по сравнению со своими соседями. Время от времени Центральную Азию потрясают конфликты, носящие политическое, экономическое и социальное значение. Они происходят по поводу границ, использованияводно-энергетических ресурсов, путей сообщения, передвижения транспортных средств, грузов, пассажиров-транзитом черезтерритории соседних стран и т. д.

Одним словом, в постсоветское время появился целый рядсерьезных обстоятельств, которые требуют исследования роли, и значения регионального экономического сотрудничества для каждой отдельной страны. К таким обстоятельствам относятся появление независимых государств, имеющих различные концепции развития, растущаяглобализация полноправными членами.

Информационную базу исследования составили нормативные документы, законодательные акты и решения Правительства и Парламента Республики Таджикистан по проблемам экономического сотрудничества со странами ЕВРАЗЭС и, в особенности, со странами Центральной Азии, нормативно-правовая база развития интеграционного сотрудничества государств в названном регионе, договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Узбекистаном, Кыргызстаном, Казахстаном, межгосударственные соглашения между странами региона по водно-энергетическим, торгово-экономическим, дорожно-транспортным, миграционным и другим вопросам. При работе над диссертацией привлекались статистические материалы органов по статистике Республики Таджикистан, других стран Центральной Азии, а также КНР, Афганистана, Ирана, Турции, Евросоюза и т. д.

В процессе работы над диссертацией были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистических группировок, индексного, факторного и эконометрического анализов, методы корреляции и экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в решении ряда теоретических и практических задач по налаживанию экономического сотрудничества между странами Центральной Азии и предотвращению дезинтеграционных процессов в регионе Центральной Азии-и сводится к следующему:

— выявлены основные причины дезинтеграционных процессов в Центральной Азии, среди которых важное место занимают различия в осуществлении экономических реформ и приоритетов экономической политики, деятельность ряда влиятельных международных организаций, реализующих поручения важнейших геополитических сил современности по отношению к странам этого региона;

— обоснованы серьезные проблемы и важнейшие приоритеты относительно участия Таджикистана в региональных экономических связях. Выделены проблемы объективного порядка, связанные с географическим положением, демографической ситуацией и уровнем развития человеческого капитала, которые препятствуют повышению эффективности регионального сотрудничества. Выявлены проблемы, которые являются результатом ошибок и просчетов, допущенных политическими элитами стран региона;

— показано место Таджикистана в региональных экономических связях. Предложены меры по трансформации экономики с преимущественно сырьевой структурой на экономику с высоким уровнем добавленной стоимости и опирающейся на кластеризацию экономики с постепенным созданием кластеров^ носящих трансграничный характер. Показано, значение обеспечения свободной торговли на всей территории Центральной* Азшъ для развития национального предпринимательства в Таджикистане;

— технически обоснована-важная" идея отом, что эффективность участия таких экономически, слаборазвитых стран как Таджикистан в* процессах экономической глобализации зависит от степени подюноченности экономики в региональном сотрудничестве. Адаптация к конкурентным, отношениям внутри региональных экономических блоков для отдельных стран региона создает благоприятное поле для эффективной' конкуренции с другими странами;

— показано значение экономической и технической помощи экономических блоков развитых стран для налаживания экономического сотрудничества между странами Центральной Азии. Выявлены основные приоритеты технической помощи Евросоюза, способствующие повышению эффективности процессов регионального и глобального сотрудничества, рационального соединения процессов регионализации и глобализации. Предложены идеи о минимализации противоречий и максимализации проявления гармоничности во внутренних связях между этими процессами.

Теоретическая и практическая значимость работы. Целый ряд научных разработок и теоретических обобщений диссертанта обогащают содержание курса экономической теории и направлены на кардинальное решение проблем и устранение препятствий на путях регионального экономического сотрудничества.

Важнейшие результаты исследования могут быть применены для практического использования руководящими органами ЕВРАЗЭС, органами государственного управления в Таджикистане для разработки программ и политики участия страны в региональных интеграционных процессах, более полного использования преимуществ регионального сотрудничества для успешного решения сложных проблем социально-экономического развития страны, разработки мероприятий по предотвращению процессов дезинтеграции и устранения конфликтных ситуаций в отношениях с другими странами Центральной Азии. Ряд выводов могут оказаться полезными, для повышения эффективности использования иностранных инвестиций, средств внешнего долга, донорской и технической помощи Евросоюза Таджикистану.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании курсов-«Экономическая теория», «Международная экономика», «Макроэкономика», спецкурса «Вопросы регионального и глобального экономического развития».

Апробация работы. Результаты исследования представлялись, и получили позитивную оценку на международных, республиканских и областных научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах и симпозиумах в Республике Таджикистан, Российской Федерации и Республики Кыргызстан.

Практические выводы и рекомендации, выработанные диссертантом, использованы Министерством экономического развитияи торговли, Министерством финансов, Национальным Банком Республики Таджикистан при разработке Программ участия в региональном экономическом сотрудничестве. Хукумат Согдийской области использовал ряд положений диссертационной работы для обоснования мероприятий по укреплению экспортного потенциала области, улучшения условий для транзита грузов, пассажиров, транспортных средств, природного газа, электроэнергии, принадлежащих другим странам региона, через территорию области.

Структура работы отражает цель и задачи исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы составляет 137 страниц машинописного текста.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. После распада Советского Союза и разрыва плановых хозяйственных связей экономика Центральной Азии пережила дезинтеграцию. В первые 20 лет после получения государственной независимости страны региона оказались не в состоянии постичь преимущества и синергический эффект регионального экономического сотрудничества. Активно осуществлялись меры по снижению экономической зависимости от соседних стран. В результате, взаимная торговля товарами и услугами росла намного медленнее, чем темпы роста торговых отношений со странами дальнего зарубежья.- Такая ситуация приводит к росту транспортных затрат в общей стоимости реализации товаров;

2. До настоящего времени центральноазиатские страны развиваются на базе восстановительной модели экономического роста. У одних стран-происходит переход к инвестиционной модели развития, другие настраиваются для перехода к новой модели развития. Однако смена-модели экономического роста в разных странах идет разными скоростями и с различными результатами. В* Таджикистане восстановительная модель роста не сможет стать базой для выхода из кризисного состояния.- Резервы восстановительного или безынвестиционного типа экономического роста исчерпаны, однако страна сталкивается с неимоверными трудностями по привлечению прямых иностранных инвестиций. Это чревато увеличением дистанции в уровнях экономического и социального развития' между Таджикистаном и другими центральноазиатскими странами.

3. Региональное экономическое сотрудничество сталкивается с серьезными проблемами и препятствиями. Торговля между странами Центральной Азии отмечается широким присутствием тарифных и нетарифных барьеров. Эта торговля стала объектом политических спекуляций и теневого сектора экономики. Некоторые страны используют торговлю в качестве средства политического давления на своих соседей. В последнее время водно-энергетические проблемы стали объектом противостояния между странами, расположенными на верховьях и низовьях Сырдарьи и Амударьи. Узбекистан начал массированную идеологическую компанию против строительства ГЭС в Таджикистане.

4. Границы между странами Центральной Азии оказались закрытыми. В советское время они носили условное значение. После получения, независимости они стали закрываться. При переходе границы создаются противостояния в виде дополнительных проверок. Грузы и транспортные средства иногда неделями задерживаются на границе под различными, ничем необоснованными, с точки зрения международного права, предлогами. Грузовые автомашины Таджикистана вообще не пропускаются на территории Узбекистана. По причине необоснованных проверок и залоговых требований некоторые отрасли и крупные предприятия Таджикистана прекратили своё существование. Мафиозные группы предпринимают усилия" для крупномасштабного' развития контрабанды товарами и услугами.

5. Явления, связанные с дезинтеграцией регионального экономического сотрудничества и нарастания межгосударственных противоречий, в Центральной Азии, умело используются КНР для развертываниясвоей внешнеэкономической* экспансии в этом регионе. Массовые поступления товаров потребительского назначения привели к параличу легкой и пищевой промышленности Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана: — Во внутреннем рынке Таджикистана китайские товары успешно конкурируют с товарами из стран Центральной Азии. Китайские компании очень быстро" приспосабливаются к рыночной конъюнктуре в странах региона, оперативно выявляют перспективные и новые потребности" и к нужному сроку поставляют свои товары для удовлетворения непокрытых товарами и услугами потребностей населения и экономики. Китайские власти в отличие от властей соседних Таджикистану стран создают беспрепятственные условия для торгового предпринимательства ЦА региона.

6. Быстрые темпы роста денежных переводов внешних трудовых мигрантов выступают в качестве растущего фактора усиления регионального экономического сотрудничества. В условиях Таджикистана они выступают в качестве главного источника финансирования импорта. Это в полной мере относится и к импорту из стран Центральной Азии. Эти же переводы могли бы служить и в качестве растущего источника финансирования программы развития экспортоориентирующих отраслей в стране, если бы в стране были созданы благоприятные условия для развития предпринимательства.

7. Улучшение условий торговли, устранение тарифных и нетарифных барьеров выступают в качестве основных условий расширения масштабов регионального сотрудничества. В этом плане большое значение имеет снижение административных барьеров на КПП вдоль таджикско-узбекской границы, борьбы против коррупции в транзитном передвижении транспортных средств, грузов-и пассажиров. Особенно важно ликвидировать широко распространенную практику неформальных сборов напути, засилье ГИБДД и других ветвей силовых структур над транзитными транспортными средствами и пассажирами. Присоединение к договору ТИР позволит Таджикистану принимать, меры для улучшения технического обслуживания транспортных средств в регионе, снижению транспортных затрат.

8. Расширение регионального сотрудничества способствует диверсификации производства в каждой отдельной стране, приводит к повышению удельного веса отраслей и производств с высоким уровнем добавочной стоимости. Устранение препятствий на путях регионального сотрудничества позволит приступить к созданию производственных цепочек в масштабе региона, которые со временем трансформируются в глобальные производственные сети. Последние с неизбежностью приводят к повышению уровня инновационного развития стран региона, повышению уровня и улучшению профессионально-квалификационной структуры населения, укреплению конкурентоспособности национальных экономик, быстрому увеличению уровня доходов и потребления населения, снижению уровня бедности.

9. Исследования показали, что для стран, являющимися «закрытыми для континента», более высокие темпы роста как с соседями в самом регионе, так и с другими соседними странами выступают фактором не только повышения ценовой конкурентоспособности, но и играет компенсирующую роль в плане расширения, возможностей сокращения транспортных издержек, которые в силу географического положения носят завышенный характер. Эти возможности в случае их реализации проявляют себя-в двух измерениях: во-первых, в повышении удельного веса отдельных стран региона (ЦАР) вовнешней торговле с партнерами из самого региона (ЦАР) во-вторых, в повышении удельного веса соседних стран — КНР, Афганистана, Ирана, Пакистана, Индий во внешней торговле стран региона.

10. Нынешняя географическая структура внешней торговли центрально-азиатских стран и, в особенности, Таджикистана, представляет угрозу для их национальной безопасности. Эти страны, не имеющие прямого доступа к морям, могут остаться на периферии мирового развития, и превращению в сырьевой придаток развитых стран. Отсюда и необходимость в перестройке внешних экономических связей стран региона в трех направлениях:

• а) внутри самого региона- «•: б) в сторону КНР. Ориентация экспорта ЦАР и, в том* числе, Таджикистана представляется более выгодной по сравнению с европейскими странами по причинам меньших расстояний, нахождения ЦАР' и КНР в составе ШОС и активного — участия КНР в созданиидорожно-транспортной инфраструктуры, соединяющей ЦАР и КНР. ¦ •.

Ориентация же в направлении Южной Азии связана, с завершением строительства трансафганского автомобильного коридора и намечаемого строительства трансафганской железной дороги, соединяющей крупные порты Персидского залива с Таджикистаном и другими странами Центральной Азии.

11. Приоритетными направлениями регионального сотрудничества, в наибольшей степени отвечающий интересам Республики Таджикистан, являются:

— создание действенной транспортно-транзитной системы;

— упрощение процедур торговли и решительное устранение тарифных и: нетарифных барьеров;

— эффективное распределение — и использование водно-энергетических ресурсов с учетом общепринятых в международной практике правил и процедур;

— восстановление единой Центрально-азиатской энергетической системы;

— обеспечение свободного передвижения населения и создания регионального рынка труда;

— созданиерегионального финансового рынкаи свободный доступ-банков и небанковских финансовых, институтовш финансовый.рынок.страны;

— создание благоприятствующих условий для инвесторов из центрально-азиатских стран, обеспечение свободного, передвижения капиталовориентация региональных связей: на расширение масштабов диверсификации производстваобразование общего таможенного союза с потенциалом быстрого перерастания в единое. экономическое пространство.

12. В отношениях с развитыми странами мира необходимо реализовать такие направления сотрудничества, которые способствовали бы ускорению темпов экономического сотрудничества1 между самими странами ЦАР: В этом ракурсе наиболее значимым направлением сотрудничества^ является техническая помощь. Среди развитых стран мира наибольший опыт оказания технической помощи Таджикистану, как и другимстранам Центральной Азии, имеется у стран Евросоюза. Основными направлениями технической помощи Евросоюза могут быть следующие: оказание помощи в достижении самофинансирования внутренних территориально-административных единиц национальных государств на базе объективной оценки экономического потенциала;

— содействие в налаживании эффективно-действующих систем регионального и международного маркетинга;

— оказание помощи в инновационном обновлении и повышении эффективности* функционирования региональной транспортной инфраструктуры;

— содействие в решении сложных транспортных проблем, соблюдение в каждой стране Центральной Азии требований, вытекающих из конвенции ТИРоказание помощи в постепенном преодолении тарифных и нетарифных барьеров на взаимной основе путем подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашенийсодействие в устранении, искусственно возведенных препятствий на путях транзита товаров, пассажиров и транспортных средств через территории соседних страноказание содействия в кластеризации экономики, создание промышленных кустов по переработке сырья вплоть до доведения продукта до стадии готовности (особенно кластеры вокруг алюминиевых, хлопкоочистительных и шелкопрядильных-производств) — содействие в формировании^ национальной политики импорто-замещения и экспортоориентации с учетом национальных интересов страны;

— помощь в ориентации финансовых услуг и открытия финансового рынка для банковских и небанковских финансовых организаций стран ЦА;

— содействие в ориентации финансовых услуг на диверсификации производства и экспорта с учетом приоритетного сотрудничества с соседними странами;

— помощь в регулировании кризисных и острых конфликтных ситуаций между Таджикистаном и соседними странами;

— содействие в восстановлении горных экосистем, особенно в борьбе против опустынивания гор и ускорения таяния ледников и снежников по всему бассейну Аральского моряпомощь в унификации законов и гармонизации нормативно-правовых актов, которые касаются регионального экономического сотрудничества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Я. Интеграционные отношения в транзитной экономике: теория, методология, практика. Алматы, «Экономика», 2002
  2. Э.А. Глобализация как процесс // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2001, Вып. 5
  3. Бек У. Что такое глобализация? М., «Седельнико'», 2001
  4. Ю.А. Экономическая интеграция и социальное развитие в условиях капитализма: буржуазные теории и опыт Европейского общества. М., «Наука», 1984
  5. Внешнеэкономическая деятельность: анализ торговли и инвестиций в Республике Таджикистан. Душанбе, 2006
  6. Всемирная торговая организация: документы и комментарии. Т.1. М., 2001
  7. Всемирный Банк. Глобальные экономические перспективы. 2004. -Вашингтон, 2003
  8. Вступление в ВТО и устойчивое развитие: страны постсоветского пространства оценивают перспективы. М. НИА — Природа, 2003
  9. Доклад «Развитие экономического сотрудничества в рамках ЕВРАЗЭС». http://w.midural.ru/ForurnЮocs/2007/XII.doc
  10. П.П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная война на Западе: Антология. М., 1999
  11. И.М. Перспективы формирования единого рынка-труда. Социальная сфера: проблемы формирования и интеграция. Алматы, 2000
  12. И.И. Всемирная торговая организация. М., «Экономика», 2003
  13. Европейская интеграция. Большая Гуманистическая Европа и культура. М., 1998
  14. Р.Б. К формированию в ЕВРАЗЭС общего социального пространства // Проблемы современной экономики. 2003, «2(6)
  15. Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность. М., „Наука“, 1990
  16. Интеграция Казахстана в мировую экономику: проблемы и перспективы. Алматы, 1999
  17. М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. Становление социальной политики Европейского Союза. М., 1999'
  18. А. Экспортный потенциал отечественной промышленности// Экономика России: XXI век. 2004
  19. Н.К., Умаров Х. У. Глобализация и- внешнеэкономические связи Таджикистана. Душанбе, „Ирфон“, 2006
  20. Манту сов В. Б. Интеграционные образования в рамках Содружества независимых государств. // Внешнеэкономический бюллетень. 2001, № 12
  21. А.Н., Газизуллин Н. Ф., Черкасов H.A. ЕВРАЗЭС в глобализирующейся экономике (проблемы и перспективы) // Проблемы современной экономики. 2004, № 3 (11)
  22. Материалы заседания Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества и шестого заседания Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического Сообщества. СПб, 2005
  23. Д.А. СНГ: Межгосударственное регулирование экономической интеграции. М., Изд. РАГС, 2003
  24. Международная конференция по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек // Сборник тезисов. Душанбе, 2004
  25. Межрегионалыюе и приграничное сотрудничество в рамках ЕВРАЗЭС: реализация принятых решений. СПб, 2005
  26. P.M. Развитие экономической интеграции в современных условиях (на примере Республики Таджикистан). Автореферат дисс. на соискание канд.экон.наук. Душанбе, 2002
  27. JI. Экономическая интеграция в Центральной Азии:30.проблемы и перспективы, http: www.cvi.kz/old/text/EcoaznomyAntegrac3 l.CA.html
  28. X.M. Проблемы распределения водных ресурсов в Центральной Азии и их использование // Экономика Таджикистана: стратегия развития- 2005, № 4
  29. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Минск, 2002
  30. Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе, УИ МИД Республики Таджикистан— 2003
  31. Г. Н. Некоторые вопросы международного сотрудничества стран Центральной Азии в совместном использовании водно-энергетических ресурсов // Вода и устойчивое развитие Центральной Азии. Бишкек, 2001
  32. С.Д. ЕВРАЗЭС и Всемирная торговая организация // „Казахстан-Спектр“, 2004, № 3*
  33. Р.К. Глобализация и проблемы экономического роста в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004, № 1
  34. Республика Таджикистан: либерализация торговли, ВТО и устойчивое сельское хозяйство. Душанбе, 2005
  35. Россия Таджикистан: горизонты сотрудничества. Душанбе, 2007
  36. Саидмуродов Л. Х. Международная экономика: теория, история, политика. Душанбе, „Ирфон“, 2002
  37. Дж., Уорнер Э. Экономическая конвергенция и экономическая политика//Вопросы экономики, 1995, № 5
  38. Т.Т. Планы, управления речными бассейнами в странах Центральной Азии. Алматы, 2004
  39. Е.А., Ростова Ю. И. Регулирование иностранных инвестиций при развитии евразийской . интеграции. // Проблемысовременной экономики. 2004, № 1(9)
  40. X., Одинаев М. Таджикистан и глобальная торговля. Душанбе, „Ирфон“, 2005
  41. Хорросова F.3., Леонова В. П. Иностранные инвестиции и их роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики., // Из опыта России и зарубежных- стран. // Проблемы современной экономики. 2005, №½ (13/14):
  42. Центральная Азия на перекрестке международной торговли вызовы и: возможности. // Техническая встреча за круглым столом. Алматы, 2003
  43. О. Внешнеэкономическая интеграция системный аспект. // Экономист, 2005, № 1
  44. Черковец О: Европейский Союз: уроки» интеграции. // Вопросы экономики. 1998, № 10
  45. О.В. Экономика и внешнеэкономические связи России в условиях глобализации. М., «МАКС Пресс», 2003
  46. В.М. Глобализация и место России в мировой экономике. // Проблемы современной экономики. 2005, №½ (13/14))
  47. А.К. Эколого-экономические проблемы развития электроэнергетики Центральной Азии. // Вода и. устойчивое развитие Центральной Азии. Бишкек, 2001
  48. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., НП «III Тысячелетие», 2001
  49. Н.Н. Механизм формирования соотношений свободы торговли и протекционизма и его воздействие на позиции России в мировой торговле. Автореферат дисс.докт.экон.наук. М., 2004
  50. Е. Эмиграция из стран с переходной экономикой. Moscow Weekly. № 121−122, 11−12 августа 2003 г. 5 5. Экономика ЕВРАЗЭС набирает ход. http://www.e-finance.com. ua/ru/fmances/ 2007/04/06
  51. А. Мигранты кормят СНГ. http://www.d-mir.ru/info/about/press/print рп-47 id-136.43.aspx
  52. Е.Г. Торговый клуб подождет. // Эксперт 2000, № 24
  53. Alsund, Andres, Martha Brill Olcott and Sherman-. Garnett. Getting it Wrong: Regional Cooperation and CIS. Washington, DC: Carnegie Endowment for-International Peace. 1999
  54. Born A. Regional Cooperation" in Central Asia: Mission Impossible? Helsinki. 2003
  55. Central Asia Regional Economic Cooperation Member Countries. Regional Cooperation- Strategy and Programm 2005−2007. www.adb. org/documents/СSPs/C AREC/default asp
  56. Dadabaev T. Towards Post-Soviet Central Asian regional Integration: A Scheme for Transitional’States. Tokyo: Akasi Shoten Co.LTD. 2004
  57. Economic Integration of Eurasia: Opportunities and Challenges of Global Significance / Case Studies and Analyses. No 298. Center for Social and Economic Research. Warsaw, www.case.com.pl
  58. Freikman, Lev. Evgeny Polyakov and Carolina Rovenko. Trad Performance and' Regional Integration of the CIS Countriesa. Washington, DC: The World Bank, 2004
  59. Schneider-Deters W. Regional Cooperation in Central Asia Vision and Reality. «International Relations and Geopolicy. № 2
  60. Sivers, Eric. The Post-Soviet Decline of Central Asia. London: Routlegle Curzon, 2003
  61. Spechler M.C. Regional Cooperation in Central Asia. «Problems of Postcommunism». November-December, 2002
  62. Tajikistan at a Crossroads: The Politics of Decentralization. Geneva: Cimera, 2003
  63. Transition Report: Integration and Regional Cooperation. London, 2003
  64. Таджикистан и страны СНГ. Душанбе, 2005.
  65. Финансы Республики Таджикистан. Душанбе, 2005.
  66. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2005.
  67. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.
  68. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Душанбе. 2005.
  69. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2010.1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИщ
Заполнить форму текущей работой