Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективные факторы воспринимаются подростками в виде отражения социально-экономической среды и внедряются в сознание произвольно. Историческое прошлое и настоящее родного края подростки воспринимают посредством периодических издании, радио, телевидения и разносторонней коммуникации. Непосредственной средой общения является семья, ближайшее окружение и языковое взаимоотношение со сверстниками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы использования этнопедагогической культуры русского народа в формировании национального самосознании подростков
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования национального самосознания в философской, психолого-педагогической науке
    • 1. 2. Этиопедагогическая культура как фактор формирования национального самосознания подростков
    • 1. 3. Особенности этнопедагогической культуры русской семьи и ее влияние на формирование национального самосознания подростка
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа
    • 2. 1. Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания личности подростка
    • 2. 2. Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
    • 2. 3. Выводы

Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

IN.

Актуальность исследования. В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психического склада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу и этнической идентичности.

Это широкомасштабное явление, затронувшее население многих стран различных континентов, получило название этнического парадокса современности, так как данный феномен сопутствует нарастающей унификации духовной и материальной культуры.

Современное развитие межнациональных отношений, обострение этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах выводят на первый план проблему изучения формирования национального самосознания. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей формирования национального самосознания в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального само сознания, а также сохранение и развитие традиционных этнических культур.

Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи, в традиционной культуре семейного воспитания в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственноэстетические отношения к действительности — от отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, скрепленному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническим взаимоотношениям.

Педагогические ценности любого народа имеют глобальный характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие.

Проблема национального самосознания рассматривалась с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии.

Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы СМ. Арутюнян, Г. Е. Глезерман, М. С. Джунусов, С. Т Калтахчян, И. С. Кон, К. Н. Хабибулин и др.

Структура национального самосознания рассмотрена в работах историковэтнографов А. Г. Агаева, Ю. В. Бромлея, Н. Д. Джидильдина, JI.M. Дро-бижевой, П. И. Кушнера, Г. В. Старовойтовой, Г. В. Шелепова и др.

Вопросы народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской литературы: в «Поучении Владимира Мономаха», «Молении Даниила Заточника», «Пчеле», «Домострое», «Юности честное зерцало» и др.

В трудах многих государственных деятелей, представителей науки и культуры освещались отдельные стороны народного воспитания (Петр I, Екатерина II, А. П. Куницын и Ф. Богданович и др.).

Значимость народной педагогики в формировании национального самосознания русского народа обусловило отражение разностороннего опыта народного воспитания в произведениях философов, этнографов, фольклористов (А.Н. Афанасьев, Н. А. Бердяев, В. И. Даль, И. О. Лосский, С. В. Максимов, B.C. Соловьев, Г. И. Успенский, А. А. Чарушин, В. И. Шейн, А. Н. Энгельгардт и ДР-).

Попытки обобщения опыта народного воспитания предприняты в трудах выдающихся русских педагогов: П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, В.И. Водо-возова, Н. И. Пирогова, Е. А. Покровского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.

Роль этнопедагогической культуры разных народов в развитии и формировании национального самосознания исследована И. А. Арабовым, В. А. Афанасьевым, Х.Х.-М. Батчаевой, А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волковым, В.Г. Заки-ровой, А. Э. Измайловым, Г. В. Мухамедзяновой, Э. И. Сокольниковой, А. И. Шоровым и др.

Психологи Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин и другие рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития. Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах B.C. Мухиной, А. П. Оконешниковой, А.Д. Карны-шева, Р. Д. Санжаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что в свою очередь помогает понять возрастную специфику национального самосознания.

В то же время анализ исследований выявляет, что проблема национального самосознания не получила должного разрешения в педагогической науке, тем более, что она не разработана с учетом этнопедагогической культуры народа, современных реалий.

Выбор объектом исследования учащихся именно подросткового возраста объясняется тем, что подросток уже готов принять участие в таких видах деятельности, которые по своему содержанию, целям и задачам носят вполне осознаваемый и ценностный характер, приближающийся к делам взрослых.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют исследования формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

— возрастающим интересом общества к самобытным формам этнопедагогической культуры, к возрождению национальных ценностей и необходимостью формирования национального самосознания личности в современных условиях;

— богатством потенциальных возможностей семьи в формировании личности подростка с национальным самосознанием и этнической идентификацией и недостаточной разработанностью этнопедагогиче-ских инструментариев данного образовательного процесса;

— необходимостью и потребностью использования образовательновоспитательного потенциала этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подрастающего поколения в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.

Таким образом, выше изложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа».

Проблема исследования — каковы педагогические условия формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования — воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры русского народа.

Предмет исследования — процесс формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования национального самосознания подростков будет эффективным, если:

— выявлен воспитательный потенциал этнопедагогической культуры русского народа и целенаправленно использован в формировании национального самосознания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

— формирование национального самосознания рассматривается как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения общечеловеческих и национальных ценностей этнопедагогической культуры;

— определена роль семьи в формировании национального самосознания личности подростка;

— выявлены и обоснованы педагогические условия использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Вычленить воспитательные ценности этнопедагогической культуры русского народа, направленные на формирование национального самосознания подростков.

2. Обосновать воспитательные возможности семьи в формировании национального самосознания личности подростка. гф 3. Выявить и обосновать педагогические условия использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания м подростков в контексте национально-регионального компонента.

4. Разработать программу факультативного курса для учителей по формированию национального самосознания средствами этнопедагогиче-ской культуры.

Методологической основой настоящего историко-педагогического исследования являются: научные взгляды и идеи выдающихся мыслителей и педагогов об отношении к творческому наследию народао диалектическом единстве национального, общечеловеческого и индивидуальногопризнание философского, гносеологического плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностейо роли народа в духовной жизни обществаоб отношении к самобытному историкокультурному наследию народао формирования национального самосознания как процесса социализации личности.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные идеи, концепции, посвященные педагогике и психологии этноса (B.C. Библер, Ю. В. Бромлей, Г. Н. Волков, Г. С. Виноградов, АЛО. Гордин, JI.H. Гумилев и др.) — изучению творческого наследия прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушин-ский, A.M. Гашимов, Н. А. Меденский, З. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков, И.А.

• Шоров и др.) — концепции регионализации образования (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, К. И. Бузаров, А. Ю. Белогуров, Е. П. Белозерцев, Г. Н. Волков, К. Б. Семенов, Л. Л. Супрунова, В. К. Шаповалов, И. А. Шоров и др.).

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование.

Организация, этапы и база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы № 2, 3, 4, 5, 6 г. Георгиевска, Ставропольского края.

На первом этапе (2000 — 2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал разрабатывались план и методика исследования.

На втором этапе (2001 -20 003 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования национального самосознания подростков в условиях современной общеобразовательной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2003 -2005 гг.) уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись результаты опытно-экспериментальной работы и осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы и заключение исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлен и синтезирован воспитательный потенциал этнопедагогической культуры русского народа, направленный на формирование национального самосознания подростков;

— раскрыты механизмы формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры;

— выявлены и обоснованы педагогические условия (усиление воспитательного потенциала гуманитарных дисциплинсовершенствование этнокультурной направленности содержания учебно-воспитательного процессасамостоятельное изучение подростками национальной культуры, прошлого и настоящего родного края и макросредывзаимодействие родителей и учителейразвитие у них профессиональной и этнопедагогической культур и др.) использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— раскрыты психолого-педагогические особенности усвоения подростком национально-культурных ценностей, стимулирующих формирование национального самосознания;

— определена зависимость формирования национального самосознания подростка от культоротворческой деятельности семьи;

— разработана модель формирования национального самосознания подростка средствами традиций русской народной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа факультативного курса для учителей способствует оптимальной организации учебно-воспитательной работы по формированию национального самосознания подростков средствами этнопедагогической культуры в условиях общеобразовательной школы. Отдельные теоретические и методические указания могут послужить существенным дополнением школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Результаты исследования могут использоваться в подготовке педагогических кадров и в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

— педагогический арсенал русского народа располагает богатыми потенциальными возможностями для успешного формирования личности подростка с национальным самосознанием и этнической идентификацией в условиях семейного воспитания и образовательного учреждения;

— национальное самосознание есть общественное и личностное образование, характеризующее осознание личностью своей принадлежности к определенной социальноэтнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющихся в идеалах, чувствах, стремлениях;

— овладение подростками этнокультурными, краеведческими знаниями для формирования у них национального самосознания находится в непосредственной зависимости от обновления содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы в контексте федерального и особенно национально-регионального компонента образования;

— эффективность использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей, развитием у них профессиональной и этнопедагогической культур.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены и были одобрены на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситетадокладывались на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: Карачаевск (2003 — 2005) — Казань (2005) — Тверь (2005) — Пятигорск (2005), Ставрополь (2005), Георгиевск (2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

выводы.

Национальное самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека под влиянием ряда факторов. К числу таких факторов относятся прежде всего, конкретная этническая среда, в которой вырастает человек, а также бытующие этнокультурные традиции и фактическая этносоциальная ситуация.

На наш взгляд, социальная значимость территории, осознаваемой учащимися как «Родной край», «Родина», являются материальной основой формирования национального самосознания. Оказавшись вовлеченной в сферу бытия людей, территориальная целостность становится общественным явлением, поскольку представляет предмет человеческой деятельности, хозяйственно-культурного опыта, необходимого для поддержания жизни людей. Длительное обитание людей в определенном месте оставляет заметный след не только на видах и отраслях производства, но и на всей л культуре, на психологическом складе народа, которые в свою очередь оказывают влияние на национальное воспитание школьников.

Национальное самосознание формируется под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится в свойствах человеческой памяти. Человек не может осознать себя кг устойчивую целостность, если он не помнит своего прошлого и не осознан преемственности своих мотивов и деятельности. Чувство исторически корней нации — первейший атрибут национального самосознания.

Вхождение национального самосознания в структуру самосознания личности означает, с одной стороны, осознание ею своих связей с данной национальной общностью, а с другой стороны — утверждение своего «Я» в этих связях. Следовательно, национальное самосознание личности формируется на основе сложившегося социального самосознания. Если личное самосознание есть осознание себя в связи с окружающей действительностью, то национальное самосознание означает осознание себя в связи со своей национальной принадлежностью.

Эти общие положения раскрывают технологию формирования национального самосознания учащихся подросткового возраста. Отражая национальные черты, ученик становится носителем, хранителем и продолжателем социально-экономической жизни, языка и культуры, наследником прошлого и настоящего нации. Отметим лишь, что осознание связи школьников с национальной средой происходит под влиянием стихийных и целенаправленных, внешних и внутренних факторов.

Объективные факторы воспринимаются подростками в виде отражения социально-экономической среды и внедряются в сознание произвольно. Историческое прошлое и настоящее родного края подростки воспринимают посредством периодических издании, радио, телевидения и разносторонней коммуникации. Непосредственной средой общения является семья, ближайшее окружение и языковое взаимоотношение со сверстниками. Посредством языка ученики приобщаются к национальной литературе и искусству. Народные традиции, обычаи создают атмосферу соприкосновения с национальной самобытностью своего этноса и внедряются в сознание и поведение каждого из них. Таким образом, национальное сознание переходит в национальное самосознание и ученики становятся не только носителями, но и творцами русской нации.

Кроме внешних факторов в формировании национального самосознания участвуют внутренние побудительные силы — интересы и потребности, являющиеся движущимися силами самосознания. Переход национального сознания в самосознание как раз и происходит под влиянием внутренних движущих сил, которые выступают в виде осознанных потребностей. В основе интериоризации внешних влияний во внутренние потребности лежит физиологический механизм. Потребности в приобретении национальных ценностей выступают как приспособительная функция личности к окружающей национальной действительности. Самосознание и есть процесс самодвижения к постижению национальных ценностей. Под влиянием внешних раздражителей (внешних факторов — языковая среда, жизнь и быт, дом и школа) происходит оживление определенных нервных структур — коры головного мозга, активизация и возникновение чувства удовлетворения возникших потребностей.

Совокупность внешних факторов и внутренних побудительных сил формируют у подростков доминирующие черты личностипринадлежность к определенной нации. Осознанные потребности становятся мотивированными действиями, направленными на национальное самосознание, дающие импульс к сознательному и активному формированию национального самосознания.

Нами рассмотрены формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Выявлены критерии (познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности национального самосознания подростков общеобразовательной школы.

Предложена модель отражающая общую структуру организации процесса формирования национального самосознания подростков средствами традиции русской народной педагогики. В целях повышения эффективности формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики нами проанализированы учебники: русская литература, география, история Отечества и предложен этнопедагогиче-ский материал для включения в учебно-воспитательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Этнопедагогическая культура педагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности.

Русский народ создал свою педагогику, адекватную национальной психологии народа, историческим и природным условиям жизни, быту, традициям, культуре, доминирующим общественным отношениям. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, этноэтикете, типичном поведении карачаевцев, что составляет суть традиционной педагогической культуры общества. Находясь непрерывно в поле этой культуры с младенчества до старости, русский человек воспринимал народную педагогику вначале как объект воспитания, затем осознавал и использовал как субъект в общении с подрастающим поколением. Так традиционная педагогическая культура общества превращалась в этнопедаго-гическую культуру отдельной личности. Народная педагогическая культура была необходимой составной частью общей культуры человека и способствовало формированию национального самосознания.

В работе проанализирована традиционная система воспитания в русской семье. В семье развивается этническое самосознание человека, в ней он усваивает родной язык. Национальное самосознание проявляется в традициях, обычаях, нравах и стеоретипах мышления, нормах поведения и в привычках, регулирует отношения между людьми, предается из поколения в поколение по-разному в различных социально-экономических и этнокультурных традициях.

Основными задачами русской семейной педагогики всегда были: подготовка к труду, семейной жизни, созданию здоровой дружной семьи, способной иметь детей и правильно их воспитывать. Целью традиционной системы воспитания в русской народной педагогике является развитие базовых национальных качеств: соборность, доброта, терпимость, милосердиелюбви к труду и умению трудитьсячестности, порядочностигостеприимства.

В народной педагогике используются следующие источники воспитания: труд, быт, жизненный уклад, нравы русской семьи, менталитет, народные праздники, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, различные игры и игрушки, произведения народного искусства, украшающие дома, посуду, одежду, интерьеры жилища, фольклорные источники (пословицы, сказки, песни, приметы, загадки и др.).

Выявлена зависимость специфики народного воспитания от особенностей национальной психологии.

Национальное самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека под влиянием ряда факторов. К числу таких факторов относятся прежде всего, конкретная этническая среда, в которой вырастает человек, а также бытующие этно-культурные традиции и фактическая этносоциальная ситуация.

На наш взгляд, социальная значимость территории, осознаваемой учащимися как «Родной край», «Родина», являются материальной основой формирования национального самосознания. Оказавшись вовлеченной в сферу бытия людей, территориальная целостность становится общественным явлением, поскольку представляет предмет человеческой деятельности, хозяйственно-культурного опыта, необходимого для поддержания жизни людей. Длительное обитание людей в определенном месте оставляет заметный след не только на видах и отраслях производства, но и на всей л культуре, на психологическом складе народа, которые в свою очередь оказывают влияние на национальное воспитание школьников.

Национальное самосознание формируется под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится в свойствах человеческой памяти. Человек не может осознать себя кг устойчивую целостность, если он не помнит своего прошлого и не осознан преемственности своих мотивов и деятельности. Чувство исторически корней нации — первейший атрибут национального самосознания.

Вхождение национального самосознания в структуру самосознания личности означает, с одной стороны, осознание ею своих связей с данной национальной общностью, а с другой стороны — утверждение своего «Я» в этих связях. Следовательно, национальное самосознание личности формируется на основе сложившегося социального самосознания. Если личное самосознание есть осознание себя в связи с окружающей действительностью, то национальное самосознание означает осознание себя в связи со своей национальной принадлежностью.

Эти общие положения раскрывают технологию формирования национального самосознания учащихся подросткового возраста. Отражая национальные черты, ученик становится носителем, хранителем и продолжателем социально-экономической жизни, языка и культуры, наследником прошлого и настоящего нации. Отметим лишь, что осознание связи школьников с национальной средой происходит под влиянием стихийных и целенаправленных, внешних и внутренних факторов.

Объективные факторы воспринимаются подростками в виде отражения социально-экономической среды и внедряются в сознание произвольно. Историческое прошлое и настоящее родного края подростки воспринимают посредством периодических издании, радио, телевидения и разносторонней коммуникации. Непосредственной средой общения является семья, ближайшее окружение и языковое взаимоотношение со сверстниками. Посредством языка ученики приобщаются к национальной литературе и искусству. Народные традиции, обычаи создают атмосферу соприкосновения с национальной самобытностью своего этноса и внедряются в сознание и поведение каждого из них. Таким образом, национальное сознание переходит в национальное самосознание и ученики становятся не только носителями, но и творцами русской нации.

Кроме внешних факторов в формировании национального самосознания участвуют внутренние побудительные силы — интересы и потребности, являющиеся движущимися силами самосознания. Переход национального сознания в самосознание как раз и происходит под влиянием внутренних движущих сил, которые выступают в виде осознанных потребностей. В основе интериоризации внешних влияний во внутренние потребности лежит физиологический механизм. Потребности в приобретении национальных ценностей выступают как приспособительная функция личности к окружающей национальной действительности. Самосознание и есть процесс самодвижения к постижению национальных ценностей. Под влиянием внешних раздражителей (внешних факторов — языковая среда, жизнь и быт, дом и школа) происходит оживление определенных нервных структур — коры головного мозга, активизация и возникновение чувства удовлетворения возникших потребностей.

Совокупность внешних факторов и внутренних побудительных сил формируют у подростков доминирующие черты личности — принадлежность к определенной нации. Осознанные потребности становятся мотивированными действиями, направленными на национальное самосознание, дающие импульс к сознательному и активному формированию национального самосознания.

Нами рассмотрены формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Выявлены критерии (познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности национального самосознания подростков общеобразовательной школы.

В целях повышения эффективности формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики нами проанализированы учебники: русская литература, география, история Отечества и предложен этнопедагогический материал для включения в учебно-воспитательный процесс.

На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:

1. Этнопедагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности.

2. В современных условиях нестабильности в обществе и кризисных явлениях в семье этнопедагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено эффективности воспитательного процесса. Приобщение подрастающего поколения к этнической культуре помогает сформировать высоконравственный тип личности.

3. Использование этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий.

Проблема формирования национального самосознания подростков в процессе освоения национальной культуры многогранна, сложна и не разработана. Данное исследование не претендует на ее исчерпывающее раскрытие. В дальнейшем представляется необходимым создание целостной системы формирования национального самосознания учащихся общеобразовательной школы средствами традиционной педагогической культуры на всех возрастных развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.- 200 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.- 336 с.
  3. Ю.П. Проблемы психологического развития в социальной психологии // 18-й Международный психологический конгресс., 1966. С. 362.ф
  4. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.- 230 с.
  5. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.1. М., 1993.-168 с.
  6. И.А. Роль семьи в изменении социальной структуры общества в условиях социализма. Автореф. дис.к.ф.н. -М., 1976.- 20 с.
  7. В.А. Сельская община в России (ХУП-ХХ в.) М., 1976. -130 с.
  8. А.И., Медков В. М. Социология семьи,-М., 1996.-304 с.
  9. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. — JL: ЛГИК им. Н. Крупской, 1911.- 202 с.
  10. И.А. Новое мышление и проблема роста национального самосознания личности// Национальный вопрос и новое мышление:
  11. Сб. ст. / Ерев. гос. ун-т- Редкол.: Л. А. Абрамян и др. Ереван, 1989.- С. 120.125.
  12. С.М. Опыт социально-этнического исследования // Сов. этнограф: 1968.- № 3.- С. 3−13.
  13. СМ. Нация и ее психический склад (Соц.-псих. аспект национальных отношений): Дис.докт. филос. наук. М., 1969. 270 с.
  14. Р. А. Нация и семья. Фрунзе: Илим, 1987. — 188 с.
  15. Ю.Н. Педагогика. М.: Педагогика, 1983 — 240 с.
  16. А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. Спб.: Наука, 1993.237 с.
  17. А.К., Топорков.A.JI. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 165 с.
  18. В.Г. Избранные философские сочинения. Т.2. М., 1948. -190с.
  19. В. Лад: Очерки о народной эстетике. М: Молодая гвардия, 1982.-218с.
  20. Н.А. Самопознание. Л., 1991. — 170с.
  21. Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256с.
  22. Е.Я. Формирование этической культуры студентов пединститута: Дис.канд. пед. наук. Новосибирск, 1974. 202 с.
  23. В.М. Предмет и задачи общей психологии. Спб., 1911.
  24. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1989. 290с.
  25. Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.- 137с.
  26. А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: ЛГУ, 1978. 104с.
  27. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 183с.
  28. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. — 302с.
  29. А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис. .докт. пед. наук. М., 1996. — 370 с.
  30. М.и. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.-М., 1988.- 140с.
  31. Быт великорусских крестьян-землепашцев: (На примере Владимирской губ.) /Авт. сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. Спб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. 183с.
  32. Васильева Э.К. Социально-экономическая структура населения
  33. СССР. /Стат.- демограф, анализ/- М.: Статистика, 1978, — 207 с.
  34. В.И. Философские мысли натуралиста. М: Наука, 1988. -319с.
  35. B.C. Национально-культурные традиции как способ экологической саморегуляции человеческих популяций. // Самоорганизация в природе и обществе: тезисы докл. науч. конф.- JL, 1988.- С. 14−15.
  36. И.В. Община и обычное право у русских крестьян северного Приуралья (ХУП-Х1Х вв.) // Русские: семейный и общественный быт. М: Наука, 1989. С.24−44.
  37. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. — 168 с.
  38. Воспитание детей в семье: Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей /Сост. Р. А. Низамов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1983. — 64 с.
  39. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В. А. Караковского и др. М., 1997 -112с.
  40. В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. 132с.
  41. М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (на мат. истории культуры Бурятии): Дис.канд. филос. наук. М.,• 1994.- 157 с.
  42. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. — 21 Ос.
  43. И.Г. Философско-методологические проблемы изучения кооперативных процессов в обществе.- М., 1990.- 194с.
  44. А.И. Собр. соч. 1975. Т.7. 320с.
  45. А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, Т.1., 1954.-304с.ф 44. Гершунский Б. С. Философия образования М.: «Флинта», 1998. 230с.
  46. К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. — 130с.
  47. В.В. Колыбельная песня и приемы убаюкивания на русском Севере// Мир детства в традиционной культуре народов СССР. JI., 1991.-С. 168−175.
  48. А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917 1991). Монография.- Москва — Пятигорск: Гос НИИ семья и воспитание, ПГЛУ, 2002.- 450 с.
  49. И.В. Повышение педагогической культуры родителейкак основа совершенствования семейного воспитания школьников. Дисс.канд. пед. наук. М., 1971. — 170с.
  50. И.В. Семья: воспитательные возможности.- М.: Знание, 1985.- 209с.
  51. М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. 246с.
  52. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М: Наука, 1986. 278 с.
  53. Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Эко-прос, 1992.-334с.
  54. Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.- 179с.
  55. В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 155с.
  56. Н.Я. Россия и Европа. Изд. 4-е. Спб, 1889. 240с.
  57. А.Ф. Национальные моменты индивидуального самосознания: Дис. канд. филос. наук. М, 1968. — 240 с.
  58. А.Ф. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. 140с.
  59. Н.Д. Единство интернационального и национального впсихологии советского народа. Алма-Ата, 1989. 190с.
  60. М.С. Актуальные вопросы теории и практики социалистического интернационализма. // Доклады на научной конференции по теоретическим проблемам социалистического интернационализма. М., 1968.-С. 101−103.
  61. М.С. Личность и нация // Актуальные философские проблемы общественного развития: Материалы к XV Всемир. филос. конгрессу. М&bdquo- 1973.-С. 130−135.
  62. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дис.канд. псих. наук. Л., 1982. 161 с.
  63. Л.М. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР // Советская этнография. 1976. — № 6, С. 18
  64. П. Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли. Волгоград, 1990. — 130с.
  65. СВ. На великом изломе // Архив русской революции. T.XI. М., 1991.-С. 132−134.
  66. Закон Российской Федерации об образовании.- Мурманск, 1992.
  67. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  68. В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. 222 с.
  69. И. А. Путь к очевидности. М: Республика, 1993. 203 с.
  70. И.А. О семье.//Собр.соч-М.: Русская книга, Т.1., 1993.
  71. Н.В. Культура народов Севера: философскосоциологический аспект. Новосибирск, 1989. — 220с.
  72. К.Д. Заметки о русской истории // Вестник Европы. Т.2.1866.
  73. В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1992. -147с.
  74. JI.E. К методологии изучения культуры.// Новая и новейшая история. — 1973, № 3
  75. В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т.2. М.: Мысль, 1988.-446с.
  76. Ф 79. Ковалев С. В Психология современной семьи.- М., 1988. 178с.
  77. JI.H., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1972. 118с.
  78. В.И. Динамика численности народов: Методол. ис-след. и основные факторы. М.: Наука, 1969. — 207с.
  79. В.В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в *зеркале наук. Межвузовский сб. /Под ред. А. О. Боронова. М., 1996- С. 106- 124.
  80. Г. Скотоводство в Тальском округе Тобольской губ. // Журн. Мин-ва внутр дел. Спб. Д857. 4.23. С. 11−25.
  81. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиз-• дат, 1984.-234с.
  82. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Наука, 1971. 384 с.
  83. Кон И. С. Отец.// Будьте счастливы.- М.: Известия, 1983, — с.52−60.
  84. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителей .- М: Просвещение, 1989. 255 с.
  85. Кон И. С. Социология личности. М: Политиздат, 1967. — 383 с.
  86. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000. — 138с.
  87. Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода. Дисс. канд. пед. наук. -Красноярск, 1998.- 180с.
  88. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. 100 с.
  89. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследования индивидуального стиля педагогического общения// Воп. психолог. 1990.- № 2.- С.62−69.
  90. С.Г. Индивидуальный подход к родителям школьников в процессе педагогического всеобуча. Дисс.канд. пед. наук.- М., 1989. 215 с.
  91. И.В. Педагогика. // Основы теории и технологии семейного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под. ред. П. И. Пидкасистого.- М.: педагогическое общество России, 2001.- 640 с.
  92. С.С. Семья и семейный быт крестьян южнорусских губерний России во втор. пол. XIX в.: Дис.канд. ист. наук, М., 1992. 214с.
  93. В.И. Понятие и структура национальной психологии: Дис.канд. псих. наук. JL, 1974. 178 с.
  94. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 208с.
  95. Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дис.канд. пед. наук. -М, 1993.- 189с.
  96. М.М. Национальное самосознание: (вопросы теории и истории. Дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д.: 1993. 430с.
  97. A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских Забайкалья. Дис. канд. пед. на-ук.М, 1994.209с.
  98. Ю1.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991.-223с.
  99. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993. — 264с.
  100. Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. -159с.
  101. Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М. Л.: АН1. СССР, 1946.- 120с.
  102. Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Ключ, 1990. -320с.
  103. Юб.Мавродин В. В. Рождение новой России: Происхождение русского народа.Л.: ЛГУ, 1978. 183 с.
  104. СВ. Крестная сила // Собр. соч. В 20-ти томах. Т. 17. Спб., 1912.
  105. .Т. Человеческая личность и ее проявления. М., 1964.-183с.
  106. А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дис.канд. пед. наук. М., 1992.-204с.
  107. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-С. 55
  108. Р.К. Николай и Александра//Роман газета, 1995. (1248).
  109. И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск: Кн. изд., 1979.- 196с.
  110. И.Н. Семья и семейный быт русской пореформенной де-ф ревни 1860 1900 гг. (На матер, центральных губ.): Дис.канд. ист.наук. М., 1988.-328 с.
  111. П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). М., 1925. — 124 с.
  112. Н.А. Русская крестьянская семья в западной Сибири (XVIII пер. пол. XIX в.). Новосибирск: Наука, 1979. — 350 с.
  113. Ш. О духе законов или об отношениях, в которых законы ф должны находиться к устройству каждого проявления, к нравам климату, религии, торговли и т.д. / Пер. фр. Спб., 1900. 706с.
  114. Национальная школа: Концепция и технология развития / под ред. Жиркова Е. П. М.: Просвящение, 1993. — 191с.
  115. А.Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории. (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX -нач. XX в.). Спб.: Знание, 1992. 210с.
  116. З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998 — 130с.
  117. А.В. Дневник А.В.Никитенко за 1844 1868 гг. В 2-х т. М., 1955. Т.2.
  118. Л.Н., Кулешова Н. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: 1996. — 138с.
  119. Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. Пг., 1922. 137с.124,Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 319 с. 125,Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -208с.
  120. Л.Ф. Надо ли наказывать детей. М.: Просвещение, 1967.-168с.
  121. .Д. Основы социальной психологии. М.: Мысль, 1971. -351с.
  122. .Д. Социальная психология как наука. Л.: ЛГУ, 1965. -208с.
  123. Е.И. Работы школы и учителей с педагогически запущенными детьми.-Херсон, 1980.-291 с.
  124. Р.Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (XVII -XVIIIbb.). Свердловск, 1987. 163с.
  125. Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. -272с.9
  126. .Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.:Наука, 1979.-232с.
  127. А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. 228 с.
  128. Проблемы философии культуры / под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль,
  129. М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей. Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 190с.
  130. Психология и управление / под ред. Кузьмина Е. С. JI, 1989 — 133с.
  131. В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Философия. № 2.
  132. Н.К. Мир через культуру. М.6 Советский писатель, 1990.-234с.
  133. Г. Г. Свой след (на тат. языке). Казань. Книж. Изд-во. 1986, — 170 с.
  134. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 220 с.
  135. C.JI. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946.-304с.
  136. C.JI. Теоретические вопросы психологии и пробле-# мы личности /Вопросы психол. -№ 3. 1957. — С. 34.
  137. МЗ.Руденко Ю. Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинский // Сов.педагогика. 1991. — № 2. — С. 103−106.
  138. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культу-ры.М., 1979.- 132с.
  139. А.В. Положение и роль женщины в семейном и общественном быту в русской деревне Алтайского края (Втор. пол. XIX- XX вв.): Дис.канд.ист. наук. М., 1973 (этнография). 196 с.
  140. .К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии. Автореф. дис. канд. пед. нау.- 22с.
  141. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учеб. пособ. М.: Механик, 1996. 208с.
  142. Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. -Казань: Изд-во КГУ, 1992. 180с.
  143. Л.В. Культура самосознания. М., 1989. — 302с.
  144. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. A.M. Прохоров.4-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1987. — 830с.
  145. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 230с.
  146. Э.В. Культура и личность.- Л.: Наука, 1972. 205с.
  147. Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Пособ. для учащихся. М.: Интерфакс, 1994. 272с.
  148. Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.: 1997.- 143с.
  149. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997. -384 с.
  150. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Дис. докт. пед. наук. -М., 1998. 358с.
  151. B.C. Смысл любви // Избранные произведения. М.: Современник, 1990. -254с.
  152. Социалистический образ жизни. Абалкин Л. И., Алексеева В. Г. Вишневский С.С. и др., 2-е изд. Доп. М.: Политиздат, 1984.- 318 с.
  153. Социальная психология: Учеб. пособ, / Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1987. 224 с.
  154. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М., 2000. -180с.
  155. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1983. — 202с.
  156. Ф. Бывшее и несбывшееся. Изд. Им. Чехова. Нью-Йорк, Т.1., 1956.
  157. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972.- 128с.
  158. Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207с.
  159. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-226с.
  160. Теория личности в западноевропейской и американской психологии.-# Самара: Бахрах, 1996. 187с.
  161. З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1999.- 197с.
  162. А. Быт русского народа. Сочинения в 7 частях. М., Т.1., 1848.
  163. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. / АН СССР, институт этнографии Л.: Наука, 1988. 251с.
  164. Л.А. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.- 183с.
  165. . В.А. Социально-психологические факторы семейного воепитания. Дисс.к.ф.н. -М., 1986.-154 с.
  166. Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1989. -189с.
  167. Г. И. Власть земли. М- Сов. Россия, 1988.
  168. К.Д. О нравственности в русском воспитании// Пед. Соч. В 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1988.
  169. К.Д. Родное слово: Собр. соч. М.- JL, Изд-во АПИ РСФСР, Т.2., 1948.
  170. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1. С.229 547.
  171. Философский словарь. / Под ред. Фролова И. Г. -М., 1987.- 590 с.
  172. Философский энциклопедический словарь./гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия 1983. 703с.
  173. Э. Душа человека.- М., 1992.- 230с.
  174. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
  175. А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе.- М., 1968. -133с.
  176. А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества. // Семья и общество.- М.: Наука, 1982.- 128 с.
  177. А.Г. Современная семья и ее проблемы.- М.: Просвещение, 1978.-340с.
  178. Л.П. Национальное самосознание личности: (Сущность, противоречия, проблемы формирования): Дис.канд. филос. наук. М., 1992.-208с.
  179. Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в сер. XIX-нач. XX в.: Учеб. пособ. Пермь, 1993. 182 с.
  180. З.Т. Педагогическое пространство татарского народа. Монография //КГПУ. Казань, 1998. 180с.
  181. А.Н. Из деревни. 12 писем. 7-е изд. М.: Мысль, 1987. -123с.
  182. Этнические стереотипы мужского и женского поведения Спб.: Наука, 1991.-318с.
  183. Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. 325с.
  184. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. / Отв ред. К. В. Чистов. М: Наука, 1987. 357с.
  185. ЮнгК.Г. Божественный ребенок. М.: Олимп, 1997.- 207с.
  186. Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. -Минск, 1970.- 227с.
Заполнить форму текущей работой