Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общепринято, что укреплять и беречь здоровье необходимо на протяжении всей жизни. Особенно важными периодами считаются детский и подростковый возраст. В последние десятилетия ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни людей в нашей стране отрицательно повлияло на состояние их здоровья. Особую группу риска составляет молодежь. Юношеский оптимизм, необоснованная уверенность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Исторические аспекты применения и развития индивидуализации обучения
    • 1. 2. Социально-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни школьников
    • 1. 3. Физическое воспитание — основа здорового образа жизни
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Основные компоненты программы формирования здорового образа жизни школьников
    • 2. 2. Исследование уровня физической подготовленности и мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой
    • 2. 3. Результаты реализации программы формирования здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни людей в нашей стране отрицательно повлияло на состояние их здоровья. Особую группу риска составляет молодежь. Юношеский оптимизм, необоснованная уверенность в том, что физическая слабость и нездоровье — удел пожилых людей, значительно сократили число приверженцев к физической культуре, активному образу жизни и занятиям спортом. Медицинская статистика свидетельствует, что к основной группе здоровья на сегодняшний день можно отнести лишь 12% старшеклассников. Исследователи отмечают низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой в школе, неумение школьников планомерно повышать уровень культуры, знаний, умений и навыков в реализации оздоровительных программ. Установлено, что физическая культура по ряду объективных причин потеряла актуальность среди подростков. Их не удовлетворяют скучные, однообразные занятия в школе. Основным мотивом посещения уроков физической культуры является мотив долженствования. Из-за недостаточного уровня физической подготовленности многие учащиеся не в состоянии переносить предлагаемые учителями физические нагрузки, обусловленные программными требованиями. Избегая насмешек сверстников и низких оценок со стороны учителя, они предпочитают пропускать уроки физической культуры либо проявляют демонстративно-негативное поведение, принимающее форму вызова и протеста. Чтобы избежать подобных последствий и повысить адаптационные возможности учащихся, необходимо на этапе школьного возраста уделять особое внимание формированию индивидуального здоровья и здорового образа жизни, используя одно из мощнейших средств сохранения здоровья — физическое воспитание. Оно содержит в себе резервы, посредством раскрытия которых возможно обеспечение укрепления здоровья каждого ребенка. Требуется поиск решения, адекватного запросам и задачам, стоящим перед реформирующимся образованием. Нормативный подход, привнеся много положительного в развитие общественного физического воспитания, исчерпал себя. Система школьного физического воспитания должна построить обновленные программы, привлекательные для молодежи, вселяющие в них уверенность в возможность преодолеть собственную физическую слабость, добиться уважения в обществе, обрести прочное здоровье, быть счастливыми.

Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии дают основания утверждать, что мощным стимулом активизации и развития личности является тщательно продуманная система индивидуализации физического воспитания. Именно она поможет осуществить адресную помощь обучающимся, будет способствовать проявлению рефлексии и появлению продуктивных мотивов к обучению. Кроме того, введение индивидуализации позволит учителю занять новое для него амплуа консультанта. Именно такая позиция учителя является сегодня более востребованной молодежью и открывает пути бесконфликтного решения проблемы субъект-субъектных отношений в звене учитель-ученик. Использование индивидуализации повлечет за собой пересмотр традиционных программ школьного педагогического процесса в сторону его гуманизирующих и культурообразующих функций.

В педагогической теории проблема индивидуализации обучения нашла отражение в трудах В. И. Гладких, М. А. Данилова, Н. А. Завалко, В.И. Загвязин-ского, Г. А. Захарова, А. А. Кирсанова, Е. А. Климова, Я. И. Ковальчука, Г. Н. Кондратенко, Ю. Н. Кулюткина, Е. С. Рабунского, Ю. А. Самарина, Г. С. Су-хобской, И. Э. Унт, И. А. Чурикова и др.

Необходимость формирования здорового образа жизни рассматривалась в исследованиях педагогов-валеологов и физиологов Н. П. Абаскаловой, Г. А. Апанасенко, Р. И. Айзмана, JI.B. Байкаловой, Н. А. Бирюкова, Э. Н. Вайнера, В. Н. Ирхина, Э. М. Казина, Г. А. Калачева, Б. А. Классова, А. А. Кокшарова, В. Н. Кулюткина, С. А. Лядовой, Т. П. Романенко, А. С. Сухейл, С. Н. Чаркина, А. Г. Щедриной и др.

Возможности оздоровления школьников и студентов средствами физической культуры исследовали Г. П. Болонов, В. К. Велитченко, П. А. Виноградов, В. М. Выдрин, И. А. Герасимова, В .И. Глухов, Н. К. Иванова, О. С. Кабаян, П. П. Тиссен, Г. В. Хлыстова, А. В. Царик, Ю. И. Якунин и др.

В то же время, можно констатировать, что недостаточно исследованной остается проблема формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания. Таким образом, на основе анализа состояния рассматриваемых аспектов в педагогической теории и практике образования можно обнаружить противоречие между необходимостью формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания и недостаточной разработкой этого вопроса в педагогической теории и практике общеобразовательной школы.

Указанное противоречие актуализирует проблему исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования здорового образа в процессе индивидуализации физического воспитания.

Актуальность данной проблемы, практическая востребованность, а также наличие теоретических предпосылок ее решения обосновывают выбор темы диссертационного исследования: «Формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания».

Цель исследования: разработать программу формирования здорового образа жизни школьников в процессе индивидуализации физического воспитания.

Объект исследования: физическое воспитание детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование здорового образа жизни старших школьников может быть эффективно реализовано в процессе индивидуализации физического воспитания, если:

1. Система школьного физического воспитания строится на основе личностно-ориентированного подхода, определяющего основные компоненты здоровья, обновленных программ, привлекательных для молодежи и способствующих выработке здорового образа жизни.

2. Формирование здорового образа жизни строится на основе: потребностно-мотивационно-целевого компонента, связанного с осознанием выбора образа жизни, средств и способов двигательной активностиинформационно-содержательного компонента, помогающего овладеть знаниями о здоровом образе жизнидеятельностно-практического компонента, предполагающего применение и самоанализ полученных знаний, умений и навыковтворческого компонента, состоящего в самостоятельной заботе о здоровье и использовании методов самообразования и самовоспитанияуправленческо-поведенческого, заключающегося в сознательном регулировании и корректировке своего поведения в соответствии с поставленной целью и конкретными условиями.

3. На занятиях по физическому воспитанию создается образовательная среда, способствующая изучению и раскрытию индивидуальности каждого школьника и определению структуры физического воспитания.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить исторические аспекты применения и развития индивидуализации обучения.

2. Проанализировать социально-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни школьников.

3. Выявить мотивационную сферу и уровень знаний старших школьников в области физического воспитания и здорового образа жизни.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Научно-теоретические подходы к осуществлению педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, А .Я. Наин и др.) — социально-философские вопросы, связанные со здоровым образом жизни (И.В. Бестужев-Лада, Л. Г. Матрос, В. П. Петленко, и др.) — теория ценностей, разрабатываемая в философии (О.Г. Дробницкий, М. С. Каган и др.) — теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) — исследования в области технологии обучения (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская и др.) — психологическая теория отношения к деятельности (Б.Г. Ананьев, К. К. Платонов и др.) — теория мотивации деятельности и поведения (Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепция И. И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личноститехнологии физического воспитания и обучения программам, способствующим сохранению здоровья детей (Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсе-вич, И. В. Богоград, М. Я. Виленский, Д. Д. Донской, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров, Ж. К. Холодов и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ литературы, раскрывающий основные аспекты проблемыизучение и обобщение передового педагогического опытанаблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки полученных данных.

Организация, этапы и база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» № 103 Железнодорожного района г. Барнаула. На разных этапах исследования в нем приняло участие 230 школьников старших классов и 21 учитель физической культуры школ Железнодорожного района г. Барнаула.

Решение поставленных задач осуществлялось в 3 этапа, охватывающих период с 1999 по 2004 гг.

1 этап (поисково-констатирующий) (1999;2000 гг.). Проведен теоретический анализ философской, психологической, медико-биологической, педагогической литературы в исследуемой области. Изучены соответствующие нормативные документы, методические материалы по физкультурно-оздоровительной работе с детьми школьного возраста. Все это позволило определить исходные позиции работы, структурировать понятийный аппарат исследования, выявить противоречия теоретического и практического характера, поставить проблему исследования, сформулировать рабочую гипотезу, определить теоретико-методологическую базу, провести констатирующий эксперимент, разработать программу формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания.

2 этап (формирующий) (2001;2002 гг.). Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанной программы, проанализированы промежуточные результаты формирующего эксперимента, произведена соответствующая корректировка исследуемой технологии.

3 этап (заключительный) (2003;2004 гг.). Завершен формирующий этап эксперимента, проведена обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов, сформулированы выводы, закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: 1. Выявлены, систематизированы и обобщены исторические аспекты применения и развития индивидуализации обучения в трудах отечественных и зарубежных ученых.

2. Разработана программа формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания, структура и содержание которой определяется совокупностью взаимосвязанных компонентов (потребностно-мотивационно-целевой, информационно-содержательный, деятельностно-практический, творческий, управ-ленческо-поведенческий).

3. Определена система критериев оценки компонентов программы формирования здорового образа жизни школьников, включающая отличный, хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни.

4. Выявлена и реализована совокупность средств, форм и методов влияющих на эффективность формирования здорового образа жизни школьников в процессе индивидуализации физического воспитания. Теоретическое значение исследования. Теоретически обоснована программа формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания. Теоретическую интерпретацию получил личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания старших школьников. Кроме этого «фокус» теоретического анализа перенесен на формирование здорового образа жизни в контексте индивидуализации физического воспитания.

Практическая значимость. Разработанная программа формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания может быть реализована в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях. Индивидуализация является реализацией идей гуманизации физического воспитания и оздоровительной физической культуры на основе ориентации на индивидуальную норму. Открывается возможность определения для каждого школьника адекватного способа достижения оптимального уровня физической подготовленности без негативного влияния на здоровье.

Положения, выносимые на защиту:

1. Программа формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания, целью которой является создание мотивации к здоровью, понимание сущности здорового образа жизни, осмысленного выбора индивидуального способа физических нагрузок и деятельности в процессе обучения в школе.

2. Программа формирования здорового образа жизни школьников предполагает потребностно-мотивационно-целевой, информационно-содержательный, деятельностно-практический, творческий, управленче-ско-поведенческий компоненты, которые реализуются в три этапа и содержат уровни индивидуального образа жизни: здравотворческий, здра-восозидающий, нездоровый и.разрунштельный.

3. Педагогические условия реализации разработанной программы, учитывающие индивидуальные психологические особенности и физические кондиции старшеклассников, их потребности, мотивы, интересы в физическом самосовершенствовании, инновационные технологии обучения и воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты обсуждены и получили одобрение на международной (Калининград, 2003), Всероссийских (Омск, 2002; Барнаул, Екатеринбург, 2003; Кемерово, Томск, Липецк, 2004) и региональных (Шадринск, Коломна, 2003; Барнаул, 2004) научно-практических конференциях, заседаниях кафедры спортивных игр и кафедры теоретических основ физического воспитания Барнаульского государственного педагогического университета, педагогическом совете средней общеобразовательной школы № 103.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общепринято, что укреплять и беречь здоровье необходимо на протяжении всей жизни. Особенно важными периодами считаются детский и подростковый возраст. В последние десятилетия ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни людей в нашей стране отрицательно повлияло на состояние их здоровья. Особую группу риска составляет молодежь. Юношеский оптимизм, необоснованная уверенность в том, что физическая слабость и нездоровье — удел пожилых людей, значительно сократили число приверженцев к физической культуре, активному образу жизни и занятиям спортом. Медицинская статистика свидетельствует, что к первой категории здоровья на сегодняшний день можно отнести лишь 12% старшеклассников. Исследователи отмечают низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой в школе, неумение школьников планомерно повышать уровень культуры, знаний, умений и навыков в реализации оздоровительных программ. Установлено, что физическая культура по ряду объективных причин потеряла актуальность среди подростков. Их не удовлетворяют скучные, однообразные занятия физической культурой в школе. Основным мотивом посещения уроков физической культуры является мотив долженствования. Из-за недостаточного уровня физической подготовленности многие учащиеся не в состоянии переносить предлагаемые учителями физические нагрузки, обусловленные программными требованиями. Избегая насмешек сверстников и низких оценок со стороны учителя, они предпочитают пропускать уроки физической культуры либо проявляют демонстративно-негативное поведение, принимающее форму вызова и протеста. Такое положение дел не позволяет решать проблему демократизации и гуманизации школьной физической культуры ранее сложившимися путями и методами. Требуется поиск решений, адекватных запросам и задачам, стоящим перед реформирующимся образованием. Нормативный подход, привнеся много положительного в развитие общественного физического воспитания, исчерпал себя. Система школьного физического воспитания должна построить обновленные программы, привлекательные для молодежи, вселяющие в них уверенность в возможность преодолеть собственную физическую слабость, добиться уважения в обществе, обрести прочное здоровье, быть счастливыми.

Проведенный анализ доступной отечественной и зарубежной литературы показал, что мощным стимулом активизации и развития личности является тщательно продуманная система индивидуализации. Именно она помогает осуществлять адресную помощь обучающимся, способствует проявлению рефлексии и появлению продуктивных мотивов к обучению. Кроме того, введение индивидуализации позволяет учителю занять новое для него амплуа фасилита-тора и консультанта. Именно такая позиция учителя является сегодня более востребованной молодежью и открывает пути бесконфликтного решения проблемы субъект-субъектных отношений в звене учитель-ученик.

Особое внимание в аспекте нашего исследования отведено осмыслению социальной значимости физического воспитания как эффективного средства укрепления психофизического здоровья, рационального и культурного проведения свободного времени, удовлетворения духовных потребностей школьников общеобразовательных школ.

Разработанная и апробированная программа формирования здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации физического воспитания доказала, что она должна быть ориентирована на формирование их потребностно-мотивационной сферы.

Выявленная совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования здорового образа жизни была учтена при разработке экспериментальной части программы, которая подвергалась проверке в реальных условиях школьного физического воспитания.

Только одновременное и взаимосвязанное решение технологических, методических, научных, материальных и других вопросов организации процесса формирования здорового образа жизни в процессе индивидуализации позволяет развить у школьников потребность к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию.

Результаты нашего исследования дают основания сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы выявил систематическое применение индивидуализации в педагогической теории и практике на протяжении ряда столетий и показал, что в современных условиях развивающегося общества она может являться основой организации эффективного управления деятельностью учащихся и главным стимулом к их самосовершенствованию.

2. Теоретический анализ исследуемой проблемы и данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне знаний учащейся молодежи об основных компонентах здорового образа жизни. Отмечая важное значение физической культуры в основе здорового образа жизни, старшеклассники отдают предпочтение материальной обеспеченности, гармоничности телосложения и уважению окружающих, рассматривая эти ценности в отрыве от реальных занятий физической культурой.

3. Средства физической культуры играют ведущую роль в формировании здорового образа жизни, который обеспечивает развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей, необходимых молодым людям в учебной и будущей профессиональной деятельности. Широкое использование индивидуальных форм физического воспитания в сочетании с коллективными, обеспечение рациональной двигательной активности и рефлексия учащихся в вопросах физической самопрезентации являются составляющими здорового образа жизни школьников.

4. Предложенная и экспериментально апробированная программа формирования здорового образа жизни школьников посредством индивидуализации физического воспитания включает следующие компоненты, находящиеся в органичном единстве: потребностно-мотивационно-целевой, информационносодержательный, деятельностно-практический, творческий, управленческо-поведенческий, рефлексивный. При этом три первых в перечисленной группе следует признать основополагающими.

5. Анализ результатов проведенного исследования показал, что разработанная программа индивидуализации физического воспитания учащихся совпадает с желаниями школьников самостоятельно включатся в вопросы планирования индивидуальных физических нагрузок, выделять любимые виды спортивных занятий, выбирать средства и методы закаливания. Разработанные в программе здравотворческий и здравосозидающий образы жизни можно сформировать, исходя из выявленных факторов предпочтения школьниками разнообразных видов двигательной активности.

6. Индивидуализация физического воспитания позволяет более полно реализовать образовательную парадигму: «Научить детей учиться». Этому способствует постепенный переход учителя в амплуа консультанта, реальное проявление диалогического стиля общения. Новое ролевое взаимодействие учителя-фасилитатора и ученика может рассматриваться как реализация субъект-субъектных отношений на занятиях по физической культуре в школе.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением формирования здорового образа жизни старших школьников и их режимом в учебное и внеучебное время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа вуз»: Дис. д-ра пед. наук. — Новосибирск, 2001. — 365 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. -М.: Наука, 1981. 186 с.
  3. С.О. Формирование стиля жизни старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2002. — 234 с.
  4. С.А. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов вуза в условиях Кольского Заполярья: Дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2000. — 187 с.
  5. Аль-Фараби. Естественно научные тракты. / Пер. с араб. Алма-Ата, 1987. — 495 с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Просвещение, 1977.-332 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 е., Т. 2. -287 с.
  9. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства 14−17 вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. -363 с.
  10. Антология педагогической мысли России 18 века. М.: Педагогика, 1985. -480 с.
  11. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 века — М.: Педагогика, 1990. — 605 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. -М.: Педагогика, 1981. -С. 3−19.
  13. Г. JI. Здоровье: Методология и методика комплексной оценки // Здоровье и функциональные возможности человека. М., 1985. — С. 21.
  14. М.Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев, 1985. — 75 с.
  15. Г. Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996. — № 2. — С. 9−14.
  16. Аристотель. Поэтика- риторика. Пер с греч.- Спб.: Азбука, 2000. 348 с.
  17. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964. — .324 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  19. В.Ф. О школьных истоках величайшей трагедии цивилизации // Актуальные проблемы валеологии в образовании. М.: Просвещение, 1997. — С.66−68.
  20. В.Ф. Программа, методология и методика (Президентская программа «Дети России»). Сергиев Посад, 1995. — Ч. 1−4.
  21. Л.В. Подготовка учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. Б.: БГПУ, 2004. — 21 с.
  22. Г. А., Назарова Н. Н., Казакова Т. Н. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М.: Советский спорт, 2002. — 160 е., ил.
  23. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема. // Вопросы философии. 1981. — № 8. — С.78−89.
  24. В.К. Здоровье в движении. М.: Физкультура и спорт, 1988. -105 с.
  25. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. -1991.- № 7. С. 3 7−41.
  26. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  27. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−27.
  28. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987.-224 с.
  29. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 27.
  30. Н.А. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты. Кемерово, 1995. — 245 с.
  31. В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-256 с.
  32. А.С., Соколова Л. В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 81−92.
  33. .М. Физическая культура как средство профилактики негативных явлений и формирования здорового образа жизни. Л., 1988. — 175 с.
  34. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. -Самара, 2000. 163 с.
  35. И.А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся мед. училищ: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 162 с.
  36. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. -М.: Политиздат, 1976. С. 166−175.
  37. Бестужев-Лада И.В., Глезерман Г. Е. Составные элементы, качественные и количественные показатели образа жизни и современная идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976: — С. 46−53.
  38. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  39. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.
  40. Биологическое и социальное в развитии человека / Под ред. Б. Ф. Ломова, Е. В. Шолохова, А. В. Брушлинского. -М.: Педагогика, 1977. 227 с.
  41. А.С. Учить здоровому образу жизни // Педагогика. 1993. — № 4. -С. 31−34.
  42. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — С. 41−42.
  43. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  44. Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  45. М.М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1993.- 155 с.
  46. М.М., Виленский М. Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя // Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Госкомспорт СССР, 1990. — С. 109−111.
  47. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-208 с.
  48. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. — № 2. — С. 48−53.
  49. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л., 1987. — 125
  50. А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика, 1965-№ 7.-С. 8−21.
  51. И.М., Бутина И. А., Леонтьева Т. Н., Масленников С. М. Физическая культура: 9−11 кл.: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
  52. В.О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. — 156 с.
  53. В помощь соискателю ученой степени: справочно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Сост. П. А. Шептенко, Г. А. Громова. 2 изд. доп. — Барнаул: Изд-во БГГГУ, 2001. — 117 с.
  54. Ю.Н., Ярош Е. А. Какорина Е.П. Поверь в себя (к индивидуальной системе совершенствования человека) // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 9. — С. 58−63.
  55. Э.Н. Валеология: учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001. -416 с.
  56. А. Психическое развитие ребенка. Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967.- 195 с.
  57. В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. М.: Терра-Спорт, 2000. — 168 е., ил.
  58. М.Я. Основы здорового образа жизни студентов. М.: Высшая школа, 1995. -216 с.
  59. П.А., Моченов В. П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С.24−26.
  60. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990.-288 с.
  61. П.А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 1995.-352 с.
  62. А.А., Юримяэ ТА., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.
  63. Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. Кишинев: Штиница, 1989. -245 с.
  64. Н.Н. Социальная природа современного спорта. Кишинев, Штиница, 1979.-С. 21.
  65. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И. С. Якиманская и др. М.: Педагогика, 1989. — 434 с.
  66. А.П. Формирование личности актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования // Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. — М., 1980. — С. 6−9.
  67. А.П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. — С. 17.
  68. JI.C. Проблема эмоций // Вопросы психологии. М., 1958. № 3. -С. 126.
  69. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1967. — С. 7,110−113,231.
  70. JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика-Пресс, 1991. 480 с.
  71. JI.C. Спиноза и его учение об эмоциях // Вопросы философии. М., 1970. — № 6. — С. 119−130.
  72. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1991.-480 с. 73 .Выготский JI.C. Проблема развития психики и собр. соч. в 6 томах, М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 365 с.
  73. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер, 1997. — С. 221.
  74. В.М. О взаимосвязях физической культуры с общей культурой // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 20−23.
  75. В.М. Деятельность спёциалиста физической культуры: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 1997. — 74 с.
  76. В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пособие. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — 45 с.
  77. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пос. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 128 с.
  78. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Университет, 1985.- 164 с.
  79. И.Ф. Избранные педагогические сочинения Т.1 М.: Учпедгиз, 1940.-292 с.
  80. Г. Бег ради жизни / Оздоровительный бег: Как избежать болезней. -М.: Просвещение, 1995.-С. 3−114.
  81. В.И. Индивидуальный подход к учащимся в условиях эффективности урока в 5-х классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1961. -24 с.
  82. .Г. Моделирование как метод научных исследований: (Гносеологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965. — 247 с.
  83. В.И. Физическая культура и формирование здорового образа жизни. Киев: Здоровье, 1989. — 71 с.
  84. Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.
  85. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, БГПУ, 1994. — 376 с.
  86. Я.Н. Школа и педагогика США до Второй мировой войны. Исторический очерк. М.: Наука, 1972 — 394 с. 91 .Горчак С. И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни. М.: Знание, 1976.- 150 с.
  87. Л.П. Общение с собой: начало психологической активности. М.: Просвещение, 1991.-320 с.
  88. М.Ф., Решетников Г. С. С помощью движений. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 126 с.
  89. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. Сб. науч. Трудов / Под ред. К. И. Салимовой и др. М.: Педагогика, 1990. — 200 с.
  90. Д.Н. Основы здорового образа жизни // Вестник Балтийской Академии, 1996. Вып.8. — С. 16−24.
  91. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теор. и экспер. псих, исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  92. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.-С. 73−80.
  93. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии. М., 1981. — № 6. — С. 37−43.
  94. М.А. Индивидуализация обучения учащихся на уроке // Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1960. — 184 с.
  95. А.П. Здоровый образ жизни и факторы его определяющие // Тез. межвуз. научно-метод. конф. Пермь, 1989. — С. 90−92.
  96. А.В., Мартыненко А. В., Валентик Ю. В. Некоторые показатели здоровья и принципы формирования здорового образа жизни молодежи // Здравоохранение РФ. 1989. — № 1. — С. 27−31.
  97. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. Учебное пособие для студ. пединститутов. М.: Просвещение, 1993, 192 с.
  98. Г. Г. Индивидуальность и культура. М.: Наука, 1992. — 418 с.
  99. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  100. Древнекитайская философия в 2 т. М.: МП Принт т.2. — 384 с.
  101. Н.М. О всеобщности законов диалектики. Брянск, 1967. -С. 17.
  102. До донов Б. И, Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 303.
  103. В. У меня и у них разные системы ценностей // Деловой мир, 1995, № 6.-С. 6.
  104. Н.П. Биологическое и социальное в человеке // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Педагогика, 1977. — С. 81−93.
  105. О.Дубровина И. В. Практическая психология образования. М.: Педагогика, 1997. — 528 с.
  106. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. -М.: Флинта, 1999. -560 с.
  107. Д.И. Человек как биосоциальное существо // Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество и природа в век НТР. -М.: Наука, 1983. С. 334−340.
  108. А.Я. Психологические основы формирования интереса подростков к физической культуре (Конференция «Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура». Тез. докл.) // Школа здоровья. 1996. -Т.З. -№>4. — С. 133−134.
  109. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989, 160 с.
  110. К. и Оелыплегель Г. Юным спортсменам о тренировке. Пер. с нем. Т. Бобковой. -М.: Физкультура и спорт, 1975. 159 е., ил.
  111. А.Ю. Гуманизация основа построения личностно-ориентированного физкультурного образования старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. — СПб., 2000. — 206 с.
  112. Жук Г. Е. Гигиенические концепции здорового образа жизни // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С. 68−71.
  113. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978.-160 с. 119.3агвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — С. 531.120.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание, 1987.-160 с.
  114. Г. К., Зинченко М. В. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития // Валеология. 1997. — № 2. — С. 31−35.
  115. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  116. Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 221 с.
  117. Д.А. Здоровый образ жизни как основа профилактики: Автореф. дис.канд. мед. наук. М.: МГМИ, 1982. — 19 с.
  118. А., Сисенгалиева Г., Тытыбаев Б. Формирование здорового образа жизни на научную основу // Мысль. — 1999. — № 11−12. — С. 43−46.
  119. В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ. — 279 с.
  120. В.Н., Ирхина И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе. Учебное пособие. Барнаул: БГПУ, 1998. — 117 с.
  121. В.Н., Кащенко В. П. доровье учителей и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 73−76.
  122. История педагогики. В 2-х частях. // Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1998 ~ т. 1. — 192 с, т.2. — 304 с.
  123. О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2001. — 178 с.
  124. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  125. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  126. Ю.Г. Физкульт-ура! Ура! Ура! Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 202 с.
  127. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1985. — 83 с.
  128. Э.М. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования Кузбасса II Образование. Личность. Здоровье. Под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина. Кемерово: ОблИУУ, 1996. — С. 28−45.
  129. НО.Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000.-192 с.
  130. В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. Новосибирск, 1993. — 121 с.
  131. Г. А., Вахрушева Л. А., Муравлев В. В., Сенько Л. М. Опыт работы по сохранению здоровья субъектов образовательного процесса // Вестник алтайской науки. Образование. 2002. — № 1. — С. 150−156.
  132. Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физическая культура: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 20 с.
  133. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. — 224 с.
  134. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
  135. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-С. 14−47.
  136. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  137. .А. Психологические механизмы формирования образа жизни личности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1996. — 204 с.
  138. Ю.Е. Формирование навыков ведения здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 171 с.
  139. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 178 с.
  140. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  141. A.M. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 171 с.
  142. А.А. Формирование здорового стиля жизни студентов средствами физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. Барнаул, БГПУ, 2003.-191 с.
  143. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. -СПб.: ДЕАН, 1998. 232 с.
  144. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982 — т.1. — 656 с, т.2. — 576 с.
  145. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. М., 1992. — 48 с.
  146. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 52 с.
  147. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  148. Г. Н. Способы реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в условиях программированного обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1971. 19 с.
  149. И.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  150. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. — № 34. — С. 11−12.
  151. B.C., Колодницкий Г. А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Метод, пособие. -М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. 184 с.
  152. B.C., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-200 с.
  153. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Просвещение, 1986. — 399 с.
  154. В.П. Системный подход // Вопросы философии. М., 1980. — № 12.-С. 13.
  155. В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней образовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Киров, 2002.-181 с.
  156. Ю.Н., Сухобская Г. С. Учет индивидуальных особенностей учащихся при построении обучающих программ и проведении программированного обучения. М.6 Педагогика, 1969. — 216 с.
  157. К. Аэробика для здоровья // Физкультура и спорт. 1986. — № 9. -С. 15−22.
  158. Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. М.: Про-физдат, 1987.-256 с.
  159. А.П. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 7. — С. 13.
  160. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  161. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  162. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987. — 90 с.
  163. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 208 с.
  164. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-47 с.
  165. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1952. — 335 с.
  166. В.А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. М.: Восточная книжная компания, 1997. — 320 с.
  167. Д. Педагогические сочинения. Пер. с англ. Ю. М. Дивидсона. М.: Учпедгиз, 1939 — 320 с.
  168. Е.В., Лопуга В. Ф. Валеология: к здоровью через движение. Методическое пособие. Барнаул: АКИПКРО, 2003. — 46 с.
  169. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.
  170. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  171. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Материалы международной конференции «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИ ФК, 1984. -С. 124−125.
  172. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: Изд-во ACT, 1998. — 272 е., ил.
  173. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации И Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 11−13.
  174. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Ориентиры физического воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 33−39.
  175. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 24 с.
  176. Д.Н. Дифференцированное физкультурное образование учащихся 10−11 классов общеобразовательной школы в зависимости от обу-ченности и уровня развития физических способностей: Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. — 191 с.
  177. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.- Просвещение, 1983.-480 с.
  178. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  179. К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1956. — Т.З. — 389 с.
  180. А.В., Валентик Ю. В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи (гигиенический аспект). -М.: Медицина, 1988. 192 с.
  181. Математическая статистика в помощь студенту исследователю: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов / Сост. В. Л. Крайник. Барнаул: изд-во БГГГУ, 1999. — 45 с.
  182. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  183. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание» / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1984. -191 е., ил.
  184. Р.Е., Каплан Э. Я., Велитченко В. К., Артанмонов В. Н. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 1. — С. 14−22.
  185. Г. И., Дорошенко А. С. Физическая культура: теоретические основы. Хабаровск: ХГПУ, 1998. — 164 с.
  186. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 240 с.
  187. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 208 с.
  188. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 е., ил.
  189. Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания: Дис. в виде научного доклада.. д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. — 105 с.
  190. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: «Наука», 1976. — 336 с.
  191. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ: пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухарк, М. В. Моисеева, А. Е Петров. М.: Изд. центр Академия, 1999. — 224 с.
  192. С.С. Индивидуализация оценки успеваемости по физическому воспитанию студенток. // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. 1991. — Вып. 21. — С. 19−21.
  193. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.
  194. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  195. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 18 в. первая половина 19 века / Под ред. М. Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1973. — 605 с.
  196. Н.А. Педагогические условия реализации здоровьесбере-гающей модели общеобразовательной средней школы: Дис. канд. пед. наук. Омск, 2001. — 163 с.
  197. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Пед. общество России, 2002. — 640 с.
  198. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  199. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — Т.2. — 416 с.
  200. В.П. Валеология и мудрость здоровья. СПб.: Петроградский и К0, 1996. -Т.1.-304 с.
  201. В.П. Гармония чувств и образ жизни. СПб.: Петроградский и К0, 1997-Т. 5.-360 с.
  202. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  203. Л.П. Психология формирования здорового образа жизни подростков: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 128 с.
  204. Платон. Диалоги. -М.: Мысль, 1986. 605 с.
  205. И.П. Педагогика. В 2 кн — М., 1999. — кн.1. — 576 е., кн.2. -256 с.
  206. В.А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 159.
  207. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2003. -512 с.
  208. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей / Авторы: В. И. Лях, Г. Б. Мейк-сон.-М., 1993.-64 с.
  209. Н.В. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1971. 24 с.
  210. Психология индивидуальных различий / Под ред. В. Я. Романова, Ю. Б. Гиппенрейтор. М.: Педагогика, 1982. — 319 с.
  211. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др. М: Педагогика, 1988. — 239 с.
  212. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна Т.Н.Бостанжиевой, И. М. Вереникина и др. М.: Просвещение, 1987. — 238 с.
  213. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников на основе анализа самостоятельной учебной деятельности. М.: Педагогика, 1975.-182 с.
  214. Т.П. Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях «открытой школы»: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 181 с.
  215. .Ж. Эмиль или о воспитании. -М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  216. JI.A. Индивидуализация тренировочных нагрузок гребцов-академистов на основе анализа функциональных и морфологических показателей специальной работоспособности: Дис. канд. пед. наук. М, 1999. -156 с.
  217. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и ин-тов повыш. квалиф. М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  218. Г. К. Технологии развивающего обучения. // Школьные технологии 1997. — № 4. — С. 22−47.
  219. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2000. — 235 с.
  220. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2004. 350 с.
  221. А.А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура». М.: Терра-Спорт, 2000. — 272 е., ил.
  222. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 186 с.
  223. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9. -С. 3−9.
  224. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — С. 3−91.
  225. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  226. JI.A. Общеразвивающие упражнения для школьников. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 160 е., ил.
  227. B.C., Писарский П. С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х годов: Кросскультурное сопоставление. М.: Просвещение, 1993.-С.4- 6−57- 92.
  228. М.Д. Применение принципа индивидуального подхода к учащимся в учебной работе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1960. — 24 с.
  229. Социально-экономическое положение Алтайского края: Стат.сб. / Алтайский краевой комитет гос. статистики. Барнаул. — 2001. — 153 с.
  230. А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  231. В.И. Гуманистическая ценность спорта как элемента образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 6. — С. 6.
  232. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М., ГЦОЛИФК, 1988. — 27 с.
  233. А.С. Педагогические основы формирования здорового образа жизни молодежи: Дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1999. — 133 с.
  234. В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев: Рад. школа, 1979.-Т.2.-718 с.
  235. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  236. Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография-эссе. СПб., 1999. — 171 с.
  237. Л.Г. Педагогическая валеология в Новой парадигме образования // Развивающее обучение. СПб.: Петроградский и К, 1998. -С. 51−53.
  238. Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб.: УПМ, 1993. — 117 с.
  239. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961.-535 с.
  240. П.П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998- 181 с.
  241. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. Педагогика, 1990.- 192 с.
  242. О.Е. Индивидуализация скоростно-силовой подготовки юных копьеметателей: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.-202 с.
  243. К.Д. Об организации русской школы // Избранные педагогические сочинения в 2 т. М., 1954. — Т. 2. — С. 230.
  244. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. — Т.1. — 534 с.
  245. А.И., Ботин С. В. Комплексный подход к оценке состояния здоровья детского населения с помощью автоматизированных программ // Образование. Личность. Здоровье. Кемерово, 1996. — С. 102−108.
  246. Физическая культура основа здорового образа жизни / Под ред. Н. В. Барышевой. — Самара, 1996. — 102 с.
  247. Физическая культура и здоровый образ жизни / Под ред. П. А. Виноградова. М.: Мысль, 1990. — 109 с.
  248. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края /Под общ. ред. В. И. Тимофеева. Барнаул, 1996. — 62 с.
  249. Физическая культура: Учебник для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон и др.- М.: Просвещение, 2001. 155 е., ил.
  250. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учеб. метод, пособие / Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с. '
  251. В.Н. Проблема раскрепощения сущностных сил человека. — Барнаул: БГПУ, 1991. С. 37−245.
  252. В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие по антропологии. Барнаул: БГПУ, 1997. — 380 с.
  253. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. -590 с.
  254. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / Под ред.: А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик и др. М.: Медицина, 1988. — 192 с.
  255. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  256. А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и. XXI века // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 2−4.
  257. З.И. Формирование здорового образа жизни сельского школьника (пед. аспект): Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 143 с.
  258. С.Т. Работа для будущего: документальная повесть: Книга для учителя М.: Провсещение, 1989. — 223 с.
  259. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 159 с.
  260. Щегол ев В. А., Панасюк В. П. Физическое воспитание в образовательных системах: новые подходы. СПб: Питер, 1994. — 20 с.
  261. А.Г. Методологические подходы к «измерению здоровья» //Здоровье человека в условиях НТР: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. — С. 26−33.
  262. А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. — Новосибирск, 1996. — 49 с.
  263. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии. — Новосибирск, 1996. — 49 с.
  264. .М. Место массовых форм в физическом воспитании сельских школьников и их содержание / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993. — Т.2. — с.79−82.
  265. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Просвещение, 1994.-240 с.
  266. М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся. М. Наука, 1990. — 87 с.
  267. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. JL, 1975. — 394 с.
  268. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: Знание, 1995.-356с.
  269. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь", 1996. — 96 с.
  270. Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 149 с.
  271. Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания // Валеология. 1997. — № 4. -С. 24−27.
Заполнить форму текущей работой