Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На материале исследуемой проблемыустановлено, что национальная художественная культура представляет собой особое качественное состояние личности, которое формируется при аксиологическом подходев структуре целостного процесса дизайн-образования. Решение этой задачи становится возможным при условии целевого раскрытия ценностно-смыслового содержания образовательной программы «Искусство орнамента… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования" ценностного отношения к национальной художественной культуре у студентов в дизайн-образовании
    • 1. 1. Формирование ценностного отношения к национальной художественной культуре в дизайн-образовании
    • 1. 2. Формирование ценностного отношения к национальной художественной' культуре в развитии личности студента-дизайнера вуза
    • 1. 3. Модель формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента в высшей школы Ирака
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской национальной художественной культуре средствами 83 орнамента
    • 2. 1. Ценностно-ориентированные и педагогические функции орнамента в освоении национальной арабской художественной культуры студентами-дизайнерами'
    • 2. 2. Этапы, содержание и условия формирования ценностных отношений у студентов-дизайнеров на основе реализации образовательной программы «Искусство орнамента в арабской художественной культуре»
    • 2. 3. Оценка качества формирования ценностного отношения к арабской художественной культуре студентами-дизайнерами средствами орнамента

Формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в развитии мирового образовательного сообщества происходит постепенное возрождение интереса к национальной культуре. «Культура, — как отмечает Д. С. Лихачев, — это святыни народа, святыни нации». Каждый народ накапливает национальные художественные ценности, не уничтожает их, пересматривая лишь на определенных этапах свое отношение к тем или иным произведениям.

Перемены, происходящие в иракском многонациональном обществе, находят отражение в социальном заказе на сохранение и поддержку этнической самобытности народов Ирака, гуманистических традиций их культур в сфере дизайн-образования. Обращение к опыту использования традиций национальной культуры современными иракскими дизайнерами не является случайным. Традиционная иракская культура становится все более популярной и востребованной в мире эстетики, дизайна. Она активно входит в интернациональное культурное пространство.

Культуре Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. В Ираке проживают различные этнические и V религиозные группы населения, чьи традиции оказали влияние на иракскую культуру. Население Ирака составляют арабы (около 80%), курды (около 17%), а также ассирийцы, турки, туркмены, армяне и другие. Для иракцев важным фактором жизни стал ислам как широкое религиозно-социальное движение, имеющее место фактически во всех мусульманских странах и на международной арене.

Актуальность формирования ценностного отношения к арабской художественной культуре студентов-дизайнеров обусловлена тем, что современный дизайнер призван быть носителем национального самосознания, способствующего посредством своей художественнотворческойдеятельности духовному развитию студентоввоспитанию у них эстетического вкусавнимательного отношения к истории и: культуре собственной страны.

В нашей работе делается акцент на культурный и этнический аспект восприятия культурных ценностей будущих специалистов в* области дизайнана формирование у современного специалиста отношенияк художественному культурному наследию своего государства. Именно поэтому в педагогическом процессе особенно возрастает значение активного использования в дизайн-образовании модуля «Искусство орнамента" — В орнаменте утверждается единство человеческой культуры I фундаментальные ценностивсех эпох, всего человечестваобъединяющие прошлое с настоящим. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию.5 Он многозначен и глубок по своей сути, ибо в-основе его лежат символы и знаки мусульманской религии.

Использование педагогического потенциала орнамента как средства формирования ценностного' отношения-' кнациональной художественной культуре способствует развитию личностистудента-дизайнера:

Степень разработанности^ проблемы/Изучение методологических, теоретических, основ, культуры т национальной культуры нашли< свое отражение в г философскойи культурологической литературе (А.И: Аль-Акедий, И. Х. Аллаф, Р.И. Аль-Самарай, А. Л. Андреев,.

A.A. Аранов, А. И. Арнольдов, С. НАртановский, H.A. Бердяев,.

B.C. Библер, С.Н. БольшаковаГ.Д. Гачев, С. Н. Иконникова, И. П. Ильин, М. С. Каган, М. А. Некрасова, А. Я. Флйер, АЛО. Шадже и др.).

Теоретический подход к проблеме ценностно-ориентированного развития личностидается в современной философской, психолого-педагогической в литературе (Б.Г. Ананьев, С. Н. Булгаков, A.A. Вербицикий, JI: G. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Н^Б. Крылова, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн,.

B.П. Тугаринов, П. А. Флоренский и др.). Проблема национального самосознания личности, межэтнической толерантности стали предметом научного осмысления в работах С.А. АрутюноваБ.Л. Вульфсона,.

C.Н. Гаврова, А. Н. Джуринского, М. В. Дюжаковой, В. Н. Козлова, С. Г. Кор донского, И. А. Лыковой и др.

Процесс формирования ценностного отношения у студентов к национальной художественной культуре рассматривается в исследованиях Е. Л. Абаимова, М. Бассиуни, З. Д. Жуковской, Т. В. Ивановой, A.B. Калинина, Г. И. Королевой, В .Г. Лысенко, О. Л. Морева, И. Р. Селигеевой и др.

Вопросы профессионально-личностного становления специалистов-дизайнеров раскрыты в исследованиях Т. Ю. Благовой, О. В. Будниковой, Ю. А. Горюновой, А. И. Джабера, A.B. Иконникова, A.B. Казарина, E.H. Ковешниковой, H.H. Мосоровой, О. В. Сюткиной, Н. Б. Ульяновой, Е. М. Фандеевой, М. В. Цейтлиной, В. В. Чижикова, В. А. Шурова и др.

Проблема арабской художественной культуры раскрывается в научных трудах ведущих специалистов в этой области (Ф. Абдуль-Хамид, Х.М. Аль-Багдадий, К.Ф. Аль-Маликий, Р. Аль-Жадержий, X. Аль-Захавий, Т. И: Аль-Иссави, X. Аль-Султаний, А.Р. Аль-Халиди, С. Аль-Хатать, X. Р. Амрщ А. Бердников, Б. В. Веймарна, Х. А. Ибрагим, Д. Г. Кхму, Г. М. Рзокий, Р. Тебоний, И. Фатхи, 3. Хадид, С. Шумов и др.). Особенности применения основ орнаментального искусства в образовании и воспитании студентов представлены в работах разных исследователей (Р. А. Абурас, Д. А. Айюби, М.С. Аль-Атум, Х.А. Аль-Сакер, Т. А. Бадаева, М. В. Баканова, Н. П. Бесчастнов, А. Бехнси, А. Г. Заховаева, И. Ю. Иванова, Н. Т. Климова, Ф. Мохсен, Г. Т. Титорева, А. Х. Файяд, М. Ю. Хадр, Ю. Ханфар и др.).

Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что системного педагогического исследования возможностей использования арабского орнамента в формировании ценностного отношения у студентов-дизайнеров к национальной художественной культуре в вузе не проводилось.

Анализ теории и практики формирования ценностного отношенияу студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами^ орнамента позволил выявить ряд противоречий:

— между потребностью современного общества в формировании личности студента-дизайнера, имеющего высокую культуру на основе осмысления ценностного отношения к национальной художественной культуре, и слабойразработанностью данной проблемы в образовательном пространстве Ирака;

— между социальной значимостью формирования ценностного отношения: у студентов-дизайнеров к национальнойхудожественной культуре средствами орнамента и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории;

— между объективно высоким ¦ образовательными воспитательным потенциалом< арабского орнамента в, дизайн-образовании ж отсутствием целенаправленного" использования совокупности его средств в формировании ценностного отношения у студентов-дизайнеров, к национальной художественной культуре.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова сущность формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре и при каких педагогических условиях будет обеспечено усвоение его ценностно-смыслового содержания средствами орнамента в, дизайн-образовании.

Актуальностью рассматриваемой проблемы обусловлен выбор темы диссертационного исследования: «Формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров, к арабской художественной культуре средствами орнамента».

Объект исследования — ценностное отношение к национальной художественной культуре в дизайн-образовании.

Предмет исследования — формированиеценностного отношения к I арабской художественной культуре у студентов-дизайнеров средствами орнамента в условиях высшей школы Ирака.

Цель исследования — разработка модели, выявление и обоснование педагогических условий формирования ценностного отношения у студентов дизайнеров к арабской художественной культуре.

В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Уточнить содержание понятий «ценность», «ценностное отношение», «национальная художественная культура» применительно к процессу формирования ценностного отношения у студентов к национальной художественной культуре в дизайн-образовании.

2. Разработать и апробировать модель формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре на основе реализации программы «Искусство орнамента в арабской художественной культуре».

3. Выявить комплекс средств орнамента и их возможности в формировании ценностного отношения у студентов-дизайнеров к национальной художественной культуре.

4. Определить педагогические условия, необходимые для успешного формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента.

5. Провести педагогический эксперимент по проверке эффективности модели формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента в дизайн-образовании, будет осуществляться успешно, если:

— уточнено содержание понятий «культура», «национальная художественная культура» применительно к процессу формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента в целостном процессе дизайн-образования;

— разработанная модель формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре будет выступать теоретической основой для организации этого процесса в практике обучения студентов-дизайнеров;

— выявленный комплекс средств арабского* орнамента направлен на реализацию проектно-художественных форм обучения студентов-дизайнеров, способствующих формированию ценностного отношения к национальной художественной культуре у студентов-дизайнеров;

— разработанная* программа, включающая формы, методы, приемы и средства орнамента, позволит осуществлять поэтапное формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре в интеграции психолого-педагогических и профессиональных блоков дисциплин стандарта образования бакалавр искусств по дизайну;

— выделенные педагогические условия будут способствовать эффективности организации процесса формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента в дизайн-образовании.

Теоретико-методологической базой исследования явились:

— философские, общенаучные, психолого-педагогические концепции ценностей и ценностных отношений в современной аксиологии (И. А. Арнольдов, Э. А. Балл ерМ.М. Бахтин, B.C. Библер, П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Э. Кассирер, JI.H. Коган, И. С. Кон, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Э. В. Соколов, А .Я. Флиер, П. А. Флоренский, М. И. Шаркави и др.);

— идеи С. Л. Рубинштейна о личности как способности человека выражать свое отношение к миру, Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии личности, А. Н. Леонтьева о смыслообразовании как личностной-функции человека;

— личностно-деятельностный подход к организации педагогического процесса (Е.П. Белозерцев, Е. В: Бондаревская, И. А. Зимняя, А. Г. Пашков, Л. С. Подымова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.);

— теории и концепции художественного образования и народного искусства (А.Н. Афанасьев, В. Н. Банников, П. Г. Богатырев, Г. Н. Волков, В. Е. Гусев, B.C. Кузин, М: А. Некрасова, Б. М. Неменский, A.C. Петелин, М. Д. Симонов, В. М. Соколинский, Т. В. Челышева, П. К. Шабанов,.

A.И. Шмойлов, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикалова и др.);

— педагогические технологии в функционировании региональных культур и орнаментальных системах культур (И.В. Арябкина,.

B.Н. Банников, В. П. Беспалько, Ю. В. Бромлей, А. Л. Бугаева, П. М. Кожин, В. И. Козлов, Е. В. Лапина, О. В. Сальдаева и др.);

— концепции арабских ученых о национальном искусстве и орнаменте как особом типе художественного творчества и философии мироощущения в исламском мире (М. Бассиуни, А. Бехнси, A.C. Заид и др.);

— концептуальные идеи дизайна (Т.В. Адорно, К.Ф. Аль-Маликий, А.Р. Аль-Халиди, В. Р. Аронов, Л. Н. Безмоздин, Н. И. Воронина,.

O.B. Генисаретский, B.JT. Рлазычев, К. Кантор, E.H. Лазарев, С. М. Михайлов, В. Ф: Сидоренко, Г. П. Щедровицкийи др.);

— теории развития творческой деятельности в процессе решения художественно-творческих задач (G.E. Игнатьев, И: Ф. Исаев, B.C. Кузин, Э. В. Паничева, A.B. Щербаков и др.).

Методы исследования. Для реализации исследовательских задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватных цели,-предмету и задачам исследования: теоретические — анализ философской, культурологической, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблемам культуры и образованиясодержания дизайн-образованияисторико-педагогический анализ идей становления и развития понятий «национальная художественная культура», «ценностное отношение» и «дизайн" — моделирование педагогических, ситуацийпроектированиерезультатов г исследованиясинтез, обобщениеэмпирические методы — тестирование, опросыконстатирующий и> формирующий экспериментыизучение педагогического опыта, анализ, продуктов творческой, деятельности студентов, изучение комплекса средств, арабского орнаментастатистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования* - Багдадский университет Ирака факультет искусств (отделение «Дизайн») — Институт культуры и искусства Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) отделение «Дизайн». Исследованием было охвачено 40 иракских студентов (из них были выделены контрольная и экспериментальная группа) и 40 студентов ВГПУ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2010 год и включало три этапа.

Первый этап (2007;2008гг.) — теоретический анализ междисциплинарных литературных источников по изучаемому вопросу по философии, культурологии, искусствоведению, педагогике, психологии и по образовательным технологиям в дизайне) — определение проблемы, цели, гипотезы И' задач исследования, подготовка к опытно-экспериментальной работе.

Второй этап (2008;2009гг.) — разработка' программы опытно-экспериментального исследования, модель формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента.

Третий этап (2009;2010гг.) — теоретическое осмысление полученныхв исследовании данных, уточнение модели формирования ценностного отношения к арабской художественной культуре средствами орнамента. Внедрение в практику высшейшколы разработанной модели и программы.

Научная новизна исследования:

— уточнено содержание понятия «ценностное отношение к национальной художественной культуре» применительно" к процессу формирования личности1 студента-дизайнера на основе национальных художественно-культурных ценностей, традиций и менталитета;

— разработана модель и программа формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента в дизайн-образовании;

— изучены средства орнамента и их педагогические возможности в формировании ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре;

— выявлены направления формирования ценностного отношения студента-дизайнера к арабской художественной культуреуточнены критерии и показатели сформированности ценностного отношения к арабской художественной культуре средствами орнамента;

— определены этапы формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре в. процессе реализации программы «Искусство орнамента в арабской художественной культуре».

— выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения к арабской художественной культуре в дизайн-образовании.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении педагогических возможностей искусства орнамента как средства формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре в целостном образовательном процессе вузав обобщении и систематизациинаучной информации о комплексе средств искусства орнаментав расширении представления о ценностно-целевых приоритетах подготовки студентов-дизайнеров к национальной художественной культуре средствами) орнаментав теоретическом обосновании модели, направленной на формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской национальной художественной культурев выявлении педагогических условий, способствующих более эффективному формированию > ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре.

Практическая значимость исследования состоит в томчто результаты исследования положены в основу программы «Искусство орнамента в арабской художественной культуре», предназначенной для студентов и преподавателей отделений дизайна, занимающихся по курсу «Искусство орнамента» как базовой дисциплины (1−4 курсы). Предлагаемые в программе технологические приемы поэтапного освоения искусства орнамента в проектно-художественной деятельности дизайнеров (система графических упражнений-заданий в освоении орнамента, инструктивно-технологические карты, мультимедиапрезентации, электронные методические пособия и другие) могут быть использованы в дизайн-образовании высшей школы.

Достоверность, научных результатов и выводов определяется анализом современных психолого-педагогических исследованийобеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием образовательных технологий, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование ценностного отношения кнациональной художественной культуре студентов-дизайнеров — процесс создания целостной системы условий, единства содержания, форм, средств и методов в дизайн-образовании, в котором происходит духовное развитие и воспитание человека культуры, направленного на поиск путей освоения и передачи культуротворческого опыта человечества подрастающему поколению.

2. Модель формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента, включающая^ цель (формирование ценностного отношения к арабской художественной культуре средствами орнамента с позиции ценностного развития личностей, обучающихся в дизайн-образовании) — педагогические подходы (аксиологический, личностно-деятельностный, художественно-эстетический и культурно-региональный) — принципы (гуманизации, целостности и системности, культуросообразности, природосообразности, дифференциации, творческой направленности и самореализации, художественно-творческого сотрудничества студентов и преподавателей) — компоненты (когнитивный, социально-ценностных отношений, личностно-ориентированный, художественно-творческий, проектно-художественный и эмоционально-эстетический) — функции регулятивно-аксиологические, информационно-познавательные коммуникативно-семиотические, этнические, проектно-художественные, ценностно-ориентационные) — технологические приемы при реализации средств орнамента" в формировании ценностного отношения у студентов-дизайнеров к национальной художественной культуре средствами орнамента, содержание которых определяется условиями целевого раскрытия ценностно-смыслового содержания орнамента в художественной культуре. Комплекс средств орнамента включает четыре группы: семантические средства орнамента (пиктографический знак, племенной, знак, магический язык, каллиграфия, мотивы: круг, крест, квадрат, спираль) — изобразительные средства (точка, линия, штрих, пятно, цвет, тон, ритм, метр, симметрия, асимметрия, форма, силуэт, пластика, колорит, фактура, текстура) — выразительные средства (раппортная сетка и мотивы, пропорции, — масштаб, ритм, контраст, тождество, цвето-декоративная графика) — проектно-художественные средства (визуальная коммуникациями информациятехническое конструирование, компоновка, формообразование, стилеобразование, композициипостроенные на сочетании линии, штриха и точкикомпьютерные1 технологии). Все эти группы функционируют в единстве и взаимной связи, дополняя друг друга при реализации программы.

3. Программа формирования ценностного отношений у студента-дизайнера к арабской художественной культуре средствами орнамента, включающая теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение теории вопроса: понятия «ценностного отношения к художественной культуре», орнамента как языка межкультурного общения и национальных традицийценностно-ориентированных функций орнамента в освоенииарабской художественной культуры как педагогического процесса в дизайн-образовании. Содержание практической части включает поэтапное формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента (создание художественно-развивающей среды, ситуаций выбора ценностей, специальное обучение приемам проектной ценностной деятельности, применение в качестве графических упражнений задач на ценностную ориентировку в освоении арабского орнамента в художественной культуре Ирака), создающих условия для накопления ценностного опыта в деятельности студента-дизайнера.

4. Педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента в дизайн-образовании являются:

— интеграция и междисциплинарность всех блоков дисциплин бакалавра искусства по дизайну и вариативных образовательных программ регионального национального компонентаобразовательный процесс как целенаправленная система взаимодействия преподавателя и студента, направленный на освоение национальной арабской культуры;

— гуманизация процесса обучения, направленного на межкультурное сотрудничество, в художественно-образовательной деятельности будущего дизайнера;

— создание художественно-развивающей среды, способствующей образованию и воспитанию духовности, нравственности, патриотизма, выявлению и стимулированию творческой активности;

— использование комплекса средств искусства орнамента и их возможности в формировании ценностного отношения к художественной культуре в практико-ориентированной' деятельности дизайнера;

— дифференцированный и личностно-ориентированный подход, направленный на самостоятельную проектно-художественную деятельность, в процессе которой происходит овладение технологическими способами и средствами орнамента при условии ценностно-смыслового раскрытия национальной художественной культуры- .

— разработка и реализация учебно-методического комплекса, включающего образовательные программы с выделением в них компонентов национальной культуры, обеспечивающих личностное развитие будущих дизайнеров;

— реализация проектно-художественной деятельности в сфере дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли1 отражение в публикациях автора, докладах и сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах на кафедре художественного образования и дизайна Багдадского университета Ирака и Института культуры и искусства ВГПУв процессе экспериментально-преподавательской работы-: со студентами факультета искусств Багдадского университета и студентами отделения «Дизайн» ВГПУпри чтении лекций и проведение практических занятий для преподавателей факультета искусств Багдадского университетав публикациях работ по теме исследованияпри участии в межвузовских, научных конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, включает таблицы и рисунки. Объем диссертации составляет 229 раниц машинописного текста. В работе имеются 25 таблиц, 8 рисунков.

Список литературы

включает 322 источников. Приложение.

3. Результаты исследования подтвердили, что эффективность формирования ценностного отношения к национальной художественной культуре средствами арабского орнамента у студентов-дизайнеров протекает более1 успешно, если в. содержание дизайн-образования включать опыт социально-ценностных отношений, опирающийся на л развитие коммуникативной и эстетической оценки в процессе освоения и трансляции видов дизайна, в предметныймир окружающей среды человека, включающий знаниячувственные переживания, окрашенные национальным своеобразием, в обогащении духовного мира человека в1 соответствии, с: ценностным опытом. отечественной и мировой культуры, в развитии ценностного' отношения' ко всемявлениям' окружающего мира, к себе и другим*личностям.

4'. Искусство орнамента обладает комплексом специфических средств реализации своего педагогического потенциала в формировании ценностного отношения у студентов к художественной культуре. Комплекс средств орнамента включает четыре группы: семантические средства орнамента (пиктографический знак, племенной знак, магический язык, каллиграфия, мотивы: круг, крест, квадрат, спираль) — изобразительные средства (точка, линия, штрих, пятно, цвет, тон, ритм, метр, симметрия, асимметрия, форма, силуэт, пластика, колорит, фактура, текстура) — выразительные средства (раппортная сетка и мотивы, пропорции, масштаб, ритм, контраст, тождество, цвето-декоративная графика) — проектно-художественные средства (визуальная коммуникация и информациятехническое конструирование, компоновка, формообразование, стилеобразование,. композиции, построенные на сочетании линии, штриха и точкикомпьютерные технологии). Все группы средств интегрируются, дополняя друг друга при реализации программы «Искусство орнамента в арабской художественной культуре».

5. Искусство орнамента содержит в себе огромный педагогический потенциал последовательного восхождения личности будущего дизайнера от реализации простейшей потребности в познании национальной культуры средствами орнамента к актуализации философского осмысления образа жизни мусульманского народа и потребности донести этот смысл в проектирование предметной’Среды.

Таким образом, настоящее диссертационное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и-доказало эффективность реализации педагогических условий иразработанной модели формирования ценностного отношения к арабской художественной культуре средствами орнамента.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее освещение проблемы. Среди различных аспектов, требующих дальнейшего педагогического анализа, — разработка диагностических методик выявления ценностного отношения личности к национальному искусству: изучение условий эффективного освоения традиционной культуры своего региона и сохранения национальных традиций в художественной культуре специалистами в сфере дизайна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, выполненное в диссертационной работе, подтвердило важность поставленной проблемы о необходимости выяснения сущности освоения национальной арабской художественной культуры студентами-дизайнерами в процессе их профессиональной подготовки.

Диссертационное работа содержит два аспекта: теоретический и практический. Теоретический касается исследования особенностей процесса освоения национальной арабской художественной культуры студентами-дизайнерами, формирования у них ценностного отношения к национальным традициям и специфики педагогического управления этим процессом.

Второй аспект посвящен проблемам практической реализации, предлагаемой автором модели освоения национальной арабской художественной культуры на основе комплекса средств орнамента. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и правильность постановки задач, положений, выносимых на защиту.

1. На материале исследуемой проблемыустановлено, что национальная художественная культура представляет собой особое качественное состояние личности, которое формируется при аксиологическом подходев структуре целостного процесса дизайн-образования. Решение этой задачи становится возможным при условии целевого раскрытия ценностно-смыслового содержания образовательной программы «Искусство орнамента в арабской художественной культуре» в интеграции всех блоков дисциплин стандарта образования бакалавра искусства по дизайну. Подтверждено, что образовательную деятельность целесообразно строить на базе освоения региональных видов национальной художественной культуры, так. как она наиболее адекватно отражает сущность народного миропонимания.

2. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена модель, обеспечивающая активное включение студента-дизайнера в процесс освоения ценностно-смыслового содержания^ национальной художественной культурыустановлены критерии и показатели ее личностно-развивающего эффекта. Определены педагогические условия формирования ценностного отношения к национальной художественной культуре средствами арабского орнамента у студентов-дизайнеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаимова E. J1. Дизайн как общекультурный и национальный феномен: Дис.. канд. филос. наук / E.JI. Абаимова. Ростов-на-Дону, 2009. — 147 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  3. P.A. Исламские орнаменты как источник дизайна и современных мебельных элементов. Дис.. маг. искусств, наук. / Рехаб Абдулла Абурас. Король Сауд университет, 2008. — 109 с.
  4. Г. А. Взаимодействие культур / Г. А. Аванесова // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. — С.70−72.
  5. Т.В. Эстетическая теория / Т. В. Адорно. М.: Республика, 2001.-527 с.
  6. И.Х. Мохаммед Макие и иракские современные школы архитектуры / Ибрагим Халил Аллаф // Цивилизованный диалог. 2010. -№ 2950. — С.4−6.
  7. Аль-Сакер Х. А. Орнаментальное искусство арабов периода средневековья. Дис.. канд. искусств, наук / Хади Абдуль-Али Аль Сакер. -Москва, 1984.- 146 с.
  8. Аль-Акедий А. И. История современной культуры Ирака Текст. /Атмад Иосиф Аль-Акедий. Ирак: университет Мосул, 2009. — 331с.
  9. Аль-Акедий А. И. Свет культурного наследия исламской архитектуры в Ираке Текст. / Атмад Иосиф Аль-Акедий. Аль-Кума, 2008. — 254 с.
  10. Аль-Атум М. С. Методика преподавания художественного образования и учебных программ Текст. / Мунтер Самех Аль-Атум. -Аль-Манахеж, 2007. 282 с.
  11. Аль-Багдади Х. М. Правила арабской каллиграфии / Х.М. Аль-Багдади. Ирак, 1980. — 80 с.
  12. Аль-Иссави Я. Т. Основы дизайна интерьера в Багдадский традиционных арабских домов и возможность использования этих фондов в современных интерьеров:. Дис.. маг. искусств, наук / Ясин Taxa Исмаил Аль-Иссави. Багдадский университет, 1992. — 201 с.
  13. Аль-Малики К. Ф. Архитектурное наследие в арабском мире / Кабила Фарис Аль-Малики. Оман: Аль-уарак, 2004. — 202 с.
  14. Аль-Самарай Р. Исламская культура между традицией и новаторством Текст. / Рафик Аль-Самарай. Саудовская Аравия: Библиотека Аль-Рушед, Эр-Рияд, 2007. — 200 с.
  15. Аль-Халиди А. Р. Элементы национального наследия и возможности размещения их в залах ожидания банков. Дис.. маг. искусств, наук / Абдулсамад Рафик Аль-Халиди. Багдадский университет, 1994. — 210 с.
  16. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL: Изд-во ЛГУ, 1969. — 329 с.
  17. Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа / Ю. В. Андреев. СПб, 2002. — 864 с.
  18. А.Л. Место искусства в познании мира / А. Л. Андреев. -М.: Политиздат, 1980. 255 с.
  19. А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. -М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -311 с.
  20. А.И. Человек и мир культуры: введение вкультурологию / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 190 с.
  21. A.A. Мировая художественная культура. Россия конца XIX—XX вв. / A.A. Аронов. М., 1998. — 532 с.
  22. В.Р. Художник и предметно творчество: проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. /
  23. B.Р. Аронов. М. Д987. — 230 с.
  24. С.Н. Многонациональное государство с точки зрения культурологии / С. Н. Артановский // Философские науки. 1990. -№ 8. — С. 38−47.
  25. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие /
  26. C.А. Арутюнов. М., 1989. — 243 с.
  27. С.Ю. Орнаменты народов мира: практическое пособие / С. Ю. Афонькин, A.C. Афонькина. СПб: Кристалл, 1998. — 272 с.
  28. Н.Г. Язык культуры / Н. Г. Багдасарьян // Социально-политический журнал. 1994. — № 1. — С. 51−67.
  29. Т.А. Орнамент в народном искусстве / Т. А. Бадаева // Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. научных трудов к 50-летию НИИХП. М., 1982. — С. 104−118.
  30. М.В. Орнамент в визуальной культуре Ислама Текст. / Ю. В. Андреев, А. Г. Заховаева // Газета «АС-САЛАМ». 2006. — № 16 (269). — С. 23−35.
  31. Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. М.: Наука, 1969. — 294 с.
  32. В.Н. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства. Автореферат дис.док. пед. наук / В. Н. Банников. Шуя: Шуйс. гос. пед. ун-т, 2009. — 39 с.
  33. В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства / В. Н. Банников. М.: РИО ФИРО, 2009. -143 с.
  34. А. Философия искусства / А. Банфи. М.: Искусство, 1989. — 283 с.
  35. М. Национального характера нашего современных искусства / Махмуд Бассиуни. Каир: Египетская генеральная организация книг, 1978. — 130 с.
  36. М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. — 1991. -№ 1. — С.63.
  37. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.-424 с.
  38. JI.H. В мире дизайна / JI.H. Безмоздин. Ташкент: Фан, 1990.-311 с.
  39. Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. Волгоград: Перемена, 2000. -461с.
  40. А. Современное искусство арабского народа Палестины / А. Бердников, Е. Сердюк. М.: Искусство, 1986. — 198 с.
  41. H.A. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / H.A. Бердяев. М., 1999. — 321 с.
  42. H.A. Философия творчества, культуры и искусства / H.A. Бердяев. М.: Искусство, Лига. — Т. I. — 1994. — 542с.
  43. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  44. Н.П. Художественный язык орнамента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «дизайн» / Н. П. Бесчастнов. М.: ВЛАДОС, 2010. — 335 с.
  45. , А. Искусство арабского орнамента / Афиф Бехнси. -Дамаск: Изд-во Аль-Ола, 2003. 408 с.
  46. А. Эстетический арабский орнамент /Афиф Бехнси. -Ливан: Ливанская библиотека, 1999. 154 с.
  47. B.C. Школа диалог культур: идеи, опыт, перспективы / B.C. Библер. Кемерово: АЛСФ, 1993. — 414 с.
  48. Т.Ю. Педагогические условия реализации культуросообразной ориентации в процессе образования специалистов-дизайнеров: дис. канд. пед. наук / Т. Ю. Благова. Томск., 2004. — 199 с.
  49. П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М., 1971. — 544 с.
  50. В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, H.A. Шайденко. -Педагогика, 1997. № 4. — С. 66−72.
  51. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов на Дону, 2000. — 202 с.
  52. Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М:. Высш. шк., 2002. -511с.
  53. Е.Т. Современный философский материализм и синергетика / Е. Т. Бородин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1999. — № 1. — С. 20−37.
  54. Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., Изд-во Эксмо, 2003. — 667 с.
  55. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М., 1984. -356 с.
  56. А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: дис. док. канд. пед. наук / А. Л. Бугаева. М., 1996. — 380 с.
  57. О.В. Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки : на примере изучения дисциплин дизайнерского цикла: дис.. канд. пед. наук / О. В. Будникова. Курск, 2006. — 224 с.
  58. С.Н. Трагедия философии / С. Н. Булгаков. Собр. соч. в 2 т. — М.: Наука, 1993 — Т. 1.-604 с.
  59. Л.М. История орнамента / Буткевич Л. М. М., 2005. -272 с.
  60. Г. К. О природе народного искусства- / Г. К. Вагнер // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1991. — С. 32−38.
  61. Я. Энциклопедия элементы исламской архитектуры / Я. Вазири. Каир: библиотека Мадболий, 2000. — 392 с.
  62. В.Э. Объект исследования искусство: по страницам «культурологических записок» / В. Э. Вацуро, Г. А. Голицын. — М., 2006. -520 с.
  63. .В. Искусство арабских народов / Б. В. Веймарн, Т. Каптерева, А. Подольский // Красная книга культуры. М., 1960. -С. 72−76.
  64. .В. Всеобщая история искусств / Б. В. Веймарн. М.: Искусство, 1965. — Т. 6. — 932 с.
  65. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  66. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / A.A. Вербицкий. М., 1999. — 185 с.
  67. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  68. Н.И. Уникальные ценности провинциальной культуры / Н. И. Воронина, Е. А. Николаева. М.: Центр творчества, 1999. — 108 с.
  69. Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы / Н. С. Ворончихин, H.A. Емшанова. М., 2004. — 120 с.
  70. .Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б. Л. Вульфсон. М.: Издательство УРАО, 2003. -85 с.
  71. Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  72. Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 320 с.
  73. Н.И. Принципы построения программы «Народное декоративное искусство и окружающий мир» / Н. И. Вьюнова, А. И. Шмойлов // Вестн. ВОИПКРО. Воронеж, 2001. — Вып. 7. — С. 69−73.
  74. Н.И. Психолого-педагогическая деятельность практического психолога / Н. И. Вьюнова, Ю. Г. Хлоповских. Воронеж: ВГИ МОСУ, 2004. — 105 с.
  75. Н.И. Психолого-педагогическая деятельность практического психолога: учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, Ю. Г. Хлоповских. Воронеж: ВГИ МОСУ, 2004. — 105 с.
  76. С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. Монография/ С. Н- Гавров. М: МГУКИ, 2002. -146 с.
  77. С.Н. Этнонациональный фактор в современной культуре / С. Н. Гавров // Историческое единство человечества и его многонациональных культур. М.: МГУКИ, 2000. — С. 3−16.
  78. Г. Д. Национальнаые образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Издат. Iгруппа «Прогресс"-"Культура», 1995. 480 с.
  79. , О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни предметной среды / О. И. Генисаретский. М., 1985. — Вып. Г. — 286 с.
  80. Ю.Я. Что такое орнамент? Структура ^ и смысл орнаментального образа / Ю. Я. Герчук. М.: Галарт, 1998. — 328 с.
  81. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М., 1997. — 697 с.
  82. В.Л. О дизайне / В. Л- Глазычев//Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: «Искусство», 1970. — С. 105−112.
  83. Г’ласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и* психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495с.86- Годник С. М. Процесс преемственности вышей и средней школы / С. М. Годник. Воронеж: Изд-во ВГУД981. — 297 с.
  84. Ю.А. Феномен дизайна в культуре социума: Дис.. канд. филос. Наук / Ю. А. Горюнова. Саранск, 2003. — 160 с.
  85. Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н. А. Горяева, О. В. Островская. М.: Просвещение, 2000. — 1761. С.89- Гуревич П. С. Культурология: учеб^ пособие / П. С. Гуревич. -М.: Гар-дарики, 1999. 288 с.
  86. В.Е. Функции народного искусства / В. Е. Гусев // Народное искусства и современная культура. Проблемы сохранения и развиитя традиций. М., 1991. — С.39−54.
  87. Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
  88. Э.Н. Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. -М.: Логос, 2000. 222с.
  89. В.Е. Грани свободы / В. Е. Давидович. М.: Молодая Гвардия, 1969. — 224 с.
  90. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. М., 1986. — 240 с.
  91. О.Н. Культура и ее национальные формы / О. Н. Дамениа //Вопросы философии. № 6. — 1981. — С. 111−118.
  92. М.А. Дидактика средней школы / М. А. Данилов, М. И. Скаткин. М.: Просвещение, 1975. — 302 с.
  93. Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования / Л. В. Данилова // Советская этнография. № 3. — 1981. -С. 48−51.
  94. О.Н. Проблемы использования этнической орнаментики в современном костюме / О. Н. Данилова. Россия и АТР. -№ 4.-2006.- С. 135−146.
  95. A.A. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психической готовности студентов к педагогической деятельность / A.A. Деркач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — С. 56−63.
  96. A.B. Общие методы обучения (планирование и образовательных приложений) / Ахмед Валид Джабер. Амман: Дар Аль-фикр, 2005.-416 с.
  97. Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре / Д. Н. Джола // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. — С. 41−47.
  98. А.Н. Развитие образование в современном мире: Учеб. пособие для студ. ВУЗов / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 2003. -240 с.
  99. А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  100. Г. В. Культурология: Учебное пособие / Г. В. Драч. М.: Альфа-М, 2003.-432 с.
  101. М.В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов / М. В. Дюжакова. Воронеж: Издательство НПП «АИСТ», 2010. — 264с.
  102. Г. Л. Искусство как творчество. / Г. Л. Ермаш. М.: Искусство, 1972. — 184 с.
  103. Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика / Е. В. Жердев. М., 1996. — 79с.
  104. З.Д. Педагогическое мастерства преподавателя вышей школы по организации контроля усвения учебной информации / З. Д. Жуковская // Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Казань, 1982. — С. 45−48.
  105. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед, учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  106. Заид Ахмед С. Самые красивые композиции в искусстве письменно куфическим каллиграфии Текст. / Ахмед Сабри Заид. -Египет: Изд-во Дом Фль-Тальаа, 2008. 240 с.
  107. Закон РФ «Об образовании». М, 1992. -№ 3266−1.
  108. Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова Э. Э. Сыманюк. М., 2005. — 216 с.
  109. И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, H.A. Морозова. М.: ИЦПКПС, 1999. — 67 с.
  110. В.П. Образование, культура, сознание. Философия образования для XXI века / В. П. Зинченко. М.: Просвещение, 1992. -101с.
  111. Х.А. Современная история культуры Ирака / Х. А. Ибрагим. Ирак: Университет Мосула, 2009. — 331 с.
  112. С.П. Психология художественного действия субъекта / С. П. Иванов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 640 с.
  113. И.Ю. Образ в искусстве орнамента: Дис.. канд. искусств. Наук / И. Ю. Иванова. М., 2004. — 251 с.
  114. Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук / Т. В. Иванова. Волгоград, 2002. — 38 с.
  115. В.И. Русские орнаменты / В. И. Ивановская. М.: Изд-во В. Шевчук, 2006. — 266 с.
  116. A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / A.B. Иконников, М. С. Каган. М.: Стройиздат, 1990.-334 с.
  117. Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова// Социологические исследования. № 11. — 1995. — С. 26−34.
  118. С.Н. История культурологических теорий / С. И. Иконникова. СПб: Питер, 2005. — 474 с.
  119. С.Н. Теория культуры: Учебное пособие / С. Н. Иконникова, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  120. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мира / И. П. Ильин. М.: Интарада, 1998. — 255 с.
  121. Д. Исламские активы для оформления интерьера дома: Дис.. канд. филос. наук / Д. Иосиф. Египет: Университет Хелуан, 2005.- 150 с.
  122. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособ. для студ. / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002.- 208 с.
  123. Д.Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. -М.: Педагогика, 1986. -192 с.
  124. М.С. Искусство в системе культуры / М. С. Каган. JL: Изд-во «Наука», 1987. — 272 с.
  125. М.С. Проблема «Запад Восток» в культурологии. Взаимодействие художественных культур / М. С. Каган, Е. Г. Хилтухина. -М.: Наука, 1994. — 160 с.
  126. М.С. Культура и ценности / М. С. Каган // Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990. — С. 14−19.
  127. М.С. Философия культуры: становление, развитие / М. С. Каган. СПб., 1995. — 310 с.
  128. М.С. Социальные функции искусства / М. С. Каган. Д.: Знание, 1978. — 36 с.
  129. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  130. М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. / М. С. Каган. СПб.: ООО «Издательство: Петрополис», 2003. — 367 с.
  131. М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории / М. С. Каган. Л.: Художник РСФСР, 1961. — 160 с.
  132. М.С. Культура философия — искусство / М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М.: Знание, 1988. — 63 с.
  133. М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Изд-во «Искусство», 1972. — 440 с.
  134. А. В. Дизайн как социокультурный феномен: Дис.. канд. филос. наук / А. В. Казарин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2002. — 165 с.
  135. А.Л. Художественный образ как явление культуры / А. Л. Казин. М., 1982. — 115 с.
  136. A.B. Народное декоративно-прикладное искусство в, системе ценностных ориентаций / A.B. Калинин // Программа спецкурса для студентов факультета художественного образования специальности «Изобразительное искусство». Воронеж: ВГПУ, 2000. — С.3−4.
  137. K.M. Россия и Запад: взаимодействие культур / K.M. Кантор // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 3−49.
  138. Х.А. Тенденции современного искусства и его влияние на дизайн мебели глобально и локально: Дис.. канд. пед. наук / Ханан Абдель Алим Карима. Египет: Университет Хелуан, 2005. — 170 с.
  139. Карл Верман История искусства всех времен и народов / Карл Верман. Т.З. — Искусство XVI — XIX столетий. — М.: «Издательство Астрель», 2001.-943 с.
  140. А. С. Культурология / A.C. Кармин, Е. С. Новикова. -СПб.: Питер, 2006. 464 с.
  141. Ю. В. Трансформация способов восприятия чужих культур в процессе культурных контактов / Ю. В. Кассин. Москва, 2007. — 176 с.
  142. Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М., Гардарика, 1998. — 784 с.
  143. Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы / Э. Кассирер // Культурология XX век. Антология. -М., 1995. С. 2−5.
  144. Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий / Н. Т. Климова. М.: Изд-во Изобразительное искусство, 1993. 224 с.
  145. E.H. Дизайн: история и теория / А. И. Ковешникова. -М.: Омега-JI, 2005. 224 с.
  146. JI.H. Художественная культура и художественное воспитание / JI.H. Коган. М.: Знание, 1979. — 63 с.
  147. П.М. Значение материальной культуры для диагностики процессов доисторического этногенеза / П. М. Кожин // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. — М., 1987.-С. 80−107.
  148. В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и практика / В. И. Козлов // История СССР. 1990. — № 1. — С. 3−22.
  149. В.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности: Дис.. канд. филрс. наук / В. Н. Козлов. — СПб., 1994. 171 с.
  150. Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. М., 1989. -105 с.
  151. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  152. С.Г. Нации как государственные институты / С. Г. Кордонский // Философские науки. № 8. — 1990. — С.51−57.
  153. Г. И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г. И. Королева, Г. А. Петрова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. — 180 с.
  154. В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. уч. Завед / В. В. Краевский. М.: Издат. центр-«Академия», 2005. — 256 с.
  155. Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992 с.
  156. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. JI.A. Карпенко- Под общ. Ред. A.B. Петровского. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. -512 с.
  157. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., Искусство, 1959. — 86 с.
  158. Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 256 с.
  159. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 140 с.
  160. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В. Т. Кудрявцев. Ч. I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. — Дубна, 1997. — 174 с.
  161. B.C. Психология : Учеб. для студ. средн. спец. уч. заведений. / В. С. Кузин. М.: Рандеву-А, 1999. — 303с.
  162. Н.В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
  163. Культура-традиции-образование. Ежегодник. Вып. 3−4: Постижение культуры. М., РИК, 1995. — С. 31.
  164. А.Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьев. М.: Изд-во: Гардарики УИЦ, 2008. — 303 с.
  165. E.H. Дизайн: очерки теории системного проектирования / E.H. Лазарев, Н. П. Валькова, Ю.А., Грабовенко, В. И. Михайленко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 185 с.
  166. Е.В. Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук / Е. В. Лапина. Воронеж, 2008. — 222 с.
  167. Ю.С. Архитектура и бионика / Ю. С. Лебедев. М.: Стройиздат, 1971. — 119 с.
  168. Леви-Стросс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.philosophY.ru/library/ls/mYth.html.
  169. А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М.: АН СССР, 1983. — 392 с.
  170. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М., 1972.-576 с.
  171. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / Н. И. Лифинцева. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. — 204 с.
  172. Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев. СПб.: СПбГУП, 2006. — 416 с.
  173. В.А. Национальный стиль в искусстве / В. А. Личковах // философские науки. № 1. — 1992. — С. 14−25.
  174. Ю.М. Структуры художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 294 с.
  175. , Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. — 704 с.
  176. C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997.-446 с.
  177. И.А. Декоративно-прикладной фольклор в системе отношений человека к миру / И. А. Лыкова // Социально-гуманитарные знания. № 6. — 1999. — С. 87.
  178. В.Г. Общекультурное, и художественно-педагогическое. образование в контексте национальных традиций России. Экспериментальная учебная авторская программа / В. Г. Лысенко, М. Д. Тихонычева, Т. В. Челышева. М.: ИЦПКПС, 2000. — 22с.
  179. Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально-активной позиции школьника / Т. Н. Мальковская // Формирование активной-жизненной позиции школьников. М., 1979. — С.7−18.
  180. М.К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. М-.: Прогресс, 1990. — 365 с.
  181. . Философия в мире / Ж. Маритен. М.: Высшая школа, 1994. — 292 с.
  182. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Э. С. Маркарян. Ереван, 1973. — 146 с.
  183. , Э.С. Системное исследование человеческой деятельности / Э. С. Маркарян // Вопросы Философии. 1972. — № 10. — С. 77−86.
  184. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 78−101.
  185. К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 12. — М.: Политиздат, 1981. — 728 с.
  186. Н.Ф. Методология и методика педагогических исследований в вышей школе / Н. Ф. Маслова, Л. П. Коренев. Орел: ГТУ, 2004. — 100 с.
  187. С. Исламское искусство / С. Махер. Египет: главное управление египетской книги, 2005. — 465 с.
  188. С.Т. Язык искусства, / С. Т. Махлина. Ленинград, 1990.- 85 с.
  189. В.М. Культура и история: проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма / В. М. Межуев. М., 1977. -305 с.
  190. В. М. О понятии «культура» / В. М. Межуев. М.: Знание, 1968. — 16 с.
  191. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  192. С.М. История дизайна- / С. М. Михайлов,
  193. A.C. Михайлова. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. — 289 с.
  194. О.Л. Формирование у студентов представлений об этнической картине мира как снособ освоения народной художественнойкультуры / О. Л. Морева // Вестник КРАУНЦ: Гуманитарные науки. 2004. — № 2. — С. 10−26.
  195. О.Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков:. Дис. канд. пед. наук / О. Л. Морева. М., 2000. 177 с.
  196. Морфология культуры. Структура и динамика / Г. А. Аванесова,
  197. B.Г. Бабаков, Э. В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. — 415 с.
  198. H.H. Философия дизайна. Социально-антропологические проблемы: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. / H.H. Мосорова. Екатеринбург, 2001. — 36 с.
  199. Ф. Энциклопедия арабской каллиграфии и исламских орнаментов / Ф. Мохсен. Египет, 2002. — 283 с.
  200. В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л., 1967. -357 с.
  201. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 368 с.
  202. Е.В. Сохранение и развитие традиций народной художественной культуры в современной федеративной республике Германии: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Невмержицкая. М., 2001.- 19 с.
  203. М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика М. А. Некрасова. М.: Просвещение, 1983. — 344 с.
  204. H.H. Методические указания по изучению терминологии изобразительного искусства / H.H. Никитина. Краснодар, 1991.- 167 с.
  205. Николай Дубина. Орнамент в декоративном оформлении книги / Николай Дубина // Компью-Арт. Август, 2000. — № 8. — С. 9.
  206. A.A. Теория искусства / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. -М.: Издательский дом Международного университета, 2006. 258 с.
  207. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс. http://www.krugosvet.ru/enc/Earthsciences/geografiya/IRAK.html.
  208. A.B. «Взаимодействие культур» как понятие современной культурологии: Дис. канд. филос. наук / А. В. Осадчий. М., 2001.- 125 с.
  209. A.A. Теория искусства: Учеб. пособие / A.A. Очаков, И. Г. Хаигельдиева. М.: Дом международного университета, 2006. — 358 с.
  210. Э.В. Сущность и содержание духовности и духовного развития личности студенческой молодежи /Э.В. Паничева // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы. Воронеж: ВГПУ, 2010. — С. 109−112.
  211. Э.В. Функции художественного образования в спциализированном образовательном пространстве / Э. В. Паничева // Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования. Воронеж: ВГПУ, 2010. — С. 45−48.
  212. Э.В. Художественное образование как объект культурологического исследования и художественной культуры / Э. В. Паничева // Художественное образование: поиск, проблемы, перспективы. -Вып. 1. Воронеж: ВГПУ, 2003. — С. 3−13.
  213. А.Г. Педагогика производительного труда / А. Г. Пашков. М.: Знание, 1987. — 78 с.
  214. А.Г. Ценностно-целевые аспекты профессионального воспитания будущих педагогов / А. Г. Пашков // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. -Курск, 1999. С. 29−36.
  215. М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX-начала XX века: Монография / М. Н. Певзнер. -Новгород: НовГУ, 1996. -186 с.
  216. A.C. Модель профессионально-личностного становления учителя музыки: Монография / A.C. Петелин, Е. А. Петелина. Воронеж: ВГПУ, 2004. — 120 с.
  217. Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  218. Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования / Г. А. Праздников // Социологические исследования. 2005. — № 10. — С. 42−47.
  219. М.К. Как понимать искусство? Живопись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи и стили / Мария Карла Претте, Альфонсо Де Джорджис. М.: Интербук-бизнес, 2002. — 431с.
  220. В. Красная книга культуры? / В. Рабинович. М.: Искусство, 1989. — 424 с.
  221. О. Орнамент всех времен и стилей: Античное искусство, искусство Азии, Средние века / О. Расинэ. М.: Арт-Родник, 2004. — 267 с.
  222. В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ): Монография / В. А. Ремизов. М.: АГЗ МЧС России, 2000. — 217 с.
  223. Я.Я. Об истоках возникновения искусства / Я. Я. Рогинский. М., 1982. — 52 с.
  224. И. А. Основы теории дизайна / И. А. Розенсон. СПб.: Питер, 2006. — 218 с.
  225. C.JI. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / C.JI. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  226. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М., 1946.-704 с.
  227. В.В. Особенности культурно-исторической психологии /
  228. B.В. Рубцов, A.A. Марголис, И. А. Корепанова // Международная конференция по культурно-исторической психологии. 2006. — № 6.1. C.175.
  229. В.Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. М.: Пресс, 2002. — 252 с.
  230. М.Н. Теория наций / М. Н. Руткевия // Философские вопросы. 1999. — № 5. — С. 19−32 .
  231. А.П. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -559 с.
  232. С. Национальные вопросы и личность / С. Саидкасимов // Философские науки. 1990. — № 8. — С. 57−61.
  233. О.В. Художественная культура личности в региональном контексте ее развития / О. В. Сальдаева // Искусство и образование. 2008. -№ 3. — С. 133- 139.
  234. И.Р. Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования (на примере подготовки учителя изобразительного искусства): Дис.. канд. пед. наук / И. Р. Селигеева. Воронеж: ВГТУ, 2004. — 186 с.
  235. B.C. Культура и развитие человека / B.C. Семенова // Вопросы философии. 1982. — № 4. — С. 15−29.
  236. Сенека Луций Аней «арабский стиль» Электронный ресурс. http:// www. design-interiors.com.
  237. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии: Монография /В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.
  238. В.Ф. Образование: образ культуры / В. Ф. Сидоренко // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С. 56−62.
  239. Е.В. Сквозь весь XX век: Художники-проектировщики концепции русского авангарда / Е. В. Сидорина. М., 1994. — 299 с.
  240. М.Д. Основные элементы удэгейского орнамента / М. Д. Симонов // Орнаментальное искусство народов Дальнего Востока. -Комсомольск на Амуре, 1995. С. 4−32.
  241. В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.
  242. Соболев Н. Н «Стили в мебели» иллюстрациями «Сварок и К» / Н. Н Соболев. М., 2000. — 242 с.
  243. К.Б. Ценности культуры и современная эпоха / К. Б. Соколов. М., 1990. — 89 с.
  244. Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. JL: Наука, 1972.-226 с.
  245. Н.М. История стилей в искусстве: Учебное пособие /Н.М. Сокольникова, В. Н. Крейн. М.: Гардарики, 2009. — 395 с.
  246. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусства, декоративное искусство, дизайн / Н. М. Сокольникова. М., 2002. — 392с.
  247. С.Ю. Большой энциклопедический словарь. Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / С. Ю. Солодовников. Минск: МФЦП, 2002. — 1008 с.
  248. Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т. Н. Суминова. М.: Академический проект, 2006. — 383 с.
  249. О.В. Межпредметная интеграция в современном отечественном и зарубежном образовании: Дис.. канд. пед. наук / О. В. Сюткина. Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 2000. — 180 с.
  250. Э.Б. Первобытная культура / Эдуард Бернетт Тайлор / Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Петербург: Изд. И. И. Биливина. Типография М. Стасюлевича, 1908. — 436 с.
  251. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1986. — 108 с.
  252. Г. Т. Художественные особенности орнаментального искусства нанайцев: Дис.. канд. искусств. Наук / Г. Т. Титорева. Санкт-Петербург, 2004. — 280 с.
  253. Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. М.: Дом интеллектуальной книги. Русское феноменологическое общество, 1998. -408 с.
  254. А. Дж. Ислам и Запад / Тойнби А. Дж. // Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 2003. — С. 302−310.
  255. В.П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965. — 418 с.
  256. Я. Энциклопедия элементов исламской архитектуры / Я. Уазири. Каир: Библиотека Мадболи, 2000. — 321 с.
  257. Н. Б. Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе: Дис.. кан. пед. наук / Наталия Борисовна Ульянова. М., 2004. — 194 с.
  258. К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. Т.1. — М., 1978. — 296 с.
  259. А.Х. Энциклопедия орнамента/ Абдул Хафиз Файяд, Диана Аийд Айюби. Каир: Аль-Ахлия, 2005. — 320 с.
  260. Е. М. Дизайн, его место и роль в культуре: Дис.. канд. филос. наук / Е. М. Фандеева. Ростов н/ Д, 2004. — 122 с.
  261. Э. Сохранения наследия арабской архитектурой / Эхсан Фатхи. Багдад, 1980. — 221с.
  262. А.Я. Культура / А. Я. Флиер // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. — Т. 1. — С. 336−338.
  263. А.Я. Культура как основа национальной идеологии России / А. Я. Флиер. М., 2000. — 340 с.
  264. А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологи / А. Я. Флиер. М.: МГУКИ, 2009. — 724 с.
  265. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993. — 324 с.
  266. П.А. Иконостас / П. А. Флоренский. М.: Искусство, 1994. — 255 с.
  267. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность / Ю.У. Фохт-Бабушкин. -М.: Знание, 1982. 110 с.
  268. Ю. Истории и развитии искусства орнамента и мебели на протяжении веков / Ю. Ханфар. Египет: издательский дом университета, 2000. — 235 с.
  269. М.Ю. История исламского искусства / М. Ю. Хадр. М., 2002. — 361 с.
  270. Н.К. Алфавитный дизайн интерьера / Намир К. Халаф. -Ирак: университет Дияла, 2006. 258 с.
  271. Н.К. Орнамент как знаковая система в профессиональном обучении студентов-дизайнеров / Н. К. Халаф // Образование и саморазвитие. Научный журнал: центр инновационных технологий. Казань, 2010: — № 3(19). — С.99−104.
  272. Н.К. Сохранение и восстановление традиционных зданий в Багдаде / Намир К. Халаф, Кабила Ф. аль-Малики. Ирак.: Багдадский Университет, 1999. — 180 с.
  273. Халаф Намир К. Арабский дизайна мебели и интерьера квартиры / К. Намир Халаф // Межвузовский сборник научных трудов. -Вып. 15. -Воронеж: ВГЛТА, 2010. С. 145−149.
  274. Н.К. Арабский орнамент мебели с применением технологий шелкографии / Н. К. Халаф // Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15. — Воронеж: ВГЛТА, 2010. — С.142−145.
  275. Н.К. Особенности проектирования и изготовленияIмебели с арабским дизайном / Н. К. Халаф // Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 13. — Воронеж: ВГЛТА, 2008. — С.159−161.
  276. Н.К. Процесс освоения национальной арабской художественной культуры студентами-дизайнерами средствами «орнамента / Намир К. Халаф // Образование и саморазвитие. Научный журнал: центр инновационных технологий. Казань, 2011. — № 1(23). — С.87−91.
  277. Н.К. Дизайн интерьра и мебели в мусульманском и арабском стилях / Н. К. Халаф, С. Г. Аббоуд // Финансы, экономика, стратегия. Воронеж: ВГТА, март-апрель, 2008. — № 3(44). — С. 10−11.
  278. Н.К. Арабский дизайн и цифровые технологии управления созданием интарсии по дереву / Н. К. Халаф, В. М. Бугаков // Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15. — Воронеж: ВГЛТА, 2010. — С.150−152.
  279. H.K. Национальная культура в развитии личности / Н. К. Халаф // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: ВГПУ, 2010. — С.298−299.
  280. X. Наследие и обновления нашего древнего наследия / X. Ханафи. Каиро: Университет по исследованиям, 2001. — 192 с.
  281. K.M. Культурология: Структурно-логические схемы / K.M. Хоруженко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 336 с.
  282. М.В. Арабеск в архитектурных проектах Клериссо (к вопросу об использовании опыта античного наследия в интерьере XVIII в.) / М. В. Цейтлина // Дизайн. Материалы. Технология. 2007. — № 2. -С. 158−164.
  283. Н.З. О ценностном аспекте понятия нации / Н. З. Чавчавадзе // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. -С.101−107.
  284. Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Дис.. д-ра пед. наук / Т. В. Челышева. М., 2003. — 421 с.
  285. В.В. Дизайн в системе культурных ценносте: Дис.. д-ра философ, наук / В. В. Чижиков. М., 2006. — 382 с.
  286. Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Автореф. дис. .д.п.н. / Н. К. Шабанов. М., 1995. — 33с.
  287. А.Ю. Национальные ценности: социолого-философскийанализ: Автореф. дис. д-ра философ, наук / А. Ю. Шадже. Ростов-н/1. Д., 1997.-32 с.
  288. М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  289. Д. А. Исламский орнамент и использование декоративных целей в современной философии: Дис. канд. филос. наук / Д. А. Шаркави. Египет: Университет Хелуан, 2000. — 304 с.
  290. М.И. Культурные контакты в эпоху глобализации / М. И. Шаркави. Египет: Дар Аль-Улюм, 2008. — 202 с.
  291. В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: Учеб. пособие / В. Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. -296 с.
  292. К. Арабский Орнамент / Клара Шмидт. М.: L Aventurine, 2007. — 128 с.
  293. Е.В. Теоретические проблемы психологии личности / Е. В. Шорохова. М.: Издательство «Наука», 1974. — 319 с.
  294. Т.Я. Народное декоративно-прикладное искусство как равноправний компонент базисного образования / Т. Я. Шпикалова // Информационный сборник. Вып.2(14). — М., 1991. — С.9−15.
  295. С. Ирак: история, народ, культура / С. Шумов, A.M. Андреев. М.: Монолит-Евролинц Традиция, 2002. — 192 с.
  296. В.А. Дизайн как явление культуры / В. А. Щуров // Философия, политика, культура: тез. к конф. М., 1984. — С. 35−39.
  297. Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. М., 1964. — 48 с.
  298. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. — 592 с.
  299. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренесанс, 1991. -286 с.
  300. Юнг К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. М.: Серебряные нити, 2006. — 352 с.
  301. И.С. Методология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированного школы. М., 2001. — С. 13−25.
  302. К. Философская автобиография / К. Ясперс- пер. А. Перцева // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург: Деловая книга, 1997. — С. 19−152.
  303. Е. Восток и запад: взаимодействие культур / Е. Яценко // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 1. — М., 1999. — С. 32−37.
  304. Beimel М.А. Toward Ethno relativism: A Developmental Model of Intercultural Sensitivity / M.A. Beimel // Cross-Cultural Orientation: New Conceptualization and Application. R.M. Paige (Ed.) Lanhan, etc, Univ. press of America, 1986. — 189 p.
  305. Bennet M.A. A Development Approach to Training for Intercultural Sensitivity / M.A. Bennet // International Journal of Intercultural Relations. -1986. Vol. 10. — № 2. — P. 34−40.
  306. Bloom B. Educational Objectives / B. Bloom // Handbook 1, the Cognitive Domain. Lanhan, 1956. — P. 56−67.
  307. Doris Behrens A. Beauty in Arabic culture / A. Doris Behrens. -Princeton Series on the middle East, 1999. 220 p.
  308. Katherine Ann Schneider Ankerson, Pable J. Interior design: practical strategies for teaching and learning / Katherine Ann Schneider Ankerson, J.Pable. -Fairchild Books, Inc., 2008. 308 p.
  309. Pebert Erich Wolf. Islam and Muslim Art / Pebert Erich Wolf. -Harry N. Abrams 1994. 631 p.
  310. Sheila Unwin. The Arab chest / Sheila Unwin. Arabian pub Ltd, 2006. — 144 p.
  311. Susan M. Hassig, Laith Muhmood Al- adely. Iraq (cultures of the world) / Susan Hassig M., Laith Muhmood Al- adely. NY: Benchmark book (NY), 2003.- P. 144−149.
  312. Thomas W. Arnold Painting in Islam, a study of the place of pictorial Art in Muslim culture / W. Thomas. Gorgias Press, 2002. — 256 p.
  313. Triandis H.C. Essentials of Studying Cultures / H.C. Triandis // Handbook of Intercultural Training. N.Y., 1983. — Vol. 1. — P. 25−38.
  314. Walsh A., Webb M. Guide to Writing Learning Outcomes / A. Walsh, M. Webb // Learning and Teaching Development. Unit. Kingston University, Surrey, 2002. — P. 78−89.
  315. Структура общего образования Ирака1. Этап1. Содержаниен, а У ога П. -дю о
Заполнить форму текущей работой