Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития российского общества, характеризующегося негативными социально-экономическими изменениями, происходит девальвация традиционных ценностей. Разрушение прежних общественных идеалов повлекло за собой кризис духовной сферы, проявляющийся в отсутствии, социально-политического единства, экспансии западных ценностей, продолжающейся дискредитации системы российских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • I. 1. Сущность российских национальных ценностей
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Модель формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 11. 1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по формированию российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа
    • 11. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа
  • Выводы по главе

Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития российского общества, характеризующегося негативными социально-экономическими изменениями, происходит девальвация традиционных ценностей. Разрушение прежних общественных идеалов повлекло за собой кризис духовной сферы, проявляющийся в отсутствии, социально-политического единства, экспансии западных ценностей, продолжающейся дискредитации системы российских национальных ценностей, увеличения числа россиян, не идентифицирующих себя со своими народом. Широкое распространение получили^ равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизмнемотивированная агрессивность, неуважительное отношение к своей: стране. Главной причиной происходящего, на наш взгляд, являетсяутрата объективного общенационального российского идеала, включая потерю ценностей, обеспечивающих общность людей как нации.

Будущее России зависит от восстановления преемственности жизни русских людей, обеспечивающей связь между прошлым, настоящим и будущим, в осознании молодым поколением себя хранителями и защитниками российской историиОбоснование объективного приоритета российских национальных ценностей в развитии общества и конкретной личности будет способствовать разрешению противоречия между провозглашенными установками на развитие свободной, общественно-значимой, творческой личности ш несоответствующей этим установкам системе ценностей в современном обществе.

Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной, сферах общества выделили в качестве ведущей тенденции развития образовательной ситуации — переход к ценностной' парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих традиционные и инновационные образовательные процессы.

Теоретический анализ показывает, что методологические аспекты ценностей и ценностных ориентаций рассматриваются в работах философов, психологов, педагогов, социологов.

Отечественные философы (С.Ф. Анисимов, O.F. ДробницкийA.F. Здровомы-слов, В. П. Тугаринов, Э.Г. Юдин) в понятие «ценность» включают оценку субъектом предметов и явлений и их объективное значение в определенных условиях. В трудах западных философов (М: Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, У. Томас) ценности представлены как нормативные установки, мотивы поведенияцели, доминирующие интересы.

Перспективные тенденции по изучению личности и общества, определению их базовых потребностей и> ценностейпересмотру исходных научных позиций о развитии человека представлены в трудах В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина.

Психологи и социологи (B.C. Круглов, В. Н. Мясищев, М: Рокич, Т. Н. Юренеева, В.А. Ядов) рассматривают данную категорию в качестве важнейшего фактора, регулирующего поведение человека. В работах педагогов (Н.В. Богуславский, В.А. КараковскийА.В. Кирьякова, З. И: Равкин, В-А. Сластенин,. JLA. Степашко) ценности определены, как социальные доминанты, ориентация на которые должна рождать высоконравственные потребности и поступки.

Структура-. характеристика общечеловеческих ценностей исследуются • в трудах B.JI. Бенина, И. П. Новикова, М. И. Таланчука. Необходимо выделить работы А. В. Кирьяковой, В ¦ А. Караковского, в которых анализируются педагогические условия • формирования общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы теории: и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в работах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Новый" концептуальный подход врамках^ этнопе-дагогики изложен в трудах F.H. Волкова, B.C. Кукушкина, Л. Д. Столяренко. В последнее десятилетие появился ряд работ, рассматривающих вопросы теории нации и этноса, современные этнические концепции в педагогическом контексте — Б. Ш. Алиева, А. И. Афанасьев, В. Х. Белотоков, Г. Н. Волков, Р. И. Кадиевав психологическом — Ю.В. АрутюнянБ.В. Бромлей, Л. МДробижева, И. С. Кон, А. А. Сусоколов.

Ценностные ориентации современной молодежи представлены в социально-педагогических исследованиях P.M. Асадуллина, Л: Г. БорисовойP.F. Гуровой, В-И. Журавлева, С. И: Григорьева, А. С. Запесоцкого, Д. Л. Константиновского, Д. А. Леонтьева, Н.'Д: Никандрова, В.ВНемировскогоВ.Е. ОськинойВ.Г. ПряниковойВ.А. Сластенина.

Для понимания психолого-педагогических механизмовформирования ценностных форм сознания личности большое значение представляют работы отечественных психологов Л. С. Выготского, В. В: Давыдова, А. И. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна и др.

Существенное значение для плодотворной педагогической деятельности имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей: системы образования и создает предпосылки" для разработки новых направлений в решении современных задач педагогической практики (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый).

Отечественная педагогика располагает фундаментальными исследованиями методологического и теоретического плана, способствующими становлению общей теории образования (Ю.К. Бабанский, В. П. Зинченко, В. И: Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, В. А. Сластенин, Ю. ВСенько, Т.Н. Шамова).

Теория нравственного воспитания раскрывает социальную значимость национальных и общечеловеческих ценностей, способствует выявлению общественных идеалов и служит основой для воплощения ихв педагогическойдеятельности. Данное направление представлено в работах В. ИТроицкого, HIH. Макарцевой, В. И. Журавлева, Т. И. Люриной, В. И. Петрова.

В исследованиях ряда ученых разработаны проблемыформирования гражданских качеств личности (A.G. Гаязов, В. ВМартынова, А.Ф. Никитин), духовной культуры (Г.Н: Волков, А. В. Кирьякова, В-ДШ1адриков, Н.Е. Щуркова) воспитания подрастающего поколения на прогрессивных идеях и" традициях народной педагогики (K.LLL Архияров, Г. Н. Волков, Ж. Г. Коидзе, П. И. Лавров и т. д.).

Имеется ряд работ, посвященных подготовке: будущих специалистов в областиобразования на материалах народной^ педагогики: М. М. Тхуго (адыгейская), З. О. Кекеева (калмыцкая), Н. Х. Байчекуева (кабардино-балкарская), F.G. Попова (якутская), Н. М. Боаги, С. П. Беловолова, Р. К. Санабасова (алтайская), Б. Е. Каирова (казахская) ит.д. Проблема* межнациональногообщения, воспитание: гуманизма поднимается в работах Е. ВВасильева О. В. Лебедевой, Л. Б. Шиповской.

Вместе с тем, анализ состояния! проблемы, в психолого-педагогической литературе показал, что, несмотря на появление новых исследований < в области ценностных ориентаций, проблема формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа является недостаточно изученной.

Таким образом, педагогическая* теория не обеспечивает педагогов^ средних специальных учебных заведений научно-методическими рекомендациями, что приводит к обострению противоречия между необходимостью формирования российских национальных ценностей студентов и недостаточной разработанностью ^ этой проблемы в теории и практической деятельности педагогического г колледжа. Указанное: противоречие свидетельствует об актуальности проблемы исследования, заключающейся? в определении организационно-педагогических условий, способствующих формированию российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа. Привлечение с этой целью средств. литературы представляется весьма перспективным подходом.

Необходимость разрешениясуществующего противоречия, выявленная проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа».

Объект исследования — образовательный процесс в педагогическом колледже.

Предмет исследования — процесс формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.

Целью исследования является конструирование модели и разработка технологии формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать сущность понятия «российские национальные ценности», механизмы их функционирования (осмысление — осознание — понимание — принятие деятельности).

2. Определить критерии и показатели сформированности российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.

3- Опытно-экспериментальным путем выявить результативность сконструированной модели формирования российских национальных ценностей. 4. Разработать методические рекомендации для преподавателей средних: специальных учебных заведений' по < формированию российских национальных ценностей студентов.

Входе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа будет эффективным, если разработанная модель, предполагает реализацию следующих условий:

— включение дополнительного материала в содержаниеучебных дисциплин, сориентированного на выявление российских национальных ценностей в культурно-историческом наследии России;

— обогащение воспитательного процесса в педагогическом колледже формами и методами, нацеленными на отождествление личностно-значимых качеств студентов с российскими национальными ценностями;

— внедрение программы спецкурса, направленной на формирование российских национальных ценностей студентов- - осуществление специальной работы с преподавателями, способствующей коррекции: ценностных ориентаций студентов на основе личностно-ориентированного подхода.

Методологическую основу исследования, составили диалектико-материалистические положения об единстве и взаимодействии всех сторон духовнойжизни развивающейся личностидиалектическая взаимосвязь, ценностей, потребностей, мотивов, интересов и других компонентов ^ процессе развития*личностиположения философии о роли деятельности в развитии личности.

Теоретическая основа исследования опирается на положения аксиологии (Л.М: АрхангельскийО.Г. Дробницкий, А. Г. Здровомыслов, В. П. Тугаринов и> др.) — системный подход (В.F. АфанасьевЮ.К. Бабанский, И. В: Блауберг, B.F. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), фундаментальные положения^ теории деятельности и общения (А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, М. С. Каган, А. Н: Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория социальных ролейличности (Н. А. Проскурина, O.K. Тихомиров, А .Я. Яценко). При определении принципов построения? системы формирования российских национальных ценностей, содержания И-методикиучитывались дидактические принципы теории1 обучения (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, И. П. Подласый, П.И.4 Пидкасистый, М.Н. Скаткин).

Методы исследования: анализ философскойсоциологической, психологическойпедагогической литературы по проблеме исследованиямоделирование, обобщение, сравнение, наблюдение, педагогический эксперимент, беседы, метод экспертных оценок, ранжирование, анкетирование, методы математической статистики;

Реализация задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялось с 19 992 002 г. г. в три основных этапа.

Первый этап (1999;2000 г. г.) — теоретический. В этот период осуществлялась разработка проблемы на основе изучения работ психологов, педагогов, философов, социологов по вопросам ценностейвыявлено состояние исследуемой проблемы"в практике подготовки специалистовопределены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, система теоретических положений, составлена программа исследования.

Второй этап (2000;2001г.г.) — опытно-экспериментальный. В" этот период изучено состояние сформированное&tradeроссийских, национальных ценностей студентов второго курса специальности 0312 «Учитель начальных классов», сконструирована-и внедрена модель формирования, российских национальных ценностей студентов в педагогическом колледже, проведен педагогический эксперимент.

Третий этап (2001;2002г.г.) — заключительно-обобщающий. На данном этапе анализировались, систематизировались и интерпретировались данные, полученные в ходе теоретического исследования и* опытно-экспериментальной проверки сконструированной' моделисформулированы основные выводы и: рекомендации, закончено литературное оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Горно-Алтайскийпедагогический колледж, Бийский педагогический колледж, Барнаульский' педагогический колледж. Всего в исследовании приняли участие 280 человек.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Российские национальные ценности (РНЦ) — это социальные доминанты ориентаций личности российского человека, являющиеся результатом отражения объективно-необходимых взаимоотношенийв обществе, представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт иконцентрированно выражающих смысл культуры российской нации:

2. Содержание процесса формирования российских национальных ценностей студентов в условиях образовательного процесса педагогического колледжа представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий • педагогов и студентов, направленных на? осознание их личностью, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей.

3. В качестве критериев, для определения уровней сформированности российских национальных ценностей выступают: личностная мотивация их принятиязнание и понимание их содержания и нравственного аспекта, значения для саморазвитияотождествление своего поведения с нормами российских национальных ценностей, осознанность выбора социальной ориентации.

4. Модель формирования российских национальных ценностей рассматривается как системасостоящая из определенных взаимосвязанных элементов: цели, задач, принципов, содержания, технологии и результата их сформированности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• ! впервые исследована проблема формирования: российских национальных. ценностей студентов педагогического колледжа;

• выявлены особенности формирования российских национальных ценностейраскрыт механизм их формирования;

• сконструирована модель формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов: целевого, содержательного, технологического, результативного;

• модель реализуется на основе принципов: координации, диалогичности, преемственности, интеграции;

• обоснованы структурные компоненты процесса формирования российских национальных ценностей: мотивационный, гностический и деятельностный;

• определены организационно-педагогические условия, способствующие формированию > российских национальных ценностей студентов: изучение героического прошлого народа, становление государственно-патриотической идеологии, приобщение к ценностям национальной культуры, возрождение народных традиций, предотвращение культурно-ценностной экспансии извне, повышение национальной сплоченности, опора на конфессиональные ценности;

• разработаны критерии и показатели определения уровней сформированности российских национальных ценностей (высокий, средний, низкий и критический).

Теоретическая значимость исследованиясостоит в обосновании основных научных подходов к исследованию проблемыраскрытии методологических основ для создания модели. Конструированию модели формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжапредшествовал теоретический анализ современной: социокультурнойситуации, сложившейся в России. Кроме этого, «фокус" — теоретического анализанаправлен наг повышение эффективности формирования РНЦ студентов средних специальных учебных, заведений.

Практическая значимость определяется тем, что представлено методическое обеспечение реализации модели формирования РНЦ студентовв образовательном' процессе педагогического колледжа, разработанспецкурс «Проблемы русских этнических ценностей. в зеркале литературы и искусства». Апробированная и внедренная в ходе работы модель формирования РНЦ студентов является основой для анализа и. оценки ее практической эффективности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели изадачам исследования, экспериментальной проверкой выводов и' практических рекомендацийсопоставлением полученных результатов с уже имеющимся: педагогическим1 опытом, количественным и качественныманализом полученных данных, а также математической обработкой результатов" исследования:

Апробация! основных положений и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические: положения и научно-практические выводы получили! отражение в> научных статьях, докладах, тезисах докладов? и-методических рекомендациях. Результаты исследования обсуждались, иполучили одобрение на международных (Новосибирск: 2004), всероссийских (Новосибирск 2000j Москва 2001, 2002, Тверь 2001, Горно-Алтайск 2001, Барнаул 2003), региональных научнопрактических конференциях (Горно-Алтайск 2002;2004), а также в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на методических семинарах в Горно-Алтайском педагогическом колледже, в школах Республики Алтай.

Структура.

Во введении обоснована актуальность темы исследования и аспекты ее разработанности, определены цель, задачи, объект, предмет, сформулирована гипотеза, дана характеристика методам исследования, характеризуются базаи этапы исследованияраскрыта научная новизнавыявлены теоретическая и практическая «значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические и практические основы формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа» обоснованы исходные позиции и теоретические положения исследования. Раскрывается сущность и содержание российских национальных ценностей, рассматривается состояние исследуемой проблемы в теории и практике: Охарактеризованы возможности их формирования в образовательном процессе педагогического колледжа, представлена модель итехнология формирования российских национальных ценностей студентов.

Вовторой главе1 «Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели формирования российскихнациональных, ценностей студентов педагогического колледжа» изложено содержание и методика исследования, проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении* подведены, итоги исследования, обобщены результаты, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.

Общий объем диссертации: составляет 151 страница, в работе приведено 13 таблиц и 5 рисунков.

Список литературы

включает 201 научный источник, из них 2 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

1. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы, на основе констатирующего эксперимента был определен начальный уровень сформированности РНЦ студентов второго курса по специальности 0312 «Учитель начальных классов» (средний).

2. Для достижения поставленной цели, в соответствии с основными теоретическими положениями, была реализована сконструированная модель формирования РНЦ студентов педагогического колледжа в процессе изучения нормативных дисциплин и специального курса «Проблемы российских этнических ценностей в зеркале литературы и искусства», также во внеучебной деятельности.

3. На первом этапе формирующего эксперимента происходило осознание личностью РНЦ и развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей. Для этого применялись педагогические средства, заложенные в содержание дидактического, профессионального, организационно-педагогического компонентов дисциплин. Это оказало определенное влияние на формирование РНЦ студентов: увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем сформированности РНЦ и уменьшилось — с низким.

На втором этапе эксперимента вырабатывалась действенность РНЦ в воспитательно-образовательной деятельности колледжа. Моделирование собственного поведения студентов в учебной и внеучебной деятельности оказало ¦ значительное влияние на возрастание РНЦ студентов в целом и на сформированность компонентов: мотивационного, гностического, деятельностного. В экспериментальной группе возросло количество студентов с высоким уровнем сформированности РНЦ на 32,2% и составило на конец эксперимента 42,9%, с низким снизилось на 50% и составило 7,1%, не зафиксированы студенты с критическим уровнем.

4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность и плодотворность предлагаемой методики формирования РНЦ студентов. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группе обнаруживается общая тенденция: по мере продвижения студентов по этапам формирования РНЦ, организованным в соответствии с моделью, происходит формирование РНЦ. Однако характер динамики отдельных компонентов этого качества личности и уровней его развития оказались различными для экспериментальной и контрольной группы.

5. Сопоставимость уровней сформированности РНЦ студентов педагогического колледжа до формирующего этапа и по его окончании позволяет констатировать эффективность сконструированной модели.

6. Успешная апробация модели формирования РНЦ студентов на основе системного подхода показывает реальную возможность формирования РНЦ студентов педагогического колледжа в целях совершенствования педагогического образования.

Заключение

.

С учетом актуальности решения проблемы возрождения объективного общенационального российского идеала, включая ценности, обеспечивающие общность людей, в настоящем исследовании, предлагается один из путей формирования российских национальных ценностей студентов педагогического: колледжа, рассматриваемых как комплекс взаимосвязанных качеств личности.

В результате теоретических и экспериментальных исследований? нами установлено, что формирование РНЦ студентов педагогического колледжа как социально-педагогическая проблема порождается объективными: потребностями совершенствования качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Нами формирование РНЦ рассматривается как: поэтапный процесс, представляющий, собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание студентом РНЦразвитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей и действенности в воспитательно-образовательной деятельности.

Организация деятельности студентов вторых курсов педагогического колледжа в процессе изучения, нормативных дисциплин, спецкурса и внеучебной деятельности в соответствии с моделью формирования РНЦ на основе системного подхода оказывает целенаправленное воздействие на результативность процесса формирование РНЦ студентов, в то время как традиционный подход не приводит к существенным изменениям в развитии исследуемого качества личности.

Проведенный анализ теоретических и методических концепций, исследований РНЦ учащейся молодежи, позволил: нам: определить содержание понятия> «российские национальные ценности», под которыми мы понимаем социальные доминанты ориентаций личности российского человекаявляющиеся результатом отражения объективно-необходимых взаимоотношений в обществе, представления людейf о целях и нормах своего поведения, воплощающих историческийопыт и концентрировано выражающих смысл культуры российской нации.

Структуру формирования российских национальных ценностей студентов составляют, в нашем представлении,. мотивационный, гностический, и деятельно-стный компоненты, которые выполняют стимулирующую, ориентировочную, ре-гуляторную функции. Содержание компонентов РНЦ составляет система потребностей, интересов, мотивов и знаний, умений и навыков, формируемых в образовательном процессе с целью выработки самостоятельного стремленияк постоянному совершенствованию личностных качеств.

Исходя: из сущности российских национальных ценностейопределены применительно к нашему исследованию критерии и показатели уровней сформированности указанных свойств личности, что позволило выявить группы студентов по уровням сформированности РНЦ — критическийнизкийсреднийвысокий:

Как показали результаты констатирующего эксперимента, уровень сформированности РНЦ студентов характеризуется в основном средним. В этой связи" формирование РНЦ студентов педагогического колледжа мы рассматриваем как одну из важнейших задач профессиональной подготовки будущих педагогов.

Переход к научному управлениюпроцессом формирования российских национальных ценностей студентов предполагал построение модели данного процесса, разработка которой должна осуществляться на основе интеграции — содержания, методов, форм и средств формирования РНЦ как личностных качеств;

Модель формирования российских национальных ценностей рассматриваетсякак система, состоящая из взаимосвязанных элементов: целевогосодержательного, технологического и результативного.

Сконструированная модель, предполагает реализацию следующих условий: — включение дополнительного материала в содержание учебных дисциплин сориентированного на выявление российских национальных ценностей в культурно-историческом наследии России;

— обогащение воспитательного процесса в педагогическом колледже формами и методами, нацеленными на отождествление личностно-значимых качеств студентов с российскими национальными ценностями;

— внедрение программы спецкурса, направленной на формирование российских национальных ценностей студентов;

— осуществление специальной работы с преподавателями, способствующей коррекции ценностных ориентаций студентов на основе личностно-ориентированного подхода.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность и? плодотворность сконструированной модели формирования РНЦ студентов. Установлены значительные изменения в уровнях сформированности РНЦ в экспериментальной группе под влиянием выявленных педагогических условий и используемых педагогических средств, что доказывает их эффективность.

Успешная апробация модели формирования РНЦ студентов на основе системного подхода в процессе изучения нормативных дисциплин показывает реальную возможность формирования РНЦ студентов педагогического колледжа в целях совершенствования среднего профессионального образования.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием РНЦ студентов. Необходима дальнейшая разработка целостной системы интегральных критериев результативности образовательного процесса педагогического колледжа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. — Москва
  2. Рязань: РИНФО, 1998. 160 с.
  3. Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса. (Пособие в помощь учителю) / Под ред. Валеева И. И. М.: МПСИ, 1998. — 107 с.
  4. В. П «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнологическое обозрение. -1996.-№ 3.- С. 13−22.
  5. . Народная мудрость в воспитании // Семья и школа. 1956. — № 11.-С.16−18.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бода-лева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 230 с.
  7. .Г. Психология педагогическая оценки // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — С.136−166.
  8. АндрееваГМ. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1997. -223 с.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 235 с.
  10. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV -XVIII вв. / Сост. Д. Бабушкин, Б. Н. Митюров М.: Педагогика, 1985. — 363 с.
  11. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985.-С. 166, С. 183.
  12. С.Ш. Нация и ее психический склад (Соц-псих. аспект национальных отношений): Авгореф. дис. .д-ра. филос. наук М, 1969. — 32 с.
  13. ЮВ. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // СОЦИС. — 1990. -№.7.-С. 42−49.
  14. К.Ш. Этнопедагогика и школа // Учитель Башкирии. 1990. — № 2. -С.17−19.
  15. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Педагогика, 1981.-294 с.
  16. О.М. Истина и ценность // Вопросы философии. 1966. — № 7. -С.45−49.
  17. И.Э. Ценностное регулирование жизни личности // Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования. Киев: Наукова Думка, 1989. -233 с.
  18. Е.П. Триединство- русского образования: опыт историко-культурного анализа // Ценностные: приоритеты общего и профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. — М.: МГУ, 2000.-Ч. 1.-С.17.
  19. Бердяев НА Судьба России. М.: Изд-во МГЛУ, 1990. -С. 164.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — С.6.
  21. .Я. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  22. Блонский ПЛ Педагогика. Изб-е. пед и психол. сочинения: В 2 т. / Под ред. АВ. Петровского. М: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.
  23. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4- - С.29−36.
  24. В.А. Ценность и оценка. Киев: Вища школа, 1964. — 230 с.
  25. А. Появится ли у России концепция устойчивого развития? // Обозреватель. 1990. — №. 10. — С. 18−22.
  26. А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогическихтехнологий // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 1. — С.24−35.
  27. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., ЛГУ, 1974. — 32 с.
  28. Т.Н. Этнопедагогика чувашского народа (В связи с проблемой общности народных пед. культур). Чебоксары: Чувашское кн. из-во, 1966. — С. 18.
  29. В.В. Основы технологии воспитания: Конспект-пособие для студентов и учителей. -М^: Биоинформсервиз, 1999. — 92 с.
  30. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  31. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Мысль, 1965: — 52 с.
  32. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Флинта, 1997. — С. 85.
  33. Л.М. Ранние этапы целеобразования: Автореф. дисканд. психол.наук.-М., 1980.- 18 с.
  34. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. 2-е изд., доп. — Барнаул: Издательство БГПУ, 1994. — 376 с.
  35. В.В. Аксиологический аспект философии: Автореф. дис. д-ра пед.наук. JI., 1989. -36 с.
  36. Григорьев С. И, Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Барнаул — Новосибирск: Алтайский гос. ун-т, 1995. — 150 с.
  37. И.А. Феномен индивидуализма в общественной психологии россиян // Сибирский социологический вестник. 2002. — № 2. — С.76.
  38. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — С. 25.
  39. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.- С.39−65.
  40. Р. Г. Общество и молодежь:1998 год // ИЗМ. 1999. — № 1. — С.98−108.
  41. В.В. Формирование учебной деятельности школьников. — М.: 1982. — 216 с.
  42. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-C.il.
  43. О.Г. Мир отживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  44. О.Г. Философия морального воззрения на мир // Философия и ценностные формы сознания. М.: Мысль, 1878. — С.86−156.
  45. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.20−29.
  46. А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. М.: Мысль, 1856. — 112 с.''
  47. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 г. г.: В 2 т.-М.: Мысль, 1998. Т.2. С.72−75.
  48. И.А. Наши задачи. Собр. Соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. — Т. 2. Кн. 1.-496 с.
  49. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. — М.: Педагогика, 1972. 196 с.
  50. Иоанн Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПБ: Царское Дело, 1995. — С.328.
  51. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.21.
  52. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: обзор информ. Министерства выс. и сред. спец. образования М.: Просвещение, 1977.-57с.
  53. П.Ф. История русской педагогики. Избранные пед. сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  54. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие. ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  55. К. О русском национальном характере. М.: Институт нац. модели экономики, 1994. — С.40.
  56. .Н. Классификация наук. М.: Мысль, 1985. — 543 с.
  57. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности (теория и диагностика): Учеб. пособие к спец/курсу. Л.: Наука, 1991. — 84с.
  58. Т. Н., Сундукова Т. А., Тютюнник Н. А. Особенности ценностных ориентаций выпускников общеобразовательных школ // Магистр. 1995. — № 6.- С. 40−52.
  59. А. Нация в истории и современности. — М.: Наука, 1978. С.36−37.
  60. .Г. Народные традиции как средство героико-патриотического воспитания школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 18 с.
  61. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология/ Под ред. Б.Ф. Порш-нева, ЛИ. Анцыферовой. М.: Наука, 1997. — С. 124.
  62. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности.- М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 243 с.
  63. Концепция национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск: ГАГУ, 1992.-45с.
  64. Координация //Большая Советская Энциклопедия. М., 1973. Т.13. — С. 349.
  65. С.П. Политика безопасности России: 90-е годы XX века // Безопасность Евразии. 2000. — №.2. — С. 566−601.
  66. Кравцов AJE. Духовность в России. //Педагогический калейдоскоп. -1996.-№ 10.—С32.
  67. С. В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  68. М.Е. Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. Брянск: БГПУ, 2000. — 375с.
  69. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: «Знание» РСФСР, 1985.-32 с.
  70. B.C., Сголяренко Л.Д Эгаопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 205.
  71. Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — С.76.
  72. П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы: В 2 т. -М.: Мысль, Т.1.
  73. Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // АСОЦИС. 1996. -№ 5. — С.3−7.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  75. .Т. Педагогика: Курс лекций. 2-е изд., исп. — М.: Педагогика, 1998.- 463с.
  76. .Т. Педагогика: Курс лекций. — 4 изд. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  77. Д.С. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — С.6, С. 26.
  78. Личность и гражданское общество. М.: СОВЕРО-ПРИНТ, 1999. — 125с.
  79. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1998. — 364 с.
  80. Т.И. Нравственное воспитание подростков во внеурочной деятельности средствами фольклора: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Киев, 1992. 20с.
  81. Р.П. Философско-политические проблемы общественного идеала. Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1993. — С.12−19.
  82. А.С. Воспитание гражданина / Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 394с.
  83. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. — № 1. — С.81−86.
  84. Н.И. Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа. Афтореф. дис. канд. пед. наук., -Красноярск, 1999.-С.10.
  85. Марксистская этика. / Под общ. ред. А. И. Титаренко М.: Политиздат, 1976. -334 с.
  86. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. -Барнаул: БГПУ, 1997. 186 с.
  87. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. -Киев: 1987. -224 с.
  88. В.М. Православная вера в педагогических учениях К.Д. Ушинского // К. Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994. — С.70−81.
  89. Михайло Ломоносов. Древняя Российская история. С-П.: В С-П при Императорской Академии Наук, 1776.-279 с.
  90. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Науч.-метод. пособие для педагогов исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М.: Высш. школа, 1987. — 200 с.
  91. Моделирование как метод научного познания / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Е. А. Никитин. М.: Недра, 1965. — С. 19.
  92. Моделирование педагогической ситуации: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя // Под ред. Ю.Н. Ку-люткина, Т. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — С.19.
  93. Модель // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1974. — Т. 16 — С. 399.
  94. АВ. Социальная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов // Под ред. В, А Сластенина, М: Изд. Центральная Академия, 2000.-200 с.
  95. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1980. — 32 с.
  96. В.Н. Психология отношений. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.- 356 с.
  97. Наслежно-улусное социальное воспитание. Части I и И. М.: Наука, 1997. — 198с.
  98. Р.И. Выделение целей и структурирование учебного предмета как способа повышения эффективности учебного предмета // Научно-методические проблемы комплексного подхода к подготовке специалиста. -Тула: ТЛИ, 1980. 152 с.
  99. Ф.Ф. Связь времен. Опыт исторической публицистики. М: Молодая гвардия, 1987.-273 с.
  100. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИ-РОС, 1997.- 141 с.
  101. В.А. Истоки рес. нар. пед-ки / Ml НУ, ОГУ. Москва-Орел: 1997.- 134 с.
  102. М.Ю., Мартинкова Е. В. Родной дом. М.: Просвещение, 2001. -132 с.
  103. Образование и воспитание в меняющемся мире (пособие для педагогов) / Под ред. Валеева И. И. и П. В. Кананыкина М.: Педагогика, 1997. — 174 с.
  104. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь рус языка: 80 000 слов и фраз. выр. / Российская АН- российский фонд культуры. 2-е изд., исп. и доп. -М.: АЗЪ, 1994.-С.24.
  105. В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского. М.: Педагогика, — 1991.-С.34.
  106. Основы концепции и. программы воспитания студентов (методическое пособие) // Науч. редактор В. Т. Лисовский.- С-П.: 1999. 208 с.
  107. Острые проблемы воспитания: поиски решения. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.-С.37.
  108. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям. B.C. Степин, А. А. Гусейнов, В. М. Межуев, В. И. Толстых // Квинтэссенция:-Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. — С.14.
  109. А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. -М.: Новая школа, 1994.-320 с.
  110. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — С.79.
  111. В.А. Эстетическое отношение к труду в условиях развитого социализма // Эстетические аспекты социалистического образа жизни. Свердловск: УРГУ, 1981. — С.14, С. 16.
  112. С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. 20с.
  113. Педагогика: Учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — С.55.
  114. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1982.- 36 с.
  115. П.И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.-602 с.
  116. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении теоретико-экспериментальным исследованием. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  117. В.В. Этнология: предметная область, социальные функции. Понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994. — С.5−14.
  118. А.Е. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой). М.: Просвещение, 1887. — 368 с.
  119. А.Е. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно в России. М.: Просвещение, 1884. — 128 с.
  120. А. И., Чудков В. П., Баранов Г. И. Проблемы целевой интенсивности подготовки специалистов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. Волгоград: ВПИ, 1985.-208 с.
  121. В.Р. Природа философских ценностей: Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. М., 1993. — 18 с.
  122. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. Мухиной B.C. М.: Мысль, — 1981. — 149 с.
  123. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ЛГУ / А. П. Беляева, Н. Ф. Золотухин и др. М.: Высшая школа, 1991. -160с.
  124. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы, М.: Минобразование РФ, 1999. — 40 с.
  125. Н.А. Целеполагание как метод нравственного воспитания в уч. деят. Автореф. дис. канд. пед. наук. — JL, 1986. 18 с.
  126. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Центр, 1996. — 328 с.
  127. Психология. Словарь. Под ред. AJB. Петровского и др.- М.: Полит, лигералура. 1990. -440 с.
  128. Психология.Учебник /Отв.ред. ААКрылов.-М.: Проспект, 1999.-С.565.
  129. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры, концепция исследования // Педагогика.- 1995. № 5. — С.87−90.
  130. Рейнвальд НИ Психология личности: Монография. М: УДН, 1987. — С.16.
  131. С.А. Системный подход к построению курса химии. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 174 с.
  132. Н.Н. Основы системно-структурного исследования в процессе обучения // Программированное обучение. Вып. 23−1986. С. 29−43.
  133. Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 25−53.
  134. Российская цивилизация и истоки ее кризиса: Учебное пособие. М: Наука, 1994. — С. 14.
  135. Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981.-207 с.
  136. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -328 с.
  137. Е.Л. формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Кемерово, 2002. 45с.
  138. В.Н. Системный подход к классификации ценностей // научные исследования и человеческие потребности: Материалы Московской встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. М.: Наука, 1979. — С. 30−45.
  139. Свободное время подростков: социализация или девиация: Учебно-методические материалы Новосибирск: НГПУ, 2004. — 212 с.
  140. И. Народное воззрение на учение и воспитание . Спб.: 1896. — 15 с.
  141. Е.В. Методы:математической обработки в психологии СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350с.
  142. ЗБ. Национальное самосознание русских (социальный очерк). Уч. пособие. М.: Механик, 1996. -С.13,С.61,С.146.
  143. З.В. Социология и психология национальных отношений. Уч. пос. Издательство Михайлова В. А. С-П.: 1996. — 208 с. I
  144. А.А. Имитационное моделирование как метод иследования педагогического процесса: Автореф. дис.канд. пед. наук. JL, 1985. -17 с.
  145. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -Mi: Издательский центр «Академия», 2003. С. 84.
  146. Словарь рус. яз. / Российская А.Н.- Российских фонд культуры- 2-ое изд.- испр. и доп.- М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  147. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: по материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М.: Центр социологии РАО, 1994. — 151 с.
  148. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. -80 с.
  149. Р. Общечеловеческие ценности к нетрадиционному пониманию. -М.: Свободная мысль, 1994. С. 125−127.
  150. B.C. Собр. соч. Спб.: 1883. — Т. 5. — С.324−325.
  151. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992. — С.324.
  152. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред В. Н. Иванова. Белгород: Луч -Центр социальных технологий, 1995.- С. 10.
  153. Стенографическая запись и материалы заседания Правительства Москвы 14 апреля 1998 года. Приложение к журналу «Этносфера» 1998.- 204 с.
  154. Суку нов Х.Х., Величук А. П. Разработка типовой модели национальной школы // Педагогика. 1997. — № 4. — С.37−40.
  155. А.А. У этнической карты России // Обществознание в школе. -1998 г. № 1. — С.12−16.
  156. Терещенко, А Быт русскою народа. Сочинения в: В 7 ч.- М, 1948. 4.1. С392.
  157. Тишков В, А Концешуальная эволюция нац иональной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -1996. № 100.—С.6.
  158. Л.Н. Собр. соч.: В 20 томах. М.: Изд. цент «Терра», 1964. — Т. 15. -С. 186, С. 200.
  159. Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Пед. соч. М., 1989. -200с. — С. 184.
  160. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998 г. — № 2. — G.3−7
  161. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. — 124с.
  162. Тырсенко А-В., Аббат Э.-Ж. Сийес (1748−1836). У истоков французской либеральной идеологии // Новая и новейшая история. — 1998. № 6. — С.ЗЗ.
  163. К.Д. Родное слово // Изб пед. соч.: В 2х т. М.: Педагогика, 1974.- T.l. С. 55, С. 82, e. l 12, С. 557.
  164. Ф.С., Запиров AJL Грани этнической идентификации // СОЦИС. 1997. — № 8.- С. 45.
  165. В.А. Формирование патриотизма курсантов военного вуза: Дис. д-ра пед. наук. — Барнаул, 2000. С. 109.
  166. Фельдштейн Д. И- Психология развивающейся личности. Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 672 с.
  167. В.Н. Россия и Русская нация: трудный путь к самосознанию. -Барнаул: ГИПП"Алтай", 1999.-G. 106, С. 112, О. 217.
  168. В.Н., Гончаров В. Н., Колтаков К. Г. Школа и общество в современной России (концептуально-аналитический диалог) / Под общ. ред. В. Н. Филиппова. Барнаул: ГИПП «Алтай», 2003. — С.55.
  169. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: Сб. типовых методик / Ред. Е. Э. Смирнова. Томск: ТГУ, 1984. — 198 с.
  170. Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993.-428 с.
  171. Н.Д. Педагогический процесс как объект деятельности учителя. — Алма-Ата: 1984. 134 с.
  172. М.А. Художественный образ и методика его изучения в старших классах средней школы: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1965. — 27 с.
  173. Т.В. Ценностное воспитание в педагогике США. Критический анализ.-СП: 1987. -№ 1.
  174. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. — 96с.
  175. С.Н. Человек, его ценности и жизненный путь. Часть 1. Что такое общечеловеческие ценности? Курган-Барнаул: 1979. — С.4−7.
  176. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1997. — С.10.
  177. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.:
  178. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.
  179. В.А. Современные проблемы идеологии научного познания. М.: Знание, 1975.-С. 18.
  180. Н.Е. Формирование духовной культуры школьника. Петрозаводск: Просвещение, 1992.- 143 с.
  181. Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: материалы Международной научно-практической конференции.- Новосибирск: НГПУ, 2004. С.
  182. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -392 с.
  183. Э.Г. Становление сущности системного подхода. М.: Эдиториал 1997.-230 с.
  184. Ядов В: А Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 2-е изд. — М-, Наука, 1987. — 239 с.
  185. Ядов В: А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Инс-т психологии. Отв. ред. С. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — С.89−105.
  186. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук, думка, 1977. — 275 с.
  187. Durkheim A. Les formes elementaires de la vie religieuse. P. 1912.
  188. Maslow Abrahan H. Motivation and Personaliti (1954) and Toward a Hsychology of Beig (1962). The New Encyclopedia Britannca. Volum 7. Chicago, 1994. P. 911.
Заполнить форму текущей работой