Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: процесс развития культуры самообразования учителей в ходе исследовательской деятельности школы эффективен, если: в учебно-воспитательном процессе школы реализуются современные подходы к обучению, воспитанию, развитию личности учащихся с использованием здоровьесберегающих, телекоммуникационных, мультимедийных технологийсовершенствование самообразовательной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования самообразовательной культуры учителя
    • 1. 1. Самообразование личности как социокультурный и психолого- 14 педагогический феномен
    • 1. 2. Феноменология самообразовательной культуры учителя
    • 1. 3. Исследовательская деятельность школы как фактор развития 52 самообразовательной культуры учителя
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Проектирование и реализация модели развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности школы
    • 2. 1. Обоснование модели развития самообразовательной деятельности 71 учителей в процессе исследовательской деятельности школы
    • 2. 2. Анализ результатов и эффективности реализации модели развития самообразовательной деятельности учителей в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе

Развитие самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Профессиональная деятельность современного учителя общеобразовательной школы предполагает наличие у педагога готовности и способности к постоянному поиску решений новых задач образования и воспитания подрастающего поколения в условиях динамично изменяющегося социума, глобализации информационных потоков, а также требует непрерывного совершенствования квалификации и развития самообразовательной культуры. Роль самообразования в становлении профессионализма учителя чрезвычайно велика, так как в самообразовательной деятельности осуществляется качественное личностно-профессиональное развитие специалиста, формируется привычка к самостоятельному интеллектуальному труду, систематической работе по освоению новых теоретических концепций образовательных и воспитательных технологий, по овладению новыми методическими приемами учительского труда, осуществлению исследовательской деятельности в школе.

В науке сложились определенные предпосылки для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы развития самообразовательной культуры учителя. Многочисленные научные труды посвящены теоретическим основам самообразования личности, методологическому обоснованию категории «самообразование личности» (Г.Е. Зборовский, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин и др.). Педагогические основания самообразования, содержание и методика работы по формированию культуры самообразовательной деятельности личности раскрыты A.B. Баранниковым, В. Б. Бондаревским, Г. П. Скамницкой, H.A. Половниковой и др. Общетеоретическое обоснование сущности концепта «профессиональная культура учителя», в том числе и «культура самообразования учителя» представлены в исследованиях O.A. Абдуллиной,.

С.И. Архангельского, И. И. Зарецкой, Г. М. Коджаспировой, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, С. Ф. Хлебуновой и других. Вопросы формирования учителя как исследователя рассматривались в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, А. И. Кочетова, В. В. Краевского, A.M. Матюшкина, И. Д. Чечель и других.

В свете новой образовательной парадигмы возрастают требования к профессиональной деятельности учителя, его мастерству в условиях динамических изменений содержания, методик и технологий обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Теоретические разработки в данной области отражают оперативный отклик специалистов последипломного образования на социальный заказ и государственные требования к совершенствованию системы повышения квалификации учителей, развития их самообразовательной культуры (С.Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин, Э. М. Никитин, В. П. Симонов, Е. П. Тонконогая, П. В. Худоминский и др.). Однако вопросы развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы остаются недостаточно исследованными.

Изложенное свидетельствует, что на сегодняшний день существуют противоречия: между объективной потребностью общеобразовательных школ в учителях с высоким уровнем культуры самообразования — и реальной практикой ее развития в процессе исследовательской деятельности школымежду интенсивно протекающими преобразованиями в школах, требующими от учителя мобильного и непрерывного профессионального роста — и несформированностью у педагогов высокого уровня культуры самообразования, эпизодическим характером процесса повышения квалификациимежду наличием определенного опыта общеобразовательных школ по развитию самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива — и отсутствием его научного осмысления, недостаточной разработанностью механизмов реализации в школах системы работы по развитию самообразовательной и исследовательской культуры учителей.

Изложенные противоречия определили проблему исследования: каковы сущностные характеристики самообразовательной культуры учителя и возможности общеобразовательных школ по ее развитию в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива? В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования — «Развитие самообразовательной культуры учителя в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы».

Объект исследования: самообразовательная культура учителя современной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс развития самообразовательной культуры учителя в ходе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы.

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели развития самообразовательной культуры учителя в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы.

Гипотеза исследования: процесс развития культуры самообразования учителей в ходе исследовательской деятельности школы эффективен, если: в учебно-воспитательном процессе школы реализуются современные подходы к обучению, воспитанию, развитию личности учащихся с использованием здоровьесберегающих, телекоммуникационных, мультимедийных технологийсовершенствование самообразовательной деятельности учителей базируется на научном осмыслении актуальных и перспективных профессионально-личностных потребностей, проблем и запросов педагоговна реализации андрогогических технологий постдипломного образования специалистов, которые учитывают социально-психологические, индивидуально-возрастные, профессионально-ментальные особенности учителейопределены и реализуются механизмы интеграции психологопедагогических, социокультурологических, предметно-содержательных, методических программ повышения квалификации учителей, существует вариативность форм совершенствования самообразовательной культуры учителей, как на базе школы, так и в учреждениях профессиональной переподготовки педагогических кадровобеспечены практические возможности реализации результатов самообразовательной деятельности учителей в целостном педагогическом процессе школы (создание и апробация авторских, модифицированных учебных, воспитательных программ, разработка и экспертиза их дидактического сопровожденияучастие в реализации целевых, комплексных экспериментальных программах на базе школы и др.) — психологическая служба школы осуществляет комплексный мониторинг профессионально-личностного развития учителей, разрабатывая индивидуальную траекторию самообразовательной деятельности каждого педагога.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи: осуществить историко-педагогический анализ категории самообразовательная культура учителя", выявив ее сущностные характеристики;

— обосновать сущность и структуру самообразовательной культуры учителя современной школыразработать и теоретически обосновать модель развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности школы;

— экспериментально проверить эффективность разработанной модели в реальных условиях целостного образовательного процесса школы.

Методологической основной исследования являются философские, психологические и педагогические идеи о современных концепциях общего образования, тенденциях его развития и влияния на становление человека в условиях информационного общества (Г.А. Бордовский, B.C. Леднев, Е. И. Машбиц и др.) — методологические принципы: объективности и детерминированности педагогических явленийцелостностисистемностипринцип развития. Были учтены методологически значимые идеи: о противоречивости и единстве научного познания, о социальной обусловленности образовательных явлений и процессов, теории и практики воспитания и обучения, о диалектическом взаимодействии деятельности и ценностей в структуре социальной и педагогической реальности.

Теоретическая база исследования опиралась на фундаментальные теоретические работы о сущности и природе человека как субъекта деятельности и отношений (И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я. А. Коменский, C.JI. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.) — научные идеи личностно-ориентированного подхода к образованию (C.JI. Братченко, A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, A.M. Новиков и Др.) — концептуальные разработки, обеспечивающие психолого-педагогическое и методическое обоснование самообразования учителей (В.В.Гузеев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. П. Симонов, А. А. Скамницкий, В. А. Сластенин, Л. Д. Столяренко и др.) — рациональная теория управления образовательными учреждениями (В.И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, В. Ф. Кривошеев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др) — научные разработки процесса акмеологических и мониторинговых исследований, педагогической диагностики (Н.А.Аминов, Е. М. Борисова, О. И. Воленко, K.M. Гуревич, И. А. Зимняя, К. Ингелькамп, Г. М. Коджаспирова, Н. В. Кузьмина, Т. Е. Макарова, А. И. Субетто и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические — анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов по среднему (полному) и дополнительному образованию детей, синтез получаемых материалов, моделированиеконстатирующие — изучение и обобщение опыта работы учителей в сфере самообразовательной и исследовательской деятельностиопыта работы администрации школ по активизации научно-методической деятельности педагоговэкспериментальные — наблюдение, в том числе включенное, беседа, анкетирование, тестированиеанализ результатов самообразовательной и исследовательской деятельности учителей школформирующий педагогический эксперимент и статистический анализ его результатов.

Исследование проводилось в период с 2000 по 2011 г.

Первый этап (2000;2003 гг.) включил теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решениюнакопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта процесса развития самообразовательной культуры учителей школы.

На втором этапе (2004;2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации модели развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы, уточнялись, корректировались отдельные психолого-педагогические и содержательно-методические стороны исследуемого процесса.

Третий этап (2008;2011 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс школ, проведению отсроченного контроля за участниками опытно-экспериментальной работы, оформлению диссертации.

Исследование проводилось базе ГОУ СОШ № 535 ЮЗОУО Департамента образования города Москвы, ГОУ СОШ № 1317 ЗОУО Департамента образования города Москвы. Общее количество участников эксперимента за семь лет опытной работы составило 86 человек (учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, практические психологи школ, преподаватели учреждений повышения квалификацииведущие специалисты научно-исследовательских педагогических институтов и др.).

Научная новизна диссертационного исследования: обоснованы сущностные характеристики категории «самообразовательная культура учителя» в контексте современных требований к профессионализму учителявыявлены структурные компоненты самообразовательной культуры учителя (аксиологическая, гностическая, прикладная, правовая, эргономическая, коммуникативно-этическая, рефлексивная, прогностическая подструктуры);

— определены принципы процесса развития самообразовательной культуры учителя (мобильность, непрерывность, взаимообусловленность объективных изменений в содержании и технологиях школьного образования и повышения квалификации учителейопоры на самопроектирование индивидуального маршрута самообразования, повышения квалификации учителя и др.) — обоснованы и реализованы направления активизации самообразовательной деятельности учителей, их профессионально-творческого роста (стимулирование инновационной деятельности творческих групп учителей, активизация исследовательской работы педагогов на основе развития систематической научно-консультативной работы, осуществляемой ведущими учеными-специалистами, совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки учителей путем внедрения новых форм и технологий постдипломного образования и др.);

— выделены и апробированы наиболее эффективные направления повышения исследовательской культуры учителей (проведение курсов ознакомления и овладения методами научного исследования и педагогического прогнозирования, навыками проведения педагогического эксперимента, обработки полученных данных и т. д.) определены психолого-педагогические и организационно-методические факторы, влияющие на эффективность процесса развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности школыреализован системно-ситуационный подход в построении организационно-функциональной модели развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности школыв модели в единстве и взаимосвязи представлены: целевой компонент, задачи, принципы, приоритетные направления исследовательской деятельности школы как самоценной социокультурной и образовательной системысодержательно-методический аспект реализации основных направлений развития самообразовательной культуры учителейпоказатели эффективности реализации модели в практике жизнедеятельности школы;

— разработана система критериев, позволяющая выявить уровень самообразовательной культуры учителя (адаптивно-эмпирического, поисково-логического, профессионально-исследовательского).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад: в обогащении теории педагогики средней школы путем обоснования теоретико-методических основ процесса развития самообразовательной культуры учителей в ходе исследовательской деятельностив разработку проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы путем совершенствования профессиональной культуры учителейтеоретически обоснована система показателей развития самообразовательной культуры учителя, его исследовательского потенциала в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности исследовательской деятельности педагогических коллективов школ благодаря реализации методического аппарата развития самообразовательной культуры учителейтеоретические положения, результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками, а также студентами и преподавателями педагогических колледжей, вузов, как в учебной, так и практической деятельности, в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различного профиля (учителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, практических психологов, воспитателей и др.), в системе курсов повышения их квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается четкостью исходных методологических позиций. Применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту и предмету, целям и задачамвоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью, использованием средств математической статистики, количественным и качественным анализом данных, полученных в ходе исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самообразовательная культура учителя — динамический феномен, формирующийся как целостное (интегративное) личностное образование, которое обеспечивает саморазвитие специалиста как индивидуальности и профессионала, самореализацию учителя в современной педагогической действительности. Самообразовательная культура учителя включает в себя относительно устойчивую систему индивидуальных способов удовлетворения своих информационных потребностей, способов достижения соответствия профессиональной компетентности учителя реальным условиям, требованиям и функциям педагогической деятельности.

Структура самообразовательной культуры учителя состоит из следующих взаимосвязанных подструктур: аксиологической, гностической, прикладной, правовой, эргономической, коммуникативно-этической, рефлексивной, прогностической.

2. Организационно-функциональная модель развития самообразовательной культуры учителя в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы опирается на взаимосвязь подходов: системно-деятельностного, антропологического, аксиологического, культурологического, логико-информационного и рефлексивного. В модели развития культуры самообразования учителей в процессе исследовательской деятельности школы в единстве представлены: функционально-целевой компонент, содержательно-методический аспект реализации основных направлений процесса развития самообразовательной культуры учителейпоказатели эффективности реализации моделисистема критериев, позволяющая выявить уровень самообразовательной культуры учителя (адаптивно-эмпирического, поисково-логического, профессионально-исследовательского).

3. Показателями развития самообразовательной культуры учителя, его исследовательского потенциала в условиях общеобразовательной школы являются: стремление учителя овладеть системой новых теоретических, психологических, социально-педагогических, специально-методических знанийповышенный интерес к методологическим знаниям по философии образования, стремление понять основные тенденции развития образовательных и воспитательных систем в современном миреактивность и продуктивность деятельности педагогов в творческих и научно-исследовательских лабораториях (в том числе, и под руководством ученых) — повышение уровня теоретической и технологической подготовки учителя в области содержания преподаваемой дисциплины, психологии обучения, методической подготовки, проявляющейся в высоких результатах обучения и воспитания учениковстепень сформированности у педагога умений адекватно анализировать и объективно оценивать эффективность собственной профессиональной деятельностиосуществлять ее корректировку, обобщать свой опыт и опыт коллег, устно и письменно описывать его в категориях педагогической и базовой (учебного предмета) науки, а также передавать это опыт другим, понимая специфику индивидуального стиля профессиональной деятельности других учителейпроявление творческой самостоятельности и готовности учителя к участию в проектировании новых образовательных систем и технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликование статей, докладов, тезисов, методических материаловразработку и реализацию в целостном педагогическом процессе ряда общеобразовательных школ г. Москвы модели развития самообразовательной культуры учителей в ходе исследовательской деятельности общеобразовательных учебных заведений. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Москва, 2000—2005; Курск, 2004;2008, Шымкент, 2009, 2010 гг.), ежегодных научно-практических семинарах директоров, заместителей директора по научно-методической работе, учителей школна педагогических советах экспериментальных школ.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Приведенные во второй главе материалы по анализу результатов многолетней опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать, что процесс развития культуры самообразования учителей в ходе исследовательской деятельности школы эффективен, если: совершенствование самообразовательной деятельности учителей базируется на научном осмыслении актуальных и перспективных профессионально-личностных потребностей, проблем и запросов педагоговна реализации андрогогических технологий постдипломного образования специалистов, которые учитывают социально-психологические, индивидуально-возрастные, профессионально-ментальные особенности учителейв учебно-воспитательном процессе школы реализуются современные подходы к обучению, воспитанию, развитию личности учащихся с использованием здоровьесберегающих, телекоммуникационных, мультимедийных технологийопределены и реализуются механизмы интеграции психолого-педагогических, социокультурологических, предметно-содержательных, методических программ повышения квалификации учителей, существует вариативность форм совершенствования самообразовательной культуры учителей, как на базе школы, так и в учреждениях профессиональной переподготовки педагогических кадровобеспечены практические возможности реализации результатов самообразовательной деятельности учителей в целостном педагогическом процессе школы (создание и апробация авторских, модифицированных учебных, воспитательных программ, разработка и экспертиза их дидактического сопровожденияучастие в реализации целевых, комплексных экспериментальных программах на базе школы и др.) — психологическая служба школы осуществляет комплексный мониторинг профессионально-личностного развития учителей, разрабатывая индивидуальную траекторию самообразовательной деятельности каждого педагога.

В процессе реализации модели были апробированы разнообразные формы стимулирования развития самообразовательной деятельности учителей, активизации исследовательского потенциала и творческих поисков педагогов: • включение учителей в разные формы работы по проектированию, планированию, организации учебно-воспитательной деятельности школы- • постепенная передача управленческих функций по организации научно-методической исследовательской работы в школе, творческим объединениям, группам, лабораториям, кафедрам, методическим объединениям- • активная позитивная профессиональная позиция руководства школы по отношению к инновационным предложениям учителей, поддержка администрацией рациональных творческих предложений учителей, доверие компетентности педагога, свободный выбор ими способов, форм и средств обучения при сохранении контроля за результатами обучения- • перспектива работы на новой технике, возможность получения дополнительного образования за счет средств учебного заведения- • поддержка творческой деятельности преподавателя с помощью средств информации (статьи в прессе, передачи по радио, телевидению), повышение престижа конкретного учителя- • обобщения и пропаганда передового педагогического опыта, проведение тематических научных конференций, выпуск сборников творческих работ учителей и школьников и др.

В ходе теоретического и экспериментально-аналитического осмысления феноменологии самообразовательной культуры учителя, были обоснованы следующие критерии ее сформированности: мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный.

По результатам теоретического анализа материалов диссертационного исследования, а также с учетом анализа данных комплекса диагностических методик, апробируемых в ходе опытно-экспериментальной работы, были обозначены уровни сформированности самообразовательной культуры учителя: адаптивно-эмпирический, поисково-логический, профессионально-исследовательский.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и сформулировать рекомендации.

Проблема развития самообразовательной культуры учителей современной школы в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива в настоящее время приобрела ключевое значение наравне с пересмотром содержания и технологий подготовки учителей в высшей школе. Такой подход подчинен главной цели — достижению максимальной подготовленности учителя к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях динамических изменений содержания образования, методик и технологий обучения и воспитания в школе.

Процесс развития самообразовательной культуры учителя предполагает изучение, определение индивидуальных возможностей специалиста в самообразовательной деятельности, помощь ему в осознании своего уровня общей и профессиональной культуры (достоинств и недостатков), что и положительно воздействует на эффективность его профессионального самообразования, и предопределяет характер овладения учительской специальностью, педагогическим мастерством. Формирование самообразовательной культуры учителя — результат не только внешних влияний, но и саморазвития, профессионального самосовершенствования. Основой самообразовательной культуры учителя является понимание важности синтеза психолого-педагогической, социальной, общекультурной, специально-предметной и теоретико-методической подготовленности педагога к профессиональной деятельности.

Проблема развития самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности школы, находясь на стыке психологии, педагогики, философии, социологии, культурологи, является одной из составных частей более общей проблемы — совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с современными требованиями к уровню специалистов, обучающих и воспитывающих подрастающее поколение.

Основными принципами процесса развития самообразовательной культуры учителя являются: непрерывность, мобильность и вариативность форм, методов самообразования, взаимообусловленность объективных изменений в содержании и технологиях школьного образования и повышения квалификации учителейопоры на самопроектирование индивидуального маршрута самообразования, повышения квалификации учителя и др.

В качестве ведущих направлений включения учителей в исследовательскую работу школы выступают: осуществление необходимой методологической и методической подготовки учителейформирование творчески ориентированной научно-исследовательской среды в учебном заведенииосуществление необходимой консультационной помощи со стороны ученых, специалистов-теоретиков и специалистов-практиковосуществление поддержки исследовательской деятельности учителей руководством учебного заведениясоздание необходимых условия для удовлетворения профессионально-информационных запросов и потребностей учителейрасширение форм сотрудничества с институтами повышения квалификации и др.

Результаты проведенной экспериментальной работы по реализации модели совершенствования культуры самообразования учителей в процессе исследовательской деятельности школы доказали позитивное влияние проделанной работы на личностно-творческое и профессиональное саморазвитие педагогов.

Обобщенный вывод проведенного исследования заключается в том, что проблема развития самообразовательной культуры учителей является одной из важнейших проблем современной педагогической реальности, а ее теоретико-методологическое решение, концептуальное обоснование и накопление опыта создания и реализации технологических моделей совершенствования культуры самообразования учителей в процессе исследовательской деятельности школы способствует устойчивому развитию всей системы непрерывного образования в России.

Проведенное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия рассматриваемой проблемы. Ее масштабность и значимость требуют продолжения теоретического изучения, осмысления и комплексного анализа многоаспектной практики общеобразовательных школ в сфере развития самообразовательной культуры учителей.

Дальнейшая работа по проблеме исследования может быть ориентирована на: поиск эффективных управленческих решений, стимулирующих самообразовательную деятельность учителей общеобразовательных учреждений различных типов и видов (лицеи, гимназии, школы надомного обучения) — поиск путей повышения инновационной активности педагогических кадроввыявление специфики развития культуры самообразования в зависимости от опыта работы учителя, его специализации, индивидуального стиля педагогической деятельностиизучение вопросов взаимодействия школы и учреждений повышения квалификации работников образования в сфере развития самообразовательной культуры учителей с учетом современной научно-методической базы школьного образования и др. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы наших дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. Под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. — 420 с.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1990. — 139 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психол. журнал. 1993. — Т.14.
  4. А. Индивидуальная психология. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. М., 1982. — 32 с.
  5. А.К. Информация и информационные системы. М., 1992. -160с.
  6. A.A., Громова JI.A. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. — СПб., 1993.-202 с.
  7. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы научно-практической конференции. М., 1994.
  8. H.A. Диагностика педагогических способностей. М. — 1997. — 80 с.
  9. Ш. А. Школа жизни. М., 1996. — 128 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания творческой личности. Казань, 1988.-236 с.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998. — 373 с.
  12. О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности // Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. — С. 68−71.
  13. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. — М., 1995. — 302 с.
  14. Антология педагогической мысли в XV XVIII вв. / Сост. С. Д. Бабышин, Б. Н. Митюров. — М., 1985. — 505 с.
  15. Антология педагогической мысли России XIX в. нач. ХХ в./Сост.П. Н. Лебедев. — М., 1990. — 603 с.
  16. Антология педагогической мысли (от античности до Возрождения)./Сост. П. Н. Лебедев. М., 1987. — 558 с.
  17. Н.М., Байкин Ф. Ф. Культура общения структурный элемент духовного мира личности. // Проблемы философии. — 1995. — Вып. 68. — С.48−54.
  18. А.И. Культура: современный портрет. -М, 1997. 102 с.
  19. А.И., Борев В. Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация М., Наука, 1986. — 308 с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.- 160 с.
  21. А.Г. Психология личности. М.: 1992. — 114 с.
  22. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. -М., 2000.-272 с.
  23. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: МГУ, 1985.-408 с.
  24. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. -287 с.
  25. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  26. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / Под ред. О. С. Гозмана. М., 1989. — 149 с.
  27. В.И., Селезнева H.A., Субетто А. И. Национальная система качества образования в России: основные направления и проблемы создания // Качество образования: концепции, оценки, управление:
  28. Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 1 / Под общ. ред. A.C. Вострикова. — Новосибирск: НГТУ, 1998. — С. 10−15.
  29. A.B. Самообразовательная деятельность учащихся: Монография. М., 2000.
  30. Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. — М., — 1987. — С.90−135.
  31. Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философ. — 1995. № 3. -С. 11−18.31 .Бахтин М. М. Философия поступка. М., 1989. — 435 с.
  32. B.C. Словарь нового педагогического мышления.-Екатеринбург, 1992.- 318 с.
  33. H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991. -256 с.
  34. Э. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. — Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб., 1992. — 400 с.
  35. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 420 с.
  36. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336с.
  37. Бестужев-Лад, а И. К школе XXI века. -М., 1998. 320с.
  38. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 158 с.
  39. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: УРАО, 1998. — 576 с.
  40. Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. М., 1994.-48 с.
  41. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 178 с.
  42. М.Р. Программы, методические рекомендации и упражнения для развития профессионально-педагогико-психологических умений. — М., 1994.-106 с.
  43. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологиго. Калуга, 2001. -145с.
  44. E.H. Формирование и развитие профессиональнонравственной культуры будущего педагога. — М., 1990.
  45. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. -595с.
  46. A.A. Акмеология: вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. — М., 1998. 98 с.
  47. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика. — М. — Ростов-на-Дону, 1999.-408 с.
  48. В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М., 2001. — 192 с.
  49. Ю.С. Введение в педагогическую информатику. -Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. 206 с.
  50. Братченко C. J1. Введение в гуманитарную экспертизу образования. -М., 1999.-225 с.
  51. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж. — 1996.-208 с.
  52. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. 216 с.
  53. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Вопр. филос. 1996. — № 2.
  54. П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. М., 1990. — 192 с.
  55. Е.П. Новые информационные технологии в школе // Информатика и образование, 1996, № 1 С. 18−22.
  56. С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М., 2002. — 160 с.
  57. Л. Философские исследования. — М., 1995. 348 с.
  58. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 2000. — 288 с.
  59. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. — 112 с.
  60. Л.С. Избранные труды. СПб., 1997. — 396с.
  61. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — 125 с.
  62. И.Ф. Избр. Пед. Сочинения. Т.1. -М., 1940. -291 с.
  63. Н.М., Никитина H.H., Кислинекая Н. В. Основы самосовершенствования учителя: Тренинг самосознания. -Екатеринбург, 1998. 68 с.
  64. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1995.
  65. В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. — 318 с.
  66. Г. Сочинения. Т. 4. Система наук- ч. 1. Феноменология духа. -М., 1959.-454 с.
  67. Г. Энциклопедия философских наук. М., 1977. — 308 с.
  68. С.И. Основы педагогики. Философия воспитания. — М., 2000. — 435 с.
  69. .С. Философия образования для XXI века. М: Совершенство, 1998. — 608 с.
  70. Г. А., Петров В. М. Информация поведение — творчество. — М., 1991.-221с.
  71. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
  72. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Информатика: социальная роль и философско-методологические проблемы // Философские науки. -1995. № 4.
  73. P.M. Практическая психология. Л., 1994. — 361с.
  74. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, Изд. КалГУ, 1995. — 533 с.
  75. Л.П. Общение с самим собой: Начала психологии активности. -М., 1991.-320 с.
  76. М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. -М., 2000.-212 с.
  77. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1998. — 436 с.
  78. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы. -М., 1971. — 189 с.
  79. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана и И. А. Костенчука. — М: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. 115 с.
  80. Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. — М., 1994.- 134с.
  81. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М., 1994. 183с.
  82. Р. Страсти души. Начала философии. М., 1912. — 88 с.
  83. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека.- М., 2000. 329 с.
  84. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М., 1993. — 255 с.
  85. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. 374 с.
  86. И.А. Самовоспитание личности. — М., 1984. — 285 с. 8 8. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., СПб. — 2000, 135 с.
  87. П. Эффективное управление / Пер. с англ. М. Котельниковой. -М., 2002.-288 с.
  88. Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис.. канд.пед.наук. -Чебоксары, 2000. 224 с.
  89. А.Д. Феномен информационного общества. Самара: Гос. экономии, академия, 2005. — 220 с.
  90. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.
  91. Под ред. Панферова В. Н. Псков, 1994. — 280 с.
  92. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. — 509 с.
  93. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986. -143 с.
  94. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. — JL, 1983 — 188 с. 96.3агвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. -М, 1998. 126 с.
  95. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997 — 235 с.
  96. В.И. Диагностика профессиональной деятельности учителя // Мир образования. -2002.№ 3. С. 66−69
  97. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школой. — М., 1998. 320 с.
  98. И.А. Педагогическая психология. М. 1999. — 382с.
  99. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Психологическая педагогика. М., 1998. — 304с.
  100. Л.П. Теория и практика управления методическойработой в общеобразовательных школах России: Дисс.. докт. пед. наук / Институт общего образования Министерства образования РФ. -М., 2001.-364с.
  101. Е.П. Психология воли. СПб., 2000. — 288 с.
  102. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — Москва — Белгород, 1993.-219 с.
  103. Д.Н. Обучение и игра М., 1998. — 192 с.
  104. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 414с.
  105. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Г. Педагогическое творчество. -М., 1990. 140с.
  106. И. Лекции по этике. М., 1990. — 396 с.
  107. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. — 704 с.
  108. П. Управление в образовании: проблемы и подходы. -М., 1995.- 137 с.
  109. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). -Рига, 1995.- 176 с.
  110. Е.А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996. -208 с.
  111. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. М., 1993.- 165 с.
  112. А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. — 142 с.
  113. C.B. НЛП педагогической эффективности. М., 2001. -208 с.
  114. С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986. — 202 с.
  115. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. — 426 с.
  116. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981. -177с.
  117. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога М., 1994, — 344 с.
  118. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание М., 1984. -335 с.
  119. O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. Психол. 1995. — № 1.
  120. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М., 1999.-224 с.
  121. Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков: Изд-во Псков, обл. ин-та усоверш. учителей, 1999. — 68 с.
  122. Конаржевский Ю, А Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой: (Для директоров и зам. директоров шк.) М.: Б-ка администрации шк., Образоват. центр «Пед. поиск». — 2002.- 79 с
  123. В.В. Что такое философия образования? // Магистр, 1998, № 3.-С. 19−27.
  124. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. -№ 4(175).- С. 3−31.
  125. Г. Б. Парадигмы новых моделей образовательного процесса // Педагогика, 1999. № 3. С. 43−49.
  126. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1986. — 366 с.
  127. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебное пособие. М., 1991. — 109 с.
  128. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — JI., 1980. — 105 с.
  129. H.B. Способности, одаренность, талант учителя. — JL, 1985.-32 с.
  130. Н.В. Предмет акмеологии. — СПб., 1995. 237 с.
  131. JI.H. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск, 1997.-315 с.
  132. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М., 1971. — 111 с.
  133. Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985. — 128 с.
  134. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. — М., 1990.-159 с.
  135. В. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. — М., 1991.-253 с.
  136. K.M. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994. — 405 с.
  137. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 187 с.
  138. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М., Пед. общ-во России, 2002. — 68 с.
  139. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
  140. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М., 1995. 149с.
  141. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975−253с.
  142. A.C. Педагогич. Соч.: В 8- ми т. М, 1984. — Т.4. -С.41−49.
  143. М.К. Картезианские размышления. М., 1993. — 283 с.
  144. М.К. Язык и культура // Alma Mater. 1991. — № 3.
  145. A.K. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.
  146. А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. -М., 1982, — 110 с.
  147. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-200 с.
  148. JI.M. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. — М., 1999. — 192 с.
  149. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002. — 400 с.
  150. Моделирование педагогических ситуаций: Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 104 с.
  151. A.M. Нововведения во внутришкольном управлении. -М., 1998.-230 с.
  152. В.М., Рубцов В. В. Психолого-педагогические проблемы информатизации школьного образования: Монографический сборник / Под ред. В. М. Монахова и Д.Штихта. Москва-Берлин, 1998.
  153. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 269 с.
  154. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 280 с.
  155. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры. М., Магистр, 1995. — № 1.
  156. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. -М., 1997. 140с.
  157. Новые ценности образования = New Educational values / Рос. гуманитарный научный фонд, Институт пед. инноваций РАО «Инноватор» Медфордский Институт образования. — М, 1995
  158. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М., 2000. — 205 с.
  159. Новейший энциклопедический философский словарь. — Минск, 2004. 868 с.
  160. С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. М., 1983.-816с.
  161. A.A. Управление учебно-воспитательной работой общеобразовательной школы зрелого социализма. Дисс.. докт. пед. наук. Тула, 1984. — 364 с.
  162. Ю.М. Личность и индивидуальность. М., 1997. — 223 с.
  163. П.Н. Сам себя воспитать должен. — Казань, 1995. — 202 с.
  164. А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопр. психол. 1996. — № 1.
  165. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов, Т. П. Бабаева и др.: М.: Академия, 2002. — 438 с.
  166. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.- 255с.
  167. A.B. Личность: феномен субъектности. -Ростов н/Д, 1993.-325 с.
  168. Ф.З., Гудмэн П. Опыт психологии самопознания. М., 1993.-305 с.
  169. А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. — 2001. -№ 3. С.41−47.
  170. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М., 2000. — 126 с.
  171. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования— М.: Изд. центр «Академия», 2003. 272 с.
  172. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. -68 с.
  173. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общ. ред. С. Г. Вершловского. СПб, 2003 — 238 с.
  174. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия, социальные проблемы инноватики. — М.: Наука, 1999. — 226 с.
  175. Программно-целевое развитие управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы развития / Под ред. A.M. Моисеева. М., 1999.- 191 с.
  176. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д, 1998. — 544с.
  177. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. — 440 с.
  178. В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия: Опыт философии педагогики. М.: УРАО, 2001. — 55 с.
  179. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная, педагогическая психология. СПб., 2000. — 416 с.
  180. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. — М., 1999. — 272 с.
  181. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. док.пед.наук. —М., 1994, 339 с.
  182. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 2000. 205 с.
  183. В.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов — на — Дону, 1996.-512с.
  184. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М. 1999.
  185. И.И. Педагогика сотрудничества: сущность, принципы. -Минск, 1992.-246 с.
  186. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. соч. в 2 т. -М., 1989.- Т.2.
  187. С.Л. Принципы творческой самодеятельности //
  188. Ученые записки высшей школы г. Одессы. 1922. — Т.2. — 283с.
  189. Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М., 1983.- 160 с.
  190. Л.И. Самовоспитание личности. М., 1994. — 188 с.
  191. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск, 1994. — 168 с.
  192. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994. — 150 с.
  193. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дисс.. д. п. н.-М., 1996.-36 с.
  194. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997. — 264 с.
  195. В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М., 2004. — 173 с.
  196. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. -М., 1996. 123 с.
  197. В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование. 1998. — № 10.
  198. В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. М., 1995.
  199. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997. — 224 с.
  200. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М., 1995. — 376 с.
  201. Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. — Белгород, 1997. — 31 с.
  202. А.И. Технологии сбора и обработки информации впроцессе мониторинга качества образования. СПб.- М., 2000. — 208 с.
  203. В.А. Избранное/ Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. -М., 1985 270 с.
  204. Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики // Magister. -1999. № 2 — С. 3241
  205. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М, 1997. — 108 с.
  206. Управление современной школой / Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997.- 365 с.
  207. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М., 1995. — 256 с.
  208. А.Д. Проблемы информации в современной науке: Философские очерки. М., 1995. — 287с.
  209. И.В., Ильясов И. М. Формирование учебной исследовательской деятельности: Обучение чтению научного текста. -М., 1986. 121с.
  210. К.Д. Человек как предмет воспитания. Полн. Соб. Соч. в 8-ми т., т.8, 4.1, -Москва-Ленинград, 1950.
  211. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 268 с.
  212. Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 358 с.
  213. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996.-155 с.
  214. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. П. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пособие. — М.: Новая школа, 1994.
  215. К. Человек и информация. М.: Наука, 2002. — 205 с.
  216. В.Д. Философия образования. М., 1993. — 181с.
  217. В.Д. Деятельность и способность. — М., 1994. — 320 с.
  218. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982. — 358 с.
  219. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. — М., 1996.-105 с.
  220. С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование. М.,. 1989. — 205 с.
  221. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М., 1999. 88 с.
  222. П.Г. Пространство свободы: тенденции развития образования, философия образования. //Народное образование. -1997.-№ 1.-С. 46−51.
  223. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 204 с.
  224. В.З. Педагогические инновации в сельских школах. — Киров, 1996.- 182 с.
  225. И.О. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Педагогика.- 1998 № 2, — С. 9 -17.
  226. В.А. Педагогическая психология. Л., 1998. — 638с.
  227. К.Т. Книга в коммуникационном процессе (ценностный подход) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 68. М., 1994. — 438 с.
  228. Argyle М. Social Interaction. N.Y., 1999.
  229. J. P. В., Widdowson H. G. Teaching the Communicative Use of English// Episodes in ESP. A source and reference book on the development of English for Science and Technology by J. Swales. New York: Prentice Hall, 1998. — P. 73 — 87.
  230. Barab S.A., Hay K.E. and Duffy T.M. Grounded constructions and how technology can help / Tech Trends. 1998, Vol. 43 — N 2 — P. 15 — 23
  231. Barker P. and King. T. Evaluating interactive multimedia coursewarea methodology / Computers in Education. 1999, Vol. 21 — N 4 — P. 307 -319
  232. Copeland P. The multimedia mix / International Journal of Educational and Training Technology. 2002 — N 28 — P. 154 — 163
  233. Darby J. Computers in teaching and learning in UK higher education / Computers in Education. 1997, Vol. 19 — NN S — P. 1 — 8
  234. Системная модель управления школой, работающей в режиме развития исследовательской культуры учителей и учеников
  235. Исследовательские коллективы учителей
  236. Творческие группы учителей, пед лаборатории1. Метод, объе-дине ния
  237. Совет педагогов по дополнительному образованию1. Школа актива1. НОУ1. Оргкомитеты и комиссии
  238. Кафедры (по направлениям работы, профильные, межпредметные)1. Научно-методический совет1. Советы ста-рост
  239. Руководители кафедр, МО, функциональных служб и т. д.1. Ученический актив1. МО Школа Службакласс- молодо- здоровьяных ру- го 1/ГШ учителя
  240. Органы Советы Штабы Советыучен, са- классов по на- коллекмоупр-я правле- тивных- ниям творч. работы дел
  241. Органиграмма управления средней школой1. Общешкольная конференция
  242. Административный Совет Научно-методический Совет Малые педсоветы (по ступеням или параллелям)
  243. Методические объединения Методико психолого педагогический консилиум1. Ученическая конференция
  244. Научно-ученическое общество1. Совет старост
  245. Заместители директора школы
  246. Совет учеников школы Совет родителей учащихся
  247. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ШКОЛОЙ
  248. Функции управления (или стадии) Директор Зам. директора по УВР Зам. директора по научному обеспечению инн-х проц-ов Зам. Директора по воспитанию1 2 3 4 5
Заполнить форму текущей работой