Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость решения задач оптимизации взаимодействия общества и природы, управления развитием общества с учетом природных факторов выдвигает математическую науку, особенно ее прикладную часть, на первый план современных экологических проблем. Именно благодаря использованию математики наметившийся сегодня переход ох теории управления социально-экономическими системами к теории управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-педагогические предпосылки связи основ экологических знаний со школьным курсом математики
    • I. Становление экологического образования как межпредметной области школьного обучения
    • 2. Содержание экологических знаний и умений в предметах естественно-математического цикла*
    • 3. Основные условия использования экологических знаний при обучении математике
  • Глава II. Методика исрщзования вопросов экологии при обучении мар$?тике
    • 4. Методика исЗД&бзования на уроках математики текстовых задач с экологическим содержанием
    • 5. v Развитие интереса учащихся к экологическим проблемам и углубление математических знаний во внеурочной работе по математике
  • б. Методика использования задач экологического содержания в факультативах по математике
    • 7. Взаимосвязь математических и экологических знаний и умений в практической деятельности школьников
  • Глава III. Педагогическая эффективность использования экологических знаний в процессе преподавания математики
    • 8. Содержание и организация педагогического эксперимента*
    • 9. Результаты педагогического эксперимента и их анализ
  • Выводы

Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воздействие человека на природу Земли в современную эпоху сравнимо с процессами геологического и космического масштаба. Это воздействие приобретает глобальный характер в связи с отрицательными экологическими последствиями научно-технического прогресса. Мощное влияние на окружающую среду оказывает производственная деятельность человека* Защита природной среды — это выражение заботы о здоровье человека, о дальнейшем развитии человеческой культуры. Поэтому, проблема охраны природы выдвинулась сегодня в ряд важнейших научных, общенациональных и межгосударственных задач.

На ХХУ1 съезде партии была отмечена необходимость комплексного иэучения проблем взаимодействия природы и общества, приобщения широких слоев населения к охране природы (4,с.123).

В Конституции СССР в ст. 18 устанавливается: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, годных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.п.

Задача формирования экологической культуры подрастающего поколения является сегодня неотъемлемой частью всей системы образования и воспитания в нашей стране. Естественно, что в деле формирования высокой культуры поведения человека, ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с правовыми нормами развитого социалистического общества первостепенную роль играет школа.

В разделе ХУ «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» прямо указывается, что учащиеся должны «заботиться об охране природы» .

Цель ЭЕОЛогического образования школьников заключается в формировании и развитии ответственного отношения учащихся к окружающей природе на основе усвоения системы научных знаний, овладении практическими ужениями и навыками•.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодеги и улучшении условий работы общеобразовательной школы» от 29 апреля 1984;года говорится о необходимости «поднять уровень преподавания предметов естественно-математического цикла, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной естественнонаучной картины мира, знаний и представлений о практическом применении науки в основных отраслях современного производства и других сферах деятельности», Это положение имеет прямое отношение к совершенствованию экологического образования учащихся*.

Основная особенность экологических знаний состоит в том, что они носят комплексный межнаучный характер. Развитие целостного взгляда на биосферу Земли, на место человека в ней стало возможным в результате интегрального осмысливания достижений естественных и гуманитарных наук. Экологические проблемы могут быть раскрыты только на основе системы понятий, законов и научных фактов, относящихся к различным теоретическим и прикладным научным областям"Решение современных экологических проблем принципиально возможно, используя объединенные усилия и интеграцию целого ряда наук и, таким образом, раскрытие путей решения этих проблем также носит межнаучный характер.

Необходимость решения задач оптимизации взаимодействия общества и природы, управления развитием общества с учетом природных факторов выдвигает математическую науку, особенно ее прикладную часть, на первый план современных экологических проблем. Именно благодаря использованию математики наметившийся сегодня переход ох теории управления социально-экономическими системами к теории управления «природыо-социальными» макросистемами стал возможен и идет на высоком межнаучном уровне. При помощи математических моделей экология вышла на современную вычислительную технику, получила возможность ставить и решать сложные проблемы выбора рациональных вариантов использования материальных факторов производства, опираясь на методы математических расчетов, последовательно приближаться к выбору оптимальных решений природопользованиям.

Таким образом, можно утверждать, что математическая наука (ее язык, понятия, методы, теории) сегодня находят широкое применение в решении ряда основных вопросов экологии: в изучении биосферы как целостной природной системыв решении вопросов прогнозирования и оптимизации взаимодействия между биосферой и обществомв решении задач рационального использования и охраны природных ресурсовв изучении различных видов загрязнений среды и методов борьбы с ними и т. д.

Современные экологические исследования динамики взаимодействия природы и общества включают в себя количественные характеристики элементов системы, их сравнение и анализ, интенсивность природопользования, методы баланса, математические, имитационные, расчетные модели и т. д.

Указанные взаимосвязи, обусловленность и приложения математических методов в решении экологических проблем позволяют утверждать, что экологическое образование и воспитание, в средней общеобразовательной и профессиональной школе должна строиться на комплексной основе, с учетом межпредметных связей. При этом курс школьной математики может играть важную роль в процессе формирования ответственного отношения к природе наряду с биологией, географией, химией, физикой и др.

Развитию межпредметных связей на основе усиления прикладной направленности обучения школьной математике, как в поурочной, так и в факультативной форме, посвящены работы известных советских педагогов-математиков В. М. Монахова, С. И. Шварцбурда, В. В. Фирсова и др.

Современная экологическая наука находится в стадии становле-ния.Это в существенной степени затрудняет определение содержания системы экологических знаний, умений и навыков, которые могут быть сформированы у учащихся при обучении каждому учебному предмету. Тем не менее уже в настоящее время можно в общем виде выделить две составные части содержания экологического образования:

— усвоение ведущих идей, научных фактов и основных понятий, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами, сбалансированность результатов производственной деятельности человека и охраны окружающей среды;

— овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования (55,с.6−7).

Следует учитывать, что советская педагогика имеет глубокие и богатые традиции в развитии у детей ответственного и сознательного отношения к природе, не утратили своего значения мысли, касающиеся этих вопросов, многих выдающихся просветителей. Определенннй вклад в теорию и практику воспитания у учащихся ответственного отношения к природе был сделан выдающимися советскими педагогами Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинским и многими другими. За последнее десятилетие экологическое образование сформировалось как новая область педагогической теории и школьной практики (60). Однако в современных педагогических исследованиях практически отсутствуют работы по методике обучения математике, связанные с экологическим образованием и воспитанием. Имеются отдельные публикации, в которых чаще всего рассматриваются текстовые задачи, несущие информацию по поводу неразумной деятельности человека в отношении к природе. Несмотря на некоторую полезность таких работ, в них не ставятся вопросы о роли учебного предмета в системе экологического образования, возможностях использования г курсе школьной математики экологических знаний, применении экологических знаний в процессе обучения самой математике, перспективах развития содержания школьного курса математики под влиянием все усиливающейся значимости экологической науки в жизни человека и общества.

В процессе констатирующего этапа проводимого нами исследования было установлено, что учащиеся средних школ (было охвачено свыше 700 учащихся) не представляют роли математики в решении современных экологических проблем, универсальности применения методов этой науки при решении комплексных задач в области охраны природы и рационального использования ее ресурсов. У учащихся отсутствуют умения и навыки применения математических знаний для оценки тех или иных экологических ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, они не проявляют интереса к задачам экологического содержания, требующих творческого поиска количественных оценок определенных параметров окружающей среды, их измерения, сравнения с допустимыми значениями и т. д.

Анализ практики преподавания математики в ряде средних школ (было изучено 10 школ), беседы с учителями показали, что большинство из них не находят возможностей использования экологии в процессе обучения математике, не знакомы с фактическим материалом по математическим аспектам современных экологических проблем, испытывают значительные затруднения в отборе такого материала. В практике преподавания математики отсутствуют также методические пособия и рекомендации по данной тематике.

Проблема исследования, таким образом, заключается в выявлении возможностей использования экологических знаний в процессе обучения математике и путей реализации этих возможностей в практике ее преподавания*.

Актуальность данной проблемы определяется:

1. Необходимостью усиления экологической направленности всех школьных учебных дисциплин, в том числе курса математики в условиях всеобщего среднего и профессонального образования;

2. Возрастающей ролью математических знаний и умений в решении насущных проблем оптимизации взаимодействия общества и природы в современных условиях научно-технического и социального прогресса;

3* Отсутствием исследований, связанных с использованием экологических знаний в курсе математики средней школы, методических разработок по реализации данной проблемы;

4. Недостаточно высоким уровнем знаний и умений учащихся по прикладным аспектам математики, в частности, слабым уровнем умений решения прикладных задач экологического характера.

Объектом исследования являются учебная и общественно полезная деятельность учащихся 1У-Х классов средних общеобразовательных школ, связанная с использованием элементов экологии при обучении математике.

Предметом исследования является процесс использования экологических знаний и умений в процессе обучения школьной математике при формировании у учащихся математических знаний.

Цель исследования состоит в определении конкретных путей использования экологических знаний и умений, взаимосвязанных с преподаванием школьной математики, и выработке методических рекомендаций по их реализации.

Гипотеза исследования заключается в том, что введение экологических знаний в современный курс математики будет эффективно как для математического, так и для экологического образования), если введение элементов экологии в курс школьной математики не усложняет изучение этого курса и не изменяет его программной структуры и осуществляется последовательно на всех этапах и во всех формах учебно-воспитательного процесса этого курса. При этом имелось ввиду, что комплексный и межпредметный характер экологических знаний органически сочетается с краеведческим, региональным и глобальным подходами к экологическим проблемам на основе учета возрастных особенностей развития математического мышления учащихсяспособствует качеству усвоения математических знаний и уменийулучшает организационные формы процесса обучения математике.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние экологического образования и воспитания в процессе обучения предметам естественно-математического цикла.

2. Выявить возможности использования экологических знаний при обучении математике в школе.

3. Выявить роль и место текстовых задач в обучении математике при условии использования в содержании этих задач элементов экологии.

Оценить возможности использования экологических знаний в процессе преподавания факультативного курса математики и определить характер внеурочной работы со школьниками по формированию представлений об использовании математических методов в экологии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявляются возможности использования экологических знаний в процессе преподавания школьной математики (на уроках, на факультативных занятиях, во внеурочной работе) и пути их методической реализации.

Методы исследования.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о диалектическом взаимодействии общества и природы. В ходе исследования мы руководствовались материалами Конституции СССР, решениями ХХУ1 съезда КПСС, материалами ЦК КПСС и Совета Министров СССР об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, а также другими партийными и правительственными постановлениями, директивными материалами, направленными на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных школах страны.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:

— изучение трудов классиков марксизма-ленинизма о взаимодействии общества и природы, материалов и документов КПСС и Советского правительства по охране природы и по развитию народного образованияизучение литературы по естественно-математическим и технико-технологическим аспектам экологиианализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

— анализ учебников и учебных пособий по курсу математики и другим учебным предметам естественно-научного цикла;

— изучение школьной документации, проведение бесед, анкетирование, анализ уроков, устных и письменных ответов учащихся и учителей;

— опытно-педагогическое преподавание курса школьной математики;

— проведение педагогического эксперимента.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: а) дано теоретическое обоснование экспериментально проверенной методической системы использования экологических знаний в процессе обучения математикеб) разработана система текстовых задач экологического характера по курсу школьной математикив) предложено техническое решение «Устройства для поделки оголовков поливных борозд» признанное изобретением по заявке 3 667 947/15−1384−05 автора, зарегистрированное решением ВНЙИГПЭ Госкомизобретений СССР 16.08.84. В соответствии с описанием по авторскому свидетельству аспирантом выполнены опытные образцы, из-делия применявшиеся в экспериментальной проверке учащимися опытных групп производственных бригадг) основные идеи и разработки автора могут быть использованы учителями школ, преподавателями педагогических вузов, авторами учебников и учебных пособий.

Апробация работы.

Разработанная в результате проведенного исследования методика использования экологических знаний учащихся в процессе обучения математике используется в практике работы 10 средних общеобразовательных школ Узбекистана (СШ №№ I, 3, 5, 16i 23, 29, 34, 51 Джаркурганского района Сурхандарьинской области, СШ Ша 110, 115 г. Ташкента).Результаты исследования на всех его этапах докладывались и обсуждались:

— на пленарном заседании научного Совета по педагогическит аспектам охраны природной среды Президиума АПН СССР (Ташкент, 1979);

— на Всесоюзной конференции «Проблем» экологического образования и воспитания в средней школе (Таллин, 1980);

— на Международном симпозиуме стран-членов СЭВ и Финляндии по проблеме «Экологическое образование в деятельности школьного коллектива» (Пущино, 1982);

— на ХП Республиканских Педагогических чтениях (Ташкент, 1981);

— на заседаниях отдела методики преподавания физики и математики УзНИИПН (периодичЕСКи с 1979 по 1984 годы);

— на заседаниях лаборатории экологического образования НИИ СиМО АПН СССР (с 1980 по 1984 гг.).

Идея и основное содержание исследований отражены в следующих опубликованных работах автора:

I.Ознакомление учащихся У1-УП классов с элементами охраны природы на основе межпредметных связей курсов физики и математики. В сб.: Вопросы преподавания физики и математики в школе. Отв. редакторы Э. А. Турдикулов, Н. Р. Гайбуллаев.-Ташкент:УзНШПН, 1980, с.77−83 (в соавторстве).

2. Решение задач экологического содержания при обучении математике (из опыта работы).В кн.: Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Отв. редакторы И. Д. Зверев и Ф. М. Эйзен. 4.1.-Таллин: НИИП ЭССР, 1980, с.186−187 (в соавторстве).

3. Развитие ответственного отношения учащихся 1У-У1 классов к природе при обучении математике. В сб.: Повышение эффективности обучения физике и математике в средней школе.Отв.редакторы Э. А. Турдикулов, Н. Р. Гайбуллаев.-Ташкент: УЗНИИПН, 1982, с.93−98.

4. Математико-экологическая эстафета (из опыта работы Дома пионеров).В кн.: Экологическое образование школьников во внеклассной и внешкольной работе.Отв.редактор А. И. Соловьев.-Ташкент:Уз. НИИПН, 1982, с.93−97.

5. Применение математических знаний в экологической деятельности учащихся в ученической производственной бригаде. В кн.: Экологическое образование в деятельности школьного коллектива: Материалы международного симпозиума стран-членов СЭВ и Финляндии. Под ред.И. Д. Зверев.-М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1983, с, 81−84.

Диссертация имеет объем 165 стр., 9 таблиц, 19 рисунков. Она состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений.

Основные выводы.

1. Научно-педагогический аспект состояния экологического образования и воспитания в процессе обучения предметам естественно-математического цикла показал, что при обучении математике имеются реальные предпосылки использования экологических знаний и умений, что выражается в применении (на доступном для учащихся средней школы программном уровне) математических понятий, фактов и методов к решению задач и упражнений с экологической направленностью, раскрытии прикладного характера математических знаний и уменийдоказана общеобразовательная необходимость использования математики для воспитания коммунистического отношения к окружающей среде, бережному и рациональному использованию ресурсов природы,.

2. На этой основе определены те основные содержательные линии курсов математики 1У-У классов, алгебры У1-УШ классов и алгебры и начал анализа IX-X классов, где имеются конкретные возможности методически эффективно использовать систему задач экологического характера в обучении математике, расценивая это как один из важнейших факторов общего политехнического и профессионального образования и воспитания.

3. Выявлены и разработаны основные методические формы и приемы использования экологических знаний и умений учащихся средних общеобразовательных школ в урочной, внеклассной и факультативной системе обучения математике.

4. Определены цели и задачи (а также их роль и место) использования текстовых задач с элементами экологического содержания на всех трех уровнях обучения математике в 1У-Х классахраскрыты, наряду с дидактическими, и воспитательные функции таких задач в формировании экологической культуры учащихся.

5. Произведена оценка возможностей использования экологических знаний как фактора, способствующего активизации познавательной деятельности' учащихся, развитию самостоятельности в овладении опорными математическими умениями, углубленному изучению математики, в том числе на кружковым и факультативных занятиях. б. Б ходе экспериментального преподавания определена педагогическая целесообразность и эффективность разработанной методической системы обучения математике на основе использования экологических знаний для формирования математических уменийразработана и экспериментально проверена система заданий (в том числе текстовые задачи с экологическим содержанием) по математике для различных классов, которая не выходя за рамки учебного плана, учебной сетки уроков и программных требований, способствует формированию опорных математических умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К., Энгельс Ф.Полн.собр.соч., т.23.-М.Политиздат, 1960,-908 с.
  2. Ф. Диалектика природы.-М.Политиздат, 1982,-359 с.
  3. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.45, — М.: Политиздат, 1964,-730 с.
  4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.Политиздат, 1981,-184 с.
  5. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Правда», 14 апредя 1984 г.
  6. Постановление коллегий Министерства просвещения СССР, Министерства сельского хозяйства СССР и ЦК ВЛКСМ от 26 февраля 1969 г. Об улучшении работы ученических производственных бригад в колхозах, совхозах. Школа и производство- № 5, 1969, с.13−15.
  7. Рекомендация Министерства просвещения СССР: Совершенствование экологического образования и деятельности школьников в области охраны природы.-Биология в школе- № 5, 1983, с.60−62.
  8. Адишев И. Г. Формирование практических умений приближенных вычислений в условиях взаимосвязи математики и физики: Автореферат дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук.-М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1979,-18 с.
  9. К. Вопросы экономии электроэнергии и топлива в народном хозяйстве.-Ташкент: Узбекистан, 1974,-116 с.
  10. Ю.Аксельрод А. Ю. Кислород в нашей жизни.-М.: Знание, 1977?-112с.
  11. Активизация деятельности учащихся при обучении математике.Сб.статей.Под ред.Д. К. Дашковского.-М.: АПН РСФСР, 1961,-144 с.
  12. И.А. Познавательная роль математического моделирования^.: Знание, 1968,-48 с.
  13. Апанасов П. Т. Построение системы упражнений с экономическим содержанием в курсе математики средних учебных заведений: Автореф.дисс.на ооиск.учен.степени канд.пед.наук.-М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1976,-24 с.
  14. А.Г., Максаковский В. П., Раковский С. Н. и др. Экономическая география зарубежных стран: Учебник для IX класса" средней школы. Под ред. В. П. Максаковского. 10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984,-335 с.
  15. Ш. Т., Ильинский И. И. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды. Ташкент: Медицина, 1979,-59 с.
  16. М.Б., Балк Г. Д. Математики после уроков: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1971,-462 с.
  17. М.П. Элементы прикладной математики (графы и экстремальные задачи на графах) на факультативных занятиях в старших классах средней школы: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-Л.: 1976,-13 с.
  18. В.П., Варшавекий И. Л., Гончаров В. В. Двигатели на водороде.- Природа: № 9, 1981, с.22−29.
  19. М.И. Уравнения и неравенства. 2-е изд., перераб., -М.: Наука, 1976,-95 с.
  20. Вельская Е.М., Муминов А. А. Природоведение: Учебник для 1У кл. 8-е изд.- Ташкент: Укитувчи, 1982,-223 с.
  21. Бельская Е. М. Ботаника: Учебник для У-У1 кл. средней школы. Под ред.И. И. Гранитова. 9-е изд.- Ташкент: Укитувчи, 1982,-240 с.
  22. Э.С. Методические разработки по факультативному курсу «Математические методы в экономике» : Часть I. Экстремальные задачи. Под ред.В. М. Монахова.-М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1972,-IIIс.
  23. Э.С. Система факультативных курсов «Математические методы в экономике».Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1973,-25 с.
  24. Э.С., Монахов В. М. Экстремальные задачи: Пособие для УШ X кл. — М. Просвещение, 1977,-63 с.
  25. А.И., Бирюков Б. В., Маркова Е. В. Методология сложных систем и проблем биосферы.В кн.: Методологические аспекты исследования биосферы.- М.: Наука, 1975, с.220−244.
  26. Био значит жизнь: Ред.Л. Н. Жукова.-М.: Знание, 198045 с.
  27. JI. Черный прилив. В кн.:3емля и люди.Ред.-сост. Р. С. Митин, Е. В. Мухина.-М.: Мысль, 1980, с.89−91.
  28. Н.И. Как обучать математике: Учитель математики учит учиться: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1979,-96 с.
  29. В.М. и др. Ошибки в математических рассуждениях: Пособие для учителей.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1967,-191 с.
  30. .Б. и др. Физика: Учебник для 9-го кл. средней школы.Б. Е. Буховцев, Ю. Л. Климонтович, Г. Я. Мякишев.-М.Просвещение, 1982, 271 с.
  31. .Е., Козлова Е. В., Мончадский А. С. и др.Зоология: Учебник для У1-УП кл. средней школы. Под ред. Д. В. Наумова.- 14-е изд.-М.: Просвещение, 1982, 240 с.
  32. Н.Я. Функция в природе и технике: Книга для внеклассного чтения IX-X классов.- М.:Просвещение, 1978, 192 с.
  33. Н.Я., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика: Учебник для 1У класса средней школы.-М.Просвещение, 1984, — 304 с.
  34. Виленкин Н.Я., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика: Учебник для У класса средней школы.-М.: Просвещение, 1984, — 224 с.
  35. Внеурочная работа по математике в условиях сельской школы: Сб.статей. Редкол. Ломакин Ю.В.(ред.) и др.- Вологда: ВГПИ, 1981, 248 с.
  36. Воздух нашего города.-Ташкент: Фан, 1980, 56 с.
  37. В. Математическая теория борьба за существование.Перд.с франц.О. Н. Бондаренко:11од ред. и с послеслов.(с.245−283) Ю. М. Свирежева.-М.:Ннука, 1976, 286 с.
  38. Воспитание школьников в процессе обучения математике: Из опыта работы.Сб.статей.Составит.Л. Ф. Пичурин.-М.Просвещение, 1981, 159 с.
  39. Н.К. Практические занятия как средство повышения эффективности обучения математике: Пособие для учителей.-Ташкент: Укитувчи, 1979, 243 с.
  40. Танеев ХД. Методика использования краеведческих и местных материалов при обучении математике: Автореф. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980, 20 с.
  41. М.Б., Павлович B.C. Внеклассная работа по математике в 8-летней школе.-М.Просвещение, 1965, 208 с.
  42. П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность: Пособие для учителей.- М.: Учпедгиз, I960, 224 с.
  43. Ю.И. Математизация биологии.-М.:3нание, 1969,48 с.
  44. С.Н. О системе природоохранительного просвещения в педагогическом институте.В сб.: Природоохранительное просвещение в системе подготовки студента к педагогической деятельности. Вып.1. Под ред.С. Н. Глазачева.-Волгоград- ВГПИ, 1979, с.87−104.
  45. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике.-М.:Просвещение, 1982, 144 с.
  46. А.Б., Сурков Ф. А. Математика и проблемы сохранения природы.-М.:Знание, 1975, 63 с.
  47. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.-М.Педагогика, 1977, 134 с.
  48. В.А. Внеклассная работа по математике в У1-УШ классах.Под ред.С. И. Шварцбурда.-М.Просвещение, 1977, 286 с.
  49. Л.И. Сборник задач по математике: Для учащихся средн.проф.-тех.училищ строит.профиля.-М.:Высшая школа, 1975,-126 с.
  50. Дело, рожденное Октябрем.-Природа и человек: Ш 5,1981,с.2.
  51. Е.С. О преподавании математики в евязи с трудовым и производственным обучением.Под ред.И. Ф. Тесленко.-М.Учпедгиз, 1962, 107 с.
  52. Н.А., Маслова Г. Г. Математика в восьмилетней школе (обзор содержания): Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1976, -79 с.
  53. Г. П., Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и здоровье.-М.:3нание, 1977, 127 с.
  54. А.Н. Система природоохранительных знаний. В сб.: Природоохранительное образование в средней школе.- М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978, с.17−33.
  55. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1977, 205 с.
  56. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содерж. природоохран.образования.-М.:Педагогика, 1981, 184 с.
  57. Защищай, береги, умножай: Библиотечка пионера-активиста: Сборник.-М.:Молодая гвардия, 1978, 62 с.
  58. И.Д. Проблемы факультативных занятий в средней школе.-Советская педагогика: № 4, 1971, с.43−50.
  59. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов: Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология».-М.:3нание:1977, te I, 64 с.
  60. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология».- М.: Знание, 1980, № 2, 96 с.
  61. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной щколе.-М.Педагогика, 1981, — 159 с.
  62. И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников.-М.Педагогика, 1983, 160 с.
  63. Зубелевич Г. И. Занятия математического кружака в 1У классе: Пособие для учителей. М. Просвещение, 1980, — 79 с.
  64. П.В. Значение краеведения в осуществлении связи школы с жизнью, — Советская педагогика: 1961, Ш 9, с.83−88.
  65. Из опыта преподавания математики в школе.Сб.статейПосо-бие для учителей.Сост.Семушин А. Д., Суворова С.Б.-М.Просвещение, 1978, 208 с.
  66. .М., Земяков А. Н., Томашевич ф.В., Калиниченко Ю. В. Сборник задач по алгебре и началам анализа для IX-X кл.:Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1978, 272 с.
  67. Из опыта преподавания математики в средней школе.Сб.статей: Пособие для учителей. Составители А. В. Соколова, В. В. Пикан,
  68. В.А.Оганесян.-М.Просвещение, 1979, 193 с.
  69. Избранные вопросы математики. X кл.:Факультативный курс. Под ред. В. В. Фирсова.- М. Просвещение, 1979, 192 с.
  70. Изучение природы школьниками и их общественно полезная деятельность по ее охране: Сб. научных трудов. Под ред.И.Т.Сураве-гиной.-М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1978, 100 с.
  71. И.И., Атабаев Ш. Т. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды. Ташкент: Медицина, 1979, — 52 с.
  72. Н.П. Организация обучения математике в 1У-У кл. сельской школыПособие для учителей.-М.Просвещение, 1977, 159с.
  73. .Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы Пособие для учителей.- М. Просвещение, 1976, — 143 с.
  74. А.Э. Использование минерально-сырьевых ресурсов. -ТашкентУзбекистан, 1977, 166 с.
  75. И. Повышение эффективности внеклассных и факультативных занятий по математике в УП-Х классах общеобразовательной средней школе: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед. наук.-Ташкент:1979, 16 с.
  76. Е.С., Нагибин Ф. Ф. Учебные математические задачи: Учебное пособие.- Киров: Кировский ГПИ, 1980, 94 с.
  77. М.П., Эпштейн Д. А. Развитие и роль факультативов в средней школе.В сб. Факультативные занятия в средней школе.- М.: Педагогика, 1976, с. 5.
  78. И.К., Кикоин А. К. Физика: Учебник для УШ кл. средней школы.- 6-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1982, 224 с.
  79. А.Н., Абрамов А. М., Вейц Б. Е. и др.Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для IX-X классов средней школы. Под ред.А. Н. Колмогорова.-М.Просвещение, 1983, 336 с.
  80. Ю.М. Активизация обучения математике в сельской школе: Пособие для учителей. Сб.статей.- М. Просвещение, 1975,-94 с.
  81. Ю. М. Дарковская В.Ф., Гульчевская В. Г. О системе учебных задач как средства развития математического мышления школьников.В сб.: Из опыта преподавания математики в средней школе. Составители А. В. Соколова и др.-М.Просвещение, I978, c. II4-II8.
  82. Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1.-М.Просвещение, 1977, 108 с.
  83. В.А. и др.География материков: Учебник для У1 кл.(В.А.Коринская, Д. А. Прозоров, В. А. Шенов: под ред.В.А.Коринекой). 15-еизд., перераб.-М.Просвещение, 1984, — 224 с.
  84. С.В., Макарычев Ю. Н. Дидактические материалы по алгебре для УП класса.(Самостоятельные и контрольные работы): Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1979, 157 с.
  85. Ла Лев С. Экономическое воспитание учащихся в процессе обучения математике.-Алма-Ата: Мактеп, 1980, 56 с.
  86. М.Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры: Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1978, 64 с.
  87. М.Р., Муравин К. С. Дидактические материалы по алгебре для У1-го класса: пособие для учителей.-М.Просвещение, 1978, 221 с.
  88. Ю.Н., Миндюк Н. Г. Преподавание алгебры в У1-УШ .•классах: Сб.статей.- М. Просвещение, 1980, 270 с.
  89. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Муравин К. С. Алгебра: Учебник для У1 класса средней школы. Под ред.А. И. Маркушевича.-М.Просвещение, 1984, 224 с.
  90. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Муравин К. С. и др.Алгебра: Учебник для УП класса средней школы. Под ред.А. И. Маркушевича.-М.: Просвещение, 1984, 256 с.
  91. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Монахов В. М. и др.Алгебра: Учебник для УШ класса средней школы. Под ред.А. И. Маркушевича.-М.: Просвещение, 1984, 256 с.
  92. Н.А. Физическая география:Учебник для У класса. Под ред.Н. А. Гнездецкого,-15-е изд.- М.: Просвещение, 1982, — 158 с.
  93. Марчук L1. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды.-М.Наука, 1982, 319 с.
  94. Мафрусов И. С. Охрана природы и школа.-М.:3нание, 1976,-64с.
  95. Н.Б. Проблема прикладной экономической ориентации курса алгебры средней школы: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд. пе д.наук.-М.:НИИ СиМО АНН ССОР, 1980, 20 с.
  96. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика: Учебное пособие для студентов дриз.-мат.фак.пед.институтовЮ.М.Колягин, Н. Г. Луканкин, Е. Л. Макрушина и др.) — М. Просвещение, 1977, 479 с.
  97. Методика преподавания математики в восьмилетней школе. Под ред.С. Е. Ляпина.-М.Просвещение, 1965, 743 с.
  98. Методика факультативных занятий в УП-УШ классах. Избранные вопросв математики: Пособие для учителей.Состав.И. Л. Никольская,
  99. В.В.Фирсов.-М.Просвещение, 1981, 160 с.
  100. Методика факультативных занятий в IX-X классах. Избранные вопросы математики: Пособие для учителей.Состав.И. Л. Никольская, В. В. Фирсов.- М. Просвещение, 1983, 176 с.
  101. В.М., Беляева Э. С., Краснер Н. Я. Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике: Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1978, 176 с.
  102. Монахов В.М., Беляева Э. С. Методические разработки по факультативному курсу. Математические методы в экономике. Часть П. Линейное программирование.- М.:1972,-130 с.
  103. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для X класса средней школы.- 7-е изд.перераб.-М.Просвещение, 1983, 320-с.
  104. Нагибин Ф. Ф. Экстремумы: Пособие для старших классов.-М.: Просвещение, 1966, 120 с.
  105. На путях обновления школьного курса математики.Сб.статей: Пособие для учителей.Состав. А. И. Маркушевич, Г. Г. Маслова, Р.С.Чер-касова.- М. Просвещение, 1978, 303 с.
  106. И.Б. О моделировании сложных систем: Философский очерк.-М.:Мысль, 1965, 335 с.
  107. Г. С. Наблюдения и опыты по зоологии: Пособие для учителей.- 2-е изд. испр.-М.Просвещение, 1979, 187 с.
  108. В. А. Долягин Ю.М., Луканкин ГЛ. и др.Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учебное пособие для студентов физ.-мат.фак.пед.ин-тов.- 2-е изд., перераб. и допол.-М.Просвещение, 1980, 360 с.
  109. А.Е. Квадратные функции, уравнения и неравенства в курсе математики средней школы: Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1972, 133 с.
  110. О факультативных занятиях в восьмилетней школе (обзор статей).Сост.И. Б. Юдина.- Математика в школе: 1971, № I, с. 61.
  111. Ф.А. Решение задач методом составления уравнений: Пособие для учителей восьмилетней школы.- М. Просвещение, 1971,-158 с.
  112. Ф.Г. Ключевая проблема школы: 0 дальнейшем повышении воспитательной эффективности математического образования.-Математика в школе: № 5, 1980, с.7−11.
  113. Я.И. Кивая математика: Математические рассказы и головоломки. Под ред. и с допол.В. Г. Болтянского, Н-е изд.-М.: Наука, 1978, — 173 с.
  114. В.А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980, 64 с.
  115. Е.А. Развитие понятия о защите от загрязнения в курсе химии (УП класс).В сб.: Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. Под ред. И. Д. Зверева.-М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981, с.68−74.
  116. А.В., Родина Н. А. Физика: Учебник для У1-УП класса средней школы.- б-е изд.- М.:Просвещение, 1983, 319 с.
  117. А.И. Проблемы природопользования в СССР: Географические аспекты.- М.:Мысль, 1978, 127 с.
  118. Поисковые задачи по математике (1У-У кл): Пособие для учителей. Под ред.Ю. М. Колягина.-М.Просвещение, 1979, 95 с.
  119. Дж. Обучение через задачи.В кн.: На путях обновления школьного курса математики.- М. Просвещение, 1978, с.220−226.
  120. И.А. О математических моделях элементарных процессов в биогеоценозах. В кн.: Проблемы кибернетики.Вып.16.-М.: 1966, с.171−190.
  121. Ю. И. Браун А.Д., Верзилин Н. М. и др. Общая биология: Учебник для IX-X кл. Под ред. Ю. И. Полянского.- 14-е изд., перераб.- М. Просвещение, 1983, 304 с.
  122. С.А. и др. Сборник задач по математике для 1У-У классов: Пособие для учителей.- 3-е изд., перераб.-М.Просвещение, 1979, 272 с.
  123. Л.С. О математике и качестве ее преподавания. Коммунист, № 4, 1980, с.99−113.
  124. Л.С. Математический анализ для школьников.-М.: Наука, 1980, 86 с.
  125. М.К. и др. Алгебра и анализ элементарных функций: Учебное пособие для подгот. отделений ВУЗов, М. Наука, 1980,-560 с.
  126. Природоохранительное образование в средней школе: Сб. научных трудов.Отв.ред.Соловьев А.И.- М. ПИИ СиМО АПН СССР, 1978,-145 с.
  127. Программы для восьмилетней и средней школы-Математика.-М.Просвещение, 1983, 50 с.
  128. В.Г. Связь теории с практикой в преподавании математики: Пособие для учителей.-М.: Учпедгиз, 1958, 94 с.
  129. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед. наук.- М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1979, 22 с.
  130. Ю.М., Логофет Д. О. Устойчивость биологических сообществ.- М.:Наука, 1978, 352 с.
  131. Сборник задач по алгебре для У1 класса: Пособие для учи-телей.Под ред.Ю. М. Колягина.-М.: НИИ школ, 1978, 68 с.
  132. Сборник задач и упражнений для проведения письменного экзамена по математике в восьмых классах общеобразовательных школ РСФСР: Министерство просвещения РСФСР.- М.: Просвещение, 1981, -65 с.
  133. А.Д. и др. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1978, 64 с.
  134. Н.Ф., Штильмарк Ф. Ф. Особо охраняемые природные территории.-М.:Мысль, 1978, 295 с.
  135. Н.Н. Рольопедиальных карт в природоохранительной подготовки студентов.В сб,: Природоохранительное просвещение в системе подготовки студента к педагогической деятельности.Вып. 1. Под ред.С. Н. Глазачева.-Волгоградi ВГПИ, 1979, с.115−122.
  136. П.Б., Минаева С. С. Прокофьева Н.С. и др.Повышение вычислительной культуры учащихся: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1980, 48 с.
  137. Н.А. Локальная экскурсия в природу (УП кл.).-Биология в школе- № 4, 1973, с.51−52.
  138. Н.А. О воспитании ответственности за охрану природы (у школьников)-'Народное образование- № 5, 1976, с.66−67.
  139. Е.С. Содержание экологической подготовки учителя начальных классов (состояние и перспективы) В сб. Становление и развитие ответственного отношения школьников к природой среде. Под ред. И. Д. Зверева.-М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981, с.78−86.
  140. Е.С., Сидельковский А. П. Природоохранительная подготовка учителя.- Советская педагогика: № 2, 1978, с.65−75.
  141. Соловьев А.И., Дик Н. Е., Карпов Г. В., Матрусов И. С. Физическая география СССР: Учебник для УП класса средней школы.-8-е изд-М.: Просвещение, 1982, 223 с.
  142. Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде: Сб. научных трудов. Под ред.И. Д. Зверева.-М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981, 86 с.
  143. В.Д. Вопроси организации и методики проведения факультативных курсов по математике в средней школе: Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.- Казань:1973, 20 с.
  144. В.И. Изучение элементов линейной алгебры и линейного программирования в курсе математики общеобразовательной средней школы: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978, 16 с.
  145. К.Ф. и др. Экономическая география СССР: Учебник для УШ кл. средней школы.К. Ф. Строев, М. К. Ковалевская, В. Я. Ром.-6-е изд., перерао.-М.: Просвещение, 1982, 255 с.
  146. В.А. Использование представлений о математическом моделировании в обучении математике: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М.:НШ СиМО АНН СССР, 1975, 31 с.
  147. Суравегина 1/1.Т. Система природоохранительных понятий в курсе общей биологии IX класса: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1977, 25 с.
  148. И.Ф. Формирование диалектико-ыатериалистическо-го мировоззрения учащихся при изучении математики: Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1979, 136 с.
  149. Н.А. Сборник задач по математике для средних сельских профтехучилищ: Учебное пособие.-М.: Высшая школа, 1974, 94 с.
  150. К.Г., Сулейманов А. С. Практикум по физиологии растений.- Ташкент: Укитувчи, 1979, 112 с.
  151. Э.А. физика атмосферы в школе.- Ташкент: Укитувчи, 1975, 116 с.(на уз.яз.).
  152. Э.А. Проблемы охраны природы в преподавании физики.-Ташкент: Укитувчи, 1979, 184 с.(на уз.яз.-.
  153. Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественно-научного цикла.- Ташкент: Укитувчи, 1982, 104 с.
  154. Укреплять взаимосвязи общественных, естественных и технических наук.- Коммунист- № I, 1977, с.59−70.
  155. Факультативные занятия в средней школе.Сб.статей.Подред.М. П. Кашина и Д. А. Эпштейна.-М.Педагогика, вып.1, 1973, 238с- Вып. П, 1976, — 174 с.
  156. В.В. и др. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике.-М.Просвещение, 1977, 48 с.
  157. С.В., Беркинблит М. Б. Математические проблемы в биологии.- М.: Наука, 1973, 199 с.
  158. Формирование алгоритмической культуры школьника приобучении математике: Пособие для учителей (В.М.Монахов, М. П. Лапчик,
  159. Н.Б.Демидович, JI.П.'Червочкина) ,-М. Просвещение, 1978, 94 с.
  160. Дк. Основы кибернетики предприятий: Перевод, с англ.Общ.ред.и предисл.Д. М. Гвишиани.-М.Прогресс, 1977, 340 с.
  161. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе.-М.: Просвещение, 1983, 160 с.
  162. Р.А. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся (на материале математики): Аспект сочетания и взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения.-М.: Педагогика, 1979, 176 с.
  163. Хакимов 3. Экологическое образование учащихся УШ-Х кл. средней школы в процессе обучения физике: Автореф.дисс.на соиск. учен. степени канд.пед.наук.- Баку: Бакинский ГПИ, 1981, 19 с.
  164. Ю.В. и др. Неорганическая химия: Учебник для УП-УШ кл.(Ю.Б.Ходаков, Д. А. Эпштейн, П.А.Глориозов), 14-е изд.-М.Просвещение, 1982, — 238 с.
  165. Ю.В. и др. Неорганическая химия: Учебник для IX-го кл.(Ю.В.Ходаков, Д. А. Эпштейн, П.А.Глориозов).- 13-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1982, 176 с.
  166. А.Ш. Эколого-математическая эстафета.В кн.: Экологическое образование школьников во внеклассной и внешкольной работе. Под ред.А. И. Соловьева и др.-Ташкент: УЗНЩПН>1982, с. 9397.
  167. А.Ш., Хакимов Э. Решение задач экологического содержания при обучении математике (из опыта работы).В кн.: Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе:
  168. Тезисы докладов Всесоюзной конференции.Отв.редакторы И. Д. Зверев, Ф. М. Эйсен.Ч.1.- Таллин: НИИП ЭССР, 1980, с.186−187.
  169. А.Е. Вопросы охраны природы в курсе химии средней школы.-Химия в школе- № 4,1977, с.30−38.
  170. Хрупало А. Е. Вопросы охраны природы в курсе химии средней школы.-Химия в школе- te I, 1978, с.52−56.
  171. Л.А. Органическая химия: Учебник для X кл.-21-е изд.-М.: Просвещение, 1982, 207 с.
  172. Цузмер A.M., Петришина 0.JI. Человек: Анатомия, физиология, гигиена: Учебник для УШ кл. средней школы. Под ред.В. В. Парина.- 15-е изд., исправл.-М.: Просвещение, 1982, 256 с.
  173. Человек и среда его обитания.-Вопросы философии- № I, 1973, с.43−61.
  174. М.Г. Интеграция науки: Философский очерк.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Мысль, 1981, 276 с.
  175. А.С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 1У кл.: Самостоятельные и контрольные работы.- Я-е изд., доп., перераб.-М.Просвещение, 1981, 96 с.
  176. А.С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для У-го кл.Самостоятельные и контрольные работы.-3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1981, 95 с.
  177. Шварцбурд С.И., Ивашов-Мусатов О. С. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для средних ПТУ.-М.: Высшая школа, 1982, 160 с.
  178. Е.Д. Связи естественных наук и производства в предметах естественно-математического цикла.- Советская педагогика: № 3, 1975, с.24−29.
  179. Экологическое образование в деятельности школьного коллектива: Материалы международного симпозиума стран-членов СЭВ и Финляндии. Под ред. И. Д. Зверева.-М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1983, -100 с.
  180. Экологическое образование школьников во внеклассной и внешкольной работе.Сб.научных трудов. Под ред.А. И. Соловьева и др. -Ташкент: УзНИИПН, 1982, 102 с.
  181. Р.Н. Числовые последовательности и непрерывные функпии: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1978, 128 с.
Заполнить форму текущей работой