Влияние социальной ситуации в образовательном учреждении на выбор педагогической профессии
![Диссертация: Влияние социальной ситуации в образовательном учреждении на выбор педагогической профессии](https://niscu.ru/work/5057262/cover.png)
Рекомендации по повышению эффективности профориентационной работы были использованы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. А. Хмелевского № 20» г. Курска (2001;2006 г.), МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46» (2005;2006 г.), Курском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (2002;2003 г… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Специфика социальной среды и социальной ситуации развития в условиях вариативного образования
- 1. 2. Роль эндогенных и экзогенных факторов в профессиональном самоопределении современных школьников.3{
- 1. 3. Личность учителя и ее представленность в сознании школьников как условие выбора педагогической профессии
- 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО СИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВЫЬОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
- 2. 1. Эмпирическая база исследования
- 2. 2. Организация и методы исследования
- 2. 3. Оптимальные социально- психологические характеристики социальной ситуации в образовательном учреждении, способствующие выбору педагогической профессии
- 2. 4. Личностные особенности старшеклассников, ориентированных на педагогическую профессию
- 2. 5. Тенденции выбора педагогической профессии в образовательных учреждениях разного социального статуса
- 2. 6. Особенности выбора педагогической профессии студентами различных факультетов университета
- 2. 7. Особенности формирования педагогических склонностей у старшеклассников. j^O
Влияние социальной ситуации в образовательном учреждении на выбор педагогической профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема выбора педагогической профессии является актуальной в современных российских условиях. Социальноэкономические изменения в пашем обществе показывают, что кризисные явления нельзя преодолеть без решения проблем образования, науки и культуры. Педагоги вносят значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения России, в предотвращение: преступности, беспризорности, наркомании среди молодежи. Поэтому актуальна проблема подготовки высококвалифицированных педагогов, как носителей идей гуманизма и психолого-педагогической культуры.
Социальная ситуация профессионального самоопределения молодежи значительно изменилась за последнее время, поскольку в образовательной системе России происходит активное развитие вариативного обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, дистанционного образования, модернизация системы довузовской подготовки, увеличивается количество государственных и негосударственных вузов. В итоге обозначились резкая дифференциация образовательных учреждений, различие их социально-психологического статуса в регионе на фоне падения престижности педагогической профессии.
Актуальность проблемы выбора педагогической профессии увеличивается в связи с Концепцией модернизации российского образования, в которой отражена необходимость ранней профильной подготовки учащихся. Ее задачаликвидировать разрыв между средней и высшей системой образования. Реализация профильного обучения позволит юношам и девушкам лучше узнать свои личностные особенности, изучить различные профессии, возможности получения среднего и высшего профессионального образования.
Исследованию влияния социальной среды на социальное и профессиональное самоопределение школьников посвящены работы многих психологов и педагогов — А. Г. Асмолова, М. Аргайла, И. В. Дубровиной, А. Л. Журавлева, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, А. Б. Купрейченко, Д. А. Леонтьева, В. И. Панова,.
А.В. Петровского, В. И. Слободчикова, Л. И. Уманского, А. С. Чернышева, Д. И. Фельдштейна, а в последнее время Т. В. Дробышевой, И. М. Улановской, Н. В. Ивановой, Н. В. Нестеренко и др.
Несмотря на наличие ряда исследований по указанной тематике, уровень изученности социально-психологических особенностей социальной ситуации в современных образовательных учреждениях и их влияния на выбор педагогической профессии старшеклассниками, представляется нам недостаточным. Кроме того, не изучен психологический механизм влияния типа социальной ситуации образовательного учреждения на выбор педагогической профессии старшеклассникам и.
В соответствии с вышеизложенным, нами была поставлена следующая цель исследования: выявить влияние социально-психологических факторов на выбор педагогической профессии старшеклассниками в условиях вариативного образования.
Исходя из цели исследования, мы определили его объект — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предметом исследования являются социально-психологические факторы выбора педагогической профессии старшеклассниками.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: развивающая социальная среда в образовательном учреждении стимулирует формирование гуманистически ориентированных ценностно-смысловых качеств личности, что актуализирует позитивное отношение к педагогической профессии.
Исходя из гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию социального и профессионального самоопределения современной молодежи и к изучению социально-психологических особенностей социальной ситуации в современных образовательных учреждениях;
2) разработать адекватные предмету исследования методические средства;
3) провести исследование социально-психологических особенностей социальной ситуации в современных образовательных учреждениях;
4) выявить влияние социально-психологических особенностей социальной ситуации в образовательных учреждениях на выбор педагогической профессии современными старшеклассниками;
5) разработать методические рекомендации по созданию в образовательных учреждениях благоприятных психолого-педагогических условий по выбору педагогических профессий.
Методологической основой проведенного исследования явились общенаучные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма и субъ-ектно-деятельностная концепция С. Л. Рубинштейна и К.А.Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, принцип системного подхода Б. Ф. Ломова.
Исходные теоретические положения нашей работы базировались на теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, М. Я. Басовым и др., положении о влиянии социальной ситуации на личностное развитие (М. Аргайл, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др.), концепции создания развивающих социальных сред (А.С. Макаренко, В. И. Панов, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, С. В. Сарычев, и др.), на теоретических исследованиях социального самоопределения (И.В. Дубровина, А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, Д. И. Фельдштейн и др.), идеях профессионального выбора и профессионализации, предложенных В. В. Балашовым, Е. А. Климовым, Ю. П. Поваренковым, А. В. Тышковским, В. Д. Шадриковым, С. Н. Чистяковой и др.
Достоверность н надежность результатов исследования обеспечивалась соблюдением основных принципов психологической науки, комплексным применением надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, использованием различных статистических методов обработки полученных данных, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Исследование проводилось в образовательных учреждениях г. Курска с заметно различающимися социально-психологическими характеристиками социальных сред: в муниципальном образовательном учреждении «Лицей № 21» (далее лицей 21), МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А.А. Хме-левского № 20» (далее школа 20), МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Курска (далее школа 28).
Эмпирическую базу исследования составили одиннадцатиклассники трех школ: лицея 21, школы 20, школы 28, а также студенты первого курса обучения Курского государственного университета (исторического, физико-математического, индустриально-педагогического факультетов). Общее количество участников исследования — 500 человек.
В качестве экспертов выступали сотрудники Департамента образования, ИПК и ПРО, учителя трех школ г. Курска, в количестве 71 человека. Научная новнзна исследования заключается в том, что:
— выявлены социально-психологические особенности социальной ситуации в образовательных учреждениях, проявляющиеся: в стиле руководства, социально-психологической атмосфере и структуре ценностей в учебном заведении, традициях, уровне успешности учебно-воспитательной деятельности;
— установлены личностные качества старшеклассников, способствующие адекватности профессионального самоопределения, включающие в себя жизненные цели и ценности, самооценку, профессиональные интересы и склонности.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что полученные данные способствуют углублению представлений о социальнопсихологических особенностях социальной ситуации в современных образовательных учреждениях и их влиянии на выбор педагогической профессии старшеклассникамивыявленные личностные детерминанты выбора педагогической профессии расширяют представление о профессиональном самоопределении современных школьников.
Практическое значение исследования заключается в том, что: -предложен методический блок, который позволяет исследовать социально-психологические особенности социальной ситуации в образовательных учреждениях;
— разработан комплекс социально-психологических и педагогических мероприятий (программа «Мир профессий»), «Программа профориентации и психологической поддержки безработной молодежи» и др., которые используются для оптимизации социальной ситуации в образовательных учреждениях и профориентационной работы Федеральной государственной службы занятости населения Курской области.
На защиту выносятся следующие положения: -выбор педагогической профессии учащимися наиболее эффективно происходит в образовательном учреждении, для которого характерна инновационная (развивающая) социальная ситуация, создающая условия для самореализации и саморазвития старшеклассников- -среди социальнопсихологических характеристик социальной ситуации образовательных учреждений, влияющих на выбор педагогической профессии, ведущими являются стиль руководства администрации учебного заведения, социально-психологический климат, специфические особенности содержания учебно-воспитательной деятельности, «широкий веер» совместной деятельности;
— выбор педагогической профессии обусловлен такими личностными особенностями старшеклассников, как интерес к педагогической деятельности, педагогические склонности, целеустремленность и внешними факторами (влиянием значимых для учащихся людей: родителей, близких, друзей);
— в результате целенаправленного воздействия комплекса социально-психологических и педагогических мероприятий, программы «Мир профессий» происходит актуализация склонностей учащихся к педагогической профессии, более адекватной становится их самооценка, формируются навыки самопознания, увеличивается информированность о педагогических профессиях и возможностях профессионального выбора.
Апробация работы: Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре психологии Курского государственного университета (1998 — 2006 гг.), на Международной конференции в г. СанктПетербурге «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения» (1995 г.), Международной конференции в КГТУ «Миссия творчества в развитии общества» (1997 г.), на научно-практических семинарах в лицее № 21 г. Курска. Основные положения диссертации отражены в четырнадцати публикациях автора.
Рекомендации по повышению эффективности профориентационной работы были использованы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. А. Хмелевского № 20» г. Курска (2001;2006 г.), МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46» (2005;2006 г.), Курском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (2002;2003 г.), в областной «Программе профориентации и психологической поддержки безработной молодежи Курской области» (2006 г.) и «Программе профориентации безработной молодежи и развития малого предпринимательства» (2006;2007 гг.).
Выводы, но второй главе.
На основе теоретического анализа и проведенного исследования влияния социальной ситуации в образовательном учреждении на выбор педагогической профессии старшеклассниками можно сделать следующие выводы:
1. Современные учебные заведения можно классифицировать по статусу: «престижные» школы, «обычные», «малопрестижиые» по следующим критериям — стиль руководства администрации учебного заведения, уровень образовательной и довузовской подготовки учащихся, различие в сложности и насыщенности учебных программ, разнообразие воспитательной работы, социально-психологический климат, подбор педагогов, преподавателей, авторитет школ среди педагогов и родителей.
2. В условиях вариативного образования особенно актуальна проблема создания социально-развивающих сред, социумов, с более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созиданияв которых наиболее эффективно происходит личностное развитие учащихся, их профессиональное самоопределение.
3. Социальную ситуацию в лицее № 21 можно характеризовать как инновационную, т.к. используются инновационные технологии обучения и воспитания, осуществляется эффективный учебно-воспитательный процесс (позитивное влияние па личностное развитие учащихся), создана благоприятная социально-психологическая атмосфера, происходит сотрудничество педагогов и учащихся, осуществляется «широкий веер совместной деятельности».
4. Школа № 20 является образовательным учреждением, с «промежуточным типом социальной ситуации, с развивающими внешними целями» (по И.М. Улановской). В связи с благоприятной социальной средой в школе, высокой квалификацией преподавателей осуществляется успешное профессиональное самоопределение старшеклассников, их подготовка к поступлению в вуз. Большая часть респондентов школы № 20 осознано выбрала будущую профессию.
5. Школа № 28 является «менее» престижным образовательным учреждением, с «промежуточным типом социальной ситуации, с развивающими внешними целями». Наименьшее количество старшеклассников индустриально-педагогического отделения, по сравнению с другими, осознано выбрало будущую профессию.
6. Развивающая социальная среда в образовательном учреждении положительно влияет па формирование ценностно-смысловых качеств личности и актуализацию склонностей к педагогической деятельности, создает условия для самопознания, самореализации и саморазвития старшеклассников.
7. Выявлена социально-психологическая структура социальной ситуации в образовательных учреждениях, включающая такие признаки, как стиль руководства, социально-психологический климат, система ценностей, традиции, успешность учебно-воспитательной деятельности.
8. Среди социально-психологических характеристик социальной ситуации образовательных учреждений, влияющих на выбор педагогической профессии, ведущими являются: стиль руководства администрации учебного заведения, особенности содержания учебно-воспитательной деятельности, «широкий веер» совместной деятельности, социально-психологический климат, уровень развития учебной группы.
9. Выбор педагогической профессии обусловлен личностными особенностей старшеклассников: педагогической направленностью, педагогическими склонностями, степенью самопознания.
10. В результате целенаправленного воздействия комплекса социально-психологических и педагогических мероприятий, программы «Мир профессий» происходит актуализация склонностей к педагогической профессии, более адекватной становится самооценка школьников, увеличивается информированность о профессиях и возможностях профессионального выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и проведенного изучения влияния социальной ситуации в образовательном учреждении па выбор педагогической профессии старшеклассниками можно сделать следующие выводы:
1. В условиях вариативного образования особенно актуальна проблема создания социально-развивающих сред, социумов, с более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созиданияв которых наиболее эффективно происходит личностное развитие учащихся, их профессиональное самоопределение.
2. Развивающая социальная среда в образовательном учреждении положительно влияет на формирование ценностно-смысловых качеств личности и актуализацию склонностей к педагогической деятельности, создает условия для самопознания, самореализации и саморазвития старшеклассников, то есть гипотеза нашего исследования подтвердилась.
3. Выявлена социально-психологическая структура социальной ситуации в образовательных учреждениях, включающая такие признаки, как стиль руководства, социально-психологический климат, система ценностей, традиции, успешность учебно-воспитательной деятельности.
4. Среди социально-психологических характеристик социальной ситуации образовательных учреждений, влияющих на выбор педагогической профессии, ведущими являются: стиль руководства администрации учебного заведения, особенности содержания учебно-воспитательной деятельности, «широкий веер» совместной деятельности, социальпо-нсихологичсский климат, уровень развития учебной группы.
5. Выбор педагогической профессии обусловлен личностными особенностей старшеклассников: педагогической направленностью, педагогическими склонностями, степенью самопознания.
6. В результате целенаправленного воздействия комплекса социально-психологических и педагогических мероприятий, программы «Мир профессий» происходит актуализация склонностей к педагогической профессии, более адекватной становится самооценка школьников, увеличивается информированность о профессиях и возможностях профессионального выбора.
Рекомендации по повышению эффективности профорисптациопной работы среди молодежи были использованы при разработке и будут внедряться в областной «Программе профориентации безработной молодежи и развития малого предпринимательства» (2007 г.) совместно с Комитетом по занятости населения Курской области. В дальнейшем планируется научно-практическая работа ио совершенствованию системы профориентации современной молодежи с использованием достижений отечественных и зарубежных психологов.
Список литературы
- Абакулова, JI. Н. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб / JI. I I. Абакулова. Ярославль, 1993. — С. 56−57.
- Абульханова Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульхапова — Славская. — М., 1977. — С. 221 -222.
- Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. М., 1991. — С. 288- 289.
- Акопов, Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. -М., 2000.-С. 156- 157.
- Аминов, И. А. Психологический профотбор па педагогические специальности / II. А. Аминов, И. А. Болотов, ATI. Воробьев. Ярославль, 1994.- С. 34 35.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. В 2 Т.- Т.2-М, 1980.-С. 25−26.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 1988. -С. 124- 125.
- Анцыферова, JI. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран / JI. И. Анцыферова // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 115−116.
- Анцыферова, JI. И. Способность личности к преодолению деформации своего развития / JI. И. Анцыферова // Психолог, журн. .- 1999. -Т. 20, № 1.-С. 6−7.
- Асмолов, А. Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь // Вонр. психологии. 1979.-№ 4. — С. 35 — 37.
- Асмолов, А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности / А. Г. Асмолов, П. А. Ягодин // Материалы VII Междупар. копф. ио проф. ориентации в уп-те Асия (Япония 9−11 мая 1991), 1991. -С. 11 -12.
- Бабипцев, В. П. Молодежь современной России: проблема социокультурной идентичности / В. П. Бабинцев // Молодежь провинции: проблемы и перспективы. Курск, 2000. — С. 30.
- Балашов, В. В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи : монография / В. В. Балашов — под ред. 10. JI. Старостина. М., 1999.- С. 56−58.
- Басов, М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов — под ред. В. И. Мясищева. М., 1975. — С. 32 — 33.
- Бендюков, М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? / М. Бендюков. СПб, 1997. — С. 21 -22.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев.-М., 1982.-С. 189- 190.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / JI. И. Божович. М., 1958. — С. 46 -47 .
- Брушлинский, А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. В. Брушлипский//Психол. жури. 1991. — Т. 2, № 6. -С. 3−8.
- Брушлинский, А. В. Гуманистичиость психологической пауки / А. В. Брушлипский//Психол. журн.-2000. Т.21, № 3.-С.43.
- Вельш, А. Г. Управление на основе мотивации / А. Г. Велып // Мотивация экономической деятельности: всесоюз. науч.- исслед. ин-т системных исследований. 1980. — Вып.11. — С. 18−19.
- Воробьев, А. Н. Выбор профессии / А. П. Воробьев — под. ред. И. А. Болотова. Новокузнецк, 1990. — С. 16.
- Воробьев, А. Н. Опросник профессиональных предпочтений: руководство / А. Н. Воробьев, И. Г. Сепии. Ярославль, 1993. — С. 16−17.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. М., 1984.-Т. 5. -С. 23−25.
- Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев, 1988. — С. 23−24.
- Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопр. психологии. 1994. — № 2. — С. 19−21.
- Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения/ М. Р. Гинзбург//Вопр. психологии. 1994. — № 3. — С. 43 -45.
- Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире.-1995.- № 3.- С. 45−46.
- Горбатенко, Т. М. Межличностные отношения старшеклассников в условиях трудового самоопределения и взаимной профориентации / Т. М. Горбатенко // Психология развивающегося личности — под ред. Л. В. Петровского. 1987. — С. 138- 140.
- Гулякина, В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника / В. В. Гулякипа: дис. капд. псих, наук.-Орел, 2000.-С. 123- 125.
- Гуревич, К. М. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения / К. М. Гуревич // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. -1966. С. 21−22.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» — под ред. С. П. Чистяковой.- М., 1998. С. 46−48.
- Донцов, А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. М., 1984. — С. 208- 209.
- Дубровина, И. В. Мироощущение подростков и старшеклассников. Психологический мониторинг / И. В. Дубровина. М., 1996. Вып. 1. — С. 42−43.
- Доронина, Н. Н. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей / П. П. Доронина- автореф. дис. .канд. психол. наук. Курск, — 2006.-С. 10−12.
- Жарко, А. С. Психологическое сопровождение выбора профиля обучения учащимися средних классов / Л. С. Жарко: авторсф. дис.капд. пси-хол. Наук. Курск, — 2006. — С. 3 — 5.
- Журавлев, A. JT. Социально психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях / A. JI. Журавлев // Психолог, жури. -1998. Т. 19, — № 3. — С. 23 -24.
- Журавлев, A. J1. Самоопределение молодежи в экономической среде / A. JI. Журавлев, А. Б. Купрейчепко // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире: материалы Всерос. науч. практ. конф.- Курск, — 2006. — С. 126 -127.
- Золотухин, Д. С. О значении авторитета и личного примера учителя в воспитании учащихся. К истории вопроса / Д. С. Золотухин. Курск, 2002.-С. 34 -35.
- Иванова, И. В. Особенности межгрупнового восприятия учебных групп при вариативном обучении / И. В. Иванова: дис. капд. психол. наук. Курск, 1999.-С.45.
- Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. -М., 2001. С. 34−35.
- Инновация в школе: характер и результаты // Народ, образов. 1993. -№ 6. — С. 3 -7.
- Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / К. И. Исаев, В. И. Сло-бодчиков: учебное пособие для вузов. М., 1995. — С. 384.
- Климов, Е. А. Проблемы профориентации / Е. А. Климов // Возраст, и педагог, психолог. 1974. — С. 145.
- Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М., 1990. -С. 21 -22.
- Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. Л. Климов. -М., 1995.-С. 34 -35.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. Л. Климов. Р-н-Д, 1996. — С. 32 — 35.
- Кои, И. С. Психология ранней юности / И. С. Коп. М., 1989. — С. 23.
- Кондратьев, И. А. Психологические условия развития позитивного отношения учителя к инновационной деятельности / И. А. Кондратьев: авто-реф. дис.канд. психол. наук. Курск, 2005. — С. 3 -5.
- Кореляков, 10. А. Психологическая характеристика мотивациоппых оснований профессионального выбора / 10. А. Кореляков // Проблемы профессиональной социализации — иод ред. JI. М. Митиной. Кемерово, 1996. — С.68 -77.
- Крутецкий, В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балба-сова: учеб. пособ. М, 1991. — С. 21 -23.
- Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий.-М., 1972, — С. 32 33.
- Крягдже, С. П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Крягдже. Вильнюс, 1981. — С. 24 -25.
- Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. JI, 1967.- С. 21.
- Кузьмина, П. В. Способности, одаренность, талант учителя / 11. В. Кузьмина. Л., 1985.-С. 20 -21.
- Кузьмина, П. В. Формирование педагогических способностей / II. В. Кузьмина. Л., 1961.-С. 14−15.
- Кудрявцев, Т. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев // Вопр. психолог. 1985.-№ 1.-С.92.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М, 1975.-С. 304.
- Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев // Вопр. психолог. 2001. — № 1.-С. 57 — 60.
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизпеипых ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М., 1989.-С.9−11.
- Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь / II. А. Логинова // Принцип развития в психологии. -М., 1978.-С. 157 -159.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б. Ф.Ломов. -М., 1984.-С. 44.
- Лунев, 10. А. Социально психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии / 10. А. Лупев: дис. .канд. психол. наук.-Курск, 1991.-С. 170.
- Макаренко, А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко. М., 1958. — Т. 5. — С. 9 -10.
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. СПб, 1977.-С. 23 -24.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-С. 66 — 67.
- Матусевич, В. А. Социальная микросреда и выбор профессии / В. А. Матусевич. Киев, 1982. — С. 12 -16.
- Медведева, И. А. Связь мотивов поступления в вуз с удовлетворенностью профессиональным выбором студентов образовательных учреждений различного типа и профиля / И. А. Медведева: автореф. дис.канд. нсихол.наук. Самара, 2003. — С. 4 -6.
- Методы социальной психологии — под ред. Е. С. Кузьмина. JI, 1977. С. 21 -22.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» — под. ред. С. Н. Чистяковой.-М., 1999.-С. 21 -23.
- Милена, JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях / Л. М. Милена // Вопр. психолог. — 1997.-№ 4. -С. 28 -38.
- Мерлин, В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности / В. С. Мерлин // Социальная психология личности. М., 1979 — С. 58−66.
- Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути: основные выводы и предложения Государственного доклада Прави тельству Российской Федерации. М., 2000. — С.8−10.
- Мониторинг. Изучение школ здоровья: состояние образовательной системы, М. — СПб, 1995, — С. 20.
- Московичи, С. Век толп: исторический трактат, но психологии масс / С. Московичи, М., 1996. — С. 11−12.
- Митина, Л. М. Профессиональная социализация личности / Л. М. Митина // Проблемы профессиональной социализации. Кемерово, 1996. -С.11.
- Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников / А. В. Мудрик.- М., 1981.-С. 21−22.
- Мясищев, В. Н. Психологическая наука в СССР / В. П. Мясищев. -М., 1960.-2 т.-С. 117−119.
- Надирашвили, Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / III. А. Надирашвили. Тбилиси, 1974. — С. 150.
- Небылицып, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М., 1976. — С. 23 -24.
- Немов, Р. С. Психология / Р. С. Нсмов: учеб. для студентов высших педагог, учеб. заведен. В 2 ки. Кн. 1. М., 1994. — С. 49 -50.
- Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов: учеб. для студентов высших педагог, учеб. заведен. В 3 кн. Кн. 3. М., 2003. — С. 568 -573.
- Нестеренко, Н. А. Влияние статусной структуры взаимодействия индивида и общности на формирование субъектности личности старшеклассников (в условиях вариативного образования) / Н. А. Нестеренко — дис. канд. психол. паук. Курск, 2000. — С.25 — 27 .
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов — сост. Н. Крылова. -М., 1995. С. 81
- Осиицкий, А. К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения / А. К. Осиицкий // Воир. психолог. 1998. — № З.-С. 136−141.
- Панов, В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии / В. И. Панов. М. -2004. — С. 62 — 79.
- Парамонова, М.В. Психологические детерминанты успешного выбора профессии / М. В. Парамонова: автореф. дис. .канд. психол. наук. Иркутск, 2000. — С. 12−14.
- Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин: под ред. В. А. Ядова.- JI., 1981.-С. 191.
- Петровский, А. В. Социальная психология / А. В. Петровский. М., 1987.-С. 77.
- Петровский, А. В. Психология. Словарь / А. В. Петровский. М., 1990.-С. 350−351.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М., 1969. -С. 109- 142.
- Платонов, К. К. О знаниях, навыках и умениях / К. К. Платонов // Совет, педагог. 1963. -№ 11.-С. 15−16.
- Подросток на перекрестке эпох: под ред. Кривцовой С. В. М., 1997. -С. 22 -23.
- Поваренков, 10. П. Психология профессионального становления личности / 10. П. Поваренков. Курск, 1995.-С. 31 -32.
- Подымова, JI. С. Введение в инновационную педагогику / J1. С. 11о-дымова: учеб. пособие. Курск, 1994. — С. 30 -32.
- Подымов, Н. А. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя / Н. А. Подымов. Курск, 1996. — С. 18 -20.
- Практическая психология образования — под ред. И. В. Дубровиной: учеб. для студен, высших и спец. учеб. завед. -М., 1997. С. 52 -54.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно ~ исторической перспективе / И. С. Пряжников // Вопр. психолог. 1996. -№ 1. — С. 62−72.
- Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, ЕЛО. Пряжникова: учеб. пособие. М., 2004. С. 38 -42.
- Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники: 8−11 классы / II. С. Пряжников. М., 2005. — С. 34 -36.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории — под. ред. А. В. Брушлинского. -М., 1997.-С. 130−131.
- Профильное обучение (Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»), № 4, ч. 1. М., 2004. — С.24 -26.
- Профильное обучение (Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»), № 1, ч. 2. -М., 2005.-С. 17−19.
- Психологические основы педагогической практики студентов: учеб. пособие для студентов — под ред. А. С. Чернышева. М., 2000. -С. 17−18.
- Реан, А. А., Коломипский A. JI. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, А. Л. Коломипский. СПб, 1999. — С. 41 -43.
- Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс — общ. ред. Исениной Е. И. М., 1994. — С. 56 -57.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн — отв. ред. Е. В. Шорохова. -М., 1976.-С. 48 -50.
- Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание / С. JI. Рубинштейн. М., 1957. -С. 220 -225.
- Руткевич, М. Н. Социальные перемещения / М. II. Руткевич. М., 1970.-С. 3 5 -36.
- Рыжов, В. А. Организация профориептационной работы в развитых капиталистических странах / В. А. Рыжов. М., 1987. — С. 32 -34.
- Савинова, Т. В. Психологические механизмы освоения и применения студентом способов педагогического общения / Т. В. Савинова: авторсф. дис. .каид.психол. паук. Курск, 2003.-С. 11−12.
- Сарычев, С. В. Психолого-педагогические знания в деятельности учителя I С. В. Сарычев: учеб. пособие для студен. Курск, 1999. — С. 15 -16.
- Семенова, Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа / Е. А. Семенова: автореф. дис.канд. исихол. паук. Иркутск, 2003.-С. 2−4.
- Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности / А. II. Сейтешев / Теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990, — С. 27−29.
- Снегирева, Т. В. Личностное определение в старшем школьном возрасте / Т. В. Сиегирева // Вонр. психолог. -1988. № 2. — С. 27 — 35.
- Соболева, О. В., Сухих И. А. Курсовая работа, но психологии. Методическое пособие для студентов / О. В. Соболева, II. А. Сухих. Курск, 1997.-С. 41−42.
- Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б. А. Сосновский. -М., 1979.-С. 135- 136.
- Социальная психология — под ред. В. А. Ядова Л., 1979. — С. 21−22.
- Социальная психология: учеб. пособие для студен. — под ред. А. II. Сухова, А. А. Деркача. М., 2001. — С. 20 -22.
- Социальная психология: учебное пособие — иод ред. Ю. Г. Волкова. -Р-н-Д, 2001.-С. 24−25.
- Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М., 1976. -С. 21 -22.
- Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев: учеб. пособие для вузов. М., 2000. — С. 89 — 91.
- Теплов, Б. М. Избранные труды / Б. М. Тенлов, В. Д. Пебылицыпа. -М., 1961.-С. 23 -24.
- Тышковский, А. В. Социальная психология делового общения в групповой дискуссии / А. В. Тышковский: учеб. пособ. для студ. М., 2001.-С. 23 -24.
- Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. II. Узнадзе. М., 1966.-С. 45−49.
- Улановская, И. М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / И. М. Улановская // Вопр. психолог. 1998. — № 6. — С. 18 -24.
- Уманский, J1. И. Поэтапное развитие группы как коллектива / JI. И. Умаиский // Коллектив и личность. М., 1975. — С. 21 -22.
- Фалунина, Е. В. Структура взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения студентов педагогических вузов / Е. В. Фалунина: автореф. дис. .канд. нсихол.паук. М., 2005. — С. 4 — 6.
- Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельд-штейп.-М., 1994.-С. 32−34.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. — С. 65 — 67.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1990. — С. 12 -14.134.фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фукуяма. М., 1989. — С. 27- 28.
- Хоменок, В. С. Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского университета : в 2 ч. Ч. 1 / В. С. Хоменок. -Курск, 1999.-С. 24−26.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способностей человека /В. Д. Шадриков.-М., 1996. С. 21−22.
- Шорохова, Е. В. Социальная детерминация поведения / Е. В. Шоро-хова // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.-С.5−28.
- Школа и развитие ребенка — под ред. А. С. Чернышева. Курск, 1995. -С. 12−14.
- Черкалина, Е. В. Особенности отношения к школе администрации и педагогического коллектива в условиях инновационной деятельности / К.
- B. Черкалипа: автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2006. — С. 12 -14.
- Чернышев, А. С., Сарычев С. В. Психологические аспекты учебно-воспитательного процесса в школе / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев. Курск, 1990.-С. 31.
- Чернышев, А. С. Проблемы социального самоопределения молодежи / А. С. Чернышев // Труды Института психологии РАН. М., 1977.1. C.155−159.
- Чернышев, А. С., Лунев, 10. А. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально психологической помощи молодежи / А. С. Чернышев, 10. А. Лунев. — Курск, 1998. — С. 21 -22.
- Чернышев, А. С. Психологические проблемы современной молодежи / А. С. Чернышев // Молодежь провинции: проблемы и перспективы, -Курск, 2000. С. 22 -24.
- Чернышев, А. С. Психологическая подготовка будущих педагогов / А. С. Чернышев // Вопр. психолог. 2001. — № 2. — С. 21 -23.
- Элькоиин, Б. Д. Психология игры / Б. Д. Эльконип. М., 1978. — С. 15 -20.
- Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методические проблемы психологии. М., 1975. -С. 79−105.
- Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопр. психолог. -1994.-№ 2. -С. 64−67.
- Argyle, М., Furnham A., Graham, J. A. Social Situations / М. Argyle, A. Furnham, J. Graham. Cambridge: Cambridge University Press. — 1981. — P. 45 — 47.
- Grites, J. O. Vocational psychology / J. O. Grites, McGraw-Hill, 1969. -P. 21 -23.
- Holland, J L The self-directed search: a guide to career planning in organizations / J L. Holland Odessa, Florida.- 1990.-P. 15−17.
- Haystead, J. Social structure, awareness contexts and process of choice / J L Holland // The Sociological Review, 1971. P. 19 -20.
- Kurlesky, W. P., Bealer R. C. A clarification of the concept of occupational choice./ W. P. Kurlesky, R. C. Bealer // Rural Sociology, 1966. P. 3132.
- Roberts, K. An alternative theory of occupational choice. //Educational and Training, 1973. P. 15−16.