Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (дома-интерната и домашних)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирические задачи исследования реализовались с помощью комплекса психологических методов и конкретных методик, В качестве основных методов исследования выступили: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследованияэмпирические и психодиагностические методы (методы неструктурированного интервью, наблюдения, беседа с персоналом и анализ медицинской документации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Теоретико-методические аспекты исследования эмоционального состояния лиц старших возрастов
    • 1. 1. Стратегии старения и особенности эмоционального состояния
    • 1. 2. Особенности потребностной сферы личности в позднем возрасте
    • 1. 3. Социальные условия и система социальной помощи
  • ГЛАВА. Эмпирическое ис9ледование эмоционального состояния лиц позднего возраста, прожив’ающих в различных социальных условиях
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
    • 2. 2. Описание методов и техники сбора данных
    • 2. 3. Описание проведения исследования и полученных результатов
      • 2. 3. 1. Исследование людей позднего возраста, проживающих в условиях дома-интерната
      • 2. 3. 2. Исследование лиц старшего возраста, одиноко проживающих в домашних условиях
      • 2. 3. 3. Сравнительное исследование пожилых людей проживающих в различных социальных условиях
      • 2. 3. 4. Описание случаев
    • 2. 4. Обсуждение результатов исследования
  • ВЫВОДЫ

Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (дома-интерната и домашних) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальное старение населения является наиболее характерным демографическим явлением современной эпохи. За последние тридцать лет его признаки отмечаются практически во всех странах, включая Россию. Специфика нашей страны заключается в том, что на фоне выраженного снижения средней продолжительности жизни, доля лиц в возрасте 60 лет и старше постоянно растет (Ю.М. Комаров, 1995). Россия становится одной из самых «старых» стран мира, доля пожилых людей в общей численности населения России превысила 20% (С.Г. Кисилев, 2004). Согласно данным Центра демографии и экологии человека дальнейшее постарении населения России неизбежно, а его темпы будут постоянно увеличиваться. Четвертый ежегодный демографический доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (1997) констатирует — пожилые люди старше 60 лет — самая быстрорастущая группа населения России. В ситуации фактического численного увеличения доли лиц старшего возраста проведение геронтологических исследований приобретает особую актуальность и отвечает практическим потребностям современного общества. Планирование мероприятий по повышению качества жизни граждан позднего возраста, требуют научной информации о проблемах этой группы населения. Нехватку подобной информации в настоящее время ощущают социальные работники всех уровней.

Популяция людей позднего возраста не однородна. Однако, для большинства из них характерно снижение уровня доходов, развитие заболеваемости и уменьшение социальной поддержки по сравнению со зрелым возрастом (Schimer M.R., Kahana J.S., 1992). В этих условиях пожилому человеку становится затруднительным обходиться без посторонней помощи. В нашей стране такого рода поддержка традиционно оказывалась родственниками. Преобладание в современном обществе нуклеарных семей часто приводит к фактическому одиночеству пожилых людей, а ослабление моральных норм и ценностей — к полному отсутствию помощи со стороны родственников трудоспособного возраста даже в тех случаях, когда по своему материальному положению те вполне способны ее предоставить. Значительная часть людей позднего возраста не имеют близких родственников, обязанных по закону предоставлять им содержание и попечение. В этой ситуации услуги, предоставляемые учреждениями социальной защиты, становятся все более востребованными. В первую очередь речь идет о домах-интернатах. К сожалению в настоящее время негативные стереотипы, касающиеся подобных учреждениях, широко распространены. Поэтому исследования, затрагивающие тему учреждений социального обслуживания и условий проживания в них, являются не только актуальными, но и необходимыми для дальнейшего развития системы социальной помощи людям позднего возраста.

История развития стационарной помощи пожилым людям в нашей стране насчитывает более 100 лет. Современное учреждение социального обслуживания существенно отличается от своих предшественников. Сегодня дом-интернат является специально организованной реабилитационной средой, предоставляющий людям I старших возрастов широкие возможности. В первую очередь речь идет об особом техническом оснащении жилых помещений, позволяющим пожилым людям чувствовать себя наиболее комфортно. Отсутствие порогов, противоскользящее напольное покрытие, заниженные выключатели, удобные дверные ручки, регулируемая высота опорной мебели и многое другое, чего не хватает людям с ограниченными физическими возможностями за пределами специализированных учреждений.

Создавать благоприятную психологическую среду в условиях дома-интерната помогает использование методов терапии занятостью, предполагающих чередование пассивного отдыха с разумной стимуляцией проживающих. Особое место в этом ряду занимает трудотерапия. Проживающие имеют возможность выбрать заниматься ли им платной работой (посильные сборочные, картонажные и др. работы) или отдать предпочтение альтруистическим видам деятельности (оказывать помощь при приеме пищи ослабленным больным, чтение литературы слабовидящим и др.).

Таким образом, условия современного дома-интерната предоставляют проживающим в нем людям позднего возраста не только высокий уровень социально-бытового комфорта, но и широкие возможности для реализации различных видов деятельности и удовлетворения значимых в этом возрасте психологических потребностей.

В настоящее время в России функционируют 484 домов-интернатов общего типа для престарелых и инвалидов, в которых проживают 79,8 тысячи человек.

Наиболее значительный вклад в изучение проблем людей позднего возраста проживающих в условиях дома-интерната был внесен исследованиями, проводимыми учеными ЦИЭТИНа под руководством профессора Н. Ф. Дементьевой (Н.Ф. Дементьева, В. О. Альбер, И.А. ЖукВ.В. Болтенко, Э. В. Устинова, Т. И. Петракова, Е.Ю. I.

Шаталова, 1982; Н. Ф. Дементьева, В. В. Болтенко, Н. М. Доценко, Т. И. Петракова, Е. Ю. Шаталова, Г. Н. Багаева, 1984; Н. Ф. Дементьева, В. В. Болтенко, Н. М. Доценко, Т. И. Петракова, Е. Ю. Шаталова, 1985; Н. Ф. Дементьева, Т. И. Петракова, Е. Ю. Шаталова, 1988; Н. Ф. Дементьева, Н. М. Доценко, В. П. Беляев, И. А. Жук, Е. Ю. Шаталова, 1988; Н. Ф. Дементьева, О. В. Терлецкий, Э. В. Устинова, А. Г. Козлова, Л. П. Фомина, М. А. Насыбулина, Е. Ю Шаталова, 1989; Н. Ф. Дементьева, 1990; Н. Ф. Дементьева, 1991; Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова 1992; Н. Ф. Дементьева, А. Л. Модестов, 1993; Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова,.

1995; Н. Ф. Дементьев, Катюхин В. Н. 1996;, Н. Ф. Дементьева 1998; Н. Ф. Дементьева, М. Д. Шкурко, 1998; Н. Ф. Дементьева, 1999; Н. Ф. Дементьева, Е. Я. Шпирт., Е. Б. Поднебесная, 2000; Н. Ф. Дементьева, 2000; Н. Ф. Дементьева, Е. Б. Поднебесная, И. Л. Петрова, 2001; Н. Ф. Дементьева, Е. Б. Поднебесная, 2002; Н. Ф. Дементьева, Е. Б. Поднебесная, А. В. Подкорытов, 2003; Н. Ф. Дементьева, Д. П. Рязанов, Е. Б. Поднебесная, 2004; Н. Ф. Дементьева, Р. В. Золоев, Е.Б.

Поднебесная, А. В. Подкорытов, 2004).

Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение эмоционального самочувствия людей позднего возраста. Эмоциональное состояние является не только субъективным переживанием, отражающим степень удовлетворенности актуальных потребностей, но и в более широком смысле — показателем качества жизни, психологического благополучия личности. Более того, в определенном отношении это «самая интимная, специфическая характеристика психического» (В.К. Вилюнас, 1976, с.6). Развитие современной медицины дает возможность значительно увеличить продолжительность биологической жизни, однако вопрос об эмоциональном содержании такой жизни остается открытым. Как сказал в своем выступлении на конференции «Старение в 21 веке» заместитель генерального секретаря Совета Европы Ганс Крюгер (1999), «можно продлить жизнь, но это может оказаться уже и не жизнь». Цель исследования:

Изучение особенностей эмоционального состояния лиц поздних I возрастов, проживающих в различных социальных условиях (условия дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях).

Объект исследования: эмоциональное состояние лиц позднего возраста.

Эмоциональное состояние людей позднего возраста анализировалось по таким параметрам как степень эмоционального комфорта (эмоциональный комфорт, дискомфорт и повышенное эмоциональное состояние), уровень депрессии (депрессивные состояния легкой, средней и тяжелой степени, а также состояние без депрессии) и самооценка эмоционального состояния.

Предмет исследования: связь эмоционального состояния лиц поздних возрастов с социальными условиями проживания.

Согласно вышеизложенному, общую гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом:

Социальные условия проживания дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях предоставляют разные возможности для удовлетворения психологических потребностей личности (потребностей в безопасности, общении и автономии), что находит свое отражение в эмоциональном состоянии людей поздних возрастов.

Отсюда чайтная гипотеза:

Среди людей позднего возраста проживающих в условиях дома-интерната и в ситуации одинокого проживания в домашних условиях распространенность депрессивных состояний различна.

Для реализации цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования с выделением стратегий старения, особенностей эмоциональной и потребностной сферы лиц поздних возрастов, а так же способов организации их жизнедеятельности в контексте возможностей для удовлетворения актуальных потребностей.

2. Подобрать комплекс методик для проведения исследования целям н возрастным особенностям испытуемых.

3. Исследовать эмоциональное состояние лиц поздних возрастов проживающих в условиях дома-интерната.

4. Исследовать эмоциональное состояние лиц поздних возрастов одиноко проживающих в домашних условиях и посещающих центр социального обслуживания.

5. Провести сравнительный анализ распространенности депрессивного состояния среди лиц поздних возрастов, проживающих в разных социальных условиях (дома-интерната и одиноко проживание в домашних условйях).

6. Изучить причины возникновения эмоционального дискомфорта (по материалу анализа отдельных случаев).

7. На основе эмпирических результатов построить типологию стратегий старения.

8. Разработать практические психологические рекомендации по оптимизации системы социальной помощи гражданам старших возрастных групп.

Теоретико-методологические основой исследования послужили: культурно-историческая концепция JI.C. Выготскоготеоретические представления о соотношении эмоций и потребностей t.

Л.И. Божовичисследования социально-психологических особенностях адаптации лиц старших возрастных групп Н. Ф. Дементьевойгипотеза о роли общения в позднем возрасте М. С. Каганаосновные положения концепции общения М. И. Лисинойэпигенетическая теория развития личности Э. Эриксонаисследования феномена «травматических защитных систем психики» Д. Калшедаинтегративный подход к изучению проблемы депрессивных состояний Д. Хелла.

Эмпирические задачи исследования реализовались с помощью комплекса психологических методов и конкретных методик, В качестве основных методов исследования выступили: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследованияэмпирические и психодиагностические методы (методы неструктурированного интервью, наблюдения, беседа с персоналом и анализ медицинской документации) — качественный анализ индивидуальных /случаев (casi-stady) и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных. Были использованы методики: Гиссенский опросник, методика личностного дифференциала, адаптированные в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге в адаптации Т. И. Балашовой, а также прожективный цветовой тест Люшера. На всех этапах эмпирического исследования проводимые методики были включены в естественный контекст жизнедеятельности лиц позднего возраста.

Исследование проводилось в 1999;2000 г. г. на базе четырех Московских догйов-интернатов (№ 31, 14,16,1) и девяти центров социального обслуживания (Западное Дегунино, Марьина Роща, Сокол, Хорошовский, Бутырский, Бескудниково, Ярославский, Хорошово-Мневники, Аэропорт). Всего в исследовании приняли участие 228 лиц в возрасте от 60 до 101 года. Исследование носило сплошной характер.

Достоверность полученных результатов и выводов диссертации обеспечивалась научно-методологической базой исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, цели, задачам и гипотезам, репрезентативностью выборки, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, в том числе применением аппарата математической статистики для обоснования статистической достоверности.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые выполнено сравнение эмоционального состояниялюдей позднего возраста, проживающих в различных социальных условиях: в условиях дома-интерната и одиноко проживающих в домашних условиях, посещающих при этом центр социального обслуживания. У лиц поздних возрастов обнаружено устойчивое преобладание крайнего эмоционального состояния — пониженного (депрессивного) или повышенного (эйфорического). Выявлена различная степень выраженности депрессивных состояний среди людей позднего возраста находящихся в условиях дома-интерната и одиноко проживающих в домашних условйях. Установлено негативное влияние гиперобщения в условиях дома-интерната на эмоциональное состояние проживающих в нем людей позднего возраста.

Положения выносимые на защиту:

1. У лиц позднего возраста стабильно преобладает крайнее эмоциональное состояние — пониженное (депрессивное) или повышенное (эйфоричное). Повышенное эмоциональное состояние, наряду с нормальным, субъективно переживается пожилыми людьми как эмоционально комфортное.

Эмоциональный дискомфорт присущ меньшей части как 1 находящихся в условиях дома-интерната, так и одиноко / проживающих в домашних условиях.

2. Социальные условия проживания оказывают влияние на эмоциональное состояние людей позднего возраста. Депрессивные состояния более распространены среди находящихся в условиях дома-интерната, чем среди аналогичной группы одиноко проживающих в домашних условиях.

3. Общение является важным фактором определяющим эмоциональное состояние пожилых людей. Нарушение общения как в форме его дефицита в случае одинокого проживания, так и в форме ситуационного гиперобщения в условиях дома-интерната, оказывают негативное воздействие на их эмоциональное состояние.' и.

Теоретическое значение:

Сравнительный аспект изучения различных групп внутри геронтологического континуума позволяет выявить общее и специфичное в эмоциональном статусе пожилых людей, находящихся в I различных социальных условиях проживания. Изучение эмоционального состояния людей позднего возраста позволяет определить роль объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на становление и динамику эмоционального развития личности в позднем возрасте.

Практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов при работе с людьми позднего возраста, а также специалистов геронтологических служб, в частности, социальных работников. Практические рекомендации применимы для улучшения качества помощи, оказываемой проживающим в условиях I дома-интерната. Полученные данные будут полезны при организации деятельности центров социального обслуживания как в отделении дневного пребывания, так при оказании помощи на дому. Знание эмоциональных особенностей лиц пожилого возраста позволяет работникам органов и учреждений социальной защиты, занимающихся проблемами пожилых людей (устройство в дома-интернаты, в социально-оздоровительные центры, на санитарно-курортное лечение и т. д.), более эффективно строить свою работу. Результаты работы могут стать основой для разработки методических рекомендаций и учебных пособий по психологической помощи и социальному обслуживанию лиц позднего возраста.

выводы.

1. Сравнительный анализ показал, что среди лиц позднего возраста, проживающих в условиях дома-интерната более распространены депрессивные состояния средней и тяжелой формы, чем среди аналогичной группы одиноко проживающих в домашних условиях. Среди проживающих в домашних условиях больше лиц в состоянии легкой депрессии и тех, у кого депрессия отсутствует.

2. У людей позднего возраста устойчиво преобладают крайние эмоциональные состояния — пониженное (депрессивное) или повышенное (эйфоричное). Повышенное эмоциональное состояние, наряду с нормальным, субъективно переживается пожилыми как эмоционально комфортное. Эмоциональный дискомфорт присущ меньшей части как находящихся в условиях дома-интерната, так и одиноко проживающих в домашних условиях.

3. Эмоциональное состояние людей позднего возраста связанно с определенной стратегией старения. В ходе исследования выделено восемь таких стратегий, условно обозначенных как: «оптимальный», «бессильный», «лишенный возможности», «желающий», «пассивный», «имеющий возможности», «дискомфортный», «сильный». Каждая выделяемая стратегия включат в себя два компонента (когнитивный и I аффективнотмотивационный) и реализуется в определенном сочетании двух условий (соматических и социальных).

4. Нарушение общения в позднем возрасте, как в форме его дефицита в ситуации одинокого проживания в домашних условиях, так и в форме избытка общения у проживающих в условиях дома-интерната, оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние.

5. Время пребывания в условия дома-интерната является значимым фактором, определяющим эмоциональное состояние людей позднего возраста. Обнаружено, что среди пожилых людей, не так давно проживающих в условиях дома-интерната, чаще встречаются крайние эмоциональные состояния (повышенные и пониженные), чем среди тех, кто находится в этих условия достаточно продолжительное время.

6. Большинство людей позднего возраста проживающих в доме-интернате адаптированы к его социальным условиям, что находит отражение в позитивной оценке себя, окружающих людей и отсутствии выраженного стремления доминировать.

7. Основными социально-психологическими и половозрастными особенностями изучаемого контингента большинства лиц позднего возраста являются: женский пол лиц позднего возраста, наличие детей, отдельное от родственников проживание, низкая оценка собственного I здоровья, способность в полной мере осуществлять деятельность по самообслуживанию, самостоятельность при принятии решения об обращении в учреждения социального обслуживания.

8. Полученные данные позволили выработать систему практических рекомендаций, важнейшими из которых являются: ознакомление персонала учреждений социальной помощи с возрастно-психологическими особенности вверенного им контингентасоздание условий жизни, в которых пожилые люди могли бы самостоятельно контролировать частоту социальных взаимодействий и общенияпредоставлять большую инициативу людям позднего возраста при принятии решений, с учетом их возможностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведения исследования выполнены все поставленные задачи: t проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования с выделением стратегий старения, особенностей эмоциональной и потребностной сферы лиц поздних возрастов, а так же способов организации их жизнедеятельности в контексте возможностей для удовлетворения актуальных потребностейподобран комплекс методик для проведения исследования адекватных его целям и возрастным особенностям испытуемыхисследовано эмоциональное состояние лиц поздних возрастов проживающих в условиях дома-интернатаисследовано эмоциональное состояние лиц поздних возрастов одиноко проживающих в домашних условиях и посещающих центр социального обслуживанияпроведен сравнительный анализ распространенности депрессивного состояния среди лиц поздних возрастов, проживающих в разных социальных условиях (дома-интерната и одиноко проживание в домашних условиях) — изучины причины возникновения эмоционального дискомфорта (по материалу анализа отдельных случаев) — на основе эмпирических результатов построина типологию стратегий старенияразработаны практические психологические рекомендации по оптимизации системы социальной помощи гражданам старших возрастных групп. Общая гипотеза исследования полностью подтвердилась — социальные условия проживания в доме-интернате и ситуация одинокого проживания в домашних условиях предоставляют разные возможности для удовлетворения психологических потребностей личности, что нашло свое отражение в эмоциональном состоянии людей поздних возрастов. Так же нашла себе подтверждение и гипотеза-следствиесреди людей позднего возраста проживающих в условиях дома-интерната и в ситуации одинокого проживания в домашних условиях наблюдается разная распространенность депрессивных состояний. Депрессивные состояния средней и тяжелой степени более распространены среди проживающих в условиях дома-интерната и, наоборот, среди проживающих в домашних условиях больше лиц в состоянии легкой депрессии и тех, у кого депрессия отсутствует. Результаты исследования позволяют предположить, что основной причиной эмоционального дискомфорта пожилых людей проживающих в условиях дома-интерната является нарушение их личного пространства и в первую очередь личной территории.

Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшей научной разработки следующих тем:

— Социальная ситуация развития позднего возраста. Противоречие между нуждаемостью в посторонней помощи и потребности сохранения индивидуальности.

— Потребность в личном пространстве у людей старшего возраста.

— Особенностей общения лиц позднего возраста (общение как потребность и деятельность).

— Специфики механизмов психологической защиты лиц старшего возраста (деменции как результат срыва адаптационных механизмов).

— Проблемы эмоционального состояния людей, находящихся на разных I возрастных этапах (динамика эмоционального развития человека).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Адаптация и дезадаптация с позиции патолога. М.: Клиническая медицина. — 1974, № 5. — С.3−15.
  2. Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф. докт. Психол. Наук. М. -2000.
  3. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства// Русский медицинский журнал. 1996, Т. 3, № 11. — С. 689−694.
  4. Алексеевич Г.£. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого в’озраста// Проблемы личности: Материалы симпозиума М., 1970, Т2. — С.344−345.
  5. В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  6. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал. 1996. — № 6. — Т. 17. — С. 60−70
  7. Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости, Психологический журнал, 2001, том 22, № 3.
  8. Л.И. Психологические приобретения и потери человека в период поздней взрослости // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2004. — с.46−54.
  9. B.M., Крук И. В., Демченко В. А. К особенностям психотерапии больных пожилого возраста// 5 всесоюзный съезд геронтологов и гериатров 22−25 ноября 1988 г. Тбилиси. Тезисы и рефераты докладов1. Часть 1. Киев 1988.
  10. С. Старость. Социальная геронтология: современныеисследования. М., 1994.и. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  11. В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте// Экспериментальные исследования в патопсихологии/ Под ред. А. А. Портнова М., 1976. I
  12. В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1980. I
  13. В.Н., Карабут П. И. Психотерапия и особенности формирования терапии средой в условиях дома-интерната// Вестник психо-социальной и кор-реабилитационной работы. 1998, № 1.
  14. Л.В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте// Вестник МГУ Психология.-1998, № 1 — С.23−40.
  15. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте// Вестник МГУ Психология. — 1980, № 14 — С.2−4.
  16. О. Р., Нартова-Бочавер С. К. Личное пространство человека и возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. -2002, № 2 с. 60−76.
  17. Ф.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984 — 200с.
  18. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. -143 с.
  19. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-228с.
  20. К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., Класс, 1999.27. «Возраст мудрости возраст созидания». Программа развития ООН в Российской Федерации, М., 1999.
  21. JI.C. Педагогическая психология // Педагогическая психология. М&bdquo- 1991. С. 33−372 (1925).
  22. Выготский Л."С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 1008 с.
  23. Д.В., Шаповалов В. И. Малая выборка. М., 1978.
  24. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации/ под ред. Кареловой Г. Н. М., 2001, 226 с.
  25. P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.
  26. Гуггенбюль-Крейг, А Наивные старцы. Анализ современных мифов. -СПб.: Б.С.К., 1997.
  27. А.А. Объем выборки// Социологические исследования. М., 1969.
  28. Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н. М., Петракова Т. Н., Шаталова Е. Ю., Багаева Г. Н. Организация социальной адаптации престарелых в домах-интернатах. Обзорная информация. 26 серия:
  29. Трудовое и бытовое устройство инвалидов. Профессиональное обучение. М., ЦБНТИ МСО РСФСР, 1984, в И, 24 с.
  30. Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н. М., Петракова Т. И., Шаталова Е. Ю. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах. Методические рекомендации. М., 1985, 37 с.
  31. Н.Ф., Петракова Т. И., Шаталова Е. Ю. Объктивная и субъективная оценка здоровья лиц пожилого и старческого возраста. Здравоохранения Росс. Федерации. 1988, № 1, С. 16−19.
  32. Н.Ф., Доценко Н. М., Беляев В. П., Жук И.А., Шаталова Е. Ю., Петрова В. И. Совершенствование медицинской помощи лицам старших возрастов в начальном периоде адаптации в домах-интернатах. Методические рекомендации. М., 1988,18с.
  33. Н.Ф., Терлецкий О. В., Устинова Э. В., Козлова А. Г., Фомина Л. П., Насыбуллина М. А., Шаталова Е. Ю. Принципы деятельности территориальных центров социального обслуживания нетрудоспособных граждан. Методические рекомендации. М., 1989,26 с.
  34. Ц.Ф. Теоретические основы социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в домах-интернатах// Вопросы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам. М., ЦИЭТИН, 1990, С. 4−8.
  35. Н.Ф. Дом престарелых: два разных взгляда. Ж. социальная защит, 1991, в. 3, С. 25−26.
  36. Н.Ф., Шаталова Е. Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. Методич. рекомендации М., 1992,26 с.
  37. Н.Ф., Модестов А. А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. Красноярск, 1993. — 195 с.
  38. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Монография. Тюмень, 1995,
  39. Институт социальной работы Тюменская областная ассоциация работников социальных служб, 108 с.
  40. Н.Ф., Катюхин В. Н. Дома-интернаты. СПб, 1996, 177 с. (СПИУВЭК, Спец. олимп. Комитет).
  41. Н.Ф., Шкурко М. А. Психические нарушения в старости и их роль в адаптации пожилых людей в новых условиях// Клиническая геронтология, 1998, № 3, С. 52.
  42. Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях' социального обслуживания // Психология зрелости и старения. 1998. — № 2 (лето). — С. 21−28.
  43. Н.Ф. Психологические проблемы пожилого возраста и социальная работа. Психологические аспекты социальной работы, М., 1999, социально-технологический инвалидов-тут, С. 200 -205.
  44. Н.Ф., Шпирт Е. Я., Поднебесная Е. Б. Трудовая терапия лиц пожилого возраста. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 3, М., 2000,-С. 29−31.
  45. Н.Ф. Проблемы психического здоровья пожилых и потребности их в психиатрической помощи// Пожилые люди взгляд в 21 век/ под ред. Проф. З. Х. Саралиевой. — Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. — С.7−9.
  46. Н.Ф., Поднебесная Е. Б. Общение как одна из формдеятельности в пожилом возрасте II Психология зрелости и старения, № 4, зима.-2002-С. 63−67.
  47. Н.Ф., Рязанов Д. П., Поднебесная Е. Б. Потребность в медико-социальной помощи на дому пожилых людей в терминальной стадии заболевания. // Паллиативная медицина и реабилитация, № 3, 2004 С.28−31.
  48. Н.Ф., Золоев Р. В., Поднебесная Е. Б., Подкорытов А. В. Проблемы качества жизни пожилых людей. // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. № 3−2004 С. 72−75.
  49. Г. Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986.-256с.
  50. М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости. Мир психологии, 1999, № 2.
  51. М.В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО, 2002. -95 с.
  52. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса// Вопросы психологии № 5,1990
  53. . В. Теория личности К. Левина. М.: МГУ, 1981. С. 18−32, 43−51.
  54. Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. М.: Академия, 2001.-224 с.
  55. В.А. Старение как эмоциональный шок// Психология старения и зрелости. 1999, осень-зима. № 3(7−8). — С. 18−30.бв.Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
  56. Е.П. Эмоции и чувства. Спб: Питер, 2001.
  57. Инновационный подход к социальному обслуживанию пожилых людей:
  58. Кузбасская модель/ Под ред. Бондаренко И. Н., Краснова О.В.- М.: Московская Швейцария, 2003. 192 с.
  59. Информация о приспособлении объектов инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и маломобильных граждан. Итоги 2001−2003 годов. М.: Правительство Москвы, 2004,48 с.
  60. М.С., Мир общения. -М., 1988.
  61. Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личности духа. М.: Академический проект, 2001. — 368 с.
  62. Н.М. Социальная адаптация пожилых людей в доме-интернате// Пожилые люди взгляд в 21 век/ под ред. Саралиевой З. Х. — Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. -'с. 39−40.I
  63. И. Легко ли не стареть? М.: Группа «Прогресс» и изд. Агентства «Яхтсмен», 1996.
  64. А. «Человек и невроз» психопатология и психотерапия неврозов, 1998.
  65. Кернберг Отто Тяжелые личностные расстройства: стратегияпсихотерапии. М.: Класс, 2000.
  66. С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации/Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. — Самара, 2004.
  67. М., Гэлдатин Б. Одиночекство в старости// Лабиринты одиночества/'под редакцией Покровского Н. Е. М.: Прогресс, 1989. -С. 453−485.
  68. Н.Г. Поиск новых подходов в социальной адаптации пожилых// Пожилые люди взгляд в 21 век/ под ред. Саралиевой З. Х. — Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. — С. 42−44.
  69. Т.З. Динамика качества жизни пожилых// Пожилые люди -взгляд в 21 век/ под ред. Проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: НИСОЦ, 2000.-с. 139−140.
  70. Т.З. Самооценка пенсионеров. Социологические исследования. Апрель 2003. N 4. С. 58−63.
  71. В.Г., Федоренко А. Б. Возрастные особенности влиянияtхронического, заболевания на психику// 5 всесоюзный съезд геронтологов и гериатров 22−25 ноября 1988 г. Г. Тбилиси. Тезисы и рефераты докладов Часть 1.-Киев 1988.
  72. Ю.М. Предисловие // Материалы консульт. межд. семин. М.: МЗМПРФ, 1995.-С.6
  73. Концептуальная основа программы подготовки и проведения в 1999 году Международного года пожилых людей. Доклад Генерального секретаря. (Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея). -А/50/114.22 march 1995.
  74. К. Основы психического развития. Соцэкгиз. М. -Л., 1934 с.66
  75. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  76. О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей. М.: Центр геронтолог, 1998.
  77. О.В. Проблемы социально-психологической компетенции в социальной работе с пожилыми людьми// Психология зрелости и старения № 2 1999 (6).
  78. О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. М., 2001. — 231 с.
  79. М. «Бессмертие», СПб.: Азбука, 1999.
  80. Кюблер Росс Э. О смерти и умирании (пер. с англ. Семенова К., ТрилисаВ.), М., 2001.
  81. Левин К. Типы конфликтов// Психология личности: тексты. М.: МГУ, 1982.
  82. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека/ Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. — С. 193−218.
  83. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972.
  84. . Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
  85. А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология зрелости и старения 1998, № 4 — с. 13−22.
  86. А.Г. Кризис гипотеза / Психология зрелости и старения — 2000, лето № 2(10) — С.6−11.юо. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопросы психологии. 1978.-№ 5. — С.73−78.
  87. Ю1. Лотова И. П. Особенности социально-психологической адаптации престарелых к условиям проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания// Медико-социальная экспертиза и реабилитация -№ 1 1998.
  88. Ю4.Маслоу А. Г. Мотивация и личность, С.-Петербург: Евразия, 1999.
  89. Ю7. Мечников И. И. Этюды оптимизма, Наука, 1964.
  90. Ю8. Милентьев А. С., Гасилин B.C., Гусев Е. И., Мартынов И. В., Рылова А. К. Гериатрические аспекты внутренних болезней. М.: Med: Net, 1996.
  91. П5.Немчин А. Т. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
  92. Пб.Немчин Т. А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте. Вестник ЛГУ. Сер.6, 1987, вып.4, № 27
  93. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей -СПб.: Речь, 2000.не. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.
  94. Оди Дж. Р. Человек существо одинокое: биологические корни одиночества. // Лабиринты одиночества/ под ред. Покровского Н.Е.- М.: Прогресс, 1989 -с. 169−191.
  95. Н.В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути// Жизненный путь личности/ под ред. Сохань Л. В. Киев, 1987.-с 236−247.
  96. С.А. Стресс вегетозы Психосоматика. СПб.: А.В.К., 2002. -с.21., .
  97. Е.Б. Социально-психологическая характеристика контингента лиц, посещающих отделение дневного пребывания ЦСО. // Психология зрелости и старения, осень, М., 2000 — С. 24−27.
  98. Е.Б. Пожилой человек и семья. Аспект общения. // Материалы II российского Конгресса «Мир семьи» М., 2001 — С. 47−49.
  99. Е.Б. Некоторые вопросы адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната. // Материалы Российской научно-практической конференции «Медико-социальная помощь пожилым людям». М.:1. ФЦЭРИ, 2002 С.154−156.
  100. Е.Б. Особенности эмоционального состояния лиц позднего возраста, проживающих в условиях дома-интерната. // Психология зрелости и старения, № 2 (18), лето 2002 — С.77−84.
  101. Е.Б. Пожилые люди в интернате // Психология зрелости и старения, № 1 (25), весна 2004 — с. 50−65.
  102. Ю.А., Дартау JI.A., Белоконь О. В. Компьютерная технология ЭДИФАР как средство сбора данных от населения. М.: Московский лицей, 1999 — 205 с.
  103. Практическая гериатрия/ под ред. Котельникова Г. П., Яковлева О. Г. -Самара: Самарский дом печати, 1995.
  104. Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. // Мир психологии 1999, № 2. — с. 111−123.
  105. Психология социальной работы/ ред. Гулина М. А. СПб.: Питер, 2002.
  106. Психология старости и старения/ Краснова О. В., Лидере А. Г. М.:
  107. Издательский центр «Академия», 2003. «
  108. Психология человека от рождения до смерти/ под ред. Реана А. А. М.: Олма-пресс, 2001.
  109. Психология эмоций/ под ред. Вилюнаса В. К. СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  110. С.Г., Рожков А. Г. Жильцы доиа-интерната для престарелых//Социологические исследования. 1991. -№ 2. — с.71−73.
  111. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. — с. 234— 238.
  112. Романова Е. С'., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты.- Мытищи: Талант, 1996.
  113. В.П., Богдан А. Н., Долгов С.А, Эпидемиология депрессий// Депрессии и коморбидные расстройства М., 1997.нз.Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. Наук. М., МГУ, 1990. — 14с.
  114. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  115. Рук К.С., Пепло JI.H. Перспектива помощи одиноким людям. // Лабиринты одиночества/ под ред. Покровского Н.Е.- М.: Прогресс, 1989.-с. 512−551.
  116. П.В. Эмоциональный мозг. -М.: Наука, 1981.
  117. Л.С. Выготского/ Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. -119с.
  118. Н. Возраст и неравенство. Социология. М., 1994
  119. Э.Д. Стареть можно красиво. М.: Кром-Пресс, 1995.
  120. Е.В. Психогенные реакции боевой обстановки: (клинико-диагностическое исследование на материале афганской войны): Автореферат диссертации .канд. мед. наук. СПб., 1992. — 20с.
  121. И.Л. О цветовых метафорах и не только о них// ПГ- № 2/65 февраль, 2001.
  122. Т.А. Социально-психологические проблемы пожилых людей, связанные с вынужденной переменой места жительства// Пожилые люди -взгляд в 21 bqvJ под ред. Проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. — с. 62−65.
  123. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. 3-е международное издание, Изд. Питер 2002, Санкт-Петербург
  124. А.И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. — с534−540.
  125. А.У. Неврозопадобные нарушения в позднем возрасте// Психосоциальные и биологические факторы в патогенезе и лечении психических расстройств позднего возраста. том 114, НИИ им. Бехтерева, 1986.
  126. А. На старости лет. Возрасты жизни. М., 1988 223 с.
  127. Г. Формы изменения личности. Принцип развития в психологии. М. 1978. I
  128. М., Хепуорт М. Старение и старость: размышления о жизненном пути личности в постсовременном обществе// Социальная геронтология: современные исследования. Реф. Сб. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  129. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984. — с. 203 211
  130. А. Психология „Я“ и защитные механизмы. М., 1993.
  131. Ю.И., Тищенко Э. Н. Применение психологического принципа компенсации дефекта к анализу старения// Психология зрелости и старения. № 1(9), весна, 2000. — с.40−60.I
  132. Ю.И., Поднебесная Е. Б. Социальная ситуация развития как категория для описания развивающегося пожилого человека в семье и вне семьи. // Материалы второй всероссийской научной конференции
  133. Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х частях. Часть 3 / Под общей редакцией д.психол.н. В. К. Шабельниковаи к. психол. н. А Г. Лидерса. М., 2005. — С. 454−456. «
  134. В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения.// Геронтология и гериатрия. Киев, 1985. — с. 12−23
  135. Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск: Коллегиум, 1992.
  136. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
  137. В.Л. Активность (характеристика и развитие). М.: МОДЭК, 2000.
  138. А.У. Психология одиночества// Педология. Новый век. 2000.-№ 4.I
  139. Хекхаузен X». Мотивация и деятельность, Т. 1, М., 1986, с. 109−112 по. Хелл Д. Ландшафт депрессии. М.: Алетейа, 1999.
  140. Е.И. Пожилой человек в обществе. М., 1999.
  141. Е. Д. Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.пз.Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  142. Цицерон О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1975.
  143. В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983.
  144. И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте//I
  145. Психология зрелости и старения. -1999 лето (6).
  146. Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
  147. Шкур ко М.А. Социально-гигиеническая характеристика контингентапожилых людей и организация геронтопсихиатрической помощи вtстационарны^ учреждениях социального обслуживания общего типа: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1999. — с. 18.
  148. Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. СПб.: Сова- М.: Изд. Эксмо, 2002. — 624 с.
  149. Э.Г. Детство и общество. Спб.: Ленато, 1996.
  150. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1996.
  151. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М. 1987.
  152. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
  153. В. Б. Особенности психической дезадаптации при эмоциональных расстройствах у лиц старческого возраста, проживающих в условиях интерната, Ставропольская государственная медицинская академия, Ставрополь, 2001.
  154. Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М.: Владос, 1999.
  155. G. (1976). The elderly widow and her family, neighbors and friends.
  156. Journal of Marriage and the Family, 38,757−768.
  157. Bandura A. Social Foundations of thought and action: A Social-cognitivetheory. Prentice-Hall, Ins. // Englewood Cliffs, New Jersey. 1986.
  158. Baltes P.B. Theoretical propositions of life-span developmental Psychology, 1987. V. 23. P. 611−626.i
  159. Baltes P.B. The aging mind: Potential and limits // Gerontologist, 1993. V.33. P. 580−594.
  160. R. (1991): Depression.3. Aufl., Verlag Hans Huber, Bern-Stuttgart-Toronto
  161. Blazer D. Williams C.D. Epidemiology of dischoria and depression in elderly population./Amer. I. Psychiatry., 1980, vol. 137, № 4, p.227−233
  162. J.H., Weissman M.M. (1981): Epidemiology of affective disorders. Arch. Gen. Psychiatry 38,1039−1046
  163. Brown C.S., Kent T. A, Bryant S. G et al. Blood platelet uptake of serotonin in episodic aggression.//Psychiatry Res.- 1989, — v.27.
  164. Buhler, Charlotte. Unpublished paper presented before Group Psychotherapy Association of, Southern California, June, 1958.
  165. J. & Klemmack D. (1973). Cjrrelates of life satisfaction: A reexamination. Journal of Gerontology, 28,497−502.
  166. Erikson E. Childhood and Society. New York: Norton, 1950.
  167. Gilbert, Jeanne G. Understanding Old Age. New York: Ronald, 1952.
  168. Gutmann D. Ego-psychological and Developmental Approaches to the «retirement crisis» in men / Ed. F. M. Carp. N. Y.: Behavioral Publications, 1972.
  169. Havighurst R.J. Human Development and Education. New York: Longmans, 1953.
  170. Kalish R. The new ageism and the failure. Models and polemic. Gerontologist, 19,1979, p. 398−401.
  171. Kasl-Godley J.E., Gatz M., Fiske A., (1998) Depression and depressive symptoms in old age. In I.H. Nordhus, G.R. Vanden Bos, S. Berg and P. Fromholt (eds) Clinical Geropsychology. Washington, DC: American Psychological Association. 211−217.
  172. Kraij V., Kremers I. and Arensman E. (1997) The relationship between stressful and traumatic life events and depression in the elderly. Crisis, 18, 8688
  173. Krech D., Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology. N.Y., 1974
  174. В., Fanshel D., Togo A. & Langner T. (1956). Five hundred over sixty. New York: Russell Sage.
  175. Lee G. R. & Ihinger-Tallman M. (1980). Sibling interpretation and morale. Research on Aging, 2 (3), 367−391.
  176. W. C. (1973). Activity and disengagement: Life satisfaction of in-movers into a retirement community. Gerontologist, 13,224−227.
  177. E. «Brit. S Psychiatry» 1982,141.
  178. Penninx B.W., Beekman A.T.F., Ormel J. et al. (1996) Psychological status among elderly people with chronic diseases: Does type of disease play a part? Journal of Psychosomatic Research, 40,521−534.
  179. C. & McNamara R. (1965). Social adjustment of elderly people in three small towjis. In: A. Ross & W. Peterson (Eds.). Older people and their social worlds. Philadelphia: F. A. Davis.
  180. Riegel K.F. The dialectics of human development // American Psychologist, 1976. V.31.P. 689−700.
  181. Rogers C.R. Dymond R.E. Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954, C, 204
  182. West C. G., Reed D.M. and Gildengorin G.L. (1998) Can money buy happiness? Depressive symptoms in an affluent older population. Journal of American Geriatrics Society, 46, 49−57.
  183. Widlocher D.'(1986): Die Depression. R. Piper, Munchen
  184. V. & Robertson J. (1978). Friendship and kinship interaction: Differential effect on the morale of the elderly. Journal of Marriage and the Family, 40,367−375.).
  185. Zarip J.M. Mental disorders in older adults. N.Y. London: The Guilford Press, 1998.
Заполнить форму текущей работой