Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры учения в процессе овладения иностранным языком на ступени основного общего образования: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация основных методических положений, разработанных на основе теоретического исследования и наблюдений за практикой учения, продемонстрировала, что использование определенного методико-дидактического набора приемов и заданий, обладающих широким спектром в плане формирования культуры учения, позволяют в процессе учения, осуществляемого как учебно-познавательная коммуникативная деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект процесса формирования культуры учения
  • §-1.1.От общеучебных умений к культуре учения в условиях модернизации российской образовательной системы
  • Психолого-педагогический аспект
  • §-1.2.Понятие процесса учения и формирование учебно-познавательной компетенции как ядра культуры учения важной составляющей социальной культуры
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. Методика формирования культуры учения в процессе овладения иностранным языком школьниками -средними подростками на ступени основного общего образования
    • 2. 1. Структурно-содержательные составляющие культуры учения школьника — среднего подростка как субъекта учебно-познавательной коммуникативной деятельности
    • 2. 2. Характеристика учебно-образовательного пространства, создаваемого при овладении иностранным языком на ступени основного общего образования с позиции формирования культуры учения
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. Апробация разработанной методики формирования культуры учения в курсе овладения иностранным/английским языком на среднем этапе школьного языкового/иноязычного образования в ходе опытного обучения

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Формирование культуры учения в процессе овладения иностранным языком на ступени основного общего образования: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие изменения, произошедшие на рубеже двух веков и продолжающие происходить в начале XXI века в жизни нашего общества, потребовали перестройки всей образовательной системы России. Стало жизненно необходимым изменение процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечение вхождения индивида в это общество, его социализация, развитие способностей строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами, овладение посильными для каждого возраста видами деятельности, в том числе, познавательными.

Темпы развития общества настолько быстры, что они опережают смену поколений, поэтому сущность новых требований к подготовке высококвалифицированных специалистов состоит в создании условий для их последующей, профессиональной деятельности с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний. Современное образование должно отвечать «потребностям современной экономики и цивилизации» [45. — С. 3].

В настоящее время правомерно рассматривать образование как необходимое условие нормального, естественного развития современного человека. Образование — процесс многомерный, оно уже перестает быть сферой, где научные знания только приспосабливают и адаптируют к возрастным возможностям учащихся.

На данном этапе развития нашего общества «речь идет о таком образовании, которое перестает быть «знаниевым», «рационально-просвещенческим», упрощенно «зуновским», а становится механизмом «окультурации» человека и организации индивидуальной траектории развития личности [174].

Все чаще находит подтверждение мысль о преобразующем характере и положительном влиянии образования на жизнь общества, что образование в какой-то степени можно сознательно использовать для устранения имеющихся в жизни общества недостатков. Потребность в образовании в настоящее время выступает не только как способ развития личности, но и как средство удовлетворения других потребностей, что обусловило развитие потребности в определенном социальном контексте, проявляясь в различных видах деятельности.

Последние государственные документы, регламентирующие развитие образования в России, указывают на то, что вся система образования призвана обеспечить личностно-ориентированное обучение школьников, их воспитание и развитие. Поскольку новая образовательная парадигма поставила в центр образовательной системы развитие личности учащегося, и для того чтобы выпускник общеобразовательного учреждения (школы) был востребован в дальнейшем обществом, сумел себя реализовать, его надо не просто обучать, его следует, прежде всего, научить учиться и познавать. Выпускника школы необходимо научить относиться к учебной деятельности, в том числе к учебно-познавательной коммуникативной деятельности, в курсе овладения иностранным языком, как к процессу познания, которым он сможет управлять. Фактически речь идет о том, что за период, проведенный в школе, необходимо способствовать формированию у ученика потребности в познании и развитии, мотивировать стремление к дальнейшему самообразованию и саморазвитию на протяжении всей его жизни. Это не просто позволит развить учебно-познавательную компетенцию школьника, которая определена Государственным стандартом общего образования Российской Федерации как одна из составляющих коммуникативной компетенции, но будет формировать культуру учения школьника.

Выпускника школы необходимо научить относиться к учебной деятельности, в том числе к учебно-познавательной коммуникативной деятельности как к процессу познания, которым он сможет управлять.

Фактически речь идет о том, что за период проведенный учеником в школе, необходимо способствовать формированию у него потребности в познании и развитии, что обеспечит его стремление к дальнейшему самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Это не просто позволит развить учебно-познавательную компетенцию школьника, определяемую Государственным стандартом общего образования Российской Федерации как одну из составляющих коммуникативной компетенции, но будет формировать его культуру учения.

В целях достижения высокого уровня научно-практической подготовки современных специалистов как активных членов строящегося демократического российского общества и их реализации в обществе, необходимо уже в школьный период обучения решать такие проблемы, как:

— обеспечение возможности получения учащимися глубоких фундаментальных знаний, которые найдут достойное применение в профессиональной реализации выпускника школы;

— развитие способностей учащихся к поисково-познавательной деятельности, потребности в творческой активности и стремлении к непрерывному приобретению новых знаний и особенно применение полученных знаний с соблюдением приоритетности интересов обучаемых.

Решению названных проблем, безусловно, будет способствовать личностно-ориентированная направленность образовательного процесса в целом и процесса освоения содержания каждой конкретной предметной области.

В полной мере это относится к языковому образованию, как важному компоненту общего образования, и той его составляющей, которая реализуется предметной областью «Иностранный язык».

Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе изолированно. Он не может существовать без взаимопроникновения во все сферы человеческой деятельности общества: экономику, политику, искусство, молодежное движение, образование и т. д.

Иностранный язык, как и родной, служит средством познания и общения, является хранителем национальной культуры и выражением отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания. С помощью иностранного языка можно познать то, что познать адекватно и своевременно на родном языке нельзя.

Иностранному языку как учебному предмету в модернизации школы на современном этапе ее развития отводится одно из приоритетных мест. Практическое владение одним, двумя или даже тремя иностранными языками становится жизненной необходимостью в целях сотрудничества и взаимодействия с окружающим полилингвальным и поликультурным миром. Вступление мирового сообщества в эпоху глобализации и интеграции расширило масштабы межкультурного и экономического взаимодействия, сделало более свободным доступ к научно-технической, политической, экономической и другой информации. Внедрение информационных технологий фактически во все сферы человеческой деятельности обязывает к практическому владению иностранными языками.

С позиций современной трактовки цели обучения иностранному языку, заключающейся не только в освоении нового языкового кода для осуществления межкультурной коммуникации, но и в развитии личности учащихся, в становлении их субъектности и активизации интеллектуальных способностей, правомерен вопрос о возможности формирования культуры умственного труда, развития умений, лежащих в основе самообразования и саморазвития в сфере научного познания, приобретаемых школьниками в курсе овладения иностранным языком как средством межкультурного общения.

Формирование общекультурной компетенции, развитие способностей (эрудированность, широта и разносторонность мышления, самостоятельность, и др.), а также личностных качеств, связанных с избирательностью по отношению к работе с материалами разного содержания, вида, формыс осознанным выбором тактики и способов деятельности, их использованием по собственной инициативеумением работать с научной литературой, вести диалог, отстаивать и аргументировать свою точку зрениядемонстрировать различные подходы к анализу учебного материала — могут подлежать развитию у школьников в процессе овладения ими иностранным языком благодаря обновленному содержанию учебного предмета «Иностранный язык» как предметному, так и процессуальному (И.Л. Бим). Современные исследования в дидактике, методике обучения иностранным языкам и практика овладения учащимися иностранным языком как средством межкультурного общения свидетельствуют о том, что возможно максимальное задействование школьника в учебном процессе, организуемом как учебно-познавательная коммуникативная деятельность, носящая творческий характер, в которой учащийся не просто участник этой деятельности, а является её субъектом.

В силу организации учебного процесса как учебно-познавательной коммуникативной деятельности складывается сознание школьника и его самосознание, определяющие человека, умеющего самоорганизовываться и самоопределятьсясамостоятельно, а затем и автономно получать образование, т. е. самообразовываться, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [114].

Все сказанное объясняет выбор темы исследования, связанной с формированием культуры учения школьников — средних подростков в процессе овладения иностранным языком на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях (7 — 8кл.) (на материале английского языка) и её актуальность.

Очевидны противоречия между потребностью современного российского общества в выпускнике школы как функционально грамотной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, обладающей умениями управлять своей учебно-познавательной коммуникативной деятельностью, прогнозировать и контролировать её, и характером процесса обучения в рамках различных учебных предметов, в том числе учебного предмета «Иностранный язык».

Следовательно, имеются все основания считать проблемой данного исследования организацию процесса овладения иностранным языком на среднем этапе школьного языкового образования не столько как процесс обучения, а в большей степени как процесс учения, реализующий учебно-познавательную субъектную коммуникативную деятельность школьников, обусловливающую формирование учебно-познавательной компетенции как ядра культуры учения и культуры учения в целом.

Объектом исследования является процесс овладения иностранным языком на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях (7 — 8кл.).

Предмет исследования составляет формирование культуры учения в процессе овладения иностранным языком школьниками — средними подростками на ступени основного общего образования.

Цель исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании культуры учения и в разработке методики её формирования у школьников в курсе овладения иностранным/английским языком на ступени основного общего образования.

В соответствии с поставленной целью исследования в диссертации решались следующие задачи:

1. Рассмотреть в психолого-педагогическом аспекте традиционно употребляемые в методике и дидактике понятия общеучебных умений и навыков, формируемых и развиваемых в процессе овладения иностранным/ английским языком, и соотнести их с понятием культуры учения.

2. Рассмотреть культуру учения как составную часть социальной культуры в контексте учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению иностранным языком и проанализировать её проявление в контексте этой деятельности, ориентированной на развитие школьника как функционально грамотной личности.

3. Исследовать содержательный аспект культуры учения, формируемой в процессе овладения иностранным/английским языком, определив его основные составляющие.

4. Охарактеризовать образовательное пространство, создаваемое в курсе овладения иностранным языком на ступени основного общего образования, с позиции формирования культуры учения.

5. Разработать основные методические положения, обусловливающие формирование культуры учения у школьников в процессе овладения иностранным/английским языком на ступени основного общего образования, и апробировать их в ходе опытного обучения.

Данное исследование направлено на проверку следующей гипотезы:

Языковое/иноязычное образование школьников — средних подростков осуществляемое на ступени основного общего образования в общеобразовательном учреждении может обеспечить формирование культуры учения, если:

• процесс овладения иностранным языком будет организован не как процесс обучения, но в большей степени как процесс учения, реализующий учебно-познавательную субъектную коммуникативную деятельность школьников при ведущей роли фактора субъектности;

• учебно-познавательная коммуникативная деятельность, осуществляемая в процессе овладения иностранным языком как средством межкультурного общения, реализуется в контексте образовательного пространства, обусловливающего развитие не только специальных предметных умений по иностранному языку, но и умений, входящих в состав учебно-познавательной компетенции как ядра культуры учения и культуры учения в целом, что позволит школьнику управлять своей самостоятельной учебно-познавательной коммуникативной деятельностью по овладению иностранным языком, носящей поисковый и творческий характер, при этом прогнозировать, осуществлять, контролировать и оценивать эту деятельность.

Методы исследования. Для достижения целей, решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

— изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, концепций и нормативных документов, связанных с модернизацией российской системы образования;

— сопоставительный анализ программ по обучению английскому языку (конца 90-х годов XX века и начала XXI века) с позиции отражения в них развития общих учебных умений и формирования учебно-познавательной компетенции;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта в иноязычном образовании;

— наблюдение за процессом овладения иностранным языком школьниками-средними подростками на втором этапе школьного языкового образования и его анализ;

— стартовое и итоговое анкетирование учащихся с целью определения сформированности структурно-содержательных составляющих культуры учения;

— беседа с учащимися с целью выявления индивидуализированного характера учебно-познавательных стратегий в формировании культуры учения в курсе овладения английским языком;

— опытная проверка разработанных методико-дидактических положений по формированию культуры учения в процессе овладения английским языком на ступени основного общего образования (7−8 кл.).

Теоретико-методологическую и нормативную базу исследования составили следующие материалы: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственный стандарт общего образования Российской Федерации, Общеевропейские компетенции владения иностранным языкомисследования психолого-педагогических основ учебной деятельности и деятельностного подхода к обучению (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев,.

C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и т. д.) — основополагающие позиции личностно-ориентированного обучения (И.Л. Бим, И.Д. Якиманская) — продуктивные педагогические идеи, связанные с проблемным обучением и организацией образовательного пространства (Н.М. Борытко, Н. Д. Гальскова,.

A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, E.JI. Мельникова, С. М. Наседкина, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Н.К.Смирнов) — концепция педагогики здравого смысла (A.A. Леонтьев) — исследования психолого-педагогических и методических основ современного языкового образования (И.А. Зимняя,.

B.П. Кузовлев, А.К. МарковаЕ.И. Пассов, Е. С. Полат, В. В. Сафонова, E.H. Соловова, Э. И. Соловцова, Д. Литл, Р. Шерер и др.), положения психолого-педагогического и методического характера, связанные с активизацией учебно-познавательной деятельности школьников и с их самостоятельной деятельностью (В.В. Копылова, Е. В. Коротаева, Н. Ф. Коряковцева, Ю. Н. Кулюткин, Р. П. Мильруд, Т. С. Панина, Е. С. Полат,.

C.Н. Репина, E.H. Соловова, Т. Н. Шамова, Г. И. Щукина).

Научная новизна данного исследования состоит в рассмотрении культуры учения как важной составляющей социальной культуры функционально грамотной личностив определении и раскрытии структурно-содержательных составляющих культуры учения, формируемой в курсе овладения иностранным языкомв выявлении возможности их формирования у школьников — средних подростков в процессе овладения иностранным/английским языком на ступени основного общего образования в процессе учебно-познавательной коммуникативной деятельности, носящей субъектный характер.

Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в обосновании возможности и необходимости формирования культуры учения у школьников — средних подростков на ступени основного общего образованияв научном обосновании структурно-содержательных составляющих культуры ученияв разработке методики формирования культуры учения в курсе овладения иностранным/английским языком.

Практическая ценность исследования заключается в разработке методики развития у школьников — средних подростков в процессе овладения ими иностранным/английским языком умений, позволяющих им самим управлять, прогнозировать, осуществлять и контролировать свою учебно-познавательную коммуникативную деятельностьумений, имеющих межпредметный характер и лежащих в основе культуры учения, овладение которой не только положительно влияет на мотивацию и качество овладения иностранным языком, но и обусловливает возможность дальнейшего самообразования и саморазвития личности в системе непрерывного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация выдвинутых в исследовании положений проходила в ряде школ (г. Москва и г. Псков). Опытное обучение проходило несколько этапов. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях и выступлениях: на заседаниях кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации (АПК и ППРО РФ) — на ежегодных Междисциплинарных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей АПК и ППРО: «Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века» (Москва, АПК и ПРО, 2003), «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика» (Москва, АПК и ППРО, 2004), «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике» (Москва, АПК и ППРО, 2005) — на Всероссийской научно-практической конференции «Языковое образование в культурно-национальном наследии России: исторические тенденции, современность, взгляд в будущее» (Москва, АПК и ПРО, 2001) — Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в образовательном пространстве» (Москва, АПК и ППРО, 2006).

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура учения — это понятие, объективно и закономерно возникшее с утверждением новой образовательной парадигмы, направленной на становление выпускника школы как функционально грамотной личности, и с появлением культуросообразной модели образования.

2. Культура учения, приобретаемая школьниками в процессе овладения иностранным языком, в структурно содержательном плане представляет собой сложное многокомпонентное образование, формирование которого не ограничивается одной какой-то определенной ступенью школьного образования. В состав культуры учения входят учебно-познавательная коммуникативная компетенция как её ядро и ряд умений, позволяющих школьнику управлять своей учебно-познавательной деятельностью по овладению ИЯ, прогнозировать, осуществлять и контролировать её, что ведет к выработке собственной стратегии процесса учения — познания.

3. Процесс формирования культуры учения может быть успешно реализован в ходе овладения школьником иностранным/английским языком, если этот процесс осуществляется как учебно-познавательная коммуникативная деятельность, носящая субъектный характер в условиях личностно ориентированного образовательного пространства.

4. Формирование культуры учения у школьников — средних подростков в курсе овладения иностранным языком, сопровождается выработкой у них индивидуальных стратегий учения — познания, и готовит школьников в мотивационном и операциональном плане к управлению своей учебно-познавательной деятельностью не только по овладению иностранным языком как средством межкультурного общения, но и к усвоению содержания других учебных дисциплин как в старшей школе, так и в период обучения в вузе, что будет способствовать дальнейшему самообразованию и саморазвитию в период профессиональной деятельности.

Цели, задачи исследования определили структуру и объём диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения,.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Опытное обучение, проведенное на второй ступени основного общего образования, подтвердило обоснованность и необходимость формирования культуры учения у школьников именно на этой ступени овладения иностранным языком в основной школе, что во многом обусловлено возрастными особенностями средних подростков, склонных к осуществлению рефлексивной самооценки и формированию Я-концепции.

2. Проведение опытного обучения показало, что формирование всех структурно-содержательных составляющих культуры учения, включая учебно-познавательную компетенцию как ядро культуры учения (умения целеполагания, самоконтроля, рефлексивной самооценки), а также умения критического мышления, умения самостоятельно и автономно осуществлять поисковую деятельность и другие умения на выбранном для исследования этапе школьного образования, вполне реально.

3. Апробация основных методических положений, разработанных на основе теоретического исследования и наблюдений за практикой учения, продемонстрировала, что использование определенного методико-дидактического набора приемов и заданий, обладающих широким спектром в плане формирования культуры учения, позволяют в процессе учения, осуществляемого как учебно-познавательная коммуникативная деятельность школьников по овладению иностранным языком как средством межкультурного общения, создавать образовательное пространство, обусловливающее формирование учебно-познавательной компетенции как системообразующего фактора культуры учения и развитие умений, позволяющих школьникам средним подросткам использовать весь потенциал культуры учения в учебном процессе при получении общего (полного) образования и его завершении.

4. Для апробации в опытном обучении был произведен отбор заданий и методических приёмов, обладающих достаточно широким спектром в плане развития умений, входящих в культуру учения, носящих межпредметный характер и позволяющих школьникам управлять своей учебно-познавательной коммуникативной деятельностью не только в ходе овладения английским языком. Использование анкетирования, памяток/стратегий, портфеля достижений в овладении английским языком, подтвердили возможность развития у школьников умений управлять своей учебно-познавательной коммуникативной деятельностью. Самоуправлению своей учебно-познавательной деятельностью способствовало не только использование готовых памяток, но и создание новых памяток/стратегий необходимых для самостоятельного пользования и корректного поведения в сети Интернет.

5. В целях развития и приобретения умений самостоятельности и автономии был апробирован прием ведения словаря-справочника «Thesaurus» и работа по алгоритму, позволяли школьнику реализовать себя как субъекту управляемой им самим учебно-познавательной коммуникативной индивидуализированной деятельности по овладению английским языком, формировать при этом свой стиль и стратегию этой деятельности.

6. Включение приемов «Синквейн» и «Древо цели» в контекст опытного обучения оказались достаточно результативными в развитии умений критического мышления, саморефлексии, креативности и целеполагания, а также в определенной степени способствовали развитию умения прогнозирования и выработке своей собственной стратегии учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению английским языком, соотнесенной с личным опытом школьников.

7. Включение в опытное обучение проектной работы различной протяженности (мини-проекты и проекты более длительные по времени их выполнения) позволило раскрыть весь богатый потенциал этой формы интерактивной деятельности школьников не только в плане стимулирования их мотивационной и речемыслительной активности, но и позволило наглядно продемонстрировать роль проектной деятельности в проявлении субъектности школьников, развитии умений целеполагания, критического мышления, саморефлексии, прогнозирования деятельности и её критической оценки, а также креативности, самостоятельности, умений осуществления поисковой деятельности и обобщения её результатов, умений коллективного взаимодействия и презентации проекта и других умений, являющихся компонентами культуры учения и носящими межпредметный характер.

8. Умения, входящие в культуру учения, и приобретаемые школьниками в ходе овладения английским языком, могут быть объеденены в определенные группы и классифицированы как управленческие умения, информационно-коммуникативные умения, интеллектуально-логические умения.

9. Сравнительный анализ стартового и итогового анкетирования, проведенный в ходе опытного обучения, продемонстрировал динамику развития у школьников умений, входящих в состав культуры учения, квалифицированных как управленческие, информационно-коммуникативные и интеллектуально-логические умения в ходе овладения английским языком.

10. Это подтвердило возможность формирования культуры учения у школьников средних подростков в ходе овладения английским языком, что обусловливает их мотивационную и операциональную готовность (A.A. Леонтьев) к дальнейшему самообразованию и саморазвитию в системе непрерывного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие личности учащегося, как активного субъекта учебно-познавательной деятельности, всестороннее формирование его готовности к непрерывному процессу личностно-ориентированного образования и самообразования, к саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей его жизни является чрезвычайно актуальным, поскольку образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание стран в XXI веке зависит от их способности создания условий для образования всех членов общества с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире. Современное общество призвано готовить граждан к жизни в условиях быстрых перемен и должно обеспечить подрастающее поколение уже в школьный период обучения не только глубокими знаниями, но мотивировать в них потребность в получении новых знаний, развив при этом, культуру учения как путь к самообразованию и саморазвитию.

В данном исследовании была предпринята попытка теоретического и практического обоснования возможности формирования культуры учения в контексте овладения иностранным/английским языком школьниками средними подростками (7−8кл.) на основе социокультурного подхода имеющего четкую личностно-ориентированную и коммуникативную направленность, что позволяет школьнику реализовать себя как субъекту учебно-познавательной коммуникативной деятельности.

Современный процесс овладения иностранным языком как средством межкультурного общения должен и может быть организован и реализован не столько как процесс обучения, но в большей степени как процесс учения, в основе которого лежит учебно-познавательная коммуникативная деятельность школьников при ведущей роли фактора субъектности. Учащийся становится обучающимся способным к самостоятельной деятельности.

В силу этого учебно-познавательная коммуникативная деятельность по овладению иностранным языком обладает большим потенциалом для формирования культуры учения.

Учебно-познавательная коммуникативная деятельность при личностно-ориентированной направленности в условиях гуманизации российского образования, применительно к учебному предмету «Иностранный язык», так же как и применительно к другим учебным предметам, ориентируется на способности и склонности школьников, на их развитие, на уровень их начальной общей языковой и речевой подготовки как фундамента в формировании не только коммуникативной компетенции, как ключевой, но и учебно-познавательной, как одной из приоритетных компетенций, отмеченной Государственным стандартом общего образования.

В контексте процесса учения по овладению иностранным языком как средством межкультурного общения, реализуемого как субъектная учебно-познавательная коммуникативная деятельность школьников, возможно, как показало опытное обучение, формировать культуру учения, так как эта деятельность осуществляется в условиях образовательного пространства, которое обусловливает развитие у школьников умений, влияющих на осуществление самостоятельной, прогнозируемой и контролируемой поисковой и творческой деятельности, могущей носить автономный характер. В число этих умений входят управленческие умения, информационно-коммуникативные умения, интеллектуально-логические умения. Формирование культуры учения как важной составляющей социальной культуры находится в основе стратегии самообразования и дальнейшего саморазвития личности.

Несмотря на то, что формирование культуры учения-познания происходит в контексте субъектной учебно-познавательной коммуникативной деятельности осуществляемой учеником, учитель является участником этого процесса, создавая соответствующее образовательное пространство и регулируя субъектно-субъектные отношения между учителем и учащимися и самими учащимися.

Формирование операциональной и мотивационной готовности у среднего подростка на ступени основного общего образования в курсе овладения ИЯ напрямую связано с такой характеристикой этой готовности как функциональная грамотность.

Таким образом, формирование культуры учения в курсе овладения иностранным языком не только способствует, но и обусловливает становление личности школьника как функционально грамотной личности, что является социальным заказом современного общества.

В данном исследовании акцент сделан на формирование культуры учения у школьников — средних подростков на этапе основного общего образования в курсе овладения английским языком. Проблема формирования культуры учения носит глобальный и крайне актуальный характер в контексте модернизации российской образовательной системы.

Перспективность данного исследования заключается в возможности использования его результатов в целях повышения эффективности не только языкового, но и общего образования, поскольку одной из основных задач современного образования является задача научить ученика учиться. Рассмотрение проблемы формирования культуры учения предполагает возможность и необходимость её дальнейшего исследования на всех этапах основного (полного) образования, осуществляемого в школе, и не только в контексте учебного предмета «Иностранный язык», а также в вузе и дистанционном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3.А. Ученик как субъект педагогической технологии. //Школьные технологии. — М.: Школьные технологии. — 2001. № 2. — С. 39−44.
  2. .Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 208с.
  3. , Л.В. Субъектность личности в уголовно-релевантных ситуациях. //Ежегодник психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. — С. 78−82.
  4. Ш. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.-463 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380с.
  6. М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. // М.: Иностранные языки в школе. 1999. № 6. — С.17−21.
  7. А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса. // М: Педагогика. 2005. № 10. — С. 102−109.
  8. Бим И. Л. Всегда ли инновации в области терминологии следствие развития научного знания? //М.: Иностранные языки в школе. — 2004. № 3. -С.30−33.
  9. Бим И.Л., Афанасьева О. В., Радченко O.A. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка. // М.: Иностранные языки в школе. 1999. № 6. — С.13−17.
  10. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы. //М.: Иностранные языки в школе. — 2002. № 2. — С. 11−15.
  11. Н. М. Воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления человека. Волгоградский педагогический университет. World Wide Web.: http://www.borytko.nm.ru.
  12. М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучениииностранным языкам в общеобразовательной школе.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. РАО Институт средств обучения. 1994. 17с.
  13. В.А. О системе упражнений // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. Леонтьев A.A. М.: рус. яз. -1991.-360с.
  14. Л.М. Психика и реальность, единая теория психических процессов. М.: Смысл. 1998. — 685с.
  15. И.Н., Притыкина Т. А. Книга для учителя к учебнику английского языка для 1 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей и старших групп детских садов. // 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. — 93с.
  16. .Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // М.: Иностранные языки в школе. 1999. № 1. — С.21−26.
  17. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. /Под ред. A.A. Миролюбова. Обнинск: «Титул», 1999. — 112с.
  18. Л.С. Педагогическая психология. М.: 1926
  19. Н.Л. Общеучебные навыки как инструмент открытого общеобразовательного процесса или «нулевой» модуль. //М.: Научно-практический журнал «Завуч». 2001. № 3. — С.100−107.
  20. Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам. // М.: Иностранные языки в школе. 1995. № 5 -С. 8−13.
  21. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165с.: илл. (Метод, биб-ка)
  22. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192с. (Метод, биб-ка)
  23. Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков. //М.: Иностранные языки в школе. 2000, № 5. — С.6−11.
  24. Н.Д., Коряковцева Н. Ф., Мусницкая Е. В., Нечаев H.H. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования. //М.: Иностранные языки в школе. 2003. № 2. — С.12−16.
  25. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. //М.: Иностранные языки в школе- 1985. № 2. С. 17−24.
  26. Е.А., Трифонова Е. А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1. Под общей редакцией Семиной Л. И. — М.: Изд-во «Бонфи». 2002.-239с.
  27. В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6. — С. 39−47.
  28. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.-112с.
  29. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. //Советская педагогика. 1961. № 9 -С.105−106.
  30. Джерел невская М. А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. — 191 с.
  31. Т.А. Об иноязычных способностях. // Инновационные процессы в школах России. /Сборник научных трудов под ред. И. Д. Чечель.- М.: РИПКРО МО РФ ИЛИ РА0.1997. — С.77−86.
  32. Д. Демократия и образование. // Пер. с англ. М.: Педагогика -Пресс, 2000. — 384с.
  33. Европейский языковой портфель для средней школы (11−14 лет) М.: Московский государственный лингвистический университет. — 2004. — 60с.
  34. Европейский языковой портфель для средней школы (11−14 лет). Инструкция для учителя //М.: Московский государственный лингвистический университет. 2004. — 6с.
  35. Европейский языковой портфель. Предложения по разработке. Комитет по образованию «Изучение языков для общеевропейского гражданства».
  36. Авторы: I. Christ, F. Debyser, A. Dobson, R. Scharer, G. Schneider / B. North, J.Jim. Научный редактор русского издания «European Language Portfolio» B.B. Сафонова //№: Еврошкола (перевод на русский язык) 1998. — 155с.
  37. Европейский языковой портфель: Пособие для учителей и преподавателей педагогических факультетов.//Давид Литл и Радка Перклова. Московский государственный лингвистический университет, 2003, перевод. 72с.
  38. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996 г. № 12 — ФЗ- от 16 ноября 1997 г. № 144 — ФЗ- от 20 июля 2000 г. № 102 — ФЗ- от 7 августа 2000 г. № 122 — ФЗ.)
  39. И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. // Библиотека журнала «Директор школы» 2002, № 4- М.: «Сентябрь» -160с.
  40. И.И. Профессиональная культура педагога. //Учебное пособие. -М.: АПК и ПРО, 2002. 104с.
  41. М.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры. М.: Педагогика, 2005. № 8. — С. 45−50.
  42. И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. //Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: «Логос», 2000. — 384с.
  43. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. // М.: Просвещение, 1991. 222с.
  44. И. А., Ильинская Е. С. Психологический анализ урока иностранного языка. //М.: Иностранные языки в школе. 1985. № 4. -С.25−30.
  45. И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения иностранным языкам //М.: Иностранные языки в школе. 1999. № 3. — С. 9−15.
  46. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. -М.: АПК и ПРО, 2003. 101с.
  47. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. Сборник научных статей. М., АПК и ПРО, 2001. — 207 с.
  48. Инновационные процессы в школах России. Сборник научных трудов /Под ред. И. Д. Чечель. // М.: РИПКРО МО РФ ИЛИ РАО. 1997. — 89 с.
  49. Интеграционные процессы в образовании. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 20−22 апреля 2006 г. /В 2-х частях. 4.1. М.: АПКиППРОДООб. -212 с.
  50. Е.В. Методика исследования мотивов учения. //М.: Начальная школа.-1995. № 2.-С. 15−17.
  51. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение 1987.-190с.
  52. А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам. //М.: Иностранные языки в школе. 2001. № 3. -С.12−17.
  53. М.Г. Психодиагностика иноязычных способностей, а также других интеллектуальных и личностных качеств человека. //М., Научнообразовательный центр «Школа Китайгородской», 2003 г., -109 е.
  54. И.Л., Долгина O.A. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. //СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ“», «Cambridge University Press», 2001 г. 224с.
  55. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. //СПб.: КАРО, 2005- 368 с. (Материалы для специалистов образовательных учреждений).
  56. Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений //2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-264с.
  57. Ю.А. Анализ урока. //М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-336с.
  58. И.В. Воспитание культуры умственного труда на уроках чтения в младших классах: (13.00.01) //Автореф. дис. канд. пед. наук Елецкий гос. пед. ун-т. Елецк, 1998. 214с.
  59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. //М.: Вестник образования России 2002. № 6. — С. 11−40.
  60. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный Язык». //М.: Иностранные языки в школе. 2000. № 6. -С. 3−5.
  61. A.B. Контроль результатов обучения иностранному языку. //СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004- 144 е.: ил. -(Материалы для специалиста образовательного учреждения).
  62. A.B. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. //СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. 208с.
  63. В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2003 -96с.
  64. B.C., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре. //М.: Иностранные языки в школе. 1988. № 2. — С.40−44.
  65. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.// Библиотека журнала «Директор школы» 2003. № 2. — М.: «Сентябрь» — 176с.
  66. .И. Учение процесс творческий: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980- 120с.
  67. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельнойработы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. // М.: АРКТИ, 2002.- 176с.
  68. Н.Б. Культурная деятельность подростка: альтернативный подход // М.: Школьные технологии. 2000. № 5. — С.68−91.
  69. Н.Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении. // М.: Школьные технологии. 2001. № 2. — С.45−51.
  70. О.В., Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования //Сборник научных и методических трудов, Выпуск 14 / Волгоград, 2003. -С.31−32)
  71. В.П. Методическая характеристика класса как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению. //М.: Иностранные языки в школе. 1986. № 1. — С.32−38.
  72. В.П. Индивидуализация в обучении иностранным языкам. М.: НИИ школ МНО РСФСР, 1988
  73. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Английский язык : Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений //4-е изд. М.: Просвещение, 2004.-319с.: ил.
  74. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Английский язык : Книга для учителя к учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2003. — 150с.
  75. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Английский язык : Рабочая тетрадь к учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. 4-е изд. -М.: Просвещение, 2004. — 112с.
  76. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Английский язык : Книга для чтения к учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. 3-е изд. -М.: Просвещение, 2003. — 127с.
  77. В.П., Симкин В. Н., Балабардина Ю. Н. и др. Английский язык.: Контрол. задания к учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. 2-е изд. -М.: Просвещение, 2004. — 60с.: ил.
  78. В.П., Симкин В. Н., Балабардина Ю. Н. и др. Английский язык.: Методические рекомендации к контрол. заданиям к учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2004. — 58с.
  79. В.П. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 94с.
  80. В.П. Английский язык: Учебник 8кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2001. — 253с.
  81. В.П. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику для 8кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Л. Н. Григорьева, Ю. Н. Балабардина. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 94с.
  82. Ю. Н. Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л.: 1972. — 117с.
  83. C.B. Педагогика личности: от концепций до технологий. //ТЦ «Учитель» 2001. 160с.
  84. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-184с.
  86. М. Учебная мотивация как показатель качества образования.- М.: Народное образование. 2001. № 8. -С.77−89.
  87. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: «Просвещение», 1983. 96с.
  88. Материалы Международной научно-практической конференции «Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее». //Тезисы докладов к конференции. Ноябрь, 2001. М.: АПКиПРО, 2001. — 220с.
  89. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-207с.
  90. A.M. Психологическая структура, динамика и развитиепознавательной деятельности // Вопросы психологии. М., 1982. № 4. -С. 5−17.
  91. A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.- 155с.
  92. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240с.
  93. Мак-Гроу Кэрол. Учить подростков? «Думай, делай, учись сам!» // М.: Школьные технологии. — 2000. № 5. — С.61−64.
  94. E.JI. Технология проблемного обучения. //"Школа 2100″ Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. З, М.: «Баласс», 1999. — С.85−93.
  95. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого, A.A. Миролюбова и др. //- М.: Высшая школа, 1982. -373с.
  96. Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на ИЯ. //М.: Иностранные языки в школе. 1996. № 6. — С.6−12.
  97. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. //М.: Иностранные языки в школе. 2000. № 4, № 5 — С.9−16, С. 17−22.
  98. A.A. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика. //М.: Советская педагогика. 1989, № 6. — С. 13−18.
  99. Е.В. 100 вопросов к себе и к ученику. Контроль в обучении иностр. яз.: Кн. для учителя. //М.: Дом педагогики, 1996. 192с.
  100. С.М. Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в лингвистических гимназиях. (на материале немецкого языка) (13.00.02) //Дис. канд. пед. наук. М., 2004. -222с.
  101. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие / Е. А. Маслыко, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. 3 изд., стереотип. // Минск.: Выш. шк, 1997.-522с.
  102. Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века. Материалы VI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 3−4 апреля 2003 года. //АПК и ПРО, 2003.-386 с.
  103. Новые государственные стандарты школьного образования. //М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. 446, 2. с. -(Образование в документах и комментариях).
  104. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. //М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. 380, 4. с. — (Образование в документах и комментариях).
  105. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. /Под научной редакцией A.A. Леонтьева. М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. — 368с.
  106. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. //М.: Сентябрь, 2001.-240 с.
  107. Обучение иностранным языкам: отв. ред. М. К. Колкова. Методическое пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. //СПб: КАРО, 2003. -320с. (Материалы для специалиста образовательного учреждения.)
  108. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. //Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2003. 256с.
  109. О.П. Преемственность в развитии культуры учебного труда припереходе из начальной в основную общеобразовательную школу. (13.00.01): Автореф. канд. пед. наук. Якутск 1999. 172с.
  110. Т.С., Вавилова JI.H. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // Под редакцией Т. С. Паниной. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
  111. Г. И. Воспитание культуры умственного труда младших школьников на уроках английского языка: (13.00.01) //Дисс. канд. пед. наук. Елецкий гос. пед. ун-т. Елец, 1999. 191 с.
  112. Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация. //Материалы к докладу. Москва, 29 ноября 2001 г. 38с.
  113. Е.И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур.- М.: «Просвещение», 2000. 175с.
  114. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. // 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1988.-223с. — (Б-ка учителя иностр. яз.).
  115. Н.Ю. Проектное обучение что это? //Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист» / Сост. Е.М. Пахомова- Науч. Ред. Э. М. Никитин. — М.: АПКиПРО, 2004. — 124 е., С. 84 — 110.
  116. Перминова JIM. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. // М.: Педагогика. 2005. № 10. — С.95−102.
  117. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /В.Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, E.H. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.- 142с.
  118. Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка. //М.: Иностранные языки в школе. 2000. № 1. — С. 4−11.
  119. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //М.: Иностранные языки в школе. 2000. № 2. — С.3−10, № 3 — С.3−9.
  120. Е.С. Разноуровневое обучение.//М.: Иностранные языки в школе.- 2000. № 6. С.6−10, 2001, № 1. — С. 4.
  121. Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. //М.: Иностранные языки в школе. 2001. № 2. — С. 14, № 3 — С.5−12.
  122. П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательной стратегии и тактики. // М.: Педагогика. 2005. № 8. — С.38−44.
  123. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Министерство образования Российской Федерации. М.: Просвещение 1994.-239 с.
  124. Программы для общеобразовательных учреждений. Английский язык 5−9 классы школ с углубленным изучением иностранных языков. В. В. Сафонова, E.H. Соловова. М.: Просвещение, 1997. — 63 с.
  125. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык Школа с углубленным изучением иностранных языков II XI кл. В. В. Сафонова.- М.: Просвещение, 2005. 273 с.
  126. Программа по английскому языку 5−9 кл. школ с углубленным изучением иностранных языков, лицеев и гимназий (3−4 модели). М.: Московская книга, 2000.
  127. Программы по иностранному языку для 5−9 классов общеобразовательной школы (первая модель обучения) под редакцией В. В. Пономаревой. М.: РТ-Пресс, 2000 — 72с.
  128. Программа по иностранным языкам для школ с углубленным изучением иностранного языка и гимназий. Третья и четвертая модели М. :МИПКРО, 1996. -106 с.
  129. Проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальная школа. Основная школа / М.: 2002 Под редакцией академиков РАО Э. Д. Днепрова, В. Д. Шадрикова.143с.
  130. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. //-2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  131. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой СПб.: Питер, 2005. — 304 е.: ил.
  132. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.//М.: Педагогика, 1983. 448с.
  133. Психологический словарь. /Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1997.-440с.
  134. Т.Г. О некоторых формах контроля и самоконтроля навыков и умений старшеклассников. //Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе: Сборник научных трудов НИИ школ. -M.: 1985.-С. 130−135.
  135. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. — 396с.
  136. Развитие творческой активности школьников. /Под редакцией А.М. Матюшкина- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991. 160с.
  137. С.Н. Организационно-педагогические условия автономизации учебной деятельности обучаемых (на примере обучения иностранномуязыку в неязыковом вузе. Автореф. дис. канд.пед. наук. М.: 2001, — 23с.
  138. Г. В., Рабнович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  139. Г. В. Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся. //М.: Иностранные языки в школе. 1980. № 5. — С.З.
  140. Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // М.: Иностранные языки в школе. 1986. № 4. — С. 18−22.
  141. Г. В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. //3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2000.-232 с.
  142. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 527с.
  143. С. JI. Основы общей психологии. //Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР. Москва, 1940, стр. 533 546. -596с.
  144. С. JI. Проблемы общей психологии. -М.: 1973, С. 188- 189.
  145. Г. А. Воспитание культуры умственного труда младших школьников на уроках русского языка: (13.00.01): Дисс. канд. пед. наук. Елецкий гос. пед. ун-т. Елец, 1999. 217с.
  146. Г. И. Диалектический подход к осмыслению категории «знание». //М.: Педагогика. 2001. № 3. — С. 10−16.
  147. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М.: Еврошкола, 2001. — 271с.
  148. Сборник научных трудов. Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. //Москва, 2001, Вестник МГЛУ. Выпуск 461. Московский государственный лингвистический университет -240с.
  149. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. //Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.-141с.
  150. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического иметодического усовершенствования УВП. ИМ.: НИИ школьных технологий, 2005. 288с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  151. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. — 176с.
  152. Семенюк JIM. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Воронеж, 1998.-350с.
  153. В.В. Личностно-ориентированное образование //М.: Педагогика. -1994.№ 5.-С. 16−21.
  154. A.C. Метод проектов как условие развития исследовательских компетенций учащихся // М.: АПК и ПРО. Академический вестник. 2003, № 9. -С.81−101.
  155. И.Г. Проектная технология развития иноязычной монологической речи учащихся (общепедагогический аспект), Дис. Канд пед наук (13.00.01.) Саратов. 2000. 171с.
  156. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480с.
  157. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005- 320с.
  158. Современные проблемы языкового образования. Научно-методический сборник. Под редакцией проф. В. В. Сафоновой. В 2 ч. Часть 2. М.:Еврошкола, 2001. 112с.
  159. E.H. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. //М.: Иностранные языки в школе. -2004, №№ 4−5.-С.41−44.
  160. E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов педвузов и учителей. М.: «Просвещение"2002.-239с.
  161. E.H. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования. //М.:
  162. Иностранные языки в школе. 2001. № 4. — С.8−11.
  163. E.H. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам. Учебное пособие для вузов. // М.: «Просвещение», 2004.-192с.
  164. Э.И., Чепцова Л. Б., Суханова М. В. Книга для учителя к учебнику испанского языка для 1 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 111с.
  165. Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку. // English № 8, 2004. Издательский дом «Первое Сентября», -С. 15−19.
  166. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. //М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288с.
  167. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1984, -С.201−207.
  168. Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов. //М.: Иностранные языки в школе. 2000. № 5. — С.63−68.
  169. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений //С.И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999 944с.
  170. Х.Г. О новой парадигме образования. М.: Педагогика.-1999.-№ 1.-С.103−109.
  171. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1. /Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова.// Под общей ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — 239с.
  172. Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции. //Дисс. канд. фил. наук. М, 1980. — 212с.
  173. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М.:1997. -158с.
  174. Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. М., Воронеж: МОДЭК, 1998. — 350с.
  175. Философский энциклопедический словарь. М.: 1989 -815с.
  176. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -//М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 432 с.
  177. И.И. Принцип активности в обучении иностранным языкам //М.: Иностранные языки в школе. 1994. № 5. — С.16−18.
  178. Хрестоматия по психологии. //Сост. В.В. Мироненко- Под редакцией A.B. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Просвещение»,-1987.-447с.
  179. В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. М.: «Просвещение», — 1980. — 160с.
  180. B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранных языков. Общая методика обучения иностранным языкам. //Хрестоматия. Составитель А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991, С.38−43.
  181. B.C. Реальные ситуации общения на уроке. //М.: Иностранные языки в школе. 2000. № 3. — С.24−26.
  182. Г. А. Учебное сообщество путь к учебной самостоятельности. //Первое сентября. Начальная школа № 46, 2003 г. // http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2003/12/UchSoob.htm
  183. И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. //М.: Директор школы. 1998. № 4. — С.3−10.
  184. М. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения. //М.: Директор школы. 1999. № 4. — стр.65−72
  185. В.Д. Информационные технологии в образовании. //Инновации в образовании. 2001.№ 1. — С.28−30.
  186. Т.И. Активизации учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208с.
  187. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений //Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Академия, 2002 — 384 с.
  188. Т.И., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н., Ильина И. В. Единый государственный экзамен: Технология подготовки образовательного учреждения к эксперименту: Учебное пособие // М.: АПКиПРО, 2003 -170 с.
  189. П.Г. Понятие рынка в системо-мыследеятельностном подходе. Источник публикации: «Программирование культурного развития: региональные аспекты», Вып. И, 1993, с. 20−58. http://www.shkp.ru/lib/publications/19
  190. A.B. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании. //М.: Иностранные языки в школе. 2003. № 2. — С.4−11.
  191. Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. — 112с.
  192. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 208с.
  193. Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256с.
  194. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-63с.
  195. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 221с.
  196. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития вдетском возрасте. //Вопросы психологии. 1961. № 4. — С.6−21.
  197. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Эфрона И. А. http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/
  198. Энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1988. — С.36.
  199. Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее: Сборник научных трудов // М.: АПК и ПРО, 2003. 158 с.
  200. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  201. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. //Серия: Библиотека журнала «Директор школы» М.: Сентябрь. 2000. № 7. — 176 с.
  202. Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения // «Школа 2000.». Концепции. Программы. Технологии. Вып.2. М.: 1998, с.23
  203. Autonomy and independence in language learning / Edited by Phil Benson and Peter Voller. // London and New York: Longman, 1997. 270 p.
  204. , C. & Fager, J. (2000). Increasing student engagement and motivation: From time-on-task to homework. Retrieved January 2, 2001 from: http://www.nwrel.org/request/octOO/textonly.html
  205. Cambridge English for Schools in Russia. Andrew Littlejohn, Diana Hicks. //M., Дрофа, 1999 //Уровень 1 176 с.
  206. Cambridge English for Schools in Russia. Andrew Littlejohn, Diana Hicks. // Под ред. Виноградовой О. М., Дрофа, 1999 //Уровень 2 — 112 с.
  207. Cambridge English for Schools in Russia. Andrew Littlejohn, Diana Hicks. // Под ред. Виноградовой О. М., Дрофа, 2001 //Уровень 3 — 176 с.
  208. Cambridge English for Schools in Russia. Andrew Littlejohn, Diana Hicks. // Под ред. Виноградовой О. М., Дрофа, 2002 //Уровень 4 — 216 с.
  209. Cattell R.B. Abilities: Their Structure, Growth and Action. // Boston, 1971. -207p.
  210. Cattell R.B., Kline P. The Scientific Analysis of Personality and Motivation. //1977.-385p.
  211. Common European Framework of References for languages: Learning, teaching, assessment // (Oxford University Press, 2001), http://culture2.coe.int/portfolio/documents/52 180 3136txt.pdf
  212. Dickinson, Leslie. Self-instruction in Language Learning. //Cambridge University Press. 1987. 200p.
  213. Educational Psychology (Canadian edition) Anita E. Woolfolk. The Ohio State University. Philip H. Winne. Simon Fraser University Nancy E. Perry. The University of British Columbia. //Allyn and Bacon Canada Scarborough, Ontario. 567p.
  214. Edge, Julian. Richards, Keith. Teachers Develop Teachers Research. //Heinemann ELT, 1999. 370p.
  215. Harris, Michael. Mower, David. Anna Sikorzynska. «Opportunities» Pre -Intermediate 128p., «Opportunities» Intermediate — 128p., «Opportunities» Upper — Intermediate — 176p. //Pearson Education Ltd, 2000.
  216. Harris, Michael. Mower, David. «World Class» 1−106 p., «World Class» 2 -120p., «World Class» 3 123p., «World Class» 4 — 122p. // Addison Wesley Longman Limited, 1997.
  217. Harris, Michael. Mower, David. «World Club» 1 112p., «World Club» 2 -112p., «World Club» 3 — 112p, «World Club» Intermediate — 112p. //Pearson Education Ltd, 2000.
  218. Haines S. Projects for the EFL classroom Nelson, 1989. — 11 Op.
  219. Holec, H. Autonomy and Foreign Language Learning. //Pergamon Press, 1981.-87p.
  220. Holec, Henry (ed.). Autonomy and self-directed learning: present field ofapplication. Strasbourg, Council for Cultural Cooperation, Council of Europe. 1988.
  221. L.Van Lier. Interaction in the language curriculum. Awareness, autonomy & authenticity. Harlow: Longman, 1996. 248 p.
  222. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. International Student Edition. 2004. 1692p.
  223. Melton, Reginald F. Planning and Developing Open and Distance Learning. A quality assurance approach. //Routledge Falmer Taylor & Francis Group. 2002. 223p.
  224. Merriam-Webster's Collegiate Dictionary.- tenth edition, 1993. 854p.
  225. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference. Council for Cultural Cooperation. //Strasbourg. 1996- Cambridge University Press, 2000.
  226. Nunan, David. The Learner-Centered Curriculum. //Cambridge University Press. 1992. -208p.
  227. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. A.S. Hornby. Special price edition. 1998, 1430p.
  228. Oxford R.L. Language Learning Strategies. What every teacher should know. //Boston: Heinle & Heinle, 1990. 187p.
  229. Phillip C. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. //San Francisco, 1990.- 164p.
  230. Rubin J., Thompson I. How to be a more successful language learner: Towards learner autonomy (2nd ed.). // Boston: Heinle & Heinle, 1994. 145 p.
  231. Serebriakoff V. Educating the Intelligent Child. //Mensa, 1990. 223p.
  232. Sheerin S. Self-Access. //Oxford: OUP, 1994. 200p.
  233. Teaching for Success. The Brain Friendly Revolution in Action. Mark Fletcher //Published by English Experience 2000. 149p.
  234. Teaching Modern Languages, //edited by Ann Swarbrick. Routledge, 1994. The Open University. 185p.
  235. Teaching to Change the World / Jeannie Oakes, Martin Lipton/ -2nd ed.,
  236. McGraw-Hill Higher Education, 2003, 468p.
  237. The biology of human intelligence // Ed.C.J. Turner, H.B. Miles. L., 1984.//
Заполнить форму текущей работой