Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение качества обучения физике в средних школах Армении в условиях 12-летнего обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют работы, где рассматриваются научно-методические основы и психолого-педагогические особенности этапа математического моделирования, связанного с созданием физических и математических моделей рассматриваемых процессов. Решение физических задач с ориентацией на развитие умений математического моделирования — это и есть изучение методологических основ современной вычислительной физики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
    • 1. 1. Анализ системы школьного физического образования Республики Армения до реформы общего среднего образования
    • 1. 2. Цели и задачи реформы системы среднего образования Республики Армения применительно к физике
    • 1. 3. Анализ существующих учебных программ и учебников по физике
  • ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Понятие «качество образования» и его проявление в новой образовательной политике Армении
    • 2. 2. Анализ критериев качества физических знаний и первоочередные задачи усовершенствования преподавания физики в средних школах Армении
    • 2. 3. Психолого-педагогические особенности организации физического образования в условиях 12-летнего обучения
  • ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ АРМЕНИИ В УСЛОВИЯХ 12- ЛЕТНЕГО ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Роль физического и математического моделирования физических процессов и явлений в школьном курсе физики
    • 3. 2. Математическое моделирование и компьютерное программирование физических процессов
    • 3. 3. Физические задачи как средство формирования умения моделирования
    • 3. 4. Методологические принципы физики как высшая форма качественных методов исследования физических явлений и процессов
    • 3. 5. Использования общих методологических принципов физики при анализе конкретных физических явлений и процессов в условиях 12-летнего обучения в средних школах Армении
    • 3. 6. Некоторые аспекты непрерывного физического образования в системе школа-педагогический вуз
  • ГЛАВА IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ВО II ПОЛУГОДИИ 12-ГО КЛАССА
    • 4. 1. Повторение курса физики как обобщающая модель обучения физике
    • 4. 2. Опережающее обучение как один из принципов реализации обобщающего повторения и непрерывного образования в физике
    • 4. 3. Повышение качества знаний путем усиления методологической направленности при повторении курса физики в средней школе
    • 4. 4. Решение физических задач как один из эффективных путей применения знаний учащихся при повторении учебного материала
  • ГЛАВА V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 5. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 5. 2. Результаты констатирующего и поискового эксперимента
    • 5. 3. Результаты формирующего эксперимента

Повышение качества обучения физике в средних школах Армении в условиях 12-летнего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мировой прогресс, имея непосредственное воздействие на систему образования, выдвигает разнообразные задачи.

Образование в XXI веке призвано быть образованием для всех в течение всей жизнионо должно основываться на системе научных знаний, обеспечивающих человеку достаточно широкий кругозор, а также работу, соответствующую его возможностям и способностям, иметь в своей основе этическую доминанту, творческий и инновационный характер [177].

В стремительном развитии современной цивилизации основополагающую роль играют такие науки, как физика и множество технических и прикладных наук, для которых она является теоретическим и методологическим базисом. Поэтому так важно, чтобы физическое образование в XXI веке было построено на научно обоснованных знаниях.

Беспрецедентный темп научно-технического прогресса, все расширяющиеся сферы применения высоких технологий, требующие больших вложений, требуют непрерывной перестройки национальной и мировой экономик. Промышленная экономика перерастает в экономику знаний, возрастает информированность общества.

Непрерывно меняется рабочая среда, по-новому формируются и перераспределяются рабочие места. Возрастающий спрос на качественных специалистов выдвигает на первый план проблему мобильности и приспособляемости к условиям рынка труда. Растет роль образования, одновременно образование перерастает в фактор, способствующий наибольшему возрастанию роли человека в обществе, развивая в нем качества толерантности, способости к адаптации в мультикультурном пространстве.

Расширение международных связей и интеграционные процессы, происходящие на всем постсоветском пространстве, являются теми обстоятельствами, которые требуют реформирования образования, приведения его в соответствие с общепризнанными международными стандартами и интеграции национальных систем образования в мировое образовательное пространство.

Современная образовательная система характеризуется направленностью к педагогике сотрудничества, поворотом к человеку как к важнейшей ценности.

Введение

в научный оборот понятия «человеческий капитал» стало чрезвычайно важным моментом в изменении взглядов на образование в контексте социально-экономического развития человечества, стала очевидна новая миссия образования. Осознание значимости образования и образовательного уровня граждан страны как стратегического ресурса любого государства явилось важнейшим фактором реформирования как среднего, так и высшего образования, его адаптации к интеграционным процессам, к быстрому темпу изменений в обществе и в мире, корректирования системы образования в соответствии со стратегическими планами социального и экономического развития страны.

Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала учащихся. Решение этой проблемы напрямую зависит от постоянного совершенствования существующих методов обучения, в частности, освоения методов научного познания, развития умений исследовательской деятельности. Современный человек постоянно сталкивается с вновь формирующимися и развивающимися областями науки, перед ним постоянно возникают различные проблемы, обусловленные необходимостью осуществления масштабных исследований в областях новых технологий, энергетики, техники, информатики, экологии, что делает недостаточным наличие только предметных знаний. Сегодняшние школьники — будущие исследователибудут испытывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний, основанных на общих методах познания.

Одной из нерешенных проблем, вытекающих из рекомендаций стандарта физического образования к естественнонаучной грамотности выпускников средней школы, является проблема формирования у школьников осознания своей деятельности по усвоению и систематизации знаний (рефлексия).

Наблюдаемый уже более двух десятилетий спад интереса молодежи Армении к фундаментальным, прикладным наукам и инженерно-техническим специальностям является проявлением кризиса в социально-образовательной сфере страны. Повсеместно наблюдается острый дефицит инженерно-технических кадров, способных к эффективной деятельности с использованием инновационных технологий как в области научных исследований, так и при решении прикладных задач. Это, в свою очередь, не может не сказаться на диверсификации экономики страны, даже с учетом имеющегося интеллектуального потенциала.

Диапазон факторов, которые привели к снижению интереса к изучению физики, достаточно широк: от изменения самого человека — его психики, мотивационной сферы, взгляда на мир и др., до изменения политической и экономической обстановки в мире.

Очевидно, что решение возникших проблем потребует долговременных целенаправленных усилий и планомерной работы всех институтов государства, всего общества. Определенное место в этой работе занимают учреждения образования, педагогическая общественность, хотя возможности педагогов ограничены сугубо учебно-воспитательным процессом.

В новой образовательной политике Армении одним из основных приоритетов является обеспечение фундаментальности и универсальности образования.

Интеграция системы высшего образования Республики Армения в мировое образовательное пространство — один из долговременных стратегических приоритетов успешного международного сотрудничества. Основное условие интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство — адаптация Армянской образовательной системы к положениям Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, что предполагает: 12-летнее школьное образование, являющееся допуском к высшему образованиюдвухуровневую систему высшего образования, внедрение зачетных единиц, переход на целостную систему подготовки высококвалифицированных специалистов: бакалавриат, магистратура, докторантура и т. д. [180, 191].

В Республике Армения формируется гражданское общество, опирающееся на народовластие и независимую экономику. Во всех сферах жизни имеют место системные перемены, которые обусловлены не только национальными особенностями, но и свойственными мировому прогрессу космополитическими, этнографическими, культурными и социальными факторами.

Первоочередность развития и осуществления существенных преобразований в системе образования становится необходимой и неизбежной. В деле обеспечения и усиления государственной и национальной безопасности высшей задачей становится формирование личности, имеющей государственное мышление и готовой противостоять вызовам времени.

Необходимость создания благоприятной образовательной среды требует пересмотра традиционных подходов к обучению и уточнения отношения к общеобразовательным учебным заведениям.

В Республике Армения реформа системы образования получила полный размах, когда 14 апреля 1999 года Национальное собрание приняло закон «Об образовании» Республики Армения [3]. Последний послужил основой для принятия правительством в дальнейшем 3 других важных документов, первый из которых — «Государственное положение о системе общего образования» [2], второй — «Государственные критерии среднего образования» [1], третий — «Государственная программа развития образования «[5].

В 2009 году Национальное собрание утвердило «Закон об общем образовании» [4], который дополнил изменения, относящиеся к реформе общеобразования.

Государственное положение о системе общего образования" по своей сущности и содержанию — документ новой категории, который делает целостным:

• цели общего образования и стратегию преобразований,.

• принципы организации общего образования,.

• характеристику выпускника средней общеобразовательной школы,.

• определение структуры и формирование принципов государственных критериев общего образования.

Согласно государственному положению о системе общего образования, с 2006 г. в Армении среднее общее образование осуществляется трехступенчато, в течение 12 лет: а) начальная школа — 4 года (1−4-ый классы) б) средняя школа — 5 лет (5−9-ый классы) в) старшая школа- 3 года (10−12-ый классы).

Главные цели настоящих преобразований общеобразовательной сферы:

• повышение качества общего образования,.

• обеспечение соответствия системы образования Армении современным требованиям общества и международно принятым критериям образования,.

• развитие образовательной системы Армении в соответствии с требованиям «экономики знаний» .

Основные направления реформирования: 1. Разработка и внедрение новой системы государственного положения о системе общего образования, предметных учебных программ и оценивания, цель которой — повысить качество общего образования, модернизируя его содержание и внедряя новую систему единого контроля качества.

2. Внедрение информационных технологий в систему общего образования, цель которых — путем их использования поднять успеваемость учащихся и усовершенствовать качество преподавания, способствуя устранению временных и пространственных ограничений.

3. Повышение квалификации учителей с целью повышения качества процесса обучения и усвоения в школе путем улучшения их педагогических навыков и знаний.

В «Государственном положении о системе общего образования» в качестве главной цели указано: «. обеспечение качественного образования, укрепление и сохранение традиционного отношения армянского народа к образованию, соответствие общеобразовательной системы Республики Армения международно принятым критериям» [2].

Главными задачами, представленными в этом документе, являются обеспечение улучшения качества образования, а также соответствие образования задачам, выдвинутым государством и обществом, потребностям личности и международно принятым критериям.

Неслучайно, что во всех вышеуказанных документах ставится вопрос повышения качества обучения, так как информатизация образования неизбежно ведет цели образования к переосмыслению фундаментальных знаний, повышению их значимости и расширению практического применения.

Повышение качества обучения физике в средней школе в условиях 12-летнего обучения предполагает возникновение комплекса проблем. Все они должны разрешаться с помощью фундаментальных принципов дидактики, педагогики, психологии, философии. При этом, естественно, большую роль играет специфика самой физической науки.

Физическое образование в современной школе приобретает все большую методологическую направленность, вызванную не только прогрессом физики как науки, но и коренным изменением характера научных знаний, самого процесса познания и взаимоотношения знания и познания. С другой стороны, необходимость обеспечения глубоких физических знаний учащихся выдвигает высокие требования к качественному уровню методики обучения физике, к содержанию учебников и учебных пособий.

Речь идет не просто о некоторых поправках и изменениях в содержании образования и методах обучения, а о коренном улучшении качества знаний и воспитания учащихся, об интенсификации учебно-воспитательного процесса, поскольку экстенсивные резервы уже в значительной степени использованы.

В эпоху бурного развития информационных технологий, когда средства телекоммуникации широко проникают в систему образования, становятся неизбежными связанные с новыми технологиями те вероятные изменения, которые могут иметь место при выборе содержания преподаваемого материала на всех уровнях обучения.

Электронная техника определяет технический и научный прогресс практически любой области человеческой деятельности, формирует новые виды деятельности.

Компьютерные технологии изменяют способы восприятия и отражения окружающего нас внешнего мира в соответствующих моделях физического мира. Но до сих пор компьютер существенно не изменил методику обучения, структуру, объём самих учебных курсов (кроме информатики) ни в школе, ни в вузе. Можно прогнозировать, что, когда компьютер станет обычным явлением в семье, в школе, в вузе, численное моделирование, вычислительные методы потеснят аналитические методы.

Современный мощный инструментарий — компьютер (с соответствующим языком моделирования), численные методы математики, развивавшиеся в течение почти 2000 лет, стали неотъемлемой частью культуры человечества, в частности, научной культуры физики. Всё это требует изменения содержания курса физики и методов организации учебнопознавательной деятельности учащихся при изучении физики в школе и в вузе.

Технические и методические проблемы, возникающие при компьютеризации обучения, также должны найти свое разрешение. Одна из таких проблем — использование дисплейных классов в обучении физике. Зачастую недостаточная подготовленность учителей в работе с компьютерной техникой, а также отсутствие или недостаток доступной методической литературы (программной, психолого-педагогической), методической поддержки делают эту проблему трудно разрешимой. В этом плане разработка методики обучения решению физических задач с помощью компьютера является шагом на пути частичного разрешения проблемы компьютеризации обучения физике.

Различные аспекты проблем информатизации физического образования и компьютерных технологий обучения физике нашли отражение в результатах научно-методических исследований и в трудах многих авторов [69, 78, 84, 85, 132,142].

Большое число методических работ посвящено вопросам отражения методологии научного познания и компьютерных технологий в формировании мировоззрения и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике [78,154].

Существуют работы [23, 53, 55, 73, 86, 89, 93, 126, 154, 160], где рассматриваются научно-методические основы и психолого-педагогические особенности этапа математического моделирования, связанного с созданием физических и математических моделей рассматриваемых процессов. Решение физических задач с ориентацией на развитие умений математического моделирования — это и есть изучение методологических основ современной вычислительной физики. Здесь речь идет главным образом именно об овладении новой методологией исследования, а не приобретении новых предметных знаний [93]. Притом объектно-ориентированное моделирование в основу ставит не математически формализуемые физические процессы, а формализуемые физические объекты. Физические процессы моделируются как следствие взаимодействия между собой физических объектов [86].

Проблема развития творческих способностей рассматривалась в рамках различных психолого-педагогических концепций: в теории проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь и др.), в теории учебной деятельности, в работах психологов и дидактов (В.И. Андреев, Г. А. Балл, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, Ю. Ю. Кулюткин, П. И. Пидкасистый, Я. А. Пономарёв, В. Г. Разумовский, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров и др.).

Анализ научно-методических работ, раскрывающих значение и сущность физического образования, его задачи и содержание, а также работ по вопросам индивидуализации и дифференциации обучения физике, развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике (A.C. Кондратьев, В. В. Лаптев, A.B. Ляпцев, А. И. Ходанович, С. Е. Каменецкий, Л. А. Ларченкова, A.B. Коржуев, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, Г. П. Стефанова, Л. М. Фридман, Л. С. Хижнякова, И. С. Якиманская и др.) показывает, что современный инструментарий (компьютер и программные средства) способствует разрешению проблемы развития творческих способностей достаточно эффективно, формируя новое, «компьютерное» мышление, продуктом которого являются новые программные средства, полученные самими обучающимися, например, при решении задач. «Компьютерное» мышление является продуктивным, творческим, так как в результате решения задачи с помощью компьютера получается новая программа, с помощью которой можно решить множество других подобных задач.

Для развития научного, диалектического мышления необходимо знакомить обучающихся с применяемыми в физике теоретическими методами познания, такими, как абстрагирование, идеализация, моделирование, мысленное экспериментирование, анализ, синтез, метод аналогий, дедукция и т. п. В свою очередь, решение задачи требует следующих умений: анализировать условие задачи в соответствии с её вопросомпреобразовывать проблему в ряд частных проблемсоставлять план и выделять этапы решения проблемыформулировать гипотезупредставлять задачу в виде математической моделипроводить анализ полученного решения. При решении задач обеспечивается систематическое овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску методов решения задач. Отсюда можно сделать вывод: умение решать физические задачи (в широком смысле) определяется умением применять методы физики-науки.

При переходе на 12-летнюю систему образования открываются новые перспективы для повышения продуктивности преподавания физики. Есть задачи, которые в практике преподавания физики не новы, однако для их решения до сих пор не было сделано практических шагов.

Опыт преподавания, возрастные психологические особенности учеников и внутренняя логика развития физики как науки позволяют определить задачи, которые могут существенно влиять на качество образования.

До сих пор остается актуальным вопрос повышения продуктивности обучения решению физических задач. Есть необходимость разработки новых подходов к решению данного вопроса. Изложение теоретического материала в действующих учебниках не ориентировано на обучение школьников решению физических задач. Для обеспечения фундаментальности физических знаний необходимо принципиально усилить методологическую направленность при изучении материала, акцентируя внимание именно на методологии физической науки. При этом реализуется концепция «образование как учебная модель науки». Опора на методологические принципы физики при обучении впервые была провозглашена на кафедре методики обучения физике РГПУ им. А. И. Герцена, что нашло свое отражение во многих методических пособиях, изданных в 1986;1991 годах.

68, 120, 121, 122, 143]. Всемирный научно-технический прогресс предъявляет современному образованию требования экологизации и информатизации учебного материала естественных дисциплин, в том числе физики.

В «Государственных критериях среднего образования» новым является и то, что в 12-ом классе определенные государственными и школьными составляющими все учебные часы в первом полугодии уделены обучению предметам, предусмотренным учебным планом, а во втором полугодииповторению учебного материала государственных экзаменационных предметов, организации индивидуальных и групповых консультаций и проведению экзаменов [1]. Таким образом, повторению уделяется достаточно учебных часов. Это означает, что возникла необходимость разработать продуктивную учебно-методическую систему организации повторения курса физики.

Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью устранения противоречий между современными требованиями к результатам обучения физике в средних школах Республики Армении и недостаточной разработанностью методики обучения школьников при изучении физики.

В «Государственном положении о системе общего образования» реформы содержания общего образования и организации учебного процесса обусловлены следующими недостатками современной системы образования:

1. Действующие критерии, учебные программы и учебники, система оценивания лишь частично соответствуют современным требованиям образования.

2. Придается чрезмерное значение сообщению учащемуся информации и запоминанию им фактов, не обращается должного внимания развитию его мышления, умений и навыков.

3. Содержание образования представлено большим числом предметов, учебный материал содержит беспочвенные повторения, неудовлетворительно осуществляется интеграция содержания.

4. Учебные программы носят инструктивный характер и поощряют роль учителя и учебника как единственного источника знаний.

5. Содержательные требования образования сложны и в основном предназначены для учеников с высокой успеваемостью.

6. Недостаточно используются современные педагогические технологии и методы обучения.

7. Общее образование не обеспечивает плавного перехода выпускника из школы в специальное учебное заведение.

Анализ сложившейся ситуации вскрывает противоречия:

• между современными тенденциями развития общего образования и реальным состоянием методической системы обучения физике, не соответствующей идеям компетентностного подхода, ориентированной лишь на формирование суммы предметных знаний и умений без развития способности к их применению при решении конкретных задач;

• между необходимостью сбалансированности качественного и количественного подходов при изучении физики и существующим содержанием и структурой действующих программ и учебников, изложение материала в которых не всегда соответствует возрастно-психологическим особенностям и математической подготовленности учащихся и не отражает современную методологию физической науки;

• между опережающими темпами внедрения компьютерных технологий в учебный процесс и недостаточным их использованием в процессе обучения физике;

• между существующим низким качеством знаний учащихся по физике, резким спадом интереса к нему и требованием к повышению качества обучения физике в условиях 12-летнего обучения на основе комплексного использования различных организационных и содержательных подходов в обучении с учетом возможностей современной методологии физической науки.

Сформированная группа противоречий определяет проблему исследования: как обеспечить повышение качества обучения физике в средних школах Армении в условиях 12-летнего обучения?

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью устранения противоречий между современными требованиями к результатам обучения физике в средних и физико-математических школах Республики Армения и недостаточной разработанностью методики обучения школьников физике в рамках 12-летнего цикла, что ставит проблему разработки методической системы, использование которой будет способствовать развитию физического мышления и творческих способностей учащихся, тем самым обеспечивая повышение качества обучения физике.

Цель исследования: научное обоснование, разработка и реализация методической системы, направленной на повышение качества обучения физике в средних и физико-математических школах Армении в условиях 12-летнего обучения.

Объект исследования: процесс обучения физике в общеобразовательных школах Армении в условиях 12-летнего обучения.

Предмет исследования: принципиальные возможности и методологические и методические основы повышения качества обучения физике в общеобразовательных школах Армении в условиях 12-летнего обучения.

Гипотеза исследования: повышение качества физического образования, развитие мышления и творческих способностей учащихся средних школ Армении в условиях 12-летнего цикла будет достигнуто, если при обучении осуществить содержательные и структурные изменения изучаемого материала, основанные на:

• создании учебно-методической системы организации обобщающего повторения во втором полугодии 12-го класса, рассматривая его как обобщающую модель обучения физике по всему курсу;

• выявлении условий реализации задачи непрерывного физического образования в системе «Школа-педагогический вуз», которые в первую очередь имеют содержательный, междисциплинарный и психолого-педагогический характер;

• последовательном проведении физического и математического моделирования физических явлений и процессов при решении каждой отдельно взятой физической задачи;

• включении в процесс обучения ряда новых тем по всем разделам курса физики, а также некоторых тем курса математики, призванных при обучении развивать методологический подход, отражающий единство реального мира и позволяющий строго доказывать ряд фундаментальных положений физики на основе адекватного математического аппарата.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать цели и задачи реформы системы образования Республики Армения применительно к обучению физике.

2. Определить возможные пути и средства повышения качества обучения физике в средних школах в условиях перехода к 12-летнему обучению на основе анализа философской, современной психолого-педагогической литературы и новых требований образовательной системы Республики Армения.

3. Разработать основные требования к выбору критериев, определяющих качество обучения физике в средних школах в условиях 12-летнего обучения.

4. Разработать содержательные основы методики изложения учебного материала школьного курса физики с широким применением методологических принципов физики.

5. Разработать принципы проведения физического и математического моделирования физических явлений и процессов в школьном курсе физики, которые являются обязательным этапом решения физических задач.

6. Обосновать и разработать методическую систему, использование которой обеспечивает эффективное повторение курса физики во второй половине 12-го класса в новой образовательной системе Республики Армения.

7. Выявить влияние предложенных подходов на качество знаний учащихся и на профессиональную ориентацию выпускников средней школы Армении.

8. Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанной учебно-методической системы. Методологической основой исследования являются:

1. Труды физиков-исследователей по вопросам методологической обработки ключевых достижений классической и современной физики и их мировоззренческие взгляды на различные аспекты науки (Н. Бор, В. А. Фок, Л. деБройль, В. Гейзенберг, П. Л. Капица, П. Ланжеван, Л. И. Мандельштам, П. Дирак, Э. Ферми, М. Планк, Г. П. Томсон,.

B.А.Фабрикант, Э. Шредингер, А. Эйнштейн, Л. Д. Ландау и другие).

2. Работы философов, историков, методологов физики по вопросам методологической и мировоззренческой интерпретации ключевых достижений классической и современной физики (B.C. Библер, П. С. Кудрявцев, Б. Г. Кузнецов, И. В. Кузнецов, Б. М. Кедров, М. К. Мамардашвили, Н. В. Овчинников, Б. И. Спасский, B.C. Степин, B.C. Швырев и другие).

3. Методические работы, раскрывающие закономерности и развитие представлений о роли и сущности физичекого образования (А.И. Бугаев,.

C.Е. Каменецкий, Р. И. Малафеев, A.B. Перышкин, В. Г. Разумовский, И. И. Соколов и другие).

4. Фундаментальные работы в области философии образования (Ю.Б. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. А. Ситаров, М. Н. Снаткин, В. А. Сластенин и другие).

5. Методические работы по вопросам отражения методологии научного познания в формировании познавательной деятельности учащихся в процессе обучения (Г.А. Бордовский, Е. И. Бутиков, В. А. Извозчиков, С. Е. Каменецкий, A.C. Кондратьев, И. А. Ланина, В. В. Лаптев, В. Н. Мощанский, В. В. Мултановский, Т. Н. Шамало, Я. М. Яровский и другие).

6. Работы по проблемам компьютеризации и информатизации образования (В.А. Извозчиков, A.C. Кондратьев, В. В. Лаптев, В. И. Сельдяев, А. И. Ходанович, В. Е. Фрадкин и другие).

7. Работы по вопросам методологии математического моделирования (A.C. Кондратьев, А. В. Ляпцев, А. П. Михайлов, К. Е. Морозов, К. Э. Плохотников, A.A. Самарский, H.H. Тарасевич и другие).

Методы исследования подбирались соответственно требованиям адекватности задачам исследования. На разных этапах исследования использованы следующие методы:

— теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, методической и учебной литературы, передового опыта учителей физики и обобщение многолетнего собственного опыта работы в школе и в вузе,.

— изучение содержания стандартов образования, учебных планов, программ, учебников,.

— моделирование образовательных систем и процессов,.

— метод экспертных оценок,.

— эмпирические методы (анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок),.

— педагогический эксперимент со статистической обработкой его результатов с целью определения эффективности и коррекции предлагаемой методики.

На защиту выносятся следующие основные результаты исследования:

1. Разработанная методическая система позволяет в рамках внедренного в средней школе Армении 12-летнего цикла образования реализовать концепцию «Образование как учебная модель науки», обеспечивая повышение качества образования, развитие мышления и творческих способностей обучаемых, подготавливая их психологически к потребности непрерывного образования в течение жизни.

2. Повышение качества образования и развитие мышления при 12-летнем обучении обеспечивается включением в программу обучения ряда новых разделов и тем, таких, как геометрические образы векторных уравнений, векторные диаграммы колебательных явлений при использовании аппарата комплексных чисел, метод математической индукции и анализа размерностей, а также применением новой формы обобщающего повторения, основанной на применении изучаемого материала для анализа конкретного явления.

3. Включение в процесс обучения указанного нового математического материала приводит к повышению качества знаний учащихся, позволяя строго придерживаться характерной для физики сбалансированности качественного и количественного подходов к анализу физических явлений, и способствует развитию мышления обучаемых, согласно современной методологии физической науки.

4. Включение в процесс обучения и повторения предлагаемого нового физического материала позволяет использовать при обучении методологический подход, отражающий единство реального мира, и строго доказывать ряд фундаментальных положений физики на основе адекватного математического аппарата.

5. Реализация концепции «Повторение — обобщающая модель обучения» при повторении курса физики способствует повышению качества знаний учащихся, повышению их конкурентоспособности при участии в различных конкурсах и успешному продолжению их дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.

6. Последовательное проведение физического и математического моделирования явлений и процессов при решении физических задач приводит к более глубокому их пониманию. При этом на первый план выступают такие методы обучения, которые основываются на отчетливом осознании модельности наших представлений и знаний об окружающем мире и умении найти границы применимости этих представлений. Научная новизна исследования:

1. Предлагаемая работа является первым теоретическим исследованием проблемы повышения качества обучения физике в средних школах Армении в условиях 12-летнего обучения. В отличие от предшествующих работ, в которых рассмотрены отдельные стороны совершенствования содержания и структуры изучаемого материала по физике в общих и специализированных школах, в рамках 10-летнего и 11-летнего обучения, в нашем исследовании предложена методическая система содержательного и структурного характера, реализация которой обеспечивает повышение качества знаний и развитию мышления учащихся в рамках 12-летнего цикла обучения.

2. Предложено и обосновано введение в некоторые разделы курса физики методов элементарной математики, применение которых позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть сущность рассматриваемых физических явлений и процессов, способствует развитию мышления учащихся, повышению уровня физического понимания. К данным математическим методам относятся, в частности, векторный метод решения физических задач при изучении механики, использование символического метода решения задач при изучении переменного тока с применением комплексных чисел Предлагается также включить в программу изучения физики углубленное изучение основ термодинамики, которое отсутствовало в школьных программах 10-и 11-летнего обучения.

3. Разработана методика решения физических задач на основе математического моделирования реальных процессов, позволяющая последовательно анализировать возможности экспериментального наблюдения изучаемых явлений, и определить границы применимости используемых моделей на основе качественного анализа и вычислительного эксперимента.

4. Сформулированы новые положения, определяющие возможности реализации непрерывного физического образования в системе «Школа-педагогический вуз», имеющие программный, междисциплинарный и психолого-педагогический характер. К ним относятся, в частности, обеспечение взаимосогласованности школьных и вузовских образовательных программ, согласованная работа кафедр физики и математики, учет изменений «педагогической среды» учащихся.

5. В работе разработана учебно-методическая система организации и реализации интегрированного обобщающего курса, использование которого обеспечивает повышение качества знаний учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• разработке конкретных эффективных путей повышения качества обучения в условиях реализации 12-летнего обучения, таких, как усиление методологической направленности при обучении физике, развитие исследовательских умений и навыков моделирования физических явлений и процессов;

• создании учебно-методической системы организации обобщающего повторения школьного курса физики;

• теоретическом обосновании концептуальных положений, относящихся к задаче непрерывного физического образования в системе «Школа-педагогический вуз», которые имеют содержательный, междисциплинарный и психолого-педагогический характер;

• обосновании необходимости включения в учебную программу дополнительного материала по физике (изучение переменного электрического тока, второго начала термодинамики, определение характеристик волновых процессов и т. д.), а также понятий элементарной математики (комплексные числа, элементы тригонометрии, математическая индукция и пр.), обеспечивающих эффективность усвоения теоретического материала и простые методы решения задач, изучение которого способствует развитию мышления учащихся в рамках 12-летнего цикла обучения;

• разработке методики решения цикла задач, формирующих у учащихся представлений о модельности физических явлений и процессов.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• основные положения диссертации доведены до уровня практического использования в средней школе в условиях 12-летнего обучения и могут быть использованы при создании учебников и сборников задач по физике. В частности, изложение школьного курса механики на векторной основе включено в действующие учебники физики в Республике Армения.

• на основе материалов исследования создано учебно-методическое пособие, которое внедрено в практику организации обобщающего повторения школьного курса физики в школах Дорийской области Республики Армения. Данное пособие может быть полезным также для подготовки к вступительным экзаменам в вузы и учителям физики;

• основные результаты, материалы, разработки и выводы диссертационного исследования могут быть также использованы для обеспечения плавного перехода в системе «школа-педагогический вуз» и в процессе повышения квалификации учителей физики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических конференциях и семинарах. К числу последних относятся «Герценовские чтения»: Научная конференция (СПб., 2009;2012 гг) — Международная научная конференция (Ванадзор, 2009 г.) — Республиканская научная конференция (Ванадзор, 2010 г) — Научно-методическая конференция (Ереван, 2012 г.). Результаты опубликованы в 36 работах. Практические результаты исследования были апробированы в ходе работы с учителями и учащимися ряда школ Армении. Достоверность и обоснованность полученных научных результатов основана на:

— использовании корректно поставленных задач исследования, разнообразии и взаимодополняемости использованных подходов, выборе и вариации методов проведенных исследований, количестве и качестве выбранных для экспериментальной работы материалов;

— организации, проведении и обработке результатов теоретических и экспериментальных работ, отражающих цель и задачи исследования;

— обработке материалов педагогического эксперимента статистическими методами.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Общий объем текста 332 страницы, библиографический список содержит 227 наименований. Работа иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главная задача армянской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Основная современная тенденция развития образования заключается в том, чтобы рассматривать образование как учебную модель науки. Это означает прежде всего постановку системы образования на надежную методологическую основу, при которой в наибольшей степени оказалась бы реализованной наиболее важная задача научного образования — сочетание необходимого минимума фундаментальных знаний с новой интенсивной технологией исследований. В методике обучения физике новые подходы, касающиеся эффективной организации обучения физике, становятся ценными, когда они являются результатом практической деятельности. Это утверждение касается и общих, и частных вопросов обучения физике.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в Армении, происходит модернизация системы образования. Некоторые аспекты, связанные с модернизацией, требуют соответствующих научно-методических разработок, способствующих успешному решению возникающих в процессе модернизации проблем.

В результате поисков наметились пути повышения качества обучения физике в общеобразовательных и специализированных школах Армении в условиях 12-летнего обучения: создание условий для включения учащихся в активный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности за счет эффективного внедрения современных технологий обучения физике, создание информационно-образовательной среды с учетом возрастных особенностей учащихся, что придает обучения исследовательский характер.

Приступая к настоящему исследованию, мы поставили перед собой цель теоретически обосновать методическую систему повышения качества обучения физике в средних школах Армении в условиях 12-летнего обучения на основе методологического подхода и разработать на основе построенной концепции конкретные рекомендации о ее практической реализации. Разработанные подходы рассчитаны также на перспективу. Они могут быть полезны также в образовательных системах других стран.

На основании проведенных теоретических исследований и результатов педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы: задача повышения качества обучения физике в средних школах Армении в условиях 12-летнего обучения требует повышения уровня знаний и развития физического мышления учащихся. Одним из основных путей повышения эффективности обучения и качества физического образования в школе является совершенствование методики обучения в плане усиления ее методологической направленности.

Определены основные черты качества физических знаний, показано, что качество знания во многом определяется качеством физического стиля мышления.

Проанализирован характер проявления качественных методов исследования в курсе физики средней школы.

Разработана методическая система проведения физического и математического моделирования физических явлений и процессов.

Проанализированы роль и место процесса повторения в обучении физике, дидактические и методические возможности и особенности организации повторения во втором полугодии 12-го класса в школах Армении. Создана учебно-методическая система организации повторения, которая имеет важную роль при обобщении физических знаний учащихся и их конкурентоспособности на вступительных экзаменах в вузы.

Рассмотрены основные причины целесообразности овладения учащимися общих методологических принципов физики, разработана методика их использования. Использование общих методологических принципов физики требует специальных методических разработок применительно к различным ступеням обучения физике, целью которых является разработка и применение доступных пониманию материалов. В работе предложены конкретные методические рекомендации по использованию общих методологических принципов физики в средней школе.

Показано, что для более детального анализа физических явлений и процессов необходимо научить школьников последовательно проводить физическое и математическое моделирование этих явлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная система общего образования: приложение протокольного решения правительства РА N20 от 27 мая 2004 г., пункт 28.
  2. Государственные критерии среднего образования: приложение решения правительства РА 900−1) от 17 июня 2004 г.
  3. Закон об образовании Республики Армения: принят 14 апреля 1999 г. Национальным собранием РА.
  4. Закон об общем образовании Республики Армения: принят 10 июля 2009 г. Национальным собранием РА.
  5. Закон РА о государственной программе развития образования Республики Армения 2011−2015 гг.: принят 23 июня 2011 г. Национальным собранием РА.
  6. , Ф. Локальные моменты и локализованные состояния / Ф. Андерсон // Успехи физических наук. 1979. — Т. 127, № 1. — С. 19−38.
  7. , О. Е. Развитие универсальных навыков исследовательской деятельности в современной методике обучения физике / О. Е. Атаманова, А. И. Ходанович // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. -СПб., 2010. Вып. 12. — С. 86−89.
  8. , А. К. Экспериментальные задачи по физике и методы их решения: учеб. пособие / А. К. Атаманченко, А. А. Давиденко. Таганрог: ПТ «Нюанс», 2003. — 52 с.
  9. , Ю. К. Об актуальных вопросах методологии дидактики / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. 1978. — № 9. — С. 45−55.
  10. Ю.Базаров, И. П. Термодинамика и статистическая физика. Теория равновесных систем / И. П. Базаров, Э. В. Геворкян, П. Н. Николаев. М.: Изд-во МГУ, 1986.-310 с.
  11. П.Балакирева, Н. М. Развитие физического мышления учащихся посредством педагогической мастерской / Н. М. Балакирева, Е. В. Ситнова
  12. Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2011. — Вып. 13.-С. 65−68.
  13. , В.А. Задачи по физике и методы их решения / В. А. Балаш. М.: Просвещение, 1983. — 432 с.
  14. , В. П. Теория учебника: дидактический аспект / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  15. , В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки / В. М. Бехтерев. СПб., 1911. — 20 с.
  16. , А. Е. Развивающий потенциал обучения решению экспериментальных задач по физике в формировании научного мышления учащихся / А. Е. Бойкова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 10. — С. 157−171.
  17. Большая советская энциклопедия (БСЭ): в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 1. — 608 с.
  18. Большая советская энциклопедия (БСЭ): в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7. — 608 с.
  19. Большая Советская энциклопедия (БСЭ): в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 18. — 632с.
  20. , В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе / В. А. Бордовский. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 169 с.
  21. , Г. А. Образование: традиции и современные вызовы / Г. А. Бордовский // Вестник Герценовского университета / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. — № 9. — С. 3−6.
  22. , Г. А. Физика в системе современного образования / Г. А. Бордовский, А. С. Кондратьев, А. Д. Суханов // Образование и культура
  23. Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения РАО. СПб., 1998. — Вып. 3.-С. 5−15.
  24. , Г. А. Физические основы математического моделирования / Г. А. Бордовский, А. С. Кондратьев, А. Д. Р. Чоудери. М.: Академия, 2005. — 320 с.
  25. , С. В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Бубликов. СПб., 2000. — 407 с.
  26. , С. В. Методика обучения решению олимпиадных физических задач: пособие для учителей / С. В. Бубликов, А. С. Кондратьев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гор. дворца творчества юных, 1997. — 102 с.
  27. , С. В. Методологические основы решения задач по физике в средней школе: учебное пособие / С. В. Бубликов, А. С. Кондратьев. -СПб.: Образование, 1996. 80 с.
  28. , Е. И. Физика в задачах / Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев. Л.: ЛГУ, 1974. — 160 с.
  29. , Е. И. Роль моделирования в обучении физике / Е. И. Бутиков // Компьютерные инструменты в образовании. СПб., 2002. — № 5. — С. 320.
  30. , Е. И. Физика в примерах и задачах: учеб. пособие / Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1989.-469 с.
  31. , Е. И. Физика для поступающих в вузы / Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев. М.: Наука, 1982. — 607 с.
  32. , Е. И. Физика: учеб. пособие: в 3 кн. Кн. 3. Строение и свойства вещества / Е. И. Бутиков, А. С. Кондратьев, В. М. Уздин. М.: Физматлит, 2004. — 336 с.
  33. , Е. И. Физика: учеб. пособие. Кн. 2. Электродинамика. Оптика / Е. И. Бутиков, А. С. Кондратьев. М.: Физматлит, 2000. — 336 с.
  34. , Е. И. Физика: учеб. пособие: в 3 кн. Кн. 1. Механика / Е. И. Бутиков, А. С. Кондратьев. М.: Физматлит, 2004. — 352 с.
  35. , Г. А. Проблема использования экспериментальных задач при обучении физике в старших классах средней школы: дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.02 / Г. А. Бутырский. Киров, 1995. — 26 с.
  36. , А. А. Формирование обобщенных экспериментальных умений учащихся на уроках физики: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. А. Быков. -Л., 1989.- 184 с.
  37. , И. В. Память / И. В. Бачков // Знание. 2002. — № 1.
  38. , Г. Математическое мышление: пер. с англ. и нем. / Г. Вейль. М.: Наука, 1989.-400 с.
  39. , Jl. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.2. Мышление и речь / Л. С. Выготский- Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 369 с.
  40. В. Парадоксы природы: пер. с нем. / В. Гампсон, К. Шеффер. -Одесса: Maihesis, 1910. 201 с.
  41. , С. В. Задачи с рассеянными данными как средство повышения эффективности обучения физике / С. В. Ганина, X. Й. Воолайд // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2008. — Вып. 8. — С. 134 138.
  42. , В. Л. Горизонты науки / В. Л. Гинзбург // Физика в школе. -1970.-№ 1.-С. 19−23.
  43. Главнейшие педагогические сочинения И. Гербарта в систематическом извлечении / пер. с нем. А. В. Адольфа. М., 1906. — 101 с.
  44. , Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы / Г. М. Голин. -М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  45. , О. Н. Дополнительность и целостность в современном образовании / О. Н. Голубева, А. Д. Суханов // Aima mater. 1997. — № 4. -С. 3−7.
  46. , О. Н. Проблема целостности в образовании / О. Н. Голубева, А. Д. Суханов // Философия образования: сб. науч. статей / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1996. — С. 54−75.
  47. , М. В. Атлас по психологии / М. В. Гомезо, И. А. Домашенко. -М.: Российское педагогическое агентство, 1993. 272 с.
  48. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  49. , И. В. Профессионализм преподавателя физики и критерии его достижения / И. В. Гребенев // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2008. — Вып. 8. — С. 13−16.
  50. , И. В. Теория обучения и моделирование учебного процесса / И. В. Гребенев, Е. В. Чупрунов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. — № 1. — С. 28−32.
  51. , М. В. Физические модели реальных явлений как основа построения школьного курса физики: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Грибова. СПб., 2004. — 191 с.
  52. , Е. В. О физическом смысле корней уравнений в задачах кинематики / Е. В. Долженко, А. С. Кондратьев, Л. А. Ларченкова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 10.-С. 117−121.
  53. , С. А. Иерархия математических моделей при обучении физике в средней школе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. А. Живодробова. СПб., 2007. — 19 с.
  54. Я. Б. Зельдович, М. Ю. Хлопов. М.: Наука, 1988. — 239 с. 59.3ильберман, А. Модели, которые мы выбираем / А. Зильберман // Квант.1981.-№ 8. -С. 47−49. 60. Знаменский, П. А. Методика преподавания физики в средней школе / П.
  55. А. Знаменский. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1954. — 552 с. 61. Извозчиков, В. А. Научные школы и стиль научного мышления: учеб.-метод. пособие / В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин- под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Образование, 1997. — 140 с.
  56. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  57. Исследования по истории физики и механики.- М.: Наука, 1989. 267 с.
  58. , П. Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога / П. Г. Кабанов- под ред. В. А. Дмитриенко. Томск: Изд-во ТГУ, 1999.- 140 с.
  59. , Э. М. Физика-10: учебник / Э. М. Казарян, А. Киракосян, Г. Меликян, А. Мамян, С. Маилян. Ереван: Эдит Принт, 2010. — 272 с.
  60. , Э. М. Сборник тестовых заданий по физике / Э. М. Казарян, Г. Меликян. Ереван: Эдит Принт, 2008. — 336 с.
  61. , С. Е. Модели и аналогии в курсе физики средней школы / С. Е. Каменецкий, Н. А. Солодухин. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  62. , А. С. Некоторые направления дифференциации и индивидуализации обучения физике / А. С. Кондратьев // Современные тенденции обучения физике в средней школе: межвуз. сб. науч. трудов / РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1991. — С. 3−8.
  63. , А. С. Современные тенденции развития физического образования / А. С. Кондратьев // Физика в системе современного образования: ФССО-95: тез. докл. междунар. конф., 26−30 июня 1995 г. -Петрозаводск, 1995. С.З.
  64. , А. С. Физика как основа интеллектуального развития школьников / А. С. Кондратьев // Обучение физике в школе и вузе: межвуз. сб. науч. статей / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1998. — С. 3−8.
  65. , А. С. Физические задачи в системе школьного образования / А. С. Кондратьев // Физика в системе современного образования: ФССО-91: тез. докл. Всесоюз. науч.-метод, конф., Ленинград-Репино, 12−16 мая 1991 г.-Л., 1991.-С. 3−4.
  66. , А. С. Физическое образование как учебная модель науки / А. С. Кондратьев // Физика в системе современного образования: ФССО-97: тез. докл. IV Междунар. конф., Волгоград, 15−19 сент. 1997 г. Волгоград, 1997.-Ч. 1.-С. 27−28.
  67. , А. С. Физическое понимание и его уровни / А. С. Кондратьев // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник СЗО РАО. -СПб., 1998. Вып. 2. — С. 140−148.
  68. , А. С. Принцип суперпозиции и нелинейные эффекты в школьном курсе физики: метод, рекомендации / А. С. Кондратьев, И. Я. Ланина, В. В. Лаптев, Оралия Санчес Солорсано, В. М. Уздин- ЛГПИ им.
  69. A. И. Герцена. Л., 1990. — 42 с.
  70. , А. С. Задачи по физике. Оптика. Релятивистская и квантовая физика: учеб. пособие / А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев. СПб.: Образование, 1996. -110 с.
  71. , А. С. Переменный ток и комплексные числа в программах по физике, математике и информатике в средней школе / А. С. Кондратьев, В.
  72. B. Лаптев // Вопросы преемственности в преподавании в преподавании математики и информатики: школа-вуз: межвуз. сб. науч.-метод, трудов / Калинин, гос. ун-т. Калинин, 1988. — С. 64−75.
  73. , А. С. Физика и компьютер / А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 328 с.
  74. , А. С. Компьютерные модели в школьном курсе физики: метод, рекомендации / А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, А. А. Немцев- РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1991. — 80 с.
  75. , А. С. Физические задачи и индивидуальные пути образования / А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, С. Ю. Трофимова. СПб.: Образование, 1996. — 87 с.
  76. , А. С. Информационная методическая система обучения физике в школе: монография / А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, А. И. Ходанович. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 408 с.
  77. , А. С. Принцип толерантности при решении физических задач в средней школе / А. С. Кондратьев, Л. А. Ларченкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена СПб., 2008. — № 10 (64). — С. 158−168.
  78. , А. С. Инновационные аспекты применения качественных методов при обучении физике / А. С. Кондратьев, Л. А. Ларченкова, А. В. Ляпцев // Физическое образование в вузах. 2009. — Т. 15, № 14. — С. 114 126.
  79. , А. С. Компьютерное моделирование реальных процессов при изучении физики. Как оптимально обогреть дачу / А. С. Кондратьев, А. В. Ляпцев // Компьютерные инструменты в образовании. СПб., 2005. — № 5. -С. 21−27.
  80. , А. С. Математическое моделирование: аналитические и вычислительные методы / А. С. Кондратьев, А. В. Ляпцев И Компьютерные инструменты в образовании. СПб., 2007. — № 5. — С. 2024.
  81. , А. С. Физика. Задачи на компьютере / А. С. Кондратьев, А. В. Ляпцев. М.: Физматлит, 2008. — 400 с.
  82. , А. С. Методы решения задач по физике / А. С. Кондратьев, А. В. Ляпцев, Л. А. Ларченкова. М.: Физматлит, 2012. — 312 с.
  83. , А. С. Методология физической теории в школьном курсе физики / А. С. Кондратьев, В. Г. Петров, В. М. Уздин. Инта, 1994.- 104с.
  84. , А. С. Современные технологии обучения физике: учеб. пособие / А. С. Кондратьев, Н. А. Прияткин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2006. — 342 с.
  85. , А. С. Качественные методы при изучении физики в школе и вузе / А. С. Кондратьев, Н. А. Прияткин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 96 с.
  86. , А. С. Парадоксальные черты физического мышления / А. С. Кондратьев, Е. В. Ситнова. Иваново: ИГУ, 2010. — 344 с.
  87. , А. С. Методологический принцип симметрии в курсе физики средней школы: (метод, рекомендации) / А. С. Кондратьев, В. М. Уздин, А. М. Цатурян- РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1991. — 50 с.
  88. , А. С. Физические задачи и математическое моделирование реальных процессов: учеб.-метод, пособие для учителя / А. С. Кондратьев, М. Э. Филиппов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 111 с.
  89. , Н. В. Формирование системы методологических знаний при обучении физике в средней школе: дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Кочергина. М., 2003. — 406 с.
  90. , М. И. Мотивация углубленного изучения физики в школе / М. И. Кочкина, Л. В. Филимонова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2011. — Вып. 13. — С. 84−87.
  91. , В. В. Методология педагогического исследования: учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч.-пед. кадров / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 164 с.
  92. , В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  93. , В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования / В. А. Кузнецова. Ярославль: Изд-во Ярослав, гос. ун-та, 1995. — 267 с.
  94. , В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1979. — 126 с.
  95. , Л. Д. Курс общей физики. Механика и молекулярная физика / Л. Д. Ландау, А. Я. Ахиезер, Е. М. Лифщиц. М.: Наука, 1965. — 384 с.
  96. , В. В. Научные теории и эксперимент в содержании школьного физического образования / В. В. Лаптев // Преподавание физики в школе и вузе: Герценовские чтения: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2001. — С. 3−7.
  97. , В. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования / В. В. Лаптев, М. В.
  98. Швецкий. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 506 с.
  99. , Л. А. Из опыта практико-ориентированного обучения физике в средней школе / Л. А. Ларченкова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 10. — С. 131 -136.
  100. , Л. А. Исторические аспекты использования задач в обучении / Л. А. Ларченкова // Современные технологии обучения физике в школе и вузе: сб. науч. статей / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1999. -С. 74−77.
  101. , Л. А. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения физических задач: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. А. Ларченкова. СПб., 1999 — 198 с.
  102. , Л. А. Основные направления развития методики решения физических задач / Л. А. Ларченкова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2008. — Вып. 8. — С. 118−124.
  103. , Л. А. Познавательные затруднения учащихся при решении физических задач в зарубежных исследованиях / Л. А. Ларченкова, Е. А. Кашкарова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб.: 2011.-Вып. 13.-С. 88−94.
  104. , Л. А. Эффект обратного влияния тестирования и обучение физике в средней школе / Л. А. Ларченкова, Е. А. Кашкарова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2010. — Вып. 12. — С. 108−113.
  105. , И. И. Моделирование гидравлических явлений / И. И. Леви. Л.: Энергия, 1967. — 235 с.
  106. , А. С. Экспериментальные задачи физико-технического содержания как средство прикладной направленности школьного курса физики: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. С. Ломоносов. М., 1986. -178 с.
  107. , С. Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество / С. Н. Лысенкова. — М.: Новая школа, 1995. — 238 с.
  108. , С. Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких / С. Н. Лысенкова. М.: Школа-Пресс, 1997. — 94 с.
  109. , К. В. Методика применения знаний учащихся по алгебре при изучении курса физики I степени: дис.. канд. пед. наук / К. В. Любимов. -Глазов, 1968.-219 с.
  110. , А. Н. К методике изложения некоторых вопросов механики / А. Н. Малинин // Физика в школе. 1988. — № 4. — С. 51−58.
  111. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителей / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  112. , М. Ф. Из опыта изучения уравнений в курсе арифметики IV-V классов / М. Ф. Мартынова // Математика в школе. 1965. — № 3. -С. 52−56.
  113. , А. А. Изучение моделей в школьном курсе физики / А. А. Машиньян, Н. В. Кочергина // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. ст. СПб., 2008. — Вып. 8. — С. 86−92.
  114. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы: в 2 ч. 4.1. / под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. -320 с. — (Библиотека учителя физики).
  115. Методические рекомендации к использованию принципа относительности в курсе физики средней школы / сост.: С. В. Бубликов, М. П. Голубовская, А. С. Кондратьев, В. М. Уздин- ЛГПИ им. А. И. Герцена.-Л., 1989.-63 с.
  116. Методические рекомендации по решению задач по механике векторным методом / сост.: С. В. Бубликов, М. П. Голубовская, А. С. Кондратьев и др.- ЛГПИ им. А. И. Герцена.- Л., 1989. 52 с.
  117. Методологический принцип симметрии в курсе физики средней школы: (метод, рекомендации) / сост.: А. С. Кондратьев, В. М. Уздин, А. М. Цатурян- РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1991. — 50 с.
  118. , Н. Г. Опыт преподавания единого курса арифметики и начальной алгебры в V классе / Н. Г. Миндюк // Математика в школе. -1965.-№ 6.-С. 31−38.
  119. , М. А. Теория подобия и размерностей: учеб. пособие / М. А. Михалев. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. — 68 с.
  120. Модернизация общего образования. Вариативный личностно направленный учебный план школы: кн. для администратора школы / под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2002. — 95 с.
  121. , С. С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе: пособие для учителей / С. С. Мошков. Л.: Учпедгиз, 1955. — 204 с.
  122. , А. Альберт Эйнштейн: Беседы с Эйнштейном о теории относительности и общей системе мира / А. Мошковский- пер. И. Румер. -М.: Работник просвещения, 1922. 210 с.
  123. , И. Е. Методические проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях по физике: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Мураховский. СПб., 1996. — 173 с.
  124. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Министерство образования и науки РФ Электронный ресурс.: офиц. сайт. 2010. — 4 февраля. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 15.02.2010).
  125. , Д. А. Компьютерное моделирование физических процессов / Д. А. Негодин. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. — 53 с.
  126. , Ж. Г. Сборник тестов по физике / Ж. Г. Ниноян, П. Г.
  127. , Л. Н. Григорян, А. В. Петросян. Ереван: ООО «MOA», 2009. i268 с.
  128. , А. Аналогии в задачах по физике / А. Овчинников, В. Плис // Квант. 1998. — № 6. — С. 27−29.
  129. Олимпиады «Интеллектуальный марафон», физика / сост.: В. В. Альминдеров, А. И. Черноуцан. М.: Бюро Квантум, 2006. — 144 с.
  130. Основы методики преподавания физики в средней школе / под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. — 398 с. — (Библиотека учителя физики).
  131. Основы методики преподавания физики / под ред. Л. И. Резникова, А. В. Перышкина, П. А. Знаменского. М.: Просвещение, 1965. — 374 с.
  132. , Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003.- 616 с.
  133. , Б. Я. Становление современной физической картины мира / Б. Я. Пахомов. М.: Мысль, 1985. — 270 с.
  134. , А. В. Физика: учебник для 6−7 кл. сред. шк. / А. В. Перышкин, Н. А. Родина. Изд. 9-е. — М.: Просвещение, 1978. — 319 с.
  135. , И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / И. Г. Песталоцци- Акад. пед. наук СССР. М.: Наука, 1964. — 278 с.
  136. , В. Г. Решение физических задач с помощью компьютера как составляющая физического образования: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / В. Г. Петросян. М., 2009. — 40 с.
  137. Принцип суперпозиции и нелинейные эффекты в школьном курсе физики: методические рекомендации / сост.: А. С. Кондратьев, И. Я. Панина, В. В. Лаптев, Оралия Санчес Солорсано, В. М. Уздин- ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1990. — 42 с.
  138. Программы и критерии предмета «Физика» старшей школы. Ереван, 2009. — 137 с.
  139. , А. М. Изучить познавательные возможности у учащихся восьмилетней школы / А. М. Пышкало, А. Д. Семушин, А. Д. Терентьев // Математика в школе. 1965. — № 2. — С. 46−52.
  140. , В. Г. Качество знаний основ естественных наук: иллюзии и реальность / В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик // Открытая школа. М., 2001.-№ 6. -С. 2−5.
  141. , В. Г. Технология развития способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и действовать / В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. А. Сауров, В. В. Майер // Физика в школе. 2007. — № 6. — С. 50−55.
  142. , А. С. Образование как нравственный феномен / А. С. Роботова // Вестник Герценовского университета / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. — № 9. — С. 6−14.
  143. , Г. И. Математизация научного знания / Г. И. Рузавин. М.: Мысль, 1984. — 207 с.
  144. , Ю. А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников / Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  145. , А. А. Неизбежность новой методологии / А. А. Самарский // Коммунист. 1989. — № 1. — С. 84−92.
  146. , Б. Е. Многоуровневое образование: проблемы, сущность перспективы / Б. Е. Саморуков, С. А. Тихомиров // Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: межвуз. сб. науч. трудов. СПб., 1993. — С. 15−19.
  147. , Ю. А. О проблеме формирования методологической культуры / Ю. А. Сауров // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород, 2004. — С. 112−114.
  148. Сборник «Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент». Введение в информатику с позиций математического моделирования / под ред. А. А. Самарского- АН СССР. М.: Наука, 1988. — 172 с.
  149. Седов, J1. И. Методы подобия и размерности в механике / Л. И. Седов. 8-е изд., перераб. — М.: Наука, 1977. — 438 с.
  150. , Н. П. Методологические вопросы в курсе физики средней школы: пособие для учителей / Н. П. Семыкин, В. А. Любичанковский. -М.: Просвещение, 1979. 88 с.
  151. , Д. В. Общий курс физики / Д. В. Сивухин. М.: 1997. — Т.2.
  152. , Е. В. Развитие парадоксальности мышления как фактор обеспечения качества физического образования: дис.. докт. пед наук: 13.00.02 / Е. В. Ситнова. СПб., 2009. — 324 с.
  153. , Е. В. Моделирование как характерный этап процесса научного познания на уроках физики / Е. В. Ситнова, Л. А. Хромова // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 10.-С. 189−191.
  154. Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран: кн. для учителя / X. Бинешек, Я. Варга, М. Вюншман и др.- под ред. В. Г. Разумовского М. Просвещение, 1985. -256 с.
  155. , К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1951. 667 с.
  156. , В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция / В. С. Степин. М.: Прогресс-Традиция: Астра семь, 2000. — 743 с.
  157. , К. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: в 2 т. Т. 1 / К. Э. Суорц- пер. с англ. Е. И. Бутикова, А. С. Кондратьева М.: Наука, 1986. — 399 с.
  158. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева- НИИ общ. педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  159. , Р. Относительность, термодинамика и космология / Р. Толмен- пер. с англ. В. М. Дубовика, В. К. Игнатовича. М.: Наука, 1974. — 520 с.
  160. , Р. Характер физических законов / Р. Фейнман- пер. с англ. В. П. Голышева, Э. Л. Наппельбаума. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1987. -160 с.
  161. Фок, В. А. Квантовая физика и строение материи / В. А. Фок. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 29 с.
  162. Фок, В. А. Квантовая физика и философские проблемы / В. А. Фок- АН СССР, Ин-т философии. М., 1970. — 26 с.
  163. , А. Г. Использование задач-оценок в развитии научного мышления учащихся на уроках физики / А. Г. Хабибулина // Физика в школе и вузе: межвуз. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 11. — С. 106 112.
  164. , С. С. Как построить траекторию / С. С. Хилькевич, О. А. Зайцева // Квант. 1987. — № 7. — С. 26−31.
  165. , А. Я. Основные понятия математики в средней школе / А. Я. Ханчин // Математика в школе. 1939. — № 4. — С. 4−10- № 5. — С. 3−10.
  166. , Р. Наука Армении в седьмом веке: Анания Ширакаци / Р. Хьюсон // Isis. 1968. — Vol. 59, N 1. — P. 32−45. — На англ. яз.
  167. , А. М. Векторный метод решения некоторых задач по механике / А. М. Цатурян // Повышение эффективности обучения физике в средней школе: межвуз. сб. науч. трудов / J1111И им. А. И. Герцена. Д., 1989.-С. 109−116.
  168. , А. М. Комбинированные задачи по физике при повторении учебного материала / А. М. Цатурян // Повышение эффективности обучения физике в средней школе: межвуз. сб. науч. трудов / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1989. — С. 123−129.
  169. , А. М. Некоторые аспекты непрерывного образования физики в системе школа педагогический вуз / А. М. Цатурян // Физическое образование в вузах. — 2012. — Т. 18, № 1. — С. 133−139.
  170. , А. М. Опережающее обучение как один из принципов реализации обобщающего повторения и непрерывного образования в физике / А. М. Цатурян // Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2013. № 2. — С. 167−171.
  171. , А. М. Осуществление межпредметных связей физики и математики / А. М. Цатурян // Математика и физика в школе. Ереван, 1986. -№ 1. — С. 43−44.
  172. , A. M. Усиление практической направленности обучения физике при повторении / А. М. Цатурян, С. М. Парсаданян // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2011. — Вып. 13. — С. 112 117.
  173. , А. М. Повторение курса физики как обобщающая модель обучения физике / А. М. Цатурян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -СПб., 2011. № 141. — С. 141−148.
  174. , А. М. Повторение курса физики с привлечением знаний учащихся по математике / А. М. Цатурян // Физика в школе. 1990. — № 4.- С. 35−36.
  175. , А. М. Повышение качества знаний путем усиления методологической направленности при повторении курса физики в средней школе / А. М. Цатурян // Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2011. № 7. — С. 172−180.
  176. , А. М. Повышение эффективности обучения механике в средней школе на основе адекватного выбора математического аппарата: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. М. Цатурян. Л., 1990. — 148 с.
  177. , А. М. Применение математических знаний учащихся при решении физических задач в процессе завершающего повторения учебного материала / А. М. Цатурян // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2012. № 3. — С. 231−236.
  178. , А. М. Проявление методологического принципа толерантности при решении физических задач / А. М. Цатурян // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2010. — Вып. 12. — С. 134−139.
  179. , А. М. Реформирование образования в школах Армении и актуальные вопросы обучения физике / А. М. Цатурян // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 11. — С. 74−80.
  180. , А. М. Современные технологии организации обобщающего повторения школьного курса физики: монография / А. М. Цатурян. -Ванадзор: СИМ ТПАГРАТУН, 2013. 106 с.
  181. , А. М. Физика-12: учеб.-метод пособие по организации повторения школ курса физики (для учеников 12-го кл. ст. школы с углубл. обучением естествознанию и математике и общего потока) / А. М. Цатурян. Ванадзор: СИМ, 2012. — 194 с.
  182. , А. М. Экспериментальные физические задачи как средство формирования умения моделирования / А. М. Цатурян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2013. — № 160. — С. 209−216.
  183. , А. М. О двух различных методах нахождения центра тяжести некоторых тел / А. М. Цатурян, А. Аракелян // Бнагет: науч.-метод. журн. Ереван, 2006. — № 3−4. — С. 37−40.
  184. , А. М. Пути углубления знаний школьников о теплоемкости в условиях дифференцированного обучения / А. М. Цатурян, А. Аракелян // Материалы межвузовской конференции, посвященной 80-летию С. Н. Мергеляна/ ВГПИ. Ванадзор, 2008. — С. 184−189.
  185. , А. М. Повышение эффективности повторения курса физики на основе адекватного выбора математического аппарата / А. М. Цатурян, А. Аракелян, Г. Карганян // Мхитар Гош: науч.-метод. журн. Ереван, 2008. -№ 3. — С. 153−156.
  186. , А. М. Целесообразность использования элементарных математических методов при решении некоторых задач по физике / А. М. Цатурян, А. Аракелян // Банбер: статьи межвуз. науч. конф. / ВГПИ. -Ванадзор, 2007. № 1. — С. 51−57.
  187. , А. М. Решение одной задачи о движении тела в гравитационном поле / А. М. Цатурян, А. Аракелян, Г. Карганян // Банбер: науч. труды ВГПИ. Ванадзор, 2008. — № 3. — С. 401−403.
  188. , А. М. О некоторых математических фактах в процессе преподавания физики / А. М. Цатурян, А. Аракелян, С. Парсаданян // Мхитар Гош: науч.-метод. журн. Ереван, 2006. — № 3. — С. 178−180.
  189. , А. М. Повторение как важнейший компонент учебного процесса / А. М. Цатурян, Г. Карганян // Педагогика. Ереван, 2008. — № 34. — С. 56−64.
  190. , А. М. Об одной связи физики и математики / А. М. Цатурян, К. В. Папоян // Математика и физика в школе: науч.-метод. журн. -Ереван, 1990. № 5. — С. 24−26.
  191. , А. М. Осуществление межпредметных связей физики и математики в процессе повторения курса физики / А. М. Цатурян, С. Парсаданян, А. Аракелян // Мхитар Гош: науч.-метод. журн. Ереван, 2007. -№ 1. — С. 136−138.
  192. , А. М. О некоторых математических соотношениях, вытекающих из физических соображений / А. М. Цатурян, С. М.
  193. , В. Ф. Манукян, Г. С. Никогосян // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2012. — Вып. 14. — С. 234−237.
  194. , А. М. Совершенствование повторения курса физики в средней школе / А. М. Цатурян, С. Парсаданян, В. Саркисян // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2009. — Вып. 10. — С. 200 205.
  195. , А. М. Методологические вопросы организации заключительного повторения школьного курса физики / А. М. Цатурян, Э. А. Туманян // Научные труды. Физика, математика / ВГПИ. Ванадзор, 2012. — С. 57−63.
  196. , А. М. Проявление понятия «скорость» в школьном курсе физики / А. М. Цатурян, Э. А. Туманян, Г. С. Никогосян // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. статей. СПб., 2012. — Вып. 14. — С. 238−240.
  197. , А. М. О некоторых свойствах гиперболы и ее касательной / А. М. Цатурян, А. М. Цатурян, А. А. Андреасян // Математика и физика в школе: теорет., пед.-метод. прил. Журн. «Советский педагог». Ереван, 1988. — № 4. — С. 38−40.
  198. , А. М. Математическое моделирование и компьютерное программирование физических процессов / А. М. Цатурян, С. Эксузян, С. А. Цатурян // Мхитар Гош: науч.-метод. журн. Ереван, 2009. — № 3. — С. 193−196.
  199. , Н. В. Принцип научности знаний с позиций обновления современного физического образования / Н. В. Шиян // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2005. — № 5(12). — С. 328−334.
  200. , H. В. Проблемы модернизации школьного физического образования и возможности их решения / Н. В. Шиян // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2003. — № 3(6). — С. 177−186.
  201. , И. А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Самара, 1995. — 151 с.
  202. , Э. Е. Методика преподавания физики в средней школе. Механика: пособие для учителя / Э. Е. Эвенчик, С. Я. Шамаш, В. А. Орлов. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  203. , А. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квант: пер. с англ. / А. Эйнштейн, JI. Инфельд. Изд. 2-е. М.: Гостехиздат, 1956. — 280 с.
  204. , А. А. Курс теоретической механики: учебник для втузов. Ч. I. Статика. Кинетика / А. А. Яблонский, В. М. Никифорова. 5-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1977. — 368 с.
  205. Ayodele О. Ogunley. Teachers' And Students' Perceptions Of Students' Problem-Solving Difficulties In Physics: Implications For Remediation / Ayodele O. Ogunley // Journal of College Teaching & Learning. 2009. — Vol. 6, N 7 (November). — P. 85−90.
  206. De Jong, T. Learning and Instruction with computer simulations: Learning processes involved / N. De Jong, M. Njoo // Computer-based learning environments and problem solving. Berlin, 1992. — P. 411−429.
  207. Egbert Harskamp. Structured Collaboration versus Individual Learning in Solving Physics Problems / Egbert Harskamp, Ning Ding // International Journal of Science Education. 2006. — Vol. 28, N 14 (November). — P. 16 691 688.
  208. Ganina, S. Futisikaoppe efektiivsuse mootmine / S. Ganina, H. Voolaid // Eesti Fuusika Seltsi aastaraamat, 2007. Tartu, 2008. — P. 86−92.
  209. Henk J. Pol. The Effect of Hints and Model Answers in a Student-Controlled Problem-Solving Program for Secondary Physics Education / H. J.
  210. Pol, E. G. Harskamp, С. J. M. Suhre, M. J. Goedhart // Journal of Science Education and Technology. 2008. — Vol. 17. — P. 410−425.
  211. Jennifer Docktor. Assessment of Student Problem Solving Processes / J. Docktor, K. Heller // Physics Education Research Conference, 2009: proc., Ann Arbor, Michigan, July 29−30, 2009. Ann Arbor, 2009. — P. 133−136 — (PER Conference series- vol. 1179).
  212. National Educational Technology Standards for Teachers. Preparing Teachers for Use Technology / International Society for Technology in Education (ISTE). Eugene, OR: ISTE, 2002. — 380 p.
  213. Serway, R. A. College Physics / R. A. Serway, Ch. Vuille. 9th ed. — Boston, MA: Brooks/Cole, Cengage Learning, 2012. — 1145 p.
  214. Woei Hunga. Conceptual Understanding of Causal Reasoning in Physics / W. Hunga, D. H. Jonassen // International Journal of Science Education. -2006. Vol. 28, N 13 (October). — P. 1601−1621.
Заполнить форму текущей работой