Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом защиты является разработанная наш система нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества, которая состоит в обосновании следующих основных положений: эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков средствами народного творчества обусловлена степенью заинтересованности и увлечения этими произведениями, понимания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. I. ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО. И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
    • 1. Сущность единства нравственного и эстетического воспитания
    • 2. Взаимодействие учебной и внеклассной работы -важнейший фактор процесса нравственно-эстетического воспитания младших подростков
    • 3. Народное художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания
  • ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
    • 1. Народное песенное творчество в учебном процессе советской школы и его воспитательные возможности
    • 2. Характеристика уровня нравственно-эстетической воспитанности младших подростков
    • 3. Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста

Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях совершенствования развитого социализма все более возрастает роль воспитательной работы. «От успехов идеологической, политико-воспитательной работы, — говорится в постановлении ЦК КПСС „О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы“ , — все больше зависит ход экономического, соци-ально-полйтического и культурного развития страны.» .

Основоположники марксизма-ленинизма видели коммунистический идеал человека во всестороннем и гармоническом развитии личности.

К.Маркс отмечал, что сущность человека «есть совокупность всех о общественных отношений». С учетом этого методологического положения А. С. Макаренко указывал, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым Q он подвергается». Любое средство, любой вид воспитания приведет к эффективным, желаемым результатам только в процессе тесного взаимодействия всех составных частей коммунистического воспитания.

В стране сложилась общегосударственная система коммунистического воспитания, — которая охватывает интеллектуальное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения. Выдвинутая ХХУ съездом KIICC идея комплексного подхода к постановке всего дела воспитания получила дальнейшее развитие в материалах ХХУ1 съезда партии. Съезд обратил внимание на.

1 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. — М.- 1979, с. 6.

2 Маркс К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3.

3 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания /тезисы/. Избр, педаг. соч. в 2-х т. — М.: 1977, т. 1, с. 258. необходимость в воспитательной работе учета жизненных условий, которые значительно изменились за последнее время, указал на возросшую активность пропагандистских средств классового противника, усиление его попыток оказать разлагающее воздействие на созт нание советских людей. В связи с этим комплексный подход к воспитанию школьников предполагает связь учебной, внеклассной и внешкольной работы.

С новой силой эта линия партии проявились в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где поставлена задача «разработать рекомендации по комплексному подхода к воспитательной работе в учебных заведениях, цредусматри-вающие координацию усилий по всем направлениям коммунистического воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного, эс 2 тетического, физического». Все это свидетельствует о повышении роли и ответственности школы за воспитание подрастающего поколения, а взаимодействие различных сторон коммунистического воспитания становится одной из важнейших проблем педагогической теории и практики.

В комплексе всех видов воспитания особое место сегодня занимает нравственное и эстетическое. Современный уровень развития нашего общества поднялся на такую ступень нравственной зрелости, когда моральные нормы оправдывают и выполняют свое назначение только во взаимодействии с эстетическими началами. В то же время функции эстетического воспитания членов общества не проявляются с достаточной-эффективностью без органической связи с усвоением моральных норм развитого социализма.

Значение эстетического воспитания в нравственном совершенст.

1 Материалы ХШ съезда КПСС. — М.: 1981, с. 75.

2 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб.док. и матер. — M. s 1984, с. 45. вовании личности школьника возрастает по мере роста требований времени, когда проблемы духовного развития каждого человека стали предметом государственной заботы, а нравственно-эстетическое воспитание, осуществляемое в едином комплексе с идейно-политическим и трудовым, входит, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, в число самых актуальных задач, стоящих перед советским народом.

Основы нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи были заложены выдающимися советскими педагогами П.П.Блон-ским, Н. К. Крупской, А, В. Луначарским, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. Н. Шацкой. Они последовательно подчеркивали огромную роль эстетического начала в нравственном развитии школьников.

За последнее время проведена значительная исследовательская работа по проблеме единства нравственного и эстетического как в философском /В.Ф.Асмус, А. И. Буров, М. С. Каган, В.И.Толстых/, так и в педагогическом плане /Н.И.Болдырев, Д. И. Водзинский, Н. К. Гончаров, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, А. О. Пинт, В.А.Сухомяинский/.

Обращает на себя внимание появление ряда диссертационных работ, статей, брошюр, посвященных нравственно-эстетическому воспитанию /В.И.Асмолова, Х. Х. Габраль, В. К. Григорова, А. С. Каргин, А. И. Луговский, РД. Любимая, Л. Ф. Федорова, Н. С. Эйхе и Н. П. Соколова и др./. Их авторы рассматривают теоретические основы взаимосвязи двух видов воспитания, указывают на то, что эти вопросы решались и могли решаться только в зависимости от тех исторических возможностей (экономических, социальных, культурных и т. д.), которые создавала эпоха, что наиболее гармоничное сочетание и единство нравственного и эстетического в практике воспитания возможно только в условиях коммунистического общества и т. п.

Однако в имеющихся работах не до конца раскрыты вопросы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства, представляющие как теоретический, так и практический интерес, далеко не исчерпаны и их возможности. Особенно актуальной эта проблема становится сейчас ввиду все большего проникновения буржуазной художественной культуры в нашу страну и ее влияния на отдельные группы советских людей, особенно молодежь. Эта культура, рассчитанная на внеэмоциональное ее восприятие, не несет в себе ни подлинно моральных, ни эстетических ценностей, порождает подражание зарубежной моде, музыке, поведению, несовместимое с идеалами коммунистического общества.

В связи с этим педагогическая практика выдвигает много новых общих и частных сторон проблемы, в том числе воспитание средствами искусства, художественные образы которого всегда содержат нравственный элемент. Поэтому любое высокохудожественное произведение представляет собой нерасторжимое единство двух начал — эстетического и нравственного. «А где, как не в школе, — говорится в материалах июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, — может человек получить начала эстетического воспитания-, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?» 1. Именно искусство воздействует через эмоциональный и чувственный мир человека на формирование его нравственных качеств. А воспитание чувств, «влияние нравственное, — отмечал выдающийся отечественный педагог.

К.Д.Ушинский, — составляет главную задачу воспитания, гораздо боо лее важную, чем развитие ума вообще" .

Моральный кодекс строителя комгдунизма предусматривает у будущих граждан наличие прежде всего таких нравственных черт, как.

1 Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.- 1983, с. 18.

2 Ушияский К. Д. О нравственном элементе в воспитании. — Собр. соч. в 7-и т. — М.- I.: 1948, т. 2, с. 431. гуманность, трудолюбие, доброта, внимание к людям, любовь к Родине, родногду краю, природе* Даже при первом знакомстве с данными категориями становится ясным, что качества эти — главным образом чувства, А потоку в нравственно-эстетическом воспитании искусство имеет непреходящее значение. Особое место занимает здесь народное художественное творчество.

В современных условиях советская педагогика следуя марксистско-ленинским принципам и являясь качественно новым этапом в развитии педагогической теории, критически использует все ценное из наследия прошлого. Произведения многовекового художественного творчества, сохраняющие в себе воспитательные идеи и возможности, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса советской школы. Поиск новых путей и форм работы, использование лучших образцов народного творчества в привитии нашим школьникам гражданских и человеческих качеств является важной воспитательной задачей.

К.Маркс и Ф. Энгельс видели в народном искусстве, в чистоте его красок, не замутненных наслоениями классовых предрассудков, основу для развития искусства коммунистического будещего. Не случайно в Программе КПСС подчеркивается необходимость поддерживать прогрессивные традиции каждого народа, делая их достоянием всех I советских людей" .

Во все времена народное искусство привлекало к себе прежде всего этическими и эстетическими ценностями. Однако, как показали наши наблюдения, анализ школьных программ и учебников знакомство с психолого-педагогической и искусствоведческой литературой, вопросы воспитания учащихся средствами народного художественного творчества не заняли в школьной практике надлежащего места. Поэто'.

I Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М.: 1977, с. 115. щ они до сих пор не подучили эффективного решения. Достаточно сказать, что эта проблема частично разработана всего в нескольких диссертационных исследованиями, освещающих народные традиции в воспитании школьников Киргизии /Ж.Бешимов/, Узбекистана Д'1.А. Муратова/, Грузии /Ж.Г.Коидзе/, Чечено-Ингушской автономной области /Н.Б.Еитиева/. В некоторых работах рассматриваются цроблемы использования народного творчества в эстетическом воспитании школьников /Ф.Г.Никитина, В. Д. Халилов, Р. Н. Хакимов, А. И. Косарева, В.И.Юцевич/, в нравственном воспитании /О.М.Валяева/, в развитии творческих способностей учащихся /Д.М.Скильский/. Отдельные работы посвящены формированию интереса к народной музыке у подростков /Л.Бабенко, А.Г.Болгарский/, изучению народного творчества как средства воспитания эстетической культуры учащихся /Т.Т.Тур-сунов/, советского патриотизма и социалистического интернационализма /В.В.Ткач/.

Проблема нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества изучена слабо и не нашла достаточного научного освещения в педагогической литературе. В исследованиях мало внимания уделяется вопросу взаимосвязи двух сторон воспитания особенно в процессе взаимодействия учебной и внеклассной работы. В практической деятельности школ не единичны случаи, когда система работы ориентирована на усвоение учащимися знаний норм морали без учета чувственной сферы, а многие учителя вообще не придают должного значения воспитательным возможностям народного творчества.

В современных условиях, в период острой идеологической борьбы, от исхода которой во многом зависит будущее человечества, партия ставит задачу повысить бдительность не только в политической, но и в духовной сфере. Поэтому предстоящей реформой школы предусматривается улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Надо «поставить надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукцииподчеркивается в основных направлениях реформы*». Б этой связи приобщение учащихся к народному художественно^ творчеству приобретает все более актуальное значение.

Буржуазная пропаганда делает все, чтобы отделить нравственные принципы от эстетических идеалов народа и тем самым принизить общественные функции искусства, в том числе и народного. Она делает особую ставку на одурманивание, политическую неискушенность в первую очередь молодежи, используя музыку, кино, изобразительное искусство для достижения этой цели.

Как свидетельствует конкретно-социологическое исследование, проведенное Институтом художественного воспитания АНН СССР, большинству подростков характерно увлечение современной легкой щзя-кой ярко выраженного развлекательного характера. Используя это увлечение и интерес, буржуазные идеологи с помощью средств массовой информации пытаются пропагандировать «массовую культуру», формировать у подростков и молодежи стран социализма низкий художественный вкус, идеологическую и эстетическую неразборчивость. Определенным заслоном на пути к подобной цропаганде могут стать произведения народного творчества в том случае, если мы шире, разнообразнее и эффективнее будем использовать их в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Фольклорные произведения могут оказать значительное воздействие на формирование социально важных качеств подрастающего поколения.

Социальная значимость проблемы, ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор следующей теш исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков.

I 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы, с. 49. средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)" .

Объектом исследования является процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста, а его предметом — педагогические условия повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами народного художественного творчества во взаимосвязи учебной и внеклассной работы. Цель исследования состояла в разработке такой системы изучения произведений народного художественного творчества, которая отвечала бы требованиям дальнейшего повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся-подростков.

В основу исследования была положена следующая г и п о т е-з а: если активизировать интерес учащихся младшего подросткового возраста к произведениям народного художественного творчества и добиться эмоционального восприятия и переживания ими эстетического объекта, то это будет способствовать повышению эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

— выявить сущность нравственно-эстетического воспитания;

— раскрыть воспитательные возможности произведений народного художественного творчества и активизировать у учащихся-подростков интерес к их изучению;

— разработать критерии оценки уровней нравственно-эстетической воспитанности учащихся;

— определить формы и методы повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания средствами народного песенного творчества в учебной и внеклассной работе и экспериментально проверить целесообразность их применения.

Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о цели и задачах коммунистического воспитания, ленинская теория отражения. В исследовании мы руководствовались также решениями ХХУ1 съезда КПСС, материалами июньского Д983 г./, апрельского Д984 г./ Пленумов ЦК КПСС, Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, с учетом теоретического наследия выдающихся отечественных педагогов К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Задачи исследования потребовали изучения и анализа программ, методических и учебных пособий по русской, украинской литературе и цузыке в общеобразовательной школе для учебной и внеклассной воспитательной работыфилософской, психолого-педагогической, искусствоведческой и литературоведческой литературы по вопросам воспитания, восприятия произведений народного творчества и художественной образности.

В своем исследовании автор опирался на результаты изучения данной проблемы в имеющейся литературе. При этом использовались традиционные методы, модифицированные в соответствии с особенностями объекта и предмета исследования: целенацравленное наблюдение в ходе предварительных занятий и формирующего эксперимента, анализ устной и письменной интерпретации произведений народного творчества, разные виды диагностированных заданий на всех этапах исследования, методы опроса, сравнения, убеждения, а также индукции и дедукции, процессы абстрагирования и конкретизации. В зависимости от конкретной задачи на каждом этапе работы применялись и соответствующие методы, взаямодополняющие .друг друга и взаимосвязанные между собой.

— 12.

При снятии срезов и определении уровней воспитанности использовались методы анкетирования, анализа письменных работ учащихся, рейтинга и самооценки, позволившие устанавливать появление признаков и тенденций формирующихся качеств личности подростков. Важное место в исследовании занял метод обобщения независимых характеристик. Его сущность заключалась в обобщении сведений об учащихся, полученных учителягли-предметниками, классными руководителями, товарищами школьников, родителями.

Особое внимание при определении уровня воспитанности было уделено методу рейтинга — оценке деятельности учащихся компетентными судьями, экспертами. Этот метод, предоставляя возможность подключить к анализу и оценке воспитанности школьников педагогов, родителей, предъявляет определенные требования к подбору экспертов. Это прежде всего компетентность, объективность, аналитичность и широта мышления, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе и др. При подборе экспертов мы стремились выдержать этот разнообразный круг требований.

Проведенный наш педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, как один из главных методов исследования, представлял собой целенаправленный процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся при знакомстве с произведениями народного песенного творчества.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов и проводилась последовательно в период с 1977 по 1984 годы в школах Ж 38, 79, 178, 229 г. Киева, 58 г. Одессы, В 16 г. Каменец-Подольский Хмельницкой области, Вишневских школах Ш I, 2, 3, Боярских №№ 1,3, Киево-Святошинского района Киевской области, Драбовской, Стеблевской средних школах Корсунь-Шевченковского района, Христиновской СШ № 2 Черкасской области. В эксперименте приняло участие — 1728 учащихся младшего подросткового возраста.

На первом этапе исследования /1977;1979 гг./ изучался массовый опыт школ по нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами народного творчества, литературные источники, освещавшие данную проблему, накапливался материал для констатации, выдвигались предположительные рабочие гипотезы, составлялся первоначальный план и программа исследования, определялись его цели и задачи.

На втором этапе /1979;1981 гг./ выявлялись особенности восприятия фольклорных произведений, разрабатывались критерии нравственное стетической воспитанности учащихся, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе /1981;1984 гг./ решались задачи, связанные с организацией и проведением формирующего эксперимента, анализировались и оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии и обосновании на основе комплексного подхода, предполагающего не только взаимосвязь двух сторон воспитания, но и взаимодействие учебной и внеклассной работы, воспитательных возможностей народного художественного творчества и, в частности, песенного творчества русского и украинского народов, в соответствии с современными условиями его бытованиявыработке критериев нравственное стетическ ой воспитанности учащихся младшего подросткового возраста.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы нравственно-эстетического воспитания средствами народного песенного творчества во взаимосвязи учебной и внеклассной работы и возможности ее непосредственного применения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы учителями музыки, литературы, организаторами внеклассной работы, воспитателями. Предложенная автором и экспериментально проверенная научно-педагогическая организация нравственно-эстетического воспитания при изучении произведений народного песенного творчества способствует повышению эффективности воспитательного процесса, определению конкретных путей учета и поэтапного роста уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся.

Предметом защиты является разработанная наш система нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества, которая состоит в обосновании следующих основных положений: эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков средствами народного творчества обусловлена степенью заинтересованности и увлечения этими произведениями, понимания их нравственно-эстетического смысла, поэтапностью в изучении и эмоционально-образным восприятиемуспешное и целенаправленное формирование нравственно-эстетических качеств подростков требует вычленения нравственного и эстетического содержания произведений народного художественного творчества, развития у учащихся оценочных суждений, хорошо организованной взаимосвязи учебной и внеклассной работыдля активизации процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся подросткового возраста необходимо использование дополнительных средств как в учебной, так и во внеклассной работе, способствующих расширению ассоциативного фонда и развитию интереса учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде городов и районов УССР и ее длительностью /1977;1984 гг./- изменением отношения учащихся-подростков к произведениям народного художественного творчества, к занятиям во внеурочное время, к учебе, труду, црироде, взаимоотношениям между людьми, улучшением дисциплинированности, повышением уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихсясочетанием количественного и качественного анализов полученных данных исследования.

Результаты исследования апробировались в ходе практической работы учителей общеобразовательных школ гг. Киева, ОдессыКиевской, Черкасской и Хмельницкой областей, в процессе выступлений автора с сообщениями и докладами на научных конференциях кафедр КЕПИ игл. А. М. Горького в 1980;1984 годах, юбилейной научной конференции молодых ученых и аспирантов КШИ им. А. М. Горького, посвященной 1500-летию г. Киевэ./1982 г./, в лекциях для учителей и воспитателей общеобразовательных школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование сознательного строителя нового общества на современном этапе приобретает особую актуальность и значимость. В условиях обострения идеологической борьбы наука о воспитании, формировании идейно направленной личности, преданной делу коммунизма, становится в один ряд с науками, решающими важнейшие задачи научно-технической революции.- В этой связи Коммунистической партией и Советским правительством намечен курс на комплексный подход к воспитанию, сердцевиной которого является взаимосвязь нравственного, трудового, идейно-политического и эстетического воспитания. В нашем исследовании рассмотрен один из аспектов такой взаимосвязи — нравственно-эстетический. Избрав в качестве средства воспитания народное художественное творчество, мы руководствовались положениями К. Маркса, Ф-Энгельса, В. И. Ленина, которые видели прежде всего в народном искусстве, в чистоте его красок, не замутненных наслоениями классовых предрасудков, основу для духовного развития человека коммунистического общества, большую воспитательную ценность. А это значит, что творчество народа является самым совершенным, наиболее пригодным для воспитания искусством. Именно «в творчестве истинно-народном, — по словам А. М. Горького, — эстетика — учение о красоте всегда тесно связана с этикой — учением о добре» *.

Наше исследование показало, что целенаправленная и систематическая работа над произведениями народного творчества дает возможность осуществления нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи. Особенности произведений народного творчества, их образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответст.

I Горький A.M. Баллада о Робин 1Уде.-В кн.: Несобранные литературно-критические статьи. -М.: 1941, с, 305. вуют психологическим возможностям восприятия детей. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, глубоко понимавшие природу детей, считали, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки, которыми полны народные произведения.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Народное художественное творчество является важным источником и средством нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Восприятие и переживание учащимися в процессе изучения произведений народного творчества эстетических объектов формируют у них высокохудожественный вкус, воспитывают любовь к Родине, к труду и людям труда, к природе и другие нравственные и эстетические чувства.

2. Необходимым условием нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества является правильный отбор его произведений, отвечающих познавательным возможностям младших подростков и целям их воспитания.

3. Эксперимент показал, что успех воспитания зависит от того, в какой степени обеспечиваются необходимая направленность и единство учебной и внеклассной работы с учащимися, призванных способствовать росту уровня их нравственно-эстетической воспитанности.

4. Эффективность нравственно-эстетического воспитания младших подростков возрастает, если найдены пути сочетания учебной и внеклассной работы. Их единство достигается в том случае, если каждая из этих сторон учебно-воспитательного процесса способствует росту уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся. При этом важно, чтобы и учебная и внеклассная работы носили целенаправленный, последовательный и систематический характер с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших подростков.

5. Особо важное значение для достижения воспитательной цели имеет формирование у учащихся умений эмоционально-образного восприятия и оценки произведений народного художественного творчества, осознание их нравственно-эстетического смысла. Этот вывод водтверждает результаты эксперимента, посвященного использованию народной песни, как средства нравственно-эстетического воспитания учащихся.

6. Одним из ведущих условий повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания младших подростков средствами народного песенного творчества является последовательно-поэтапное его изучение. Такими этапами были: первичное восприятие, «детальное видение» и целостное осознание эстетического объекта. На каждом этапе последовательно вводились такие новые элементы как сопоставление различных (традиционных и современных) исполнительских вариантов народной песни, коллективное обсуждение нравственного и эстетического смысла изучаемой песни, идентификация с ее образами. Это повышало у учащихся интерес к народному песенному творчеству и помогало им глубоко осмыслить его воспитательное значение.

7. Результаты осуществленного исследования позволяют утверждать, что предлагаемая система работы над произведениями народного песенного творчества значительно повышает уровень нравственно-эстетической воспитанности учащихся-подростков, прививает любовь и интерес к народной песне, воспитывает художественный вкус и умение разбираться в сложных явлениях современного музыкального искусства.

8. В соответствии с уровнями воспитанности (оптимальный, удовлетворительный, поверхностный), а также формами взаимосвязи нравственного и эстетического развития учащихся (00, ОУ, УО, ОП, УУ, ПО, УП, ПУ, ПП) в процессе исследования были определены три.

• 164 зоны нравственно-эстетической воспитанности учащихся-подростков. Выделение этих зон, по нашему мнению, имеет теоретическое и практическое значение. Оно позволяет сделать процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами народного художественного творчества более осознанным и управляемым.

9. Исследование подтвердило вццвинутую гипотезу и дает предпосылки к практическим рекомендациям, заключающимся в необходимости: а) специальной подготовки учителей и выработки умения находить пути и формы взаимосвязи учебной и внеклассной работы при изучении произведений народного творчестваустановления оптимального объема привлекаемых дополнительных знаний, навыков, умений. Этот вопрос должен стать предметом обучения студентов в вузах, на курсах переподготовки и повышения квалификации учителейб) педагогической цропаганды и работы с родителями, направленной на то, чтобы убедить их в нужности и полезности внеклассной работы, расширении и углублении проявляющихся у ребят способностей, обеспечении благоприятных условий для развития детских интересов и увлечений, а также более полной реализации воспитывающей функции народного искусствав) издания учебно-методического пособия по изучению народного художественного творчества, в котором бы анализировалось образное содержание произведений с дидактической и воспитательной направленностьюг) составления и выпуска в помощь учителям хрестоматии педагогического народно-песенного репертуара для учащихся 4−7 классов с учетом его нравственно-эстетического содержанияд) создания репертуарного сборника обработок народных песен для школьных вокально-инструментальных ансамблейе) выпуска граммпластинок с записями народных песен, рассчитанных на учащихся среднего школьного возраста, в исполнении наших лучших вокально-инструментальных ансамблей, известных певцов и хоровых коллективовж) более широкого использования учителями в практической работе технических средств обучения с целью накопления учебного материала для сопоставления произведений народного творчества в различных интерпретациях и воспитания подростков его средствами как в учебной, так и во внеклассной работе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой