Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Молодежная субкультура как игровая мифоритуальная система

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Молодежные субкультуры второй половины прошлого века возникали, как правило, как протестные, или контркультурные, сообщества. Современные молодежные субкультуры не обязательно несут в себе контркультурную компоненту. Они становятся способом самореализации, оказывают влияние на культуру общества. Молодежная культура выступает как особый способ утверждения собственной позиции, зачастую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа молодежных субкультур
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию молодежной субкультуры в структуре современной культуры
    • 1. 2. Теоретико-методологическая «рамка» исследования молодежной субкультуры: габитус молодежной субкультуры как игры
  • Глава 2. Миф, ритуал, символ в системе молодежной субкультуры
    • 2. 1. Миф как ценностно-смысловая граница игрового мира молодежной субкультуры
    • 2. 2. Ритуал как предметно — деятельностное основание молодежной субкультуры
    • 2. 3. Символы, знаки, коды как соединение ценностно-смыслового и вещественно-предметного выражения габитуса молодежной субкультуры

Молодежная субкультура как игровая мифоритуальная система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования объясняется тем, что на смену представлению о единой, универсальной, культуре пришла парадигма понимания множественности культур. С этой точки зрения культура представляет собой совокупность локальных образований (этнических, социальных, профессиональных, корпоративных и т. п.). Ко второй половине XX века стало ясно, что внутри культуры нарастает субкультурное разнообразие. Одним из субкультурных образований являются молодежные субкультуры. Они появились в 50-ые гг. XX в. и исчислялись единицами. Сейчас существует множество молодежных субкультур: ролевики, толкиенисты, готы, байкеры, фурри, эмо и др. Они различны, часто несовместимы друг с другом.

Молодежные субкультуры второй половины прошлого века возникали, как правило, как протестные, или контркультурные, сообщества. Современные молодежные субкультуры не обязательно несут в себе контркультурную компоненту. Они становятся способом самореализации, оказывают влияние на культуру общества. Молодежная культура выступает как особый способ утверждения собственной позиции, зачастую альтернативной по отношению к общественной, как форма выражения креативного потенциала, как способ выстраивания собственного мира. Всякая культура может рассматриваться как игра, но особенно через игру выявляется суть молодежной субкультуры. Эпоха «текучей современности» (З.Бауман) отражает переход от мира жестко структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств, к миру пластичному, текучему, свободному от барьеров и границ. В этом неустойчивом, непрочном, неожиданном, изменчивом мире отсутствует естественная идентичность. Возникает необходимость её поиска и конструирования, что особенно важно для молодежи. Молодежная субкультура создается теми, кто не вписывается в жесткие рамки официальной культуры общества. Это связано либо с нахождением в неопределенном состоянии перехода из одной социальной структуры в другую (лиминальное состояние), либо в результате того, что опыт взрослого поколения оказывается для молодых неприемлемым, и молодежь вынуждена выстраивать свою культуру.

Ежегодно наблюдается процессы, связанные с актуализацией одних субкультур, а также «угасанием» других. Есть ли между ними что-то общее? Можно ли выделить какие-либо закономерности возникновения и исчезновения молодежных субкультур? Если культура существует через локальные образования, то можно ли выделить что-то общее в них? Что объединяет и различает молодежные субкультуры? Целый спектр вопросов требует серьезного теоретического осмысления. Это и составляет проблемное поле исследования.

Степень разработанности темы.

Феномен молодежной субкультуры во второй половине прошлого века стал объектом научных исследований в целом ряде гуманитарных дисциплин. Первоначально молодежные субкультуры как один из важных элементов социокультурной стратификации изучались в рамках социологии. В работах философов, антропологов и культурологов данный феномен распространился значительно позднее.

Проблема диссертационной работы предполагает обращение к литературе из нескольких областей исследований, где тематизируются следующие понятия, культура, современная культура, субкультура, игра, габитус, миф, символ, ритуал, практика, творчество.

Первый блок занимают исследования, связанные с изучением сущности культуры с точки зрения различных подходов: позитивизм (Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер и др.), эволюционизм (Э.Тайлор, Дж. Фрезер и др.), психоанализ (Г. Рохейм, 3. Фрейд, К. Юнг), деятельностный подход (В.Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Э. С. Маркарян и др.), диффузионизм (Ф. Гребнер, Ф. Ратцель, А. Крёбер, К. Уисслер, Л. Фробениус и др.), биологическое направление (А. Бастиан, А. Гобино), психологическое направление (В.Вундт, Г. Лебон, У. Самнер, Л. Ф. Уорд и др.), функционализм (Б.Малиновский, А. Рэдклифф-Браун), аксиологический подход (В. Виндельбанд, Н. Гартман, В. Дильтей, Г. Зиммель, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, Р. Ott, Г. Риккерт, М. Хайдеггер, А. Швейцер, М. Шелер, О. Шпенглер, Э. Штейн, К. Ясперс), семиотический подход (Р. Барт, К. Лоренц, Ю. Лотман) и др.

Для нашего исследования наиболее значимой явилась игровая концепция культуры. Проблематика игры крайне обширна. Игру как явление изучают такие разные дисциплины, как биология, психология, культурология, философия. В биологическом контексте игра рассматривалась В. Вундтом, Г. Спенсером и, в теории упражнения у К. Грооса, также у К. Бюллера, В. Штерна. В психоаналитической теории игру изучали Э. Берн, Ф. Бойтендайк, 3. Фрейд. Психологии игры посвящены исследования Л. С. Выготского, П. П. Блонского, Ж. Пиаже, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина. Однако наиболее интересными представляются исследования и идеи, связанные с игрой, в философии, культурологии и эстетике. Игру как «язык трансценденции» рассматривали Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер. Л. Витгенштейн в аналитической философии рассматривал феномен «языковой игры" — теологический аспект игры представлен в работах Р. Гвардинихудожественные концепции игры — Г. Гессе, Т. Маннв работах Дж. Морено игра рассматривалась как «психодрама», Дж. Мид уточняет понятие игрв теории «социальных ролей», семиотический аспект игры освещен в работах Р. Кайюа. Игру как суть культуры обосновали Э. Финк и Й. Хёйзинга.

Молодежные субкультуры существуют в пространстве повседневности, которой посвящались работы П. Бергера, Ф. Броделя, Б. Вальденфельса, Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, Т. Лукмана, Т. Риди, М. Хайдеггера, А. Шютца и др.

Следующий блок включает исследования, связанные с выявлением сущности молодежных субкультур. Термин был введен американским социологом Т. Роззаком в середине 30-ых гг. В середине 40 — начале 50 гг. XX столетия данный феномен получил широкое распространение среди западных социологов, которые применяли различные подходы для анализа молодежной субкультуры: функционализм (Ш. Айзенштадт, Т. Парсонс и др.), классовый подход (Д. Доунс, П. Уиллис, социологи Бирмингемской школы), тендерный подход (Д. Гарбер и А. МакРобби). В рамках Центра Современных Культурных исследований Бирмингемского университета в 70−80-е годы прошлого столетия развивались идеи ритуального сопротивления (Т.Джефферсон и С. Холл), концепции критической криминологии и теории идеи субкультурной стилизации как способа групповых идентификаций (М.Брейк), а также семиологии (Д. Хебдидж). Положения конструкционизма разрабатывались в русле символического интеракционизма Г. Мидом и Ч. Кули.

Первые работы российских ученых (П.С Гуревича, Э. А. Орловой, И. К Кучмевой, С. Я. Матвеевой, М. М. Шибаевой и др.) появились в 80−90 гг. XX века. Исследованием данного феномена также занимались И.В. Бестужев-Лада, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, К. Б. Мяло, В. И. Чупров и др. Ученые государственного института искусствознания Министерства культуры РФ (М.Н. Афасижев, Л. Г. Бояджиев, Е. В. Дуков, B.C. Жидков, Ю. В. Осокин, В. М. Петров, К. Б. Соколов, H.A. Хренов и др.) на рубеже 80 — 90 гг. разработали концепцию субкультурной стратификации. В дальнейшем проблемы субкультур разрабатывались В. Ф. Левичевой, В. А. Луковым, A.A. Огановым, A.B. Петровым, З. В. Сикевич, Т. В. Стародубцевой, И. Г. Хангельдиевой, М. С. Цапко, А. И. Шендриком, Т. Б. Щепанской и др.

Проблемами молодежной субкультуры также активно занимались и российские социологи: А. Б. Гофман, И. М. Ильинский, А. Кабатек, Ю. Качанов,.

A.И. Ковалева, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, A.C. Магун, С. Митрохин, В. Писарева,.

B.А. Родионов, В. Семенова, М. Топалов, Б. А. Ручкин, В. А. Ядов, А. Файн и др. Наиболее детально феномен молодежных субкультур анализируется в работах,.

C. Левиковой, В. Лукова, Е. Омельченко, Ю. Шинкаренко, Т. Щепанской. Среди авторов, исследующих феномен ролевых молодежных субкультур, можно выделить А. Л. Баркову, С. И. Левикову, С. А. Медведевасреди авторов, изучавших рок-культуру как пример молодежной субкультуры, можно назвать Г. С. Кнабе, СВ. Родионова, A.A. Кутьину, Т. Б. Щепанскую.

Следующую группу составили ювенологические исследования. Понимание молодежи как социально-демографической группы представлено в работах Ю. Р. Вишневского, A.C. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. В. Павловского, В. Я. Суртаева, В. Т. Шапко и др.

Для описания совокупности сущностных характеристик молодежной субкультуры мы применяли понятие габитуса. Концепт «габитус» впервые появился в философских концепциях Аристотеля, Боэция, Ф. Аквинского. Если у Аристотеля мы встречаем понятие hexis, для обозначения приобретенных стабильных этических установок, то в Средние века Альберт Великий и Фома Аквинский уже употребляют понятие habitus. В Новое и Новейшее время к его исследованию обращались М. Вебер, Г. Гегель, Э. Гуссерль, Э. Дюркгейм, М. Мосс, А.Шюц. Для одних габитус выступал как вспомогательное понятие, для других (О.Шпенглер) — как центральное понятие, методологическая рамка в анализе локальных культур. Наиболее значимым для нашего исследования является понимание габитуса П. Бурдьё, для которого габитус становится центральной категорией, «структурируемой структурой», которая становится структурирующей структурой, определяет специфику стиля, качества жизни социальной группы. Среди отечественных исследователей, употребляющих это понятие, можно выделить Ю. Л. Качалова, H.A. Шматко.

В ходе нашего исследования мы обращались к таким феноменам как миф, символ и ритуал. Огромный вклад в изучение мифов внесли культурные антропологи: Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Э. Тайлор, Д. Фрэзер и др. Психоаналитическое направление в исследовании мифа связано с именами З. Фрейда, К.Юнга. Изучением мифа также занимались К. Леви-Стросс, М. Элиаде, Р. Барт и др. В России исследованиями мифа активно занимались: Н. С. Автономова, Я. Э. Голосовкер, А. Н. Гулыга, Л. В. Дмитриева, Г. В. Драч, Е. В. Золотухина, Ф. Х. Кессиди, А. Ф. Лосев, Е. М. Мелетинский, Л. А. Мирская, C.B.

Ольховикова, Ю. С. Осаченко, Г. В. Осипов, В. О. Пигулевский, М.И. Стеблин-Каменский, С. А. Токарев, О. М. Фрейденберг, А. Н. Чанышев и др. Взаимосвязь символа, мифа и ритуала исследуется в работах Вяч. Иванова, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, В. Н. Топорова, В. Тэрнера и др.

Ритуал и его функции интерпретировались с точки зрения различных подходов: генетический (Э. Лэнг, Дж. Мак-Леннан, Р. Маретг, У. Робертсон-Смит, Э. Тейлор, 3. Фрейд, Дж. Фрэзер), функциональный (Р. Бенедикт, А. ван Геннеп, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, М. Мосс, А. Р. Рэдклифф-Браун, В. Тэрнер, Р. Ферз, Э. Эванс-Причард, А. Юбер), религиоведческой (Г. Ван дер Леу, И. Вах, Дж. Кэмпбелл, Р. Otto, М. Элиаде). Современные западные исследования проблемы ритуала представлены работами Р. Кайуа, Р. Коллинза, М. Элиаде, развивающими функциональный подходисследованиями П. Бергера, П. Бурдье, Э. Гидденса, К. Гирца, И. Гофмана, Т. Лукмана, Н. Лумана и др. Анализ различных аспектов ритуала мы видим в работах отечественных исследователей, относящихся к различным областям знания: Е. А. Калужниковой, Е. С. Котляра, Е. М. Мелетинского, А. М. Сагалаева, С. А. Токарева, В. Н. Топорова, И. В. Утехина, С. А. Штыркова и др.

Изучением символа занимались в русле философии XX века М. Гадамер, Э. Гуссерль, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, М. Хайдегтер, К.-Г. Юнг и др. Заметный вклад в XX веке в изучение символического мышления внесли такие российские исследователи, как С. А. Азаренко, М. М. Бахтин, А. Белый, B.C. Библер, Л. С. Выготский, Вяч. Иванов, А. Я. Гуревич, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, К. Свасьян, Л. А. Шумихина и др.

Значимым для нашей работы явилось понятие социально-культурных практик, исследованием которых занимались 3. Бауман, П. Бурдье, М. Вебер, Э. Гидценс, В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов, Т. Парсонс и др. Понятию творчества как феномену культуры посвящены исследования как зарубежных, так и отечественных авторов. Особо выделяются работы философов: Н. А. Бердяева, Г. С. Батюцева и др. Психологический аспект творчества находит свое отражение в работах таких авторов как В. Козлов, А. Н. Лук, Я. А. Понаморёв. Также творчество рассматривают И. Н. Дубина, A.M. Новиков, E.JI. Фейнберг, П. К. Энгельмейер, К. Эрберг, В. П. Эфроимсон.

Объект исследования — молодежная субкультура.

Предмет исследования — молодежная субкультура как игровая мифоритуальная система.

Цель исследования — разработка концепции молодежной субкультуры как игровой мифоритуальной саморазвивающейся системы через анализ её габитуса.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность молодежной субкультуры как вариации проявления материнской культуры.

2. Выделить теоретико-методологические основания анализа молодежных субкультур.

3. Выявить специфику и содержание габитуса молодежной субкультуры как методологической «рамки» исследования.

4. Раскрыть роль мифа как ценностно-смысловой границы игрового мира субкультуры, определить его место в габитусе.

5. Представить ритуал как деятельностно-символическое основание молодежной субкультуры как игры.

6. Рассмотреть символы, знаки, коды как соединение ценностно-смыслового и вещественно-предметного выражения габитуса молодежной субкультуры.

Теоретико-методологическими основаниями исследования выступают концепции и подходы отечественных и зарубежных ученых в области теории и истории культуры, философии.

Для описания сущности молодежной субкультуры для автора представляют ценность подход Д. В. Пивоварова, в котором культура рассматривается как «идеалообразующая сторона человеческой жизни».

Для осмысления игровой концепции культуры автор опирается на работы Й. Хейзинги, Э. Финка, Х.-Г. Гадам ера и др.

Важную роль для систематизации основных характеристик молодежной субкультуры играет понятие габитуса, которое является ключевым в анализе культур как локальных образований у О. Шпенглера, а также теории социального пространства П. Бурдье. Под габитусами мы вслед за П. Бурдье понимаем «системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, т. е. как принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированы к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на неё и непременное овладение необходимыми операциями по её достижению» 1.

Широкий спектр аспектов мифа осмыслен автором на основе исследований Т. Куна, К. -Леви — Стросса, А. Ф. Лосева, Б. Малиновского, Е. М. Мелитинского, Ф. В. Шеллинга, О. Шпенглера, В. Шубарта, М. Элиаде и др. Анализ субкультурных ритуалов, их специфики осуществлен на основе трудов А. К. Байбурина, В. Тэрнера и др. Мы рассматриваем ритуал в качестве особой социально-культурной практики, основываясь на исследованиях 3. Баумана, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, Т.Парсонса. Творчество как составляющая субкультурных ритуалов нами раскрыто на основе трудов Н. Бердяева, И. Н. Дубина, П. К. Энгельмейера и др.

Проблема символа и его значение для субкультуры нами рассматривается с учетом разработок Э. Кассирера, В. Тэрнера, Т. Б. Щепанской и др.

В понимании сути лиминальности, лиминальной ситуации в обществе и культуре для нашего диссертационного исследования явились, прежде всего, работа В. Тэрнера «Символ и ритуал», а также работы Л. А. Мясниковой, Г. Л. Тульчинского.

Большое значения для осмысления процессов, имеющих место в современной культуре, связанных с магическим ренессансом., правополушарным реваншем имеют идеи A.A. Пелипенко.

1 Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейа, 2001. С. 102.

С учетом цели и задач исследования в диссертационной работе применяются следующие методологические подходы.

Основным подходом в нашем исследовании является, прежде всего, философско-культурологический, в рамках которого акцент делается на изучении культуры через систему культурных образцов, норм и ценностей, идеалов, мировоззрения, картины мира, образа и стиля жизни. Данный подход позволяет определить влияние субкультурных ценностей и картины мира на особенности культурного творчества и восприятия продуктов культуры, а также предполагает выделение и анализ культурных факторов, лежащих в основе процессов формирования и функционирования молодежных субкультур. Философско-культурологический подход к игре основывается на рассмотрении её в тесной взаимосвязи с искусством и творческими практиками, отмечается ее взаимосвязь с ритуальным поведением.

Мы применяем игровой подход для описания сущности, особенностей возникновения и развития молодежных субкультур, специфики их деятельности, бытования и функционирования. Игра является «свободным действованием» (Й.Хейзинга). Она обладает собственными пространственно-временными характеристиками, стоит за раками обычной жизни, но полностью овладевает участниками и реализует слияние реальной жизни и идеала.

Для конкретизации философско-культурологического подхода, нами активно применяется аксиологический подход, который позволяет выявить концептуальное содержание молодежной субкультуры на основе её системы ценностей, отличающейся от господствующей в обществе культуры, но порожденной ею и неразрывно с ней связанной.

Системный подход позволяет нам оценить масштабы и направления влияния субкультуры на доминирующую культуру общества в целом. Анализ субкультуры как системы представляет собой изучение её как автономного культурного образования — т. е. как системы артефактов, норм, материальных и духовных ценностей, культурных кодов и символов, а также видов и способов их репрезентации.

Деятельностный подход применяется нами для рассмотрения творчества молодежных субкультур, а также изучения процессов обогащения культуры и субкультуры.

Исследование знаково-символической стороны культуры и субкультуры нами проводятся в рамках семиотического подхода.

Концептуальной рамкой, инкорпорирующей эти подходы, на наш взгляд, является понятие габитуса.

Научная новизна исследования:

1. Молодежная субкультура рассмотрена как игровая мифоритуальная система, как игра в «примеривание» и производство идеалов.

2. Впервые для теоретического осмысления молодежной субкультуры применяется понятие субкулыурного габитуса, выявляются формы его проявления и их роль в формировании и развитии молодежной субкультуры.

3. Уточнены этапы культурогенеза молодежной субкультуры, выявлена роль мифа в этом процессе.

4. Обоснована взаимосвязь между субкультурным ритуалом и творчеством, созданием новых социально-культурных практик.

5. Символы и знаки рассмотрены не только как носители идеального смысла, но и их вещественно-предметное выражение. Знаки и коды представлены и как символы, и как артефакты, которые в культурном поле игры выступают в качестве игрушки.

Теоретическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации материалы и факты представляют ценность для культурологии, культурной антропологии, философии культуры, социологии культуры, этнографии и других гуманитарных дисциплин, обращающихся к тем или иным аспектам молодежной субкультуры. Реализованный в ходе исследования игровой подход к молодежной субкультуре может послужить основой для новых направлений в разработке, как темы субкультур, так и смежных тем.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах культурологии, философии культурымогут быть основой для специальных дисциплин, а также использоваться в воспитательной работе со студентами и школьниками.

Апробация работы. Основные положение диссертации обсуждались на аспирантских семинарах кафедры социально-гуманитарных дисциплин Гуманитарного университета, на заседаниях кафедры социально-культурного сервиса и туризма. Идеи, изложенные в работе, апробированы в рамках выступлений и дискуссий на научных конференциях: «Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир — Россия — Урал» (Гуманитарный университет, 2010 г.), «20 лет постсоветской России: кризисные явления и механизмы модернизации» (Гуманитарный университет, 2011 г.), «Российский человек в „разломе эпох“: quo vadis?» (Гуманитарный университет, 2012 г.). По теме диссертации опубликовано 12 работ (из них две, включенных ВАК РФ в Перечень рецензируемых научных изданий).

Положения, выносимые на защиту:

1. Молодежная субкультура — саморегулирующаяся система, которая в свою очередь является локальной подсистемой культуры. Официальная культура её может отторгать, адаптировать к себе или маргинализировать. Чем более жесткой и однородной оказывается культура, тем быстрее наступает ее закат, т.к. она не способна адаптировать наработки субсистемы, а лишь отторгает их и истощается, обедняется, «закостеневает».

2. Сущность как субкультуры так и культуры связана с производством идеалов. Идеалообразование в рамках молодежной субкультуры проявляется в игровой форме. Всякая молодежная субкультура — это игра в создание идеала, и/или «примеривание» различных идеалов. «Проигрывание» ролей, конструирование знаково-символического пространства становится «игрой» с идентичностями, необходимой для самоопределения молодежи.

3. Методологической рамкой понимания специфики молодежной субкультуры, помимо игры, является понятие «габитуса». Габитус включает в себя два уровня: верхний — мировоззренческийнижний — практический. Процесс перехода от мировоззренческого уровня к практическому и, напротив, от практического к мировоззренческому осуществляется в процессе игры и поддерживается функционированием знаков и символов.

4. Зарождение молодежной субкультуры и её габитуса происходит в материнской культуре. Механизм формирования молодежных субкультур представляет собой сложный процесс отбора необходимых оснований из материнской культуры, существующих субкультур, а также трансформацию этих оснований в формирующейся субкультуре. Молодежная субкультура выступает как вариация возможного.

5. Субкультурогенез представлен рядом последовательных стадий: порождение (определенные предпосылки актуализации мифа, культурные и социальные, связанные с пространственно-временными условиями), воспроизводство в рамках габитуса субкультуры, развитие (творчество, создание новых социально-культурных практик), пределы (унификация мифа, лежащего м в основе мировоззрения субкультуры).

6. В рамках субкультуры миф — предание, содержащее в себе связь с прошлым, проявляется в настоящем и предвещает будущее. Миф способствует тому, чтобы фундируемые им идеалы и габитусы, а, следовательно, и сами молодежные субкультуры, существовали в этом качестве впредь. Таким образом, миф формирует некие устойчивые характеристики, в первую очередь ценностные, которые также дадут возможность в будущем молодежной субкультуре выйти за пределы себя — то есть влиться в доминирующую культуру посредством принятия последней и дальнейшим распространением норм и практик субкультуры. Миф как смыслообразующий фактор лежит в основе генезиса мировоззренческого уровня субкультурного габитуса, и также через идеал обуславливает практический уровень.

7. Игра в производство идеалов регулируется ритуалом. Ритуал позволяет члену субкультурной общности находить правильный ход в игре — действовать согласно правилу. Следовательно, ритуал задает границы деятельности субкультуры, а именно — создания новых социально-культурных практик.

8. Взаимосвязь мировоззренческого и практического уровней габитуса молодежной субкультуры обеспечивается функционированием символов. Символы хранят в себе информацию о самой субкультуре, её ценностях и идеалах. Игра в примеривание и производство идеалов — игра со знаками и символами, выступающими в качестве «игрушки».

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. Содержание Главы 1 составляет изложение общих проблем, исследовательских установок на феномен молодежной субкультуры, а также выделение её ядра — субкультурного габитуса. Глава 2 посвящена анализу оснований (границ) игрового мира субкультуры. В Заключении подведены итоги исследования.

Заключение

.

Культура представляет собой сверхсложную многомерную самоорганизующуюся систему. В культуре происходит непрерывный процесс производства новых смыслов, идеалов, локальных культурных систем. Субкультура — цельное образование в социокультурной среде, подсистема культуры. Субкультура — мир «для себя», она содержит набор качеств, своеобразные черты сознания и поведения, отличающие данную культуру от материнской культуры. Динамика молодежной субкультуры в определённой мере определяется теми процессами, которые имеют место внутри материнской культуры. Меняющееся состояние системы обуславливает культурные процессы становления и развития субсистем, процессы в ходе которых, одни субкультуры становятся все более популярными, усиливаются, другие же, наоборот, гаснут.

Поскольку субкультура существует в пространстве культуры, в ней эволюционирует, то с этой точки зрения можно определить инновационный характер субкультуры. Важную роль в отношении к культурным ценностям, а также в восприятии и производстве продуктов культуры играют идеалы. Различные идеалы и способы идеаолообразования позволяют нам отличать одну культур от другой, материнскую культуру от субкультуры. Так разрушение идеалов происходит в контркультурной среде, деятельность же субкультуры связана не только с разрушением, но и созданием новых идеалов.

В настоящее время существует множество подходов к анализу молодежной субкультуры. Преимущество игрового подхода напрямую вытекает из специфики самой субкультурной общности. Субкультурная игра — один из видов социального взаимодействия, «проигрывания» ролей, конструирования «идеальной» реальности, знаково-символического пространства. В игре каждый участник субкультурного сообщества обретает возможность самореализоваться, выйти за рамки привычных социальных ролей, создать свой «самодостаточный» мир. В игре человек принимает участие в создании своего внутреннего мира и окружающей действительности, а может разрушать, игра в таком случае несет деструктивный заряд. При характеристике субкультуры следует исходить из двойственности мира её участников: реальность жизни и реальность субкультуры как реальности игры. Они могут быть противопоставлены одна — другой. Игра обеспечивает слияние реальной жизни и идеала. Таким образом, мы видим, что идеалообразование в рамках субкультуры происходит в ходе игры.

Игровое пространство субкультуры обусловлено идеалами и ценностями, мировоззрением и картиной мира, стилем и образом жизни, ритуалами, культурными кодами и символами. Все вышеназванные параметры в их соединении и образуют единый габитус субкультуры. Строение субкультуры, диспозиция сил внутри неё, мировоззрение, стратегия поведения в игре, поступки участников детерминированы габитусом. Габитус — то, что определяет структуру молодежной субкультуры как системы, игра — процесс, в ходе которого происходит становление и развитее её элементов, то есть осуществляется процесс перехода от мировоззренческого уровня к практическому и, напротив, от практического к мировоззренческому.

Понятие габитуса дает нам возможность осуществить системный анализ субкультуры и представить её в аксиологическом, деятельностном и семиотическом аспектах. Верхний уровень габитуса представлен идеями и идеалами, мировоззрением и картиной мира, образом жизни, нижний уровеньпрактиками. Основой мировоззренческого уровня субкультурного габитуса является миф. Ценности субкультуры возникают в рамках общего культурного поля. Габтус всегда связан с определенными культурными условиями. Если же говорить о молодежной субкультуре, то ее габитус обусловлен тенденциями, которые имеют место в доминирующей культуре. Эта связь задается через миф. Миф обнаруживает свое значение через формирование устойчивых характеристик, которые также дадут возможность в будущем молодежной субкультуре выйти за пределы себя — то есть влиться в доминирующую культуру посредством принятия последней и дальнейшим распространением норм и практик субкультуры. Миф как сиситемообразующий фактор задает границы генезиса мировоззренческого уровня субкультурного габитуса.

На нижнем уровне субкультурный габитус представлен совокупностью социально-культурных практик. Производство идеалов — совокупность особых видов деятельности. Идеал содержит в себе не только мировоззренческие основы, но и интересен своим телесным воплощением. Так мы видим, как идеал воплощается в конкретных практиках субкультуры, символах и кодах. Миф как коллективное представление, образец для поведения руководит практической деятельностью, правилами поведения. Габитус позволяет свободно производить на практике усвоенные схемы восприятия, мысли, коммуникации, действия. Как структура схем поведения габитус определяет правила и границы тех социальных игр, в которых участвует индивид. Основой нижнего уровня является ритуал. Он выполняет функцию поддержания общих идеалов и ценностей, целостности и устойчивости субкультуры. Ритуал дает возможность выразить идеалы и ценности во внешних формах, практиках, символах и артефактах, что позволяет провести параллель между ритуалом и художественным творчеством. Каждый представитель субкультурного сообщества в ритуале выступает одновременно в нескольких ролях: как объект ритуального действия, участник или наблюдатель, деятельный субъект.

Стереотипичность, регламентированность, обязательность — основные характеристики субкультурного ритуала. В рамках габитуса ритуал позволяет члену субкультурной общности находить правильный ход в игре — действовать согласно правилу. Субкультурный ритуал — правила поведения в игровом мире субкультуры. Следовательно, ритуал задает границы деятельности субкультуры, а именно — создания новых социально-культурных практик. Мы показали, как практики из субкультурных превращаются в социально-культурные. Этот процесс разворачивается в рамках диалога культур, в ходе которого обнаруживается медитативная роль молодежных субкультур, которая обнаруживает себя как пространство становления новых синтетических смыслов. В игровом пространстве субкультуры имеет место тесная взаимосвязь культурного прошлого, настоящего и будущего культуры. Динамика практическойпреобразовательной деятельности в данном случае становится определяющим фактором, именно она способствует обновлению и развитию элементов культуры, а как следствие — самой культуры. Формируясь под воздействием материнской культуры, субкультурное сообщество оказывает обратное воздействие на культуру общества в целом культурную среду. Каждая субкультура взаимодействует и с другими субкультурами, оказывает непосредственное влияние, которое может иметь как положительный, так и отрицательный характер с точки зрения взаимообогащения: взаимное подавление культур, ассимиляция, взаимное способствование развитию.

Коммуникация в внутри субкультуры строится как обмен символами. Мельчайшей единицей ритуала, в том числе и субкультурного, является символ. Система символов дает возможность получить информацию обо всех параметрах субкультурного габитуса. Все субкультурные символы указывают на непринадлежность структуре, пограничность, лиминальность.

Совокупность символов и знаков субкультуры, их значений и комбинаций, которые заключены в игровом пространстве субкультуры, проявляется в субкультурных кодах: невербальных (пространственно-временной, предметный, телесный) и вербальных. Бытование молодежной субкультуры разворачивается в промежуточном, переходном или даже виртуальном пространстве. Во многих молодежных субкультурах прослеживается явное сходство их собственного образа жизни и образа жизни туриста (путешественника). Здесь имеет место не только реальные путешествия (перемещения в пространстве), но и путешествия в иную реальность (например, интернет), путешествия во времени (например, в субкультуре толкиенистов). Время выступает как элемент эксперимента, игры. Время структурирует субкультурную активность, является объектом мифологизации. Темпоральиость мифа аналогична темпоральности субкультуры, которым свойственны цикличность, целостность и закрытость, противопоставление сакрального и профанного миров и т. д. Молодежные субкультуры ориентируются либо на прошлое, историческую символику, либо же конструируют схемы будущего. Таким образом, путешествие становится для представителей субкультурной общности символом ухода, бегства из материнской культуры в пространство субкультурной игры. Предметные коды: жилище (его отсутствие) одежда и разнообразные аксессуары, головные уборы украшения также наполнены символами бесстатусности и невключенности. Телесные коды (голова, волосы, лицо, руки) содержат в себе символику, которая дает возможность стороннему наблюдателю определить принадлежность участника к тому или иному субкультурному сообществу.

Коды молодежной субкультуры представлены символами, которые обеспечивают самоидентификацию членов субкультурного сообщества в игре (сленг, название субкультуры, имена — прозвища членов субкультурного сообщества, внешние знаки-метки).

Габитусы являются «знаками различия», которые позволяют отделить одну субкультуру от другой. Многообразие молодежных субкультур, многообразие субкулыурных игр обусловлено различными субкультурными габитусами. Молодежная субкультура — это сложный интегративный комплекс. Габитус молодежной субкультуры определяет композиционные элементы игры, а именно: сюжет игры, основу который задается мировоззрением и картиной мира, правила игры — субкультурные ритуалы, игровой, игрушки — знаки-артефакты, хронотоппространственно-временные коды молодежной субкультуры, и, наконец, сама игра — стиль жизни молодежной субкультуры. Итог игры или результат, молодежной субкультуры как игры выражается в новых разнообразных социально-культурных практиках, через создание и обновление которых раскрывается эвристический потенциал молодежной субкультуры.

Тема молодежной субкультуры многранна. Перспективами дальнейшего исследования могут стать: детальное изучение отдельных субкультур, механизмы их взаимодействия между собой, факторы обуславливающие рост одних и угасание других субкультур, описание габитуса молодежных субкультур, влияние мифа на проявления габитуса, а также многие другие аспекты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Lauren М. Е Goodlad and Michael Bibby. Goth: Undead Subculture/edited by Lauren M.E., Goodlad and Michael Bibby Duke University Press, 2007. — 442 p.
  2. , C.A. Топология культурного воспроизводства: Методология и социально-этнический аспект исследования: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Азаренко Сергей Александрович. Екатеринбург, 2000. — 50 с.
  3. , А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности Текст./ A.B. Азарихин. Киев: Наукова думка, 1990. — 256 с.
  4. Альтернативная культура: энциклопедия / сост. Дмитрий Десятерик. -Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 240 с.
  5. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Санкт -Петербург. Университетская книга, 1997. 728 с. — (Культурология XX век). — 1 т.
  6. , Т.К., Мидлер, А.П. О типологии культур современного буржуазного общества/ Г. К. Ашин, А. П. Мидлер // Философские науки. 1986. № 3. — С. 100 -108.
  7. , А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов Электронный ресурс. / А. К. Байбурин. СПб.: Наука, 1993. — Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/baybur/baybyr.htm
  8. , A.M. От «разбитого» поколения к контркультуре: парадоксы молодежного протеста в США / А. М. Байчоров. Минск: Изд-во БГУ, 1982.- 142 с.
  9. , A.C. Социально-философский аспект феномена игры в обществе Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Баранов Александр Сергеевич. Чебоксары, 2005. — 22 с. — Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/179 475.html
  10. П.Баркова, А. Л. Толкиенисты. Архаические субкультуры в современном городе/ А. Л. Баркова // Человек. -2003. № 5. — С. 58−74.
  11. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. С. Петербург: Изд-во РХГИ, 1997. — 464 с.
  12. Бауман, 3. Текучая современность/ З. Бауман- пер. с анг. под ред. Ю. В. Асочакова. Спб.: Питер, 2008. -240 с.
  13. , Е.В. Магия как форма жизни и способ «приручения» мира в культуре: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Белоусова Елена Валентиновна. Екатеринбург, 2011 — 20 с.
  14. , Н. Опыт эсхатологической метафизики Электронный ресурс. / Н.Бердяев. Режим доступа: http://krotov.info/library/02b/berdyaev/19 413 800.html
  15. , Н. О Назначении человека Электронный ресурс. /Н.Бердяев. -Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn011, htm#23
  16. , H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека/ Н.Бердяев. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. -668, 4.с. -(Philosophy).
  17. , А.Н. Социальная топология свободы: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Бетев Антон Николаевич. Екатеринбург, 2009. — 22 с.
  18. , П. Практический смысл / П. Бурдье- пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н.А.Шматко- Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейа, 2001. — 562 с. — (Серия «Gallicinium»),
  19. , П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье- пер. с франц.- отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейа, 2007. -576 с. — (Серия «Gallicinium»),
  20. , П. Социология политики/П.Бурдье. M.: Socio-Logos, 1993.
  21. , П. Структуры, habitus, практики Электронный ресурс. / П.Бурдье. -Режим доступа: http://www.politizdat.ru/article/23/
  22. , П., Начала / П. Бурдье- сборник: Пер. с фр. M.: Socio -Logos- Адапт, 1994−287с.
  23. , Н.П. К вопросу об окончательном определении термина «Культура» Электронный ресурс. / Н. П. Важинский. Режим доступа: http://www.culturolog.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=442&Itemid =6
  24. , Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности/ Б.Вальденфелъс.- Социо-Логос: Пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1991, с. 3950.
  25. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов Электронный ресурс. / Авт. коля.: Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. -623 с. — Режим доступа: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/
  26. , Ю.Г., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П., Шаповалов, В. А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред.проф. Ю. Г. Волкова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.
  27. Вселенная субкультур: Юношеские субкультуры Урала/ Состав., введение, аннотирован, библиогр. Ю. В. Шинкаренко. Екатеринбург: Союз юнкоров, 2007. -208 е., илл.
  28. , М. Жизнь по книге (заметки дилетанта) / М. Галкина // Знамя. -2006. № 2. — С. 198−207.
  29. , К. Интерпретация культур Электронный ресурс. /К.Гирц. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/girc
  30. , А. И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере индеанистов Электронный ресурс. / А. И. Година. Режим доступа: http://subculture.narod.ru/texts/book2/godina.htm
  31. , М. «Чистый взгляд» и взгляд практика: Пьер Бурдье о культуре Электронный ресурс. / М.Гронас. Режим доступа: lib.mdpu.org.ua/load/Library/burdyechisti vzglad i vzgladpraktika. doc
  32. , Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации : Учебник для вузов / А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -352 с.
  33. , П. С. Философия культуры. Учебник для высшей школы / П.Гуревич. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. — 352 с.
  34. , С.П. Маргинальная антропология Электронный ресурс. / С. П. Гурин. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/margin/index.html
  35. , Г. Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия. Электронный ресурс. / Г. Гутнер Режим доступа: http://elenakosilova.narod.ru/studia4/gutner/gutner.htm
  36. , М.А., Папченко, Е.В. Современные западно-европейские культурологические концепции: Учебное пособие Электронный ресурс. /
  37. М.А.Дедюлина, Е. В. Папченко. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. — 64 с — Режим доступа: ht1p://mmedia0.cc.rsu.ru/www/umr.umrdownload?p umrid=20 645
  38. , В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. СПб.: Издательство Петроглиф, 2009. -352 с, илл.
  39. Дорофеева, 3-Е. Социология культуры и повседневность Электронный ресурс. / З. Е. Дорофеева. Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/articles/zlata01 .htm
  40. , А. Дети цветов. Советские хиппи и «система» / А. Доценко // Родина. 2006. — № 2. — С.89 — 94.
  41. , И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. /И.Н.Дубина. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. — 192 с.
  42. , Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений /Б.С.Ерасов. Издание третье, доп. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.
  43. , А. Митьки никого не хотят победить Электронный ресурс. / А.Ершова. Режим доступа: http://azbyka.ru/moiputkvere/mitki-all.shtml
  44. , В.Т., Замятина, Н.В. Классическая готика и готическая субкультура: доверие богу и эскапизм обществу Электронный ресурс. /В.Т.Жежерун, Н. В. Замятина. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/SocGum/VMSU/2008−01/08gvtymy.htm
  45. , O.A. Теория творчества и современное образование Электронный ресурс. / О. А. Жукова Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=368
  46. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. — 32 с.
  47. , А., Файн, А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений /А. Запесоцкий, А.Файн. М.: Профиздат, 1990. — 224 с. Лингвистика (сленг).
  48. , A. JI. Культурология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. Л. Золкин. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -583 с. (Серия «Cogito ergo sum»).
  49. История байк движения Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.legion-86.ru/main.php?idmenu=75
  50. , М.С. Философия культуры. Становление и развитие Электронный ресурс. / М. С. Каган. СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/FilKult/index.php
  51. , А. Бунтующий человек /А.Камю. М.: Политиздат, 1990 -410с.
  52. , Н.Н. Виртуальность и темпоральность Электронный ресурс. / Н. Н. Карпицкий // Известия Томского политехнического университета. 2003. Т. 306. № 4. С. 132 136. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/karpitsky/virtual.html
  53. , Л. В., Шабалина, Ю. В. Социология культуры: Учебное пособие/ Л. В. Карцева, Ю. В. Шабалина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-232 с.
  54. , Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии)/ Ф. Х. Кессиди. М.: Мысль, 1972 — 312 с.
  55. , В. Люди радуги / В. Кеткович // Путешествие вокруг света. -2000.- № 2. С. 4−10.
  56. , А.А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект) Электронный ресурс. /А.А.Кобляков. Режим доступа: http://iph.ras.ru/page52230477.htm
  57. , Ю. Битники. Полувековой юбилей / Ю. Ковалев // Звезда. 1998. -№ 7. — С. 198.
  58. , А. Загадка взрыва контркультуры Электронный ресурс. / А.Козлов. Режим доступа: http://music-club.ru/document/kult/
  59. , В. Психология творчества: Свет, сумерки и темная ночь души /В.Козлов. М.: ГАЛА — Издательство, 2008. — 112 с.
  60. , В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо / В.Козлов. Спб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. — 352 с. — (Серия «ЭиОДкультура.»).
  61. , H.H. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н.Н.Козлова// Общественные науки и современность. 1992. -№ 3. — С. 48.
  62. , И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов / И.Д.Колесин// Социологические исследования. 1999. — № 1. — С. 130 — 136.
  63. , М., Годфри, Дж. Измененное состояние. История экстази и рэйв -культуры / М. Колин, Дж. Годфри- Пер. с англ. И. Шебукова. Издание второе, дополненное М.: Ультра. Культура, 2004. — 360 с.
  64. , М. Готы кошек не едят / М. Куликова // Огонек. 2005. — № 3. — С. 50−51.
  65. Культурология XX век энциклопедия Электронный ресурс. Главный редактор С. Я. Левит / С. Я. Левит Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/452.htm
  66. , Б., Подобии А. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России Электронный ресурс. / Б. Куприянов, А.Подобин. Режим доступа: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/31/2/4
  67. Леви Стросс, К. Структурная антропология Электронный ресурс. /К.Леви-Стросс. — Режим доступа: http ://у anko. lib .ru/books/cultur/strossstrukturantrop. htm#Toc76573489
  68. , С.И. Готика как она есть, или о старой новой субкультуре / С. И. Левикова / Философские науки. -2006. — № 7. — С. 79 — 92.
  69. , С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) / С. И. Левикова // Вопросы философии. -2006. № 4. -С. 71−79.
  70. , С.И. Динамическая модель молодежной субкультуры Электронный ресурс. / С. И. Левикова // Международный исторический журнал. -2002. № 19. — Режим доступа: http://history.machaon.rii/all/numberl 9/апа11и4/1еу1коуа/1пёех.Ь1ш1
  71. , С. И. Молодежная культура / С. И. Левикова. М.: Вузовская книга, 2002. — 360с.
  72. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф.Лиотра- перевод с французского Н. А. Шматко. «Институт экспериментальной социологии». М. Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт-Петербург, 1998.
  73. , А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Академический проект, 2008 — 303 с.
  74. , А.Ф., Диалектика мифа- Дополнение к «Диалектике мифа» / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001 — 559 с. (Философское наследие. Т. 130)
  75. , А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. 367 с.
  76. , Ю.М. Символ в системе культуры // ЛотманЮ.М. Избранные статьи в трех томах, — Т.1 Статьи по семиотике и топологии культуры Таллин: «Александра», 1992, — С. 191−199.
  77. Лук, А. Н. Мышление и творчество /А.Н.Лук. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
  78. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: «Наука», 1978. — 127 с.
  79. , В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. 2002. — № 10. — С. 79 — 87.
  80. , В.А. Молодежь и инновации: ожидания общества и субъектные возможности новых поколений Электронный ресурс. /В.А.Луков. Режим доступа: http://www.hdirussia.ru/346
  81. , М. А. Миф как социокультурный феномен Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Малеева Мария Ахмедовна. -Черкесск, 2005. 25 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/mif-kak-8о18юкикигпу^епотеп
  82. , Б. Магия, наука и религия. Электронный ресурс. /Б.Малиновский. М.: «Рефл-бук», 1998. — 304 с. Серия «Astrum Sapientiae». -Режим доступа: http://wvm.gumer.info/bogoslovBuks/Relig/malm/index.php
  83. , К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом /К.Манхейм, — М.: ИНИОН, 1992. 254с.
  84. , К. Избранное: Социология культуры / К. Манхейм, — М.- Спб.: Университетская книга, 2000. 501 с. — (Книга света).
  85. , Т. Культура хиппи Электронный ресурс. / Т.Марченко. Режим доступа: http://www.sunhome.ru/journal/13 435/pl
  86. Массовая культура: Учебное пособие / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа — М.- ИНФРА-М, 2004. — 304 с.
  87. , A.B. Социология культуры: Учеб. пособие / Ростовский гос. пед. ун-т, кафедра социологии и политологии/ А. В. Матецкая. Ростов, 2006. -260 с.
  88. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения Электронный ресурс. / М.Мид. Режим доступа: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psmidkult/~psmidkult.htm
  89. , Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов / Ф. И. Минюшев. М.: Академический Проект, 2004. -272 с. («Gaudeamus»),
  90. Мир субкультур: юношеские субкультуры Урала Текст. Состав., введение, аннотирован, библиогр. Ю. В. Шинкаренко. Екатеринбург: Союз юнкоров, 2008,-200с., илл.
  91. , Н. Сакральность и ритуал Электронный ресурс. / Н.Миронов. -Режим доступа: http://www.kafedramtai.ru/component/content/article/ll/159−2010−05−10−12−35−25.html
  92. , JI.И. Социология культуры: учебное пособие. -4-е изд., доп. / Л. И. Михайлова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -396 С.
  93. , Т.Б. Повседневность: философско-антропологический аспект Электронный ресурс. / Т. Б. Мойсеева. Режим доступа: http://www.hses-online.ru/2008/02/0900l 3/05.pdf
  94. , М. Техники тела / М. Мосс // Человек.- 1993. № 2. — С. 64−79.
  95. , Ю.Е. Молодежные субкультуры источники разнообразия модных стилей Электронный ресурс. / Ю. Е. Музалевская // Рынок легкой промышленности. -2005. — № 44. — Режим доступа: Режим доступа: http://www.rustm.net/catalog/article/28.html
  96. , Л. А. Тайна и смысл индивидуального бытия / Л. А. Мясникова. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1993. — 218 с.
  97. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Электронный ресурс. / Ин-т философии РАН- Нац. обществ. науч. фонд- Преде, научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001. — Режим доступа: http://iph.ras.ni/elib/2142 .html
  98. Новейший философский словарь Электронный ресурс.: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий) — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/fildict/270.php
  99. , A.M. Методология творческой деятельности / А. М. Новиков. -М.: Издательство «Эгвес», 2008. 72 с.
  100. , В. Легко ли быть молодым / В.Огрызко. М.: Молодая гвардия, 1989.- 269, 3. с. (Свободная трибуна).
  101. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное, — М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
  102. , C.B. Историческое своеобразие мифа в зеркале современной науки и философии: монография. / С. В. Ольховикова. -Екатеринбург: УрФУ, 2013. 177 с.
  103. , Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. -М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. 264 с.
  104. , Е. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности Электронный ресурс. / Е.Омельченко. Режим доступа: http://www.polit.niyanalytics/2006/06/30/youthculture.html
  105. , Е. Поколение Text: новые имена молодежной культуры Электронный ресурс. / Е.Омельченко. Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/articles/article21
  106. , Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» / Е. Омельченко // Отечественные записки. 2006. — № 3. -С. 167 -179.
  107. , Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? / Е. Омельченко // Неприкосновенный запас. -2004. № 4. — С. 53 — 60.
  108. Описание готической субкультуры Электронный ресурс. Режим доступа: http://gothsofgrodno.narod.ru/info/07.html].
  109. , Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология"/ Э. А. Орлова. -М.-.ГАСК, 2002. 104 с.
  110. , A.A., Яковенко, И.Г. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.
  111. , В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР / В. И. Переведенцев М.: Наука, 1990. -152 с.
  112. , A.A. Постмодернизм в контексте переходных процессов Электронный ресурс. / А. А. Пелипенко. Режим доступа: http ://apelipenko. ru/Наука/ Статьи/Теориякул ьтуры/Постм о дернизм вконтексте. aspx
  113. , Д.В. Проблема синтеза основных дефиниций культуры / Д. В. Пивоваров // Вестник Российского философского общества. 2009. — № 1. — С. 157−161.
  114. , Д.В. Философия религии. Курс лекций. Электронный ресурс. / Д. В. Пивоваров. Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/71 602
  115. , Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарёв. -М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. -352 с.
  116. , Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание / Г. Г. Почепцов. М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — 336 с.
  117. , O.A. Социальные ориентиры молодежи. Тенденции, проблемы, перспективы / О. А. Раковская. М.: Наука, 1993, — 191 с.
  118. Савельев Константин Николаевич. М., 2008. — 36 с. — Режим доступа: http ://www. lib. ua-ru.net/diss/cont/277 470.html
  119. , Л. Молодежные субкультуры: украинский контекст Электронный ресурс. / Л. Сауленко Режим доступа: http ://www.altruism.ru/sengine.cgi/l 3/3 8
  120. , К.А. Проблема символа в современной философии Электронный ресурс. / К. А. Свасьян. Режим доступа: http ://philosophy, ru/library/katr/svas/svas-sym.html#p 1−1
  121. , B.K. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса Электронный ресурс. / В. К. Сергеев. Режим доступа: http://synerg.narod.ru/SERMEGA.htm
  122. Сикевич, 3. В. Молодежная культура: «за» и «против" — заметки социолога / З. В. Сикевич. Л.: Лениздат, 1990. — 206 с.
  123. , H.H. Субкультура как объект исследования / Н. Н. Слюсаревский // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. — № 3. — С. 117−127.
  124. Современные проблемы теории творчества: Сб. научных статей / Под редакцией Г. Я. Буша. М.: НПО «Поиск», 1992 г.
  125. Современный городской фольклор. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. 736 с.
  126. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проспект, 2004. — 864 с.
  127. , К.Б. Искусствознание и культурология Электронный ресурс. / К. Б. Соколов. Режим доступа: http://w3. rfbr.ru/default.asp?articleid=4884&docid=4419#id4884
  128. , К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации / К. Б. Соколов // Вест. Российского гуманитарного научного фонда. 1997. — № 1. — С. 134 — 143.
  129. Соколова Сербская, JI., Сороковикова, В. Молодёжные субкультуры / Л. Соколова — Сербская, В. Сороковикова // Народное образование. -2008. — № 7. -С. 265−268.
  130. Социология культуры. Культурная активность молодежи. М., 1989, -144 с. — (сб. науч. тр. / НИИ культуры).
  131. Социология молодежи / под ред. ЛисовскогоВ.Т.- Спб., 1996.-460 с.
  132. Социология молодёжи: учебник / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 430 с.
  133. Стеблин Каменский, М. И. Миф. Теории мифа Электронный ресурс. / М. И. Стеблин — Каменский. — Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/steblin-kamenskij -mif/teorii-mifa.htm
  134. , А. Меняющиеся субкультуры. Опыт наблюдения за скинхедами / А. Тарасов // Свободная мысль. 2006. — № 5. — С. 19−32.
  135. Творчество в искусстве искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. -Москва: Наука- Смысл, 2000. — 549 с.
  136. , Е. Молодежные субкультуры Электронный ресурс. /Е.Телятникова. Режим доступа: http://philos.omsk.edu/sub/telatnikova.html
  137. , Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э.Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 557, 3. с. — (Philosophy).
  138. , Е.А. Эйген Финк: Игра как феномен культуры Электронный ресурс. /Е.А.Тукмачева. // Вестник удмуртского университета. 2003. — Режим доступа: http://vestnik.udsu.ru/2003/sFfl0.pdf
  139. , Г. Л., Уварова, М.С. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков, 2000 Электронный ресурс. / Г. Л. Тульчинский, М. С. Уварова. Режим дотсупа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/tulchinskiyperspektivi/
  140. , А. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии / А. Туркатенко // Знание-сила. 2007. — № 1. — С. 59 — 64.
  141. , В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. М.: Изд-во МГУ, 1993.-248 с.
  142. , Е. В. Декаданс авангард — постмодернизм: трансформация эстетического дискурса Электронный ресурс. / Е. В. Тарышкина. — Режим доступа: http://avantgarde.narod.nj/beitraege/ov/ettransformation.htm
  143. , Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт- пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 960 с. (Серия «Культурология. XX век»)
  144. Философия: Энциклопедический словарь Электронный ресурс. / Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. — Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/ihtikivinslovar.htm
  145. , Э. Основные феномены человеческого бытия Электронный ресурс. / Э.Финк. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt
  146. , Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида- пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005.
  147. , Э.Х. Битники. Опыт постижения / Э.Х.Фостер- Александр Верников, перевод на русский язык. Екатеринбург: «Екатеринбург», 1993. -158 с.
  148. , Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э.Фромм. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии).
  149. , М. Использование удовольствий. История сексуальности / М. Фуко- пер. с франц. В.Каплуна. Спб.- Академический проект, 2004. — 432 с. -2 т.
  150. Хейзинга, Й. Homo Ludens- Статьи по истории культуры / И.Хейзинга. -М.: Прогресс Традиция, 1997. — 416 с.
  151. , Н., Лопухина, А., Ларин, С. Субкультура хиппи: попытка культурологического анализа Электронный ресурс. / Н. Хорева, А. Лопухина, С.Ларин. Режим доступа: wvvw.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Horeva/HorevaSubKultPank.php
  152. , С.С. Практики себя духовные упражнения — духовные практики Электронный ресурс. / С. С. Хоружий. — Режим доступа: http://antropolog.ru/doc.php?id=398
  153. Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов / Науч. ред. К.Б.Соколов- Ред.-сост. П. Ю. Черносвистов, — Спб.: Апетейя, 2004, — 544с.
  154. , Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. (Опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. -СПб.: Изд-во РХГИ, 2004, — 504 с.
  155. Чех, А. Символ и миф: к проблеме генезиса Электронный ресурс. /А.Чех. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/fildict/476.php
  156. , Е. Н. Очерки популярной культуры / Е. Н. Шапинская. М.: Академический проект, 2008.-191 е.- (Технологии культуры).
  157. , И.И., Алявдин, В.Ф. Краткий курс кристаллографии. М.: «Высшая школа», 1984. 122 с. Электронный ресурс. / И. И. Шафрановский,
  158. B.Ф.Алявдин. Режим доступа: http://mirknig.com/2013/03/28/kratkiy-kurs-kristallografii.html
  159. , А.И. Социология культуры: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология» / А. И. Шендрик. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 495 с. (Серия «Cogito ergo sum»)
  160. , А. А. Молодежные культурные и социальные движения в России / А. А. Шмелев // СОЦИС. Социологические исследования. -1998. № 8.1. C. 103−109.
  161. , О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т./ О.Шпенглер. М.: Мысль, 1993 — 667с.
  162. , JI. А. Метафизика символов русской культуры: учеб. пособие / Л. А. Шумихина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009. — 120 с.
  163. , К. Анонимные силы габитуса Электронный ресурс. / К. Шюес //Вестник Томского государственного университета. 2009 г.- № 2 (6) — Режим доступа: http://vwwЛib.tsu.nl/mmmfo/63 105/phil/06/image/06−171.pdf
  164. Шюц, А. Структура повседневного мышления Электронный ресурс. / А. Шюц // Социологические исследования. 1988. — № 2. — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000918/st000. shtml
  165. Т.Б., Символика молодежной субкультуры. Опыт этнограф.исслед. Системы, 1986−1989 гг. Электронный ресурс. / Т. Б. Шепанская. -СПб.: Наука. С.-Петерб.изд.фирма, 1993 341 с. — Режим доступа: http://subculture.narod.ru/texts/symbolism/index.html
  166. , Т.Б. Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья / Т. Б. Щепанская // Этнографическое обозрение. -2008. № 1. — С. 4255.
  167. , Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. М.: ОГИ, 2004.-286, 2. е.: ил.
  168. , Т.Б. Трасса: пипл и телеги 80-ых / Т. Б. Щепанская // Неприкосновенный запас. -2004. № 4. — С. 45−52.
  169. , Т.Б. Молодежные сообщества / Т. Б. Щепанская // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С. 34 — 85.
  170. Эко, У. К семантическому анализу телевизионного сообщения Электронный ресурс. / Эко У. Электрон, текст, дан. — URL: http://www.kuchaknig.ru/showbook.php?book=39 189&page=2
  171. , М. Аспекты мифа / М.Элиаде. Москва: Академический Проект, 2010−251 с.-21 см (Философско-антропологические технологии)
  172. , H. Общество индивидов / Н. Элиас- пер. с нем. М.: Праксис- 2001, — 336 с.
  173. , П.К. Теория творчества / П.К.Энгельмейер- с предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2010. -208 с. (Из наследия мировой философской мысли: философия науки.)
  174. , К. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетики / К.Эрберг. М.: Вузовская книга, 2000. — 208 с.
  175. , В.П. Генетика этики и эстетики / В. П. Эфроимсон. М.: Тайдекс Ко, 2004. -304 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира»)
  176. Юношеские субкультуры Урала / Сост., введение, аннотирован, библиогр. Ю. В. Шинкаренко. Екатеринбург: Союз юнкоров, 2005. -208 с.
  177. , Л.Г. Культурные практики повседневности: к вопросу о методологических принципах изучения / Л. Г. Ядрышникова // Известия Уральского государственного университета. 2007. — № 53. — С. 194−202.
  178. , И. Социология и социальная практика / Н. Яхиел: Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1985. 285 с. (Общественные науки за рубежом).
Заполнить форму текущей работой