Становление и развитие системы специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних в России
Основными целями в работе с несовершеннолетними являлось не их наказание за совершенное деяние, а перевоспитание и «исправление», преодоление их социальной дезадаптации и создание условий для нормальной жизни в обществе. В содержание коррекционно-профилактической работы включалось религиозно-нравственное воспитание, элементарное образование и профессиональная подготовка (в ходе второго этапа… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Коррекционно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в Российской империи (вторая половина XIX века — 1917 год)
- 1. 1. Воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних правонарушителей (основные типы, цели, организация учебно-воспитательного процесса, педагогический персонал)
1.2 Анализ деятельности воспитательно-исправительных заведений (Петербургской земледельческой воспитательной колонии, Воспитательно-исправительного приюта для мальчиков Московского общества патроната над несовершеннолетними, Московского Ру-кавишниковского приюта).
1.3. Суды для малолетних и социальный институт попечительства как часть системы специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних.
Глава II. Коррекционно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в Советской России (1917 год — 1930-е годы).
2.1 Организационное оформление учреждений специальной педагогической профилактики после 1917 г.
2.2. Содержание и методы коррекционно-профилактической работы в приемниках, комиссиях для несовершеннолетних.
2.3 Воспитательно-исправительные учреждения для трудных детей Советской России 1917- 1930-е годы.
2.4 Изучение явления детской преступности в первые годы советской власти.
Становление и развитие системы специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В условиях трансформации современной России общество столкнулось с рядом серьезных проблем, одной из которых является угрожающий рост преступности, особенно среди несовершеннолетних. Именно правонарушения в подростковой среде можно рассматривать как своеобразный барометр, четко реагирующий на изменения в социально-экономической и политической ситуации в стране. В настоящее время работа по профилактике правонарушений в подростковой и юношеской среде приобрела особую остроту и актуальность. В деле эффективной разработки любой научной проблемы важную роль играет изучение истории возникновения того или иного явления, определение закономерности его развития, что весьма трудно установить без ретроспективного анализа. В этом отношении особый интерес представляет история зарождения, развития системы специальной педагогической профилактики преступлений несовершеннолетних. Такой подход позволяет учесть все то позитивное, что было накоплено, и в то же время выявить причины ошибок и неудач в системе превентивной работы.
Выбор временного отрезка — середина XIX в. — 30-е гг. XX в. — не случаен, так как именно в этот период были сформированы условия для развития специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних. Именно в середине XIX века начинают появляться первые учреждения для работы с малолетними преступниками (воспитательно-исправительные приюты), их деятельность оформляется юридически, определяются требования к коррекционно-профилактической работе с малолетними преступниками. После 1917 года, несмотря на значительные трансформации в российском обществе в целом и коррекционно-профилактической работе с несовершеннолетними в частности, происходит дальнейшее оформление системы специальной педагогической профилактики. А после появления постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП (б) 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» сформированная система будет практически в неизменном виде существовать до 50-х годов XX века.
Несмотря на определенное внимание историков отечественной педагогики к коррекционно-профилактической работе с малолетними преступниками, процесс становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в России во второй половине XIX — 30-е годы XX вв. еще ни разу не был объектом специального историко-педагогического исследования.
В связи с этим возникает определенное противоречие:
— между потребностью реализации педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях трансформации современного российского общества, необходимостью опираться на исторически успешный опыт в решении данной проблемы и отсутствием целостного обобщения педагогической практики коррекционно—профилактической работы с подростками, допускающими отклонения в поведении.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы особенности и практика становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних во второй половине XIX — 30-е годы XX века.
Цель исследования заключается в воссоздании целостной картины становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних во второй половине XIX — 30-х годах XX века, анализе содержания, форм и методов коррекционно-профилактической работы с малолетними преступниками.
Объект исследования — система специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних второй половины XIX — 30-х годов XX века.
Предмет исследования — предпосылки, ведущие тенденции, особенности, содержание и этапы становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних (вторая половина XIX — 30-е годы XX века).
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1. На основе обобщения историко-правовых и историко-педагогических источников по проблеме исследования охарактеризовать этапы становления системы коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.
2. Выявить предпосылки и роль государства, общественности в формировании системы коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними.
3. Раскрыть цели, содержание, формы и методы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних во второй половине XIX — 30-х годах XX века.
4. Охарактеризовать опыт эффективной коррекционно-профилактической работы с малолетними преступниками некоторых воспитательно-исправительных учреждений.
5. Выявить ведущие тенденции становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних на разных этапах.
Методологическую основу исследования составляют:
— системный подход, в основе которого находится диалектическая теория познания, заключающаяся в целостном, а не изолированном рассмотрении явлений и процессов области педагогической профилактики, в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности;
— социологический подход, позволяющий рассмотреть развитие системы общей и специальной профилактики как одну из приоритетных задач развития общества;
— политологический подход, предполагающий рассмотрение политики государства в сфере педагогической профилактикисравнительный подход, предполагающий сопоставление однотипных явлений в педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних и нахождение наиболее эффективных форм и путей решения этой проблемы.
Проблема профилактики преступности несовершеннолетних всегда была в центре внимания многих прогрессивных деятелей науки и культуры, в том числе и классиков педагогики С. Т. Шацкого, П. П. Блонского,.
A.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
Только за последние тридцать лет этой проблеме уделяли пристальное внимание философы: Л. М. Архангельский, Л. П. Буева, Г. Л. Смирнов.
B.П.Тугаринов, Г. Н. Филонов, В. Ф. Пирожков и др.- юристы: Г. В. Аванесов, Ю. М. Антонян, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Н. И. Крюкова, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский, В. К. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, С. А. Тарарухин и др.- психологи: М. А. Алемаскин, Б. Н. Алмазов, Л. И. Белозерова, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Ю. Личко, О. А. Лыткина, и др.- педагоги: В. Ю. Андриенко, В. Г. Баженов, А. С. Белкин, В. И. Бочкарев, А. Д. Гонеев, Г. П. Давыдов, Л. Ю. Зюбин, Ф. Г. Ильин, Л. А. Керимов, А. И. Кочетов, Л. И. Маленкова, В. М. Обухов, И. В. Павлов, А. М. Печенюк, В. Г. Подзолков, В. А. Попов, Г. М. Потанин, Л. Ю. Сироткин, Ю. И. Юричка, Н. Н. Фомина и др. К настоящему времени, несмотря на многочисленные ранее проведенные исследования, процесс становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в России во второй половине XIX — 30-е годах XX вв. целостно не изучен.
В работе используются теоретический, историко-педагогический методы исследования, сравнительный анализ различных литературных и документальных материалов по проблеме исследования. С помощью исторического метода на основе изучения фактического материала прослеживается процесс зарождения, становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних во второй половине XIX — 30-х годах XX века, выявлен круг идей, положений, взглядов, смыслов, подлежащих анализу и обобщению. Теоретический метод используется для выработки историко-педагогической позиции, на основе которой проводится репродуктивный и прогностический анализ источников, литературы, характеризующих процесс становления и развития системы специальной педагогической профилактики. Эти методы применяются в соответствии с принципами преемственности, синхронности и непрерывности, гармонизации и модернизации и др.
Источниковую базу исследования составляют: Законы Российской Империи и советского времени, Российской Федерации, Уставы воспитательно-исправительных учреждений различных типов, статистические материалыисторические записки, отчеты о деятельности воспитательно-исправительных учреждений, трудовых колоний и др., а также отчеты Главного тюремного управления, монографии, периодика, сборники статей и другие материалы, связанные с темой исследования. В работе использовались также материалы документальных фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Тульской области (ГАТО), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ).
Требует некоторого уточнения используемый в диссертации понятийно-терминологический аппарат.
Во второй половине XIX — начале XX века понятие «профилактика правонарушений» не использовалось. Теоретики и практики в работе с несовершеннолетними преступниками употребляли термин «исправление» малолетних правонарушителей с целью предотвращения совершения ими преступлений.
Только в 70-е годы XX века понятие «профилактика правонарушений» стало наполняться конкретным содержанием. Мы согласны с мнением исследователей, которые включают в это понятие сложную систему сдерживающего или упреждающего воздействия на криминогенные явления и факторы, направленную на снижение или нейтрализацию их криминогенного влияния и создание условий, которые исключили бы возможность возникновения таких явлений, процессов.
В контексте нашего исследования необходимо остановиться на понятии «педагогическая профилактика». Психолого-педагогическая наука не выработала целостного определения данного понятия. Этот термин, как правило, употребляется, когда речь идет о предупреждении девиантного поведения.
Мы понимаем педагогическую профилактику как целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия субъектов, включающий в себя систему мероприятий, направленных на нейтрализацию негативного влияния среды (семьи, группы сверстников, школы и т. п.) и преодоления деформаций процесса воспитания. Меры профилактического воздействия могут быть ориентированы как на достижение личностных изменений, так и на коррекцию социальной среды, в которой находится субъект предупредительной работы.
С нашей точки зрения, педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних состоит из двух взаимосвязанных элементов: общей и специальной.
Под общей педагогической профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается совокупность мероприятий по реализации нравственно-правового обучения и воспитания образовательными учреждениями всех типов, по организации ими занятости детей во внеурочное время, содействие семье в выполнении ею своих функций.
Под специальной педагогической профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается совокупность мероприятий коррекционно-реабилитационного характера, то есть с детьми, уже совершившими правонарушения или относящимися к категории девиантных.
Следует отметить, что грань между общей и специальной педагогической профилактикой относительная. Так, воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками с разного рода формами психической и социальной дезадаптации и с семьями, характеризующимися теми или иными факторами риска, ведется не только специальными, но и общими органами профилактики.
Система специальной педагогической профилактики включает в себя следующую совокупность взаимодействующих элементов: содержание коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними (образовательный и воспитательный компонент, профессиональная подготовка);
— сеть реализующих его учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
— органы управления учреждениями специальной педагогической профилактики;
— общественные и государственно-общественные объединения и организации, осуществляющие деятельность в области коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и изучающие проблему преступности малолетних с различных точек зрения.
Организация исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2002 по 2009 гг.
Первый этап (2002;2003 гг.) — поисково-аналитический — производился историко-теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ источников, современных трудов по организации предупреждения детской и подростковой преступности. Это позволило определить исходные позиции, степень разработанности проблемы, обосновать теоретико-методологические основы исследования, объект, предмет, сформулировать задачи.
Второй этап (2003 — 2006 гг.) — теоретический — происходила концентрация, систематизация, классификация и интерпретация эмпирического материала, уточнение целей и задач исследования, реализация углубленного анализа проблемы, выявление основных тенденций становления и развития системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Третий этап (2006 — 2009 гг.) — обобщающий — обрабатывалась и систематизировалась полученная информация, публиковались и оформлялись результаты исследования. Данный этап связан с проверкой и уточнением данных, полученных в ходе первого и второго этапов, подведением итогов диссертационной работы, обобщением материалов исследования и оформлением диссертации.
Научная новизна работы заключается в том, что.
1. Впервые специально исследован процесс формирования системы специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних во второй половине XIX века — 30-х гг. XX века, определены этапы ее становления.
2. Выявлены предпосылки развития системы коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними, показана роль государства и инициативной общественности в реализации специальной педагогической профилактики.
3. Раскрыты цели, содержание, методы и формы коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями на разных этапах становления системы.
4. Описан и обобщен опыт деятельности учреждений различного типа с несовершеннолетними правонарушителями.
5. Выявлены ведущие тенденции в формировании системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Теоретическая значимость исследования заключается в приращении знаний в области истории отечественной педагогики посредством расширения научного представления об организации коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними преступникамивведены в научный оборот неизвестные документальные источники по теме исследования, призванные восполнить пробелы в изучении проблемы коррекцион-но-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в России во второй половине XIX века — 30-х гг. XX века.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при дальнейшей разработке вопросов истории коррекционной педагогики в России. Полученные в ходе исследования результаты позволяют обогатить содержание курсов «Методика правового воспитания», «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» для студентов, обучающихся в педагогических вузах по специальности 50 401 «История», 50 402 «Юриспруденция» по проблемам организации коррекционно-профилактической работы с малолетними преступниками, а также дают возможность использовать исторический опыт в решении проблемы правонарушений несовершеннолетних.
Положения, выносимые на защиту:
1. В формировании системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних можно выделить 2 этапа. Первый — (1866 — 1917 гг.) — создание нормативно-правовой базы для организации работы по предупреждению преступности несовершеннолетних, появление первых специальных воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних, формирование ювенальной юстиции в системе педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних. Второй -(1917 — 1930 гг.) — формирование советской модели системы педагогической профилактики, совершенствование законодательной базы, накопление и учет практического опыта по работе с малолетними преступниками.
2. Основными предпосылками создания системы специальной педагогической профилактики являлись: политические (реформирование различных сторон жизни общества, революционные преобразования и как следствие изменение государственных задач в работе с несовершеннолетними правонарушителями), социально-экономические (изменение положения различных групп населения, рост детской преступности), педагогические (накопление определенного практического опыта в коррекционно-профилактической работе, появление педологии и дефектологии, научное изучение проблем детской «дефективности»).
Инициативная общественность во многом брала на себя решение тех задач, которые государство решить полностью не могло. Частные лица, общественные организации не только финансировали работу по созданию специальных учреждений для несовершеннолетних, но и обеспечивали педагогическую поддержку, искали эффективные методы коррекционной работы, обобщали существующий опыт.
3. Коррекционно-профилактическая работа с несовершеннолетними включала в себя прежде всего деятельность воспитательно-исправительных учреждений различных типов. Цели данных заведений определялись их уставами: от карательных до воспитательных. В процессе развития системы был установлен приоритет воспитательного характера учреждений. В ходе практической работы с несовершеннолетними определилось содержание коррекционно-профилактической работы. В него включалось нравственное воспитание, элементарное образование детей, формирование у них профессиональных и трудовых навыков. Широко использовались коллективные формы деятельности в организации процесса воспитания и обучения, развивалось самоуправление среди воспитанников.
4. В начале XX кроме воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних в систему специальной педагогической профилактики включались суды для малолетних. В их работе преобладали методы педагогической профилактики и широко реализовывался индивидуальный подход к несовершеннолетним через работу попечителей. В советский период появляются учреждения, предваряющие работу воспитательно-исправительных учреждений (приютов, детских домов для морально-дефективных детей, трудовых коммун) — приемники, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательно-распределительные пункты. В их работе наблюдается определенная преемственность с деятельностью судов для малолетних. В Советской России (1917;1930;е гг.) в системе специальной педагогической профилактики появляются новые необходимые элементы — подготовка профессиональных кадров к работе с несовершеннолетними преступниками, начинается научное изучение проблемы правонарушений малолетних. Это придает системе целостность и завершенность.
5. Примером успешной работы с несовершеннолетними правонарушителями может являться деятельность Петербургской земледельческой воспитательной колонии для малолетних правонарушителей под руководством А. Ю. Герда, воспитательно-исправительного приюта для мальчиков Московского общества патроната над несовершеннолетними и Московского городского Рукавишниковского приюта. О высоких результатах их работы свидетельствует практически полное отсутствие рецидивного поведения воспитанников, а также поддержание ими тесной связи с учреждением после выхода из него.
6. Ведущими тенденциями в становлении системы специальной педагогической профилактики являлись:
— деятельность государства в формировании системы специальной педагогической профилактики сочеталась с инициативой общественности (частных лиц, земств, общественных организаций).
— в работе с несовершеннолетними правонарушителями приоритетными являлись задачи воспитания, а не наказания за совершенное деяние;
— в основе содержания коррекционно-профилактической работы лежало нравственное, трудовое воспитание и элементарное образование;
— в качестве основных принципов утвердились принципы гуманизма, уважения к личности воспитанника, индивидуального подхода.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования и материалы диссертации обсуждались на межвузовских и областных научно-практических и учебно-методических конференциях в ТГПУ им. JI.H. Толстого (2003;2009 гг.), нашли отражение в опубликованных работах автора. Фактический материал использовался автором при проведении учебных занятий по курсу «Методика правового воспитания» на факультете истории и права ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на исходные методологические позиции, адекватностью логики и методов исследования объекту, предмету и задачам исследованиядлительностью исследования, комплексным и системным анализом историко-педагогических источников и научной литературы.
Структура работы. Диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Основные выводы по главе 2.
Таким образом, в первые годы после событий октября 1917 года наблюдается как прогрессивная, так и регрессивная динамика преступности несовершеннолетних. Это связано с тем, что вместо одних порождающих это явление причин приходили другие, не уступающие по своим масштабам, степени опасности. Среди них особое место занимают массовые политические репрессии.
Для борьбы с отклоняющимся поведением подростков государство выделяет значительные финансовые средства. В условиях строительства коммунистического общества основную ответственность за положение детей оно берет на себя. В результате была создана разветвленная сеть детских учреж.
1 Детская беспризорность и детский дом. Сб. статей и материалов II Всероссийского съезда СПОН / под ред. С. С. Тизанова, В. Л. Швейцер, B.M. Васильевой. М., 1926. дений, в том числе для трудновоспитуемых и несовершеннолетних преступников, появились государственные учреждения, работающие с малолетними правонарушителями. При этом наблюдалась устойчивая тенденция к повышению заработной платы педагогам и другим сотрудникам, работающим с такой категорией детей (1928 г., 1935 г.). Государство наряду с финансированием коррекционно-профилактической работы из бюджета, привлекало дополнительные источники.
Несмотря на то, что к 30-м годам XX века полностью проблему решить не удалось, значительные успехи налицо. Основными достижениями советской модели специальной педагогической профилактики преступлений несовершеннолетних могут являться следующие:
1. Впервые большое внимание стало уделяться квалификации педагогов, работающих с детьми, допускающими отклонения в развитии, и других сотрудников детских учреждений. Специальные нормативно-правовые акты определяли некоторые требования, которым должны соответствовать обследователи — воспитатели, социальные инспекторы, учителя и воспитатели детских домов и т. д. К ним в разное время относились: педагогическое образование, стаж работы, курсовая подготовка по программам Наркомпроса и Наркомздрава, особые рекомендации руководящих органов (ЦК ВКП (б), ВЛКСМ) и т. п. В любом случае кадры должны обладать высокой квалификацией и необходимыми знаниями для работы с несовершеннолетними преступниками.
2. Изменение роли общественности в решении поставленной проблемы. Так, сначала заботу и коррекционно-профилактической работу государство полностью взяло на себя, практически отвергнув опыт инициативных граждан царской России. Все частные детские учреждения для несовершеннолетних правонарушителей перешли в руки государства. Но с течением времени позиция общественности в этом вопросе существенно меняется.
Устанавливается шефство над детскими учреждениями, вводится общественный контроль за работой детских домов, появляется детская общественная инспекция, формируется общество «Друг детей» — вот основные формы привлечения общественности к делу профилактики правонарушений несовершеннолетних. Конечно, если сравнивать с опытом Российской империи, ее положение существенно изменилось. Частная инициатива была поставлена под контроль государства. Теперь граждане не могли сами, на свои средства открыть приют для несовершеннолетних, как это, например, сделал Рукавишников, однако осуществлять контроль, оказывать профессиональную, материальную, организационную поддержку они могли. Государство через указанные выше формы работы это даже поощряло.
Таким образом, работа с несовершеннолетними преступниками, профилактика беспризорности и безнадзорности являлась политической задачей, которую необходимо было решать средствами коммунистического воспитания, в условиях формирования единой государственной идеологии. Безусловно, свобода общественности в вопросах работы с детьми, допускающими отклонения в развитии, которая существовала в Российской империи не могла способствовать успешному решению поставленной задачи. Но без нее обойтись было нельзя. Поэтому советская власть и нашла новые, соответствующие требованиям времени, формы привлечения общественности к коррекционно-профилактической работе с детьми.
3. Формирующаяся модель специальной педагогической профилактики гибко реагировала на изменение политической и экономической ситуации в стране. Так, об этом может свидетельствовать возраст детей, подведомственных комиссиям и учреждениям по делам несовершеннолетних. В условиях неустойчивой политической и экономической ситуации после революции и во время гражданской войны он составлял 18 лет (декрет от 4 марта 1920 г.), когда положение становится более стабильным, количество беспризорников медленно, но сокращается возраст уменьшается до 16 лет (1926.
4. Начинается научное изучение проблемы подростковой преступности и профессиональная подготовка педагогических кадров.
Безусловно, советская модель имела определенные недостатки. Многие создаваемые органы и учреждения обладали сходными функциями, дублированными обязанностями. Отсюда их деятельность не всегда была продуктивной. То есть у государства отсутствовала четкая программа борьбы с делинквентностью подростков, а принимаемые Декреты не всегда соответствовали требованию времени. Государство постоянно находилось в состоянии некоторого экспериментирования.
Несмотря на постоянную трансформацию, система работы комиссии по делам несовершеннолетних так и не была лишена недостатков. Ни один из нормативно-правовых актов о работе этого учреждения (1919 г., 1920 г., 1926 г.) не устанавливал взыскание на взрослых, посягающих на права детей или уклоняющихся от их воспитания. Кроме того, выносимые комиссиями решения не носили формальный характер и, следовательно, не могли быть пересмотрены в вышестоящих инстанциях. Долгое время отсутствовала Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, то есть не было координирующего и руководящего органа.
Советская власть пыталась создать действенную систему профилактики преступлений несовершеннолетних, сочетавшую в себе четкий контроль государства, деятельность специально созданных органов и коррекционно-профилактических учреждений различных типов, а также инициативной общественности.
В результате к 30-м годам XX века была сформирована система специальной педагогической профилактики, включающая следующие элементы:
— сеть реализующих его учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
— органы управления учреждениями специальной педагогической профилактики;
— общественные и государственно-общественные объединения и организации, осуществляющие деятельность в области коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и изучающие проблему преступности малолетних с различных точек зрения.
Заключение
.
Проведенное исследование показало, что проблема педагогической профилактики преступности несовершеннолетних стояла перед российским обществом на протяжении всей истории нашего государства. В ходе работы были обобщены историко-педагогические и историко-правовые материалы по проблеме специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних, проведен ретроспективный анализ формирования и развития коррекционно-профилактической работы с подростками-правонарушителями, социально дезадаптивными детьми, раскрыты содержание, формы и методы ее реализации.
Для формирования системы специальной педагогической профилактики были необходимы определенные политические, социально-экономические предпосылки, определенный уровень развития педагогической науки. В рассматриваемый период наблюдается преобразование всех сторон жизни общества, которое ведет к росту детской преступности, необходимости организации специальной работы с несовершеннолетними. Был накоплен определенный практический педагогический опыт работы с малолетними правонарушителями. Данная проблема решалась совместными усилиями государства и общества.
В процессе формирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних были выделены два этапа:
1 этап (1866 — 1917 гг.) — создание нормативно — правовой базы для организации работы по предупреждению преступности несовершеннолетних, формирование модели ювенальной юстиции и системы специальной педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2 этап (1917 — 1930 гг.) — формирование советской модели системы педагогической профилактики, совершенствование законодательной базы, накопление и учет практического опыта по работе с малолетними преступниками.
Объектами воспитательно-профилактической деятельности являлись как малолетние преступники, которые помещались в указанные выше учреждения для «исправления», а также для того, чтобы не отбывать наказание за совершенный проступок в тюрьме со взрослыми. Кроме того, под присмотром обследователя — воспитателя или в воспитательно-исправительных учреждениях находились дети, еще не совершившие преступления, но относящиеся к «группе риска».
Мероприятия по специальной педагогической профилактике включали в себя:
1. Выявление причин, толкнувших ребенка к противоправному поведению или способствующих социальной дезадаптации, на основе изучения внутреннего мира, наблюдения за ним в условиях приюта, и в ряде случаев в повседневной жизни. Использование программ психологического исследования личности детей. Изучение бытовых условий жизни подопечных.
2. Разработка программы работы с несовершеннолетними, выбор индивидуальных профилактических мер воздействия на ребенка и методов работы с ним (от надзора обследователя — воспитателя до помещения в приют).
3. Реализация программы педагогической профилактики, корректировка выбранных методов.
4. Анализ результатов работы. Он проводился как на уровне самого учреждения, так и на всероссийском уровне через работу съездов представителей воспитательно-исправительных учреждений.
Основными целями в работе с несовершеннолетними являлось не их наказание за совершенное деяние, а перевоспитание и «исправление», преодоление их социальной дезадаптации и создание условий для нормальной жизни в обществе. В содержание коррекционно-профилактической работы включалось религиозно-нравственное воспитание, элементарное образование и профессиональная подготовка (в ходе второго этапа из содержания был исключен религиозный компонент). Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями строились на принципах гуманизма, уважения к личности воспитанника, индивидуального подхода. Широко использовались коллективистские формы деятельности в организации процесса воспитания и обучения, развивалось самоуправление.
Для эффективной коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями необходимы были квалифицированные кадры. Если в Российской империи этот вопрос решался в основном силами инициативной общественности, подвижничеством частных лиц, то после 1917 года для работы с малолетними преступниками персонал учреждений проходил специальную подготовку как на краткосрочных курсах, так и в соответствующих образовательных учреждениях (например, Московском институте педологии и дефектологии).
Система специальной педагогической профилактики в ходе своего развития постоянно дополнялась необходимыми элементами. В результате всех преобразований она включала в себя: — содержание коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними;
— сеть реализующих его учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
— органы управления учреждениями специальной педагогической профилактики;
— общественные и государственно-общественные объединения и организации, осуществляющие деятельность в области коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и изучающие проблему преступности малолетних с различных точек зрения.
Исторический опыт дает нам примеры успешной работы с несовершеннолетними правонарушителями. К ним можно отнести деятельность Петербургской земледельческой воспитательной колонии для малолетних правонарушителей под руководством А. Ю. Герда, воспитательно-исправительного приюта для мальчиков Московского общества патроната над несовершеннолетними и Московского городского Рукавишниковского приюта. О высоких результатах их работы свидетельствует практически полное отсутствие рецидивного поведения воспитанников, поддержание тесной связи с учреждением после выхода из него.
Ведущими тенденциями в становлении системы специальной педагогической профилактики являются:
— Деятельность государства в формировании системы специальной педагогической профилактики сочеталась с инициативой общественности (частных лиц, земств, общественных организаций).
— В работе с несовершеннолетними правонарушителями приоритетными являлись задачи воспитания, а не наказания за совершенное деяние;
— В основе содержания коррекционно-профилактической работы лежало нравственное, трудовое воспитание и элементарное образование;
— В качестве основных принципов утвердились принципы гуманизма, уважения к личности воспитанника, индивидуального подхода, а также принцип культуросообразности.
Вместе с тем исследование на претендует на окончательность. Рассматриваемая проблема предполагает дальнейшую работу по расширению временного отрезка развития системы специальной педагогической профилактики преступности несовершеннолетних, увеличению источниковедческой базы, прежде всего регионального опыта предупредительной работы с социально-дезадаптивными подростками в различные исторические эпохи.
Список литературы
- Докладная записка о состоянии детских учреждений // ГАРФ. Ф. 5207. On. 1. Д. 17. Л.18−19, 25
- Материалы об утверждении устава земледельческой колонии и ремесленного приюта близ Санкт-Петербурга для несовершеннолетних преступников //ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 211. Л. 7−21, 23, 95
- О работе Главного тюремного управления. // ГАРФ. Ф. 7420. Оп. 2. Д. 361. Л. 1.
- Обеспеченность детскими домами в 1922 1923 гг. // ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 71. Д. 750. Л.12.
- Об организации профессионального образования в Казанском воспитательно-исправительном приюте. // ГАРФ. Ф. 123. Оп. 4, ч. 1. Д. 29. Л.31−32.
- Осмотр Подкопаевского приемника для несовершеннолетних в Москве//ГАРФ. Ф. 5207. On. 1. Д. 17. Л.42.
- Отчет о командировке в Швейцарию группы чиновников МВД. // ГАРФ. Ф. 123. On. 1, Ч.1.Д.26. Л. 38−40.
- Отчет о работе Рукавишниковского приюта. // ГАРФ. Ф. 123. Оп. 4, ч. 1. Д. 29. Л. 28−29.
- Отчет об организации исправительного дела в Российской империи за 1897 г. // ГАРФ. Ф. 122 Оп. 6. Д. 179. Л. 9.
- Ю.Отчет по Саратовскому учебно-воспитательному приюту за 1877−1878 гг. // ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 179. Л. 93- 99.
- Отчет по Студзенецкой колонии за 1877−1878 гг. // ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 179. Л. 9−17, 111.
- Отчет по Ярославскому исправительному приюту за 1880 г. // ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 179. Л. 152−153.
- Отчет Тульского тюремного управления. // ГАТО. Ф.86. Опись 1. Дело № 780. Л.12.
- Переписка с Санкт-Петербургским тюремным комитетом об открытии при Санкт-Петербургском тюремном замке нравственно-исправительного совета // ГАРФ. Ф. 123. On. 1. Д. 497. JI.5.
- Переписка с Военным министерством и Санкт-Петербургским тюремным комитетом //ГАРФ. Ф. 123. On. 1. Д. 435.
- Переписка с НК РКП РСФСР о состоянии детских учреждений // ГАРФ. Ф.5207.0п.1. Д. 17. Л.5.
- Положение о Деткомиссии областного масштаба и Уполномоченного по улучшению жизни детей // ГАРФ. Ф. 5207. Оп.1. Д. 160. JI.25 28.
- Положение о комиссии по улучшению жизни детей // ГАРФ. Ф. 5207. Оп.1. Д. 160. Л.2.
- Программа изучения европейского опыта исправления малолетних. //ГАРФ. Ф. 123. On. 1. Д. 432. Л.15.
- Устав станции по борьбе с детской беспризорностью в г. Екатеринбург //ГАРФ. Ф. 5207. On. 1. Д. 160. Л.142−143.
- Устав Елецкой колони для малолетних // ГАРФ. Ф.122. Оп. 6. Д. 211. Л. 20.
- У став общества «Друг детей» // ГАРФ. Ф. 5207. On. 1. Д. 922
- Устав Санкт-Петербургской земледельческой колонии // ГАРФ. Ф.122. Оп. 6. Д. 211. Л. 7−21.
- Учебные планы курсов для работников детских учреждений (воспитателей, заведующих трудкоммуннами и приемниками, заведующих учебной частью учреждений для трудновоспитуемых и др.) // ГАРФ. Ф. 5207. On. 1. Д. 740.
- Учреждение Педагогического института детской дефективности. // ЦИАМ.Ф. 2042. Оп.1.1. Нормативно-правовые акты
- Декрет ВЦИК «О комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей"// Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1921, № 11, ст. 75.
- Декрет В ЦИК и СНК «Об утверждении Положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1926. № 19. Ст. 143.
- Декрет о комиссиях для несовершеннолетних от 14 января 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. № 16. Ст. 227.
- Декрет от 4 марта 1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1920. № 13. Ст. 83.
- Декрет СНК «О государственном институте физической культуры и государственном институте дефективного ребенка» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1924, № 2, ст.ЗЗ.
- Декрет СНК «О детской социальной инспекции» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1921, № 66, ст. 506.
- Декрет СНК «О местных комиссия по делам несовершеннолетних» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1926. № 19. Ст. 148.
- Декрет ВЦИК «О проведении «Недели ребенка»» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1920, № 87, ст. 440.
- Декрет СНК «О неделе ребенка» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1920, № 82, ст.403
- Декрет СНК «Об изменении положения о детских социальных инспекторах» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1922, № 59, ст. 745.
- Закон 2-го июня 1897 г. Об изменении форм и обрядов судопроизводства по дела о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, атакже законоположений о их наказуемости // Собрание узаконений и распоряжений Прав., 1897, № 71.
- Инструкция Комиссиям по делам несовершеннолетних // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1920. № 68. Ст. 308.
- Инструкция попечителям при суде для малолетних в г. Москве // Особые суды для малолетних 1915. — № 5. — С.18 — 19-
- Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. М., ВЦИК, 1924.
- Об отделе призрения несовершеннолетних // Постановление Народного Комиссариата государственного призрения от 25 января 1918 г. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правитель-ства.1918. № 19. Ст. 287.
- Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних // ПСЗ РИ. Собрание III. Т. 29. Отд. 1-е. 1912.
- Положение о трудовых коммунах // Еженедельник НКП, 1926. № 8. Ст. 52.
- Постановление ВЦИК «О создании общества «Друг детей»» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1930, № 23, ст. 131.
- Постановление ВЦИК «О состоянии детских домов в ЦентральноЧерноземной области» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1934, № 21, ст. 124.
- Постановление ВЦИК «По докладу о работе общество «Друг детей»» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1934, № 23, ст. 131.
- Постановление ВЦИК и СНК «О мерах к улучшению положения и работы детских домов» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1928, № 117, отд. 1, ст. 734.
- Постановление СНК «О детских социальных инспекторах» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1929. № 84. Отд. 1.
- Постановление СНК «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства СССР, 1935, № 32, ст. 252.
- Постановление СНК «О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1933, № 7, ст. 21.
- Постановление СНК «О порядке перехода приютов и других детских учреждений в Народный Комиссариат Просвещения» И Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства.1919. № 25. Ст. 288.
- Постановление СНК «О согласовании функций Народного Комиссариата Просвещения и Здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1919, № 61, ст. 564.
- Постановление СНК «Об утверждении Совета защиты детей» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1919, № 3, ст. 32.
- Постановление ЦИК «Об общесоюзном и местных фондах имени В. И. Ленина для организации помощи беспризорным детям» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1920, № 82, ст.403
- Постановление ЦИК и СНК «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1926, № 56, ст.407