Формирование операционных навыков обучения на основе субъектных отношений в профессиональной подготовке студентов
С нашей точки зрения, обучение на основе информационных средствэто система взаимной учебной деятельности, структурообразующим элементом которой является не наличие или отсутствие технического средства связи (компьютера или другого телекоммуникационного средства) и не пространственная или временная удаленность субъектов процесса образовательной деятельности. Информационная среда качественно меняет… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ стр
- ГЛАВА 1. Современные тенденции развития образования в условиях массовой информатизации общества. стр
- 1. 1. Информационные технологии и новые возможности профессионального образования. стр
- 1. 2. Умственная деятельность студентов в условиях расширения Информационного пространства учебной деятельности. стр
- 1. 3. Особенности инновационных информационных средств обучения. стр
- 1. 4. Преимущества и сложности применения информационных образовательных технологий в профессиональной подготовке в современном вузе. стр
- ГЛАВА II. Развитие операционных навыков мыслительной деятельности в моделировании учебного процесса. стр
- 2. 1. Методологические аспекты применения экспериментального метода в педагогическом исследовании. стр
2.2. Характеристика методов и описание организации педагогического эксперимента в моделировании условий учебной деятельности активизацией субъектных отношений на основе расширения информационного образовательного пространства. стр.
2.3. Констатирующий этап эксперимента. стр.
2.4. Разработка и апробация комплекса учебных заданий по формированию операционных навыков обучения на основе субъектных отношений в познавательной учебной деятельности в профессиональной подготовке студентов. стр.
Формирование операционных навыков обучения на основе субъектных отношений в профессиональной подготовке студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В конце XX века общество реально осознало особое значение науки о воспитании и обучении, оказавшись перед возможностью непоправимых последствий, вытекающих из деятельности людей в условиях глобальных трансформаций вызванных научно — техническим прогрессом.
Происходящие изменения в стиле жизни и системе ценностей людей под влиянием тенденции информатизации объективно отражают процесс трансформации к разумно организованному гражданскому обществу, что определяет приоритетность педагогических аспектов в развития человека.
В настоящее время в регионах России реализуются разнообразные проекты по привлечению студентов к инновационным технологиям обучения. Педагогической практикой апробируются различные формы познавательной учебной и вне учебной деятельности. В том числе в профессиональном образовании России получили распространение автоматизированные учебные программы, современные методические и учебные материалы (слайды, печатные, аудио и видео продукты), необходимые для различных видов учебной работы.
Активная государственная политика в области информатизации образования побудила ученых к исследовательскому поиску в направлении изучения и адаптации инновационных технологий к требованиям российской школы, богатой традициями и научно — методическими заслугами. В научных работах В. И. Андреева, Г. А. Андриановой, А. А. Остапенко, A.B.Хуторского рассматривались достоинства автоматизированных средств обучения, креативные возможности компьютерных методик. Особое внимание получила характеристика субъектов обучения. Вместе с тем разработка теоретических основ инновационных технологий возможна на основе идей проблемноразвивающего обучения И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Разработка научно — педагогических основ внедрения идей информатизации в образование содержится в трудах, посвященных теории политехнизма. Фундаментальные вопросы гуманитарной технологической подготовки молодого поколения на основе идей политехнизма научно обоснованы в работах А. Ф. Меняева, Э. Д. Новожилова, П. Р. Атутова, И. Д. Чечель, С. Я. Батышева.
Проблемы современных образовательных технологий получили отражение в трудах П. И. Пидкасистого. Зарубежный опыт развития инновационного обучения в данном проекте анализировался по материалам французской школы (Ж.Аллак).
Развитие мыслительной деятельности в условиях массовой информатизации, как направление научного поиска, приобрело особое звучание в педагогической науке. Системно — исследовательская педагогика Г. П. Щедровицкого предлагает активизировать поиск средств для стимулирования познавательных интересов. Теория поэтапного формирования умственных действий разрабатывается П. Я. Гальпериным. Задачи формирования коммуникативной культуры и информационнологических умений и навыков решают И. В. Усачева и И. И. Ильясов.
Между тем бурное развитие информационных технологий, электронных сетей, мультимедийных средств обучения, бытовой компьютеризации убеждают в очевидной необходимости пересмотреть подходы к профессиональной подготовке студентов и осознать важность качественных изменений под влиянием тенденции глобализации информационного пространства.
Релевантность педагогических процессов, индетерминантность учебной деятельности, нелинейность образовательной системы, ценностный подход — те аспекты, которые наиболее точно отражают вызов современного технократического информационного общества. Она, действительно, основывается на детерминации изнутри, а не извне, на развитии личности на основе ментальных ценностей самих индивидов как субъектов образовательного процесса. В обучении «индивид становится равноправным субъектом во взаимоотношениях с педагогом. Именно это равноправие выступает как условие развития индивида в системе образования» .
В научном поиске качественных отличий новой образовательной технологии от традиционной системы обучения особое место занимают вопросы мыслительной деятельности студентов и, в частности, способы формирования операционных навыков обучения.
С нашей точки зрения, обучение на основе информационных средствэто система взаимной учебной деятельности, структурообразующим элементом которой является не наличие или отсутствие технического средства связи (компьютера или другого телекоммуникационного средства) и не пространственная или временная удаленность субъектов процесса образовательной деятельности. Информационная среда качественно меняет позиции отношений студента и педагога (информация, которая определяет их статус, делая их по — настоящему свободными, равноправными, независимыми). Следовательно, структурообразующим элементом данной системы обучения выступают процедуры взаимодействия, отношения между педагогом и студентом по поводу той учебной проблемы, которую они совместно решают в познавательной учебной деятельности.
Исследование способов формирования операционных навыков в контексте развития новых тенденций в системе образования по-новому позволяет рассмотреть проблему условий профессиональной подготовки. Динамичные темпы роста науки, производства, культуры, техники и т. д. предполагают, что цель образования заключается в создании условий для личности, которая способна, отражая вызов изменяющегося мира, изменить себя, самообразовываться, саморазвиваться, занимая в профессиональном обучении позицию активного субъекта познавательной деятельности.
В такой модели задача педагога заключается в обеспечении студента совокупностью способов, соответствующей среды для саморазвития индивида, в том числе, и формирование сложных умений и навыков мыслительной деятельности, которые обеспечивают постоянное самообразование личности.
Таким образом, актуальность исследования подтверждается социальной и профессиональной значимостью формирования операционных навыков обучения специалистов и практической необходимостью разработки педагогических условий развития операционного мышления.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных условий формирования операционных навыков обучения на основе субъектных отношений сторон обучения в профессиональной подготовке студентов.
Объектом нашего исследования мы выбрали процесс формирования операционных навыков информационными средствами обучения на основе построения субъектной системы отношений в познавательной учебной деятельности.
Предметом исследования, в таком случае, выступают способы установления субъектных отношений для формирования операционных навыков посредством децентрализации и демократизации учебного процесса.
Гипотеза исследования предполагала, что формирование операционных навыков обучения студентов будет наиболее эффективным, если в процесс профессиональной подготовки будут включены педагогические условия расширения информационной среды образовательного пространства, обуславливающие установление субъектных позиций в отношениях сторон познавательной учебной деятельности и активизирующих учебный процесс.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить влияние процессов информатизации педагогического пространства на учебный процесс в научной литературе и конкретизировать основные формы и средства применения инновационных технологий в профессиональной подготовке студентов.
2. Определить педагогические условия и способы формирования операционных навыков студентов в познавательной учебной деятельности.
3. Разработать теоретическую модель учебного процесса, направленного на формирование операционных навыков в условиях информационной среды и провести эксперимент, апробируя результативность выдвигаемой гипотезы на примере профессиональной подготовки студентов.
Для решения поставленных задач в ходе подготовки и проведения эксперимента, апробации его результатов использовались следующие методы исследования. Теоретические методы:
1. Анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования и изучение содержания стандартов образования, официальных документов в области информатизации образования, учебных планов, программ, учебных пособий.
2. Сопоставление методических возможностей инновационных технологий и классно — поурочной системы обучения.
3. Моделирование процесса обучения, направленного на освоение гипотезы исследования.
4. Индукция и дедукция результатов собственного педагогического опыта. Экспериментальные методы:
1. Наблюдение за ходом учебного процесса в условиях полевого эксперимента.
2. Анкетирование и тестирование продуктов учебной деятельности.
3. Педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый — обучающий, контролирующий.
4. Интерпретация показателей развития операционных навыков мыслительных действий с информационной базой данных.
5. Статистическая обработка данных педагогического эксперимента и обоснование выводов.
Достоверность результатов и обоснованность научных выводов обеспечивалась выбором разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам. В работе использовались наиболее распространенные методы, отличающиеся простотой, надежностью, при наименьших затратах времени в естественных условиях. Достоверность достигалась длительностью эксперимента, экспериментальной базой достаточной для применения статистических выводов при обработке результата. Совокупность методов, комплексный характер их применения обеспечивали обоснованность полученных результатов.
Организация педагогического исследования была проведена в три этапа.
Первый этап (1993 — 1996 гг.). На этом этапе проводился анализ научной литературы и официальных документов Министерства образования России в области информатизации образования. На основе данных констатирующего этапа исследования была разработана программа проведения эксперимента;
Второй этап (1996 — 1999 гг.). Разработанный комплекс педагогических условий активизации субъектной позиции студентов в стратегии формирования операционных навыков обучения получил опытное применение. В ходе апробации были проведены анкетирование, тестирование продуктов учебной деятельности для диагностики операционных навыков мыслительных действий.
Третий этап (1999 — 2001гг.). Собран и обработан фактический материал педагогического эксперимента, сформулированы выводы и практические рекомендации. Результаты исследования были внедрены в практике организации учебных занятий в Московском Университете потребительской кооперации.
Научная новизна исследования состоит в том, что развитие операционных навыков в профессиональной подготовке студентов рассматривалось на основе применения современных информационных технологий, использование которых обуславливало расширение образовательного пространства, что эффективно влияло на процесс обучения. В исследование предложена концепция использования информационных средств в профессиональной подготовке как условия формирования активной субъектной позиции студента в обучении.
Методический аспект исследования раскрывал дидактические особенности телекоммуникационных технологий в педагогическом процессе и позволил описать вариант современной технократической модели обучения на основе построения субъектных отношений в обучении. В исследовании предложена классификация основных характеристик инновационных информационных технологий.
Для практической работы были определены и уточнены инвариантные аспекты формирования операционных навыков в учебном процессе на основе фундаментальных политехнических знаний и умений студентов, которые представляют совокупность условий активизации субъектной позиции студента в системе «студент — преподаватель — информационная среда» .
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических основ процессов информатизации обучения. В ходе исследования осмыслены особенности и возможности инновационных информационных технологий. Разработана модель формирования операционных навыков мыслительных действий на основе применения автоматизированных средств обучения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке модели учебной деятельности студентов и методических рекомендаций по созданию условий активизации субъектной позиции студента как способа формирования операционных навыков мыслительных действий.
Формирование операционных навыков мыслительных действий основано на активизации субъектной позиции студента в познавательной учебной деятельности в детерминированной изнутри нелинейной системе «студент — педагог — информационная среда» .
Результативность учебного процесса возрастает от включения в структуру учебной деятельности элемента «информационной среды», которая характеризуется многомерным ресурсным образовательным потенциалом, мультиплицидно (множительно) влияющим на умственную деятельность студентов.
Эффективность формирования операционных навыков мыслительных действий опирается на совокупность условий построения учебного процесса на основе расширения информационной среды познавательной деятельности.
Формирование прочных и совершенных операционных навыков также достигается условиями прямого общения с носителями языка, высокой мотивацией приобщения к глобальной информационной сети, системой заданий и механизмом оценивания. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературных источников, приложений.
Выводы по П главе.
1 .Результаты опытного обучения студентов второго года обучения по коммерческой, юридической, финансовой, маркетинговой, экономической специальностям показали эффективность внедрения информационных средств обучения на основе соответствующей педагогической технологии их применения. Использование больших массивов неструктурированной информации должно опираться на способы формирование операционных навыков ее переработки. Поэтому применение автоматизированных информационных средств в профессиональной подготовке студентов предполагает выделение особого направления в обучении — формирование операционных навыков мыслительных действий на основе системы апробированных в исследовании заданий и упражнений.
2. Внедрение современных информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов может быть эффективным при соответствующем методическом обеспечении учебного процесса. Общим основанием использования автоматизированного оборудования являются фундаментальные достижения российской педагогической науки, прежде всего принципы политехнизма профессионального образования, личностно ориентированный подход в обучении и идей контекстно — деятельностного подхода. Акцент данной работы на навыках мыслительных операций предопределил особое внимание психологическим аспектам в моделировании учебного процесса, что побудило к изучению фундаментальных работ отечественных психологов в области умственной деятельности, интеллектуальной активности и теории мышления в целом.
3. Методика моделирования учебного процесса на основе расширения информационного пространства включала разработку разного типа заданий по формированию операционных навыков. Способы формирования навыков включало следующие виды действий: индивидуализация учебной деятельности, упражнения логического запоминания, развитие зрительной памяти, расширение объемов памяти, комментирование, резюмирование, отбор информации, обобщение материала и формулирование закономерности, выведение правила, структурирование данных и др.
4. Способы развития операционных навыков дополнялись изменением условий организации учебной работы приемами децентрализации управления обучением и демократизацией положения студента, что активизировало его субъектную позицию в обучении.