Теоретические основы процессов общения и обучения
Обучение и общение… Совместимы ли эти явления, может быть они мешают друг другу? Данные явления можно рассматривать с обоих сторон. Общение может помогать, а может и затруднять обучение. Например, когда учитель озабочен только одним — установит доброжелательное отношение с учениками. В этом случае обучение ведется в «легкой, непринужденной обстановке», но учебные результаты часто оказываются… Читать ещё >
Теоретические основы процессов общения и обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема общения и обучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Проблема деятельности не перестает занимать умы философов, педагогов, социологов, психологов, лингвистов и специалистов других наук. Это объясняется тем, что деятельность — источник появления человека, основание всей его жизни, становление его как личности. Для педагогики проблема деятельности является важнейшей основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи воспитания, учебно-воспитательного процесса. Феномен деятельности наисложнейший. Многомерные исследования вскрывают его неисчерпаемые возможности. Программа деятельности, особенности ее конструирования, подбор средств, мотивационно-побудительная сфера, внутри которой возникает деятельность, — все это возможно «вычитать» в эффектах деятельности (В.С. Швырев).
Деятельность как некое потенциальное бытие, воплощенное в программе, возможных средствах, способностях, шире, многообразнее, полнее, богаче, чем любые ее проявления, построение любой деятельности — это всегда расширение, обогащение, развитие бытия.
Трактовка человеческой деятельности может выражаться в различных аспектах ее рассмотрения. Современные философы и психологи дают разные определения понятию «деятельность», анализируют различные ее аспекты, выделяют существенные свойства деятельности, присущие любому ее виду и имеющие объективно-субъективное значение. Исследователи выделяют такие свойства деятельности, как целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (Э.Г. Юдин, В. С. Швырев, Н. Г. Кримтосурьян, Л. П. Буева, А. Н. Леонтьев, В.П. Зинченко). Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида. Они выражают единство объективного и субъективного в деятельности. Каждый вид деятельности по необходимости выявляет всеобщие, универсальные характеристики деятельности и может быть объяснен лишь на основе таких характеристик (Н.Г. Кристостурьян).
Цель деятельности ставиться не произвольно, а в соответствии с объективными обстоятельствами. Она определяет весь последующий процесс, совершаемый субъектом. Предметность и осмысленность, выражая единство объективного и субъективного начала в деятельности, идут как бы навстречу друг другу, образуют сцепление объективно-субъективных ее основ (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов).
Преобразующий характер любой деятельности является ведущим свойством объективного порядка, но зависит от активной роли субъекта, продуктивного характера его деятельности. По данным концепциям теории деятельности, образуемые в деятельности связи и отношения, являются производными от сущностных характеристик деятельности.
По другой концепции, центром деятельности являются объективно-субъективные отношения (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, К.А. Абульхангова-Славская, М.С. Каган). К.А. Абульханова-Славская утверждает, что деятельность не является каким-то самостоятельным образованием, ее сущность производна от сущности деятеля. Сущностная связь субъекта деятельности выявляется тогда, когда ведущей в анализе выступает категория субъекта.
Плодотворный анализ становления взглядов ученых по теории деятельности дан в трудах Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, М. В. Демина. Разработка теории деятельности вслед за Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым продолжена Н. Ф. Талызиной.
Для педагогического процесса, а главное, для построение теории деятельности в педагогике, значение имеют исследования, об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в педагогическом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основание соотношения общественного и индивидуального в деятельности заключает в себе идею активной жизненной позиции, поскольку вне общественных устремлений личности объединяется любой вид деятельности (Б.Ф. Ломов).
В этой концепции находит свое выражение проблема совместной деятельности, что для педагогического процесса весьма важно, так как именно в этой деятельности обнаруживается значение индивидуальной деятельности, привносящей в общую деятельность своеобразие, обогащающей коллективную деятельность. Проблема общения рассматривается как необходимый источник человеческой деятельности. У индивида — участника общественной деятельности благодаря общению формируются особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов и образа действий.
Таким образом, общая теория деятельности создает возможности для построения теории деятельности в педагогике. Следует, однако, отметить, что в исследованиях, проводимых на идеальном уровне, реальный процесс не находит отражения.
Обучение и общение… Совместимы ли эти явления, может быть они мешают друг другу? Данные явления можно рассматривать с обоих сторон. Общение может помогать, а может и затруднять обучение. Например, когда учитель озабочен только одним — установит доброжелательное отношение с учениками. В этом случае обучение ведется в «легкой, непринужденной обстановке», но учебные результаты часто оказываются неудовлетворительными: неважные оценки за контрольные работы, «сбои» на вступительных экзаменах, вынужденное обращение за помощью к репетиторам и т. д. К сожалению, в школе часто встречается и другая картина: учитель, стремясь передать своим воспитанника определенные знания и умения, «жмет и давит» на своих учеников изо всех сил и не обращает внимание на трудности в общении.
Но если 10−15 лет назад на такой стиль общения и обучения закрывали глаза, то сегодня изменилось очень многое: и содержание учебных программ, и роль педагога в обществе, и отношение учеников и родителе к вопросу о том, чему и как сегодня учат в школе. Дело не только в том, что появились родители, которые могут себе позволить искать лучшую школу для своего ребенка, оплатить его обучение и потребовать, чтобы «за такие деньги к моему ребенку было особое отношение».
Постепенно меняется само отношение к Детству. С открытием «железного занавеса» на нас обрушился поток самой разнообразной литературы по психологии, психиатрии, образованию. Этот поток привлекателен для нас не только самой формой изложения материала: свободной, доверительной, где-то ироничной, лишенной избыточного наукообразия. Правда, тональность отечественных и зарубежных книг, как правило несколько отличалась и отличается друг от друга. В 1950;1970 гг. отечественная педагогика анализировала и убеждала нас в решающей роли коллектива на процесс формирования личности, а западные исследования тех лет подчеркивали необходимость сохранять уникальность и укреплять самодостаточность в личности. Позже исследования западной психологии понемногу начали осваиваться отечественной наукой. У психологов конца 1980 — начала 1990;х гг. актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности. Такое положение явилось закономерной реакцией на психологию «усреднения», на политику нивелирования индивидуальности.
Однако к этому времени основная тональность переводных зарубежных изданий также претерпела изменения. Там чуть раньше (или, наоборот, чуть позже?) пришли к заключению, что все развитие человеческой культуры убеждает в опасности возвеличивания «эго» одного человека. Личность формируется только в общении, поэтому каждому человеку приходится строить свою жизнь с учетом действия других людей. Это касается и игры, и труда, и обучения.
Вот потому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общение, где роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел затем, чтобы научиться (он еще не знает), а другой — чтобы поделиться своим знанием, а не поучать.
Учиться общаться. Учиться общаясь.
Это важно для всех: для учеников, их родителей и для учителей.