Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие среднего профессионального образования Калмыкии: 1920-2005 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационно-структурные изменения в системе среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1992;2005 гг. обусловлены развитием новой парадигмы образования, направленной на усиление ориентации образования на потребности личности, изменение требований со стороны народного хозяйства, регионализацию образования. Эти процессы обусловили необходимость коренного изменения структуры… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛМЫКИИ В 1920—1991 гг.
    • 1. 1. Создание и деятельность учебных заведений среднего специального образования в Калмыкии в 1920—1943 гг.
    • 1. 2. Среднее специальное образование Калмыкии в период восстановления и развития республики
  • Выводы
  • 2. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ В 1992—2005 гг.
    • 2. 1. Организационно-структурные изменения в системе среднего профессионального образования республики в условиях становления рыночной модели экономического развития

Становление и развитие среднего профессионального образования Калмыкии: 1920-2005 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется возрастанием роли среднего профессионального образования в России и в мире. Данная тенденция является объективной закономерностью, связанной с повышением научно-технического уровня производства, изменением профессионально-квалификационной структуры рынка труда. Современные социально-экономические условия ориентируют общество на новые цели в системе среднего профессионального образования. В соответствии с международной практикой в условиях развития глобальной автоматизации и информатизации всех сфер человеческой жизни специалисты среднего уровня квалификации, владеющие солидными общетеоретическими знаниями и многофункциональными умениями, становятся ведущим звеном в практической профессиональной деятельности, стержнем социально-экономического развития. Именно таких специалистов готовит среднее профессиональное образование. В экономически развитых странах образование этого уровня сегодня признается в качестве одного из ведущих сегментов образовательной системы.

Соответственно, среднее профессиональное образование отнюдь не является уникальным образовательным уровнем, имеющим место только в российской образовательной системе. Аналоги среднего профессионального образования существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран как в самостоятельных образовательных учреждениях довузовского уровня (двухгодичные колледжи в США, младшие и технические колледжи в Японии, колледжи системы дальнейшего образования и политехники в Великобритании, специальные училища, школы техников, профессиональные и специальные академии в Германии, секции старших техников во Франции), так и в высших учебных заведениях [60−27].

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости данного образовательного уровня в обеспечении развития экономики и общества в целом. Так, необходимость опережающего развития среднего профессионального образования определена Государственным Советом Российской Федерации и Правительством России в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [79- 272].

Необходимо иметь в виду, что среднее профессиональное образование являясь важной составной частью российского образования, занимает значительное место в формировании человека, гражданина, специалиста. Начиная работу с 15−16 летними подростками, оно обеспечивает их воспитание на одном из самых сложных этапов становления личности. И выпускает в жизнь не просто квалифицированных специалистов, вооруженных современными знаниями, а сознательных участников общественного развития.

Необходимо также учитывать, что стратегической целью современной системы российского образования является вхождение в мировое образовательное пространство [84]. В интеграции задач, детерминированных глобальными процессами модернизации образования, перед профессиональным образованием, как компонентом непрерывной системы, встает вопрос поиска оптимальных механизмов их реализации. Поэтому представляется не только целесообразным, но и необходимым обращение к историческому опыту становления и развития системы профессионального образования СССР/РФ в целом и специфическому опыту регионов, как субъектов страны, отражающих как общероссийские тенденции, так и специфические, региональные. Это необходимо потому, что изучение имеющегося наследия позволит избежать или минимизировать возможные негативные последствия и ошибки, а также сопоставить их с историческим опытом и тем самым оценить целесообразность и риск принятия решений. «Благом для нашей страны, — подчеркивал президент Российской Федерации В. В. Путин, — является не консервация отживших моделей, а сохранение лучших традиций и стандартов классической российской школы образования. В этом смысле нам есть, чем гордиться» [35- 13].

Обращение данного исследования к периоду 1920;2005 гг. объясняется тем, что в это время в самом государстве и в его образовательной системе происходило большое количество взаимообусловленных изменений и новаций, которые, в свою очередь, представляют интерес не только в историческом плане. Рассматриваемый период в истории всего российского государства и его регионов до сих пор еще не получил однозначной оценки историков, т.к. представлен чередой противоречивых процессов и явлений во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Вместе с тем, история становления и развития системы среднего профессионального образования Калмыкии в 1920;2005 гг. также наполнена событиями, требующими осмысления в рамках отдельного историко-педагогического исследования, которое позволит провести объективный анализ и выявить общее и особенное в становлении, развитии и модернизации среднего профессионального образования одного из российских регионов.

Состояние изученности проблемы. В процессе изучения исторического опыта становления и развития системы среднего профессионального образования Калмыкии в 1920;2005 гг. представляется целесообразным выделить ряд периодов, связанных со спецификой становления самой республики и ее позиционирования в российском образовательном пространстве.

1. Советский период (1955 г — первая половина 80-х гг. XX в.), когда система среднего профессионального образования Калмыкии рассматривалась в рамках целостной системы профессионального образования СССР без выделения какой либо национальной или региональной специфики. Эта тенденция проявилась в работах Г. А. Липатовой (Профессионально-техническое образование в СССР (1917;1958). Москва — 1960 г.), Ф. Ф. Королева (Из истории народного образования в советской России (Низшие и средние профессиональные учебные заведения). Москва — 1962 г.), Б. Кузьмина (Техникумы и училища СССР. Москва — 1975 г.), Е. Г. Осовского (Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917;1940. Москва — 1980 г.), С.Я. Батыше-ва (Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. Москва — 1981 г.). Становление среднего профессионального образования в Калмыкии стало предметом отдельного исследования в очерках: Ташнинов Н. Ш. «Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР» (Элиста — 1969 г.) — «Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма» (Москва — 1970 г.).

2. В период начавшейся демократизации общества (1985 г. — начало 1990;х гг.) изучение истории среднего профессионального образования республики Калмыкия практически не осуществлялось, т.к. ученые в большей степени были увлечены инновационными процессами в педагогике. В это время выходят труды, посвященные преимущественно перестройке образования республики: «Учителя Калмыкии на путях перестройки школы: Сборник очерков» (Элиста -1989 г.) — «Здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт в РСФСР и Калмыцкой АССР: Стат. сб.» (Элиста — 1988 г.).

3. Новый период в изучении истории среднего профессионального образования Калмыкии начался с принятием в 1992 г. Закона «Об образовании», который инициировал введение национального (регионального) компонента в содержание российского образования. Данное обстоятельство послужило импульсом для рассмотрения многих вопросов в образовании с позиций социокультурного и этнокультурного подходов. Впервые многовековая история отечественной средней профессиональной школы была представлена в двухтомной монографии «История среднего профессионального образования в России» (2000, 2001 гг.). Начали выходить работы, посвященные становлению образования Калмыкии, как национального, этнокультурного феномена. Это книги Е. В. Сартиковой «Образование Калмыкии: истоки и становление» (Элиста -2000 г.) — О. Д. Мукаевой «Этнопедагогика калмыков: история и современность» (Элиста — 1999;2003 гг.) и др.

Отдельные аспекты становления и развития среднего профессионального образования Калмыкии нашли отражение в научных трудах JI.B. Намруевой, И. М. Корниловой, К. Ф. Лиджиевой, А. Л. Поляковой, З. О. Кекеевой, Б.А. Шев-киева. Так, И. М. Корнилова в своей кандидатской диссертации рассматривала становление и развитие высшего образования в Калмыкии в 1920;1999 годах, К. Ф. Лиджиева анализировала опыт развития общеобразовательной школы республики после восстановления государственности. Однако, в их работах практически ничего нет о становлении и развитии системы среднего профессионального образования.

Более подробно различные педагогические аспекты деятельности колледжей Республики Калмыкия рассматривались в кандидатских диссертациях преподавателей и руководителей средних специальных учебных заведений: З. О. Кекеевой «Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков», Б. А. Шевкиева «Психологическое обеспечение личностно развивающегося образования в техническом колледже». А. Л. Полякова исследовала процесс формирования деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования.

Определенную попытку решения проблемы университетского образовательного пространства, реализующего на практике идеи гуманизации, интеграции, дифференциации, интенсификации и кооперации науки, образования, производства, социальных и экономических сфер жизнедеятельности человека предпринял Г. М. Борликов. В частности, он пришел к выводу, что университет формируется как ведущее звено непрерывного профессионального образования в регионе, объединяющее (концептуально и функционально) учебные заведения различного уровня.

Следует отметить работы, в которых рассматриваются отдельные средние специальные учебные заведения (педагогический колледж им. Х. Б. Кануковааграрный колледж Калмыцкого государственного университета и др.). Особенность этих исследований заключается в том, что они выполнены на основе архивных материалов, малоизвестных широкому читателю, которые впервые используются в данных работах. Особую значимость данные материалы приобретают в связи с жизненным характером изложения. Здесь становление учебных заведений, судьбы их выпускников и преподавателей показаны на историческом фоне развития республики Калмыкия.

Вместе с тем, анализ историко-педагогической литературы показал, что вопросы становления и развития среднего профессионального образования Калмыкии не стали предметом специального исследования в работах отечественных историков-педагогов. Актуальность данной проблемы, с одной стороны и ее недостаточная представленность в историко-педагогической литературе — с другой, потребовали обращения к опыту становления и развития среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1920;2005 гг., когда был накоплен значительный потенциал, который может стать ориентиром в проектировании направлений развития средних специальных учебных заведений республики.

В целом следует выделить следующие противоречия между:

— необходимостью обращения современной педагогической теории и практики к историческому опыту становления и развития среднего профессионального образования и отсутствием работ анализирующих с современных методологических позиций деятельность национальных (региональных) средних специальных учебных заведенийзначительным потенциалом современной системы среднего профессионального образования Калмыкии и отсутствием специальных историко-педагогических исследований, посвященных становлению и развитию данного феномена в 1920;2005 гг.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована проблема исследования: Какие условия определяли процесс становления и развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия в 1920;2005 гг.

Фиксирование данной проблемы послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования «Становление и развитие среднего профессионального образования Калмыкии (1920;2005 гг.)».

Объект исследования: система среднего профессионального образования в России.

Предмет исследования: процесс становления и развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия в 1920;2005 гг.

Цель исследования: осуществить историко-педагогический анализ процесса становления и развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия в 1920;2005 гг. Задачи исследования:

1. Обосновать основные периоды становления и развития среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1920 -2005 гг.

2. Выявить основные условия создания и деятельности средних специальных учебных заведений в Калмыкии в 1920;1943 гг.

3. Показать развитие среднего профессионального образования в период восстановления и развития республики до 1991 г.

4. Дать сущностную характеристику организационно-структурным изменениям в системе среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1992;2005 гг.

Методологическая база исследования представлена комплексом педагогических и историко-педагогических подходов:

— Целостный: B.C. Ильин, В. И. Данильчук, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. В. Краевский, Н.М. Борытко);

— Культурологический: Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, М. С. Каган;

— Цивилизационный (социокультурный): М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, З. И. Равкин.

В исследовании также использованы современные педагогические концепции и идеи:

— концепция непрерывного профессионального педагогического образования (Е.П. Белозерцев, Н. К. Сергеев, А. П. Тряпицына, С.Г. Вершловский);

— идеи этнокультурных основ образования и народной педагогики (Г.Н. Волков, С. В. Куликова, О. Д. Мукаева, А. Б. Панькин, Г. Ф. Хасанова);

— методология истории развития образования и исторической мысли.

Б.М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, П. А. Гагаев, Г. Б. Корнетов, JI.A. Степашко, Ф.А. Фрадкин).

Методы исследования: общенаучные и специальные историко-педагогические. К первым относятся теоретический анализ, моделирование, идеализация, конструирование, концептуализация, проектирование. Вторая группа включает историко-структурный, историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, монографический методы. Работа с источниками исто-рико-педагогического исследования потребовала привлечения методов реконструкции, понимания и объяснения.

Хронологические рамки исследования охватывают период от создания первых учебных заведений среднего профессионального образования в Калмыкии до современного периода их функционирования, т. е. 1920;2005' гг. Источниковая база:

1. Законодательные, нормативные и регулятивные акты, официальные документы и материалы, отражающие деятельность Министерства просвещения РСФСР и Калмыцкой АССР, Министерства образования и науки РФ и РК в сфере среднего профессионального образования.

2. Публицистические и аналитические материалы, освещающие проблемы среднего профессионального образования в Российской Федерации и в Республике Калмыкия 1920;2005 гг.

3. Воспоминания и мемуары современников: Г. Б. Бембинов «Раненая степь», «Басан Городовиков: Воспоминания, исследования, документы».

4. Материалы Национального архива Республики Калмыкия (ф. Р- 3, 8, 122, 131, 295, 308, 309, 444) — Министерства образования Республики Калмыкия (ф. Р- 25) — текущие архивы средних специальных учебных заведений республики: Башантинского аграрного колледжа им. Ф. Г. Попова, Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа, Калмыцкого медицинского училища им. Т. Хахлыновой, Элистинского автомобильно-дорожного колледжа, Элистинского педагогического колледжа Х. Б. Канукова.

5. Материалы съездов, конференций, семинаров, посвященных проблемам среднего профессионального образования в Калмыкии.

6. Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики республики Калмыкия.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системным и целостным подходом к изучению сформулированной проблемы, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, целостным историко-педагогическим анализом деятельности средних специальных учебных заведений, широким кругом использованных источников. Обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, использованием практического опыта автора, экспертизой полученных результатов и публикацией основных выводов диссертационного исследования.

Научная новизна результатов исследования заключаются в том, что в нем:

— Впервые проблема становления и развития системы среднего профессионального образования Республики Калмыкия стала предметом историко-педагогического исследования, как этнокультурный феномен и целостное явление, имеющее свой вектор развития и внутренние импульсы формирования.

— Выявлены социально-экономические, исторические и этнополитические особенности становления и развития региональной системы среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1920;2005 гг. как неотъемлемой части общероссийской системы образования.

— Дополнены наиболее педагогически значимые факторы, обусловившие процесс становления и перспективы развития системы среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1920;2005 гг.

— Уточнены и предметно охарактеризованы основные периоды становления и развития системы среднего профессионального образования Республики Калмыкия 1920;2005 гг.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит во включении в содержание истории среднего профессионального образования Республики Калмыкия значительного архивного материала, неизвестного ранее широкому кругу педагогической общественностив обогащении имеющихся в историко-педагогической науке представлений о периодах становления и развития системы среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1920;2005 гг.- в возможности использования материалов исследования для разработки концепции модернизации среднего профессионального образования Республики Калмыкия с учетом его исторического прошлого.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его результаты способствуют более полному осмыслению современного состояния и перспектив подготовки высококвалифицированных кадров среднего звена. Материалы диссертации позволяют расширить раздел курса «История образования и педагогической мысли» для студентов Калмыцкого государственного университета, Элистинского педагогического колледжа, учащихся педклассов, а также слушателей Республиканского института повышения квалификации работников образования. Результаты изучения деятельности средних специальных учебных заведений республики помогут в современных условиях выработать принципы и направления региональной политики в профессиональном образовании с учетом выявленных тенденций и факторов кадровой обеспеченности специалистами со средним профессиональным образованием. Положения и выводы диссертации можно использовать для подготовки научных исследований по истории образования Республики Калмыкия, отдельных учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения исследования освещались в научных журналах и сборниках. Результаты исследования обсуждались на рабочих семинарах и совещаниях ССУЗов Республики Калмыкия, заседаниях кафедры педагогики и психологии КГУ, докладывались на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях и семинарах:

— международной научной конференции, посвященной 70-летию организации первой кафедры монгольского языка в России (Элиста, 2003);

— международной научной конференции «Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: национальный и этнический аспекты (Элиста, 2005).

— XI Годичном собрании Южного отделения РАО и XXIII психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2004);

— Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования» (Майкоп, 2004);

— II межрегиональной научной конференции «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (Элиста, 2004);

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Калмыцком государственном университете в рамках курса «История образования и педагогической мысли" — в Элистинском автодорожном колледже в содержании курсов «История Калмыцкой республики» и «Краеведение" — в Элистинском педагогическом колледжев педагогических классах общеобразовательных школ г. Элистав Республиканском институте повышения квалификации работников образования.

Положения, выносимые на защиту:

I. Процесс становления и развития среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1920 -2005 гг., в целом, не выходил за рамки тенденций и явлений, свойственных в данный период российскому образованию. Однако при уточнении периодизации этого процесса следует учитывать, что на позиционирование национальной образовательной системы Калмыкии в российском образовательном пространстве повлияла ликвидация республики и насильственная депортация калмыцкого народа. Вследствие этого процесс становления и развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия был значительно затруднен и включал следующие этапы:

I. 1920;1943 гг. — этап создания и утверждения организационно-управленческой и методической структуры, материально-технической базы среднего профессионального образования республики, прерванный в 1943 г. ликвидацией республики и насильственной депортацией калмыцкого народа в отдаленные районы СССР.

II. 1956 -1985 гг. — этап восстановления республики, характеризуется процессами возрождения и расширения системы среднего профессионального образования Калмыкии в рамках советской системы средне-специального профессионального образования. Данный этап завершается застоем в развитии среднего профессионального образования республики.

III. 1985;1991 гг. — этап преодоления негативных тенденций в системе среднего профессионального образованиядемократизация и гуманизация российского образования приводит к автономности средних специальных учебных заведений, их самостоятельности в организации учебно-воспитательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.

IV. 1992;2005 гг. — этап включения новых механизмов управления системой среднего профессионального образования, связанных с переходом к рыночной модели экономического развития, что позволило не только сохранить образовательный потенциал республиканской системы среднего профессионального образования, но и создать возможности для ее дальнейшего развития.

2. К основным условиям создания и деятельности средних специальных учебных заведений Калмыкии в 1920;1943 гг. следует отнести следующие:

— значительные трудности, тормозившие развитие среднего профессионального образования (кочевой образ жизни большинства калмыцкого населения, отсутствие подготовленных выпускников школ и нехватка профессионально подготовленных и компетентных преподавателей);

— сельскохозяйственная специализация среднего профессионального образования, связанная с отсутствием промышленности в Калмыкии;

— основные направления развития среднего профессионального образования связаны с нехваткой специалистов во всех социальных сфеpax и отраслях народного хозяйства (образование, здравоохранение, искусство, сельское хозяйство и промышленность);

— временная оккупация части территории республики и массовая мобилизация преподавателей и учащихся на военный и трудовой фронты в период Великой отечественной войны;

— прекращение функционирования системы среднего профессионального образования Калмыкии в 1943 г., связанное с ликвидацией республики и насильственной депортацией калмыцкого народа в отдаленные районы СССР.

3. Среднее профессиональное образование Калмыкии в период восстановления и развития республики (1956 -1985 гг.) характеризовалось следующими особенностями:

— формирование национального самосознания, возрождение, развитие и сохранение культурного наследия, поднятие культурного уровня населения, связанные с восстановлением республики;

— 60−70-е гг. XX столетия охарактеризовались повышением уровня преподавания в техникумах, увеличением количества специалистов и совершенствованием профессиональной подготовки, усилением эффективности использования молодых специалистов на производстве, совершенствованием управления системой среднего профессионального образования;

— Вторая половина 80-х гг. — получение учебными заведениями самостоятельности в организации учебно-воспитательного процесса и разработке учебных программ и планов, в финансово-хозяйственной деятельности значительно раскрепостила учебные заведения.

4. Организационно-структурные изменения в системе среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1992;2005 гг. обусловлены развитием новой парадигмы образования, направленной на усиление ориентации образования на потребности личности, изменение требований со стороны народного хозяйства, регионализацию образования. Эти процессы обусловили необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки специалистов среднего звенасоздание учебных заведений нового, интегрированного типа, обеспечивающих многоступенчатую подготовку специалистов повышенного уровня (преобразование училищ и техникумов в колледжи). Важным направлением развития средних специальных учебных заведений республики стало активное внедрение новых образовательных технологий: проблемного обучения, модульного построения образовательного процесса, дистанционного образования, информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Этапы исследования:

1. 2000;2Q01 гг. — проведение историко-теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа литературыизучение степени разработанности проблемыопределение исходных позиций, источниковой базы исследования.

2. 2001;2002 гг. — осуществление сбора, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по проблеме исследованияразработка программы работы и определение основных методов получения информации.

3. 2002;2004 гг. — выявление педагогически наиболее значимых особенностей социально-экономического, исторического и этнополитического процессов, обусловивших состояние среднего профессионального образования в Республике Калмыкия в 1920;2005 гг.- уточнение периодизации и обоснование этапов развития системы среднего профессионального образования республики в исследуемый периодвыявление тенденций и перспектив развития учебных заведений среднего профессионального образования Калмыкии в 1920;2005 гг.

4. 2004;2006 гг. -обобщение материалов, подведение итогов исследования, систематизация окончательных выводов и оформление диссертационной работы.

Объем и структура диссертации. Диссертация объемом 173 с. состоит из введения (14 е.), двух глав (гл. 1-я — 71 е., гл. 2-я — 64 е.), заключения (4 е.), списка использованной литературы (215 наименований), 15 приложений.

Выводы по II главе.

Анализ развития среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1992;2005 годах показывает, что несмотря на сложные социально-экономические условия и организационные трудности, средние специальные учебные заведения гибко и оперативно реагировали на происходящие в российском обществе изменения, что позволило не только сохранить образовательный потенциал республиканской системы среднего профессионального образования, но и создать возможности для ее дальнейшего развития.

В условиях рыночной экономики и полного переустройства всей хозяйственной системы, средние специальные учебные заведения Республики Калмыкия вынуждены были отказаться от многолетнего консерватизма и довольно успешно проявлять собственную инициативу. Более того, новая парадигма образования, направленная на усиление ориентации образования на потребности личности, изменение требований со стороны экономики и социальной сферы, регионализация образования обусловили необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки кадров.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», установивший основы российского законодательства в области образования. В соответствии с Законом «Об образовании» среднее специальное образование было закреплено в качестве самостоятельного уровня профессионального образования и получило название «среднее профессиональное образование». Таким образом, была создана правовая и научно-методическая база для дальнейшего развития среднего профессионального образования.

Становление новых моделей профессионального образования наиболее полно произошло в крупных средних специальных учебных заведений республики — медицинском и педагогическом училищах, автомобильно-дорожном и сельскохозяйственном техникумах. Располагая необходимым материально-техническим оснащением учебного процесса и высоким кадровым потенциалом, они провели комплексные организационно-структурные изменения и были преобразованы в учебные заведения нового типа — колледжи.

Изучение теоретического и практического опыта реформирования в 1990;е годы среднего профессионального образования республики показывает, что это явилось не погоней за модой, а сознательным продуманным шагом. Формирующийся рынок труда потребовал рождения профессиональных учебных заведений нового, интегрированного типа, обеспечивающих многоступенчатую подготовку специалистов повышенного уровня.

Современная система подготовки кадров среднего профессионального звена Республики Калмыкия занимает значительное место в сфере образования республики, является перспективным и доступным источником получения профессиональных знаний для молодежи, удовлетворения образовательных потребностей личности и общества. Оно вступило в XXI век, имея в своей структуре 10 государственных учебных заведений, в которых обучается около 6 ООО студентов.

Средние специальные учебные заведения Калмыкии стремились расширить набор предлагаемых образовательных услуг. Произошли значительные изменения в профильной структуре подготовки специалистов среднего звена. Так, расширялись масштабы подготовки специалистов, направленной на обеспечение рыночной инфраструктуры, связанной с информационными технологиями. Происходил процесс переосмысления целей, содержания, средств профессиональной подготовки специалистов, воспитания творческой личности, способной к социализации и саморазвитию, выполнению социальных функций, проявлению высоких нравственных качеств, профессионализма и инициативы.

Значительными были качественные изменения в системе среднего профессионального образования республики: увеличилось количество преподавателей, имеющих ученые степени, большое значение в учебно-воспитательном процессе уделялось научно-исследовательской работе преподавателей и студентов.

Важным направлением развития средних специальных учебных заведений республики является внедрение новых образовательных технологий: проблемного обучения, модульного построения образовательного процесса, дистанционного образования, информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Значительное место в деятельности системы среднего профессионального образования Калмыкии занимала воспитательная работа со студентами. Была успешно реализована республиканская «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001;2005 годы». Одним из основных направлений учебно-воспитательной работы являлась реализация личностно-ориентированного обучения.

Средние специальные учебные заведения Республики Калмыкия развиваются как одно из важных звеньев в системе непрерывного образования, что привело к рождению учебных заведений нового, интегрированного типа, обеспечивающих непрерывную многоступенчатую подготовку специалистов.

Перспективными направлениями развития среднего профессионального образования Республики Калмыкия являются: обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образованиясоздание условий для дальнейшего развития образовательных, культурных, профессиональных функций среднего профессионального образования в интересах развития личности, общества и государства;

Заключение

.

Процесс становления и развития среднего профессионального в Республике Калмыкия в целом протекал в общероссийском русле. Безусловно, имелись особенности этого процесса, которые были связаны с социально-экономической и этнической спецификой региона.

Проведенное нами изучение теоретического и практического опыта этого процесса позволило обосновать периодизацию становления и развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия. Исходя из совокупности основных теоретически обоснованных социально-экономических, исторических и политических условий весь период развития среднего профессионального образования можно разбить на следующие временные промежутки:

1. 1920;1943 гг. — в этот период в Калмыкии сложилась и утвердилась организационно-управленческая, содержательная и методическая структура, материально-техническая база среднего специального образования;

2. 1956; первая половина 1980;х гг. — в результате восстановления государственности и возвращения калмыков из ссылки начинается процесс возрождения республики, восстановления и расширения системы профессионального образования, однако, динамичное развитие среднего специального образования к середине 1980;х годов завершается застоем.

3. 1985;1991 гг. — в этот период, несмотря на негативные процессы в развитии среднего профессионального образования, имелись и положительные тенденции — учебные заведения получили самостоятельность в организации учебно-воспитательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.

4. 1992;2005 гг. — несмотря на сложные социально-экономические условия и организационные трудности, средние специальные учебные заведения Республики Калмыкия гибко и оперативно реагировали на происходящие в российском обществе изменения, что позволило не только сохранить образовательный потенциал республиканской системы среднего профессионального образования, но и создать возможности для ее дальнейшего развития.

В современных условиях новая парадигма образования, направленная на усиление ориентации образования на потребности личности, изменение требований со стороны экономики и социальной сферы, регионализация образования обусловили необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки кадров средней квалификации. Средние специальные учебные заведения Республики Калмыкия вынуждены были отказаться от многолетнего консерватизма в организации учебно-воспитательного процесса и проявлять собственную инициативу. Происходило становление новых моделей профессионального образования.

Крупные средние специальные учебные заведения республики, располагая необходимым материально-техническим оснащением учебного процесса и высоким кадровым потенциалом, провели преобразование в учебные заведения нового типа — колледжи, так как рынок труда требовал создания профессиональных учебных заведений интегрированного типа, обеспечивающих многоступенчатую подготовку специалистов повышенного уровня.

Анализ действующей системы среднего профессионального образования, ее ретроспектива позволяют сформулировать приоритетные направления развития:

— гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях;

— демократизация образования — средство демократизации всего общества (равные возможности и бесплатный характер образования, открытость и многообразие образовательных учреждений, регионализация образования и т. д.);

— построение системы непрерывного профессионального образования как основное условие развития и реформирования образования России;

— широкая диверсификация образования;

— опережающий характер образования как условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы;

— управление процессами реструктуризации образовательной системы на современном этапе развития;

— информационное обеспечение образовательной системы;

— интеграция науки и образования;

Ориентация на личность обучающегося, на наш взгляд, определяет следующие организационно-педагогические условия развития среднего профессионального образования:

— мониторинг и прогнозирование изменений в профессионально-квалификационной структуре региона, в содержании образования, востребованности специальностей;

— опытная подготовка по новым специальностям;

— реализация личностной ориентации в образовании, создание условий для самоопределения, саморазвития личности обучающегося;

— воспитание как средство формирования социально-устойчивой личности студента;

— создание в образовательном учреждении системы, обеспечивающей высокое качество образования;

— развитие психолого-педагогического сопровождения студентов и их социальной поддержки;

— развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся как основы для их мотивации к дальнейшему образованию;

— включение образовательных учреждений в целостную систему непрерывного образования (с сохранением их юридического статуса);

— повышение квалификации, переподготовка квалифицированных специалистов;

— мониторинг выпускников учреждений среднего профессионального образования, их жизненной карьеры и учет его результатов при организации образовательного процесса.

Таким образом, среднее профессиональное образование республики развивается как важное звено в системе непрерывного образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами послесреднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена. Тенденции и перспективы развития общества, его экономики и социально-политической системы определяют и направления развития среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августовская научно-методическая конференция преподавателей средних специальных учебных заведений Калмыцкой АССР. — Элиста, 1979.
  2. Августовская научно-методическая конференция преподавателей средних специальных учебных заведений Калмыцкой АССР. -Элиста, 1988.
  3. , И.В. Среднее специальное образование (техникумы, училища, школы) / И. В. Александров, Э. Л. Леон. М., 1963.
  4. , А.В. Особенности педагогического эксперимента с заданными исходными установками в ССУЗе / А. В. Андреева // Сред. проф. образование. 2005. — № 5. — С.30−35.
  5. , П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко. Казань, 2001.
  6. , Л.А. Проектирование региональной системы среднего профессионального образования в рыночных условиях / Л. А. Артемьева. -Казань, 1996.
  7. , Я.Б. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования в Калмыкии (XIX 20−40-е гг. XX века): дис.. канд. пед. наук / Я. Б. Аппаева. — Элиста, 2001.
  8. , П.Д. О трагедии в истории калмыцкого народа / П. Д. Бакаев. -Элиста, 2003.
  9. , В.И. Диверсификация среднего профессионального образования: сущность, условия, пути реализации / В. И. Байденко. М., 1995.
  10. , В.И. К формированию концептуально-методологических основ согласованности государственности образовательных стандартов всистеме общего и профессионального образования / В. И. Байденко и др.- М., 1998.
  11. , В.И. Проблемы среднего профессионального образования /1. B.И. Байденко. М., 1995.
  12. , В.А. Состояние и тенденции развития системы профессионально-технического образования в новых социально-экономических условиях : автореф. дис.. канд. пед. наук /В.А. Баранов. М., 1996.
  13. , Д.В. Деловая игра как личностно ориентированная учебная ситуация / Д. В. Басанова // Гегярлт. 2000. — №½ (11/12). — С. 14 — 16.
  14. , С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / С. Я Батышев. М., 1981.
  15. , С.Я. Подготовка техников в новых экономических условиях /1. C.Я. Батышев. М., 1994.
  16. , С.Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. М., 1997.
  17. , С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации / С. Я. Батышев. М., 1987.
  18. , С.Я. Энциклопедия профессионального образования / С. Я. Батышев. М., 1999.
  19. , В. Кузница сельскохозяйственных кадров / В. Башанкаев // Хальмг Унн. 2005. — 19 янв.
  20. , В.В. Развитие профессионального образования в регионе: концептуальная модель / В. В. Беляев, Г. М. Нохрин // Специалист. 1995. -№ 4.-С. 34−36.
  21. , Г. Б. Раненая степь: мемуары / Г. Б. Бембинов. Элиста, 1999.
  22. , А.А. Социальное партнерство как фактор развития среднего профессионального образования / А. А. Бирюков // Сред. проф. образование. 2000. — № 3. — С. 30 — 32.
  23. , И.В. История отечественной педагогики / И. В. Богуславский. Томск, 2005.
  24. , Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000.
  25. , И.В. Очерки исторической географии Калмыкии. 1917 начало 90-х гг. XX в. / И. В. Борисенко, С. И. Убушиева. — Элиста, 2000.
  26. , Г. М. Интегрирующая функция университета в национально-региональной системе непрерывного образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. М. Борликов. Волгоград, 2002.
  27. Вестник образования России: сб. приказов и инструкций М-ва образования и науки. 2000−2005.
  28. , И.Г. Колледж: пути развития, проблемы / И. Г. Валиев // Специалист. 1999. — № 6. — С. 2 — 3.
  29. , В.И. Развитие СПО в системе непрерывного образования / В. И. Вахрушев // Сред. проф. образование. 2005. — № 2. — С. 2 — 4.
  30. , И.Б. Проблемы развития дистанционного образования / И. Б. Висливская // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 28 — 29.
  31. , Г. Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнографические сочинения / Г. Н. Волков. Элиста, 2003.
  32. , JT.A. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе / JT.A. Волович, Г. В. Мухаметзянова. -Казань, 1997.
  33. Всероссийское совещание-семинар руководителей негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования // Сред. проф. образование. 2000. — № 7. — С. 21 — 24.
  34. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги / под ред. Ю. А. Полякова. М., 1992.
  35. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на VII съезде Российского Союза ректоров. Москва, 6 декабря 2002 г. // Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? М., 2003.
  36. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: стат. сб. М., 1996.
  37. , М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях: учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / М. Т. Громкова. М., 1994.
  38. , Т.Б. Игровая имитация как способ обучения личности / Т. Б. Дакинова // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 17 — 18.
  39. , В.М. Выступление президента Союза директоров средних специальных учебных заведений/ В. М. Демин // Сред. проф. образование. -2000. № 3. — С. 10−11.40. 25 лет государственной системы профессионально-технического образования СССР.-М., 1965.
  40. Здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт в РСФСР и Калмыцкой АССР: стат. сб. Элиста, 1988.
  41. , М.Ф. Личностно ориентированная направленность подготовки специалистов дошкольного образования / М. Ф. Евтинина, Т. В. Смирнова // Сред. проф. образование. 2005. — № 3. — С. 13 — 15.
  42. , М.И. Совершенствование обучения в техникумах: учеб.-метод. пособие для повышения пед. квалификации преподавателей общетехн. и спец. дисциплин в сред. спец. учеб. заведениях / М. И. Ерецкий. М., 1987.
  43. , В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования Электронный ресурс. / В. А. Ермоленко: http://www. itop. ru.
  44. Жук, А. П. Среднее медицинское образование в нашей стране / А. П. Жук // Сред. спец. образование. 1957. — № 8. — С. 3 — 9.
  45. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта в профессионально-технических училищах. М., 1965.
  46. Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование. М., 2001.
  47. Инструкция по применению в педагогическом училище положения о педагогической практике. М., 1986.
  48. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в среднем специальном учебном заведении: концептуальные подходы, варианты, уровни. Казань, 1996.
  49. , И.Ф. Колледж как инновационное образовательное учреждение / И. Ф. Исаев, H. JL Шеховская. Белгород, 1997.
  50. Исследование приоритетных проблем развития профобразования: сб. результатов науч. исслед. // Академия профобразования / сост. И. П. Смирнов, А. Т. Глазунов. М., 2001.
  51. История России 1901 2001 годов: в 2 ч. — М., 2002.
  52. История среднего профессионального образования в России. Кн. 1 2. -М., 2000−2001.
  53. Информация о социально-экономическом положении России. 1999. М., 1999.
  54. В.П. Перестройка среднего специального образования / В. П. Кабаков. М., 1988.
  55. , И.А. Музыкальная культура Калмыкии в граф и блок-схемах / И. А. Калашникова. — Элиста, 2005.
  56. Калмыкия в цифрах: стат. сб. Элиста, 2000.
  57. , В.П. Демократизация учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях / В. П. Капикаева. Омск, 1989.
  58. , З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков : дис.. канд. пед. наук / З. О. Кекеева. -СПб., 1997.
  59. , А.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования / А. Ф. Киселев // Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? М., 2003.
  60. , О.А. Инновационные образовательные технологии подготовки специалистов в условиях колледжа : дис.. канд. пед. наук / О. А. Козырева. -М., 2001.
  61. Колледж как вид среднего специального учебного заведения. М., 1994.
  62. , Ф.Ф. Из истории народного образования в советской России (Низшие и средние профессиональные учебные заведения) / Ф. Ф. Королев. -М., 1962.
  63. , Б. Техникумы и училища СССР / Б. Кузьмин. М., 1975.
  64. , Т.А. Производственная практика как средство социально-профессиональной адаптации будущего специалиста / Т. А. Кухнинова // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 19 — 23.
  65. , М.И. Совершенствование системы внутритехникумовского контроля важный фактор коренного улучшения качества подготовки специалистов / М. И. Лабутин, О. О. Кузнецова. — М., 2002.
  66. Ленинский путь. 1940. 29 дек.
  67. , Г. А. Профессионально-техническое образование в СССР (1917- 1958)/Г.А. Липатова. М., 1960.
  68. , Т.Б. Образовательные парадигмы в современном мире и их влияние на системы образования / Т. Б. Лисицына // Сред. проф. образование. 2005. — № 2. — С. 137 — 142.
  69. Лицей, колледж или техникум? Образовательные и средние специальные учебные заведения г. Элисты: справочник. Элиста, 1997.
  70. , В.И. Стратегия развития профессионального образования / В. И. Магойченков // Сред. проф. образование. 2000. — № 3. — С. 39 — 41.
  71. , К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVII XX вв.) / К. Н. Максимов. — М., 2002.
  72. , JI.Д. Башантинский техникум наш./ Л. Д. Манжикова, В. Н. Башанкаев. Элиста, 2005.
  73. , В.Н. Опыт реализации заданного подхода в условиях лично-стно ориентированного обучения / В. Н. Мантыева // Гегярлт. 2000. -№½ (10/11). -С. 30−33.
  74. Методика прогнозирования и оценки состояния системы высшего и среднего профессионального образования. М., 1997.
  75. , В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации / В. И. Мешалкин. М., 1995.
  76. , В.И. Региональная модель профессионального образования / В. И. Мигаев, А. А. Смирнов. М., 1998.
  77. , Л.А. Элистинскому педагогическому колледжу 75 лет / Л. А. Михайлова, А.Б. Церенова// Специалист. 1995. — № 11/12. — С. 9 — 10.
  78. Модернизация российского образования: док. и материалы. М., 2002.
  79. Модернизация среднего профессионального образования: (докл. о ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 годы). — М., 2003.
  80. , В.В. Рынок труда и профессиональное образование / В. В. Моисеенко. М., 1997.
  81. , Н.И. Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук / Н. И. Морозова. Екатеринбург, 2000.
  82. , О.Д. Этнопедагогика калмыков: история и современность. В 3 ч. / О. Д. Мукаева. Элиста, 1999 — 2003.
  83. , О.Д. Наши преподаватели должны быть востребованы и в Европе / О. Д. Мукаева // Калмыцкий ун-т. 2005. — 16 апр.
  84. , Ю.А. Среднее специальное образование в условиях рынка / Ю. А. Назаров // Сред. спец. образование. 1991. — № 10. — С. 21 — 24.
  85. , И.Е. На посту лидера Калмыкии / И. Е. Намсинов // Басан Городовиков: Воспоминания, исследования, документы. Элиста, 2000. -С. 124- 135.
  86. НА РК. Ф. Р-8. Калмыцкий государственный педагогический институт (1938 — 1944, 1964 — 1969 гг.). On. 1. Д. 71.
  87. НА РК, Ф. Р-25. Министерство просвещения Калмыцкой АССР (1918 -1923, 1940 — 1944, 1956 — 1997 гг.). On. 1 Д. 3.97. Там же. Д. 99.98.Там же. Д. 213.99.Там же. Д. 290.100. Там же. Д. 373.101. Там же. Д. 725.102. Там же. Оп. 4. Д. 34.
  88. НА РК. Ф. Р-122. Калмыцкое педагогическое училище им. Х. Б. Канукова (1920−1943, 1959- 1974 гг.). On. 1. Д. 1.104. Там же. Д. 3.105. Там же. Д. 23.106. Там же. Д. 138.107. Там же. Оп. 3. Д. 1.
  89. НА РК. Ф. Р-131. Совет народных комиссаров Калмыцкой АССР (1935−1943 гг.). Он. 1.Д. 82.
  90. НА РК. Ф. Р-295. Элистинский автомобильно-дорожный техникум (1965−1989 гг.). Он. 1. Д. 169.
  91. НА РК. Ф. Р-308. Калмыцкое медицинское училище им. Т. Хах-лыновой (1962 -1990 гг.). Он. 1. Д. 26.111. Там же. Д. 149.112. Там же. Д. 202.
  92. НА РК. Ф. Р-309. Совет министров Калмыцкой АССР (1956 -1993 гг.). Он. 1. Д. 334.
  93. НА РК. Ф. Р-444. Башантинский совхоз-техникум (1930 — 1970 гг.). Оп.1. Д. 25.115. Там же. Д. 60.116. Там же. Д. 68.117. Там же. Д. 89.118. Там же. Д. 95.
  94. , И.М. Буддизм и образование: история и современность / И. М. Нармаева // Монголоведение в новом тысячелетии (К 70-летию организации первой кафедры монгольского языка в России): материалы Междунар. науч. конф. Элиста, 2003. — С.219 — 222.
  95. , И.М. К вопросу становления учительской интеллигенции в Калмыкии в I половине XX в. / И. М. Нармаева // Молодежь науки: проблемы, поиски, перспективы: сб. КИГИ РАН. Элиста, 2005.
  96. , И.М. Модернизация среднего профессионального образования в Республике Калмыкия / И. М. Нармаева // Проблемы педагогики и системы образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Майкоп, 2004. — Т.2. — С. 67 — 76.
  97. , И.М. Реализация национально-регионального компонента в средних профессиональных учебных заведениях Республики Калмыкия / И. М. Нармаева // Развитие личности в образовательных системах
  98. Южно-Российского региона: тез. докл. XI годич. собр. Юж. отд-ния РАО и XXIII регион, психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 2004. -4.2.-С. 48−50.
  99. , И.М. Состояние и основные тенденции развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия / И. М. Нармаева // Пед. науки. 2005. — № 4(14). — С. 25 — 27.
  100. , И.М. Элистинский автомобильно-дорожный колледж: история и современность / И. М. Нармаева // Дороги России XXI века. -2005.-№ 1.-С. 49−51.
  101. Народное образование в РСФСР (1917 1967 гг.). — М., 1967.
  102. Народное образование в СССР: сб. норматив, актов. М., 1987.
  103. Научно-исследовательская и экспериментальная работа преподавателей и студентов. 4.1. Новочеркасск, 2002.
  104. Научно-технический прогресс и задачи среднего специального образования // Сред. спец. образование. 1985. — № 8. — С. 2 — 5.
  105. , В.В. Система методической работы в профессиональном учебном заведении / В. В. Новгородова // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 8 — 11.
  106. , A.M. В добрый путь, колледж! / A.M. Новиков // Сред, спец. образование. 1990. — № 1. — С. 5 — 8.
  107. , A.M. Колледж модель для России? / A.M. Новиков // Специалист. — 1995. — № 8. — С. 2 — 5.
  108. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / A.M. Новиков // Специалист. 1999. — № 8. — С. 2 — 6.
  109. , A.M. Проблемы демократизации профессионального образования / A.M. Новиков // Специалист. 1999. — № 1. — С. 2 — 6.
  110. , A.M. Профессиональное образование в России: Перспективы развития / A.M. Новиков. М., 1997.
  111. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. -М., 1996.
  112. , И.Ф. Развитие высшего и среднего специального образования в условиях научно-технической революции / И. Ф. Образцов. М., 1976.
  113. Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике: сб. ст. Волгоград, 2000.
  114. , И.М. Подготовка квалифицированных кадров в системе среднетехнического образования / И. М. Орехова // Социальная эффективность образования. М., 1983. — С. 56 — 60.
  115. Организация и проведение открытого учебного занятия в среднем специальном учебном заведении: метод, рекомендации. М., 1986.
  116. , Н.П. О мотивах поступления в техникум / Н. П. Осипов // Сред. спец. образование. 1991. -№ 6. — С. 25 — 28.
  117. Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: аналит. докл. М., 2003.
  118. , Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917 1940 / Е. Г. Осовский. — М., 1980.
  119. Официальные документы в образовании. 2000 2005.
  120. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М., 1970.
  121. , О.Ш. Дидактические игры по калмыцкому языку для занятий в детском саду и начальной школе / О. Ш. Очирова. Элиста, 2005.
  122. , Н.Н. Перестройка образования / Н. Н. Пахомов // Сред, спец. образование. 1988. — № 5. — С. 8 — 10.
  123. Педагогика сотрудничества (картотека передового педагогического опыта). Элиста, 1988.
  124. Педагогический колледж им. Х. Б. Канукова: история, факты, воспоминания. Элиста, 1995.
  125. Первый общекалмыцкий съезд Советов. 2−9 июля 1920 г.: протоколы. Элиста, 1971.
  126. , Т.В. Среднее профессиональное образование :(общ. обзор) / Т. В. Поликарпова // Специалист. 1995. — № 2. — С. 9 — 12.
  127. , A.JI. Готовим конкурентоспособных специалистов / АЛ. Полякова // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 2 — 7.
  128. , A.JI. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: дис.. канд. пед. наук / A.JI. Полякова. Волгоград, 1998.
  129. , В.П. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционной форме / В. П. Попов // Сред. проф. образование. 2000. -№ 2.-С. 31 -33.
  130. , В.П. Система среднего профессионального образования в СССР и РФ в 1917 2000 гг.: дис.. канд. ист. наук / В. П. Попов. — М., 2001.
  131. Проблемы обучения и воспитания на современном этапе развития профессиональных образовательных учреждений: сб. науч. тр. Челябинск, 1998.
  132. Проблемы среднего специального образования. Казань, 1994.
  133. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 гг. — М., 1999.
  134. , Т.И. От педагогического училища к педагогическому колледжу: стратегия преобразования / Т. И. Прокопорская // Сред, проф. образование. — 2000. — № 7. — С. 18 — 20.
  135. Профессионально-техническое образование в России. Итоги XX века и прогнозы. В 2 т. М., 1999.
  136. Профессионально-техническое образование в СССР. М., 1971.
  137. Профессиональные учебные заведения нового типа: метод, рекомендации для работников проф. учеб. заведений / сост. Е. С. Буяновская, Н. И. Калинина. Омск, 1994.
  138. , JI.C. Башантинскому сельскохозяйственному техникуму 75 лет / JI.C. Пятницкая // Специалист. 1995. — № 5/6. — С. 9 — 10.
  139. Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование на рубеже веков: состояние и перспективы развития» // Сред. проф. образование. 2000. — № 8. — С. 16−17.
  140. Республиканская целевая программа «Развитие образования Республики Калмыкия на 2006 2010 гг.». — Элиста, 2005.
  141. , П.Е. Педагогическая практика в комплексе «педкол-ледж пединститут» / П. Е. Решетников // Педагогика. — 1994. — № 4. -С. 76−78.
  142. , Ю.М. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования в России / Ю. М. Розанова // Социол. исслед. 1997. — № 9. — С. 69 — 77.
  143. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М., 1995.
  144. П.И. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев, Л. Г. Сергиенко // Специалист. 1999. — № 7. — С. 30 — 32.
  145. , Г. И. Диалог как поиск собственного взгляда на жизнь / Г. И. Санжираева // Гегярлт. 2000. — №½ (11/12). — С. 12 — 13.
  146. , Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление / Е. В. Сартикова. Элиста, 2000.
  147. , Л.Г. Личностно ориентированные технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина // Сред. проф. образование. 2000. — № 7. — С. 10 — 12.
  148. , Л.Г. Тенденции развития «поля деятельности» специалистов среднего звена / Л. Г. Семушина // Специалист. 2005. — № 11.-С.21 -26.
  149. , В.В. Подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации учения образования / В. В. Сериков // Сред. проф. образование. — 2000. — № 7. — С. 5 — 9.
  150. Система образования Российской Федерации. М., 1992.
  151. , Л.Г. Калмыцкие народные игры на уроках физического воспитания / Л. Г. Слюсарева // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 24 — 27.
  152. , Л.Н. Мотивация учебной деятельности по предмету «Организация и технология коммерческой деятельности» / Л. Н. Соловьева // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 38 — 43.
  153. Совершенствование образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях: науч.-метод. материалы. Стерлитамак, 2000.
  154. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. М., 1983.
  155. Среднее профессиональное образование в регионе: проблемы, поиски, решения. Казань, 1996.
  156. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов и инструкций. В 2 ч. М., 1983.
  157. Съезд учителей и работников профессионально-технического образования Калмыкии, 27 28 марта 1987 г. — Элиста, 1988.
  158. , B.C. Социальное партнерство в действии / B.C. Тарлаков // Сред. проф. образование. 2005. — № 5. — С. 11−14.
  159. , Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР / Н. Ш. Ташнинов. Элиста, 1969.
  160. Текущий архив Башантинского аграрного колледжа им. Ф. Г. Попова (филиал).
  161. Текущий архив Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа.
  162. Текущий архив Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой.
  163. Текущий архив Министерства образования Республики Калмыкия.
  164. Текущий архив Совета директоров РК.
  165. Текущий архив Элистинского автомобильно-дорожного колледжа.
  166. Текущий архив Элистинского педагогического колледжа им. Х. Б. Канукова.
  167. Текущий архив Элистинского училища искусств им. П.О. Чонку-шова.
  168. Тенчурина, JI.3. История профессионально-педагогического образования / JI.3. Тенчурина. М., 1998.
  169. Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования // Сред. проф. образование. 2000. — № 11. — С. 2 — 5.
  170. , Е.И. Личностный подход на уроках иностранного языка в условиях среднего специального учебного заведения / Е. И. Убушаева // Гегярлт. 2000. — №½ (10/11). — С. 44 — 45.
  171. Учителя Калмыкии на путях перестройки школы: сб. очерков. -Элиста, 1989.
  172. , В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы / В. М. Филиппов // Сред. проф. образование. 2000. — № 3. — С. 5 — 7.
  173. Форма № 2-НК Территориального органа федеральной службы государственной статистики РК.
  174. , Я.П. Вопросы педагогики средней специальной школы: единство общего и профессионального образования / Я. П. Хайдарова. -М., 1990.
  175. , Н.В. Личностно-развивающая образовательная среда: концепция и технология проектирования / Н. В. Ходякова. Волгоград, 2003.
  176. , С.Л. Взаимодействие преподавателя и учащегося в процессе диалога / С. Л. Хонгорова // Гегярлт. 2000. — №½ (11/12). — С. 34 — 35.
  177. Численность и состав населения СССР: по данным Всесоюз. переписи населения 1979 г. М., 1985.
  178. , Д.И. Специалисты среднего звена: Планирование, подготовка, использование / Д. И. Чупрунов. М., 1984.
  179. , Т. Из истории Элистинского автомобильно-дорожного колледжа / Т. Шафоростова // III Республиканская научно-практическая конференция: тезисы. Элиста, 2003.
  180. , Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже : дис.. канд. пси-хол. наук / Б. А. Шевкиев. Ставрополь, 2004.
  181. VI региональная конференция работников среднего профессионального образования «Проблемы модернизации региональной системы среднего профессионального образования в образовательном комплексе Ростовской области»: сб. материалов. Ростов н/Д., 2002.
  182. , В.Г. Перестройка средней специальной школы: проблемы и перспективы совершенствования / В. Г. Шипунов // Сред. спец. образование- 1988. № 5. — С. 2 — 5.
  183. , Н.Н. Колледж в системе непрерывного образования малого города: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Шкодкина. Брянск, 2001.
  184. Экономическое и социальное развитие Калмыцкой АССР за годы советской власти (1920 1980 гг.). — Элиста, 1981.
  185. Элистинский педагогический колледж XXI век: стратегия и перспективы (К 85 летнему юбилею среднего профессионального учебного заведения).- Элиста, 2005.
  186. , Э.Э. Формирование опыта творческой деятельности студентов СПО / Э. Э. Эльдяева // Сред. проф. образование. 2005. — № 3. -С. 71 -76.
  187. Этнопедагогика калмыков и национальная школа: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию проф. О. Д. Мукаевой. -Элиста, 1997.
  188. Этнопедагогика педагогика жизни. — Элиста, 2001.
  189. , Г. А. 70 лет Великого Октября и революционные задачи наших дней / Г. А. Ягодин // Сред. спец. образование. 1987. — № 11.-С. 2−5.
  190. , В.Е. Проблемы планирования подготовки специалистов / В. Е. Яценко // Сред. спец. образование. 1985. — № 11. — С. 39.
Заполнить форму текущей работой