Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система экологической подготовки студентов педагогического вуза в условиях регионализации образования: На материалах Ханты-Мансийского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

База исследовании. Сургутский государственный педагогический институт, Уральский государственный педагогический университет, муниципальная система образования г. Сургута и г. Нижневартовска, региональная ХМАО система экологического образования, общеобразовательное школы (№№ 10, 4, 7, I), учреждения дополнительного экологического образования («Зазеркалье», городская с кишмя юннатов, городская… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания экологической подготовки студентов педагогического вуза в условиях регионализации образования
    • 1. 1. Историко-логический анализ развития эколого-педагогического образования
    • 1. 2. Социоприродная среда Ханты-Мансийского автономного округа как источник содержания и место реализации экологического образования
    • 1. 3. Процесс реализации регионального аспекта экологического образования Ханты-Мансийского автономного округа
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Педагогические условия создания системы экологической подготовки студентов педагогического вуза й ее апробация
    • II. 1. Теоретическая модель системы экологической подготовки студентов педагогического вуза
    • 11. 2. Методическое сопровождение экологической подготовки студентов
    • 11. 3. Практика подготовки студентов к экологическому образованию школьников. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе II

Система экологической подготовки студентов педагогического вуза в условиях регионализации образования: На материалах Ханты-Мансийского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продолжающая глобализация противоречий между обществом и природой приобретает в наступившем XXI веке все новые оттенки, которые отчетливее демонстрируют вступление человечества в мировоззренческий кризис. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин углубляющегося кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. Необходима кардинальная реконструкция всей системы ценностных ориентации и активизация всего потенциала культуры человечества для раскрытия непреходящей ценности природы и имеющую для человеческого существования фундаментальное значение. Отсюда возрастает роль образования, в котором системообразующим фактором обновления становится экологическое образование, под которым мы понимаем непрерывный процесс и результат наследования, расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, представляющей систему знаний, умений, гуманистических ценностных ориентации, способов деятельности, обеспечивающих новый качественный уровень взаимодействия человека и природы, на принципах их коэволюции.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю, который «создает систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех тех людей, которые способны внести в мир элемент душевной тревоги за их будущность, а в нынешних условиях — и будущность планетарной цивилизации» (Н. Н. Моисеев).

За последние десятилетия в России разработаны научпо-педагогические основы экологического образования. Созданы реальные предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования. Приняты законы РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об образовании», Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого разР вития» (1994), Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1995) и другие документы. Приведенный перечень нормативных документов свидетельствует о меняющейся парадигме образования, о признании экологического образования приоритетным направлением в области образования. Однако предпринятые меры оказываются недостаточно эффективными. Разработанная федеральная целевая программа «Экологическое образование и просвещение населения России в 1997;2010гг.» до настоящего времени не финансируется [132]. Непрерывное экологическое образование, призванное быть обязательным в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», 1991 г., как система практически не работает. Методические основы его находятся в стадии разработки.

Между тем экологические проблемы на современном уровне приобретают глобальный характер, с каждым годом увеличивается число неблагоприятных регионов. К таким регионам относится и Ханты-Мансийский автономный округ. В связи с интенсивной эксплуатацией природных ресурсов нефтегазопромышленным и лесопромышленным комплексами уникальным северным природным экосистемам нанесен колоссальный урон. Округ объявлен зоной чрезвычайной экологической ситуации (1992) [135].

Решение этих проблем невозможно без изменения психологии населения, воспитания новых ценностных отношений к природе, без формирования культуры и соответствующего мировоззрения как главного духовного ее компонента.

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философски-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В.Трусов, Д. Ж. Маркович [ 55], Н. Н. Моисеев [117−124]).

Проблема экологического образования была выдвинута ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

В 1972 году Стокгольмская Конференция по охране окружающей среды приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области охране окружающей среды. К 1975 году такая программа была разработана ЮНЕСКО совместно с Программой ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП [156].

Существенным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды ЮНЕСКО — ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»), Тбилиси, 1977 год [100], была принята Декларация и рекомендации, определяющие стратегию развития экологического образования.

Конференция ООП по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) уточнила решение Тбилисской конференции. В частности было принято решение таким образом содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы «превратить концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок» [90].

Исследования в области философии, методологии, теории и практики экологического образования принадлежи'! С. В. Алексееву [8,9], Л.А.Вербицкому| 107], Н.Ф.Винокуровой[29,30], C.11.Глазачеву[40−45], А.Н.Захлебному|75,76|, В.А.Игнатовой[2031, Н.М.Мамедову] 108−1 1 1,206], И. Н. Г1ономаревой[ 1521, Г. П.Сикорской| 171,172], Л.П.Симоновой[ 1 82], И.Т.Суравегиной| I 79−1 83]. В области регионализации экологического образования значительный вклад внесли В. А. Бабакова) 12], А. В. Даринский, Е. А. Игумнова, Л. В. Моисеева!30,1 26,1 25,1 27], З. И Л юмасева [ 166].

Подготовке учителя к экологическому образованию посвящены работы.

A.А.Вахрушева, С.Н. Глазычева[42], В. П. Голова, А. А. Иноземцева,.

B.В.Пасечника[97], С. Н. Петрова, И. Н. Пономаревой, И. С. Сластениной, Д. И. Трайтак, В.В.Черованецкого[ 194], Н. М. Черновой [195].

Но, несмотря на досшжения педагогической науки в разработке методологии и теории экологического образования и на то, что проблема подготовки учителя к экологическому образованию школьников в настоящее время 5 признается актуальной, теоретико-прогностических исследований этого направления и регионализации экологического образования весьма мало, и сами учителя свою готовность к экологическому образованию детей оценивают достаточно низко. Успехи учителя во многом определяются тем, насколько экологические ценности осознаются им как жизненно необходимые. Однако учителя, как и большинство людей, воспитаны в духе покорителей природы. Отсюда экокультурная несостоятельность учителя часто является тормозом в формировании экологической культуры и нового мировоззрения [57,58].

В настоящее время наблюдается недостаточная экологическая образованность студентов, отсутствия у них экологического мышления, ценностных ориентации, слабая методологическая, теоретическая и практическая подготовка к активно-гуманистической эколого-педагогической деятельности [41].

Поэтому актуальной задачей в контексте обозначенных выше проблем становится формирование экологической культуры студента педагогического вуза, развитие профессионально-экологической компетентности и готовности к экологическому образованию школьников. Анализ психолого-педагогических исследований и практики экологического образования позволил выделить ряд противоречий, разрешение которых дает возможность во многом решить проблему подготовки студента педагогического вуза к экологическому образованию школьников. Из них назовем следующие:

• между достигнутым уровнем развития общего школьного экологического образования и отставанием в развитии вузовского уровня;

• между развивающимся процессом регионализации образования, в котором экологическое содержание выполняет системообразующую функцию, и слабой экологической подготовкой студентов педагогического вуза, не готовых включиться в процесс регионализации образования через его экологизациюмежду достаточно высоким уровнем востребованности в экообразовании и просвещении населения регионов и частой отчужденностью от мест6 ных экологических проблем студентов педагогического вуза;

• между практической значимостью экологической подготовки студента для его будущей профессиональной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью темы;

• между теоретическим уровнем экологического образования студентов и созидательной экологической их деятельностью как ведущего элемента профессионально-экологической культуры;

• между динамично возрастающим количеством эмпирических исследований по экологическому образованию студентов и недостаточно разработанной методологической основой этих исследований;

• между социоприродной динамикой, а также реальной экологической ситуацией региона и отражением ее в профессионально-образовательных программах педагогического образования.

Проблема исследования. Необходимость определения способов разрешения наметившихся противоречий обусловила проблему исследования, которая заключается в выявлении возможностей образовательного процесса педагогического вуза по экологической подготовке студентов в условиях регионализации образования.

Учитывая уровень теоретической и методологической разработанности проблемы и практическую значимость, нами была определена тема исследования: «Система экологической подготовки студентов педагогического вуза в условиях регионализации образования».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему экологической подготовки студентов, мы ограничились рамками Ханты-Мансийского автономного округа, специфичностью экологических проблем, отражающихся в региональном компоненте содержания образования.

Цель исследования — разработан, систему экологической подготовки студентов педагогического вуза и проверить ее эффективность в условиях регионализации образования и в контексте социоприродной динамики.

Объект исследования — профессионально-экологическая подготовка 7 студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — система экологической подготовки студентов в условиях регионализации образования.

Гипотезой исследования выдвинуто предположение о том, что наиболее эффективно осуществить профессионально-экологическую подготовку студентов разных специальностей педагогическом вузе возможно, если:

— система экологической подготовки студентов будет органически включена в общую систему профессиональной подготовки учителя любой специальности и квалификации;

— социоприродное окружение и реальная экологическая ситуация региона будет выступать источником содержания и местом реализации экологической деятельности студентов;

— будет разработана методическая система экологической подготовки студентов с учетом региональных компонентов стандартов образования, которая будет включать не только профессионально-смысловые компоненты, но станет личноетно-значимой для студента;

— будет обеспечено смысловое единство и сопряжение методологических основ, содержания методического обеспечения экологической подготовки студентов и регионального экологического образования школьников;

— экологическая подготовка студента станет органической частью системы непрерывного экологического образования.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы професисонально-экологической подготовки студентов педагогического вуза и экологического образования школьников.

2. Раскрыть особенности экологической подготовки студентов педагогического вуза в контексте состояния окружающей социоприродной среды и регионал изаци и образо ва 11 и я.

3. Выявить и обосновать педагогические условия функционирования системы экологической подготовки студентов педагогического вуза.

4. Разработать теоретическую модель системы экологической подготовки студентов педагогического вуза, обеспечивающую смысловое единство, сопряжение методологических основ содержания и методического обеспечения с региональным школьным образованием, в целом направленную на развитие экологической культуры учителей.

5. Разработать содержание учебных дисциплин экологического направления, обеспечивающих реализацию региональных компонентов вузовского и школьного экологического образования.

6. Экспериментально проверить предлагаемую теоретическую модель и разработанную на ее основе методическую систему в социально-экологических условиях Ханты-Мансийского автономного округа.

Методологическая основа исследования и ее теоретические источники: исследования в области философии и методологии образования Ю. И. Бабанского [13], В. П. Беспалько [17,18], Б.М.Бим-Бада, Б. С. Гершунского [34,35], М. С. Когана [83], В. В. Розанова, Г. П. Щедровицкого [200]- системный подход и системный анализ, синергетика и самоорганизация открытых динамических систем (11.Н.Моисеев, Г. Ииколис, И. Пригожим, Г. И. Рузавин, И. Стенгсрс [120,121,133,154]) — общенаучные положения теории познания (Р.Ф.Авдеев, В. И. Вернадский, В. В. Давыдов [25,26,213]) — философские идеи оптимизации взаимоотношений общества и природы (М.И.Будыко, Э.В.1 ирусов [37,39], Н. Ф. Реймерс 1162|, Л. Д. Урсул [191,192]) — концепция коэволюции человека и природы П. Н. Моисеева |1 15−124]- социальная экология как методологическая основа теории и практики экологического образования (К.С.Лосев, Д. Ж. Маркович [55]) — теория деятельности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, А. И. Леон i ьев. С Л. Рубипшчейн [32,1611) — педагогическая иниоватика и личностная ориентация в образовании (Н.Ф.Талызина [184], В. И. Загвязипский [70,71 |, Н. В. Коноплина, М. Н. Костикова [92], И. С. Якиманская [217]) — развивающее обучение (В.В.Давыдов, J1.В.Замков, Д. Б. Элькопип [213]) — идеи гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В. Ю. Кричевский. А. П. Тряпинына и др. | IXе)]).

Методы исследовании. Для реализации поставленных задач в диссертационном исследовании были использованы следующие методы: общенаучные (системный анализ объекта исследования, теоретико-сравнительный анализ, синтез, систематизация, моделирование), специальные педагогические (изучение философско-педагогической, психолого-педагогической, естественнонаучной, Научно-методической и учебной литературы, диагностирование, 'педагогический эксперимент, экспертная оценка, наблюдение, описание), социологические (беседа со студентами и школьниками, анкетирование, тестирование, оценивание), математические и статистические (сравнения выборочных долей, корреляционный), анализ нормативных документов (учебные планы педагогических вузов и школ, федеральные и региональные образовательные стандарты, профессионально-образовательные программы подготовки специалистов для системы образования).

База исследовании. Сургутский государственный педагогический институт, Уральский государственный педагогический университет, муниципальная система образования г. Сургута и г. Нижневартовска, региональная ХМАО система экологического образования, общеобразовательное школы (№№ 10, 4, 7, I), учреждения дополнительного экологического образования («Зазеркалье», городская с кишмя юннатов, городская детская библиотека), дошкольные образовательные учреждения (детский сад «Снегурочка», «Ивушка», «Лель») г. Сургута. В целом в педагогическом эксперименте и апробации приняли участие 16 преподавателей вузов, 968 студентов, 75 учителей и педагогов дополнительного образования, 28 воспитателей дошкольных образовательных учреждений, группа студентов магистратуры Уральского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению: «5401 07-Нстеетвознапие. Экологическое образование».

Этап ы нее. i ед о a it и//>/ :

На первом)>ттс I 1 1995п .) изучались и анализировались историко-философские, психолого-педагогические, научно-методические источники, а также социально-значимые причины развития экологического образо.

10 вания в России и за рубежом. Осуществлялся историко-логический анализ принципа региональное&tradeи категории «регионализация образования», «национально-региональный компонент» и др. На этом этапе была обоснована проблема исследования, тема, цель, задачи, рабочая гипотеза.

На втором этапе (1995 — 1996гг.) проводилось обобщение теоретического и накопленного эмпирического материала на основе национально-регионального компонента. Были уточнены концептуальные подходы к проектированию эколого-педагогических систем, выявлены условия, способствующие развитию экологического образования на личностно ориентированном уровне педагогического процесса учебного заведения, социума, региона, государства.

На третьем этапе (1997 — 2000гг.) уточнялись принципы построения модели экологической подготовки студентов. Была разработана модель экологической подготовки студентов педагогического вуза. В этот период разработан учебно-методический комплекс, для учителей, учащихся школ и студентов, включающий региональный компонент экологического образования, проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов готовности к эколого-педагогической деятельности.

На четвертом ¦¦тише (2000 — 2001гг.) осуществлялась проверка и анализ результатов эмпирического исследования, определились условия и факторы дальнейшего развития экологического образования студентов с учетом принципа регионалыюсти, динамики социоприродного окружения и экологической ситуации ХМАО. Проверялась эффективность разработанных курсов, спецкурсов и гипотезы в целом, анализировались результаты опытно-экспериментальной работы. Осуществлялось оформление диссертации.

Научная повита и теоретическая чиачимость исследования состоит в том, что:

1) теоретически обоснована, разработана модель экологической подготовки студентов педагогического вуза в условиях регионального образования, которая состоит из ^ уровнеймодель представлена и виде открытой,.

1 1 развивающейся адаптивной системы, состоящей из концептуально-методологического и предметно-методического модулей, адекватно отражающих состояние и динамику социоприродной среды ХМАО и уровень регионального общего экологического образования;

2) теоретически определены и обоснованы педагогические условия функционирования системы экологической подготовки студентов педвуза;

3) предложено методическое сопровождение экологической подготовки на основе сопряженности содержания регионального вузовского и школьного компонентов стандартов образования;

4) разработан цикл экологических дисциплин, способствующих формированию экологической культуры студентов, готовности их к реализации региональных компонентов экологического образования, выполняющих системообразующую роль в экологической подготовке студентов.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— апробирована теоретическая модель экологической подготовки студентов и методическая система ее сопровождения, которые внедрены в практику в условиях региональной системы образования ХМАО;

— создан комплект программно-нормативных, учебно-методических материалов, обеспечивающих эффективное осуществление профессионально-экологической подготовки будущего учителя;

— теоретические и методические материалы исследования могут быть использованы в других системах образования: в учреждениях различного уровня профессиональною образования, в системе переподготовки кадров других регионов.

Положения, выносимые ни защиту:

1. Теоретическая модельjkojioi ической подготовки студента педагогического вуза преде) ав. 1яет собой о i крытую, структурно-функциональную систему, развивающуюся на основе полифункциональности профессиональной деятельности уппеля, в контексте социоприродной динамики и в условиях регионализации образования.

2. Методическая система экологической подготовки студентов педагогического вуза органично входит в общую систему профессиональной подготовки, способствует развитию экологической культуры студентов, их созидательной экологической деятельности в учебной и воспитательной работе, а также в природе и социуме.

3. Социоприродное окружение и реальная экологическая ситуация в регионе выступают как многофункциональный источник содержания интегрированных учебных курсов «Общая экология», «Экология ХМАО», «Экологическая антропология ХМЛО», «Экологическая психология», «Образование для устойчивого развития», являющихся основным звеном в системе экологической подготовки студентов.

4. Экологическая подготовка студентов и региональные системы экологического образования школьников сопряжены методологическими основами и методическим сопровождением.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими идеями и теоретическими положениями, применением современной методологии системных исследований, использованием разнообразных методов теоретико-экспериментального исследования проблемыширокой апробацией, внедрением полученных результатов в практику деятельности педагогического вуза, школ, учреждений дополнительного и дошкольного образованияанализом динамики достижений студентов в процессе экологической подготовкиличным участием автора в эколого-образовагелыюм процессе вуза в качестве преподавателя и методиста педагогической практики, учителя экологии, химии и биологиирациональным сочетанием в учебном процессе экспериментальных методоврепрезентативностью выборки респондентов, объективным анализом результате) в 11 еда I 'о гн ч ее ко i о э к с 11 ер и м е нт а.

Лпробаиия и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях городских (г.Сургут) методических объединений.

13 воспитателей детских садов, учителей начальных классов, учителей биологии и химии на окружных (ХМАО) курсах усовершенствования учителей биологии, химии, географии (1995;1996гг.).

Материалы исследования обсуждались на 1-ой Окружной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития системы непрерывного экологического образования» (г.Ханты-Мансийск, 1997) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития системы непрерывного экологического образования» (г.Ханты-Мансийск, 2001) — на Межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы зашиты биосферы» (г.Екатеринбург, 1999), «Проблемы Севера» (г.Сургут, 2000), «Актуальные проблемы адаптации человека» (г.Сургут, 2001), Российско-Ьританском семинаре «Образование для устойчивого развития» (г.Санкг-Петербург, 2000), на Первой Всероссийской научно-практической конференции по проблемам природопользования" (г.Нижневартовск, 2000) — были представлены на выставке «Югра. Экология-2000» (г.Ханты-Мансийск, 2000).

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе II.

1. Исследования многих авторов свидетельствуют о том, что несмотря на интенсивный процесс развития экологического образования, уровень профессиональной экологической компетентности выпускников педагогических вузов остается достаточно низким, что подтвердили и наши исследования.

2. Относительно низкими качественными показателями характеризуется и готовность студентов педагогического вуза к экологическому образованию школьников (системы эколого-педагогических знаний, умений, установки на сознание эколого-педагогических целей, задач, моделей поведения по их выполнению, средства, технологии обучения и т. д.).

3. Готовность педагога к эколого-образовательной деятельности рассматривалась нами на основе критериев, разработанных С. Н. Глазачевым и включала три компонента: мотивационно-ценностный, гностический, опера-ционно-деятельностный.

4. Разработанная нами модель экологической подготовки студента педагогического вуза на основе принципов системного подхода и системного анализа, конвергенции, планетарного сознания, расширения профессиональной функции педагогов-экологов, включает пять уровней и распространяется на студентов всех педагогических специальностей и квалификаций.

5. При разработке модели учитывалась сопряженность содержания учебных дисциплин экологической направленности, экологический потенциал гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного, психолого-педагогического и предметного блоков профессионально-образовательной программы подготовки учителя.

6. Основная содержательная линия экологической подготовки студентов включает пять взаимосвязанных и взаимодополняемых учебных предметов: «Общая экология», «Экология ХМАО», «Экологическая антропология ХМАО», «Экологическая психология», «Образование для устойчивого развития», разработанная автором и освоенная в образовательном процессе вуза, адекватно отражающие целеполаганием готовности студента к экологиче.

144 скому. образованию школьников, развивающие профессионально-экологическую компетентность будущих учителей и социо-природную динамику ХМАО.

7. Особое значение при отборе содержания учебных предметов придавалось региональным особенностям природопользования, культуре взаимодействия с природой коренных народов Севера, особенностям их миропонимания, природосберегающим технологиям, хозяйственной деятельности, а также формам адаптации человека к Северу в условиях интенсивного антропогенного изменения природных ландшафтов.

8. В системе экологической подготовки студента экологического вуза особую роль играет гуманитарная среда учебного заведения, а также его взаимодействие с социумом, так как социоприродная среда ближайшего окружения является источником содержания многих разделов учебных программ, местом созидательной экологической деятельности студента, а собственно среда вуза стимулом успешности экологической подготовки студента.

9. Одним из ведущих условий реализации модели явилось, методическое сопровождение будущей профессиональной деятельности, для которой разработай учебно-методический комплекс учителя и студента, включающий учебные программы, методические пособия, дидактический материал, а также технологии обучения студентов на основе традиционного природопользования ХМАО.

10. Проведенный констатирующий и обучающий (формирующий) педагогический эксперимент (180 человек) в образовательном процессе вуза показал достаточно высокую эффективность разработанной системы экологической подготовки студента, их профессионально-экологической компетентности и готовности к экологическому образованию школьников, что было подтверждено применением методов математической статистики (в частности использованием критериев Пирсона X2.

Проведенные диссертационные исследования позволяют констатировать следующее:

Несмотря на то, что 80−90 г. г. XX столетия были объявлены годами развития экологического образования и сопровождались де маршами обновления учебных программ во многих странах мира, в том числе и России, все же ожидаемый успех не оправдал себя. Остается много не решенных проблем по развитию населения экологической культуры. Экономическая нестабильность отодвигает на задний план вопросы экологической безопасности, многие люди до сих пор строят свою жизнь на основе экологического нигилизма, не признавая важность экологического императива.

В области подготовки педагогов экологического образования детей накапливаются проблемы, связанные со стандартизацией образования, слабой материально-технической базой для экологического образования, отсутствием разнообразия методической, научной учебной литературы.

Экологические проблемы региона часто интерпретируются в учебный процесс не квалифицированно, для населения преобладает информация негативного характера, что усиливает тревожность в обществе, недоверие к позитивным изменениям. Такое положение усиливают значимость экологического образования, особенно экологическую подготовку студентов экологического вуза, чему также посвящено мало научных работ.

Выполненное нами исследование опирается на значительный эмпирический материал собранный за последние десять лет, проанализированный с использованием различных общих и специальных педагогических методов исследования, позволяет сделать некоторые общие научно-практические выводы и рекомендации по развитию эколого-педагогического образования. К ним мы относим следующее.

1. Наметившийся значительный разрыв между теоретикометодологическим и содержательным уровнем школьного и вузувского эко.

146 логического образования можно ликвидировать при условии ускорения экологизации образовательного процесса педагогического вуза, использование экологического потенциала всех блоков и модулей профессионально-образовательных программ в развитии экологической культуры будущего учителя.

2. Экологизация образовательного процесса педагогического вуза связана не только с введением хотя бы на уровне национально-регионального компонента специальных экологических учебных дисциплин, но и формирование в вузе особой гуманитарной среды, созвучной социоприродной динамике, мотивирующей студентов на созидательную экологическую деятельность.

3. Успешность экологической подготовки студентов, не зависимо от их педагогической специальности и квалификации, во многом будет определяться взаимодействием кафедры института и наличием диалогов вуза с ближайшим социоприродным окружением по проблемам развития экологической культуры студентов.

4. Практика массовой школы и система вузовской подготовки студентов к экологическому образованию подрастающего поколения, свидетельствуют о том, что необходимо концептуально объединить две ветви экологического образования: школьное и вузовское, что возможно сделать при создании непрерывной системы экологического образования и просвещения, в том числе региональной.

5. Оптимизация процесса экологического образования в педвузе связана с использованием педагогических технологий обучения студентов, отражающих традиционные формы природопользования, дающих возможность студенту практически реализовать свои знания в реальной социоприродной среде своего региона, и использовать многие каналы связей с природой.

Кроме того, проведенное исследование позволяет сделать нам выводы и по проблеме экологической подготовки студентов.

6. Проведен теоретический анализ проблем экологической подготовки.

147 студентов педагогического вуза и экологического образования школьников.

7. Раскрыты особенности экологической подготовки студентов педагогического вуза в контексте состояния социоприродной среды и регионализации образования.

8. Дан анализ экологических проблем ХМЛО, приведена характеристика основных экосистем округа, которые испытывают деградацию от хозяйственной деятельности человека и передаются в восстановлении. Реальная социоприродная среда явилась источником содержания экологических дисциплин в вузе и нашла отражение в школьном образовании.

9. Регионализации образования придала новый импульс экологическому образованию, которое можно уже сегодня рассматривать как систематизирующий фактор в общем реформировании образования.

10. Разработана теоретическая модель системы экологической подготовки студентов педагогического вуза, обеспечивающая смысловое единство, сопряжение методологических основ содержания и методического обеспечения с региональным школьным образованием, в целом направленную на развитие экологической культуры будущих учителей и готовности педагога к эколого-педагогической деятельности.

11. Разработано содержание учебных дисциплин экологического направления, в основном обеспечивающих реализацию региональных компонентов вузовского и школьного экологического образования.

12. Программы экологических дисциплин «Общая экология», «Экология ХМАО», «Экологическая антропология ХМАО», «экологическая психология», «Образование для устойчивого развития» представляющие основное звено модели экологической подготовки студентов учитывают специфику подготовки студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов, а также школьные региональные образовательные стандарты разных предметных областей.

13. Определены педагогические технологии, способствующие эффективности эколог ической подготовки будущих учителей.

14. Разработаны педагогические технологии обучения студентов, содержательная часть которых опирается на традиции природопользования коренных народов Севера, учитывает их культуру, миропонимание и позволяет относится к природе сознательно, без нарушения экологического равновесия.

15. Экспериментально проверена предлагаемая теоретическая модель и разработанная на ее основе методическая система в социально-экологических условиях Ханты-Мансийского автономного округа.

16. При разработке методического сопровождения особое значение было уделено (в разделе «Человек в условиях ХМАО) вопросам биосоциальной адаптации человека на Севере, поведению его в суровых природных экосистемах.

17. Определен круг вопросов, которые послужат дальнейшим этапом наших исследований, в частности, такие как разработка региональной модели экологического образования и просвещения, основной идеей, которой послужит сопряженность региональных компонентов образования школьного и вузовского уровней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. и др. Экологическая физиология человека. — М., 1998. -С. 416.
  2. Н.А. Человек и биосфера (Медико-биологические аспекты). -М.: Знание, 1987. 96 с. (Народный университет. Естественнонаучный факультет).
  3. Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М.: Крук, 1996. — 208 с.
  4. Т.А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.-455 с.
  5. Актуальные проблемы адаптации человека: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. О. Г. Литовченко. Сургут: РИО СурГПИ, 2001. -III с.
  6. И.Ю. Картина мира современного школьника в контексте глобального образования //Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб.: СПб ГУПМ, 1996. С. 129−150.
  7. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень. Изд-во ТГУ, 1997. -215 с.
  8. С.В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г. Экологический центр в образовательной системе школы. СПб., 1996. 120с.
  9. С.В., Тутынина Е. В. Школьный экологический мониторинг в С.Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие. С.-П.: Политехника, 2000. — 95 с.
  10. Ю.Алексеева Т. Н. Адаптивные процессы в популяциях человека. М., 1986.1 1. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1982. -С.26−46.
  11. Т.П. Теория и практика школьного экологического краеведения: Авторефер. дис.. д-ра пед.наук. М., 1996. -38с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабан150ский. М.: Педагогика, 1989 — 560 с.
  13. М.Бахлыков П. С. Юганские ханты: история, быт и культура: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / послесловие С. Г. Пархимовича. Тюмень: Софт Дизайн, 1996. — 208 с.
  14. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994. — 152 с.
  15. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.-45 с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века размышление о будущем // Педагогика. 1990. — № 8 — С. 103−113.
  19. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17.
  20. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−15.
  21. Н.П. Моделирование сложных систем. 2-е изд. — М.: Наука, 1978. -67с.
  22. В., Богданова Л., Купер Л. Методы экологических исследований.-М.: ЛА Варяг, 1995. 168 с.
  23. А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград: Перемена, 1996. С.115−127.
  24. Вернадский В.И. proet contra / сост., вступ. ст., комент. А. В. Лано. СПб.: РХГИ, 2000. — 872 с. — (русский путь).
  25. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 550 с.
  26. В.И. Живое вещество и биосфера / Составитель Ф. Т. Яншина, отв. редактор АЛ. Яншин. М.: Наука, 1994. — 672 с.
  27. В.Г. Синергетика в школе \ Педагогика, 1997. № 2 С.55−66.
  28. ЗКВсесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  29. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т2. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1984. — С.5−361.
  30. ИЛ. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. — № 11. — 61−72 с.
  31. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Изд-во Киев ун-та, 1986. — 197 с.
  32. .С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  33. О.А. Шизофрения на Севере (этно-культурные и эволюционные аспекты). Сургут: Дефис, 1998. — 200 с.
  34. Э. В. Мамедов Н.М. Культура: теории и проблемы. М.: — 1995. 246 с.
  35. Э.В. Основы социальной экологии. Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1998, — 172 с.
  36. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. — С.76−81.
  37. Г’лазачев С. Н. Постулаты экологического образования \Экологическое152образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена. 1996. -С.1−5.
  38. С.Н. Экологическое образование учителя: цели, средства, условия // Экология и география: проблемы подготовки учителя. М., 1995. -С. 32−45.
  39. С.Н., Грехова Л. И., Козлова О. Н., Сотникова Н. Н. Культура мира: Взгляд из России (Очерки, проекты). М.: Горизонт, 1999. — 88 с.
  40. С.Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. — 173 с.
  41. С.Н., Козлова О. Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Изд-во Перемена, 1996. — С. 39−47.
  42. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. М: Горизонт, 1997. — 208 с.
  43. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учеб.пособие. /Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1995. — 104 с.
  44. А.В. Говорящие культуры: традиции самодейцев и угоров. -Екатеринбург: Ур О РАН, 1995. 665 с.
  45. Горелов А. А, Экология наука — моделирование: философский очерк. -М.: Наука, 1985.-207 с.
  46. А.А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. — 240 с.
  47. Н., Саут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах. Т. 1: Пер. с английского / под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1993. — 368 с.
  48. Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 2: Пер. с английского /153под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990. — 325 с.
  49. Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 3: Пер. с английского / под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990. — 376 с.
  50. Гумилев J1.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Эко-прос, 1993, — 544 с.
  51. Д. Ж. Маркович. Социальная экология. М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  52. Данилов-Данильян В.И. К вопросу о коэволюции природы и общества. // Экология и жизнь. 1998. — № 2. — С. 19−23.
  53. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 1995. — № 3. — С. 20−24.
  54. Н.С., Иванова Л. Ю. Клемешова Е.М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 63 с.
  55. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. -480 с.
  56. Дж. Сид, Дж, Мэйси, П. Флеминг, А. Наэсс. «Думая как гора» (на пути к совету всех существ). М.: «Россия молодая», 1988. — 212 с. 61 .Дмитриева Т. М. Основы сенсорной экологии. Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999. — 168 с.
  57. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пос. для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 243 с.
  58. В.Я., Щедровицкий Г. П. Инженерная психология и развитие системного проектирования Н Инженерно-психологическое проектирование: Сб. Науч.тр. Вып. 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — С.3−23.
  59. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север в 3 т. Т. 3. Этнографический очерк местных инородцев. М.: Либерия, 1996. — 208 с.
  60. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север в 3-х т. Т. 1. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. -М.: Либерия, 1995. 376 с.
  61. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. В 3-х т. Т. 2. Географическое и154статистико-экономическое описание страны по отдельным географическим районам. -М.: Либерия, 1996. -432 с.
  62. В.Д., Плехов В. И. Человек в городе (Об экологических проблемах современного градостроительства). М.: Знание, 1978. — 85 с.
  63. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов. 2-е изд. — М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1996. — 591 с.
  64. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Общая теория проектирования. СПб.: Изд-во ун-та педагогического мастерства, 1994, — С.21−89.
  65. Закон об охране окружающей природной среды. М., 1991. — 68 с.
  66. А. Г. Экологические игры. М.: Дом педагогики, 1998. — 56 с.
  67. И.Д. Охрана природы и образование // Образование в современном мире. М., 1986. — С. 228−224.
  68. И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. -М.: Знание, 1980. № 2. — С. 3−12.
  69. Н.М., Касьян А. А. Методологическое знание о содержании образования. -М.: Знание, 1980. № 2. — С.3−12.
  70. Д.Н., Блудный А.А, Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник народного образования. -1993.-C.3−35.
  71. М.С. Философия культуры. СПб, 1996. — 416 с.
  72. В. П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. — 400 с.
  73. В.П., Яшина A.J1. Научно-технический прогресс, экология и • экологическое образование //Проблемы природоохранительного образования и воспитания. М.: Наука, 1982. — С.45.
  74. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  75. К.Ф. Религия югорских народов в 2 т. / Пер. с немецкого и публикация доктора исторических наук И. В. Лукининой. Томск: Изд-во Томского университета, 1994. — 434 с.
  76. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  77. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Изд-во ИТОиП, 1989.-40 с.
  78. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск, 1992 — 126 с.
  79. Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших156школьников. Дошкольный и младший школьный возраст. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. М.: АРКТИ, 1999. — 128 с.
  80. В.М., Верзилин Н. М. «В.И. Вернадский». М.: Просвещение, 1975.- 125 с.
  81. Ф., Бахадир М., Клойн В., Лай Я.П., Парлар Г., Шойнерт И. Экологическая химия. Перев. с нем. Под ред Ф. Корте. -М: Мир, 1996. 336 с.
  82. Н.И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: посик, стратегии, подходов, технологий. Методическое пособие для учителя. / Под ред. С. В. Алексеева. СПб., 2000. — 130 с.
  83. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его результатов. Самара: Изд-во самар. Гос.пед. ин-та, 1992. — С. 17−25.
  84. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс». — Энциклопедия, 1994. — 576 с.
  85. Е.А. и др. Экология: 9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А.П. Сидо-рин. М.: Дрофа, 1995.-240 с.
  86. Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 160с.
  87. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул, 1994. — 128 с.
  88. И.Т. Международные проблемы образования в области окружающей среды. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1980. — С. 3−45.
  89. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Институт практической психологии, 1998. — 288 с.
  90. Г. И. Биология. Тесты и задания для поступающих в вузы. М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
  91. И.Я. Дидактические основы методов обучения.157
  92. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  93. И.Я. Концепции базового содержания общего образования // Информ. сб. АПН СССР. 1991. — № 8. — С. 3−15.
  94. М.А. Экологическая подготовка студентов педагогических институтов в процессе обучения физике: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Целиноград, 1989. — 17 с.
  95. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-312 с.
  96. С.П., Вербицкий А. А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования: Проект Минприроды России.-М., 1993.-45 с.
  97. Д.М. Культура, экология, образование. М.: Изд-во РЖФИА, 1996.-51 с.
  98. Н.М. Концепция устойчивого развития и экологического образования. экология и география проблемы подготовки учителя. М., 1995. — 17−51 с.
  99. Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования // Биология в школе. 1996. № 2. — С. 25−30.
  100. Н.М., Суравегина И. Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Школа-Пресс, 1997. — 64 с.
  101. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. /Под. Ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980. — с.96−101.
  102. А.В. Теоретические основы содержания экологического образования студентов// Начальная школа. 1993.-№ 9.-С. 13−18.
  103. A.M. Личностно-ориентированное обучение как педагогическая цель и необходимое условие реализации профессиональных задач подготовки в высшей школе //Педагогическая теория: Идеи и проблемы. -М., 1992. -с.142−147.
  104. Н.И. Экология человечества глазами математика: (Человек, 158природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988. — 254 с.
  105. Н.Н. «Время определять национальные цели». М.: МНЭПУ, 1997.-256 с.
  106. Н.Н. «Как далеко до завтрашнего дня.». Свободные размышления 1917−1993.-М.: МНЭПУ, 1997.-312 с.
  107. Н.Н. «Мировое сообщество и судьба России». М.: МНЭПУ, 1997.-272 с.
  108. Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Экология и жизнь.1998. -№ 2. -С. 25−28.
  109. Н.Н. Историческое развитие экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995.-56 с.
  110. Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. -1998. -№ 2.- С. 5−7.
  111. Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. — 660 с.
  112. Н.Н. Человек и ноосфера. ~ М.: Молодая гвардия, 1990. -351с.
  113. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. — 192 с.
  114. Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании: Учебное пособие. -Екатеринбург: Изд-во У рал.гос. проф-пед. ун-та, 1996. 157 с.
  115. Л.В. Региональное экологическое образование: теория и практика: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Екатеринбург. 1997. -47с.
  116. Л.В. Региональное экологическое образование: Теория и практика. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. — 246 с.
  117. Научный редактор А. А. Касьян. Современные экологические проблемы и их изучение в школе. Н. Новгород: НГПИ им. Горького, 1993. — 70 с.
  118. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2 т.:пер с англ. М.: 1993. — т. 1. — 424 е.- т- 336 с.
  119. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Т. 2.159
  120. Пер. с английского. М.: Мир,. 1993. — 336 с.
  121. А.Ф. Русский земледельческий календарь. М.: 1989. -496с.
  122. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб.научн. тр. /НИИ высшей школы. М., 1989. — 53 с.
  123. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. -М.: Наука, 1988, — 151с.
  124. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов. М.: Агентство ФАИР, 1998. — 370 с.
  125. Нормативно правовое регулирование природопользования в ХМАО (книга 2). Москва, 2000. — 485 с.
  126. Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. Самара, 1998. — 40 с.
  127. Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты
  128. Мансийского автономного округа 1999 г.».. Ханты-Мансийск: ГУИГШ
  129. Полиграфист", 2000. 152 с.
  130. Новые аспекты экологического образования в школах Ленинграда (содержание, формы, методы, опыт работы) / Под ред. Т. В. Крнер Ленинград: клуб «Интеграл», 1991. — 59 с.
  131. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440 с.
  132. Общее среднее экологическое образование. Часть 1. Комплекс программ курсов и практикумов для основной школы / Под ред. И.Т. Сураве-гиной, Т. В. Кучер. М.: Центр «Экология и образование», 1992. — 60 с.
  133. Е.С., Титов Ю. В., Шор Е.Л. Материалы оп региональному компоненту в экологическом образовании младших школьников. Нижневартовск, 1998. — 40 с.
  134. Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: Анализ иоценка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных160заведений. 2-е изд. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1997. — 237 с.
  135. Е. Экология. Пер. с английского и предисл. профессора В. В. Алпатова. М.: Просвещение, 1968. — 168 с.
  136. Ю. Экология. Т. 1. 2. М.: Мир, 1986. — 704 с.
  137. Опыт, проблемы и перспективы развития непрерывного экологического образования: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции под общей редакцией д.б.н. Ю. В. Титова. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. — 122 с.
  138. Организация экологического образования в школе /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990.-148 с.
  139. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  140. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия» / Отв. ред., доктор социологических наук С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
  141. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб.: Образование, 1995. — 169 с.
  142. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: Учебник 2-е изд., доп. Томск: Изд-во НТЛ, 1997. — 396 с.
  143. К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов 2-е изд., стер. — СПб.: Химия, 1998. — 352 с.
  144. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии в средней школе: Дисс. .докт.пед.наук. Л., 1980.
  145. Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 176 с.
  146. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  147. Прогноз изменения природных условий Западной Сибири / Под ред. А. И. Попова, В. Т. Трофимова. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 236 с.
  148. Программа действия. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении: Пер. с англ. /Сост. М. Кинг. Центр «За наше общее будущее». Женева, 1993 — 70с.
  149. И.А. Глобальные проблемы человечества. М.: Аспект Пресс, 1994. — 144 с.
  150. В.А. Экология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Высшая школа, 1997. — 159 с.
  151. Ратанова M. I1., Сиротин В. И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 1995. -144 с.
  152. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания в 4-х книгах. Книга 1. Народонаселение и пищевые ресурсы: Пер. с английского. М.: Мир, 1994. 340 с.
  153. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика. 1989. Т.1.-448 с.
  154. Н.Ф. Надежда на выживание человечества: концептуальная эколог ия. М.: Мысль, 1992. 129 с.
  155. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания в 4-х книгах. Книга 4. Здоровье и среда, в которой мы живем. Пер. с английского. М.: мир, 1995. 191 с.
  156. Региональная программа экологического образования младших школьников: экология для младших школьников. Учебное пособие / Изд-во ИПОС СО РАН. Тюмень, 2000. — 50 с.
  157. Е.И. История народов манси (вогулов и его духовная культура, по данным фольклора и обрядов). Сургут, 1993. — 208 с.
  158. .М., Тюмасева З. И., Бароянц Т. М., Додина Л. И. Развитие системы альтернативного обучения в отечественной и зарубежной общеобразовательной школе. Челябинск: Обь ИУУ, 1993. — 53 с.
  159. А.Л. Экспозиция ответственности человечества // Экология и жизнь. 2001. — № 2. — С. 5−8.
  160. Северный регион: наука, образование, культура". Научный и культурно-просветительный журнал. ХМАО, 2000. — № 1. С. 165.
  161. В.Н. Леса Западной Сибири и нефтегазовый комплекс. Выпуск 1. Экология, 1997. — 36 с.
  162. В.И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России. Книга для учителя. Методический комментарий изд. 2-е. М.: АО «МДС», 1996.- 160 с.
  163. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования / Уральский государственный педагогический университет. -Екатеринбург, 1998. 197 с.
  164. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика её реализации: Дисс.. докт.пед.наук. Екатеринбург, 1999. -530 с.
  165. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 280 с.
  166. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  167. B.C. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Экология и жизнь. 1998. — № 2. — С. 4−8.
  168. Е.Г., Стрельникова О. Г. Божелесье. Путешествие по
  169. Юганскому заповеднику. Сургут: Северо-Сибирское региональное163книжное издание, 1998. 32 с.
  170. И.Т. Концепция экологического образования и воспиатния в современной общеобразовательной школе. // Экология и естествознание в общеобразовательной школе СССР-ПНР. М.: Академия педагогических наук, 1990. — С. 4−14.
  171. И. Т. Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителей. М.: просвещение, 1995. — 96 с.
  172. И.Т., Мамедов Н. М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. М.: Школа-Пресс, 1996. — 176 с.
  173. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. — 128 с.
  174. И.Т., Мамедов Н. Н. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития. // Вестник экологического образования. Вып. 1−2. Обниск, 1995. — 35 с.
  175. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1. — С. 92−101.
  176. А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. Учебно-методическое пособие. Сургут: инф-изд. концерн «Северный дом» ХМАО, 1995.-88 с.
  177. А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. Методическое пособие в помощь воспитателю ДДУ и учителю начальной школы. Тюмень: Софт Дизайн, 1997. — 64 с.
  178. Л .В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. М.: просвещение, 1982. — 176 с.
  179. Технология обучения в высшей школе / Под ред. Д. В. Чернилевского. -М&bdquo- 1998.-284 с.
  180. А.П. Теория проектирования образовательных программ //Петербургская школа, Теория и праткика формирования многовариантной образовательной системы. СПб., 1994. 120 с.
  181. Ю.В., Грибенюк Г. Н., Овечкина Е. С. Природоведение. Учебно164методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1998. — 146 с.
  182. А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990.
  183. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. — 500 с.
  184. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Профессора В. И. Лавриненко, профессора В. П. Ратникова. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998.-584 с.
  185. В.В. Экологическое образование в школах развитых стран: Вопросы истории и практики /центр «Экология и образование». М., 1992.-С. 80−89.
  186. Н.М., Былова A.M. Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических институтов. 2-е изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, 1988. -- 272 с.
  187. .Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа / Предисл. В.В. Козина/ Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень: Издательство Ю. Мондрики, 1998. — 144 с.
  188. С.С. Экология и эволюция. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  189. И.А. Экология: Учебник для биологических и медицинских специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1998. — 512 с.
  190. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие /Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: АТАР, 2000. — 385 с.
  191. П.Г. Очерки философии образования. М.: Центр Эксперимент, 1993. 154 с.
  192. Экологическая ситуация и экологическое образование в Ханты-Мансийском автономном округе // Актуальные проблемы адаптации человека: Межвузовский сборник научных трудов / РИО СурГПИ, Сургут, 2000. — С. 108−110.
  193. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сб. тр. К16 525. летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А. Н. Захлебного, Л. П. Салеевой. М.: Тобол, 1997. — 160 с.
  194. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики / Под ред. В. А. Игнатовой // Наука и школа. 1999. — № 3. — С. 33−39.
  195. Экологическое образование в системе для безопасности человека, общества и природы Югры / под ред. Л. Захаровой. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. — 41 с.
  196. Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. / Ред. А. Н. Захлебный Российская академия образования Центр «образование и экология». 2000. — № 4. — С. 64.
  197. Экологическое образование: концепции и методические подходы. Отв. ред. Мамедов Н. М. М.: Агентство «Технотрон», 1996. — 136 с.
  198. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области (Обзор). Тюмень, 1997. — 224 с.
  199. Экология для младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителя. 4 класс /Под ред. Г. Н. Гребенюк / Изд-во ИПОС СО РАН. Тюмень, 1999. — 101 с.
  200. Экология младших школьников. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. / Под ред. Г. Н. Гребенюк / Изд-во ИПОС СО РАН. Тюмень, 1999. -76 с.
  201. Экология Ханты-Мансийского автономного округа / Под ред. В. В. Плотникова. Тюмень: Софт Дизайн, 1997. — 228 с.
  202. Э.Р. Пособие по основам агрохимии: Материалы к лабораторным занятиям для студентов педвузов Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 56 с.
  203. Экология человека: Словарь-справочник / Под ред. Н. А. Агаджаняна. -М.: ММП «Экоцентр», изд-ая фирма «КРУК», 1997. 208 с.
  204. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. // Психологическая наук и образование. -1996. № 1. — С. 42−45.
  205. Эрдниев П. М, Эрдниев Б. П. О. системном подходе к дидактике // Системные исследования. М., 1978. — С. 202−216.
  206. И. Хохорэй мин (очерки истории физической культуры ненецкого народа). Надым — Екатеринбург, 1996. — 122 с.
  207. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  208. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
  209. Ю.Б. Формирование экологических представлений на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. // Наука и школа. 1999. -№ 3.-С. 40−44.
  210. B.C. Образовательные стандарты высшей школы. Методологические основы, разработка и применение. Омск, 1994. — 122 с.
  211. В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). М.: Наука, 1999. -100 с.
  212. Curriculum. Organization and Design / University of London Press, 1991.
  213. Dodd D.H., White R.M. Cognition: Mental structure and processes. Boston: Allyn and Bacon, Inc. 1980.
  214. Ellis A., Cogan J., Howey K. Introduction to the Foundations of Education/ New Jersey, 1991. P. 97−1 17.
Заполнить форму текущей работой