Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие рыночных отношений в Республике Таджикистан обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу. За достаточно короткий промежуток времени в Республике Таджикистан сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5−7 лет сделал колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Анализ теоретических концепций формирования рынка образовательных услуг
  • Организационно-экономический механизм формирования рынка образовательных услуг в системе экономической безопасности
  • Методы прогнозирования развития и безопасности рынка образовательных услуг
  • ГЛАВА 2.
  • ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Анализ показателей и пороговых значений формирования и развития рынка образовательных услуг
  • Ценовой фактор развития рынка образовательных услуг и методы его определения
  • Нововведение на рынке образовательных услуг как способ обеспечения экономической безопасности
  • ГЛАВА 3.
  • ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Государственные механизмы регулирования рынка образовательных услуг и обеспечения его безопасности
    • 3. 2. Превентивные методы оценки развития и повышения привлекательности рынка образовательных услуг
    • 3. 3. Перспективные направления обеспечения безопасности рынка образовательных услуг в Республике Таджикистан

Проблемы обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к рыночным отношениям требует нового подхода к формированию системы образовательных услуг и развитого и безопасного рынка, который способствовала бы кадровому обеспечению экономики страны. Образовательные услуги занимают одну из ключевых позиций в сфере услуг Республики Таджикистан. Находясь в постоянной динамике, образовательные услуги реагирует на изменения во внешней среде, адаптируясь к ее меняющимся потребностям, и вместе с тем, активно влияя на состояние самой среды.

Роль образования в целом, и профессионального образования в частности, весьма значительна в обеспечении стабилизации экономики и развитии страны. В этом контексте профессиональное образование рассматривается как необходимое условие социальной, экономической и национальной безопасности. Государство продолжает выступать гарантом общедоступности образования, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений, что отражено в законодательных и нормативных актах, формирующих государственную политику в сфере образования.

Однако, снижение эффективности государственного регулирования в сфере образования, недофинансирование потребностей образовательных учреждений в стране, падение престижа педагогического труда и оттоке квалифицированных кадров из сферы образования привели к слабости формирования рынка образовательных услуг и повышении степени угроз в его развитии в условиях рынка. Такое положение повлияет на снижение социальной защищенности обучающихся и ухудшении условий организации образовательного процесса, а также на ограничение возможностей граждан на равный доступ к образованию.

В связи с этим назревает необходимость нахождения рыночных и государственных механизмов снижения угроз экономической безопасности в условиях включения национального образования в мировой рынок образовательных услуг и развития этого рынка в стране. Тем более, когда в стране теоретические проблемы формирования эффективной системы обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг еще недостаточно разработаны.

Решение существующих проблем развития рынка образовательных услуг способствует удовлетворению национальных интересов и обеспечению экономической безопасности Республики Таджикистан. В условиях рыночной конкуренции необходимо обеспечить соответствие уровня развития рынка образовательных услуг, сложившемуся уровню и характеру общественных отношений. Выполнение этой задачи зависит от состояния системы высшего и среднего образования Республики Таджикистан. Современная научно-техническая и образовательная политика создают условия для широкого использования творческих возможностей научных работников, но в то же время возникает необходимость совершенствования государственной политики в области образования. При этом важной проблемой является совершенствование механизма формирования институциональных основ развития системы образования, составной, частью которой является рынок образовательных услуг.

Формирование и обобщение опыта становления рынка образовательных услуг, а также выработка мероприятий по его развитию и обеспечению экономической безопасности, актуально и может внести весомый вклад в решение проблем эффективного использования образовательного потенциала квалифицированной рабочей силы.

Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты обозначенной темы, с различной степенью глубины, исследовались многими зарубежными и отечественными экономистами, социологами, философами. Однако в большей степени проблемы образования в Республике Таджикистан долгое время являлись предметом педагогической науки. Это было естественным следствием такого устройства образовательной системы, когда вопросы ее экономики решались вне самой системы образования. Но уже в 60−70-е годы XX века проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования. В общем виде подходы к трактовке образования в экономическом аспекте сформулированы в классических работах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий. Теоретики западной экономики образования Т. Шульц, Г. Беккер, В. Вейсборд. М. Блауг, И. Бен-Порэт, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп, Дж. Трейсон и др. сформировали современные представления об образовании как основном элементе человеческого капитала, охарактеризовали природу и критерии эффективности затрат на образование.

Среди российских представителей экономической науки, внесших значительный вклад в развитие этого направления, можно выделить B.C. Автономова, B.C. Гойло, A.B. Дайновского, С. А. Дятлова, А. И. Добрынина, Г. А. Егиазаряна, В. А. Жамина, Р. И. Капелюшникова, М. А. Критского, С. Л. Костаняна, В. И. Марцинкевича, С. Г. Струмилина и др.

Проблемы профессиональной, в том числе, и экономической подготовки кадров, а также механизм функционирования рынка образовательных услуг в условиях переходного периода рассмотрены такими экономистами, как А. К. Асатуров, A.M. Бабич, E.H. Жильцов, М. А. Лукашенко, С. Н. Немцова, A.M. Озина, E.H. Попов, М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев, В. П. Щетинин, В. П. Щетинина, М. Г. Исаенко, Е. Е. Щербининой, Н. П. Аристера, И. П. Бойко, О. В. Голосова, Ф. М. Русинова, В. Т. Рязанова, А. И. Терехова, Л. С. Тарасевича и др.

Вопросы функционирования хозяйственного механизма институтов системы образования, способы перестройки их деятельности и управления ими рассмотрены в научных работах А. П. Панкрухина, Г. В. Балашова, С.А.

Белякова, Н. М. Виноградова, Т. Юрьевой и др. v.

Особенности развития системы образования Республики Таджикистан в условиях переходного периода были освещены в работах: Юсуфбекова Р. Ю., Байзоева А., Джураевой А., Исломова С. И., Кадырова Д. Б., Катаевой H.A., Комилова С. Д., Кодирова Ш., Каюмова Н. К., Назарова Т. Н., Нурмахмадова М., Раджабова K.P., Рахимова Р. К., Сангинова Н. С., Саидовой М. Х., Факерова X. Н., Хабибова С. Х., Умарова Х. У., Шоева H.H., и др. Однако проблема обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг в отечественной научной литературе исследована недостаточно. В связи с этим современное состояние рыночных отношений в стране требует дальнейшего исследования рынка образовательных услуг, так как обеспечение его экономической безопасности посредством прогнозирования и выявления угроз в сфере еще не были объектом комплексного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретический анализ проблем обеспечения экономической безопасности и развития рынка образовательных услуг в Республике Таджикистан.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие основные задачи:

— раскрыть экономическую природу и формы образовательных услугисследовать организационно-экономический механизм рынка образовательных услуг и угрозы воздействия на сферу образования на различных уровнях;

— обосновать необходимость использования прогнозирования развития и безопасности рынка образовательных услуг;

— анализировать состояние рынка образовательных услуг и факторы, влияющие на этот рынок с точки зрения его экономической безопасности и выявления пороговых значенийвыявить основные организационные, инновационные и экономические составляющие обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг в стране на государственном и институциональном уровне;

— определить перспективные прогнозные показатели и методы оценки развития рынка образовательных услуг в Республике Таджикистан с учетом обеспечения экономической безопасности этого рынка.

Теоретическую и методическую информационную базу исследования составили теории управления экономическим развитием в условиях рынка, а также законы Республики Таджикистан, Указы Президента Республики Таджикистан, Постановления Маджлиси Оли и Правительства Республики Таджикистан, Стратегия национального развития Республики Таджикистана до 2015 года и другие нормативные акты. При подготовке диссертационной работы использовались литературные источники, методики и научные разработки, а также материалы и данные Государственного комитета статистики Республики Таджикистан, Министерства образования Республики Таджикистан, организаций и учреждений, занимающихся исследованием проблем развития сферы образования, законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан в сфере образования, программные документы, справочные материалы, материалы периодической печати, информация, размещенная в глобальной сети Internet.

Теоретической и методологической основой исследования явились диалектический и системный подходы, экономические законы, методы дедукции, индукции, сравнения и группировок, экстраполяции и структурно-эконометрического моделирования. Теоретическую базу проведенного в работе анализа составляют концепции менеджмента в сфере образования и управление образовательных услуг, теории экономической безопасности и методы оценки конкурентоспособности образовательных услуг.

Объектом исследования является рынок образовательных услуг, как фактор роста благосостояния населения, в условиях формирующейся рыночной экономики.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, складывающаяся в процессе обеспечения экономической безопасности и развития рынка образовательных услуг.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована социально-экономическая сущность образовательных услуг, которая обладает высокой потребительной стоимостью, так как при потреблении такой услуги наращивается потенциал личности. Если по социальной сущности образовательные услуги являются социально необходимой услугой, то в экономическом плане качество образовательных услуг влияет на стабильный и эффективный рост экономики страны и на уровень развития человеческих ресурсовI теоретически обоснованы новые подходы к обеспечению экономической безопасности отечественного рынка образовательных услуг как важнейшего элемента системы национальной безопасности. В качестве таких подходов предлагается использование математических методов прогнозирования развития и выявления угроз рынка образовательных услуг- *.

— на основе проведенного анализа выявлены угрозы финансового, институционального и социального характера на отечественном рынке образовательных услуг. Переходный процесс отрицательно повлиял на качество образовательных услуг, снижение уровня финансирования системы образования и заработной платы учителей и падение престижа получения качественного образования, что может стать в будущем причиной снижения уровня человеческого капитала в стране;

— предложены превентивные методы оценки развития рынка образовательных услуг посредством расчета индексных и расчетных показателей и разработан методический подход к прогнозированию контингента обучающихся вузов страны на период до 2015 года. По разработанной модели на прогнозное количество студентов вузов влияет финансирование системы и душевой доход населения как экономические составляющие устойчивости системы образованияпредложен комплекс практических рекомендаций по государственному регулированию, развитию и обеспечению безопасности рынка образовательных услуг Республики Таджикистан. Важной составляющей механизма государственного регулирования рынка образовательных услуг должна стать комплексная политика, характеризующаяся большей гибкостью с ориентацией на изменение конъюнктуры и сбалансированности рынков труда и образования.

Практическая значимость исследования. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций, по формированию и обеспечению экономической безопасности рынка образовательных услуг, будет способствовать становлению современной профессиональной школы в Республике Таджикистан и применению в качестве теоретической основы при разработке государственных региональных программ по совершенствованию сферы образовательных услуг.

Апробация работы. Основные научные результаты и* методологические положения диссертационного исследования докладывались автором на республиканских научно-практических конференциях, проведенных на базе Таджикского национального университета в период 2004 по 2010гг. и международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования», проведенной на базе Таджикского технического университета им академика М. Осими в 2010 г. Результаты работы опубликованы в научных журналах Республики Таджикистан, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 8 научных работах автора общим объемом 2,3 печатных листа.

Заключение

.

Развитие рыночных отношений в Республике Таджикистан обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу. За достаточно короткий промежуток времени в Республике Таджикистан сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5−7 лет сделал колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышало спрос. Вместе с тем, рынок образовательных услуг подвержен внутренним и внешним угрозам, связанных с недостаточностью финансирования, потери имиджа образования, низким уровнем заработной платы учителей как школ, так и вузов, внедрением иностранного капитала на рынок, с «чужими» идеями и образовательными инструментами. Поэтому в сфере образования необходимо разработка механизмов, концепций и инструментов, обеспечивающих экономическую безопасность рынка.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание или производство образовательных услуг. Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается, как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования. Они также являются субъектами обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг.

Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к, их специфическим функциям в сфере образования относятся: создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтовгарантирование гуманистичности образования, единства культурного и образовательного пространства, общедоступность и адаптивность образования, его светский характер, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учрежденийфинансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферуприменение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целомлицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услугинформационное обеспечение образовательных учрежденийобеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг и др.

На основе проведенного данного исследования получены следующие основные результаты:

Выделены методы оценки развития образовательных услуг в образовательных организациях, а также способы анализа рынка образовательных услуг, выявления пороговых значений экономической безопасности этого рынка, что составляет научную новизну работы и является решением важной народнохозяйственной задачи.

2. Уточнено понятие и проведена классификация образовательных продуктов и услуг, с учетом различных факторов и признаков. Выявлены основные факторы, сдерживающие и ускоряющие развитие рынка образовательных услуг в системе обеспечения экономической безопасности. Выдвинута концепция непрерывного образования как условие развития человеческого потенциала в Республике Таджикистан.

3. Уточнен механизм обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг, который делится на финансовый и организационный механизм. К данному механизму также добавлена и институциональная основа формирования такого рынка в Республике Таджикистан, так как «престиж» образования, особенно высшего профессионального, в большей степени зависит не только от финансовых механизмов, а от складывающей поведенческой ориентации потребителей рынка образовательных услуг, соответствующей иждивенческому отношению к качеству образования. Большинство потребителей заинтересовано в получении диплома, а не знаний как таковых, что приводит к стремлению финансировать образование по «престижу» диплома. Более конкурентоспособные учебные заведения могут получить дополнительные источники финансирования.

4. Определены особенности инноваций на рынке образовательных услуг, осуществлена их классификация, разработаны методология формирования и инновационные стратегии макроуровня, уровня региона и образовательной организации. Выдвинута концепция единства технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций в сфере повышения качества образовательных услуг в образовательных учреждениях страны.

5. Сформулированы основные положения государственного регулирования рынка образовательных услуг в Республике Таджикистан посредством бюджетно-налоговых и институциональных рычагов, определения стандартов образования.

6. Анализированы показатели рынка образовательных услуг Республики Таджикистан, исследованы тенденции и угрозы его развития, выявлены особенности развития рынка образовательных услуг.

7. Разработаны статистические и индексные модели анализа и прогноза ряда показателей рынка образовательных услуг. Эти модели являются неотъемлемой частью механизма обеспечения экономической безопасности рынка образовательных услуг и мер, предупреждающих угрозы на этом рынке.

8. Выделен метод оценки привлекательности рынка образовательных услуг по регионам страны. Его использование позволит осуществлять региональную политику в области подготовки специалистов и развития рынка образовательных услуг. Предложено проведение реформ в сфере образования особенно, институциональных направленных на изменение «поведения» образовательных учреждений на рынке.

9. Предложен механизм сбалансированности рынка труда и образования, как необходимое условие устойчивости развития человеческих ресурсов и достижения экономического развития.

На основе полученных в настоящей работе результатов, можно сделать следующие выводы:

— образовательные продукты и услуги являются частью интеллектуального продукта, имеют специфические особенности и факторы формирования, человеческого капитала и имеющие высокую потребительную стоимость;

— имеется настоятельная необходимость обеспечения экономической I безопасности рынка образовательных услуг, так как от безопасности этого рынка зависит национальная система подготовки специалистов и кадров в стратегических направлениях, качество образования и соответствие национальных кадров национальным идеям и интересам на всех уровнях национальной экономики;

— складывающиеся тенденции свидетельствуют о появлении определенных угроз на рынке образовательных услуг и необходимости применения оценочных методов с целью проведения превентивных мер;

— анализ и прогнозирование рынка образовательных услуг могут осуществляться с помощью многофакторных и трендовых моделей, использование которых позволит выявить зависимость финансирования системы образования и доходов населения в формировании спроса на образовательные услуги;

— государственная политика в сфере образования должна быть направлена на предотвращение угроз экономической безопасности рынка образовательных услуг и региональной равномерности его развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Анализ стратегий и разработка комплекса программ. -М.: Наука, 1990.
  2. Г. Г. Что нужно для успешной работы//Вестник высшей школы 1991, — № 7, — С. 32−42.
  3. H.A. Экономическая эффективность производства образовательных услуг: Автореф. дис. канд. зкон. наук/ Костром, гос. пед. ун-т им. H.A. Некрасова. Кострома, 1996
  4. Н.В. Маркетинг научно-технической продукции. Саратов, 1992.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. А.И. Наука-техника экономика. — М.: Экономика, 1989.
  7. В.М. Формирование многоуровневых инновационных стратегий (вопросы теории и методологии). Дис. д.э.н. М.:РЭА им. Г. В. Плеханова, 1995.
  8. А.Д., Салимова М. Ш. Предпринимательства в контексте экономической безопасности/Материалы IV-й международной научно-практической конференции: «Перспективы развития науки и образования» 20−22 мая 2010 года.- Душанбе: 2010. -С. 271−274.
  9. Д.З. Инновационные технологии в работе, деятельности преподавателя вуза. Казань: 2001.
  10. В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: ВНТИЦ, 1992.
  11. И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.
  12. А. К. Экономическая природа образовательной услуги и формы ее реализации в рыночных условиях. /С. Петерб. ун-т экономики и финансов. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики ифинансов, 1996.
  13. H. Г. Собственность и ВУЗ: проблемы и решения / Н. Г. Багаутдинова//Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 1.- С. 10−17.
  14. А., Амонов Н., Бобоев X., Кодиров Ш. Анализ ситуации высшего образования в Республике Таджикистан. Душанбе: 2006.
  15. С.А. Лекции по экономике образований. М.: 2002.
  16. Дж. Наука в истории общества. -М.: ИЛ, 1956.
  17. В. В. Инновации в технологии высшего образования (социально- философский вопрос). Автореф. дис. канд. филос. наук. -Новосибирск.: Институт философии и права, 1995.
  18. Большой экономический словарь Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
  19. A.C. Торговля услугами//Внешняя торговля. № 7. — 1988. С. 27−34.
  20. Л. Стоимостные категории и экономические методы управления в сфере науки//Некоторые методологические вопросы экономической науки. М.: ИЭ АНСССР, 1977.
  21. C.B., Основы маркетинга интеллектуального продукта и особенности рынка услуг. Учебное пособие. M.: ВАВТ, 1992.
  22. Высшая школа: Ежегодный доклад о развитии высшего образования -М.:НИИ высшего образования, 1996.
  23. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО). Сборник документов и рабочих материалов. М.: ВНИКИ, 1995.
  24. Л., Курегян С. Два подразделения научного производства.//Некоторые методологические вопросы экономической науки. -М.: ИЭ АН СССР, 1977.-С. 17−25.
  25. Л. Влияние науки на экономическое развитие//Вопросыэкономики. № 9. — 1971.-С. 34−41.
  26. B.C. Проблемы интеллектуального труда//США: Экономика, политика, идеология. М.: 1995. — № 6. — С. 23−36.
  27. Д., Бермант М., Архангельский Н. Оценка эффективности системуправления научными исследованиями и разработками. М.: 1968
  28. Н.И., Чернов С. А. Интеллектуальный продукт как фактор формирования новых сегментов рынка высоких технологий//Известия вузов. Сев. Кав. регион. Обществ, науки. Ростов н/Д. — 1996. — № 3 — С. 7−14.
  29. М. Рынок интеллектуальных продуктов Украины//Экономика Украины. 1994. — № 5. — С. 30−37.
  30. В.И., Кошевой ГА., Сотсков А. И. Экономическое равновесие на рынке интеллектуальных продуктов//Экономика и мат, методы. -М.: 1993. Т. 29, Вып. 4, — С. 607−616.
  31. Р.Н. Методы государственного и негосударственного маркетинга образовательных услуг//Вестник КРСУ. № 4, 2002. С. 4553.
  32. А. Финансирование преподавателей высшей школы и повышение качества труда (на примере вузов Республики Таджикистан). Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. 152 с.
  33. А., Ходжабекова Г. А. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей высшей школы (на примере вузов Республики
  34. Таджикистан). Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. 132 с.
  35. А. Повышение эффективности и качества функционирования вуза (на примере Республики Таджикистан) // Известия УрГЭУ. 2008. № 3 (22). С. 144−149 (0,37 пл.).
  36. В.А. Биржа образовательных услуг/ЛЭбразование в Сибири. 1995. — № 1. — С. 162−165.
  37. В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Тольяти, 1994.
  38. С. Бизнес образования и подготовка специалистов для внешней торговли//Российский экономический журнал. № 2. — 1998. — С. 88−96.
  39. А.Ю. Вопросы торговли услугами на «Уругвайском раунде» ГАТТ, БИКИ, 63, 1991.
  40. E.H. Актуальные проблемы экономики непроизводственной сферы.-М.: 1987.
  41. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ, 1991.
  42. E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: 1995.
  43. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  44. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: 2006.
  45. И.В. Экономические основы функционирования иразвития общественных образовательных учреждений. М.: Центр социально-экономических исследований и информации, 1996.
  46. У. Г. Методологические основы и методы маркетинговой деятельности в вузе. Автореф.дис.д.э.н. Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия, 1994.
  47. У.Г. Маркетинг деятельности ВУЗов: теории и методы решения. УФА: Ислед. центр УГАТУ, 1994.
  48. Г. М. Международная торговля услугами//БИКИ, 35, 1997. С. 45−52.
  49. Ю.И., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство и кадры / Под ред. Г. В. Горланова, С.Е. Хорзова/. М.: РАУ, 1992.
  50. Инновационные процессы в образовании. Сборник научн. трудов. -Тюмень.: Тюменский гос. университет, 1990.
  51. В. Нужен научный анализ практики бизнес образования.// Российский экономический журнал. № 1. — 1998. — С. 82−87.
  52. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.
  53. Д., Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: 1982.
  54. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1971.
  55. М.Я. Совершенствование процесса формирования инновационной стратегии предприятия. Автореф. дис. канд. экон. наук.-Новосибирск.: 1997.
  56. Ш., Амонов Н. Анализ рынка репетиторских услуг в Республике Таджикистан. Душанбе: 2007.
  57. И.И. Маркетинг на предприятии. Практическое пособие. М.: АО «Статинформ», 1994.
  58. И.И., Викторов C.B. Международный маркетинг на рынкеуслуг. Учебное пособие. М.: 1997.
  59. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России.// Высшее образование в России. № 4. — 1996. — С. 2230.
  60. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков// Высшее образование в России. № 2. — 1996. — С. 41−48.
  61. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. -М.: Наука, 1991.
  62. A.A., Левицкий M.JI. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. М.: Прометей, 1990.
  63. Л.Г. Инновационные стратегии в переходной экономике. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.
  64. С.А. Создание и внедрение научно-технической продукции: Вопросы экономики, организации, планирования и управления. Спб, Судостроение, 1993.
  65. Л.С. Организация маркетинга на предприятии. М.: ГАУ, 1992.
  66. Н.П., Швецова В. В. Маркетинг образовательных услуг. -Спб, 1993.
  67. Г. И. Методологические основы сбалансированного функционирования рынка труда и образовательных услуг. Спб, 1994.
  68. K.P., Брю С.Л. Экономикс (ч. 1). М.: Республика, 1992. •
  69. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  70. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.
  71. Г. Технологический пат//Долговременные тенденции в капиталистическом воспроизводстве. М.: ИНИОН, 1985.
  72. Т.Г. Инновационная деятельность: понятия, особенности, критерии//Инновационные процессы в образовании: теория и практика. М.: 2001. — С. 12−18.
  73. С. М. Рынок образовательных услуг в России и проблемы управления качеством образования.//Изв. вузов Сев. Кав. регион. Обществ, науки. Ростов н/Д. 1996. -№ 2. — С. 74−80.
  74. Оже П. Современные тенденции в научных исследованиях//Эффективность научных исследований. М.: Прогресс, 1968
  75. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность. Учебно-практическое пособие. Под редакцией Олейникова, — М.: ЗАО «Бизнес-школа», Интел-Синтез. 1997.
  76. Г. Н. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании Барнаул-Томск.//Алтайская академия экономики и права. 1997. — С. 128 -134.
  77. А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе. -М.: 1992.
  78. А.П. Маркетинг образовательных услуг. Дис.д.э.н.-М.: Российская академия гос. службы при президенте РФ. 1996.
  79. А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога//А1ша Mater. № 3. -1997 — С. 27−37.
  80. А. Цена образования.//Alma Mater. № 5. — 1997. — С. 24−29
  81. А. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию.// Alma Mater. №> 1. — 1997. — С. 25−30.
  82. Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. Спб.: Петербургский университет экономики и финансов, 1997.
  83. H., Ивантер В. Рынок интеллектуальных продуктов:(вместо решений//Вопросы экономики. М.: 1990. — № 2, — С. 155−157.
  84. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  85. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. -М.: Политиздат, 1989.
  86. И.Д., Курегян C.B. Духовное производство при социализме: политико-экономический аспект. Минск. Университетское, 1987.
  87. Р.К., Факеров Х. Н. Нурмахмадов М. Саидова М. Х. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Душанбе: Дониш, 2007.
  88. Г. Обеспечение экономической безопасности строительства предприятия/Материалы IV—й международной научно-практической конференции: «Перспективы развития науки и образования» 20−22 мая 2010 года.- Душанбе: 2010. -С. 274−276.
  89. З.С. Социальные аспекты экономической безопасности/Материалы IV-й международной научно-практической конференции: «Перспективы развития науки и образования» 20−22 мая 2010 года.- Душанбе: 2010. -С. 254−256.
  90. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: научно-методические рекомендации. Челябинск: Глав УО, ЧИПКРО, 1996.
  91. С.А., Сериков Г. Н. Опыт реализации региональной программы управления образованием//Педагогика. № 6. — 1995.
  92. С.А. Управление областной образовательной системой. Научно-методические рекомендации. Челябинск.: Факел. — 1997.
  93. А. В. Экономические методы управления инновационными процессами. Киев: Высшая школа, 1990.
  94. . Инновация как средство экономического развития. М.:1. Прогресс, 1990.
  95. B.C. Управление реализацией стратегии вуза//Новые приоритеты в реформировании экономики России. — Спб.: 1996. — С. 107−110.
  96. Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация. Челябинск:. Факел, 1998.
  97. М.И. Экономика образования как наука/ТВестник КГПУ.- № 4. 1995.
  98. Справочник менеджера образования: в 2-х томах. -М.: Новая школа, 1995.
  99. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб./ Госкомстат России.-М.: 1997.
  100. М.С. Требования к компетентности преподавателей вузов за рубежом//Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. — Казань: 2001. С. 24−35.
  101. О.С. Перспективы развития рынка образовательных услуг в Республике Таджикистан//Вестник Таджикского национального университета (научный журнал), 7(55).- Душанбе: «Сино» 2009. -С. 99−102.
  102. О.С. Анализ показателей и факторов формирования и развития рынка образовательных услуг в Республике Таджикистан//Вестник Таджикского национального университета (научный журнал), 2(47). Душанбе: «Сино» 2008. — С. 111−117.
  103. Ш. Стратегия -технополисы. М.: Прогресс, 1989.
  104. Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг. Сборник статей. -M.: АНХ, 1997
  105. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  106. В.В. «Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий»//Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сборник научных трудов, выпуск 4. 2002. Москва — редакционно-издательский центр «Альфа». — С. 62−64.
  107. Ш. Утрилья Х. Р. Региональная образовательная политика//Тезисы докладов участников международных семинаров. — Казань: 1997 С. 50−52.
  108. Уханов JL И. Рынок образовательных услуг в России проблема управления качеством образования//Негосударственное образование в России. Новосибирск: 1996.
  109. Н.В. Развитие рынка образовательных услуг //Организационно-экономические проблемы в рыночной системе хозяйствования. Тула: 1994. — С. 64−69.
  110. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса (экономика, маркетинг, менеджмент). М.: 2002. — С. 886.
  111. Душанбе: 2010. -С. 298−300
  112. A.A. Корреляционно-регрессионный анализ рынка образовательных услуг региона/Юдиннадцатые международные Плехановские чтения. Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова. — С. 202 203.
  113. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: 2002. — С. 176−220.
  114. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.
  115. В.А. Оптимизация профессионально- педагогической подготовки студентов университета и педвузов. Челябинск, 1990.
  116. Д.И., Жильцов E.H. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988.
  117. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х частях. М.: Финансы и статистика, 1992.
  118. Шумпетер И, Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  119. В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования. -М.: Московский педагогический институт, 1994.
  120. Якобсон Л. И Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: 1991.
  121. В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. -Л.: ЛГУ, 1988.
  122. С.А. Диалектика управления: роль знаний в управленииобщественными процессами. Минск: Университетское, 1989.
  123. Grossi G. Promoting innovation a big Business/ Long Range Planning. -1990/-Vol. 23, № l.-p.l2.
  124. Betz F. Managing technology. -Englewood Cliffs (N.Y): Prentice Hall, 1987.
Заполнить форму текущей работой