Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ различных форм агрессивного поведения подростков в общеобразовательной школе позволяет выделить противоречия между: а) многообразием видов проявления агрессивного поведения подростков и отсутствием четкой классификации типичных проявлений агрессивности, что необходимо для организации целенаправленной педагогической коррекцииб) существующими традиционными направлениями коррекционной работы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность и специфика совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции проявления агрессивности подростков
    • 1. 1. Теоретические и социальные предпосылки агрессивного поведения
    • 1. 2. Ситуационно-субъектный подход к решению проблем проявлений агрессивности подростков
    • 13. Коррекционно-педагогическая совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения детей в подростковом возрасте
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения подростков
    • 2. 1. Содержание программы коррекции проявления агрессивности в подростковом возрасте
    • 2. 2. Условия эффективности совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков
    • 2. 3. Анализ эффективности педагогической деятельности по коррекции проявления агрессивности школьников подросткового возраста

Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Проблема агрессивного поведения подростков вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах, в многочисленных теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности квалифицированной коррекции агрессивного поведения.

В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости растущего человека, внутренних и внешних условий его развития, возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивного поведения. Нарушения поведения подростков являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.

Проблема понимания, предупреждения и коррекции агрессивного поведения подростков является междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания целого ряда наук. Особое место в исследовании и решении проблемы предупреждения и коррекции агрессивного поведения, на наш взгляд, должна занимать педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, способствующих как появлению, развитию, так и снижению, ликвидации агрессии, совокупные педагогические и, собственно, школьные влияния играют ведущую роль.

Исследования Б. Н. Алмазова, С. А. Беличевой, J1.H. Бережновой, И. А. Невского дезадаптированных групп подростков и молодежи позволяют утверждать, что у истоков выявления проблем, в том числе агрессивного поведения, в более чем в 80% случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностыо ребенка в основном виде деятельности в период становления характера, — в учении. Господствовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно благотворных положительных влияний все более уступает место обоснованному мнению, что для определенного количества учащихся школа становится зоной риска, местом передачи негативного социального опыта.

Несмотря на то, что агрессия, как явление, в подростковой среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу педагогического сообщества в целом, — в педагогической литературе недостаточно исследований, посвященных вопросам анализа педагогических условий, при которых возникает (может возникать) агрессиявыявлению взаимосвязи между отсутствием или наличием условий для самореализации подростка и повышением или снижением его агрессивностиобоснованию актуализации данной проблемы в среде взрослых и детей.

Анализ различных форм агрессивного поведения подростков в общеобразовательной школе позволяет выделить противоречия между: а) многообразием видов проявления агрессивного поведения подростков и отсутствием четкой классификации типичных проявлений агрессивности, что необходимо для организации целенаправленной педагогической коррекцииб) существующими традиционными направлениями коррекционной работы, приучающими подростка к социально одобряемым образам поведения и отсутствием таких подходов в коррекци-онно-педагогической работе, в которых главный акцент ставился бы на формирование личности подростка, способной противостоять провоцирующим ситуационным факторам, влияющим на агрессивное поведение в школьной, семейной, информационной среде и среде сверстниковв) разноплановостью усилий субъектов образовательного процесса и отсутствием оптимальной модели педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков.

С учетом данных противоречий в диссертации сформулирована следующая проблема: как спроектировать и осуществить взаимодействие педагогических работников, чтобы научить подростка конструктивным формам поведения в конфликтных, стрессовых и других ситуациях? Постановка этого вопроса определила актуальность и выбор темы научного исследования — «Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков».

Цель исследования — теоретическое обоснование содержания, разработка и реализация модели совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Объект исследования: коррекция агрессивного поведения подростков современной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание и организация совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования заключается в утверждении, что эффективность педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков определяется следующими обстоятельствами:

— научно-обоснованной диагностикой проявления агрессивности с позиции классификации типов агрессивного поведения подростков, что позволяет получить данные, необходимые для выявления предпосылок, внешних ситуационных факторов, динамики агрессивности детей, а также разработки и реализации кор-рекционной программы в общеобразовательной школе;

— целенаправленным «выращиванием» коллективного педагогического субъекта, в качестве которого выступают классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, способные интегрировать усилия всех участников образовательного процесса по коррекции проявлений агрессии подростками;

— ориентацией коррекционно-педагогической деятельности на пробуждение педагогом личного внутреннего, субъектного потенциала, развитие устойчивости подростка в конфликтных ситуациях, расширение пределов его выносливости стрессам, неопределённости жизненных планов и т. д.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. На основе науковедческого анализа литературных источников и результатов психолого-педагогической диагностики охарактеризовать типичные виды проявления агрессивного поведения подростков.

2. Обосновать ситуационно-субъектный подход к решению проблем коррекции агрессивности детей в подростковом возрасте.

3. Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель кор-рекционно-педагогической совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по преодолению агрессивности подростков.

4. Выявить условия эффективности деятельности коллективного субъекта педагогического труда по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков.

Методологическую основу исследования составляет конкретизация междисциплинарного, аксеологического, функционального подходов применительно к специфике изучения и коррекции агрессивного поведения подростков, методы системного и комплексного анализа, теория деятельности, теория проектирования в образовании, гуманистическая парадигма в педагогике и психологии.

Теоретической основой диссертационного исследования выступают:

— общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн), теория совместной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, B. J1. Ефремов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, С. Г. Якобсон и т. д.);

— исследования и концептуальные подходы к изучению проблем нравственного воспитания школьников (В.М. Вызова, В. В. Горшкова, X. Мушинский, М.Г. Яновская);

— психолого-педагогические исследования подросткового возраста и его особенностей (Л.И. Божович, П. П. Блонский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А.Е. Лич-ко, Т. В. Машарова, А. В. Мудрик, И. А. Невский, К. Д. Радина, Е. И. Рогов, В. А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин);

— психолого-педагогические работы в области предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей (Р. Байярд, Д. Байярд, А. Бренштейн, К. Бютнер, Л. С. Выготский, У. Глассер, О. Н. Истратова, Е. И. Казакова, М. П. Квадрициус, И. Э. Кондракова, В. Г. Кондрашенко, В. Г. Петров, С. И. Помазин, М. Раттер, Л. М. Семенюк, Г. Г. Федорова, И.А. Фурманов);

— психолого-педагогические исследования в области проблем агрессивности подростков (А. Берковитц, Р. Бэрон, Г. Милковска-Олейничак, Р. С. Немов, Д. Ричардсон, С. Ф. Сироткин, Э. Фромм, JI.A. Шевченко);

— методические подходы, принципы, технологические приемы формирования модельных представлений о воспитательной системе (В.И. Аршинов, О. Г. Важнова, Ю. С. Мануйлов, Е.Н. Степанов);

— теоретические основы проектирования в сфере образования: педагогического (BE. Рационов), психолого-педагогического (В.И. Слободчиков) и социально-педагогического (В.З. Юсупов), исследования проблем обучения педагогическому проектированию (Е.С. Заир-Бек), проектирования антропоориентированного педагогического процесса (М.Н. Невзоров), личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе применялись комплексные методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературыаналитические: теоретический анализ, логический анализ, анализ состояния практики современной школыобщенаучные: наблюдение, моделированиечастные эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, беседа, опросматематическая статистика. Активно использовался лонгитюдный метод для выявления динамики процесса коррекции агрессивного поведения подростков.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили средние образовательные школы гг. Коряжмы и Котласа Архангельской области. В исследовании приняли участие 320 детей, 149 учителей и 128 родителей.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998;1999 гг.) (констатирующий эксперимент) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, знакомство с опытом работы общеобразовательных учреждений с подростками агрессивного поведения. Определены теоретические предпосылки исследования, началась подготовка программы опытно-экспериментальной работы, проведен первичный срез и собраны данные об опыте педагогической деятельности по предупреждению и коррекции агрессивного поведения школьников, осуществлён анализ наиболее типичных проявлений агрессивного поведения подростков.

На втором (1999;2000 гг.) (подготовительном) этапе осуществлялась разработка программы коррекции агрессивного поведения подростков, формировались условия её реализации (определялись цели, задачи, содержание, статусно-ролевые позиции, функциональные обязанности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков), проводилась подготовка педагогических работников к участию в эксперименте. Эта деятельность нашла отражение в подготовленном проекте экспериментальной работы.

На третьем этапе (2000;2002 гг.) (преобразующий эксперимент) проект был реализован на базе экспериментальных площадок (средних общеобразовательных школ № 3, 5 г. Коряжмы и № 4, 76 г. Котласа Архангельской области). Осуществление проекта сопровождалось постоянной оценкой его хода и промежуточных результатов. Полученные данные дали возможность определить эффективность внедряемого проекта.

На четвёртом этапе (2002;2003 гг.) исследования материалы обобщались, завершено оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— уточнен понятийный аппарат современной педагогики путем выявления характерных для школьного возраста особенностей и связей понятий «агрессия», «агрессивное поведение», «типичные проявления агрессивного поведения подростка», «коррекционно-педагогическая деятельность»;

— раскрыты с позиции ситуационно-субъектного подхода теоретические основы и сущностные характеристики совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога как коллективного субъекта по коррекции агрессивного поведения подростков;

— разработана и обоснована педагогическая модель коррекции агрессивного поведения школьников подросткового возраста, включающая систему взаимосвязанных характеристик, объединённых в диагностический, мотивационный, содержательный, коррекционный и рефлексивно-экспертный блоки;

— выявлены общие черты и специфика деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков;

— расширено представление о совокупности социальных обстоятельств, обусловленных особенностями социализации в подростковом возрасте, выступающих в качестве ситуационных факторов проявления агрессивности и влияющих на выбор средств коррекционно-педагогической деятельности;

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности социально-психологических служб средних общеобразовательных школ, разработку научно обоснованных рекомендаций по коррекции агрессивного поведения, которые предназначены для классных воспитателей, учителей-предметников, педагогов-психологов, администрации общеобразовательных учреждений, заведующих и руководителей информационно-методических центров.

Разработанные материалы помогают оптимизировать процесс создания информационного банка данных о проявлении агрессивности учащихся, классных коллективов и эффективно их использовать в коррекционно-педагогическом процессе широким кругом лиц.

На основании проведённого исследования разработаны программы тренингов психолого-педагогической компетентности педагога в области коррекции агрессивного поведения подростков, толерантного взаимодействия родителей и детей, толерантности для подростков, личностного роста подростков.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивостью исходных теоретико-методологических положений, комплексом теоретических и эмпирических методов (с использованием аппарата математической обработки), адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, а также логике исследования, длительным характером опытно-экспериментальной работы, внедрением результатов в практику общеобразовательных школ и личным участием автора на всех этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и выводы исследования доложены и обсуждены на методологических семинарах Вятского государственного гуманитарного университета (2002, 2003), филиалов Московского гуманитарно-экономического института (г. Киров, 2001, 2002, 2003, г. Коряжма 2000, 2001, 2002, 2003), Поморского государственного университета (г. Коряжма, 2002, 2003), на региональных научно-практических конференциях по проблемам детей, подростков и молодежи, на Всероссийской научно-практической конференции по психологическим и педагогическим проблемам саморазвития личности (г. Киров, 2002), на семинарах руководителей школ и учителей юга Архангельской области (гг. Коряжма, Котлас, 2000, 2001, 2002, 2003).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Классификация типичных проявлений агрессивного поведения детей в подростковом возрасте, разработанная на основе науковедческого анализа теории влечения (инстинкта), фрустрационной теории, теории социального научения, мо-тивационной теории агрессивности, а также теоретической рефлексии предпосылок, факторов и характеристик современных подростков, позволяет получить данные, необходимые для выявления предпосылок, внешних ситуационных факторов, динамики агрессивности детей подросткового возраста, разработки и реализации коррекционной программы в общеобразовательной школе.

2. Ситуационно-субъектный подход к организации коррекции агрессивного поведения подростков заключается в диалектической связи между педагогическими действиями и их адекватным отражением через субъектное восприятие подростком, что обеспечивает воспитание личности, способной преодолевать воздействия провоцирующих или вызывающих те или иные формы проявления агрессивности внешних ситуационных факторов в школьной, семейной, информационной среде и в среде сверстников.

3. Модель коррекционно-педагогической совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога отражает, с одной стороны, всё более углубляющуюся интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от эмоциональной настроенности и осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству), с другойпоследовательную смену его этапов (диагностический, мотивационный, содержательный, коррекционный и рефлексивно-экспертный), а с третьей — специфику решения каждым из них задач коррекции агрессивного поведения подростков содержанием своей профессиональной деятельности.

4. Условиями эффективности совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков является интеграция индивидуальных целей в единую общественно значимую цельактивное, действенное отношение к совместной деятельности и высокая интенсивность контактов между классным воспитателем, социальным педагогом и педагогом-психологомполноценная реализация статусно-ролевой позиции и распределенных функциональных обязанностей каждого из нихотбор адекватных методов, методик и т. д.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Выводы по второй главе.

1. В главе, посвященной экспериментальной работе определены ее цели, задачи, этапыподобран и обоснован комплекс методик по диагностике агрессивного поведения подростков, представлены результаты проявлений различных форм агрессивного поведения до экспериментараскрыто содержание совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога — психолога по следующим направлениям: 1) предупреждение агрессивного поведения- 2) коррекция агрессивного поведения- 3) индивидуальная работа с наиболее агрессивными подросткамиописаны методы осуществления программы коррекции агрессивного поведения подростков, в том числе программы тренингов для педагогов, родителей и подростков. j 2. В результате реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков были выделены пять основных этапов: мотивационный, конце птуаль.

Й ный, модельный, реализационный и рефлексивно-экспертный. Успешная организация деятельности проектирования программы по коррекции агрессивного поведения подростков связана с последовательным прохождением каждым педагогом.

I всей совокупности особых профессиональных позиций: теоретикеметодологической, проектной, конструкторско-методической, профессионально-деятельностной, диагностической. Ответственное принятие данных позиций в ре жиме специального обучения, конкретных разработок и их реализации в образовательном процессе обеспечило становление новых педагогических компетенции, что на языке профессионального образования можно обозначить как освоение каждым педагогом культуры исследовательской, конструкторской, проектной и управленческой деятельностью по реализации коррекционно-развивающей проФ граммы.

3.Экспериментальная работа показала, что изучение особенностей агрессивного поведения подростка, а главное — коррекции дает хорошие результаты лишь тогда, когда правильно спланировано, организовано и проведено при активi ном участии и взаимодеиствии классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога. В процессе исследовательской работы выделены стадии раз.

• вития совместной деятельности, название каждой из которых отражает суть взаимодействия классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по вопросу коррекции агрессивного поведения подростков: эмоциональная настроенность, осознание совместных действий, соучастие, согласованность действий, развитое сотрудничество, достижение социально значимых результатов.

4. Процесс совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога представляет собой последовательность определенных этапов и стадий их взаимодействия, на каждой из которых педагогическими работниками реализуются общие и специфические функции в рамках специальной разработанной программы изучения особенностей и коррекции агрес.

• сивного поведения подростков. Результаты интеграции такой деятельности воплощаются во вполне определенном блоке информации, который является основой для принятия решений в управлении воспитательной системой средней общеобразовательной школы.

5. Критериями эффективности совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по изучению особенностей и коррекции агрессивного поведения подростка выступает развитие взаимодействия коллективного субъекта этого направления педагогического труда, их удовлетворенность достигнутыми в этой работе результатами, достаточность информации о личности агрессивного поведения подростка для обоснованного выбора способов и средств его коррекции.

6. Важным результатом специальной организации совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога является активизация деятельности всех субъектов образовательного процесса за счет получения полной и качественной информации, дающей возможность эффективно управлять развитием личности подростка, классного и школьного коллективов.

Заключение

.

Исследование посвящено актуальной проблеме коррекции агрессивного поведения подростков средних общеобразовательных школ. Предпосылками к данной работе послужили наблюдения за функционированием типичной общеобразовательной школы и стремление внести посильный вклад в снижение уровня агрессивности подростков.

В результате проведённого исследования и опытно-экспериментальной работы получены следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы свидетельствует, что основные теоретические концепции агрессивности разработаны в рамках теории влечения (инстинкта), фрустрационной теории, теории социального научения, мотивационной теории, в которых нашли свое отражение взгляды на изучаемую проблему представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.

Науковедческий анализ и синтез перечисленных теорий и разработанных на их основе классификаций видов агрессивности, а также результаты собственного исследования позволили выявить виды и характерные типичные проявления агрессивного поведения, свойственных подростку: а) проявление вербальной прямой агрессии (ссора, крик, визг, проклятия: ругань, унижение: подавление, обзы-вание: публичное унижение, демонстрация власти: открытые угрозы, преднамеренное принижение уверенности человека в себе, его компетентности, самооценке и т. п.) — б) проявление вербальной косвенной агрессии (сплетни, скрытое запугивание, наделение чрезмерной ответственностью без оказания поддержки и как следствие злорадство по поводу неудач и т. п.) — в) проявление физической прямой агрессии (проявление негативных чувств непосредственно против другого человека с применением физической силы) — г) проявление физической косвенной агрессии (битье кулаками по столу, хлопанье дверями, взрывы ярости, сопровождающиеся порчей предметов и т. п.).

2. Комплексная диагностика проявления агрессивного поведения подростков с позиции классификации его типов позволяет получить данные, необходимые для выявления предпосылок, внешних ситуационных факторов, динамики агрессивности детей подросткового возраста, а также разработки и реализации коррекционной программы в общеобразовательной школе.

Изучение на основе такого рода диагностики обстоятельств школьной, семейной, информационной сред и среды сверстников, в которых проявляются те или иные виды проявления агрессивности подростков, позволили выстроить в каждой из них иерарахию ситуационных факторов, вызывающих агрессивное поведение подростков. Преобладающее влияние на проявление агрессивности подростка кроме физиологических особенностей развития, оказывают значимые внешние ситуационные факторы школьной (отсутствие выбора у подростканеадекватные отношения в системе «учитель-ученик" — недооценивание усилий подростка, выставление оценок не за успехи в науке, а за нарушениянепризнание или дистанция по отношению к школьным нормам и ценностямсоциальный климатнеправильно сформированные социальные установкиусловия, в которых функционирует конкретное общеобразовательное учреждение), семейной (неблагоприятные семейные отношенияприменение насилия по отношению к подросткуотвержениегиперсоциализацияотсутствие опеки со стороны обоих родителейнеправильное использование системы наказаний и вознагражденийгиперопека), информационной среды (демонстрация сцен насилия по телевидению и в компьютерных играх) и среды сверстников (социальный статус подросткаконфликты со сверстникамивлияние неформальных групп деструктивного характерапротиворечие между самооценкой и оценкой личности окружающиминеудовлетворенная потребность в самоуважении).

Многообразие ситуационных факторов, действующих в этих средах и вызывающих агрессивное поведение подростков, должно специальным образом изучаться и учитываться и организации коррекционно-педагогической деятельности.

3. Методологическим условием исследования проблемы коррекции агрессивного поведения подростков является ситуационно-субъектный подход, который заключается в диалектической связи между педагогическими действиями и их адекватным отражением через субъектное восприятие подростком, что обеспечивает воспитание личности, способной преодолевать воздействия провоцирующих или вызывающих те или иные формы проявления агрессивности внешних ситуационных факторов в школьной, семейной, информационной среде и в среде сверстников. Этот подход позволяет осуществить обстоятельный и объективный анализ способов решения проблемы агрессивного поведения подростков, опираясь на их лучшие положительные качества и создание условий, позволяющих подросткам реализовывать свои потребности в общении, самоактуализации, саморазвитии, самовыражении.

Реализация ситуационно-субъектного подхода в процессе коррекции агрессивного поведения подростков предполагает акцент не на внешние воздействия на подростка, а на пробуждение педагогом его личного внутреннего, субъектного потенциала, которое осуществляемо только при адекватной вариативности выбираемыми ими путей, средств и форм работы по преодолению агрессивности подростков.

4. Рост проявлений агрессивности школьников вообще, а подростков в особенности, делает особенно актуальной для педагогической науки и практики проблему содержания и организации специальной педагогической деятельности по предупреждению и коррекции проявлений агрессивности в подростковом возрасте. В диссертации такая деятельность рассматривается как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами подростков, проявляющих агрессивные формы поведения, и направленный на создание условий для формирования одних качеств личности, снижающих агрессивность, и блокирование других — провоцирующих её.

Основной смысл коррекционно-педагогической деятельности заключается в пробуждении педагогом личного внутреннего, субъектного потенциала подростка, обеспечивающего формирование устойчивости в конфликтных ситуациях, расширение пределов выносливости к стрессам, поведенческим отклонениям, неопределённости жизненных планов, установок и т. д.

5. С позиции ситуационно-субъектного подхода в диссертации установлено, что коррекция агрессивного поведения подростков эффективна в условиях формирования коллективного педагогического субъекта, в качестве которого выступают классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, способные интегрировать усилия других участников образовательного процесса по коррекции проявлений агрессии подростками.

Такой субъект буквально «выращивается» в процессе совместно — разделенной деятельноститогда каждый педагогический работник решает задачи коррекции агрессивного поведения детей своими профессиональными средствами. В результате формируются такие его свойства как целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность, результативность.

Структура совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога включает в себя следующие компоненты: общая цель и специфические для каждого из них задачи, совокупность используемых средств профессиональной деятельности, система совместных действий, общий результат коллективного труда.

6. Центральное место в диссертационном исследовании занимает разработка и обоснование трёхзвённой модели, отражающей содержание и структуру процесса совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков. Первое звено модели отражает последовательно углубляющуюся интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (эмоциональная настроенность, осознание необходимости совместных действий, соучастие, согласованность действий, развитое сотрудничество, достижение социально значимых результатов). Второе звено педагогической модели характеризует смену этапов кор-рекционно-педагогической деятельности (диагностический, мотивационный, содержательный, коррекционный и рефлексивно-экспертный). Третье звено даёт представление о функциональных обязанностях каждого из педагогических работников в диагностировании, предупреждении, профилактики и коррекции проявления агрессивности школьников подросткового возраста.

7. Разработанная педагогическая модель является организационной основой проектирования программы коррекции проявления агрессивности в подростковом возрасте, в процессе которого формируется конкретное содержание взаимодействия классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по таким направлениям деятельности как предупреждение агрессивного поведения, его коррекция, индивидуальная работа с наиболее агрессивными подростками. Успешная организация деятельности проектирования программы по коррекции агрессивного поведения подростков связана с последовательным прохождением каждым педагогом всей совокупности особых профессиональных позиций: теоретико-методологической, проектной, конструкторско-методической, профессиональ-но-деятельностной, диагностической, ответственное принятие данных позиций в режиме специального обучения, конкретных разработок и их реализации в образовательном процессе как раз и призвано обеспечить становление новых педагогических компетенций, что на языке профессионального образования можно обозначить как освоение каждым педагогом культуры исследовательской, конструкторской, проектной и управленческой деятельностью по реализации коррекционно-развивающей программы.

Условиями эффективности реализации разработанной программы являются: интеграция индивидуальных целей в единую общественно-значимую цельактивное, действенное отношение к совместной деятельности и высокая интенсивность контактов между классным воспитателем, социальным педагогом и педагогом-психологомполноценная реализация статусно-ролевой позиции и распределенных функциональных обязанностейотбор адекватных методов, методик и т. д.

Критериями эффективности совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по изучению особенностей и коррекции агрессивного поведения подростка выступает развитие взаимодействия коллективного субъекта этого направления педагогического труда, их удовлетворенность достигнутыми в этой работе результатами, достаточность информации о личности агрессивного поведения подростка для обоснованного выбора способов и средств его коррекции.

8. Практические результаты проведённого исследования воплощены в разработке научно-методического обеспечения деятельности социально — психологических служб средних общеобразовательных школ системы образования. Подготовленные научно обоснованные рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростка. Они предназначены для классных воспитателей, учителей-предметников, педагогов-психологов, администрации общеобразовательных учреждений, заведующих и руководителей информационно-методических центров, социально — психологических служб всех уровней системы образования.

Разработанные материалы помогают оптимизировать процесс создания информационного банка данных о проявлении агрессивности учащихся, классных коллективах и эффективно их использовать в коррекционно-педагогическом процессе широким кругом лиц (классными воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами, родителями, администрацией).

9. На основании выводов диссертационного исследования разработаны программы тренингов психолого-педагогической компетентности педагога в области коррекции агрессивного поведения подростков, толерантного взаимодействия родителей и детей, толерантности для подростков, их личностного роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамян J1.A. Эмоциональное неблагополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности. // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 2, Одесса, 1990. — с. 3−7.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-315 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  5. А.В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии, 1992. № 1−2. — с. 84−97.
  6. М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. -М.: 1968.-с. 87−99.
  7. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова J1.B., Травникова Н. Г., Троши-хина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействие успешной адаптации). / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПБ.: Речь, 2002.- 216 с.
  8. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. 184 с.
  9. Т.В. Социальная психология семейных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. 100 с.
  10. Ю.М. Психология убийства. М.: 1997. — 304 с.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Издательство МГУ, 1984. 104 с.
  12. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса/в вопросах и ответах/. Киев, 1984. — 138с.
  13. B.C. Совместная деятельность школы и вуза в ориентации на специальность учителя трудового обучения: Дис.. канд. ппед. наук. М., 1994. -204 с.
  14. Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  15. А. Бандура, Р. Уолтере Подростковая агрессия. М.: Апрель-Пресс: ЭКС-МО-Пресс, 2000.- 512 с.
  16. И.П. Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков. В сб. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, Тюмень, 1985.
  17. JI. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.-М.:2001.
  18. А.А. Оставайтесь после уроков. М.: АО «Акрон», 1997. 224 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  20. В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: «Сударыня», 1998. — 128 с.
  21. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. -СПб.: 1996.-384 с.
  22. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов, СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
  23. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. СПб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков, 1972.
  24. О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 267 с.
  25. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  26. К. Жить с агрессивными детьми. М.: 1991. — 141 с.
  27. Э.И. Изучение личности школьника учителем. М.:1991 .-с. 28.
  28. И.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Методика «Подростки о родителях»: основные этапы апробации русскоязычной версии // Психологический журнал. Т. 21, № 5, 2000. с. 86−95.
  29. И.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1995.
  30. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления кризисных ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 228 с.
  31. Взаимодействие детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. / Сборник научных трудов. Редакторы-составители С. Г. Якобсон и Ф. Т. Михайлов. -М.: 1976. 185 с.
  32. Вопросы изучения и воспитания личности. Т. 1 Л., 1926. 111 с.
  33. Вопросы изучения и воспитания личности. Т. 2 Л., 1929. 344 с.
  34. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: Книга для учителя. -М.: 1991.-237 с.
  35. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-методическое пособие. / Авторы-составители: Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. Псков: ПОИПКРО, 1994. — 93 с.
  36. Воспитательные системы школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. / Под редакцией В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  37. Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: 1993, Т. 3. — 364 с.
  38. О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя /классного воспитателя/. //Вестник образования. № 8. 1991.с. 4−11.
  39. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя /классного воспитателя/: методические рекомендации. М.: 1992. — 111 с.
  40. П.Я. Введение в психологию. М.: изд-во Моск. ун-та, 1976.150 с.
  41. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. -СПб.: 1994.-160 с.
  42. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Издательство Московского университета, 1988. — 320 с.
  43. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: 1995. — 239 с.
  44. А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Генеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский цент «Академия», 1999. — 280 с.
  45. B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. М.: Прометей, 1994. — 208 с.
  46. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. -М.: 1989.- 351 с.
  47. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  48. С.Б. Совместная деятельность образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения подростков: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 181 с.
  49. В.Л. Совместная деятельность классного воспитателя и педагога-психолога по изучению личности школьника: Дис.. канд. пед. наук. Киров, 1999. — 150 с.
  50. В.И. Понятия психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — с. 14−22.
  51. С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. Вопр. психологии, 1993, № 5. — с. 43−49.
  52. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: 1995.161 с.
  53. А.Б. Педология в СССР. М., 1929. — 82 с.
  54. А.С. Детский коллектив и методы его изучения. M.-JL: 1937.144 с.
  55. И.И. Совместная деятельность школ и спортивных организаций в физическом воспитании учащихся по месту жительства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1991. — 21 с.
  56. А. В. Роль JI.C. Выгодского в разработке проблемы эмоций / Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М.: 1981.с. 57−63.
  57. А.И. Детские неврозы. СПб.: 1995. — 192 с.
  58. В.В. Особенности взаимодействия субъектов образовательного пространства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 18 с.
  59. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: изд-во МГУ, 1980. — 156 с.
  60. Изучение личности школьника учителем. З. И. Васильева, Н. В. Бочкина, Е.С. Заир-Бек и другие. / Под редакцией З. И. Васильевой. М.: Педагогика, 1991. -98 с.
  61. Изучение личности школьника. / Составитель: Лавровская И.В./. Киров, 1991.-93 с.
  62. И.И. Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (на материале педагогического колледжа): Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 200 с.
  63. О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис.. канд. психол. наук. Таганрог, 1998. — 164 с.
  64. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) СПб.: «Петербург — XXI век», 1997. — 160 с.
  65. Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе. / Материалы Международной конференции «Дети группы риска». -СПб.: 1998. 178 с.
  66. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  67. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  68. М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 165 с.
  69. Классный руководитель: Библиографический указатель, Составитель А. В. Жилина. М.: ГНПБ, 1993. — 35 с.
  70. М.С. Мир общения. М.: 1988. — с. 164−199.
  71. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 163 с.
  72. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.
  73. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. -СПб., 2000, — 108 с.
  74. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  75. И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. — 167 с.
  76. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.
  77. Ю.А., Щербакова Т. Н. Изучение личности учащегося: Методические рекомендации / Редактор Нетрусова Е. Е. Ростов на Дону, Издательство областного ИУУ, 1995. — 18 с.
  78. Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 193 с.
  79. В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления образованием: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. — 217 с.
  80. Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 197 с.
  81. С.В., Махаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками (Книга для участников тренинга). М.: 1994. — 57 с.
  82. С.В., Махаматулина Е. А. Сценарий тренинга педагогической эффективности (Руководство для практического психолога). М.: 1994.-57 с.
  83. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. Ростов на Дону: Феникс, 1995. — 477 с.
  84. Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т 3 / Под руководством A.M. Арсеньева и других. М.: Педагогика, 1978. — 675 с.
  85. И.А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 192 с.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Издательство МГУ, 1977. — 114 с.
  87. Е.В. Преступная агрессивность подростков: социокультурный контекст: Дис.. канд. соц. наук. Саратов, 1999. — 165 с.
  88. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand тест» (Руководство по использованию). — СПб.: 1995. — 44 с.
  89. Р. Как справляться с гневом ребенка.- СПб.: Мирт, 1997.-200 с.
  90. И. Энергия агрессии. // Семья и школа. 1995. № 6. с. 20−25.
  91. И. Укрощение агрессии возможно. // Семья и школа. 1993. № 9. с. 18−19.
  92. В.В., Либлин М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: 1990. — 240 с.
  93. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — с. 118−129.
  94. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. -1972.-№ 6.-с. 168−171.
  95. И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2002. — 170 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 575 с.
  98. А.Н. Философия психологии: из научного наследия. / Под редакцией А. А. Леонтьева. М.: Издательство Московского университета, 1994. -228 с.
  99. В.М., Кулькевич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
  100. А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. Л.: Лениздат, 1983.- 126 с.
  101. К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Издательская труппа «Прогресс», «Универс», 1994. 272 с.
  102. Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике. // Вопр. психологии, 1990, № 3, с. 151−154.
  103. А.Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические синдромы поражения медиальных отделов мозга // Глубинные структуры мозга. М.: 1969 — Т. 1.-е. 126 134.
  104. А.С. Сочинения. В 7 т, Т 5. М.: Акад. пед наук, 1958.- 557 с.
  105. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. — 150 е., ил.
  106. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина, Е. В. Известнова, А. И. Кирьянов. Рязань, Рязанский педагогический институт, 1983. — 216 с.
  107. Методические рекомендации по изучению классного коллектива. / Составители Л. И. Белозерова, Н. Я. Гулина. Киров, КГПИ, 1987. — 22 с.
  108. Милковска-Олейничак Г. Социально-педагогические факторы агрессивного поведения учащихся современных образовательных учреждений (на примере средних школ Польши): Дис.. доктора пед. наук. -Санкт-Петербург, 2001. 465 с.
  109. Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия «Мир медицины». СПб.: Издательство «Лань" — Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. — 128 с.
  110. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадап-ф тации подростков. М.: 1999. — 243 с.
  111. B.C. Детская психология. М.: 1985. 272 с.
  112. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: 1985. 103 с.
  113. О некоторых итогах этапа эксперимента. Содержание и условия деятельности освобожденного классного руководителя /классного воспитателя/. // Вестник образования. № 1. 1992. с. 6−26.
  114. Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности. / Социальная 1 психология. Л.: 1979. 238 с.
  115. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвеще-1 ние, 1993. — 256 с.
  116. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адапта-Ф ции: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 135 с.
  117. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. -286 с.
  118. А.А. Введение в теорию психокоррекции. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -320 с.
  119. Г. Агрессия наших детей. М.: 1997. — 60 с.
  120. Педагогическая диагностика. Перевод с нем. М.: Педагогика, 1991.238 с.
  121. И.И. Совместная деятельность семьи и школы по воспитанию у младшего подростка потребности физического совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 20 с.
  122. В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1999. — 195 с.
  123. Н.А. Организация воспитательной работы с учащимися в условиях перестройки школы: Методические рекомендации для классных руководителей и руководителей школ. Киров, 1991. — 38 с.
  124. А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971. — 63 с.
  125. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: 1998.-528 с.
  126. Положение о психологической службе в системе народного образования. / Под редакцией Дубровиной И. В. М.: 1989. — 29 с.
  127. М.М. Управление современной школой. Пособие для директора школы. М.: Новая школа, 1992. — 167 с.
  128. Практика управления развитием образования в регионе: Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции, 17−19 апреля 1996 г. / Под общей редакцией В. Г. Илларионова. Брянск: БИПКРО, 1996. — 134 с.
  129. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике жизни. М.: 1990.-80 с.
  130. Программы подготовки практических психологов для системы образования. / Под редакцией доктора психологических наук J1.A. Регуша. СПб.: Образование, 1994. — 102 с.
  131. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Шевченко Ю. С., Добри-деня В.П., Усановой О. Н. М.: 1995. — 224 с.
  132. Психологическая диагностика детей и подростков: учебное пособие для студентов / Акимова М. К., Беруловка Г. А., Борисова Е. М. и другие- под редакцией
  133. К.М. Гуревича, Е. Н. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 360 с.
  134. Психологический словарь / Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Педагога — Пресс, 1998. -440 с.
  135. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие / Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского. Владимир: ВГПИ, 1990. — 109 с.
  136. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
  137. Психология. Словарь. / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2-е издание, 1990. — 494 с.
  138. Психолого-педагогический мониторинг в системе управления процессом гуманизации образования: Методическое пособие / Составители: Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В., часть 1. М.: 1997. — 67 с.
  139. Рабочая книга школьного психолога. / Под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 373 с.
  140. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. / Под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Тула, 1993. -195 с.
  141. Н.М. Взаимодействие как категория педагогики. // Вестник Костромского государственного педагогического университета, 1996, № 1 с. 8384.
  142. М. Помощь трудным детям. М.: 1978. — 193 с.
  143. Е.И. Настольная книга практического психолога в' образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  144. В.А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебной процессе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. -160 с.
  145. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Учебное пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1989. — 83 с.
  146. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПБ.: Речь, 2002.- 172 с.
  147. Российская академия образования: Стратегия деятельности. // Педагогика. № 1, 1993. — с. 3−8.
  148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 ТТ. / Главный редактор В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  149. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973. — 185 с.
  150. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Методическое пособие для деятельности практических психологов. / Под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. — 123 с.
  151. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. // Вопросы психологии, № 1, 1991. с. 81−87.
  152. Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии, № 5−6, 1992. с. 35−40.
  153. Сборник тезисов Всероссийской конференции «Практическая психология в школе / цели и средства». СПб.: ГП «Иматон», 1986. — 128 с.
  154. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. / Метод, рекомендации в помощь педагогам-практикам. М.: МГУ, 1991. — 58 с.
  155. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: 1996. — 96 с.
  156. С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 17 с.
  157. В.И., Исаев Е. И. Основы педагогической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  158. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд. перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. — 976 с.
  159. Р. Групповая работа с детьми и подростками / Перевод с англ. -М.: Генезис, 1999. 272 с.
  160. М.И. Личностная психология. Киров, 1994. — 62 с.
  161. C.JI. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. доктора психол. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 603 с.
  162. Сотрудничество учителя и школьного практического психолога. Сборник научно-методических трудов. / Под редакцией доктора психологических наук, профессора А. К. Марковой, кандидата психологических наук, доцента Т. А. Шиловой. М.: 1993.- 87 с.
  163. Социальная психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Под редакцией А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  164. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х т. М.: ООО Апрель-Пресс- ЗАО Эксмо-Пресс, 1999.
  165. В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. 2-е изд. -М.: Издательский цент «Академия», 1998. 320 с.
  166. И.А. Совместная деятельность учителя и родителей в эколого-экономическом воспитании подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Термез, 1993. — 19 с.
  167. Управление развитием школы. / Под редакцией М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 462 с.
  168. К.Д. Собрание сочинений, том 8. Человек как предмет воспитания. / Ред. коллегия: A.M. Еголин /гл. редактор/, Е. Н. Медынский, В.Я. Струмин-ский. М.: изд-во Акад. пед. наук, 1950.- 776 с.
  169. Философская энциклопедия. Т 3 / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1964. — 584 с.
  170. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  171. В. Человек в поисках смысла. М.: Пресс, 1990. — 368 с.
  172. Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование № 9−10, 1992. — с. 27−32.
  173. А. Норам и патология детского развития // А. Фрейд, 3. Фрейд Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: 1997. — с. 219−386.
  174. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: 1997. — 480 с.
  175. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // психология бессознательного: Сб. произведений. М.: 1990. — с. 382−424.
  176. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  177. JI.M., Кулягин И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 228 с.
  178. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  179. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск, 1996. 192 с.
  180. JI. Загадка вашего ребенка. М.: Знание, 1992. — 192 с.
  181. В.А. Влияние социально-психологических свойств совета бригады на эффективность управления производственным коллективом: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 20 с.
  182. X. Мотивация и деятельность: В 2 Т. М.: Педагогика, 1986. -Т. 1.-406 с.
  183. X. Мотивация и деятельность: В 2 Т. М.: Педагогика, 1986. -Т.2.- 386 с.
  184. В. Человек и агрессия. М.: Пресс, 1995. — 123 с.
  185. К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: 61 995. — с. 5−190.
  186. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб.: 1997. -316 с.
  187. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ. М.: 1993.-480 с.
  188. В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев: Orbita, 1992. — 220 с.
  189. Л., Ровелл 3., Леонард Д. Агрессия как черта личности: индивидуальные различия. // Реф. ж. по психологии. 1990. — № 3. — с. 14.
  190. Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001. — 157 с.
  191. Т.И. Менеджмент в управлении школой. М.: Магистр, 1992.230 с.
  192. Н.Н. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания: Дис.. канд. пед.наук. Киров, 1998. — 146 с.
  193. М.И. Учителю о воспитании школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  194. Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 300 с.
  195. Н.Е. Диагностика воспитанности /педагогические методики/.
  196. Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина. М.: -14 с.
  197. В.З. Основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании: Учебное пособие. Киров.: Изд-во ВГПУ, 1999. — 64 с.
  198. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 315 с.
  199. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М.: Просвещение, 1986. 155 с.
  200. Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role mediated associations with reinforcements for aggression // Psychological Review. 1974. — № 81.
  201. Buss A. The psychology of aggression. N.Y. — 1961. щ
  202. Dabrowska-Bak M. Przemos w szkole. Analiza wychowania opresyjnego. Osredek Wydawnictw Naukowych, Poznan, 1995.
  203. Dollard J., Doob L., Miller N.E., Mowrer И.О., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, 1939.- 287 P.
  204. M. (red.) Nauczyciel uczen, miedzy przemoca a dialogiem: ob-szary napiec i typy interakcji. Oficyna Wydawnicza Impuls, Krakow, 1996.
  205. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive. // Psychological Review. 1964. — № 71.
  206. Kirwil L. Formowanie sie agresywnosci u dzieci // Problemy Opiekunczo -Wychowawcze, 1992, 10.
  207. Kitron D.G.The application of psychodynamic methods within the framework of behavior therapy // J. Contemp. Psychother. 1991. — N.l. — P. 53−62.
  208. Leyens J.-P., Dunand M. Priming aggressive thoughts: The effect of the anticipation of a violent movie upon the aggressive behaviors of the spectators // Enr. J. Soc. Psychol. 1991. — V. 21. -N. 6. — P. 507−516.
  209. Maccoby E., Jacklin C. The psychology of sex deferences. Stanford Univ. Press, 1974. — P. 26−57.
  210. Mallon J.V. et al. Category accessibility: An alternative explanation for the effects of «Patterning» on aggressive behavior // Aggress. Behav. 1992. — V. 18. — N. 6. -P. 401−410.
  211. Margolin G., Patterson G. Differential consequences provided by mothers and fathers for their son and daughters // Devel. Psychol. 1975. — N. l 1. — P. 537−538.
  212. O' Leary K.D., Wilson G.T. Behavior therapy. N.Y., 1975. — 496 p.
  213. Sears R., Maccoby E., Levin H. Patterns of Child Rearing. Evanston, 1957.. p. 484−486.
  214. Skorny Z. Psychologiczna analiza agresywnego zachowania sie. Warszawa, 1968.
  215. Wodopianowa N. Rodzina I agresja dorastajacych w:. A. Fraczek 11. Pufal-Struzik (red.) Agresja wspod dzieci i mlodziezy. Perspektywa psychoedukacyjna. Wy-dawnictwo Pedagogiczne ZNP, Kielce, 1996.
Заполнить форму текущей работой