Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герценапубликации и выступления автора на X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (Санкт-Петербург, 2003), ежегодных Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 2001, 2002, 2003). Материалы исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития творческого потенциала у детей 5−6 лет в досуговой деятельности
  • Глава 2. Особенности проявления творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности проявления творческого потенциала в продуктивных видах досуговой деятельности у мальчиков и девочек 5−6 лет
    • 2. 3. Особенности организации досуговой деятельности старших дошкольников в детском саду
  • Глава 3. Педагогические условия развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности
    • 3. 1. Задачи и методика формирующего эксперимента
    • 3. 2. Освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности
    • 3. 3. Своеобразие организации продуктивной досуговой деятельности старших дошкольников в условиях детского сада
    • 3. 4. Анализ эффективности технологии развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути (Ш.А. Амонашвили, Б. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, Н. Е. Щуркова и др.).

В исследованиях последних лет достаточно полно изучена проблема развития творческого потенциала младших школьников, учащихся средней и старшей школы (Г.Ю Алексеева, С. Г. Глухова, Е. А. Глуховская, М. В. Колосова, В. Ю. Лешер, В. Г. Рындак, Е. А. Яковлева и др.).

Дошкольное детство — сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка (H.A. Ветлугина, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, Т. С. Комарова и др.). Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной (Л.А. Венгер, О. В. Дыбина, A.B. Запорожец, З. А. Михайлова, H.H. Поддъяков и др.), игровой (А.Г. Гогоберидзе, H.A. Короткова, Л. В. Лидак, Н. Я. Михаиленко и др.), художественной (H.A. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, P.M. Чумичева и др.), литературной (Л.М. Гурович, Н. С. Карпинская, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова и др.), театральной (О.В. Акулова, Л. С. Фурмина и др.), конструктивной (Л.А. Парамонова и др.). Развивающий потенциал досуговой деятельности менее исследован.

В современных исследованиях (A.B. Антонова, A.B. Даринский, М. Б. Зацепина, Т.С. Комарова) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Особенности организации досуга как развлечения и праздника изучены во многих исследованиях (С.И. Бекина, B.C. Левшина, Г. Н. Тубельская, А. И. Ходькова и др.). Анализ практики работы дошкольных учреждений также свидетельствует, что традиционно досуг рассматривается узко, только как развлечение ребенкав досуге преобладают непродуктивные виды детской деятельности. Вместе с тем досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и т. д.), которые могут быть эффективным средством развития творческого потенциала ребенка. Это обусловливает противоречие между сущностью досуга как целостного, интегративного феномена и особенностями его организации в системе дошкольного образования с позиции развлечения и праздника для детей.

В последние годы наметилась новая тенденция — вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования через разного рода кружки, что подменяет досуг обучающими формами взаимодействия педагога и ребенка. Возникает противоречие между декларированием значимости самостоятельной детской деятельности для развития личности и доминированием обучения в образовательном процессе детского сада.

Возможность творческого освоения деятельности, раскрытия в ней индивидуальности, проявления творческого потенциала личности базируется на становлении позиции субъекта (К.А. Лбульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Горшкова, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн и др.). В теории дошкольной педагогики определены условия целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, доказана взаимосвязь между освоением позиции субъекта и возможностью творческого самоутверждения, самореализации (М.В. Крулехт). Поэтому и освоение ребенком позиции субъекта досуговой деятельности может рассматриваться как средство реализации творческого потенциала в период дошкольного детства.

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются полоролевые склонности и интересы детей к разным видам деятельности (Л.А. Арутюнова, Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева, Т. В. Малова, Л. И. Столярчук, И. В. Тельнюк и др.). Анализ же практики детского сада свидетельствует, что традиционное содержание досуга не ориентировано на пол ребенка.

Возникает еще одно противоречие, связанное с «бесполостью» дошкольной педагогики. Это определяет необходимость проектирования образовательного процесса с учетом отбора содержания, отвечающего специфике детской субкультуры (Т.И.Алиева, И. А. Колесникова, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдиггейн и др.), использования педагогических технологий, соответствующих возрастным и половым особенностям ребенка-дошкольника.

Таким образом, проблема досуговой деятельности детей дошкольного возраста в отечественной педагогики не исследована комплексно с современных позиций. Требует уточнения терминологическая характеристика и содержание понятия «досуг». Возникает противоречие между декларируемой необходимостью творческого развития старших дошкольников в разнообразных видах деятельности и недостаточным использованием развивающего потенциала продуктивной досуговой деятельности в практике работы ДОУ.

Разрешение названных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: каковы оптимальные педагогические условия использования досуга как средства развития творческого потенциала старших дошкольников.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью развития их творческого потенциала.

Объект исследования — досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческого потенциала старших дошкольников средствами досуговой деятельности в современном детском саду.

Гипотеза исследования.

Досуговая деятельность в условиях детского сада является эффективным средством развития творческого потенциала старших дошкольников при соблюдении следующих условий:

— поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, демонстрации взрослым образца креативного поведения, занимательности;

— психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами;

— модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме развития творческого потенциала и обосновать целесообразность и своеобразие творческой продуктивной досуговой деятельности старших дошкольников в условиях ДОУ.

2. Изучить особенности развития творческого потенциала в свободной деятельности (вне занятий) детей 6-го года жизни.

3. Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности.

4. Разработать и апробировать поэтапную педагогическую технологию развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в ДОУ, выявив ее развивающий эффект.

Теоретико-методологические основы исследования:

— системный подход к анализу педагогических явлений (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. А. Сластенин, В. Н. Садовский и др.);

— философские и педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С. Газман, Б. С. Гершунский, А. Е. Коробков, Н. Б. Крылова, О. В. Крючек, С. А. Шмаков, и др.);

— концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Н. П. Аникеева, О. С. Газман, В. М. Григорьев, В. В. Давыдов, Е. И. Добринская, Т. Е. Конникова, И. А. Новикова, В. В. Полукаров, К. Д. Радина, Э. В. Соколов, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин и др.);

— психолого-педагогическая теория реализации творческого потенциала личности, своеобразия и развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Э. А. Верб, C.B. Глухова, В. Н. Дружинин, О. В. Дыбина, В. Ю. Лешер, В. Г. Рындак, M.JI. Субочева, Б. Н. Теплов, О. С. Ушакова, А. П. Тряпицина, ЕЛ. Яковлева и др.);

— психолого-педагогические концепции амплификации развития дошкольников (A.B. Запорожец), целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (М.В. Крулехт);

— теория психологического и педагогического проектирования образовательной среды (Т.Н. Бабаева, Е.С. Заир-Бек, О. Г. Прикот, E.H. Герасимова, Н. Я. Михайленко, В. А. Левин и др.);

— концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, J1.M. Кпарина, C.JI. Новоселова, В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.).

Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемепедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — различные виды анкетирования, опросы, беседы с воспитателями, модифицированный вариант психологического теста П. Торренса «Конструирование картин» в интерпретации Л. Ф. Обуховой, С. М. Чурбановой, методы математической статистики. Основные этапы исследования:

Первый этап (2000;2001 гг.) — поисково-теоретический. Изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализпостановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (2001;2002 гг.) — опытно-экспериментальный. Проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, выявлен уровень развития творческого потенциала старших дошкольников, разработана и апробирована поэтапная педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в ДОУ.

Третий этап (2002;2003 гг.) — обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.

Базы проведения исследования.

Эксперимент осуществлялся в дошкольных образовательных учреждениях № 1, 24, 109 г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 90 детей старшего дошкольного возраста- 90 родителей воспитанников- 60 педагогов детских садов.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются опорой на современные научные идеи философии, психологии и педагогикивзаимодополняемостью используемых методов исследования, адекватных задачам научного поискаколичественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современном дошкольном образовании проблема развития творческого потенциала ребенка предполагает отбор оптимальных видов детской деятельности, среди которых особое место занимает досуг.

2. Развивающие возможности досуговой деятельности определяются ее интегративными особенностями. Досуг представляет собой комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, элементы самообразования и творчество детей в продуктивных и непродуктивных видах деятельности.

3. Максимальное творческое развитие старшего дошкольника в досуге становится возможным при его целенаправленной организации педагогом как продуктивной деятельности, значимой для ребенка.

4. Развитие творческого потенциала ребенка в досуговой деятельности обеспечивается наличием следующих педагогических условий:

— вариативное содержание продуктивной досуговой деятельности ребенка в соответствии с его половозрастными особенностями, склонностями и интересами,.

— психолого-педагогическое сопровождение детской досуговой деятельности,.

— гибкая тактика руководства, когда педагог выступает как носитель опыта творческой деятельности, партнер по деятельности, обеспечивает освоение детьми позиции субъекта в досуговой деятельности, успешность развития творческого потенциала ребенка,.

— модульная организация развивающей среды для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает ребенку возможность самореализации, проявления творчества, позволяет занять позицию субъекта деятельности.

5. Для развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей два взаимосвязанных этапа:

• развитие познавательного интереса детей к продуктивной деятельности, освоение базовых умений в разных ее видах;

• сотворчество педагога и ребенка в продуктивной досуговой деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены сущностные, структурно-содержательные характеристики досуга, обеспечивающие развитие творческого потенциала старших дошкольников при освоении позиции субъекта в предпочитаемых ребенком видах самостоятельной деятельности;

— выявлены условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности;

— разработана и экспериментально проверена педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности;

— доказаны развивающие возможности модульной организации среды для вариативных видов продуктивной досуговой деятельности, соответствующей половозрастным интересам детей старшего дошкольного возраста;

— определено содержание и механизм психолого-педагогического сопровождения ребенка при организации досуговой деятельности старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнено содержание понятия «досуговая деятельность» применительно к ребенку-дошкольнику;

— выявлена роль продуктивной досуговой деятельности в развитии творческого потенциала старших дошкольников;

— дано теоретическое обоснование необходимости и возможности организации продуктивной досуговой деятельности, ориентированной на развитие творческого потенциала старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;

— доказано, что освоение позиции субъекта в детской продуктивной деятельности, соответствующей полу ребенка, является ведущим фактором развития творческого потенциала старших дошкольников в досуге;

— разработана модель педагогических условий развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности в условиях детского сада.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации:

— поэтапной педагогической технологии сотворчества взрослого и ребенка как субъектов продуктивной досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

— программы семинара-практикума по руководству продуктивной досуговой деятельностью старших дошкольников с целью развития их творческого потенциала;

— психолого-педагогического сопровождения ребенка при организации продуктивной досуговой деятельности старших дошкольников в условиях ДОУ;

— модульной развивающей среды для разных видов продуктивной досуговой деятельности с учетом половозрастных интересов и склонностей детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования могут быть использованы:

— при чтении учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» в педагогических вузах и колледжах;

— при разработке и реализации программ повышения квалификации педагогов ДОУ;

— в деятельности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста;

— в рамках семейного консультирования по организации продуктивного досуга ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герценапубликации и выступления автора на X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (Санкт-Петербург, 2003), ежегодных Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 2001, 2002, 2003). Материалы исследования отражены в пяти публикациях автора. Основные идеи исследования прошли апробацию на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений в ЦДО Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург), внедрены в учебный процесс отделения дошкольного образования Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, содержит библиографию из 235 наименований. Текст иллюстрируют таблицы, схемы, диаграммы. В приложении представлены: таблицы, анкеты для педагогов и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших и актуальных для современной дошкольной педагогики. Одним из путей решения этой проблемы в старшем дошкольном возрасте является организация полноценной досуговой деятельности в условиях детского сада.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что досуговая деятельность в условиях длительного пребывания детей в дошкольном учреждении является эффективным средством развития творческого потенциала старших дошкольников при соблюдении следующих условий: поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, наличия образца креативного поведения взрослого, занимательностипсихолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересамимодульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности.

Определение досуга дошкольников как своеобразного вида деятельности, интегрирующего отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка, открывает новые возможности данного вида деятельности для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили, что традиционная организация образовательного процесса в ДОУ не способствует творческому развитию старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности. Причинами этого являются отсутствие ориентации педагогами на половые интересы и предпочтения старших дошкольников при отборе содержания детской деятельности, недооценка роли досуга в становлении личности старшего дошкольника, развитии его творческого потенциала, отсутствие необходимой модульной развивающей среды для творческого развития дошкольников.

Исследование подтвердило зарождение полоролевых предпочтений старших дошкольников и их проявление при выборе ребенком содержания досуговой деятельности. Девочки имеют склонность к рукоделию, изобразительной деятельности, мальчики предпочитают работу с деревом, конструирование. Это определило необходимость изменения традиционного содержания детской продуктивной деятельности, его дифференциацию в соответствии с интересами старших дошкольников.

Выявленная зависимость уровня креативности детей от уровня освоения позиции субъекта детской деятельности показала, что творческие проявления в разных видах продуктивной деятельности характерны как для мальчиков, так и для девочек в соответствии с их половозрастными интересами. Поэтому необходимо освоение позиции субъекта в продуктивных видах детской деятельности старших дошкольников для развития их творческого потенциала. Субъектная позиция в продуктивной досуговой деятельности — ведущее условие развития творческого потенциала ребенка.

Исследованием выявлено, что творческое развитие старших дошкольников в детском досуге требует новой педагогической технологии, разработанной на основе освоения позиции субъекта деятельности, исходя из их половых интересов, возрастных возможностей.

Вскрыта целесообразность использования поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей развитие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности при освоении ребенком позиции субъекта.

Технология должна включать три взаимосвязанные этапа:

— теоретическая и практическая подготовка педагогов к руководству продуктивной досуговой деятельностью;

— осовение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности;

— развитие творческого потенциала детей в продуктивных видах досуговой деятельности в соотвествии с половозратными интересами ребенка.

Подготовительный этап заключается в теоретической и практической подготовке педагогов к руководству продуктивной досуговой деятельностью. Семинар-практикум (12 часов) позволил воспитателям обогатить теоретические знания о детском досуге, его своеобразии, развивающем потенциалеособенностях развития творческого потенциала старших дошкольниковпознакомиться с современной методикой руководства творческим развитием в продуктивной досуговой деятельностиприобрести необходимые навыки руководства.

Психолого-педагогический тренинг взаимодействия в творческой образовательной среде (по технологии В.А. Левина) дал возможность педагогам осознать свой творческий потенциал, развить представление о себе как о творческой личности, подготовиться к межличностному, творческому взаимодействию с дошкольниками в совместной досуговой деятельности. Эффективным средством освоения воспитателями партнерского стиля взаимодействия, сотворчества в досуговой деятельности оказались мастер-классы по разным видам продуктивной деятельности (рукоделие, конструирование и др.).

Педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности разрабатывается в логике индивидуально-дифференцированного подхода, психолого-педагогического сопровождения ребенка и выстраивается поэтапно.

Этап 1 — «Путешествие в мир волшебников» — направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Работа на данном этапе строится в зависимости от уровня детской умелости в продуктивной деятельности. Данный этап включет «пошаговое» конструирование образовательного процесса. Первый шаг — «Удивительный мир волшебников» — формирует (закрепляет) общие представления детей о продуктивных видах деятельности (конструирование, работа с деревом, рукоделие, изобразительная деятельность), развивает познавательный интерес.

Организация наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении разных видов материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги) и инструментах, используемых в деятельности, позволяют детям приобрести систематизированные представления о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Наиболее эффективными для возникновения познавательного интереса детей к продуктивным видам деятельности, желания реализовать свои творческие возможности оказались: организация в детском саду выставок работ родителей «Чудеса вокруг нас» (рукоделие, работа с деревом), экскурсии в этнографический музей, разные формы работы с детской художественной литературой, дидактические игры.

Появление у дошкольников стремления осуществлять продуктивные виды деятельности самостоятельно, овладение представлениями о структуре продуктивной деятельности, ее творческой направленности послужили основой для перехода ко второму шагу, суть которого в освоении базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование), обеспечении освоения позиции субъекта, создании возможности ребенку для реализации свои творческих замыслов в деятельности.

Основной формой работы являются сказочные путешествия по стране Мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый Молоточек,.

Волшебная Кисточка, Кирпичик), что позволяет естественным образом включать детей в проблемные ситуации, разрешая которые, они осваивают базовые умения в продуктивных видах деятельности.

При этом ярко проявляются половые предпочтения старших дошкольников в осваиваемых продуктивных видах деятельности. Так, у девочек отмечается устойчивый интерес к вышиванию, рисованию, конструированию. Мальчики предпочитают заниматься работой с деревом, конструированием. Интерес детей к данным видам деятельности возрастает с ростом умелости.

Презентация педагогами парциальных образовательных программ продуктивных видов досуговой деятельности позволяет познакомить детей и родителей воспитанников с возможным содержанием досуговой деятельности. На основе диагностики детских половозрастных интересов к продуктивным видам деятельности педагог-психолог оказывает помощь ребенку в осуществлении выбора вида деятельности для дальнейшей ее организации в досуге. В результате определяются подгруппы детей, которые проявили желание заниматься в изобразительной студии, Мастерской Умелкина и т. д.

Характерна положительная динамика в освоении позиции субъекта и развитии творческого потенциала старших дошкольников. Появляется стремление к творческим проявлениям в деятельности, желание создать неповторимую, индивидуальную поделку с помощью подбора и чередования цвета (вышивка — нитки в узоре, детали конструктора в постройке), украшения (тесьма, блестки, подбор рамочки и т. п.).

Этап 2 — «Я — волшебник» — направлен на развитие творческого потенциала детей в продуктивных видах досуговой деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование). Определена наиболее оптимальная организация детского досуга небольшими подгруппами (по 4−5 человек), не реже 2-х раз в неделю. Модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает создание образовательного пространства с особой атмосферой творческого взаимодействия в интересном ребенку виде продуктивной деятельности (мини-мастерские, изобразительная студия и др.). Пространственный модуль включает все необходимые материалы и оборудование для данного вида деятельности, а также пособия и игры, побуждающие к творчеству, развитию воображения.

Выявлена эффективность построения тематики досуговой деятельности на основе сказочного сюжета, придуманного совместно с детьми. Сказочный сюжет создает эмоциональный настрой, необходимый для творчества. Характерен постепенный рост творческой инициативы детей от принятия игровой проблемы, поставленной педагогом, к придумыванию элементов сказочной ситуации, а затем самостоятельному определению тематики следующей встречи (нового поворота сказочного сюжета).

Выявлена эффективность использования гибкой тактики руководства, где позиция педагога постепенно меняется: педагог — носитель знаний и умений организации продуктивных видов досугапедагог — координатор досуговых замыслов и взаимодействийпедагог — партнер сотворчества, содеятельности в досуге, демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.

В ходе исследования подтверждена эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка в содержательной продуктивной досуговой деятельности, соответствующей его индивидуальным особенностям, половозрастным склонностям и интересам детей старшего дошкольного возраста.

Достигнутая позитивная динамика развития творческого потенциала старших дошкольников доказывает эффективность разработанных условий организации продуктивной досуговой деятельности в детском саду и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы, связанной с использованием других видов детской деятельности в организации содержательного досуга дошкольников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
  2. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе// Вопросы психологии. 1987.- № 5.- С.70−78.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  4. Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. Л., 1968.
  5. Г. Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала младшего школьника (в процессе изучения математики). Автореф. дис.канд.пед. н. Ростов-на-Дону, 2001.
  6. Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4−7 лет). Автореф. дис.канд. псих. н. М., 2000.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  8. Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.//Новые ценности образования: забота поддержка -консультирование. Вып.6. -М: Инноватор, 1996. — С. 71−88.
  9. Т.В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности// Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1989. — С.10−18.
  10. Л.И. Системный подход в психологии личности// Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990, — С. 61−78.
  11. М.А. Досуговедение в системе человекознания. Л., 1990.
  12. Е.А. Ребенок в дошкольные годы.- М.: Просвещение, 1968.
  13. О.В. Формирование у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром). Автореф. дис.. канд. пед. н. М., 1981.
  14. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности// Психология формирования и развития личности. М.: Изд. «Наука», 1981.
  15. А.Г. Психология индивидуальности. М.: МГУ, 1986.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: МГУ, 1990.
  17. Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. СПб., 1992. -С. 14−29.
  18. Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993.
  19. И.М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений культуры. Автореф. дис. .канд. фил. н. М., 1985.
  20. О., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга// Дошкольное воспитание 1998 — № 3 — С.45−48.
  21. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. 2-е изд. — М.: Флинта, 2001.
  22. П.П. Очерки детской сексуальности. Л.-М., 1935.
  23. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей.//Психологический журнал. 1995. -№ 5.
  24. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
  25. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
  26. A.A., Рудкевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека.//Педагогика 1995 — № 3
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  28. М.И. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Автореф.. дис. канд. пед. н. Ориенбург, 2001.
  29. Н.И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия, 2001.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978.
  31. P.C., Година Г. Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983.
  32. P.C. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — С.14−17.
  33. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
  34. H.A., Калинина P.P. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. СПб.: «Речь», 2002.
  35. Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников. Автореф. .дис. канд. пед. н. Москва, 1980.
  36. Г. Г. Досуг как русско-славянский концепт. Омск, 1999. -С.9.
  37. Г. Г. О единой концепции досуга //Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1999.- С.38−39.
  38. Вопросы оптимизации воспитания детей шестого года жизни/Под ред. Г. А. Ляминой.-М., 1981.
  39. Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх// Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Ульяновск, 1989. -С. 18−25.
  40. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
  41. О. Педагогика свободы: пути в гуманистическую цивилизацию XXI века.//Новые ценности образования: забота поддержка -консультирование. Вып.6. — М., 1996. — С. 10−38.
  42. E.H. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. Автореф. дис.. док. пед. н. СПб., 2002.
  43. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  44. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  45. P.P. Развитие творческого потенциала учащихся сельской общеобразовательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. н. Ижевск, 2001.
  46. В.И. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых// Дошкольное воспитание. 1969.- № 4.- С.24−26.
  47. А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр. Автореф. дис.. канд. пед. н. СПб., 1992.
  48. Г. Н. Самостоятельность дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений// Нравственное воспитание дошкольников. -М., 1972. -С. 83−111.
  49. . Что такое психология: в 2-х томах. Т.2. — М.: Мир, 1992.
  50. В.В. Проблема субъекта в педагогике. Л., 1991.
  51. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников. Автореф. дис.. канд. психол. н. -М., 1984.
  52. JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. дис.. канд. пед. н. М., 1996.
  53. Н.- Э.Т. Предметно-игровая среда как условие развития игровой деятельности детей дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. н. -М., 1989.
  54. Г. В. Развитие трудовых действий и элементов конструктивного мышления у детей подготовительной группы детского сада в работе с деревом. Автореф. дис. .канд. пед. н. Л., 1968.
  55. Э.К. Учите детей мастерить М.: Просвещение, 1979.
  56. В.В. Деятельность, психика, сознание// Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- С.21−37.
  57. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994-Т.1 — С. 1196.
  58. A.B. Просветительская работа клубов. М.: Советская Россия, 1986.
  59. Ю.И. Свободное время как сфера творчества. Автореф. дис. .канд. фил. н. Свердловск, 1976.
  60. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т. Н. Бабаева, H.A. Ноткина и др. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  61. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. -JL: Педагогика, 1983.
  62. Е.И. Формирование у учащихся сознательного отношения к рациональному использованию свободного времени. JI., 1984.
  63. Т.В. Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Автореф. дис. .канд. псих. н. М., 2000.
  64. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.-СПб., 2001.
  65. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.
  66. О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
  67. О.В. Развитие творческого начала у ребенка в процессе совместной деятельности дошкольника// Психология и педагогика детства: Тезисы докладов III Международной конференции «Ребенок в современном мире» СПб, 1996 — С.
  68. О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Автореф.. дис. док. пед. н. -М., 2002.
  69. М.С., Зарянова Н. М. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб.: Алетейя, 2001.
  70. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. -СПб., 1998.
  71. М.В. Практическая психология творчества. М., 2001.
  72. И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М., 1994.
  73. И.Н. Теоретические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. Лекция по разделу курса «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками». -М., 1997.
  74. В.В. Формирование опыта творческой деятельности школьников в системе негосударственных образовательных учреждений. Автореф. дис. .канд пед. н. Новокузнецк, 2001.
  75. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования. -СПб, 1994.
  76. А.Б. Половое воспитание. М.: Работник просвещения, 1930.
  77. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Принцип развития психологии. М., 1978. — С. 180 205.
  78. A.B. К вопросу об изучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста // Советская педагогика. М.- 1973.- № 1-С.30−36.
  79. A.B. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка// Избр. псих. тр. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1.- С. 235−247.
  80. О.В. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности у детей подготовительной группы. Автореф. дис.. канд. пед. н. Брянск, 1998.
  81. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности М., 1998.
  82. JI.C., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.
  83. М.А. Продуктивные виды деятельности как условие эстетического развития детей 4−6 лет. Автореф. дис. .канд. пед. н. М., 1995.
  84. A.B. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. JI., 1991.
  85. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
  86. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. JI.: Медицина, 1988.
  87. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
  88. В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  89. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.
  90. A.C., Хренов H.A. К вопросу о комплексном исследовании досуга в истории отечественной культуры. // Традиционные формы досуга: История и современность. М., 1994.
  91. И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). Автореф. дис. .канд. пед. н. Калининград, 1999.
  92. Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования. Автореф. дис. .канд. пед. н. -Челябинск, 2000.
  93. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУК, 1995.
  94. Т.Г., Красильников Ю. Д., Стрельцов Ю. А. Социально-культурная деятельность: основные направления развития.//Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.
  95. И.И. Дошкольникам о технике. М.: Просвещение, 1991.
  96. С.А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого // Дошкольное воспитание. 1993. — № 10.
  97. Е.В. Эстетическое самовоспитание в развитии творческого потенциала будущего инженера. Автореф. .дис. канд. фил. н. Киев, 1989.
  98. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С.165−171.
  99. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей// Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1975-С.763−764.
  100. Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
  101. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
  102. Т.С., Антонова A.B., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  103. М.А. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста.//Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2./ Под ред. Н. В. Пилипко М., 2001С.92−98.
  104. М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Автореф. дис.. канд. пед.н. М., 1994.
  105. П.С. Формирование умения самостоятельно организовывать деятельность у детей 6-го года жизни. Автореф. дис. .канд. пед. н. М., 1990.
  106. М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  107. М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Спб., 1995.
  108. Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста// Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981.
  109. ИЗ. Кудрявцев В. Мир деятельностей ребенка-дошкольника. // Дошкольное воспитание. 1998.- № 11.-С. 64−70.
  110. В.Т. Формирование творческих способностей человека: проблемы методологии.//Современные проблемы теории творчества./Под ред. Г. Я. Буша. М., 1992.
  111. Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед.н. -М, 1992
  112. Культурно-досуговая деятельность./Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. М., 1998.
  113. Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Автореф. дис. .докт. культуролог, н. СПб, 1999.
  114. JI.B. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Просвещение, 1990.
  115. Л.В. Летний досуг с детьми. М.: Просвещение, 1996.
  116. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  117. Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис. .канд. пед. н. М., 2000.
  118. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.-Л., 1948.- С.4−15.
  119. В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования. Автореф. дис.. канд. пед. н. -Ориенбург, 2000.
  120. Н.В. Индивидуально-дифференцированный подход к старшим дошкольникам в воспитании трудовой деятельности. Автореф. дис. .кан.пед.н.- Минск, 1990.
  121. В.И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста// Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. — С.3−11.
  122. В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника// Теоретические основы программы воспитания в детском саду.-СПб., 1992.-С.З-14.
  123. В.И., Мишарина Л. А. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание 1978.- № 10.- С.12−15.
  124. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  125. В.Я. Личностный подход в воспитании творческой активности ребенка// Педагогика творчества. Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб., 2000. -С.38.
  126. В.Я. и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М., 1999.
  127. A.A. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1985. -С. 125 130.
  128. И. А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. н. Минск, 1995.
  129. В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. док. психол. н. -М., 1994.
  130. Е.В. К проблеме формирования творческих способностей.// Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988.
  131. М.В. Развитие творческих способностей у детей 5−9 лет. -Ярославль, 2002.
  132. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.
  133. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1995.
  134. А., Кленова Н., Ломова В. Саморазвитие детей в досуговой деятельности//Народное образование 1999.- № 9 — С. 207−213.
  135. Н. Я. Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991
  136. М.А. Детские праздники: игры, фокусы, забавы. Ярославль, 1997.
  137. С. Индивидуальная работа по вышиванию в старшей группе// Дошкольное воспитание 1993 -№ 5.
  138. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.// Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С.86−95.
  139. .Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М.: Изд-во МГУК, 1995.
  140. B.C. Детская психология. М., 1985. — С.125−130.
  141. М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997.
  142. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.
  143. А.Б. Личность воспитателя как фактор становления личности дошкольника.//Психология развивающейся личности. М., 1987.- С.157−167.
  144. В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Омск, 1992.
  145. И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США:традиции и современность. Автореф. дис. доктора пед. наук. СПб., 1992.
  146. С.Л. Развивающая предметная среда.- М., 1995
  147. Ш. Ньюэлл А., Шоу Дж. С., Саймон Г. А. Процессы творческогомышления.//Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.-С. 500−530.
  148. Образовательная программа маршрут ученика. Ч.1./ Под ред. А. П. Тряпициной. — СПб., 1998.
  149. Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1994.
  150. Организация досуговой деятельности школьников за рубежом./ Под ред. И. А. Новиковой. СПб.: Образование, 1994.
  151. A.C. Теоретические и прикладные проблемы социологии рекреации. Автореф. .дис. канд. фил. н. М., 1993.
  152. C.B. Формирование профессиональных планов старшеклассников в процессе социально-досуговой деятельности (на примере городского социума). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Якутск, 1999.
  153. В.А. Структура внутреннего мира личности. Автореф. .дис. канд. фил. н. М., 1986.
  154. Л.А. Детское творческое конструирование. М., 1999.
  155. В.А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
  156. Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего: состояние и пути реализации в производственном коллективе. Автореф. .дис. канд. фил. н. Москва, 1989.
  157. Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших школьников. Автореф. дис. .канд. пед.н. Ориенбург, 2000.
  158. H.H. Закономерности психического развития ребенка. -Краснодар, 1997.
  159. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития.// Дошкольное воспитание. 1998. — № 12
  160. H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный acneicr. Волгоград, 1994.
  161. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
  162. Я.А. Психология творчества// Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С.21−25.
  163. Праздники и развлечения в детском саду: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя/ Сост. С. И. Бекина М.: Просвещение, 1982.
  164. Практическая психология для педагогов и родителей/Под ред. М. К. Тугушкиной. СПб., 2000.- С. 130−166.
  165. О.Г. Образовательная программа. Педагогическое проектирование: основания, процесс, результаты. СПб., 1998.
  166. JI.H. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. Изд. 2-е. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  167. Психология одаренности детей и подростков./ Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
  168. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. -М., 2000.
  169. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.
  170. Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации./ Под ред. Е. А. Козыревой М., 1999.
  171. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
  172. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- 2-е изд. М.: Просвещение, 1997.
  173. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте/Под ред. Т. И. Бабаевой. СПб: Акцидент, 1996.
  174. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  175. И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен.. Автореф. .дис. канд. фил. н. М., 1995.
  176. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. — Т.1. — С.288−289.
  177. C.JI. Основы общей психологии. -М., 1946.
  178. В.Г., Мещерякова J1.B. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М., 1998.
  179. А.И. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования.//Дошкольное воспитание. 1999. — № 12. -С.2−14.
  180. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М., 1999.
  181. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: «Академия», 2000.
  182. А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей. //Педагогика. 1999. — № 3. — С.97−101.
  183. C.B. Внеучебная деятельность старшеклассников как средство воспитания у них творческого отношения к труду. Автореф. .дис. канд. пед. н. Москва, 1983.
  184. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/Под ред. H.A. Ветлугиной М.: Педагогика, 1980.
  185. Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М., 1987.- С.38−42.
  186. А.П. Творческий потенциал ребенка// Философия детства и творчества. Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». -СПб., 2000.-С.89.
  187. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: «Речь», 2002.
  188. М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх .Автореф. дис.. канд. пед. н. СПб., 1992.
  189. Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет. Автореф. дис.. канд. пед. н. СПб., 1998.
  190. В.А., Моралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.
  191. Н.В. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. н. М., 2002.
  192. И.В. Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одаренности. Автореф. дис.. канд. пед. н. -Магнитогорск, 2000.
  193. О.Н. Формирование творческих умений у детей 5−6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок). Автореф. дис.. канд. пед. н. СПб., 1987.
  194. .Ф. Философия и психология творчества. Научно-методич. пособие для аспирантов и молодых преподавателей. Орел, 2000.
  195. Социализация и творческое развитие личности/ Под ред. проф. В. Г. Рындак. Ориенбург, 2000.
  196. Социально-культурная деятельность: поиск, проблемы, перспективы. -М., 1999.
  197. Л.И. Теория и практика воспитания дошкольников в процессе половой социализации. Автореф. дис. .канд. пед. н. М., 1998.
  198. Ю.А. Социальная педагогика досуга. М., 1996.
  199. Ю.А. Человек в мире общения. М., 1999.
  200. М.Л. Управление развитием творческого потенциала личности учащегося. Автореф. дис. .канд. пед. н. М., 2002.
  201. Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников. Автореф. дис.канд. пед. н. М., 1999.
  202. С.П. К вопросу организации семейного досуга в республике Бурятия//Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1999.- С.33−36.
  203. Творчество на уроках искусства в начальной школе. Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников./ Науч. ред. Т. А. Барашева. СПб., 2000.
  204. И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в условиях детского сада.// Автореф.. дис. канд. пед. н. СПб., 1999.
  205. .А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения. Л., 1991.
  206. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.
  207. .А. Педагогика сотворчества// Детство в контексте культуры и образования. Материалы X Международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство».- СПб., 2000. С.384−399.
  208. Н.И. Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности. Автореф. .дис. канд. пед. н. Волгоград, 2002.
  209. Н.И. Подросток как субъект досуговой деятельности// Социокультурные исследования: Вып. 6. Волгоград, 2001. — С.87−94.
  210. Г. Н. Детские праздники в семье. М: Сфера, 1999.
  211. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.-СПб., 1997.
  212. Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Автореф. дис.. канд .пед. н. Челябинск, 1999.
  213. Г. В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. Автореф. дис.. канд. пед. н. М., 1989.
  214. Л.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.'.Педагогика, 1989.
  215. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. H.A. Ветлугиной. М., 1972.
  216. С.Н. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. Автореф. дис.канд. пед. н. М., 2000.
  217. И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности. Автореф. дис.канд. псих. н. М. 2000.
  218. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1994.
  219. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»//Хрестоматия по психологии художественного творчества. Изд. 2-е. М., 1998. — С. 140−147.
  220. Л.М., Хилько A.A., Галлямова Ю. С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред Л. М. Шипициной. -СПб.: «Речь», 2003.
  221. В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования. Автореф. дис.. док. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000.
  222. А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.
  223. Эстетическую культуру школьникам: Методич. рекомендации организаторам внекл. и внешк. воспит. раб., классным руководителям 810 кл.-Л., 1986.
  224. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.
  225. E.JT. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997.
  226. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста/ЛЗопросы психологии. 1994. -№ 5- С.37−43.
  227. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования. //Мир психологии. 1996. -№ 2. — С.145−151.
  228. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
  229. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
  230. Mussen P. The psychological development of the child. Englewood Cliffs, 1979.
  231. Методика «Конструирование картин» (Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова).1. Тестовый материал: а) фигура овальной формы желтого цвета-б) чистый лист бумаги-в) клей-г) цветные карандаши.
  232. Беглость число адекватных задаче изображенных рисунков. N — число рисунков. За один рисунок -1 балл. (Б = п)
  233. Гибкость- число изображенных классов (категорий) рисунков. М число категорий, за одну категорию -3 балла. (Г= 3 ш) Категории ответов и их примеры представлены в таблице 1.2. Оригинальность
  234. Комплексность (сложность рисунка) оценка степени разработаности рисунка.
Заполнить форму текущей работой