Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество А.С. Шишкова в области русской детской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследования были представлены в сборнике «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии. Материалы II Международной научно-практической конференции 31 октября — 2 ноября 2005 года», Ставрополь: СГПИ: «Творчество А. С. Шишкова в аспекте детской антропологии» Ст., 2005. С.313−314- а также в публикациях: «Слово А. С. Шишкова в русской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЛИТЕРАТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С.ШИШКОВА В КОНЦЕ XVIII — НАЧ. XIX ВВ
    • 1. Литературное движение в России на рубеже XVIII—XIX вв.
    • 2. Литературная деятельность А.С.Шишкова
  • Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ РУБЕЖА XVIII- XIX ВВ. И ТВОРЧЕСТВО A.C. ШИШКОВА ДЛЯ 63 ДЕТЕЙ
    • 1. Состояние детской литературы в конце XVIII — начале XIX 63 века
    • 2. А.С.Шишков — создатель «Детской библиотеки» и «Собрания детских повестей»
  • Глава III. «СОБРАНИЕ ДЕТСКИХ ПОВЕСТЕЙ» А.С.ШИШКОВА, ИХ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ
    • 1. Прозаические произведения А. С. Шишкова в детском чтении
    • 2. Стихотворные произведения А. С. Шишкова для детей
    • 3. Традиция А. С. Шишкова в «детской» прозе Л. Н. Толстого и
  • К.Д.Ушинского
    • 4. Духовно-нравственные уроки в произведениях А.С.Шишкова

Творчество А.С. Шишкова в области русской детской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XXI века ознаменовано возвращением ученых к осмыслению богатейшего литературно-художественного наследия, которое, как казалось исследователям XX века, безвозвратно кануло в Лету. Внимание к художественному творчеству писателей конца XVIII — начала XIX века позволяет системно подойти к изучению сложных процессов рубежных эпох и в общественной жизни, и в сфере личных человеческих отношений, и в развитии художественной словесности. В этот период в литературе тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. Ю. И. Минералов так характеризует этот важный, с нашей точки зрения, период в истории русской литературы: «Барокко, классицизм, сентиментализм — такими словами обозначают в литературоведении основные литературные направления XVIII века. <.> С барокко связываются смысловая усложненность, «витиеватость» языка, буйный метафоризм и т. п. С классицизмом — стремление к жанровой упорядоченности, максимальной ясности смысла, «вычищению» языка и т. п. Сентиментализм (сентиментальный романтизм) принес внимание к внутреннему миру человека, проникновенный лиризм и «смятенность» чувств"1.

Именно в этот период в русской литературе появляются как писатели крупного плана — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов так и писатели, чье творчество менее привлекало исследовательское внимание, но которые сыграли немаловажную роль в развитии литературного процесса рубежа веков: В. П. Петров, И. И. Дмитриев, Н. А. Львов, Я. Б. Княжнин, С. С. Бобров, С.А.Ширинский-Шихматов. Не исключение здесь и творческое наследие А. С. Шишкова, воспринимавшееся как важная, но «архаическая» часть нашего культурного наследия. Однако.

1 Минералов Ю. И. История русской словесности XVIII века. — М., 2003. — С. 3. его общественная деятельность, филологические изыскания привлекают внимание ученых все больше, а значение видится не только и не столько в полемике «шишковисты» — «карамзинисты», но гораздо шире. А. М. Камчатнов, исследуя литературный язык А. С. Шишкова, пишет: «Шишкова нередко считают злым гением русского литературного языка. Еще Я. К. Грот с явным раздражением обнаруживал в его сочинениях «ограниченность, безвкусие, недостаток основательной учености и добросовестной критики" — в современной учебной литературе его изображают старовером, злобным зоилом, «расточавшим яд своих острот» против Карамзина и его школы. Однако внимательное прочтение трудов этого «седого деда» (седой дед — прозвище, данное Шишкову «арзамасцами» — прим. К.А.М.) показывает, что в основе взглядов Шишкова лежала определенная философия языка, которая в свою очередь опиралась на весьма глубокую лингвистическую интуицию» .

Чтобы правильно оценить любой аспект жизни и творчества А. С. Шишкова, необходимо понять, что это был за человек, чем были вызваны его действия и суждения. Ведь А. С. Шишков не был профессиональным литератором, прежде всего он руководствовался чувством горячей любви к Родине. Кроме того, общий уровень его образования, степень заинтересованности в вопросе, глубина «погружения» в проблему позволили ему вполне здраво судить о ситуации, сложившейся вокруг литературы общей и литературы для детей в России рубежа XVIII—XIX вв.еков.

Прежде, чем обратиться к его литературной деятельности, надо сказать о нем самом. Адмирал, последний президент Российской Академии, глава «Беседы любителей русского слова», государственный секретарь, член Государственного Совета, министр народного просвещения, член Верховного Суда, писатель, лингвист, лексикограф, переводчик. Он много.

2 Камчатнов A.M. Полемические выступления А. С. Шишкова против «нового слога» Н. М. Карамзина // Лучшая вузовская лекция. — М., 2004. — С. 38. сделал для своего народа и своего языка. И всегда отличался тем, что никогда и нигде не допускал несправедливости, не поступал вопреки своей совести.

В последнее время интерес к личности, взглядам, языковому и литературному наследию А. С. Шишкова значительно вырос. К его творчеству обращаются лингвисты (канд.дисс. М. В. Захаровой, И. Н. Леурды, М. В. Сарапас,), философы (канд.дисс. А.В.Прокофьева), деятели церкви (кн. «Язык наш: поводырь наш в рай или в ад?»). Однако современные исследователи работают в русле изучения языка, философской мысли, прежде всего. Роль A.C. Шишкова в становлении детской литературы не находится в центре интересов литературоведов. Мы в своей работе впервые стремимся восполнить отмеченные выше пробелы и попытаться проанализировать те сильные стороны, которые есть или только намечены педагогической, филологической и литературно-художественной концепцией А. С. Шишкова, а также уделить особое внимание собственно литературной его деятельности.

Литературная деятельность А. С. Шишкова — государственного человека, ученого-филолога и писателя начиналась в юности именно с переводов библиотеки для детей, созданной немецким педагогом И. Г. Кампе (Детская библиотека, изданная на нем. языке г. Кампе. — М., Иждивение Селивановского, 1796.). Как это ни покажется парадоксальным, но априори считающаяся рутинной переводческая работа легла в основу его филологических убеждений о необходимости взращивания родного языка, более того, убеждений в том, что родной язык обладает богатствами, другим языкам не доступными. Практика переводчика, а затем и сочинителя для детей позволила ему (имея перед глазами «подлинник» на чужом языке и новое переведенное произведение на русском) постичь некоторые важные закономерности формирования и национального самосознания, и национальной культуры, и родной речи в ее литературно-художественном изводе.

Настоящая работа посвящена анализу литературного наследия А. С. Шишкова для детей (как теоретических взглядов, так и их непосредственной реализации).

Целью работы является изучение художественного наследия A.C. Шишкова для детей, а также его филологических взглядов и практических опытов в области детской художественной словесности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать произведения А. С. Шишкова в контексте его литературной и просветительской деятельности;

2. выявить особенности содержания «Собрания детских повестей» и «Детской библиотеки», состоящих из различных прозаических и поэтических жанров;

3. проследить традиции писателя в произведениях К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, адресованных детям;

4. указать на нравственно-эстетические параметры его произведений, адресованных детям, и их влияние на последующее развитие детской литературы в России.

Предметом нашего исследования являются литературно-художественное наследие А. С. Шишкова, его творчество как писателя и деятеля народного просвещения для детей, в частности, создание и издание «Детской библиотеки» и «Собрания детских повестей».

Объектом исследования данной диссертации — характерные черты стиля, доминантные жанры в творческом наследии А. С. Шишкова, адресованном детям.

Методологической базой исследования послужили труды ученых-филологов, разрабатывавших проблематику исследования стиля и индивидуального стиля, в частности, таких, как А. Н. Веселовский, А. А. Потебня, П. Н. Сакулин, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, П. А. Николаев и их последователи в современном литературоведении. Так, Минералов Ю. И., определяя стиль, пишет: «В.фон Гумбольдт сказал когда-то, что стиль является «лишь отражением» «картины внутреннего развития мысли». Тем самым в рабочем порядке наше представление о том, что такое стиль можно сформулировать так: «Личный стиль воплощает особый ход художественных ассоциаций, ему присущих"3. А. Ф Лосев писал о соотношении между поэтикой и стилем: «Учение о метафоре вообще есть поэтика (или эстетика поэзии). Но учение о том, как употребляет метафору Пушкин или Тютчев, есть уже часть стилистики».4 Характерное для творчества A.C. Шишкова использование художественных возможностей русской словесности исследуется в нашей работе.

Актуальность темы

определяется тем, что многогранная литературная деятельность А. С. Шишкова, касавшаяся путей развития русской словесности в целом, методов ее совершенствования, особенностей функционирования русского литературного языка, требует переосмысления, а его деятельность на ниве Российского просвещения, его творческое наследие для детей, прежде обойденное вниманием ученых филологов заслуживает полного и детального рассмотрения. Исследуя его художественное творчество для детей, мы имеем возможность уточнить филологические позиции в определении и роли писателя в истории русской детской литературы, и обратить внимание на то, как личный вклад художника и педагога A.C. Шишкова отразился в общей картине культуры и литературы его эпохи.

А.С.Шишков как теоретик-филолог и писатель поможет нам лучше понять специфику эволюционных процессов в русской детской литературе, в его художественном наследии, в частности. Личность самого А. С. Шишкова также играет важную роль в истории как русской литературы, так и русской детской литературы, поэтому более глубокое представление о литературной деятельности писателя нам необходимо для воссоздания общей картины развития литературного процесса в конце XVIII — начале XIX века и его значения для развития русской детской литературы.

3 Минералов Ю. И. Теория художественной словесности — М., 1999. — С.20.

4 Лосев А. Ф. Философия имени. — М., 1927. — С.226.

Проводя анализ его собрания для детей «Детская библиотека» и «Собрание детских повестей», можно выявить, какие насущные нравственно-эстетические идеи А. С. Шишков вкладывал в свои произведения для детей, какие его произведения составляют суть его литературной и филологической концепцииуказать на те литературные явления, которые оказали влияние на его собственное творчество, а затем стимулировали развитие детской литературы в России.

Изучение названного творческого наследия писателя, ученого-филолога и общественного деятеля дает возможность увидеть и осознать, что многие идеи А. С. Шишкова, реализованные им в его детском творчестве, нашли свое продолжение в литературном процессе XIX века и важны и актуальны для нас до сих пор.

Научная новизна работы определяется тем, что в подобном объеме и под избранным нами углом зрения творчество А. С. Шишкова не рассматривалось. Впервые в нашем исследовании предпринято системное изучение литературно-художественного наследия писателя для детей, работа над которым формировала его филологические и педагогические взгляды.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что, во-первых, исследование творческого наследия A.C. Шишкова крайне важно для создания более полной картины культурной эпохи и истории русской детской литературы в целомво-вторых, большинство произведений, созданных А. С. Шишковым в начале XIX века, актуально и в наши дни, введение их в научно-филологический и историко-литературный оборот может оказать помощь в решении сложных филологических и нравственно-эстетических вопросов современностив-третьих, использование данного материала в педагогической практике, как в средней, так и в высшей школе, позволит создать более объективное представление о литературном процессе XIX века, о роли детской литературы в истории России, специфике русского художественного сознания.

Результаты исследования и его эмпирический материал могут быть использованы в систематическом курсе истории русской литературы, детской литературы, в курсах по выбору, посвященных проблемам стиля в литературе соответствующей эпохи, проблемам жанровой специфики литературного творчества для детей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Литературная деятельность А. С. Шишкова многогранна и касается вопросов создания литературных произведений разных жанров: оды, манифесты, записки, эпитафии, научные исследования в области языкаон же является одним из первых переводчиков и комментаторов «Слова о полку Игореве». С точки зрения содержательных качеств произведений А. С. Шишкова, его творчество для детей является важным этапом в истории развития детской литературы в России. Создание детских произведений А. С. Шишкова было связано с процессом формирования русской детской литературы, у истоков которой он и находился. Если изначально литература для детей была обращена к уму ребенка, то появление художественных произведений А. С. Шишкова для детей означало движение от преобладавшего в отношении к развитию ребенка рациоцентризма в сторону гармонизации и уравновешивания «рацио и эмоцио"5.

2. Творчество А. С. Шишкова оказало значительное влияние на развитие русской детской литературы всего XIX века благодаря его переводам для детей на раннем этапе своего литературного творчества. Материал его книг «Детская библиотека» и «Собрание детских повестей» использовался писателями в литературе второй половины XIX века, в частности в творчестве К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

3. Произведения А. С. Шишкова отражают мир взаимоотношений взрослых и детей. Объективное изображение статуса ребенка в мире взрослого позволило писателю создать яркие образы взрослых, примеры для подражания детей, стимулировать воспитание нравственных людей,.

5 Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50−80-х годов XX в. (Н.Н.Носов, В. Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В.П.Крапивин). — Волгоград, 2001. достойных граждан своего Отечества.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены в сборнике «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии. Материалы II Международной научно-практической конференции 31 октября — 2 ноября 2005 года», Ставрополь: СГПИ: «Творчество А. С. Шишкова в аспекте детской антропологии» Ст., 2005. С.313−314- а также в публикациях: «Слово А. С. Шишкова в русской художественной словесности для детей и воспитание в них национального самосознания» в книге «III Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура». М., 2005. С.33−35. «Наследие А. С. Шишкова для детей и его место в истории русской детской литературы» в сборнике «Мировая словесность для детей и о детях». Выпуск 10. ч.1−2. М., 2005. С. 129−131- в сборнике «Педагогическая наука и практика — региону. Материалы VIII региональной научно-практической конференции 3−7 апреля 2006 г». Ставрополь: СГПИ: «Мир детства в рассказах для детей в русской детской литературе XIX века (на примере творчества А. С. Шишкова.)» Ст., 2006. С.236−239- и в докладе «Деятельность А. С. Шишкова в области языка, литературы и общественной жизни начала XIX века" — в публикациях «Традиции русской детской литературы конца XVIII — начала XIX века в рассказах для детей А.С.Шишкова" — М., 2006. С.143−148. и «Традиции А. С. Шишкова в творчестве К. Д. Ушинского (на примере рассказа А. С. Шишкова «Четыре времени года»)» // Материалы всероссийской конференции, посвященной памяти К. Д. Ушинского. Ярославль, 2006. С.75−83.

Общий объем диссертации составляет 169 страниц, диссертация состоит из Введения, 3-х глав, Заключения, Библиографии, включающей 215 наименований, Приложения (произведения А. С. Шишкова из «Собрания детских повестей» 65 с).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании был осуществлен анализ литературного наследия А. С. Шишкова для детей, рассмотрены доминанты его творчества и определено значение А. С. Шишкова в развитии русской детской литературы конца XVIII — начала XIX века. Подводя итоги исследования, мы приходим к следующим основным выводам:

Значение творчества А. С. Шишкова в литературе конца XVIII — начале XIX века может быть достаточно объективно исследовано только совместно с анализом литературного процесса этого периода и общественной литературной деятельности самого А. С. Шишкова. Известно, что XIX век был переломным в истории России. Он принес ряд событий, благотворно сказавшихся на литературной, культурной, общественной и умственной жизни русского народа. Особенно серьезные изменения происходили в языке и литературе. Русская художественная словесность набирала силы, наращивала свой потенциал, что дало в результате появление плеяды великих русских писателей XIX века, причем не только первостепенных, но и второстепенных, что обогатило русскую литературу.

Характерной чертой изучаемого периода явилось многообразие литературных направлений, оказавших влияние на общее состояние литературы, давших толчок смелым экспериментам в области языка и литературы. Именно к этому периоду и относится творчество А. С. Шишкова. Философская и литературная деятельность А. С. Шишкова представляет собой рубеж между старым и новым в науке и литературе. Он занимает самые разные посты на государственной службе, занимается изучением и сохранением русского языка, создает произведения самых разных жанров: одним из первых переводит и комментирует «Слово о полку Игореве», пишет манифесты, оды, пьесы, создает произведения для детей.

Русская детская литература изучаемого периода не отличалась самостоятельностью. Русские писатели часто ограничивались переводами из зарубежной литературы, что, несомненно, обедняло детскую литературу. Настоящих детских писателей не было. А. С. Шишков одним из первых (после Н.И.Новикова) обратил внимание на необходимость создания для детей специальной литературы, став выразителем, русского национального духа, характера, склада мыслей, чувств и т. д. Любовь к родине, честность, прямота — основные черты характера А. С. Шишкова, что и выделяло его из среды современников.

Общий рост литературы и педагогических теорий повлияли на детскую литературу XIX века. Детская литература стремится научить и воспитать ребенка-читателя на конкретных образцах, которые привлекали бы детей. Этому способствовали произведения А. С. Шишкова. Именно в этот период детская литература начинает изучаться, анализироваться. Она отражает все уровни духовно-нравственной и социальной жизни.

Обращение к истории формирования самой детской литературы изучаемого периода, дает возможность показать насколько важен был вклад А. С. Шишкова в развитие этой литературы. Предпринятый в работе анализ показал важность детского наследия А. С. Шишкова в развитии детской литературы. Художественное постижение природы ребенка невозможно без внимания к миру его эмоций, ибо эмоциональность является ведущим психологическим свойством детства.

Произведения А. С. Шишкова действовали благотворно на детей, развивали их умственные, нравственные и эстетические способности, т.к. готовили человека интеллектуально и морально развитого и воспитанного, способного служить Отечеству. Главным в творчестве А. С. Шишкова для детей явилось создание «Собрания детских повестей», которое имело огромное значение в русской детской литературе. Книга, которая стала другом детей на несколько поколений. Для детей А. С. Шишков создает песенки, стихи, басни, рассказы, повести, пьесы, где на ярких и конкретных примерах дает ребенку уроки нравственности, красоты.

Соотношение в произведениях А. С. Шишкова рационального и эмоционального (ума и сердца) в ребенке позволяет переосмыслить произведения для детей. Взаимоотношения детей и взрослых в произведениях А. С. Шишкова всегда связано с конкретными жизненными ситуациями, в которых ребенок постигает нормы морали, поведения, взаимоотношения.

Нас привлекает и объективное отражение положения ребенка в обществе, его взаимодействие со взрослыми, в первую очередь с родителями, наставниками, учителями, сверстниками, позволило определить место ребенка в обществе. В этом смысле произведения А. С. Шишкова помогут представить, как развивались отношения между поколениями от представления о взрослом — наставнике и образце для подражания ребенком.

Мир эмоций ребенка разнообразен и полноценен: дети показаны переживающими страх, горе, вину, радость, восторг, печаль, интерес, удивление. Как показывает автор, эмоции ребенка играют большую роль в развитии ума, формирования поведения, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на выбор материала, формирование проблематики художественного текста, построение сюжета, композиции, приемов характеристики персонажей.

Современники А. С. Шишкова очень высоко ценили его творчество для детей. Сохранились воспоминания, в которых они с теплотой отзывались о его произведениях. На его произведениях воспитывалось не одно поколение русских людей. Традиции А. С. Шишкова были унаследованы и литературой второй половины XIX века. Произведения А. С. Шишкова о мире ребенка, его интересах, предшествовали появлению в литературе произведений К. Ушинского, Л.Толстого.

Органической смыслообразующей доминантой его произведений для детей были духовно-нравственные приоритеты. Это вообще важная и характерная черта литературы изучаемого периода. Духовно-нравственные уроки, которые даются ребенку в этих произведениях А. С. Шишкова полезны, они напоминают заповеди Христа, о которых не стоит забывать и сегодня. Заложенный в них христианский нравственный смысл — борьба добра и зла с неизбежной победой добра необходима современной детской литературе.

Исследование творчества А. С. Шишкова в области детской литературы представляется нам перспективным направлением. Его произведения возвратят в русскую литературу «хорошо забытые», но чрезвычайно важные во всех смыслах образы, темы, сюжеты, уроки.

1. Развитие русской нации, развитие русской культуры, литературы, публицистики, театрального искусства на рубеже XVIII — XIX веков требовало действенных мер по укреплению позиций русской детской литературы, развитию новых жанров, появившихся в детской литературе изучаемого периода.

В глазах значительной части образованных русских людей, и, прежде всего, молодежи, сама личность A.C. Шишкова как писателя для детей, стала осознаваться с выходом в свет его «Детской библиотеки», как одиозная, чему в немалой степени способствовала господствовавшая в светском обществе мода на все иностранное — французское, немецкое, прежде всего. Такому мнению о писателе и государственном деятеле способствовала и бескомпромиссность его научной и гражданской позиции в области развития русского литературного языка, причем это мнение не было однозначным и всепроникающим, оно укреплялось филологами уже XX века, явно искажая подлинную роль и значение A.C. Шишкова.

2. Анализ сочинений А. С. Шишкова приводит нас к выводу о том, что в вопросах художественного творчества А. С. Шишков был человеком и писателем, по многим позициям, опередившим в своих воззрениях науку, культуру и литературу своего времени. Не случайно такой заслуженный поэт и писатель, как И. И. Дмитриев, советовался с A.C. Шишковым, разбирая художественные переводы С. Е. Раича.

3. Деятельность A.C. Шишкова — детского писателя — закладывала (наряду с деятельностью Н.И.Новикова) основы русской детской литературы, которые отразились в писательской и педагогической деятельности К. Д. Ушинского, JI.H. Толстого. Переосмысление ими творческого наследия A.C. Шишкова показывает, что такие жанры, как колыбельная песня, остросюжетный рассказ, басня, жанровая зарисовка, беседа и другие при всем различии в образно-семантическом плане, наследуют традицию именно A.C. Шишкова.

Образ рассказчика, повествователя обладает большим художественным дарованием. Ему принадлежит объединяющее начало в повествовании. Он выступает как наставник, воспитатель, старший друг, учитель. В образе рассказчика, как правило, незримо выступает сам автор. Его мировоззрение, черты характера, отношение к людям, к жизни четко прослеживаются в канве повествования благодаря ее назидательной форме.

Образ повествователя — лирического героя ребенка также присутствует в произведениях (чаще всего это поэтические тексты) А. С. Шишкова. Он передает свое отношение к окружающему его, раскрывая тем самым свой внутренний мир.

Духовно-нравственное и педагогическое значение произведений A.C. Шишкова обретает свое подлинное значение сегодня, когда воспитание ребенка в традициях национальной культуры становится все более актуальным. Мы полагаем, что наша работа, содержащиеся в ней наблюдения и выводы, окажут помощь в разработке проблем истории русской детской литературы первых десятилетий XIX века, помогут более широко и объективно освещать вопросы развития детской литературы в учебных пособиях и в практике работы в вузе.

Проводя анализ его собрания для детей «Детская библиотека» и «Собрание детских повестей», можно четко определить, что А. С. Шишков вкладывал в свои произведения для детей, какие его произведения составляют суть его литературной и филологической концепцииуказать на те литературные явления, которые оказали влияние на его собственное творчество, а затем стимулировали развитие детской литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Педагогическая печать (1803- 1916 гг.): Библиогр. обзор. М., 1937.
  2. Г. В. Особенности современной советской периодики для детей: дис. канд. филол. наук. М., 1974.
  3. КС. Сочинения исторические. М., 1889.
  4. С.Т. Семейная хроника. Воспоминания об Александре Семеновиче Шишкове. // Собр.соч.: в 4-х т. -т.2., М., 1955.
  5. В.А. История русской журналистики (1860−1880-е годы): Пособие для заочников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
  6. П.В. Воспоминания и критические очерки. Собрание статей и заметок. 1849 -1868. отд. 1, Спб, 1877.
  7. Шишкова.// Полн.собр.соч. Т.У. — М., 1954.
  8. В.Г. Сто русских литераторов.// Отечественные записки. № 7. -Т.17.-1841.
  9. К.Г. А.С.Шишков ревнитель национального воспитания. // Педагогика, № 5.1999.
  10. М. Два лукошка со стихами.//ЖДЛ., № 11,1978.
  11. В.П. Воспоминания об эпизодах из моей частной и служебной деятельности (1834−1850). М., 1873.
  12. Воспоминания об А. С. Шишкове.// Журнал военно-учебных заведений. --Т.СХХУ. -№ 497.- № 498.1857.
  13. НИ. Записки моей жизни. СПб., 1886.
  14. В. Избранные книги для детей от 2 до 15 лет. СПб., 1908.
  15. АХ.Западов A.B. Русский стих XVIII начала XIX в. — JI., 1974.
  16. A.B. В глубине строки. О мастерстве читателя. М., 1972.
  17. А А. Западов A.B., Соколова Е. П. Недочитанные строки: Книговедческие статьи и очерки. М., 1979.45.3аписки адмирала А. С. Шишкова. М., 1868.46.3аписки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Т. 1−2. Берлин, 1870.
  18. В.А. Заметки к биографии М.Ю.Лермонтова. Вып.1. -М., 1999.
  19. М.В. Языковые взгляды А.С.Шишкова и их отражение в его речевой практике. дисс. на соиск.уч.ст.к.филол.н. (10.02.01.) -М., 2004.
  20. А9.3еленко В. Руководство детским чтением. Пг.- М., 1915.
  21. История русской словесности. 4.2. Новый период, отд.1. От Петра Великого до Екатерины 2. изд. б-е (с изд. 1891 без изменен.) Казань, 1911.
  22. И.Г. Беседы отца с детьми, или Собрание любопытных путешествий по разным государствам в пользу юношества, изданные и снабженные примечаниями. Спб., 1816.
  23. A.M. Полемические выступления А.С.Шишкова против «нового слога» Н. М. Карамзина. в кн. Лучшая вузовская лекция. М., 2004.
  24. Н.М. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Л., 1984.
  25. Каталог изданий б-ки И.И. Горбунова-Посадова для детей и юношества. 2-е изд. М., 1912.
  26. А.Е. Что читать детям?: Сб. рецензий на лучшие детские книги и журналы (указано 2325 названий). С прил. плана систематизациикниг для детского чтения: Пособие при изучении дет. лит. 2-е изд., испр. и доп. М., 1908.
  27. Ы.Курнин C.B. Что читать детям?: Сб. рецензий из журналов, преимущественно педагогических: Пособие при изучении дет. лит. М., 1900.
  28. Книжная летопись Главного управления по делам печати. СПб.- М., 1907−1918.
  29. В. Адмирал детям.//Нева, № 2.1996.1 {.Кондратов H.A. Лингвистические взгляды А. С. Шишкова.//РЯШ. № 2. -1991.
  30. Ю.И. История русской словесности XVIII в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М., 2003.
  31. Мысль, вооруженная рифмой. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост. В. Е. Холшевников. Д., 1984.
  32. Н.Б. Журналы детские и юношеские около 100 названий. Пед. энциклопедия. -Т.2. М., 1963.
  33. A.B. Словарный указатель по книговедению. 4.1−3. М.-Л., 1931−1934.
  34. A.C. Периодика детская в России. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2. — М.- 1999.
  35. Наши потери: Д. Д. Семенов, В. П. Острогорский, A.B. Воронецкий II Воспитание и обучение. № 5.1902.
  36. А.Н. Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703−1803 гг. СПб., 1875.
  37. JI.A. Художественный текст и его анализ. -М., 1988.
  38. Н.И. Избранные сочинения.- М.- JI., 1954.
  39. JI. Из истории детских иллюстрированных изданий // Русская школа. № 7.1908.
  40. H.H. Стихотворения и поэмы. Т.1. — JI., 1937.
  41. JI.A. О русской классики для детей. Методико-библиографическое пособие для руководителей чтения, работающих с учащимися 7−8 классов. -М., 1971.
  42. A.C. Язык русских писателей. М.-Л., 1948.
  43. III Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура-М., 2005.
  44. П. История императорской академии наук. -Т.1. Спб., 1870.
  45. Н. Простой ответ на замысловатый вопрос // Женское образование. № 1.1885.
  46. В. Историческая хрестоматия. Пособие при изучении русской словесности для учеников ст. классов средне-учебн. заведений и преподавателей. Вып.4, М., 1888.
  47. Портретная галерея русских деятелей. Сто биографий: в 2-х т. Спб., 1864−1869.
  48. Православная Богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь. Т. 12. — Пг., 1900−1911.
  49. O.A. А.С.Шишков. Воспоминания о нем.// Русская старина. № 7. -1825.
  50. Е.П. «Детское чтение для сердца и разума» первый детский журнал: Дис. На соск. Уч. ст. пед. наук. — Л., 1942.
  51. М.М. Зеркало человека. М., 1985.13 В.Пряхин Н. И. Детские журналы за 180 лет с 1783 по 1963 год включительно. Л., 1967.
  52. A.C. Евгений Онегин. Спб., 1826.
  53. И.М. Подумаем о детях. Два слова редакторам и сотрудникам газет и многим родителям. Орел, 1893.
  54. Русский биографический словарь. Т.23. Спб., 1911.
  55. Русский вестник. Журнал.- Т.2. гл. Смесь. Спб., 1841.
  56. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь.-М., 1998.
  57. И. С. Из истории «Журнала для чтения воспитанникам военно-учебных заведений». СПБ., 1914.
  58. М.В. Справочная книжка по чтению детей всех возрастов. Книги и журналы с 1876—1905 гг.-Изд. 2-е. СПб., 1907.
  59. М.В. Указатель статей, помещенных в детских журналах и сборниках. СПб., 1875.
  60. Собрание высочайших манифестов, Грамот, Указов, Рескриптов, приказов войскам и разных извещений, последовавших в течение 1812, 1813,1814, 1815,1816 гг.-Спб., 1816.
  61. B.C. Опыт российской библиографии. .- 4.1−5. -СПб., 1904— 1906.
  62. В.Я. А.С.Шишков. Биография. // Вестник Европы. -№ 9−12 — 1877.
  63. В.Я. А.С.Шишков. Характеристика // Древняя и новая Россия. -Т.З. -№ 10. 1878.
  64. В.Я. Исторические сочинения: в 2-х ч. 4.1. Александр Семенович Шишков. — Спб., 1880.
  65. А.Н. Школа православного воспитания. М., 1999.
  66. М.И. История Российской Академии.// Сб.ОРЯС. -Т.37. -С.648- 1885. -Т.43. -С.483. 1888.-Спб.
  67. И.Д. Книги для детей / С вступ. ст. Н. В. Чехова. М., 1915.
  68. JI.H. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т.2 // Журн. для детей. 1936.
  69. JI.H. Избранные произведения.- M, 1986.
  70. JI.H. Азбука.-Тула. 1994.
  71. .В. Стих и язык. Филологические очерки. М.- Л., 1959.
  72. Ю.H. Архаисты и новаторы. М., 1929.
  73. В.И. Анализ художественного текста: учебн. пособие для вузов. -М., 2006.
  74. Указатель периодических изданий на русском языке. Сергиев Посад, 1994.
  75. К.Д. Цветы московской педагогики на петербургской почве // В кн. Ушинского.: Собр. соч. В 9 т. Т.5. — М.-Л., 1949.
  76. М.Ш. Александр Семенович Шишков. // Отечественные лексикографы XVIII XIX вв. Материалы для хрестоматии./ Под ред. Богатовой Г. А., вступ.ст. Трубачева О. Н. — М., ИРЯ РАН, 1998.
  77. А. Русская хрестоматия. Т.2. Лирическая поэзия. 1865.
  78. ИИ. К вопросу о детском чтении. Изд. 2-е. СПб., 1903.
  79. В.Е. Что такое русский стих. // в кн. Стиховедение. Хрестоматия. // сост. Ляпина Л. Е. М., 2002.
  80. Холмов М. И Библиографический указатель русских периодических изданий для детей (1785−1817 гг.). Л., 1973.191 .Холмов М. И. Русские журналы для детей (1785−1917): Библиогр. указатель и аннотации-Л., 1982.
  81. A.C. Сочинения в 2-т. Т.1. -М., 1994.
  82. В., Яковлев Б. Предтеча (Адмирал А. С. Шишков человек, ученый, министр) // Высшее образование в России, № 3 — 4.1999
  83. Что читать детям дошкольного возраста. Руководящая статья и каталог. Составлен особой комиссией. Спб., 1896.
  84. A.C. Двенадцать собственных писем адмирала А.С.Шишкова, скончавшегося 9, а погребенного 15 прошедшего апреля в кладбищенской церкви св. Лазаря при Александрийской лавре. Спб., 1841.
  85. A.C. Записки адмирала А.С.Шишкова. -М., 1869.
  86. A.C. Записки, мнения и переписка адмирала А.С.Шишкова: в 2-х т. Берлин, 1870.
  87. A.C. Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка.// Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова, Российской Императорской Академии Президента и разных учебных обществ Члена. 4.2.-Спб., 1824.
  88. A.C. Благодеяний приобретают сердца. Драма в одном действии. Спб., 1770.
  89. A.C. Двенадцать собственноручных писем адмирала Александра Семеновича Шишкова, скончавшегося 9 го, а погребенного 15-го прошедшего апреля в Кладбищенской церкви воскресения св. Лазаря, пир Александровской лавре. — Спб., 1841.
  90. A.C. Записки адмирала А.С.Шишкова, веденные им во время путеплавания его из Кронштадта в Константинополь. Спб., 1834.
  91. A.C. Собрание детских повестей. 4.1−2. Спб., 1806−1807.
  92. A.C. Собрание морских журналов. Спб., 1800.
  93. A.C. Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова, Российской императорской академии президента и разных учебных обществ члена: в 17-ти ч. Спб., 1818−1839.
  94. A.C. Руководство к сочинению Словопроизводного словаря. (Сост. Из статей, напечатанных в 1 и 2-й кн. Известий Академии Российской с некоторыми к тому прибавлениями.) Спб., 1883.
  95. П.К. А.С.Шишков и его союзники и противники. // Русский вестник.-№ 11. -1870.
  96. Энциклопедия для детей // Гл.ред. Аксенова M Д. М., 1999.
  97. И.М., Иванова JI.H. Архив Алъмедингенов (из истории детской журналистики) // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1979 год.-Л., 1981.
  98. Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей- Вып.1−13.-М., 1885−1916.
Заполнить форму текущей работой