Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от характерного для предыдущих этапов отечественной филологии противопоставления модернизм — реализм, научная мысль 80-х -2000;х годов сосредотачивается на дихотомии символизм — постсимволизм23. Этот научный подход сосредотачивается на попытках выделить установки, которые объединяют авторов символистской школы и писателей, пришедших на смену этому литературному течению. Подобный подход… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Первая глава. Андрей Белый и Сергей Есенин: эзотерический путь
    • 1. 1. «Штейнерианство» Андрея Белого: путь к религиозной культуре
    • 1. 2. Антропософская концептосфера
  • Ключей Марии" и «Отчего слова»
  • 2. Вторая глава. Андрей Белый и Сергей Есенин: мифология революции
    • 2. 1. «Скифы»: идеология и практика
    • 2. 2. Сравнительный анализ поэм
  • Пришествие" и «Христос Воскрес»
  • 3. Третья глава. Андрей Белый и Сергей Есенин: опыт эстетической утопии
    • 3. 1. «Инония» и «Аэрия»: топос утраченного рая
    • 3. 2. «Магия слов» и «Мистическое изографство»: языки утопии

Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поэтические имена Андрея Белого и Сергея Есенина являются символами разных литературных эпох. Развитие художественного мира Андрея Белого осуществлялось под знаком жизнетворческого идеализма символистов второй волны. Его теоретические работы формировали принципы философии и эстетики культуры будущего, а поэтическая практика отразила во всей полноте этапы становления нового художественного языка. Путь Андрея Белого воплотил собой программную установку младших символистов на слияние «текста жизни» и «текста искусства», и его трагический излом говорит о высокой цене, заплаченной за этот жизнетворческий эксперимент.

Есенин пришел в литературу после распада символизма как литературного течения. Художественный мир и язык его произведений свидетельствовали о приобщенности поэта к глубинным истокам национальной культуры, о посвященности в сокровенные тайны народного духа. Тем не менее, художественный опыт символистов оказался для Есенина актуальным1.

Есенин неоднократно называл поэтов символисткой школы — Белого и Блока — среди художников, оказавших на него влияние: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы."2- «в первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком и Ивановым-Разумником, позднее с Андреем Белым» (7, кн. 1- 16). Известно, что Есенин восторженно отзывался о романах Белого «Серебряный голубь» и «Котик.

См. об этом: Клинг О. Поэтическое самоопределение Есенина и символизм // Филологические науки. — 1985. — № 6. — С. 16- Ср. также: «Утверждение примата творчества над познанием, определение символа как „индивидуального образа переживания“ и как единства формы и содержания, раскрытие религиозной основы искусства и заявление, что конечная цель его есть преображение мира, — все эти мысли навсегда вошли в русское эстетическое сознание» // Мочульский К. Андрей Белый. Париж: УМСА-Ргезэ, 1955. — С. 127 128.

2 Есенин С. А. Поли. собр. соч. В 7 т- (9 кн.) / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука — Голос, 1995;2001. — Т. 7. Кн. 1. 2000. — С. 19. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера тома и страницы в круглых скобках.

Летаев"3. Исследователи уже обращали внимание на то, что «опыт Белого, и не только как поэта, учитывался <.> Есениным"4. Это становится ясно и из заявления поэта, известного со слов И. Н. Розанова: «.Андрей Белый оказывал на меня влияние не своими произведениями, а своими беседами со мной» (7, кн. 1- 344).

Отзывы Андрея Белого о Есенине более сдержанные: известно, что поэт-символист считал H.A. Клюева более значительной и масштабной фигурой, чем Есенин. В воспоминаниях Белого встает, прежде всего, человеческий, нежели поэтический облик Есенина. Свое выступление на вечере памяти Есенина (2 янв. 1928 г., Москва, 2-й МХТ) Белый начал так: «Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Еще до революции в 1916 <�точнее — в 1917> году меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это — необычайная доброта, необычайная мягкость и повышенная деликатность. Так он был повернут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость"5.

О том, что творческий диалог Белого и Есенина основывался на человеческой симпатии обоих поэтов друг к другу, вспоминал в 1926 году B.C. Чернявский: «Не помню подробностей общения его <�Есенина — С.С.> с Белым, с которым я не был знаком. Но зато к новым книгам и стихам Белого он относился с интересом и иногда с восхищением <.> Некоторую кровную связь.

3 Ср.: «С тоски перечитывал „Серебряного голубя“. Боже, до чего все-таки изумительная вещь. Ну разве все эти Ремизовы, Замятины и Толстые (Алекс.) создали что-нибудь подобное? Да им нужно подметки целовать Белому. Все они подмастерья перед ним. А какой язык, какие лирические отступления! Умереть можно. Вот только и есть одна радость после Гоголя» (6- 132−133). Ср. также: «Есенин спорил с Белым-теоретиком, но боготворил Белого-писателя» // Солнцева Н. М. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М.: Скифы, 1992.-С. 165.

4 Долгополое JJ.K. Начало знакомства. О личной и литературной судьбе Андрея Белого // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации: Сб. / Сост. С. С. Лесневский., A.A. Михайлов. -М.: Сов. писатель, 1988. — С. 26.

5 Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников / Сост. и общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой, подгот. текстов и коммент. С. П. Кошечкина и др. — М.: Республика, 1995.-С. 186. с Белым он хотел закрепить, пригласив его в крестные отцы своего первого, тогда ожидаемого ребенка. Но впоследствии крестным его девочки Тани, родившейся после отъезда Есениных из Петрограда, записан был я. Белый крестил второго «есененка» — Котика <�Костю>"6.

Наиболее остро интерес Белого к творчеству Есенина проявил себя в годы общения двух поэтов в рамках идейного объединения «Скифы» в 1917;1918 гг.: их знакомство состоялось на квартире Иванова-Разумника7. Именно этот период оказывается в центре нашего внимания при рассмотрении творческих контактов Белого и Есенина.

В РГАЛИ сохранился план работы Белого над второй частью воспоминаний «Между двух революций», которая, как известно, осталась незаконченной. По словам A.B. Лаврова, «IV глава должна была описывать жизнь Белого в 1916;1917 годах."8. В плане к ней Белый обозначил: «<.>. 4. Разумник. <.>. 8. Жизнь у Разумника (Клюев, Есенин, Мстиславский) ."9.

В это время Белый ярко и эмоционально реагирует на поэтические опыты Есенина — на поэмы «Марфа Посадница», «Пришествие"10 и, по словам И. Н. Розанова, пьесу «Крестьянский пир"11.

6 С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. / Вст. ст., сост. и коммент. А. А. Козловского. -М: Худож. лит., 1986.-Т. 1.-С. 221.

7 «Январь, 30 — Февраль, 8−10, 13−26 и Март, 4−8. Есенин на квартире Иванова-Разумника в Царском Селе (Колпинская, 20, кв. 2.) знакомится и затем неоднократно встречается с Андреем Белым» // Летопись жизни и творчества С. А. Есенина. В 5 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М.: ИМЛИ РАН, 2003 — 2007. (Далее — Летопись) — Т. 2. 1917 — 1920. Общ. ред. и предисл. А. Н. Захарова. Сост. В. А. Дроздкова, А. Н. Захарова, Т. К. Савченко. Отв. ред. С. И. Субботиннауч. ред. A.M. Ушаков. М.: ИМЛИ РАН, 2005. — С. 23.

8 Комментарии // Белый А. Между двух революций / Подгот. текста и коммент. A.B. Лаврова. — М.: Худож. лит., 1990. — С. 445−446.

9 РГАЛИ, ф. 53, оп. 2, ед. хр. 17, л. 2 — 2об. Цит. по: Комментарии // Андрей Белый. Между двух революций. — С. 445−445.

10 Ср. его отзыв о поэмах Есенина: «» Марфа Посадница" порадовала особенно" II Андрей Белый — Иванову-Разумнику 28 августа 1917 г. Поворово // Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вст. ст. и коммент. A.B. Лаврова и Дж. МалмстадаПодготовка текста Т. В. Павловой, A.B. Лаврова и Дж. Малмстада. — СПб.: AtheneumФеникс, 1998. -С. 132. Далее — Переписка- «Если увидите Есенина, поблагодарите его еще раз за поэму, посвященную мнеона мне очень понравиласьи я часто ее перечитываю» II Андрей БелыйИванову-Разумнику. 17 января 1918 г., Москва // Переписка. С. 153. <�"Пришествие">.

11 И. Н. Розанов в своих воспоминаниях приводит слова Есенина из разговора с ним в 1921 г.: «А знаете ли, это второе мое драматическое произведение <�кроме «Пугачева» >. Первое,.

Есенин вспоминал о революционных и пореволюционных годах так: «В общем развитии более всего в эти годы обязан был Иванову-Разумнику. Громадное личное влияние имел на меня также Андрей Белый"12. Признаки этого влияния отметил в дневниковых записях A.A. Блок. После встречи с Есениным он делает запись в дневнике 4 января 1918 г.: «.Вообще — напев А. Белого — при чтении стихов и в жестах, и в разговоре"13. Иванов-Разумник, хорошо знавший обоих поэтов, в 1926 г. писал Белому о Есенине: «Есть у меня и неизданная статья его о Вас (Вы большое влияние оказали на него, Борис Николаевич, быть может, сами того не зная)"14.

Действительно, Белый вряд ли догадывался о творческом влиянии, которое он оказывал на Есенина. Поэт-символист отличался активной репрезентацией своих идей именно в устном, межличностном общении: его органической потребностью как мыслителя был поиск внимательного собеседника, в общении с которым он оттачивал свои концепции. Таким собеседником становится для Белого Есенин, который после революции стремится обрести статус первого поэта современности и звание теоретика искусства. Реализовать эту задачу поэт мог, только приобщившись к культурно-философскому контексту эпохи.

У Есенина не случайно рождается потребность в диалоге с представителем направления, определившего литературный облик первой четверти XX века. Для Есенина освоение «чужого слова» (термин М.М. Бахтина) выступает как освоение чужой — младо символистской культуры — «Слова-культуры» (термин Ю.М. Лотмана). Нужно иметь в виду, что здесь речь не идет о вторичности или зависимости. Диалог предполагает равноправные свободные сознания, обогащающие и созидающие друг друга: творческое «я» по принципу.

Крестьянский пир", должно было появиться в сборнике «Скифы» — начали уже набирать, но я раздумался, потребовал его в гранках, как бы для просмотра, и — уничтожил. Андрей Белый до сих пор не может мне этого простить: эта пьеса ему очень нравилась." // Розанов И. Есенин о себе и других. — М.: Никитинские субботники, 1926. — С. 13.

12 Там же.-С. 16.

13 С. А. Есенин в воспоминаниях современников. — Т. 1. — С. 175.

14 Иванов-Разумник — Андрею Белому. 3 марта 1926 г., Детское Село //Переписка. — С. 339. узнавания «своего» в «чужом» структурирует, оформляет определенные участки собственного художественного мира. Диалог с Белым выступает для Есенина формой творческой рефлексии — возможностью осмыслить «свое» через призму «чужого». Принадлежа к другой системе художественного мышления, Есенин обладает по отношению к Белому, говоря языком Бахтина, «избытком видения». Анализ этого видения позволяет на примере Есенина говорить о том, какие концепты младосимволистской эстетики оказывались востребованными для постсимволистов.

Конечно, Белый занимал в диалоге с Есениным доминирующую позицию. Это объяснимо и его принадлежностью к предшествующему поколению в литературе, и его статусом мэтра русского символизма, виднейшего теоретика и практика стиха. Однако Белый обладал особенностью воспринимать чужой текст как этап на пути к своему тексту. В этом смысле произведения Есенина, созданные поэтом во время его тесного общения с Белым (статья «Отчее слово», поэма «Пришествие», стихотворение «Под красным вязом крыльцо и двор.»), выступали своего рода катализаторами творческой мысли писателя-символиста.

Анализ диалога двух поэтов разных литературных школ, существовавших в едином культурном и литературном поле, открывает новые перспективы в изучении наследия Есенина и Белого. Стремление обнаружить эти перспективы обуславливает актуальность диссертации.

За последние 20 лет изучение наследия Андрея Белого и Есенина вышло на новый уровень. В источниковедческих разысканиях и концептуальных разработках И. Г. Вишневецкого, Е. В. Глуховой, JI.K. Долгополова, A.B. Лаврова, Д. М. Магомедовой, Дж. Малмстада, Ж. Нива, Т. Николеску, Л. Силард, М. Л. Спивак, и др.15. Белый встает как крупнейшая фигура литературного процесса первой четверти XX века, определившая эстетическим.

15 См. Библиографию к работе. экспериментом своего бытия в культуре магистральные направления в развитии русской словесности.

Современная наука предлагает откомментированную переписку Белого с.

A.A. Блоком, Р.В. Ивановым-Разумником, М. К. Морозовой, A.C. Петровским. Результатом большой текстологической работы A.B. Лаврова стал выход мемуарной трилогии Белого. Дж. Малмстад подготовил к изданию воспоминания К. Н. Бугаевой. В, двухтомнике Белого, над формированием которого работали A.B. Лавров и Дж. Малмстад (вышел в серии Новая библиотека поэта, 2006), успешно разрешены многие текстологические вопросы. Современное научное осмысление проблематики творческого наследия поэта-символиста представлено в сборнике «Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения» (2008).

В 1980;х годах наметилась устойчивая тенденция, разрушающая одностороннее понимание Есенина только как «певца страны березового ситца». В работах В. Г. Базанова, A.M. Марченко, Ю. Л. Проку шева,.

B.А. Вдовина сложность и многогранность поэтического мира Есенина рассматривается в историко-литературном контексте, сквозь призму фольклорной мифопоэтики и есенинской концепции «узловой завязи природы с сущностью человека». Современная наука (в трудах Н. В. Дзуцевой, O.E. Вороновой, М. Нике, С. Г. Семеновой, Н. М. Солнцевой, С. И. Субботина, Н.И. Шубниковой-Гусевой и др.16) стремится к осмыслению есенинского наследия в аспекте сложных духовных исканий Серебряного века. Осознание причастности Есенина к эпохе русского духовного Ренессанса открывает для литературоведов новые перспективы в изучении есенинского наследия.

Исследовательский сюжет «Белый — Есенин» нельзя отнести к новым и неожиданным. Тем не менее, единственная попытка выстроить последовательную картину творческих взаимоотношений двух художников.

16 См. Библиографию к работе. работа Л.К. Швецовой17. Здесь автор обозначает хронологический отрезок (1917;1918), когда шло наиболее плотное и плодотворное общение поэтов. Л. К. Швецова определила ключевые моменты, объединяющие Белого и Есенина в этот период: романтическое понимание революции, участие в идейном объединении «Скифы», интерес к природе художественного образа, эксперименты с каноническими формами стиха.

Эти ценные наблюдения и выводы не исчерпывают, тем не менее, поставленную тему. Новое понимание проблемы «Андрей Белый — Есенин» представлено в комментарии к Полному собранию сочинений С. А. Есенина, где эту тему раскрывали (в пределах возможности жанра комментария) A.A. Козловский и С. И. Субботин. Так, A.A. Козловский в комментарии к стихотворению «Под красным вязом крыльцо и двор.» делает предположение о том, что в этом тексте Есенина нашли свое отражение тезисы из статьи Белого «Жезл Аарона (О слове в поэзии)» и идеи поэта-символиста, которыми тот был увлечен, работая осенью 1917 г. над «Глоссолалией» (1- 504−505). С. И. Субботин, занимавшийся выяснением источников «Ключей Марии», делает в комментарии ряд важных наблюдений: «Трактовка начертаний букв русского алфавита в соответствии с человеческими позами и жестами восходит к беседам Есенина с Андреем Белым осенью 1917 г. в Царском Селе, когда последний работал над своей „поэмой о звуке“ „Глоссолалия“ .» (5- 476). Проделав большую текстологическую и сопоставительную работу с автографом «Ключей Марии» Есенина и рукописными материалами к «Глоссолалии» Белого, Субботин пришел к выводу, что отдельные изображения звуков, выполненные Белым, и рисунки букв Есенина «имеют несомненное типологическое сходство» (5- 476). Исследователь, комментируя ту часть «Ключей Марии», где Есенин обращается к роману «Котик Летаев», расшифровывает скрытые цитаты из этого романа. В качестве возможных источников к отдельным пассажам «Ключей Марии» С. И. Субботин указывает.

17 Швецова Л. К. Сергей Есенин и Андрей Белый // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1985. — Т. 44. — № 6. — С. 535−547. стихотворение Белого «Я» (декабрь 1917) и его книгу «На перевале. III. Кризис культуры» (Пб., 1920), над которой писатель работал в сентябре 1918 г.

Впервые С. И. Субботин вводит в круг имен, которые следует иметь в виду, размышляя над источниками «Ключей Марии», имя немецкого философа-антропософа Рудольфа Штейнера. Исследователь обращает внимание на то, что в личной библиотеке Есенина была книга «Мистерии древности и христианство» (MCMXII <1912>) Штейнера, а так же книга Андрея Белого «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилю Метнеру на его первый том «Размышлений о Гете» «(М., 1917).

Источниковедческие разыскания, представленные С. И. Субботиным в комментариях к Полному собранию сочинений Есенина, явились документальной базой настоящей работы.

Результаты работы A.A. Козловского, С. И. Субботина, Л. К. Швецовой не раскрывают со всей полнотой поставленную тему. В предлагаемом исследовании впервые осуществлена попытка системного анализа, включающего в себя идейный, поэтический и жизнетворческий уровни диалога Белого и Есенина — это обуславливает новизну работы.

Объектом исследования является творческий диалог Белого и Есенина.

Предметом исследования являются те идеи и образы, которые возникают в текстах Есенина и Белого как результат их диалога друг с другом.

Андрей Белый явил собою новый тип личности, стремившейся как можно полнее воплотиться в пространстве культуры. В одном из писем к K.M. Морозовой он задавал своей конфидентке риторический вопрос: «.Я, кто я?, -и здесь же отвечал на него сам, выявляя масштабы своего дарования, — Я могу писать статьи, стихи, романы, критикуно могу быть и естественником (когда-то писал рефераты по физике и зоологии). Я и сейчас могу взять и написать статью: «О периодической системе элементов». Кто я? Географ? Химик? Поэт?

Критик? Беллетрист?"18. Стремление воплотиться как можно полнее в сфере Культуры, давало повод некоторым современникам для плоских и близоруких оценок: «Вы <.> ежегодно меняете свою точку зрения и ежегодно оповещаете читающий мир о свершившемся в Вас превращении. Но нельзя публично жить на авансцене своей личности. У авансцены расположена суфлерская будка. У суфлерской будки говорят чужие слова"19. Изучение творческого наследия писателя приводит к закономерному признанию «принципиальной устойчивости исходных идей Белого», когда вариативность идей «объясняется.

9П методологией его мировоззрения". A.B. Лавров формулирует главную особенность художественного мира писателя так: «Произведения Андрея Белого в общей системе его творчества обладали лишь относительным суверенитетом, все они, в конечном счете, были компонентам некоего единого текста, пребывавшего в состоянии постоянного видоизменения, саморазвития, но сохранявшего в себе определенные идейно-тематические, стилевые константы"21. О единой направленности своих движений в культуре сказал сам Белый: «.Творцы культуры <.> не разлагаемы в той или иной определенной линии"22.

Тезис о принципиальной устойчивости исходных идей Белого — один из основных в настоящей работе. Он позволил привлечь к анализу не только тексты Белого интересующего нас периода — 1917;1918 гг — ной статьи 1900;х годов, а также мемуарную трилогию и переписку.

18 Андрей Белый — М. К. Морозовой, январь 1913 гг // Публикация Дж. Малмстада Минувшее. Исторический альманах 6. М. — СПб.: Феникс ATHENEUM, 1992. — С. 430.

19 Степун Ф. Открытое письмо Андрею Белому по поводу статьи «Круговое движение» // Андрей Белый: pro et contra. Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников. Антология / Сост., вступит, ст. коммент A.B. Лаврова. — СПб.: РХГИ, 2004. -С.263.

20 Силард Л. О символах восхождения у Андрея Белого. К постановке вопроса // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / сост. М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, И. Б. Делекторскаяотв. ред М. Л. Спивак. — М.: Наука, 2008. — С. 19.

21 Лавров A.B. Андрей Белый в 1900;е годы. Жизнь литературная деятельность. М.: Новое литературное обозрение, — 1995. — С. 12.

22 Андрей Белый Основы моего мировоззрения // Душа самосознающая. / Сост. и вст. ст. Э. И. Чистяковой. М.: Канон +, 1999. — С. 34.

Таким образом, материалом исследования стали статьи Белого по эстетике символизма 1900;х годов, его дневниковые и ретроспективные записи — «Ракурс к дневнику», «Материал к биографии (интимный)», «Касания к теософии», статьи поэта в левоэсеровских изданиях, поэма «Христос Воскрес», философское эссе «Утопия», книга «Глоссолалия», статья «Жезл Аарона (О слове в поэзии) — революционные поэмы Есенина 1917;1918 г., («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Октоих», «Отчарь», «Пантократор», «Певущий зов», «Преображение», «Пришествие», «Сельский часослов»), его статья «Отчее слово» и трактат «Ключи Марии», а также эпистолярное наследие поэта.

В отличие от характерного для предыдущих этапов отечественной филологии противопоставления модернизм — реализм, научная мысль 80-х -2000;х годов сосредотачивается на дихотомии символизм — постсимволизм23. Этот научный подход сосредотачивается на попытках выделить установки, которые объединяют авторов символистской школы и писателей, пришедших на смену этому литературному течению. Подобный подход тем более закономерен, что модернизм — культурное поле, в котором сформировались Белый и Есенин — развивался практически одновременно и во взаимосвязи символизмом и авангардом: «Многие представители символизма мигрировали из одного художественного направления в другое, поэтому нельзя не признать известную условность границ между символизмом, модерном и авангардизмом (авангардом), особенно ярко проявляющую себя при попытке ассоциировать Художника с целью присвоить ему какой-нибудь ярлык"24.

В центре исследовательского сюжета диссертации — творческий диалог двух поэтов: символиста и постсимволиста. Цель работы состоит в том, чтобы.

См. об этом: Дзуцева Н. В. Время заветов: проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 1999; Ъопа В. И. Постсимволизм: Теоретические очерки рус. поэзии XX в. — Самара: Изд-во науч.-внедренч. фирмы «Сенсоры. Модули. Системы», 1998; Постсимволизм как явление культуры: Материалы междунар. науч. конф. (10−11 марта 1995 г.) / Отв. ред. И. А. Есаулов (отв. ред.) и др. — М.: РГГУ, 1995.

24 Сайко Е. А. Серебряный век: философско-культурологические концепты. Модерн: лекция. -М.: МАКС Пресс, 2007. — С. 25. рассмотреть его особенности, а также влияние на художественное сознание обоих поэтов. В свете поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Выявить в тексте «Ключей Марии» антропософскую концептосферу, возникающую в произведении в результате влияния антропософских воззрений Белого на Есенина.

2. Сравнить «посвятительный миф» (термин Е. В. Глуховой), который складывается в художественном сознании Белого к моменту его знакомства с Есениным и посвятительный миф, который развернут в «Ключах Марии».

3. Проследить, как в идеологии «Скифов» реализуется младосимволистская установка на преображающую роль искусства.

4. Исследовать реализацию этой установки на поэтическом материале революционных поэм Есенина.

5. Провести сравнительный анализ поэмы Белого «Христос Воскрес» и поэмы Есенина «Пришествие» с целью выявления общности творческих устремлений поэтов этого времени.

7. Рассмотреть и сравнить эстетические утопии двух поэтов, создаваемые ими в революционные и пореволюционные годы: «Аэрию» Белого и «Инонию» Есенина.

8. Исследовать концепцию художественного слова Белого и Есенина.

Методология исследования предполагает комплексный анализ, учитывающий историко-литературный, биографический и интертекстуальный аспекты изучения художественного текста. Методологической базой нашего исследования стали работы М. М. Бахтина, Б. М. Гаспарова, M.JI. Гаспарова, O.A. Клинга, Ю. М. Лотмана, Ю. Л. Прокушева, И. П. Смирнова, С. И. Субботина, Б. В. Томашевского, В. Е. Холшевникова, Н.И. Шубниковой-Гусевой.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что здесь решается проблема присутствия «чужого слова» в художественном сознании поэта.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы первой трети XX века, в работе спецкурсов и спецсеминаров, посвященных русской поэзии.

Материалы диссертации прошли апробацию в 2004;2009 гг. на международных и региональных конференциях: «Молодая наука в классическом университете» (Иваново: Ивановский государственный университет, апрель 2004) — «Есенинская энциклопедия. Концепция, проблемы, перспективы» (М.- КонстантиновоРязань, октябрь 2005) — «Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения: X Шешуковские чтения» (М.: Московский педагогический государственный университет, февраль, 2005) — «Историософия в русской литературе XX и XXI веков: традиции и новый взгляд: XI Шешуковские чтения» (М.: Московский педагогический государственный университет, февраль 2006) — «Есенин и мировая культура» (М.- КонстантиновоРязань, октябрь 2007) — Первый Международный текстологический семинар: «Русская литература XX века: актуальные вопросы текстологии и источниковедения» (М.: Институт мировой литературы им. A.M. Горького РАН, ноябрь 2007). «Литературоведение и эстетика в XXI веке („Татьянин день“)» (Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, февраль 2008) — 24-ые Клюевские чтения, посвященные 124-ой годовщине со дня рождения H.A. Клюева (Вытегра, октябрь 2008) — V Международная межвузовская научная конференция «Россия и современный мир: проблемы политического развития» (М.: Институт бизнеса и политики, апрель 2009). По теме диссертации опубликовано 12 статей.

Цели и задачи работы обусловили ее структуру. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, содержащего 220 позиций.

Заключение

.

Анализ творческого диалога Андрея Белого и Сергея Есенина позволил нам сделать ряд важных наблюдений:

1. Через устное общение с Белым и через знакомство с книгами Штейнера Есенин воспринимает антропософские смыслы, которые органично входят в его индивидуальный миф о жертвенном тайном — эзотерическом — пути. Это восприятие оказывается возможным еще и потому, что у Есенина к моменту встречи с Белым был уже опыт чтения теософской литературы.

2. В «Отчем слове» и в «Ключах Марии» присутствует пласт лексики и смыслов, который с некоторой долей условности можно назвать антропософской концептосферой. Условность определения связана, во-первых, с тем, что Есенин воспринимает антропософию не столько через непосредственный письменный источник, сколько в устном общении с Белым, а, во-вторых, с тем, что понимание Белым антропософского учения отличалось от штейнеровского извода.

3. Через общение с Белым и Ивановым-Разумником Есенин воспринимает «скифскую» идеологию и жизнетворческий пафос ее одушевляющий: Андрей Белый уже в своих ранних работах обозначил тот философский фундамент, на котором осуществилось становление идеологии «скифства».

4. Техника стиха Есенина в революционных поэмах выработалась, в том числе, под влиянием стихотворных экспериментов Белого, а также его теоретических размышлений. Анализ поэм «Пришествие» и «Христос Воскрес» демонстрирует не только общность духовных устремлений поэтов, но и близость их формотворческого поиска.

5. Поэма Белого «Христос Воскрес» появилась не только как результат диалога с поэмой Блока «Двенадцать», но и как результат диалога с поэмой Есенина «Пришествие».

6. Сравнительный анализ двух литературных утопий — «Аэрии» Белого и «Инонии» Есенина — позволяет говорить о том, что опыт Есенина демонстрирует новый виток теургического искусства, творимого «с крестьянским уклоном».

7. Есенин создавал концепцию поэтического слова и теорию искусства как «мистического изографства», учитывая представление Белого о жизнетворческой роли поэтического языка, которое поэт-символист начал развивать в работе «Магия слов» и продолжил — на момент общения с Есениным — в «Глоссолалии» и в статье «» Жезл Аарона" (О слове в поэзии)".

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андрей Белый: pro et contra: личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников: антол. / Отв. ред. Д. К. Бурлака, подгот. A.B. Лаврова. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 2004.- 1046 с.
  2. Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903−1919 / Публ., предисл. и коммент. A.B. Лаврова. М.: Прогресс-Плеяда, 2001. — 606 с.
  3. Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вст. статья и коммент. A.B. Лаврова и Дж. Малмстада- подгот. текста Т. В. Павловой, A.B. Лаврова и Дж. Мальмстада. СПб.: Atheneum- Феникс, — 1998. -736 с.
  4. Апокрифы Древней Руси / Сост. и предисл. М. В. Рождественской. СПб.: Амфора, 2002.-239 с.
  5. А. «Ваш рыцарь»: Письма к М. К. Морозовой. 1901−1928 / Предисл., публ. и примеч. A.B. Лаврова и Дж. Малмстада. М.: Прогресс-Плеяда, 2006.-292 с.
  6. А. «Венец лавровый» // Золотое руно. 1906. — № 5. — С. 43−51.
  7. А. Восток или Запад//Эпоха. Кн. 1.-С. 161−211.
  8. А. Глоссолалия: Поэма о звуке. Берлин: Эпоха. — 131 с.
  9. А. Жезл Аарона. (О слове в поэзии) // Скифы. Вып. 1. — С. 155 213.
  10. А. Касания к теософии // Андрей Белый и антропософия / Публ. Дж. Малмстада. Минувшее. Исторический альманах. — М.: Открытое общество: Феникс, 1992. — Вып. 9. — С. 449−451.
  11. А. Котик Летаев (Первая часть романа «Моя жизнь») // Скифы. -Вып. 1. СПб.: «Скифы». — С. 9−95.
  12. А. Котик Летаев. Роман (Окончание) // Скифы. Вып. 2. — СПб.: «Скифы». -С. 37−104.
  13. А. Материал к биографии (интимный) // Андрей Белый и антропософия / Публ. Дж. Малмстада. Минувшее. Исторический альманах. — М.: Открытое общество: Феникс, 1992. — Вып. -6.-8.-9.
  14. А. Мысль и язык (Философия языка A.A. Потебни) // Семиотика и авангард: Антология / Ред.-сост. Ю. С. Степанов, H.A. Фатеева, В. В. Фещенко, Н. С. Сироткин. Под общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: 2006. — С. 199−212.
  15. А. На перевале. I. Весенние мысли. II. Революция и сознание современности // Наш путь. 1918. — № 2. — С. 119−134.
  16. А. На рубеже двух столетий / Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Худож. лит., 1989. — 542 с.
  17. А. Начало века / Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Худож. лит., 1990. — 686 с.
  18. А. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи / Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Автограф, 1997. -606 с.
  19. А. «Песнь Солнценосца» //Скифы. Вып. 2. — С. 6−11.
  20. А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. — 528 с.
  21. А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910. 633 с.
  22. А. Стихотворения и поэмы. В 2 т. / Вступ ст., подг. текста, состав, примеч. A.B. Лаврова, Джона Малмстада (Новая Библиотека поэта). -СПб.- М.: Академический проект, Прогресс-Плеяда, 2006.
  23. Белый A. Alter Ego. «Утопия» // Записки мечтателей. 1921. — № 2−3. — С. 139−153.
  24. А. В преддверии Храма / Перевод А. Каменской. 2-е изд., испр. -СПб.: журн. «Вестник теософии», 1913. — 106 с.
  25. А. Краткий очерк теософического учения // Вестник теософии. Религиозно-философско-научный журнал. 1908. — № 1. — С. 16−35.
  26. А. Теософия и новая психология // Вестник теософии. Религиозно-философско-научный журнал. 1908. — № 2. — СПб., — С. 29−41.
  27. Н. А. Философия свободного духа: Сб. / Вступ. ст. А. Г. Мысливченко- Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1994. — 479 с.
  28. К.Н. Воспоминания об Андрее Белом / Публ., предисл. и коммент. Дж. Малмстада. СПб., 2001. — 444 с.
  29. С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / Подгот. текста и коммент. В. В. Сапова- Послесл. К. М. Долгова М.: Республика, 1994. -414 с.
  30. Владимир Соловьев и культура Серебряного века: к 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева / Отв. ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2005. — 629 с.
  31. Волошина-Сабашникова М. В. Зеленая змея. Мемуары художницы / Вст. статья, подгот. текста и примеч. C.B. Белова- пер. с нем. Е. С. Кибардиной. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 339 с.
  32. Девятый Совет Партии и его резолюции (июнь 1919 Москва) / Предисл. И. А. Рубановича. Paris: Imprimerie «Union». — 1920. — 31 с.
  33. С.А. Материалы к биографии. / Сост. подгот. текстов, коммент. Н. И. Гусевой. — М.: Ист. Наследие, 1992. — 447 с.
  34. С.А. Полн. собр. соч. В 7 т- (9 кн.) / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. М.: Наука-Голос, 1995−2001.
  35. М.Н. Воспоминания о московском антропософском обществе (1917−1923) / Публ. Дж. Малмстада // Минувшее. Исторический альманах. М.: Открытое общество: Феникс, 1992. — Вып. 6. — С. 7−54.
  36. За что мы боремся? Излож. прогр. Партии социалистов-реолюционеров. -Киев: тип. наел. К. Ш. Круглянского, 1917. 32 с.
  37. Иванов-Разумник Вершины. Александр Блок. Андрей Белый. Пг.: «Колос», 1923.-246 с.
  38. Иванов-Разумник Две России // Скифы. Вып. — 2. — С. 201−231.
  39. Иванов-Разумник Испытание огнем // Скифы. Вып. — 1. — С. 261−305.
  40. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. В 3 т. / Подгот. текста, послесл. и примеч. И. Е. Задорожнюка и Э. Г. Лаврик. М.: Терра: Республика, 1998.
  41. Иванов-Разумник Поэты и революция // Скифы. Вып. — 2. — С. 1−6.
  42. Иванов-Разумник Россия и Инония // Наш путь. 1918. — № 2. — С. 134 152.
  43. Иванов-Разумник Социализм и революция // Скифы. Вып. — 1. — С. 305 309.
  44. Иванов-Разумник Р. В. Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 412 е.
  45. Иванов-Разумник Что такое махаевщина? К вопросу об интеллигенции. -СПб.: C.B. Бунин, 1908. 159 с.
  46. Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера: Сб. / сост. Э. Фробёзе, Эдв. Фробёзе, В. Куглера. М.: Парсифаль: Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики, -1996. 199 с.
  47. С.К. На Парнасе Серебряного века. M.: XXI, 2000. — 557с.
  48. А.Б. Роман без вранья / Анатолий Мариенгоф Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008 218 с.
  49. Николай Клюев. Письма к Александру Блоку / Публ., ввод. ст. и коммент. K.M. Азадовский М.: Прогресс-Плеяда, 2003. 366 с.
  50. В. Лев Николаевич Толстой, как вегетарианец // Вегетарианское обозрение. -Кишинев, 1909. 1 янв. — С. 15−20.
  51. И. Есенин о себе и других. М.: Никитские субботники, 1926. -24 с.
  52. Русское зарубежье о Сергее Есенине / Сост., вступ. ст., коммент., указ. имен Н. Шубниковой-Гусевой. М.: Терра-Кн. Клуб, 2007. — 542 с.
  53. Вл. С. Собр. соч. В 2 т. М.: Наука, 1990.
  54. Д. Семь начал человека по учению теософии // Вестник теософии. Религиозно-философско-научный журнал. 1908. — № 3. — С. 3451.
  55. А. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума. М.: Новалис, 2002. — 136 с.
  56. Р. Египетские мифы и мистерии:: цикл из двенадцати лекций, прочитанных в Лейпциге с 2 по 14 сентября 1908 г. / Пер. с нем. Г. А. Кавтарадзе. СПб. — Дамаск, 2007. — 189 с.
  57. Р. Из области духовного знания, или Антропософии: Ст., лекции и драмат. сцена в пер. начала века / Сост., коммент. С. В. Казачкова, Т. Л. Стрижак. М.: Энигма, 1997 — 549 е.-
  58. Эллис Русские символисты: Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый: Сб. М.: Мусагет, 1910. — 339 с.
  59. Эллис Vigilemus! Трактат. М.: Мусагет, 1914. — 109с.
  60. Эстетическое самосознание русской культуры в 20-е годы XX века: Антология / Сост. Г. А. Белая. М.: РГГУ, 2003. — 720 с.
  61. Alba «И малое дитя их поведет.» // Вестник теософии. Религиозно-философско-научный журнал. 1908. -№ 1. — С. 5 — 11.
  62. М. Идеология национал-большевизма. М.: Алгоритм, 2003. -316с.
  63. Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / Сост. M.JI. Спивак, Е. В. Наседкина, И.Б. Делекторская- отв. ред M.JI. Спивак. -М.: Наука, 2008.-595 с.
  64. Андрей Белый. Публикации. Исследования: Сб. / Ред.-сост. А. Г. Бойчук. М.: ИМЛИ РАН, 2002. -363 с.
  65. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации: Сб. / сост. С. С. Лесневский., A.A. Михайлов. М.: Сов. писатель, 1988. -832 с.
  66. К. Николай Клюев: Путь поэта. Л.: Сов. писатель, 1990. -333 с.
  67. K.M. Новокрестьянские поэты. Ставрополь: Кн. изд-во, 1992 -48 с.
  68. K.M. Стихия и культура. Вступительная статья // Николай Клюев. Письма к Александру Блоку / Публ., ввод. ст. и коммент. K.M. Азадовский М.: Прогресс-Плеяда, 2003. 366 с.
  69. И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 398 с.
  70. Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. М.: ОГИ, 2001. -342 с.
  71. С. Семибратова И. Судьбы поэтов Серебряного века. М.: Кн. Палата, 1993.-475 с.
  72. В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Д.: Сов. писатель, 1982.-303 с.
  73. JI.B. Народность как философская, эстетическая и художественная проблема на рубеже XIX XX веков (Достоевский, JI. Толстой, Блок, Есенин). — Тверь: ТГУ, 1991 — 99 с.
  74. М.М. Человек в мире слова / Сост., авт. предисл., и примеч. О. Е. Осовский. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995 — 139 с.
  75. В.Г. «Скифское» или трагедия «мировоззрительного отношения» к действительности // Звезда. 1991. — № 10. — С. 33−41.
  76. В мире Есенина: Сб. / Сост. Лесневский С. С. и Михайлов A.A. М.: Сов. писатель, 1986. — 367 с.
  77. В.А. Факты вещь упрямая: труды о С. А. Есенине. — М.: Новый индекс, 2007. — 598 с.
  78. И.Г. Трагический субъект в действии: Андрей Белый. -Heidelberger Publikationen zur Slavistik. Literaturwissenschaftliche Reihe. -Bd. 12. Frankfurt а. M.: Lang, 2000. -212 c.
  79. А. Художественные искания Есенина. М.: Сов. писатель, 1976. -426 с.
  80. С. История русской культуры XX века. От Льва Толстого до Александра Солженицына. М.: Эксмо, 2008. — 347 с.
  81. O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002. — 498 с.
  82. М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: социо-культурные факторы формирования общественного сознания культурной элиты рубежа XIX XX. — М.: Логос, 2005. — 234 с.
  83. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 468 с.
  84. P.A. Очерки русской утопической мысли. М.: Наука, 1991. -204 с.
  85. М.Л. Избранные труды: в 2 тт. М.: Языки славян, культуры. -1997. Т. 2. — О стихах. — 504 с.
  86. М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М.: Университет, кн. дом., 2004. — 312 с.
  87. М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Фортуна Лимитед, 2000. — 352 с.
  88. М.Л., Скулачева Т. В. Статьи о лингвистике стиха. М.: Языки славян, культуры, 2004. — 288 с.
  89. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Изд-во Московского ун-та, 2008. — 288 с.
  90. Е. В. «Посвятительный миф» в биографии и творчестве Андрея Белого. Дис. канд. фил. наук. -М.: РГГУ, 1998. 172 с.
  91. З.И. Кучинский остров Андрея Белого. М.: Серебряные Нити, 2005−317 с.
  92. В.Н. Андрей Белый. М.: Молодая гвардия, 2007. — 411 с. — (Жизнь замечательных людей).
  93. Н.В. Время заветов. Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. Иваново: Ивановск. гос. ун-т, 1999. 130 с.
  94. JI. Андрей Белый и его роман «Петербург». Д.: Сов. писатель, 1988.-416 с.
  95. A.A. Пророк в своём Отечестве (Профетические, мессианские, эсхатологические мотивы в рус. поэзии и общественной мысли). М.: Наследие, 2002.-319 с.
  96. Дьякон Андрей Кураев Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и православие. М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2000.-339.
  97. Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.- 184.
  98. Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. Есенинский сб. Вып. И. / Отв. ред. Ю.Л. Прокушев- Ред.-сост. М. В. Скороходов. М.: ИМЛИ РАН, 1995 (Новое о Есенине- 2). — 198 с.
  99. Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С. А. Есенина. М. Константиново — Рязань: Пресса, 2006. — 250 с.
  100. Есенин и мировая культура. Материалы Международной научной конференции, посвященной 112-летию со дня рождения С. А. Есенина. Москва Рязань — Константиново: РПГУ., 2008. — 284 с.
  101. Есенин и поэзия России XX XXI веков: Традиции и новаторство: Материалы международной научной конференции / Под ред. O.E. Вороновой, А. Н. Захарова. М.- Рязань- Константиново: РГПУ., 2004 -290 с.
  102. Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы: Материалы Международной научной конференции, посвященной 111-летию со дня рождения С. А. Есенина. М.- Константиново- Рязань: Пресса, 2007.-210 с.
  103. З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма. М.: РГГУ, 2003. — 287с.
  104. Л.В. «Большое видится на расстояньи.»:: С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М.: б. и., 2005 — 291 с.
  105. А.Н. Поэтика Есенина. М.: ИМЛИ РАН, 1995. — 276 с.
  106. Иванов-Разумник: Личность. Творчество. Роль в культуре: Сб. ст. по материалам конф. «Иванов-Разумник (1878−1946). Личность. Творчество.
  107. Роль в культуре», Царское Село, 16−17 марта 1996 г. / Ред.-сост. В. Г. Белоус. СПб.: Глаголъ, 1996. — 149 с.
  108. В.А. Проблемы научной биографии С.А. Есенина: легенды, факты, интерпретации. М.: Прометей, 2005. — 34 с.
  109. Издания Есенина и о Есенине: Итоги, открытия, перспективы. Есенинский сб. Вып. IV / Отв. ред. Ю.Л. Прокушев- Сост. А. Н. Захаров. М.: ИМЛИ РАН, 2001 (Новое о Есенине- 4). 230 с.
  110. И.И. Религиозно-философские искания в русской поэтической традиции рубежей XX века: специфика сознания, концептосфера, типология. Херсон: Печатный дом, 2005. — 305 с.
  111. Л.Ф. В доме на Колпинской. Сергей Есенин у Иванова-Разумника. СПб.: Серебряный век, 2008. — 144 с.
  112. О. С. «Немецкий текст» в творчестве Андрея Белого (художественное освоение философем Рудольфа Штейнера в лирике и прозаических произведениях А. Белого). Самара, 2005. 176 с.
  113. О. Поэтическое самоопределение Есенина и символизм // Филологические науки. 1985. — № 6. — С. 10−17.
  114. С.С., Куняев С. Ю. Сергей Есенин Изд. 5-е М.: Молодая гвардия, 2007. — 593 с. — (Жизнь замечательных людей).
  115. А. В. «Романтика поминовения». Андрей Белый о Блоке // Андрей Белый О Блоке. Вступительная ст., сост., подгот. текста и коммент Лаврова A.B.
  116. A.B. Рукописный архив Андрея Белого в Пушкинском доме // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1978 год. Л., 1980. С. 22−63.
  117. A.B. Мемуарная трилогия и мемуарный жанр у Андрея Белого // Андрей Белый На рубеже двух столетий. М., 1984. Вст. ст., подг. текста и комментарии A.B. Лавров.
  118. Н.Л. Сергей Есенин. Метаморфозы художественного сознания: монографический очерк. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007 -124 с.
  119. О., Свердлов И. Сергей Есенин: Биография. СПб.: Вита Нова, 2007. 624 с.
  120. Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста / Вступ. ст. М. Л. Гаспарова. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. — 846 с.
  121. Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиософера -история / Предисл. В. В. Иванова. — М.: Языки рус. Культуры: Кошелев, 1996.-464 с.
  122. И. Динамика русского стиха / Предисл. М. Л. Гаспарова. М.: ИЦ-грант, 1997.- 128 с.
  123. А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. -М: Наука 1992.-324 с.
  124. Максимилиан Волошин поэт, мыслитель, антропософ: сборник статей / Ред. Е. Е. Торопчина. — М.: Антропософское о-во в России, 2007. -221 с.
  125. Д.Е. Русские поэты начала века. Л.: Сов. писатель, 1986 -404с.
  126. A.M. Поэтический мир Есенина. М.: Сов. писатель, 1989. -302 с.
  127. Г. Н. Стратегии мышления и действия в русской философии начала века (Л. Шестов, В. Иванов, А. Белый). М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997- 139 с.
  128. Е.М. Поэтика мифа. 4-е изд., репр. — М.: Вост. лит., 2006. — 406 с.
  129. З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — 478 с.
  130. A.A. Изучение творчества С.Е. Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.-210 с.
  131. К. Андрей Белый. Париж: YMCA-Press, 1955.-292 с.
  132. B.B. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX в. (А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский). М.: Прометей, 1991. 187 с.
  133. Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы международной научной конференции / Под ред. O.E. Вороновой, А. Н. Захарова. М.- Рязань- Константиново: РГПУ., 2005. -302 с.
  134. Николай Клюев: Исслед. и материалы: Сб. / Ред.-сост. С. И. Субботин. -М.: ИМЛИ РАН, 1997.-303 с.
  135. Г. В. Русский символизм и розенкрейцерство. Статья вторая // НЛО №-56, 2002. С. 149−179
  136. Г. В. Русский символизм: от спиритизма к антропософии. Два документа к биографии Эллиса // НЛО. 1999. — № 39. — С. 119−140.
  137. Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М.: Наука, 1990.- 180 с.
  138. Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки. Стать и материалы научной конференции, посвященной 106-летию со дня рождения С. А. Есенина / Отв. ред. Ю. Л. Прокушев, O.E. Воронова. Рязань- Константиново: РГПУ., 2002 г. 276 с.
  139. О, Русь, взмахни крылами: Есенинский сб. / Отв. ред. Ю.Л. Прокушев- Ред.-сост. М. В. Стахова. М.: Наследие, 1994 (Новое о Есенине- 1). 259 с.
  140. Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М.: РГГУ, 2008. — 842 с.
  141. А. История русского символизма / Пер. с англ. В. В. Исакович.
  142. М.: Республика, 2000. 413 с.
  143. Постсимволизм как явление культуры: Материалы междунар. науч. конф. (10−11 марта 1995 г.) / Отв.ред. И. А. Есаулов. М.: РГГУ, 1995 — 47 с.
  144. В.Г. Синтез искусств в теории и раннем творчестве Андрея Белого (Цикл «Симфонии»). Дисс. канд. фил. наук. — М., 2001. 244 с.
  145. Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. Изд. 4-е, доп. — М.: Мол. гвардия, 1986. 3−48 с.
  146. Поэтика Есенина: Метод, пособие для студентов филол. фак. ун-тов Сост.
  147. B. П. Тимофеев Челябинск: Б. и., 1995 134 с.
  148. С.Н. Пушкин в художественном сознании Есенина. Арзамас: АГАПИ, 2007. 367.
  149. Е.А. Антропологическая поэтика С. А. Есенина: авторский жизнетекст на перекрестке культурных традиций. М.: Языки Славянских культур, 2006. — 918 с.
  150. С. А. Есенин: проблемы творчества, связи: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. В. Бочаров, А. В. Сафронов. Рязань: РГПУ, 1995 -146 с.
  151. С. А. Пасторально-идиллическая топика в маленьких поэмах С. А. Есенина // Филологические штудии. Сб. науч. трудов. Иваново: Ивановск. гос. ун-т, 2005. — Вып. 9. — С. 64−70.
  152. Серегина С. А. Теургический проект мироустройства в маленьких поэмах
  153. Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: опыт поэтической теургии // Куприяновские чтения: Сб. науч. трудов. Иваново: Ивановск. гос. ун-т, 2006.-С. 84−91.
  154. С.А. Антропософская концептосфера «Ключей Марии» // Есенин и мировая культура: Материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 112-летию со дня рождения С. А. Есенина. М.- Константиново- Рязань, 2008. -С. 403−409.
  155. С.А. «Маленькие поэмы» С.А. Есенина как циклическое единство // Современное есениноведение: Науч.- методич. журн. Рязань, 2008. -№ 8. -С. 136−144. (0, 5 п. л.).
  156. М. А. Воплощение религиозно-философских и эстетических исканий А. Белого в его романах начала века («Серебряный голубь», «Петербург», «Котик Летаев»). Дисс.канд. фил. наук. — М., 2000. — 166 с.
  157. С.Г. Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М.: Акад. проект, 2000. — 479 с.
  158. Сергей Есенин: Науч. ст. и материалы междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения поэта, 12−13 окт. 1995 г. / Отв. ред. Ю. И. Корзов, Киев, 1996- 182 с.
  159. В.П. Поэзия Андрея Белого 1917 1934. — Дисс.канд. фил. наук. -М., 1989. 161 с.
  160. М.В. Ранее творчество С. А. Есенина в историко-культурном контексте («Радуница» 1916 г. и «маленькие поэмы» 1917 1918 гг.). Дисс.канд. фил. наук. -М., 1995. -221 с.
  161. Н. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии М.: Скифы, 1992.- 431 с.
  162. . Сергей Есенин. Красная нить судьбы М.: Эксмо, 2005. -507 с.
  163. M.JI. Андрей Белый мистик и советский писатель. — М.: РГГУ, 2006. — 577 с.
  164. З.В. Национальное своеобразие поэзии Есенина. -Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994 78 с.
  165. Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. III. / Отв. ред. Ю.Л. Прокушев- Ред.-сост.: А. Н. Захаров, Ю. Л. Прокушев. М.: ИМЛИ РАН, 1997 (Новое о Есенине- 3). 280 с.
  166. Т.М. Рудольф Штейнер и Всеволод Мейерхольд: эвритмия, биомеханика, вечное становление. М.: МАКС ПРЕСС, 2006. — 54 с.
  167. В.А. Сергей Есенин и русский модернизм: Учеб.-метод, пособие.
  168. Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, 1998 33 с.
  169. К.Ф. О поэзии и поэтике / Сост. М. Л. Гаспаров. М.: Языки рус. Культуры, 2000. — 432 с.
  170. С. А. Есенина и современное есениноведение: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. В. Шахов, Г. М. Сердобинцева. Рязань: РГПИ, 1987.- 137 с.
  171. Ю. Н. Проблема стихотворного языка. M.: URSS, 2007.
  172. В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, Изд-во науч.-внедренч. фирмы «Сенсоры. Модули. Системы», 1998.- 155 с.
  173. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. -М.: Прогресс. 1991. -404 с.
  174. Утопия и утопическое в славянском мире / Отв. ред. Л. А. Сафронова, Н. М. Куренная. М.: Степаненко, 2002. — 199 с.
  175. В.И. Русская лирика революционной эпохи (1912 1922). -М.: Гнозис, 2008.-416 с.
  176. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха. СПб.: Академический проект, 1999. — 512 с.
  177. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика / Пер. с нем. M. Ю. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003. — 813 с.
  178. В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студентов филол. фак. 4. изд., испр. и доп. — М.: Akademia, 2002 — 202 с.
  179. H.A. Русский символизм: основные принципы и историософия (на материалах творчества Дм. Мережковского, В. Брюсова и А. Белого). -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 188 с.
  180. Чижов-Добропчельский А.Г. «Как захожий богомолец.» (религиозные стихи Сергей Есенина в новом прочтении). Ряжск, 2007 — 52 с.
  181. Н.Ф. Под знаком жизнестроения (Опыт осознания искусства дня) // Современная русская критика (1918−1924): Сб.: Образцы и характеристики
  182. . В. Лебедева-Полянского. Л.: Государственное изд-во, 1925. -149−166.
  183. Е. Утопия и традиция / Пер. с польского, общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой / М.: Прогресс, 1990. 454 с.
  184. Шубникова-Гусева Н. И. От Пророка до Черного человека: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2002. — 684 с.
  185. Эзотерическая философия: от герметизма к теософии:: Сб. науч. ст. / Юж.-Рос. гуманитар, ин-т- Под ред. Л. А. Мирской Ростов н/Д: Фолиант, 2002 -20
  186. З.О. Творимый космос у Андрея Белого. Studiorum slavicorum monumenta / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). — Т. 21. — СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2000.
  187. П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.
  188. Р. Новейшая русская поэзия // Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1987. 317 с.
  189. Keys R. The reluctant modernist: Andrei Belyi at the development of Russian fiction, 1902−1914.- Oxford: Clarendon press, 1996. 268 p.
Заполнить форму текущей работой