Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность российских органов правительственной охраны в 1985-1999 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе также отмечается, что в условиях нарастания экономического кризиса, обострения межэтнических конфликтов и неспособности центральной власти эффективно сочетать интересы местного и федерального развития к середине 1990;х гг. новое звучание приобрела террористическая угроза, которая потребовала активизации деятельности службы правительственной охраны. По целому ряду объективных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Исторические традиции обеспечения безопасности первых лиц советского государства и особенности работы органов правительственной охраны в условиях перестройки (1985−1991 гг.)
  • Раздел II. Изменения общественно-политической системы России и новые задачи органов охраны государственных лидеров в 1990-е гг
  • Раздел III. Расширение спектра охранных задач в условиях роста террористической угрозы в России в 1990-е гг

Деятельность российских органов правительственной охраны в 1985-1999 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исторический опыт охраны личной безопасности ведущих политических деятелей России в избранных хронологических рамках 1985;1999 гг. представляет не только очевидный практический интерес для современных спецслужб, но и исключительно научно-исторический интерес в связи с анализом динамики угроз политической стабильности в стране. На первом месте в современной России стоит террористическая угроза, которая за последние годы приобрела глобальный масштаб. Не меньшее внимание сотрудники охраны придают контрразведывательной работе, которая также является важным элементом обеспечения безопасности государственных лидеров. Наконец, за последние годы существенно расширился спектр внутригосударственных угроз безопасности политической элиты России, эффективная борьба с которой невозможна без опоры на исторический опыт.

Актуальность исследования автор связывает также с необходимостью вовлечения в научный оборот ряда новых, раннее недоступных исследователям документов, главным образом, из текущего архива Федеральной службы охраны (ФСО). Появление новых архивных материалов способно значительно расширить представления исследователей о «переходной эпохе» в жизни страны, а также о некоторых особенностях взаимодействия охраняемых лиц, главным образом, — Президентов М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина с их сотрудниками и подчиненными.

Степень научной разработанности проблемы обеспечения охраны государственных лидеров России не может быть признана удовлетворительной, что говорит о необходимости ее дополнительного углубленного системного изучения и обобщения. Несмотря на наличие некоторых печатных материалов по этой тематике, главным образом публицистических, данная область исторических знаний представляется практически неразработанной.

С середины 1980;х гг. в условиях перестройки, несмотря на частичные изменения в области государственной идеологии, проблема обеспечения личной безопасности членов правительства в силу исторической инерции оставалась закрытой. Однако уже в это время появляются отдельные работы, косвенно затрагивающие данную тематику.1 Серьезные пробелы на данном этапе развития историографии были связаны, главным образом, с отсутствием полноценной источниковой базы исследования. Нельзя также не отметить традиционного психологического барьера, препятствовавшего изучению закрытой долгие годы тематики.2.

См.: Всегда на боевом посту. Тула, 1985; Герасимов А. П. Организационные структуры органов внутренних дел. М., 1984; Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД. М., 1983; Борьба продолжается. Иркутск, 1982; Бударин М. Е. Чекисты. Омск, 1987.

2 См.: Советская милиция: История и современность. 1917;1985. М., 1987; Викторов Б. Л. Без грифа секретно. Записки военного прокурора. М., 1990 и др.

Заметный историографический прорыв, главным образомколичественный, наблюдался на протяжении первой половины 1990;х гг., что было связано со стремительными процессами демократизации и связанными с ней массовыми обличениями работы КГБ и иных силовых структур СССР.3 Среди публикаций этого времени выделяются работы В. В. Бакатина — одного из наиболее заметных руководителей советских спецслужб.4 Несмотря на известное идеологическое раскрепощение исторической науки в 1990;е гг., появление специальной мемуарной литературы и расширение источниковой базы исследований, работа правительственной охраны по-прежнему оставалась «белым пятном» постсоветской историографии. Исключением на этом фоне стала публикация воспоминаний В. Т. Медведева — руководителя охраны Л. И. Брежнева и М. С. Горбачева, в которых впервые после долгих лет молчания раскрывались принципы обеспечения безопасности первых лиц советского государства, показывались особенности кадрового обеспечения правительственной охраны и задачи ее сотрудников.5.

Неотъемлемой частью историографии являются работы общеполитического плана, в которых затрагивается ежедневная работа охраняемых Президентов (М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина).

3 См.: Альбац Е. М. Мина замедленного действия (Политический портрет КГБ). М., 1992; КГБ открывает тайны. Сборник. М., 1992.

4 См.: Бакатин В. В. Избавление от КГБ. М., 1992; Бакатин В. В. Дорога в прошедшем времени. М., 1999.

5 Медведев В. Т. Человек за спиной: (Воспоминания руководителя охраны Л. И. Брежнева и М.С. Горбачева). М., 1994. и ведущих политических деятелей России, график их встреч, зарубежных визитов и официальных приемов 6 В середине 1990;х гг. интерес к теме обусловил появление работ полупублицистического плана, ярким примером которых являются книги B.C. Красковой.7 В то же время историография пополняется и вполне научными трудами, затрагивающими историю КГБ и отдельных спецслужб.8 Более подробное изучение данной проблематики проходило в рамках общероссийских научных конференций.9 Расширение спектра.

6 См.: Попов Г. Х. Избранные труды в VIII т. М., 1996; Политические партии России: история и современность. М., 2000; Ефимов В. И. Власть в России. М.: РАГС, 1996; Согрин В. Политическая история современной России, 1985;1994: От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994; Сулемов В. А. Механизм кадрового обеспечения государственной службы. М., 1997; Потапов С. Е. Политический процесс и экономические реформы в России. М., 1997; Реформы в России В. Т. Петров (отв. ред.) Российская академия управления. М., 1996; Современная политическая история России (1985;1998 годы). Т.1. М., 1999.

См.: Краскова B.C. Тайны кремлевской охраны. Минск, 1998; Она же. Кремлевские дети. Минск, 1995; Она же. Наследники Кремля. Минск, 1997; Она же. Кремлевские кланы. Минск, 1998; Она же. Кремлевские любовницы. Минск, 1999; Она же. Кремлевское золото. Минск, 1998; Она же. Серые кардиналы Кремля. Минск, 1998 и др.

8 См.: Белая книга российских спецслужб. М., 1996; Лубянка: органы ВЧК-ОГПУ-НКГБ-МГБ-КГБ. 1917;1991. Справочник. Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М., 2003; Михайлов А. Г. Портрет министра в контексте Смутного времени: Сергей Степашин. М., 2001; Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства: Историческая хроника событий. Сборник. М., 2002.

9 См.: КГБ: вчера, сегодня, завтра. III международная конференция. 13 октября 1993 г. Доклады и дискуссии. М., 1994. изучаемых вопросов и объективность исследований, появившихся во второй половине 1990;х гг. объясняется пополнением источниковой базы мемуарами и воспоминаниями руководителей спецслужб, крупных чиновников и силовиков.10.

Особый блок историографии связан с именами В. Грушко, М. Докучаева, П. Дерябина, О. Гордиевского, Л. Шебаршина, которые чрезвычайно подробно и обстоятельно, часто с опорой на собственный опыт работы в силовых структурах СССР и Российской Федерации описывают работу сотрудников правительственной охраны в переходный период истории страны.11 Колоссальный резонанс имела публикация воспоминаний А. Коржакова, так как он написал их о действующем президенте.12 В свою очередь, достаточно информативны публикации о самом А. Коржакове, который.

10 См.: Лебедь А. И. За державу обидно. М., 1998; Лебедь А. И. Спектакль назывался путч. Неизвестное об известном. Воспоминания генерала воздушно-десантных войск. Терасполь, 1993; Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации. Дисс.. докт. юрид. наук. СПб., 1994; Примаков Е. М. Годы в большой политике. М.: Сов. секретно, 1999; Путин В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. 2000. № 16- Костиков В. В. Роман с президентом: Зам. Пресс-секретаря. М.: Вагриус, 1997 и др.

11 См.: Грушко В. Ф. Судьба разведчика: Книга воспоминаний. М., 1997; Докучаев М. С. Москва. Кремль. Охрана. М., 1994; Дерябин П. Стражи Кремля. От «охранки» до 9-го управления КГБ. М., 2000; Гордиевский О. А. Следующая остановка — расстрел. М., 1999; Шебаршин Л. В. Из жизни начальника разведки. М., 1997.

12 См.: Коржаков А. В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интербук, 1997. 480 с. руководил охраной Б. Н. Ельцина в самый непростой период его правления.13 Нельзя не упомянуть о трудах по истории и теории безопасности России, освещающих отдельные стороны организации личной охраны политической элиты страны.14.

Определенный вклад в освещение заявленной темы внесли и зарубежные авторы, писавшие, в частности, о правовых аспектах деятельности КГБ в 1980;90-е гг.15 Однако в силу закрытости изучаемой проблематики, иностранные специалисты не смогли в должной мере отразить особенности работы охранных служб СССР и России.

Характерной чертой заключительного периода историографии стал растущий интерес к опубликованным воспоминаниям руководителей спецслужб, силовиков и непосредственных участников политических событий рубежа 1980;1990;х гг.16 Более всего в таких воспоминаниях освещены начало 1990;х гг. (особенно путч 1991 г.) и первая половина 1990;х гг. Наиболее заметный всплеск интереса к работе органов.

13 Моисеенков Н. Ф. Записки помощника депутата Государственной думы. М., 1999; Служить России. М., 2001.

14 См.: Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XIX веке. М., 2002; Россия и международные режимы безопасности. Сборник работ участников проекта «Российская политическая культура и международное право». М., 1998.

15 См.: Waller J.M. Secret empire. The KGB in Russia today. Boulder, 1994 и др.

16 См.: Попов А. Ю. 15 встреч с генералом КГБ Бельченко. М., 2002; Ельцин Б. Н. Записки президента. М.: «Огонек», 1994; Ельцин Б. Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: ACT, 2000 и др. охраны проявился на рубеже 1990;х гг. — нового ХХТ столетия, что было связано, как представляется с возросшей за последние годы угрозой политической безопасности страны и личной безопасности ее руководителей.17.

В целом историография только складывается, что и определяет дополнительную актуальность и значимость представленного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы с привлечением новых исторических данных проанализировать опыт и специфику работы служб обеспечения безопасности государственных лидеров СССР и Российской Федерации в 1985;1999 гг. путем решения следующих задач: раскрыть исторические традиции обеспечения безопасности первых лиц советского государства и показать особенности работы органов правительственной охраны в условиях перестройкивыявить важнейшие изменения общественно-политической системы России и раскрыть комплекс новых задач органов охраны государственных лидеров в 1990;е гг.;

— определить степень роста террористической угрозы в России в 1990;е гг. и показать связанное с этим расширение спектра охранных задач.

17 См.: От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000; Дроздов Ю. И. Юрий Андропов и Владимир Путин. На пути к возрождению. М., 2001; Медведев Р. А. Время Путина? М., 2001; Медведев Р. А. Владимир Путин — действующий президент. М., 2002; Рар А. Владимир Путин. М., 2002 и др.

Источниковая база исследования включает разнообразные материалы, позволяющие максимально всесторонне рассмотреть процесс обеспечения безопасности государственных лидеров.

СССР и Российской Федерации в переходную эпоху. Учитывая специфику исследуемой темы и практически полное отсутствие прямых опубликованных источников, автор значительное внимание уделил архивным материалам, а так же мемуарам и.

18 воспоминаниям сотрудников правительственной охраны.

Работа с архивными источниками в настоящее время затруднена в связи с отсутствием четкой систематизации материалов 1990;х гг., что относится, главным образом, к фондам текущего архива Федеральной службы охраны. Наряду с Текущим архивом ФСО в диссертации использовались фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), в которых содержатся сведения по политической истории страны 1985;1999 гг.

Наиболее интересным для анализа источником явилась периодика: газеты и журналы, периодические справочные издания, а также электронные СМИ. Основное внимание уделялось изучению опубликованных в центральной прессе сообщений о перемещениях Президента и членов Правительства.

18 См.: Медведев В. Т. Человек за спиной: (Воспоминания руководителя охраны Л. И. Брежнева и М.С. Горбачева). М., 1994; Докучаев М. С. Москва. Кремль. Охрана. М., 1994; Коржаков А. В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интербук, 1997.

РФ, организации встреч на высшем уровне, зарубежных визитах и т. д.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1985 по 1999 гг. Выбор начальных хронологических рамок диссертации связан с активизацией в стране во второй половине 1980;х гг. деструктивных общественно-политических процессов, значительно осложнивших работу правительственной охраны. Переходный период оказал самое непосредственное влияние на работу охранного ведомства в плане существенного расширения спектра выполняемых его сотрудниками задач. Заметная стабилизация в деятельности Федеральной службы охраны проявилась только к концу 1990;х гг., что и определило границы верхних хронологических рамок исследования.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: объективности, историзма, системности, полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. Помимо методологических принципов в исследовании были применены специально-исторические принципы: актуализации, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, а также общенаучные: классификации, статистический, структурно-системный, позволившие в комплексе рассмотреть процесс организации охраны первых лиц СССР и Российской Федерации в хронологических рамках 1985;1999 гг.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что автор впервые в отечественной историографии в рамках кандидатской диссертации исследует структурную эволюцию и важнейшие принципы работы правительственной охраны Российской Федерации в условиях смены политического строя страны и общегосударственного кризиса 1985;1999 гг.

В работе дана высокая оценка работы советских спецслужб, обеспечивавших охрану государственных лидеров страны, показана эффективность взаимодействия различных ведомств обеспечения безопасности членов правительства, высокий уровень подготовки их сотрудников. К недостаткам организации безопасности политических лидеров СССР автор относит зависимость службы охраны (9-е управление КГБ) от единой системы Комитета госбезопасности, ее жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, практически полное отсутствие собственного независимого информационного обеспечения и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки. Негативные последствия, как показало исследование, имело и отсутствие реальной конкуренции. В то же время, по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов служба охраны исключительно полно соответствовала механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. В данной связи автор обосновывает вывод о закономерности серьезной трансформации правительственной охраны вслед за распадом государственной системы в начале 1990;х гг.

В диссертации впервые подробно исследованы обстоятельства структурной перестройки охраны первых лиц государства, вызванные начавшейся в августе 1991 г. реорганизацией, а фактически полным уничтожением КГБ. С учетом новых данных автором показана деструктивная роль в этом процессе В. В. Бакатина, назначенного М. С. Горбачевым, по согласованию с Б. Н. Ельциным, на пост председателя КГБ в августе 1991 г. Стремясь к децентрализации управления правительственной охраны и используя свой опыт развала единой системы МВД, Бакатин привел, по сути, к полной ликвидации личной охраны первых лиц государства, которую в дальнейшем пришлось фактически заново выстраивать А. В. Коржакову.

Научная новизна исследования заключается в выявлении тесной взаимосвязи всех структурных преобразований правительственной охраны в соответствии с изменениями политической конъюнктуры переходного времени. В частности автор обосновывает тот факт, что выделение службы охраны из ведения КГБ и ее преобразование М. С. Горбачевым в Главное управление охраны СССР, подчиненное непосредственно Президенту, было вызвано опасениями лидера страны повторения событий августа 1991 г. Этими же причинами автор объясняет перевод Группа «А» 7 Управления КГБ («Альфа») в личное подчинение М. С. Горбачева.

Автор делает вывод о том, что в условиях децентрализации власти в первой половине 1990;х гг. и неудавшихся попыток генерала армии В. Баранникова консолидировать силовые структуры страны, охрана первых лиц государства была крайне низкоэффективной, что лишь отчасти компенсировалось созданием в конце 1993 г. Службы безопасности Президента России, возглавляемого генералом А. Коржаковым. Исследование показало, что новому специальному органу только к середине 1990;х гг. удалось наладить эффективную физическую охрану Б. Н. Ельцина, тщательно отслеживать угрозы безопасности Президента и осуществлять необходимую агентурно-оперативную деятельностью.

В диссертации доказано, что во второй половине 1990;х гг. основной задачей правительственной охраны становится предотвращение террористической угрозы, борьба с которой становится центральным направлением работы всех спецслужб России, в том числе и Службы безопасности Президента. Успешность деятельности правительственной охраны на данном направлении автор связывает, главным образом, со значительными объемами финансирования и использованием международного опыта решения этих проблем. В числе негативных сторон обеспечения безопасности первых лиц государства автор выделяет слабую работу контрразведки, что, по его мнению, объяснялось иллюзиями окончания «холодной войны» и перехода к равному партнерству со странами Запада.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование дало результаты, которые могут послужить основой для укрепления ныне действующей правительственной охраны, создания эффективной защиты государственных деятелей от всевозможных угроз и вызовов современности. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по истории, политологии и иным дисциплинам высшей школы.

Апробация исследования. Результаты работы были отражены в печатных трудах соискателя, а также нашли применение в ходе его непосредственной профессиональной деятельности. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории Mil ГУ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации проведено комплексное исследование работы правительственной охраны в 1985;1999 гг., показана ее структура и принципы организации. Исследование показало, что служба безопасности имела глубокие традиции, была профессиональной и соответствовала самым высоким стандартам. Сотрудники правительственной охраны проходили специальную подготовку и в совершенстве владели вверенными им средствами защиты. На их вооружении имелось самое первоклассное оружие и специальная техника: автоматы, пистолеты, радиостанции, приборы обнаружения оружия, контроля воздуха, продуктов питания и т. п. Они располагали надежным, хорошо защищенным комфортабельным транспортом: самолетами, вертолетами, автомашинами, катерами, спецвагонами.

Максимальная эффективность работы охраны достигалась за счет продуманного разделения функций ее сотрудников. Главными действующими лицами в службе безопасности советских вождей являлись так называемые «прикрепленные» -начальники личной охраны руководителей, отвечающие за их безопасность и ближайшие помощники — сотрудники выездной охраны, сопровождающие и обеспечивающие безопасность охраняемых лиц во всех местах их пребывания. Тактику своих действий руководители охраны строили в тесном взаимодействии с сотрудниками безопасности на трассах проезда, оперативно-технических служб и обслуживания.

Служба правительственной безопасности строила свою деятельность в тесном контакте с 4-м Главным управлением при Минздраве СССР, медицинский персонал которого — врачи и медсестры, закрепленные за высокими руководителями, обязаны были оказывать содействие сотрудникам охраны. С профессиональной точки зрения достаточно эффективным было взаимодействие работников службы безопасности с экипажами самолетов и вертолетов, бригадами поездов и железнодорожников, перевозивших советских вождей по стране и часто сопровождавших их во время зарубежных визитов.

Одна из важнейших особенностей работы советской службы правительственной безопасности состояла в том, что ее сотрудникам приходилось много внимания уделять урегулированию различных инцидентов, происходивших с членами семьи охраняемого лица (автоаварии и ссоры в общественных местах, нежелательные знакомства, настойчивое стремление со стороны посторонних лиц через родственников найти подходы к охраняемым и т. п.). Проведенный в работе анализ подобных случаев показал, что уровень профессиональной подготовки сотрудников 9-го Управления КГБ СССР и предусмотренные широкие полномочия их деятельности позволяли в короткие сроки локализовать разнообразные конфликты и находить оптимальные пути выхода из трудных ситуаций.

В частности, автор отмечает, что весьма непросто сотрудникам правительственной охраны приходилось при организации зарубежных поездок М. С. Горбачева и его супруги.

P.M. Горбачева была по существу первой из жен советских руководителей, активно участвовавших вместе с мужем в официальных церемониях, поездках по стране и за границу. Она стремилась вести себя просто, казаться сведущей в соблюдении правил этикета, но иногда выходила за их рамки. Часто P.M. Горбачеву показывали впереди мужа или подчеркивали, как она вмешивается в его беседу. Порой этому способствовали средства массовой информации, фотои телекорреспонденты, стремившиеся выдвинуть ее на передний план, показать в ее поведении непривычные стороны. Сотрудники службы правительственной безопасности неоднократно предотвращали назревавшие в данной сфере конфликты и сглаживали существовавшие противоречия.

Руководители службы безопасности и ее подразделений несли основную ответственность за охрану политических лидеров СССР и создание нормальных условий деятельности для всех высоких руководителей страны и зарубежных гостей. Занимаемое ими положение в органах безопасности и выполняемые задачи позволяли быть в курсе многих внутренних и международных событий, мероприятий, проводимых руководством страны, принимать непосредственное участие в делах, скрытых до определенной поры от общественного мнения, быть на виду у охраняемых лиц и знать их ближе и лучше, чем кто-либо другой. Однако в силу особого отбора и профессиональной подготовки сотрудники советской охраны никогда не использовали данную информацию в корыстных целях и даже после отставки политического руководства сохраняли ему личную преданность.

В работе также показано, что проводившиеся в стране экономические и общественно-политические преобразования, начало которым было положено еще на апрельском пленуме ЦК КПСС (1985 г.), привели к дестабилизации общественной жизни, обострили комплекс социальных противоречий и тем самым существенно осложнили задачи правительственной охраны. Ситуация осложнилась настолько, что в 1990 г. даже в Москве было введено карточное снабжение населения продуктами питания (за исключением хлеба). Народное недовольство политикой партии и правительства, в частности — недовольство антиалкогольной компанией, обострившимися межнациональными противоречиями и т. д. потребовало от сотрудников правительственной охраны большей бдительности, особенно при организации встреч государственных лидеров с представителями трудового народа.

Принципиальные изменения в работе службы охраны начались с августа 1991 г., что во многом было связанно с интенсивной сменой ее кадрового состава после неудавшейся попытки государственного переворота. Ускорение этому процессу придало еще и то обстоятельство, что многие сотрудники безопасности, вынужденные выполнять приказы, были арестованы и оказались под следствием. Многие руководители 9-го Управления КГБ и отдельных подразделений охраны, которые не имели отношения к попытке переворота, видя сложившееся положение, сами подали рапорта и ушли со службы на пенсию. Были отстранены от занимаемых должностей и уволены со службы начальник 9-го управления КГБ СССР генерал Ю. С. Плеханов, его заместители генералы В. В. Максенков, М. В. Титков, начальник отдела личной охраны генерал В. В. Алейников и многие другие.

С этого времени начинается общий развал КГБ, до того весьма мощной организации, долгие годы надежно обеспечивавшей государственную безопасность страны и надежную охрану ее лидеров. Особая роль в этом процессе принадлежала В. В. Бакатину, ранее возглавлявшему МВД СССР. В разделе отмечается, что именно Бакатин, стремившийся к сотрудничеству с западными партнерами, передал американским коллегам, в частности, послу США в Москве Р. Страусу информацию и документацию, касающуюся оперативно-технических средств, установленных в американском посольстве, а так же ряд важных сведений, относящихся к организации службы правительственной охраны.

В результате комплекса масштабных реорганизаций силовых структур служба правительственной охраны была существенно ослаблена и в начале 1990;х гт. уровень ее работы не отвечал требованиям безопасности. В частности, в 1991 г. под предлогом ликвидации политического сыска было упразднено 3-е Управление КГБ СССР, занимавшееся защитой конституционного строя и борьбой с терроризмом. Созданное осенью 1991 г. Агентство федеральной безопасности Российской Федерации (АФБ), возглавляемое выступившим на стороне Б.

Ельцина генерал-майором В. Иваненко на данном этапе не могло обеспечить должный уровень безопасности.

Особое внимание в работе уделено работе созданной в 1993 г. Службы безопасности Президента России, возглавляемой генералом А. В. Коржаковым. Автор отмечает, что эффективность работы нового ведомства во многом определялась личностными качествами А. В. Коржакова, сумевшего в кратчайшие сроки подобрать квалифицированный кадровый состав и установить в своем ведомстве необходимую в сложных условиях осени 1993 г. дисциплину. Исследование показало, что Коржаков, являвшийся личным телохранителем Б. Н. Ельцина, пользовался колоссальными полномочиями, далеко выходящими за рамки его статуса. С опорой на архивные материалы и личные воспоминания генерала, автор отмечает, что во время октябрьских событий Коржаков не только руководил охраной Президента, но и лично отдавал приказы, организовывал танкистов и даже руководил арестами.

Автор делает вывод о заметном росте авторитета А. В. Коржакова в Службе правительственной охраны и непрерывном укреплении его позиций. Исследование показало, что, несмотря на отставку, вплоть до публикации своих скандально известных воспоминаний в 1997 г. Коржаков воспринимался Президентом Ельциным и членами его семьи как надежный человек и преданный соратник, способный квалифицированно организовать должный уровень безопасности первых лиц государства.

В работе также отмечается, что в условиях нарастания экономического кризиса, обострения межэтнических конфликтов и неспособности центральной власти эффективно сочетать интересы местного и федерального развития к середине 1990;х гг. новое звучание приобрела террористическая угроза, которая потребовала активизации деятельности службы правительственной охраны. По целому ряду объективных и субъективных причин местом наибольшего сосредоточения террористических групп в стране на протяжении 1990;х гг. оставалась Чечня. В 1990;е гг. «профессия» боевика оказалась в республике наиболее престижной. Повернуть молодое поколение чеченцев к задачам восстановления хозяйства, рутинному труду на производстве или в сельском хозяйстве власть не смогла. Чеченцы находились на таком этапе своего исторического развития, когда повышенная конфликтность, агрессивность ко внешнему окружению являлась доминирующей чертой их социального поведения. В этих условиях тяга к столкновениям, к силовому преодолению препятствий при решении повседневных проблем этнического самоутверждения стала непреодолимой. Неслучайно полевые командиры вооруженных формирований Чечни неоднократно заявляли о своем намерении совершить теракты в отношении первых лиц Российской Федерации, и, в частности, в отношении Б. Н. Ельцина и В. В. Путина.

Поскольку эффективная работа Службы правительственной безопасности не позволила представителям международного терроризма реализовать свои угрозы в адрес государственных лидеров Российской Федерации, основной удар боевиков был направлен на физическую ликвидацию верных России местных руководителей в Чечне, Дагестане, Калмыкии и других регионах.

Юга страны. О масштабах угрозы терроризма свидетельствовал штурм здания Госсовета Республики Дагестан в Махачкале, произведенный 21 мая 1998 г. силами двухсот боевиков. Зачинщиками погрома назвали депутата Госдумы Надира Хачилаева и группу радикально настроенных исламистовваххабитов. Слабость государственной системы России проявилась в том, что из данной угрозы безопасности стране ее руководству не были извлечены уроки. Хачилаев остался депутатом Госдумы, никто из боевиков не понес наказание.

В разделе автор показывает, что в 1990;е гг. приняли массовый характер убийства судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих, крупных руководителей предприятий и организаций, известных ученых, депутатов Законодательных собраний. В октябре 1995 г. было совершено покушение на главнокомандующего группировкой Федеральных войск в Чечне А. Романова. Постоянно увеличивались факты похищения людей: в 1994 г. их было 500, в 1996 гг. — уже 766. 1997 г. превзошел два предыдущих года вместе взятые. Не ослабевала проблема предупреждения захвата заложников, возможных проявлений экологического и ядерного шантажа и терроризма. Выдвигаемые временем новые задачи обеспечения безопасности первых лиц страны, требовали от Службы правительственной охраны оперативного реагирования, высокопрофессиональной подготовки и напряженной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ.
  2. Государственный архив Российской Федерации. ГАРФ. Ф. 428. ГАРФ. Ф. 4372. ГАРФ. Ф. А-605.
  3. Российский государственный архив новейшей истории РГАНИ. Ф. 4. РГАНИ. Ф. 5. РГАНИ. Ф. 89.
  4. Текущий архив Федеральной службы охраны Коллекция документов
  5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации -России. М.: Известия, 1993. 127 с.
  6. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990−1993. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1990−1993. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1990−1993.
  7. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП). 1993−1999.
  8. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 1993−1999.
  9. Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1990−1993.
  10. Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью". Утверждена приказом МВД Российской Федерации № 299 от 14.11.94 г.
  11. Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. М., 1995.
  12. Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции утверждена приказом МВД России № 231 от 14.08.92 г.
  13. Милицейское законодательство в России: Сборник нормативных актов/ Сост. В. В. Черников. М.: ЮРАЙТ, 2000. -660 с.
  14. Новые законы и нормативные акты. М., 1998.
  15. Новые законы и нормативные акты. М.: Российская газета, 1997.-79с.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации «О заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» № 653 от 29 июня 1995 г. // Российская газета. 1995. 18 июля.
  17. Правоохранительные органы: Сборник законов / Сост. И. И. Овчинников. М.: ТОО «Иван», 1994. 383 с.
  18. Приказ МВД России от 22.06.99 г. № 456. «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг».
  19. Приказ ФСНП РФ и МНС РФ от 15 ноября 1999 г. № 409. АП-3−16/359.
  20. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. с. 616.
  21. Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.
  22. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД Российской Федерации в 1996 году (Отчёт перед гражданами Российской Федерации). М., 1997.
  23. Криминальный режим. Чечня, 1995 г.: Факты, документы, свидетельства. М.: Кодекс, 1995. — 95 с.
  24. Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М.: Республика, 1995. 657 с.
  25. Преступность и правонарушения в СССР: Статистический сборник- 1989/ МВД СССР, Минюст СССР, Прокуратура СССР. М.: Юрид. лит., 1990. 111 с.
  26. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994−2000.
  27. Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М.: Госкомстат, 1999.-416 с.
  28. Сборник статистических материалов, 1990. М.: Финансы и статистика, 1991.-351 с.
  29. Состояние преступности в России за январь-декабрь 1999 г. М., 2000.
  30. Справочник милиционера: Нормативные акты, комментарии, рекомендации/ Под ред. В. И. Николаева. М.: ИНФРА, 1998.-248 с.
  31. Строгий надзор налоговых служб. Что и как проверяют налоговая инспекция и налоговая полиция. Законодательные и нормативные документы, разъяснения, рекомендации. М.: Российская газета, 1996.
  32. Судебная статистика: преступность и судимость. М., 2002.с.15.
  33. Уровень нашей жизни в 1913—1993 гг. Аналитический справочник/ Сост. В. М. Уралов. М.: Б.и., 1995. 47 с.
  34. В.И. Государственная безопасность и время (19 511 986). М., 2001.
  35. И.В. Государственная политика в отношении депортируемых народов 1930 -1950. М., 1998.
  36. Г., Бабин Н. Общественность и укрепление социалистического правопорядка//Коммунист. 1960. № 10. Антонов Овсеенко А. Берия. М.: ACT. 1999. Антонов — Овсеенко А. Маршалы Сталина. М., 1998
  37. Антонов Овсеенко А. Театр И. В. Сталина. М., 2000. Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. М., 1998. Басов А. В., Гутенмахер Г. И. Персидский коридор.// Военно-исторический журнал. 1994, № 1
  38. Берия (Гегичкори) С. Л. Мой отец Лаврентий Берия. М.: Современник, 1994.
  39. Берлинская (Потсдамская) конференция. М., 1984. Бобренев В., Рязанцев В. Варсанофьевские призраки.// Родина. 1995, № 11.
  40. Бой продолжается. Рассказы о калужских чекистах. Тула, 1987.
  41. Н.Ф. Берия Сталину: «Согласно вашему указанию.» М., 1993.
  42. М.Е. Чекисты. Омск, 1987.
  43. И.В. Военно-промышленный комплекс СССР // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М., 1997.
  44. А. Нераскрытые тайны. М., 1993 Валихновский Т. У истоков борьбы с реакционным подпольем в Польше. 1944 1948. Киев, 1984.
  45. В.И. Избранное, т.1. М.: Издательство АН СССР, 1954.
  46. Войска называются внутренними. Краткий исторический очерк. М., 1982.
  47. Волкогонов Д А. Триумф и трагедия. М., 1990, т.2. Вольфсон Ф. И., Зонтов Н. С., Шушания Г. Р. Антропов П.Я. М.: Наука, 1985.
  48. Всегда на боевом посту. Тула, 1985.
  49. Вымпел: Группа специального назначения КГБ СССР: Факты, воспоминания, свидетельства, судьбы. М., 1997.
  50. В.А., Малков В. Д. Руководство КПСС основа научной организации управления в органах внутренних дел. М., 1972.
  51. Я.И. Королев: Факты и мифы. М.: Наука, 1994.
  52. И.Н. Кульминация.// Спутник. 1990, № 4.
  53. И.Н. Российский научный центр Курчатовский институт. Неопубликованные рукописи. М., 1992.
  54. И.Н., Смирнов Ю. Н. Это начиналось в Замоскворечье. М.: Институт Атомной энергии им. Курчатова, 1989.
  55. О.А., Эндрю К. КГБ. Разведывательные операции от Ленина до Горбачева. М., 1999.
  56. М.М. Откуда угроза. // Военно-исторический журнал. 1989, № 2
  57. Государственный Комитет обороны.// Вестник архива президента Российской Федерации. 1995, № 2.
  58. ГУЛАГ в годы Великой Отечественной Войны // Военно-исторический журнал. 1991, № 1.
  59. А.А. государственная деятельность Л.П. Берия в1953 г. Материалы научно-практической конференции: «Роль личности в истории Отечества». М., 1993. Вып.1.
  60. А. А. Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М.: Росспэн. 2001.
  61. А.А. Сталинское Политбюро в послевоенные годы. Статья в сборнике: Политические партии. Страницы истории. М.: Издательство Московского университета, 2000.
  62. А.А., Леонов С. В. и др. История России. В 2-х томах. М., 1995.
  63. М. Лицо тоталитаризма. М., 1991.
  64. В.Ф. Воспоминания. В 2-х томах. М., 1997.
  65. Еврейский антифашистский комитет в СССР 1941 1948. М., 1996.
  66. Ю.Н. Маршал индустрии: Биографический очерк об А. Р. Завенягине. Челяб.: Юж.Уралск. кн. Издательство, 1982.
  67. И.Ф. Строительство и пуск первого в Советском Союзе атомного реактора. М.: Атомиздат, 1978.
  68. Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М.: Терра, 2000.
  69. Н. Вожди на мушке. Теракты и инсценировки. Минск, 1996.
  70. Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневностью 1945 1953 гг. М., 2000.
  71. Г. М. Депортация народов СССР.М., 1994.
  72. П. И. Докладывала точно. // Военно -исторический журнал. 1990, № 5.
  73. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1945.
  74. История дипломатии. М., 1975, т.4.
  75. . И. ОУН на службе у фашизма // Военно-исторический журнал. 1991, № 5.
  76. С.В. По тревоге: рассказ уполномоченного ГКО Кафтанова // Химия и жизнь. 1985, № 6.
  77. КГБ открывает тайны. СПб., 1992.
  78. КГБ: вчера, сегодня, завтра. Международные конференции и круглые столы. М., 1995, 1997.
  79. Г. В. Исповедь генерала конструктора. М.: Современник, 1996.
  80. Д.В. Государственная деятельность Л.П. Берия (19 391 953 гг.). М., 2002.
  81. В.А. Два сталинских наркома. М., 1995.
  82. В. В. История отечественных органов безопасности. М., 1998.
  83. Г. Дело врачей // Родина. 1994, № 7.
  84. Г. В. В плену у красного фараона. М., 1994.
  85. Г. В. Идеологические войны второй половины 40-х годов: псевдопатриоты против псевдокосмополитов // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.2. М., 1997.
  86. П.А. История Российского терроризма. М., 1995.
  87. B.C. Тайны Кремлевской охраны. Минск, 1998.
  88. В.Г. Я был агентом Сталина: Записки советского разведчика. М., 1996.
  89. Крымская конференция. М.: Политиздат. 1979.
  90. Кто руководил НКВД 1934 1941. Справочник. М.: Звенья.1999.
  91. И.В. Избранные труды в Зт. т.З. Ядерная энергетика. М. Наука, 1984.
  92. В. Следствие прибегло к извращенным приемам.// Источник. 1993, № 4.
  93. .В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1983.
  94. Н.Р. Укрепление законности и правопорядка в общенародном государстве программная задача партии. М., 1964.
  95. Л.М. Председатели КГБ. Рассекреченные судьбы. М., 1999.
  96. Московские чекисты в обороне столицы 1941—1942.// Военно-исторический журнал. 1991, № 1.
  97. Р.С. Развитие системы управления ОВД СССР. М., 1979.
  98. Нам имя — дзержинцы. Изд. Политуправления ВВ МВД СССР. М., 1984.
  99. О.Н. Репрессии против командного состава РККА. 1937−1941. М., 1993.
  100. Национальные военные формирования: вчера, сегодня, завтра.//Военно-исторический журнал. 1990, № 5.
  101. Неизвестная инициатива Хрущева // Отечественные архивы. 1993, № 2.
  102. В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГГГУ-НКВД-МВД. М., 1983.
  103. Новиков В Н. Шефство Берии. Берия: конец карьеры. М., 1991.
  104. Л.А. На историческом перепутье.// Вопросы истории КПСС. 1990, № 1
  105. А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.
  106. С.Н. Осень 1939. К вопросу о польских военнопленных.// Военно-исторический журнал. 1989, № 5.
  107. Очерки истории российской внешней разведки.: В бт.т.- т.4. 1941 1945 годы. М.: Международные отношения, 1999.
  108. И.С. Первый советский атомный реактор. Советская атомная наука и техника. М.: Атомиздат. 1967.
  109. А.А., Тумшис М. А. Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК. М., 2001.
  110. М.Г. Первые годы атомного проекта.// Химия и жизнь. 1985, № 5
  111. М.Г. У истоков урановой эпопеи.// Техника -молодежи. 1975, № 6, № 7.
  112. С. Бомба. Тайны и страсти атомной преисподней. М., 1995.
  113. Р.Г. Советский Союз: История власти, 1945−1991. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
  114. Н.Д. Смертоносцы. // Военно-исторический журнал. 1991, № 3.
  115. Полная и окончательная победа социализма в СССР. Сборник статей. М., 1963.
  116. .С., Оппоков В. Г. Бериевщина.// Военно-исторический журнал. 1990, № 11, № 12, 1991, № 1.
  117. Последняя болезнь Сталина. Из отчётов МГБ СССР о настроениях в армии весной 1953 года // Неизвестная Россия. XX век. Кн. 2. М., 1992.
  118. В. Лаврентий Берия и перестройка. Кубань. 1990.12.
  119. В.П. Войска НКВД на Кавказе 1941 1945. СПб., 2000.
  120. М.С. Абрам Федорович Иоффе. Ленгр.: Наука, 1964.
  121. . Сто дней «лубянского маршала» // Источник. 1993, № 4.
  122. В.М., Френкель В. Я. ФТИ имени А.Ф. Иоффе в годы войны.// Вопросы истории, естествознания и техники. 1975, № 2.
  123. Участие СССР в Корейской войне // Вопросы истории. 1994, № 11, № 12.
  124. А.С. Подвиг Клауса Фукса // Военно-исторический журнал. 1991, № 1.
  125. Ф.Т. Записки старого чекиста. М., 1964.
  126. О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30 е годы. М., 1996.
  127. Д. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939 -1956. Перевод с англ. Новосиб.: Сибирский хронограф, 1997.
  128. Хрущев и Украина. Киев, 1995.
  129. Чекисты Красноярья. Сборник. Красноярск, 1987.
  130. Чекисты рассказывают. Сб. Кн.1−8. М., 1970−1991.
  131. М. Развитие теории стратегии наступательных операций в 1945 1953.// Военно-исторический журнал. 1976, № 8
  132. A.M. Телохранитель: Приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг. М., 1998.
  133. Н.Ф. По закону и совести. М, 1979.
  134. Т.М. КПСС и органы охраны правопорядка. М., 1979.
  135. Шевякова В В. Мероприятия Коммунистической партии по дальнейшему укреплению и совершенствованию советскогогосударственного аппарата в РСФСР (1953−1957 гг.). Дисс. .канд. ист. наук. М., 1958.
  136. А.И. История формирования и деятельности Дальстроя в 1931 1941. Магадан, 1997.
  137. А.Н. Горькая чаша: Большевизм и Реформация России. Верх.-Волж. кн. изд. 1994.
  138. А.С. Советские самолеты. М.: Наука. 1979.
Заполнить форму текущей работой