Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация государственной политики в области охраны и защиты семьи, материнства и детства в Хакасии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Семья и семейная политика в Псковской области: Сб / Под ред. Васильевой Н. В., Архангельского В. Н. Псков: Псковский областной ин-т усовершенствования учителей, 1994; Баразгова Е. С., Козловская О. В. Семейная политика: проблема субъекта // Семья в России. 1998. № ¾. С. 34−51- Артюхов A.B. Семейная политика на Российском Севере // Семья в России. 1999. № ½. С.5−11- Государственная семейная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-правовой аспект формирования политики государства в отношении семьи, материнства и детства в Хакасии в 1981—2007 гг.
    • 1. 1. Становление и развитие государственной семейной политики в 19 812 007 гг
    • 1. 2. Состояние социально-экономического и демографического развития в
  • Хакасии в 1981—2007 гг.
  • Глава 2. Реализация государственной семейной политики в Хакасии в 1991 -2007 гг
    • 2. 1. Государственная политика в отношении семьи в Республике Хакасия в 1991 -2007 гг
    • 2. 2. Реализация региональной политики в отношении детства в 1991 — 2007 гг
    • 2. 3. Политика Республики Хакасии в отношении материнства в

Реализация государственной политики в области охраны и защиты семьи, материнства и детства в Хакасии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документовукрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики. Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, старением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией. Продолжается падение уровня жизни большинства населения России, растут безработица, преступность, алкоголизм, наркомания, неуверенность в завтрашнем дне.

На современное состояние российской семьи негативное влияние оказали реформы 1990;х гг. Многие семьи, лишившись опеки государства, не сумели адаптироваться к новым условиям существования, оказались не подготовленными к новым социально-экономическим реалиям. Это привело к дезорганизации жизни семей, росту нестабильности браков, разрушению нравственно-этических норм и традиций.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Поэтому в 1993 г. была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, а ' в 1996 г. подписан Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики», ориентирующие комплексную деятельность государства по поддержке института семьи в целом. И только в 2000;х гг. в регионах России стали приниматься целевые программы по охране и защите семьи, материнства и детства. В 2007 г. в Республике Хакасия была принята Концепция семейной политики.

Современная политика государства в отношении семьи, материнства и детства должна быть направлена на возрождение института семьи. Поэтому эффективность мер семейной политики зависит и от опыта регионов, так как ответственность субъектов Российской Федерации за социально-экономическое развитие существенно возросла.

За последние несколько лет в Хакасии накоплен большой опыт по реализации политики в отношении семьи, материнства и детства, который требует тщательного изучения и обобщения.

Степень научной разработанности проблемы.

В истории изучения проблемы реализации государственной политики в сфере охраны и защиты семьи, материнства и детства в 19 812 007 гг. можно выделить два периода: советский — 1980;е гг. и современный — 1991;2007 гг.

В 1980;е гг., когда, по сути, был создан основной каркас действующей системы мер семейно-ориентированной политики, вопросы реализации государственной семейной политики не были выделены в качестве самостоятельной научной проблемы. Исследования этого периода носили социологический характер. Социологами были введены в научный оборот сложные теоретические понятия, созданы типологии и классификации семьи. В этот период усилилось внимание специалистов к таким проблемам, как образ жизни семьи, эмоциональные и духовные отношения супругов, конфликты, распределение обязанностей, помощь семье со стороны общества. 1 К началу 1980;х гг. возросло число работ, посвященных молодым семьям и воспитанию детей в неблагополучных семьях. Вместе с тем сократилось количество публикаций по таким темам,.

1 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы, тенденции, методологии и методики. М.: Наука, 1989. С. 8−9. как современные брачные отношения, институт семьи в современных условиях, правовые аспекты брачно-семейных отношений и др.

Так, в работах А. Г. Харчева, JI.E. Дарского, М. С. Мацковского, А. Г. Вишневского, А. Я. Кваши, С. И. Голода, А. Г. Волкова были выявлены основные тенденции развития советской семьи, прослежена эволюция государственной семейной политики в советский период, определены методологические подходы к изучению семьи.1 В качестве источниковой базы авторы впервые использовали результаты переписи 1979 г.

В начале 1980;х гг. проблемы семьи рассматривались с различных позиций: демографических, правовых, социальных и т. п. Так, А. Г. Харчев в работе «Брак и семья» (1983), рассматривал семью как систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, «социальная необходимость которых обусловливалась потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».2.

В этот период был опубликован ряд исследований, посвященных правовым основам брачно-семейных отношений, охраны детства. В работе Ю. А. Королева, опубликованной, в 1981 г., раскрываются правовые основания регулирования1 брачно-семейных отношений, особенности государственного и общественного воздействия на них. Автор делает вывод о единых целях морали и права в решении вопросов брака и семьи с учетом исторического опыта.4.

A.M. Нечаева одна из первых подняла проблему деятельности государственных органов в сфере охраны детства, т. е. фактически затронула вопрос о реализации государственной политики в сфере детства.

Харчев Л. Г. Семья и общество. М., 1982; Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984; Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы, тенденции, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

2 Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1983.

3 Королев Ю. А. Конституция СССР — правовая основа построения брачно — семейных отношений. М.: МГУ, 1981. 192 е.- Нечаева A.M. Правовая охрана детства в СССР // Материалы Всесоюзной практической конференции «Проблемы советского семейного права». M., 1987; Нечаева A.M. Брак, семья, закон. М., 1984.

4 Королев Ю. А. Конституция СССР — правовая основа построения брачного семейных отношений. М.: МГУ, 1981. 192 с.

Она отмечает, что правовая охрана материнства и детства — это два взаимосвязанных направления деятельности, которые необходимо рассматривать в комплексе1.

Необходимо отметить, что в 1986 г. Институтом социологических исследований была предпринята первая попытка изучения семейной политики советского государства. Под редакцией М. Г. Панкратова вышел в свет сборник статей «Семья как объект социальной политики».2 Однако в этих работах семейная политика сводилась в основном к сфере брачно-семейных отношений.

Во второй половине 1980;х гг. для характеристики семьи, материнства и детства были использованы демографические — сведения. Опираясь на демографические данные, J1.E. Дарский одним из первых стал изучать проблему внебрачной рождаемости в стране.

В 1989 г. вышла работа М. С. Мацковского «Социология семьи: проблемы, тенденции, методологии и методики"4. Заслугой автора является комплексный анализ истории изучения семьи и выявление неизученных или малоизученных проблем семьи, материнства и детства. К наиболее исследованным вопросам в социологии в советский период он относил следующие проблемы: семья и воспроизводство населения, воспитание детей дошкольного возраста, помощь семье со стороны общества, профессиональная и общественная деятельность женщин и семья, специфика городской и сельской семьи, методические проблемы исследования семьи, построение моделей семьи5.

С начала 1990;х гг. начался новый этап в развитии научных взглядов в отношении семьи. Он связан с тем, что из социальной и демографической политики государства была выделена семейная Нечаева A.M. Правовая охрана детства в СССР // Материалы Всесоюзной практической конференции «Проблемы советского семейного права». М., 1987.

2 Семья как объект социальной политики / Отв. ред. М. Г. Панкратов. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

3 Дарский Л. Е. Влияние брачной структуры на уровень рождаемости // Методология демографического прогноза / Отв. ред. А. Г. Волков. М.: Наука, 1988. С. 17−30.

4 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы, тенденции, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

5 Там же. С. 111−113. политика. Перед государством остро встала проблема создания концепции семейной политики. Появились исследования, в которых стала освещаться государственная политика в сфере охраны и защиты семьи, материнства и детства.

В работе А. Г. Вишневского «Эволюция семьи и семейная политика"' были выделены и охарактеризованы этапы формирования семейной политики государства в советский период. Автор рассматривал семью как объект государственной демографической политики. По его мнению, такие демографические показатели как рождаемость, брачный возраст и т. д. показывают степень благополучия семьи в обществе и общества в целом. Таким образом, А. Г. Вишневский в* начале 1990;х гг. оставался на позициях традиционного подхода, т. е. не рассматривал семейную политику как самостоятельную.

Кроме этого, в начале 1990;х гг. были опубликованы первые работы, критиковавшие государственную политику в отношении семьи в советский период. По мнению исследователей, рост демографических показателей в 1980;е гг. зависел от государственной поддержки семье. Этой точки зрения придерживался О. Д. Захаров, который, считал, что размер ущерба, нанесенного всей демографической динамике в России непродуманной политикой 80-х гг., вполне сопоставим с демографическими катастрофами предвоенных и военных лет." С мнением О. Д. Захарова соглашались Л. Е. Дарский, Е. М. Андреев, Т. Л. Харькова. В своей работе «Население Советского Союза: 1922;1991», опубликованной в 1993 г., они приходят к выводу, что небольшое увеличение вероятности вторых, третьих и четвертых рождений действительно имело место, и повышение показателей строго следовало во времени за мерами помощи семьям, которые вводились на разных территориях в разное время.3.

1 Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. Вишневский А. Г. М.: Наука, 1992.

2 Захарова О. Д Эволюция рождаемости в России в XX веке. М.: ИСПИ РАН, 1993. С. 60.

3 Андреев Е. М., Дарский Л. Е., Харькова Т. Л. Население Советского Союза: 1922;1991. М.: Наука, 1993.С.85.

Проблемы планирования, условий жизни семьи, репродуктивной функции женщин, охраны здоровья семьи исследовали в 1990;е гг. А. И. Ляшенко, В. Н. Бобков, Л. Ф. Безлепкина, В. Д. Ермаков, И. А. Зимняя и др.1 Необходимо отметить, что эти проблемы рассматриваются как одно из направлений демографической политики государства.

В середине 1990;х гг. появились исследования В. А. Борисова, В. В. Елизарова, которые провели анализ государственной политики в отношении семьи.2 Они подчеркивали, что не может быть единой семейной политики, а должно быть либо множество политик, отражающих о многообразные функции семьи, либо «нейтральная» политика, поддерживающая всю семью, стимулирующая функции деторождения.4.

Аналитическое исследование в 1996 г. было проведено А. Б. Синельниковым и В. А. Борисовым, которые критически оценили политику государства в отношении, семьи, проводимую в 1980;е гг. Они пришли к выводу, что меры, проводимые государством в отношении повышения рождаемости, были неэффективные, а повышение рождаемостинезначительным и кратковременным5.

Значительную роль в< развитии научного обоснования государственной семейной политики сыграли работы Г. И. Климантовой, вышедшие в начале 2000;х гг.6.

На современном этапе в изучении вопросов государственной семейной политики большое место продолжают занимать теоретические.

1 См.: Ляшенко Л. И. Состояние и перспективы становления государственной службы социальной помощи семье в России (начало 90-х годов) // Социальная работа. Вып.2. М., 1992; Бобков В. Н. Уровень жизни населения в период реформ: Оценка, измерение, пути стабилизации // Свободная мысль. 1993. № 16- Безлепкина Л. Ф. Государство и дети // Семья в России. 1994. № 2- Ермаков В. Д. Некоторые актуальные вопросы социальной и правовой защиты детей в современной России // Права ребенка. 1997. № 1. С. 14−19- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание — проблема современного образования в России: состояние, пути решения. М., 1999 и др.

2 Елизаров В. В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. 1995. № 1−2. С. 94−105.

3 Борисов В. А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. № 1−2. С.69−73.

4 Елизаров В. В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. 1995. № 1−2. С. 94−105.

5 Борисов В. А., Синельников А. Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ // НИИ Семьи Минсоцзащиты России. М., 1996. С. 69.

0 См.: Климантова Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. М.: Триада ЛТД, 2001; Климантова Г. И. Государственная семейная политика в современной России. М., 2004. исследования, которые позволяют выделить целое направление в изучении семьи, материнства и детства — «социология семьи». По мнению C.B. Дармодехина, особо следует выделить работу «Социология семьи», в которой обоснованы предмет социологии семьи как особой сферы научных знаний, ее место среди других гуманитарных дисциплинрассмотрены социальные проблемы семьи и сущностные особенности ее как особого социального института^.

Особого внимания заслуживают научные работы академика РАН C.B. Дармодехина, который рассматривает семейную политику как самостоятельное направление государственной деятельности, имеющее свой предмет — «совокупность специфических проблем семьи, характеризующих ее как социальный институт».2.

Послание Президента Российской Федерации в 2006 г., в котором проявилась пронаталистическая политика, нашего государства, привело в новой волне интереса ученых к изучению отечественного и зарубежного опыта семейной политики.

Демографические перспективы современной российской' политики рассматривает в своих работах В. И'. Переведенцев. Автор считает, что увеличение числа рождений с 2005 г. связано не с эффективной государственной политикой, а с тем, что в детородный возраст вступило многочисленное поколение, рожденное в 1980;е гг. Кроме того, сравнив суммарный коэффициент рождаемости в России с другими странами мира, как Запада, так и Востока, ученый приходит к выводу, что для решения демографической проблемы, наше государство должно перейти от о однодетной семьи к двух-трехдетной. Необходимо отметить, что данную точку зрения поддерживают большинство исследователей.

1 Дармодехин C.B. Семья в системе социальных отношений современного общества // Мир психологии. 2008. № 3. С. 161- См: Социология семьи: Учебник / А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др./ Под ред. А. И. Антонова. 2-е изд., перераб и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.

2 Дармодехин C.B. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России. 1995. №¾. С.5−25. Дармодехин C.B. Семья в системе социальных отношений современного общества//Мир психологии. 2008. № 3. С. 163.

3 Переведенцев В. И. Демографические перспективы России // СоцИс. 2007. № 12. С. 5 — 28. демографической политики России. Работе В. И. Переведенцева, вторит исследование В. В. Пациорковского и В. В. Пациорковской, которые считают, что большая традиционная семья и ее «автономное жилище» являются важнейшими характеристиками того уклада жизни, который может обеспечить устойчивое демографическое развитие.1 Но при этом авторы ссылаются на высокую мотивацию рождения в семье 2-го и последующего ребенка на примере республик Дагестана и Ингушетии, где явление многодетности считается нормой.

Работы, рассматривающие современную семейную политику, также имеют, преимущественно, социологическую направленность. С 2008 г. появляются исследования, затрагивающие такой аспект реализации семейной политики как материнский' капитал. Безусловно, говорить об эффекте мер, принятых государством для поддержки семьи после 2006 г. еще рано, но уже появились работы, рассматривающие этот вопрос в комплексе. Так, например, A.A. Быстровым было проведено исследование, в котором автор выявил непоследовательность политики государства в отношении семьи, материнства и' детства.2 Автор считает, что «с одной стороны, государство нисколько не препятствует распространению идеологии малодетности, с другой — показывает свою заинтересованность в многодетности и даже готово платить за нее».3.

Особое внимание при изучении современной семейной политики заслуживает работа В. А. Козлова «Институциональный подход к разработке семейной политики» (2010). Автор, проведя анализ имеющихся в стране программ, пришел к выводу, что для преодоления кризиса семьи в России необходимо привлечение к реализации семейной политики государства коммерческих структур, причем не только в качестве донора, но и в качестве партнера.4.

1 Пациорковский В. В., Пациорковская В. В. Большая семья в демографической ситуации России // СоцИс. 2009. № 3. С. 127.

2 Быстрое A.A. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // СоцИс. 2008. № 12. С. 91 —96.

3 Там же. С. 91.

1 Козлов В. А. Институциональный подход к разработке семейной политики. М., Институт экономики,.

Изучив особенности современной российской семьи, И. Ф. Дементьева пришла к выводу, что основным выходом из сложившейся ситуации может стать только социальная поддержка семьи государством.1 Такой же точки зрения придерживается Ф. А. Мустаева, которая занимается исследованием семьи в условиях мирового финансово-экономического кризиса.2.

Вопросы реализации семейной политики на региональном уровне исследовали такие ученые, как В. Н. Архангельский, Н. В. Васильева, Е. С. Баразгова, О. В. Козловская, М. В. Гордеева, В. В. Терехина, JT.B. Гришина, A.B. Артюхов и другие.3.

Как считает C.B. Дармодехин, проводимые исследования не дают достаточной научной информации для принятия, необходимых государственных решений, создания современных стратегий и технологий семейной политики.4.

Сущность семьи, семейной политики в настоящее время исследуется как в рамках социологического, так и рамках исторического подходов. В первом случае исследователи призваны ответить на вопрос, что есть современная семьяво втором случае — показать, почему было достигнуто то состояние, в котором находится объект исследования.5 В современной научной практике преобладают труды, ориентированные на изучение тех или иных сторон этого социального института, определенного типа семьи.

2010. 51 с. Дементьева И. Ф. Социальное самочувствие семьи//СоцИс. 2008. № 9. С. 102−109.

2 Мустаева Ф. А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. 2009. № 7. С. 109 — 113. Мустаева Ф. А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса // СоцИс. 2010. № 7. С. 66 — 69.

3 См.: Семья и семейная политика в Псковской области: Сб / Под ред. Васильевой Н. В., Архангельского В. Н. Псков: Псковский областной ин-т усовершенствования учителей, 1994; Баразгова Е. С., Козловская О. В. Семейная политика: проблема субъекта // Семья в России. 1998. № ¾. С. 34−51- Артюхов A.B. Семейная политика на Российском Севере // Семья в России. 1999. № ½. С.5−11- Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей / М-во труда и социал. развития РФ, Депортамент по делам семьи, детей и молодежи / Ред.- сост. Тасеев В. Б. / Под общ. ред. Гордеевой M.B., Терехиной В. В. М., 1999; Гришина Л. В. Перспективы развития семейной политики в Московской области // Семья в России. 1999. № ½. С.12−16- Артюхов A.B. Государственная семейная политика и ее особенности в России // СоцИс. 2002. № 7. С. 108−110. Дармодехин C.B. Семья в системе социальных отношений современною общества // Мир психологии. 2008. № 3. С. 162.

5 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. С. 18. или определенной проблемы, связанной с ней, экономического положения и социального статуса семьи, демографических установок и демографического поведения ее членов.1 Авторами данных исследований являются такие ученые, как А. И. Антонов, М. С. Мацковский, В. А. Медков, В. В. Бодрова и др.2.

Среди исследователей исторической науки изучением семейной политики занимаются А. Д. Плотников, К. В. Иванов, C.B. Королев, И. А. Уварова, A.B. Кучеренко и др.3.

В Хакасии комплексных исследований, посвященных институту семьи и семейной политики до настоящего времени не проводилось.

Первой работой, в которой затрагивалась проблема рождаемости в Хакасии в конце 1970;х — 1980;х гг., стала монография В. А. Кышпанакова «Население и трудовые ресурсы Хакасии», изданная в 1989 г. Однако рождаемость рассматривалась в рамках демографических процессов, но не как одна из составляющих государственной семейной политики. В. А. Кышпанаков приходит к выводу о том, что причиной роста населения в 1980;е гг. стала* не политика государства, а структурный фактор, в частности интенсивный приток мигрантов в-Хакасию.4.

Проблемами современной хакасской семьи в 1990;е гг. занимался В. М. Мамышев. На основе опроса населения с. Кызлас Аскизского района.

1 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. С. 19.

2 См.: Антонов, А. И. Микросоциология семьи: микросоциология исследования структур и процессов. М.: ИД «Nota Вепе», 1998. Демографические процессы в России XXI века / Антонов А. И, Медков В. В. и др. — М., Грааль, 2002. — 168 е.- Бодрова В. В., Бодрова E.H. Политика народонаселения, настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения. Сборник докладов. Книга 2 /Ред. В. В. Елизаров, В. Н. Архангельский — М., МАКС Пресс, 2005. — с. 101 -111.

3 Плотников А. Д. Государственная семейная политика в Российской Федерации: тенденции формирования и реализации в 90-х годах XX века: автореферат дис.. д-ра ист. наук. М., 2001. 50 с. Кучеренко A.B. Государственная социальная политика в области защиты материнства и детства: 1990;е гг.: автореферат дис.. канд. ист. наук. М., 2005. 22 е.- Королев C.B. Формирование и реализации государственной семейной политики на рубеже XX—XXI вв.еков (на примере Удмурсткой Республики): автореферат дис.. канд. ист. наук. Ижевск, 2007. 26 е.- Иванов К. В. Государственная социальная политика РФ в 1991;1999 гг: автореферат дис. .канд. исторических наук: 07.00.02. М., 2009. 32 с. Уварова И. А. Проблемы и специфика реализации социальной государственной семейной политики в регионах Крайнего Севера РФ на этапе реформ: исторический аспект: автореферат дис. .канд. исторических наук: 07.00.02. М., 2004. 28 с.

4 См.: Кышпанаков В. А. Население и трудовые ресурсы Хакасии. Абакан: Хакасское отделение Красноярского кн. изд-ва, 1989.

Республики Хакасии, проведенного в 1993 г., автор пришел к выводам об уменьшении среднего размера хакасской семьи, об ослаблении репродуктивной функции семьи, уменьшении числа работающих членов семьи, низком уровне адаптации хакасской семьи к рыночной экономике. Таким образом, исследования 1990;х гг. в большей степенираскрывали отрицательную динамику развития национальной семьи в Хакасии.'.

В 2006 г. в Хакасии прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Семья в развивающейся России: исторический опыт, проблемы и перспективы», на которой обсуждались разные аспекты проблемы семьи в России и в Хакасии." .

Проблемысельской семьи затронул в своей статье Г. М. Шапошников, поддержки студенческих семей на муниципальном уровне — H.A. Никиташина, Е. В Рукосуева, хакасской семьи — Л. В. Анжиганова, о.

Н.В. Тутаркова, K.M. Торбостаев. и др. Наиболее интересной является* статья K.M. Торбостаева, В. Н. Тутарковой «Межэтнические браки хакасов (динамика и современное состояние)», в которой отмечается рост гомогенных браков в 2000;х гг. В целом, в сборнике были лишь обозначены актуальные проблемы семьи и семейной ¦ политики в современной России. Однако детально и глубоко они раскрыты не были.

Подводя итоги, следует сказать, что для позднесоветского этапав историографии семейной политики было характерно изучение указанной проблемы с точки зрения демографии, причем вопрос о демографическом-кризисе, как таковой не ставилсяработы носили, преимущественно, j.

1 Мамышев В. М. Современная хакасская семья (социологический анализ) // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Сборник материалов республиканской научной конференции «Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития». Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. С. 181−185.

2 Семья в развивающейся России: исторический опыт, проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 10 февраля 2006, г. Абакан / Под ред. Анжигановой Л. В, Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006.

1 Шапошников Г. М. Семья-основа устойчивого развития села // Семья в развивающейся России: исторический опыт, проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 10 февраля 2006, г. Абакан / Под ред. Анжигановой Л. В. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006. С. 117−118- Никиташина H.A., Рукосуева Е. В. Социальная поддержка студенческих семей на муниципальном уровне (на примере г. Абакана) // Там же. С. 183−190- Анжиганова Л. В. Семья в традиционной культуре хакасов / Л. В. Анжиганова // Там же. С. 4−9- Торбостаев K.M., Тутаркова В. Н. Межэтнические браки хакасов (динамика и современное состояние) // Там же. С. 78- Карачаков Д. М. Государственная статистика о семье и браке в конце XX века. Там же. С. 117−118 и др. теоретическую направленность, что было характерно и для первых лет постсоветского периода.

В последние годы было опубликовано множество работ по проблеме, которые были направлены на обоснование новой государственной семейной политики российского государства. Авторами большинства являлись социологи, демографы, правоведы. Исторический анализ семейной политики практически не проводился.

В связи с тем, что в регионах концепции семейной политики были разработаны только во второй половине 2000;х гг., проблема реализации государственной политики в сфере охраны и защиты семьи, материнства и детства (1981; 2007 гг.) также остается не изученной.

Актуальностью и недостаточной степенью изученности проблемы продиктованы цель и задачи исследования, его объект и предмет.

Объектом исследования является государственная политика в отношении семьи, материнства и детства в 1981 — 2007 гг.

Предмет исследования — процесс реализации государственной семейной политики в Хакасии в 1981 — 2007 гг.

Цель исследования — проанализировать процесс реализации государственной политики в области охраны и защиты семьи, материнства и детства в Хакасии в 1981 — 2007 гг.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать процесс становления и развития государственной семейной политики в 1981 — 2007 гг.

2. Рассмотреть социально-экономическое и демографическое развитие Хакасии в 1981 -2007 гг.

3. Раскрыть процесс реализации государственной политики в отношении семьи в Республике Хакасия в 1991 — 2007 гг.

4. Дать характеристику основным направлениям региональной политики в отношении материнства и детства в 1991 — 2007 гг.

5. Выявить проблемы, возникающие в процессе реализации региональной политики в отношении семьи, материнства и детства.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию современной Хакасии. До 1991 г. Хакасия входила в состав Красноярского края на правах автономной области. С 1991 г. Республика Хакасия является самостоятельным субъектом Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования 1981 — 2007 гг. — период становления государственной семейной политики в нашей стране. Нижняя граница исследования определена принятием в 1981 г. концепции молодой семьи, требующей дополнительной поддержки со стороны государства в первую очередь при решении жилищнойпроблемы, поскольку отсутствие или нехватка жилья у молодых семей рассматривается как важный фактор, оказывающий негативное влияние на качество семейной жизни, принятие решения о рождении детей, особенно второго ребенка, приводящий к разводу. Для решения жилищной проблемы специально для молодых семей вводились льготные ссуды на приобретение жилья и предметов длительного пользования, гарантировалось предоставление жилья молодоженам в течение одного* го да брака и однокомнатной квартиры в первые три года после рождения ребенка. Перечисленные меры были прописаны в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей».

Выбор верхней границы исследования определен тем, что с 2007 г. в Хакасии начался новый качественный этап реализации государственной семейной политики, связанный с принятием Концепции семейной политики. С этого времени началось активное материальное стимулирование семей: индексация детских пособий, увеличение размера их выплат, введение родовых сертификатов и, наконец, установление материнского капитала.

Методология и методы исследования. Методология исследования исходит из того, что тема исследования имеет теоретико-прикладной характер и способствует формированию и развитию государственной политики в области охраны, и защиты семьи, материнства и детства, деятельности государственных и. общественных органов по укреплению семьи как социального института.

Методологической основой, исследования является использование двух подходов: цивилизационного информационного.

Использование цивилизационного подхода позволило выявить место региональной политики в отношении семьи, материнства и детства в общем контексте реализации семейной политики. Формационный подход способствовал выделению этапов реализациисемейной политики в рамках социально-экономического развития региона;

Опираясь на исходные методологические принципы в исследовании процесса. реализации семейной политики, формирования правовой базы, на сложившуюся демографическую, политическую, социально-экономическую ситуациюавтор руководствовался принципом историзма в сочетании с проблемно-логическим анализом демографических и социально-экономических явлений—-которые оказывали, основополагающее влияние для развития семейной' политикинашего государства? в целом и региона в частности. ¦ •.

В исследовании ¦ исторических процессов применялись как общенаучные методы: анализ,: синтез, дедукцияиндукциясистематизация, — так и специальные методы исторического исследования: историко-генетический, логический, сравнительно-историческийпроблемно-хронологйческийисторико-системный, ретроспективныйстатистический. Историко-генетический метод способствовал рассмотрению процесса становления государственной политики в отношении семьи, — материнства и детства в России и Хакасии. Сравнительно-исторический и ретроспективный методы позволили рассмотреть историческую практику применения семейной, политики.

Историко-системный метод способствовал выявлению общего и частного в организации семейной политики региональными органами государства. Обращение к статистическому методу необходимо при определении сущности исследуемого явления, при рассмотрении в единстве количественных и качественных характеристик социальную поддержку семьи, материнства и детства. Использование историко-сравнительного метода продиктовано необходимостью соотнести зарубежный и российский опыт проведения семейной политики.

Источниковая база исследования. В данной работе использован широкий круг письменных источников различного происхождения, которые можно квалифицировать следующим образом: 1) нормативно-правовые акты- 2) делопроизводственные материалы государственных органов- 3) статистические материалы- 4) архивные материалы- 5) периодическая печать- 6) электронные документы.

Особенностью изучения поставленной темы является то, что ее невозможно рассматривать без использования1 официальных документов, поскольку именно они являются выражением государственной семейной политики. Важным источником при подготовке диссертации стали государственные документы федеральных и региональных органоввласти. К федеральным государственным документам относятся Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.), Концепция государственной семейной политики Российской Федерации (1993 г.), Указ Президент Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996 г.), Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», (от 19 мая 1995 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июня 1998 г.)" и др. Эти документы позволяют показать формирование и становление законодательной базы охраны и защиты семьи, материнства и детства и выяснить особенности реализации соответствующих нормативноправовых актов в российских регионах.

Большой пласт документов представляют нормативно-правовые акты Республики Хакасия: Закон Республики Хакасия «Об установлении размера оплаты труда приемным родителям» (от 29 ноября 1999 г.), Закон Республики Хакасия «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Республики Хакасия» (от 9 ноября 2004 г.), Закон Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» (от 15 августа 2005 г.), Постановление Правительства Республики Хакасия «Об учреждении порядка обеспечения единовременным денежным пособием детей-сирот и детей, оставшихся без родителей» (от 27 сентября 2005 г.), Постановление Правительства Республики Хакасия «О Концепции семейной политики Республики Хакасия на 2007;2010 годы» (от 12 июля 2007 г.) и др.

Кроме того к законодательным актам относятся документы КПСС, использованные в работе, а именно, Постановление ЦК КПСС от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» и «Основные направления экономического развития» СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года", принятые на XXVI съезде КПСС. Эти документы заложили основу государственной семейной политики, направленной на улучшение жилищно-бытовых условий молодым семьям, совершенствование государственной материальной помощи семьям, имеющим детей (выплате денежных пособий).

К делопроизводственным документам относятся отчеты Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, Министерства здравоохранения Республики Хакасия о развитии сети дошкольных учреждений, выплатах адресного ежемесячного пособия на ребенка, количестве полных и неполных семей, медицинском обеспечении женщин и детей и др. без которых невозможно охарактеризовать реализацию региональной семейной политики.

Значительную часть источниковой базы исследования составили материалы статистических органов: территориального органа Федерального службы Государственной статистики по Республике Хакасия. Статистические источники позволили проанализировать основные показатели рождаемости, внебрачных рождений в 1990;2000;е гг.,' детской смертности за 1985;2006 гг., браков и разводов.

Среди опубликованных статистических источников большое место I занимают статистические сборники ««Население Республики Хакасия 1994;2004 годы» (Абакан, 2005), «О демографической ситуации в Республике Хакасия. Аналитическая записка» (Абакан, 2007), из которых были почерпнуты материалы о количестве браков, заключенных в первой половине 2000;х гг., о количестве женщин детородного возраста и количестве рожденных ими детей с 2001 по 2006 гг. и др.

Статистические материалы по охране матери и ребенка были взяты г из текущих архивов Министерства здравоохранения Республики Хакасия и Министерства труда и социального развития Республики Хакасия о доле женщин фертильного возраста, количестве семей, получивших социальную поддержку, об оздоровлении детей в 1990;2000;е гг., обеспечении жильем детей-сирот.

Значительная часть фактических данных по важнейшим вопросам охраны и защиты семьи, материнства и детства была взята из фондов Национального архива Республики Хакасия, а также из отдела документов новейшей истории Национального архива Республики Хакасия.

В Национальном архиве Республике Хакасия были изучены фонды Хакасского облисполкома: (Ф. Р — 39) о размерах материальной помощи учащимся из многодетных и мало обеспеченных семей, о нехватке детских дошкольных учреждений, о медицинской помощи беременным женщинам в 1980;е гг.- областного отдела здравоохранения (Ф. Р — 42) о качестве акушерско-гинекологической помощи в районах Хакасии в конце 1970 -начале 1980;х гг., о количестве браков, заключенных в 1980;1990;е гг.;

Правительства Республики Хакасия (Ф. Р — 768) об уровне доходов населения Хакасии в 1990;е гг., жилищных условиях семей, медицинском обслуживании беременных женщин и рожениц. Материалы этих фондов позволяют представить общую картину реализации государственной политики в области семьи, материнства и детства в Хакасии в исследуемый период.

В отделе документов новейшей истории Национального архива Республики Хакасия (ОДНИ ГУРХ НАРХ) основная информация по исследуемой теме содержится в фонде 11 — «Абаканский горком КПСС» (о деятельности общественных организаций, проводивших просветительскую работу в семьях и оказывающих импосильную помощь), фонде 4 -«Черногорский горком КПСС», фонде 2 — «Хакасский обком КПСС».

Обширный массив неопубликованных документов хранится в текущих архивах Министерства труда и социального развития Республики Хакасия. В них содержатся статистические данные и аналитические материалы, позволившие проанализировать деятельность государственных органов в сфере материнства и детства в республике в 2000;е года.

Материалы периодической печати представлены публикациями в журналах «СоцИс», «Семья в России», «Журнал российского права», «Мир психологии» и др. Изучение публикаций периодических изданий позволяет охарактеризовать процесс эволюции семейной политики, воспользоваться социологическими исследованиями для рассмотрения изучаемой темы, проанализировать социально-экономическую и демографическую политику нашего государства.

Одну из групп источников составляют электронные документы ресурсов Интернет, которые представлены материалами официальных сайтов государственных органов власти, а также электронных журналов, таких как Демоскоп Weekly.

Таким образом, работая по избранной теме, автор опирался на разные группы исторических источников, каждая из которых имела свою специфику и свой аспект отражения реальности. Поэтому лишь их комплексное использование позволило подойти к рассмотрению поставленных задач адекватно исторической действительности.

Научная новизна работы состоит в том, что она является комплексным исследованием проблемы реализации государственной политики в сфере охраны и защиты семьи, материнства и детства в Хакасии (1981;2007 гг.). Впервые автором исследования рассмотрен процесс формирования и реализации региональной семейной политики' в рамках общероссийского генезиса семейной политики в 1981 — 2007 гг.

В основу работы положен тезис о том, что от государственной семейной политики, проводимой в России и в ее регионах, в том числе и в Хакасии, зависит демографическое и социально-экономическое развитие общества, его благополучие. В исследовании значительное внимание уделяется переосмыслению государственной политики по вопросам охраны и защиты семьи, материнства и детстваадаптации ее к новым условиям в процессе перехода от советского к постсоветскому современному обществусовершенствованию семейной политики? в контексте мировых тенденций.

В научный оборот вводится ряд новых архивных источников, статйстических данных, решений государственных органов власти, что позволит глубже вникнуть в сущность исследуемых в диссертации I проблем.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании результатов работы для дальнейшей деятельности органов исполнительной власти республики. Материалы диссертации могут использоваться при изучении отечественной истории, в учебных курсах по социальной истории Хакасии. Кроме того, результаты исследования могут представлять интерес для руководителей структур, работающих в социальной сфере, как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования представлены в 11 публикациях, а также докладах автора на международной конференции «Актуальные проблемы историиСаяно-Алтая и сопредельных территорий» (г. Абакан, 12−13 декабря 2007 г.), внутри вузовской научно-практической, конференции «Катановские чтения» (г. Абакан 16 апреля" 2009fr.):

Структура — работысоответствует избранной цели и задачам, диссертация состоит из введениядвух главзаключительной части, списка использованных источников.

1. Охрана здоровья матери и ребенка в 1997 — 2002 гг. (статистические материалы). Абакан, 2002. С. 14.

2. Охрана здоровья матери и ребенка в 2003 2006 гг. (статистические материалы). Абакан, 2006. С. 16.

3. О демографической ситуации в Республике Хакасия. Аналитическая записка. Абакан, 2007. С. 15.

4. Охрана здоровья матери и ребенка в 2003;2006 гг. (статистические материалы). Абакан, 2006. С. 9.

5. О демографической ситуации в Республике Хакасия. Аналитическая записка. Абакан, 2007. С. 7.

6. Текущий архив Министерства труда и социального развития РХ. Д. 119. Л. 13.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой