Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Распространение христианства среди западных славян и ближайшие культурные последствия этого факта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Славянское язычество, подобно всем другим религиям, той же стадии развития страдало отсутствием ясности и отчетливости и обобщающего философского начала в своих религиозных представлениях. Вследствие этого при столкновении с христианством, отлившимся не только в форму известного обряда, но и в форму определенного и стройного вероучения, отвечавшего так или иначе на все главные запросы ума… Читать ещё >

Распространение христианства среди западных славян и ближайшие культурные последствия этого факта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурно-психологические условия для распространения христианства.

Славянское язычество, подобно всем другим религиям, той же стадии развития страдало отсутствием ясности и отчетливости и обобщающего философского начала в своих религиозных представлениях. Вследствие этого при столкновении с христианством, отлившимся не только в форму известного обряда, но и в форму определенного и стройного вероучения, отвечавшего так или иначе на все главные запросы ума и сердца, славянское язычество должно было уступать ему свое место, отходить на задний план, удерживалось только в виде народных суеверий. Помимо этого общего условия, облегчавшего Христовой вере путь к умам и сердцам славян-язычников, распространению христианства помогали некоторые частные черты, присущие как язычеству, так и христианству. Здесь на первом плане надо поставить смутную идею о высшем небесном божестве, вынесенную славянами едва ли не из общей прародины арийской расы. «Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, — пишет Гельмольд про балтийских славян, — они признают единого бога в небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном; другие же божества, которым розданы разные должности, подчинены ему, произошли от его крови и тем знатнее, чем ближе родством к этому богу богов». Но на таком фундаменте религиозного миросозерцания легко могла укладываться и христианская идея о Боге как Всемогущем Отце Небесном. Христианским учителям приходилось только прибавлять, что этот Небесный Отец заботится не только о небесном, но и о земном. С другой стороны, привычные представления славянина-язычника о сыне небесного бога (Сварожич) и других богах, заведующих радостями и печалями человека, встречали себе аналогии в христианских представлениях о Сыне Божием, Его Матери, ангелах, демонах. Все это в общей сложности и должно было облегчать как проповедникам, так и властям дело насаждения христианства у славян-язычников, хотя при такой пересадке на языческую почву христианство на первых порах и теряло в своей чистоте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой