Формирование конкурентоспособности на основе организационно-экономических механизмов и инструментов в промышленности
Автор награжден дипломом лауреата Открытого конкурса аналитических научных работ молодых ученых «Долгосрочное прогнозирование развития России и ее отдельных территорий» (2008 г.) за первое место в номинации «Экономика будущего» за аналитическую работу «Адаптация технологии Форсайта к прогнозированию научно-технического прогресса в России в целях устойчивой конкурентоспособности», в которой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Всеобщий кризис и состояние экономики России
- 1. 1. Глобализация и истоки всеобщего кризиса
- 1. 2. Особенности развития всеобщего кризиса
- 1. 3. Антикризисные меры в России и в мире
- Выводы
- Глава 2. Анализ конкурентоспособности национальной экономики для посткризисного развития
- 2. 1. Действующая система оценки конкурентоспособности России
- 2. 2. Оценка инновационной активности России как показатель потенциала для посткризисного развития
- 2. 3. Использование технологии Форсайт для долгосрочного управления конкурентоспособностью российской промышленности
- Выводы
- Глава 3. Кластеры как организационная форма конкурентоспособного производства на инновационной основе
- 3. 1. Результативность функционирования кластеров в мировой экономике
- 3. 2. Потенциальные возможности использования кластерной системы промышленного производства в России
- 3. 3. Методология разработки и реализации кластерной политики в индустриальном и постиндустриальном развитии России
- 3. 4. Формирование кластеров в Московской области
- 3. 5. Импорт и диффузия технологий для развития конкурентоспособных кластеров
- 3. 6. Потенциальная эффективность структурных посткризисных преобразований
- Выводы
Формирование конкурентоспособности на основе организационно-экономических механизмов и инструментов в промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обоснование актуальности выбранной темы. Экономический подъем в России в период с 1998 по 2007 гг., последовавший за острой фазой продолжительного системного экономического кризиса, не был подкреплен увеличением уровня национальной конкурентоспособности. Основными источниками роста послужили экспоненциально растущие цены на мировых сырьевых рынках и повышение уровня использования мощностей функционирующих производств.
В России модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности неоднократно объявлялись в качестве приоритетных задач. На встрече со студентами МГУ им. М. В. Ломоносова в 2004 г. Президент России В. В. Путин заявил: «Мы должны быть конкурентоспособны во всем — и человек, и отрасль, и население, и страна. Вот это должна быть наша основная национальная идея"1.
Тем не менее, эффективность государственных и частных инициатив по повышению уровня национальной конкурентоспособности существенно нивелировалась конфликтами целей принимаемых государством мер. Так, низкий контроль за прямыми иностранными инвестициями и отсутствие регулирования процессов трансфера технологийсоздание непрозрачных государственных корпорацийнакопление резервов при недофинансированности промышленности и сельского хозяйства не позволяют реальному сектору экономики России снизить долю производства продукции с низкой добавленной стоимостью и как следствие ее реализации с низкой прибылью. В результате низкая конкурентоспособность экономики приводит к уязвимости перед внешними кризисами и ограничению возможностей для роста в среднеи долгосрочной перспективе.
Для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики следует разработать систему комплексных организационно-экономических механизмов и инструментов, вовлекающую все субъекты национального хозяйства и подчиняющую их достижению единой цели — повышению уровня национальной.
1 Кузьмин В. Старт с Воробьевых гор / В. Кузьмин, П. Дульман // Российская газета [Электронный ресурс]. — Электрон, дан. — 2004. — 13 февр. — Режим доступа: http://www.rg.rU/2004/02/l З/рШт.Мт! конкурентоспособности на основе создания устойчивых конкурентных преимуществ в российской промышленности. Такая система должна определять соответствующие ей меры и выделить приоритетные в кратко-, среднеи долгосрочной перспективе шаги на уровне федеральных программ и проектов, установить ответственных за их реализацию и достижение ожидаемых результатов. Именно комплексность и системность подхода позволит избежать противоречащих целей в действиях государственных органов, частного сектора, образовательных и научных учреждений. Учитывая текущий низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики и ставшую очевидной ее чрезвычайную уязвимость перед внешними кризисами, разработка комплекса организационно-экономических механизмов и инструментов, направленных на создание устойчивых конкурентных преимуществ страны в целом и приоритетно в промышленности представляется неотложной задачей завершающегося десятилетия нового века.
Степень разработанности проблемы. Систематическое изучение национальной конкурентоспособности и определяющих ее факторов берет начало с XVIII века с трудов А. Смита. Существенный вклад в развитие теории конкуренции внесли Дж. Кейнс, А. Маршалл, М. Портер, Д. Риккардо, Дж. Стиглер, Й. Шумпетер, и другие. В настоящее время наиболее распространенной концепцией конкурентоспособности является теория М. Портера, ценность которой заключается в синтезе различных факторов конкурентоспособности в рамках одной интегральной аналитической структуры. Основной идеей теории М. Портера является достижение устойчивой конкурентоспособности на основе активного создания конкурентных преимуществ.
Одной из заслуг М. Портера является развитие теории кластерного развития и управления, как ключевого организационно-экономического механизма повышения уровня региональной и национальной конкурентоспособности. Данная теория нашла продолжение в работах многих ученых, таких как Т. Бреннер, К. Кетельс, Г. Линдквист, О. Мемедович, В. Прайс, О. Солвелль, Э. Фезер, Л. Янг и других. Среди работ российских исследователей, занимающихся вопросами кластерного развития, следует отметить работы Д. Белоусова, А. Воронова, М. Галушкиной, Т. Гурова, В. Кравцовой, И. Феровой, Е. Лурье, а также отчеты по научной работе в области конкурентоспособности и инновационного развития кафедры «Маркетинг и менеджмент» МГТУ «МАМИ».
Тем не менее, есть ряд областей этой сложной межотраслевой для практики и междисциплинарной для исследователей проблемы, предполагающих дополнительные исследования по следующим направлениям:
— механизмы и инструменты формирования устойчивой конкурентоспособности в странах с переходной экономикой в условиях относительно слабого внутреннего спроса, существенного технологического отставания и открытой экономики;
— механизмы и инструменты развития территориально-промышленных кластеров в России как основного организационно-экономического инструмента повышения уровня развития региональной и национальной экономики в условиях технологически отставших производств, хронического недофинансирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, рентоориентированности региональных властей и ориентации на экспорт сырья;
— восстановление связей между образовательными учреждениями, научными организациями и предприятиями реального сектора экономики.
Объектом исследования является национальная экономика и промышленность России конца XX — начала XXI вв.
Предметом исследования является конкурентоспособность национальной экономики и промышленности.
Целью исследования является разработка комплекса организационно-экономических механизмов и инструментов для формирования устойчивой конкурентоспособности национальной экономики, в том числе промышленности и отдельных регионов.
Для реализации поставленной цели в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
— оценка конкурентоспособности экономики России и определение приоритетных принципов формирования национальной политики на основе анализа кризисных процессов в России и в мире;
— разработка подходов к использованию действующей системы оценки национальной конкурентоспособности в качестве инструмента управления конкурентоспособностью национальной экономики, разработка с ее помощью рекомендаций по повышению национальной конкурентоспособности в кратко-, среднеи долгосрочной перспективе;
— обоснование целесообразности и разработка логической схемы долгосрочного прогнозирования научно-технического и технологического развития России, а также анализ долгосрочных стратегий в развитых и ключевых развивающихся странах;
— выработка алгоритмов развития территориально-промышленных кластеров в России как основного организационно-экономического механизма повышения национальной конкурентоспособности экономики России;
— анализ предпосылок для кластерного развития, идентификация существующих производственных скоплений и разработка рекомендаций по созданию промышленных кластеров в Московской области;
— разработка рекомендаций по импорту и диффузии технологий как способа преодоления технологического отставания России на основе анализа технологического развития других стран.
Теоретической и методологической основой настоящего диссертационного исследования послужили положения классической и неоклассической теорийработы зарубежных и российских исследователей по вопросам долгосрочного прогнозированияподходы М. Портера к измерению и факторному анализу конкурентоспособноститеоретические и практические труды зарубежных авторов по проблемам кластерного развития, конкурентоспособности регионов, преодолению технологического отставания стран с переходной экономикой.
Используемые в диссертации методы включали экономико-математические, аналитический, сравнительный, статистический и графический методы анализа, в том числе Форсайт-методы, определение «евклидова расстояния» в многомерном пространстве, коэффициент местоположения (location quotient) — применялись классификации и группировки.
Информационной базой послужили научные работы зарубежных и российских экономистовдокументы и материалы Всемирного экономического форума, Всемирного банка, Международного валютного фонда, ООН, Института конкурентоспособности (TCI), консалтинговой компании McKinsey & Co.- материалы зарубежных статистических органовстатистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) и Территориального органа Федеральной службы государственной статистике по Московской области (Мособлстат) — материалы базы данных по предприятиям России «СПАРК" — материалы, опубликованные в российской и зарубежной периодической печати, а также представленные в сети Интернет. Для анализа также использовались проведенные автором расчеты коэффициента местоположения (location quotient) по регионам России и муниципальным образованиям Московской области, а также расчеты «евклидова расстояния» между различными странами по методике, разработанной кафедрой «Маркетинг и менеджмент» МГТУ «МАМИ» с участием автора.
Научная новизна результатов диссертационного исследования. На основе рассмотрения и адаптации существующих подходов и зарубежного опыта к анализу и повышению конкурентоспособности разработан комплекс организационно-экономических механизмов для повышения конкурентоспособности экономики России.
Основные результаты исследования, определяющие научную новизну, заключаются:
— в обосновании и разработке новых подходов к формированию принципов государственной политики на основе анализа результатов всеобщего кризиса и его явной стадии;
— в идентификации и обосновании стратегических приоритетов для развития национальной экономики в кратко-, среднеи долгосрочной перспективе на основе анализа действующей системы оценки конкурентоспособности;
— в выработке предложений по повышению уровня объективности системы оценки конкурентоспособности национальной экономики для научнообоснованного управления ее уровнем в целом по стране и отдельным регионам;
— в разработке адаптированного подхода к долгосрочному прогнозированию научно-технического, технологического развития на основе технологии Форсайт с целью долгосрочного управления конкурентоспособностью российской промышленности;
— в разработке методики для формирования и последующего развития территориально-промышленных кластеров в Россиив обосновании необходимости создания при Министерстве промышленности и торговли РФ отдельной группы, ответственной за кластерное развитие в России и действующей в роли катализатора процессов кластеризации;
— в идентификации существующей концентрации и специализации производства в России в целом и в Московской области для формирования ядра межотраслевых территориально-промышленных кластеров;
— в выработке конкретных рекомендаций по развитию импорта и диффузии новых опережающих технологий на основе критического анализа международного опыта преодоления научно-технического, технологического отставания.
Наиболее существенные результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Необходимость модернизации и диверсификации национальной экономики предполагает отказ от политики накопления резервов на фоне хронического недофинансирования реального сектора, целенаправленное стимулирование внутреннего спроса и поиск новых механизмов взаимодействия органов государственного управления и частного сектора экономики. Повышение уровня конкурентоспособности экономики России должно быть главной целью национальной политики России в будущем.
2. В краткои среднесрочной перспективе национальная политика России должна быть сосредоточена на повышении эффективности и качества государственных институтов управления, развитии инфраструктуры и финансового рынка, импорте и диффузии современных технологий. При этом приоритетными остаются инновационное развитие в рамках кластерного развития. С целью опережающего развития российской экономики, инновационное развитие и кластеризация должны быть включены в список приоритетов в краткои среднесрочной перспективе.
3. Мексика, Украина, Польша, Китай, Турция представляют наибольший интерес для России с точки зрения сравнительного анализа структуры и эффективности мер по повышению уровня национальной конкурентоспособности, методов государственного управления и регулирования этих процессов.
4. Для формирования информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений Федеральная статистическая служба РФ должна ежегодно рассчитывать значения индексов конкурентоспособности для отдельных федеральных округов, субъектов федерации, городских округов и кластеров, а также крупнейших корпораций — по методике, аналогичной используемой Всемирным экономическим форумом и другими международными организациями.
5. Для создания устойчивых конкурентных преимуществ следует регулярно разрабатывать проекты по долгосрочному прогнозированию научно-технического, технологического прогресса с помощью форсайтных методов, апробированных, в частности, Государственным университетом Высшая школа экономики1, адаптированных к российским условиям и скомбинированных с концепцией технологических укладов. Такие исследования должны проводиться на уровне России в целом, отдельных регионов и кластеров. Механизмы долгосрочного прогнозирования научно-технического, технологического прогресса могут позволить России качественно повысить уровень национальной конкурентоспособности за счет формированного перехода от третьего и четвертого технологических укладов к пятому и шестому укладам на основе приоритета инноваций и знаний, а также перехода к новым управленческим укладам.
1 Международный научно-образовательный Форсайт-центр ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ [Электрон, ресурс]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://foresight.hse.ru/about/.
6. В России в целом и, в частности, в Московской области существует достаточное количество территориальных специализированных производств, на основе которых следует развивать территориально-промышленные кластеры и производство товаров первой необходимости.
7. При Министерстве промышленности и торговли РФ следует сформировать комитет, который будет нести ответственность за кластерное развитие в России и выполнять функцию катализатора процессов кластеризации.
8. Для преодоления технологического отставания России следует стимулировать импорт технологий в форме оборудования, ноу-хау и документации, покупки лицензий и образования совместных предприятийцеленаправленно осуществлять подготовку квалифицированных кадров на опережающей основе для эффективного использования импортируемых технологийстимулировать диффузию технологий внутри страны при соответствующем реформировании законодательства.
Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы:
— в качестве рекомендаций при формировании национальной политики в области инноваций и научно-технического, технологического развития;
— в качестве основы для разработки кластерной политики Московской области с целью формирования устойчивых конкурентных преимуществ региона;
— в деятельности промышленных предприятий, формирующих ассоциации, партнерства, неофициальные клубы, а также осуществляющих инновационную деятельность и / или реализующих программы модернизации производственных процессов;
— в учебном процессе для преподавания курсов «Менеджмент», «Государственное регулирование экономики», «Инновационный менеджмент», «Инновационный маркетинг», а также спецкурсов по конкурентоспособности студентам, '' аспирантам и слушателям сети непрерывного образования экономических специальностей.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на нескольких международных научных конференциях, а также на заседаниях кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета «МАМИ».
Автор награжден дипломом лауреата Открытого конкурса аналитических научных работ молодых ученых «Долгосрочное прогнозирование развития России и ее отдельных территорий» (2008 г.) за первое место в номинации «Экономика будущего» за аналитическую работу «Адаптация технологии Форсайта к прогнозированию научно-технического прогресса в России в целях устойчивой конкурентоспособности», в которой отражены ряд положений диссертационного исследования. Автор также принимал участие в I Всероссийском конкурсе молодых ученых, организованном Межрегиональным советом по науке и технологиям (МСНТ). Решением МСНТ от 15 сентября 2009 г. № 49 статья автора «О разработке стратегии технологического развития России» признана в качестве основы для подготовки и последующей защиты диссертации. Автору предоставлено право опубликовать монографию и другие материалы исследования с грифами РАН и Уральского отделения РАН.
Отдельные результаты диссертационного исследования используются в ОАО «Металлургический завод «Электросталь» (Московская область, г. Электросталь, Акт о внедрении от 01.09.2009), ОАО «Машиностроительный завод» (Московская область, г. Электросталь, Акт о внедрении от 25.09.2009), ОАО «Концерн «КОНАТЭМ» (Московская область, г. Электросталь, Акт о внедрении от 22.10.2009).
Публикации. Основные положения настоящего диссертационного исследования отражены в десяти публикациях общим объемом 5,2 п.л., в том числе три статьи опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК России.
Структура работы. Диссертация изложена на 189 страницах, содержит 53 рисунка, 28 таблиц, состоит из введения, трех глав, заключения, перечня информационных источников, состоящего из 128 наименований, из которых 54 — на иностранных языках, а также двух приложений.
Выводы.
На основании проведенного анализа можно говорить о том, что активное кластерное развитие является необходимым шагом для России, который может позволить повысить конкурентоспособность отдельных регионов и страны в целом. При этом в России есть многие предпосылки для успешного кластерного развитияналичие конкурентоспособных производств и территориально-промышленных объединений, все еще значительная научная база, наличие богатых природных ресурсов.
Стремление Правительства РФ развивать на территории страны территориально-промышленные кластеры, несомненно, является движением в правильном направлении. Тем не менее, полагаем" что следует говорить не о «6−8 кластерах», а о сотнях и тысячах кластеров на всей территории Российской Федерации. Показано, что в одной только Московской области можно говорить о развитии одновременно нескольких кластеров — текстильного, кожно-обувного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и издательско-полиграфического, химического, машиностроительного.
Для успешного развития кластеров в России требуется наличие агентов кластеризации, разработка адаптированных к российским условиям кластерных инициатив, а также тщательная диагностика существующих территориальных промышленных объединений. Полагаем, что при Министерстве промышленности и торговли РФ следует создать отдельный Комитет по кластерному развитию, который будет формировать рабочие группы, играющие роль агентов кластеризации для реализации каждой кластерной инициативы. При этом целесообразно сотрудников Комитета разделить по отраслевым направлениям, чтобы обеспечить возможность наиболее эффективной репликации опыта развития одного кластера в других регионах России. Методология реализации кластерной политики в России, на наш взгляд, может и должна основываться на лучшем международном опыте, однако учитывать российскую специфику — слабое развитие институтов, большую роль государства, текущий низкий уровень конкурентоспособности. Наконец, идентификацию существующих территориально-промышленных объединений целесообразно провести с помощью «коэффициента местоположения», в то время как подробная диагностика должна проводиться с активным использованием интервью с их участниками.
Основной возможностью для развития российских кластеров является производство качественных товаров с высокой добавленной стоимостью. Такое позиционирование позволит не только избегать прямой конкуренции с иностранными производителями в сегменте массовых дешевых товаров, но и экспортировать продукцию.
Одной из основных сложностей на пути к успешному развитию российских кластеров, производящих высококачественную продукцию с высокой добавленной стоимостью, является существенная технологическая отсталость в большинстве отраслей. Для ее преодоления существуют два основных механизма — диффузия новых знаний, полученных в пределах страны, и импорт технологий. Полагаем, что основными шагами для преодоления технологического разрыва в большинстве отраслей и кластеров должны являться:
— стимулирование междисциплинарной диффузии технологий из стратегических отраслей за счет соответствующего изменения законодательства;
— стимулирование диффузии технологий внутри отрасли с помощью создания при Министерстве промышленности и торговли РФ отдельной группы или нескольких технологических советов, отвечающих за диффузию технологий в России;
— избирательный импорт технологий. Следует тщательно подойти к выбору технологий, которые должны импортироватьсяинициировать активную подготовку и повышение квалификации персонала в соответствующих областяхконтролировать формы импорта технологий, отдавая предпочтение «распакованным» формам трансфера технологий (лицензии, оборудование) и импорту технологий за счет создания совместных предприятий с российскими производителями. Для контроля за формами импорта технологий и переговорной поддержки для российских предприятий предлагается создать при Министерстве промышленности и торговли РФ специализированный комитет.