Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегрированные формы организации инновационной деятельности в научно-образовательной сфере: экономические условия и механизм развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Современное развитие реального сектора экономики страны и ее регионов, становление рыночных отношений, решение экономических проблем в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере возможны на базе инновационной деятельности с помощью создания и передачи в экономику новых технологий, получения, распространения и использования знаний и информации. В трудах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Инновационная деятельность в системе современной рыночной экономики
    • 1. 1. Экономическое содержание инновационной деятельности: концепции и теоретические модели
    • 1. 2. Развитие инновационного сектора экономики в зарубежных странах: формы и организационные модели
  • 2. Экономические условия и механизм становления инновационного бизнеса в России
    • 2. 1. Эволюция инновационного сектора экономики России в процессе рыночных реформ
    • 2. 2. Субъектная структура и организационно — экономические формы производства инноваций
    • 2. 3. Институционально — правовые условия становления инновационного бизнеса
    • 2. 4. Механизм финансирования инновационной деятельности
  • 3. Особенности структурной организации и механизма управления, инновационной деятельностью в научно-образовательной сфере
    • 3. 1. Специфика инновационного предпринимательства в сфере науки и образования: экономические формы, условия и механизмы
    • 3. 2. Учебно — научно — производственные комплексы как интегративная форма организации и управления инновационной деятельности)
    • 3. 3. Основные направления совершенствования управления интеллектуальной собственностью в учебно-научно-производственном комплексе
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Интегрированные формы организации инновационной деятельности в научно-образовательной сфере: экономические условия и механизм развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К началу XXI века России, пережившей длительную фазу экономического спада, не удалось достигнуть высокой инновационной активности. Низкий уровень внутреннего спроса на инновационную продукцию, отсутствие эффективного механизма включения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство остаются пока острейшими проблемами экономики. Поэтому формирование инновационной политики является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок конкурентоспособной продукцией.

Известно, что инновационный процесс может динамично и эффективно развиваться там, где создаются и внедряются новые организационные модели инновационного процесса. В то же время активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны — интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

К числу новых организационных форм, развивающих инновационное производство, следует отнести учебно-научно-производственные комплексы/ созданные на основе взаимодействия малых предприятий и научно-образовательных учреждений (вузов). Эти инновационные структуры способны обеспечить развитие инновационного процесса от стадии фундаментальных исследований до выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий.

В настоящее время существует ряд организационно-экономических факторов, сдерживающих развитие эффективной инновационной деятельности в научно-образовательной сфере (отсутствие устойчивого спроса на инновационные продукты и услуги, неразвитость рынка инноваций, дефицит финансирования инновационных структур, организационные и институциональные нестыковки" на различных этапах инновационного процесса и др.). Необходимость совершенствования организации и механизмов управления инновационной деятельностью в этих структурах определили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Степень разработанности проблемы. Современное развитие реального сектора экономики страны и ее регионов, становление рыночных отношений, решение экономических проблем в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере возможны на базе инновационной деятельности с помощью создания и передачи в экономику новых технологий, получения, распространения и использования знаний и информации. В трудах российских ученых Абалкина А., Бугаяна И., Глазьева С., Завлина П., Ивантера В., Иноземцева В., Ко-курина Д., Колесникова Ю., Комкова Н., Львова Д., Миндели Л., Овчаренко Г., Ширяева А., Яременко Ю., Яковца Ю. исследованы вопросы регулирования инновационной сферы и её взаимодействия с государством и экономикой, а также широкий круг теоретических и практических проблем повышения эффективности производства на основе осуществления инновационной деятельности. Среди западных экономистов-исследователей, в работах которых затрагивались данные проблемы, следует назвать: Ван Дейна Я., Вайтли Р., Герике Р., Кляйнкнехта А., Менша Г., Меркера Д., Портера М., Санто Б., Твиса Б., Фри-мена X., Чандлера А., Шумпетера И. и др.

Одним из резервов развития экономики, её перевода на инновационный путь развития является вузовский сектор науки. Усилению роли вузов и научно-образовательных структур в новых экономических условиях как центров роста инновационной активности посвящены работы: Андреева Г., Атояна В., Белоусова В., Бромберга Г., Викторова А., Захаревича В., Золотарева В., Кача-ка В., Колосова В., Пузанкова Д., Пузыни К., Суворинова А., Тихонова А., Фур-сенко А., Шукшунова В. и др.

В силу новизны данной тематики, многие стороны развития инновационной деятельности в научно-образовательных структурах не рассматривались. В частности, не получили должного освещения вопросы создания экономических и институциональных условий для развития инновационного бизнеса в научно-образовательной сфере, механизмов формирования рынка инновационных продуктов и услуг, организации интегрированных структур и др.

Целью диссертационной работы является разработка механизмов развития инновационной активности предприятий и организаций научно-образовательной сферы России, разработка направлений и форм совершенствования организации управления инновационной деятельностью в интегрированных учебно-научно-производственных структурах.

Выбранная цель исследования определила постановку ряда взаимосвязанных задач:

— провести анализ и выявить тенденции и особенности развития инновационного сегмента экономики зарубежных стран и России;

— проанализировать правовые и экономические условия становления инновационного бизнеса;

— изучить механизмы инновационного предпринимательства в сфере науки и образования;

— • определить основные направления и механизмы совершенствования организации управления инновационной деятельностью в системе учебно-научно-производственного комплекса.

Объектом исследования является инновационный сектор экономики, в частности, учебно-научно-инновационные комплексы и структуры, действующие в системе высшего образования, на примере учебно-научно-производственного комплекса «Химические источники тока» ЮжноРоссийского технического университета (Новочеркасского политехнического института) (УНПК ХИТ).

Предметом исследования являются экономические условия, процессы и механизмы организации управления инновационной деятельностью в научно-образовательной и производственной сфере.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научных конференций, законодательные и нормативные документы, отчеты и доклады различных организаций по проблемам становления и развития инновационной деятельности в научно-образовательной и производственной сферах. В качестве научного инструментария при проведении исследования применялись методы системного, структурного и логического анализа, экономико-статистические методы.

Концепция диссертационного исследования заключается в теоретико-прикладном обосновании интегрированной модели развития инновационно-ориентированных структур в научно-образовательной сфере, реализующих преимущества диверсифицированных форм собственности на инновационный продукт, механизмы свободного &bdquo-перетока" человеческого капитала, мобильность интеллектуальных ресурсов и получающих мультипликативный эффект от инновационного процесса, обеспечивающий снижение трансакционных издержек и высокий уровень конкурентоспособности инновационных продуктов и услуг.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современное понимание инновационного процесса базируется на теории циклической динамики, прежде всего концепции длинных волн, в контексте особенностей функционирования механизмов рыночной экономики. Решающим моментом в образовании кластера инноваций является спрос на инновационные продукты и услуги со стороны быстроразвивающихся отраслей производства на фазе перехода от кризиса к стабилизации и экономическому росту.

2. В экономическом смысле инновация есть продукт, услуга, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах хозяйственной деятельности, реализуемые на рынке и обеспечивающие экономию затрат или создание условий для такой экономии. В условиях рынка инновация приобретает форму особого товара, коммерциализация технико-экономических параметров которого превращается в ключевую фазу рыночного движения инновационного продукта (услуги) и производственное использование которого служит материальной основой избыточной прибыли, образуемой в границах этого процесса. Инновация как экономическая категория отражает отношения между субъектами рынка инновационных продуктов по поводу реализации, изъятия и распределения инновационного дохода.

3. В системе государственной поддержки развития инновационной активности базовое значение имеет принятие законов об инновационных и венчурных фондах, инновационном предпринимательстве, механизме государственных гарантий ийновационных рисковреализация комплекса мероприятий по созданию развитой инновационной инфраструктуры, сетей поддержки и продвижения инновационных продуктов на российском и международном рынкахвведение комплекса новых экономических инструментов — конвертируемых займов, гарантийных фондов, инструментов частичного покрытия процентных ставок, передачи прав на интеллектуальную собственность на различных условиях, механизмов кредитования патентования за рубежом перспективных разработок.

4. Отношения владения, распоряжения и использования инновационных продуктов и услуг осуществляются через институт &bdquo-интеллектуальной собственности". Передача прав на использование научно-технических достижений, товарных знаков, программных продуктов и других объектов интеллектуальной собственности на основе лицензионных соглашений является одной из наиболее эффективных форм коммерциализации интеллектуальной собственности. Однако для российской экономики характерно недостаточное развитие рынка интеллектуальной собственности — покупку патентов и лицензий осуществляют в последнее годы лишь 12−14% инновационных предприятий. Такое состояние рынка интеллектуальной собственности связано с высокой стоимостью нововведений, недостатком информации о новых технологиях, почти полным отсутствием информации о рынках сбыта, неразвитостью форм кооперации научно-образовательных структур, а также недостатком собственных средств и финансовой поддержки государства, неразвитостью инновационной инфраструктуры, нормативно-правовой базы. Низкий платежеспособный спрос на отечественные технологии определяется также длительными сроками их окупаемости и высоким экономическим риском.

5. Важнейшим источником и ресурсом развития инновационного сегмента российской экономики являются сложившиеся в настоящее время в крупных университетских городах научно-образовательные структуры корпоративного типа — учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) — объединение образовательных учреждений, научных, коммерческих, инновационных и иных организаций на базе университетского комплекса, образующих совместную инновационную инфраструктуру с целью интеграции их интеллектуальных, материальных, производственных ресурсов для осуществления полного инновационного цикла, что позволяет УНИК развиваться в условиях рыночной конкурентной среды.

6. УНИК в условиях перехода к рынку и радикальной реструктуризации всех мотивационных механизмов хозяйственной деятельности выполняют макроэкономическую функцию кооперирования ограниченных инновационных ресурсов научно-образовательной сферы, коммерциализации результатов научных исследований и образовательных услуг, производства и передачи завершенного инновационного продукта (услуги) в промышленность и социальную сферу, стимулирование инвестиционной активности действующих в этой сфере инновационных структур.

7. Как показал многолетний опыт, одной из эффективных интегрированных учебно-научно-инновационных структур является учебно-научно-производственный комплекс химических источников тока (УНПК ХИТ) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), который на протяжении всего обследуемого периода демонстрирует инновационную активность, финансовую устойчивость, рост портфеля заказов, стабильное превышение доходов над расходами, способность к самофинансированию и свободному маневрированию денежными средствами и эффективным их использованием, что, в частности, отражено в положительной динамике коэффициента ликвидности комплекса, росте производимой конкурентоспособной продукции.

8. Приоритетным направлением развития инновационного комплекса УНПК ХИТ является совершенствование организационной структуры управления за счет усиления его маркетинговых звеньев, в частности, улучшения работы с патентами, позволяющей обеспечить защиту сегмента товарного рынка, на котором действует предприятие. В этой связи предлагаются четыре варианта проведения патентной политики: 1) патентование &bdquo-впрок" - для обеспечения в перспективе свободы в формировании технической политики продвижения новых товаров на уже предварительно защищенный рынок — 2) формирование на базе собственных инновационных продуктов и результатов научных исследований блока патентов, препятствующего проникновению конкурентов в данную отрасль техники- 3) патентная экспансия с целью захвата новых рынков, особенно зарубежных- 4) использование патентов для налаживания лицензионной торговли, технического обмена, технологического кооперирования. Практика показывает, что патентная монополия позволяет значительно укреплять позиции патентования на рынке, осуществлять широкий маневр с ценами, увеличивать рентабельность операций. В качестве мер государственной поддержки инновационных предприятий предлагаются введение для них компенсации затрат на консультации и услуги патентных поверенных, а также расширение практики кредитования патентования за рубежом перспективных разработок.

Научная новизна исследования определяется разработкой концепции, механизмов управления, методических и практических рекомендаций по совершенствованию управления инновационной деятельностью в научно-образовательной сфере и заключается в следующем:

1. Уточнено, что инновация как экономическая категория выражает полифункциональные, производственно-экономические отношения и связи между субъектами рынка инновационных продуктов по поводу перераспределения и реализации инновационного дохода и превращается в ключевой фактор современной рыночной экономики.

2. Обосновано, что дальнейшее совершенствование хозяйственно-экономической деятельности интегрированных научно-образовательных структур связано, прежде всего, с совершенствованием их инновационной инфраструктуры, диверсификацией использования интеллектуальной собственности, усилением стимулирующих функций налогообложения, улучшением правового обеспечения инновационной деятельности, развитием финансовых инструментов.

3. Определено, что обеспечение целостности, непрерывности и эффективности инновационных процессов в российской экономике связано с высоким уровнем интеграции научной, образовательной и инновационных сфер, характерной для учебно-научно-инновационных комплексов, формируемых в крупных университетах России.

4. Обоснован и предложен комплекс экономических показателей, характеризующий уровень финансовой, технологической и инновационной активности предприятий, действующих в научно-образовательной сфере, позволяющий осуществить обоснованный выбор коммерческих приоритетов и направлений развития инновационных структур в конкурентной рыночной среде.

5. Предложены пути совершенствования управления интеллектуальной собственностью в УНПК ХИТ, прежде всего, путем активного ведения патентной политики и развития форм трансфера технологий. Это позволит обеспечить высокий конкурентоспособный статус самому комплексу и производимой им продукции, получать дополнительные средства от реализации интеллектуальной собственности, увеличить размер уставного капитала.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию управления инновационной деятельностью в научно-образовательной сфере, на примере учебно-научно-производственного комплекса &bdquo-Химические источники тока", сформулированные и рассмотренные в диссертационной работе, могут быть использованы при формировании моделей и систем управления инновационной деятельностью на предприятиях и в структурах научно-образовательной сферы. Предложенные рекомендации могут быть также использованы при разработке учебных курсов по дисциплинам «Инновационный менеджмент, «Экономика и управление предприятием».

Апробация и публикация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на Международном студенческом конгрессе (г. Москва, октябрь 2000 г.), на I Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в Российском предпринимательстве» (г. Пенза, 1617 марта 2000 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы менеджмента на предприятиях России в современных условиях» (г. Пенза, 21−22 февраля 2002 г.), на II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в машиностроении» (г. Пенза, 29−30 октября 2002 г.).

Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в структурных подразделениях УНПК ХИТ, а также при чтении курсов и проведении практических занятий по дисциплинам «Инновационный менеджмент», «Экономика и управление предприятием» в ЮРГТУ (НПИ). По теме диссертационного исследования опубликованы 8 статей общим объемом 2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (163 наименований), 14 рисунков, 13 таблиц, 4 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Экономическое развитие в современном мире характеризуется определяющей ролью технологического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров и организации производства, в ведущих странах мира приходится до трех четвертей прироста валового внутреннего продукта. Интенсивность научных исследований во многом определяет уровень национального экономического развития, поскольку в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, в которых обеспечиваются благоприятные условия для технологического прогресса. Широкое внедрение инновационных технологий в этих условиях стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества производимых товаров и услуг.

2. Объективно складывающиеся тенденции экономического развития во многих странах характеризуются следующими особенностями: усилением нау-коемкости производства и значимости научных исследований для промышленностисокращением периода между получением научного результата и его практическим применениемснижением внутрифирменных исследований и стремлением корпораций использовать научные организации как субподрядчиков для проведения НИОКРразвитием мер по стимулированию прямого взаимодействия участников инновационного процесса на разных стадиях. Главной идеей развития инновационного сектора зарубежных стран является создание условий для активизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет введения рыночных принципов в эту сферу.

3. Инновационный сектор экономики России имеет следующие особенности: — несмотря на экономические трудности, отдельные промышленные предприятия уделяют серьезное внимание инновационной деятельности, что позволяет им укреплять свое экономическое положение;

— большая часть инновационноактивных предприятий находится в частной и смешанной форме собственности;

— на крупных предприятиях инновационной деятельности уделяется больше внимания, чем на средних и малых;

— слабое воздействие на инновационную деятельность оказывают федеральные и региональные научно-технические и инновационные программы;

— отсутствуют эффективно действующие механизмы взаимодействия научных организаций и учреждений с предприятиями, избравшими инновационный путь развития;

— малые предприятия в сфере науки и научного обслуживания, обладающие достаточным стартовым капиталом в виде интеллектуальной собственности, могут успешно функционировать в рыночной среде;

— необходимым условием для развития инновационной деятельности предприятия является использование интеллектуальной и инновационной среды высшей школы для обеспечения целостности инновационных процессов путем производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий;

— рынок интеллектуальной собственности характеризуется динамичным ростом общего числа действующих патентов и лицензий.

4. Задача правового обеспечения инновационной деятельности в настоящее время остается актуальной и связана с необходимостью решения следующих проблем:

• необходимо ускорить принятие Закона Российской Федерации «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» .

• разработать систему комплексной правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. Для этого необходимо:

— внести ряд существенных изменений в Патентный Закон Российской Федерации, касающихся вопросов служебных изобретений, расширения перечня мер и санкций за нарушение патентных права, зарубежного патентования, обжалования решений Патентного ведомства и др.;

— сформировать систему специализированных патентных судов, в том числе третейских;

— принять закон «Об основах управления объектами интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, принадлежащими Российской Федерации» .

• необходимо решение законодательных и нормативно-правовых вопросов связанных с созданием условий для развития системы венчурного финансирования. Российское законодательство не содержит нормативных актов, регулирующих деятельность венчурных фондов. Оно не позволяет структурам, которые во всем мире являются ключевыми инвесторами в венчурном бизнесе -7 пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорацияминвестировать в венчурные фонды. В итоге основные надежды в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, в то время как российский капитал уходит за рубеж — и это является одной из острейших проблем экономической жизни страны. В свою очередь, пассивность российского капитала поддерживает настороженное отношение к России зарубежных инвесторов.

5. Важнейшим экономическим условием инновационного воспроизводства является стимулирующая система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата предприятиям на основе снижения налогового бремени с целью повышения скорости обновления их основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрения в производство нововведений. В России необходима разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере, чтобы реализовать меры по налоговым льготам по научной и инновационной деятельности.

6. Анализ механизма финансирования инновационной деятельности в РФ позволил сделать следующие выводы:

• Бюджетное финансирование осуществляется в двух формах:

— финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ в форме размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе;

— централизованного финансирования (частичного или полного) федеральных инновационных программ.

• Высокая степень риска и отсутствие &bdquo-длинных" денег обуславливают не желание финансирования инноваций банковскими структурами. Необходимо разработать механизм предоставления государственных гарантий банковским структурам при финансировании ими инновационной деятельности.

• Для привлечения сбережений населения в инновационный сектор экономики необходимо совершенствование форм коллективного инвестированияпаевых инвестиционных фондов, коммерческих инвестиционных фондов, кредитных союзов и т. д.

• С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для использования венчурного капитала при реализации инноваций, при этом необходимо отрегулировать правовую базу его применения;

• Основным источником финансирования инновационной деятельности на предприятиях выступают собственные средства. Продуманная налоговая политика государства позволит предприятиям больше средств вкладывать в разработку и совершенствование НИОКР, повысить скорость обновления их основных фондов, что увеличит отдачу от инновационной деятельности.

7. При переходе к рынку главным условием успешной организации инновационного процесса является ориентация его на конечный результат и соединение всех стадий инновационного процесса в одной организационной форме. Изучение особенностей организации российской науки и национальной экономики на современном этапе их развития показало, что лучшими исполнителями инновационной деятельности в стране при современных условиях являются высшие учебные заведения.

8. Высшая школа в числе других государственных институтов одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции. Роль высшей школы состоит в этой сфере в содействии формированию инновационного пути развития отечественной промышленности, то есть в активном участии вузов в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере. В частности, в вузах России обеспечивается:

— непрерывный инновационный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, в том числе и для реализации инновационной деятельности;

— поддержка инновационных проектов внебюджетными источниками финансирования;

— создание и поддержка инновационных инфраструктур в вузах и регионах.

9. Решение социально-экономических проблем лежит именно в области наукоемкого бизнеса, в сфере передачи технологий и новой техники из науки (вузов, НИИ) в промышленность. Объединение науки с производством в системе высшей школы дает возможность реализовывать идею инновационной деятельности в рамках единого инновационного процесса. Достичь этих результатов удалось благодаря признанию вуза целостной, сложной и комплексной структурой, получившей название — единый учебно-научно-инновационный комплекс.

10. В диссертационной работе нами показано, что учебно-научноинновационный комплекс — перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России. УНИК призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем.

11. Заметную роль в связях науки и промышленности играют предприятия — партнеры и молодые технологические компании, заполняя пробел между результатами научной работы и новыми инновационными продуктами и услугами. Малые компании, рожденные в среде бизнеса, связывают ее с современными научными достижениями и обогащают инновационные возможности промышленных предприятий. В работе нами обоснована эффективность использования структур УНИК для совершенствования организации инновационной деятельности предприятий в научно-образовательной сфере;

12. Обоснован и предложен комплекс экономических показателей, позволяющий осуществлять выбор коммерческих приоритетов и направлений развития инновационных структур в конкурентной среде.

13. Предложены пути совершенствования управления интеллектуальной собственностью в УНПК ХИТ, прежде всего путем активного ведения патентной политики и развития трансфера технологий.

13. Сформулированы предложения, относящиеся к деятельности инновационных субъектов, в том числе и к УНПК ХИТ, которые требуют государственной поддержки:

— представляется вполне актуальным и не очень обременительным для бюджета введение для инновационных предприятий компенсации затрат на консультации и услуги патентных поверенных;

— расширение практики кредитования патентования за рубежом перспективных разработок через РАН и, может быть, иные общественные или профессиональные союзы;

— поддержка на этапе выхода на рынок могла бы быть обеспечена путем государственного протекционизма отечественным производителям, причем протекционизма вполне рыночного, т. е. созданием равных условий для отечественных и зарубежных производителей, участвующих в различных тендерах на производство инновационных продуктов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Н., Кулькина A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 322 с.
  2. В. Е., С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина, С. А. Смирнов. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика. 2001. — 288 с.
  3. М. В. Новая модель инновационного процесса // Приложение к &bdquo-Вестнику РФФИ" 1998. № 2. -С. 3−5.
  4. Г. А., Денисюк В. Государственная инновационная политика в США // Бизнес-информ. 1998. № 17−18. -С. 33−40.
  5. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.:Финансы и статистика, 1998. — 478 с.
  6. Н. В. Управление наукой в регионе: инновационная политика и особенности финансирования.- М.: Academia, 2000.*- 96 с. 7.. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М. :ИНФРА-М, 2003 .-215 с.
  7. В.Л. Экономическое обоснование научно-технической деятельности: инновационный аспект.- М.: Academia, 1999 94 с.
  8. Н.Н. Малый инновационный бизнес: Учебное пособие для студентов экономического факультета.- Новочеркасск. 1998.
  9. Н.Н. Необходимость и сущность инновационного предпринимательства. Новочеркасск, 1999.
  10. В.В. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2003. — 240 с.
  11. БромбергГ.В. Реализация интеллектуальной собственности — условие экономического успеха, — М.: ИНИЦ Роспатента, 1999. — 102 с.
  12. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.:ИИД &bdquo-Филин", 1997.-336 с.
  13. С.В. Управление инновационным бизнесом. — М.: ЮНИТИ, 2001.-343 с.
  14. ВатаньянК.А, Петров А. И., Шаповалова И. Б., Юкин Ю. А, Янчевсский А. Э. Инвестиции в инновационном процессе. Международная школа менеджмента Лэти-Лованиум
  15. А.Д. Инновации в высшей школе: модное увлечение или стратегический путь развития? Современное состояние государственной высшей школы // Инновации 2001.№ 1−2. — С. 16−19.
  16. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.:Экономика, 1998. — 98 с
  17. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999.№ 1. — С.4−12.
  18. Р., Сухарев О. Инновации инструмент экономического развития // Инвестиции в России. — 2000.№ 11. — С.22−32.
  19. Вузовский технопарк как базовая структура инновационной деятельности региона / Атоян В. Р., Коваль А. А., Тюрина В. Ю., Чеботаревский Ю. В. -Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 2001. 127 с.
  20. ГавриловК.А. Механизм обновления. Концепция развития национальной инновационной системы России. М.:Дашков и К., 2003. — 144 с.
  21. А. Российский венчурный бизнес. Состояние, проблемы, перспективы.// Инновации. 2001. № 8 — С.29−31.
  22. . Венчурный бизнес: История, Принципы, Статистика. //Инновации.- 2001.№ 8. С. 24−27.
  23. Г ван дер Вейк Маркетинг исследований и разработок. Консорциум Фраунгофер.
  24. С.Ю. Наука на дороге рынка //Проблемы перестройки науки и техники в условиях перехода к рыночной экономике. Материалы международной конференции. М., 1992.
  25. С.Ю. Теория долгосрочного технико экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  26. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., 1990.
  27. С. Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы: Статьи, выступления, интервью / С. Ю. Глазьев. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.
  28. В. А., Богомолов В. А. Экономическая стратегия предприятия: Учебник.- М.: Филинъ- РИЛАНТ, 2001. 512с.
  29. О.В. Планирование инновационной деятельности издательств.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом, наук. Москва. 2000. -21 с.
  30. ГохбергЛ., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. 2000. № 2.
  31. Гражданский кодекс РФ. М.:ЮРАЙТ.2003.
  32. В. Д. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика, 1999. -128 с.
  33. В.Н. и др. Управление инновациями 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 7.- М.: ИН-ФРА-М, 2000.-272 с.
  34. И., Аврамова Е., Тубалова В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2001.№ 7. — С.71−85.
  35. ГусаковаМ. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. 1999.№ 2. — с.33−38
  36. Г. М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации: Учебное пособие М.: Изд-во ИПСИН, 1993. — 48 с. •
  37. А., ПоповА., Смоляренко В. Оценка инноваций как объектов интеллектуальной собственности с целью возмещения инвестиционных затрат // Инвестиции в России. 2002.№ 8. — С.36−44.
  38. С.В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности производителей // Менеджмент в России и за рубежом. 2002.№ 3. — С.73−87.
  39. Д.А., Коменденко С. Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
  40. Г. А. Система государственной поддержки научной иинновационной деятельности в России. Аналитический обзор.- М.: ВНТИЦ, 1995.-92 с.
  41. П.Н., ИпатовА.А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб., 1994. 192 с.
  42. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций.
  43. СПб.: Бизнес-пресса, 1998.-215 с.
  44. П.Н. Инновационная деятельность в современных условиях // Инновации. 2001.№ 8. — С.13−15.
  45. С.Д. Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности в инфраструктурах регионального АПК.: Авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом, наук. Ставрополь. 2000. -25 с.
  46. Закон Российской Федерации «Патентный закон Российской Федерации». 4-е изд. — М.: Ось — 89,2003. — 48 с.
  47. B.C., Суржиков М. А. Инновационная политика государства. // Вестник Академии. 1999. № 2 (10) — Ростов-на-Дону.
  48. С.В., Ильдеменов А. С., Воробьев В. П. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА -М, 2002. 208 с.
  49. ИншаковО.В., Поляков П. В., ХодыкинА.С. Интеллектуальный фактор инновационной деятельности. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 120 с.
  50. Инновационный менеджмент в малом бизнесе / Переверзев М. П. -Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 1998. 172 с.
  51. Инновационный менеджмент: Учебник / Ильенкова С. Д., Гох-берг Л.М., Ягудин С. Ю. и др. / Под ред. Ильенковой С. Д. -М.: ЮНИТИ, 2000. -327 с.
  52. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Оголевой Л. Н. М.: ИНФРА-М, 2001. — 237 с.
  53. Инновационные процессы в малом предпринимательстве Служба Тасис Генерального Директората. Ресурсный центр малого предпринимательства. 1999.
  54. Инновационный потенциал высшей школы России / Юж. Рос. гос.техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. — 72 с.
  55. Инновационная деятельность в стратегическом планировании: Конспект лекций / В. Р. Атоян. Саратов: Саратов, гос. тех. ун-т., 1996.-20с.
  56. Н.Н. Правовая охрана и лицензирование ИС в России // Интеллектуальная собственность. 2000. № 9. — С.44−57.
  57. В.В. Проблема формирования отраслевых приоритетов научно-исследовательской деятельности в системе высшей школы // Инновации -2001. № 1−2.-С.5−9.
  58. В. А. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000.-136 с.
  59. А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике. — Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2000. 168 с.
  60. А.Г., Максимов В. А. Основы инновационного предпринимательства." Ростов-н/Д: Феникс, 2002. -160 с.
  61. Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.-208 с.
  62. Г. Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 288 с.
  63. А.В. Ценообразование на продукты инновационной деятельности. Центр менеджмента и маркетинга «Прогресс».
  64. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. — М.: Экспертное бюро-М.: 1997. 289 с.
  65. КокуринД.И. Инновационная деятельность. М.:ЭКЗАМЕН. 2001. -576 с.
  66. Е.Б., Бодрухина Н. Н. Основы венчурного предпринимательства: Учебное пособие / Юж. Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002.-92 с.
  67. Коммерциализация научно-технических разработок / Учебно практическое пособие/ Мухин А. П., Арзамасцев Н. В., Ващенко В. П, Вершинин И. Д., Каганов В. Ш., КоротаевВ.П., Сафаров М. А., Толоконников А. В., Шмелев А. С. -М.: АмиР, 2001. 192 с.
  68. Комплексное инновационное развитие отечественных производств и территорий через инфраструктуру высшей школы. Национальная идея развития. // Инновации -2001.№ 1−2. С.25−30.
  69. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001−2005 годы. М.: Министерство образования РФ. 2000.
  70. О.П., Трифилова А. А. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Наука и промышленность России. 2002. № 10. — С.22−32.
  71. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений.- М.: Наука, 1991.
  72. А.Б. Инновации и экономический рост предприятия. СПб.: 2000.
  73. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.:Финансы и статистика, 2001.-384 с.
  74. Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. — М.: Финансы и статистика, 2001.-168 с.
  75. Л.П. Экономика: инновационные подходы. М.: 1998.
  76. КурнышеваИ. Условия инновационного развития / Экономист -2001.№ 7.-С.9−20.
  77. В. Условия инновационного развития / Экономист. — 2001. № 3-С. 21−27.
  78. Л.Д. В поисках пути к экономическому росту // Вопросы экономики. 1998.№ 8. — С.35−56.
  79. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2001. — 470 с.
  80. Н. Актуальные сюжеты экономики интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2000.№ 4. — С.3−7.
  81. МалкавиА. Методы организации инновационной деятельности предприятия в условиях переходной экономики.: Автореф. на соиск. учен. степ, канд. эконом, наук. Санк-Петербург. 2001. 17 с.
  82. Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений. Н.Новгород.: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995. -173 с.
  83. Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Дана, 2000. -446 с.
  84. В.Г. Инновацонный менеджмент: Учебник.-М.: ИНФРА М, 2002.-295 с.
  85. В.Г., Шаршукова Л.Г, Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 240 с. 86. • Методы активизации инновационных процессов / Пригожин А. И., Сазанов Б. В. М.: ВНИИСИ, 1988. — 66 с.
  86. Методика анализа показателей эффективности производства.-Ростов-на-Дону: МарТ.2001. — 206 с.
  87. Налоговый кодекс РФ: 4.1 и 2: Официальный текст с изменениями и дополнениями на 11.11.2003. -М.: Юридическая книга. 2003.
  88. Научно-техническая революция на современном этапе.// Экономика и управление в зарубежных странах. 2001.№ 4. — С.31. — 40.
  89. Новейшие технологии и конкурентоспособность американской экономики. //Экономика и управление в зарубежных странах. 2002.№ 5. -С.3−15.
  90. НеплюевС.Н. Интенсификация инновационных процессов как основа эффективного функционирования предприятия.: Автореф. на соиск. учен, степ: канд. эконом, наук. Ростов-н/Дону, 2002 г. 29 с.
  91. Об использовании научными организациями части прибыли, остающейся в их распоряжении, на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 г., № 91.
  92. Общественная организация инновационной деятельности в России: Конспект лекций / Атоян В. Р. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 1996. — 16с.
  93. Г. В. Инновационная деятельность предприятия в переходной экономике.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1996.
  94. Г. В. Рыночная модель инновационной деятельности предприятия. В 2 частях. 4.1. Инновация эффективный инструмент рынка РГАСХМ, Ростов н/Д, 1999.
  95. С.В. Место и роль интеллектуального капитала предприятия в современном мире //Наука и промышленность России. 2002.№ 10. — С.87−94.
  96. Организация и финансирование инновационной деятельности в рамках университетского учебно-научно-инновационного комплекса / Атоян В. Р., Баландин B.C., Королев А. В. и др. Саратов.: Сарат.гос.тех.ун-т. 2001. -228 с.
  97. Организация, управление и планирование экономики //Экономика и управление в зарубежных странах. 2001. № 10 — С. 35−43.
  98. Н.С. Развитие российского рынка интеллектуальной собственности // Патенты и лицензии. 2000 .№ 12. — С.44−36.
  99. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и напр./ Под ред. П. Н. Завлина и др.- Валдайцев С. В.- Васильев А. В.- Завлин П. Н.- Кабаков В. С. и др.- М.: Экономика, 2000. 475 с.
  100. Отчет по проекту: Создание учебно научно — инновационного комплекса (УНИК) на базе Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) — Новочеркасск. ЮРГТУ (НПИ). 2000.
  101. ПантюхинаА. Стратегическое управление интеллектуальной собственностью // Интеллектуальная собственность. 1998.№ 1. — С.28−31.
  102. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку М.: РИЦЛО «Мегаполис-контакт', 1993.
  103. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М.: Политиздат, 1989. 271 с.
  104. К.Ф. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок. М.: Высш. Шк. 1989. — 223 с.
  105. Региональная инновационная политика высшей школы. Сборник аннотированных материалов./ Под ред. Атояна В. Р. — Саратов: Са-рат.гос.техн.ун-т, 2001. 30 с.
  106. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учебное пособие / Под ред. проф. И. П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-318 с.
  107. Н.М. Структура рынка и стимулы к инновациям // Проблемы прогнозирования. 2002. № 3.
  108. И.Е. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 278 с.
  109. СагиеваГ, ЧаусоваЛ. Законодательство в научно технической сфере: состояние и проблемы. М.: ЦИСН, 2000. — 172 с.
  110. А. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление //Интеллектуальная собственность. 2000.№ 5. — С.40−44.
  111. СантоБ. Инновация как средство экономического развития.— М.:Прогресс, 1990. 296 с.
  112. М.А. Регулирование развития инновационной деятельности региона (на примере Краснодарского края).: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом, наук. Москва. 2000. -21 с.
  113. Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки. М.: &bdquo-Фис», 1985.-366 с.
  114. А.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федераций. М.: Теис, 1996. — 478 с.
  115. Сергеев Д. В. Вертикальная интеграция как фактор эффективности
  116. Инновации. 2001.№ 3.-С.4−9.
  117. В.М. Инновационная деятельность предприятия в переходной экономике.: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. эконом, наук. Ростов-н/Д. 2000. 22 с.
  118. О.А. Организация управления инновационной деятельностью на предприятиях.: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. эконом, наук. Саранск. 2000.-18 с.
  119. Г. А., Титова М. Н., МазурЕ.П., СмирновА.В. Инновационный потенциал предприятий, его оценка и методы реализации //Инновации 2001, № 7.-С.49−51.
  120. О.П. Промышленная собственность в зеркале статистики // Патенты и лицензии 2001, № 8. — С.48−50
  121. А.В., О межотраслевом сотрудничестве // Инновации -2001,№ 1−2. С.3−4.
  122. США: экономика, дефициты, задолженность / АН СССР. Ин-т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 1991. — 136 с.
  123. ТвиссБ. Управление научно-техническими нововведениями. — М.:Экономика, 1989.-271 с.
  124. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб.: Питер, 2001.-240 с.
  125. Трансформация российских университетов в учебно научно-инновационные комплексы / Атоян В. Р. — Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 2001. — 416 с.
  126. А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. — 174 с.
  127. А.А. Методические аспекты инновационного развития предприятий в условиях трансформации экономической среды // Вестник отделения строительных наук РААСН. 2002.№ 6. — С .216−225.
  128. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. — 208 с.
  129. Р. А. Организация производства: Учебник. М.: Инфра М, 2000.-670 с.
  130. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО &bdquo-Бизнес школа Интел-Синтез", 2000
  131. ФатькинаЛ.П. Финансово кредитный механизм стимулирования инновационной деятельности. — М.: 1998. — 59 с.
  132. ФатькинаР. В. Нематериальные активы: как уменьшить налог на прибыль // Патенты и лицензии. 1998. № 2 — С.48−50.
  133. А.Г., Россия: от мобилизационного общества к инновационному.- М.:1993. 272 С.
  134. М. Инновации на предприятии и их внедрение. — М.: Луч, 1992.-148 с.
  135. Л.В. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский экономический журнал. 1996.№ 7. — С.86−89.
  136. Л. Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист. -1999.№ 2. С. 59−64.
  137. А.Д., Сайфулин Р. С., Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1996. -176 с.
  138. А.В. Проблемы и перспективы государственного регу-регулирования инновационной деятельности в России. Ростов — н/ Д.: СКАГС, 2002. — 80 с.
  139. В.Е. Новации в системе образования РФ. М.:АНВШ РФ, 2001.- 21 с.
  140. В.Е. О роли научных исследований и инновационной деятельности в университете XXI века. М.:МАН ВШ, 1998. — 34 с.
  141. В.Е. Роль высших учебных заведений в формировании инновационного пути развития отечественной промышленности. М.: МАН ВШ, 2001.-30с.
  142. В.Е., Ленченко В. В., Третьяк А.Я., Ткачев АЛ, Нырков ЕА
  143. Основы создания университетских комплексов. — Новочеркасск.: ЮРГТУ (НПИ), 2002.-74 с.
  144. В.Е., Варюха A.M. Исследование взаимодействия университетских технопарков и малых инновационных предприятий (клиентов технопарков). М.: Ассоциация «Технопарк», 1999. — 65 с.
  145. В.Е., Сенин А. А. Технопарки и инкубаторы бизнеса. — М.: Ассоциация «Технопарк», 1998. 81 с.
  146. ЩемелевС.Н., Тренов С. А. Экономические основы инновационных процессов в промышленном производстве: Учебное пособие Ростов-н/Д, 1998.- 130 с.
  147. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ ВЛ. Горфинкеля, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 718 с.
  148. Экономические аспекты научно-технической и информационной политики// Экономика и управление в зарубежных странах. 2001. № 3. — С. 4348.
  149. Экономика зарубежных стран //Экономика и управление в зарубежных странах. 2002. № 3
  150. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2003. — 600 с.
  151. Экономика предприятия: Учебник / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова/- М.: ИНФРА-М, 1997. 416 с.
  152. Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. М.: Проспект, 1999. — 792 с
  153. Экономика зарубежных стран: Учебник / А. И. Погорлецкий. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 492 с.
  154. . Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988.
  155. . Ю.В. Стратегия научно-инновационного прорыва. // Экономист. 2002. № 5 -С.3−11.
  156. К.П. Введение в инновационное предпринимательство.1. СПб.:Питер.2004. -189 с.
  157. К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: Выбор стратегии, разработка бизнес-плана и методы анализа / Под ред. Мухарь И. Ф.- СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 200. 448 с.
  158. А. Интеллектуальная собственность в деятельности предприятия // Интеллектуальная собственность. 2000. № 5. С.21−24.
  159. Япония в конце XX века: экономика, социология, управление: Реф. сб. М.: ИНИОН РАН, 2002. — 96 с.
  160. Giget М. Technology, innovation and strategy: recent development // Intern. G. of technology management 1997. Vol. 14. № 7−8.
  161. Lasres H. Innovation, competitiveness and small medium-sized enterprises // FID News Bull. 1998.48. № 1
  162. Nelson R. National Innovation System. A Comparative Analysis/-London: Oxford University Press. 1993.
  163. Brown G., Turner J. Reworking the Federal Role in Small Business Research. Issues in Science and Technology, Summer 1999.
  164. Dezhina I., Graham L. Is Russia Devoloping a Commercial Culture for High Technology? Research Technology Management, 2001.
Заполнить форму текущей работой