Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие социальной ответственности бизнеса в системе рыночных отношений России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция ответственности сегодня становится стратегическим бизнес-подходом к управлению, который позволяет выявить и сформулировать круг своих обязательств и направлений ответственности и реализовывать их по принципу постоянного улучшения в рамках финансовой стратегии фирмы. Российские компании, используя КСО по показателям экономической, экологической и социальной результативности, могли бы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Концептуальные подходы к анализу бизнеса
    • 1. 2. Теоретические основы понятия «социальная ответственность бизнеса» как экономической категории
    • 1. 3. Сферы социальной ответственности бизнеса
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОБ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Корпорация — наиболее эффективная форма реализации СОБ
    • 2. 2. Социальные конкурентные преимущества в концепции конкурентоспособности бизнеса
    • 2. 3. Зарубежный опыт развития КСО и его применение в России
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИИ
    • 3. 1. Специфика развития социальной ответственности бизнеса в российских компаниях
    • 3. 2. Основные направления развития социальной ответственности бизнеса в современной России в условиях глобализации

Развитие социальной ответственности бизнеса в системе рыночных отношений России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что социальная ответственность бизнеса (СОБ) приобретает все большее значение в рыночной экономике развитых стран в условиях современной глобализации. Мировая практика показывает, что бизнес, благодаря социальной ответственности (СО), обеспечивая рост качества жизни населения, становится более устойчивым в экономическом и социальном плане. Ценность СОБ заключается в минимизации компаниями негативных последствий своей производственной деятельности, в решении социальных проблем глобального и местного уровня, в формировании атмосферы предсказуемости в экономическом и общественном развитии. Принципы СОБ играют важную роль в управлении компаниями, однако в российской практике они применяются недостаточно. Хотя СОБ является частной инициативой, существенное развитие она получает за счет стимулирования со стороны представителей гражданского общества и власти. В России такая система пока не сформировалась. В тоже время представители крупного бизнеса, зачастую конфликтующие с интересами общества и государства, стали обращать внимание на решение проблем СО. Как подтверждают авторитетные российские и международные исследования, российский крупный бизнес окреп скорее в экономическом аспекте, чем в социальном. Для российской экономики проблема СОБ имеет особое значение в связи с переходом страны к принципиально новой парадигме развития — создания социально-ориентированной экономики. Значимость сферы СОБ связана с тем, что в ней, по существу, фокусируется роль бизнеса в реформировании и развитии экономики, отвечающей мировым стандартам по уровню общественного благосостояния.

Акцент в российском бизнесе чаще всего делается на максимизацию прибыли любым способом. Интересы потребителей и общества не являются приоритетными. Но, чтобы соответствовать «общемировым стандартам» в развитии бизнеса, в России необходима его «перезагрузка» в сторону обеспечения коммерческих задач компании социально-правовыми нормами. Российский бизнес должен признать формирование СО как одну из главнейших задач, решение которой требует тщательного планирования, взвешенного принятия решений, а также детального анализа и оценки.

В настоящее время и в обозримой перспективе развитие СОБ будет носить преимущественно глобальный характер в социальной, экономической и экологической сферах. Данное обстоятельство дополнительно повышает значимость проблемы обеспечения СОБ и готовности России к вхождению в мировое экономическое пространство. Если наше государство выбрало парадигму демократического развития страны, то чем раньше Россия осознает все позитивные стороны СОБ, тем процесс вхождения в это пространство будет менее болезненным.

В этой связи требуется глубоко проработанная и ориентированная на современный уровень развития бизнеса концепция СОБ с целью эффективного развития самого бизнеса и общества в целом на перспективу. Возникает объективная потребность в теоретико-методологическом исследовании СОБ, ее генезиса, социально-экономического содержания, сфер, механизмов формирования и реализации, учитывая особенности развития рыночной экономики России.

Все это вызывает необходимость поиска научно обоснованных действий, нацеленных на поддержку и стимулирование СОБ в контексте обеспечения социальной безопасности в условиях глобализации.

Степень разработанности проблемы. В качестве теоретико-методологической базы и отправных точек для осмысления и научного анализа закономерностей и тенденций развития СОБ в системе современных рыночных отношений в условиях глобализации использованы труды отечественных ученых: Абалкина Л. И., Алтухова А. И., Брагина Н. И., Грунина A.A., Даниловой О. В., Ильенковой С. Д., Кочеткова A.A., Ларионова И. Н., Лебедева H.A., Новичкова A.B., Осипова Ю. М., Паппэ Я. Ш., Сабельникова Л. В.,.

Солодухи П.В., Субботина А. К., Сычева Н. В., Фатхутдинова P.A., Шишкова Ю. В., Щербакова В. Н., Щетинина В. Д. и др.

Среди исследователей и экспертов, внесших существенный вклад в изучение корпоративной социальной ответственности, следует отметить А. Н. Шохина, C.B. Туркина, С. Е. Литовченко, Ф. Т. Прокопова, С. П. Перегудова, Л. И. Полищука, Г. Л. Тульчинского, А. И. Ярового и др.

Современными зарубежными исследователями СОБ являются такие авторы, как Дж. Элкингтон, Н. Финч, А. Крейн, Д. Маттен Ф. Котлер, Дж.К. Роуи, А. Локет, М. С. Бранко, Л. Л. Родригез, С. Сакс и др. которые в свою очередь опираются на основополагающие труды по СОБ второй половины XX века таких авторов, как Г. Боуэн, К. Дэвис, М. Фридман, А. Кэррол и Э. Фримен, а также на классические идеи, выдвинутые Дж. Локком, А. Смитом, М. Вебером, Ф. Найтом, X. Ленком, Т. Парсонсом и др.

Однако сложившиеся подходы к анализу закономерностей и тенденций развития СОБ в системе современных рыночных отношений в условиях глобализации не дают четкого, однозначного представления этой проблемы в макроэкономическом и микроэкономическом аспекте. Исследование проблемы ведется преимущественно в рамках неоклассической теории, минуя институциональный подход. В целом приходится признать, что на сегодняшний день еще недостаточно проработаны теоретико-методологические, методические и практические пути формирования СОБ в системе развития современных рыночных отношений в условиях глобализации.

Актуальность исследуемой темы и недостаточная разработанность теории и методологии закономерностей и тенденций развития СОБ в системе современных рыночных отношений в условиях глобализации, отсутствие целостной концепции, обеспечивающей комплексное системное решение ее задач в условиях современной российской экономики, обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования, цель, задачи, объект, предмет исследования и научную гипотезу.

Объектом диссертационного исследования выступает система СОБ в современной рыночной экономике в условиях глобализации.

Предметом диссертационного исследования является система социально-экономических отношений, складывающихся по поводу развития системы СОБ в рыночной экономике в условиях глобализации.

Цель диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации теоретико-методологических подходов, позволивших обосновать направления развития системы СОБ в системе современных рыночных отношений в условиях глобализации. Указанная цель предопределила постановку и последовательность теоретического, методологического и практического решения следующих задач:

1) проанализировать концептуальные подходы к анализу бизнеса, как социального института, который несет ответственность перед обществом;

2) определить генезис, теоретические основы концепции социальной ответственности и социально-экономическую трактовку категории «социальной ответственности бизнеса» с позиции микрои макроэкономического анализа и во взаимосвязи с категориями «социальные инвестиции» и «социальный капитал», обеспечивающими динамичное развитие бизнеса и экономики в целом;

3) определить уровни реализации, принципы построения модели и основные сферы социальной ответственности бизнеса по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах его деятельности (акционерам, работникам, потребителям, инвесторам, заказчикам, поставщикам, местным сообществам) и обществу (охрана окружающей среды, общественная благотворительность, спонсорство и т. д.) в условиях современной рыночной экономики.

4) раскрыть закономерности зарубежного опыта формирования СОБ на основе сложившихся систем управления бизнесом и пути его использования в российской практике;

5) дополнить концепцию конкурентоспособности бизнеса в системе современного корпоративного управления наряду с традиционными экономическими преимуществами новыми, так называемыми социальными преимуществами;

6) определить состояние СОБ в системе современных рыночных отношений (на примере России) и разработать основные направления развития СОБ, не противоречащие интересам бизнеса и российской экономики в целом в условиях глобализации.

Соответствие паспорту специальностей. Диссертационное исследование соответствует пунктам паспорта специальности ВАК 08.00.01. — «Экономическая теория» п. 1.1. Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношенийэкономические интересывзаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структурроль и функции государства и гражданского общества в формировании экономических системформирование экономической политики (стратегии) государства.

Научная гипотеза заключается в том, что предложенные в диссертации направления совершенствования системы СОБ способствуют повышению качества жизни населения в современной рыночной экономике в условиях глобализации.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по решению проблем СОБ, законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации и субъектов РФ. Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальная статистическая информация Росстата, законодательные материалы по инвестиционной, научно-технической и инновационной политике, ежегодники, материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, аналитические обзоры и рейтинги, представленные в периодической печати, а также данные, опубликованные в экономической литературе.

В процессе исследования проблемы использовались разнообразные методологические подходы, в том числе системный подход, экономико-математическое моделирование, методы экономического и логического анализа, методы анализа микроэкономической динамики, статистического анализа.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили: статистические данные и нормативно-правовые документы, характеризующие СОБ в зарубежных странах и российской экономикерезультаты исследования СОБ, проведенные Ассоциацией менеджеров, ГУ-Высшей школы. В качестве методов сбора информации в рамках социологического исследования использовались: социологическое наблюдение и изучение документов. Обработка результатов социологического исследования осуществлялась с помощью компьютера при применении методов структурного, сравнительного, факторного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системного подхода к выявлению основных направлений развития СОБ, позволяющих повысить эффективность функционирования рыночной экономики в условиях глобализации.

Более конкретно научная новизна состоит в следующем: проанализированы концептуальные подходы к анализу бизнеса, как института, который создает основу для реализации жизненно важных интересов личности, несет ответственность перед социумом, соответствуя определенным общественным ожиданиям, включая институциональные преобразования и создание необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость социального обеспечения населения в условиях глобализацииуточнены генезис, теоретические основы концепции социальной ответственности и разработана авторская трактовка категории «социальной ответственности бизнеса» с позиции микрои макроэкономического анализа во взаимосвязи с категориями «социальные инвестиции» и «социальный капитал», обеспечивающими динамичное развитие бизнеса и экономики в целом в условиях глобализацииопределены основные сферы и модель социальной ответственности бизнеса, по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах его деятельности (акционерам, работникам, потребителям, инвесторам, заказчикам, поставщикам, местным сообществам) и обществу (охрана окружающей среды, общественная благотворительность, спонсорство и т. д.) в условиях современной рыночной экономикидополнена концепция конкурентоспособности бизнеса в системе современного корпоративного управления наряду с традиционными экономическими преимуществами новыми, так называемыми социальными преимуществами, формирующимся на основе роста социальной ответственности бизнесараскрыты закономерности зарубежного опыта формирования и развития СОБ на основе сложившихся систем корпоративного управления бизнесом и пути его использования в российской практике на основе более активного освоения международных норм СОБ и согласования их с внутренними российскими нормами СОБ (и формальными, и неформальными) — стимулирования развития потенциально широкого спектра организаций гражданского общества, которые связаны с распространением и претворением в жизнь конкретных вопросов социальной ответственности бизнесасоздания возможностей для большей действенности различных рыночных механизмов обеспечения СОБ взамен субъективных критериев ее оценки, выработанных властью на местахопределено состояние СОБ в системе современных рыночных отношений (на примере России) как состояние недооценки роли и значения означенной системы с позиции неотъемлемой части общей корпоративной стратегии и социально — экономического развитии страны на перспективу, в силу этого остаются нерешенными проблемы с выпуском качественной продукции, улучшением условий труда, создания новых рабочих мест, образования, благоприятного инвестиционного климата, охраны окружающей среды и здоровья, роста общественного благосостоянияразработаны основные направления развития СО российского бизнеса, не противоречащие интересам бизнеса, экономики и российского общества в условиях глобализации: развитие стратегического партнерства с федеральными и субфедеральными органами власти с целью формирования эффективной социально-ориентированной экономики, поскольку собственные возможности бизнеса в каждый данный момент ограниченытребуется в корне изменить идеологию личного обогащения собственников капитала на идеологию удовлетворения общественных интересов, характеризующую сущность социальной ответственности бизнеса как принципиально новой парадигмы развития бизнеса, способствующей его постоянной социализацииотнести к полномочиям СОБ исполнение функции социальной безопасности с позиции защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения жизненно важных интересов, чтобы обеспечить условия для решения ключевых социально-экономических задач и, может быть, самой главной — обеспечения роста общественного благосостояния в России в условиях глобализациисобственники российского капитала должны понять, что социальная активность бизнеса неизбежно принесет реальную пользу в виде роста демократизации экономического и социального развития нации в результате формирования гражданского общества.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем: предложенные автором концептуальные подходы к анализу бизнеса, включая институциональные преобразования и создание необходимых механизмов, позволяют устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость социального обеспечения населения в условиях глобализацииразработанная авторская трактовка СОБ с позиции микрои макроэкономического анализа акцентирует внимание на роль социальных инвестиций и социального капитала, обеспечивающих динамичное развитие, как бизнеса, так и экономики в целом в условиях глобализацииавторское определение основных сфер и модели СОБ позволит эффективно проводить политику по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах деятельности бизнеса в условиях современной рыночной экономикипредложенное дополнение концепции конкурентоспособности бизнеса социальными преимуществами формирует новое отношение к определению роли СОБ в экономическом и общественном развитиивыявленные закономерности зарубежного опыта формирования и развития СОБ позволяют обосновать пути его использования в российской экономикеопределение состояния СОБ на примере России дает возможность разработать основные направления развития СО российского бизнеса, не противоречащие интересам бизнеса, экономики в целом и российского общества в условиях глобализации.

Апробация результатов. Основные выводы и отдельные положения исследования изложены диссертантом в выступлениях на научно-технических и научно-практических конференциях в 2011 г.: Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы экономики» (Москва, МГУПИ, 24−25 апреля 2011 г.) — Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики» (Москва, ИНЭП, 18−19 ноября 2011 г.) — Международная научно-практическая конференция «Экономика. Общество. Политика» (Москва, РГТЭУ, 24−25 ноября 2011).

В практической работе результаты исследования могут использоваться как руководителями коммерческих структур, так и руководителями органов государственной власти РФ и субъектов РФ при формировании политики в сфере СОБ. В учебном процессе материалы диссертации можно использовать при преподавании учебных курсов и дисциплин «Экономическая теория», «Управление социальным развитием организации», «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика» и др.

Результаты исследования применялись в учебном процессе в РГСУ.

Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующим актом внедрения.

Публикации. Основные положения диссертации в 5 печатных работах общим объемом 3,2 п. л, в том числе 2 публикации в журналах, рекомендованных ВАК. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях, в том числе 2 из перечня изданий, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 3,96 п.л., в т. ч. авторских — 3,4 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Концепция социальной ответственности бизнеса приобретает все большее значение в научных и бизнес — кругах России. Вопрос о социальном вкладе в развитие общества в качестве одного из направлений корпоративной стратегии, не входящего в противоречие с ростом конкурентоспособности компании, и являющегося характеристикой цивилизованного бизнеса, стоит на повестке дня перед бизнес — сообществом и государственными структурами.

1. Проанализированы концептуальные подходы к анализу бизнеса, как института, который создает основу для реализации жизненно важных интересов личности, несет ответственность перед социумом, соответствуя определенным общественным ожиданиям, включая институциональные преобразования и создание необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость социального обеспечения населения в условиях глобализации;

2. Уточнены генезис, теоретические основы концепции социальной ответственности и разработана авторская трактовка категории «социальной ответственности бизнеса» с позиции микрои макроэкономического анализа во взаимосвязи с категориями «социальные инвестиции» и «социальный капитал», обеспечивающими динамичное развитие бизнеса и экономики в целом в условиях глобализации;

3. Определены основные сферы и модель социальной ответственности бизнеса, по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах его деятельности (акционерам, работникам, потребителям, инвесторам, заказчикам, поставщикам, местным сообществам) и обществу (охрана окружающей среды, общественная благотворительность, спонсорстип и т. д.) в условиях современной рыночной экономики;

4. Дополнена концепция конкурентоспособности бизнеса в системе современного корпоративного управления наряду с традиционными экономическими преимуществами новыми, так называемыми социальными преимуществами, формирующимся на основе роста социальной ответственности бизнеса;

5. Раскрыты закономерности зарубежного опыта формирования и развития СОБ на основе сложившихся систем корпоративного управления бизнесом и пути его использования в российской практике на основе более активного освоения международных норм СОБ и согласования их с внутренними российскими нормами СОБ (и формальными, и неформальными) — стимулирования развития потенциально широкого спектра организаций гражданского общества, которые связаны с распространением и претворением в жизнь конкретных вопросов социальной ответственности бизнесасоздания возможностей для большей действенности различных рыночных механизмов обеспечения СОБ взамен субъективных критериев ее оценки, выработанных властью на местах;

6. Определено состояние СОБ в системе современных рыночных отношений (на примере России) как состояние недооценки роли и значения означенной системы с позиции неотъемлемой части общей корпоративной стратегии и социально — экономического развитии страны на перспективу, в силу этого остаются нерешенными проблемы с выпуском качественной продукции, улучшением условий труда, создания новых рабочих мест, образования, благоприятного инвестиционного климата, охраны окружающей среды и здоровья, роста общественного благосостояния;

7. Разработаны основные направления развития СО российского бизнеса, не противоречащих интересам бизнеса, экономики и российского общества в условиях глобализации и отражающих: во — первых, развитие стратегического партнерства с федеральными и субфедеральными органами власти с целью формирования эффективной социально-ориентированной экономики, поскольку собственные возможности бизнеса в каждый данный момент ограниченыво — вторых, требуется в корне изменить идеологию личного обогащения собственников капитала на идеологию удовлетворения общественных интересов, характеризующую сущность социальной ответственности бизнеса как принципиально новой парадигмы развития бизнеса, способствующей его постоянной социализациив-третьих, отнести к полномочиям СОБ исполнение функции социальной безопасности с позиции защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения жизненно важных интересов, чтобы обеспечить условия для решения ключевых социально-экономических задач и, может быть, самой главной — обеспечения роста общественного благосостояния в России в условиях глобализациив — четвертых, собственники российского капитала должны понять, что социальная активность бизнеса неизбежно принесет реальную пользу в виде роста демократизации экономического и социального развития нации в результате формирования гражданского общества.

Опыт зарубежных стран убеждает, что в России уже сейчас необходимо уделить большее внимание повышению ценности КСО в глазах бизнеса. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены с учетом обеспечение добровольности СОБ, ее развития в рамках правового урегулирования и демократической идеологии.

Концепция ответственности сегодня становится стратегическим бизнес-подходом к управлению, который позволяет выявить и сформулировать круг своих обязательств и направлений ответственности и реализовывать их по принципу постоянного улучшения в рамках финансовой стратегии фирмы. Российские компании, используя КСО по показателям экономической, экологической и социальной результативности, могли бы успешно решать две задачи — получение преимуществ внутри страны и соответствие уровню зарубежных конкурентов и партнеров. Это подтверждает актуальность вывода о том, что СО в качестве рационального отклика компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон не только сама по себе способна носить стратегический характер и выступать важнейшим элементом стратегического управления компанией, но может рассматриваться и в качестве одной из концепций стратегического управления по достижению компанией большей конкурентоспособности.

При формировании современной модели социальной ответственности предприятия важно учитывать как определенную специфику ее реализации в России применительно к различным типам предприятий, так и мотивацию, оказывающую непосредственное воздействие на степень распространения социально значимых инициатив бизнеса и используемые в этих целях стратегии бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монография Новичков A.B., Сарафанников A.A. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночных отношений. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
  2. С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах.//Российский экономический журнал, 2000. — № 1. — С. 14.
  3. С.Б. Бизнес-группы и их роль в развитии российских предприятий. «Мир России», 2004. том 13, № 3.
  4. Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.
  5. В.Ю. Вертикально-интеграционные компании России. — М.: Дело, 1996.
  6. Н. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  7. В. Проблемы корпоративного управления в России // Маркетинг. 2005. — N 6. — С.3−10.
  8. Арнольд Глен Руководство по корпоративным финансам. Пособие по финансовым рынкам, решениям и методам. М. :МГИМО, 2005
  9. А. Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление
  10. Е.В., Солодко Л. П., Казин A.B. Управленческий учет: Учеб.-практ. пособие. — М. ТТК Велби- Проспект, 2004. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001."
  11. Дж. Корпорация: патологическая погоня чя прибитni. tr"
  12. Г., Хелминк Дж. Как успешно объединить две компании
  13. С.И. Механизмы управления финансовыми ресурсами корпорации. М., 2001. -166с.
  14. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике.//Российский экономический журнал, 1997. — № 8. — С. 16.
  15. И. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение / Беликов И., Вербицкий В. // Общество и экономика. 2005. -N 10−11.-С.112−139.
  16. A.C. Международный менеджмент и американские ТНК.//США: Экономика, политика, идеология, 1998. № 3. С. 100.
  17. Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 8, выпуск 2. 2006.
  18. Благов Ю. Е Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента № 3, 2004.
  19. А.О. Концепция стратегического управления корпоративными структурами в российской экономике / А. О. Блинов,
  20. B.Я.Захаров // Экономика и коммерция. Электрон, пром-сть. 2002. — Вып.З.1. C.52−62.
  21. А.З. О трактовке некоторых ключевых понятий в области корпоративного управления, экономики и финансов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2006. — N 2. — С. 17−30.
  22. М.П. Корпоративные информационные системы и технологии электронного документооборота: новый потенциал управленческой интеграции // Деньги и кредит. 2007. — N 12. — С.60−67.
  23. Бондаренко Г. А Менеджмент гостиниц и ресторанов (2-е издание)
  24. К. С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика
  25. П. Корпоративное управление как шанс для аудиторской дятельности / Петер Бюлер, Маркус Т. Швейцер // Пробл. теории и практ. управл. 2004. — N 3. — С.57−62.
  26. М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер. -Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. 352 с.
  27. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Рос. экон. журн. -2001. -N2. С. 15−28.
  28. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для процветания. — М.: Финпрогресс, 2000.
  29. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, прогресс. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.29. «Владелец и управляющий: чье решение? Интервью руководителя службы персонала ОАО ««Росгосстрах»» И. Алиева (www.careerforum.ru) «
  30. И.Г. Компании будущего: организационный аспект.//Менеджмент в России и за рубежом, 1999. — № 2. — С. 70
  31. И.Г. Слияние и поглощение компаний.//Менеджмент в России и за рубежом, 1999. — № 1. — С.33.
  32. JI. Менеджмент в России не защищает интересы акционеров / Л. Волков, Н. Сафронов // Независимая газ. 2007. — 3 апр. — С. 15. — (НГ — политэкономия- N6).
  33. Л.В. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства // ЭКО.-2006.-N10.-С.77−85.
  34. A.C., Молотников А. Е. Захват. Корпоративные тттахматьг Игра на выживание. .//Менеджмент в России и за рубежом, 2005. — № 4. —36. «Гражданский кодекс Российской Федерации», часть 1, раздел I, подраздел 1, глава 1, статья 2, пункт 1
  35. Глоссарий портала фонда «Наше Будущее»
  36. А. Корпоративное управление: свои «спецы» ближе к делу! // Экономика и жизнь. 2004. — 7 февр. — С.5.
  37. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке. В 4 т. 6-е изд., доп.
  38. Я. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм. М.:АСТ, 2005
  39. С. Планово-корпоративная система и конкурентоспособность // Экономист. 2005. — N 12. — С.3−21.
  40. И.Б. Стратегия и структура корпорации. 2-е изд., перераб
  41. Дак Дж. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Финстатистика, 2007
  42. В.И. Субподряд как частный случай аутсорсинга: методика и системы моделей оценки эффективности // Экон. наука, совр. России. 2005. — N 4. — С.102−114.
  43. В. Корпоративные планы как инструмент корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Пробл. теории и практики управл. 2007. — N 8. — С.68−75.
  44. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. — М.: Дело и Сервис, 2002.
  45. В.А. Управление персоналом в корпорациях / Денисов В. А., Филиппов A.B. М., 1999. — 166с.
  46. A.A. Социальная ответственность в системе корпоративного управления. М, 2005
  47. М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России //ЭКО. 2004. — N1.-C.141−161.
  48. Т. Г., Ивасаки И. 2006Л1ссдедование-российскихкорпораций: первые итоги совместного российско-японского проекта. Препринт WP1/2006/01. М.: ГУ-ВШЭ.
  49. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  50. А., Некрасовский К. О японских «сюданах». //Российский экономический журнал, 1995. — № 12. — С. 67.
  51. П.В. Основы корпоративного управления концернами. — М.: ПРИОР, 1998, —С. 3.
  52. Н.М. Совершенствование корпоративного управления в коммерческом банке / Н. М. Заварихин, М. Н. Останин // Деньги и кредит. -2007. N 2. — С.23−27.
  53. , О.В. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева, Г. Г. Набиев. Волгоград: ВолГУ, 2003. С. 17.
  54. , X. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Ионас. М.: Айрис-пресс, 2004.-480с.
  55. Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Экономика, 2007
  56. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация. ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  57. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. доп./ Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  58. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. —М.: Прогресс, 1989.
  59. В. Корпоративное управление: особенности и тенденции развития // Проблемы теории и практики управления 2002. — N 1. — С.68−74.
  60. Н. Стратегические альянсы наукоемких корпораций США // Проблемы, теории и практики управления 2006. — N 4. — С.96−103.
  61. Корпоративное управление в России: есть ли шанс для улучшения // Проблемы теории и практики управления 2002. — N 6. — С.84−87.
  62. Корпоративное управление: Основные проблемы и конфликты // Экономика и жизнь. 2000. — Дек. (И 51). — С. 18.
  63. Т., Коллер Т., Мурриа Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. Пер. с англ. — М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.
  64. С. Организация внутрихолдингового управления // Проблемы теории и практики управл. 2006. — N 3. — С.62−70.
  65. С.П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004.
  66. Крупный российский бизнес: социальная роль и социальнаяответственность (позиция населения и оттенкиэкспертов)—М
  67. Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005. — С. 304−323.
  68. Л.И. Основные направления совершенствования корпоративного управления в банковском секторе // Деньги и кредит. 2004.- N 9.
  69. Е.В. Корпоративный бизнес. — Минск: Армита-Маркетинг-менеджмент, 2001.
  70. С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // Проблемы теории и практики управления. 2011. — N 6.
  71. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 46.
  72. В. Мейер. Оценка эффективности бизнеса. — М.: Вершина, 2004.
  73. В.В. Партнерство в бизнесе (опыт теории и практики). — М.: Менеджер, 2007.
  74. Модели корпоративного управления в России: развитие и влияние на политику промышленных предприятий // Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. 2011. — № 3
  75. У. Теория интересов, корпоративное управление и государственный менеджмент / Уэйн Норман, Джозеф Хит // Экон. политика.- 2006. N 4.
  76. А. А. Рыбаков С. А. Покупка и продажа бизнеса. Российская практика
  77. Н. Проблемы корпоративного управления в России // Междунар. жизнь. 2005. — N 2. — С. 125−131.
  78. Н. Корпоративное управление фактор возрождения управления промышленности // Экономист. — 2010. — N 4
  79. H.H. Проблемы корпоративного управления в России (экономико-правовой аспект) // Междунар. публ. и частное право. 2004. -N5.
  80. , Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академ, проект, 2002.
  81. С.П. Корпорации, общество, государство. М., 2008
  82. С.П., И.С. Семененко. Корпоративное гражданство как новая форма отношений бизнеса, общества и власти. М., ИМЭМО, 2006
  83. Н.К., С.Урюпин. Блок «Корпоративное управление и корпоративные результаты: эмпирические доказательства на опыте развитых стран» // Корпоративные финансы. 2007. № 4. С. 58−63.
  84. B.C., Шестакова В. В. Финансовый и управленческий учет в холдингах / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. И. Бириленко. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
  85. М. Конкуренция. СПб. — М.: Киев, 2000.
  86. В. Корпоративное управление: на пути к ««российской модели»» // Россия в глобальной политике. 2003. — Т. 1, N 3. — С. 192−208.
  87. Принципы корпоративного управления, принятые Организацией экономического сотрудничества и развития // Коммерсантъ-Сибирь. 2010. -6 окт. — С.8.
  88. В.М. О моделях корпоративного управления и особенностях их становления в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (Государство и общество). 2009. — N 1. — С. 119−129.
  89. А. Корпоративное управление в России- ограничения и перспективы // Вопросы экономики. 2009. — N1.-C.101−124.
  90. А. Корпоративное управление: ограничения, противоречия и особенности регулирования // Пробл. теории и практики упр. 2008. — N 2. — С.90−97.
  91. Развитие корпоративных форм управления в России (по материалам междунар. науч.-практ. конф.) // Рос. экон. журн. 2010. — N4. -С.37−57.
  92. К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  93. В.Л. Как экономические интересы формируют корпоративное управление // ЭКО. 2004. — N 7. — С.27−38.
  94. М., Чистова Е. Владелец и управляющий//Директор-инфо. 2010. № 36.
  95. В. Корпоративное управление // Финансовый контроль. -2009. N 7.
  96. , И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. — № 10.
  97. Е.К. Экономические показатели бизнеса. — М.: Экзамен, 2011.
  98. Н.Б. Корпорация в системе социального и экономического управления / Н. Б. Сонькин, Л. И. Маевская // ЭКО. 2009. -N8.
  99. Ю. Национальные стандарты корпоративного управления в России // Власть. 2010. — N 7.
  100. Спрос на современные стандарты корпоративного управления в частном секторе России / С. Гуриев, О. Лазарева, А. Рачинский, С. Цухло // Общество и экономика. 2009. — N 10−11.
  101. А. Корпоративное управление и корпоративные результаты: эмпирические доказательства на опыте стран с растущим рынком капитала // Корпоративные финансы. 2008. № 4.
  102. П. Сквозь пальцы. // Деловые люди. 2010. — Апр. (N133).-С.38
  103. В.В. Управление корпорацией: проблемы эффективности и согласования // Экон. наука современ. России. 2011. — N 3
  104. Томпсон-мл., А., Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2009.
  105. М. Конвергенция моделей корпоративного управления // Вопр. экономики. 2004. — N 1.
  106. Ю., Желвицкий Д. Отойти от дел владельцы компаний пока не могут//Ведомости. 2009. 16 апреля.
  107. М. Искуство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению: пер. с англ. / Фридман М., Трегоу Б. М.: Гранд: ФАИР-пресс, 2004. — 269с. — (Академия бизнеса).
  108. А. Корпоративное управление в Европе // Пробл. теории и практики упр. 2002. — N 4.
  109. Д.Э., Уичерн Д. У., Райте А.Дж. Бизнес-прогнозирование, 7-е изд. — М.: Издательский дом «Вильяме». 2008.
  110. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. -М., 2000.
  111. Р. Совет директоров: Технологии эффективной работы: Коллегиальное управление в современном бизнесе. М.: Добрая кн., 2009.
  112. A.B. Корпорации. Корпоративное управление / Черезов A.B., Рубинштейн Т. Б. М.: Экономика, 2006. — 478с.
  113. A.B. О некоторых проблемах управления многопрофильной корпорацией в современных рыночных отношениях. М., 2007. — 103с.
  114. В. Основные подходы к формированию корпоративной стратегии // Пробл. теории и практики управл. 2007. — N 5. — С.93−99.
  115. Т. Корпоративное управление в России // Экон. наука соврем. России. 2006. — N 2. — С.108−122.
  116. И.С. Холдинги: Правовое регулирование и корпоративное управление. М.: Волтерс Клувер, 2006. — XXVII, 617с.
  117. C.B. «Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?» М. ГУ-ВШЭ, 20 051. U
  118. И.А. История экономического анализа: В 3 т. — СПб.: Экономическая школа, 2008.
  119. К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. — М.: Изд-во «Дело и Сервис». — 2009.
  120. Экономические и социальные проблемы корпоративного управления / Подготовил П. Шинкаренко // Пробл. теории и практики управл. 2006. — N 2. — С. 119−126.
  121. , JI. Благосостояние для всех / Л.Эрхард. М.: Начала-пресс, 1991.
  122. Bowen Н. R. Social Responsibilities of the Businessman. Harper & Row: N. Y. 1953.
  123. А. В. A three dimensional conceptual model of corporate performance // Academy of Management Review 4 (4):497−505. 1979.
  124. Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons 34 (4): 39—48. 1991.
  125. Carroll A. B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct //Business and Society 38 (3): 268−295. 1999.
  126. Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? // California Management Review 2 (3): 70−76. 1960.
  127. Davis K., Blomstrom R. Business and Society: Environment and Responsibility // McGraw-Hill: N. Y. 1975.
  128. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits // New York Times Magazine (September 13). 1970.
  129. McGuire J.W. Business and Society // McGraw-Hill: N. Y. 1963.
  130. Zadek S. The Pass to Corporate Responsibility // Harvard Business Review. December 2004.1. Интернет-ресурсы
  131. Какой же бизнес социально ответственный? Электронный ресурс.- Пресс-выпуск ВЦИОМ № 131.- Информационный материал от 11.11.2004.- Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/singIe/981.html
  132. Какой же бизнес социально ответственный? Электронныйресурс. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 131. — Информационный материал от 11.11.2004. — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/981 .html.
  133. Социальная ответственность бизнеса: взгляд предпринимателей и наемных работников Электронный ресурс. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 884. — Информационный материал от 26.02.2008. — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9710.html.
  134. В. Когда наемный менеджер преуспевающего предприятия может претендовать на партнерские отношения со стороны собственника? (www.tarassov.ee).
Заполнить форму текущей работой