Совершенствование государственного управления структурными преобразованиями в промышленности России на основе развития малых инновационных предприятий
Свое особое место в промышленности занимают малые инновационные предприятия (МИП), которые, как свидетельствует западный опыт, играют весьма заметную, а в ряде случаев лидирующую, роль в прогрессивных, высокотехнологичных отраслях промышленности. Во взаимодействии с крупными корпорациями они формируют валовой продукт (ВВП) своих стран. Однако уровень развития малых инновационных предприятий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты анализа инновационной деятельности в промышленности
- 1. 1. Анализ теоретических аспектов инноваций
- 1. 2. Функции и роль малых предприятий в инновационной сфере
- Глава 2. Опыт развития и государственной поддержки малых инновационных предприятий в промышленно-развитых странах и России
- 2. 1. Анализ господдержки малых инновационных предприятий в промышленно-развитых странах
- 2. 2. Анализ господдержки и развития малых инновационных предприятий в
- России
- Глава 3. Разработка направлений государственной структурной политики в сфере инновационного малого предпринимательства
- 3. 1. совершенствование правого и инфраструктурного обеспечения
- 3. 2. государственное стимулирование взаимодействия малых и крупных промышленных предприятий в инновационной сфере
Совершенствование государственного управления структурными преобразованиями в промышленности России на основе развития малых инновационных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современный этап мирового развития промышленности связан с процессами ее глобализации. Происходит создание глобального информационного поля, генерирующего идеи, инновации, знания и оказывающего воздействие на формирование экономики нового типа — инновационной, где знания и инновации представляют источник экономического роста промышленности.
Свое особое место в промышленности занимают малые инновационные предприятия (МИП), которые, как свидетельствует западный опыт, играют весьма заметную, а в ряде случаев лидирующую, роль в прогрессивных, высокотехнологичных отраслях промышленности. Во взаимодействии с крупными корпорациями они формируют валовой продукт (ВВП) своих стран. Однако уровень развития малых инновационных предприятий в нашей стране по сравнению с ведущими экономическими странами явно недостаточен, что свидетельствует об отсутствии эффективной государственной структурной политики, и, прежде всего, отсутствии эффективных механизмов господдержки МИП в России. Необходимым условием для развития инновационной сферы экономики государства является определение места малых предприятий в инновационном процессе во взаимосвязи со средними и крупными предприятиями от зарождения идеи до ее практического воплощения, в том числе сопровождение и отслеживание на рынке.
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации нет государственного органа, который занимается управлением инновационной деятельностью и развитием малых предприятий, где в большинстве случаев такие инновации появляются. Не разработана инновационная политика, включающая взаимовыгодное сотрудничество между компаниями различного масштаба, где особое место занимает малое инновационное предпринимательство. И если средние и крупные предприятия имеют крепкие позиции и широко представлены на рынке, то малые предприятияуязвимы, они являются аутсайдерами рынка, довольствующиеся минимальной его долей. Ввиду того, что данный вопрос методологически не проработан, на практике бизнес не стремится вкладывать «длинные» деньги в развитие производства, а их отсутствие является основным препятствием развития инновационной политики в стране.
Основываясь на положительном опыте развитых стран по поддержке малых инновационных предприятий, можно предположить, что их развитие в России приведет к инновационному толчку в прогрессивных и высокотехнологичных отраслях промышленности.
Цель исследования — разработка основных аспектов структурных преобразований, направленных на развитие малых инновационных предприятий в российской промышленности, выявление объективных причин, препятствующих их развитию, направлений оптимизации эффективности взаимодействия с крупными и средними предприятиями, выработка рекомендаций, способствующих ускорению перехода промышленности на инновационный путь развития.
Задачи, которые были поставлены для достижения указанной цели в работе:
— проанализировать теоретические аспекты инновационной деятельности, функции и роль малых инновационных предприятий в промышленности;
— сформулировать основополагающие принципы концепции управления инновационной деятельностью в малых предприятиях, определить особенности их реализации в современных российских условиях;
— определить влияние факторов внутренней и внешней среды на функционирование малых предприятий и дать обоснование необходимости государственной поддержки процесса становления и развития МИП;
— провести анализ зарубежного (США, Япония, Китай, страны ЕС) и российского опыта государственной поддержки малых предприятий;
— выявить основные причины, тормозящие процесс создания и развития МИП в России;
— проанализировать механизмы реструктуризации неэффективных крупных предприятий, направления и формы их взаимодействия с малыми инновационными предприятиями;
— предложить комплекс мер по оптимизации государственной политики, способствующих повышению роли МИП в структурных преобразованиях российской экономики с целью ее перехода на инновационный путь развития.
Предмет исследования — государственная политика структурными преобразованиями в промышленности на примере МИП. Объект исследования — сфера малого инновационного предпринимательства и факторы, оказывающие влияние на важнейшие параметры количественного роста и качественного совершенствования МИП.
Теоретической основой исследования послужили работы Абалкина Л., Ан-чишкина А., Белла Д., Богомолова О., Валентея С., Варшавского А., Глазьева С., Го-личенко О., Гринберга Р., Данилина И., Друкера П., Дынкина А., Землякова Д., Зои-дова К., Иванова В., Клейнера Г., Комкова Н., Кондратьева Н., Лапусты М., Лундвал-ла Б., Львова Д., Маевского В., Макарова В., Масленникова В., Мизеса Л., Менша Г., Мильнера Б., Норта Д., Полтеровича В., Рубе В., Сильвестрова С., Сорокина Д., Тоф-флера Э., Фатхутдинова Р., Хайека Ф., Цветкова В., Шумпетера Й., Эдквиста С., Яковца Ю. и др.
В работах перечисленных ученых рассмотрены многие теоретические и практические аспекты инновационной деятельности — от макроэкономического до наноуровня, но остается еще целый ряд вопросов, которые требуют своего дальнейшего изучения. Особенно это касается проблемы структурных преобразований с целью повышения эффективности функционирования инновационных малых предприятий, создания благоприятного инновационного климата для них, развития рынка инноваций для успешного трансфера новых технологий, механизмов государственной поддержки МИП, формирования сетевых и кластерных инновационных структур в промышленности. Недостаточно раскрыты такие актуальные вопросы, как формирование инфраструктуры развития малых инновационных предприятий, защищенность интеллектуальной собственности, маркетинг инноваций, мотивация и стимулирование инновационной деятельности персонала малых предприятий.
Методологическая и эмпирическая основы исследования основаны на системном анализе методологии и эмпирики инновационной деятельности, а также на диалектическом методе познания, предопределяющим изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи, с использованием зарубежного и российского (федерального и регионального) законодательства, официальных данных Федеральной службы государственной статистики России — Росстата (сборники «Малое предпринимательство в России», «Россия в цифрах», «Регионы России»), аналитических разработок министерств, Российской академии наук, а также факторологи-ческих материалов в СМИ по инновационной проблематике.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке основополагающих положений управления инновационной деятельностью на малых инновационных предприятиях с учетом их специфики развития производственной структуры промышленности.
Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту:
1. Выявлено слабое развитие единой научно-технической политики развития производства в стране и обосновано создание такой организационной структуры, которая несла бы ответственность за состояние и развитие производственной базы промышленности, в которой МИП играют существенную роль.
2. Уточнено понятие «инновационное предпринимательство», учитывающее взаимосвязь способности к генерации и внедрению инновации на рынок с высоким уровнем конкуренции, в котором знание занимает ключевую роль как фактор экономического роста.
3. Предложен критерий отнесения предприятия к инновационно активному — превышение доли от реализации инновационной продукции в общем годовом объеме продаж 30 процентов, а также определена роль малых инновационных предприятий в инновационном процессе по созданию и продвижению инновации на рынок показано, что МИП могут принимать непосредственное участие в генерировании идей, создании опытного образца, а также отслеживании инновации на рынке.
4. Разработана пошаговая модель управления инновационным процессом на малом инновационном предприятии. Данная модель предусматривает оценку и анализ эффекта от инновационного проекта от зарождения идеи до ее практического воплощения, в том числе отслеживание и сопровождение, в особенности на первых этапах эксплуатации.
5. Предложены направления и механизмы расширения инфраструктуры поддержки МИП и создания благоприятного инновационного климата с учетом необходимости структурных преобразований для перехода промышленности на инновационный путь развития — формирование и реализация долгосрочной государственной инновационной политики.
6. Предложен методический подход к определению условий и возможностей создания и поддержки развития инновационно-промышленных кластеров.
7. Предложено создание информационного портала для освещения деятельности кластера по вопросам коммерциализации выпускаемых продуктов или предоставляемых услуг, привлечению новых членовраскрытию вопросов, касающихся юридических и финансовых аспектов.
Практическое значение и апробация исследования. Работа содержит теоретические подходы, которые могут быть использованы при разработке направлений государственной структурной политики, направленной на развитие малых инновационных предприятий. Предлагаемая в диссертационном исследовании пошаговая модель инновационного бизнес-процесса может быть применена в процессе управления инновационными проектами МИП, что позволит на более ранних этапах определять инвестиционную привлекательность инновационных разработок и тем самым будет способствовать увеличению финансовых потоков в указанную сферу. Представленная модель позволяет описать процесс коммерциализации инноваций как часть жизненного цикла инноваций.
Научные результаты исследования применимы при составлении нормативных документов в рамках федерального законодательства по инновационной проблематике, а также при разработке стратегических и целевых федеральных, региональных и местных программ государственной поддержки малого инновационно-промышленного предпринимательства. Материалы, теоретические положения работы могут быть использованы также в учебном процессе, в преподавании таких курсов как «Экономика промышленности», «Инновационный менеджмент», «Основы предпринимательства».
Основное содержание диссертации отражено в 8-и публикациях автора общим объемом 4,6 п.л., результаты исследования используются в процессе обучения аспирантов и магистрантов в ГУУ по тематикам «Проблемы развития рыночной экономики», а также в ИПР РАН при выполнении научно-исследовательских работ в рамках реализации программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Научно-технологический прогноз развития экономики России» в 2008;2010 гг.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (182 источника). Общий объем 167 страниц, в том числе 5 рисунков и 8 таблиц.
Заключение
.
Малые инновационные предприятия — это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Президент Российской Федерации Д. Медведев в своем выступлении отметил: «Малый бизнес — это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, а развитие малого бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности» и подчеркнул, что к 2020 году численность населения, занятого в малом бизнесе должна составлять в среднем 60−70% от населения Российской Федерации. Количество малых предприятий (включая микро) в России по состоянию на 1 января 2010 г. составило 1,602 млн., что касается МИП, то достоверная статистика их количества отсутствует, по разным данным их от 1,0% до 6% от общего количества МП.
В диссертационном исследовании выполнен обзор теории инноваций и металогических подходов к структурным преобразованиям, направленным на формировани-ие и развитие МИП. Сформулированы теоретические положения, объясняющие характер появления и распространения инноваций: особенности их формирования под воздействием внутренних движущих сил, закономерностей эволюции инновационных систем и факторов внешней среды, условий функционирования субъектов рынка, а также особенностей управления инновационной деятельностью в малых предприятиях. Уточнено понятие «малое инновационное предприятие». Применение системного подхода позволило раскрыть основные элементы системы управления инновационной деятельностью в малых предприятиях (коммерческий потенциал инновационного продукталогистика и инфраструктура инновационных процессовфинансовые и кредитные ресурсы), определены факторы их эффективной деятельности.
Малое инновационное предпринимательство имеет ряд отличительных особенностей, которые отражаются как на организации инновационного процесса, так и на формировании системы внутрифирменного управления. Среди них межотраслевой характер связей, гибкость и инициативность, способность быстро приспосабливаться к динамично изменяющейся внешней среде. Однако в силу различия внешних и внутренних условий функционирования предприятий их склонность к инновациям различна или проявляется по-разному.
Так, одни предприятия могут ориентировать свою деятельность на сохранение текущего уровня конкурентоспособности, реализуя поддерживающие инновации (догоняющая стратегия) инновационной деятельности, другие реализуют стратегию лидерства, стремясь благодаря инновационным прорывам занять временное монопольное положение (по производству нового продукта, например) и обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности и рентабельности по отношению к конкурентам т. е. в каждом конкретном случае выбор в пользу инноваций делается фирмой по критерию сравнительной эффективности использования средств для достижения текущих или стратегических целей.
Иначе говоря, в конкретной экономике и на конкретном этапе ее развития факторы, стимулирующие инновационную активность, имеют разный состав и различную значимость. Из этого, в свою очередь, вытекает важное следствие для государственной политики по отношению к инновациям: не может быть универсальной политики стимулирования инноваций, которая в равной мере эффективна для всех стран и всей промышленности.
Те инструменты, которые хорошо «работают» в одной экономике, могут быть неэффективны в другойто, что правильно в один период развития, в одних условиях, в других может и не иметь положительного эффекта с точки зрения инновационной активности. Поэтому государственная политика воздействия на инновационную активность должны базироваться на выявлении факторов, которые в данный момент, в данной экономической системе создают стимулы (или антистимулы) к инновационной активности предприятий.
При развитии малого предпринимательства в инновационной сфере важным является оптимальное сочетание форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных рычагов и стимулов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий.
Опыт промышленно-развитых стран показывает, что генерирование и поддержка МИП со стороны государства способствует повышению эффективности производства, что является дополнительным источником конкуренциисозданию предпосылок для последующего развития малых предприятий в средние и крупные компаниивнедрению новых технологий, новых изделийповышению эффективности производства крупных компанийосвоению новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, и тем самым расширяет ассортимент потребительских товаровспособствует росту занятости населения и защите окружающей среды.
Для поддержки МИП в промышленно-развитых странах используются разные меры, например, такие как включение затрат на ИиР частного сектора в себестоимость продукциисписание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизацииприменение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорацияхпривлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологийльготное кредитование научных разработок и долевое финансирование крупных проектовбезвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий и ряд других.
Значительная роль малых предприяимй в экономике развитых стран определяется тем, что крупные компании приобретают преимущества от интеграции с малыми предприятиямии: интеграцая позволяет децентрализовать научно-техническую деятельность, оставляя контроль за ней в руках крупной компаниирасширить производство без строительства новых цехов, покупки оборудования и привлечения дополнительной рабочей силыпривлечь к себе через субподрядные фирмы квалифицированный персонал.
Тенденции развития инновационного законодательства в промышленно-развитых странах ориентированы:
— на защиту национальных интересов и обеспечение благоприятных условий для использования достижений науки и техники в промышленности, включая создание необходимых стимулов, поощряющих научные исследования и разработки в частном секторе, а также меры государственной поддержки и развития малого инновационного предпринимательства;
— на защиту прав интеллектуальной собственности, децентрализацию патентно-лицензионной деятельности, расширение прав лабораторий на интеллектуальную собственность, полученную за счет средств бюджета;
— на регулирование условий коммерциализации и передачи (трансферта) технологий из военного в гражданские, из государственного в частный сектора экономики и на формирование правовой основы международного трансферта технологий.
Опыт многих стран, показывает также, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития малых инновационных предприятий можно осуществлять через единый специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности.
На основе анализа динамики роста и перспектив развития малых предприятий в России и государственной политики, направленной на поддержку субъектов малого предпринимательства, выявлены причины неэффективности российской государственной политики и проблемы, мешающие динамичному развитию МИП на современном структурных преобразований в промышленности.
Среди основных факторов, препятствующих активизации деятельности МИП в России, можно назвать следующие: разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — промышленное производство" — слабая востребованность высокого потенциала академического сектора науки (не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности) — дефицит собственных денежных средств у предприятий и слабая финансовая поддержка со стороны государстванизкий платежеспособный спроснеопределенность инновационного процесса и высокие финансово-экономические рискидлительная окупаемость новшествслабое законодательное и правовое обеспечение инновационной деятельностиадминистративные барьерынеразвитость рынка технологий и отсутствие достаточной информации как о новых технологиях, так и о рынках сбыта (внутренних и внешних) — недостаточное обеспечение материально-технической базой (создание и развитие бизнес-инкубаторов, промышленноых и технопарков, кластеров, развитие субконтракции и др. элементов инфраструктуры) — отсутствие благоприятного для развития МИП режима регулирования интеллектуальных прав, коммерциализации исключительных интеллектуальных прав на все виды интеллектуальной собственностислабая восприимчивость большинства отечественных предприятий к нововведениямострый дефицит квалифицированного персонала.
Разработанная пошаговая модель управления инновационным процессом на малом инновационном предприятии предусматривает оценку и анализ эффекта от инновационного проекта от зарождения идеи до ее практического воплощения, в том числе отслеживание и сопровождение, в особенности на первых этапах эксплуатации. Отличительной особенностью представленного подхода является необходимость рассмотрения вопросов коммерциализации инновации с самого начала жизненного цикла инноваций, т. е. на этапах выбора инновации и фундаментальных исследований, так как именно на этих стадиях результаты анализа коммерциализации инновации оказывают решающее влияние на ход дальнейшего внедрения инновации, включая и своевременный отказ от инновации.
Процесс разработки и выведения нового оформленного продукта на рынок от зарождения идеи до ее практического воплощения представлен в виде шести последовательных этапов процесса и моментов принятия решений. В более общем плане их можно объединить в три ключевых этапа: генерация идейанализ и проверка выдвинутой идеиконтроль стратегической перспективы нового продукта и коммерциализация инновации. Данная модель бизнес-процесса позволяет выделить следующие главные особенности разработки и коммерциализации инноваций. Это, прежде всего: четкое представление конечной цели бизнес-процесса, обеспечение направленности на финансовый результатстремление к оптимизации затрат и результатов на основе бюджета процессанепрерывный мониторинг возможностей предприятия по обеспечению бесперебойности реализации бизнес-процессасочетание интересов разработчиков, производителей и потребителеймониторинг риска на каждой стадии бизнеспроцесса с выработкой мероприятий по его снижениюобеспечение качества всех выполняемых работ по созданию и коммерциализации новшеств.
Поскольку заинтересованность промышленности в снижении издержек обуславливается наличием реальной конкуренции, государству следует особое внимание уделять стимулированию развития кооперации между малыми и крупными пред-прниятиями. Экономическое развитие каждого предприятия определяется сочетанием присущих ему экономических ресурсов, степенью эффективности их использования в процессе воспроизводства и тем, насколько удачными оказываются условия для экономической интеграции с другими предприятиями. В диссертации проанализированы возможные механизмы реструктуризации неэффективных крупных предприятий в России, выявлены наиболее оптимальные для них направления и формы взаимодействия с малыми инновационными предприятиями.
Рассмотрены преимущества и недостатки для разных вариантов взаимодействия крупного и малого бизнеса таких форм интеграции как субконтрактация, франчайзинг, лизинг, аутсорсинг, инновационные кластеры и предложены необходимые меры государственной поддержки их развития.
В целом же развитие механизмов взаимодействия между инновационными предприятиями и государством должно осуществляться с ориентацией на выполнение последним своей базовой функции в рыночной инновационной системе — обеспечить ускоренную формализацию условий, способствующих и обеспечивающих нормальную деятельность участников инновационного процесса. В этой связи представляется необходимым создание постоянно действующих, наделенных формализованными полномочиями рабочих групп с участием представителей государства и бизнеса по интересующим обе стороны вопросам с целью обеспечить адекватность деятельности государства в этой области.
Предложенный методический подход к определению условий и возможностей создания и поддержки развития инновационно-промышленных кластеров (ИПК) предусматривает собой четыре последовательных этапа: подготовительный, аналитический, организационно-экономический и оценочный — выполнение которых позволит в значительной степени ускорить процесс формирования кластеров и создать предпосылки для их эффективного функционирования.
В ИПК основная цель — это синергетический эффект и, как следствие, постоянное технологическое обновление производимой продукции. Ядром кластера, как правило, выступает крупная фирма или сообщество фирм, которые посредством вертикальных, а также горизонтальных связей взаимодействуют с другими организациями, участвующими в кластере. Кроме ядра кластера, существуют также вспомогательные организации, которые обеспечивают необходимые технологии, информацию, финансовые ресурсы и инфраструктуру.
Следует отметить, что в процессе создания и развития кластеров целесообразно создание информационного портала для освещения деятельности кластера по вопросам коммерциализации выпускаемых продуктов или предоставляемых услуг, привлечению новых членовраскрытию вопросов, касающихся юридических и финансовых аспектов. Представляя собой системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов, портал становится «лицом» кластера, его «визитной карточкой». Данная система необходима для потенциального заказчика или инвестора, которым проще и эффективнее общаться с одним представителем кластера, имеющим всю интересующую информацию о деятельности этого кластера, нежели с его отдельными составляющими. Создание портала по праву может считаться логическим продолжением процесса развития структуры коммуникационных каналов для кластера.
На портале должно быть представлено описание деятельности кластера, его состав, ссылки на интересующие данные, он должен предоставлять дополнительные возможности по подбору и структурированию той информации, которая отвечает интересам пользователей.
Можно отметить, что выполнение обозначенных предложений поможет существенным образом повысить конкурентоспособность малого предпринимательства и его вклад в структурное преобразование промышленности со временем будет возрастать, что приведет к качественному и количественному росту экономики.
Список литературы
- Аналитический сборник «Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России за 2006 г. РАВИ, ООО „Феникс“, 2007.
- Анышин В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие. М.: „Анкис“, 2003.
- Баркер А. Алхимия инноваций / Пер. с англ. А.Р. Ханукаева- Под ред. В. Б. Кулябиной.- М.: ООО „Вершина“, 2004.
- Бауман С.Н. http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kor03/03.
- Белолипецкий В.Г. Анализ и диагностика финансов корпорации: Курс лекций для магистров. М: МГУ, 2004.
- Белоусов В.М. Административные барьеры и экономические проблемы административной реформы // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4.
- Бизнес-инкубатор, http://bi.rb 1, ru/art.php?rids=9&ids=4.
- Борисов С.Р. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий / Материалы VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий „Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО“, 2007.
- Брагина Е. Малый бизнес: проблемы становления и развития: („Круглый стол“) // Общество и экономика. 1996. — № 7.
- Буч О. В. Аутсорсинг бизнес-процессов в промышленности // Российское предпринимательство. 2007. — № 12.
- Быкова Т.С. http://www.cconorus.org/consp/files/fpqg.doc.
- Валттери Каартемо „Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК“, декабрь 2010.
- Введение в венчурный бизнес / Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования.- СПб.: „Феникс“, 2003.
- Венчерный бизнес, http://ru-biznes.ru/index.php/venchurnyi-biznes.html.
- Взаимодействие малого и крупного бизнеса // Информационно-аналитический сборник. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, апрель 2003.
- Вотчель JI.M. Инновационный потенциал предпринимательства, 2004.
- Глазьев С.Ю. Научно-технический потенциал: современное состояние и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 12.
- Гольдштейн Г .Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
- Государственная поддержка малого бизнеса, http://smallbusinesses.ru/content/17/
- Гретченко A.A. Международный опыт государственных фондов поддержки активизации научной и инновационной деятельности // Экономика. Налоги. Право. 2007 -№ 1.
- Греф Г. О. От макроэкономической стабилизации к инновационному развитию (выступление на заседании Коллегии Минэкономразвития России 23.03.07) // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. — № 1−2.
- Григорьева H.B. Совершенствование управления инновационной деятельностью малых предприятий / Автореферат кандидатской диссертации. М., 2007.
- Гришин В.В. Стратегические аспекты организации инновационной деятельности на фоне проблем глобальной рецессии // Мировое национальное хозяйство. 2009. — № 34.
- Гудкова A.A., Тихомиров С.А. http://conference6.rcsme.ru/upload/Gudkova.doc.
- Гусев А.Б. Разработка системы индикаторов национальной инновационной системы России и развитие частно-государственного партнерства. М., 2006.
- Дагаев А. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13 599.htm.
- Данилин И.В. Новый этап российской политики развития международного сотрудничества и кооперации в сфере „хай-тек“ // Ежегодник „Год планеты-2008“. М.: „Наука“, 2008.
- Данилин И.В. Российские инновации на фоне глобального кризиса // Международные процессы. т.7. — янв.-апр. 2009.
- Дежина И. http://chelt.ru/2005/3−05/dezgina3−05.html.
- Дежина И. http://www.chelt.ru/2005/3−05/dezgina3−05.html.
- Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и Труд. 2005. -№ 3.
- Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. М., 1992.
- Дыханов Г. http://akkr.ru/content/view/124/13/
- Елисеева C.B., Чувакова С.Г. http://conf.bstu.ru/conf/docs/0037/1512.doc
- Ермакова О.В. Современные проблемы государственного администрирования и модернизация российской экономики. М. МГУ. Конференция „Ломоносов-2010“ 14 апреля 2010.
- Жиц Г. И. Стратегия инновационного развития предприятия // Инновации. 2003. -№ 6.
- Зарнадзе A.A. Целостность управления современной экономикой. М.: Центр „Транспорт“, 2011.
- Зоидов К.Х., Моргунов Е. В. Биджамова К.В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М.: ЦЭМИ РАН, 2009.
- Зяблюк И.Г. Государство и малый бизнес США. М.: Наука, 2005.
- Иванов М.Ю., Иванова Р.К. http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981 600 479&nh=l &part=l 0.
- Иванова E.B. http://belisa.org.by/ru/print/?brief=art842006.
- Иванова Н.И. Инновации в условиях кризиса: тенденции и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 9.
- Ильдеменов C.B., Ильдеменова A.C., Воробьев В. П. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М., 2002.
- Инновационная экономика / Под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. 2-е изд., ис-правл. и дополн. — М.: Наука, 2004
- Инновационные процессы в малом предпринимательстве / TACIS Project SMERUS 9501, 1999.
- Инновационный бизнес, http://sbimiovation.ru/
- Интеллектуальная собственность в научно-техническом комплексе. М.: ЦИСН, 2004.
- Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации» / ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» 2003.
- Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах (справочное издание). М.: РУСАКИ, 2007.
- Кемпбелл Кэтрин. Венчурный бизнес: новые подходы. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Кинев Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения // Менеджмент в России и за рубежом. -2000. № 5.
- Клейнер Г. Б. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 1.
- Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.: Экспертное бюро — М., 1997.-289 с.
- Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
- Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Кузнецов К.М. Государственные и рыночные механизмы регулирования инновационного предпринимательства // Государственность и государственная служба в России: пути развития. РАГС СЗАГС. — СПб., 2004. — Вып. 4.
- Курилов П.Г., Старцева Е. В. Управление инновационным развитием технологических систем // Промышленная политика Российской Федерации. 2008. — № 1.
- Ломова В.В. Инновации и малый бизнес: точки соприкосновения // Россия и социальные изменения в современном мире: Материалы Междунар. науч. конф. «Ломоносов -2004».-М., 2004.-Т.З.
- Мазур И.И., Шапиро В.Д. Project Management. М.: Высшая школа, 2004.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами (учебное пособие), 2004.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2009.
- Малое предпринимательство Китая. http://www.giac.ru/content/documentrFF20EE9E-95Al-4AE4-B82D-C78A192FDA64.html.
- Малое предпринимательство: статистика // Экономика и жизнь. 1997. — № 40.
- Малый бизнес в Китае, http://www.kreditbusiness.ru/china.html.
- Малый бизнес в Китае, http://www.lawru.net/podd/podd24.html.
- Материалы к заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации «О деятельности финансовых институтов развития», 2006.
- Материалы сайта «Альянс Медиа»: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=865 334.
- Материалы сайта «РИА Новости», http://rian.ru.
- Материалы сайта http://bi.rbl .ru/art.php?rids=9&ids=4
- Материалы сайта http://www.sba.gov/index.html.
- Материалы сайта http://www.subcontract.ru/
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М., 2004.
- Мелихов К.Г., Сеземина E.H. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности http://www.samarafond.ru/articles2
- Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. Румянцевой З. П., Саломатина H.A. и др. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Часть 1.-М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
- Минобрнаука России, http://mon.gov.ru/pro/ved/infr/
- Молчанов H.H. Инновационный процесс. СПб., 1995.
- Моргунов Е.В., Пазова A.A. Направления развития и поддержки малого инновационного предпринимательства в России // Вестник Университета (ГУУ). 2009. — № 19. -с.168−174.
- Морозов Ю.П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2003.
- Муставин М.А. Инновационная политика в развитых странах мира // Банки Казахстана-2008,-№ 2.
- Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2008.
- Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2008.
- Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003.
- Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М., 2009.
- Национальный доклад «Инновационное развитие основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». — М.: Ассоциация менеджеров, 2006.
- Орехин П. http://www.ng.ru/ideas/2005−04−29/9innovation.html.
- Орлова Н. http://www.sumtech.ru/technoright/indemp.htm.
- Основы инновационного менеджемента теория и практика / Под ред. Казанцева А. К., Миндели Л. Э. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО Экономика, 2004-
- Патентно-информационные ресурсы: опыт, практика, проблемы // Патенты и лицензии. 2003. — № 3.
- Петраков Н.Я., Сайфиева С.Н. http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/petrsajf.pdf.
- Плугина Т.И. Учет и оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия на этапе принятия решения // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2003. -№ 3 (11).
- Погарская A.C. http://www.jurnal.org/articles/2010/ekonl l.html.
- Портер М. Международная конкуренция. М: Международные отношения, 1993.
- Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России. «Индекс ОПОРЫ», 2007−2008 гг., 2008.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Рисин И.Е. http://www.it-expo.org/ru/2009−04−29-l 1−17−26/3−2009−04−29−11−16−21/72 009−04−29−12−09−58.
- Роберт Б. Такер. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний.-М.: Олимп-Бизнес, 2006.
- Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2004.
- Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. М., 1997.
- Справочник финансиста в формулах и примерах / А. Л. Зорин и др. М., 2007.
- Старцева Е.В. Управление инновационным развитием технологических систем. // Промышленная политика Российской Федерации. 2008. — № 1.
- Суворинов A.B., Шепелев Г.В. http://www.miiris.ru/events/transftech.php
- Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. Саратов: Изд. СГТУ, 1994.
- Фазуллина Г. У нас есть шансы создать свою Силиконовую долину // Российская газета, 29.05.2007.
- Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2008.
- Фролов Н.Э. Исследование и прогнозирование наукоёмкого, высокотехнологичного сектора промышленности РФ. М., 2005.
- Хасанова Л.Р. Государственное регулирование инновационного предпринимательст-вав современных условиях // Вестник ТИСБИ. Выпуск № 2, 2001.
- Хохлов Н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999
- Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М., 1998.
- Цветков В.А., Моргунов Е.В. http://www.prompolit-press.rU/0802.files/doc/4.doc112.113.114.115.116.117.118.119.120.121.122.123.124.125.126,127.128 129 130 131 132 128
- Чепуренко А.Ю. Теория предпринимательства: основные моменты и нерешенные вопросы / Презентация на Летней школе «Предпринимательство в России: теория и практика, методология исследований» (27 августа 2009 г.).
- Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 1997. — № 5,6,7.
- Шумпетер Й. История экономического анализа в 3 тт. СПб.: Экономическая школа, 2004.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
- Экономические основы инновационной деятельности / Под науч. ред. П. Г. Никитенко, С. Ф. Ушакова. Мн.: НО ООО «БИП-С», 2004
- Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996.- № 7.
- Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономическиймеханизм. М.: Экономика, 1988.
- Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004.
- Яшева Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 11. Июнь 2007 г.
- Freeman C. Technical Innovation, Diffusion and Long Wave / The Long Wave Debate. -N.Y.: Pergamon Press, 1987.
- Mensch G., Continho C., Kaasch K. Canging Capital Values and the Prosperity to Innovate //Futures. 1981,-№ 4.
- The Small and Medium Enterprise Basic Law. Act № 154 of 1963: Amended in December 3. 1999.
- The Small Business Innovation Development Act of 1982 P.L. 102−567, and 1992 — P.L. 102−564.