Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе выделенных стратегические приоритетов общую стратегию межрегионального экономического взаимодействия целесообразно формировать в виде системы стратегий: новаторских, ключевых и стратегий стабильного функционирования. Такая декомпозиция общей стратегии позволяет учитывать специфические особенности субъектов межрегионального экономического взаимодействия и закладывает фундаментальные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы управления экономическим взаимодействием регионов в условиях рынка
    • 1. 1. Концептуальные подходы к проблеме межрегионального экономического взаимодействия
    • 1. 2. Интеграционный маркетинг как инструмент управления межрегиональным экономическим взаимодействием
  • 2. Направления развития экономического взаимодействия регионов
    • 2. 1. Системная адаптация зарубежного и отечественного опыта развития межрегионального экономического взаимодействия
    • 2. 2. Выявление приоритетов экономического взаимодействия регионов
  • 3. Совершенствование системы управления экономическим взаимодействием регионов
    • 3. 1. Модель системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга
      • 3. 2. 0. беспечение эффективного межрегионального экономического взаимодействия

Управление межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Система рыночных отношений качественно меняет значение, роль, полномочия и ответственность субъектов Федерации в обеспечении функционирования и развития территорий, повышении жизненного уровня проживающего на них населения. Расширение функций органов власти в регионе сопровождается одновременным усложнением механизма принятия управленческих решений, усилением влияния и изменчивости факторов внешней среды. В сложившихся условиях эффективная деятельность субъектов Федерации невозможна без согласования и объединения их усилий.

Преодоление дезинтеграционных тенденций и неоднородности экономического пространства в значительной мере зависит от скоординированного функционирования региональных рыночных структур и регулирования социально-экономических процессов в регионах. При этом основой формирования отношений между участниками экономического взаимодействия в условиях рынка являются взаимный интерес и взаимная выгода.

Субъекты Федерации имеют возможность активно участвовать в формировании системы экономических связей, охватывающих такие сферы, как торгово-экономическая, научно-техническая, культурная, не ограничиваясь рамками национальной экономики. Как отметил губернатор Орловской области, академик Е. С. Строев на заседании «круглого стола» по проблемам Единого экономического пространства (ЕЭП) и региональному сотрудничеству России и Украины, «уже сегодня именно на уровне руководителей регионов можно решать многие проблемы нашего взаимодействия, которые назрели, а также достались „по наследству“ из нашего общего прошлого».1.

1 Россия — Украина: сотрудничество на благо народов // Орловская правда.2004.-4сентября.

Наличие межрегионального экономического взаимодействия в современной России — свершившийся факт. Становление между субъектами РФ принципиально новых экономических отношений прошло путь от осознания необходимости в них до создания межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, федеральных округов, практической реализации идеи ЕЭП.

Объективно складывающиеся предпосылки активизации процессов экономического взаимодействия между регионами и повышение их роли в общественном воспроизводстве требуют обобщения как накопленного в последнее десятилетие отечественного опыта, так и разрешения возникающих на этом пути проблем и противоречий.

Степень научной разработанности проблемы. Разработке и научному анализу проблем развития интеграционных процессов посвящены исследования известных зарубежных экономистов Б. Балассы, Дж. Винера, Э. Моравчика, Я. Тинбергена, В. Уоллеса, Э. Хааса и других. Различные аспекты теории и практики межрегиональных экономических отношений рассматриваются в работах таких отечественных ученых, как А. Н. Алисов, В. Н. Архангельский, Ю. С. Дулыциков, В. В. Кистанов, Н. Н. Колосовский, Б. З. Мильнер, Н. Н. Некрасов, А. Е. Пробст, В. Г. Садков, Е. С. Строев, А. И. Татаркин, Г. Ф. Федоров, Р. И. Шнипер и других. Экономико-математическому анализу и моделированию этих отношений посвящены работы А. Г. Гранберга, А. Г. Рубинштейна, В. И. Суслова и других исследователей. В последние годы появились работы отечественных авторов, которые исследуют проблемы использования в российских условиях идей регионального маркетинга. В их числе следует назвать Ю. П. Алексеева, А. Л. Гапоненко, Н. П. Кетову, А. М. Лаврова, А. П. Панкрухина,.

Г. М.Самостроенко, В. С. Сурнина, И. А. Тычинскую и других ученых.

Следует отметить, что в большинстве работ рассматриваются проблемы экономического взаимодействия субъектов на международном уровне, либо в реальном секторе экономики. Практически отсутствуют исследования, посвященные применению концепции интеграционного маркетинга в управлении процессом межрегионального экономического взаимодействия субъектов РФ, решению возникающих в этой связи методологических, теоретических и практических вопросов.

Необходимость научного обобщения явлений и процессов межрегионального экономического взаимодействия, поиск новых методологических подходов к управлению им, адекватных требованиям формирующихся рыночных отношений, предопределили выбор объекта и предмета исследования, его целей и задач.

Объект исследования — система экономического взаимодействия между субъектами Российской Федерации.

Предмет исследования — экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе межрегионального экономического взаимодействия.

Цель диссертационного исследования состоит в обобщении теории и практики организации экономического взаимодействия регионов и разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга.

Цель определила частные задачи исследования:

— раскрыть сущность и содержание межрегионального экономического взаимодействия в условиях усиления процессов интеграции и регионализации общественных отношений, а также классифицировать виды экономического взаимодействия регионов;

— обосновать необходимость использования интеграционного маркетинга в качестве ведущего инструмента в системе управления межрегиональным экономическим взаимодействиемизучить отечественную и зарубежную практику управления экономическим взаимодействием между регионами;

— разработать модель стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия на основе интеграционного маркетинга и алгоритм формирования и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия;

— предложить методические и практические рекомендации по повышению эффективности управления межрегиональным экономическим взаимодействием.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области макроэкономики, общего и специального менеджмента и маркетинга, региональной экономикинормативно-правовые акты федеральных и региональных органов властиматериалы научно-практических конференций, монографии, статьи в периодической печати по теме диссертации.

В процессе исследования использовались диалектический и логический анализ, системный подход, методы наблюдения, сравнения и научного обобщения, экономико-статистический анализ, экономико-математическое моделирование, SWOT-анализ, методы экспертной оценки и др.

Эмпирической базой исследования являются законодательные нормативные акты РФ, статистические данные Госкомстата РФ, аналитические, нормативные и справочные материалы и периодические издания Центрального федерального округа (ЦФО), Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации ЦФО «Центрально-Черноземная», Управления экономического анализа и прогнозирования, Управления по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям администрации Орловской области и других регионов ЦФО.

Диссертационное исследование выполнено в рамках п. 5.5. «Пространственные экономические трансформациипроблемы формирования единого экономического пространства в Россиирегиональная социально-экономическая дифференциацияинтеграция и дезинтеграция в территориальном аспекте» специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта специальности ВАК РФ экономические науки).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обобщении накопленного опыта межрегионального экономического взаимодействия и развитию на этой основе теоретических положений, обосновании методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием в рыночных условиях, что подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту: обосновано изменение парадигмы управления экономическим взаимодействием — в условиях регионализации и децентрализации экономических отношений центр тяжести в обеспечении экономического взаимодействия смещается с федерального на региональный уровень управления, в связи с чем выявлено существование региональной логической «цепочки взаимодействия»: «потребности — интересы — возможностиконсенсус — взаимодействие», являющейся концептуальной основой межрегионального экономического взаимодействия в рыночных условияхуточнено понятие «межрегиональное экономическое взаимодействие" — расширено толкование принципа дополняемости и предложены новые принципы управления функционированием и развитием межрегиональных социально-экономических систем в рыночных условиях, направленные на активизацию и усиление экономического взаимодействия регионов: стратегического соответствия и маркетингового управленияпредложена классификация видов межрегионального экономического взаимодействия, позволяющая конструктивно решать конкретные задачи управления межрегиональным экономическим взаимодействием за счет идентификации потребностей и возможностей его субъектовобоснован подход к управлению экономическим взаимодействием регионов на основе интеграционного маркетинга как инструмента, способного за счет учета и согласования разноуровневых и разноплановых интересов и потребностей субъектов межрегионального экономического взаимодействия повысить его эффективностьна основе анализа сложившихся экономических взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектами РФ систематизированы проблемы управления межрегиональным экономическим взаимодействиемвыявлены приоритетные направления развития экономического взаимодействия регионовразработана модель стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия и предложен алгоритм формирования и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействияпредложен ряд инновационно-инвестиционных проектов, реализация которых будет способствовать укреплению межрегионального экономического взаимодействия с учетом региональной и отраслевой специфики его субъектовобоснована формула комплексной оценки эффективности межрегионального экономического взаимодействия, заключающаяся в максимизации совокупного эффекта от межрегионального экономического взаимодействия, равного сумме внутреннего и внешнего эффектов его участников и дополнительного (синергического) эффекта.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что основные положения диссертации, доведенные до уровня практических рекомендаций, могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе структурной перестройки экономики и развития межрегиональных связей, а также руководящими и исполнительными органами ассоциаций экономического взаимодействия, федеральных округов в целях совершенствования системы управления интеграционными процессамив научно-исследовательских разработках по схожей проблематикев учебном процессе.

Апробация результатов работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на конференциях различного уровня:

— второй конференции молодых ученых «Стратегия развития региона: социально-экономические и политико-правовые инновации» (г.Орел, 2000 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (г. Орел, 2001 г.);

— международной научно-практической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России» (г.Орел, 2001 г.) — межвузовской конференции «Социально-экономическое и инновационное развитие России и региона: реальность и перспективы» (г.Орел, 2001 г.);

— международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы» (Москва, 2001 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие регионов: механизмы формирования технологической политики» (г.Пенза, 2001 г.);

— межрегиональной конференции молодых ученых «Социальное согласие, политическая стабильность, экономическое созидание в оценках молодых» (г.Орел, 2002 г.) — международной конференции молодых ученых «Российская государственность: истоки, становление, развитие, проблемы» (г.Орел, 2003 г.);

Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы переходного периода» (г.Уфа, 2003 г.);

— международной научно-практической конференции «Экономический рост в России: перспективы и проблемы» (г.Орел, 2004 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики и институциональная теория» (г. Донецк, 2004 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке» (г.Томск, 2004 г.).

Рекомендации, разработанные в процессе исследования, приняты к использованию Исполнительным комитетом Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная», Федеральным государственным унитарным предприятием «Ситуационно-кризисный центр Министерства Российской Федерации по атомной энергии».

Материалы и результаты диссертационного исследования используются в соответствующих разделах дисциплин «Региональный и муниципальный менеджмент», «Региональная экономика», «Региональный маркетинг», читаемых студентам экономических специальностей ОРАГС.

По теме диссертации автором опубликовано 14 научных работ общим объемом 2,85 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 166 наименований и приложений. Работа содержит 155 страниц основного текста, включает 10 таблиц, 6 схем и рисунков.

Выводы по третьей главе.

1. В рыночных условиях концепция интеграционного маркетинга получает свое практическое воплощение в технологии стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия и в ходе разработки и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия. В целях совершенствования сложившейся системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием рекомендуется использовать предложенную в работе модель стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия, а также алгоритм формирования и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия.

2. На основе выделенных стратегические приоритетов общую стратегию межрегионального экономического взаимодействия целесообразно формировать в виде системы стратегий: новаторских, ключевых и стратегий стабильного функционирования. Такая декомпозиция общей стратегии позволяет учитывать специфические особенности субъектов межрегионального экономического взаимодействия и закладывает фундаментальные основы управления всей системой стратегий, дифференцируя их затем по сферам деятельности (производство, сфера услуг, социальная сфера, инфраструктура, кредитно-финансовая сфера, сфера управления), отраслям и направлениям, в которых конкретизируются приоритеты развития экономического взаимодействия.

3. Разработка и реализация стратегии межрегионального экономического взаимодействия на основе интеграционного маркетинга позволяет: скоординировать и взаимоувязать потребности и интересы субъектов межрегионального образования различных уровнейболее тщательно подходить к определению состава участников межрегионального образованияориентировать взаимодействие на перспективу, что способствует установлению долгосрочных экономических связей между его субъектами.

4. Для активизации экономического взаимодействия субъектов РФ предложены конкретные инновационно-инвестиционные проекты учитывающие рыночную и отраслевую специфику и опирающиеся на собственную ресурсную базу регионов ЦФО.

5. На основе проведенного исследования предложена формула комплексной оценки эффективности межрегионального экономического взаимодействия, основанная на учете внутренней и внешней эффективности, а также синергического эффекта, обусловленного взаимодействием его участников, а также определены методические рекомендации по формированию оценочной системы межрегионального экономического взаимодействия.

6. Поскольку практическая реализация инновационно-инвестиционных межрегиональных проектов требует большого объема необходимой и достоверной информации, которую в сложившихся условиях, как показал анализ, получить практически невозможно. Исходя из этого, в работе предлагается дополнить формирующуюся инфраструктуру субъектов Федерации таким элементом, как «Агентство поддержки и развития экономических связей регионов».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и обобщение теоретико — методических основ управления межрегиональным экономическим взаимодействием на современном этапе, а также анализ тенденций развития экономического взаимодействия регионов в современной России позволяет сделать следующие выводы.

Исследование теоретических положений, а также анализ практического опыта деятельности межрегиональных образований позволили обосновать необходимость развития системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием, призванной обеспечить адекватность реагирования на изменение экономического поведения его субъектов в условиях динамической внешней среды. Концептуальной основой межрегионального экономического взаимодействия в рыночных условиях, по нашему мнению, является региональная логическая «цепочка взаимодействия»: «потребности — интересы — возможности — консенсус — взаимодействие».

Важным звеном этой цепочки является региональный экономический интерес, проявляющийся в необходимости удовлетворения совокупных потребностей страны и специфических потребностей региона. Подобная двойственность регионального интереса является следствием аналогичного положение региона в системе государственного управления межрегиональным экономическим взаимодействием: с одной стороны, регион выступает как субъект межрегионального экономического взаимодействия, с другой как объект.

Межрегиональное экономическое взаимодействие представляет собой достаточно сложный феномен рыночной экономики, в котором переплетены разноуровневые интересы и разнонаправленные потребности его субъектов. Выработанные практикой рекомендации не всегда оказываются достаточными для успешного и эффективного решения задачи управления межрегиональным экономическим взаимодействием, что обусловило необходимость уточнения понятия «межрегиональное экономическое взаимодействие».

Межрегиональное экономическое взаимодействие, по нашему мнению, определяется как система экономических отношений по реализации региональных потребностей и интересов, согласованных с целями оптимального территориального развития государства и формирования единого экономического пространства внутри страны, открывающих возможности экономического взаимодействия регионов вследствие изменения факторов внутренней и внешней среды, а также способствующих саморазвитию регионов в рыночных условиях.

Такая точка зрения на сущность межрегионального экономического взаимодействия позволяет рассматривать его в качестве объекта системного управления и реализации региональной экономической политики, как средство, призванное воспрепятствовать тому, чтобы развитие территории, став самоцелью, не нарушило бы экономической целостности РФ. Это открывает новые возможности совершенствования управления данным процессом, выявления резервов роста эффективности его субъектов.

Сложность и динамичность процесса управления межрегиональным экономическим взаимодействием обусловило необходимость расширения толкования принципа дополняемости и введения новых принципов: стратегического соответствия и маркетингового управления.

В работе предложено классифицировать виды межрегионального экономического взаимодействия по следующим критериям: вектор построения межрегионального взаимодействияуровень формирования экономических связейпринципы взаимодействияцели взаимодействияпотенциал взаимодействия. Классификация создает условия для эффективного решения проблем управления экономическим взаимодействием в условиях рынка с учетом потребностей и возможностей его субъектов. В классификации, межрегиональная интеграция рассматривается как качественно новый уровень устойчивого развития экономических связей между регионами, представляя высшую форму межрегионального экономического взаимодействия.

Оптимальным инструментом совершенствования системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием в сложившихся рыночных условиях, по нашему мнению, является интеграционный маркетинг.

Интеграционный маркетинг определяется нами как деятельность, направленная на удовлетворение экономических, социальных, экологических потребностей (фактических и потенциальных) участников межрегионального экономического взаимодействия, включая региональные органы власти (и их институты) с целью формирования систем обеспечения эффективного воспроизводства на межрегиональном уровне.

Сравнительный анализ результатов межрегионального экономического взаимодействия на традиционной и интеграционной основе показал, что интеграционный маркетинг позволяет формировать и реализовывать стратегию взаимодействия, а также взаимоувязывать элементы комплекса регионального маркетинга в единый, непротиворечивый процесс социально-экономического развития региональной экономики. Его использование в практике управления обеспечивает выход межрегионального экономического взаимодействия на качественно новый уровень — экономическую интеграцию.

Анализ зарубежного опыта управления региональным развитием свидетельствует об эволюции подхода к решению региональных проблем в процессе межрегионального взаимодействия: мощная государственная поддержка депрессивных территорий заменяется созданием условий саморазвития регионов. Кроме того, произошло изменение принципов государственного управления: от компенсации и устранения негативных явлений и процессов до их упреждения. Основой оптимального регионального развития все чаще в настоящее время выступает не конкуренции факторов производства, инвестиций, а конкуренции инноваций.

Основой управления экономическим взаимодействием регионов в рыночных условиях является региональная экономическая политика.

Достижение стратегических целей межрегионального экономического взаимодействия возможно только с позиций системного подхода в управлении, который предполагает соединение различных уровней субъектов и объектов управления в гибкую организационную структуру, предусматривающую сочетание интеграционного и ситуационного подходов.

Результаты анализа практического опыта экономического взаимодействия между регионами показали, что сегодня складывается новая конфигурация системы экономических связей, а также изменяются их качественные характеристики. Экономическое взаимодействие формируется не только между российскими регионами, но и носит внешнеэкономическую направленность (со странами ближнего и дальнего зарубежья). Это создает хорошую основу для более эффективной деятельности интеграционных группировок и на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАЗЭС и т. д.).

Анализ сложившихся экономических взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектами РФ позволил систематизировать проблемы и выявить перспективы развития управления межрегиональным экономическим взаимодействием в рыночных условиях. Результаты системного анализа подтверждают, что различие экономических интересов или их совпадение, единые рыночные действия или противодействие остаются объективной реальностью и должны быть использованы при формировании системы отношений между субъектами межрегионального экономического взаимодействия. В этой связи выделяются два основные вида интереса — явные (формально провозглашаемые) и неявные (латентные), которые составляют основу формирования интегральных интересов экономического взаимодействия. Проведенный анализ показал, что потенциал, заложенный в самом механизме межрегионального экономического взаимодействия используется недостаточно полно.

Одной из важнейших задач в современных условиях является обеспечение выявления и согласования интегральных интересов взаимодействующих субъектов, что позволит преодолеть негативные процессы социально-экономической дезинтеграции регионов, сохранить единство экономического пространства, и создать предпосылки будущего экономического роста. Исходя из этого, нами выделены следующие стратегические приоритеты экономического взаимодействия регионов: стабильности функционирования, ключевые и новаторские.

Изучение отечественного опыта межрегионального экономического взаимодействия показало, что наименее проработанным звеном в системе управления данным процессом является стратегическое планирование, что позволило предложить методический подход к его комплексному обеспечению на основе интеграционного маркетинга. По нашему мнению, интеграционный маркетинг не должен занимать строго фиксированное место в цепи следующих друг за другом этапов стратегического планирования. Он связывает все этапы стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия в единый непротиворечивый процесс: от определения целей и задач до оценки потребительской удовлетворенности, способствуя максимальной реализации возможностей субъектов экономического взаимодействия регионов за счет скоординированности предпринимаемых ими действий.

Для совершенствования сложившейся системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием необходимо использовать предложенную в работе модель стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия, а также алгоритм формирования и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия.

В рыночных условиях концепция интеграционного маркетинга получает свое развитие в технологии стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия и практическое воплощение в ходе разработки и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия. В этой связи интеграционный маркетинг необходимо рассматривать как интегрированный инструмент, направленный на комплексное обеспечение стратегического планирования межрегионального экономического взаимодействия.

На основе выделенных стратегические приоритетов общую стратегию межрегионального экономического взаимодействия целесообразно формировать в виде системы стратегий: новаторских, ключевых и стратегий стабильного функционирования. Такая декомпозиция общей стратегии позволяет учитывать специфические особенности субъектов межрегионального экономического взаимодействия и закладывает фундаментальные основы управления всей системой стратегий, дифференцируя их затем по сферам деятельности (производство, сфера услуг, социальная сфера, инфраструктура, кредитно-финансовая сфера, сфера управления), отраслям и направлениям, в которых конкретизируются приоритеты развития экономического взаимодействия.

Разработка и реализация стратегии межрегионального экономического взаимодействия на основе интеграционного маркетинга, по нашему мнению, позволяет:

— скоординировать и взаимоувязать потребности и интересы субъектов межрегионального образования различных уровней;

— более тщательно подходить к определению состава участников межрегионального образования;

— ориентировать взаимодействие на перспективу, что способствует установлению не перманентно выгодных экономических связей между его субъектами, а приданию им долгосрочного, устойчивого характера.

Рассмотрены направления обеспечения эффективного межрегионального экономического взаимодействия.

Практическая ценность работы заключается, по нашему мнению, в том, что внедрение разработок будет способствовать повышению эффективности управления межрегиональным экономическим взаимодействием в результате использования интеграционного маркетинга, реализации конкретных межрегиональных инновационно-инвестиционных проектов.

Приоритетными инновационно-инвестиционными межрегиональными проектами, по нашему мнению, являются следующие:

— разработка продуктов здорового питания;

— развитие производства строительных материалов и оборудования для жилищного строительства;

— развитие туристического бизнеса и возрождение традиционных народных промыслов;

— развитие приборостроения и электроники;

— развитие сельскохозяйственного машиностроения.

Проекты разработаны с учетом рыночной и отраслевой специфики и опираются на собственную ресурсную базу регионов ЦФО. Таким образом, предлагаемые проекты будут способствовать, по нашему мнению, социально-экономическому развитию регионов, укреплению межрегиональных связей и формированию на этой основе подлинной экономической интеграции.

В ходе анализа были выявлены причины, обусловливающие сложность проведения количественного анализа межрегионального экономического взаимодействия. Среди них особое место занимает недостаточность информации — практически полное отсутствие статистических данных, отражающих экономические связи между субъектами РФ. В связи с чем сделан вывод о преимуществе качественной, нежели о количественной оценки эффективности экономического взаимодействия регионов на современном этапе.

На основе проведенного исследования предложена формула комплексной оценки эффективности межрегионального экономического взаимодействия, основанная на учете внутренней и внешней эффективности, а также синергического эффекта, обусловленного взаимодействием его участников, а также определены методические рекомендации по формированию оценочной системы межрегионального экономического взаимодействия.

Практическая реализация инновационно-инвестиционных межрегиональных проектов требует большого объема необходимой и достоверной информации, которую в сложившихся условиях, как показал анализ, получить практически невозможно. Исходя из этого, в диссертации предлагается дополнить формирующуюся инфраструктуру таким элементом, как «Агентство поддержки и развития экономических связей регионов ЦФО».

Деятельность агентства будет направлена на оказание консультационной помощи по подготовке и сопровождению реализации инновационно-инвестиционных межрегиональных проектов, включая анализ и оценку их экономической эффективности, вопросы проектного финансирования, информирование потенциальных партнеров, выявление движущих мотивов и ожиданий субъектов взаимодействия в целях обеспечения согласования их интересов и достижения взаимной выгоды.

Предложенные методические и практические рекомендации, по нашему мнению, будут способствовать совершенствованию сложившейся системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием и выводу его на уровень реальной экономической интеграции субъектов РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Новая школа, 1996. — 62 с.
  2. Федеральный закон от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 30.
  3. Федеральный закон от 17.12.99 г. «Об общих принципах организации деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации"//Российская газета 1999. — 21 декабря.
  4. Федеральный закон № 95 от 4.07.2003 г. «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации"// Российская газета 2003. — 13 июля.
  5. Указ Президента РФ № 849 от 13.05.2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе"// СПС «Консультант плюс»
  6. Указ Президента РФ № 803 от 03.06.1996 г. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации"// Российская газета -1996−11июня.
  7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 г.// Российская газета -1996.- 9 апреля.
  8. A.M., Самостроенко Г. М. и др. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Мерцалова А. А. Орел, Изд-во ОРАГС, 1998.- 128 с.
  9. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-ф терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. — 290 с.
  10. Т. Практический маркетинг. СПб.:Издательство «Питер», 1999. — 400 с.
  11. И. Новая корпоративная стратегия/ Пер с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Изд-во «Питер», 1999. — 416 с.
  12. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. -Нижний Новгород: Фонд «Экономическая культура», 1997. 226 с.
  13. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные потоки и товарная специализация регионов. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС.-72 с.
  14. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография / Под ред. В.С.Бильчака- Калининград: Янтарный сказ, 1998. 316 с.
  15. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. -М.: Институт мировой экономики, 2002. -1280 с.
  16. А.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики.Учеб.пособие.- М.: Книжный Дом «Университет», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2000. 448с.
  17. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. -М.Гардарики, 2002. — 528 с.
  18. Внешнеэкономическая деятельность Орловской области в 1992—2002 гг.: <4 Стат.сб./ Орловский областной комитет государственной статистики Орел, 2003. 98 с.
  19. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  20. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
  21. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: «Финпресс», 2003.- 416 с.
  22. Н.М. Межрегиональное сотрудничество в период реформ.-Владивосток: Дальнаука, 2000. 231 с.
  23. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ.ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина М.: ОАО «Изд. «Экономика», 2001. — 735 с.
  24. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003 — 495 с.
  25. А.Г., Суспицын С. А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. — 304 с.
  26. А.Н., Корнеенко В. П. Системный анализ управления экономическими процессами: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 140 с.
  27. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-560 с.
  28. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. 3-е изд. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. — 528с.
  29. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М.: Прогресс, 1966.-646 с.
  30. А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М.: Международные отношения. — 416 с.
  31. В.В. Территориальная организация производства (отраслевой, районный и народнохозяйственный аспекты). М.: Экономика, 1981.-232 с.
  32. В.В. Федеральные округа Россия: важный шаг в укреплении государства. М.: Экономика, 2000. — 172 с.
  33. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. ^ М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.
  34. Классика маркетинга/ Составители Энис Б. М., Кокс К. Т., Моква М. П. -СПб: Изд-во Питер, 2001. 752 с.
  35. М.Я. Информационные системы органов государственного управления. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 208 с.
  36. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент 11 изд. — СПб: Питер, 2004. — 800 с.
  37. А. М., Сурнин В. С. Реформирование экономики: региональные аспекты. Ч. 2 Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — 146 с.
  38. Ламбен Жан -Жак Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589с.
  39. Н.И., Кисельников А.А.Региональная политика в странах рыночной экономики. М., 1998.
  40. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-218 с.
  41. Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики.
  42. Новосибирск: Наука, 1983. 274 с.
  43. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. — 704 с.
  44. Моделирование социально- экономического развития территориальных систем (опыт исследования в социалистических странах)./ Отв. Ред. А. Г. Гранберг, Г. М. Мкртчян. Новосибирск: Наука, 1983. — 288 с.
  45. Национальная экономика. Учебник / Под общ ред. Акад. РАЕН В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2002. — 592 с.
  46. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделямиэкономических систем М.: Мир, 1975. — 504 с. 48. Некрасов Н. Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. — М.: Экономика, 1978. — 343 с.
  47. Общий и специальный менеджмент: Учебник./ Общ.ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с.
  48. Орловская область. Экономика. Бизнес. Инвестиции. Справочное издание. Орел: Изд-во ОРАГС, 2002. — 256 с.
  49. Отдельные показатели социально-экономического развития областей Центрального федерального округа 2003 год. Статистический бюллетень: Стат.сб./ Орловский областной комитет статистики Орел, 2004. — 82 с.
  50. А.П. Маркетинг территорий. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 328 с.
  51. А.В. Система государственного управления. М.: Экономика, 1997.-265 с.
  52. А.И. Региональная политика в России: проблемы государственного управления. М.: Изд-во РАГС, 1999.-291 с.
  53. М. Конкуренция: Учебное пособие. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2001.-495 с.
  54. Приоритеты государственного регулирования экономики./Колл. авторов. Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 1998. — 168 с.
  55. А.Е. Эффективность территориальной организации производства (методологические очерки). -М.: Мысль, 1965.-265 с.
  56. Прогнозирование социально-экономического развития региона: вопросы теории и методологии. -М.: Наука, 1981.-178 с.
  57. Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук.авт.колл.Д. С. Львов. отд.экон.РАН- науч.ред.совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательств «Экономика», 1999.-793 с.
  58. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 480 с.
  59. Региональная экономика: новые подходы. /Л.А. Козлов, И. А. Ильин, Б. М. Штульберг и др. М.: Наука, 1993. — 128 с.
  60. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление ./Отв. Ред. В. Ф. Беседин. Киев: Наукова думка, 1989. — 272 с.
  61. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т. Г. Морозовой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 472 с.
  62. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук.авт.колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.:ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. -435 с.
  63. Региональные стратегии и технологии экономического развития / Под ред.Т. В. Игнатовой. Ростов н/Д, 1999.
  64. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002. Стат.сб./ Госкомстат России М., 2002. — 863 с.
  65. Регионы России: Стат.сб. в 2 т. Т2/ Госкомстат России. М., 2001. — 827 с.
  66. Регионы России: Стат.сб. в 2 т. Т2/Госкомстат России. М., 2000. — 879 с.
  67. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики/ Б. М. Штульберг, В. В. Котилко, А. О. Полынов, Е. Н. Левитская. -М.: Наука, 1993.- 127 с.
  68. А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983. — 228 с.
  69. В. Россия на рубеже веков. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.-176 с.
  70. Г. М. Формирование стратегии развития региона на основе интеграционного маркетинга. Монография. Орел: Издательство ОРАГС, 2002. 304 с.
  71. Социально-экономическое положение Орловской области за январь -июнь 2004 г. Аналитический доклад: Стат.сб./ Орловский областной комитет статистики Орел, 2004. — 42 с.
  72. Стратегия макрорегионов России/ Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2003.
  73. Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: Экономика, 2001. — 351 с.
  74. Е.С., Бляхман Л. С., Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. СПб.: Наука, 1998.-580 с.
  75. В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -251 с.
  76. Теория управления. Учебник./ Под общ.ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 558 с.
  77. Л.Л. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении. Киев: Вища школа, 1985. — 214 с.
  78. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов: Пер. с англ.- М.: Банки биржи. ЮНИТИ, 1998. 489с.
  79. Трауинн Эггертссон Экономическое поведение и институты./ Пер. с англ. -М.: Дело, 2001.-408 с.
  80. Формы и механизмы межрегиональной интеграции. Учебное пособие / Под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск: Сибирское соглашение. -Новосибирск. — 1999 г. — 282 с.
  81. Центральный Федеральный округ 2003. Ежегодный информационный сборник. Вып.2. М.: Изд-во ООО «Изд.дом «Граница», 2002. — 578 с.
  82. Шемятенков В. Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2003. — 400 с.
  83. Р. Имитационное моделирование систем: Искусство и наука. — М., 1978.
  84. Р.И. Регион: Экономические методы управления. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — 320 с.
  85. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения.
  86. Экономический аспект. Новосибирск, ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993.-443 с.
  87. Экономико-математическое моделирование развития региона: Сб. науч. трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1989. — 128 с.
  88. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография/ Общ. ред. Проф. О. И. Кирикова. Книга 1. — Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. — 330 с.
  89. Эффективность хозяйствования в условиях экономической трансформации России/ Общ. ред. А.Н. Фоломьев- научн. ред А. Ф. Румянцев.- М.: Изд-во РАГС, 2001.-227 с.
  90. Л.И. Время определить стратегию// ЭКО. 2003. — № 4. — С.3−15.
  91. И. Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии// Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1. — С.52−58.
  92. М.К., Воробьева В. В., Ионова В. Д. Нижнее Приангарье: программа освоения региона принята// Регион: экономика и социология. -1997. № 2.-С. 82−101.
  93. М.А., Фролов И. Э. Тенденции и роль интеграционных процессов в промышленности России// Менеджмент в России и за рубежом. -2002 № 4. — С.3−22.
  94. Н.В., Мелентьев Б. В. Ближайшие приоритеты межрегиональной политики// Регион: экономика и социология. 2001. — № 3. -С.99−119.
  95. Вертикальная интеграция. Новые подходы в развитых странах// Экономист. 2000. — № 2. — С.25−36.
  96. И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом 2001. — № 3. — С.97−102.
  97. А.И. Интеграционные процессы в области образования// Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. — С. 72−85.
  98. С. Об очередной правительственной среднесрочной программе и не только о ней// Российский экономический журнал 2003. — № 3. — С.3−10.
  99. К.П. Эконометрический анализ интегрированности российского внутреннего рынка// Регион: экономика и социология. 2002 -№ 3. — С.67−86.
  100. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1. — С. 3−18.
  101. А., Милосердое В. Внутренние резервы возрождения агропромышленного производства// Экономист. 1999. — № 12. — С. 10−17
  102. . М.Я. Федеральные округа РФ// ЭКО. 2001. — № 3.
  103. С. Развитие интеграции в АПК Северо-Запада России// АПК: экономика, управление. 2004. -№ 3. — С.36−42.
  104. Р. Место и шансы России в мировой экономике// Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. — С.40−47
  105. В. Некоторые аспекты развития бюджетного федерализма в рамках интеграции регионов// Федерализм. 2004. — № 3. — С. 175−192.
  106. Н.Л., Селиверстов В. Е. Укрепление властной вертикали и институциональных структур межрегиональной интеграции// ЭКО.-2000.-№ 9.-С.38−51.
  107. А. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития// Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 2. — С. 18.
  108. А. Ядро интеграции в АТР// Международная жизнь. 2003. — № 2. -С. 43−53.
  109. Интеграция предпосылка стабильности экономики (из выступлений на Петербургском экономическом форуме в июне 1999 г.)// Экономист. — 1999. -№ 9.-С. 3−16.
  110. Л.М. Эволюция отношений центра и регионов России// Регион: экономика и социология. 2001. — № 3. — с.35−44.
  111. А. Современные интеграционные процессы в АПК// АПК: экономика и управление. 2002. — № 10. — С.8−15.
  112. В.И., Селиверстов В. Е. Трансформация федерализма и региональной политики в России на рубеже веков// Регион: экономика и социология. 2002 — № 3. — С.3−33.
  113. М.П. Пути оздоровления аграрного сектора экономики России// Вопросы статистики. 1999 — № 4. — С.7−15.
  114. М., Симачев Ю. Проблемы стимулирования интеграционных процессов в государственном секторе промышленности// Российский экономический журнал. 2003. — № 4. — С.21−49.
  115. Э. Региональное развитие начало поворотного этапа// Региональное развитие и сотрудничество.-№ 0.-1997.
  116. И. Интеграционные процессы в АПК Сибири// Экономист 1999. — № 3. — С.88−91.
  117. Н.И. Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации// Регион: экономика и социология. 2002. — № 2. — С.3−25.
  118. Г. Место ассоциаций экономического взаимодействия в регионах// Экономист. 1996. — № 8. — С.55−62.
  119. Н. Межрегиональная экономическая интеграция как объект системного управления// Проблемы теории и практики управления. 2004. -№ 5. — С.65−70.
  120. Д. Будущее российской экономики// Экономист. 2001. — № 1. -С.8−9.
  121. МАРС. Региональное развитие и сотрудничество. — № 0.-1997.
  122. May В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства// Вопросы экономики. 2002.- № 6. — С. 133−144.
  123. Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции// Маркетинг в России и за рубежом. 1999. -№ 5.-С. 3−17.
  124. П. А. Экономическая интеграция: региональный аспект// Регион: экономика и социология. 2004. — № 1. — С.118−135.
  125. П. Трансформация региональной экономической политики// Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2. — С.87−92.
  126. Н., Махотеева М. Выбор стратегии регионального экономического развития// Экономист. 2000. — № 3. — С.54−60.
  127. В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции// Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 3. — С. 17−26.
  128. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2003 году// Российская газета. 2004. — 6 марта.
  129. К. Межрегиональные социально-экономические отношения: вопросы теории и оценка// Общество и экономика. 2003. — № 1.
  130. Перспективы экономического развития российских регионов// Проблемы прогнозирования. 1997. — № 4. — С.98−110.
  131. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития// АПК: экономика и управление. 2003. — № 1. -С.10−15.
  132. Я. Развитие межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия// Государственная служба. 2004. — № 2. — С.110−113.
  133. Проект четырех президентов // Эксперт. 2003. — № 8. — С. 14−18.
  134. Г. Перспективы евразийской интеграции стран СНГ// Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1. — С.47−51.
  135. Реформирование федеративных отношений в России (взгляд с позиции «конкурентного федерализма»)// Вопросы экономики. 2000. — № 10.-С.27−49.
  136. Россия Украина: сотрудничество на благо народов// Орловская правда.2004. — 4сентября.
  137. В.Г., Измалкова С. А., Молоканов В. Д. и др. Многоцелевая интегрированная система мониторинга и моделирования развития регионов// Вопросы статистики. 2000. — № 2. — С.48−54.
  138. И. Группы интересов в Европейском Союзе: региональный аспект// Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 4. -с.27.
  139. В.К., Дадалко В. А., Брагин A.M. Объединение субъектов Федерации и национальные интересы России// ЭКО 2004. — № 7. — С. 14−26.
  140. Спицын, А Экономическая интеграция и стратегия развития евразийского сообщества// Экономист. 2003. — № 5. — С. 13−20.
  141. Стратегия развития государства на период до 2010 г. доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И.Ишаева// Российский экономический журнал. 2001. -№ 1. — С.27−28.
  142. Е. Глобализация и региональная интеграция в СНГ: проблемы сочетания// РЭЖ. 2001. — № 8. — С. 73−79.
  143. О. Интеграционные процессы как фактор обеспечения экономической безопасности реального сектора российской экономики// Власть. 2003. — № 6. — С.47−52.
  144. В.И., Ершов Ю. С., Ибрагимов Н. М., Мельников J1.B. Межрегиональные экономические отношения в годы реформ: состояние и перспективы// Регион: экономика и социология. 2002. — № 1. — С. 17−32.
  145. Р. Баланс отношений «центр-регионы» как основа территориально-государственного строительства// Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 1.
  146. И., Серков А. Москва и регионы России// АПК: экономика и управление. 2003. — № 1. — С.4−9.
  147. А., Димитров Д. Развитие интеграционных процессов в АТР// Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 6. -С.55−63.
  148. Хицков Экономические проблемы АПК Черноземья// Экономист. 1999. -№ 9. — С.82−87.
  149. В. Экономическое взаимодействие России и ЕС// Вопросы экономики. 2002. — № 6. — С. 144−147.
  150. Четвертый круглый стол промышленников России и Европейского союза. (Турин, 15−16 февраля 2002 г.). Совместные выводы// Вопросы экономики. -2002.-№ 6.-С.147−156.
  151. . Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах// Вопросы экономики. 2003. — № 6. — С. 4 — 22.
  152. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка// Регион: экономика и социология. 1995. — № 1. — С.3−25.
  153. Н. Экономическая интеграция Содружества: возможности и перспективы// Вопросы экономики. 2003. — № 6. — С. 122−135.
  154. Н. Интеграция России в международные валютные блоки// Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 6. — С. 39−44.
  155. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы (доклад рабочей группы Национального экономического совета к обсуждению на VII Российском экономическом форуме)// Российский экономический журнал. 2003. — № 3. — С. 10−25.
  156. Ян С. Крулис-Ранда. Сегодня и завтра маркетинговой науки// Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 5. — С.70−72.1. Авторефераты
  157. С.С. Экономическая интеграция как фактор регионального развития: Автореф. дис.. канд.экон.наук. Москва, 2003. -24 с.
  158. В.А. Межрегиональная экономическая интеграция в переходной экономике: Автореф. дис.. канд.экон.наук. Орел, 2000.-28 с.
  159. Г. М. Методология формирования стратегии развития региона на основе концепции интеграционного маркетинга: Автореф. дис.. д-ра экон.наук. Орел, 2003. 44 с.
  160. И.А. Формирование регионального маркетинга: Автореф. дис.. канд.экон.наук. М., 1998.-24 с.
  161. Balassa В. The Theory of Economic Integration L., 1961.
  162. European economic integration/ Ed. by McDonald F., Dearden S. Harlow (UK), 1999.
  163. Farrell Mary, Fella Stefano, Newman Michael. European Integration in the 21 Century: Unity in Diversity? L., 2002.
  164. Rosamond Ben. Theories of European Integration L., 2000.
  165. РФ2' 71 313,8 83,8 728 885,1 102,2 103 001,8 1,4 р. 99 197,6 96,3 1 061 543 107,0
  166. ЦФО в т. ч. области 24 835,5 108,7 23 828,6 95,9 32 260,9 1,4 р. 32 089,4 99,5 31 768,7 99,0
  167. Белгородская 579,6 98,1 370,7 64,0 536,4 1,4 р. 719,4 1,4 р. 507,8 70,6
  168. Брянская 64,7 79,4 63,3 97,8 80,7 127,5 116,9 1,5 р. 164,7 1,4 р.
  169. Владимирская 192,3 47,9 127,7 66,4 101,1 79,2 116,2 114,9 147,6 127,0
  170. Воронежская 157,5 49,7 171,0 108,6 182,4 106,7 224,2 122,9 195,9 87,4
  171. Ивановская 70,2 80,1 61,1 87,0 65,7 107,5 73,5 111,9 82,7 112,5
  172. Калужская 69,6 28,4 64,0 92,0 84,8 132,5 69,2 81,6 68,2 98,6
  173. Костромская 88,1 105,6 62,1 70,5 69,8 112,4 91,6 131,2 82,8 90,4
  174. Курская 144,3 51,5 85,3 59,1 111,1 130,2 96,0 86,4 95,5 99,5
  175. Липецкая 1018,4 69,5 853,4 83,8 1053,6 123,5 923,7 87,7 1218,0 131,9
  176. Московская 1336,2 2,8 р. 1761,0 131,8 2079,8 118,1 1592,4 76,6 1513,6 95,1
  177. Орловская 290,0 23,4 р. 235,5 81,2 83,3 35,4 131,2 1,6 р 216,4 1,6 р
  178. Рязанская 246,5 90,4 327,1 132,7 788,0 2,4 р. 765,8 97,2 517,4 67,6
  179. Смоленская 174,0 56,8 299,2 1,7 р. 412,3 1,4 р. 419,8 101,8 401,2 95,6
  180. Тамбовская 42,7 47,3 19,6 45,9 32,8 1,7 р. 44,2 134,8 48,4 109,5
  181. Тверская 83,6 40,0 69,3 82,9 105,0 1,5 р 117,2 111,6 120,5 102,8
  182. Тульская 671,8 86,9 476,3 70,9 651,5 1,4 р 859,1 131,9 806,1 93,8
  183. Ярославская 289,9 54,7 352,2 121,5 869,5 2,5р 1314,0 1,5 р. 344,3 26,2 г.Москва 19 316,1 48,4 18 429,7 95,4 24 953,1 1,4 р 24 414,7 97,8 25 237,7 103,4
  184. Данные ГТК РФ приведены по организациям, зарегистрированным на территории субъектов РФ, без учета республики Беларусь, с учетом централизованных расчетов Госкомстата РФ.
  185. По данным ГТК РФ с учетом товаров, не пересекающих таможенную границу России, включая данные Республики Беларусь.1. Источник: 20, С. 37.
  186. РФ2' 43 579,4 82,0 30 278,0 69,5 34 406,0 113,6 41 527,9 120,7 46 153,0 111,1
  187. ЦФО в т. ч. области 19 911,1 86,2 13 200,0 66,3 15 546,3 117,8 19 997,4 128,6 22 193,0 111,0
  188. Белгородская 474,0 117,9 492,0 103,8 576,8 118,2 789,2 1,4 р. 611,6 77,5
  189. Брянская 141,5 103,6 105,6 74,6 131,0 124,1 181,9 1,4 р. 212,1 116,6
  190. Владимирская 140,2 77,8 123,3 87,9 147,3 119,5 195,7 1,4 р. 197,0 100,7
  191. Воронежская 156,3 92,0 164,9 105,5 168,2 102,0 180,4 107,3 224,5 124,4
  192. Ивановская 120,1 64,9 219,5 1,8 р. 198,4 90,4 180,6 91,0 146,4 81,1
  193. Калужская 126,7 79,2 135,6 107,0 127,7 94,2 135,8 106,3 208,0 1,5 р.
  194. Костромская 12,4 35,3 14,5 116,6 19,3 133,1 14,1 73,1 47,3 3,4 р.
  195. Курская 246,5 132,7 189,9 77,0 179,9 94,7 150,8 83,8 113,8 75,5
  196. Липецкая 206,4 84,5 189,0 91,6 161,0 85,2 223,2 1,4 р. 254,1 113,8
  197. Московская 1823,1 82,2 1376,9 75,5 2103,3 1,5 р. 2524,3 119,7 3144,2 124,6
  198. Орловская 288,4 2,4 р. 126,2 43,8 121,4 96,2 115,4 95,1 190,5 1,7 р.
  199. Рязанская 92,1 76,0 66,0 71,7 64,5 97,7 94,3 1,5 р. 164,9 1,7 р.
  200. Смоленская 130,4 1,6 р 70,5 54,1 107,3 1,5 р. 133,5 124,4 174,5 130,7
  201. Тамбовская 93,9 120,8 95,5 101,7 45,4 47,5 67,1 1,5 р. 34,3 110,7
  202. Тверская 108,7 104,5 94,1 86,6 174,2 1,9 р. 156,5 89,8 119,3 76,2
  203. Тульская 166,3 73,1 134,8 81,1 139,9 103,8 126,3 90,3 183,5 1,5 р.
  204. Ярославская 183,4 101,9 199,6 108,8 191,9 96,1 247,8 129,1 133,2 94,1 г.Москва 15 401,2 84,3 9402,8 61,1 10 882,8 115,7 14 480,6 133,1 15 893,6 109,8
  205. Данные ГТК РФ приведены по организациям, зарегистрированным на территории субъектов РФ, без учета республики Беларусь, с учетом централизованных расчетов Госкомстата РФ.
  206. По данным ГТК РФ с учетом товаров, не пересекающих таможенную границу России, включая данные Республики Беларусь.1. Источник: Там же, С. 38.
Заполнить форму текущей работой