Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления государственным научным центром (ГНЦ) в условиях рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи, подлежащие исследованию: а) провести анализ нормативно-правовых актов о государственном научном центре Российской Федерацииб) провести анализ деятельности ГНЦ РФ и определить пути ее совершенствованияв) раскрыть особенности деятельности ГНЦ в условиях рынкаг) раскрыть понятия: «подсистема маркетинга» и «подсистема управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ (ГНЦ) КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ
    • 1. 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности ГНЦ
    • 1. 2. Анализ деятельности ГНЦ и пути ее совершенствования
    • 1. 3. Классификация товаров, производимых ГНЦ
    • 1. 4. Особенности деятельности ГНЦ в условиях рынка
    • 1. 5. Выводы по главе 1
  • Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГНЦ
    • 2. 1. Формирование подсистемы научно-технологического маркетинга в системе управления ГНЦ
    • 2. 2. Управление научно-технологическим маркетингом в ГНЦ
    • 2. 3. Математическая модель подсистемы маркетинга в ГНЦ
    • 2. 4. Выводы по главе 2
  • Глава 3. ДИАГНОСТИКА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ
    • 3. 1. Структурно-функциональная модель научно-технологического маркетинга ГНЦ
    • 3. 2. Методика диагностики научно-технологического маркетинга предприятий системы ГНЦ
    • 3. 3. Методология совершенствования диагностики научно-технологического маркетинга ГНЦ
    • 3. 4. Выводы по главе 3

Совершенствование системы управления государственным научным центром (ГНЦ) в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях мировой рынок высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Участие в этом рынке про-мышленно-развитых стран является одним из условий успешного их перехода к новому прогрессивному технологическому укладу. Россия при всем своем огромном интеллектуальном ресурсе сегодня на этом рынке занимает долю лишь около 0,3%. Для сравнения доля США в этом рынке 32%, Японии — 23%, Германии -10% [11].

Изменения, произошедшие в экономике России в последнее десятилетие, привели к свертыванию инновационной активности предприятий. Так, накануне экономических реформ в России инновационно активных предприятий было 68%, но уже в 1994 году активно занимались внедрением научно-технических разработок 20%, в 1996 году — 5,2%, в 1997 году -4,7%, в 1998 году — 3.7%. В то же время в европейских странах с устойчиво развивающейся экономикой инновационно активные предприятия составляют от 60 до 70%, а в таких странах, как США, Япония и Франция — от 70 до 82% [11].

В результате приоритетные научно-технические разработки отечественных ученых оказались невостребованными, а производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке, по сути не может быть налажено.

Использование возможностей и достижений российского научно-технического комплекса и вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается в настоящее время как главное направление подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России.

В этих условиях государственные научные центры Российской Федерации (далее — ГНЦ РФ), обладающие уникальными научными школами и экспериментально-технологическим потенциалом, являются одним из стратегических направлений организации отечественной науки. С точки зрения рынка ГНЦ РФ представляют собой предприятия, которые производят множество специфических интеллектуальных товаров и оказывают большое количество уникальных услуг. Кроме того, они создают фундаментальные и прикладные знания — сырье для разработки будущих наукоемких товаров, новых технологий их производства, и высококвалифицированных услуг.

В решении задачи восстановления утраченных российской наукой за период перестройки позиций на рынке высоких технологий и наукоемкой продукции первостепенное значение приобретают вопросы управления ГНЦ РФ.

Управление ГНЦ — это деятельность руководства ГНЦ (управляющей подсистемы), заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

В системе управления ГНЦ объектом управления (управляемой подсистемой) является процесс деятельности ГНЦ.

Объект управления — процесс деятельности ГНЦ — включает:

• научную и научно-техническую деятельность;

• хозяйственную деятельность;

• маркетинговую деятельность;

• управление персоналом.

Основным видом деятельности ГНЦ является научная и научно-техническая деятельность.

Л На процесс выработки и осуществления руководством ГНЦ управляющих воздействий оказывает существенное влияние полученная маркетинговая информация о результатах управления, а также внешняя среда.

Реально в качестве факторов внешней среды ГНЦ могут выступать ресурсы, выделяемые государством для достижения целей управления, а также получаемые за счет коммерческой деятельности.

Порядок получения и анализа маркетинговой информации включает:

• изучение потребности в интеллектуальном товаре;

• изучение рынка (емкости рынка и возможного объема продаж при самом благоприятном и неблагоприятном стечении обстоятельств);

• изучение покупателей;

• изучение конкурентов;

• изучение правовых аспектов торговли;

• изучение цен и ценовой политики на данном рынке и т. д.

Для достижения результатов научной и научно-технической деятельности необходим механизм реализации управления ГНЦ.

Под механизмом управления ГНЦ будем понимать совокупность и логически взаимосвязанную последовательность процессов, посредством которых субъект управления ГНЦ (руководство ГНЦ) осознает потребность общества в развитии научного потенциала страны в области фундаментальных, прикладных исследований, а также в интеллектуальных товарах (услугах) и закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на особые формы государственной поддержки и обеспечения их деятельности.

Механизм формирования и управления ГНЦ выражается цепью взаимосвязанных и последовательно реализуемых процессов, результаты которых можно представить в виде: потребности -> интересы —> цели решения —> действия —> результаты управления". Известао, что потребности общества отражают объективные процессы и закономерности развития науки и техники, которые, пройдя через сознание людей, получают субъективные проявления в интересах и целях.

Интересы и цели государства определяет Правительственная комиссия по научно-технической политике, которая рассматривает [75]:

• государственные приоритеты развития науки и техники гражданского назначения;

• реформирование научной среды;

• научно-техническую политику в области конверсии научных организаций, выполняющих оборонные исследования и опытно-конструкторские работы, и расширение гражданского использования технологий двойного назначения;

• социальную защиту ученых и научных работников.

Субъект управления ГНЦ (руководство ГНЦ) наиболее конкретно выражает себя в «решениях -> действиях» в которых, собственно, и заключается смысл управления.

Реализация управляющих воздействий, выраженных в управленческих решениях руководства ГНЦ, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении потребности общества в развитии научного потенциала страны, в фундаментальных, прикладных исследованиях, а также в интеллектуальных товарах (услугах).

Проведенные исследования деятельности ГНЦ РФ за период 1993 г. по настоящее время показали, что маркетинг как управляющая технология может рассматриваться в современных российских условиях в качестве эффективного инструмента управления ГНЦ России [88]. При этом, чем выше уровень научных исследований, тем быстрее ГНЦ РФ реализует инновационный цикл, в котором центральное место занимает фирменная наука, которая финансируется не за счет бюджета, а за счет коммерциализации своих разработок. В отдельных ГНЦ РФ, где активно осваиваются фирменные научные исследования, доля самофинансирования составляет более 60%. В ГНЦ РФ, где этому не придают особого значения, доля самофинансирования составляет не более 10%.

В экономической литературе к проблемам организации внедрения научных результатов деятельности предприятий, в том числе к роли маркетинга в управлении деятельностью современных фирм, обращались ряд авторов в нашей стране и за рубежом. Среди них наибольший интерес представляют работы Валовой М. Н, Герчиковой И. Н., Багиева П. Н., Ж.-Ж. Ламбена, Ф. Котлера, Б. Карлофа. и др. Однако следует отметить, что в литературе практически не представлены исследования в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

Кроме того, требуют дальнейшего развития системные представления об управлении процессом коммерциализации результатов научно-технической деятельности и особенностях соответствующих управленческих технологий в научно-технической сфере.

Недостаточная теоретическая проработка и высокая практическая значимость маркетинговых аспектов научно-технической деятельности в повышении финансово-экономической устойчивости предприятий системы ГНЦ РФ предопределили выбор темы диссертации, обусловили цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа сущности процесса маркетинговой деятельности как управляющей технологии разработать предложения по созданию подсистемы маркетинга ГНЦ РФ и внедрению ее в управление деятельностью ГНЦ РФ.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи, подлежащие исследованию: а) провести анализ нормативно-правовых актов о государственном научном центре Российской Федерацииб) провести анализ деятельности ГНЦ РФ и определить пути ее совершенствованияв) раскрыть особенности деятельности ГНЦ в условиях рынкаг) раскрыть понятия: «подсистема маркетинга» и «подсистема управления маркетинговой деятельностью в ГНЦ» — д) разработать математическую модель подсистемы управления маркетинговой деятельностью в ГНЦе) определить требования к механизму формирования системы управления ГНЦ РФж) выработать рыночные требования к интеллектуальному товару.

ГНЦз) разработать методологию внедрения подсистемы маркетинга в управление деятельностью ГНЦ.

Объектом исследования является деятельность предприятий системы ГНЦ РФ на современном этапе развития научно-технической деятельности.

Предметом исследования являются изучение и исследование отдельных сторон объекта исследования, которые находятся в конкретных взаимосвязях, отношениях и взаимозависимостях. Предмет исследования структурируется в нескольких областях: а) концептуальная: определение понятия «управление ГНЦ» и на его основеопределение объекта управления как процесса деятельности ГНЦпредставление механизма управления ГНЦ в виде цепи взаимосвязанных и последовательно реализуемых процессов по достижению целей деятельности системы в целомопределение понятия подсистемы маркетинга и системы управления маркетинговой деятельностьюпонятия маркетинговой деятельности как процессаб) теоретическая — разработка математической модели подсистемы маркетинга в ГНЦ и синтез структуры модели рассматриваемой подсистемыв) методологическая — разработка методологии внедрения подсистемы маркетинга в управление деятельностью ГНЦг) практическая — разработка требований к механизму формирования подсистемы маркетинга в ГНЦ и рекомендаций по их внедрениюразработка методики диагностики маркетинга предприятий системы ГНЦ;

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды ведущих зарубежных и российских ученых, посвященные исследованию систем управления., а также системам инновационных технологий, стратегическому и операционному маркетингу,.

В работе использовался комплексный подход к решению научной задачи, включающий: а) теоретический анализ литературы и публикаций в периодической печатиб) системный анализ и синтез деятельности ГНЦ РФв) математические методы моделирования маркетинговой деятельностиг) методы экспертных оценок маркетинговой деятельности.

В процессе работы над диссертацией были использованы научные труды экономистов в области управления инновационной деятельностью, интеллектуальной собственностью, исследования по маркетинговой деятельности ГНЦ, проведенные РИНКЦЭ1, а также нормативно-правовые акты о государственном научном центре Российской Федерации. Основные выводы и обобщения сделаны на основе анализа отчетных данных ГНЦ России за 1993;2000 гг.

Научная новизна диссертации состоит в:

1) разработке механизма управления ГНЦ в виде цепи взаимосвязанных и последовательно реализуемых процессов определения потребностей, формулировки целей, принятия решений, их реализации и оценки результатов деятельности ГНЦ;

2) разработке методики и программы диагностики деятельности предприятий системы ГНЦ на основе анкетного обследования и оценки результатов по предложенной системе критериев;

3) дополнении общепринятой классификации основных видов маркетинга, выражающейся в выделении научно-технологического маркетинга как самостоятельной составляющей научно-технического маркетинга;

4) создании структурно-функционального метода формирования подсистемы научно-технологического маркетинга на основе признаков, характеризующих рыночную привлекательность и конкурентоспособность интеллектуальных товаров и соответствующей стратегии;

5) построении математической модели подсистемы управления маркетингом в ГНЦ.

1 Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы Минпромнауки России и Минобразования России.

Практическая значимость диссертации состоит в разработке модели управления маркетинговой деятельностью и алгоритма ее внедрения в систему ГНЦ РФ.

Внедрение результатов проведено в виде разработки рекомендательных документов Предложенная методика диагностики научно-технологического маркетинга предприятий системы ГНЦ позволяет оценить уровень маркетинговой работы на предприятиях и определить направления ее развития и совершенствования как в области стратегического научно-технологического маркетинга ГНЦ, так и в организации и планировании маркетинговой деятельности ГНЦона может быть использована для сравнительной оценки маркетинговой деятельности предприятий. Методика использовалась в исследованиях ГУ РИНКЦЭ в 1998 и 2001 гг.

Основные теоретические положения диссертационной работы были доложены на Научной конференции слушателей, курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России «Предупреждение, спасение, помощь» 10 апреля 2001 г., секция № 9 «Экономические и правовые аспекты деятельности РСЧС и подготовки управленческих кадров» .

Прикладные результаты диссертационного исследования отражены в отчетах за 1998 г. и 1 квартал 2001 г. и приняты заказчиком [88, 94].

Основные положения диссертационной работы изложены в 5 печатных работах объемом более 1,5 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и восьми приложений.

3.4. Выводы по главе 3.

В третьей главе диссертации получены следующие результаты.

1 .Разработана структурно-функциональная модель научно-технологического маркетинга ГНЦ, включающая следующие этапы моделирования управления маркетинговой деятельностью ГНЦ:

— изложение миссии ГНЦ;

— формирование портфеля прав ИС и результатов научно-технической деятельности;

— определение потребностей рынка в интеллектуальном товаре, производимом ГНЦ;

— моделирование мультиатрибутивного интеллектуального товара, производимого ГНЦ;

— анализ внешних факторов маркетинговой среды ГНЦ;

— анализ внутренних факторов маркетинговой среды ГНЦ;

— синтез стратегий научно-технологического маркетинга ГНЦ;

— разработка программы операционного маркетинга;

— маркетинговый контроллинг.

Раскрыто содержание каждого этапа моделирования.

2.Проведена классификация видов научно-технологического маркетинга ГНЦ.

В основу классификации видов научно-технологического маркетинга ГНЦ взяты существенные признаки, которые характеризуют рыночную привлекательность и конкурентоспособность интеллектуальных товаров.

К видам научно-технологического маркетинга ГНЦ отнесены:

— научно-технологический маркетинг при корпоративных трансакциях;

— научно-технологический маркетинг при конкурентной борьбе;

— научно-технологический маркетинг нововведений;

— внешнеэкономический научно-технологический маркетинг.

3.Разработаны стратегии научно-технологического маркетинга ГНЦ.

3.1. Стратегии научно-технологического маркетинга при корпоративных трансакциях включают: а) стратегии обмена технологии на доступ к рынку:

— владелец технологии — физическое лицо;

— владелец технологии — юридическое лицоб) стратегия обмена технологии на доступ к рынку за счет вклада франшизы.

3.2.Стратегии научно-технологического маркетинга при конкурентной борьбе: стратегия использования базового патента (лицензии) и вспомогательной ИС:

— стратегия завоевания рынка с помощью патента;

— стратегия раздела рынка с помощью лицензии;

— стратегия демонополизации.

3.3. Стратегии научно-технологического маркетинга нововведений: а) стратегии маркетинга, определяемые степенью новизны нововведения для ГНЦ:

— рынок и технологии известны ГНЦ;

— новый рынок, но известная ГНЦ технология;

— рынок известен, но технология новая;

— новый рынок и новая для ГНЦ технологияб) стратегии маркетинга, определяемые характером концепции, на которой основано нововведение:

— нововведения с технологической доминантой;

— нововведения с коммерческой доминантой;

— нововведения, идущие из лаборатории;

— нововведения, идущие от рынка;

— нововведения, связанные с фундаментальными и прикладными исследованиямив) стратегии, связанные с интенсивностью нововведения:

— освоение ключевой технологии, существенно влияющей на его конкурентоспособность;

— освоение широкодоступной базовой технологии;

— освоение находящейся еще в экспериментальной стадии возникающей технологииг) стратегии маркетинга интеллектуальных продуктов высоких технологий («хай-тек»).

3.4. Стратегии внешнеэкономического маркетинга:

— продажа владельцем всех исключительных прав на запатентованное изобретение;

— лицензирование (лицензионный договор);

— договор о ноу-хау;

— коммерческая передача и приобретение технологии вместе с продажей, покупкой и импортом оборудования и других основных фондов;

— коммерческая передача технологии в рамках концессии и коммерческого посредничества в распространении товаров и услуг;

— предоставление партнеру ноу-хау в области управления в обмен на предоставление необходимого капитала;

— долевые и контрактные предприятия с долевым вкладом ИС.

4. Разработана методика диагностики научно-технологического маркетинга предприятий системы ГНЦ, в соответствии с которой проведена оценка внедрения маркетинга на предприятиях системы ГНЦ России. Полученные результаты подтвердили сделанные ранее предположения о взаимосвязи развития в организации маркетинговой деятельности и уровня самофинансирования.

5. Разработан комплекс критериев диагностики научно-технологического маркетинга предприятия ГНЦ, который включает: а) критерии формирования портфеля прав ИС, результатов научно-технической деятельности и технологий ГНЦ, подлежащих коммерциализацииб) критерии выявления потребности в интеллектуальном товаре (собственности ГНЦ) — в) критерии выбора базового рынка ГНЦг) критерии анализа покупателей интеллектуального товара, производимого ГНЦд) критерии анализа конкурентов ГНЦе) критерии анализа технологической среды, которая влияет на развитие рынка ГНЦж) критерии анализа текущей рыночной ситуации по каждому товару, производимому ГНЦз) критерии анализа приоритетных конкурентов по каждому товару, производимому ГНЦи) критерии анализа системы сбыта товара, производимого ГНЦк) критерии оценки действенности коммуникации ГНЦл) критерии выбора стратегий ГНЦ в каждом целевом сегментем) критерии диагностики и планирования маркетинговой деятельности ГНЦ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании полученных в ходе диссертационного исследования результатов представляется возможным сформулировать следующие выводы:

1. Адаптация предприятий системы ГНЦ к рынку и повышение эффективности их деятельности требуют внесения изменений в существующую систему управления.

2. Предложенный структурно-функциональный метод формирования подсистемы научно-технологического маркетинга обеспечивает высокую степень адаптации к рынку, повышает коммерциализацию интеллектуальной продукции и создает руководству ГНЦ возможность активизации работы с реальным сектором экономики.

3. Выделение научно-технологического маркетинга как управляющей технологии и самостоятельной подсистемы системы управления ГНЦ позволяет наиболее эффективно организовать процесс управления ГНЦ, оптимизировав взаимодействие всех заинтересованных сторон, повысить мотивацию интеллектуальной деятельности.

4. Разработанная методология внедрения подсистемы научно-технологического маркетинга в управление деятельностью ГНЦ включает: а) обобщенную структурную модель управления подсистемой маркетинговой деятельности ГНЦ и этапы ее моделированияб) методику диагностики подсистемы научно-технологического маркетинга предприятий системы ГНЦв) методологию совершенствования диагностики подсистемы научно-технологического маркетинга ГНЦ.

5.Предложенная методика диагностики научно-технологического маркетинга предприятий системы ГНЦ, включающая разработку программы обследования и методы оценки уровня маркетинговой деятельности на базе системы критериев, позволяет определить основные направления развития и совершенствования системы управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр./ Дайтан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М, 1985.
  3. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов/ пер. с англ. Штернгарца М. З. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 803 с.
  4. В.Л., Бутаев Э. И., Шленова Е. В. Технология выявления инно-- вационных проектов, вводимых в хозяйственный оборот // Автоматиза- ция и современные технологии, 2001, № 1, с. 16−19.I
  5. В.Л., Мухин В. И., Шленова Е. В., Шумянкова Н. В. Научно-технологический маркетинг как специфическая функция управления предприятиями научно-технической сферы // Автоматизация и совре1. менные технологии, 2001, № 10, с.31−35.
  6. Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. под ред. Ефимовой М. Р. М.: Финстатинформ, 1993. — 95 е., схем.
  7. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Под общ. Ред. Багиева Г. М. М.: Экономика, 1999. — 702 с.
  8. Г. Г. Информационное моделирование научно-технических программ. М.: Наука, 1990.
  9. В.Л., Мухин В. И., Шленова Е. В., Шумянкова Н. В. Оценка интеллектуальной собственности как элемент научно-технологического маркетинга // Московский оценщик, 2001 № 3 (10), с. 40−45.
  10. Ю.Бромберг Г. В. «Реализация интеллектуальной собственности условие экономического успеха». -М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.
  11. П.Булгак В. Б. Сценарий для русских архимедов // НГ наука, 1999, № 3.
  12. В.Б., Варакин Л. Е. и др. Концепция развития связи Российской Федерации. М.: Радио и связь, 1995.
  13. З.Бурков В. Н., Кондратьев В. В. Механизм функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
  14. М.Д. Становление и использование стратегического маркетинга в процессе развития рыночной экономики: Автореф. дис.. д-ра экон. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1994. 38 е., схем.
  15. Ю.Н. Защита интеллектуальной собственности, М., 1999.
  16. И.Н. Проблемы организации управления деятельностью международных монополий на мировом капиталистическом рынке в современных условиях : Автореф. дис.. д-ра экон. наук. -М., 1978 57 с. (Московский государственный ин-т междунар. отношений).
  17. М.М. Функциональная диагностика и аудит. / С-Петерб. гос. унт экон. и финансов. СПб., 1999. — 302 е.: табл.
  18. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: «ВлаДар», 1993.
  19. Е.П. Маркетинг. Словарь. М., 1994.
  20. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: Дело, 1995.
  21. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. — 414 с.
  22. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1996.
  23. ГОСТ Р 15.011−96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения». //"Патенты и лицензии", 1997, № 3.
  24. ГОСТ РД-50−149−789 «Методические рекомендации по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».
  25. Гражданский кодекс РФ. Ч. I и II. М., 1996.
  26. П. И. Леусский А.И., Тарасевич JI.C. Микроэкономика. -СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996.
  27. Т.П. Развитие методологических основ теории управления маркетингом: Автореф. дис. д-ра экон. наук. СПб., 1997. — 46 с.
  28. П.Р. Управление маркетингом: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. направлениям и спец. / Пер. с англ. под общ. Ред. Шленова Ю. В. М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 1998. — 556.
  29. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. М.: Высш. школа, 1995. — 255 с.
  30. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение. / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  31. А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: СП «Вся Москва», 1994. — 255 е., ил.
  32. А., Кузубов С. Проблемы перемещения объектов интеллектуальной собственности за границу // Интеллектуальная собственность, 2000, № 2.
  33. Как защитить интеллектуальную собственность в России // под ред. Корчагина А. Д. -М.: Инфра-М, 1995.
  34. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239е., илл.
  35. Клиланд Д&bdquo- Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. Радио, 1979.
  36. Кодекс интеллектуальной собственности Франции. М., 1997. — 136 с. Ь
  37. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.: Экспертное бюро-М, 1997.-289 с.
  38. Н.И. Интеллектуальная собственность: сущность и механизм реализации. Автореф. дис. канд. экон. наук, Моск. экон.-стат. ин-т, М, 1992.
  39. Конституция Российской Федерации
  40. Контар Нуаф. Стратегическое планирование в системе маркетинга. Автореф. дис.. канд экон. наук / Рос. Экон. акад. Им. Г. В. Плеханова. М.1.1995.-21 с.
  41. Концепция реформирования российской науки на период 1998—2000 годов (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 № 832).
  42. А., Орлова Н., Наумова О. Совершенствование системы технологического обмена//Интеллектуальная собственность, 1999, № 1.
  43. А.Д. и др. «Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации». М-: ИНИЦ Роспатента, 1999.
  44. Котлер Ф Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. 2-е изд., исправ. — СПб. И др.: Питер ком, 1999. — 887 с.
  45. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. Боброва В.Б.- общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е. М. М.: Прогресс, 1991. — 734 с.
  46. Н.И. Исследование и организация процесса мотивации в системе маркетинга: автореф. дис.. канд. экон. наук / С.-Петерб. Ун-т экономики и финансов. СПб, 1993 — 18 с.
  47. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996.
  48. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений. // Социальные факторы нововведений в организационных системах: Труды конф. -М.: 1980.
  49. Ф.М. Мировой рынок, конъюнкута, цены, маркетинг. М.: Международные отношения, 1993.
  50. Маркетинговая и финансовая деятельность предприятий: Монография / Суходеева Л. Ф., Любушин Н. П., Чиркова М. Н. и др. Н. Медведков С. Ю., Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. — 136 с.
  51. В.Д. Формирование системы маркетинга на российских предприятиях: Автореф. дис.. д-ра экон. наук / РАН. Сиб отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 1997. — 37 с.
  52. Т.Д. Методологические основы маркетологии в управлении устойчивым развитием предприятий / С.- Петерб. гос. инж.-строит. акад. -СПб., 1999. 101 с. — Деп. В ИНИОН РАН 9.03.99, № 54 390.Ь
  53. Методические рекомендации по проведению патентных исследований. -М.: ВНИИПИ. 1983.
  54. JI.A. Маркетинг в системе управления капиталистическими фирмами: автореф. дис. канд. экон. наук / Моск. госуд. ин-т междунар. отношений МИД СССР. М., 1989. -25 с.
  55. Ю.В. Основы маркетинга. Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000.
  56. В.И. Исследование систем управления. Учебник.: Национальный * институт бизнеса, 2000. 342 с.
  57. В.И. Основы теории управления. Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2000.
  58. Сер.З. Микроэлектроника / Предпринимательство и современные информационные технологии. Вып. 1−1 (154−155), 2000−2001, с. 140−142.
  59. С.В. Стратегический маркетинг в российской экономике переходного периода: Автореф. дис.. д-ра экон. наук /С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. СПб., 1996. — 34 с.
  60. С.В. Теоретические и методологические аспекты стратегического маркетинга. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996. — 50 с.
  61. Орлова Н. С «Рекомендации по исследованию уровня и тенденций развития техники на основе патентной информации». -М.: ВНИИПИ, 1988.
  62. Основы общей теории систем. Часть 1. Попов А. А., Телушкин И. М., Бушуев С. Н. и др. СПб.: ВАС, 1992.
  63. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации.-1992.-№ 42.-Ст.2319.
  64. С.Б. Принцип «минимализма» в управлении. //Рынок и качество «Ярославии». -1998. -№ 1,2.
  65. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось-89″, 1997.
  66. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. / Пер. с англ.-М., 1986.
  67. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  68. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.99 № 982 „Об использовании результатов научно-технической деятельности“.
  69. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.94 № 498 „О критериях для оценки результатов хозяйственной деятельности“.
  70. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец. Утверждены приказом Роспатента № 84 от
  71. S 17.04.98 г./ Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-1998.-№ 27.
  72. Ь от 08.07.99 № 132, действуют с 10.09.99).
  73. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Утверждены приказом Роспатента № 83 от 17.04.98 г.// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-1996, № 4.I
  74. Приказ ГКНТ России от 23.09.96 № 25 „Об утверждении Временного: порядка анализа деятельности ГНЦ России“.
  75. Прогнозирование экономической конъюнктуры в системах маркетинга: II Всерос. науч.- практ. конф.: Сб. материалов / Ин-т экономики и бизнеса Ульяновского гос. ун-та и др.- Под ред. Светунькова С. Г. Ульяновск, 1999.-4.1.-148 с.
  76. Разработка технологий маркетинга, обеспечивающих коммерциализа-j цию научно-технической продукции „Маркетинг- Н“: Отчет о НИР /
  77. РИНКЦЭ- Инв. № 165, М., 1998, 75 с.
  78. Рекомендации по составлению документов заявки на выдачу патента на) изобретение и свидетельства на полезную модель. -М.: ИНИЦ Роспатента, 1998.
  79. Ф. Дж. ИБМ: Взгляд изнутри. Человек фирма — маркетинг: пер. с англ. / При участии Шука Р.Л.- вступ. ст. Загашвили B.C. М.: Прогресс, 1990.-279 с.
  80. О. Российская наука: положение серьезное, но слухи о смерти преувеличены.// Интеллектуальная собственность 1999, № 5.t> 92. Сборник типовых договоров по интеллектуальной собственности. Сост.
  81. Н.В. -М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.
  82. Ю.А. Международный маркетинг американской технологии. -М.: Наука, 1985.- 191 с.
  83. Система маркетинга как необходимый элемент управления деятельноI1. стью государственного научного центра (ГНЦ): Отчет о НИР/ РИНКЦЭ-
  84. Инв. № 232, М., 2001,234 с.
  85. Э. П. „Методические рекомендации по проведению патентных исследований“. -М.: ИНИЦ Роспатента, 1997.
  86. Л. Оптнер. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Изд-во „Советское радио“, 1969.
  87. Н.Д., Адаме Б. Эффективные продажи, ориентированные на покупателя: Пер. с англ. М.: Гранд: Фаир- Пресс, 1999. — 380 с.
  88. Типовые методические указания по определению целесообразности патентования советских изобретений за границей и подсчету экономиче1 ской эффективности патентования. Утверждены постановлением Госкомизобретений 08.01.74.
  89. Я. Организационно-экономические проблемы управления маркетинговыми исследованиями: Автореф. дис.. канд. экон. наук. / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. м., 1995. — 19 с.
  90. ЮО.Томилов В. В., Песоцкая Е. В, Маркетинг в системе предпринимательства. М.: Изд.'Телион Плюс», 2000.
  91. Указ Президента Российской Федерации от 14.03.97 № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти».
  92. Указ Президента Российской Федерации от 14.08.96 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  93. ЮЗ.Указ Президента Российской Федерации от 17.05.00 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 21, ст. 2168).
  94. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.93 № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 26, ст.2420).
  95. Управление организацией: Учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА -М, 1999.
  96. Л.П. Использование интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов предприятий // Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения. / Сост. и общ. ред. Фонштейн Н. М. и Зинова В. Г. М.: ЗелО, 1996.
  97. В.П. Товарный знак. М.: «Издательство ПРОИР», 1998.
  98. Федеральный закон от 23.08.96 № 127 -ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
  99. Федеральный закон от 07.04.99 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
  100. ПО.Хурматуллин В. В. «Интеллектуальная собственность как товар». -М.: «АКДИ Экономика и жизнь», Экономико-правовой бюллетень № 10 1999.
  101. Ш. Цыбаев В. Г. Маркетинговая стратегия в управлении проектами выполнения НИОКР// Маркетинг и проблемы развития предприятия: Сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. инж.-экон. акад. / Под ред. Немчина A.M. М., 1998. — С. 132- 137.
  102. И4.Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  103. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. Горячева А. А. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  104. Пб.Эткинсон Дж, .Уилсон Й. Стратегический маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2001.
  105. Gibson L., Ivacevich М., Donnelly Jr. Organizations: behavior, .structure, processes. IRWIN, 1991 — 774 p.
  106. Porter M.E. How competitive forces shape strategy // Harvard Business Re-Ь view, vol. 57, № 2, March-April, 1979, pp. 137−146.
Заполнить форму текущей работой