Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана и внедрена в учебный процесс экспериментальная программа обучения слабослышащих детей начальному плаванию в условиях большой группы специализированной школы-интерната. Она направлена на обучение основным видам передвижений в воде, развитие физических качеств, повышение уровня физиологической адаптации к нагрузкам. В реализации программы первостепенными являются оздоровительные… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1.
  • Плавание в системе физического воспитания. слабослышащих детей
    • 1. 1. Особенности психофизического развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и их влияние на процесс обучения
    • 1. 2. Организация занятий плаванием детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Влияние занятий плаванием на организм ребёнка младшего школьного возраста, с учётом возрастных особенностей
    • 1. 4. Основные методики обучения плаванию слышащих детей младшего школьного возраста
    • 1. 5. Организация обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста

Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с функциональными и органическими пороками развития, в том числе и детям с нарушениями слуха. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых форм и методов обучения и воспитания.

В настоящее время только в Санкт-Петербурге проживает 30 тысяч слабослышащих, из них 2 тысяч — дети младшего школьного возраста. Слабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в физическом развитии от здорового ребёнка на 1−3 года (Ильинская С.И., 1966; Боскис P.M., 1988; Евдощенко Е. А., Косиковский С. В., 1989).

Слабослышащие дети склонны к частым простудным заболеваниям, головокружениям, изменениям артериального давления, нарушениям ритма сердца. У многих снижены мышечная масса тела, показатели силы и выносливости.

У детей с нарушениями слуха, вторичными являются речевые отклонения и, как следствие, страдают когнитивные процессы мышления, недостаточно развита волевая сфера. Это создаёт определённые сложности в коммуникации и обучении (Панченко Т.Ф., 1983; Розенблюм А. С., Цирюльников Е. М., 1993).

Известно, что одним из наиболее действенных методов коррекции развития детей является активное движение, особенно движение в водной среде (Возняк С.В., 1965; .Ванькова Ж. С., 1980 и др.). Привлечение детей с ограниченными возможностями к физкультурно-спортивной деятельности способствует их физической, психической и социальной реабилитации (Евсеев С.П., Шапкова JI.B., Фёдорова Т. В., 1997 и др.).

Обучение плаванию детей является педагогической, социальной и государственной проблемой. По данным статистики 45% утонувших детей гибнут в водоемах от неумения плавать. Особенно эта проблема актуальна для детей с повреждением функциональных систем. К сожалению, в настоящее время, плаванием со слабослышащими детьми в нашей стране занимаются только в спортивных секциях (Зайцева В.П., 1989; Мосунов Д. Ф., 1998). В программе физического воспитания для слабослышащих в школах-интернатах плавание не предусмотрено. В то же время известно, что занятия плаванием, проводимые регулярно, способствуют физическому развитию, развивают координацию движений, силу, быстроту, специальную выносливость (Александрова Л.И., 1959; Антипчук Ю. Р., Думин Е. Я., Иванюря И. А., 1979 и др.).

В доступной отечественной и зарубежной литературе не представлена методика обучения слабослышащих детей плаванию. Описание отдельных принципов, затрагивающих проблему обучения плаванию в целом, смоделировано для идеальных условий, либо дублирует методику обучения здоровых детей (Зайцева В.П., 1989, Сермеев Б. В., 1982), не учитывая особенностей слабослышащих. Высоко оценивая научную и практическую значимость представленных в литературном обзоре исследований, необходимо отметить, что такой раздел, как использование плавания в развитии двигательной сферы ребёнка со слуховой депривацией, физиологическая адаптация слабослышащих детей к физической нагрузке является неизученным. Имеется множество малоизученных и не освещенных в научно-методической литературе вопросов, в том числе, об особенностях обучения слабослышащих детей плаванию.

Это привело к необходимости изучения проблемы и разработки методики обучения плаванию слабослышащих детей, которая создавалась с учётом обобщения опыта работы в области физического воспитания в школе-интернате для слабослышащих детей № 20 — И. С. Сотниковой и Н. А. Хапугина и проведенных собственных исследований. Экспериментальная программа по начальному обучению плаванию была внедрена в учебный процесс слабослышащих учащихся 3-х классов.

Объект исследования — процесс обучения начальному плаванию слабослышащих детей в школе-интернате.

Предмет исследования — экспериментальная программа обучения плаванию слабослышащих детей 8−9 лет, направленная на развитие физических качеств и повышение уровня физиологической адаптации.

Гипотеза: Предполагалось, что разработка и рациональное использование экспериментальной программы обучения плаванию слабослышащих детей с учётом индивидуальных особенностей, уровня тугоухости и вторичных отклонений, содержащей организационно — методические особенности обучения плаванию, включающие предварительную подготовку к занятиям на суше, распределение учебного материала по плаванию на учебный год и основные аспекты применения игрового метода на занятиях плаванием, позволит детям со слуховой депривацией овладеть жизненно важным навыком в условиях учебного процесса школы-интерната для слабослышащих. Внедрение экспериментальной программы обучения начальному плаванию будет способствовать развитию физических качеств и повысит уровень физиологической адаптации.

Научная новизна исследования: 1. В результате исследования выявлены особенности и специфические отклонения в физическом развитии детей с нарушениями слуха младшей возрастной группы в процессе педагогического эксперимента.

Впервые разработаны организационные и методические особенности обучения начальному плаванию слабослышащих детей 8−9 лет в условиях большой группы школы-интерната. Выявлено влияние занятий плаванием на организм слабослышащего ребёнка младшего школьного возраста. Определена динамика антропометрических показателей, физического развития и адаптационных возможностей слабослышащих детей за период педагогического эксперимента. Впервые определено влияние занятий плаванием на состояние систем регуляции адаптационных процессов детей с помощью метода математического анализа структуры сердечного ритма на основе вариационной кардиоинтервалометрии и компьютерной обработке полученной информации системой «TELECARD» .

Практическая значимость Разработана экспериментальная программа начального обучения плаванию для слабослышащих детей, позволяющая нормализовать функциональные показатели кардио-респираторной системы, получить положительную динамику показателей физических качеств, двигательных умений, а также снизить уровень заболеваемости в экспериментальной группе. Определены особенности обучения начальному плаванию, подобраны и систематизированы группы игр и упражнений по этапам обучения плаванию для данного контингента занимающихся.

Представлены практические рекомендации по обучению плаванию детей с нарушением слуха.

Результаты исследования внедрены в практику работы школы-интерната для слабослышащих детей № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга.

5. Экспериментальная программа обучения начальному плаванию слабослышащих детей может быть рекомендована к использованию на уроках физической культуры, в секциях по плаванию, детских оздоровительных лагерях и т. п.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективное обучение начальному плаванию слабослышащих детей, возможно на основе полного и всестороннего анализа данных об их физическом развитии и уровне физиологической адаптации к нагрузке.

2. Применение разработанной программы обучения плаванию в учебном процессе школы-интерната для слабослышащих позволит им освоить основные виды передвижений в воде, повысить уровень развития физических качеств и физиологической адаптации к физическим нагрузкам.

3. Метод вариационной кардиоинтервалометрии, определяющий состояние вегетативной нервной системы и возможности адаптации к физической нагрузке, позволяет объективно оценить влияние регулярных нагрузок на организм слабослышащих детей.

ВЫВОДЫ.

1) Анализ и обобщение литературных данных свидетельствует о своеобразии развития детей со слуховой депривацией. Это выражается в целом комплексе вторичных отклонений: затруднении становления речиснижении показателей психомоторного развитияизменении деятельности большинства функциональных систем (в частности, кардиореспираторной). Существенным резервом коррекции нарушений соматического и функционального состояния является плавание, методика обучения которому для детей с нарушением слуха в доступной литературе не представлена.

2) Определено, что по всем исследуемым параметрам слабослышащие школьники 8−9 лет отстают от своих слышащих сверстников: Данные антропометрии у детей опытной группы снижены в росте — на 1,2%, весе — 2,4%, окружности грудной клетки — на 4,4%, различия достоверны (р<0,05). В начале педагогического эксперимента у слабослышащих зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений: силы мышц пояса верхних конечностей — на 67,4%, скоростно-силовых — на 39%, гибкости — на 37%, специальной выносливостина 71%. У слабослышащих детей отмечены изменения в механизмах регуляции ритма сердца (низкие пороги авторегуляции, высокий уровень централизации управления сердечным ритмом, преобладание влияния симпатического отдела иннервации), что свидетельствует о снижении адаптационных возможностей к физической нагрузке.

3) Разработана и внедрена в учебный процесс экспериментальная программа обучения слабослышащих детей начальному плаванию в условиях большой группы специализированной школы-интерната. Она направлена на обучение основным видам передвижений в воде, развитие физических качеств, повышение уровня физиологической адаптации к нагрузкам. В реализации программы первостепенными являются оздоровительные и коррекционные задачи. Содержание программы включает организационно-методические особенности обучения плаванию детей с нарушениями слуха, подготовительный и основной этап начального обучения с распределением учебного материала по плаванию на учебный год, уровневую схему средств обучения основным передвижениям в воде. Разработанная система упражнений состоит из шести основных блоков и является необходимым условием реализации программы. Процесс обучения начальному плаванию слабослышащих основан на индивидуальном и дифференцированном подходе с учётом уровня тугоухости, сопутствующих заболеваний, особенностей физического развития и физиологической адаптации.

Введение

системы педагогических условий, включающей игровую и соревновательную деятельность, обеспечивал положительный эмоциональный фон на занятиях. Подготовительный этап к занятиям в бассейне необходим для формирования дисциплинированности, навыков поведения в группе и содержит средства, направленные на коррекцию физического развития детей с нарушениями слуха. Основной этап начинается с третьего класса и предусматривает освоение слабослышащими детьми водной среды, дыхания в воду и обучение основам техники плавания.

4) Определено, что при одинаковом объёме плавательной нагрузки (32 часа) в опытной и контрольной групе экспериментальная программа для слабослышащих включает ряд особенностей обучения и организации. У детей с нарушением слуха предварительная подготовка к занятиям в бассейне исключает имитационные упражнения, так как положительного переноса при дальнейшем обучении не выявлено. Обучение дыханию, погружению в воду, скольжению проводится в определённой последовательности, комплексно (в отличие от слышащих), что обусловлено особенностями патологии, дискомфортным состоянием в водной среде и нарушением функций дыхания слабослышащих детей. Доступность предлагаемого материала обеспечивается сочетанием применения наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи и выразительной артикуляции. Установлено, что слабослышащие дети осваивают плавание на груди в 2,6 раза быстрее, чем на спине в связи с нарушением ориентирования в пространстве. Разъяснительная работа и проведение открытых уроков для родителей способствуют росту результатов и психологической подготовки слабослышащих детей к занятиям.

5) В результате эксперимента установлено, что занятия плаванием вызывают существенные благоприятные сдвиги показателей регуляции сердечного ритма, которые выражались в снижении интегральных показателей: индекса «стресса» (у отдельных детей с 99,6% до 9,4%), индекса напряжения (с 34,4 до 12,4 у.е.), различия достоверны (р<0,05), что свидетельствует о повышении резервных возможностей организма слабослышащего ребёнка и снижении функционального напряжения систем адаптации у слабослышащих детей. Зафиксирована нормализация функциональных показателей кардиореспираторной системы: у всех детей отмечено снижение частоты сердечных сокращений (с 94 до 74,8 ударов в мин.), увеличения показателей моды (с 0,65 до 0,9 у.е.) и вариационного размаха (с 0,2 до 0,34 у.е.) — различия достоверны (р<0,05), что характеризует стабилизацию нейросенсорных реакций и устойчивости адаптационных систем слабослышащего ребёнка к нагрузке.

6) Эффективность предлагаемой экспериментальной программы обучения слабослышащих детей плаванию подтверждена в формирующем педагогическом эксперименте на основании объективных и субъективных критериев. Выявлено, что 80% слабослышащих детей через пять часов плавательной подготовки демонстрируют умение держаться на воде (проплывание отрезка 10 м самостоятельно и 25 м с доской), через десять — все испытуемые проплывали отрезок 25 м вольным стилем. В опытной группе отмечен существенный прирост (на 16%) результатов в контрольных упражнениях, оценивающих силовые качества. Параметры скоростно-силовых качеств и специальной выносливости у детей опытной и контрольной группы практически сравнялись (темпы прироста в группе слабослышащих выше на 9% и 23% соответственно). Сравнение динамики данных антропометрии детей экспериментальной группы обнаружило отчётливую тенденцию к увеличению уровня исследуемых показателей (динамика прироста веса в группе слабослышащих выше на 7,9%, окружности грудной клетки — на 4%, различия достоверны (р<0,05). Полученные данные свидетельствуют о позитивном влиянии занятий плаванием на физическое развитие слабослышащих детей, что подтверждает гипотезу исследования. На основе результатов исследований сформулированы практические рекомендации по обучению плаванию детей с нарушением слуха.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с третьего класса, подготовительный этап к занятиям в воде — со второго класса, так как нарушение слуха и связанные с этим последствия, создают организационные сложности на занятиях в бассейне.

2. .При обучении плаванию необходимо учитывать индивидуальные особенности детейУровень развития физических качествСпособность адаптироваться к физической нагрузкеПсихологическое состояние ребёнкаСтепень взаимодействия учителя и учениковУровень дисциплинированности группы на занятииСтепень активности ребёнкаОтношение родителей к занятиям плаванием.

3. На подготовительном этапе обучения необходимо развивать отстающие физические качества: координацию движений, силу мышц (особенно пояса верхних конечностей), гибкость, выносливость. Учить детей произвольно расслаблять мышцы и чередовать напряжение с расслаблением. На этом этапе нецелесообразно применять имитационные упражнения, так как положительного переноса навыков при обучении в воде не происходит.

4. Игровой метод рекомендуется применять только в виде игровых упражнений что даёт возможность на положительном эмоциональном фоне выполнять упражнения.

5. Для формирования дисциплинированности, заинтересованности детей на занятиях и повышения плотности урока целесообразно использовать следующие методические приёмы: построение по определённому сигналу-символу в течении урока, использование различных ориентиров при перестроенияхприменение эстафет с препятствиями различной сложностииспользование упражнений с частым переключением вниманияоценивание качества выполнения упражнений и поощрениевведение тестов и контрольных упражненийпроговаривание некоторых заданий хором и др.

6. Особого внимания со стороны преподавателя требуют первые уроки в бассейне. Это обусловлено необычной средой, в которую впервые попадают слабослышащие дети. Поэтому, вводный урок посвящен, ознакомлением с правилами безопасности и условиями занятий в бассейне, организации дисциплины учащихся в воде, знакомству с гигиеническими требованиями. Дальнейшие пять уроков отводятся для упражнений по освоению с водой, дыхательным упражнениям, и упражнениям на скольжение. При следовании предложенным рекомендациям — через 10 занятий большинство детей будет самостоятельно проплывать 10 метров, а через 20 занятия- 25 м.

7. Продолжительность урока в воде — 40 минут. Содержание занятий включает следующую последовательность упражнений: организационные и игровые упражнения упражнения с неподвижной опорой (стоя на дне, держась за бортик) — упражнения в скольженииупражнения с задержкой дыханияупражнения с подвижной опоройупражнения с произвольным дыханиемупражнения в согласовании движений рук с дыханиемупражнения в согласовании движений ног и рукплавание в полной координации.

8. По результатам контрольных проплываний 10 метров (каждые 5 занятий) учащиеся делятся на две подгруппы (по результатам контрольных упражнений).

9. Большую помощь в работе со слабослышащими детьми оказывает применение на учебных занятиях наглядных пособий: таблиц, рисунков, демонстрация слайдов, видеосъемки и др.

10.На занятиях следует регулярно использовать специально разработанные упражнения для развития пространственной ориентации и сенсорноперцептивной сферы (например: передвижения в воде с изменением направления, скольжения с вращениями, прыжки в воду, и др.), которые выполняются в определённой последовательности с постепенным усложнением техники и условий выполнения.

11. Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов которая отрабатывается заранее. В воде, в качестве дополнительных ориентиров применяються подвижные плавательные средства. Условные сигналы и дактильная речь способствует оперативной взаимосвязи с группой, развитию пространственной ориентации. Когда группа находиться в воде преподаватель отдаёт только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания следует проводить на суше.

12.Целесообразно с шестого занятия проводить открытые уроки для родителей, после этого от них можно ожидать существенной помощи в подготовке детей к занятиям и их психологического настроя на урок. Необходимо постоянно проводить разъяснительную работу с родителями о важности и необходимости плавания, о гигиенических требованиях.

13.Эффективным методом оценки системного функционального состояния у слабослышащих детей является методика вариационной кардиоинтервалометрии, который позволяет оценить степень централизации управления сердечным ритмом, определить возможности применения тех или иных физических нагрузок, характер восстановления адаптационных возможностей ребенка.

14.3а 1−2 месяца до начала обучения плаванию целесообразно провести закаливающие водные процедуры, ускоряющие адаптацию детей к водной среде и сокращающие количество простудных заболеваний.

15.Анализ недельного расписания всех занятий проводимых в школе-интернате, позволил выявить оптимальную двухразовую периодичность занятий в течение недели (одно в зале и одно в бассейне), в младших классах. Такая периодичность является достаточной для формирования двигательных умений, не вызывает утомления и вполне соответствует физическим возможностям детей.

16. Необходимо уделять должное внимание вопросам гигиены, в частности чистоте тела детей перед занятием в бассейне. Перед входом в душевую детям предлагается посетить туалет, а перед первым занятием провести беседу о недопустимости загрязнения воды. Как показала практика напоминать об этом надо постоянно. Медицинский работник должен проводить наружный осмотр детей и при повреждениях кожи не допускать их на занятие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники. -М.: Физкультура и спорт, 1960. 40 с.
  2. М.Г. Развитие практической пространственной ориентации у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1978.-161 с.
  3. А.В. и др. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка. М.: Педагогика, 1983. — 32 с.
  4. B.C. Методика и эффективность использования занятий плаванием в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1986.121 с.
  5. В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на интеллектуальное развитие //Спорт в современном обществе /Под общ. ред. В. М. Выдрина. М., 1988. — 160 с.
  6. М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1988.-16 с.
  7. В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7−17 лет: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Омск, 1997. — 47 с.
  8. Л.И. О введении в первых классах ежедневных занятий физических упражнений и подвижных игр //Вопросы школьной гигиены. М.: Известия АПН РСФСР, 1959. — 416 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968. — 336 с.
  10. Ю.Азолин Н. Г. Основы спортивной тренировки. М., 1970. С.27
  11. Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М., Медицина, 1976. С. 161−175
  12. П.К. Вопросы общей теории функциональной системы. //Принципы современной организации функций. М: Наука, 1973. — С. 5−61
  13. Ю.Р., Думин Е. Я., Иванюря И. А. Влияние занятий плаванием на функцию внешнего дыхания и физическую работоспособность детей школьного возраста. М., 1979. С. 97−99
  14. М.В., Сальникова Г. П. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье учащихся //Советская педагогика. -1967.-С. 16−22
  15. А.А., Фитилева Е. Б., Бадалян Е. А. и др. Энтропия сердечного ритма один из показателей ритмограммы в клинической оценке больных хронической ИБС //Кардиология. 1990. — № 6. — С. 98−100
  16. В.З. Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плавания детей младшего школьного возраста. М., 1971.1. С.-23.
  17. М.А. Организация обучению плаванию в пионерских лагерях //Физическая культура в школе. 1979. — № 4. — С.41 -45.
  18. .А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 137
  19. Р.Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста //Специальная школа. -1965. -№ 3. 11с.
  20. Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе М.: Наука, 1984. — 221с.
  21. P.M. Волков Ю. Н., Нидеккер И. Г. Статистический, корреляционный и спектральный анализ пульса в физиологии и клинике //Математические методы анализа сердечного ритма М.: Наука., 1968. -С.51−61
  22. P.M. Замотаев И. П., Нидеккер И. Г. Математический анализ синусового автоматизма в целях прогнозирования нарушения ритма //Кардиология -1971. № 11. — С. 65−68
  23. P.M. Математические методы анализа сердечного ритма М., 1968.-С. 9−23.
  24. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии М., 1979. — С. 107 -118
  25. P.M. Прогнозирование состояния здоровья при длительных полетах на орбитальной станции «Салют-6″ //Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии: тез. докл. Фрунзе. 1990. С. 457 — 460
  26. P.M., Берсенев А. П., Мочалов A.JI. Валеология и проблемы самоконтроля в экологии человека. Магадан, 1996. В 2-х частях — 4.1 -С. 55
  27. М.П. Дифференциальный подход к учащимся в процессе физического воспитания //Теория и практика физической культуры -1980. -№ 5, — С. 31−32
  28. И. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт, -1960.- 157 с.
  29. В.В. Вода дарит здоровье. Спб., 1986. — С. 43−45
  30. И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников //Институт практической психологии М., 1995 — С. 65
  31. И.Л. Внимание школьников олигофренов //МГПИ им. В. И. Ленина. -М&bdquo- 1989. — 87с.
  32. В.В. Урок основная форма организации учебной работы: Лекция по педагогике. — Л.: ГДОИФК, 1958. — 36с.
  33. А.Н. Плавание в комплексе общеразвивающих упражнений для внеурочных занятий со школьниками 10−12 летнего возраста: дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 255с.
  34. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 268с.
  35. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349с.
  36. С. и др. К вопросу о роли физкультуры для общего развития умственно отсталого ребёнка //Тез. V науч. сессии по дефектологии 27−30 марта /Под ред. Т. А. Власовой. М.: Просвещение, — 1967. — 395с.
  37. М.Г., Московия А. Г. Глухие и слабослышащие дети с синдромом Верденбурга-Клейна //Дефектология. 1985. — № 1, — С. 131 541. Брезжунов В. Н. Реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995.-131с.
  38. P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. — 154с.
  39. P.M. Учителю о детях с нарушением слуха //Кн. для учителя. -М.-1988.-С.19
  40. Р. Организация обучения плаванию учащихся средней школы //сб. науч. тр. Литовского ин-та физич. культуры Вильнюс
  41. Каунас. Каунас, 1957. — С.98−99
  42. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 342с.
  43. Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М., 1974. — 73с.
  44. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М., 1986. — 68с.
  45. Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на примере плавания): Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1971 -65с.
  46. В.В. Антропология. Краткий курс. /Под ред. В. В. Бунака. М.: Учпедгиз, 1941. — 376с.
  47. Р.И. Влияние уроков физического воспитания на умственную работоспособность младших школьников //сб. науч. тр. научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -Москва, 1962. -387с.
  48. Р.И. Влияние урока физического воспитания на умственную работоспособность младших школьников. Л., 1978. — С.62.
  49. JI.B. Организация и методика начальной подготовки юных пловцов (из опыта работы СДЮШОР „Дельфин“ Ленинград) //Плавание. 1980. — Вып. 2. — С. 19−23
  50. Т.В. Взаимодействие семей и неправительственных организаций по оказанию помощи в процессе социально-культурной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1995. 18с.
  51. Н.А. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1965. 346с.
  52. А.А. Учитесь плавать кролем на спине. М. 1974. 23с.
  53. .С. Учите своих детей плавать //Плавание. 1980. — № 2.1. С.13
  54. B.C., Никитский Б. М. Обучение маленьких детей плаванию. М.:Физкультура и спорт, 1961. 70с.
  55. B.C. Процесс становления навыка плавания у детей 5−7 лет и особенности методики обучения.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1962.-21с.
  56. Н.А. К клинике и патогенезу острых кохлеарных и кохлео-вестибулярных нарушений //Вестник отоляринголога. 1954. — № 2. -С.48−49
  57. В.В. Изменение некоторых гемодинамических показателей у школьников в связи с выполнением мышечной деятельности //Материалы шестой научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М, 1963. — С. 284−285
  58. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М. Педагогика, 1976.-С. 104
  59. Э.В. В школьном бассейне //Плавание. 1970. Вып. 2. -С. 38−43.
  60. А.А. Кроль на груди. М.: Физкультура и спорт, 1969 — 78с.
  61. А.А. Учитесь плавать кролем. М.: Физкультура и спорт, 1970. -С.39
  62. А.А. Учитесь плавать кролем на спине //Плавание. 1980. -Вып. 2. — С.13−15.
  63. .С. Учите своих детей плавать //Плавание. 1980. Вып. 2. -С.12−13
  64. А. От действия к мысли. М., 1957. — 157с.
  65. Э.С. Развитие моторики у детей дошкольного и школьного возраста //Теория и практика физической культуры. 1972. — № 6. — С.46−49.
  66. Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис.. докт. психол. наук. -М., 1972.-56с.
  67. С.В. Влияние начальных занятий спортом на темп и устойчивость уровня развития физических качеств у детей и подростков.: тез. докл. //Материалы итоговой научной сессии ин-та за 1965 год. М.: ЦНИИФК. — 1966. — С.119−121
  68. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальные биологические механизмы приспособления. М.: Медицина, 1987. — 176 с.
  69. А.А., Киселёва М. М. Опыт организации массового обучения плаванию дошкольников. //Плавание. 1980. — Вып.2. — С.15−18.
  70. П.М. Влияние занятий физической культурой и спортом на повышение эффективности обучения. //Теория и практика физической культуры. 1973. — № 1. — С.56−57.
  71. С.М. Книга тренера. М.1975. 210с.
  72. С.М. Физическая подготовка пловца. М. 1976. С. 657 7. Воскресенский А. Д. Комплекс показателей, характеризующих сердечный ритма здорового человека //Ритм сердца в норме и патологии. Вильнюс, 1970. — С.185−192
  73. А.Д., Вентцель М. Д. Статистический анализ сердечного ритма и показателей гемодинамики в физиологических исследованиях. -М: Наука, 1974. С.98
  74. JI.C. Основы дефектологии //Собр. соч. М., Педагогика, 1983.-Т.5.-367 с.
  75. JI.C. Детская психология //Собр. соч. М., Педагогика, 1984. -Т.4. 432с.
  76. Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.-М., 1975. С.59−61
  77. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Избранные психологические исследования. М., 1956. — 248с.
  78. В.М. Физическая культура вид культуры //материалы международного конгресса» Физическая культура, спорт и здоровьенации" СПб., 1996. — С.8
  79. А.Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 232с.
  80. Т.А., Курилов B.JI. Начальное обучение плаванию слепых детей младшего школьного возраста. Горький., 1989. — С.43
  81. А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своём социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы //Дефектология. 1995. -№ 2. — С. 27−32
  82. М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ИФК. М., 1988. -192с.
  83. М.П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре (в детском саду)// Дошкольное воспитание. -1973 № 4. — С.81−87
  84. Г. Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Д., 1967. — 25с.
  85. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Дис.. докт. пед. наук. С-Петербург, 1994. — 472с.
  86. И.И., Ананьева Н. А., Грибакин С. Г. и др. Ваш ребёнок. М.: Медицина, 1990. -350с.
  87. А.П., Шаткин М. А. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и поведение учащихся //Тезисы докл. конференции по итогам научной работы за 1968 год. Минск: БГОТКЗИФК, 1969. — 187с.
  88. В.Ю. Плавание в оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие. Волгоград, 1995. — 97с.
  89. Детская спортивная медицина, /под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. М.: Медицина, 1980. — 440 с.
  90. А.А. Воспитание и обучение учащихся в специальной школе. -Красноярск, 1992. -С.27
  91. С.М. Биомеханические основы спортивной техники. Минск. 1983. -С.43
  92. А., Власов JI. Уроки в бассейне //Плавание. 1973. — Вып.1. -С.27
  93. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М. 1976. -64с.
  94. Е.А., Косиковский С. В. Нейросенсорная тугоухость. -Киев. 1989.-67с.
  95. С.П. Наша задача помочь инвалидам найти своё место в жизни //Вестник Балтийской Академии. — Вып.11. — 1997. — С 36−43.
  96. С.П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О. В., Солодков А. С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учеб. пособие /под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова. -СпбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1996. — 95 с.
  97. И.Г. Проблема оптимизации структуры урока во вспомогательной школе //Тезисы докладов IX научной сессии по дефектологии. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1983. — С. 114−115.
  98. П.Е. Обучение глухих детей в Англии //Дефектология. -№ 3.- 1986.-0.13−15
  99. В.П. Пароолимпийское движение в мировой и отечественной практике //Теория и практика адаптивной физической культуры.: материалы III международной научно-практической конференции. СПб., 1996. — С.8−10
  100. Д. И. Вегетативная регуляция синусового ритма сердца у здоровых и больных //Анализ сердечного ритма. Вильнюс: Мокслас, 1982.-С. 22−31
  101. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвящение — Владос, 1995. — 112с.
  102. В.Н. Коррекция недостатков физического развития глухих детей в процессе физического воспитания (на примере плавания) //Дефектология. № 6. — 1986. — С.34−36
  103. Л.В. Психология умственно отсталого ребёнка: учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1939. — 64с.
  104. Л.В. Начальное обучение, (материалы для опыт, работы)./ Под ред. действ. Чл. АПН РСФСР Л. В. Занкова. 2-е изд. Вып.1 — М.: Педагогика, 1975. — 171с.
  105. В.Н. Организация, приемы и методы проведения занятий по плаванию с глухими школьниками младших классов. Запорожье., 1989. -69с.
  106. Э.В., Барановский А. Л., Васильев А. В. Новый метод регистрации сердечного ритма у спортсменов //Теория и практика физ. культуры. 1977. — № 6 — С.72−75
  107. С.И. Обучение и воспитание слабослышащих детей. -М.: Высшая школа, 1966. 68с.
  108. А. И. Обучаем третьеклассников //Физическая культура в школе.- 1976,-№ 5, — С.28
  109. Е.И., Иваневский Н. А. Дословесные коммуникации у глухихдетей //Дефектология. № 6.- 1983, — С.85−87
  110. Инструкция по организации обязательного начального обучение плаванию для учащихся II классов общеобразовательных школ г. Таллина: Отдел народного образования, Исполнительный комитет СДТ. Таллинн, 1974. -С. 20
  111. К.А. Плавание. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1978. — 183с.
  112. П.П. Обучение плаванию. М.: Воен. изд. мин. обороны Союза ССР, 1961. -96с.
  113. A.M. Экспериментальное обоснование комплексного метода обучения и базовой тренировки в плавании: дисс. канд. пед. наук-М., 1976. — 176с.
  114. С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. -Ростов-на-Дону, 1987. С.46−67.
  115. Д. Наука о плавании (перевод с английского). М.: Физкультура и спорт, 1973. — 429с.
  116. В.М. Методика физического воспитания. Учебное пособие для учащихся школьных педучилищ. 5-е изд., доп. — М.: Просвящение, 1980. — 304с.
  117. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования (И.Я. Лернер, Л .Я. Зорина, Г. И. Батурина и др.)/Под. ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М. Педагогика, 1978. — 208с.
  118. А.К., Жемайтите Д. И. Вегетативная регуляция сердечного ритма спортсменов в зависимости от характера тренировочного процесса //Анализ сердечного ритма. Вильнюс: Мокслас, 1982. — С.32−44
  119. И.М. Особенности координации мышечной деятельности у детей и подростков // Детская спортивная медицина /под. ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. М.: Медицина, 1991. — С. 72−85
  120. В.А. Социально-педагогические аспекты формирования физической культуры глухих: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.-24с.
  121. .Б. Психомоторное развитие младших школьников: метод, разработки. М., 1989. — 109с.
  122. Н., Брюс В., Горлин Р. Генетические и метаболические нарушения слуха. М., 1980.- С.56
  123. И.А. Рекомендации по методике обучения детей плаванию //Плавание 1976. — Вып. 1. — С.46−52- - Вып.2. — С.47−55
  124. С.В. Особенности обучения детей плаванию в период адаптации к водной среде: Дис. канд. пед. наук. М., 1973. — 185с.
  125. К.Ф. Урок физического воспитания в первом классе: -Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1952. 228 с.
  126. Ю.А., Цвек С. Ф. Обучение детей плаванию. Киев. 1985. -С.35
  127. Книга учителя физической культуры /Под общей ред. B.C. Каюрова. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 333с.
  128. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени (2-е изд.) М.: «Ось-89», 1998.-208с.
  129. Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств //Метод, пособие. — Л., 1991. 59с.
  130. В.Ф., Петрова Е. В. Оценка адаптации незрячих детей дошкольного возраста к пространственно-двигательной деятельности. Научные исследования и разработки в спорте //Вестник аспирантуры Выпуск 6. СПб., 1998. — С.140−144
  131. П.Ф. Руководство по физическому образованию //Собрание сочинений. М.: Физкультура и спорт, 1952. — Т.2. — С. 109 -110
  132. Ле ван Сем. Эмоционально-волевые проявления и приемы их регуляции при начальном обучении детей плаванию. М., 1978. С.57
  133. Г. Плавание для малышей.: Физкультура и спорт, 1974. С.174
  134. А.А. Ранние формы мышления ребенка //Исследованиямышления в советской психологии М., 1956. — 64с.
  135. А.А. Детская психология. М., 1971. — 108с.
  136. X. Об организации массового обучения плаванию детей в Таллинне //Плавание. 1980. — вып. 2. — С.18−19
  137. X. Игры в воде для детей различного возраста //Плавание. -1977.-вып. 1. С.47−50
  138. Р.А. Социальная педагогика: Экспресс учебное пособие. -Челябинск: ЧГПИ, 1994.- 152 с.
  139. В.Я. Адаптация человека к водной среде при обучению плаванию. М., 1981. С.24−35
  140. Л.П. Подготовка юных пловцов. М.: Медицина, 1974. -174с.
  141. В.И. Начальное обучение плаванию 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 199с.
  142. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. -189с.
  143. А.П. Основы спортивной тренировки. М., 1985. 120с.
  144. В., Панаев В. Научить каждого школьника плавать (о школе № 849, Москвы «Нептун») //Физическая культура в школе. -1976.-№ 1.-С. 26
  145. Материалы I Всесоюзной конференции по вопросам развития в стране массового обучения плаванию (26−29 февраля 1980).: Управление плаванием. М.: комитет по физич. культуре и спорту при Совете Министров СССР. — 87с.
  146. Материалы научно-практической конференции /Под редакцией проф. С. П. Евсеева, проф. Л. В. Шапковой, доц. В. В. Трунина. Спб., 1997. -95с.
  147. Методика проведения занятий по плаванию: рекомендац. комит. по физич. культуре и спорту при Совете Министров СССР, М., 1963. -44с.
  148. В.П. Пути исследования количественной оценкиэффективности учебного процесса //Советская педагогика. 1979. -№ 8. — С.75−82
  149. Н.М. Критерии оценки и система проверки успеваемости, как факторы повышения эффективности учебного процесса на уроках физического воспитания.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Д., 1971. -24с.
  150. Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания): Дис.. докт. пед. наук С.-Петербург, 1992. — 306с.
  151. Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена. С.-Петербург, 1996. — 177с.
  152. Д.Ф. Как преодолеть водобоязнь. СПб., 1998. — С.36
  153. Д.Ф. Как в ванне подготовить ребёнка-инвалида к обучению плаванию. СПб., 1998. — С.26
  154. Д.Ф. Обучение плаванию инвалида. Авторская программа для курсов ФПК. СПб, 1998. — С.10−14
  155. Д.Ф. Проблемы адаптивного плавания //Сб. тез. докл. международного конгресса «Человек и его здоровье» СПб., 1997. -С.12−18
  156. Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — С.11−16
  157. Д.Ф., Сазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребёнка-инвалида. СПб., 1999. 91с.
  158. В.П. Координация движений рук и её совершенствование у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1964. -23с.
  159. Начальное обучение плаванию школьников. (Ускоренное обучение -17 уроков). М.: ОСВОД РСФСР, 1974. — 19с.
  160. Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. -М., 1961. 123с.
  161. .Н., Инясевский К. А., Васильев B.C., Гордон С. М. Плавание. /Под ред. Б. Н. Никитского. М.: Просвящение, 1967. — 295с.
  162. .Н. Плавание. М., 1981. 157с.
  163. Нури Шейх-Заде. Московская школа «Нептун» //Плавание. 1973. -Вып. 1. — С.42−46.
  164. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста. (Организационно методические указания). — М., 1958. — С.24
  165. .И. Игры и развлечения на воде. М.: Физкультура и спорт, 1958. — С.73
  166. Т.И. Как научить детей плавать. М.: Просвещение, 1985. -С, — 80
  167. Т.И., Тимофеева Е. А., Богина T.J1. Обучение плаванию в детском саду. М., Просвящение, 1991. 89с.
  168. Т.Ф. Возрастные особенности физического развития и функциональные резервы системы дыхания и кровообращения глухих детей. Львов., 1983. С.87
  169. Г. А. Методика обучения плаванию новичков, страдающих водобоязнью //Плавание. 1980. — № 2. — С.23−24
  170. В.Н., Войцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. -М., 1975. -С.76
  171. Плавание спорт юных. Педагогические и врачебные исследования /Под общ. Ред. Р. В. Мотылянской, М. Я. Набатниковай, Л. Я. Стоговой. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 192с.
  172. В.Н. Плавание в Укр. ССР: предпосылки, проблемы, трудности //Плавание: Тематический сборник. Киев, 1974. — С8−10
  173. А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Дис.. докт.пед.наук. -Краснодар, 1997. 419с.
  174. М.П. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников //Дефектология. № 2. — 1989. — С.65−76
  175. Программа восьмилетней школы. Начальные классы (1−3 классы). -М.: Просвящение, 1980. 207с.
  176. Психология глухих детей /Под ред. И. М. Соловьёва, Ж. И. Шиф, Т. Ф. Розановой, Н. В. Яшковой /Акад. пед. наук СССР. Научн.- исслед. ин-т дефектологии М.: Педагогика, 1971. — С.32
  177. Развитие личности ребёнка/ Перевод с англ. под. ред. A.M. Фонарева. М., Прогресс, 1987. С.43
  178. Pay Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей //Дефектология. 1975. — № 1. — С.26−34
  179. А.Г. Шум и орган слуха. Д., 1964. С.65
  180. В.М. Психотерапия в сурдологии. Киев: Здоровье 1988. — 87с.
  181. Е.Г. Использование предметных карт для повышения эффективности обучения в подготовительном классе школы для глухих детей //Дефектология. 1982. — № 1. — 64с.
  182. Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. — Л., 1990. С.3−24
  183. Ритм сердца у спортсменов /Под ред. P.M. Баевского и Р. Е. Мотылянской. М. 1986.-143с.
  184. Т.В. К вопросу о формировании математических способностей у глухих детей //Дефектология. 1982. — № 1. — 64с.
  185. Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей //Дефектология. 1981. -№ 5. — С.22−28.
  186. А.С., Цирюльников Е. М. Новые методы диагностики нарушений слуха. Спб., 1993. С.23
  187. С.З. Профессиональная тугоухость. Л., 1966. 86с.
  188. В.П. Влияние физических упражнений на динамику умственной работоспособности младших школьников //Теория и практика физической культуры. 1973. — № 7. — С.40−42
  189. П.А. Психологические проблемы физического воспитания.1. М., 1962.-С.93
  190. В.А. Компенсация нарушений лабиринтной функции у глухонемых школьников различного возраста под влиянием физической культуры и спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. -22с.
  191. П.Ф., Преображенский И. Б. Тугоухость. М., 1978. С.56
  192. Ю.А. Навык плавания каждому. М., 1983. — С.34
  193. .В. Особенности физического воспитания аномальных детей //Дефектология. 1982. — № 3. — С.29
  194. Н.М. Взаимное влияние рабочих и дыхательных движений при циклической и ациклической мышечной деятельности: Автореф. дис. доктора биологических наук. М., 1968. — 40с.
  195. Н.Ф. Работа над произношением в школе для глухих детей //Дефектология. 1982. — № 2. — С.35−40
  196. А.С., Морозова О. В. Влияние физических упражнений на работоспособность и функциональное состояние инвалидов //Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие. СПб., 1996. С.70−80
  197. И.Н. Дыхание при спортивном плавании: Учебное пособие. Волгоград, 1998. — 54с.
  198. А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1980.-21с.
  199. Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8−12 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. — 22с.
  200. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288с.
  201. М.Н. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. (И.Я. Лернер, Л. Я. Зорина, Г. И. Батурина и др.).
  202. Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. -208с.
  203. А.В. Особенности обобщений у учащихся 1−2 классов.: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии) Киев, 1955. — 19с.
  204. Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт. 1984. — 126с.
  205. Сурдопедагогика //Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов под ред. проф. М. И. Никитиной. М., 1989. — 384с.
  206. М.В., Наседин В. Я., Лебедев В. П., Токарев С. И. Тугоухость у детей. -М., 1984. -С.67
  207. Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденция развития: Автореф. дисс.. докт. пед. наук-М., 1994. 24с.
  208. Я.С. Глухота и тугоухость. М., 1957. — 98с.
  209. В.Ф., Темкин Я. С., Нейман Л. В. Руководство по клинической аудиологии. М., 1962. С.79
  210. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: АПН РСФСР, 1959. — С.66- 67
  211. М.С. Плавание на спине. М., 1984. 34с.
  212. В.В. Программированное обучение технике спортивных способов плавания детей младшего школьного возраста (на примере способа кроль на спине): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1981. — 180с.
  213. Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие. СПб., — 1999 — 134с.
  214. С.Н. Вопросы теории и практики слуховосстановительной хирургии. Тбилиси, 1963. — 65с.
  215. К.Л., Преображенский Н. А. Отосклероз. Л., 1965. — 97с.
  216. А.Н. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста//Плавание. 1972. — вып. 1. — С.24−28.
  217. А.В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М.: Медицина, 1977. — 176с.
  218. И.Б. Водная среда как фактор, раскрывающий резервные возможности человека //Проблемы резервных возможностей человека. М., 1982. — С. 156−161
  219. Н.А. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. -М.: Медгиз, 1957. 292с.
  220. JI.B. Опорные теоретические концепции адаптивной физической культуры: материалы научно-практической конференции /Под редакцией проф. С. П. Евсеева, проф. JI.B. Шапковой, доц. В. В. Трунина. Спб., 1997. — С.23−26
  221. JI.B., Султанмурат Н. И. К этиологии, эпидемиологии и профилактике тугоухости и глухоты. М., 1965. — 98с.
  222. Д.В. Методика развития силовых качеств у глухих и слабослышащих юношей 15−17 лет в процессе школьных занятий физической культурой: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1996. -24с.
  223. К.Х. Спортивное плавание (перевод с немецкого) М.: Физкультура и спорт, 1973. 151с.
  224. A.M. Методика обучения спортивному плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста (5−7 лет) // Итоги научно-исследовательской работы ин-та физич. культуры за 1962 год. Л.: ГДОИФК, 1962. — С.3−5
  225. Г. Ф. Исследование содержания и особенностей методики уроков физического воспитания в 1−3 классах: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1969, в 2-х т. т. 1 — 198с.
  226. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Знание, 1974 — 64с.
  227. Ю.В. Физическое развитие, успеваемость и спорт //Тезисы 5-ой научной конференции по физич. воспитанию детей и подростков / Под ред. З. И. Кузнецовой и В. И. Филипповича. М., 1972. — С. 111−112
  228. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
  229. Anderson P. Paddle swimming good or bad// Swimming techique.- 1971. Vol.8 — № 1 — P. 16−17
  230. Anderson W. Teaching the phisically handicapped to swimm. London. Faber, 1968. — 84p.
  231. Ambroziak Z. Przepustka do wody «Spottowiec». 1972. № 42. — S. 12−14
  232. Liska J. Organizace plaveckeho vycviku v CeCeskych Budejovicich //Trener. 1974. — № 12. -S.574−575
  233. Chatey W. The effects of clinical phisical education on the motor fithness of edicable mentally retarded boys //American Corrective Therapy Journal. -№ 24.- 1970.-P. 74−75
  234. Colwin С Backstroke for beginners //Swimming World. 1978. -V. 19. -№ 4. — P.133−134
  235. Geiyn H.P., Van. Jongsma H.W., De Haun J., Esker T.K.A. Analysis of heart rate and beat-to-beat variability: Interval difference index. IIAmer. J. Obstet. and Gynecol. 1980. — V. 138. № 3. — P.246 — 252
  236. Geidenhard N. Vielseitinger Schwimmunterricht in der Vorshula und Eingangsstufe: Kursprogramm in Stundeneinheiten fur d. Anfangerchwimmuntereht mit 5- bis 7- jarjgen Kindern in Kindergarten, Schule und Verein. Schorndorf: Hofmann. — 1977. — 167p.
  237. Hardy C. Handbook for the teacher of swimming. London: Pelham. -1987.- 134 p.
  238. Hardy C. Swimming in schools. Past and present //Simming Times. -1991.-№ 34.-P. 67
  239. Watson D. Hinsdale swimming program. Hinsdale. 1973. — 255p
Заполнить форму текущей работой