Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование устойчивого развития аграрно-промышленного комплекса региона: на примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи: определить место и роль государства в обеспечении экономической и экологической безопасности, а также социальной защиты сельского населения в настоящее время и на перспективураскрыть сущность и содержание устойчивого развития хозяйственных систем в условиях высокого динамизма экономики и обществарассмотреть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования АПК в условиях устойчивого экономического развития
    • 1. 1. Роль агропромышленного производства в обеспечении устойчивого развития
    • 1. 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в условиях устойчивого развития
  • Глава 2. Оценка и прогнозирование основных тенденций устойчивого развития АПК в Республике Дагестан
    • 2. 1. Анализ современного состояния агропромышленного комплекса Республики Дагестан
    • 2. 2. Прогнозирование развития агропромышленного производства и концепция устойчивого развития АПК Республики Дагестан
  • Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования устойчивого развития АПК региона
    • 3. 1. Организационно-экономический механизм планирования государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан
    • 3. 2. Совершенствование ценовой, кредитной и налоговой политики в АПК региона
    • 3. 3. Государственно-частное партнерство в развитии лизинговых отношений в АПК Республики Дагестан

Государственное регулирование устойчивого развития аграрно-промышленного комплекса региона: на примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Продвижение России по пути социально ориентированной рыночной экономики во многом определяется созданием условий устойчивого развития первичных звеньев, отраслей и комплексов национального хозяйства. В решении этой сложной и многоаспектной проблемы особое значение приобретает обеспечение устойчивого развития АПК и сельского хозяйства, выступающего основным блоком данного комплекса. Оно должно стать важнейшим приоритетом экономического роста и социальной стабильности путем повышения жизненного уровня населения и укрепления продовольственной безопасности страны и региона.

Новый этап развития АПК и его отраслей предполагает не простое увеличение объемов продукции, а неуклонный рост производства с ориентацией на высокое качество и мировые цены. Это требует постоянного поиска направлений и средств качественных преобразований всех сторон производственной и хозяйственной деятельности комплекса, способствующих последовательному переходу к устойчивому развитию на основе сбалансированного решения социально-экономических задач. Выполнение данных требований предполагает наличие механизма, основанного на сочетании государственного регулирования и рыночного саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики. Однако до настоящего времени принимаемые государством меры не отвечают полномасштабному действию эффективной системы регулирования экономических отношений между основными субъектами аграрного рынка: сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, обслуживающими и торговыми организациями.

Вместе с тем, в России пока не сформирована государственная стратегия устойчивого развития сельского хозяйства и АПК в целом, несмотря на наличие достаточных природных и трудовых ресурсов, а также реальных возможностей государства по финансовой поддержке необходимых преобразований. Вовлечение этих факторов устойчивого развития в практику крайне затруднительно без объективного и четкого представления о ходе экономического реформирования в российских регионах и понимания тенденций возникновения условий неустойчивости. Становится крайне необходимой разработка экономической политики, способствующей достижению устойчивого экономического роста преимущественно за счет внутреннего потенциала региона с максимально эффективным использованием его собственных ресурсов и возможностей. Не менее важно научное обеспечение выбора моделей экономического роста, определения вариантов и механизмов дальнейшего социально-экономического развития АПК и сельского хозяйства.

Сложность и многоплановость указанных и других подобных проблем закономерно выдвигает необходимость системного изучения вопросов государственного регулирования развития форм, методов, стратегии и тактики реформирования АПК в целях его устойчивого развития не только в масштабе страны, но и применительно к конкретным регионам. С другой стороны, в условиях современного стихийного рынка самим экономическим механизмом нужно управлять, а развитие рынка должно тесно сочетаться с управлением региональным АПК. При этом главной задачей управления становится достижение стабильности, как основы устойчивого и эффективного развития производства путем установления пропорциональности и сбалансированности между сельскохозяйственным производством и др. сферами комплекса.

Острота рассматриваемой проблемы предопределяет потребность в теоретических и методологических разработках по совершенствованию системы государственного регулирования и организационно-экономического механизма устойчивого развития АПК, адекватных закономерностям современной рыночной экономики, требованиям соответствующего рынка и особенностям конкретного региона. Эти обстоятельства и определяют актуальность темы настоящей диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Теоретическим и прикладным проблемам государственного регулирования экономики и устойчивого функционирования социально-экономических систем посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов. Среди российских ученых-экономистов можно выделить труды Абалкина Л. И., Астахова В. П., Боева В. Р., Буздалова И. Н., Велихова JI.A., Глазьева С. Ю., Гранберга А. Г., Емельяновой Ф. Н., Кондратьева Н. Д., Кузнецова В. В., Крылатых Э. Н., Милосердова В. В., Никонова А. А, Овчинникова В. Н., Петракова Н. Я., Пошкуса Б. И., Савченко П. В., Сер-кова А.Ф., Теребиленко Н. Б., Ушачева.И.Г., Хицкова И. Ф., Шаталина С. С., Шутькова A.A. и др.

Над теорией экономического развития успешно работали многие зарубежные ученые, в том числе: Бем-Баверк Е., Веблен Т., Гэлбрейт Дж., Калдор Дж. Н., Кейнс Дж. М., Маршалл А., Ойкен В., Пигу А., Ян Тинберген, Шум-петер Й., Эрхард JI. и др.

Различные аспекты экономики АПК региона нашли отражение в работах дагестанских ученых-экономистов: Агаларханова М. Д., Ахмедуева А. Ш., Гасанова А. Т., Данияловой Н. В., Дохоляна C.B., Зайналова М. И., Ибрагимова М.-Т.А., Казиханова A.M., Курбанова К. К., Надирадзе А. И., Петросянца В. З., Сагидова Ю. Н., Цапиевой O.K., Шарипова Ш. И., Шейхова М. А., Юнусовой П. С. и др.

Вместе с тем, в имеющихся исследованиях недостаточно освещены вопросы комплексного подхода к теоретическим, методическим и практическим аспектам устойчивого развития комплексов региона, как социально-экономической системы. Наблюдается значительное противоречие относительно сущности и содержания понятия «устойчивость», не разработаны методы оценки и анализа уровня устойчивости развития хозяйственных систем. Теоретического осмысления требуют вопросы построения и развития структуры категории устойчивого развития применительно к региональным АПК. Недостаточно внимания уделяется прогнозированию развития производства, что усложняет выработку механизма стабильного и устойчивого функционирования аграрного рынка. Ряд выдвигаемых положений методологического и методического характера, связанные с устойчивым развитием аграрной сферы, не только в полной мере не решены, но во многом являются спорными в условиях обострения ситуации на аграрном рынке.

Сложность и недостаточная разработанность данных проблем, практическая необходимость их научного осмысления и аналитического обобщения определили цель, задачи и направления настоящего исследования.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций совершенствования государственного регулирования производства и хозяйствования АПК, обеспечивающего его устойчивое развитие на региональном уровне в динамично изменяющихся условиях современного общества.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи: определить место и роль государства в обеспечении экономической и экологической безопасности, а также социальной защиты сельского населения в настоящее время и на перспективураскрыть сущность и содержание устойчивого развития хозяйственных систем в условиях высокого динамизма экономики и обществарассмотреть особенности государственного регулирования АПК региона с ориентацией на устойчивое развитиепровести аналитическое обобщение и дать оценку современного состояния и уровня развития АПК одного из регионов (Республики Дагестан) — выявить тенденции развития сельского хозяйства региона, возникшие в процессе рыночного реформирования отраслиразработать комплекс мер по совершенствованию механизмов государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионеопределить направления совершенствования ценовой, кредитной и налоговой политики АПК регионаустановить влияние агролизинга на укрепление технического потенциала АПК региона и курс его развития на этапе стабилизации и подъема отечественной экономики.

Предметом исследования являются система государственного регулирования и процесс устойчивого развития АПК и аграрного сектора в регионе на современном этапе рыночных преобразований в отечественной экономике.

Объектом исследования выступают предприятия и хозяйства аграрно-промышленного комплекса Республики Дагестан.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам теории и методологии государственного регулирования экономики и управления устойчивым развитием экономических систем, действующих как субъекты рынка в конкурентной среде, а также положения современной теории управления и прогнозирования.

Для решения поставленных в диссертационной работе задач использовались методы системного анализа, теории экспертных оценок, статистические и эконометрические методы, методы построения организационных структур, современные компьютерные и информационные технологии.

Информационной базой исследования послужили Законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, нормативные материалы, а также отчеты и документация первичного учета предприятий АПК РД и материалы по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК».

Научная новизна исследования заключается в уточнении теоретических и разработке методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования АПК региона с ориентацией на его устойчивое развитие на основе проведения протекционистской политики, сбалансированного ценообразования и целенаправленной государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

К основным научным результатам, составляющим новизну исследования и полученным лично автором, относятся следующие: уточнено содержание устойчивого развития АПК и дано понимание государственного регулирования аграрной экономики, направленного на устойчивое развитие, как целевого воздействия государства на рыночные отношения для обеспечения населения доступными и качественными продуктами путем эффективного использования имеющихся ресурсов без нарушения (с учетом) социального и экологического равновесияпредложена модель государственного планового регулирования развития сельского хозяйства на основе сбалансированности интересов власти, бизнеса и сельхозтоваропроизводителя, как главного условия эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала, способствующая росту экономического, социального и экологического эффектавыделены и охарактеризованы резервы устойчивого развития АПК региона (РД) и определена направленность их вовлечения в практику посредством производства товаров, дающих наибольшую прибыль при обеспечении оптимального использования всех экономических ресурсов (трудовых, капитальных и природных) — определена стратегическая направленность устойчивого развития АПК в области экологической безопасности, предполагающая достижение уровня экозащитной деятельности, обеспечивающей поддержание и улучшение качества окружающей средыпредложены концептуальные положения социального развития села, как условие перехода к устойчивому развитию АПК, предполагающие существенную корректировку аграрной политики в сторону усиления поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селеразработаны предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства на основе экономических и организационно-распорядительных методов, направленного на финансово-экономическое оздоровление хозяйств, сохранение обрабатываемых земель, создание условий инвестирования в приоритетные отрасли и качественное преобразование селаразработана система мер по совершенствованию ценовой, кредитной и налоговой политики в АПК региона, включающих комплекс форм и методов стимулирования производственной, финансовой, инвестиционной деятельности и насыщения рынка конкурентоспособной продукцией, в целях обеспечения устойчивого развития сельского хозяйстваопределены направления и предложены рекомендации по развитию лизинга в АПК региона на основе государственно-частного партнерства для вовлечения частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов, а также предполагающего вмешательство государства в перерабатывающую промышленность, как основного источника укрепления материально-технической базы предприятий сельского хозяйства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в использовании выводов и рекомендации для совершенствования системы государственного регулирования АПК региона и инструментальных средств и инструментальных средств их реализации. Основные положения работы могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации для обеспечения устойчивого развития экономики АПК и сельского хозяйства региона, а также в научных исследованиях по проблемам развития этой сферы национального хозяйства.

Заключение

.

Исследования, проведенные в рамках поставленных в диссертации задач, дали основания для следующих выводов и рекомендаций.

1. В обеспечении устойчивого развития экономики России важная роль принадлежит АПК и сельскому хозяйству, как основы функционирования и главной составляющей комплекса. Он не только обеспечивает продовольственную безопасность, но и определяет социальный климат страны. Вместе с тем, сельское хозяйство, как отрасль материального производства, имеет свою внутреннюю и внешнюю специфику, определяемую природными условиями, взаимосвязями с др. отраслями и мировой рыночной конъюнктурой. В сочетании с особенностями современной мировой и отечественной экономики такая специфика отражается на внутренней устойчивости отрасли, что требует вмешательства государства в управление ходом развития, как сельского хозяйства, так и АПК в целом.

2. В исследовании значительное внимание уделяется теоретическим положениям государственного регулирования и его роли в обеспечении устойчивого развития АПК в условиях современной рыночной экономики и постиндустриального общества. Раскрывается содержание устойчивого развития на основе критико-позитивистского подхода к его пониманию отечественными и зарубежными авторами. В работе оно определяется как развитие, предполагающее ускорение экономического роста на основе радикальных сдвигов в использовании всей совокупности факторов производства и качественного ресурсного обеспечении комплекса. Правомерность такого подхода к устойчивому развитию АПК вытекает из общего его понимания, как само себе дающее импульс, стимул для дальнейшего продвижения вперед.

3. В условиях незавершенности трансформации аграрных отношений основным инструментом государственного регулирования является индикативное планирование, представляющего собой систему государственночастного партнерства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В данной системе предполагается изменение механизма планирования на различных уровнях, а также отношений между всеми субъектами. Основными отличиями плановой системы в рыночных условиях являются: усиление роли прогнозов, преобладание именно рекомендательных планов и возрастание роли горизонтального, а не вертикального планирования. При индикативном планировании воздействие на экономический субъект хозяйствования осуществляется посредством экономического побуждения, обычно в виде договоров, льготного налогообложения, льготного кредитования и предоставления других преференций.

Исходя их данных положений, в работе предлагается модель государственного планового регулирования развития сельского хозяйства. Она включает три блока, к которым относятся: регулирование направления развития сельского хозяйства (приоритеты и целевые программы) — институты, стимулирующие процесс регулирования в нужном направлении (различные преференции, мотивирующие процесс) — институты, регулирующие процесс изменений в нужном направлении (федеральное и региональное законодательство).

На входе этой системы выступает сбалансированность интересов власти, бизнеса и сельхозтоваропроизводителя, а на выходе — уровень эффективного и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала.

4. С позиции влияния на деятельность АПК макроэкономических процессов его устойчивость зависит от тесноты и полноты связей с другими отраслями национального хозяйства. При этом решающими для устойчивости АПК на современном этапе становятся организационно-экономические факторы. Среди них особое значение отводится состоянию и динамике основных фондов, производственного и экономического потенциала территорий, земельных и сельскохозяйственных угодий, мелиорации, структуре и динамике поголовья животных и т. д.

Исходя из этих положений, для достижения устойчивого развития АПК региона необходимо сконцентрировать ресурсы и усилия на следующих направлениях: сохранение и постепенное наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве (плодородие земель, поголовье животных, племенное животноводство, семеноводство, прогрессивные технологии, кадры и т. п.) — проведение целенаправленной финансовой политики в АПК: формирование равнодоступного сельскохозяйственного кредитасоздание специализированного страхованиядейственная система государственной поддержкипроведение структурной политики: реструктуризация неплатежеспособных предприятий, концентрация средств производства и земли у эффективных собственников, создание интегрированных агропромышленных формирований;

При этом особое значение в устойчивом развитии сельского хозяйства имеет рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

5. Сельское хозяйство, кроме производственной, выполняет еще ряд важных функций: социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и пространственно-коммуникационную. Поэтому при решении вопроса о расширении или сокращении агропромышленного производства на данной территории следует исходить из общей комплексной эффективности, учитывающей, в частности, возможные потери в экологии, и социальной сфере. Эти цели социально-экологического характера, так же как и политические, выступают в качестве ограничений и носят в основном региональный характер. В соответствии с ними сельское хозяйство и агропромышленное производство должны вестись так, чтобы сохранять или увеличивать экологические показатели конкретной территории, плодородие почв и качество жизни населения.

В современных условиях вывод АПК на траекторию самодостаточного, самоподдерживающегося, устойчивого развития при обеспечении выполнения политических, экономических и социально-экологических целей должен осуществляться на основе институциональных изменений на продовольственных рынках, новых таможенных и торговых режимов. Одновременно все более важным условием становится привлечение частных инвестиций (отечественных и иностранных) при расширении государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру и информатизацию рынков. Такая стратегия исходит из понимания, что государственное финансирование АПК и программ его развития не может быть существенно увеличено, а основные задачи развития должны решаться без привлечения дополнительных государственных средств. 6. Важной составляющей процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию АПК и сельского хозяйства является обустройство социальной сферы на селе и повышение благосостояния сельского населения. В исследовании предлагаются направления решения данной проблемы, к которым относятся следующие: приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселенийразработки правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих сохранность имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требованийповышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села на основе новых технологий и прогрессивных форм деятельностиразработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов и комплексов, адаптированных к различным типам сельских поселений, демографической ситуации и др. условиямпривлечение в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и др. внебюджетных источников и др.

7. Потребность сельского хозяйства в господдержке определяется целями аграрной политики. К ним в работе относятся: сохранение земель сельскохозяйственного назначения, как природного ресурсасохранение села для хозяйственного освоения территории и сельского социумаобеспечение выполнения сельским хозяйством народнохозяйственных функций по производству продовольствия. Для их достижения необходим механизм управления государственной поддержкой адекватный сложившимся условиям. Он должен обеспечивать в первую очередь финансово-экономическое оздоровление сельскохозяйственных организаций, оказание помощи в сохранении обрабатываемых земель, условия инвестирования в приоритетные отрасли и качественное преобразование сельскохозяйственного производства.

Существующие система государственной поддержки, механизмы и методы ее реализации не отвечают задачам аграрной политики. Для устранения подобного положения в работе предлагается переориентировать ее с решения отдельных проблем на цели национального масштаба. Основой новой системы господдержки должно стать целостное видение аграрной сферы, как единого субъекта. Практически это связано с консолидацией не только финансовых, но и управленческих ресурсов. Тем самым, выделяя средства, государство становится соучастником финансирования и диктует условия хозяйству. По существу возникает договорная система, позволяющая сосредоточить усилия хозяйствующих субъектов и органов управления на вскрытии внутренних резервов и мобилизации внешних источников финансирования.

8. В исследовании выдвигаются положения формирования механизма субсидирования агропромышленного производства. Его основной целью выступает обеспечение увязки выделяемых средств с конечными показателями отдачи от их использования и повышения ответственности за их достижение. В целом он направлен на формирование структуры субсидий снизу и включает две итерации организации планирования бюджетных субсидий. В результате возможно оптимизировать производство и выявлять узкие места в отраслях АПК при непосредственном участии предприятий.

9. В условиях российской экономики развитие лизинга предпочтительно осуществлять посредством государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающего совместное финансирование крупномасштабных проектов и иное финансовое участие государства в бизнес-проектах. При такой форме партнерства технологические риски проектов государство берет на себя, финансируя НИОКР, обеспечение экологической и экономической безопасности и пр. Риски целевого и эффективного использования инвестиционных ресурсов распределяются между государством и частным инвестором. И здесь инвестиционный механизм лизинга может и должен применяться масштабно и интенсивно.

С учетом имеющихся условий в исследовании предлагается система первоочередных организационно-экономических мер, способствующих повышению эффективности государственного регулирования лизинга в сельском хозяйстве региона. К ним относятся следующие: приоритет агролизинга при распределении бюджетных ассигнованийнаправление технических субсидий за счет средств регионального бюджета на уплату первого лизингового взносапредоставление бюджетных кредитов на конкурсной основе, с увеличением числа лотов и ужесточением отбора лизингополучателей и страховых компанийвключение региональных агрохолдингов в систему взаимоотношений лизингополучателей с лизингодателем федерального уровня для приобретения комплексов и систем машин в целях их дальнейшего перераспределения между агрофирмамисоздание в регионе единой компьютерной сети «Агролизингрегион» с целью информационного обеспечения регулирования лизинговой деятельности в региональном АПКустановление льготного режима налогообложения прибыли банков и др. кредитных учреждений при предоставлении средств на агролизинг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 №П6-Ф3).
  2. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г.
  3. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 192-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.-№ 50.-ст. 4270.
  4. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.)
  5. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 4 февраля 1994 г. № 236.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», от 1 апреля 1996 г. № 440.
  7. Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. N 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (с изм. и доп. от 29 августа, 2 октября 2003 г.)
  8. Постановление Правительства РФ «Основные направления агропро-довольственной политики Правительства РФ на 2001−2010 годы», 27 июля 2000 года, протокол № 25.
  9. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»
  10. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.
  11. Р.Л. Искусство решения проблем/ Пер. с англ. М.: Мир, 1982. -96 с.
  12. А. И. Формирование механизма развития кооперации в аграрном секторе Российской экономики: теория и практика /Автореф. дисс. докт. экон. наук. Махачкала, 2004.
  13. Э.Н. Целевые программы эффективный метод государственного регулирования АПК // Агропромышленный комплекс Дагестана. Махачкала.- 2003, № 3.
  14. A.B., Дмитриенко О. М. Государственный лизинг как наиболее эффективный инвестиционный ресурс развития сельскохозяйственных предприятий// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 2.- С. 22.
  15. В. М. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России// АПК: экономика, управление. 2000, № 3.- С. 20 — 26.
  16. Г. В., Барышников Н. Г. Направления перестройки системы субсидирования сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006, № 12. — С. 1.
  17. Ю.Г., Коробейников М. А. Экономика, организация и управление АПК. М.:Агропромиздат, 1989. — С.12−18.
  18. Н.В. Государственное регулирование процессов ценообразования в сфере АПК/ Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: ВИАПИ им. A.A. Нико-нова, «Энциклопедия российских деревень» — 2005 — с. 76.
  19. В.Р., Сагайдак Э. А. Цены и ценообразование на продукцию сельского хозяйства в СССР. М.: ВНИИТЭИагроном, 1987.
  20. И.Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2008, № 2.
  21. Волошина А. С. Аудиторская экспертиза предприятий АПК, ответственность и риск // Тез. междунар. науч. конф. Развитие науч. наследия акад. Н. И. Вавилова.- Саратов, 1997.-Ч.2.-С. 184−186. Шифр 98−1114 ч.2.
  22. Всемирная история экономической мысли. В 6 т: От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической экономии. Т.1. М.: Мысль, 1987. — 606 с.
  23. P.C. Экономический механизм государственного регулирования развития сельского хозяйства Республики Казахстан (вопросы теории, методологии практики). Автореферат дисс. на соиск. уч. степени д-ра эк. наук. М., 2007.
  24. В.М., Гребенников П. И., Леууский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Уч./ общ. ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа., 1994. — 400 с.
  25. А. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства // АПК: экономика, управление.- 2006, № 4.
  26. A.B. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006, № 1. — С. 4.
  27. A.B. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006—2007 годах и направления работы на долгосрочную перспективу// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2008, № 2.
  28. А. Человек не зря живет и трудится на земле/ Гордеев А.// Режим доступа: http:// chelyabinsk/worota.ru/viewart.php?id=412.
  29. Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: ВИАПИ им. A.A. Никонова, «Энциклопедия российских деревень» — 2005.
  30. Государственная поддержка агропроизводства в Венгрии // Экономика сельского хозяйства. 2004, № 1.
  31. Дж.К. Экономические теории и цели общества.- М.: Мысль, 1979.- 362 с.
  32. Р. Аграрный сектор экономики нуждается в государственной поддержке // Проблемы теории и практики управления.- 2002, № 4.
  33. Дж. Введение в системный анализ: применение в экологии. -М.: Мир, 1981.-с 256
  34. Д.С. Государственный хозяйственный уклад: особенности управления и реформирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2007, № 3.
  35. О. Формирование развития инновационных процессов в АПК. // Автореф. .канд экон. наук. Кисловодск 2003 г.
  36. С.М. Воспроизводство человеческого капитала в сельском хозяйстве: тенденции и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 3.
  37. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. М.: Изд. «Дело и сервис», 1999. — 251 с.
  38. Журнал исследований социальной политики: Том 5, № 2, 2007. Социальная политика на селе// Режим доступа: http://jsps-j ournal.blogspot.com.
  39. С. Аграрная политика ЕС и ее влияние на международную торговлю // АПК: экономика, управление.- 2006, № 2.
  40. Т.В. Особенности государственного регулирования АПК: вопросы теории и практики. М.: «Arpo Пресс», 2001.
  41. В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «ВЛАДОС», 1994. — 384 с.
  42. П.Д. Региональная аграрная политика: теория, методология, опыт. // П. Д. Камилова.- М., ЗАО «Изд-во «Экономика», 2007. С. 364.
  43. С. Модель роста населения Земли и экономическое развитие человечества // Вопросы экономики. 2000. — № 12. — С. 98−103.
  44. O.A. Переход на единый сельскохозяйственный налог: «за» и «против"// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008, № 4.
  45. Н.П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 2.- С.46−48.
  46. Кейнс Джон М. Общая теория занятости, процента и денег/Пер. с англ. М.: Мысль, 1978.- 458 с.
  47. В.Г., Чернышев A.C. Государственная поддержка социально-экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах // Региональная экономика: теория и практика, № 1(28), 2006.
  48. В. Н. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт (спецкурс) // Российский экономический журнал. 2001, № 3. — С.62.
  49. C.B. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: РАН, 1994.
  50. М.И. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и его роль в правовом обеспечении реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007, № 3.
  51. К.Б. Экологическая безопасность и методология оценки эффективности затрат на ее обеспечение (на примере АЭС) // Экологическое оздоровление экономики- под ред. В. Я. Возняка, Н. Г. Фейтельман, A.A. Арбатова. М: Наука, 1994.-173 с.
  52. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М: Мысль, 1989.-131 с.
  53. В.Р., Маккинли Т. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / В. Р. Колесов, Т. Маккинли. М., 2000.-461с.
  54. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. — 9 апреля — с. 5.
  55. М. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал.- 2001, № 4.
  56. Д. Частно-государственное партнерство и финансовая аренда (лизинг)/ Д. Корчагов // Режим доступа: http://ccr.ru/7icH7037.
  57. Н.М. Экономические и организационные основы кредитной кооперативной системы/ Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. -СПб, 2003.
  58. И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития.- М.: Мысль, 1982.- С. 143−146.
  59. Н. Приоритетное развитие АПК как фактор продовольственной безопасности России // АПК: экономика, управление.- 2006, № 12.
  60. Г. Почему нужно приоритетно развивать российское село // АПК: экономика, управление.- 2006, № 5.
  61. С.Н. Социально-экономические основы устойчивого развития АПК. Автореф. .канд эк наук: 08.00.01. М., 2005
  62. С.Н. Основы устойчивого развития АПК// Вестник Филиала МГСУ в г. Чебоксары. 2003. — № 1(8) — с.103−106.
  63. В.И., Волгина H.A. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. М: ОАО НПО «Экономика», 2000.
  64. Р. М., Стэнли Л. Б. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 1 и 2: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992.- 400 с.
  65. В.К. Устойчивое развитие// Наука и Практика. 2002.1.
  66. М.Я. Эколого-экономическая модель природопользования. В сб. «Всесторонний анализ окружающей природной среды». С. Петербург: Гидрометеоиздат, 1996. 266−276 с.
  67. В. Финансово-кредитный механизм развития АПК России// АПК: экономика, управление. 2006, № 1.- С.44−49.
  68. Д.Ж. Социальная экология. М.: Просвещение, 1991.176 с.
  69. Макконел К. Р, Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. /Пер. с англ. М.: Изд. «Республика», 1993. Т. 1. — 399 с. и Т.2. -400с.
  70. А.Г. Основы построения АСУ. М.: Высшая школа, 1981.- 247 с.
  71. Е.А., Савруков Н. Т. История экономических учений: Конспект лекций. СПб.: Политехника, 1998. — 126с.
  72. В.В., Милосердов К. В. Аграрная политика России -XX век. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2002.
  73. В.В. Суверенная экономика суверенное государство // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2007, № 3.
  74. H.H. Быть или не быть. человечеству? М. Просвещение, 1998 -288 с.
  75. Е. Введение в историю экономической мысли. М.: Просвещение, 1996.- С. 241−243
  76. Марков Ю. Г Социальные факторы экологически устойчивого развития. // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего, Ч П. Новосибирск: РАН СО, 1994.- С. 29−33.
  77. В.В., Милосердов КВ. Аграрная политика России -XX век. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2002.
  78. В.В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути их решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006, № 2.
  79. А. Экономическое наследие в странах Запада: Пер. с англ. М., 1992.
  80. З.Б. Стратегические приоритеты развития территориального агропромышленного комплекса: Автореф. канд. эконом, наук.- Москва, 2008.-С. 13.
  81. Направления развития регионального АПК на этапе стабилизации и подъема экономики (Материалы Круглого стола, проведенного в ИСЭИ ДНЦ РАН 19 ноября 2004 г.). Махачкала. 2005.
  82. Р. Теории развития: дискуссия о внешних факторах становления рыночной экономики (неоклассические модели и их леворадикальная критика)// Вопросы экономики. 2000, № 7. — С. 141−143.
  83. О., Бойченко И. Формирование системы сельской кредитной кооперации// АПК: экономика, управление.- 2007, № 5.
  84. H.H. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций (монография). М.: Восход-А, 2007, С. 162−166.
  85. Н.И. Концепция управления экономической устойчивостью сельскохозяйственных организаций// Экономика сельскохозяйственныхи перерабатывающих предприятий.- 2007, № 5.
  86. М., Светлорусова Т. Государственная поддержка аграрного сектора необходима// АПК: экономика, управление. 2006, № 9.
  87. А.Н. Роль и место сельскохозяйственных потребительских кооперативов в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 8.
  88. К. Сельское хозяйство в контексте национальных проектов // АПК: экономика, управление.- 2006, № 7.
  89. О.В. Развитие экономического механизма в аграрной сфере региона (на материалах Ставропольского края): Автореф. дис.. канд. эконом, наук. Ставрополь, 1998. — С.10−12.
  90. Л.В., Попова Л. В., Лихотникова Л. А. Государственно-частное партнерство в развитии лизинговых отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 8. С. 14.
  91. А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и нормативно-правовое обеспечение аграрного сектора экономики // АПК: экономика, управление. 2006, № 5.
  92. В. Реализация национального проекта «Развитие АПК» // АПК: экономика, управление. 2006, № 7.
  93. П. Е. Головина С.Г. Потенциал организационных форм аграрных хозяйств в повышении эффективности производства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 4.
  94. Ч. Экономический рост и устойчивое развитие. М.: Мир науки, 1991- т. 35, N1.- С. 5−9.
  95. Н.Я., Ротарь В. И. К вопросу об экономико-математической модели управления, учитывающей фактор неопределенности // Экономико-математические методы, 1987. № 3.
  96. К. Развитие системы сельскохозяйственного кредита в США: уроки для России?//Вопросы экономики. 2005. № 8.
  97. Проекты реформирования регионального АПК. Книга 1. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2001. С. 24−25.
  98. Прогноз развития агропромышленного производства Российской Федерации на период до 2010 г. М.: ВНИИЭСХ, 2002.
  99. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы) // Режим дocтyпa: http://www.csr.ru/upload/editorflle0187. doc#Tocl23532078.
  100. A. Л., Коптева JI.A. Стабилизация развития региональной агропромышленной системы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007, № 3.
  101. О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития // Наука и Практика. 2002, № 4. С 11−27.
  102. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта): Уч.-метод. пособие / Под общ. ред. С. Ю. Фабричного и др. Оттава — Москва — Великий Новгород, 2006.
  103. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., ИНФРА-М, 1999.
  104. Региональные проблемы переходной экономики. Вопросы теории и практики. / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Экономика, 2002.
  105. Региональные проблемы преобразования экономики. Ежеквартальный научный журнал. № 2 (7), 2006. ДНЦ РАН Институт социально-экономических исследований.
  106. А. Государственное регулирование аграрного сектора экономики // АПК: экономика, управление.- 2006, № 6.
  107. Д. Начала политической экономии и налогового обложения//Соч. Т. 1.-М., 1955.
  108. А.Е. Теория и практика управления АПК. М.-Мн.: Ар-мита — Маркетинг, Менеджмент, 1998. 224 с.
  109. А.Н. Совершенствование агролинговых отношений в АПК // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий.- 2008,2.
  110. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. 2-е изд., испр. — Мн.: ИП Экоперспектива, 1999. 494 с.
  111. Е. Стратегический курс развития аграрной экономики -создание крупных интегрированных формирований // АПК: экономика, управление.- 2007, № 5.
  112. П. Экономика: Пер. с англ. М., 1992.
  113. Сельское хозяйство Дагестана Махачкала: МСХ РД. 2007. С. 6.
  114. А.Н., Аглоткова СВ. Методика распределения бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку предприятий АПК. М.: Финансы и статистика. 2004.
  115. A.B. Курс экономической теории. Уч. пособие под ред. A.B. Сидоровича. М.: МГУ, изд-во «ДИС», 1997. — 736 с.
  116. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Мысль, 1962. 393 с.
  117. М. Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. / М. Ю. Стиглиц. М.: Изд-во МГУ и ИНФРА — 1997. — С. 76−86.
  118. Повестка дня на XXI век/ Angela 21. http://ww.cci.glasnet.ru/ angela
  119. А.Н. Прогнозирование развития сельского хозяйства России и выбор направлений агрополитики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007, № 2.
  120. А., Аношина А. Развитие кооперации в АПК России // АПК: экономика, управление, № 10, 2006.
  121. Э. На пороге будущего // «Американская модель»: с будущим в конфликте. М., 1984. — С.30−32
  122. И. Интеграционные процессы в АПК: плюсы и минусы // АПК: экономика, управление. 2006, № 9.
  123. И. Нужны новые подходы к аграрной политике // АПК: экономика, управление.- 2006, № 2.
  124. И. Столыпинская реформа и приоритеты современной аграрной политики // АПК: экономика, управление.- 2006, № 12.
  125. И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление.- 2006, № 4.
  126. И.Г. Направления развития сельского хозяйства России на долгосрочный период // АПК: экономика, управление.
  127. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов РФ. М.: Изд. «Пресс-сервис», 1998. 686 с.
  128. А.П. Мировая система и Россия: закономерности и модели развития». В тр. науч. конференции «Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития». Новосибирск: «Гражданский мир», 1995. 5161 с.
  129. Филатов.О.К., Маргулис Е. И. Экономика предприятий пищевой промышленности /Учебник, М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1999.
  130. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993.
  131. Д. Вопросы совершенствования форм хозяйствования на основе кооперации и агропромышленной интеграции//Международный сельскохозяйственный журнал.- 2005, № 6.
  132. М.А. Халалмагомедов. Состояние и перспективы развития виноградарства, виноделия и алкогольной промышленности в Республике Дагестан// Агропромышленный комплекс Дагестана. № 2. 2004.
  133. Чаянов, А В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1919.
  134. Ш. И. В ЮФО аграриев поддерживают по-разному// АПК Юг.- 2008, Октябрь. С. 6.
  135. Ш. И. Рыночная трансформация аграрного сектора Дагестана. Махачкала: ООО «Планета-Сервис», 2007. — 195 с.
  136. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-114 с.
  137. А. Региональная аграрная политика: проблемы и пути совершенствования//АПК: экономика, управление. 2002, № 2.
  138. Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996.- С. 210.
  139. В.А. Теория развития производственных отношений агропромышленного комплекса в реформируемой экономике. Автореф. дисс. докт. экон. наук. Саратов, 1998.
  140. Режим доступа: http://www.isps.rn/index.php
  141. Режим доступа: http://www.mcx.ru/index.html?heid909&doc.id=9187
  142. Режим доступа: http://www.mcxdag.ru/index.html7he id=909&doc.id=9187
Заполнить форму текущей работой