Формирование и развитие регионального рынка ветеринарных товаров
Административно-правовая регламентация рынка ветеринарных товаров включает в себя сертификацию ветеринарных препаратов, лицензирование ветеринарной деятельности, установление правил хранения и реализации лекарств и иных средств по уходу за животными и контроль за ввозом ветеринарных товаров из-за границы. Данные методы, не обладая характером рыночных, призваны обеспечивать учет интересов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ ТОВАРОВ
- 1. Содержание категории «рынок ветеринарных товаров»
- 2. Институциональные особенности ветеринарных товаров в условиях переходной экономики
- 3. Организация предпринимательской деятельности в сфере реализации товаров ветеринарного назначения
- Глава II. ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ ТОВАРОВ
- 1. Маркетинг регионального рынка ветеринарных товаров
- 2. Формы и методы экономического регулирования оборота ветеринарных товаров
- 3. Основы аттестации и аккредитации регионального рынка ветеринарных товаров
- Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ВЕТЕРИНАРНЫХ ТОВАРОВ
- 1. Динамика товарных потоков в системе Зооветснаба
- 2. Товарная структура негосударственной сети ветеринарных аптек
- 3. Финансирование оборота ветеринарных товаров
Формирование и развитие регионального рынка ветеринарных товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется уникальностью экономической ситуации в России, характеризующейся наличием одновременно элементов и либеральной, и централизованной (административно-бюрократической) хозяйственной политики. Тем самым открываются возможности для проявления местной инициативы при разработке путей вхождения в рынок. Переходный период по определению предполагает не просто смену модели экономической политики, но также и преобразования в широкой совокупности сфер, составляющих систему социально-экономических отношений: в типах собственности, в законодательстве, в институтах хозяйственной деятельности, в психологии производителей и потребителей.
Общая ориентация на переход к рыночному регулированию экономики, не отменяя необходимости создания действенного механизма совершенной конкуренции, актуализирует проблему совершенствования методологии и методики государственного воздействия на процессы, идущие в народном хозяйстве. Иными словами, целью общеэкономической реформы должен быть не рынок вообще, а совокупность различных государственных и общественных институтов, определяющих долгосрочную целевую ориентацию хозяйствующих субъектов и осуществляющих контроль над эффективностью производства. Данные институты и будут выступать гарантами необратимости крупномасштабной реконструкции народного хозяйства в целом, и отдельных региональных и отраслевых рынков в том числе.
Рынок ветеринарных товаров одновременно обслуживает и производственный процесс в сельском хозяйстве, обеспечивая животноводство широким спектром необходимых для продуктивного и рабочего скота лекарственных и иных средств, и запросы городских потребителей владельцев домашних, в том числе экзотических, животных. В этом плане категория «ветеринарные товары» обладает двойственностью, а механизм оборота средств врачевания животных1 и ухода за ними оказывается одновременно и рыночным, и административным. Отсюда перед региональным рынком ветеринарных товаров стоит двуединая задача: обеспечивать потребителей всеми необходимыми средствами для проведения обязательных профилактических и противоэпизоотических мероприятийподдерживать конкурентный порядок оборота средств врачевания животных с целью наиболее полного удовлетворения текущих запросов потребителей.
Значимость ветеринарных товаров для агропромышленного комплекса не подлежит сомнению. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), даже в развитых странах Европы и Америки потери от болезней составляют 10−20% стоимости продукции животноводства, а в развивающихся странах этот показатель достигает 30−40%. Исследования, проводившиеся в СССР, показывали, что в структуре экономического ущерба, возникающего при разведении крупного рогатого скота, на долю потерь от вынужденного убоя продуктивных животных вследствие болезней, приходилось 47,5%, а на недополучение приплода — всего 4,56%, потери племенного качества — 3,32% и т. д.3 В условиях квазирыночной российской действительности истинный масштаб потерь в животноводстве, обусловленных ослаблением внимания государства к ветеринарному делу, практически неустановим.
1 Термин «средства врачевания животных» в тексте исследования выступает синонимом термина «ветеринарные товары».
2 См.: Таршис М. Г., Гущин В. Н. Организационно-экономические пробле. мы современной ветеринарии // Ветеринария. 1992. № 2. С.З.
3 См.: Шаматава В. П., Шаматава Т. В. Экономическая эффективность противобруцеллезных мероприятий // Организация и экономика ветеринарных мероприятий: Межвуз. сборн. науч. трудов. Казань: Изд-во Казан, вет. ин-та, 1988. С. 12.
Выявление особенностей формирования рынка ветеринарных товаров на региональном уровне должно способствовать как совершенствованию методов управления данной сферой хозяйствования, так и развитию ветеринарного предпринимательства.
В процессе исследования было обобщено научное наследие ведущих теоретиков и практиков в области анализа товарного обращения вообще, и маркетинга рынка ветеринарных товаров, в частности. Следует отметить, что товарную природу вещей, являющихся предметом купли-продажи, рассматривали в рамках политической философии еще античные авторы, прежде всего Ксенофонт, Платон и Аристотель. В их представлении всякий товар должен обладать полезностью или потребительной стоимостью и способностью обмениваться на другие товары или меновой стоимостью. Представители классической школы политической экономии У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и другие, а также К. Маркс и Ф. Энгельс углубили представление о товаре на основе трудовой теории стоимости. В свою очередь маржиналисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл, Дж.Б. Кларк и другие основатели economics развивали субъективно-психологический подход к изучению природы товара, сводя оценку его стоимости к выявлению предельной полезности какого-либо блага. Вместе с тем и те, и другие рассматривали товар вообще, не выделяя какие-либо специфические группы товаров.
В советской экономической науке одно из ведущих мест на протяжении ряда десятилетий занимала проблема соотношения плана и рынка в процессе регулирования товарного обращения. На эту тему высказывались Б. Бруцкус, Н. И. Бухарин, В. Г. Венжер, Г. С. Лисичкин, Г. Х. Попов, И. В. Сталин и многие другие. Однако дискуссии по вопросу о действии закона стоимости при социализме не затрагивали содержательной стороны товарной массы, и ветеринарные товары как особая группа предметов и производственного, и личного потребления не становились объектом анализа.
Непосредственно вопросами организации и планирования ветеринарного дела у нас в стране в последние десятилетия XX в. занимались В. М. Авилов, В. Ф. Воскобойник, А. Г. Гинзбург, В. И. Калугин, Г. Р. Ме-лик-Еганов, И. Н. Никитин. В их работах постепенно происходит переход от исследования методов совершенствования планового распределения средств врачевания животных к формированию основ маркетинга ветеринарных товаров в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования. В методологическом плане они, в свою очередь, опирались на ставшие классическими публикации ведущих западных маркетологов Б. Бермана, Ф. Котлера, Р. Крэнделла, Дж.Р. Эванса и других.
На уральском материале значительный вклад в становление отечественной теории и практики маркетинга внесли Г. В. Астратова, В. П. Неганова, Е. В. Попов, A.JI. Пустуев, А. Н. Семин, Е. В. Складчикова, А. И. Татаркин и другие. Однако региональный рынок ветеринарных товаров, его организация и маркетинг, методы регулирования и т. д. еще не стали предметом комплексного изучения.
Соответственно, целью настоящего исследования является выявление теоретико-методологических основ формирования рынка ветеринарных товаров в условиях переходной экономики и разработка методов его совершенствования и развития на региональном уровне (на материалах Свердловской области).
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
— раскрыть содержание категории «рынок ветеринарных товаров», определить общую специфику и дать основные классификационные признаки различных групп средств врачевания животных, установить степень институционализации ветеринарных товаров в федеральном и региональном законодательстве;
— проследить изменения в организационно-правовых формах продвижения средств врачевания животных к потребителям, выявить особенности трансформации отношений собственности и определить их влияние на развитие ветеринарного предпринимательства;
— установить основные направления маркетинговой стратегии и тактики на региональном рынке ветеринарных товаров, предложить пути повышения эффективности экономических и административно-правовых методов регулирования оборота средств врачевания животных;
— проанализировать динамику структуры товарооборота ветеринарных товаров на региональном уровне, выработать методику оценки привлекательности отдельных товарных групп и предложить оптимальные методы финансирования оборота средств врачевания животных.
Объект исследования — региональный рынок ветеринарных товаров, включающий в себя как учреждения и организации государственной ветеринарной сети, так и субъектов частного ветеринарного предпринимательства и потребителей ветеринарных товаров.
Предмет исследования — теоретико-методологические и практические аспекты организации оборота ветеринарных товаров на региональном рынке. Ветеринарные услуги предметом специального анализа не являются и рассматриваются лишь в тех случаях, когда их предоставление является неотъемлемой частью оборота ветеринарных товаров.
Информационная база исследования включает в себя статистические материалы и документы текущего делопроизводства Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации1, Управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Свердловского областного.
1 На протяжении 90-х годов XX века оно именовалось Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. управления «Зооветснаб», законы и подзаконные акты федерального и областного уровней, результаты маркетинговых обследований на базе сетей ветеринарных аптек г. Екатеринбурга и другие материалы, в том числе опубликованные в центральной и местной печати («Ветеринария», «Ветеринарная газета» и т. д.).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения экономической теории, накопленные за длительный период эволюции экономической мысли и нашедшие отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых. При решении поставленных задач применялись абстрактно-логический метод, метод поиска исторических аналогий, метод анализа динамических рядов, сравнительно-правовой метод и метод включенного наблюдения.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях, соответствующих Паспорту специальности 08.00.05 — Экономика и управление в народном хозяйстве (региональная экономика):
1) Раскрыто содержание категории «рынок ветеринарных товаров» как совокупности общественно-экономических отношений по продвижению предназначенных для врачевания животных лекарств и иных средств и включающих прямой государственный контроль, использование различных косвенных методов регулирования оборота предметов ветеринарного назначения. Установлена его общая специфика, связанная с двойственным характером потребления и незавершенностью процесса институционального оформления средств врачевания животных в качестве отличной от медицинских товаров группы.
2) Обосновано объективное наличие недобросовестной конкуренции на региональном рынке ветеринарных товаров со стороны подразделений государственной ветеринарной сети при пересечении их коммерческих интересов с интересами негосударственных участников рынка.
3) Предложены направления совершенствования методов регулирования рынка ветеринарных товаров, включая: а) варианты мерчандайзинга и адвертайзинга для разных групп потребителей с учетом сезонных факторовб) уравнивание субъектов рынка в налоговых правах и правилах ценообразованияв) меры по повышению эффективности административно-правового контроля, в том числе приближение сертификации ветпрепаратов к местам реализации, восстановление лицензирования рынка веттоваров, стандартизация правил хранения и реализации веттоваров, контроль за импортом для решения двуединой задачи: обеспечения проведения обязательных ветеринарных мероприятий и создания условий для совершенной конкуренции.
4) Разработаны и предложены критериальный подход к определению деловой состоятельности участников регионального рынка ветеринарных товаров, коэффициента оценки ассортиментной политики субъектов ветеринарного предпринимательства и схема асимметричного финансирования оборота средств врачевания животных в системе областного Зооветснаба.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов и предлагаемых рекомендаций в деятельности субъектов ветеринарного предпринимательства вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы хозяйствования, а также в деятельности органов власти и управления по регулированию оборота ветеринарных товаров. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания специальных курсов по агромаркетингу и правовым основам бизнеса для студентов высших и средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного (ветеринарного) профиля.
Апробация и реализация результатов исследования была осуществлена на IV ежегодной научно-практической конференции Гуманитарного университета «Проблема нового гуманизма в мировом и российском контекстах» (г. Екатеринбург, 15−16 мая 2001 г.), на Международной экономической конференции «Человек — общество — окружающая среда» (г. Екатеринбург, 21−22 июня 2001 г.), на Всероссийской научно-производственной конференции по актуальным проблемам ветеринарии и зоотехнии (Казань, апрель 2002 г.), а также докладывались на семинаре практических работников в рамках выставки «Зооветснаб-пром», проходившей в г. Екатеринбурге в феврале 2002 г. Отдельные положения и выводы исследования, помимо этого, нашли применение в предпринимательской деятельности автора на рынке ветеринарных товаров Свердловской области. Помимо этого, автор использовал результаты исследования при разработке «Временного стандарта на ветеринарную аптеку», осуществленной по инициативе Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Приложения 1 и 2), а также в ходе консалтинга, проводимого по просьбе ООО «Фармакор» из Санкт-Петербурга (Приложение 3).
Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 3,0 п.л., в том числе авторских — 2,7 п.л.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка, приложений. В работе содержатся 12 таблиц, 9 рисунков, 3 приложения. Библиографический список насчитывает 181 название.
Заключение
.
Переход к рыночным отношениям во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в агропромышленном комплексе, потребовал коренного изменения форм и методов организации ветеринарного дела в Российской Федерации. В условиях переходного периода нарушаются устоявшиеся связи между производителями и потребителями ветеринарных товаров и услуг, появляются новые коммерческие ветеринарные учреждения и организации, развивается ветеринарное предпринимательство, как государственное, так и частное.
Дальнейшее совершенствование ветеринарного дела на базе рыночных отношений предполагает соединение усилий не только органов власти и управления, с одной стороны, и предпринимателей, включая государственные предприятия и организации, с другой. Свою роль в данном процессе должна сыграть наука, при этом разные отрасли знания могут внести свой вклад в общее дело. Фармацевтика способна предложить новые лекарственные средства и биопрепараты, ветеринарная медицинановые способы врачевания животных, технические науки — новые приборы и приспособления, помогающие лучше и качественнее осуществлять уход за животными. Казалось бы, экономическая наука оказывается в стороне, однако это далеко не так.
Использование всего того, что предлагают для ветеринарии представители естественных и технических наук, в настоящее время требует отладки рыночного механизма оборота ветеринарных товаров. Именно в рамках экономической науки обоснуются присущие ему дефиниции и определяются нормы и правила, по которым должен действовать данный специализированный рынок. Следует также иметь в виду, что при этом неизбежно привлекаются методологические и методические положения, присущие и другим общественным наукам, в первую очередь истории экономики и экономических учений, а также гражданскому и предпринимательскому праву.
Настоящее исследование было направлено на выявление ряда региональных особенностей формирования рынка ветеринарных товаров (на примере Свердловской области), и на основе проделанного анализа были сформулированы следующие выводы:
1. Рынок ветеринарных товаров представляет собой совокупность общественно-экономических отношений в сфере продвижения от производителя к потребителю лекарств и иных средств, предназначенных для врачевания животных. Для него характерны как общие, так и региональные особенности.
Ветеринарные товары представляют собой специфический объект рыночного оборота, поскольку: а) в силу высокой социальной значимости их производство, распределение и реализация осуществляются под строгим контролем государстваб) они сложно структурированы и включают в себя не только лекарства, вакцины, биопреараты и др., но и средства по уходу за животными, отдельные виды кормов и т. д.- в) поскольку конечные потребители ветеринарных товаров не являются субъектами гражданского оборота, в качестве квазипотребителей выступают физические и юридические лица, делающие осознанный выбор на рынке ветеринарных товаров.
Соответственно, под ветеринарными товарами понимаются лекарства, биопрепараты и иные используемые для врачевания животных и проведения различного рода операций ветеринарного назначения средства, изготовление и рыночный оборот которых в силу высокой социальной значимости осуществляется под непосредственным контролем уполномоченных на то государственных органов.
Формирование рынка ветеринарных товаров начинается одновременно с возникновением товарно-денежных отношений, однако государство в той или иной мере вмешивалось в их оборот. Экономическая теория так и не предложила универсальной экономической доктрины, раскрывающей товарную природу лекарств, биопрепаратов и иных средств, обеспечивающих здоровье животных. Социальная значимость ветеринарных товаров такова, что природа их обращения не может быть описана ни с позиций трудовой теории стоимости, ни с позиций маржинализма и требует отдельного институционального подхода.
Фактически ветеринарные товары занимали и занимают промежуточное положение между объектами свободного рыночного оборота и благами, распределяемыми централизованно. Даже провозглашение в СССР принципа бесплатности ветеринарного дела не привело к фактическому устранению товарной сути лекарств и иных предметов, предназначенных для ухода за животными, а их оборот носил латентно рыночный характер. С началом современной рыночной реформы в России рынок ветеринарных товаров был восстановлен в полном объеме, а вне рыночного оборота остаются только централизованно распределяемые и используемые средства профилактики и борьбы с эпизоотиями и т. п.
Классификация ветеринарных товаров по таким основаниям, как предметное содержание, целевое назначение, свобода оборота и национальная принадлежность производителя, позволяет не только выявить функциональное предназначение того или иного средства врачевания животных, но и определить его место в рыночном обороте и выделить ведущие методы государственного регулирования данного сегмента рынка ветеринарных товаров.
Отсюда медикаменты, биопрепараты, дезинфицирующие и иные средства, предназначенные для использования в сельском хозяйстве, вне зависимости от национальной принадлежности производителя составляют группу промежуточных товаров. Расходы предприятий АПК на их приобретение и использование относятся на себестоимость продукции животноводства и фактически оплачиваются потребителями продуктов питания и сельхозсырья. Лекарства, корма и прочие предметы, необходимые для содержания домашних животных, представляют собой конечные товары. Применительно к ним государство применяет широкий круг косвенных методов регулирования оборота. Наконец, особую группу составляют различные средства по борьбе с эпизоотиями, в том числе среди диких животных. В данном случае средства ветеринарного назначения утрачивают свою товарную природу, а расходы по их применению несет общество в целом.
2. Институционализация рынка ветеринарных товаров предполагает определение круга общепринятых правил и норм, на основе которых средства врачевания животных могут включаться в рыночный оборот при сохранении государственного контроля над ним. Следует иметь в виду, что правовое поле, в рамках которого формируется рынок ветеринарных товаров, неоднородно и включает в себя как нормы, закрепленные в не утративших силу актах 60−80-х годов XX века, так и нормы законодательства 90-х годов, развивавшегося в условиях перехода отечественной экономики на рыночные методы хозяйствования. В свою очередь, законы и подзаконные акты, принимавшиеся в данный период, не отличались статичностью и постоянно видоизменялись в соответствии с новыми социально-экономическими реалиями.
Анализ правовых основ рынка ветеринарных товаров, исходя из принципа непротиворечивости, показывает, что коллизии в данной сфере возникают не только по вертикали (противоречия между актами вышеи нижестоящего уровня), но и по горизонтали. В большинстве случаев на ветеринарные товары распространяются нормы, адресованные товарам медицинского назначения, однако одновременно законы не ставят знака равенства между субъектами того и другого рынка, и ветеринарные аптеки и иные представители ветеринарного предпринимательства оказываются в дискриминационном положении. Тем самым социально обоснованный государственный контроль над оборотом средств врачевания животных утрачивает эффективность, а рынок ветеринарных товаров в силу незавершенной институционализации не полностью использует свои возможности. В этом плане субъекты Федерации, обладая собственными законодательными возможностями, способны нивелировать отдельные недостатки федеральных законов и подзаконных актов.
3. В той или иной мере все эти особенности рынка ветеринарных товаров проявляются в предпринимательской деятельности, связанной с врачеванием животных. В течение 1990;х годов произошло перераспределение ролей между государственной ветеринарной сетью, подразделения которой включились в коммерческую деятельность, и негосударственными формами ветеринарного предпринимательства, взявшими на себя снабжение потребителей отдельными группами ветеринарных товаров. Именно в сфере организации торговли средствами врачевания животных общая специфика рынка ветеринарных товаров приобретает региональную составляющую.
Организация предпринимательской деятельности в сфере реализации товаров ветеринарного назначения в настоящее предполагает равноправное сосуществование и деятельность трех групп субъектов хозяйствования, включая государственные и негосударственные предприятия и организации ветеринарного профиля, а также частнопрактикующих врачей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. В той или иной мере все субъекты ветеринарного предпринимательства представлены в общественных организациях, призванных удовлетворять их потребности в информации и защищать их интересы в хозяйственных спорах. При этом ведущим субъектом хозяйствования, опосредующим оборот ветеринарных товаров на региональном уровне, выступает ветеринарная аптека, как входящая в систему Зооветснаба, так и негосударственная. Там, где подразделения госветсети и частные предприниматели рационально распределяют между собой свои обязанности, информацию и сегменты местного рынка ветеринарных товаров, как это произошло в Свердловской области, оборот средств врачевания животных более защищен от некоммерческих рисков. Вместе с тем было бы целесообразно лишить местные подразделения Зооветснаба, обладающие инспекционно-контрольными функциями, права заниматься коммерческой деятельностью, чтобы укрепить конкурентный порядок на региональном рынке ветеринарных товаров.
Оценка рынка ветеринарных товаров с позиций общей теории конкуренции подводит к следующему заключению. С учетом того, что производителями средств врачевания животных выступает ограниченный круг предприятий, а в процессе их реализации участвует большое количество субъектов ветеринарного предпринимательства — как государственных предприятий и организаций, так и частных — рынок ветеринарных товаров можно охарактеризовать как олигополистический, но с тяготением к условиям совершенной конкуренции как на федеральном, так и на региональном уровнях.
4. Маркетинг, осуществляемый субъектами ветеринарного предпринимательства, базируется на общепринятых приемах и методах, однако при этом учитывается специфика ветеринарных товаров. В частности, при сегментации рынка ветеринарных товаров в регионе с развитым сельскохозяйственным производством выделяются две группы потребителей — сельскохозяйственные предприятия и владельцы домашних животных. Если первые содержат животных и птицу для использования в производственном процессе, то вторые — для получения определенной продукции и для удовлетворения своих эстетических и иных духовных потребностей. Отсюда, исходя из эластичности спроса различных групп потребителей и других оснований (обязательность приобретения какихлибо ветеринарных товаров и др.), производители и продавцы средств врачевания животных могут выстраивать стратегию продвижения своей продукции на различные сегменты рынка ветеринарных товаров. Исследование условий конкуренции позволяет расширять объемы продаж даже на локальных рынках (в пределах города), а использование мерчандай-зинга и различных способов рекламы делает ветеринарные аптеки еще более привлекательными в глазах потребителей ветеринарных товаров.
Анализ показывает, что эффект от применения всех возможных видов рекламы несопоставим с текущими затратами на ее размещение. С учетом того, что ассортимент средней ветеринарной аптеки насчитывает более 4000 наименований товаров, относящихся к различным группам, невозможно оценить себестоимость ветеринарных товаров в калькуляционном разрезе и выявить в ней долю затрат на рекламу, поэтому приходится исходить из сметной оценки себестоимости товарной массы в целом. Опыт адвертайзинга свидетельствует об опережающем приросте выручки при неуклонном сокращении удельного веса затрат в доходах субъектов реализации ветеринарных товаров.
5. Комплексный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности на рынке ветеринарных товаров должен быть подчинен задаче обеспечения максимально возможных условий для свободной конкуренции между различными продавцами. Для этого применяются меры как экономического, так и административно-правового характера.
Экономическое регулирование оборота средств врачевания животных включает в себя налогообложение субъектов реализации ветеринарных товаров и контроль над ценообразованием в данной сфере. Анализ показывает, что наличие коллизий в федеральном и региональном законодательствах ведет к тому, что ряд товаров, реализуемых в ветеринарных аптеках, в том числе лекарства двойного назначения, оказываются под более значительным налоговым прессом, нежели аналогичные товары, продаваемые в медицинских аптеках. Подобного рода ситуации возникают и в процессе ценообразования, в частности — при определении централизованно устанавливаемых надбавок к цене реализации.
6. Административно-правовая регламентация рынка ветеринарных товаров включает в себя сертификацию ветеринарных препаратов, лицензирование ветеринарной деятельности, установление правил хранения и реализации лекарств и иных средств по уходу за животными и контроль за ввозом ветеринарных товаров из-за границы. Данные методы, не обладая характером рыночных, призваны обеспечивать учет интересов национальной безопасности при обороте лекарств и иных препаратов, способных представлять угрозу для здоровья и жизни населения. Однако несоответствие норм, применяемых к медицинским и ветеринарным аптекам и т. д., также ведет к неоправданным ограничениям на рынке ветеринарных товаров. В тех случаях, когда оборот ветеринарных товаров рассматривается отдельно, субъекты ветеринарного предпринимательства оказываются в дискриминационном положении, поскольку на реализуемые ими лекарства двойного назначения не распространяются льготы, предусмотренные для учреждений здравоохранения, аптек и т. д.
Субъекты ветеринарного предпринимательства, тем не менее, заинтересованы в сохранении самостоятельности, поскольку в противном случае на них будут распространяться дополнительные и не всегда обоснованные ограничения со стороны контролирующих государственных органов (требования к ветеринарным аптекам получать лицензию на фармацевтическую деятельность и др.). С другой стороны, фактическая отмена лицензирования реализации ветеринарных товаров объективно ведет к возникновению «серого» рынка лекарств-суррогатов. В этом случае только региональные органы власти и управления, в том числе в сфере ветеринарного дела, способны сохранить контроль над ситуацией.
Обоснованными можно признать лишь ограничения, связанные с требованиями по устройству ветеринарных аптек, квалификации их работников, правилам хранения отдельных видов лекарств и т. п., поскольку они сопряжены с вопросами обеспечения национальной безопасности и не затрагивают основ рыночного оборота ветеринарных товаров. Тем самым конкуренция между ветеринарными аптеками и иными организациями, имеющими право реализации средств врачевания животных, приобретает характер соперничества профессионалов, что отвечает интересам и государства, и потребителей. Подобного рода нормативные документы целесообразно принимать именно на региональном, а не на федеральном уровне, поскольку ветеринарные службы субъекта Федерации и местные предприниматели владеют всей необходимой информацией и объективно предрасположены к согласованию своих интересов в отличие от представителей Департамента ветеринарии МСХ РФ, имеющих дело с безликой массой причастных к ветеринарному делу.
7. Анализ оборота на региональном рынке ветеринарных товаров показывает, что на нем практически автономно сосуществуют два това-ропотока: в системе Зооветснабав сети негосударственных ветеринарных аптек.
В системе Зооветснаба, сохраняющей свое значение в качестве одного из ведущих каналов обеспечения всем необходимым мероприятий противоэпизоотического характера, потребители ветеринарных товаровсельскохозяйственные предприятия — ориентируются на приоритетное приобретение лекарств, дезинфектантов и биопрепаратов, экономя на вспомогательных материалах и оборудовании, насколько это возможно. Поскольку, с учетом высокой социальной значимости ветеринарных товаров и специфики крупнотоварного сельскохозяйственного производства, упразднение государственной системы снабжения не представляется возможной даже в отдаленной перспективе, то региональным подразделениям Зооветснаба следует сосредоточить свои усилия на гармонизации своего товарооборота с тем, чтобы сельхозпредприятия были обеспечены не только основными, но и вспомогательными материалами для проведения ветеринарных мероприятий. Данная ситуация характерна не только для Свердловской области, но и для прочих субъектов Российской Федерации с развитым аграрным сектором экономики.
8. Ассортимент сети негосударственных ветеринарных аптек более широк, поскольку городские владельцы домашних животных помимо лекарств нуждаются в различных предметах по уходу за своими любимцами, а также в специализированных кормах. Вместе с тем динамика ассортимента в негосударственных ветеринарных аптеках определяется совершенно иными причинами, нежели в системе Зооветснаба. Приобретение владельцами домашних животных лекарств в данном случае носит хотя и безусловный, но не абсолютно приоритетный характер. Любое повышение покупательной способности позволяет им расширять закупки средств по уходу за животными, делая выбор не между «за» или «против» покупки вообще, а в пользу отечественного или импортного товара. Соответственно, ситуация в Екатеринбурге может рассматриваться как типичная, поскольку поведение городских владельцев домашних животных, обусловленное отношением к своим питомцам, не зависит от конкретного населенного пункта.
9. Оборот ветеринарных товаров многосубъектен по определению, поскольку их производителями и потребителями могут выступать и государство, и юридические лица, и граждане. Отсюда ведущими источниками финансового обеспечения оборота ветеринарных товаров выступают бюджетные ассигнования и средства владельцев животных. Государство и регионы в интересах национальной безопасности финансируют проти-воэпизоотические и иные ветеринарные мероприятия, организуя движение ветеринарных товаров через систему Зооветснаба. В сети негосударствегшых ветеринарных аптек поступление товаров от оптовых поставщиков обеспечивается за счет как собственных, так и заемных средств, включая банковские и товарные кредиты.
На примере сети ветеринарных аптек «Согласие» (г. Екатеринбург) было показано, что собственные средства преобладают при организации ветеринарно-предпринимательской деятельности, после чего основным источником финансирования становятся заемные средства. Вместе с тем в российских условиях банковские кредиты оказываются менее выгодными, нежели товарные кредиты, хотя и в том, и в другом случае кредиторы способны предложить гибкие схемы предоставления клиентам денежных средств для расширения оборота ветеринарных товаров.
Тем самым в настоящее время нельзя утверждать, что государство создает необходимые условия для свободной конкуренции между субъектами реализации ветеринарных товаров. Рынок ветеринарных товаров в России еще формируется как институт, обладающий своими признаками и содержанием, и как на вне-, так и на внутриинституциональном уровне он еще нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
- Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Государственному ветеринарному надзору грузы: Утверждена МСХиП РФ 12 апреля 1997 г. // Курьер. 1997. 6 июня.
- Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Известия, 1993. 59 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 25−26 июня 1987 г. М.: Политиздат, 1987. 112 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
- О ветеринарии: Закон РФ от 14 мая 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 857.
- О ветеринарии: Закон Республики Кыргызстан от 6 марта 1992 г. // Ветеринария. 1993. № 3. С.3−6.
- О ветеринарной медицине: Закон Украины от 25 июня 1992 г. // Ветеринария. 1993. № 1. С.3−10.
- О ветеринарном деле: Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. // Ветеринария. 1996. № 1. С.3−8.
- О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 12 мая 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.
- О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
- О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.
- О лекарственных средствах: Федеральный закон от 22 июня 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3006.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 16 сентября 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 39. Ст. 4857.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3430.
- О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства: Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1724.
- О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 11. Ст. 997.
- О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства: Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 27. Ст. 3148.
- О налоге на прибыль предприятий и организаций: Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 11. Ст. 525.
- О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 10 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
- О порядке реорганизации колхозов и совхозов: Постановление Правительства РСФСР от 29 декабря 1991 г. // Земельно-аграрная реформа в России: Законодательство. М.: Юрид. лит., 1994. С.70−72.
- О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
- О регулировании размеров торговых надбавок к отпускным ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения: Постановление Правительства Свердловской области от 27 апреля 1999 г. // Областная газета. 1999. 30 апреля.
- Об объединении управления ветеринарной частью в Республике: Декрет СНК РСФСР от 18 февраля 1919 г.// Декреты Советской власти. Т.VI. М.: Политиздат, 1973. С.178−179.
- О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10 июня 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 26. Ст. 966.
- Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1194.
- Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 1. Ст. 190
- Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15.Ст.1634.
- Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 5 июля 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2862.
- Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1194.
- Об экспорте и импорте ветеринарных биологических и химических материалов: Указание Государственного таможенного комитета РФ от 29 июля 1992 г. // Российские вести. 1993. 1 апреля.
- Полный хозрасчет и самофинансирование: Сборник документов. М.: Изд-во «Правда», 1988. 368 с.
- Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации: Утверждено Правительством РФ 19 июня 1994 г. // Ветеринария. 1994. № 9. С.3−7.
- Положение о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Утверждено Правительством РФ 16 ноября 1993 г. // Ветеринария. 1994. № 2. С.3−5.
- Правила оказания платных ветеринарных услуг: Утверждены Правительством РФ 6 августа 1998 г. // Российская газета. 1998. 21 августа.
- Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов: Утверждены Госстандартом РФ 22 января 1997 г. // Курьер. 1997. 28 октября.
- Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств списка, А и Б, предназначенных для ветеринарных целей: Утверждены Департаментом ветеринарии МСХиП РФ по согласованию с МЗ РФ в 1998 г, // Ветеринарная газета. 2000. № 8.
- Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 2954.
- Федеративный договор: Документы. Комментарий / Редкол.: Абдулатипов Р. Г. и др. М.: Республика, 1994. 127 с. 2. Монографии
- Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.53−293.
- Астратова Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. Шадринск: ПО «Исеть», 1996. 324 с.
- Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ // История экономических учений. Часть I. Зарубежные экономические учения: Хрестоматия / Сост. B.JI. Берсенев, В. Б. Белолугов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1997. С.212−244.
- Берсенев B. J1. Исторические особенности реформирования аграрных отношений в России. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 136 с.
- Берсенев B. J1. История экономических учений: История зарубежных экономических учений: Курс лекций. 4.1. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2001. 236 с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. -М.: Фонд «Правовая культура», 1994. 864 с.
- Буглай В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. 160 с.
- Бухарин Н.И. Экономика переходного периода // Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989. С.94−176.
- Венжер В.Г. Вопросы использования закона стоимости в колхозном производстве. М.: Наука, 1965. 356 с.
- Венжер В.Г. Социально-экономические перспективы развития колхозного строя. М.: Наука, 1979. 287 с.
- Вершинин А.А. Аграрная реформа: Переход к рыночным отношениям. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. 135 с.
- Ветеринария: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. П. Шишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 639 с.
- Ветеринарная энциклопедия / Гл. ред. К. И. Скрябин. В 6-ти т. -М.: Советская энциклопедия, 1968−1975.
- Вихляев А.А., Шавишвшти Д. Ф. Розничные цены. М.: Финансы и статистика, 1990. 269 с.
- Воскобойник В.Ф. Организационно-технологический справочник ветеринарного специалиста. М.: Росагропромиздат, 1991. 316 с.
- Гинзбург А.Г. Организация и планирование ветеринарного дела. 2-е изд., пер. и доп. М.: Агропромиздат, 1985. 224 с.
- Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2000. 448 с.
- Закон стоимости и его использование в народном хозяйстве СССР / Под ред. Я. А. Кронрода. М.: Госполитиздат, 1959. 515 с.
- Закон стоимости и его роль при социализме: Сборник мат-лов / Ред. И. А. Цаголов. М.: Госпланиздат, 1959. 336 с.
- История экономических учений. Ч. П: Учебник / Под ред. А. Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 416 с.
- Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве / Под ред. и с вв. ст. проф. М. И. Бурского. М.-Л.: ОГИЗ, Сельхозгиз, 1937. 301 с.
- Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры, 1960. 640 с.
- Корнай Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. 607 с.
- Коуз Р. Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 360 с.
- Курс экономической теории: Учебник. 4-е, доп. и перераб. изд. Киров: «АСА», 2001. 752 с.
- Ш. Крэнделл Р. 1001 способ успешного марктинга, даже если вы ненавидите продавать / Пер. с анл. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 496 с.
- Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1992. 389 с.
- Лисичкин Г. С. План и рынок. М.: Экономика, 1966. 96 с.
- Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. 544 с.
- Маркс К. Капитал: Критика политической экономики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23- 24- 25. 4. I-II.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. М.: Прогресс, 1993. 408 е.- 303 е.- 339 с.
- Никитин И.Н., Василевский Н. М. Ветеринарное предпринимательство. М.: Колос, 2001. 224 с.
- Никитин И.Н., Калугин В. И. История ветеринарии. М.: Агропромиздат, 1988. 190 с.
- Овчинников Г. П. Международная экономика: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. 620 с.
- Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. 496 с.
- Организация и экономика ветеринарного дела / И. Н. Никитин, Ф. Ф. Белоусов, А. Г. Гинзбург, М.Х. Шайхаманов- Под ред. А. Д. Третьякова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Агропромиздат, 1987. 351 с.
- Попов Е.В., Татаркин А. И. Теория анализа рынка. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. 220 с.
- Рикардо Р. Начала политической экономии и налогового обложения // Рикардо Д. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1955. С.30−358.
- XVII конференция Всесоюзной коммунистической партии (б): Стенографический отчет. М.: Партиздат, 1932. 296 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
- Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: Госполитиздат, 1953. 224 с.
- Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: РОССПЭН, 1998.664 с.
- Цены и экономика капитализма: Пер. с англ. / Общ. ред. и пре-дисл. Е. И. Пунииа и С. Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1989. 320 с.
- Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции: Рео-риентация теории стоимости. М.: Экономика, 1996. 351 с.
- Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. В 4-х т. М.: Советская энциклопедия, 1972−1980.
- Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. 282 с.
- Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.408 с.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.1−338.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991. 332 с. 3. Брошюры, статьи и др.
- Абдулманова Е. Из истории аптекарской таксы // Фармацевтический вестник. 2002. № 17−18. С. 37.
- Авилов В.М. Состояние и задачи агробиологической промышленности в обеспечении стойкого противоэпизоотического благополучия Российской Федерации // Ветеринария. 1996. № 8. С.5−7.
- Авилов В.М., Воскобойник В. Ф. Организация и экономика ветеринарного дела в условиях рыночной ориентации // Ветерианрия. 1996. № 9. С.3−7.
- Алтухов И.А. Реформа экономических отношений в сельском хозяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1991. № 6. С. 5.
- Бакулов И.А. О создании Всесоюзной ветеринарной ассоциации //Ветеринария. 1990. № 1.С.12−17.
- Бекузарова J1.IO. Способы ценового регулирования хозяйственной деятельности // Юрист. 2002. № 3. С.32−34.
- Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство: Теоретические мысли по поводу русского опыта // Новый мир. 1990. № 8. С. 174−212.
- Герунова Л.К., Савицкий С. В. Закон «О лекарственных средствах» и проблемы ветеринарной фармации // Ветеринарная газета. 2000. № 23.
- Гордеев А. Курсом стабилизации и развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2000. № 4. С.3−12.
- Датчук В., Козлов А. Противоречия в законе затрудняют // Фармацевтический вестник. 2001. 20 февраля.
- Еще раз об образовании Всесоюзной ветеринарной ассоциации // Ветеринария. 1990. № 7. С.6−7.
- Знаменательное событие // Ветеринария. 1991. № 1. С.3−7.
- Качество ветпрепаратов: новые возможности управления // Ветеринарная газета. 1998. № 19−20.
- Каскж В.И. Совершенствовать ветеринарное снабжение // Ветеринария. 1988. № 5. С.3−5.
- Каскж В.И., Новгородов В. П. Улучшение снабжения хозяйств лечебно-профилактическими средствами // Ветеринария. 1990. № 11. С.3−7.
- Каскж В.И., Трефилов А. А. Зооветеринарное снабжение: становление, развитие, перспективы // Ветеринария. 1989. № 12. С.3−8.
- Катасонов С. Нечеловеческий бизнес // Коммерсантъ-Деньги. 2001. № 40. С.33−42.
- Мелик-Еганов Г. Р. Мерчандайзинг удобно покупателю, выгодно аптеке // Новая аптека. 2001. № 4. С.65−66.
- Никитин И.Н. Маркетинг в сфере ветеринарного бизнеса // Ветеринария. 1998. № 7. С.16−19.
- Никитин И.Н. Научные и правовые основы ветеринарного бизнеса // Ветеринария. 1996. № 3. С.3−7.
- Никитин И.Н. Основные направления научных исследований по совершенствованию ветеринарного дела// Ветеринария. 1994. № 11. С.3−6.
- Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С.6−12.
- О снабжении ветеринарными препаратами // Ветеринария. 1990. № 9. С.6−8.
- Павлов М. Зоогеография России // ЗооМедВет-информ. 2002. № 5. С.З.
- Павлов М. Средства по уходу за шерстью: обзор рынка розничных цен // ЗооВетМед-информ. 2002. № 9. С.3−6.
- Панин А. Качество ветпрепаратов: новые возможности управления // Ветеринарная газета. 1998. № 19−20.
- Попов Г. Х. С точки зрения экономиста: О романе А. Бека «Новое назначение» // Наука и жизнь. 1987. № 4. С.54−65.
- Савченко Е. Выбор приоритетов аграрной политики России в современных условиях // АПК: экономика, управление. 2000. № 3. С.3−8.
- Семенов Б.С., Нечаев А. Ю. Применение наркотических, психотропных и сильнодействующих средств // Ветеринария. 2000. № 8. С.51−5(25. Сидорчук А. А. К образованию Ветеринарной ассоциации СССР // Ветеринария. 1990. № 7. С. 8.
- Сталин И.В. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) 26 января 1934 года // Сталин И. В. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М.: Госполитиздат, 1952. С.459−523.
- Стебко В.П., Игнатов Ю. А. Нужны ли ветеринарные общества? // Ветеринария. 1989. № 11. С. 20.
- Таршис М.Г., Гущин В. Н. Организационно-экономические проблемы современной ветеринарии // Ветеринария. 1992. № 2. С.3−7.
- Телефонный справочник республиканских, в составе РФ, краевых, областных предприятий и организаций системы «Зооветснаб». М.: Б.и., 1997. 14 с.
- Третьяков А.Д. и др. Очередные задачи советской ветеринарии // Ветеринария. 1987. № 11. С.3−40.
- Ушачев И. Организация управления АПК и современные информационные системы // АПК: экономика, управление. 1999. № 9. С.24−35.
- Филиппов В.В. Перестройка и хозрасчет в ветеринарной науке // Ветеринария. 1989. № 5. С.3−7.
- Храпов А.П., Трефилов А. А. На уровень современных требований // Ветеринария, 1985. № 7. С.3−4.
- Шаматава В.П., Шаматава Т. В. Экономическая эффективность противобруцеллезных мероприятий // Организация и экономика ветеринарных мероприятий: Межвуз. сборн. науч. трудов. Казань: Изд-во Казан. вет. ин-та, 1988. С.10−13.
- Шапова J1.M., Панин А. Н., Третьяков А. Д., Гарбузов А. В., Сергеева Т. Н., Рыбакова A.M. К вопросу о сертификации ветеринарных препаратов // Сертификация. 1998. № 2. С. 16−17.
- Шутьков А., Богдановский В. Социально-экономические проблемы земельной реформы // АПК: экономика, управление. 1991. № 1. С. 18−27.
- Чуклов Н.Ф., Самуйленко А. Я. Стандартизация продукции и унификация документации //Ветеринария. 1997. № 11. С.8−12.
- Levitt Т. Exploit the Product Life Cycle // Harvard Business Review. Vol.43 (Nov.-Dec. 1965). P.81−94.
- McKee J.B. Introduction to Sociology. N.Y. 1969. 278 p.
- Narus J.A., Anderson J.C. Turn Your Industrial Distributors into Partners // Harvard Business Review Vol.64 (March-April 1986). P.66−71.