Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система налогообложения и ее влияние на формирование налогового потенциала субъектов экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.1. В основе современной налоговой системы Российской Федерации лежат принципы, выработанные всей историей развития налогов и налоговой системы. История налогов свидетельствует о поисках механизма использования налогов в регулировании экономики и постепенной выработке, расширении и усложнении структуры механизма налогового регулирования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Основы функционирования налоговой системы Российской
  • Федерации
    • 1. 1. Теоретические основы функционирования налоговых систем
    • 1. 2. Проблемы налоговых реформ Российской Федерации
  • Глава 2. Налоговый потенциал как фактор формирования бюджета
    • 2. 1. Понятие и роль экономического и налогового потенциала в системе общественного потенциала страны
    • 2. 2. Анализ влияния налоговых поступлений на формирование бюджета РФ
    • 2. 3. Направления совершенствования Федерального фонда финансовой поддержки регионов
  • Глава 3. Совершенствование системы экономических отношений предприятий и государства через налоговый потенциал и налоговую нагрузку
    • 3. 1. Обоснование системы показателей для оценки налогового потенциала и налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов
    • 3. 2. Совершенствование методики анализа налогового потенциала и налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов

Система налогообложения и ее влияние на формирование налогового потенциала субъектов экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Среди проблем развития российской экономики по остроте, актуальности и практическому значению одно из основных мест принадлежит концептуальному совершенствованию налоговой системы в нашей стране.

Проблемы взаимодействия налоговой системы с экономической средой изучались с момента возникновения налоговых отношений и до наших дней различными исследователями. Разработано множество концепций налогообложения, позволяющих анализировать результаты налоговой политики на качественном уровне и представляющих несомненный теоретический и практический интерес. Однако на практике использование той или иной концепции сопряжено с большими трудностями прежде всего из-за отсутствия соответствующего методического аппарата оценки эффективности налогового механизма. Такая ситуация в целом обусловлена отсутствием адекватных инструментов количественного описания взаимодействия налоговой и экономической систем.

На современном этапе развития экономики, когда остро стоит вопрос о необходимости оказания регионам целевой государственной поддержки, качественные оценки социально-экономического состояния региона оказываются недостаточными и не позволяют принимать адекватные решения в сфере налогообложения вследствие искаженной информации о налоговом потенциале территории, организации, предприятия, объеме производства в денежном выражении, реальной налоговой базе, доходах предприятий, уровне жизни населения и др. Кроме того, сегодняшняя налоговая политика часто не учитывает потребностей предприятий и, в этой связи, препятствует реализации одной из основных целей государственного регулирования экономикиобеспечению экономического роста хозяйствующих субъектов.

Поэтому в настоящее время проблемы определения налогового потенциала субъектов экономики, а также выявления факторов, оказывающих влияние на налоговую базу с целью мобилизации его внутренних резервов, актуальны для всех участников экономической деятельности. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения качественно новых взаимоотношений между предприятиями и бюджетом.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день проблемы воздействия системы налогообложения на деятельность субъектов экономики и оценки их налогового потенциала остаются недостаточно исследованными. Разработка теоретических и научно обоснованных практических рекомендаций по их взаимодействию становится важной предпосылкой совершенствования анализа налоговой нагрузки и налогового потенциала субъектов экономики, механизма реализации налоговой политики.

Концептуальные вопросы построения налоговых систем, рассмотренные в диссертации, основаны на теоретических положениях представителей ведущих экономических школ: А. Вагнера, Г. Джорджа, Дж. Кейнса, Я. Корни, А. Лаффера,. Ж. Маршала, Д. Миля, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, А. Соколова, А. Тейта, А. Тривуса, М. Фридмана, и др.

Этой проблеме посвящены труды многих отечественных и зарубежных экономистов: Л. И. Абалкина, Л. Г. Бариновой, О. В. Богачевой, A.B. Брызгалина, И. В. Горского, А. З. Дадашева, Г. В. Девликамовой, И. Н. Демчука, О. В. Ефимовой, М. Н. Крейниной, А. А Кугаенко, Е. А. Кировой, И. Н. Михайловой, В. Г. Панскова, М. В. Рамоновского, М. Рубченко, С. Н. Хурсевича, Д. Г. Черника, Р. Б. Шахбанова, Т. Ф. Юткиной, и т. д.

Выше перечисленные проблемы, научная и практическая значимость решения данных вопросов при переходе к рынку, их актуальность предопределяют выбор темы диссертационного исследования, его цели, задачи и направления.

Цель и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является совершенствование механизма воздействия системы налогообложения на деятельность субъектов экономики и формирование их налогового потенциала.

Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач: исследовать теоретические основы функционирования налоговой системы и выявить влияние налогообложения на деятельность субъектов экономикиуточнить понятие «налоговый потенциал», определить его содержание и роль в формировании общественного потенциалаисследовать методику определения Фонда финансовой поддержки региона (ФФПР) и выявить направления ее совершенствования с учетом особенностей экономики регионоввыявить резервы налогового потенциала Республики Дагестан с целью сокращения дотационное&tradeи создания предпосылок для ее самостоятельного экономического развитияразработать и обосновать систему обобщающих и частных показателей для характеристики налоговой нагрузки и налогового потенциала субъектов экономикиусовершенствовать методику анализа налогового потенциала и налоговой нагрузки субъектов экономики.

Объектом исследования является взаимоотношения субъектов экономики в сфере налогообложения.

Предметом исследования являются процесс и факторы формирования налогового потенциала субъектов экономики.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Дагестан по экономике и налогообложению, указы Президента и постановления.

Правительства РФ и Республики Дагестан по вопросам налоговой политики и экономического развития, материалы периодических изданий, институтов, комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней по налогам и экономическим вопросам и др.

Информационную базу исследования составили данные Госкомстата Российской Федерации и Республики Дагестан, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборамМинистерства экономики и Министерства финансов Республики Дагестан, Управления МНС Российской Федерации по Республике Дагестан.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как логический, структурный и функциональный анализ, факторный и комплексный анализ, группировки, детализации, обобщения и другие.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и рекомендаций по совершенствованию механизма воздействия системы налогообложения на деятельность субъектов экономики, способствующего наращиванию их налогового потенциала и развитию производства.

Основные результаты, определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

— дана авторская интерпретация понятия «налоговая система», под которой понимается совокупность рычагов государственного регулирования экономики с целью формирования доходной части бюджета для обеспечения устойчивого ее развития и расширения масштабов производства;

— предложена авторская формулировка понятия «налоговый потенциал», который представляет собой сумму возможных поступлений налоговых платежей в бюджет в рамках реализации действующего законодательства, определяемую исходя из прогнозируемых экономических возможностей субъектов экономики и установлена его роль в формировании регионального бюджета, состоящая в регулировании государством налоговой системы посредством проведения мероприятий по его росту;

— на основе дополнения показателями, учитывающими особенности экономики региона и их влияние на потенциалообразующие факторы, усовершенствована действующая методика определения Федерального фонда финансовой под держки региона (ФФПР);

— на базе разработанной системы показателей, таких как добавленная стоимость, доли заработной платы и амортизации в ней, предложена методика определения налогового потенциала субъектов экономики;

— обоснована система показателей, позволяющая достоверно оценить и проанализировать степень налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект- -разработана методика расчета резервов налоговых поступлений, опирающаяся на специальные показатели: налоговый потенциал, налоговая нагрузка, в том числе недоимка, отчисления во внебюджетные фонды и другие.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее выводов и методических рекомендаций для исполнения бюджета в сочетании с устойчивым экономическим развитием страны, региона и предприятий. Предложенная методика расчета индекса налогового потенциала регионов позволяет определить реальные потребности субъектов Российской Федерации в средствах из ФФПР с учетом внутренних налоговых резервов регионов, структурных особенностей экономики и объемов налоговой недоимки.

Рекомендации автора могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке законодательных актов, концепций и программ. Ряд положений диссертации применяются преподавателями, студентами, практическими работниками при непосредственном управлении экономическим развитием хозяйствующих субъектов и в работе соответствующих муниципальных и республиканских органов власти, определяющих направления реформирования налоговой системы РФ, основ региональной налоговой политики и налогового регулирования развития экономики территорий.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях «Проблемы экономики, финансов и управления производством» (г. Иваново, 1999 г.), «Тенденции развития региональной экономики на рубеже веков» (г. Махачкала, апрель 2000 г.), «Совершенствование хозяйственного учета, анализа и аудита в условиях рынка» (г. Астрахань, 2004г), а также на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученных и аспирантов ДГУ (1996 — 2004 гг.).

Отдельные положения и выводы диссертации использованны Министерством финансов Республики Дагестан и Управлением МНС РФ по Республике Дагестан.

Материалы диссертации используются в учебном процессе при преподавании финансово-экономических дисциплин в Дагестанском государственном университете.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в двадцати работах общим объемом 4,9п.л. в том числе авторский объем 4,8 п.л.

Объем и структура работы. Цель исследования, его основные задачи и логика предопределили структуру данной научной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованного литературы и 12 приложений. Объем диссертации — 117 страниц, она содержит 1 рисунок и 18 таблиц. Список использованной литературы включает 151 наименование.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.1. В основе современной налоговой системы Российской Федерации лежат принципы, выработанные всей историей развития налогов и налоговой системы. История налогов свидетельствует о поисках механизма использования налогов в регулировании экономики и постепенной выработке, расширении и усложнении структуры механизма налогового регулирования. Усложнение социально-экономической структуры общества требовало развития теории налогообложения с учетом усиления экономической роли государства. Объективная необходимость процесса активизации деятельности государства в сфере экономики послужила толчком к углублению теоретического анализа финансовой деятельности государства, к расширению границ исследования роли налогового регулирования. В связи с этим, представляется целесообразным уточнитьбазовые понятия. Под налоговой системой мы понимаем совокупность рьшагов государственного регулирования экономики с целью формирования доходной части бюджета для обеспечения стабильного ее развития и расширения производства. Одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Существующий налоговый механизм в России нельзя считать эффективной и действенной системой организационно-экономических и правовых отношений, так как при построении налоговой системы не учитываются важные принципы налогообложения: принцип стабильности налоговой политики государства и принцип справедливости и др. Это обусловливает ярко выраженную фискальную направленность налоговой системы РФ. В связи с чем необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям.2. Особенности современного этапа развития экономики, финансовое положение российских предприятий обостряют проблемы реализации потенциальных возможностей. В связи с этим возникает необходимость уточнения категории «потенциал», который в настоящее время не имеет однозначного содержания. При определении понятия «экономический потенциал» автор поддерживает мнение исследователей, которые считают, что экономический потенциал — это совокупность накопленных ресурсов и не использованных возможностей в области материального производства и непроизводственной сферы, а также нереализованные предприятиям способность решать комплексные задачи по производству разнообразной продукции, оказании услуг. Решение проблем с бюджетом хозяйствующих субъектов по налоговым обязательствам автор видит в направлении увеличения экономического потенциала предприятий. Экономический потенциал региона обладает свойством аддитивности, т. е. его величина соответствует сумме потенциалов отраслей, которые, в свою очередь, являются суммой потенциалов предприятий.3. В результате проведенного анализа установлено, что в литературе не рассматривается оценка потенциальных возможностей предприятия в области погашения налоговых обязательств, отсутствуют измерители, а также методы оценки и анализа налогового потенциала предприятия, характеризующие отношения с бюджетом. Исследование категории «экономический потенциал», позволило выделить в его структуре категорию «налоговый потенциал» и уточнить ее экономическое содержание применительно к предприятию. Налоговый потенциал предприятия в первую очередь подразумевает налогоспособность предприятия, т. е. способность своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты с бюджетной системой по законодательно установленным налогам и сборам. Следовательно, налоговый потенциал в целом — это сумма возможных поступлений налоговых платежей в бюджет на основе действующего законодательства, определяемая исходя из прогнозируемых экономических возможностей субъектов экономики.4. Решение государственной задачи по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует нового методологического подхода к количественной оценке налогового потенциала региона. Выбор показателя, отражающего потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы, осложняется отсутствием достоверной статистической базы: данные часто оказываются неточными или отсутствуют вообще. При оценке взаимосвязи состояния экономики регионов и объемов финансовой помощи необходимо иметь в виду, что, в частности, в Республике Дагестан сложилась критическая финансовоэкономическая ситуация. Народнохозяйственный комплекс практически разрушен, уровень безработицы высокий, показатели по доходам на душу населения одни из наиболее низких в России. Спад производства, кризисное положение в сельском хозяйстве отразились на доходной части местных и республиканских бюджетов, увеличили их дефицит. В связи с чем возникает необходимость поиска внутренних резервов и оказания регионам России адекватной государственной поддержки. Анализ динамики бюджета Республики Дагестан за период 1987;2003гг.показал, что наименьший уровень дотационности бюджета в этот период зафиксирован в 1990 году, когда на 1 руб. собственных бюджетных средств приходилось 24 копейки трансфертов. Начиная с этого периода, происходит увеличение объема финансовой помощи и дотационность бюджета возрастает от 1,83 до 7,54, т. е. на 1 руб. собственных средств в этом случаг приходится от.

1,83 до 7,54 руб. дотации. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов Российской Федерации (ФФПР), является одним из основных элементов системы межбюджетных отношений. Одной из актуальных задач реформирования этих отношений в настоящее время является повышение эффективности системы федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации. Среди основных направлений совершенствования данной системы главное место занимает внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи, а также стимулирующего характера финансовой поддержки. Для этого необходимо осуществлять расчет сумм финансовой помощи регионам с учетом показателей потенциальных налоговых доходов и нормальных расходных потребностей.5. Проведенный анализ в работе показал, что используемая в настоящее время методика определения ФФПР имеет недостатки: Во-первых, при расчете ФФПР происходит искусственное завышение трансфертов, так как не учитьюаются реальные условия функционирования хозяйствующих субъектов, в частности, их налоговый потенциал. Во-вторых, действующая методика для расчета индекса налогового потенциала (ИНП) предполагает исключение из ВРП сельскохозяйственной продукции. На наш взгляд, такая методика для Республики Дагестан неприемлема, так как среди основных отраслей экономики наибольший удельный вес в ВРП составляет сельское хозяйство (26,7). Если в расчете ВРП не учитывать сельское хозяйство, то искажается значение поправочных коэффициентов отраслей экономики и налогового потенциала региона. В-третьих, действующая методика не стимулирует регионы повышать собираемость налогов. При расчете индекса налогового потенциала не учитывается в качестве полноценного финансового ресурса налоговая недоимка. Вследствие этого у регионов нет стимулов к реальному отражению налогового потенциала, и отсутствует заинтересованность в изыскании и мобилизации внутренних налоговых резервов, что снижает эффективность работы налоговых органов. В-четвертых, показатель ВРП не имеет достаточной статистической базы, не разрабатывается Госкомстатом с нужной степенью детализации и не отражает реальную ситуацию и ее динамику, искажает налоговые возможности регионов. По нашему мнению, необходимо отказаться от использования ВРП при оценке налогового потенциала и вместе него применять показатель добавленной стоимости. В-пятых, некорректным представляется подход к оценке налогового потенциала с помощью показателя фактически собранных в регионе платежей в бюджет, при котором образуется разрыв между фактическим объемом и потенциальной способностью региона генерировать бюджетные доходы. Например, регионы, обладающие равными налоговыми потенциалами, могут собирать разное количество платежей из-за разных налоговых ставок или вследствие различной результативности работы налоговых органов. К тому же, объем бюджетных поступлений за счет собственных источников оказывает влияние на уровень налоговой дисциплины среди налогоплательщиков: в одном регионе преобладают законопослушные налогоплательщики, в другом — они стараются скрыть свои доходы. Исходя из этого нами рассчитан ИНП по действующей методике с учетом:

1. добавленной стоимости и налогового потенциала сельского хозяйства;

2. показателя недоимки;

3. добавленной стоимости и налогового потенциала сельского хозяйства и показателя недоимки. С использованием этих показателей изменяется как величина ИНП так и его составляюш[ие.Проделанный в работе анализ показывает, что индекс налогового потенциала (ИНП) РД с учетом реальных условий региона оказывается значительно выше (49,5%) по сравнению с индексом, рассчитанным по действующей методике. В связи с этим налоговые поступления в Республике Дагестан позволяют снизить объем ФФПР для РД на -18,6%.Анализ показателей добавленной стоимости, налоговых доходов и ФФПР полученный и расчетный показывает, что объем помощи из Федерального фонда финансовой поддержки может быть значительно снижен.6. В современных условиях большинство регионов страны нуждается в дополнительной финансовой помощи. Мы считаем, что рассматривать проблемы установления размера финансовой помощи конкретному региону необходимо на основе анализа налогового потенциала и налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. В этом аспекте следует различать понятия налоговой нагрузки и налогового бремени. Налоговая нагрузка — это экономическая категория, которая отражает соотношение общей массы налогов и сборов уплачиваемых предприятием в фискальные органы, к добавленной стоимости созданной предприятием в данный отчетный период. Налоговое бремя-это часть налоговой нагрузки, которая ложится на конкретное юридическое или физическое лицо, не независимо от обязательств, а в силу построения налоговой системы взимания обязательств.7. В настоящее время среди специалистов, занимающихся теорией и практикой налогообложения нет единого мнения по вопросу: какой показатель наиболее адекватно характеризует налоговый потенциал и налоговую нагрузку экономики хозяйствующих субъектов? По нашему мнению, таким показателем является добавленная стоимость, так как она является основным источником налоговых выплат предприятий, характеризует результат деятельности предприятия по вновь созданной стоимости и позволяет реально оценить налоговую нагрузку и налоговый потенциал предприятия. Такой подход делает неубедительными доводы тех, кто предлагает снижать ставки налогов, не увеличивая добавленной стоимости. Итак, налоговую нагрузку следует определять как отношение налогов, сборов и иных платежей, уплаченных в бюджетную систему и внебюджетные фонды, к добавленной стоимости, принимая во внимание налоговые поступления за вычетом платежей, мобилизуемых в консолидированный бюджет в счет погашения недоимки и штрафных санкций.8. Совершенствованием анализа налоговой нагрузки и налогового потенциала является выбор и обоснование системы показателей. Этот выбор направлен в первую очередь на сочетание интересов государства с интересами хозяйствующего субъекта. Мы сгруппировали их по двум направлениям:

1. показатели, характеризующие налоговый потенциал хозяйствующих субъектов;

2. показатели, характеризующие степень налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект. Налоговая нагрузка, как экономическая категория, отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы с показателями его деятельности. При этом для анализа необходимы как обобщающие, так и частные показатели налоговой нагрузки и налогового потенциала.9. Содержательной частью анализа налогового потенциала является факторный анализ обобщаюпщх показателей налогового потенциала и налоговой нагрузки. Нами проведен факторный анализ налогового потенциала, отталкиваясь от вновь введенного показателя коэффициента покрытия налоговых обязательств. По каждому обобщающему показателю можно разработать методику факторного анализа. Проанализировав методику факторного анализа коэффициента покрыгия налоговых обязательств по обобщающему показателю «добавленная стоимость», мы получили факторную систему, аддитивно зависящую от двух факторов: • суммы ФОТ, приходящейся на 1 рубль налогов- • суммы прибыли, приходящейся на 1 рубль налогов. Чем выше их значение, тем лучше значение коэффициентов покрытия налоговых обязательств. В предлагаемой системе обобщающих и частных показателей, характеризующих налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, центральное место занимает соотношение налоговых обязательств и добавленной стоимости или коэффициент налоговой нагрузки по добавленной стоимости. При этом следует иметь в виду, что его положительная динамика обусловлена не столько снижением суммы налоговых обязательств, а столько увеличением добавленной стоимости. Это означает, что доводы по поводу уменьшения абсолютных сумм налоговых обязательств не убедительные, и приоритет имеет увеличение добавленной стоимости хозяйствующих субъектов.10. В процессе анализа совокупности факторов для изучения налогового потенциала автором отобраны показатели, которые позволили установить, что в первую очередь налоговый потенциал государства, региона, отрасли и. предприятий зависит от величины созданной добавленной стоимости, и чем она больше, тем больше налоговый потенциал. Также налоговый потенциал зависит от доли добавленной стоимости в валовой выручке и доли заработной платы в добавленной стоимости (нелинейная прямая зависимость), от доли амортизации в добавленной стоимости (обратная нелинейная зависимость).По методике, предложенной автором, налоговый потенциал в 2002 году составил 13,6 млрд руб., что на 2,89 млрд руб. больше, чем в 2000 г. Однако при сравнении налогового потенциала с налоговой нагрузкой видно, что налоговая нагрузка значительно ниже налогового потенциала. Несмотря на увеличение темпов роста налоговой нагрузки и снижение темпов роста недоимки, уровень налоговой нагрузки составляет всего лишь 40,1% от налогового потенциала, а резерв поступления налогов в 2002 г. составляет 6,549 млрд руб., что на 0,257 млрд руб. больше, чем в 2000 г. Несмотря на увеличение резерва налоговых поступлений по сравнению с 2000 г. на 0,4%, республика получает значительную сумму из ФФПР, в 2002 году объем поступления увеличился на Сравнение резерва увеличения налоговых поступлений (за счет неиспользованного налогового потенциала) с величиной ФФПР показывает, что поступления трансфертов значительно выше потребности в них. В 2002 г. Республика Дагестан могла обойтись без ФФПР, так как резерв налоговых поступлений за счет неиспользованного налогового потенциала превышает размер помощи, полученный из ФФПР, на 1294 млн руб. В 2002 г. в соответствии с расчетами автора Республика Дагестан должна была получить не 9533 млн руб., а 2984 млн руб., т. е. на 6549 млн руб. меньше. Сумма имеющегося резерва свидетельствует о возможности к постепенному переходу на бюджетный федерализм и экономической самостоятельности при условии стабилизации экономики в республике.11. Роль различных групп налоговых издержек зависит от специфики производства, отрасли деятельности и других факторов, но общая картина их структуры характерна для большинства из них. На основе приведенных показателей и расчетных формул нами проведен анализ обобщающих показателей налоговой нагрузки, который показал, что увеличение источника возмещения, т. е. добавленной стоимости вызвало два положительных процесса: снижение налоговой нагрузки на предприятие на.

24,3% и одновременно увеличение поступления налогов в бюджет на 14%.Опережающий рост выручки с продаж, добавленной стоимости и финансовых ресурсов по сравнению с ростом налоговых издержек способствовал снижению налоговой нагрузки на добавленную стоимость, финансовые ресурсы и реализацию как по обобщающим, так и по частным показателям. Данная методика оперирует микроэкономическими показателями, которые являются обязательными для статистической отчетности промышленного предприятия и не требуют дополнительных расчетов, что, по нашему мнению, является несомненным достоинством. Методика позволяет провести комплексный анализ совокупности налогов и сборов, уплачиваемых конкретным предприятием в разные годы, выявить наиболее значимые факторы, вызвавшие изменения в динамике и структуре налоговой совокупности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» (с изм. и доп. от 12 марта, 30 июня, 24, 25 июля, 25 октября, 27 ноября, 19,24,31 декабря 2002 г.).
  3. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изм. и доп. от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.).
  4. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» (с изм. и доп. от 10 июля, 5 августа, 25 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.).
  5. Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118−1.
  6. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2002 год» от 18.03.02.
  7. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2003 год». Проект.
  8. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, -1997,№ 6. -С.4−12.
  9. М. С. Грачев A.B. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: «Дело и сервис», 2000.
  10. В. Н. Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. -М.: Экономика, 1989.
  11. Агапова Т. Н Статистические методы изучения структуры сложных систем и ее изменения. М.: Финансы и статистика, 1996.
  12. A.M. Управление социально-экономическим развитием региона: программно-целевой подход Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.-С.7.
  13. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов. A.JI. Коломиец. //Налоговый Вестник 2000, № 2. с.З.
  14. Анализ формирования консолидированного бюджета РД за период 19 871 998гг.- Махачкала: Управление финансов, инновационной политики и экономической деятельности. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
  15. В.Г., Белендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. -М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 1997.
  16. В.О. О действующем налоговом бремени и эффективности действующей системы налогообложения в Российской Федерации // Налоговый вестник -1996, № 12.
  17. Ю.А., Шахбанов Р. Б. Бухгалтерский учет налогов. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.
  18. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: «Финансы и статистика», 2000.
  19. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1998.
  20. Л.Г., Косарева Т.Е, Юринова Л. А. Налогообложение предприятий: Учеб. пособие. С.-Пб., 1997.
  21. P.A. Рост экономического потенциала. -М: Экономика, 1971.
  22. К. Трава сквозь асфальт // Эксперт, 1998, № 13. -С.20−21.
  23. О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы, 2002 № 2 -С29−32.
  24. О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы, 2002, № 3 -С21−23.
  25. Большая советская энциклопедия: Т.29/ Гл. редактор А. М. Прохоров.-М.: Советская энциклопедия, 1975.
  26. Большой советский энциклопедический словарь -2-е изд., перераб. и доп. -М.: «Большая советская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1999.
  27. Л.Г., Врублевская О. В., Косарева Т. Е., Юринова JI.A. Бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1998. -с.209.
  28. Л.Г., Врублевская О. В., Косарева Т. Е., Юринова Л. А. Бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1998. -с.214.
  29. А., Саулин А. Интегральная оценка результатов работы предприятий в России// Вопросы в экономики. -1998, № 6.
  30. A.B., Берник В. Р. Методы налоговой оптимизации. М.: «Аналитика-Пресс», 1999.
  31. В.Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. М.: «ПРИОР», 2002.
  32. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10,24 июля, 24 декабря 2002 г.).
  33. А. Финансовая наука. Извлечение. -Спб., 1893. -С.138.
  34. Введение в экономико-математические модели налогообложения: Учеб. пособие / Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2000.
  35. Э.П. Структура и эффективность промышленного производства -М.: Мысль, 1974.-198.
  36. И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений //Финансы -1999, № 6. -С.27−30.
  37. Государственный комитет Республики Дагестан по статистике. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2000 год, январь-декабрь.
  38. Государственный комитет Республики Дагестан по статистике. Социально-экономическое положение Республики Дагестан 1999 год. 2000.
  39. Государственный комитет Республики Дагестан по статистике. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1999 год, январь-июнь.
  40. Г. В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы -№ 8, -С40−42.
  41. Демчук H.H.//Налоговый вестник, 1999, № 4
  42. В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики //Экономист, 2000, № 5. -С.40.
  43. О.В. Финансовый анализ. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд. «Бухгалтерский учет», 2002.
  44. З.М. Теория экономического анализа. Курс лекций.- М.: «Финанасы и статистика», 2002.
  45. Н.И. Производственный потенциал обновление, использование -Киев: Наука Думка, 1989. с. 13.
  46. Исаева Ш. М Налоговая система и проблемы развития бухгалтерского учета//Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и студентов факультета. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.
  47. Ш. М. Анализ состава налогоплательщиков на примере г. Махачкала //Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и студентов факультета. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997.
  48. Ш. М. Проблемы налогообложения в России / Проблемы экономики, финансов и управления производством. Межвузовский сборник научных трудов. — Иваново, 1999. -с547−545.
  49. А., Михайлова И. Н. Оценки налоговой нагрузки на предприятия. //Финансы, 1999, № 8. -С.34.
  50. Какой быть налоговой системе России. // Бухгалтерский учет, 1995, № 12.
  51. В.Д. Экономическая теория: Учебник. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. — 640 с.
  52. Н.А. Продукция используется для собственного потребления: нужно ли начислять НДС? // Главбух, 2001, № 16, ст.27−35.
  53. Кирова Е. А Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Финансы -1998, № 9.
  54. В.В. 0 критериях определения неплатежеспособности.
  55. В.В. Введение в финансовый менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1997.-c.181.
  56. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1998.
  57. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: Издательство «Проспект», 2001.
  58. Коломиец A. J1. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов //Налоговый вестник, -2000, № 2. -С.3−6.
  59. Н.П. Основы финансового анализа М.: Главбух, 1998.
  60. М.Н. Влияние налоговой системы на Финансовое состояние предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. -1997.
  61. Кризис неплатежей// Эко, 1994, № 6. -С.82.
  62. А.А., Белянин М. П. Налоги: Кто? Кому? Сколько? М.: Прометей, 1993.
  63. Курс экономической теории. Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чипурина, Е. А. Кисилева. -Киров, 1993. -475с.
  64. А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России //Рынок ценных бумаг, 1999, № 5. -С.38−53.
  65. И.О. Оналоговой системе России //Финанасы. 1995.-№ 2. -С. 12.
  66. А. Налогово-бюджетный потенциал регионов России // Налоговый вестник, 1997, № 4.
  67. А. Необходимо гибкое сочетание интересов регионов и центра //Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3 -С.53.
  68. Литвин М.И.// Финансы, за 1998, № 5
  69. A.M. Система финансовых отношений государства и предприятий в условиях политики стабилизации и экономического роста: Автореферат дис. к.э.н. -М., 1998. -21 с.
  70. О. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета // Совершенствование межбюджетных отношений в России. Сборник статей. М.: ИЭПП, 2000 Сер. «Научные труды», № 24Р. с.83−237.
  71. Л. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов//Вопросы экономики, 1993, № 9. -С.58−68.
  72. Н.П., Лещева В. Б., Дъякова В. Г. Анализ финансово экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  73. P.M. Проблемы налогообложения предприятий. Махачкала: ИПЦ ДГУ, -1998. -С.31.
  74. М.А. Взгляды представителей различных школ экономической теории на роль рынка и государства в регулировании экономики. -Махачкала: ИПЦ. ДГУ, -1999. -С.31.
  75. В.И. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. 4-ое издание. Москва, 1998.
  76. К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. М.: Республика, 1992. с. 38.
  77. В.А. Анализ финансовой деятельности предприятий и организаций. -Санкт-П., 1998 г.
  78. А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый Вестник, 2000, № 3.
  79. Ю.В. Практический комментарий к главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». М.: ЗАО Издательский дом «Главбух», 2002.
  80. Методика межбюджетных отношений республиканского бюджета с бюджетами муниципальных образований Республики Дагестан в 2002, 2003гг.
  81. Методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2003.
  82. Методические указания по применению 25 главы НК РФ. // Экономика и жизнь. -2002, № 25.
  83. П.Б. Налоговые коэффициенты // Налоговый вестник, 2001, № 9.
  84. М. Налоговая политика: что год грядущий нам готовит?//Экономика и жизнь, 1995, № 29. -С.76.
  85. Х.М. Формирование механизма налогового регулирования экономики. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2001.
  86. Налоги. Словарь справочник. Под. Ред. Черник Д. Г., Дадашев А. З. Морозов В.П. — М.: «ИНФРА -М», 2000.
  87. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая 3-е изд.М.: Издательство «Ось 89», 1999. -128 с.
  88. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. М.: Омега-Л, 2002.
  89. Налоговый портфель. -М.: Соминтек, 1993 -498 с.
  90. Налоговый портфель. -М.: Соминтек, 1993 -С.42.
  91. Неплатежи: поиски путей решения проблемы//Финансы, 1995, № 7. -С.31.
  92. С.М. Налоги в системе государственных финансов // Деньги и кредит, 1995. -С23−29.
  93. С.М. Налогообложение и экономическое развитие // Деньги и кредит, 1996. № 3 -С27−31.
  94. Н.В. Организационно-экономические направления повышения эффективности использования производственного потенциала промышленных предприятий: Автореф. ДИС. к.э.н. -Самара., 1998. С 25.
  95. С., Климова Н. Стимулирующая функция налогообложения: анализ хозяйственной практики и перспективы развития//Аудитор, 1997, № 7.
  96. К.В. Общая теория социально экономической политики. Учебное пособие. Ижевск, 1998. -176 с.
  97. Пансков В. Г Налоги и налоговая политика. // Российский экономический журнал.
  98. В.Г. Формирование федерального бюджета и межбюджетные отношения // Финансы. -1994. -№ 6 СЗ.
  99. Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики //Российский экономический журнал, 1999, № 4. -С.35−41.
  100. У., Трактат о налогах и сборах. М.: Эконов-Ключ, 1993.
  101. Платежный кризис причины возникновения и пути преодоления //Финансовые и бухгалтерские консультации, 1996, № 2 -С. 3.
  102. А.И. Налогообложение доходов хозяйственных субъектов: вопросы теории и практики: Диссертация кандидата экономических наук. -М., 1997.
  103. Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов.- М.: «Юнити», 2002.
  104. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 5.
  105. Проект о республиканском бюджете Республики Дагестан на 2003 год.
  106. В. Принципы и формы обложения. Анализ налоговой системы России //Вопросы экономики, 1993, № 3. -С.140−151.
  107. Д. Сочинения. М. -Извлечение. -Спб., 1893. -С.138.
  108. Д. Сочинения, Т.1 М., 1955.-С. 11.
  109. М. Суслов Д. Налоговые резервы России переходного периода // Налоги, 1999, № 2. -с.28−33.
  110. М. Особенности национальной налоговой системы пореформенного периода// Эксперт, 1997, № 3. -С.50−51.
  111. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. Минск-Москва. «Экоперспектива», 1998.
  112. А.П. Об оценке налогового потенциала региона // Финансы, 2001, № 3 -С68−69.
  113. А. Исследование о периоде и причинах богатства народа. -М.: Соцэкгиз, 1962. -С.588.
  114. А. Исследование о природе и причине богатства народа Т.2. M.-JL, 1935.-С.343.
  115. A.A. Теория налогов. -С. 104.
  116. A.A. Теория налогов -С.65.
  117. В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности.-Минск: «Высшая школа», 1995.
  118. Теоретическая экономика: Политэкономия: Учебник /Журавлева Г. П., Мильчакова H.H., Артечук В.Д.- Ред. Журавлева Г. П., Мильчакова H.H. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. -485с.
  119. Е.И. Статистические методы анализа социально-экономического развития регионов в условиях радикальной экономической реформы. Дис. к.э.н. -М., 1995. -25с.
  120. Л.Е. Предприятие в кризисе неплатежей //Финанасы, 1995, № 2. -С.11−14.
  121. Н.И. Опыт теории налогов. -М, 1937.-С. 11.
  122. И.Р. Эффективность инвестиционной деятельности предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям. Автореф. Дис. к.э.н. -СПб., 1995. -С.5.
  123. В.Н. О платежеспособности предприятий // Финансы, 1997, № 3. -С.ЗЗ.
  124. В. Современный капитализм и налоги. -Киев, 1987. -С. 107.
  125. Л. Как оценить предприятие?//Реформа, 1992, № 10.
  126. Финансы / В. М. Радионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Ганчаренко / под ред. В. М. Радионовой. М.: Финансы и статистика, 1994.432 с. 56.
  127. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузо з / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАГ/НА, 2-е изд. 2002.
  128. Франсуа Кенэ. Экономическая таблица. -М., 1896. -С.71−72.
  129. Л.Г. Экономическая теория на пороге XXI века /Под ред. Ю.М.
  130. , В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е. С. Зотовой. -М.: Юристъ, 1998. -768с.
  131. А.Ф. Экономическая теория: -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. С. 656,
  132. Экономика: Учебник. 3-е изд, перераб. и доп. / Под ред. A.C. Булатова. М.: Юристъ, 1999.-С. 896.
  133. С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1999, № 5, С. 12, № 6. -С.25.
  134. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. -М.: ЮНИТИ. Финансы, 1997 -С. 382.
  135. Д.Г. Налоги. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  136. Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П., Основы налоговой системы: -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  137. Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист, 1996, № 8. -С.35−48.
  138. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.
  139. А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.
  140. А.Ф. Экономическая теория: -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. С. 656.
  141. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. A.C. Булатова. -М.: Юристъ -1999. -896 с.
  142. Экономический анализ. Учеб. Пособие/ Под. Ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2002.
  143. Экономический потенциал развитого социализма. Под ред. Б. М. Мочалова. М.: Экономика, 1981.- С. 280.
  144. Юзбеков 3. О программе экономической стабилизации на Северном Кавказе //Общество и экономика, 1999, № 6 -С.280,282.
  145. Т.Ф. Налоги и налогообложение: М.:ИНФРА-М., 2001, С. 121.
  146. Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. -М.: ИНФРА-М., 1999.
  147. Е. Функции государства в рыночной экономике// Вопросы экономики, 1997, № 6. -С. 13−19.153. Htt://www.minfin.ru.
Заполнить форму текущей работой