Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность деятельности региональных органов власти по управлению развитием системы социальной защиты населения: на примере Чукотского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит в соответствии с планами Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации осуществить: создание условий для формирования устойчивого механизма развития системы образования Чукотского автономного округа, обеспечения равных возможностей и условий для населения в получении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система социальной защиты населения как составная часть социально-экономической политики государства
    • 1. 1. Государственная политика социального развития и система социальной защиты населения в условиях рыночной экономики
    • 1. 2. Социальная защита как система, ее социально-экономическое содержание и принципы
  • Глава 2. Анализ факторов формирования и особенностей функционирования системы социальной защиты населения Чукотского автономного округа
    • 2. 1. Основные факторы, определяющие особенности функционирования и развития системы социальной защиты населения Чукотского автономного округа
    • 2. 2. Структура управления и механизм функционирования системы социальной защиты населения округа
  • Глава 3. Оценка эффективности действующей системы социальной защиты населения Чукотского автономного округа и обоснование приоритетов и направлений ее совершенствования
    • 3. 1. Критерии, показатели и индикаторы эффективности системы социальной защиты населения
    • 3. 2. Оценка эффективности управления развитием здравоохранения в системе социальной защиты населения Чукотского автономного округа
    • 3. 3. Анализ образовательного пространства и эффективности управленческой деятельности по развитию системы образования в округе

Эффективность деятельности региональных органов власти по управлению развитием системы социальной защиты населения: на примере Чукотского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Российское общество пережило с конца 1980;х годов кардинальные трансформации, которые еще не привели к конструированию новой социальной системы. Прежние институты социальной поддержки и защиты оказались неработоспособными в силу идеологических подходов, отсутствия ресурсной базы, изменившихся социальных условий. В результате этих процессов резко возросло значение деятельности государства в области социальной защиты населения. Как следствие, значительно увеличились расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, призванных обеспечить предоставление населению социальных выплат в денежной и натуральной форме. В итоге, объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности, что привело к системному кризису социальной защиты.

В связи с вступлением в действие Федеральных законов № 95 от 4 июля 2003 г., № 131 от 6 октября 2003 г. и № 122 от 22 августа 2004 г. произошла трансформация системы социальной защиты населения в Российской Федерации. В настоящее время изменяется система социальной защиты, так как в связи с принятием ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г. произошла замена натуральных льгот на их денежный эквивалент. Социальные службы должны быть переданы с муниципального финансирования на региональный бюджет. Все эти изменения ведут к кардинальной трансформации социальной поддержки малоимущих и социально незащищенных людей.

В связи с этим в последнее время в рамках экономической науки обосновывается необходимость проведения исследований деятельности субъектов социальной защиты по созданию оптимальных условий осуществления каждым человеком, социальной группой субъектной роли, накоплении ими социального капитала.

Оценка эффективности, ставшая очевидной в практике экономической деятельности, до недавнего времени не использовалась в социальной сфере или сводилась к простому переложению принципов оценки экономической эффективности на социальные процессы. Принципиально важно, что сегодня в рамках данного направления научных поисков существенно изменяется трактовка понятия эффективности функционирования общественных систем. В частности, признается, что принцип эффективности несводим к чисто экономическим — и, тем более, рыночным — критериям.

В современных условиях налицо все признаки того, что принцип социальной эффективности в ближайшей общемировой практике будет не только средством корректировки социальных последствий экономического развития, но и активным инструментом структурирования самой экономической деятельности, важнейшей предпосылкой достижения устойчивых экономических эффектов.

Отсюда вытекает, что в современных условиях принцип социальной эффективности проникает в сердцевину самой экономической деятельности. Это особенно очевидным становится в рассмотрении системы социальной защиты населения, прежде всего, в конкретных регионах.

Диссертация выполнена в соответствии с пунктом 15.103 (Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка) и пунктом 15.109 (Механизм повышения эффективности и качества услуг) паспорта специальностей ВАК по экономическим наукам 08.00.05. — «Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)».

Степень разработанности проблемы.

Сложность поставленной проблемы и слабая разработанность теоретико-методологических основ исследования потребовали широкого поиска, анализа, синтеза всех имеющихся отечественных и зарубежных подходов в исследовании данной тематики. Изучением различных аспектов социальной помощи общественные и экономические науки занимаются давно, однако проблема, связанная со спецификой управления системой социальной защиты населения в отечественной литературе, до настоящего времени глубоко не затрагивалась. Ранее, в отечественной управленческой и экономической науке, рассматривались только отдельные проблемы, связанные с изучаемой темой. Также, в отечественной науке лишь в последние годы стали появляться серьезные исследования по проблемам оценки эффективности социальной защиты в целом.

Применительно к проблеме нашего исследования все работы условно можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся труды, посвященные изучению феномена социальной защиты, ее исторических предпосылок и этапов развития, как в России, так и за рубежом. В последние годы в отечественной науке активно развиваются исследования теории, методики и методологии социальной защиты, среди которых ведущее место принадлежит работам С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, В. И. Жукова, Е. И. Комарова, П. Д. Павленка, А. М. Панова, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Е. Р. Ярской-Смирновой и др.

В них анализируется и обобщается опыт социальной защиты населения, подготовки специалистов, организации и деятельности социальных служб, управления социальной защитой.

К этой же группе работ относится целый ряд диссертационных исследований, авторы которых ставят задачу определения оптимальных путей управления социальными реформами, предоставления социальных гарантий, улучшения качества жизни, разработки инновационных моделей социальной защиты. В их числе особо следует отметить исследования С. В. Кадомцевой и П. С. Тарасова, касающиеся теоретических проблем организации и управления социальной защитой населения с экономической точки зрения.

Вторая группа работ касается собственно управленческих проблем в области социальной защиты.

Значительный вклад в развитие теории управления социальной защитой внес шведский ученый Е. Эспинг-Андерсен, разделивший в конце.

1980;х гг. все промышленно развитые страны на три типа в зависимости от критериев, на основе которых в них строилась система социальной защиты. В зависимости от этого в конкретных странах развиваются те или иные модели управления социальной защитой.

Необходимость подготовки специалистов в области управления социальной защитой в 1990;е гг. обусловила изучение научных основ и практики социальной защиты в управленческом аспекте. Значительную роль в осмыслении сущности социальной деятельности и, в частности, государственного управления ею, сыграли работы Г. В. Атаманчука, В. Д. Граждана, В. С. Нечипоренко, Е. В. Охотскогов понимании взаимодействия государства и институтов гражданского общества — исследования И. К. Варламова, В. С. Карпичева, Ю. В. Колесникова, К. О. Магомедова, В. Л. Романова и др.

Многие труды российских ученых ориентированы, в основном, на уточнение ряда аспектов общетеоретического плана, и в них представлены адаптированные к нашим условиям модели управления зарубежных авторов.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют комплексные монографические работы по данной тематикеимеются лишь разрозненные диссертационные исследования, касающиеся отдельных вопросов управления в сфере социальной защиты населения в условиях социально-экономического реформирования. Среди них определенное значение имеют работы Н. И. Луговских, А. А. Кумановой, Е. С. Козиной, Л. Н. Сенных, Р. М. Садыкова, А. С. Плигузова и др., в которых предприняты первые попытки исследования актуальных проблем управления развитием социальных служб малых городов в условиях перехода к рынку, современных моделей управления социальной защитой населения в различных регионах России. В них указывается на связь современной системы управления социальной защитой населения с отечественными, и в какой-то степени, западными историческими традициями, на необходимость разработки принципиально новых моделей социальной помощи населению.

Отдавая должное вкладу отечественных ученых в изучение вопросов управления социальной защитой, следует, тем не менее, отметить, что существует необходимость обобщения, систематизирования и, в некоторых случаях, переосмысления разработанных ранее подходов с учетом новой социально-экономической и правовой ситуации. Кроме того, анализ общей и специальной литературы показывает, что до настоящего времени не предпринимались попытки специального рассмотрения организационно-управленческого механизма социальной защиты на уровне регионов и формирования региональных моделей этого социального института под влиянием общих и особенных условий. Дискуссионным остается вопрос о влиянии различных факторов на формирование и реализацию социальной защиты в России, и в ее регионах.

Восполнение указанного пробела предстает как актуальная научная проблема, разрешению которой посвящено данное исследование.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является анализ особенностей организации системы социальной защиты населения в Чукотском автономном округе для повышения эффективности ее функционирования и развития в современных условиях.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

— уточнение места социальной защиты населения в системе мер социальной политики на основе анализа ее нормативно-законодательной базы в Российской Федерации;

— определение социально-экономического содержания понятия «социальная защита населения» в условиях становления рыночных отношений;

— определение структуры и основных компонентов системы социальной защиты населения в Чукотском автономном округе, факторов, влияющих на ее развитие и эффективность;

— разработка методических подходов к оценке эффективности действующей системы социальной защиты населения в Чукотском автономном округе, и конкретных мер по совершенствованию ее механизма;

— определение социальных проблем и противоречий управления образованием в системе социальной защиты населения округа, выработка путей и способов их решения;

— определение эффективности управления медико-социальной помощью в системе социальной защиты Чукотского автономного округа.

Объектом исследования является региональная система социальной защиты населения в условиях рынка.

Предмет исследования — оценка эффективности деятельности региональных органов власти по управлению развитием системы социальной защиты населения в Чукотском автономном округе, определение приоритетов и направлений ее совершенствования.

Информационная база исследования. Информационные источники, используемые в диссертации, включают в себя документальные источники и статистические материалы работы органов социальной защиты Чукотского автономного округапрограммы социальной поддержки населения в округесоциально-демографические данные о составе населения, учащихся и студентов, профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров и специалистов предприятий и организацийматериалы опросов основных категорий незанятого населения трудоспособного возрастаспециальную литературу по теме исследования и материалы средств массовой информацииматериалы семинаров, совещаний, «круглых столов» по проблемам, анализируемым в исследовании.

Значительное место среди информационных источников занимают локальные наблюдения и впечатления, которые в сочетании со статистическими материалами и экспертными оценками позволяют составить объективную картину анализируемых процессов и выработать оптимальную модель измерения социальной эффективности деятельности государственных социальных служб в регионе.

Региональный масштаб изучения социальной эффективности деятельности государственных социальных служб избран в связи с тем, что именно на этом уровне избранные методы оценки эффективности наиболее репрезентативно и конкретно представляют взаимосвязи между сложившейся организацией субъекта управленческой деятельности (конкретного органа государственной власти в регионе) и исследуемым объектом — государственными региональными социальными программами.

Теоретико-методологические основы исследования заключаются в сочетании комплексного и системного подходов. При этом комплексный (междисциплинарный) подход, предполагающий интеграцию теоретико-управленческого, социально-экономического, и других аспектов исследования предмета, связан с системным анализом.

Методологической основой исследования являются основополагающие идеи отечественной и зарубежной управленческой и экономической науки о специфике социальной эффективности деятельности субъектов институционального управления, в том числе органов государственной власти.

Научная новизна и наиболее существенные результаты. Научная новизна представленной работы заключается в комплексной оценке эффективности программ социальной защиты населения, как конкретного продукта деятельности государственных социальных служб в Чукотском автономном округе в современных условиях. В рамках диссертации получены следующие наиболее важные научные результаты, определяющие его научную новизну:

— уточнено социально-экономическое содержание понятия «социальная защита населения» в современных рыночных условиях;

— выявлены экономические источники, систематизирована структура, обобщен механизм функционирования системы социальной защиты, сформированы ее принципы;

— раскрыты особенности функционирования системы социальной защиты населения в Чукотском автономном округе в современных условиях;

— разработаны критерии, показатели и индикаторы эффективности социального управления в системе социальной защиты населения;

— раскрыты критерии оценки эффективной деятельности государственных социальных служб по развитию системы образования и здравоохранения в округе;

— впервые проведен анализ эффективности региональных целевых программ социальной защиты населения Чукотского автономного округа;

— обоснована необходимость модернизации процесса социальной защиты населения в связи с реформированием принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что выдвинутая концепция управления системой социальной защиты населения имеет непосредственное отношение к политико-управленческой практике в регионе и позволяет уточнить целый ряд положений нормативно-правовой основы регулирования общественных отношений.

Результаты проведенного анализа позволяют определить содержание принципа социальной эффективности в программной части реализации деятельности региональных государственной социальных служб, предложить комплексную методику экономического анализа и измерения социальной эффективности этих видов деятельности, определить важнейшие детерминанты реализации данного принципа, оценить и определить главные направления повышения социально-экономической эффективности работы служб социальной защиты населения.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования выражается в возможности использования содержащихся в диссертации идей, методик и эмпирических данных для разработки, корректировки и реализации региональной социальной политики.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при составлении учебных и рабочих программ по дисциплине «Экономика и социология труда», при разработке спецкурсов, читаемых для студентов в высших образовательных учреждениях, для слушателей системы профессиональной переподготовки руководителей и специалистов региональных и территориальных учреждений социальной защиты населения и др.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в практике работы государственных органов социальной защиты населения Чукотского автономного округа.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, в том числе 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 199 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное российское общество находится в переходном состоянии. Кризис прежнего социалистического государственного устройства еще до конца не изжит. Ролевая идеологическая ситуация «государство — монопольный распорядитель социальных выплат» укоренило в массовом сознании стереотипы и традиции, в которых практически не оставило места для личной ответственности работников и работодателей, их совместных солидарных усилий по созданию специализированных институтов социальной защиты на основе механизмов личного и социального страхования.

В этих условиях социальная защита населения призвана обеспечить выживание населения при ограниченности материальных ресурсов. Органам социальной защиты, во-первых, следует ориентироваться не на пассивные, а на активные формы социальной защиты. Во-вторых, совершенно очевидной становится необходимость дифференцированного подхода к социальной защите различных групп населения. Социальная помощь должна быть адресной и оказываться тем людям, которые действительно в ней нуждаются. Различия в формах и способах социальной защиты обусловлены особенностями положения, физического состояния, условиями жизни людей и материальными возможностями государства. Дифференцированный подход к социальной защите различных групп населения позволяет оказывать людям более эффективную помощь в трудных условиях проведения экономических реформ в стране.

Социальная защита населения в сложившихся социально-экономических условиях стала одной из важнейших задач органов государственного и муниципального управления Чукотского автономного округа. Органы местного самоуправления получают полномочия и одновременно принимают на себя ответственность за обеспечение жизнедеятельности местного сообщества. Это касается всего населения округа, но в первую очередь пенсионеров, положения индивидов, связанное с прекращением или ограничением трудовой деятельности, защитой материнства и детства, а также других слабозащищенных групп населения.

Помимо мер ситуативного реагирования в виде временной материальной помощи остро нуждающимся группам населения целесообразен поиск долговременных организационных форм стабилизации уровня жизни людей. Представляется целесообразным рассматривать социальную защиту населения как широкий комплекс мер, призванных не только обеспечить выживание населения в трудных условиях перехода к рыночной экономике, но и вообще обеспечить нормальные условия жизнедеятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, создание условий для воспитания, физического, психического и духовного развития детей, соответствующих уровню нормального воспроизводства общественной жизни.

Результативность и эффективность решения задач социальной защиты населения во многом определяются оптимальным уровнем строения и функционирования учреждений социального обслуживания, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами, учетом в практике работы с людьми непосредственных и опосредованных связей и взаимовлияний потребностей и интересов, настроений и мотивов поведения индивидов в различных жизненных обстоятельствах.

В настоящее время основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения является активная регионализация, т. е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной защиты населения в регионы. Региональные и муниципальные органы управления, используя возможности своих бюджетов, разрабатывают собственные программы социальной защиты населения, в пределах своей компетенции принимают решения, способствующие развитию благотворительности, привлечению дополнительных внебюджетных средств на цели социальной защиты населения.

Управление системой социальной защиты населения является приоритетным направлением управления развитием региона. Это целенаправленное воздействие органов власти региона на улучшение жизнедеятельности людей, оказание адресной социальной поддержки населению, совершенствование форм обслуживания, повышение качества предоставляемых услуг. Управление системой социальной защиты населения направлено в первую очередь на повышение уровня качества жизни населения и предполагает вовлечение всех видов ресурсов на развитие социальной системы.

Практика свидетельствует, что в процессе общественного реформирования, постепенного перехода к качественно новым социальным отношениям должна пройти достаточно длительный период стадия трансформации нормативно-правовых основ социальной защиты, выработки эффективной системы управления социальной сферой жизнедеятельности людей, адекватной складывающимся экономическим реалиям, внедрения иных форм и технологий социальной работы с различными группами населения.

На этой стадии коренным образом начинает изменяться система образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения, формируется сфера страховых отношений, закрепляются нормы частного права, которые неизбежно должны стать обыденным явлением жизни каждого россиянина.

В процессе коренного обновления системы социальной защиты населения закономерно должны утверждаться новые принципы социальной политики. Сегодня все яснее становится потребность в сочетании экономической эффективности и социальной справедливости общественных преобразований, адресности и конкретности социальной помощи различным группам населения, более нацеленном обращении федеральной социальной политики на региональные нужды.

В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ органы управления социальной защитой населения организовали комплекс мероприятий по заключению договоров между Департаментом социальной политики и организациями, предоставляющими услугисозданию сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату и представление его в Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Чукотскому автономному округууточнению данных для ФОМС на лиц, внесенных в федеральный регистр по обеспечению лекарственными средстваминаправлению списков граждан нуждающихся в санаторно-курортном лечении, технических средствах реабилитации в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу.

Реализация задач по социальной защите населения округа возможна лишь в случае отказа системы управления социальными службами от традиционных механистических моделей в пользу органических. Органическая организационная модель предполагает использование лишь минимально необходимого объема норм и правил, децентрализацию власти или отказ от односторонних решений и невысокий уровень разделения труда. Особое значение в органической модели придается гибкости структур и ответственности сотрудников. При переходе на новую модель управления в центр внимания должны быть поставлены службы непосредственного контакта с потребителями услуг, тогда как деятельность «вышестоящих» по иерархии должна быть минимизирована и связана с разработкой проектов законов, нормативных и иных актов, оргстроительством в Чукотском автономном округе и максимизирована по планированию и контролю: стратегическому, бюджетному, организационному и т. п. В качестве переходной структуры целесообразно создание в округе матричной модели, предполагающей создание двух подразделений, одно из которых ответственно за подготовку и реализацию региональных комплексных программ или стратегических задач, обеспечение некоторой услугой, комплексом, системой услуг, обслуживание определенных социальных групп, тогда как другое — за ресурсы, финансирование, контроль исполнения.

Анализ деятельности системы управления и функционирования органов здравоохранения Чукотского автономного округа показывает, что в ближайшие годы основными задачами по реформированию отрасли остаются: охрана здоровья детского населения и женщин фертильного возраста, снижение младенческой смертности в результате внедрения перспективной модели педиатрической службыстандартизация оказания медицинской помощи населению округаукрепление кадрового состава системы окружного здравоохранения, внедрение стационарозамещающих методов лечения больных в лечебно-профилактических учрежденияхвыполнение в полном объеме мероприятий региональных целевых программ по основным проблемам здравоохранения Чукотского автономного округасовершенствование материально-технической базы, реконструкция и строительство лечебно-профилактических учреждений на территории округа.

Важнейшим направлением деятельности органов управления по совершенствованию здравоохранения в округе является разработка, принятие и реализация целевых комплексных программ. Осуществление региональной программы региона, основным содержанием которой выступает система социальной защиты населения, предполагает, во-первых, концентрацию в районе ресурсов, достаточных для выполнения мероприятий программы, во-вторых, составление и реализацию соответствующих программ на более низких уровнях управленческой иерархии, которые выступают подпрограммами данной программы. Эти условия можно предусмотреть за счет формирования, в частности, системы балансов (натуральных, стоимостных, трудовых и финансовых), позволяющих выявить источники пополнения ресурсов, например, финансовых, и определить комплекс мер по развитию собственной деятельности региона и повышению эффективности работы субъектов хозяйствования.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период 2001;2010 годы в системе образования Чукотского автономного округа управленческая деятельность осуществлялась по следующим направлениям: разработана и утверждена Постановлением правительства Чукотского автономного округа от 24.11.2004 № 235 подпрограмма «Реализация концепции модернизации российского образования на территории Чукотского автономного округа» региональной целевой программы «Развитие образования Чукотского автономного округа» на 2005 — 2006 годыорганизован эксперимент по введению предпрофильного обучения в 9-х классах учреждений общего образования. Проводится подготовка к участию в экспериментах по введению профильного обучения и единого государственного экзамена.

Таким образом, реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит в соответствии с планами Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации осуществить: создание условий для формирования устойчивого механизма развития системы образования Чукотского автономного округа, обеспечения равных возможностей и условий для населения в получении образовательных услуг в области общего образованияформирование необходимых условий для достижения нового современного качества предоставляемых населению образовательных услуг в области общего образованияобеспечение реализации государственных гарантий доступности качественного образованиявхождение образовательных учреждений округа, реализующих программы общего образования, в национальную систему тестирования выпускников, в настоящее время осуществляемого в виде процедуры Единого государственного экзамена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самореализации и региональная политика. М., 2001.
  3. В. В., Романов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999.
  4. С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М: ЦЭМИ РАН, 2000.
  5. Актуальные проблемы регионального и муниципального управления. Сб. научных статей / Под ред. д.э.н., проф. В. Ю. Морозова. М.: МГУ сервиса, 2000.
  6. КМ. Врач общей практики (семейный врач) как объект управления в современном здравоохранении России //Профессиональные и пенсионные системы: проблемы и перспективы развития: Сб.науч.тр./ Сост. В. Н. Баскаков и др. М.: Страховое ревю, 2001.
  7. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы // Экономист. 1998. № 4.
  8. A.A. Социальная политика в регионе: стратегия обновления и социальные технологии. Уфа, 1999.
  9. О.В. Развитие региона как социальной системы: социальные показатели и индикаторы. Монография. Волгоград, 2002, С. 69,156, 157, 159.
  10. В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», 1996.
  11. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999.
  12. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль .1997. № 2. С. 6−7.
  13. O.A., Мигранова Л. А. Проблемы социальной политики // Свободная мысль. 2003. № 6.
  14. JJ.JJ. Формирование и развитие интегрированной системы социальной защиты населения: региональный аспект. СПб., 2002. С. 190, 200.
  15. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография. Калининград: Янтар. сказ, 1998.
  16. БЭС / Гл.ред. А.М.прохоров. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия» СПб.: Норинт, 1999.
  17. И.Е. Система социальной защиты работников на предприятии. Дис.канд.социол.наук. М., 1994. С.117−118.
  18. Большой экономический словарь /Под ред. Азрилияна А. Н. М.: Институт новой экономики, 1999.
  19. КМ. Регионам России европейские зарплаты. М., 2003.
  20. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком, М., 1996.
  21. О.Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В., Волков Б. И., Никитина E.H. Государственное регулирование социальной сферы. М.: Ге-лиос АРВ, 2000.
  22. А. Муниципальное хозяйственное и муниципальное управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2001.
  23. В.В., Шарыгин М. Д. Региональная политика России / Под общей ред. В. В. Воронина. Самара, 2001.
  24. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб.пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  25. .М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2001.
  26. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998.
  27. Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М., 2000.
  28. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб., 1998.
  29. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). -М.: РОССПЭН, 2000.
  30. Н., Цапенко И. Россия в «шкуре леопарда»: социальные проблемы региональной политики // МЭ и МО. 1996. № 2. С. 23.
  31. К. Государственное регулирование частных инвестиций // Экономист, 1999. № 5.
  32. Г. В. Управление региональной экономикой / Гутман Г. В., Мироедов А. А. Владимир, Подати, 2001.
  33. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой. Владимир, 2001.
  34. Т.М. Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях ускорения НТП. М., 1986. С. 116.
  35. Демографический ежегодник России. /Госкомстат России. М.:1999.
  36. Д.В. Политика и территория. Основы политического ре-гионоведения. Саранск, 2000.
  37. И. Разработка и использование социальных нормативов И Экономист. 1999. № 4.
  38. С. А. Оценка эффективности медико-социальной реабилитации нуждающегося населения в Московской области. Монография. Белгород, 2003.
  39. E.H. Экономика общественного сектора. М, 1995.
  40. Н. Школа меняет ориентацию // Аргументы и факты. 2001. № 16.
  41. А. С., Котилко В. В. Региональная политика и реформы в России. М.: ЗАО Полистар, 1998.
  42. В.И. Потенциал человека, индекс социального развития россиян. М., 1995.
  43. A.A. Государственное регулирование и эффективное управление социально-экономическим комплексом. Иркутск: Изд-во ИР-ГТУ, 1998.
  44. Т. И., Бухтерева И. Н. Сертификация в условиях рынка // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сборник научных трудов № 5 / Под ред. д. э. н., проф. Платоновой Я. А., МГУ сервиса. М., 1999.
  45. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.
  46. В.Н. Россия: социально-политическая ситуация (национальные и региональные аспекты). М., 2000.
  47. В. Я. Социально-экономическое программирование развития района. СПб.: изд-во СПБГУ, 1995.
  48. E.H., Неганов Ф. М. Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. Уфа, 2001. С. 27.
  49. С. Социальное рыночное хозяйство и социальное го-сударство//Человек и труд. № 9,2003.
  50. М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях (социологический анализ). Дис.канд.социол.наук. М., 1995. С. 22.
  51. В.Е. Формирование системы социальной защиты населения в России // Многофункциональный менеджмент в социально-экономических системах: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  52. В. В. Основы региональной экономики России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  53. Э.Н. Стратегическое управление развитием региона. -СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
  54. А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 1990.
  55. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И. М. Шейман, JI. И. Якобсон, JI. С. Демидов др.: отв. ред. И. М. Шей-ман, Л. И. Якобсон / Росс. АН, Ин-т мировой экономики и международных отношений. -М: Наука, 1995.
  56. A.B. Политико-правовые, социальные и организационные проблемы формирования целей и приоритетов развития органов управления общего и профессионального образования России. Орел. 2000.
  57. Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2005 г. Прогноз социально-экономического развития на 1996−2000 годы и на период до 2005 года. -М.: Правительство РФ, 1996, С. 17, 27.
  58. Т.А. Концепция финансирования системы образования региона (на примере Свердловской области). Екатеринбург, 1998.
  59. В. В. Региональная экономическая политика М.: Изд-во РДЛ, 2001.
  60. В. В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. -М.: Сатурн-С, 2003.
  61. В.В. Проблемы второго высшего образования // Маркетинг в управленческом процессе: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  62. В.Л. Стратегическое планирование развития социальной сферы: методология и концепция повышения результативности ее структурных составляющих. Изд-во СПбГУЭиФ, СПб, 2002, С. 15−16.
  63. В.Л., Березина Н. В. Методологические основы и механизм реформирования социальной сферы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Унта, 2002.
  64. В.Л. Развитие социальной сферы России. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  65. А.Б., Селиванов А. И. Введение в методологию управления социальными процессами и системами. Уфа, 1995. С. 12
  66. Лексин В. К, Ситников А. И. Экономико-правовое регулирование территориального развития // Региональные проблемы перехода к рынку. Сборник научных трудов. М., 1991, С. 97.
  67. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практик государственного регулирования территориального развития. -М., УРСС, 1999. С. 24.
  68. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Цикл статей // Российский экономический журнал. 1999. № 4- 1999. № 11−12- 2000. № 1- 2000. № 8- 2001. № 1−4.
  69. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. М., 1997-
  70. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2003.
  71. Малая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский // 3-е изд. Т.8.: советская энциклопедия, 1960.
  72. И.С. Социальная защита в российском социокультурном контексте. Автореферат дис.канд. социол. наук. Белгород, 1999.С.8.
  73. Я.А. Система и способы обеспечения социальной безопасности. Монография. СПб., 2000, С. 48.
  74. Механизм защиты социальной сферы. М., 1992.
  75. Е.И. Теория и практика мониторинга качества образования в региональной системе образования. М., 1999.
  76. А.И. Потребности общественного развития и реформирования системы высшего образования крупного региона // Маркетинг в управленческом процессе: Сб. научн. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  77. Д.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 2002-
  78. Т.В. Методические вопросы формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы в России. СПб., 2003-
  79. А., Дегтяръ Л., Лыкова Л., Погребинская В., Бунчук М. Возможности и методы социального регулирования // Экономист. 1998. № 7.
  80. Г. И. Социальная сфера общества. М., 1996.
  81. Г. И. Социальное государство и социальная политика // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. М., 2003. № 4 (20). С. 25−26.
  82. Г. В. Перестройка и радикальные реформы: десять лет спустя. II Социально-политический журнал, № 1, 1996. С. 60.
  83. М.М. Условия и факторы экономического согласия в обществе // Социс. 2002. — № 10.
  84. П.Д. Введение в профессию «социальная работа». М.: Инфра-М, 1998. 12. С. 141.
  85. Т. С, Червяков Г. А. Экономика в сфере социальной работы. М.: МСТИ, 1999. С. 32
  86. Т. Система современных обществ. М., 1997.
  87. A.B. Система государственного управления. М.: Юни-ти, 1997, С. 272.
  88. Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, механизмы осуществления. М., 2000.
  89. А.Н., Кураков В. Л. Государственное регулирование социального развития региона. Чебоксары, 2002.
  90. Л.Р. Социальная защита населения как фактор регулирования дифференциации общества (региональный аспект). Авт. канд. со-циол.наук. Уфа, 2000. С. 12−13.
  91. В.Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества. СПб., 2004. С. 193, 194.
  92. Постановление правительства Российской Федерации. Постановление от 11 октября 2001 г., № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 2010 годы и до 2015 года)».
  93. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации // Российская газета. 26 мая 1998. С.5
  94. В.В., Шкараман О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
  95. Н.П. Взаимоотношения «Центр-регионы». Основные положения региональной политики /Регионоведение: социально-политический аспект. Н. Новгород, 2002,
  96. JI.C. Дифференциация доходов населения. Дис.докт.экон.наук. М., 1990.
  97. Региональная политика и местное самоуправление. Сборник статей. Самара, 1995.
  98. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение. 2000.
  99. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. -М.: ЗАО «Экономика», 2000.
  100. Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования. Екатеринбург, 1995. С. 70.
  101. Регионы России. Т. 1,2/ Госкомстат России. М., 1999, 2000.
  102. Н. Сколько сбережений у российского населения? // Власть.-№ 3. С. 44.
  103. Российская модернизация: проблемы и перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993. — № 7. С. 5.
  104. В.И. Региональная экономика, управление, планирование. JL: Лен. фин-экон ин-т, 1982. С. 3−8
  105. В.М. Надежность социальных систем как условие социальной защищенности личности // Проблемы социальной защищенности и социальной справедливости. (Тезисы докладов конференции). Уфа, 1990. С. 22.
  106. И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. № 3. 2003.
  107. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1993. С. 513- Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 660
  108. Социальная защита от безработицы. Инф. бюлл. № 5 РАГС при Президенте РФ. Гл. ред. В. Бойков. М., 1996.
  109. Социальная защита населения в регионе. Учебное пособие. Екатеринбург., 1999.
  110. Социальная политика государства. По материалам Всерос. конф. «Проблемы регулирования социальной политики государства». Под ред. В. Ф. Уколова. М., 1997.
  111. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. М., 1996.
  112. Социальная реабилитация населения Севера России. М., 1994.
  113. Социальная сфера: условия преобразования труда и быта. Отв. ред. В. Н. Иванов. М., 1994.
  114. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом.-М., 1994.
  115. Социальное положение и уровень жизни населения России, / Статистический сборник. Госкомстат России. М., 1998.
  116. Социально-трудовая сфера в России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.
  117. С. Я. Региональные аспекты социальной политики. -М.: Гелиос-АРВ, 1999.
  118. Социологические исследования. 1996. № 12. С. 56.
  119. К. Новые подходы к социальной политике на Севере // Человек и труд. 1999. № 11
  120. В.И. Социология регионов //Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
  121. Статистический ежегодник России / Госкомстат РФ. М., 2000.
  122. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. Под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. СПб., 2004.
  123. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях / Под ред. Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова. -М. 1998.
  124. Территориальное регулирование доходов населения. М., 1992.С.18.
  125. Указ президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». М., Кремль, 3 июня 1996, № 803. С. 1.
  126. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.
  127. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Под ред Е. В. Тишина. -М, 2001. С. 16.
  128. Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  129. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  130. Экономика и управление социальной сферой / В. Э. Гордин, В. И. Виленчик и др. СПб., 1996.
  131. В.И. Социальное пространство региона Европейского Севера- социологический анализ, диагностика, гуманизация. СПб., 1999. С. 10−11.
  132. С.А. Структура и условия функционирования эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации в условиях социально-экономических изменений. Авт. канд. экон. наук. М., 1997. С. 10−11.
  133. JI. М. Социальная защита в системе эффективного управления. СПб.: Изд-во Фонда Рабочей Академии, 1995.
  134. JI. М. Ресурсные модели в системе эффективного управления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  135. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики (по материалам социологических исследований в Чувашской республике и других регионах). Чебоксары, 1998.
  136. A.B., Ильин И. А. Управление социальными процессами в России: формирование системы минимальных социальных стандартов.-М.: Tacis, 1999.
  137. А.В., Ильин И. А. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. 1999. № 1.
  138. М.Т. Научно-образовательный потенциал региона. Уфа.: Гилем., 2002.
  139. В.М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос-АРВ, 2000.
  140. Экономическое созидание в регионе. Материалы конференций. Под ред. Мерцалова А. А., Давыдовой Л. В., Орлова Г. М., Самостроенко Г. М. Орел, 2002 и др.
  141. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
  142. David H. Social Indicators and Technology Assesment. Futures, 1973.p.241.
  143. Dictionnaire de Ceopolitigue. Sous la directinde Yves Zacaste. Paris, 1995.-C.12.
  144. Drucker, Peter F. Managing the Non-Prof it Organization: Principles and Practices. Washington. Harperbusiness. 1992.
  145. Keating M. The Invention of Regions. Political restructuring and Territorial Government in Western Europe. Unpublished paper for European Consortium for Political Research. Oslo, 29 March — 3 April, 1996. — C. 20
  146. Hogwood B.W. Regional Administration in Britain since 1979: Trends and Explanations 11 Regional & Federal Studies. 1995, autumn. — Vol. 5, № 3 C. 63
  147. Rocmhelol L. Integral Federalism: Model for Europe a way towards a personal group society. Historical development, Philosophy, State Economy, Society. -Frankftirt/M-Bern-N.Y-P, 1990. — P. 350−357.
  148. Statistical Abstract of O. S. The European Observatory for SME Research. Second Annual Report 1994/ ENSR. European Network for SME Research. April, 1994.
Заполнить форму текущей работой