Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы необходимо решение следующих задач: уточнить социально-философскую, психолого-педагогическую характеристику понятия «общение» — выявить специфические особенности коммуникации школьников старших классовустановить уровни развития коммуникативного поведения старшеклассников, отражающие этапы процесса становления активного субъекта… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников
    • 1. 1. Общение как предмет социально-психологических исследований
    • 1. 2. Особенности общения старшеклассников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация педагогического процесса повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников
    • 2. 1. Описание уровней развития коммуникативного поведения старшеклассников
    • 2. 2. Программа развития коммуникативного поведения старшеклассников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость развития человека в современных условиях через осознание им собственной уникальности, самоценности, потребность общества в поколении, готовом к диалоговой дискуссионной деятельности и творчеству в решении нестандартных задач, обуславливают ориентацию воспитания как одной из социокультурных технологий на формирование молодежи, способной адаптироваться в меняющихся условиях жизни общества, влиять на обстоятельства социальной реализации своих творческих потенций. Это возможо при условии организации «коммуникативного воспитания» (В.В. Соколова) школьников, направленного на развитие у них качеств деятельного, предприимчивого, находчивого субъекта общения, способного эффективно отстаивать собственные позиции посредством коммуникации, «действовать словом по возможности сознательно и в соответствии с ситуацией и задачами общения» [232, с.4].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена социально-экономическим, духовным состоянием общества, определившим становление нового направления в педагогике — коммуникативного воспитаниянеобходимостью формирования творческого субъекта общения, обладающего совокупностью таких качеств, как гибкость мышления, адекватность самооценки, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой, конструктивность общения, способность быстро преодолевать «аудиторный шок», стремление к самореализации в непростых, изменяющихся условиях жизни общества. В связи с этим возникает проблема: каковы способы педагогического воздействия, предполагающего осознание коммуникации как социокультурной основы существования личности, ее самовыражения, реализация которых обеспечивала бы воспитание школьников как активных субъектов общения, способных в любых жизненных ситуациях выбирать оптимальный вариант коммуникативного поведения, отражающего не только компетентность и эрудицию, но и гибкость оперирования своими знаниями на пути достижения поставленной цели.

Все сказанное объясняет интерес социологов, философов, психологов, культурологов, педагогов к проблеме коммуникации, о чем свидетельствует анализ состояния разработки проблемы общения в социально — философских, психолого-педагогических исследованиях.

Раскрывая общение как специфический для субъектов способ взаимоотношений, философская наука анализирует разные формы общественных отношений (Л.П. Буева, A.A. Бодалев, JT.O. Резников, C.JI. Рубинштейн) и выявляет специфику общения в системе отношений (JI.O. Резников, П. М. Якобсон, ЯЛноушек), трактует общение как один из видов деятельности (Н.П. Аникеева, Л. П. Буева, Е. Г. Злобина, М. С. Каган, Е.Ф. Тарасов). Квалифицируя коммуникацию как одну из четырех форм деятельности, ученые рассматривают разные способы ее реализации, выделяют несколько видов общения (М.С. Каган), конкретизирующих и персонифицирующих общественные отношения, (Г.С. Батищев, Л.П. Буева), выражающиеся в личностной форме (В.Г. Афанасьев, В.М. Соковнин), что и указывает на необходимость педагогической науки адекватно реагировать на изменение характера общественных отношений, учитывая их особенности в конкретный период социального развития.

Что касается психологических исследований, то они направлены на изучение гностических (Л.И. Айдарова, К. Н. Волков, Л. С. Выготский, A.A. Малышев, В.Н. Протопопов), эмоциональных (A.A. Бодалев, С. А. Изард, Л. И. Криволап, В.Н. Мясищев), практических функций общения (И.А. Зимняя, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцев, В. Я. Ляудис, М. В. Матюхина, Ю.М. Орлов) и их взаимосвязь. Глубокий интерес вызывают работы, раскрывающие межличностные отношения субъектов общения (Ю.К. Бабанский, A.A. Бодалев, Б. И. Додонов, А. Г. Костинская, Ю.Н. Кулюткин), что позволяет на основе анализа в процессе коммуникации реакций установить «социальную роль» коммуниканта, выражающую ту или иную сторону деятельности личности (Г.Л. Ильин, C.B. Киселев, C.B. Кондратьева, A.A. Люблинская, E.H. Михеева), и то, какое место она занимает в его «Я» (И.С. Кон, A.A. Леонтьев, P.A. Максимова, Ю. М. Орлов, A.B. Петровский).

В педагогической науке внимание к проблемам общения в детской среде носит устойчивый характер, о чем свидетельствуют работы И. И. Бецкого, К. Н. Венцеля, E.H. Ильина, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, A.C. Макаренко, В. М. Сухомлинского, В. Н. Сороки — Росинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. Однако понятие «общение как предмет педагогического исследования» было раскрыто A.B. Мудриком, рассмотревшим общение как феномен социальных отношений школьников [184- 187- 188- 189].

Одним из направлений изучения данной проблемы является выделение и анализ педагогических основ (или условий) развития коммуникативных умений, формирования коммуникативной культуры, о чем свидетельствуют работы Т. Е. Аринтовой, С. А. Вишняковой, И. И. Иванец, В. Н. Кочергина, C.B. Кондратьева, Л. И. Кузнецовой, H.A. Лейбовской, Х. И. Лийметс, A.B. Мудрика, Л. А. Петровской, Г. С. Трофимовой.

Педагоги выделяют следующие условия, обеспечивающие эффективность работы по формированию коммуникативных умений: пространственно-предметная культурно-речевая среда, саморазвитие и самореализация ребенка в общении (И.И. Иванец) — содержательная сторона коммуникации, самовоспитание коммуникативной культуры в процессе сотрудничества взрослых и детей, работа детских организаций в направлении формирования культуры общения (В.Н. Кочергин) — управление структурой круга общения (A.B. Мудрик) — профориентационная направленность процесса общения (С.А. Вишнякова) — создание условий, способствующих побуждению личности к мобилизации своих внутренних потенциальных резервов (познавательных, мотивационных, волевых), направленных на овладение вербальной коммуникацией (С.А. Вишнякова, A.B. Мудрик, Л.А. Петровская).

Таким образом, в исследованиях названного выше направления подвергнут анализу факт влияния выделенных условий на процесс становления школьникасубъекта общения, экспериментально обоснована необходимость учета этих условий в процессе формирования коммуникативных умений. Но механизм использования выявленных условий в организации работы педагога, направленной на воспитание субъекта общения, практически не разработан. Авторами выработаны рекомендации по овладению школьниками навыками коммуникативной деятельности, описаны отдельные приемы их формирования, приведены примеры упражнений. Но комплексы приемов с соответствующими средствами их реализации отсутствуют, что говорит о неразработанности методов как системы взаимосвязанных последовательно реализуемых приемов, соответствующих принципам личностно-ориентированного воспитания. Анализ педагогической литературы, изучающей особенности общения школьников и пути развития их коммуникативного поведения, позволяет сделать вывод о том, что в современной педагогической науке не разработаны критерии оценки коммуникативной деятельности на том или ином этапе его развития, не названы и не описаны сами эти этапы, что значительно осложняет организацию процесса формирования школьника как активного субъекта общения. Реализация выработанных исследователями рекомендаций носит характер фрагментарный, так как педагог-практик вынужден использовать предлагаемые технологии практически немотивированно. Так, не зная отличительных признаков процесса развития коммуникативного поведения, педагог не устанавливает исходного уровня коммуникативного роста, начального этапа его повышенияне знает, а значит, не предполагает, через какие другие этапы (точки, пункты) необходимо «пройти», чтобы воспитать школьника как активного субъекта общениякакими признаками должен характеризоваться субъект общения (школьник) на том или ином этапе своего ростачто понимается под конечной целью процесса развития коммуникативного поведения.

Поэтому тема «Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения школьников старших классов» представляет серьезный научно-практический интерес, так как содержит возможность изучения особенностей процесса развития коммуникативного поведения старшеклассников и его организации в системе коммуникативного воспитания школьников.

Таким образом, объектом исследования является процесс общения старшеклассников.

Предмет исследования: педагогические основы формирования активного, инициативного субъекта общения в процессе коммуникативного воспитания старшеклассников.

Цель исследования состоит в определении путей и средств организации воспитательного процесса, направленного на повышение уровня развития коммуникативного поведения школьников старших классов, формирование их как активных, инициативных субъектов общения.

Предмет и цель исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования, основанную на следующем предположении: развитие коммуникативного поведения школьников старших классов, понимаемое как закономерное качественное изменение субъекта общения, в результате которого возникает новое качественное состояние этого субъекта — активный, инициативный коммуникант — и представляющее собой процесс продвижения старшеклассников от одного уровня развития коммуникативного поведения к другому, более высокому, возможно при выявлении и последующем учете совокупности критериальных признаков коммуникативного поведения школьниковсоотнесении уровня развития коммуникативного поведения школьников с соответствующим этапом воспитательного процесса становления активного субъекта общенияорганизации воспитательного процесса в соответствии с содержанием конкретного этапа названного процесса и рекомендациями, разработанными в программе развития коммуникативного поведения старшеклассниковфиксации признаков качественного изменения школьников как субъектов общения, контроле и оценке процесса развития коммуникативного поведения.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы необходимо решение следующих задач: уточнить социально-философскую, психолого-педагогическую характеристику понятия «общение" — выявить специфические особенности коммуникации школьников старших классовустановить уровни развития коммуникативного поведения старшеклассников, отражающие этапы процесса становления активного субъекта общенияраскрыть уровни развития коммуникативного поведения старшеклассников как совокупность критериальных признаков их коммуникативных действий на соответствующем этапе развитияопределить суть воспитательного процесса развития коммуникативного поведения школьников старших классов: выявить его этапы, установить закономерности изменения субъектов общения в процессе их реализацииразработать программу развития коммуникативного поведения старшеклассников, предполагающую практическую организацию процесса поэтапного формирования субъекта общения. Методологической основой изучения возможности воспитания школьников старших классов как активных субъектов общения являются, во-первых, фундаментальные положения социально-философских исследований о феномене общения как одной из четырех форм человеческой деятельности, отражающей процесс конкретизации, персонификации общественных отношений, их личностную формухарактеризующейся специфическими признаками и структуроймотивированной потребностью человека в осуществлении и развитии личных возможностейреализующейся в условиях конкретной ситуации общенияво-вторых, гуманистические концепции, раскрывающие факт воспитательного воздействия как условие комфортного существования личности, как способ ее саморазвития.

Специфика объекта и предмета исследования, решение поставленных в нем задач обусловило использование следующих методов исследования: изучение социально-философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиянаблюдение процесса общения старшеклассников в разных коммуникативных ситуацияхсопоставительный, сравнительный анализанкетированиемоделирование, педагогический эксперимент, программирование, коммуникативная игра.

Научная новизна исследования и его теоретическая значимость заключаются в том, что раскрыто известное в психологии, но недостаточно разработанное в педагогической литературе содержание понятия «общение школьников старших классов" — определена доминантная потребность, мотивирующая стремление школьников старших классов к общению как средству самоутверждения и объясняющая специфичность общения старшеклассниковвыявлены и описаны уровни развития коммуникативного поведения школьников старших классовустановлена зависимость организации коммуникативного воспитания школьников от их уровня развития коммуникативного поведенияустановлены этапы процесса повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников.

Практическое значение исследования состоит в том, что разработана программа коммуникативного воспитания старшеклассников, выработаны рекомендации по организации педагогического процесса повышения уровня развития коммуникативного поведения школьниковописание уровней развития коммуникативного поведения старшеклассников дает возможность фиксировать признаки их коммуникативного роста, оценивать эффективность и целесообразность воспитательных приемов на любом этапе процесса развития коммуникативного поведениязнание уровней развития коммуникативного поведения школьников может быть учтено при решении подавляющего большинства педагогических задач.

Достоверность результатов исследования обусловлена разнообразием методов исследования и подтверждена результатами педагогического эксперимента, проводимого в течение трех лет, анализа уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников через год после эксперимента, подтвердившего объективность выдвинутой гипотезы, и широтой экспериментально-исследовательской базы.

Исследование проводилось на базе школ №№ 9, 29, 31 г. Якутска, Мархинской школы № 1, Покровской гимназии, школ №№ 3, 5, 7, 26 г. Ленска, №№ 2, 4 г. Алдана, № 26 г. Мирного, №№ 3,6 г. Нерюнгри, Амгинской гимназии. Всего в исследовании принимали участие 951 школьник, 27 учителей-словесников, 37 классных руководителей, 14 социальных педагогов.

Апробация исследования. Основные положения изложены на научно-методических и научных конференциях ЯГУ, на курсах повышения квалификации учителей русского языка, классных руководителей, на расширенной коллегии Министерства образования Республики Саха, на республиканской конференции по проблемам преподавания русского языка и развития речи в 1999 г., в работе авторских семинаров для учителей русского языка и риторики г. Якутска и лаборатории по проблемам развития речи и общения на базе СШ № 29 г. Якутска.

На защиту выносятся следующие положения:

Общение старшеклассников — такой вид человеческой деятельности, который, отражая процесс конкретизации, персонификации общественных отношений, его личностную форму, проявляющуюся в той или иной ситуации общения, мотивирован потребностью старшеклассников в самоутверждении и реализуется ими в зависимости от уровня коммуникативного развития.

Характеристика коммуникативного поведения школьников старших классов выражается в совокупности критериальных признаков, отражающих конкретный этап процесса коммуникативного развития, и соответствует одному из четырех уровней коммуникативного развития школьников: уровню мотивации, уровню осознания ситуации общения, уровню моделирования, уровню самоанализа и самооценки результата общения.

Процесс коммуникативного воспитания старшеклассников представляет собой ряд последовательных этапов, на каждом из которых происходит многоплановое, качественное изменение субъектов общения: этап снижения «мотивационного дефицита», этап ориентировки, этап моделирования, этап самоконтроля. Данный педагогический процесс носит характер видимого, поддающегося контролю, анализу и управлению.

В основе модели процесса коммуникативного воспитания школьников лежит программа, реализация которой предполагает качественное изменение уровней характеристики субъектов общения: интуитивное, неосознаваемое коммуникативное поведение (уровень мотивации) приобретает характер конкретной деятельности, обусловленной реальными условиями общения (уровень осознания ситуации общения), становится сознательно планируемым (уровень моделирования), контролируемым, способным к дальнейшему совершенствованию (уровень самоанализа результата общения).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце представлен список использованной литературы и приложение.

Выводы по II главе.

Под коммуникативным развитием понимается закономерное качественное изменение субъекта общения. Так как уровень КР определяется уровнем развития коммуникативного поведения, то становление активного, инициативного субъекта общения предполагает качественное изменение его КП.

В исследованиях социальных психологов выделены четыре уровня общения, которые содержат возможность критериальной оценки личности как субъекта общения. В то время как показателем коммуникативного развития субъектов общения является критериальная характеристика уровней развития КП.

Результаты анализа коммуникативного поведения старшеклассников в разных коммуникативных ситуациях и сопоставления их с положениями психолого-педагогической науки позволяют выделить 4 уровня развития коммуникативного поведения субъектов общения: мотивационный, уровень осознания ситуации общения, уровень моделирования, уровень самоанализа коммуникативного результата.

Знание отличительных признаков каждого уровня КП и особенностей поведения субъектов общения, КР которых соответствует данному уровню, позволяет смоделировать процесс коммуникативного воспитания, на этапах которых будет осуществляться продвижение старшеклассников от одного уровня развития коммуникативного поведения к другому, более высокому.

Сопоставление характеристики коммуникативного поведения школьников с этапами процесса коммуникативного воспитания позволяет оценивать целесообразность и уместность использования педагогических приемов, способствующих коммуникативному росту старшеклассников, воспитывая активных, инициативных коммуникантов на основе ненасильственной парадигмы управления.

Суть процесса коммуникативного развития составляют этапы, на которых происходит многоплановое последовательное изменение коммуникативного поведения старшеклассников: этап снижения «мотивационного дефицита», в процессе реализации которого у школьников развивается «интерес-возбуждение — чувство захваченности, любопытства» (И.К. Фридман) — этап ориентировки, на котором школьники осознают необходимость серьезной предварительной подготовки к предполагаемому общениюэтап моделирования, в процессе которого у старшеклассников развивается внимание к вариантам коммуникативного поведения собеседника и способность фиксировать в процессе общения факты изменения ситуации и коммуникативных действий других участников общенияэтап самоконтроля, когда у субъектов общения определяется новое направление в коммуникативной деятельности — поиск более эффективных приемов коммуникации.

На основе выявленных уровней развития КП, определения этапов педагогического процесса, направленного на формирование старшеклассников как активных субъектов общения, разработана программа развития уровня коммуникативного поведения школьников старших классов, задача которой — организовать поэтапное изменение уровня развития КП старшеклассников.

Анализ результатов первого и второго констатирующего эксперимента подтверждает факт развития коммуникативного поведения старшеклассников, постепенное последовательное продвижение их от этапа снижения мотивационного дефицита" до этапа самоконтроля, что обеспечивает их коммуникативное развитие, выражающееся в повышении уровня развития коммуникативного поведения.

Заключение

.

Применительно к старшеклассникам общение — такой вид человеческой деятельности, который, отражая процесс конкретизации, персонификации общественных отношений, его личностную форму, проявляющуюся в конкретной ситуации общения, мотивирован потребностью старшеклассников в самоутверждении и реализуется ими в зависимости от уровня развития коммуникативного поведения.

Специфические признаки общения школьников старших классов отражают противоречие между их отношением к общению, уровнем готовности к нему и неадекватным выбором конкретного типа коммуникации, обеспечивающего эффективное участие в общении. Данное противоречие, обусловленное уровнем развития коммуникативного поведения, указывает на необходимость изучения педагогических условий, обеспечивающих возможность организации эффективного процесса коммуникативного воспитания старшеклассников.

В современной педагогической литературе не разработаны критерии оценки коммуникативной деятельности школьников на том или ином этапе процесса развития коммуникативного поведения, не названы и не описаны сами эти этапы, что осложняет организацию педагогического процесса коммуникативного воспитания, направленного на формирование школьников как активных, инициативных субъектов общенияне обозначены уровни развития коммуникативного поведения школьников, позволяющие отслеживать процесс коммуникативного роста (стабилизации, регресса), оценивать эффективность и целесообразность воспитательных приемов на каждом конкретном этапе воспитательного процесса, характеризовать старшеклассников как субъектов общения с целью определения их уровня развития коммуникативного поведения.

Характеристика коммуникативного поведения старшеклассников, выражающаяся в совокупности критериальных признаков, отражающих тот или иной этап процесса развития коммуникативного поведения, соответствует одному из следующих выявленных в процессе исследования уровней развития коммуникативного поведения школьников: уровню мотивации, уровню осознания ситуации общения, уровню моделирования и уровню самоанализа результата общения. Данная система уровней содержит возможность оценки развития коммуникативного поведения старшеклассников как субъектов общения и организации эффективного процесса коммуникативного воспитания старшеклассников, процесса видимого, поддающегося контролю, анализу и управлению.

Процесс коммуникативного воспитания старшеклассников представляет собой ряд последовательных этапов, на каждом из которых происходит многоплановое, закономерное последовательное изменение субъектов общения:

— этап снижения «мотивационного дефицита»;

— этап ориентировки;

— этап моделирования;

— этап самоконтроля.

В процессе коммуникативного воспитания осуществляется постепенное последовательное продвижение школьников от одного этапа к другому, что и обеспечивает качественное изменение субъектов общения, выражающееся в повышении их уровня развития коммуникативного поведения.

В основе модели процесса коммуникативного воспитания школьников лежит программа, реализация которой предполагает качественное изменение уровневой характеристики субъектов общения: интуитивное, неосознаваемое коммуникативное поведение (уровень мотивации) приобретает характер конкретной деятельности, обусловленной реальными условиями, анализ которых позволяет выявить коммуникативные барьеры и устранить их (уровень осознания ситуации общения), а затем становится сознательно планируемым (уровень моделирования), контролируемым и способным к дальнейшему совершенствованию, стилистической индивидуализации (уровень самоанализа результата общения).

Программа, задача которой — организовать поэтапное изменение уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников, состоит из четырех модулей («Мотивы общения», «Ситуация общения», «Коммуникативный процесс», «Результат коммуникативной деятельности»), представляющих собой законченные, относительно самостоятельные блоки, каждый из которых регулирует качественное изменение субъектов общения, то есть их развитие, на конкретном этапе процесса коммуникативного воспитания, предполагая решение соответствующих данному этапу воспитательных задач. Такое построение программы содержит возможность реализации каждого из модулей отдельно друг от друга, если коммуникативное поведение старшеклассников на констатирующем этапе соответствует какому-либо конкретному уровню развития КП. Объединение модулей в программе обеспечивается целостной концепцией и отношениями преемственности.

Реализация программы в полном объеме приводит к изменению позиции старшеклассников по отношению к собственной коммуникативной деятельности. Являясь субъектами общения, школьники не только предвосхищают результаты общения, но сознательно организуют свою деятельность в процессе общения и вырабатывают стиль собственного коммуникативного поведения в зависимости от цели общения, ситуации и особенностей коммуникативного поведения других участников общения. Коммуникативная деятельность школьников на основе учета реальных условий для самовыражения, самоутверждения посредством общения (уровень моделирования) трансформируется в деятельность на основе создания условий, способствующих более выгодному проявлению личности старшеклассников в процессе общения (уровень самоанализа), и на основе создания новых способов установления отношений, доказательств, объяснений, изложения информации. В результате процесс становления старшеклассников как инициативных субъектов общения переходит в новую стадию: самосовершенствование, формирование индивидуального стиля коммуникативного поведения.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о возможности организации эффективного педагогического процесса, направленного на коммуникативное воспитание школьников и представляющего собой процесс поэтапного продвижения субъектов общения от одного уровня развития коммуникативного поведения к другому, качественно более высокому.

В процессе исследования обозначился круг проблем, целесообразность и необходимость решения которых обусловлена многоплановостью и разносторонностью педагогического процесса коммуникативного воспитания школьников. К ним относятся следующие: выявление педагогических средств, методов, приемов работы с родителями, направленной, во-первых, на их коммуникативное развитие, как один из способов становления эмпатического общения между родителями и детьми, во-вторых, на создание условий, способствующих коммуникативному росту школьников в кругу семьиорганизация работы по формированию у педагогов устойчивой ориентации на коммуникативные отношения со школьниками, основанные на принципах ненасильственной парадигмы управления, что, в свою очередь, указывает на необходимость разработки педагогических технологий, основанных на мотивационно-потребностной сущности процесса воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ., Протопопов ВН. Психологический анализ речевой деятельности и ее продукты // Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления. М, 1973.193 с.
  2. . При каких условиях обучение может был. творческим для пед агога и ребенка / Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии. 1987. №:5.С.29.
  3. Амонашвили LLLA Личносгно гуманная основа педагогическою процесса М: Университетское, 1990.560 с.
  4. Амонашвили IILA Обучение. Оценка. Ошепса. М, 1980.32 с.
  5. БГ. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.340с.
  6. Андреев В Л Деловая риторика // Практический курс для творческого саморазвития делового общения. Казань: №д-во Казанского университета, 1993.108 с.
  7. Аникеева НЛ Некоторые специфические особенности потребности в общении // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 214 -217.
  8. Т.Е. Сталь общения как фактор эффективности совместной деятельности: Авгореф. дис. кацд. пед. наук.: М, 1984, 23 с.
  9. АГ. Основные принципы психологической теории деятельности. М., 1983. с.
  10. АГ. Личность как предмет психологических исследований.
  11. АтватерИствуд. Я вас слушаю. М, 1989.16с.
  12. ВГ. Системность и общество. М: Политиздат, 1980.368 с.
  13. ЮХ. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологам. 1984. №:1.С.52- 57.
  14. Бадмаев БД Выступление, беседа всегда общение. М, 1983.78 с.
  15. Бадмаев БД, Малышев АА Психология обучения речевому мастерству. ?VI, 1999. 119 с.
  16. ДИ. Системное исследование культуры общения педагога (творческий аспект): Авгореф. дис. канд пед наук. Умань, 1989.24 с.
  17. АВ., Музыков С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М, 1985.171 с.
  18. ФВ. О «силе Я» и «психологаческсй защите» // Вопросы философий. 1969.1. С. 21
  19. Г. С. Особенности культуры глубинного общения и мировоззренческие проблемы. М, 1987. 214 с.
  20. Батракова CJHL Основы профессионально педагогического общения: Учебное пособие. Ярославль: ЯГУ, 1986. 140 с.
  21. БахшнММ Эстетика словесного творчествам, 1979.423 с.
  22. Береэовин AJ-L, Каломинский ЯЛ Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.108 с.
  23. БecпaлькoBIlCлaгaйvlьющzщro^чecI
  24. Гшинов ВМ Эффективность обучения // Методологический аспект определения згой категории в дидактике. М: Педагогика, 1976. 67 с.
  25. Блонский ПП Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 х томах / Под редакций! АВ. Петровского. М: Педагогика, 1979. 194с.
  26. Бодалев АА Личность и общение: Избранные труды. М: Педагогика, 1983.277 с.
  27. Бодалев АА О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. 19 №:5. С. 77−81.
  28. Бодалев АА, Криволап ЛИ. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. ч.1.205 с.
  29. . Избранные педагогические труды. М, 1995.378 с. 30. 1южович Лй Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 102 с.
  30. . Проблема развития материальной сферы ребенка // Изучение могивации поведения детей и подростков М, 1972. С. 16
  31. Братченко CJL Развитие у студентов направленности на диалоговое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1987.16 с.
  32. Брудный АА Понимание и общение. М: Знание, 1989.64 с.
  33. БуеваЛЛ Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  34. Буева ЛИ Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личносш // Психология личности и образ жизни. М: Наука, 1987. С. 213−374.
  35. Букагов ВМ Основные параметры педагогической стратегии A.C. Макаренко // Ершова АЛ, Букатв ВМ Режиссура урока, общения и поведения учителя. М, 1998. С. 160−188.
  36. Букетов ВМ Дидактическая игра: продление жизни // Ершова АЛ, Букагов ВМ Режиссура урока, общения и поведения учителя. М, 1998. С. 189−226.
  37. Буш Г-Я. Диалогика и творчество. Рига: Авогс, 1985.318 с.
  38. Вербицкая JLA Давайте говорить правильно. М: Высшая школа, 1981.207 с.
  39. Вербицкая, А А Психалого педагогические особенности контекстного обучения (В помощь слушателям факультета новых методе" и средств обучения при Политехническом музее). М: Знание, 1987.373 с.
  40. ВВ. Проблемы русской стилистики. М: Высшая школа, 1981.373 с.
  41. ТГ. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1991.95 с.
  42. Вишнякова CA Психолого педагогические основы обучения вербальной коммуникации.: Диссертация на соискание ученой степени доктора пед агогических наук. М, 1996. С. 115.
  43. Вовк JLE. Педагогическое общение молодого учителя как фактор ею профессионального становления: Авгореф. дис. канд. пед. наук JI, 1988. 21 с.
  44. Войскунский AJE. Я говорю, мы говорим. М, 1990.59 с.
  45. КН. Психологи о педагогических проблемах. М: Просвещение, 1981.127 с.
  46. Вопросы разработки проблемы интенсификации профессиональной подготовки студентов // Метод, рекомендации экспериментаторам лаборатории профессиональной подготовки студентов. Казань: КПИ, 1987.32 с.
  47. .В. Словарь педагогических ситуаций. М, 2001.200с.
  48. Выготский J1C. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. М, 1983. тЗ. 308 с.
  49. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  50. Выготский JIC. Мышление и речь, Соф. соч. в 6- тит. М, 1982. т2.314с.
  51. ЯС. Проблема обучения и умственное развитие в шкальном возрасте. М., 1983.238 с.
  52. В.Н. Педагогическая техника в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис.канд.педнаук.Казань, 1987.14с.
  53. Гальперин ПЯ К теории программированного обучения. М: Знание, 1967.119с.
  54. Гармаш ЕЛ Формирование педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дис. кацд пед. наук. М, 1990.14 с.
  55. Головин Б Л Основы культуры речи. М: Просвещение, 1988.215 с.
  56. Гуманистическая направленность шгайнеровской педагогики / Пер. с фин. А Ойгшнен. М, 1999.176 с.
  57. Гутина ОМ, Ершова АП Учитель в роли ученика // Режиссура урока, общения и поведения учителя / Под редакцией АЛ Ершовой, ВМ. Букагова. М., 1998. С. 149 160.
  58. ВВ. Виды обобщения в обучении. М, 1972. Давыдов ВВ. Содержание и строение учебной деятельности школьников // Психологические проблемы процесса обучения младших школьнике". М, 1978.С.149−160
  59. ДА. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск, 1991.65 с.
  60. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника/ Под редакцией В. С. Мудрика. М, 1983. 195 с.
  61. Динамика личностных изменений субъекта при групповом обучении общению: Метод, разработка / Сост. Т. С. Яценко. Грозный, 1985.47 с.
  62. АВ. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М: Просвещение, 1987.207 с.
  63. Додонов Б Л О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. №:5.С.12.
  64. Додонов БЛ Структура и динамика мсливов деятельности // Вопросы психологии. 1984. №:4.С.7
  65. Додонов Б Л Эмоция и ценность. М 205 с.
  66. Дридее ТМ Организация и методы лингвосоциопогического исследования массовой коммуникации. М., 1979.91 с.
  67. Дьяков НИ Формирование умений дидактического общения у студентов педагогических вузов: Авгореф. дис. кацд пед наук Алма Ата, 1990.24 с.
  68. Дьяченко BJC Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.160 с.
  69. СБ. Профессиональное самовоспитание учителя. М, 1986.95 с.
  70. Емельянов ЮН Учиться мастерству общения // Психология в управлении. Я: Лениздаг, 1983.168 с.
  71. Ершова AJI, Букатов ВМ Режиссура урока, общения и поведения учителя. М, 1998. 228 с.
  72. НИ. Психологические основы развитая речи // В защиту живого слова. М, 1966. С. 65 138.
  73. Жуков ЮМ, Петровская ЛА, Растенников ВН Диагностика и развигае компетентности в общении. М: МГУ, 1990.104 с.
  74. Зимняя ИА Пед агогическая психология. Ростов на Дону, 1997.480 с.
  75. Зимняя ИА Воздейсгвенность выступления лектора. М, 1975.44 с.
  76. ЕГ. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981.114 с.
  77. АВ., Рахманов Э. Формирование нравственной убежденности у старшеклассников // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М, 1977.162 с.
  78. Иванников В, А Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 21
  79. Иванец ИИ Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших школьников: Авгореф. дис. на соискание ученой степени канд пед наук Ростов на Дону, 1997.23с.
  80. ИзардСА Эмоции человека / Перевод с английского. М, 1980.203 с.
  81. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук М: Наука, 1989. С.5−13.
  82. Ильин ЕН Пуп" к ученику. М., 1988.224 с.
  83. ГЛ. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. 1986. №:5. С20.
  84. Интенсификация профессиональной подготовки к самоподготовке студентов педагогического института: Метод разработка для преподавателей и студеьлов. -Казаны КПИ, 1985.32 с.
  85. Интенсификация профессиональной подготовки учителя. Казань: КГПИ, 1988.223 с.
  86. НА. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998.170 с.
  87. М.С. Мир общения: Проблемы междусубъектных отношений. М: Политиздат, 1988.319с.
  88. Казакевич МА, Клобукова ЯП, Судиловская ОМ. Обучение профессиональному общению. М: МГУ, 1994.134 с.
  89. Казарцева ОМ Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М: Флинта, Наука, 1998.496 с.
  90. Кан Калик В, А Педагогическая деятельность как творческий процесс (Иследование субъективно эмоциональной сферы творческого процесса педагога). Грозный, 1976. 286 с.
  91. Кан Калик В, А Основы профессионально педагогического процесса. Грозный, 1979. 80 с.
  92. Кан Калик ВА Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М: Просвещение, 1987. 190 с.
  93. Кан Калик В А, Никандров НД Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990. 144 с.
  94. ЕВ., Соколе" ВВ. Культура педагогического общения. Горький, 1988. 216 с.
  95. Капинос В Л, Соловейчик МС. Развитие речи: теория и практика обучения. М-, 1994. 191 с.
  96. . Педагогическое общение как фактор совершенствования учебного процесса в высшей шкале: Д ис. кацд. пед. наук Куйбышев, 1985.201 с.
  97. Карнеги Д Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1989.305 с.
  98. Киричук AJB. Положение детей в системе общения в классном коллективе // Проблемы общения и воспитания. В 2 х частях. Тарту, 1974.396 с.
  99. Кирпичник JLT. Организация и корректировка общения школьников в летнем лагере // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника / Под редакцией AJB. Мудрика. М, 1983.223 с.
  100. ЕВ. Межвоораспюе общение как фактор личностного развития школьников: Диссертация на соискание ученей степени канд пед. наук. М., 1995.163 с.
  101. Китайгородская ГА Методические основы интенсивною обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986. 176 с.
  102. Клаус PJC Анализ взаимодействия как возможный метод изменения характера общения учигеда практиканта на уроке. М, 1991. 49 с.
  103. Ковалев AJT. Об активнее обучении педагогическому общению и его оптимизация. М.: АПН СССР, 1983. 194 с.
  104. АГ. Личность воспитывает себя. М, 1983.251 с.
  105. Кожина MJ-L Стилистика русского язьпеа. M: Просвещение, 1983. 308 с.
  106. Коллектив и личность / Под редакцией К. К. Платонова. М., 1975.193 с.
  107. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий / Под редакцией Е. С. Кузьмина и В£. Семенова. Л.: Лениздаг, 1987.144 с.
  108. Каломинский ЯЛ Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные особенности). Минск: БГУ, 1976.217 с.
  109. Коменский ЯА Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: в 2- х томах / Под редакцией АЛ Пискунова М, 1982. т.1.
  110. НГ. Язык как средство воспитания // Вопросы психологии. 1987. №: 1. С. 15.
  111. КонКС. Опсрьгше «Я». М., 1978.119 с.
  112. КонИС. Социология личности. М, 1967.219 с.
  113. Кон И. С. Психология старшеклассника. M., 1982.97 с.
  114. Кон И. С. Дружба. М, 1987. 79с.
  115. СВ. Психологопедагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М, 1981.163 с.
  116. Кондратьев MJO. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. № 2. С.11−24.
  117. Концепция струюуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе) // Народное образование. 2000. № 2.С21.
  118. АГ. Социально перцептивные процессы в условиях группового принятая решений // Вопросы психологии. 1984. №:1. С. 9.
  119. Костомаров В Р., Ладыженская ТА, Луков В А, Никалина НА Основы культуры речи (педагогическая риторика) И Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). Сборник программ учебных курсов. М, 1999. С. 5 11.
  120. Кочергин ВЛ Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков в деятельности детских организаций: Дис. на соискание ученой степени кацд. пед. наук Казань, 1993.195 с.
  121. ТВ. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человекам, 1975. 119 с.
  122. Куэовлев ВЛ Совершенные подходы к учебно -воспитательному процессу: Межвузовский сборник научных трудов М1ТТУ им. Ленина: Прометей, 1995. С. 1232
  123. Куэовлев ВЛ Пути воспитания культуры умственного труда младших школьников в работе с устным словом // Совершенные подходы к учебно воспитательному процессу: Межвузовский сборник научных трудов МГЛУ им. Ленина: Прометей, 1995. С23−27.
  124. HB. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащ ихся // Вопросы психологии. 1984. №: 1.
  125. ИЮ. Отношение к учебной работе у отстающих в учении школьников // Отстающие в учении школьники: Проблемы психологического развитая. М, 1986.95 с.
  126. Кулюташ ЮН Психология обучения взрослых. М: Просвещение, 1985.127 с.
  127. ТА. Устная речь как средство и предмет обучения. М, 1998.131с.
  128. Ладыженская ТА, Князьков АА, Николина НА Основы культуры речи (педагогическая риторика) для нефилологов // Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). Сборник программ учебных курсов. М, 1999. С. 1219.
  129. Ладыженская ТА Живое слово. М^ 1986.127 с.
  130. Лебедев KJI Формирование нравственных отношений в системе отношений «преподаватель студент»: Авгореф. д ис. канд пед. наук Киев, 1985.19 с.
  131. Лени BJ1 Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. М: Знание, 1990.255 с.
  132. Леви В Л Нестандартный ребенок М, 1988.95 с.
  133. ЛевиВ-Jl Искусство бьпь другим. М., 1980. 102 с.
  134. Левин К Топология и теория поля: Перевод с англ У/ Хрестоматия по истории психологии. М, 1980. С31−56.
  135. КМ. Культура педагогического общения. Иркутск, 1985.360 с.
  136. Лейбовская НА Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в высшей школе (На материале обучения иностранным языкам в техническом вузе): Авгореф. дас. канд. пед. наук М., 1985.16 с.
  137. НС. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  138. Леотьев АА Речевая деятельность. Основы теории речевой деятельности / Под редакцией АА Леонтьева. М., 1974. СЗ 123.
  139. Леонтьев АА Язык Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.214 с.
  140. Леонтьев АА Психология общения // Социальная психология / Под редакцией Г. П. Предвечернего, Ю, А Шерковина. М, 1975. СЗ 198.
  141. Лентьев АА Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.47 с.
  142. Леонтьев АЛ Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975.304 с.
  143. Леонтьев АЛ Развитое общения дошкольника со сверстниками / Под редакций! АГ. Рузкой. М, 1989.214 с.
  144. Леонтьев ДА Совместная деятельность, общение, взаимодействие (к обоснованию педагогики согрудничесгваУ BBLLL 1989. №: 11. С39- 45.
  145. Лепехин НЛ Коммуникация и общение в педагогическом процессе / Под редакцией АА Крылова Л: ЛГУ, 1989. вып. 13. С36- 43.
  146. Лернер ИЛ Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  147. Лийметс ХЛ Групповая работ на уроке. М, 1975. С. 12.
  148. Липкина АЛ Самооценка школьника. М, 1976.119 с.
  149. Липкина АЛ Предметно диалогическая рефлексия на уроках труда как фактор нравственно мотивационного развития школьника // Вопросы психологии. 1986. №:3. С21.
  150. Лисина МЛ Проблема онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986.244 с.
  151. Нл. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989.192 с.
  152. А.М. Диалог с Л.С. Выготским по поводу письменной речи // Вопросы психологии. 1996. №:6.С.4152.
  153. .Ф. Общение как проблема общей психологии. М, 1986. 344 с.
  154. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психсиюгический журнал. 1980. т. 1. №:5.С.19.
  155. .Ф. Категория деятельности и общения в психологии// Вопросы философии. 1979. №:8. С. 1831.
  156. Львова ЮЛ Педагогические этюды. М, 1990.54с.
  157. Люблинская АА Система отношений основа нравственной воспитанности лихости//Вопросы психологии. 1983. №:2. С32.
  158. В .Я., Негурэ ИЛ 1 психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М, 1994.150 с.
  159. A.C. Сочинения в 7 ми -томах. ML, 1978.
  160. АС. Проблема школьного советского воспитания / Сочинения в 6га. тЗ. М, 1951.215 с.
  161. Максимова РА Роль потребности в общении для развития личности // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973. С.43−54
  162. Малькова ЗА Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах // Советская педагогика 1990. №:12. С. 54 76.
  163. Мальковская TU Учитель ученик. М, 1977.93 с.
  164. Маркова АЛС, Маггис ТА, Орлов АБ. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.192 с.
  165. Маслоу, А Самоактуалюация: Перевод с англ // Психология личности. М, 1982. 275 с.
  166. М.В. Мотивация учения младших школьнике©-. М, 1984.244 с.
  167. Мапошкин АА Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М: Педагогика, 1977.208 с.
  168. Махновская НИ Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов филологов: Дис. канд. пед наук. М., 1992.174 с.
  169. Мелибруда ЕА Я, ТЫ, МЫ. Психологические возможности улучшения общения. М: Прогресс, 1986.256 с.
  170. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. тЗ. №:4.С2636.
  171. Методики психодиагностики в учебно-воспитателы юм процессе / Составитель ВВ. Гришин, ПВ. Лукин. М: ИКА"Москва", 1990.64 с.
  172. Методы системного педагогического исследования / Под редакцией HB. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.172 с.
  173. АЛ. Использование ролевых игр для обучения профессиональному диалогическому общению на иностранном языке: Дис. канд. пед наук. Нижний Новгород, 1991. 163 с.
  174. Михальская АК Педагогическая риторика Теория и история. М., 1998.431 с.
  175. Михалевская Г Л Коммуникативные умения педагога: Учебное пособие. СПб, 19%. 64 с.
  176. Михеева ЕЛ Социально психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в стуации урока: Автореф. на соискание ученой степени канд. психолог, наук. 1993.24 с.
  177. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагошческой подготовки учителя. М: Педагогика, 1981.120 с.
  178. В.Ф. Профессиональная ориентация будущих педагогов: Полтавский вариант (Учитель, которого ждут). М, 1988. 37 с.
  179. В.Ф., Ткачева HJO. Проблема периодизации развития личности в психологии. М, 1981.97 с.
  180. Мочалова НМ Формы организации процесса общения в условиях их эффективности. Казань: КГПИ, 1988.91 с.
  181. АВ. Воспитательный потенциал общения // Советская педагогика. 1975. №З.С.12−27.
  182. АВ. Общение как фактор воспитания школьников. М: Педагогика, 1984.112 с.
  183. АВ. Учитель: мастерство и вдохновение. М: Просвещение, 1986.160 с.
  184. АВ. Воспитательные функции общения школьников // Общение и развитие психики: Сборник научных трудов / Под редакцией АА Бодалева, АГ. Ковалева. M: Изд во АПН СССР, 1986. СЗ 129.
  185. АВ. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. докг. пед. наук. J1, 1981. С. 14.
  186. АВ. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Д иссертация на соискание ученой степени канд. пед, наук. М., 1970. 193 с.
  187. АВ. Общение школьников как предмет педагогических исследований. М, 1979.97 с.
  188. Мурашов АА Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. М., 2000.95 с.
  189. ВН. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. №:5.С.142−155.
  190. Мясищев ВН Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М.: Наука, 1960. С14−17.
  191. Мясищев ВН О взаимосвязи общения, отношений и отражения как проблема обща" и социальной психологии // Социально психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л, 1970. С.114 116.
  192. Наумов В л. Формирование готовности будущих учителей к общению с подростками: Авгореф. дис. канд пед наук М, 1989.21 с.
  193. Национально культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.352 с.
  194. Национально языковые отношения в СССР: состояние и перспективы / АН СССР. М: Наука, 1989.224 с.
  195. ШТ. Формирование оптимальной функциональной структуры общения будущего учителя: Авгореф. дис. кацд пед. наук. Киев, 1983.18 с.
  196. Николаенко С, А Системный анализ профессиональной готовности будущих учителей к педагогической деятельности: Авгореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. 24 с.
  197. С .В. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза в сфере общения и пути их формирования: Авгореф. дис.,. канд пед наук. Киев, 1984.16 с.
  198. ЕВ. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. М., 1987. С21−54.
  199. Новое педагогическое мышление / под редакцией AJB. Петровского. М: Педагогика, 1989.290 с.
  200. Носова МЛ I Культура и этика общения. Ташкент Узбекистан, 1985.192с.
  201. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / Редколлегия: АЛ Титаренко идр. М: Мысль, 1982.295 с.
  202. Общение в свете теории отражения. Фрунзе, 1980.136 с.
  203. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сборник научных трудов / Ответственный редактор АА Бодалев. М: Изд-во АПН СССР, 1987.164 с.
  204. Общение и культура личности: Сборник статей. Томск, 1984.175 с.
  205. Общение и оптимизация совместной деятельности / под редакцией Т. М. Андреевой, Я. Яноушека М: МГУ, 1987.301 с.
  206. Общение развитие психики: Сборник научных трудов / Под редакцией АА Бодалева, ТА Ковалева М: Изд во АПН СССР, 1986.176 с.
  207. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Тезисы докладов. Я: ЛГУ, 1973.139 с.
  208. Общение. Текст. Высказывание. М: Наука, 1985.177 с.
  209. Общение и формирование личности школьника. М, 1987.223 с.
  210. Общение: теоретические и прагматические проблемы / Под редакцией Е. Ф. Тарасова, ЮА Сорокина М, 1978.180 с.
  211. Ожегов С Л Словарь русского языка 3 е изд. М, 1982.219 с.
  212. АБ. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. №:1.
  213. Орлов ЮМ Самопознание и самовоспитание характера М, 1987.161с.
  214. Орлов ЮМ Восхождение к индивидуальности. М: Просвещение, 1991.287 с.
  215. Основы педагогического мастерства Учебное пособие / Под редакцией ИА Зязуна. М: Просвещение, 1989.302 с.
  216. КГ. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М, 1988.64 с.
  217. Павлюк ОЛ Эмоциональные компоненты мотивации // Формирование интереса к учению у школьников / Под ред акцией АК. Марковой. М, 1986. С.12−29.
  218. Панферов ВЛ Общение как предмет социально психологических исследований: Автореф. дис. докт. психолог. Наук. Я, 1983.39 с.
  219. РА. Формирование коммуникативности у старшеклассников: Автореф. дис. кавд. пед. наук. Красноярск, 1991.18 с.
  220. Пассов ЕЛ Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.108 с.
  221. Педагогический поиск/Составитель ИЛ Баженова М.: Педагогика, 1988.544 с.
  222. Педагогическое общение (методические материалы и экспериментальная программа): Педагогическая техника учителя. М: АПН СССР НИИ Общей педагогики, 1986.136 с.
  223. Педагогическое речеведение: словарь справочник / Под редакцией ТА Ладыженской и В Л Мещеряковой. М., 1998.288 с.
  224. НР. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей: Автореф. дис. кавд. пед. наук. М, 1984.15 с.
  225. Петрова ЕА Жесты в педагогическом процессе. М, 1998.222 с.
  226. Петровская ЛА Компетентность в общении: Социально педагогический тренинг. М: МГУ, 1989.216 с.
  227. АВ. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.225 с.
  228. АВ. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №: 1. С.7−12.
  229. ИВ. Три июля в беседах о речевом общении. М., 1989.52 с.
  230. Пикова ЛА Воспитание общительности и преодоление замкнутости подростке" в первичном коллективе: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед наук. М, 1974. 162 с.
  231. КК. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.254 с.
  232. Поварицына ЛА Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис. канд. пед наук М, 1987.14 с.
  233. Познание и общение/ Ответственный редактор Б. Ф. Ломов и др. М: Наука, 1988. 208 с.
  234. Поленова MJE. Формирование у будущих учителей педагогического общения в процессе педагогической фактики: Дис. кацд. пед. наук. М., 1990.160 с.
  235. ИГ. Проблема происхождения рефлекторных механизмов мозга. М., 1964.159 с.
  236. Пономарев ЯА Психология творчества. М: Наука, 1976.303 с.
  237. Погылико ГЛ Эгико-психалогические основы общения. М: Занание, 1982. 63 с.
  238. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под редакцией АА Крылова. JL: ЛГУ, 1980.272 с.
  239. Проблема общения в психологии/ под редакцией Б. Ф. Ломова М: Наука, 1981. 280 с.
  240. Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума / Под редакцией XJI Лийметса. Таллин: Таллинский университет, 1979.107 с.
  241. Психологический словарь / под редакцией ВВ. Давыдова, AJB. Запорожца, Б. Ф. Ломова и до. М: Педагогика, 1983.448 с.
  242. Психология. Словарь / Под редакцией АВ. Петровского, МГ. Ярошевского. М: Политиздат, 1990.494 с.
  243. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия группы и личности школьника: Сборник статей. Киев, 1975.174 с.
  244. Паколого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /11од редакцией АА Бодалева, BJL Ляудис. М, 1980.174 с.
  245. Психолото-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе: Межвузовский сборник научных трудов. Я, 1988.168 с.
  246. Радзиховский ЛА Диалог как единица анализа сознания // Познание и общение / Ответственный редактор Б. Ф. Ломов, МКоул. М: Наука, 1988. С2434.
  247. Развитие личности: проблемы поиски, решения / под редакцией АВ. Мерикова. Свердловск, 1989.114 с.
  248. Л.О. Понятие и слою. Л, 1958.241 с.
  249. РоовегЭЛ Обучение речевому общению. Таллин: Валгус, 1984.131 с.
  250. Рубинштейн С JI Бьпие и сознание. М, 1957.109 с.
  251. Руткевич М Шюош: социальный кризис и коммерциализация // Народное образование. 2000. №:8. С. 512.
  252. Савенкова JLA. Формирование коммуникативных умений воспитателя в педагогическом вузе: Авгореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1987.16 с.
  253. Саратовский В Л Социальная система: статус и структура. Новосибирск, 1985. 139 с.
  254. Г. Воспитательная технология самосовершенствования школьника // Народное образование. 2000. №:1. С. 14.
  255. Г. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. 2000. №:9. С.9−25.
  256. Скалкова НМ Я и коллектив Методология и метода педагогического исследования. М: педагошка, 1989. 224 с.
  257. СкаткинНМ Проблемы современной дидактики. М: Педагогика, 1987.96 с.
  258. Т.Т. Доверительность в отношениях с окружающими как специфическая характеристика общения в ранней юности // Общение и формирование личности школьника. М, 1987.С.9−21.
  259. ЛС. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации детей и подростков/ под редакцией ЛИ Божович, ЯВ. Благонадежиной. М, 1972. С. 57.
  260. З.С. Пед агогическое общение. М, 1999. 232 с.
  261. З.С. Азбука общения. Самара, 1994. 203 с.
  262. Сметанина HIT. Использование невербальных средств общения при обучении лексике русского языка как неродного: Авгореф. дис. на соискание ученой степени канд пед наук. Новгород 1994. 16 с.
  263. Г. Коммуникативные умения учителя // Народное образование. 1999. №:½. С. 17.
  264. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М: Наука, 1988. 232 с.
  265. ВБ. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 190 с.
  266. ВБ. Речевая культура шкоипликов. Горький, 1989. 181с.
  267. ВМ. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мекгек, 1979.116 с.
  268. ГЯ. Стилистика текста: Учебное пособие. М, 1997. 252 с.
  269. Соловейчик CA Человек свободный // Первое сентября. 1997. №:5. СЗ
  270. Сорока- Росинский ВН. Педагогические сочинения. М^ 1991. С20−37.
  271. ЛФ., Степинский MJI, Фрумкин MJ1 Учебно-воспитательные ситуации и решение педагогических задач. Ярославль, 1974. 129с.
  272. Сгернин ИА Общение в современном обществе. Воронеж, 1991. 92 с.
  273. ВВ. Самопознание личности. М, 1983. 272 с.
  274. IT. Подготовка студентов к педагогическому диалогу: Дис. канд. пед-наук. СПб., 1993.19 с.
  275. Сухомлинский В, А О воспитании. М: Политиздат, 1979.270 с.
  276. Сухомлинский В, А Духовный мир школьника. Избранные произведения в 5 ти томах. Киев: Радяньска школа, 1979. т.1. С32.
  277. Сухомлинский В, А Избранные произведения: в 5 -ти томах, т.1. Киев, 1979. С. 93.
  278. НФ. Управление процессом усвоения знания. М: МГУ, 1984.344 с.
  279. ИС. Психологические факторы подготовки будущих учителей к диалогическому общению: Авгореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.18 с.
  280. Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетенции. Ижевск, 1994.75 с.
  281. Г. С. Обучение студентов педагогической технике: Авгореф. дис. канд. пед. наук М, 1991.18 с.
  282. Тышков ММ Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. №:1.С.25
  283. Учителю о педагогической технике / Под редакцией ЛИ. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.160 с.
  284. TH., Павлова НД, Зачесова ИА Речь человека в общении. М, 1989. 308 с.
  285. Ушакова TJ-L Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. 1985. № 2. С.15−21.
  286. Ушинский КД Человек как предмет познания. Собрание сочинений. М., 1950. т.8.
  287. Ухтомский АА Путь в незнаемое. М, 1973.278 с.
  288. КВ. Невербальные средства общения в деятельности учителя: Авгореф. дис. на соискание ученей степени канд пед. наук. М., 1995.16с.
  289. Философский энциклопедический словарь /Редколлегия: С. С. Аверинцев, ОА Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М: советская энциклопедия, 1989.815 с.
  290. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения: Перевод с англ. М.: Наука, 1990.212 с.
  291. Фридман JIM, Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М: Просвещение, 1991.288 с.
  292. ИК. Невербальное взаимодействие учителя со школьниками // Биология в школе. 1991. №:4.С.1925.
  293. ФЛ. Интенсификация подготовки будущего учителя к педагогическому общению: Дис. канд пед наук Казань, 1991.223 с.
  294. АУ. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М., 1981.345 с.
  295. X. Мошвация и деятельность. В 2 х томах. М: Педагогика, 1986. т.1. 407 с.
  296. ЛБ. Воспитание коммуникативно ориентированной личности младшего школы гика средствами иностранного языка: Авгореф. на соискание ученой степени канд пед наук. М, 1997.20 с.
  297. АЛ. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2000. 176 с.
  298. Шакуров PX Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М: просвещение, 1990.208 с.
  299. В.Ф. Эксперимент продолжается. М, 1989. С. 4.
  300. RE. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.51 с.
  301. НЕ. Практикум педагогической технологии. М, 1998. 250 с.
  302. Щерба JLB. Языковая система речевой деятельности. Л: Наука, 1974.215 с.
  303. Щетинин MJI Объять необъятное: Записки педагога. М, 1986.207 с.
  304. B.C. Светлая радость познания. М., 1977.57 с.
  305. ПМ. Общение людей как социально психологическая проблема. М.: Знание, 1973.32 с.
  306. Я. Социально психологические проблемы диалога в процессе сотрудничества между людьми // Психолингвистика за рубежом. М: Наука, 1972. С.88−101.1. Мотивы общения
  307. Прочитайте вопросы, выберите вариант ответа, иллюстрирующий Вашу позицию, подчеркните его. Отвечая на третий вопрос анкеты, формулируйте ответ самостоятельно.
  308. Как Вы считаете, можно ли отказаться от общения?- да- нет
  309. Ваш отказ от общения носит характер: — постоянного- преимущественного- от случая к случаю
  310. Перечислите причины, по которым Вы отказываетесь от общения.
  311. Примечание: в процессе констатирующего эксперимента анкета предлагалась без ее названия, так как оно могло спровоцировать ответы, правильные, по мнению участника эксперимента, но не вполне искренние.
Заполнить форму текущей работой